Сочтемся как пишется правильно

Как правильно пишется слово обидевший /gt;привет! меня зовут лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать карту слов. я отлично умею

Как правильно пишется слово «обидевший»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дурашливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «обидевший&raquo

Предложения со словом «обидевший&raquo

  • Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Цитаты из русской классики со словом «обидевший»

  • Она теперь только поняла эту усилившуюся к ней, после признания, нежность и ласки бабушки. Да, бабушка взяла ее неудобоносимое горе на свои старые плечи, стерла своей виной ее вину и не сочла последнюю за «потерю чести». Потеря чести! Эта справедливая, мудрая, нежнейшая женщина в мире, всех любящая, исполняющая так свято все свои обязанности, никого никогда не обидевшая, никого не обманувшая, всю жизнь отдавшая другим, — эта всеми чтимая женщина «пала, потеряла честь»!

Значение слова «обидевший&raquo

1. прич. прош. вр. от обидеть (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «обидевший&raquo

1. прич. прош. вр. от обидеть

Предложения со словом «обидевший&raquo

Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Одни спят бесчувственно, другие бодрствуют к сожалению и несчастию, составляя козни, заботясь о деньгах, придумывая, как бы отомстить обидевшим их, питая вражду, припоминая оскорбительные слова, сказанные днём, и таким образом воспламеняют огонь гнева и совершают непростительные дела.

Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам он сильно терзается; и как обижаемые молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан.

Синонимы к слову «обидевший&raquo

  • оскорбивший
  • обижавший
  • обиженный
  • обижаемый
  • обижающий

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

«ОбидЕвший» или «обидИвший» – как правильно пишется?

Правила написания гласных – одна из самых больших загвоздок русского языка. Чаще всего ошибки в правописании допускаются именно в словах, где тяжело определить правильную гласную. Правила бывают неоднозначны, а учитель во время диктанта строго исправляет ошибки красной пастой. Запомнить правописание помогут, в первую очередь, правила, а также некоторые советы, которые помогут понять состав слова и облегчат запоминание. Обидевший как пишется – вопрос, который вызывает сомнения даже у взрослых.

  • Грамматическое и лексическое значение слова
  • Орфографическое правило
  • Примеры для запоминания правописания

Грамматическое и лексическое значение слова

Частью речи является причастие, которое образовалось от другой части речи – глагола «обидеть». Причастие находится в начальной форме, в именительном падеже, единственном числе. Причастие мужского рода. К постоянным признакам относятся следующие:

В прошедшем времени.

В совершенном виде.

Непостоянные признаки включают единственное число, мужской род, полную форму и именительный падеж.

Лексическое значение слова: человек, который кого-то обидел, обидчик.

Орфографическое правило

Теперь размеремся, как правильно — обидевший или обидивший. Причастие образовано от глагола «обидеть». Мы можем определить, что глагол относится ко второму спряжению – является исключением. В начальной форме в окончании глагола стоит гласная буква «е». Эта же гласная сохраняется и в других частях речи, образованных от данного глагола, в том числе, причастия и деепричастия. Это распространяется не только на настоящее время, но и на прошедшее, в котором использовано причастие.

Обидевший или обидивший

Примеры для запоминания правописания

Используя примеры предложений, будет легче запомнить правильно написание слова:

Хулиган, обидевший мою сестру, получил от меня очень ценный урок на всю жизнь о том, что не стоит трогать маленьких девочек».

Человек, обидевший меня ради смеха, не может быть моим другом.

Дворовый пес, обидевший домашнюю собаку во время прогулки, убежал, поджав хвост при виде ее хозяина.

Старшеклассники, обидевшие учителя по математике, получили на следующий день сложную контрольную работу.

Используйте правила и примеры, чтобы навсегда запомнить правописание слова «обидевший».

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОБИДЕВШИЙ»

См. тж. инфинитив обидеть, от которого образовано слово «обидевший».

  • 1-ый вариант

1) Транскрипция слова «об и́ девший»: [об❜ и́ д❜и е фшыj❜].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
о [о] гласн., безударный ; ниже см. § 23, прим. к § 69.
б [б❜] согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и [ и́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 5.
д [д❜] согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е [и е ] гласн., безударный ; ниже см. §§ 52, 55.
в [ф] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Звонкий парный перед глухим оглушается (см. ниже § 85). Таким образом, звонкий парный [в] перед глухим [ш] заменяется на глухой [ф]. Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый.
ш [ш] согл., тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106.
и [ы] гласн., безударный ; ниже см. § 7.
й [j❜] согл., мягк. (непарн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. Ниже см. § 69.

9 букв, 9 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изб а́ , игр а́ ть, издав а́ ть; б) после гласных: кро и́ ть, сто и́ т, ст о́ ит, поигр а́ ть; в) после мягких согласных: с и́ ла, т и́ на, вить, ч и́ стый, щи, стир а́ ть, пил а́ , щип а́ ть, в ы́ бить.

§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жил а́ , в ы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, в ы́ шыт ❜ , цынк]).

§ 23. Буква ё (или буква е в тех случаях, когда над ней возможна постановка двух точек) в начале слова и после гласных обозначает сочетание [йо], т. е. ударяемый гласный [о] с предшествующим [й]: ёлки, ёж, даём, заём (произносится [й о́ лки, йош, дай о́ м, эайом`]). То же обозначает буква ё после ь и ъ: льёт, пьёшь, вьём, муравьём, съёмки (произносится [л ❜ йот, п ❜ йош, в ❜ йом, мурав ❜ й о́ м, с ❜ й о́ мки и сй о́ мки]).

§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ ь ] и [ъ]. Гласный [ ь ] обозначается обычно буквой е, но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а), но в некоторых случаях также буквой е

Примечание. Гласные [ ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. к а́ пля и по к а́ пле (произносится [к а́ пл ❜ ъ] и [па-к а́ плъ]).

§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ ь ] 1 . Ср. в ы́ беру (произносится [в ы́ б ь ру]), в ы́ лезу (произносится [в ы́ л ь зу]), в ы́ чет (произносится [в ы́ ч ь т]), п а́ лец (произносится [п а́ л ь ц]); ол е́ ней, сос е́ дей (произносится [ал е́ н ь й], [сас е́ д ь й]); к а́ плей, б а́ ней, т у́ чей, р о́ щей (произносится [к а́ пл ь й], [б а́ н ь й], [т у́ ч ь й], [р о́ щ ь й]); арм я́ не, горож а́ не (произносится [арм ❜ а́ н ь ], [гъраж а́ н ь ]); в д о́ ме, в п о́ ле, на с е́ не (произносится [в-д о́ м ь ], [ф-п о́ л ь ], [на-с е́ н ь ]); к раб о́ те, в б а́ не, в р о́ ще (произносится [к-раб о́ т ь ], [в-б а́ н ь ], [в-р о́ щ ь ]); крас и́ вее, угр ю́ мее (произносится [крас и́ в ь й ь ], [угр ❜ у́ м ь й ь ]); деш е́ вле, бог а́ че (произносится [де е ш е́ вл ь ], [баг а́ ч ь ]), ст а́ нешь, б у́ дешь, пл а́ чешь (произносится [ст а́ н ь ш], [б у́ д ь ш], [пл а́ ч ь ш]); ст а́ нет, б у́ дет, пл а́ чет (произносится [ст а́ н ь т], [б у́ д ь т], [пл а́ ч ь т]); ст а́ нем, б у́ дем, пл а́ чем (произносится [ст а́ н ь м], [б у́ дем], [пл а́ ч ь м]); ст а́ нете, б у́ дете, пл а́ чете (произносится [ст а́ н ❜ те], [б у́ д ь те], [пл а́ ч ь т ь ]); ст а́ ньте, б у́ дьте, пл а́ чьте, куп и́ те, клад и́ те (произносится [ст а́ н ❜ т ь ], [б у́ т ❜ т ь ], [пл а́ чт ь ], [куп и́ т ❜ ], [клад и́ т ь ]).

В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ ь ]):

в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зл о́ е, друг о́ е (может произноситься [зл о́ йъ], [друг о́ йъ]); ст а́ рое, д о́ брое (может произноситься [ст а́ ръйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нье, пт и́ чье (может произноситься [бар а́ н ❜ йъ], [пт и́ чйъ]);

в словах дв о́ е, тр о́ е (может произноситься [дв о́ йъ], [тр о́ йъ]);

в тв. п. ед. ч. существительных: к а́ мнем, уч и́ телем, пл а́ чем (может произноситься [к а́ мн ❜ ем], [уч и́ т ь л ❜ ъм], [пл а́ чъм]);

в род. п. мн. ч. существительных: бр а́ тьев, ст у́ льев, с у́ чьев (может произноситься [бр а́ т ❜ йъф], [ст у́ л ❜ йъф]. [с у́ чйъф]);

в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: м о́ ре, п о́ ле, сч а́ стье (может произноситься [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [щ а́ с ❜ т ❜ йъ]).

Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ ь ]: [зл о́ й ь ], [дв о́ й ь ], [к а́ мн ь м], [ст у́ л ❜ й ь ф], [м о́ р ь ].

1 Гласный [ ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж ❜ ж ❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ: ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щ у́ ка, шёлка (произносится [щ о́ лкъ]), щ е́ пка, пищ а́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изв о́ зчик (произносится [изв о́ щик]).

§ 85. На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например: на месте б: [тр у́ пки] (тр у́ бки), [ск о́ бки] (ск о́ бки), [р о́ пкъ] (р о́ бко), [дупк и́ ] (дубк и́ ), [хл е́ пцъ] (хл е́ бца), [аз ❜ а́ пшый] (оз я́ бший);

на месте в: [тр а́ фк ❜ ] (тр а́ вка), [л а́ фка] (л а́ вка), [кан а́ фкъ] (кан а́ вка), [л о́ фкъ] (ловко), [лафц а́ ] (ловц а́ ), [з а́ фтръ] (з а́ втра), [фс ❜ о] (всё), [фсх о́ ды] (всх о́ ды), [фхот] (вход), [фтар о́ й] (втор о́ й), [фскип и́ т] (вскип и́ т), [ф-шк о́ лу] (в шк о́ лу);

на месте г: [астр и́ кшыс ❜ ] (остр и́ гшись), [прадр о́ кший] (продр о́ гший);

на месте д: [л о́ тк ❜ ] (л о́ дка), [р е́ ткъ] (р е́ дко), [скл а́ тки] (скл а́ дки), [сл а́ ткъ] (сл а́ дко), [гр ❜ а́ тки] (гр я́ дки), [п о́ тпис ❜ ] (п о́ дпись);

на месте ж: [кн и́ шки], [л о́ шки], [бум а́ шки], [р о́ шки-дъ-н о́ шки] (р о́ жки да н о́ жки), [стар о́ шкъ] (стор о́ жка), [падр у́ шкъ] (подр у́ жка);

на месте з: [н и́ скъ] (н и́ зко), [ у́ ск ❜ ] ( у́ зко), [р е́ скъ] (р е́ зко), [ск о́ л ❜ скъ] (ск о́ льзко), [лес ❜ ст ❜ ] (лезть).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

обидевший

Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича князя Можайского, долго враждовавшего с великим князем Василием Тёмным . Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 году князь Воротынский бежал в Москву из Литвы, Симеон и воевода… … Биографический словарь

Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича кн. Можайского, долго враждовавшего с вел. князем Василием Темным. Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 г. кн. Воротынский бежал в Москву из Литвы, С. и воевода Юрий Глебович… … Большая биографическая энциклопедия

Обида личная — (injuria римского права), как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича кн. Можайского, долго враждовавшего с вел. князем Василием Темным. Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 г. кн. Воротынский бежал в Москву из Литвы, С. и воевода Юрий Глебович… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОНАН-ВАРВАР — «КОНАН ВАРВАР» (Conan the Barbarian) США, 1981, 129 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм. В давние времена, за 12 тысяч лет до нашей эры, молодой воин Конан, атлетически сложенный и сильный духом, мстит злому правителю Талсе Думу за… … Энциклопедия кино

Личная обида — Обида изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия

Обида — Обида  изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия

На чтение 27 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Автор:

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе писать сочинения под заданиями 8, 9,15,16,17 обязательно!

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.

*- Такой совет имеет место быть, если Вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в Вашем сочинении «сами собой».

Scr01-3.jpg

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой  , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления —  это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод. 

  1. Традиционное.  Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. 

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…».
  2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
  4. Дневниковый. «
  5. Цитатный. «.

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю! 

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

Scr02-2.jpg

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы.  Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Для основной части:

  • Автор повествует о …
  • Автор описывает …
  • Поэт показывает …
  • Писатель размышляет о …
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Идея … выражена в стихотворении …
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе …
  • Вспомним героя повести…
  • Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

1. Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

2. Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

  1. Выбирая тему, убедитесь, что хорошо знаете это произведение и сможете развернуто написать о нем полноценную письменную работу.
  2. Составьте план! Пусть он будет коротким, но четким и поможет вашему сочинению выглядеть убедительно.
  3. Напишите тезисы, которые смогут лучше раскрыть выбранную тему и ярче осветить ее. Каждый тезис должен представлять собой одно-два предложения или даже всего несколько слов.
  4. Пишите сочинение на черновик. Это поможет не только избежать грамматических ошибок, но также увидеть текст проблемы со стороны и понять, чего же ему не хватает. Однако внимательно следите за временем, заложив на написание чистового варианта как минимум треть общего экзаменационного времени.
  5. Переписывайте материал на чистовик, но не забудьте внимательно перечитать работу перед тем, как сдавать ее на проверку.

3. Пользуйтесь шаблонами

В любой другой ситуации шаблон — это плохо. Здесь же он помогает сэкономить время и сохранить жесткую структуру написанного вами сочинения. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.

Так, например, во вступлении можно использовать следующие фразы:

  • «Эта тема давно волнует человечество»,
  • «Над этой проблемой задумывался не один автор, и (Имя Автора) также не был исключением».

А в заключении уместно будет сказать:

  • «Это произведение учит нас…»,
  • «Подводя итог, можно сказать, что…» и т. д.

Не стесняйтесь использовать такие выражения, как:

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора»,
  • «Авторская позиция заключается в…»,
  • «Данная тема отображена в…» и т. д.

Однако не забывайте о том, что ваша личная позиция интересует членов комиссии гораздо меньше, чем изложение конкретных фактов и взглядов именитых критиков русской литературы.

4. Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

5. Пользуйтесь терминами

Хорошее знание терминологии поможет вам получить высокий балл на экзамене. В сочинении рекомендуется упомянуть как минимум пять литературоведческих терминов, причем, необязательно самых сложных: слова «эпитет», «лирическое произведение» и «завязка» тоже считаются.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Остальные критерии:

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения). Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.
  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Автор: · Опубликовано 19.01.2018 · Обновлено 11.08.2018

Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1.     Эта тема давно волнует человечество;

2.     Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

3.     (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»;

4.     Эта тема интересует многих писателей.

Обозначение проблемы 1.     (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …;

2.     (Название проблемы) актуальна и по сей день;

3.     Данную проблему автор затрагивает в своём произведении.

Комментарий проблемы 1.     Эта/данная проблема означает…

2.     Автор хочет донести до нас…;

3.     Суть проблемы состоит в том, что…

Авторская мысль 1.     Авторская позиция заключается в том, что…;

2.     В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3.     Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

4.     Автор убеждает нас  в том, что…

Собственное мнение 1.     Я полностью разделяю точку зрения автора;

2.     Позиция автора близка и мне;

3.     Нельзя не согласиться с (имя автора);

4.     Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения.

Литературная аргументация 1.     Основная мысль чётко выражена в произведении (название);

2.     Данная тема отображена в (название произведения);

3.     Эта проблема/тема волновала многих писателей;

4.     Эта тема встречается во многих произведениях.

Заключение 1.     Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность;

2.     Сложно не согласиться с авторским мнением;

3.     Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4.     Подводя итог, можно сказать, что….;

5.     Как мы видим…

Примерные темы

  1. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
  2. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?
  3. Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
  4. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
  5. Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
  6. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  7. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990‑2000-х годов)
  8. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина
  9. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
  10. Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?
  11. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».)
  12. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
  13. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
  14. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
  15. Какую роль в формировании духовного мира Григория сыграла семья Мелеховых? (По роману М. А. Шолохова«Тихий Дон»)

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

  1. Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
  2. Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
  3. Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
  4. Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Пример сочинения

Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.

Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.

Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
  4. Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
  5. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.

Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.

Автор: Алёна Бузькевич

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

Содержание

План

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

Джакупова C.C.

foto.png

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

</span>

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

</span>

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. sochinenie-po-literature-2.jpgОпределитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Используемые источники:

  • https://lit-ege.ru/sochinenie-17-v-egje-po-literature/
  • https://ruseducenter.ru/blog/ege/sovety-kak-nauchitsya-pisat-sochineniya-po-literature-na-ege-na-otlichno/
  • https://literaguru.ru/kak-napisat-sochinenie-na-ege-po-literature-na-otlichno/
  • https://edunews.ru/ege/literatura/kak-pisat-sochinenie.html

  • Сочинить современную сказку 7 класс
  • Сочиняем сказки по картинкам подготовительный возраст
  • Сошелся как пишется правильно слово
  • Сочинить сказку про щенка
  • Сочинить сказку про предмет с которым начали происходить чудеса