Сочинялка ру итоговое сочинение

Многомудрый литрекон предлагает вам итоговое сочинение на тему: каким путем человек идет к самому себе?. аргументы, тезисы, заключения, примеры

Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: «Каким путем человек идет к самому себе?». Аргументы, тезисы, заключения, примеры — все здесь в ассортименте. Приятного просвещения!

Вариант 1

(433 слова) Дорога к самому себе — это тернистый путь самопознания и рефлексии. Необходимо задавать себе сложные и неудобные вопросы, уделять время и силы поиску ответов и оставаться честным, что бы ни случилось. Этот процесс подробно описывали многие авторы, обратимся к их произведениям за примерами.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизненный путь Петра Гринева по направлению к себе пролегал через испытания и трудности. Лишь невзгоды и новые вызовы судьбы раскрыли его истинный характер, показали, кем он является на самом деле. Чтобы закалить волю сына и сделать из него воина, отец отправил Петра в отдаленную часть, а не в столичную гвардию. Еще в пути Гринев стал проходить первые проверки на прочность. Он проиграл крупную сумму денег, напился, поссорился с Савельичем и понял, что был не прав. Эти уроки помогли ему исправиться и проявить добродетель в других случаях, когда ставки были более высоки. Так, Петр смог постоять за честь возлюбленной на дуэли и даже простил его обидчика. А во время обороны крепости он проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев не предал Родину и не изменил присяге, хотя за это ему грозила смерть. Выдержав все испытания и преодолев препятствия, Петр понял себя и свое предназначение. Именно эти события показали его истинную натуру, которая не могла проявиться во всем своем великолепии при рутинных обстоятельствах. То, что герой записал все это, отражает его рефлексию — попытку дать себе оценку и извлечь опыт.

Такая же трудная и напряженная дорога к себе была у Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сначала герой искал свое предназначение на войне. Его кумиром был Наполеон, его целью — Тулон. Он хотел славы и величия. Но реальная картина боя изменила его иллюзорные представления о природе сражений. Он увидел лишь грязь и кровь. Ранение под Аустерлицем и ненужный подвиг заставили его переосмыслить свою жизнь и признать ошибку. Следующим этапом были его попытки реализовать себя в деле помещика, а затем и на поприще реформатора. Но и эти направления со временем разочаровали Андрея. Семейная жизнь тоже не удалась, ведь невеста изменила ему. Но все эти события вели героя к более глубокому пониманию себя и своих потребностей. Именно поэтому в финале своей жизни Болконский смог осознать такую высшую мудрость, с которой не живут. Он полностью принял и познал себя, мир, суть своего пути и предназначения. Как он к этому пришел? Методом проб, ошибок и серьезных раздумий над ними.

Таким образом, человек идет к себе дорогой, состоящей из рефлексии, самоанализа и испытаний. Только разговор с собой и самокопание позволяют дойти до глубинной сути личности и найти для нее наиболее полную реализацию в мире. Преодоление терний и, что важнее, себя самого — вот путь, который ведет людей к самим себе.

Вариант 2

(375 слов) Путь человека к самому себе определяется его природой. Кто-то находит себя в рефлексии и самоанализе, а кто-то — в деятельности и активности, которые реализуют потенциал личности и указывают ей направление. А кто-то видит свое истинное лицо только в испытании или же при свете вспышки любовного чувства. Чтобы лучше разобраться в это теме, проанализируем книги известных писателей.

Вспомним психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был очень развитым и образованным человеком. Он много размышлял о себе и своем предназначении в мире. Все свое время он посвятил разгадке тайны собственной личности. Этот вопрос — главная тема его журнала. Герой не только думал о себе, но и писал, анализировал, делал выводы, то есть превратил самокопание в научную работу. Более того, в этой деятельности было место экспериментальной части и практическим занятиям. Ради проверки и изучения самого себя он участвовал в дуэлях, бросался на пьяного казака, похитил девушку, обманул другую, разрушил семью третьей и так далее. Все это он делал не столько ради развлечения, сколько для открытия новых граней и возможностей своей натуры. Таким образом, жизненный путь Печорина к себе — это интеллектуальная активность, сопряженная с экспериментами и ведением отчетности.

Совсем иной пример можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Агафья Пшеницына едва ли могла бы сформулировать свое жизненное кредо и дать оценку своей судьбе. Эта женщина была ограниченной, автор даже употребляет прилагательное «тупой». Она занималась бытом и детьми, на это уходило все ее время, ведь денег у вдовы чиновника было мало. Как же она шла к себе? Именно физическая активность была ее методом постижения своей натуры. В делах и заботах Агафья выражала себя и реализовывала собственные возможности. В ее доме всегда было чисто, уютно, по-человечески тепло и душевно. Она умела создать семейный очаг, маленькую версию Обломовки. На это нужны не только материальные, но и духовные ресурсы. Героиня тоже была в процессе самоидентификации, но не посвящала себе повести, а трудилась во благо близких и генерировала домашнюю атмосферу, выражающую ее суть.

Таким образом, путь к себе у каждого человека свой, нет какой-то универсальной рецептуры, подходящей для всех. Важно нащупать свою индивидуальную тропу, которая ведет именно к вам, а не к той версии вас, которую хотели бы видеть другие люди. Познать себя можно и интеллектуальным, и физическим, и духовным трудом. Главное, чтобы результат соответствовал вашей сущности.

На чтение 25 мин. Просмотров 2 Опубликовано

1.Кротость (Гал. 5:23; Мф. 11:29)

2. Смирение (Мф. 11:29)

Смирение, как и другие благородные качества характера человека, приобретается, как правило, путем настойчивой работы над собой: пользуясь перерождающим действием Духа Святого, человек и сам должен прилагать к этому все свои силы. Это означает, что если человек хочет иметь кротость и смирение, то работу эту он не должен возлагать на Бога и ожидать, пока Бог это сделает, а с помощью Божией, прилагая и все свои силы, должен достигать этого. От того многие и бедны этими основными качествами, определяющими христианина, что пришедши ко Христу, они ограничились этим, а приобретение кротости и смирения возложили на Господа.

Что такое смирение вообще? Смирение — это качество характера человека, совершенно противоположное гордости. Если гордый превозносит себя, считая себя выше других, то смиренный — наоборот, себя ставит ниже других, как написано в Фил. 2:3 “…почитайте один другого высшим себя”. В “Толковых словарях” слово “смирение” толкуется как состояние, когда человек проникнут сознанием своих слабостей, своих недостатков, о чем гордый никогда не думает и даже не способен признать, что это у него есть. Смирение — это чувство самоунижения, сокрушение, раскаяние, скромность. Соединение указанных качеств и есть смирение. В словаре Ожегова слово “смирение” толкуется: “отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле”.

В народе сложилось понятие: “смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение (Сл. В. Даля, том 4, стр. 235) и там же: “Смирение — девичье (или молодцу) ожерелье (украшение)”. Дева Мария, отличавшаяся смирением (Лк. 1:48), удостоилась стать таким сосудом, что через нее посредством Духа Святого воплотился Иисус Христос — истинный Бог, Спаситель мира.

Наглядным примером смирения может послужить Аполлос. Хотя он был и красноречив и сведущ в Писании, но когда простые рядовые члены церкви Акила и Прискила пригласили его к себе и стали точнее объяснять путь Господень, то он в простоте, без всякой гордости и кичливости, воспринял их объяснения и потом много содействовал уверовавшим благодатию” (Деян. 18:24-27). Так Бог смиренным дает благодать, а они потом и другим содействуют этою благодатию.

Во Христе смирение особенно выразилось в том, что несмотря на то, что Он был вечный Бог, однако если нужно было совершить наше спасение, Он “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной…” (Фил. 2:6-7).

3. Смиренномудрие (мудрость)

Слово “смиренномудрие” и в Слове Божьем, и в быту верующих встречается часто. Часто его можно слышать в проповедях, молитвах и даже в разговорах. Большинство верующих думают, что это что-то высокое, святое, благородное; но настоящий смысл слова понимают очень немногие; и потому, всех, стремящихся к познанию, приглашаю поразмыслить над этим.

К сожалению, в “Толковых словарях” этого слова нет, и нам придется позаимствовать из словарей объяснение двух слов: смирение и мудрость, потому что само слово это составное, состоящее из этих двух слов. И как мы разобрали, что смирение — это одно из основных качеств характера человека, его морального облика, выражающегося в самоунижении и не превозношении себя в сравнении с другими, то остановимся вкратце, что такое мудрость? У Ожегова толкуется: “мудрость, есть глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт”. У В. Даля — мудрый — в высшей степени разумный и благонамеренный (имеющий добрые намерения). В. Даль приводит народную пословицу: До шестидесяти лет мудрым не бывать”. “Всякая мудрость от Бога” (Том II, стр. 357).

Приведенные толкования и объяснения говорят за то, что мудрость — это глубокий ум и мудрым считается тот, кто в высшей степени разумен и эту разумность применяет в полезном, на пользу и себе, и людям. В народе сложилось понятие, что мудростью обладать могут лишь прошедшие длительный жизненный путь, дожившие до 60 лет. И этого отрицать, конечно, нельзя.

Но Слово Божие нам открывает и другой путь, когда мудростью можно обогатиться и до 60 лет, и вообще независимо от возраста (Иак. 1:5-8). Так, в свое время Соломон получил от Бога такую мудрость, какой не имел никто (3 Цар. 4:29-31), будучи еще молодым. Получать мудрость от Бога не только доступно каждому верующему, но даже само Слово Божие побуждает нас к этому (Иак. 1:5). Что этому мешает — в основном то, что просящие у Бога мудрости, не имеют смирения. Потому-то слово “смиренномудрие” и составлено из двух слов: смирение и мудрость, и смирение стоит первым, с чего и нужно начинать тому, кто хотел бы выпросить у Бога мудрости.

Слово Божие учит, что мудрость человеческая бывает даже несоответствующая тому, что следует называть мудростью (1 Кор. 3:19). “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна…” (Иак. 3:17).

Итак, остановившись обстоятельно на том, что есть мудрость (а смирение мы разбирали в пункте 2), нам становится вполне ясно, что смиренномудрие — это соединение двух качеств: смирения и мудрости. Но зачем нужно эти два качества иметь соединенными? Это нужно потому, что человек по своей природе если заме чает, что он умнее других, то естественно и начинает себя ставить выше других, или, как говорят обычно: “задирать нос”, что есть самое нетерпимое в очах Божиих. А обладающий смиренномудрием будет и мудрее других и не будет превозноситься перед ними, а наоборот: “по смиренномудрию почитать один другого высшим себя” (Фил. 2:3). Вот почему Слово Божие требует, чтобы верующие, если они воскресли со Христом (Кол. 3:1), то облеклись в смиренномудрие (Кол. 3:12).

4. Благоговение

Бог от людей требует благоговения и бывает очень огорчен, когда люди, народ Божий, его не проявляют (Мал. 11:6; Евр. 12:28). Но чтобы служить Богу с благоговением, нужно ясно понимать, что такое благоговение? Не понимая этого, как же можно проявлять его?

В словаре Ожегова благоговение толкуется “глубочайшее почтение”. У В. Даля — “сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!”. Эти толкования не противоречат, а наоборот, всесторонне объясняют смысл слова. Благоговеть можно и не перед Богом, а перед чем-то другим, к чему люди относятся с особенной почтительностью, но мы здесь рассмотрим лишь благоговение перед Богом в служении Ему. К благоговению В. Даль относит и такое: смиряться в ничтожестве своем перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется. Итак, благоговение перед Богом — это форма наших отношений к Богу, которые должны быть такими, как гласит сам смысл этого слова, как мы уже рассмотрели выше. И если даже Иисус Христос благоговел перед Отцем (Евр. 5:7), то как же мы можем поступать иначе?

Неблагоговение перед Богом в высшей степени огорчает Бога (Мал. 1:6) и очень опасно тем, что “…подобно тени недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом” (Еккл. 8:13). Только благоговение перед Богом помогло Иосифу устоять в искушении (Быт. 39:9). А Каин, будучи неблагоговейным перед Богом (Быт. 4:9), действительно со всем недолго продержался и преступление свое совершил даже тогда, когда на это его никто не наталкивал.

Ковчег Ной строил, благоговея (Евр. 11:7). Будем служить Богу благоугодно, с благоговением (Евр. 12:28).

image

Мы все знаем Смирение, как одну из важных христианских добродетелей. Но в современном христианстве и в целом в обществе – просто невероятное количество заблуждений на тему “смирение”. Я просто не могу вам передать, какого бреда я начитался в Интернет о том, что такое Смирение я нашёл очень мало реально достойных, отражающих суть определений.

Из-за этого большинство людей не могут для себя решить – Смирение это достоинство или недостаток? И где грань между Смирением и бездействием, слабостью и безысходностью?Смирение в современном мире на столько искажено, что большинством адекватных людей, к сожалению, оно воспринимается как недостаток.

  • Одни считают Смирение слабостью и качеством раба, признаком, прогибистости и безволия.
  • Другие – оправдывают, якобы Смирением, свою безответственность за собственную судьбу, свои бездеятельность и лень.

Но перед тем, как процитировать вам, что пишут о Смирении священники и другие люди, что реально меня насмешило и опечалило одновременно, рассмотрим адекватные определения Смирения и суть данного вопроса.

Что такое Смирение?

Одно из определений Смирения:

Смирениеэто Принятие + Активность!

  • Принятие – это способность воспринимать жизнь и любые события без негатива, то есть спокойно и добродушно.
  • Активность – это ответственность + действия направленные на устранение возникающих проблем и неприятностей, и на достижение желаемой цели.

Смирение – это качество терпения и преданности выбранной цели и взятым обязательствам, это способность пройти любые лишения и трудности, все испытания судьбы с Честью, но выполнить свой Долг достойного и до конца.

image

То есть, Смирение – не предполагает пассивного ожидания, пока проблема “рассосётся” сама  или пока нечто свершиться по чей-то милости без усилий самого человека.

Смирение – не предполагает потакания Злу, пороку, слабости ни в себе, ни в других людях. Смирение – не должно оправдывать Зло! Тот кто оправдывает зло и бездействует – сам совершает не меньшее зло!

Смирение – это не рабское качество, и оно не предполагает отказ от своих достоинств, не предполагает прогибистость и лицемерие перед другими.

Смирение с точки зрения верующего человека

Истинное Смирение для верующего – это внутренне и безоговорочное принятие своей малости перед Богом, Творцом. Каких бы высот в жизни ты не достигал – задача всегда оставаться учеником Бога и Высших Сил, уметь принимать Высшую Волю спокойно и с достоинством.

Но настоящее смирение, это ещё и способность быть Искренним перед собой, и Искренним перед Богом! А Искренность – предполагает признание в себе, как своих недостатков, грехов, так и всего светлого и прекрасного, что дано Богом, что есть в душе – это таланты, добродетели, вера, чувства, идеалы, цели, качества человека и мн. др. И долг человек все свои Достоинства защищать и быть за них благодарным. Помните – “Всё, что вы не в состоянии защитить, вы рано или поздно потеряете!”

Смирение – не предполагает отказ от светлого в себе, от божественного в своей душе, не предполагает самоуничижения и саморазрушения, что на самом деле является страшнейшим из грехом! А именно так, к сожалению, представляют смирение многие христианские проповедники.

Перед кем должно быть Смирение, а перед кем нет?

Смирение перед Богом (Высшими Силами)

Смирение должно быть перед Богом и перед Его Волей! Ведь Творец создал всё и вас (вашу Душу) в том числе, все Законы по которым этот мир живёт и развивается. И всё вершится по Его Воле, верит в это человек или нет. Творец – дал вам жизнь, судьбу, задачи, таланты, знания, через те условия жизни, которые вам даны.

Всегда Богу решать, что и когда вам дать или не дать, помогать или нет. Дать испытание или награду. Но Бог всё даёт по Закону, всё заслуженно, с определённой целью, и чаще всего, Его Замысел полностью разгадать и знать на перёд у вас не получиться. Поэтому – нужно учиться доверять Богу и принимать то, что даётся Высшими Силами в вашу судьбу!

Для этого и нужно Смирение! Чтобы всегда оставаться хорошим учеником Высших Сил, своей Судьбы и Жизни! Это позволяет никогда не падать и всегда двигаться только вверх!

А проблемы возникают и начинают расти, как снежный ком тогда, когда человек оказывается не способен спокойно и достойно принимать все испытания судьбы, начинает обижаться, злиться, нервничать из-за происходящего и нагнетать негатив. А негатив сразу же начинает рушить всё хорошее, что есть в жизни человека – радость в сердце, благоприятные ситуации, позитивные стремления, взаимоотношения с друзьями и близкими и т.д.

Но! Смирение перед Судьбой и обстоятельствами – это не бездействие, не безучастность, а внутреннее позитивное принятие происходящего и активные действия на изменение ситуации к лучшему: “Несчастье ещё не произошедшее – должно быть устранено!”. Всё что можно улучшить – нужно постараться улучшить!

Смирение перед людьми?

Только в очень очень редких случаях! Когда человек для вас является абсолютным авторитетом и вы сами дали ему такой кредит доверия. В основном это Духовные Учителя и Наставники, которых вы можете назвать непререкаемым авторитетами. Но у подавляющего большинства людей – таких Наставников нет.

Перед людьми должно быть не Смирение, а внешнее подчинение и внутреннее уважение, если это ваш вышестоящий руководитель. То есть, со свои руководителем вы можете быть в чём-то не солидарны, не согласны, но как хороший подчинённый вы обязаны внешне соблюсти все нормы субординации и выполнить данное вам поручения. А вопрос – высказывать своё несогласие с чем-то или нет, это уже как у вас принято, как договорились, как построены ваши отношения с вышестоящими. Это уже совсем другая тема.

Идеал, перед вышестоящим – это сочетание внешнего подчинения перед человеком и внутреннего смирения перед Богом (ведь через каждого, кого мы встречаем на пути – с нами говорит Творец:)).

А теперь смесь весёлого и печального, что я и обещал!

Что о Смирении пишут разные люди!:)

Есть, конечно и хорошие, адекватные высказывания о Смирении и его описание, но многое – просто недопустимо в отношении собственной Души. Вот всего несколько примеров:

«Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми”

«Смирение – в признании себя из всех последним и всех более грешным»

“Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех”

“Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев”

Авторов, приводить не буду, но уверяю вас это всё высказывая авторитетных представителей Христианства.

Понятно, что Гордыню свою нужно преодолевать и убирать полностью, но зачем же душу свою унижать и разрушать? Крайности – это всегда плохо!

Если возникли вопросы – пишите мне!

С уважением, автор

Смирение – это такая степень посвященности, при которой вы не ждете ни от кого признания. Смирение дает вам возможность учиться. Тот, кто обладает смирением, никогда не будет искать у других поддержки. Все склоняют голову перед тем, кто первым склоняет голову. Быть смиренным – это не значит попадать в подчинение, это значит быть великим. Смирение появляется, когда есть любовь. Смирение – это тишина в сердце. Это значит не тревожиться, не чувствовать досады, раздражения, горечи, беспокойства, не удивляться тому, что делают вам, не думать, что вам причиняют вред. Оставаться безмятежным и спокойным, когда вас не хвалят, когда вас обвиняют, отвергают, презирают, не понимают, не ценят. Смирение – это принимать жизнь такой, какая она есть. Не выносить суждений, оценок, не отвергать жизнь, Бога, людей, а просто быть и самому признавать себя. И помнить о том, что вы здесь ради этого опыта жизни. Отвергая его, вы теряете возможности, и вам приходится заново проходить не усвоенные уроки. Принимая его, вы находите новые пути и новые вероятности. Вы наполняете свою жизнь смыслом. И таким образом вы растете.

Несмотря на все жизненные обстоятельства, в которых я нахожусь, на все мои невзгоды, трудности, ошибки, неправильные действия, неправильные решения, трусость, неуверенность, несоответствие каким-то стандартам, неумение что-то делать (…добавьте сюда всё, что откликается у вас внутри…), я люблю и принимаю себя, свое тело, свою личность, жизнь, Бога, людей и все свои жизненные обстоятельства, в которых я нахожусь, все свои невзгоды, трудности, ошибки, неправильные действия, неправильные решения, свою трусость, неуверенность, несоответствие каким-то стандартам, неумение что-то делать (…добавьте сюда все, что откликается у вас внутри…)

Потом у Наташи родилась идея поработать с аутистами. Естественно, совершенно бесплатно. И вот, сидим мы в вестибюле нашей инклюзивной школы и обсуждаем детали ее плана, сбиваясь иногда на более абстрактные темы. Добавлю, что Наташа – человек сверхначитанный, даже специально штудировали труды святых отцов. Как-то сам собой разговор принял такой неожиданный оборот.

– Всё мне в православии нравится, кроме одного противного слова, – говорит она мне. – Если б не оно, я бы давно воцерковилась и не пропускала бы ни одной службы.

– Умоляю, что за слово такое, которое главный тормоз? – я напрягла свои извилины.

– Смирение, – отвечает. – Оно везде мне встречалось и особенно раздражало. Его надо заменить. И тогда многие люди типа меня вольются в Церковь.

– Например, чем?

– Ну, хотя бы «скромностью»…

– Но это никак не синонимы. Даже не представляю православия без смирения. Сказано же, без всех добродетелей можно спастись, а без смирения никак.

Короче, поговорили мы так и разошлись. Но этот разговор почему-то никак не выветривался из головы и породил новый вопрос: как отличить истинное смирение от ложного. Кто-то из святых отцов говорил примерно следующее: «Если хочешь проверить, насколько смиренный человек, задень его. Что будет внутри, то и выльет». И захотелось послушать людей поумнее меня с практическим опытом.

Вот что мне написали.

Нина:

Пример ложного смирения: жена должна слушаться мужа, как сказано в Евангелии. Кроме того, человеку необходимо смириться со своей судьбой. Муж не любит, не заботится, иногда даже рукоприкладством занимается, а жена терпит из ложного смирения. Такая судьба. Да и идти особо некуда. Ни кола, ни двора. Не лишать же детей дома и отца. Истинное смирение: жена таки уходит от такого мужа. Одна, с двумя детьми, в никуда. Надеясь и веря Господу, то есть истинно смирившись. Молча и не жалуясь делает своё дело – работает, трудится, молится, верит. Несет свой крест. И в итоге покупает и дом, и детей на ноги ставит, воспитывает их благочестивыми людьми. И ещё один важный момент: женщина радуется жизни, несмотря на жизненные обстоятельства. Это очень важно – принять жизнь такой, какая она есть, – это и есть смирение, а вовсе не измученно скорбное лицо человека, которому «смиренно» приходится терпеть лишения.

Наталья Аржанцева:

Ложное смирение – напоказ. Или по своим представлениям (весьма туманным), что есть смирение. Головушка склоненная, в пол смотрит, рта не откроет, тупо «простите-благословите». Или вовсе – навязанная (подсмотренная) модель поведения. Типа субкультуры. Истинное смирение – плод духовной работы, не поведенческое, а внутреннее, вросшее в человека. Оно взращивается параллельно с другими добродетелями и, мне представляется, не может жить отдельно от них. Исходящие от человека мир и покой – например, такие признаки могут служить критерием. И еще, на мой взгляд, важно: смирение – это не идолопоклонство, не скакание на цыпочках перед каким-то человеком, не психологическая зависимость и не бездумная покорность всему и вся. Проблема в том еще, что о смирении очень много говорится и к нему много призывают. Между тем человек не может войти в это состояние по призыву или по желанию своему или кого-либо. Он может только коряво его изобразить. Смирение – это одно, иное – наше представление о нем. Очень важно не путать служение людям с идолопоклонством в лице людей, исполнение заповедей Божьих по отношению к людям – со стремлением потакать всем их капризам. Смирение начинается все же внутри человека, это его внутреннее состояние, проецируемое на ближних уже во вторую очередь. Потому что свет не может не светить. Но центр свечения всегда где-то внутри.

Юлия:

У нас была няня, очень продвинутая дама, трудилась регентом левого хора у нас в соборе. Врачи ей запретили ходить пешком, были какие-то проблемы с ногами. На автобусе ей было ездить дорого, и она ездила на велосипеде. Но штаны надевать ей было нельзя – старцы же сказали, что не должна женщина носить мужскую одежду. И она представляла собой феерическое зрелище: ноябрь, снег с дождем, по проезжей части едет велик, а на нем в развевающейся длинной черной юбке наша няня… Или ещё про нее история. У нее были сложные отношения с дочерью. Вот как-то она приходит очень грустная, рассказывает: «Ой, мне дочь сказала такие обидные слова! Как же она меня обидела! Нельзя так с матерью – наверное, это бесы! Но ничего, Господь все видит, у нее ведь тоже девочки растут, отольются кошке мышкины слезки!» Спрашиваю, а что, собственно говоря, случилось. Она рассказывает: «Я ей просто вежливо сказала, что с ней ни один мужик не сможет никогда жить!» Не помню, в чем была загвоздка, в порядке в доме, готовке или характере дочки. Замечание попало в точку. С первым мужем та развелась с диким скандалом, в тот момент выходила замуж за второго, все было очень шатко, наклюнулась беременность… И мама очень тактично поддержала дочку в трудный момент. И была очень сильно обижена на резкие слова в ответ.

Вера Мамбауэр:

– Истинное смирение – это когда действительно очень больно (ну, если человек обидел тебя сильно, так обидно, что после разговора с ним едешь кардиограмму делать), а ты потом всё равно прощаешь его. Ни за что. Просто потому что так велел Господь. Потому что Он сам прощал своих обидчиков. И молишься о том, чтобы Он вразумил того человека, даже посылаешь небольшой подарок.

Макс:

– Ложное смирение – это состояние, при котором ты уверен, что наконец достиг смирения. Истинное смирение – уверенность в обратном, и это состояние тобой лично не ощутимо. Истинное смирение – это состояние Бога (человек, даже уверенный в собственном несмирении, всё равно лукав).

Анжелика Камилова:

– Ох, это да, «смиряльщиков» у нас много. У подруги дочка учится в духовном училище, вот где издевательство-то! Моет девочка полы, идёт мимо воспитатель. Не понравилось качество исполнения послушания – для «смирения» было опрокинуто ведро с водой… И так на каждом шагу. Или дежурит человек в храме, вечерняя служба закончилась, все служащие торопятся домой, все ушли, кроме дежурной, которая ждёт единственного мужчину, который прикладывается к иконам. Дежурная посмела его поторопить, ей ещё мыть два здания.Мужчина демонстративно снимает рюкзак, ставит его на пол и начинает обход и прикладывание к иконам заново, даже поднялся на клирос и обошел весь второй этаж… В конце сего паломничества он прочел ей лекцию про смирение.

Зоя Чистикова:

– Смирение – принятие любой жизненной ситуации с миром в душе, без негодования, возмущения и прочих быстровозникающих порывов. Небольшая история на тему. Узнав, что существуют посты, я решила их соблюдать. В голове моментально возникла ужасающая мысль: это же на всю жизнь! И вот, наступил Великий пост. В тот пост я еще не знала, что есть Типикон и все его прелести, и поэтому не ела только молочного, мясного и яиц. Мои отношения с мужем в тот период складывались очень сложно. Война шла не на жизнь, а на смерть без перерыва на обед. И вот, прошла неделя поста, и я вдруг осознаю, что войны нет. Она прекратилась, причем без каких-либо усилий с моей стороны. И как только я обратила на это внимание, тут же со стороны мужа последовал выпад, очень сильный и обидный, как всегда, но чудо: во мне ничего не шевельнулось, я не взвилась, как это обычно бывало, в штопор, я просто тихонько улыбнулась этому. Я не узнавала себя сама. Я смотрела на мужа, который пытался достать меня, со спокойствием, любовью и тихим сожалением, что он это говорит. Мне не было обидно, мне было жаль. Ссоры не случилось. Я была на небе. Мир, такой желанный и долгожданный мир. Закончился пост, всё закончилось. Если бы тогда мне кто-то рассказал, что это Господь посетил меня смирением! Он показал мне, какое оно, как оно прекрасно. С тех пор прошло почти 10 лет. Война не закончилась, она время от времени возвращается, я многое поняла. Я знаю, как выглядит смирение. Но достичь его я не могу. Оно не похоже на послушание, терпение, хорошие отношения. Это другое. Это с неба. Это дар от Бога. Бесценный дар. Какое оно красивое – смирение.

Сама Наташа, с чьей подачи начался этот диспут, считает:

Лично мое мнение таково: подлинное смирение заключается в том, чтобы не смиряться с тем, что оскорбляет образ Христа, не только в самом себе (хотя начинать надо с себя), но и в мире, и в человеке. Просто критичность надо уметь выражать достойными методами. Прямо и просто. И иметь на это смелость. Плюс нужно уметь быть справедливыми, объективными. А вот с этим у нас у всех проблема.

Ложное смирение – значит делать вид, в том числе перед собой, что, дескать, ничего не вижу, не слышу, не понимаю. Не моего, мол, ума это дело, моя хата с краю.

Еще она процитировала слова А.С. Хомякова, православного мыслителя и поэта XIX века:

«Смирение человека, так же как и смирение народа, могут иметь два значения, совершенно противоположные. Человек или народ сознает святость и величие закона нравственного или духовного, которому подчиняет он свое существование; но в то же время признает, что этот закон проявлен им в жизни недостаточно или дурно; что его личные страсти и личные слабости исказили прекрасное и святое дело. Такое смирение велико; такое признание возвышает и укрепляет дух; такое самоосуждение внушает невольно уважение другим людям и другим народам. Но не таково смирение человека или народа, который сознается не только в собственном бессилии, но в бессилии или неполноте нравственного или духовного закона, лежавшего в основе его жизни. Это не смирение, а отречение. Человек разрывает все связи с своей прошедшей жизнию, он перестает быть самим собою; а если он говорит от имени народа, то уже тем самым он от народа отрекается».

А вы как считаете?

P.S. Пока писалась статья, случай вышел. Один наш прихожанин поделился своим ноу-хау.

– Смотри, у меня френды все сплошь священники или опытные миряне.

Я просмотрела его ленту друзей – в глазах зарябило от клобуков и бород. Аватарки с платками попадались как редкие васильки на весеннем поле. 

– Я, – говорит Григорий, – их специально собрал.

– Зачем специально? – спрашиваю.

– Во-первых, опыт перенимать, но предварительно я им проверку на смирение устраиваю.

– Это как?

– Старцы говорят, что стоит унизить человека – он сразу свое нутро показывает, начинает отвечать обидчику, психовать, банить. Вот и я их слегка подкалываю, пишу критические комменты и смотрю за реакцией. Но тут главное не переборщить. А так, я тебе по секрету скажу, процентов десять экзамен сдают, остальные режутся. Причем на простых вещах. Они считают, что на их странице должно царствовать только их мнение. А френды обязаны только восхищаться и лайкать.

– Мне тоже такие проверки на вшивость устраивал?

– Конечно. Много раз.

– Ну и?..

– Ты терпишь, но смирения у тебя всё равно нет. Это я тебе как специалист говорю…

Так что не спешите постить иконы и виды церквей, а то не сдадите экзамен Грише на смирение и даже сами того не узнаете, что попадете в список двоечников. Недавно Григорий ушел из фейсбука, т.к. не духовное это дело – в интернете висеть. Но, судя по некоторым комментаторам, кто как вскипает гневом на чьи-то реплики, дело его живет и процветает. Так что прежде чем писать резкий ответ кому-то или банить, подумайте: вы, возможно, под колпаком у Мюллера.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)11 Найдено 5 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

–> СМИРЕНИЕ

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

–> смирение

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

–> Смирение состояние полного подданства Богу и воле Божией, душевная открытость для восприятия благодати. С. как противоположность гордыни – ключевая ценность в аскетике православия, фундаментальная установка православного сознания, которая берет за образец духовную позицию Христа.

Источник: Краткий православный словарь.

–>СМИРЕНИЕКротость, покорность, послушание. Важнейшее понятие русской православной духовной культуры. Оно означает самоумаление и самоуничижение человека. Умение человека не превозноситься, не гордиться своими делами, умом, красотой или богатством. Смиренные в православном смысле всегда признают себя хуже других людей. Это помогает человеку видеть в окружающих его людях все их достоинства, любить и уважать. Смиренный человек и сам становится лучше, так как осознает свои недостатки.

Источник: Основы православной культуры. 2011

–>СМИРЕНИЕПрит 15:33). Смирение — добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в Христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. “Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, говорит ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (1Пет 5:5-6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собою для всех нас совершеннейший пример и образец. “Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Филип. 2:8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Показать еще…

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года

  • Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
  • Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
  • Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
  • Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
  • Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Объём, структура, время

Рекомендуемое количество слов — от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

Структура:

  • Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
  • Основная часть (200-250 слов)

Тезис 1.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
  • Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
  • Переход-связка к тезису 2.

Тезис 2.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
  • Микровывод.
  • Переход-связка к выводу.
  • Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

Как получить зачёт

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

Соответствие теме

Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала

По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения

В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи

Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • речевые штампы и канцеляризмы;
  • употребление просторечной лексики;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление плеоназмов;
  • речевые повторы;
  • избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Лайфхак: редактируйте!

Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

  1. Сложное / простое предложение.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Обособленные члены предложения. 
  4. Уточняющие члены предложения.
  5. Обращение, прямая речь.
  6. Вводные слова.
  7. Тире между подлежащим и сказуемым.

Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

Учащиеся 11 классов в 2021 году будут сдавать сперва экзамен по литературе (итоговое сочинение). Представляем ниже подробную информацию, которая будет полезна ученикам, педагогам и репетиторам при подготовке к написанию работы.

Итоговое сочинение

Данная работа является обязательной в качестве допуска к ЕГЭ в 11 классе. Проводится по системе зачёт/незачёт.

Сроки проведения

Уже утверждены даты проведения итогового сочинения в учебном году 2021-2022:

01.11.2021 — основной поток;
02.02.2022 — первый резерв;
04.05.2022 — второй резерв.

В случае незачёта у ученика будет ещё 2 попытки для написания итогового сочинения.

Из-за чего может быть пересдача

1. Ученик не смог посетить итоговое сочинение по уважительной причине.

2. Ученик не смог завершить работу из-за состояния здоровья.

3. Ученик получил «незачёт».

При этом к сдаче экзамена не будут допущены те, кто не явился без уважительной причины, кого отстранили от сдачи из-за списывания или нарушения дисциплины.

Направления и темы 2022 года

В 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким актуальным направлениям:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Преступление и наказание — вечная тема.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина…

Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Темы:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания. Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Направление: Направления и темы Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Темы:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия? Какие научные открытия опасны? Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Направление: Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Темы:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг. В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть? Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Темы:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Направление: Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине? Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Критерии оценивая

При написании работы будет 2 основных требования:

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Критерии оценки:

  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»»;
  • «Грамотность».

Следует обратить внимание, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Итоговое сочинение по литературе в 2021-2022: даты проведения, темы, направления.

Источник: Подробнее ➤

Сочинялка ру итоговое сочинение

Читайте также


Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …


17.11.2021, 21:17

1 889

просмотров

Подробнее


В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году.


25.11.2021, 17:49

2 021

просмотр

Подробнее


Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


19.11.2021, 23:02

1 447

просмотров

Подробнее


Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …


17.11.2021, 16:42

412

просмотров

Подробнее


Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.


19.11.2021, 22:40

632

просмотрa

Подробнее


Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …


06.09.2021, 17:30

827

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …


17.11.2021, 15:53

483

просмотрa

Подробнее


Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …


04.09.2021, 16:34

381

просмотр

Подробнее


Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


17.11.2021, 20:25

570

просмотров

Подробнее


В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …


05.10.2021, 07:32

138

просмотров

Подробнее


Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.


30.08.2021, 18:49

59

просмотров

Подробнее


25 ноября 1971 года родился Андрей Кивинов, российский писатель и сценарист. Широкую …


25.11.2021, 20:06

16

просмотров

Подробнее


Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…


28.01.2021, 10:49

2 013

просмотров

Подробнее


Что будет с ЕГЭ в 2022 году: могут ли вовсе отменить главный экзамен школьников …


26.11.2021, 09:10

819

просмотров

Подробнее

Многомудрый Литрекон предлагает Вам 2 варианта итогового сочинения на тему: Что сильнее: закон или совесть? Аргументы, тезисы, заключение, вступление и другие элементы эссе помогут Вам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(388 слов) Анализируя сложные жизненные ситуации, мы часто спрашиваем себя: «Что сильнее: закон или совесть?». На стороне права целые социальные институты и сотни людей, готовых подкрепить власть кодексов своими действиями. Однако именно внутренние моральные рамки не дают всем нам превратиться в убийц и насильников, опрокинув все указы и распоряжения свыше. Чтобы лучше разобраться в поставленной теме, рассмотрим литературные аргументы.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил ситуацию, когда мятежники пошли против закона и выбили опору власти из-под его ног. Пугачев объявил себя царем, народ поверил ему, и начался бунт, в котором уже не было никаких правовых рамок. Участники этого стихийного движения убивали, грабили, пытали тех, кто им не нравился. Под раздачу попадали даже те, кто не относился к эксплуататорам и богачам. Казалось бы, что могло остановить этот кровавый беспредел? Ответ прост: совесть. Пугачев передумал казнить Гринева, когда вспомнил о его добром поступке. В дальнейшем он помог ему освободить невесту и не стал мстить ей, узнав, кто ее родители. Все эти благодеяния были следствием нравственного самоконтроля героя. Он осознавал, что преследовать этих людей несправедливо и подло. Не закон, а совесть остановили предводителя мятежников.

Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.

Таким образом, совесть всегда была сильнее закона, ведь она воздействует на человека изнутри. Она принуждает преступника к раскаянию и принятию наказания. Ее муки намного больнее воспринимаются нами. Ни штраф, ни тюремное заключение не могут привести личность к осознанию и принятию своей греховности. А совесть может.

Вариант 2

(388 слов) Как известно, закон борется с последствиями правонарушений, устанавливая санкции, которые последуют за злодеянием. Но с причинами преступлений можно покончить только в ходе нравственного воспитания личности. Только совесть может убедить людей не переходить грань дозволенного. А значит, она сильнее, ведь может искоренить такое явление, как преступность. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, будучи человеком образованным и светским, знал, что совращение девицы — это преступление. Даже дворянам не дозволялось обманывать крестьянок, просто девушки не знали, кому пожаловаться и как за себя постоять. Однако знание о том, чего делать нельзя, не остановило Эраста. Он проигнорировал закон и вступил в связь с Лизой до брака. Конечно, он был уверен, что их ждет счастливое будущее. Но своего слова он сдержать не смог. Лизу он бросил, ведь растратил свой капитал и был вынужден жениться на богатой вдове. Крестьянка не выдержала предательства и наложила на себя руки. Лишь узнав об этом, Эраст раскаялся в содеянном. Он считал себя убийцей возлюбленной и не был счастлив в своей роскошной обстановке. Закон был бессилен остановить его, но совесть вынудила героя признать неправоту и понести наказание — терпеть муки, которые отравили его дальнейшее существование.

Всем знаком и другой резонансный пример, описанный Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников пошел против закона, возомнив себя «право имеющим». Гордыня обуяла героя. Он хотел доказать себе, что принадлежит к элите, которая может убивать и миловать по своему усмотрению. Расправившись с ростовщицей и ее сестрой, Родион не нашел подтверждения своей избранности. Напротив, муки совести доказали ему, что он был не прав. Однако до полного прозрения было еще далеко. Раскольникову казалось лишь, что он не является сверхчеловеком, и в этом его ошибка. Он признался в убийстве, получил наказание, но даже на каторге долго не мог отпустить свою теорию. Что же победило зло в его душе? Не уголовный кодекс, а совесть. Читая Библию, Родион переосмыслил свои поступки и взгляды на жизнь. Постепенно он разуверился в своей идее и понял, что она губительна для него и всего мира. Этот пример доказывает, что нравственные барьеры куда крепче правовых.

Таким образом, именно совесть препятствует возникновению преступления. Она же вызывает раскаяние у того, кто не был на него способен. А закон лишь защищает остальных людей от преступников, так как огораживает общество от тех, кто ему угрожает. Справиться с преступностью одни лишь правовые нормы не могут. Необходимо нравственное воспитание личности.

  • Сочинские рассказы юлия волкодав
  • Сочиняем вместе волшебную сказку проект 3 класс план действий
  • Сочинить экономическую сказку используя экономические термины и понятия
  • Сочинить сочинение про зиму
  • Сочинял сказки про фродо 7 букв сканворд