Сочинить сказку про животных добро побеждает зло

Добро и зло всегда ходят рядом. иначе просто будет нарушено равновесие. представьте, что вы живте только в мире добра? можно

Добро и зло всегда ходят рядом. Иначе просто будет нарушено равновесие. Представьте, что вы живёте только в мире добра? Можно амёбой просто стать. А если только в мире зла? Это вообще будет неимоверность. В жизни люди стараются всё плохое быстрей забыть, а оставляют только память о хорошем. Вот и получается, что добро побеждает зло. Если кто в жизни видит только зло в основном. Дружеский совет. Повнимательней будьте. Пересмотрите своё отношение. Каждый живёт так, как хочет и к чему стремится. Добро и зло всегда относительны друг к другу 50% на 50%.
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
А. С. Пушкин писал: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! ” Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо. Cписывай без ошибок

Итак «добро и зло» – является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев – отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Сочинение “Добро и зло” в сказках.
Тема добра и зла затрагивается, как правило, во всех сказках.
Практически, в каждой сказке есть добрые герои, стоящие на светлой стороне бытия и злые герои, представители темного царства зла.
В качестве примеров можно привести добрую девушку Василису из сказки “Василиса Прекрасная”, Ивана – крестьянского сына, Крошечку-Хаврошечку, добрых и отважных принцев, которые спасают принцесс и царевен.
Злые же силы представлены Змеем-Горынычем, Бабой Ягой, злой мачехой и ее дочерьми (эти персонажи также присутствуют во многих сказках), злых волшебниц и волшебников, превращающих доверчивых добрых героинь то в лебедя, то в уточку, то в лягушку.
Но всегда во всех сказках на помощь добру приходят нужные люди, события или волшебные предметы, обстоятельства складываются так, что правда выходит наружу и зло обязательно получает свое наказание.
Удивительно то, что с представителями темных сил расправляются в сказках решительно и окончательно, они обычно погибают.
Так и должно быть, ведь сказки о добре и зле должны вселять людям уверенность в торжестве хорошего в жизни, вселять надежду в то, что справедливость существует.

Содержание статьи

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.

Видео на тему: Сочинение на тему сказка

Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

  • Все в их семье было хорошо, только об одном мама просила лисенка: не ходить одному в лес. Однажды, когда мама Лиса была занята домашними делами, лисенок играл во дворе возле дома и вдруг заскучал. День был погожий, на небе ярко светило солнце, и хотелось гулять. Лисенок взглянул в сторону леса и увидел вдалеке большой и красивый гриб боровик. Он сразу же подумал о том, какой вкусный суп мама может из него сварить. И решил, что если быстро за ним сбегает, то ничего плохого не случится, и мама даже не заметит.
    Он тихонько встал, вышел за калитку и пошел в лес. Маленький лисенок напевал какую-то песенку, у него было хорошее настроение. Подойдя к грибу, он его сорвал и тут же облизнулся. Перед глазами возникла тарелка ароматного грибного супа. Но тут он увидел чуть поодаль еще один красивый боровик. И в его воображении возникла уже большая кастрюля супа. Лисенок побежал за вторым грибом. Сорвав его, он заметил третий. Малыш очень обрадовался такой удаче.
    Спустя какое-то время, у лисенка в руках было уже много грибов и он решил, что теперь их хватит и на суп, и на жаркое. Вот мама его похвалит. Но когда он обернулся вокруг, то понял, что заблудился. Лисенок испугался и заплакал. Не зря мама говорила, чтоб в лес один не ходил.
    Мама Лиса увидела, что малыша нет во дворе и запереживала. Она звала-звала, но никто не отвечал. Тогда мама попросила знакомую сороку поискать сыночка с высоты. Та полетела и вскоре нашла его в лесу. Когда сорока вывела лисенка из лесу, он растерял все грибы, был измазан в земле и заплакан. Хорошо, что в этот раз ничего страшного не случилось, но слушаться маму надо обязательно!

  • На уроках литературы  большой интерес у учащихся 5-6 классов вызывает такой вид работы, как написание сочинения. Учащимся нравится составлять собственные высказывания на заданную тему. Создание прозаического текста  способствует развитию устной и письменной речи . Сочинение передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
    При написании сочинения выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме. Ниже приводятся работы моих учеников, созданные после изучения темы «Сказки о животных».
    Егорова Полина, 5 «Б»
    Волшебная палочка.
    Жили – были два мышонка Однажды на прогулке нашли они волшебную палочку. Мышата решили её проверить, взмахнули палочкой и попросили сыра. И тот час же на пеньке появился большой кусок сыра. Обрадовались мышата! Взяли палочку себе. Стали жить – поживать, да добра наживать.
    Однажды проснулись мышата, а палочки нет! Стали её искать. А тем временем хитрый крысёнок украл волшебную палочку себе в норку. Стал палочку трясти и сыра просить, но палочка не работает. Разозлился крысёнок и выбросил волшебную палочку. Мышата догадались, кто украл палочку, пошли к крысёнку и подобрали волшебную палочку возле дома крысёнка. Ворованная волшебная палочка не исполняла желания.
    Не бери того, что тебе не принадлежит.
    Курчанова В.5Б
    Как лиса и заяц мудрости научились.
    Встретились как-то лиса и заяц. Видит заяц, тащит лиса в своей пасти рыбу. Спрашивает заяц:
    -Где рыбу взяла? Украла ,небось ,опять!?
    -Да, у дедки с бабкой стащила. Старые, не замечают, как я рыбку-то таскаю! -с хитрой ухмылкой сказала лиса.
    -Ух, ты! А морковь у них есть?- с восхищением спросил заяц.
    -Да целая грядка!
    -Думаю, не жалко им пару-тройку будет.
    Вдруг подлетает к ним старый ворон.
    -Пару-тройку не жалко. А вот если увлечёшься, то заметят. Не хорошо это, чужое брать!
    Никто не послушал ворона. Так и разошлись по обе стороны.
    Вот как-то захотелось зайцу есть, а нечего, и вспомнил про бабку с дедкой, и пошёл к ним в огород.
    Взял заяц одну  морковку, вторую, третью…И сам не заметил, как всё съел. Видит, бабка с дедкой выходят. Увидели они, что морковь всю съели, и заплакали, загрустили.
    Стыдно стало зайцу, и пошёл он к ворону. Пока шёл он к ворону, лису встретил, и сказал, что о поступке их думает. Лисе тоже стыдно стало, и вместе они к ворону пошли.
    -Что нам делать?- спрашивают они у мудрого ворона.
    -Уже ничего,- ответил им ворон. – Впредь думать будете, прежде чем что-то делать!
    Надолго они запомнили свой урок. И прежде чем сказать  что-нибудь или сделать, как следует всё обдумывают.
    Еремина Лиля 5Б
    Кот и Мышонок
    Встретились как-то раз Кот и Мышонок. Кот уж нацелился на Мышонка, а тот заметил Кота и бежит на утёк от него. Загнал Кот Мышонка в угол, а Мышонок и говорит:
    – Не ешь меня, мне больно, лапка у меня болит.
    Знает Кот, что такое боль, у самого тоже было. Пожалел он Мышонка, и на этом подружились они и дружили так до конца своих дней.
    Ведь силен не тот, кто слабого обидел, а тот, кто помог ему и пожалел.
    Кристова Полина 5А
    Ворона и синица.
    Жили были ворона и синица.  И как то посчастливилось синице найти и украсть бусы у               барыни. Вот села она на ветку и любуется. А тут и ворона прилетела, и принесла себе и деткам сыр.    Увидела бусы и говорит : «Ой, какие бусы, да какие новые, красивые, поменяй ты мне их на мой сыр.»
    Ну думает синица: «Зачем мне бусы?» – и отдала их вороне за сыр.
    – А где ты их взяла?
    – Да там, у барыни подобрала.
    И полетела ворона за новыми драгоценностями. А синица за едой.
    И вот наступила зима. У вороны все гнездо было в драгоценностях, а у синицы было много запасов. Как то раз гуляла барыня в лесу, увидела свои драгоценности, и забрала себе. Прилетела ворона, видит – нет ничего, и пришлось ей умирать от холода, пока синица жила в тепле и сытости.
    Русакова Инна 5А
    Лисички
    Жили были две лисицы-сестрицы. Поспорили как-то они ,у кого дом лучше получится… Построили сначала из кирпича да из камня. Ходили -ходили друг к другу в гости да все завидовали. Начали перестраивать. Построили дом соломенный и из листьев. Ходили друг  к другу в гости да опять начали завидовать… В конце концов, когда наступили холода, построили они себе дома из снега да изо льда. Уж не пускали они друг друга к себе- то в гости. Так и замерзли они порознь в своих ледяных домах.

  • Сочинение сказки 5 класс
    1 Повторение изученного, подготовка к сочинению сказки.
    – Что такое сказка?
    – Из каких частей она состоит?
    – Что обязательно должно быть в сказке?
    – Какие типы сказок вы знаете?
    – Какие вам больше нравятся и почему?
    – Кто сочинял сказки, которые мы изучили?
    – Трудно ли быть сочинителем?
    – Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?
    4. Постановка цели и задач урока
    Зная законы композиции сказок, их художественные особенности, мы сегодня будем учиться созданию авторских сказок.
    5. Работа над темой урока
    1. Беседа с элементами поисковой работы
    – С чего нужно начать сочинять сказки? (С выбора её типа, темы.)
    Тип сказки: мы будем сочинять сказку о животных, тема сказки
    – С чего начинается сказка?
    – Найдите, зачитайте и выпишите зачины сказок.
    – Жил себе…
    – Жили-были старик со старухой…
    – Однажды…
    – В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…
    – В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…
    – Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…
    2.В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:
    1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;
    2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красавицы.
    3.Концовка сказки обычно бывает счастливая: зло уничтожают или наказывают. Найдите в сказках и зачитайте традиционные концовки.
    – Вот, видишь, как бывает оно на свете.
    – Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
    – И стали они в добре поживать, лиха не знать.
    – И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
    – Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,
    в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
    – …и теперь живёт, хлеб жуёт.
    Язык сказки народный. Встречаются повторы, постоянные красоч-ные выражения.
    5. Запись плана работы
    План работы над собственной сказкой
    1. Выбрать тип и тему сказки.
    2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа.
    3. Выбрать нужный зачин.
    4. Использовать народные языковые обороты.
    5. Составить план, схему, сюжет сказки.
    6. Подобрать концовку.
    7. Продумать оформление сказки.
    8. Записать сказку, проверить.
    6. Домашнее задание
    Написать дома сказку, оформить её.
    7. Подведение итогов урока
    Рефлексия
    – Какие вопросы у вас есть по домашнему заданию?
    – Выбрали ли вы уже тип своей сказки?
    Кот и Мышонок
    Встретились как-то раз Кот и Мышонок. Кот уж нацелился на Мышонка, а тот заметил Кота и бежит на утёк от него. Загнал Кот Мышонка в угол, а Мышонок и говорит:
    – Не ешь меня, мне больно, лапка у меня болит.
    Знает Кот, что такое боль, у самого тоже было. Пожалел он Мышонка, и на этом подружились они и дружили так до конца своих дней.
    Ведь силен не тот, кто слабого обидел, а тот, кто помог ему и пожалел.
    Лисички
    Жили были две лисицы-сестрицы. Поспорили как-то они ,у кого дом лучше получится… Построили сначала из кирпича да из камня. Ходили -ходили друг к другу в гости да все завидовали. Начали перестраивать. Построили дом соломенный и из листьев. Ходили друг к другу в гости да опять начали завидовать… В конце концов, когда наступили холода, построили они себе дома из снега да изо льда. Уж не пускали они друг друга к себе- то в гости. Так и замерзли они порознь в своих ледяных домах.

  • Ыли брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
    Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
    – Нашёл? Нашёл?
    Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
    – Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
    “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
    Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

  • Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
    Сказка – это маленькая модель мироздания.
    Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо – естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.
    Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?
    Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
    Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
    Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
    Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
    Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
    Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
    Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
    Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
    Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
    И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
    Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
    Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.
    Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
    Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.
    Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.
    Ведь самое главное, чему учит нас сказка — оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
    Источник: minibanda.ru

  • ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
    Приключения Герды в поисках Кая

    Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена по­беждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его ска­зок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозмож­ные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обре­тают множество друзей, разрушают злые чары и выходят по­бедителями.
    Мне очень нравится сказка “Снежная королева”, в ко­торой маленькая девочка Герда борется за освобожде­ние своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.
    Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приклю­чений, но она упорно продолжает искать своего друга, отваж­но идя навстречу опасностям.
    Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.
    По дороге Герда повстречала доброго ворона, который по­мог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование — женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с прин­цессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теп­лую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.
    Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойни­ки. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Не­обузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслуша­ла печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего лНо зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении юбимо­го оленя, который сможет доставить девочку в царство Снеж­ной королевы.
    Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно исся­кают, северные жители вовремя поддержали девочку с серд­цем, полным любви и надежды.
    В конце пути Герда попадает в царство Снежной короле­вы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопи­ли кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева по­теряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.
    Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоот­верженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, пол­ноценной жизни.

  • В первый учебный день к большому старому дубу пришли лисенок, маленький зайчик, двое близнецов бельчат, медвежонок и ежик. Всем было интересно попасть в школу, ведь они никогда раньше ничего подобного не видели. Старый филин со всеми поздоровался и рассади зверят за большие пни, чтобы они могли на них писать. Он объяснил, что будет их обучать, а потом ставить оценки. Все с энтузиазмом принялись за учебу.
    Озорные бельчата всегда соперничали друг с другом и в этот раз решили посоревноваться, кто получит больше оценок. Оба они слушали филина, тянули лапки, давая ответы. К концу недели бельчата прискакали к маме белке, чтобы похвастать своими успехами. Один бельчонок радостно пискнул:
    – Мама! Я за неделю получил три пятерки!
    А второй засмеялся:
    – Эка невидаль, я пять двоек получил, значит, я выиграл!
    Первый бельчонок приуныл, он очень хотел обогнать брата, но не получилось. А мама белка погладила его по голове и сказала:
    – Важно не сколько ты получил оценок, а какие. Пятерка означает, что ты прилежно учился и правильно отвечал, а двойка – что слушал невнимательно и спешил.
    Бельчата задумались, они поняли, что «больше» не всегда означает «лучше».

  • Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
    Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – “свой парень”, но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот “зайцы” и “лисицы”, “волки” и “медведи”!
    Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая “армия зла”: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть “испытание”.
    Например, в сказке “Царевна-лягушка” главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке “Морозко” бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
    Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.” Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
    Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только “преданье старины глубокой”, но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

  • Творческий проект по литературному чтению

    «Русские народные сказки»

    Автор работы: Капурова Расима

    Руководитель проекта: Годицкая Ольга Петровна

    Учреждение: МКОУ «Березовская СОШ»

                            Яшалтинский район Республика Калмыкия

    Оглавление

    Введение
    1. История русской народной сказки.
    2. Виды русских народных сказок.
    2.1. Русские народные волшебные сказки
    2.2. Русские народные бытовые сказки.
    2.3. Русские народные сказки о животных.
    Заключение
    Литература

    Введение


    Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

    Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

    Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

    Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

    Задачи:

    1. Дать определение сказки.
    2. Установить виды народных сказок.
    3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
    4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
    5. Сочинить свою сказку.

    Методы:

    • Знакомство с литературой;
    • Чтение и изучение русских народных сказок;
    • Анализ сказок;
    • Просмотр мультфильмов и сказок;
    • Рисование героев сказок.

    Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

    История русской народной сказки

    Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.


    Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

    Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

    Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

    Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

    В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

    И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

    благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

    Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

    Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

    Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

    Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

    Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

    Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

    Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

    1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
    2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
    3. Сказки могут передаваться и через книгу.

    Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

    Виды русских народных сказок


    Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

    Русские народные волшебные сказки

    Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

    Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

    В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

    Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

    Русские народные бытовые сказки

    Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

    С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

    Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

    Русские народные сказки о животных


    Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

    Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

    Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

    Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

    Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

    Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

    Заключение

    Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

    Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

    Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

    Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

    В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

    Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

    На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

    Литература

    1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
    2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
    3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
    4. Литературное чтение, учебник 3 класс
    5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

    Оглавление

    1. Введение…………………………………………………………………………………2
    2. Основная часть……………………………………………………………………………3
    1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
    2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
    3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
    1. Заключение……………………………………………………………………………….5
    2. Приложение………………………………………………………………………………6

    1. Введение.

    Актуальность темы.

     Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

    Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

    Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

    Задачи исследования:

    —  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

    —  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

    —  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

    —  Сочинить волшебную сказку.

     Объект исследования: волшебные сказки

    Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

     Методы исследования:

    —  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

    —  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

    —  анкетирование.

    Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

    2. Основная часть.

    2.1. Что такое сказка.

    Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

    В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

    2.2. Виды сказок

    Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

    Признаки волшебных сказок:

    —  особая композиция;

    —  троекратное повторение;

    —  положительные и отрицательные герои;

    —  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

    —  чудесные превращения;

    —  добро побеждает зло.

    2.3. Композиция сказки

    Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

    Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

    Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

    Завязка – это начало событий.

    Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

    Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

    Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

    Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

    В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

    Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

              При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

    Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

            Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

    Заключение

    Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

            Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

           И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

    Приложение 1

    ПАМЯТКАСочинить сказку про животных добро побеждает зло

    Функция волшебной сказки

    Пример

    Зачин, создание сказочного пространства

    «Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

    Особое обстоятельство

    «Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

    Запрет

    «Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

    Нарушение запрета

    Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

    Герой покидает дом

    При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

    Появление друга-помощника

    Серый волк, кот в сапогах

    Волшебные предметы

    Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

    Враг начинает действовать

    Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

    Даритель испытывает героя

    Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

    Герой выдерживает испытание

    Справляется со всеми испытаниями

    Получение волшебного средства

    Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

    Герой вступает в битву с врагом

    Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

    Враг  повержен

    Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

    Герой возвращается домой

    На ковре-самолете….

    Счастливый конец

    Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

    Приложение 2

    Волшебная рыбка

    В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

    Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

    Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

    Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

    Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

    — Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?

    — Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

    — Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

    Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

    Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

    Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

    — Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

    И рыбкам стало жалко акулу.

    — Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

    А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.

  • Сочинить сказку о труде 5 класс
  • Сочинить сказку о каком нибудь предмете с которым вдруг стали происходить чудеса 4 класс
  • Сочинить сказку на школьную тему
  • Сочинить сказку как поспорили полезные ископаемые какое из них полезнее 4 класс
  • Сочинить сказку о правителе