Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке

7 1 ответ: 0 0 жила-была в дремучем, топком болоте кикимора. и такая вредная была, ужас! никто с ней не

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке


7

1 ответ:

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке



0



0

Жила-была в дремучем, топком болоте Кикимора. И такая вредная была, ужас! Никто с ней не дружил, и от этого она становилась еще злей и противней. Но как-то раз пришел к болоту <span>Художник.</span> Захотелось ему нарисовать зеленую топь. А Кикимора как раз кого-то обижала:кричала, обзывала, руками махала. Увидел это Художник и нарисовал. А потом показал Кикиморе, какая она некрасивая и страшная. Увидела это Кикимора, не захотела такой быть и перестала так себя вести. С тех пор у нее много друзей, и она счастлива.

Читайте также

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке

В эпоху феодализма практиковалась придворная служба специалистов разных профессий, в том числе и музыкантов. Такая деятельность формально давала музыканту некоторую независимость, однако фактически он всецело зависел от своих хозяев. Музыкант всегда обязан был быть при хозяине, сочинять и исполнять любую музыку. Таковы были судьбы И. С. Баха и Й. Гайдна, Ж. Б. Люлли и Д. С. Бортнянского и многих других музыкантов, творивших в XVIII веке.

В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя целый штат музыкантов — оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат стал называться капеллой, а его руководитель — капельмейстером.

Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он должен был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и сочинять музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит поручить ему господин.

В прежние времена придворные капельмейстеры должны были сочинять музыку к обедам (нем. Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных случаев; напр. Йозеф Гайдн, будучи капельмейстером у князя Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. Чтобы еще больше унизить всемирно известного музыканта, он заставлял его обедать вместе со слугами в людской, где композитор должен был сидеть выше лакеев, но ниже поваров.
В. А. Моцарт первый порвал с этой унизительной традицией и ценой материального благополучия, здоровья и в конце концов укороченной жизни обрел свободу. Это было незадолго до Великой французской революции 1789 года. А после нее, с развитием буржуазного общества, в Европе постепенно исчез и институт придворных музыкантов.

<span>Правда, получив свободу, музыканты потеряли и устойчивые средства к существованию. Их количество резко сократилось, а жизнь усложнилась. </span>

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке

Концерты для солистов с оркестром<span>Бранденбургские концерты (Иоганн Себастьян Бах)Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (Альбан Берг)Времена года (Антонио Вивальди)Рапсодия в стиле блюз (Джордж Гершвин)Концерт для виолончели с оркестром (Антонин Дворжак)Концерт для скрипки с оркестром ми минор (Феликс Мендельсон)Концерт для фортепиано с оркестром №3 (Сергей Рахманинов)</span>Опера<span>Кармен (Жорж Бизе)Тангейзер (Рихард Вагнер)Травиата (Джузеппе Верди)Орфей (Клаудио Монтеверди)Дон Жуан (Вольфганг Амадей Моцарт)Так поступают все женщины (Вольфганг Амадей Моцарт)Трехгрошовая опера (Курт Вайль)Царь Эдип (Игорь Стравинский)Леди Макбет Мценского уезда (Дмитрий Шостакович)Электра (Рихард Штраус)</span>Соло. Фортепиано и скрипка<span>Соната «Конкорд (Чарльз Айвз)Хорошо темперированный клавир (Иоганн Себастьян Бах)Сонаты и партиты для скрипки соло (Иоганн Себастьян Бах)Соната для фортепиано №14 (Людвиг ван Бетховен)Прелюдии (Клод Дебюсси)Соната для фортепиано №11 (Вольфганг Амадей Моцарт)Картинки с выставки (Модест Мусоргский)24 каприса для скрипки соло (Никколо Паганини)24 прелюдии для фортепиано (Фредерик Шопен)Крейслериана (Роберт Шуман)</span>Вокальные произведения<span>Кантаты (Иоганн Себастьян Бах)Военный реквием (Бенджамин Бриттен)Арии из опер (Антонио Вивальди)Мессия (Георг Фридрих Гендель)Песни об умерших детях (Густав Малер)Песнь о земле (Густав Малер)История доктора Иоганна Фауста (Альфред Шнитке)Симфония №14 (Дмитрий Шостакович)Зимний путь (Франц Шуберт)</span>Симфонии<span>Фантастическая симфония (Гектор Берлиоз)Симфония №7 (Людвиг ван Бетховен)Симфония №3 (Иоганнес Брамс)Симфония №7 (Антон Брукнер)Симфония №9 «Из Нового Света» (Антонин Дворжак)Симфония №5 (Густав Малер)Симфония №6 (Густав Малер)Симфония №7 (Густав Малер)Симфония №25 (Вольфганг Амадей Моцарт)Симфония №40 (Вольфганг Амадей Моцарт)Классическая симфония (Сергей Прокофьев)Симфония №5 (Петр Чайковский)Симфония №5 (Дмитрий Шостакович)Симфония №7 (Дмитрий Шостакович)Симфонические танцы (Сергей Рахманинов)</span>Камерная музыка<span>Соната для скрипки и фортепиано №3 (Иоганнес Брамс)Струнный квартет №11 «Serioso» (Людвиг ван Бетховен)Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели №1 (Иоганнес Брамс)Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели №2 (Антонин Дворжак)Соната для скрипки и фортепиано №21 (Вольфганг Амадей Моцарт)Памяти великого артиста (Петр Чайковский)Струнный квартет №8 (Дмитрий Шостакович)Фортепианное трио №2 (Франц Шуберт)</span>Лучшие произведения XX века<span>Вопрос, оставшийся без ответа (Чарльз Айвз)Серенада (Арнольд Шенберг)Лунный Пьеро (Арнольд Шенберг)Молоток без мастера (Пьер Булез)Послеполуденный отдых фавна (Клод Дебюсси)Пасифик 231 (Артюр Онеггер)Ромео и Джульетта (Сергей Прокофьев)Петрушка (Игорь Стравинский)Весна священная (Игорь Стравинский)Ревизская сказка (Альфред Шнитке)</span>Шедевры вне времени<span>Сюиты для оркестра №2 си минор и №3 ре мажор (Иоганн Себастьян Бах)Венгерские танцы (Иоганнес Брамс)Прометей (Александр Скрябин)Шехерезада (Николай Римский-Корсаков)Дон Кихот (Рихард Штраус)Моя родина (Бедржих Сметана)</span>

<span>Источник: </span>https://www.adme.ru/tvorchestvo-muzyka/75-muzykalnyh-proizvedenij-s-kotoryh-nuzhno-nachinat-slushat-…<span> © AdMe.ru</span>

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке

Фа-Минор. Гармонический вид. Тритоны. 

1 разрешение: Си(b), Ми(бекар) —>> Ля(b), Фа.
2 разрешение: Ми(бекар), Си(b) —>> Фа, Ля(b).

Только в гармоническом миноре строятся тритончики :3

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке

Литературное произведение и произведение изобразительного искусства 

Сочинить сказку про кикимору 5 класс по музыке

В конце праздника в танцах принимает участие и Фея Драже. Хозяйка сказочного дворца загадочна и прекрасна. Её музыкальная характеристика выделяется необычным звучанием оркестра. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из Франции, — челесту. Хрупко и нежно звучит тема танца, переливы арпеджио подобны блеску хрусталиков.

Лядов. «Кикимора» (Kikimora, Op. 63)

Kikimora, Op. 63

Народное сказание для оркестра (1909)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

История создания

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 0

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Музыка

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Л. Михеева

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

www.belcanto.ru

Кикимора (симфония) — Циклопедия

Liadov – Kikimora, Temirkanov, Saint Petersburg

Фильм по симфонической сказке А.Лядова “Кикимора”, автор видеоролика Лариса Липилина

«Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок».

Подзаголовок: «Народное сказание».

Время создания: 1909 год[1][2].

[править] Кикимора как нечисть. Общие сведения

Кикимора — отрицательное существо женского пола маленького роста, обитающее обычно на болотах; правда, известны случаи, когда кикиморы хулиганили и в доме[3][4]. Но это, наверное, первые кикиморы, а в более позднее время они стали ассоциироваться с лесными болотами.

[править] История создания

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг.[1] Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора

[5]. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная»[6]. Симфоническая картина «Баба-Яга», созданная в 1904 году, и стала первым лядовским произведением этого цикла[7][6][8]; следующим в этом цикле стало «Волшебное озеро» в 1908 году[9][10]. «Кикимора» была хронологически третьей симфонической картинкой цикла[2].

В отличие от двух предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

[1].

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа[1].

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные[2].

Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал филармонии), оркестром Императорской Русской оперы дирижировал А.Зилоти

[1][2][11].

«Кикимора» Анатолия Лядова пользуется успехом как у исполнителей, так и у слушателей всех возрастов. Существует много вариантов обработки этого небольшого симфонического произведения.

Прослушать разные исполнения: Лядов Анатолий Константинович (1855—1914). `Кикимора` для оркестра op. 63, Анатолий Константинович Лядов кикимора, Get-Tune.Net — Произведения А. Лядова.

В сезоне 1915—1916 гг. балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил в Париже одноактный балет «Русские сказки» с декорациями четы Гончаровой—Ларионова на музыку Анатолия Лядова  — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга»[12][13].

  1. 1,01,11,21,31,4 Классическая музыка // Анатолий Константинович Лядов; автор: Л. Михеева
  2. 2,02,12,22,3 Лядов. «Кикимора»
  3. ↑ Мифологическая энциклопедия // Кикимора
  4. ↑ Сайт музея мифов и суеверий русского народа // КИКИМОРЫ
  5. ↑ Билибин Иван Яковлевич
  6. 6,06,1 Мариинский театр // Концертный зал. Лядов. Скрябин. Шостакович // «Баба-Яга»; автор: Анна Булычева
  7. ↑ Лядов А. К. Сочинения для оркестра. Партитура
  8. ↑ `Баба-Яга`, картинка к русской народной сказке (1904) op. 56
  9. ↑ Композитор Лядов — «Волшебное озеро»
  10. ↑ Лядов. «Волшебное озеро»; автор: Л. Михеева
  11. ↑ Анатолий ЛЯДОВ // «ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО». «КИКИМОРА»
  12. ↑ ЛЯДОВ Анатолий Константинович (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  13. ↑ С. П. Дягилев и Русские Сезоны в Париже

cyclowiki.org

А.К. Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»: история, видео, содержание

А.К. Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 1

Русские народные сказки многим знакомы с детства. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой. Так и Анатолий Константинович Лядов бесконечно преклонялся перед народным фольклором. В летние жаркие дни он оставлял Петербург и отправлялся поближе к народу, чтобы слушать народные песни и сказки. Творчество народа и вдохновило на создание прекрасной симфонической музыки «Сказочные картинки». Узнать интересные факты о сочинениях, и многое другое можно на нашей странице.

История создания

1881 год. Весь преподавательский состав Петербургской консерватории отправился на летние каникулы. Лядов поехал в самое любимое им место. Туда, где он мог продолжать заниматься любимым делом – собиранием сказок и фольклора. В деревне он знакомился с исконными обычаями, слушал пастушьи напевы, отдыхал на лоне природы. В расслабленной обстановке Анатолий Константинович мог быть более внимательным к произведениям, которые читал. Тогда он впервые смог прочитать «Сказания русского народа», написанные Сахаровым. Особенно был впечатлен он образом Бабы-Яги. Все лето было посвящено поискам материалов о злой хранительнице леса. Никогда ранее композитор не был так увлечен собственной работой. Но лето прошло незаметно, и пришлось вновь возвращаться домой, чтобы начать новый учебный год.

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 2

Лишь спустя более чем двадцать лет в собственных рукописях, сочинитель нашел давно забытые записи о сказочном герое. В 1904 году была полностью закончена партитура первого произведения из знаменитого триптиха. Премьера прошла в марте того же года в концерте симфонического собрания. Дирижером был знаменитый Феликс Блуменфельд. Показ прошел крайне успешно. Критики впоследствии напишут, что сочинение потрясло публику до глубины души.

Второе произведение также было задумано в 80-е годы, но не сдвигалось мертвой точки вплоть до 1908 года. Тогда композитор решил взять материалы из собственной оперы и закончить начатое. «Волшебное озеро» в его представлениях должно полностью передавать фантастическую атмосферу. Это неявно выраженная таинственность. Здесь время должно застыть. Работа над оркестровкой началась в середине 1908 года, данный процесс не затянулся на длительное время, поэтому к концу года музыкальная картина была полностью завершена. Впервые зрители смогли услышать творение в феврале следующего года на одном из важнейших симфонических концертов. Дирижер Н. Черепнин блестяще справился с задачей, и публика рукоплескала автору, признав его настоящим музыкальным гением. Произведение стало одним из излюбленных для композитора.

Третье произведение «Кикимора» также было написано в 1909 году. Программной основой сочинения можно считать сборник Сахарова. В декабре стоялось первое публичное исполнение. Управлял премьерой А. Зилоти. В третий раз, как в сказке публика была настроена положительно и тепло встретила новое сочинение.

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 3

Интересные факты

  • На написание симфонической поэмы «Волшебное озеро» композитора вдохновил водоём, находящийся недалеко от поселка Волыновка.
  • Явная программа для третьего произведения из цикла является книга И. Сахарова, имеющая название «Сказания русского народа».
  • Во время написания второй пьесы из «Сказочных картинок» в качестве литературного источника была взята легенда «Калевала» из народного эпоса Финляндии.
  • Вдохновением наполняла творца красочная живопись Билибина. Особенно впечатлили Лядова иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе. Это и был главный прототип образа первой симфонической миниатюры на фантастическую тематику.
  • Музыкант имел художественный талант. Во время сочинения он создал эскизы видимых им музыкальных образов. В дальнейшем сочинитель часто рисовал для своих детей, и забавные рисунки мифологических существ висели по всей квартире, в которой он проживал со своей семьей.
  • Работа над произведениями шла медленно, причина заключалась не в лени или отсутствии желания, а в том, что Анатолий Константинович всегда стремился создать совершенное произведение. Близкие друзья отмечали, что он никогда не показывал незаконченные произведения, ибо был весьма застенчивым человеком. Тем не менее Лядов всегда восторженно рассказывал об уже готовых сочинениях, так как вкладывал в них не только музыкальное мастерство и талант, но и всю свою безграничную душу.
  • Композитор является известнейшим музыкальным фольклористом.
  • Замысел сочинения Бабы Яги был реализован лишь спустя 15 лет после того, как композитор активно искал материалы, касающиеся фантастического персонажа. Это было свойственно для привычного создания композиций.
  • Лядов использовал в «Волшебном озере» фрагменты неоконченной оперы «Зорюшка». Большая часть материала принадлежит сцене с русалками. Музыка должна была передавать особенное, мистическое и таинственное настроение, характерное для подводного царства.
  • Анатолий Константинович всерьез увлекался народным фольклором, причем не только русским. Он зачитывался сказками других народов и почитал традиции древнего уклада жизни.

Содержание произведений

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 4

Необходимо отметить, что автор самостоятельно не объединял миниатюры в один цикл. Ему просто было интересно сочинять на фольклорные сюжеты. Тем не менее музыковеды объединяют сочинения в один триптих, называя его «Сказочные картинки». Каждое произведение имеет программу, и если две крайние композиции изображают образ злого персонажа славянской мифологии, то средняя миниатюра представляет собой пейзажную зарисовку мистического места. Давайте более детально разберем каждое из сочинений.

Баба-яга

Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело разрезает воздух вокруг. Так начинается новая страшная история со счастливым финалом.

Музыка полностью демонстрирует образ Бабы-Яги. Сам автор подтверждал наличие яркого, конкретного образа. Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств:

  • Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты;
  • Большое количество флажолетов.
  • Динамика то нарастает до ff, то затихает до pp.
  • Обилие общих форм движения: пассажи.
  • Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.

Главное действующее лицо характеризует отдельная тема. Для ее музыки свойственна не только угловатость, но и переменчивость инструментов. Интересно, что тема проводится сначала в тембре низкого гнусавого фагота, затем сумрачное звучание достигается по средству использования бас-кларнета, наиболее яркое и сочное звучание темы придает английский рожок. После абсолютно диких пассажей у струнных, демонстрирующих полет колдуньи, тема вступает у ксилофона. Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане. Сон ли это был или явь, никто не скажет. Главное, что сказка существует, пока звучит музыка.

Нельзя отрицать, что Лядов был настоящим мастером оркестровки, ведь ему удалось добиться максимального попадания в образ.

«Баба-Яга» (слушать) 

Волшебное озеро

Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы.

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 5

Добиться подобной невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов:

  • Отсутствуют конкретные темы;
  • Важную роль играет прозрачность гармонии;
  • Фактура невесомая;
  • Колорит струнных с сурдинами воссоздает шелест;
  • Легкие тембры: деревянно-духовые, в частности флейты, арфы, челесты;
  • Большое количество мелизмов: тремоло, трели;
  • Спокойная динамика ограничена диапазоном от pp до p;
  • Ритм баркаролы (четверть и восьмая).

Форма выбрана трехчастная с контрастной серединой и определяется по ладотональному родству. Тональность – Des-dur.

Оркестровка выражается в яркой изобразительности образов:

  • Шелест травы и колыхание волн – струнные с сурдиной;
  • Глубина водного пространства – отдаленность крайних регистров;
  • Сияние звездного неба – звенящие тембры арфы и челесты.

«Волшебное озеро» представляет собой одну из вершин оркестрового мастерства композитора.

«Волшебное озеро» (слушать) 

Кикимора

У кудесника в горах каменных живет и растет Кикимора. Рядом с ней кот Баюн рассказывает ей сказки невиданные и неслыханные. В колыбели из чистого хрусталя качают и лелеют Кикимору с утра и до позднего вечера. Вырастает через семь лет тонкая, черная Кикиморка и имеет голову с наперсток. А кричит и стучит она на весь лес. Нет покоя с утра и до ночи, с вечера и до утра вопит она нечеловеческим голосом. Люто злится на людей и зверей.

Программа четко разделена на разделы:

  • Вступление. Хроматическое изломанное движение у низких деревянно-духовых инструментов символизирует обстановку в чудесном лесу.
  • Тема у английского рожка – это колыбельная кота Баюна.
  • Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Вступление завершается.
  • Presto – основной раздел, описывающий взрослую Кикимору. Главная тема состоит из интонационных элементов вступительного раздела. Форшлаги – это главный звукоизобразительный элемент.
  • Различные метаморфозы темы в основном разделе сочетаются с четкой ритмической пульсацией.
  • Кульминация отражена топочущим мотивом, основанном на терции.
  • Заключение. Пиццикато низких струнных и жалобный флейтовый писк.

Произведение выполнено с юмористическим оттенком, характерным для творчества Лядова. Кикимора имеет легкий лукаво-иронический характер. Явный гротеск сближает с жанром скерцо. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым образом:

  • Взвизгивания и капризы Кикиморы – малая флейта, гобой, трубы с сурдинами;
  • Прыжки – широкие интервалы с форшлагами;
  • Хроматические короткие темы;
  • Альтерированные гармонии;
  • Увеличенное трезвучие – «зловещий» образ.
  • Щелкающий ксилофон.

Все это высмеивает образ «злого» лесного духа. Лядов не видит в нем опасности, Кикимора кажется ему смешной и безобидной. Ему прекрасно удалось отобразить всю немощность существа. Симфоническая миниатюра «Кикимора» является истинным шедевром отечественной музыки.

«Сказочные картинки» Лядова – это необыкновенно красочные музыкальные образы. Музыка словно отправляет слушателя в неведомые ранее края, где существуют все знаменитые персонажи, такие как Баба-Яга и Кикимора. Там у берега волшебного озера происходят удивительные чудеса. Одним словом, миниатюры возвращают нас в детство. Пока звучат симфонические картинки, в мир возвращается волшебство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Кикимору»

soundtimes.ru

Сочинение по Пьесе Лядова “Кикимора”

“Кикимора” (народное сказание для оркестра)

Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой “Кикиморы” А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова – то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Анализ произведения.

Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия – волшебное царство Кудесника, “хрустальную колыбельку” (звонко и бесстрастно звучит челеста) , в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы (звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной (её мягко поёт английский рожок – деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы (скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы) . Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы – противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой – Кикимора?

iotvet.com

Разработка урока по музыке в 5 классе на тему “Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора”. С приложениями.

Конспект урока в 5 классе по теме: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».

Задачи:

Образовательные:

познакомить:
– с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;

– в процессе анализа картины Лядова повторить музыкальные инструменты: кларнет, фагот, челеста и английский рожок;

Развивающая:

формировать познавательный интерес к симфонической музыке.

развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.

Воспитательная:

воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки

Ход урока

Приветствие.

Орг. Момент.

Посмотрите на изображения. Что вы видите? (Баба – яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Водяной) (Герои сказок).

Я не случайно показала изображения сказочных героев. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

О том как музыка раскрывает образы сказочных героев.

Но послушать все музыкальные произведения о сказочных героях мы не сможем. А познакомимся только с одним. О каком сказочном герое пойдет сегодня речь, послушайте.

Это злой дух, нечистая сила в женском обличии. Чаще всего в народных приданиях встречается болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Конечно, это Кикимора.

Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

Скажите кикимора, леший и многие другие существа являются героями каких литературных произведений? (сказок)

Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, приданиям.

Тема нашего урока вами уже была названа, я только уточню. Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.

Запишите пожалуйста тему урока на доске.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов, ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».

В тетради симфоническая миниатюра А.К. Лядова «Кикимора»

В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.

Литературной основой Кикиморы Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом – собирателем И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушайте!

На сколь частей можно разделить этот отрывок? На две. 1 часть – маленькая кикимора, в колыбельке. 2 часть – выросла кикимора.

Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили, для описания образа Кикиморы? Мрачная, быстрая, суровая, мистическая.

А какие бы инструменты вы бы взяли для этой цели?

Сколько бы разных по музыке частей вы бы написали в совеем музыкальном произведении?.

Давайте выясним, как же Лядов в своем музыкальном сказе описал Кикимору.

Звучит вступление.

Опишите музыку прослушанного отрывка. ( в результате опроса, дети должны будут прийти к выводу, что во вступлении несколько разделов).

1 раздел – Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”.

Звучит музыка

2 раздел – Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

Звучит музыка

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел – челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».

Звучит музыка

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.

И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.

Давайте исполним ей песню «Родные места».

Распевка. Работа над мягким звукоизвлечением.

Итог.

Скажите с каким произведением мы сегодня познакомились. Удалось ли композитору рассказать свой сказ о кикиморе. Какими средствами музыки он при этом использовал? (краски симфонического оркестра, темп, динамику)

Вспомните тему нашей четверти. Музыка и литература.

Как же раскрывается связь литературы и музыки на нашем уроке сегодня? (один и тот же сюжет встречается, как в сказке так и в произведении композитора). В основе произведения Лядова лежит содержание литературного произведения Сахарова

А теперь проверим какими вы были сегодня внимательными

Перед вами небольшой тест и таблица, куда вы будете вписывать ответы. Подпишите листочки. Приступайте.

1. Учеником какого русского композитора – сказочника, был А.К. Лядов?

А) М.И. Глинка б) Н.А. Римский – Корсаков в) П.И. Чайковский

2. Кикимора – это…..

А) злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

Б) cтаруха, наделённая магической силой, ведунья.

3. В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова?

А) симфонический оркестр б) фортепиано в) хор

4rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 6

. Как называется, изображенный инструмент?

А) челеста б) кларнет в) фагот

5. Какова музыка 2 части (разбушевалась кикимора, заскакала, завыла) симфонической картинки Лядова?

А) спокойная, напоминает колыбельную,

Б) яркая, быстрая, стремительная,

В) завораживающая, мрачная.

Все сделали?

А теперь давайте проверим. Поменяйтесь листочками.

На доске таблица с ответами. Проверьте. У кого за тест 5, у кого 4. Молодцы. Кто получил 3 не расстраивайтесь. Все сегодня молодцы. До свиданья.

infourok.ru

Кикимора – Существа – Славянская мифология

Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

Способности

Кикиморы обладают способностью становиться невидимыми, умеют быстро перемещаться и хорошо видеть на большом расстоянии. Так же кикиморы видят страхи людей, они всегда безошибочно определяют то, чего больше всего боится человек, и посылают именно этот кошмар в сон.

Враги

Врагами кикимор являются домашние животные: кошки и собаки. Если они сумеют дать кикиморе отпор однажды, то она будет всячески избегать этих животных, но если кикиморе удалось одержать верх, то она так и будет мучить живность.

Как бороться?

Кикиморы могут появится в доме двумя путями: естественно и наслано. Если кикимору на дом «наслали», то необходимо найти в доме куколку кикиморы (с помощью которой и призвали кикимору в дом) и сжечь ее. Если же кикимора появилась естественным путем, то бороться с ней нет смысла, больших неприятностей она не причинит, достаточно приструнить кикимору, когда она чересчур расшалится. Боится кикимора каленого железа и огня, а задобрить данного злого духа можно, если помыть полы и посуду в доме настойкой корня папоротника. Чтобы кикимора не таскала соль или посуду, ее оплетают ветками можжевельника. Совсем изгнать самовольно поселившуюся в доме кикимору можно лишь с помощью специального заговора. В доме необходимо подмести полы веником из полыни, приговаривая:

«Ах, ты гой еси, кикимора домовая,

выходи из горюнина дома скорее,

а не то задерут тебя калеными прутьями,

сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют.

Будьте, мои слова, крепки и лепки,

крепче камня и булата.

Ключ моим словам в небесной высоте,

а замок в морской глубине, на рыбе на ките;

и никому эту кит-рыбу не добыть,

и замок не отпереть, кроме меня (имярек)».

bestiaria.ru

Подскажите рассказ о Кикиморе по Музыке, математика

rasskaz pro kikimoru 5 klass po muzyke 7 Elinastr34

29 янв. 2014 г., 11:55:22 (4 года назад)

Кикимора — персонаж, свойственный в основном севернорусской мифологической традиции. Ее представляли домовой хозяйкой и иногда — женой домового.

Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать». Другие же возводят ее к древнему балто-славянскому корню кик- / кык- / кук-, содержащему значение горбатости, скрюченности. Вторая часть слова «кикимора» — «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «Мара» мот быть именами самостоятельного мифологического персонажа, тоже домашнего духа, и восходят к общеславянскому корню моръ-, означающему «смерть». В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что-то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.
В мифологических рассказах кикимора предстает уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто ее изображали в бабьем кокошнике на голове. На Вологодчине и в Ярославской губернии кикимору представляли в образе крохотной женщины или старушки. Вологодские крестьяне считали, что кикимора так мала, что, опасаясь быть унесенной ветром, никогда не появляется на улице. В Восточной Сибири кикимору представляли в виде нагой девушки с длинной косой.
В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний существо, подобное кикиморе, называли «марой», «мокушей» или «мокошей». Ее воображали в виде женщины с большой головой и длинными руками. На основе имени мокоши и причастности ее к женским работам исследователи полагают, что в ней можно видеть трансформированный образ древнесла-вянского божества Мокоши. В некоторых местностях был известен также образ запечельницы, или запечельной мары, который, как и мокоша, был близок по своим характеристикам кикиморе. Запечельницу тоже представляли в виде старухи, в сарафане и бабьем головном уборе, иногда — с непокрытой головой и распущенными волосами.

matematika.neznaka.ru

  • Сочинить сказку про теремок
  • Сочинить сказку про зайцев
  • Сочинить сказку про зиму
  • Сочинить сказку от лица шахерезады
  • Сочинить сказку объясняющую одно из названий черного моря 3 класс по кубановедению