Сочинить сказку о служебных частях речи кратко

Конспект урока русского языка для 5 класса по теме служебные части речи умк русский язык. 5 класс под редакцией м.

Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «Служебные части речи»

УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Использованные источники:

  1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. «Русский язык. 5 класс». Учебник + электронное приложение. М.: Дрофа, 2012.

  2. В. В. Львов «Поурочное планирование. Русский язык. 5–9 классы». Методическое пособие. — М.,2011

  3. Л. Г. Ларионова. «Русский язык. 5 класс».: Рабочая тетрадь.-М.: Дрофа,2012.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания об известных частях речи, их грамматических свойствах,

  • дать объяснение роли служебных частей речи в предложении,

  • развитие письменной и устной речи учащихся.

Задачи урока:

обучающие:

  • обобщить знания о самостоятельных частях речи;

  • дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;

  • закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;

развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать языковые и лингвистические компетенции;

  • способствовать формированию компонентов информационной культуры;

воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к русской литературе;

  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

  • научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных.

  • дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.

  • отработка навыка нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в речи,

  • закрепление изученного материала по литературе.

Регулятивные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации;

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро я людям дарю!

Всем, кто проснулся!

Всем, кто родным своим улыбнулся!

Всем, кто готов заниматься делами!

Или же просто общаться с друзьями!

  1. Введение в тему

1.Прочитайте данный ряд слов.(Читает ученик) Кто догадался, из какого произведения эти строки?

Голубыми, небесами,

великолепными, коврами,

блестя, солнце, снег, лежит;

прозрачный, лес, один, чернеет,

ель, иней, зеленеет,

речка, льдом, блестит.

-Правильно, это строки из стихотворения А.С Пушкина «Зимнее утро»

-Вас ничего не смущает в этих строках?

-С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?

2.Самопроверка.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

-Какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (Служебные части речи, предлог, союз, частица) Их мы и будем сегодня изучать.

3.- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Цели урока:
— научиться узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных;
— научиться различать предлог, союз, частицу;
— отработать навык нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в тексте и в речи.
– Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.)

  1. Работа по теме урока

  1. Прослушайте стихотворение. Определите, о какой части речи в нем говорится.

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.

И пишется отдельно он от слов всегда.
Нет, не приставка он. А что же он тогда?

-Правильно, это предлог. Что мы можем сказать о предлоге? (Схема — Предлог)

-В качестве закрепления выполним следующее задание.

2.Задание по группам: дается четверостишие, где убраны предлоги. Нужно вставить подходящий предлог.

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

Села красна девица
Отдохнуть под деревце.
Посидела в детском парке
В уголке тенистом.
Сделайте вывод: Для чего служат в предложении предлоги?

3. Работа в парах. Чтобы выполнить следующее задание, вам надо вспомнить, как отличить предлоги от приставок. (между предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить вопрос или слово)

— Ваша задача- прочитать, записать слова в два столбика

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

(по)дороге
(за)угол
(за)глянул

(на)кнопку

(в)лез (в)окно
(на)ступил
-Ребята, поменяйтесь с другой парой и проверьте задание по эталону. (уч-ся оценивают работу)

— Как вы определили, какие слова пишутся слитно, а какие раздельно. Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово? (Нет. Вывод: это была приставка.) А можно ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово (да)

4.-А теперь поговорим о следующей части речи.

-Определите, о какой части речи я вам сейчас расскажу.

Это слово пришло из греческого языка и в переводе на русский означает связь, соединение, скрепление, сцепление. Как часть речи он известен с давних пор. По частоте употребления он занимает 7 место.

-Что это? (Союз)

— Какие союзы вам известны?

— Какую роль они выполняют в речи?

5. Задание. Отметьте предложения, в которых есть союз.

В нашем дворе цвели и фиалки, и крокусы, и тюльпаны.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.

Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

Вернулись с юга и быстрые кулики, и чибисы, и жаворонки.

Бабушка посадила свёклу, капусту.

-Какие союзы вы обнаружили в предложениях? (А это все союзы? (нет, их на много больше).

-Какие функции выполняет союз? (соединяет однородные члены и части предложения).

-Давайте найдем предложения, где союз соединяет однородные члены предложения. (какой знак ставится между однородными членами?)

6. Задание. Подчеркните грамматические основы предложений.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…

Найдите союзы сделайте вывод. Какую еще роль в предложении выполняют союзы? Что еще они связывают? Какой знак ставится между простыми предложениями в составе сложного, если есть союз И?

Вывод. Схема- союз. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.

7. Мы вспомнили предлог и союз. -Какие ещё вы знаете служебные части речи? (Частица) СХЕМА

Какие вы знаете частицы?

8. Задание. Сформулируйте и запишите 2-3 правила поведения в школе, в которых что-то не позволяется. (используйте частицу НЕ) 1 группа – правила поведения на уроке, 2 группа – правила поведения на перемене, 3 группа – правила поведения в столовой.

Какое значение вносит частица НЕ в предложение? Как пишется частица НЕ с другими словами? Бывают ли здесь исключения? (Частицу НЕ. Отрицание. Раздельно. Пишется слитно, когда слова не употребляются без НЕ (нездоровится, негодовать, ненавидеть)

9.Задание. Запишите предложения, вставив частицу.

Катя активно занимается спортом

Катя активно занималась бы спортом.

Лето было тёплое

Одинаковы ли эти предложения по смыслу? Чем отличаются? Какое значение внесла частица БЫ в эти предложения? Как пишется частица ЖЕ с другими словами?

(Во вторых предложения есть частица бы. Она вносит значение желательности. Раздельно)

Саша сделал домашнее задание.

Саша сделал ли домашнее задание?

Дети пойдут в музей.

Одинаковы ли эти предложения? Чем отличаются? Какое значение внесла частица ЛИ в предложение? Как пишется частица ЛИ с другими словами? Какой знак ставится в конце предложения с частицей ЛИ? Составьте по одному предложению с этой частицей.( Во втором предложении есть частица ЛИ. Она вносил в предложение вопросительный смысл.

Пойдём быстрее!

Пойдём же быстрее!

Дай мне ручку.

Чем отличаются предложения? В каких их них просьба выражена более настойчиво? Какой оттенок придаёт частица ЖЕ предложению? Как пишется частица ЖЕ с другими словами? (Частицей ЖЕ. Во вторых предложениях. Усилительный.)

Вывод. СХЕМА -Какие частицы мы с вами изучили. Какой смысл придают они предложениям?

(НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ. Отрицание, желательность, вопрос, усиление. Придают предложению дополнительный смысл)

Итог урока. –Какие служебные части речи мы сегодня изучили? (СХЕМА)

Домашнее задание:

1. Вставить подходящие по смыслу

а)предлоги

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду. Весело детям ….. зимнее время …. улице.

б)союзы

Катя любит фрукты …. овощи. Я все делаю быстро,…. мой брат медленно. Мальчик не умел плавать,…. прыгнул в воду.

в)частицы

Мы пошли …. в парк, если бы не шел дождь. Учитель сказал: «…. шумите на уроке!» Поедем …. мы завтра на соревнования?

2.Творческое задание. Сочинить сказку про служебные части речи.

Рефлексия. — Ребята, предлагаю вам построить дом, где будут жить служебные части речи. 1 группа – предлог, 2 группа – союз, 3 группа – частица. У вас на столах окошки, вам нужно выбрать подходящие для вашей части речи, вставить окошки и вместе построить дом.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

1) Запишите слова в два столбика.

(по)дороге
(за)угол
(за)глянул

(на)кнопку

(в)лез (в)окно
(на)ступил

2) Отметьте предложения, в которых есть союз.

В нашем дворе цвели и фиалки, и крокусы, и тюльпаны.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.

Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

Вернулись с юга и быстрые кулики, и чибисы, и жаворонки.

Бабушка посадила свёклу, капусту.

3) Подчеркните грамматические основы предложений.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Найдите союзы, сделайте вывод. Какую роль в предложении выполняют союзы?

4) Сформулируйте и запишите 2-3 правила поведения в школе, в которых что-то не позволяется. (используйте частицу НЕ)

1 группа – правила поведения на уроке,

2 группа – правила поведения на перемене,

3 группа – правила поведения в столовой.

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

5) Сравните предложения. Запишите по образцу, вставив нужную частицу.

Катя активно занимается спортом

Катя активно занималась бы спортом.

Лето было тёплое

Саша сделал домашнее задание.

Саша сделал ли домашнее задание?

Дети пойдут в музей.

Пойдём быстрее!

Пойдём же быстрее!

Дай мне ручку.

Домашнее задание

1. Вставить подходящие по смыслу

а) предлоги

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду. Весело детям ….. зимнее время …. улице.

б) союзы

Катя любит фрукты …. овощи. Я все делаю быстро,…. мой брат медленно. Мальчик не умел плавать,…. прыгнул в воду.

в) частицы

Мы пошли …. в парк, если бы не шел дождь. Учитель сказал: «…. шумите на уроке!» Поедем …. мы завтра на соревнования?

2.Творческое задание. Сочинить сказку про служебные части речи.

Цели:

  • Актуализация знаний по частям речи.
  • Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
  • Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • определять части речи и обосновывать своё мнение;
  • определять морфологические признаки частей речи;
  • классифицировать объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные:

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • оценивание качества усвоения материала.

Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тип урок: урок развития умений и навыков.

Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

— Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.

Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
— Начнем скорей урок!  

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика

Двадцать третье октября. Классная работа.

2. Минутка чистописания

— Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

  • Большой – маленький
  • Сухой —           ?
  • Война —          ?
  • Глубокий —    ?
  • Старый —      ?
  • Твёрдый —      ?

Запись буквосочетаний м  мм

3. Словарный диктант

Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.

4. Взаимопроверка

(Слайд 2)

5. Оценивание

  • 0 ошибок – оценка «5»
  • 1-2 ошибок – оценка «4»
  • 3- 5 ошибок – оценка «3»
  • Более 5-ти ошибок – оценка «2»

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте сказку.

Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)

Другие — все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать — солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)

Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» — называли признаки и украшали нашу речь — солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).

А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).

И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)

Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

— Назовите тему нашего урока.

— Части речи

Давайте определимся с нашими целями на урок.

(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).

III. Работа по теме урока

1. Составление кластера «Части речи»

img1

— На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?

Перечислите самостоятельные части речи?

Перечислите служебные части речи?

2. Работа в группах

Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану.  Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал

План выступления.

  1. Часть речи.
  2. Что обозначает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Морфологические признаки.
  5. Роль в предложении.

Местоимение, числительное — совместно

3. Работа по определению частей речи

 — Запишите слова.

сущ.

гл.

прил.

учение

учить

ученый

— Что можно сказать о этих словах?

— Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)

V. Физкультминутка

Называю слова разных частей речи. Если это существительное — руки верх, прилагательное — в сторону, глагол — хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).

VI. Продолжение работы по теме

1. Разбор предложения

Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?

Какой частью речи оно будет являться?

сущ.

гл.

прил.

сущ.

Ученый

написал

новую

книгу.

Разберем это предложение по членам предложения.

2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

3. Работа с учебником

1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).

2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)

3. Запись нового словарного слова Двенадцать  

4. Закрепление изученного

Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова,

  • 1-я группа записывают только имена существительные,
  • 2-я группа — имена прилагательные,
  • 3-я группа — глаголы.

Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!

Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.

Век живи – век …..
Тетрадь –…….. ученика.
Сперва аз да буки, а потом и.……….
Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.
Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

маленькое
учись
десять
науки
зеркало

VII. Подведение итогов

1. Рефлексия

Что мы с вами изучили на уроке?

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • У меня получилось…
  • Была ли достигнута цель урока?

2. Оценивание

3. Домашнее задание

Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.

Резервное задание

Игра называется «Третий лишний».

Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.

Зима, зимний, зимовье.

Чистота, чистить, чистка.

Грязь, грязнуля, грязнить.

  прил.              гл.              гл.
Зимний,    чистить,     грязнить.

И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.

Зимний

Зим – корень
н – суффикс
ий – окончание
зимн — основа

Апарина Елена Валентиновна

Учитель начальных классов

МКОУ Буланихинской СОШ

с.Буланиха

Зонального района

Алтайского края

Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (по программе «Начальная школа 21 века»)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия: работа с учебником, работа с таблицей, работа с планом, наблюдение

Содержательная цель: формирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи

Планируемые результаты:

Личностные УУД : ученик научится ответственному отношению к учению,

получит возможность научиться осознанному, доброжелательному отношению к одноклассникам, его мнению, мировоззрению.

Предметные УУД: ученик научится различать самостоятельные и служебные части речи и получит возможность распознавать самостоятельные и служебные части в тексте, употреблять их в речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: ученик научится ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои знания, получит возможность научиться самостоятельно ставить цели, управлять своим поведением;

Познавательные УУД: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;

ученик получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации

Коммуникативные УУД: ученик научится формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее, работать в группе, вступать в диалог, также участвовать в коллективном обсуждении, подбирать к ним аргументы.

Раздаточный материал: листы для самооценки, карточки

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

А теперь вы повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Улыбнитесь мне гостям

И садитесь по местам

Слайд1

Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас урок открытия новых знаний, а значит мы вновь будем исследователями. А какими качествами должен обладать исследователь?

Внимательность, любознательность, терпение, старательность, находчивость. Ну и конечно не малое значение имеет удача.

Слайд2

С маленькой удачи начинается успех.- девиз нашего урока.

Посмотрите, как мы будем сегодня работать.

Поработаем индивидуально, в парах, в группах.

Слайд3

Вспомним привила работы в парах и группах.

2. Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите число. С чего обычно мы начинаем урок?

Слайд4

Сегодня поработаем над предложением. Угадайте с каким из предложений мы будем работать. Задайте вопросы, которые помогут вам угадать. (на слайде несколько предложений)

Это распространеное предложение?

Это побудительное или повествовательное предложение?

Это вопросительное предложение? Восклицательное или невосклицательное?

В этом предложении есть однородные члены?

Слайд5

Вечером во дворе пять детей весело катались на санках.

Определите части речи, используемые в этом предложении. Какие слова вызвали затруднения. Почему? ( мы знакомы не со всеми частями речи.)

Проверьте себя по эталону. Оцените в листе самооценки.

3. Формулирование темы и цели урока.

Что вы можете сказать о словах, которые встретились вам в предложении?

Слова разных частей речи, имеют разные значения, отвечают на разные вопросы.

Слайд 6,7

С какими частями речи вы знакомы? Давайте вспомним что мы о них знаем. А можем ли мы сказать, что знакомы со всеми частями речи?

Слайд 8

Послушайте сказку.

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные, они считали себя самыми главными их называли самостоятельными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Их называли служебными. Жили части речи очень дружно. Одни части речи верно служили другим: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении, и его части, вносили в предложение дополнительный смысл. А важные особы- части речи им были благодарны. СЛАЙД

Однажды в королевстве был парад и части речи должны были построиться в 2 колонны. Они хотели встать правильно и пройти красиво перед королем, показать ему какие они все красивые и нужные. Но очень боялись — правильно ли они встали в колонны?

Какую проблему нам предстоит решить?

Слайд9

Назовите тему урока. Самостоятельные и служебные части речи.

Слайд 10

Сформулируйте цель урока. Научиться отличать самостоятельные и служебные части речи.

Слайд 11

4. Выявление места и причины затруднения.

Посмотрите в таблицу.

Мальчик, книгу, читает:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

улице, быстрый, автомобиль, мчится

Давайте подумаем по какому признаку распределили слова на две группы. Можем ли мы назвать слова второй группы полноценными? Почему?

Как вы думаете какие из них будут самостоятельными, а какие служебными. Как вы думаете почему они называются служебными? Давайте из слов составим предложение.

По, улица, мчатся, быстрый автомобиль.

Если мы уберем эту маленькую часть речи получится предложение. Для чего нам понадобился предлог?

5. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

Слайд 12

Теперь мы должны решить главную задачу нашего урока. Найти отличия самостоятельных частей речи от служебных.

Жители сказочной страны прислали вам именинный пирог со своими именами. Большие кусочки это самостоятельные части речи, а маленькие служебные. НАЗОВИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ВЫ еще не знаете. На каких кусочках они написаны?

Слайд13,14

Поработайте в группах .Рассмотрите слои самостоятельных и служебных частей речи и заполните таблицу .№2

Самостоятельные

части речи

Служебные части речи

Называют предмет,

признак, действие и т.д.

+

Можно задать вопрос

+

Являются членами предложения

+

Имеют лексическое значение

+

Могут употребляться

обособленно

(самостоятельно)

+

Изменяются

+

Проверка. Оценивание.

6. Этап реализации построенного проекта

Какие наблюдения вы сделали?

Ученик: Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.

Учитель. Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Итак, достигли ли мы цели урока?

Какой следующий шаг нашей деятельности?

Закрепить на практике.

Выполняют задания в парах на карточках. Проверяют по эталону. Оценивают.

1 группа — Москва, осень, дождь, на , ребенок, дерево

2 группа — красивый, широкое, по, гибкий, городской, быстрые

3 группа- прибежал, рисовали, читать, пел, напишет, и

4 группа — в, страна, государство, город, народ, Ковров

5 группа — прилежный, в, на, под, из, над, у

6 группа — дверь, окно, за, снег, машина, цветок

7 группа — а, или, гуляет, но, и, да

Проверка. Устно.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Распредели слова на 2 столбика самостоятельные и служебные

Солнце небо греет слабо

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос

Проверка по эталону. Оценивание.

Слайд 15

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Какую еще тайну мы узнали о русском языке?

Посмотрите на свой лист самооценки и оцените свою работу на уроке соответствующим цветом.

Презентация к уроку русского языка 3 класс «Самостоятельные и служебные части речи»

Инфоурок

› Начальные классы ›Презентации›Презентация к уроку русского языка 3 класс «Самостоятельные и служебные части речи»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

2 слайд

Описание слайда:

Задание 2: Подумайте, какой союз можно вставить на месте пропуска. Ответ выберите из списка. а Небо нахмурилось, но пошёл дождь. и а Все ждали дождя, но его всё не было. и а Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. и Правильный ответ

3 слайд

Описание слайда:

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает… 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

4 слайд

Описание слайда:

Союз! Союз — часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе — грушу. Таблица

5 слайд

Описание слайда:

Имя прилагательное! Имя прилагательное — часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). Таблица

6 слайд

Описание слайда:

Имя числительное! Имя числительное — часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый). Таблица

7 слайд

Описание слайда:

Местоимение! Местоимение — часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

8 слайд

Описание слайда:

Предлог! Предлог — часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

9 слайд

Описание слайда:

Наречие! Наречие — это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро) или признак признака (очень быстро) и отвечают на вопросы: Как?(красиво, грустно, весело, хорошо); Когда?(вчера, сейчас, давно); Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,); Почему?(сгоряча, поневоле); Зачем?(назло). Таблица

10 слайд

Описание слайда:

Глагол! Глагол — часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить); Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать). Таблица

11 слайд

Описание слайда:

Причастие! Причастия — часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию: летящий самолет; забытая книга. Таблица

12 слайд

Описание слайда:

Частица! Частица — часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки : Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

13 слайд

Описание слайда:

Деепричастие! Деепричастие — неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? (шел прихрамывая); Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись); При каком условии?(не поссорившись, не помиришься); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь); Таблица

14 слайд

Описание слайда:

Междометие! Междометие — слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах, как хорошо! Ой, больно! Таблица

15 слайд

Описание слайда:

Задание 6: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово — самостоятельная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения). не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, — так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. Правильный ответ

16 слайд

Описание слайда:

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк Задание 7 : определите какой частью речи являются выделенные слова Правильный ответ

17 слайд

Описание слайда:

Урок окончен. Спасибо за внимание!

18 слайд

Описание слайда:

Имя существительное! Имя существительное — часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

19 слайд

Описание слайда:

Лексическое значение слова — это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол), явлений (гроза) , отношений (кит больше слона) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные — признак, все глаголы — действие. Назад Словарь лингвистических терминов!

20 слайд

Описание слайда:

Вопрос о частях речи — один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд

29 слайд

30 слайд

31 слайд

32 слайд

33 слайд

34 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-987487

Вам будут интересны эти курсы:

Конспект урока по русскому языку на тему » Самостоятельные и служебные части речи»( 3 класс)

Урок62. Самостоятельные и служебные части речи.

Педагогическая цель: создать условия для проведения наблюдения за самостоятельными частями речи; способствовать развитию умения изменять слова по образцу.

Тип урока : открытие знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные) : проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть речи.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.

Универсальные учебные действия ( метапредметные):

Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно: различают способ и результат действия.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; высказывают своё мнение и оценку событий; учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины: введение понятия «самостоятельные и служебные части речи». Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Изменение слов по данным образцам.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент).

II. Чистописание.

Через речку переходит, а с места не сходит. (Мост.)

III. Постановка учебной задачи.

Учитель называет тему урока, учащиеся под руководством учителя формулируют учебную задачу.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (Решение проблемной задачи о роли определения в предложении. )

  1. Проблемная ситуация.

На доске записаны слова:

солнце

играть

веселый

ты

котик

ярко

в

но

под

близко

не

и

а

но

2. Коллективное обсуждение правила.

Учитель. Посмотрите, как Витя выписал слова в два столбика. В первый — самостоятельные части речи, во второй — служебные. Проверьте, как он справился с заданием.

— Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?

— Можно ли к служебным частям речи задать вопрос?

Прочитайте предложение:

Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор.

Найдите служебные части речи.

— Если мы их уберем из предложения, сохранится ли смысл предложения?

— Какой вывод вы можете сделать?

Прочитайте о том, как «работают» служебные части речи (учебник).

Сформулируйте правило.

3. Отработка правила.

1) Выполнение упражнения 2 устно (учебник).

— К какой части речи относятся слова в каждой паре?

— Почему слова в парах относятся к разным частям речи?

2) На доске записаны слова:

дом — дома — дому — доме

Учитель. Что вы можете сказать об этих словах?

Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма изменяется одинаково. Прав ли он?

Убедиться в правильном ответе вам поможет упражнение 3 (учебник). Выполните его по образцу.

земля

земли

к земле

землю

землей

о земле

большой

большая

большое

большие

кричу

кричишь

кричит

кричат

— К какой части речи относятся слова в I группе (во II группе, в III группе)?

— Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?

— Какой вывод можно сделать? Запомните, что наречия и служебные части речи не изменяются.

На сегодняшнем уроке нам надо еще выяснить, могут ли имена существительные, имена прилагательные, глаголы быть любыми членами предложения.

Ответить сможем тогда, когда выполним упражнение 4 (учебник).

V. Закрепление знаний и способов действий.

Коллективный разбор предложений.

Какими членами предложения являются прилагательные (существительные, глаголы)?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).

— Какую работу выполняют служебные части речи?

— Как вы оцените свою работу на уроке?

— Какой вид работы понравился больше?

— Что получилось хорошо?

— Над чем следует поработать?

VII. Домашняя работа: работа в тетрадях на печатной основе ( по выбору учителя).

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Р.Левин

Актуальность заявленной темы вытекает из требований, предъявляемых к выпускнику школы. Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом. Данное описание есть отчетливое представление социального заказа на деятельно-творческое образование; существующее же предметно-знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности. Соответственно в основу профильного образования заложена идея модернизации образования на компетентностной основе.

Цель данной работы: краткое обобщение опыта, накопленного в области реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка.

По мнению А.В.Хуторского, понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося [7,58]. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для современной школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях [2,8]. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

При компетентностном подходе ученик должен не просто запомнить и ответить, но и осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Таким образом, провозглашаются не знания, а более сложная культурно-дидактическая структура — целостная компетентность [1,32].

Задача учителя через содержание учебного предмета обеспечить формирование ключевых компетентностей учащихся. И выход из данной ситуации видится в использовании компетентностно-ориентированных заданий, которые должны быть составлены на максимальном для данной ступени уровне сложности. В содержание материала целесообразно включать не менее одного задания для каждого вида деятельности. Компетентностно-ориентированные задания имеют свою структуру [3]:

  • Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).
  • Формулировка задания:
    • текст задания должен начинаться с глагола;
    • в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).
  • Информация, необходимая для решения данной задачи.
  • Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания)

Система компетентностно-ориентированных заданий («деятельностных» заданий) может содержать:

  • работу с документами
  • воссоздание реальной жизни
  • задания на догадку
  • поисковые задания
  • задания на соответствия
  • задания по сбору информации

Остановлюсь на конкретных примерах компетентностно-ориентированных заданий.

I. Компетентность разрешения проблем

Аспекты:

Идентификация проблемы

Подготовьте сообщение, с которым вы выступите на заключительном уроке-семинаре, посвященном итогам изучения раздела «морфология», на одну из тем: «О трудностях изучения причастия», «С какими проблемами можно столкнуться, знакомясь с наречием», «Сложности в мире деепричастия».

Целеполагание и планирование деятельности

I вариант. Вам предстоит выступить на устном журнале «В мире русского языка» с докладом. Подготовьте данный доклад на тему: «Для чего нужно изучать синтаксис?

II вариант. Вам предстоит выступать на школьной Неделе русского языка с сообщением об особенностях самостоятельных частей речи в русском зыке. Составьте план своего сообщения. Объясните выбранную вами последовательность в планировании.

  • Применение технологий

I вариант. Вы получили задания составить учебный словарь минимум по теме «Пунктуация». Какой будет последовательность ваших действий? Каким будет план деятельности? Опишите.

II вариант. Справочник по русскому языку необходим большинству старшеклассников. Разработайте тетрадь-справочник для себя, учитывая особенности оформления, структуру передачи информации. Защитите свой проект.

Планирование ресурсов

Для своей команды, участвовавшей в КВН по русскому языку, вам предстоит подобрать, а также составить задания по занимательной морфологии. На какие источники вы будете опираться в этом случае? Представьте план-список данных источников с объяснением — комментарием вашего выбора.

Оценка деятельности.

Составьте план — сообщение на тему: «Что я узнал о свойствах и признаках служебных частей речи?» Заполнять план-сообщение необходимо последовательно по мере вашего ознакомления с соответствующими темами о служебных частях речи.

Оценка продуктов деятельности

Проанализируйте просмотренные художественные фильмы Российского кинематографа. Напишите небольшой отзыв-обзор, оценив степень своеобразия и самобытности русского кино.

Оценка собственно продвижения

Проанализируйте свое продвижение в изучении частей речи русского языка по следующим показателям: степень вашей осведомленности о каждой изученной части по трем характеристикам: лексическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль; что осталось неосвоенным, почему; наиболее части речи, на ваш взгляд, почему.

II. Информационная компетентность

Аспекты

Планирование информационного поиска

На школьную олимпиаду вам нужно представить проект для решения лингвистической задачи: «основные случаи перехода одних частей речи в другие и их изучение в школьной практике? Укажите перечень типов источников (Словари, учебники, научная, научно-популярная литература и др.), в которых следует указать сведения по заданной теме. Охарактеризуйте каждый из этих источников в соответствии с тем, информацию какого свойства по названной теме он представит.

Извлечение информации

Для своего сообщения на уроке-конференции на тему: «Что связывает морфологию с орфографией?» Сделайте подборку материалов из различных источников в соответствии с составленными вами планам сообщения (к источникам относятся: официальные документы, научно-популярная литература, справочная литература (энциклопедии, лингвистические словари), передачи радио и телевидения, статьи из газет и журналов и др.)

Обработка информации

Вариант I

на основе обобщения полученной информации на уроках русского языка, анализа других источников составьте кластер на тему: «Части речи в русском языке»

III. Коммуникативная компетентность

Аспекты:

Письменная коммуникация.

Напишите лингвистическую сказку на тему: «О двух братьях Предлоге и Союзе, их сестре Частице и друге Междометии»

Публичное выступление

подготовьте публичное выступление на тему: «Л.В.Щерба об активной и пассивной грамматике», используя сведения из различных источников, включая «Энциклопедию юного филолога». Используйте не менее 3-х риторических приемов.

Диалог.

Вы встречаете гостей, своих сверстников из Англии. Проанализировав 5-6 источников, составьте предполагаемый ваш диалог с гостем из Англии на тему: «Чем отличается природа России от природы Англии?»

Продуктивная групповая деятельность.

объединившись в группу из 3-5 человек, выберите тему (проблему), обсудите ее в группе и коллективно защитите выбранную тему (предварительно распределив между членами группы фрагменты — подтемы общего выступления)

Перечень тем (проблем):

  • «Трудные вопросы школьной морфологии русского языка»,
  • «Чем интересна тема «Наречие».

Данные задания, их выполнение требует творческой трансформации полученных узкопредметных ЗУН, их обобщения, резюмирования в такие содержательно-структурные категории, которых требует обозначенная в задании проблемная ситуации: не найти определенные части речи в тексте, а подготовить выступление: «Для чего нужно изучать части речи?». То есть это не уровень прямых ЗУН, а более высокий — уровень обобщения и трансформации узкопредметных ЗУН в преломлении на специфику созданной проблемной ситуации. Соответственно ученик должен использовать свой жизненный опыт, какие-то надпредметные знания, которые в комплексе помогли бы ему представить публичное выступление с учетом всех стилевых, речежанровых, риторических особенностей.

Таким образом, компетентности формируются средствами содержания образования, иначе через предметные ЗУН. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы от бытовых до производственных и социальных.

Об эффективности применения компетентностно-ориентированных заданий можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Следует отметить, что существует серьезная проблема отслеживания уровня развития и сформированности компетенций. Учителями нашей школы осуществлены попытки разработать и апробировать комплекты диагностических контрольных работ, проверяющих уровень сформированности ключевых компетенций учащихся.

В частности, предполагается выделить четыре уровня сформированности компетентностей [4,18]: нулевой уровень — неосознанная компетентность; первый уровень — репродуктивная компетентность; второй уровень — деятельностная компетентность; третий уровень — творческая компетентность. Критериями нулевого уровня можно считать репродуктивную несамостоятельную деятельность, выполняемую с «подсказкой». Критериями первого уровня являются наличие лингвистических знаний при недостаточном умении их применить, самостоятельная репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или по алгоритму. Критериями второго уровня являются владение лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Критериями третьего уровня является та самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов, о которой речь шла выше (Таблица №1).

Таблица №1.

Результаты диагностики уровня развития ключевых компетентностей учащихся 6-х классов

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Компетентность самоменеджмента

0 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

0 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

0 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

8,3%

33,4%

50%

8,3%

16,6%

25%

50%

8,3%

16,6%

25%

50%

8,3%

Литература

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е.Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 5-12.
  3. Лущик О.А. Оценивание сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/;
  4. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. — ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. — 32 с.
  5. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. — Самара: — Издательство «Учебная литература», 2007. — 244 с.
  6. Хижняк О.С. Управление качеством образования как педагогическая проблема. Завуч. 2001. — №5.
  7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — №2. — С.58-64.
  8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.

  • Сочинить восточную сказку которую могла бы рассказать шехеразада султану
  • Сочинить продолжение сказки о приключениях синдбада морехода
  • Сочинить небольшой рассказ по пословице
  • Сочинить волшебную сказку 5 класс по музыке шахерезада
  • Сочинить рассказ жадность всякому горю начало