Сочинить сказку на новый лад используя героев мотивы сказок пушкина

Мкдоу д/с 2 общеразвивающего вида р.п. таловая воспитатель: ситникова галина александровна подготовительная к школе группа литературная викторина по следам

МКДОУ
д/с № 2 общеразвивающего вида р.п. Таловая

Воспитатель:
Ситникова Галина Александровна

Подготовительная
к школе группа

Литературная
викторина

«По
следам героев сказок А.С. Пушкина»

Мероприятие
проекта: «Творчество А.С. Пушкина»

Цель: Повторить,
закрепить и систематизировать знания сказочного творчества А.С. Пушкина.

Задачи:
Развивать речь, образное мышление, память. Учить объяснять старорусские слова
из сказок А.С. Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С.
Пушкина.

Материалы и оборудование:
Видеопрезентация, в которую входят портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам
«О рыбаке и рыбке», «О золотом Петушке», «О царе Салтане», «О мертвой царевне и
семи богатырях».

Д. игра
«Собери картинку (по сказкам А.С. Пушкина).

Д. игра
«Из какой сказки герой?»

·       
Вводная часть

— Есть имена, как музыка, как звезда, как
солнце. «Солнцем русской поэзии» называют этого человека. (Обращаю внимание
на портрет А.С. Пушкина)

— Дети, о ком я говорю? (об А.С.
Пушкине)

— Как называли Александра Сергеевича,
когда он был маленький? (Саша)

— Свое первое стихотворение Саша написал в
6 лет на французском языке. Ведь в то время было принято говорить на
французском языке.

— Даже учителя у Александра были
французами и назывались они гувернеры. В детские годы у Пушкина была няня,
звали ее? (Арина Родионовна).

— Она была мастерица петь песни, рассказывать
сказки. Именно няня Арина Родионовна воспитывала в маленьком Саше любовь ко
всему русскому – языку, природе, фольклору, русским сказкам и песням.

— Как поэт называл ее? (Мамушка, а в
стихах «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя»)
.

— Саша часто просил Арину Родионовну
рассказать русскую сказку. На основе этих сказок Александр Сергеевич создал
свои сказки, которые вы знаете.

Но поэт превратил их в звучные и красивые
стихи. Там простые и понятные слова, иногда встречаются старорусские слова и
эпитеты. Этим он подчеркивает свою любовь к русскому языку, к старине.

1.
— Скажите, а какие сказки Пушкина вы знаете? (Дети называют).

— А сейчас на экране появится картинка и,
скажите, к какой сказке она относится? (Иллюстрация к сказке «О рыбаке и
рыбке»).

— О ком рассказывается в этой сказке?
старике, старухе и золотой рыбке).

 Ребенок:

«Жил старик со своею старухой у самого
синего моря;

Они жили в ветхой землянке  ровно тридцать
лет и три года».

 Ребенок:

«Раз старик закинул невод в море пришел
невод с одной тиной.

Он в другой раз закинул невод, пришел
невод с травою морскою.

В третий раз закинул невод, пришел невод с
одной рыбкой.

С непростой рыбкой – золотою».

Воспитатель:

— Старухе нравилось жить в землянке? (Нет,
она захотела жить в избе).

 Ребенок:

«Пошел он ко своей землянке, а землянки
нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой, с кирпичной
беленой трубою»

Воспитатель:

— Что такое светёлка? (Светлицы – это
комнаты в избе).

Ребенок:

«Старичок к старухе воротился

Что ж? Пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху.

За столом сидит она царицей».

Воспитатель:

— Чем занимались старик и старуха, когда
жили в землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

— Что такое невод? (Это большая сеть)

П. игра «Удочка»

— Мы поиграем в игру «Удочка». Я буду
рыбак, а вы рыбки. Согласны? (Да).

2. На экране иллюстрация из «Сказки о
золотом петушке».

Воспитатель:

Вот осьмой уж день проходит, войско в горы
царь приводит.

И промеж высоких гор видит шелковый шатёр.
(«Сказка о Золотом петушке»)

— А что такое шатер? (Это такое
временное жилище, по типу палатки. В нем жила Шамаханская царица)

— А кто еще был в этой сказке? (Царь
Дадон, золотой Петушок и др.)

Ребенок:

«Вдруг шатер распахнулся и девица

Шамаханская царица вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя».

СЦЕНКА        

Царь Дадон:
Кто ты, чья, откуда ты? Дева дивной красоты?

Шамаханская царица:
Знай, Дадон, что я девица – Шамаханская царица!

                                          
Пробираюсь я как тать, весь твой край завоевать!

Царь: Вижу
я, что  ты шутница, Шамаханская царица! (Выносят бокал).

Шамаханская царица: Выпей,
царь Дадон до дна чашу сладкого вина!

Царь:
Ты сама испей сначала! Мы потом…

Шамах. царица:
Не ожидала… Значит встрече ты не рад, коль подумал это яд?…   (Пьет).

Шамаханская царица:
Ну, а что ты, царь Дадон, пел, когда бывал влюблен?

Царь:
Не припомню я никак…

Шамаханская царица:
Постарайся!

Царь:
Как-то так! (поет).

Век тебя я любить я буду, никогда не позабуду!

А так стану забывать ты напомнишь мне
опять.

Шамаханская царица:
(шепчет царю)

Царь:
Ни за что плясать не стану!

Шамаханская царица:
Значит быть со мной Полкану! Эй, Полкан!

Царь:
А как же я? Что ты, Горлинка, моя! Хоть плясать я не умею, сам себя не пожалею!
(Пляшет, падает)

Нет больше сил! Без тебя мне свет не мил! Бью
тебе челом на царство

На велико государство все твое и сам я
твой!

Шамаханская царица: Что
же делать нам с тобой?

Царь:
Как что делать? Сказки слушать, отдыхать и сласти кушать! Отвечай, согласна?

Шамаханская царица:
Да!

Царь:
Мешкать незачем! Тогда.

Эй, Полкан, труби победу! Я домой с
невестой еду! (Обходят по залу)

3. Воспитатель:    

— А теперь внимание на экран.
(Иллюстрация к «Сказке о Мертвой царевне и семи богатырях»).

— О ком говорится в этой сказке? (Царевна, Королевич Елисей, Мачеха, жена Царя, семь богатырей).

Ребенок:

«Но невеста молодая до зари в лесу
блуждая,

Между тем все шла да шла и на терем
набрела».

Воспитатель:

— Кто жил в тереме? (Семь богатырей).

— А что случилось в этой сказке из-за
яблока? (Царевна заснула).

— У нас тоже есть волшебное яблочко, и
чтобы не уснуть, как царевна, нужно быстро передавать его из рук в руки под
музыку. И как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалось яблочко
– выходит в круг.

Муз. Игра «Катилось яблочко».

Таким образом, в кругу собираются несколько человек.
Звучит плясовая. И дети в кругу выполняют плясовые движения, а остальные ребята
хлопают в ладоши.

4. Воспитатель:

— Скажите, дети, а в какой сказке царевич
превращается в насекомых, чтобы пересечь море-океан? («Сказка о царе
Салтане»……..).

— А в кого превращается князь Гвидон? (Комар,
шмель, муха).

— А какие три чуда были в «Сказке о царе
Салтане»? (Белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь).

На экране картинка «Белка грызет орешки и
собирает скорлупки» по сказке.

— Как рассказал А.С. Пушкин о первом чуде?

Ребенок:

В свете ж вот какое чудо:

Ель растет перед дворцом, а под ней
хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница
какая.

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки
золотые.

Ядра чистый изумруд, слуги белку стерегут.

·       
На экране картинка «Тридцать три богатыря»
по сказке.

Воспитатель:

— Как рассказал Пушкин о втором чуде,
диве-дивном?

Ребенок:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо, закипит, поднимет
вой,

Хлынет на берег пустой, разольется в
шумном бете,

И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Это диво, так уж диво, можно молвить
справедливо.

·       
На экране картинка «Царевна Лебедь» по
сказке

— Как рассказал А.С. Пушкин о третьем чуде?

Ребенок:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, ночью землю
освещает,

А во лбу звезда горит, а сама-то величава,

Выступает будто пава, а как речь-то
говорит

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо, это диво, так
уж диво.

Воспитатель:

— А кого еще из героев этой сказки вы можете
назвать? (Царица-мать, царь Салтан, ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой).

Игра малой подвижности «Море волнуется». (Этюды
на героев сказки: царица-мать, царь Салтан, ткачиха, повариха, князь Гвидон,
царевна Лебедь, дядька Черномор, богатыри, белочка)

5. Нравственные уроки.

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок. Как вы понимаете эту поговорку? (Значит, чему-нибудь
научиться).

— Чему же нас научила сказка о рыбаке и
рыбке?  (Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта).

— А сказка о мертвой царевне и семи
богатырях? (Если хочешь кого-нибудь спасти, помочь, не надо унывать, терять
время, а надо быть упорным, настойчивым,  смелым).

— А вот какую сказку назовете вы, если
услышите: «Не давши слово – кренись, а давши – держись»? («Сказка о золотом
петушке»).

— А кто дал слово и не сдержал? («Царь
Дадон»)

Воспитатель: А какой урок дает нам «Сказка
оцаре Салтане»…..
(Терпение и труд всё
перетрут)

Воспитатель:
В жизни вас ждет ещё много приятных встреч с замечательным русским поэтом.
Читая Пушкина, вы научитесь быть честными, верными, добрыми, научитесь любить
свою Родину, природу, русский народ и друг друга, научитесь беречь русский
язык.

Моя любимая книгаАвтор презентации: Учитель : Вядянен И. А. МБОУ «ООШ №...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Моя любимая книгаАвтор презентации: Учитель : Вядянен И. А. МБОУ «ООШ №

    Описание слайда:

    Моя любимая книга
    Автор презентации:
    Учитель : Вядянен И. А.
    МБОУ «ООШ №18»
    г. Калтан

  • 2 слайд

    Трудно представить отечественную литературу без произведений великого рус

    Описание слайда:

    Трудно представить отечественную литературу без произведений великого русского поэта. Его книги объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей, а язык его произведений до сих пор остается основой русской литературной речи. «Пушкин стал хозяином языка литературного, постигши все разнообразие сказок и пословиц, прибауток и присказок…»

  • 3 слайд

    Недавно у меня спросили, какая моя любимая книга, и я без сомнения ответила,

    Описание слайда:

    Недавно у меня спросили, какая моя любимая книга, и я без сомнения ответила, что это книга замечательного русского поэта А.С.Пушкина —
    «Руслан и Людмила». Он написал ее, будучи совсем молодым, чем поразил своих наставников.

  • 4 слайд

    ."Автору было двадцать лет от роду, когда окончил он писать поэму “Руслан и

    Описание слайда:

    .
    «Автору было двадцать лет от роду, когда окончил он писать поэму “Руслан и Людмила”!
    Он начал свою поэму, будучи еще воспитанником Царскосельского Лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни. Пушкин работал над поэмой более трёх лет.Отрывки из «Руслана и Людмилы» публиковались в журнале «Сын Отечества» весной 1820 года; летом того же года она вышла отдельным изданием. Произведение было уникальным по своей структуре, содержанию, соединяло в себе элементы волшебной сказки и реальные исторические факты. Это был первый публичный успех — и первая, подчас несправедливая, публичная критика.

  • 5 слайд

    Эти строчки запомнились мне с раннего детства. При первых

    Описание слайда:

    Эти строчки запомнились мне с раннего детства.
    При первых строчках вступления в поэму «Руслан и Людмила» окунаешься сразу же в сказку. Вернее, не в саму сказку, а в присказку. Эта присказка настраивает на торжественный лад, создает особую волшебную атмосферу. Волшебный мир увлекает тебя, приглашая войти в него.
    Где, как не в сказке, может говорить кот? И не простой — то кот, а ученый!
    После прочтения сделала свои иллюстрации. Нарисовала могучий дуб и ученого кота, даже начала делать кота из бисера. Представляла, что мой кот тоже особый.

    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;

  • 6 слайд

    Добро и зло«Руслан и Людмила» - это сказочная поэма. Похищение невесты, ее по

    Описание слайда:

    Добро и зло
    «Руслан и Людмила» — это сказочная поэма.
    Похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное сталкивание сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового.
    Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

  • 7 слайд

    По произведению «Руслан и Людмила» была написана опера основоположником

    Описание слайда:

    По произведению «Руслан и Людмила»
    была написана опера основоположником русской классической музыки
    ГЛИНКОЙ
    Михаилом
    Ивановичем
    (1804 – 1857)

  • 8 слайд

    Рукопись М.И.Глинки. "Первоначальный план" оперы "Руслан и Людмила.

    Описание слайда:

    Рукопись М.И.Глинки. «Первоначальный план» оперы «Руслан и Людмила.

    Ещё при жизни А.С. Пушкина
    М.И. Глинка задумал оперу
    по его юношеской поэме
    «Руслан и Людмила» (1820).
    Поэт заинтересовался этим
    замыслом и даже принял
    участие в обсуждении плана
    будущей оперы. Однако
    трагическая гибель поэта не
    допустила исполнить это
    намерение.
    Работа над оперой началась в
    1837 году и шла в течение пяти
    лет с перерывами. Глинка
    приступил к сочинению музыки,
    не имея готового либретто .
    (Либретто – словесный текст театрализованного музыкално – вокального произведения.)

  • 9 слайд

    М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила» Опера «Руслан и Людмила» - это практ

    Описание слайда:

    М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»
    Опера «Руслан и Людмила» — это практически первый спектакль, с которым знакомятся ученики детских музыкальных школ на уроках музыкальной литературы. Знаменитый «Марш Черномора» из четвертого действия хорошо знаком не только профессионалам, но и любителям музыки. Столь широкая популярность спектакля М.И. Глинки обусловлена тем, что он наполнен замечательной, лиричной и такой «русской» музыкой, сказочными, фантастическими образами и захватывающим сюжетом, основанном на произведении еще одного великого русского творца –
    А.С. Пушкина.

  • 10 слайд

    Создание балета Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений дв

    Описание слайда:

    Создание балета
    Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской — поэта А.С. Пушкина и композитора М.И. Глинки. Этот спектакль – не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее. Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор.

  • 11 слайд

    Был снят фильм по поэме «Руслан и Людмила»"Руслан и Людмила" – советский двух

    Описание слайда:

    Был снят фильм по поэме «Руслан и Людмила»
    «Руслан и Людмила» – советский двухсерийный фильм режиссёра Александр Птушко 1972 года по мотивам поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Это последний фильм мастера, создавшего большое количество киносказок. По мнению кинокритиков, «Руслан и Людмила» является вершиной творчества режиссёра. Двухсерийная экранизация одноимённой поэмы включает масштабные батальные сцены, использует большое количество оригинальных декораций и костюмов. В фильме использовались трюки каскадёров и новаторские приёмы комбинированных съемок: летающий карлик Черномор, говорящая голова Великана-богатыря и прочее.

  • 12 слайд

    Не только была написана опера по произведению, поставлен балет, снято кино,а

    Описание слайда:

    Не только была написана опера по произведению, поставлен балет, снято кино,а для самых маленьких поклонников произведений Пушкина был снят красивый захватывающий мультфильм.
    Но и сегодня рассказ о приключениях храброго Руслана не оставляет равнодушным ни взрослого читателя, ни юного, открывая дверь в волшебный мир, где можно поговорить с Головой и встретить настоящую колдунью. Эта книга часто становится одной из первых самостоятельно прочитанных, а строки «там чудеса, там леший бродит» запоминаются на всю жизнь, оставляя послевкусие чуда.

  • 13 слайд

    Эта книга часто становится одной из первых самостоятельно прочитанных, а стро

    Описание слайда:

    Эта книга часто становится одной из первых самостоятельно прочитанных, а строки «там чудеса, там леший бродит» запоминаются на всю жизнь, оставляя послевкусие чуда.
    Мне очень понравилась эта поэма, потому что я верю, что любовь победит все преграды. Также книга учит быть добрым и отзывчивым по отношению к людям. Если бы Фарлаф не украл Людмилу, то конец был бы гораздо лучше, а так книга в очередной раз доказывает, что все зло возвращается бумерангом.

  • 14 слайд

    Памятники культуры по поэме «Руслан и Людмила»Черномор в Ялте, Крым, РоссияРу

    Описание слайда:

    Памятники культуры по поэме «Руслан и Людмила»
    Черномор в Ялте, Крым, Россия
    Руслан и Черномор в Перми, Россия
    Говорящая голова в Домодедове, Московская обл., Россия
    Руслан и Черномор в поселке совхоза им.Ленина, Московская обл., Россия

  • 15 слайд

    Читайте Пушкина, друзья!Читайте сказки ! И будет жизнь тогда полнаТепла и

    Описание слайда:

    Читайте Пушкина, друзья!
    Читайте сказки !
    И будет жизнь тогда полна
    Тепла и ласки.
    Читайте Пушкина, друзья!
    Вот вам подсказка!
    И пронесёте сквозь года
    Вы радость сказки!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

  • Тест по произведению К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»

  • Презентация проекта сказки по литературному чтению «Петушок и бобовое зернышко»(2 класс)

  • Дидактические игры на уроках обучения грамоте

  • Конспект урока по литературному чтению на тему — «Борис Житков. Как я ловил человечков»

  • Работа с текстом А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452811 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

  • Сочинить сказку о морозе воеводе 3 класс
  • Сочинить сказку 4 класс по литературе про предметы
  • Сочинить сказку 4 класс по кубановедению как поспорили ископаемые
  • Сочинить сказку 2 класс по литературному чтению про кошку и собаку составить план
  • Сочинить сказку 5 класс по литературе маленькую бытовую