Сочинения про памятники вов

Автор на чтение 24 мин. опубликовано 27.02.2021 великая отечественная война оставила огромный след в нашей истории и унесла жизни двадцати

На чтение 24 мин. Опубликовано

Великая Отечественная Война оставила огромный след в нашей истории и унесла жизни двадцати восьми миллионов человек. Она не пощадила ни стариков ни детей. Все встали на защиту нашей необъятной Родины.

Само слово Война – доставляет ужас и страх другим людям, потому что они знают, как щемящая боль находиться в сердце от потери близких тебе людей: отца, брата, матери. Эта война была тяжелейшим испытанием для нашего народа. Я не могу представить какую силу духа нужно иметь, чтобы стоимостью собственной жизни защищать не только свою семью, но и семьи других людей. Если честно, то мне кажется, что наше поколение кажется не способно на такие подвиги.

Воевать уходили все: мужчины самых разных возрастов, подростки, подделывающие год рождения, для того чтобы их взяли на военную службу. Женщины, которые остались одни в полуразрушенных городах и пытались их восстановить вместе с детьми,  работали на фабриках и заводах, заслуживают отдельного уважения. Много подростков, никому не говоря, уходили в тыл. Многие не возвращались домой, где их каждый день ждали верные жёны и дети, некоторые были сильно ранены, других взяли в плен. Не было ни одной семьи, которую не потрясло бы это ужасное время. Люди умирали от слабости прямо на рабочих местах, потому что работали без остановки, без еды и без отдыха. Каждый по-своему внёс вклад в эту победу. Были разбиты множество памятников, исторических сооружений, культурные наследия. Много стихов и песен посвящено этому страшному времени.

Сочинение 2

Великая Отечественная война никогда не выйдет из головы и не перестанет волновать многих людей, кто пережил ее. Никто не хотел этой воны, нот тем не менее в ней погибло очень много людей и на каждом она оставила свой след.

Эта страшная война началась в июне двадцать второго числа сорок первого года. В этот день на нашу страну напали фашисты. Немецкие войска напали на нашу страну без какого-либо уведомления, рано утром в четыре часа. Когда все еще спали. На войну забирали мужей, сыновей, отцов, а женщины ждали их с надеждой, что не вернутся живыми. Но многие так и не вернулись с этой войны, кто-то был тяжело ранен и контужен. А те, кому повезло было вернуться живым, никогда не забудут это страшное событие.

Женщин также много пострадало в этой войне, медсестры спасали раненных солдат и готовы были сами броситься под немецкую пулю. Также женщинам, да и детям приходилось работать по много часов.

Эта ужасная война длилась целых четыре года, казалось, что она никогда не закончится. Но победа пришла к нам девятого мая сорок пятого года. Люди в ней отдавали свои жизни, проливали кровь за свою Родину. Страшно представить, что они пережили, это были и холод и страшный голод, тяжелые ранения, потеря близких и родных людей, боль, страдания.

Война также забрала и у детей детство, пока их отцы воюют, а мамы на работе с утра до позднего вечера, им приходилось заниматься хозяйством. Людям нечего было есть, всегда приходилось делать из картошки разные блюда, даже хлеб. Старалсиь засаживать огород картофелем. Трудились, чтобы хоть как-то не умереть от голода. Каждый выживал как мог.

Россия смогла одержать победу в великой войне. Гитлер недооценил российские сильные войска. Это была неслучайная победа, все от мало и до велика внесли свой вклад в нее. Российские солдаты отдавали жизни за Родину, за эту великую победу, а женщины и дети работали у станков целыми днями, они шили вещи для солдат, отправляли им теплые вещи. Каждый внес свой вклад.

Это ужасное событие принесло много слез и горя в каждую семью, но наш народ не был сломлен.

Наших людей убивали, морили голодом, но они смогли вырвать эту победу у немецких войск.

Советский народ проявил себя необычайно храбро. Ведь все мужчины и даже юноши отправились на фронт, подставляли свои груди под пули. Все женщины старались ухаживать за теми, кто был ранен на фронте.

Великая Отечественная война никогда не забудется нашими людьми, она унесло очень много жизней и покалечила судьбы людей.

Рассуждение

Великая Отечественная война шлав промежутке от 22-го июня 1941-го года и закончились 9-го мая 1945-го года. В этот отрезок времени случилось очень много значимых событий, последствия которых, есть и сейчас. Забегая наперед, нужно сказать нужно сказать, что хоть война была очень кровавой для нашего народа и унесла много людских жизней, но все-таки Красной армии удалось одержать победу над войсками нацистской Германии и её европейскими союзниками, которыми являлись такие страны, как Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Финляндия и Хорватия. В конце концов события Великой Отечественной закончились безоговорочной капитуляцией Германии.

Началом войны для народа СССР стало сообщение Юрия Левитана 22-го июня 1941-го года, в котором сообщалось о нападении германских вооружённых сил в 4 утра. На начальном этапе Великой Отечественной у немцев был план захвата земель СССР под названием «Блицкриг». Основной смысл этого плана заключался в том, чтобы нанести молниеносную атаку до того, как противник сможет подготовить войска и план защиты над врагом и одержать победу в считанные дни, недели или месяцы.

Основными территориями, на которых проводились сражения Великой Отечественной войны есть земли Восточной и Центральной Европы.

Говоря об этой войне нельзя не сказать о трех битвах, которые стали одними из решающими. Битва под Москвой, которая стала наиболее масштабной битвой за участия советских войск. Битва за Ленинград, в которой советские войска одержали победу, чем и разрушили план о наступлении основных войск подразделения армии «Север» для последующего наступления на Москву. Сталинградская битва стала важнейшим эпизодом войны так, как в ходе этой битвы немецкие войска потеряли стратегическую инициативу.

Самым большим танковым сражением стала битва под Прохоровкой. 12-го июля 1943-го года под селом Прохоровка произошло самое большая танковая битва. В этой битве принимали участие 290 танков со стороны Германии и 850 танков со стороны СССР. Победу одержала Германия.

Основными изменениями после окончания войны стали: Потеря Третьим Рейхом захваченных территорий, Формирование двух сверхдержав, Крах нацистской идеологии, Приход к власти просоветских правительств в ряде государств Восточной и Центральной Европы и основание ООН. Основана в 1945-ом году Организация Объединённых Наций существует и до сих пор.

<glav>Другие темы:</glav>← Женщина на войне↑ На свободную темуНикогда не забуду → `

Великая Отечественная война

velikaya-otechestvennaya-vojna.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Елизавета Мерцалова в рассказе Чудесный доктор (образ и характеристика)

    Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» чем-то напоминает рассказ «Дары волхвов» О. Генри. Что там, что там показывают жизнь обедневших волей случая людей

  • Анализ рассказа Кавказ Бунина 8 класс

    В рассказе Бунина «Кавказ» повествуется о несчастной любви. Он построен на антитезе. Писатель играет на контрастах.

  • Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)

    Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной.

Автор: · 18.04.2019

День Победы — это самый главный патриотический праздник в нашей стране, поэтому каждый ученик с юных лет должен иметь представление о нем. Но важно не только знать и помнить, но и уметь выразить свое отношение к тем историческим событиям на бумаге. Многомудрый Литрекон поможет Вас научиться этому на практике, показав примеры сочинений о ВОВ для каждого класса: от 1 до 11.

1-2 класс: Война в моей семье

(211 слов) К счастью, я не застал Великую Отечественную Войну, но о ней мне рассказали родители. Они услышали об этом от бабушек и дедушек, а им о том страшном испытании поведали настоящие ветераны. Сейчас их осталось уже очень мало, но мы их никогда не забудем.

Мои предки воевали на разных фронтах. Один прапрадед был убит подо Ржевом, как герой знаменитого стихотворения. Он был танкистом и погиб в бою, с честью выполнив свой долг. Прапрабабушка осталась вдовой в разгар войны, но она гордилась мужем. Свои подвиги она совершала день за днем в тылу. Говорят, она работала в три смены на заводе. Дети (в том числе мой прадед) стали самостоятельными, будучи совсем еще маленькими.

Прапрадед по материнской линии служил летчиком и пропал без вести накануне победы. Его самолет разбился, и на месте крушения нашлись только обломки. Он успел выпрыгнуть с парашютом, но так и не нашел дороги домой. Свою жену он пережил ненадолго: она умерла от тяжелой болезни сразу после Победы. Мой прадед тоже чуть-чуть послужил, участвовал в партизанской работе, а потом помогал восстанавливать страну и не раз получал награды за упорный и честный труд.

К сожалению, о судьбе других родственников я ничего не знаю. Они затерялись в неразберихе войны. Но я счастлив, что смогу передать своим детям славную историю своей семьи, которой горжусь.

3-4 класс: Память о Великой Отечественной Войне

(238 слов) Каждый год на 9 мая мы с семьей стараемся принимать участие в Бессмертном полку. Мы распечатываем фото наших ветеранов и идем, чтобы почтить их память. Я считаю, что потомкам воинов-освободителей очень важно не забывать о подвигах, которыми прославилась их Родина.

В нашей семье к памяти о ветеранах относятся очень уважительно. Когда была жива моя прабабушка, она рассказывала нам о том, кем были ее родители, что они любили делать, как они воевали. Мне очень нравились эти истории. Во многих рассказах я узнавала себя. Мои предки оживали в памяти, их фотографии превращались в живые лица за столом. Поэтому мне очень нравится День Победы — он сближает семью.

Сейчас эти истории живы до сих пор, хоть прабабушки уже нет с нами. Я вспоминаю ее отца, который воевал в пехоте, ее мать, которая служила медсестрой. Все их радости и невзгоды становятся моими. Но особенно мне жалко вспоминать саму прабабушку. Лишившись родителей, она долго скиталась и почти не имела детства. Тогда я думаю, что мое счастливое детство — заслуга предков, которые воевали, не щадя своих сил и жизней. Поэтому я иду на вечный огонь, чтобы отблагодарить их и всех тех, кто воевал за отечество и за меня. Рядом с памятником я всегда мысленно обещаю всем им не забывать о том, что они сделали для нас.

Наша память о ветеранах — это благодарность за то, что мы есть, за то, что все еще цветут тюльпаны и светит солнце. За мир во всем мире, восстановленный ценою войны.

5-6 класс: Военная история моей семьи

(295 слов) История семьи — это драгоценность, которая передается из поколения в поколение. Поэтому мои бабушки и дедушки всегда охотно рассказывали мне о том, как война отразилась на моей семье. Из их рассказов я узнал, кто и где воевал, как и кем служил. Эти сведения стали моими воспоминаниями, как будто я сам был на фронте и лично знал моих предков.

Мой прапрадед пошел на войну добровольцем вместе со своими братьями. Он служил пехотинцем и прошел много городов России, то отступая, то продвигаясь вперед. Так он провел всю войну и дошел до Берлина. Но в холодных окопах он часто болел и не лечился, поэтому дома прожил немного: умер от туберкулеза. Его жена была наделена не меньшим мужеством и упорством. Она одна тянула на себе все хозяйство, за двоих работала в колхозе, воспитывала и обеспечивала детей. Когда немцы заняли ее дом, она помогала партизанам и рисковала жизнью, передавая им важные сведения. После войны она прожила еще долго, вырастив детей и внуков.

Прапрадед по материнской линии был связистом, но его тяжело ранили в бою (от взрыва у него оторвалась нога) и демобилизовали до окончания войны. Но и дома он не смог отдохнуть: нагрянули оккупанты. Пока их не выбили из деревни, он помогал партизанам, как и его супруга. Она взяла на себя все хлопоты по хозяйству и проявляла чудеса ловкости, чтобы скрыть от врагов свои припасы и красавицу-дочку. Она убедила оккупантов, что девочка — местная дурочка, и с ее помощью передавала партизанам еду. А мой прадед и вовсе жил в лесу и был в числе бойцов из отрядов сопротивления.

Война в моей семье не была вырезкой из газетной статьи, все мои предки служили, даже женщины. Поэтому я с особым трепетом отношусь к Дню Победы и всегда вспоминаю своих бойцов в минуту молчания. Память о них всегда мотивирует меня на свои личные подвиги.

7-8 класс: Мой прадед — участник ВОВ

(332 слова) 9 мая — тот самый день, когда стоит вспомнить своих ветеранов. Мы с семьей всегда стараемся собраться за одним столом и вспомнить о тех, кого нет с нами, но благодаря кому есть мы. Слушая рассказы о военном прошлом своих предков, я понимаю, что только благодаря им возможно будущее. Поэтому я с гордостью могу сказать, что мой прадед — участник Великой Отечественной Войны.

Бабушка рассказывала мне, как он вызвался на фронт добровольцем, как трепетно и нежно прощался с семьей. Уже тогда он предчувствовал, что не вернется, хоть все вокруг говорили, что война не затянется надолго. Он попрощался навсегда и сказал жене, что будет биться за нее до последнего, поэтому может и не прийти обратно. На прощание он дал ей письмо, которое сохранилось в нашем архиве до сих пор. В нем он дал советы своим потомкам: никогда не бояться трудностей и всегда идти им навстречу, чтобы победить.

На фронте он сначала числился в пехоте, но затем обучился на танкиста. С работой он справлялся ответственно, дважды был награжден и повышен в звании. Однажды он смог уничтожить несколько вражеских танков, был ранен, и его удостоили отпуска. Все соседи собрались тогда, чтобы лично поблагодарить его, пожать руку, обнять. Он стал местной знаменитостью, ведь о его подвиге написали в газете. Прабабушка очень гордилась мужем и вскоре после его ухода в армию сообщила ему в письме, что ждет ребенка — моего деда. Но будущий отец так и не получил этого письма: после возвращения в свой отряд он погиб в первом же бою. Погиб, так и не увидев сына.

Вспоминая о нем в День Победы, я всегда жалею, что судьба так распорядилась с ним. Мой дед рос хозяином в доме с самого детства и узнал об отце лишь из рассказов матери, рано поседевшей от горя вдовства. Она лишилась супруга, будучи двадцатилетней девушкой, вчерашней невестой. Но все же я безмерно счастлив, что тогда он смог протянуть нити жизни в будущее и стать родоначальником нашей семьи. В память о нем мы собираемся все вместе и вспоминаем о том, кого никогда не видели, но всегда любили.

9-11 класс: Подвиг народа в войне

(346 слов) Изучая страницы отечественной истории, я всегда удивлялся, как русский народ мог выносить столько трудностей и лишений? Ни одного столетия он не жил без войн и других потрясений. Наверное, именно эта боевая закалка традиционного русского характера помогла нашим людям справиться с испытаниями и лишениями Второй Мировой Войны, в которой СССР сыграл решающую роль.

Подвиг народа в Великой Отечественной Войне выражается не только на фронте, но и в тылу и даже на оккупированной земле. Сотни тысяч граждан СССР работали в три смены, чтобы обеспечить солдат боевыми орудиями и съестными припасами. Матери обделяли себя, чтобы поднять детей, старики работали наравне с молодыми. Совсем еще юные мальчики уходили в леса и занимались партизанской работой. Дети рано взрослели и помогали семье по хозяйству, перенимая знания и опыт на ходу. Вся страна мобилизовалась, все люди выступили единым фронтом. Предателями были единицы, остальные же боролись за родину как могли и молча проглатывали горькие пилюли боли, усталости и тоски. Почетными работницами тыла были и мои прабабушки, сохранившие о том жутком времени светлые воспоминания. «Тогда все мы были одна семья» — вспоминали они.

Но, конечно, основной груз ответственности лежал на плечах солдат, которые покинули дома и семьи, чтобы ежеминутно рисковать жизнью на передовой. Алексей Мересьев, Николай Гастелло, Виктор Талалихин и многие многие другие герои войны — все они демонстрировали вершины военного искусства и невероятную силу любви к отчизне! Они дожили до дня Победы, но приблизили его ценой своей жизни. Их примеры учат нас, потомков, достойно справляться с трудностями и не бояться рисковать во имя великих целей. Когда у меня что-то не получается, я всегда вспоминаю их подвиги и понимаю, что мои преграды ничтожны, если сравнивать их с тем, что пришлось пережить моим предкам.

Великая отечественная война в жизни простого человека сыграла разрушительную роль: разорила его дом, отняла родственников и друзей, отразилась на здоровье и состоянии его семьи. Но надо отдать должное этому человеку: он не сломался под натиском врага, а переломил ход войны и стал хозяином положения. Он вернул миру мир и стал одним из его гарантов. Неслучайно памятники советскому народу и его воле к победе установлены не только на родине, но и по всему миру.

Опубликовано вкл 02.11.2019 — 10:14Автор: Куратор Коршунова Л.И.

В школе проходил конкурс сочинений о Великой Отечественной войне

Скачать:

Вложение Размер
Сочинение Шалагинов Н 13.14 КБ
Сочинение Домникова Л 13.97 КБ
Сочинение Астафьев А 34.5 КБ
Сочинение Шишменкин С 583.5 КБ
Сочинение Лихина К 17.33 КБ

Предварительный просмотр:

                          Что я знаю о войне

                 У меня нет дедушек и бабушек, которые смогли бы рассказать о войне. Моё поколение не знает всех ужасов, которые пришлось пережить людям старшего поколения во время войны. Но я спросил у мамы, что она знает о войне.

                Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, длилась пять долгих лет, стала настоящей трагедией для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты переступили законы человеческие, поэтому оказались сами вне всяких законов.

                 На войне проявились лучшее человеческие качества: смелость, мужество, самоотверженность, любовь к Родине. Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшее качества его души.

                Люди пережили страшную войну , может быть , самую ужасную и тяжелую по своим  жертвам и разрушениям за всю историю человечества . Но они никогда не забудут своих героев.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем , что люди пережили войну . Их подвиг бессмертен , так как будет жить в веках.

                Грустно видеть сейчас не мощных стариков , вспоминающих свою славную молодость, плачущих о погибших товарищах . Понимаешь , как коротка и уязвима человеческая жизнь и как все-таки много может сделать человек—отдать свою жизнь во имя счастья других. Мы не вправе забывать их, отстоявших свободу и независимость народов .          

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун

Домникова Лина 9 класс

Мы – правнуки Победы.

Война! Твой страшный след…

За этими словами скрываются чудовищные, опалённые войной, страницы нашей Родины. По нашей земле прошел самый зловещий и кровожадный враг – фашизм, который сметал все на своём пути: и живое, и неживое, не щадя ни стариков, ни детей, ни наших трудовых начинаний.

Сожженные деревни, разрушенные города, взорванные фабрики и заводы, расстрелянные и угнанные в плен – это далеко не полный список злодеяний фашистских захватчиков. 1418 кровавых дней и ночей…. и 27 миллионов погибших.

         В кровопролитных боях и жестоких схватках с врагом проявился героизм и самоотверженность русского народа. Среди них были и дети, наши сверстники, девчонки и мальчишки. Да, несчастливая доля выпала на их детство, но судьба Родины для них была важнее своих жизней…

                                 Попадали мальчики в страшные бараки,

                                 Догоняли мальчиков лютые собаки,

                                 Убивали мальчиков за побег на месте,

                                  Не продали мальчики совести и чести.

         Блокадный Ленинград… 900 страшных и неповторимых дней и ночей… 125 граммов черного и малокалорийного хлеба…

         Жители города, не захотевшие или не успевшие эвакуироваться в другие менее опасные места, умирали от голода и холода. Порой, не находя в себе жизненных сил, умирали на улицах, за станками, просто дома на стуле.

Война коснулась (без преувеличения) каждой семьи. Долгожданная  Победа  была  одержана благодаря героическим усилиям нашей армии. Но не только. Победу ковали вместе с армией и труженики тыла, как мы их сейчас называем.

Интересна и поучительна судьба моей прабабушки, которой, к сожалению, уже нет в живых.

Родственников Диановой (Артамоновой) Евдокии Дмитриевны 1926г.р. «раскулачили», т.к. считали их богатыми. Одну семью сослали в Хушенгу, другую – в Энгорок. Семью прабабушки оставили в селе Коротково Красночикойского района .В семье было 8 детей, которые с утра до вечера работали в колхозе .Сеяли и убирали хлеб, готовили корм для скота. Когда началась война, Евдокии было 15 лет. Она была старшей в семье. Братья и сестра прабабушки работали в колхозе. Все жители старались помочь фронту. Собирали посылки, в которые клали вязаные носки, кисеты для махорки.

В 16 лет бабушка была призвана работать на металлургическом заводе в Петровск-Забайкальском.  Изготовляла детали для советских танков. Через два года ее и других девушек начали  обучать медицинскому делу,  чтобы отправить на фронт санитарками и медсестрами. Перед отправкой на фронт им разрешили попрощаться с семьей.  Машины в Красный Чикой ходили редко. Где пешком, где на телегах добирались девушки домой. Эшелон отправлялся в 6 часов вечера, но они опоздали на 20 минут. Эшелон ушел. За опоздание их судили. По решению суда их оставили работать на заводе, но в горячем цеху. Прабабушка два года отработала помощником сталевара. Награждена медалью «За доблестный труд». Поощрялась почетными грамотами, денежными премиями, отрезом на платье. Конец войны встретила на заводе.

Благодаря такому самоотверженному труду  многих сотен  тысяч  девушек, женщин  в тылу, благодаря их терпению, благодаря их неистребимой вере в победу, и была одержана Великая Победа над гитлеровской армией.

         …Мы, молодое поколение, никогда не видевшие ужаса войны, благодарны ветеранам за мужество и стойкость, благодарны за наше чистое и светлое настоящее!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун

Астафьев Антон 5 класс

Мы — правнуки Победы.

     В нашей большой семье есть участники Великой Отечественной войны. Сейчас уже никого из них нет в живых, все они умерли, но память о них будет всегда жить в наших сердцах. Не всех своих прадедов мне довелось увидеть и услышать от них всю правду о той жестокой и кровавой войне, но все таки двое из них дожили до моего рождения, и я их видел, и они держали меня на своих руках. Про их героизм и отвагу я узнал от бабушек, дедушек и от своих родителей. Они часто вспоминают наших любимых героев.

     Один мой прадед, как рассказывала мне моя мама, Коршунов Иннокентий Иванович родился 15 декабря 1928 года, а умер 12 декабря 2015 года. Воевал он в Южной Корее. Призвался в 1953 году, был радистом, но были и такие случаи, когда приходилось идти в бой. Их радиостанция была на вокзале, когда их разбомбили, прадедушку контузило.

     Прабабушка, его жена, рассказывала, как трудно и голодно им было жить в годы войны, как вместо картошки приходилось есть очистки.

     Другой мой прадед, со стороны папы, Гордеев Михаил Васильевич. Он жил в Екатеринбурге, умер 27 апреля в 2011 году. Я с ним знаком лично, когда мне было 3 года мы с семьей ездили к ним в гости. Хоть я был маленький и очень мало помню, о нем много рассказывала моя бабушка, его дочь.

     Его взяли на фронт в январе 1943года, ему было 18 лет. Привезли молодых ребят в город Муром, 6 месяцев учили воевать, а затем увезли на фронт под Москву. Они брали город Ельня, там его ранило в левую руку. Лечение он проходил в городе Ногинске, что рядом с Москвой, и снова фронт. За Смоленском, в сражении за деревню Семёновка, он снова был ранен, но уже в правую ногу осколком. Его увезли лечиться в город Осташков. После этого прадеда наградили орденом Красной Звезды. Потом он служил в артиллерии в 699-ом истребительно-танковом полку. Под Ригой немцы хотели прорваться к своим, артиллеристы их уничтожили. За этот бой прадедушка был награждён орденом Красного Знамени.

     Затем его перебросили на 46-й фронт в Чехословакию. За то, как он и его товарищи своей пушкой подбили 12 танков, его наградили медалью «За отвагу». Из-за контузии, полученной в этом сражении, он 10 дней ничего не слышал. В госпиталь ехать отказался и лечился в своем полку и помогал повару. Позже слух у него восстановился, но не полностью. Через некоторое время его снова отправили к орудию, так как были большие потери в полку.

Вскоре им объявили, что Германия капитулировала.

     Прадедушка закончил войну в Праге. У него есть медаль «За победу над Германией».

Моя прабабушка, его жена, Гордеева Серафима Никифоровна, в годы войны работала в Свердловске на военном заводе, который эвакуировали из Ленинграда. Завод выпускал продукцию для фронта. Она была награждена медалями «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», «За трудовое отличие». Она живет в Свердловске, и я желаю ей огромного здоровья.

     Так же мне рассказывали про моего прапрадедушку со стороны мамы. Его внучка, моя бабушка, мало о нем знала, так как он погиб и о нем мало рассказывали. Она отыскала все данные о нем в книге памяти Смоленской области. Это Титов Михаил Яковлевич, 1910 года рождения. Был призван на фронт в Читинской области Хилокском РВК. Воинское звание – красноармеец, ручной пулеметчик МСПБ. Убит был в бою 13 июля 1942 года. Первичное место захоронения – Смоленская область Мосальский район деревня Шахово.

Его жена – Титова Анна Гавриловна тогда осталась одна с шестью детьми. Она работала на Хилокской дистанции пути путевым обходчиком. Из шести детей выжила только одна моя прабабушка, но сейчас и ее нет в живых.

    Очень много близких и родных покинули в те страшные годы свои дома и своих близких и, к большому сожалению, не всем удалось вернуться. Но все мы должны помнить их имена, их подвиги и славу. Мы должны оберегать памятники нашим героям.

Вечная им память и наша благодарность!  

Предварительный просмотр:

<spg src=»https://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/2017/04/20/stencils.jpg»>

Акварель + трафарет = ?

Сказка «12 месяцев». История и современность

Нарисуем попугая цветными карандашами

Акварельные гвоздики

Шум и человек

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/velikaya-otechestvennaya-vojna
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/velikaya-otechestvennaya-vojna-ko-dnyu-pobedy-9-maya/
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/11/02/sochinenie-o-velikoy-otechestvennoy-voyne

Проблема сохранения памяти о жертвах фашизма (Цыбулько И. П. , 2022,  вариант 1 из 36)

Зачем нужно хранить память о жертвах фашизма? Нужно ли младшему поколению знать, что пришлось пережить старшему поколению на войне? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему сохранения памяти о жертвах фашизма, автор ведёт повествование от первого лица. Спустя почти тридцать лет после окончания войны писатели разных стран едут в Бухенвальд. В автобусе они шутят и веселятся, так как ни разу не были в этом концлагере и не представляли, что их ждёт впереди. Они ещё не видели холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола. Из этого следует, что осознать жестокость и бесчеловечность фашизма могут только те, кто собственными глазами увидел их злодеяния. Они уже не смогут забыть весь ужас, который испытали при виде печей, где уничтожали безвинных стариков, женщин и детей.
Стоя на ступени памятника в Бухенвальде – бывшем лагере смерти, писатель Бруно Апитц начал произносить речь и заплакал. Он был узником Бухенвальда и написал об этом книгу «Голый среди волков». Этот человек всё пережил и познал на собственном опыте, на его сердце осталась незаживающая рана.
Оба примера противопоставлены друг другу. Контраст представляют беззаботные писатели в автобусе, ни разу не бывавшие на экскурсии в лагере смерти, и писатель Бруно Апитц, бывший узник лагеря, получивший горький опыт.

Авторская позиция заключается в следующем: необходимо хранить память о жертвах фашизма, чтобы подобное никогда не повторилось.
Мне близка позиция автора. Действительно, младшее поколение должно знать о том, что пережили на войне их предки. Память о жертвах фашизма священна. Нельзя забывать о страданиях узников лагерей смерти. Нужно сделать всё, чтобы больше не было войны.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов оказывается в немецком плену. К узникам относились, как к бесплатной рабочей силе. Они работали на каменоломне, а кормили их баландой. Но измождённый, голодный герой не сломился духом перед комендантом лагеря Мюллером. Жертвами фашизма стала семья героя: жена и дочки погибли от авиабомбы, а сын, капитан артиллерии, погиб от фашистского снайпера в самый день Победы.

В заключение хочу подчеркнуть, что неважно, сколько лет прошло после жестоких событий Второй мировой войны: о жертвах фашизма нужно помнить. В этом долг каждого человека, служащего добру и правде.


Текст


(1)Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. (2)С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.

(З)Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал. (4)Он не хотел плакать, он готовился сказать какие-то очень важные слова, потому что это был очень важный митинг. (5)У подножия памятника стояли писатели из разных стран: Пабло Неруда, Джанни Родари. (6)Триста, а может быть, четыреста писателей. (7)Они впервые были в Бухенвальде. (8)А Бруно Апитц был узником Бухенвальда. (9)Он написал об этом свой роман «Голый среди волков». (10)Ему ничего не надо было сочинять. (И)Иссечённое морщинами, сухое лицо Бруно Апитца мало чем отличалось от бронзовых лиц узников на памятнике. 

12)В Бухенвальд мы ехали из немецкого Веймара. (13)После войны прошло почти тридцать лет. (14)Вдоль всей дороги цвели яблони. (15)Никогда ещё я не видел эту страну такой нарядно-белой. (16)Рядом со мной сидел американский писатель. (17)Мы говорили с ним о книгах, которые нравились нам обоим. (18)В автобусе были американские, английские и итальянские писатели. (19)Они шутили и веселились, это были славные люди, и погода была отличная, и за окнами было красиво. (20)У них было хорошее настроение, потому что они не представляли, что их ждёт впереди* (21)А я уже был в Бухенвальде пять лет назад. 

(22) Приехали в Бухенвальд, выгрузились из автобуса, и я наблюдал, как постепенно, толчками менялись выражения лиц. 

(23) Как и пять лет назад, на пустом плацу лагеря было ветрено. (24)Ходили экскурсанты, было много школьников. (25)У печей, холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. (26)Он с силой приглаживал свои короткие волосы — такая у него привычка. 

— (27)Я всё думаю, — сказал он мне. — (28)Сплю и думаю, бедная моя голова. — (29)Он, морщась, следил за школьниками. — (ЗО)Скажи, нужно ли это показывать детям? 

(31)Я не знал. (32)Наверное, нужно. (33)А как иначе внушить им ужас, и отвращение, и ненависть к фашизму?

— (34)А может, такая доза слишком велика? — сказал Иржи. 

(35)К нам подошли сербы. (З6)Они все воевали партизанами, они пережили всякое, и сейчас они вели себя как солдаты, спокойно, запоминающе оглядывая лагерь.

 — (37)Мы тоже могли попасть сюда, — сказал кто-то из них. 

(38)Так и я тоже мог попасть в Бухенвальд. (39)Это никогда мне и в голову не приходило. (40)Мне стало жарко: вспомнился бой под Таниной горой, когда наскочил на немцев, и потом — как мы шли из окружения. 

(41)3а эти годы ничего не выросло на плацу в Бухенвальде. (42)Голый, пустынный — может, его специально сохраняли таким. (43)Но в Освенциме тоже почти ничего не росло, и в Ленинграде, под Пулковом, где мы сидели в окопах, там до сих пор плохо росли кусты. (44)Слиппсом много металла там было в земле. (45)Накануне отъезда я ходил по тем местам со своим комбатом. (46)Мы разыскивали старые, заросшие землянки. (47)Я сказал, что еду в Германию. (48)Комбат пожал плечами. 

— (49)Я бы не мог с ними… — сказал он. — (50)Я всё понимаю, но я не могу. 

…(51)По каменным ступеням мы спускались с горы Бухенвальда на Аллею Наций. (52)В каменных чашах горел огонь. (53)Чёрный дым стлался над гранитными обелисками. 

(54)Писатель Олесь Гончар и я несли венок. (55)Делегации всех стран растянулись в длинную процессию. (56)Каждая делегация возлагала венок к обелиску своей страны, в память соотечественников — жертв фашизма. 

По Д. А. Гранину

Битвы за историческую память в XXI веке: как России защищать свой нарратив о Второй мировой войне?

© РИА Новости/Максим Богодвид

Поддерживаемый Россией нарратив, где нацизм – абсолютное зло, в сокрушении которого ключевую роль сыграл Советский Союз, уступает место в качестве доминирующего контрнарративу, продвигаемому странами Восточной Европы. Тезис о том, что Советский Союз несёт равную ответственность с Германией за развязывание Второй мировой войны, постепенно становится общеевропейским мейнстримом, что влечёт за собой важные последствия для статуса России на международной арене. О том, как сложилась эта ситуация и какой может быть политика в России в этих обстоятельствах, заместитель главного редактора valdaiclub.com Антон Беспалов
говорит с профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексеем Миллером.

Недопустимость пересмотра итогов Второй мировой войны является важнейшим постулатом российской политики в области исторической памяти. Судя по освещению в СМИ, наиболее эмоциональную реакцию у нас вызывают инциденты с посягательствами на памятники советским воинам и прославление сил, воевавших с СССР на стороне Германии. Действительно ли это самые важные вопросы для России?

Снос памятников оскорбляет, задевает, раздражает, но это не главное, что тревожит Россию в таких сюжетах. Важнейший вопрос для нас касается роли СССР и, следовательно, России в нарративе о Второй мировой войне. Тот нарратив, который мы защищаем, – и было бы странно, если бы мы этого не делали – рисует борьбу добра с абсолютным злом, в качестве которого выступает нацизм. И мы в этом нарративе играем ключевую роль как сила, внёсшая решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. А другой нарратив отводит нам роль «нераскаявшегося тоталитаризма», одного из двух, ответственных за развязывание Второй мировой войны и все ужасы, случившиеся в ХХ веке. Этот вопрос напрямую определяет статус страны в современном мире. Тот или иной ответ на этот вопрос, та или иная роль, которая приписывается Советскому Союзу и, следовательно, России, оказывает огромное влияние на наши позиции в мире.

Хотя основные события, тревожащие Россию в сфере исторической памяти, происходят в Восточной Европе, этот процесс получает интеллектуальную и медийную поддержку на Западе. Можно ли на сегодняшний день говорить о существовании единого западного нарратива, частью которого является восточноевропейский?

Нарратив, в котором Советский Союз является силой зла, начинающей войну в Европе вместе с Гитлером, хорошо сочетается с образом современной России, которая в западном восприятии тоже является силой зла. Недооценивать силу таких нарративов нельзя: сегодня в Европе они владеют умами. Голосование в Европейском парламенте по резолюции «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» в сентябре 2019 года показало, что они доминируют практически безраздельно. И неслучайно этот момент заставил российское руководство пересмотреть воображаемую географию политики исторической памяти. Мы считали, что эта позиция – возложение ответственности за Вторую мировую войну на СССР – характерна для Восточной Европы, и пытались поверх Восточной Европы – в Берлин, в Париж – адресовать свои жалобы на новых членов ЕС, которые, с нашей точки зрения, неприлично себя ведут в области политики памяти. А в 2019 году неожиданно оказалось, что представители этих стран старой Европы голосуют за такие резолюции. И когда мы призываем пристыдить восточноевропейцев, в ответ включается режим молчания – даже в самых вопиющих ситуациях.

Почему так происходит? Страны Западной Европы опасаются невольно оказаться на одной стороне с Россией, продвигая то, что они называют «кремлёвскими нарративами»?

Отношения со странами Восточной Европы для стран Западной Европы, особенно для Германии как её скрытого гегемона, очень важны. Немцы ни в коем случае не хотят вступать в конфронтацию с ними, потому что проблем от этого они могут получить очень много, а выигрыш будет сомнительным. Некоторое время назад мы наивно полагали, что малые страны Восточной Европы можно безнаказанно игнорировать. Тем более нельзя это делать немцам, и в этом смысле надо правильно формулировать свой запрос в отношении Германии: чего мы от неё хотим, чего мы можем от неё реально добиться в этих вопросах. И ценить то, что они делают в правильном направлении. Например, создаваемый Центр документации, просвещения и памяти жертв Второй мировой войны и нацистской оккупации будет охватывать всех пострадавших в войне на истребление на Востоке ­­– при том что и поляки, и украинцы требовали, чтобы русских там не было. Это стоило бы оценить и отметить в публичном пространстве. Включать конфронтационный режим – это понятно и просто. Как, помимо конфронтационного режима, подхватывать необязательно идентичные с твоей позицией, но скорее играющие в твою пользу шаги, жесты – этому стоит учиться.

Алексей Миллер: «Вторая мировая война стала объектом “войн памяти”»

16.04.2020

И тем не менее смена нарратива происходит.

Да, можно говорить о том, что прежний нарратив, в котором нацизм был абсолютным злом, а Холокост – преступлением преступлений; нарратив, который мы целиком поддерживали, уступает место в качестве доминирующего контрнарративу, продвигавшемуся странами Восточной Европы. И это для нас очень опасно.

При этом нужно понимать, что нарративы Второй мировой войны очень разнообразны и совсем необязательно согласуются с тем нарративом, который был установлен как доминирующий во время Нюрнбергского процесса. Обратите внимание, что история Нюрнберга вдруг стала предметом большого интереса и историков, и кинематографистов, будь то у нас или в Америке. Причина проста: если вы хотите похоронить – или, наоборот, защитить старый нарратив, вы идёте туда, где он был сформирован, в данном случае ­– в Нюрнберг. Это очень серьёзная борьба, и перед внешней политикой России стоит очень серьёзная задача.

Есть ли у России союзники в защите нашего нарратива?

Есть, но нужно понимать, что речь идёт не о странах, потому что каждое общество расколото в памяти о войне. Разумеется, мы ни в коем случае не должны отказываться от нашего нарратива, в том числе потому, что он является важной частью политики идентичности внутри страны. Но было бы просто нереалистично предполагать, что мы можем заставить другие страны его принять. Надо понять, какие элементы этого нарратива надо отстаивать и кто наши союзники в этом.

У нас точно есть союзник в лице значительной части израильского общества. И это не только Израиль: есть еврейские организации в других странах, которые от нарратива о нацизме как абсолютном зле, а о Холокосте – как о преступлении преступлений не откажутся ни при каких обстоятельствах. Мы хорошо видели, как это работало в 2020 году, когда происходило празднование освобождения Аушвица в Яд Вашем и в Освенциме. Это были две разные истории.

Есть левые силы: это люди, которые считают себя наследниками тех, кто боролся с фашизмом с самого начала, – итальянские и французские партизаны и так далее.

Если вы встанете в середине любой итальянской улицы и запоёте Bandiera rossa, найдётся кому вам подпеть (равно как и найдутся люди, которым это не понравится).

Наше прощание с коммунизмом не означает отказа от солидарности с людьми, боровшимися с нацизмом и фашизмом под коммунистическими лозунгами.

Какова динамика и каковы масштабы ревизионизма в разных странах? Ведь в Восточной Европе есть те, кто «просто» отрицает освободительную роль Красной армии (например, Польша), и те, кто вдобавок обеляет сотрудничество с нацистами (Прибалтика, Украина). Можно ли говорить о едином фронте ревизионистов?

Суть ревизионизма – в вопросе о том, какую роль мы приписываем Советскому Союзу и России. И в этом смысле различия между Польшей и Прибалтикой или Украиной в её нынешнем виде не существует. Они действительно единым фронтом возлагают на Советский Союз равную ответственность с Германией. И символом всего этого является день памяти жертв тоталитарных режимов, установленный 23 августа, то есть в день подписания Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом в 1939 году.

Действительно, Прибалтика и Украина обеляют сотрудничество с нацистами тех людей, которых они объявляют героями в своих национальных нарративах. Но они объявляют их героями не за то, что они сотрудничали с нацистами, а за то, что они боролись с советской властью. И то, что эти люди делали до или помимо этой борьбы, – это, что называется, издержки производства. То, что в понимании многих людей в этих странах можно понять и оправдать, потому что у них вот такой ужасный враг.

При этом надо понимать, что в последние годы Польша отчасти приблизилась к позициям Прибалтики и Украины в этом вопросе. Сегодня там происходит реабилитация и прославление так называемых «проклятых солдат» – тех, кто вопреки приказу руководства Армии Крайовой не сложил оружие и продолжал – в основном террористическими методами – борьбу с просоветской властью, установившейся после войны. Многие из них совершали преступления против гражданского населения, но здесь схема та же самая: это менее важно, чем их героизм в борьбе с коммунизмом.

Мощный проект по перекраиванию исторической памяти разворачивается на Украине. Запрещаются советские символы, официальными документами регламентируется употребление слов или выражений, в том числе применительно к событиям Второй мировой войны. Каковы шансы этого проекта на успех?

На Украине в области идеологической работы происходят вещи, которые, по сути, не очень сильно отличаются от других стран. Просто на Украине всё это как-то простодушно и бесстыдно. Понятно, что в любом обществе есть слова или речевые обороты, которые считаются неуместными. В качестве примера мы можем привести польский закон, запрещающий обвинять польскую нацию в соучастии в Холокосте. Что касается шансов этой работы на успех, то они неплохие. Если принять критерием успеха не всеобщую веру в то, что дело обстоит именно так, как хотят представить в украинском Институте национальной памяти, а то, что в стране есть существенная доля людей, кто в это верит.

Является ли широкое распространение этого нарратива чем-то неожиданным или же он присутствовал на Украине и раньше, но находился в «спящем» состоянии?

Этот нарратив всегда был, но, лишённый возможности проявлять себя в публичной сфере, он был ограничен сравнительно небольшим сегментом общества. Это была, в частности, заокеанская украинская эмиграция, которая выучилась работать с этим нарративом в условиях США и Канады, используя смесь из прямой лжи и сложных аргументов. И она по-другому вела себя внутри страны, где у неё были союзники и люди, находившиеся у неё на содержании.

Те инциденты, которые мы наблюдаем на Украине, – снос памятников и так далее – это сочетание селянского простодушия и упоения от того, что «теперь, наконец, можно»: сейчас мы возьмём молот и будем им бить по гранитному Ленину или бронзовому барельефу Ордена Победы.

Но совсем другое дело – украинская диаспора. Это хорошо организованная сила, не испытывающая никаких сомнений, умеющая мобилизовать финансовые ресурсы. Она является мощным эффективным политическим актором, в том числе и мнемоническим актором, работающим в области политики памяти. И эти люди действуют вовсе не по-селянски, а подчас тихо и очень эффективно.

В результате сегодня мы можем говорить о том, что сегмент общества, разделяющий этот нарратив, довольно велик. Это часть нарратива, в рамках которого украинец должен осознавать, что его главный, извечный и неизбывный враг – это Россия и русские. В определённом смысле успех этих усилий уже достигнут. В декабре в Washington Post вышла статья о том, удастся ли организовать на Украине мощное партизанское движение в случае войны с Россией. Но Збигнев Бжезинский говорил об этом ещё до 2014 года: то есть идея повоевать с Россией до последнего украинца интригует американцев уже давно. Идея, прямо скажем, чудовищная. Но наличие людей, готовых таким образом воевать, ­– это факт, который, безусловно, влияет на возможные сценарии развития событий в этой стране.

Тот нарратив, который мы считали присущим Восточной Европе, стал сегодня общеевропейским мейнстримом. Вы говорили о том, что России нельзя было в своё время игнорировать Восточную Европу – есть ли сегодня у нас шанс на диалог с кем-то в этом регионе?

Это можно сравнить с компьютерными играми, где надо пройти первый уровень, второй, третий. А на четвёртом уровне нас будут ждать страны Восточной Европы. То есть, сначала можно попробовать договориться с американцами – это то, что разворачивается на наших глазах. Потом с европейцами – по крайней мере, с кем-то в «старой» Европе. Потом – ещё с кем-то, а потом – возможно, придёт и время Восточной Европы. Она тоже не едина. Десять лет назад Дональд Туск выглядел очень перспективным партнёром по нормализации отношений. Можем ли мы себе представить появление такого человека снова? Да, вполне. Но зависит это не от человека, а от ситуации. В современной ситуации Туск – совершенно непримиримый человек, не менее бесполезный, чем Качиньский, в решении этих задач. Но в будущем – почему нет? Чего ожидать от таких людей? Явно не покаяния, не объятий, не благодарности за долгую заботу при коммунистическом режиме. Но некая нормализация возможна. Однако это четвёртый уровень компьютерной игры.

Если взглянуть на голосование по недавней резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма, мы увидим единый фронт западных держав, которые воздержались, за исключением США, которые проголосовали против, и Израиля, который поддержал эту резолюцию. Отчего так действует Европа? Боится невольного распространения российского нарратива?

Европа так действует очень давно, потому что считает – и небезосновательно, – что за этой резолюцией стоят и какие-то текущие политические интересы. Соответственно, у неё есть проблема: она не хочет голосовать против резолюции, потому что голосовать против резолюции, осуждающей оправдание нацизма, довольно странно. Она не хочет голосовать за, потому что не хочет поддерживать линию российской политики, которую считает не лишённой современной нагрузки. Поэтому если кто-то воздерживается при таком голосовании, я бы сказал, что это очень ценная позиция. С учётом того, что американцы голосуют против, получается, что европейцы как раз не солидаризуются с американцами. И успех не всегда в том, чтобы другие страны голосовали так, как ты. Может, успех будет в том, что какие-то страны не будут голосовать единым фронтом против тебя. При современном положении России это неплохой результат.

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.

Девяносто лет назад СССР осуществил величайший акт уничтожения русского исторического наследия. В центре Москвы был взорван храм Христа Спасителя, созданный в честь победы в войне 1812 года. Вместо него советская власть хотела возвести другое грандиозное сооружение. Почему этого так и не произошло? И какие еще величайшие архитектурные памятники были уничтожены коммунистами?

5 декабря 1931 года в Москве на Волхонке раздался мощный взрыв. Когда опустилось облако пыли, толпа зевак с удивлением обнаружила, что несмотря на заложенные в основание здания заряды, храм Христа Спасителя стоит, обрушились лишь купола. Второй взрыв, гораздо более мощный, добил храм, который рухнул, будто демонстрируя, что воля советского руководства сокрушает даже самый твердый камень.

В 1931 году как раз состоялся конкурс на разработку проекта Дворца Советов. Это было сооружение, имевшее для коммунистического правительства первостепенное значение. В нем должны были происходить заседания органов государственной власти. Сам дворец должен был символизировать мощь Советского государства, торжество идей коммунизма. Если Москва считалась центром нового пролетарского мира, то центром Москвы должен был стать Дворец Советов. А поскольку в то время еще не умерли идеи всемирной революции, то предполагалось, что рано или поздно дворец должен был стать помпезной декорацией для проведения церемоний принятия в состав СССР новых республик.

На фоне столь великих задач считаться с историческим прошлым не собирались. Дворец должен был быть размещен в самом центре Москвы. Место легко нашлось – как раз там, где в 1837–1860 годах был построен храм-памятник Отечественной войне 1812 года. Естественно для большевиков Отечественная война не имела ровно никакого значения, особенно в сравнении с мировой революцией, так что решение было принято очень скоро. В июне 1931 года вопрос еще только рассматривался на Политбюро ЦК ВКП(б), а уже в июле заседание ЦИК СССР постановило, что храм Христа Спасителя должен быть разрушен как можно скорее.

Так было уничтожено великое творение архитектора Константина Тона, шедевр русско-византийского стиля – одного из первых национальных архитектурных стилей, появившихся в России. Большевики почему-то питали особенную ненависть к русским национальным стилям. Из всех памятников архитектуры прошлого с особенным старанием уничтожались построенные в русско-византийском и неорусском стиле, которые были особенно популярны в период с 1830-х годов до 1917 года.

Дело дошло до того, что абсолютно все, сооруженные в Санкт-Петербурге здания работы Тона, любимого архитектора императора Николая I, были взорваны в годы советской власти. Это варварство сопровождалось стандартным ярлыком: «не имеют художественной и исторической ценности». А неорусскому стилю даже придумали обидную кличку псевдорусский, стремясь унизить его даже в термине. Хотя, разумеется, никаким «псевдо», он не был, оставаясь типичным представителем европейских национальных архитектурных школ периода романтизма и модерна.

Куски мрамора и гранита от разрушенного храма были использованы в отделке здания Совета труда и обороны (ныне Государственная дума), а также на станциях «Кропоткинская» и «имени Кагановича» строившейся тогда первой – Сокольнической линии метрополитена. Чудом сохранившиеся мраморные скамьи стали частью интерьера станции «Новокузнецкая». С каким-то особым цинизмом мраморные плиты, на которых были выбиты имена погибших во время войны 1812 года, были разбиты на мраморную крошку, которую использовали для посыпания дорожек в московских парках. Судя по всему, советские власти сочли, что когда «победивший пролетариат», прогуливаясь по паркам, попирает превращенные в труху забытые имена дворян – это выглядит очень символично.

Впрочем, разрушение храма-памятника не пошло впрок Дворцу Советов, и его судьба оказалась печальна. Споры о проекте здания продолжались до 1933 года – высшее руководство СССР никак не могло выбрать устраивающий всех проект. Наконец, как говорят при личном участии Сталина, был выбран победитель – Борис Иофан, автор знаменитого «Дома на набережной», один из «придворных» архитекторов той эпохи.

Дворец должен был стать величайшим строительным сооружением на Земле.

Его высота планировалась в 415 метров, а внутренний объем в 8 млн кубометров. Венчать здание должна была колоссальная статуя Ленина весом шесть тысяч тонн, один лишь указательный палец которой (им Ленин должен был указывать путь в «светлое будущее») достигал в длину четырех метров! В Большом зале 21 тыс. человек должны были внимать голосу советских вождей. Дворец предполагалось богато украсить барельефами, мозаикой и витражами. Фактически это должен был быть псевдохрам новой коммунистической псевдорелигии.

Но несмотря на то, что подготовка к строительству началась сразу после взрыва храма, немедленно обнаружились очень большие проблемы. Выяснилось, что СССР просто не располагает строительными технологиями, позволяющими возвести здание такого масштаба. А стоимость Дворца Советов оказалась столь велика, что строительство растянулось на годы и было тихо свернуто уже во время войны. Возведенные металлические конструкции разобрали и использовали для строительства железнодорожных мостов.

Когда в конце 1940-х годов попытались вернуться к строительству, пришлось разработать новый проект. Но даже уменьшенный в два раза дворец оказался не по силам советской экономике. Так что в итоге в 1958–1960 годах в фундаменте первого Дворца Советов был построен самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн «Москва». Вместо циклопического идеологического сооружения появилась простая большая яма, заполненная водой.

Но одним разрушенным храмом Христа Спасителя большевики не ограничились. За советский период истории в России были уничтожены тысячи памятников архитектуры.

Обычно их уничтожение пытались оправдать необходимостью развития городской среды, но всем было понятно – власть борется с символами прошлого, уничтожает историческую память русского народа. Попробуем вспомнить лишь самые значительные из утраченных памятников.

В 1911 году на собранные по всей России средства началось строительство величественного Александро-Невского собора на Миусской площади в Москве. Это был второй по размеру храм в древней столице. Он возводился как памятник в честь освобождения крестьян в 1861 году. Архитекторами были два виднейших мастера В. Васнецов и А. Померанцев, выбравшие для храма неорусский стиль – самый популярный в то время в России. К 1917 году строительство было закончено, но тут грянула революция.

Для большевиков память об императоре-освободителе Александре II была неприемлема. Уничтожались все памятники в его честь. Сначала советские власти просто запретили вести в соборе богослужения. Храм стоял пустой и разрушался. Были планы превращения здания в крематорий, но затем его стали использовать как склад. В 1931 году его тоже попытались взорвать, но столкнулись с тем, что храм был построен настолько крепко, что сильный взрыв мог скорее разрушить соседние здания, чем сам Александро-Невский собор. Так заброшенный храм простоял до 1950-х годов, когда его тихо разобрали на мусор. Это было следствием качества царского цементного раствора – он так крепко скреплял кирпичи, что получить достаточное число строительных материалов просто не вышло.

С 1699 года на Покровке стояла удивительной красоты церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это был памятник позднего московского барокко, в котором традиции старой русской школы причудливо переплелись с новейшими идеями, привезенными царем Петром I из-за границы. Этот храм был любимой церковью Федора Достоевского, который, оказавшись в Москве, всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Он заранее останавливал извозчика и шел к ней пешком, чтобы по пути рассмотреть храм во всей красе. Академик Дмитрий Лихачёв вспоминал, что церковь произвела на него такое потрясающее впечатление, что именно после этого он решил заниматься исследованием древнерусской культуры. В Москве ходила легенда, что в 1812 году Наполеон был так восхищен церковью Успения Пресвятой Богородицы, что приказал разобрать ее и перевезти в Париж. Но из-за быстрого отступления французы не успели реализовать этот план. Храм снесли в 1936 году под предлогом расширения проезда по улице Покровке.

В Кремле в советские годы были уничтожены два монастыря, мешавших своим соседством новой атеистической власти. Первый из них – Чудов монастырь, основанный московским митрополитом Алексием, сыгравшим важнейшую роль в объединении русских княжеств. За свое значение для православной церкви он получил звание Великой лавры. Традиционно именно там крестили детей великих князей Московских и затем царей всея Руси. Монастырский собор был построен итальянскими мастерами при Иване III.

После революции монахов изгнали, а в помещениях разместили военную школу. Несмотря на то, что советская власть официально объявила здания монастыря памятником архитектуры, в 1929 году начался снос монастырских сооружений, продолжавшийся до 1932 года. Затем на этом месте построили 14-й корпус Кремля, снесенный уже в наши дни по причине полного отсутствия архитектурной и исторической ценности. Второй разрушенный монастырь – Воскресенский, он был основан в конце XIV века. Монастырский собор строил выдающийся архитектор Алевиз Фрязин. В 1917 году монастырь был закрыт, а в 1929-м – взорван.

В 1934 году была уничтожена Сухарева башня – один из немногочисленных московских каменных памятников XVII века. Она была построена по приказу Петра I, там находилась обсерватория знаменитого ученого Якова Брюса, там же размещалась знаменитая «школа математических и навигацких наук».

В 1927 году была снесена триумфальная арка «Красные ворота», построенная в честь победы русской армии под Полтавой. Это великолепное барочное сооружение было объявлено «мешающим проезду транспорта» и взорвано. В 1934 году снесли Китайгородскую стену и башни – выдающийся памятник русской средневековой крепостной архитектуры.

Но советская власть враждовала не только со зданиями. Сносились и памятники, особенно если они вызывали ненужную ассоциацию со славными моментами истории Российской империи. В Москве был уничтожен памятник императору Александру III, авторства знаменитого Опекушина перед храмом Христа Спасителя, памятник Александру II в Кремле, памятник генералу Скобелеву на Тверской площади.

В Ленинграде убрали замечательный по художественной силе памятник Александру III работы Трубецкого, памятник благотворителю принцу Ольденбургскому, памятник русским воинам – победителям в войне с Турцией 1877-1878 годов, памятник Александру II, несколько памятников русским военным частям, отличившимся в войнах прошлого. В Киеве был показательно уничтожен памятник Столыпину, которого большевики считали своим личным врагом. Фигуру главы русского правительства демонстративно повесили.

Так советская власть расправлялась с прошлым, уничтожая историческую память русского народа. Наша история, наша память о прошлом были буквально взорваны. Их хотели уничтожить, чтобы заменить на коммунистическую идеологию, которая должна была стать основой для создания нового «советского народа».

  • Сочинения на тему пдд 3 класс
  • Сочинения на тему памятный день 5 класс русский язык короткое
  • Сочинения по тексту больше ничего не будет прилепин
  • Сочинения по поэме 12 особенности изображения двух миров в поэме а блока двенадцать
  • Сочинения по объему бывают