Обновлено
Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение
Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.
На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.
Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):
- Вступление (2-3 предложения).
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
- Заключение (75 слов/3–5 предложений).
Критерии оценивания итогового сочинения
Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.
1. Соответствие теме направления.
Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.
Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
Читайте также:
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
3. Композиция и логика рассуждения.
Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
4. Качество письменной речи.
В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Читайте также:
5. Грамотность
«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.
При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:
- две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
- первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
- две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.
Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.
Из документов ФИПИ:
«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».
Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.
Направления и темы итогового сочинения
Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.
Тема может выглядеть по-разному:
- как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
- как вопрос, на который нужно ответить.
Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»
Читайте также:
Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):
- Направление 1: «Забвению не подлежит»
Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Направление 2: «Я и другие».
Тема: «Что мешает доверию между людьми?»
- Направление 3: «Время перемен».
Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»
- Направление 4: «Разговор с собой».
Тема: «Почему люди обманывают себя?»
- Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»
В чем заключается разница между направлением и темой?
Критерии сравнения | Направления | Темы |
---|---|---|
Когда становятся известны? | В начале учебного года | Во время экзамена |
Вариативность | Общие для всех регионов | Разные комплекты для каждого часового пояса |
Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.
Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ
- Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
- Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
- Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
- Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
- Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
- Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
- Проверяем написанное сочинение на ошибки:
- орфографию (ошибки в написании слов);
- пунктуацию (знаки препинания);
- фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
- лексические повторы (речь);
- остальные речевые ошибки;
- грамматические ошибки;
- Переписываем сочинение на чистовик.
Читайте также:
Структура итогового сочинения
- Вступление и раскрытие темы направления.
Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять).
Например:
- Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
- Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
- Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.
Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:
- В виде вопроса:
«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»
- В виде утверждения:
«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»
- По ключевым словам темы:
«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»
- Аргументация с привлечением литературного материала.
Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
- Тезис.
Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.
Пример тезиса:
- «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
Читайте также:
- Логический переход.
Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.
В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.
Пример подводки:
- «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
- Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.
Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.
В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.
Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!
Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:
- конкретную ситуацию;
- конфликт между героями;
- взгляды героя;
- характер героя и его поступки.
Клише к эпизодам:
- «Автор повествует о…»;
- «Автор описывает…»;
- «Писатель обращает наше внимание на…»;
- «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
- Микровывод.
Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.
Клише к микровыводу:
- «Писатель считает, что…»;
- «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
- «Писатель подводит нас к мысли…»
Читайте также:
Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):
- Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
- Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.
Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.
Пример итогового сочинения
Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?
«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.
Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.
Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.
Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.
Читайте также:
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.
Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы
- Формулировка проблемы – 1 б.
- Комментарий к проблеме – 6 б.
- Позиция автора по проблеме – 1 б.
- Отношение к позиции автора – 1 б.
- Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
- Речевое оформление – 2 б.
- Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
- Этика – 1 б.
- Фактическая точность – 1 б.
Всего – 25 баллов.
В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.
Структура сочинения
- Вступление (опционально).
- Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
- Комментарий к проблеме:
- пример из текста с пояснением 1;
- пример из текста с пояснением 2;
- связь между примерами.
- Позиция автора.
- Отношение к позиции автора и его обоснование.
- Заключение
Формулировка проблемы
- Проблема проходит через весь текст.
- Разбираем только одну проблему, а не несколько.
- Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.
Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ
- Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
- Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.
Читайте также:
Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Указание на тип связи между примерами →
- Комментарий к связи между примерами.
Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.
Проблема:
- В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.
Комментарий:
- Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.
Связка
В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.
Связка должна содержать:
- Отсылку к информации из первого примера.
- Отсылку к информации из второго примера.
- Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)
Читайте также:
Позиция автора
В сочинении на ЕГЭ:
- формулируем одновременно с проблемой;
- отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
- часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
- не высказываем собственное мнение.
Как сформулировать позицию автора:
- Автор считает…
- Цитата из текста.
Объем – 1-2 предложения.
Отношение к позиции автора и его обоснование
- Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
- Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
- Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.
Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.
Вывод
- Пересказ первого абзаца сочинения.
- Ответ на вопросы, если они были поставлены.
- В нем не должно быть новой информации.
- Служит для закольцовывания текста.
Читайте также:
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)
Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.
В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.
Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.
Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.
По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.
С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.
Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.
Разница между сочинениями
Критерии сравнения | Итоговое сочинение | Сочинение ЕГЭ |
Время написания | 3 часа 55 минут только на сочинение | 3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий |
Период написания | Декабрь | Июнь |
Объем (минимум) | 250 слов | 150 слов |
Тема направления | На выбор | Предоставленная в тексте |
Аргументация | Из литературы | Из текста |
Количество критериев оценивания работы | 5 | 12 |
Читайте также:
Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.
Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.
Сочинение — один из распространенных и универсальных типов письменной работы. Даже школьники младших классов учатся писать свои первые сочинения. Мало кто знает, что сочинения бывают разных типов, в виде описания, повествования и рассуждения. Не все учащиеся понимают, что такое сочинение-рассуждение и как его писать. Такой тип работы пишется на конкретную или свободную тему и заключается в том, что учащийся излагает собственные мысли, идеи, рассуждения, подкрепляет тезисы доводами и аргументами.
Содержание:
- Что представляет собой сочинение-рассуждение
- Как писать
- Правила написания
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
- Отличия сочинения от эссе и изложения
Что представляет собой сочинение-рассуждение
Сочинение в виде рассуждения представляет собой письменную работу, в которой излагаются авторские мысли наряду с общими фактами, приводятся аргументы, пишутся выводы. Такие письменные рассуждения состоят из вступительной речи, самого текста, отражающего тематику и заключительного слова.
Перед учащимся стоят следующие задачи:
- научиться воспринимать незнакомую информацию;
- уметь анализировать разные, противоположные суждения;
- научиться выражать собственную точку зрения, последовательно излагать мысли;
- приводить аргументы, подтверждающие или опровергающие изложенные тезисы;
- верно составлять предложения, не допускать грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок в тексте.
Как писать
Готовое сочинение-рассуждение должно иметь смысловую сущность, быть логичным и структурированным. При работе с текстом нужно придерживаться правил написания и оформления, выбрать тему, составить план, разбить весь труд на три части (введение, основную часть и заключение).
Узнайте, как правильно написать сочинение-рассуждение и из чего оно состоит:
Правила написания
Прежде чем приступить к выполнению письменного задания, нужно внимательно изучить алгоритм, который поможет при написании.
- Подготовиться к выполнению проекта: выбрать интересную тему, составить план.
- Найти и изучить материалы, литературу, связанную с темой проекта. Вдохновляющими материалами могут служить просмотренный фильм, прочитанная книга, сводка новостей, собственный жизненный опыт.
- Сформулировать ключевые тезисы, выделить и обозначить проблемы.
- Изложить тезисы и аргументы к ним. Неаргументированные рассуждения свидетельствуют о том, что автор не умеет анализировать информацию, приводить доказательства.
- Сформулировать выводы, изложить собственную точку зрения по теме проекта.
- Проверить содержание и смысл готового сочинения. Рассуждения излагаются последовательно и логично.
- Осуществить проверку на наличие опечаток и ошибок. Вычитать текст, убрать лишнюю и ненужную информацию, оставит только главные рассуждения по выбранной теме.
- Оформить документ надлежащим образом.
Сочинение в виде рассуждения должно иметь законченный вид, главная тема раскрыта полностью. Не забыть сформулировать итоги, написать авторский взгляд на проблему.
План
Перед выполнением проекта, необходимо составить план. Составленный план сочинения-рассуждения поможет автору решить, какой стиль изложения будет использоваться, каков будет объем произведения, какие источники и материалы нужно изучить.
В плане надо отразить такие моменты, как:
- вступительная речь, в которой пишутся проблемы выбранной темы, ее сущность;
- тезисы и рассуждения (можно привести в качестве примера разные авторские мнения, можно написать собственные мысли по поводу темы);
- аргументы и факты, которые надо привести, чтобы доказать или опровергнуть изложенные рассуждения;
- заключение — пишутся краткие выводы, а также авторский взгляд на проблему.
Структура
При составлении сочинения-рассуждения важно соблюдать структуру текста. Из чего состоит такое сочинение?
- введение;
- основная часть;
- выводы.
Каждая часть важна для текста и имеет особенности.
Вступление
Вступительная часть несомненно важна, поскольку именно с нее начинается рассуждение автора. Во введении следует написать об актуальности темы, проблемных вопросов, исторических аспектах. Само вступление не занимает много места, ему отводится полстраницы, максимум полторы. Студенты не знают, как начать вступление, чтобы заинтересовать слушателей.
Существует несколько приемов, помогающих начать вступление.
- Проще всего начать повествование текста в вопросно-ответной форме. Нужно задать вопрос, побуждающий к дальнейшим рассуждениям и тезисам. Таким приемом пользуются многие студенты, когда пишут сочинения по заданной теме.
- Выигрышным смотрится прием «цитата». Вначале можно привести цитату ученого или писателя, интересное высказывание, афоризм и даже пословицу. Однако нужно учитывать, чтобы цитата подходила под тему сочинения. Цитаты, не имеющие отношение к проблеме и теме текста, делают вступление бессмысленным.
- Хорошим способом выступает вступление текста с ключевого слова. Ключевые фразы и слова для сочинения важны, поскольку они раскрывают сущность произведения. Автор самостоятельно подбирает слова, которые могут быть ключевыми для текста.
- Одним из самых оригинальных и уникальных приемов, помогающих начать вступление, является метод «аллегории или образа». Нужно составить ассоциации и образы, возникающие при написании сочинения. Такой прием эффектен, но немногим удается подобрать ассоциации и изобразить их в виде рассуждений.
Основная часть
Самой важной и обширной частью сочинения является основная, в которой автор последовательно приводит тезисы, собственные рассуждения и аргументирует их. Эта часть занимает 2/3 всего объема работы. В этой части можно излагать не только собственное мнение и рассуждение, но и другую информацию, почерпнутую из разных источников:
- научные и художественные публикации;
- статьи из сборников, газет, журналов;
- исторические факты;
- устоявшиеся факты в виде традиций, обрядов, народных обычаев;
- примеры из жизненного опыта;
- статистические данные.
Автор текста убеждает читателей в обоснованности изложенной информации, поэтому каждый факт и суждение аргументируются. Доказательственную базу лучше брать из проверенных источников. Неподтвержденные сведения, слухи, сплетни и догадки во внимание не брать и в качестве аргументов не приводить.
Для каждого абзаца отводится одна мысль и ее аргументация. Не нужно перескакивать с одной мысли на другую. Все рассуждения излагаются в последовательном и логичном порядке.
Заключение
Завершается сочинение-рассуждение заключительной частью. Здесь приводятся краткие выводы, авторская точка зрения. Не нужно перегружать заключения цитатами, определениями и терминологией. Данная часть пишется кратко, емко. В заключении автор может дать ответ на вопрос, который был задан в вступительной части.
Выводы не должны занимать много места. На заключение отводится полстраницы-страница, но не более. Авторские рассуждения в заключении подкрепляются проверенными фактами и аргументами.
Вводные слова
Нередко студенты в сочинениях используют вводные слова и словосочетания. Под вводными словами понимаются словесные конструкции, грамматически не связанные с предложением, однако вносящие дополнительные смысловые оттенки. С помощью вводных слов можно придать эмоциональную окраску безликому тексту, передать настрой автора по отношению к проблеме и теме.
Полезные функции вводных слов и словосочетаний:
- Передают и подчеркивают эмоциональное отношение автора. К примеру, чувство сожаления можно выразить словами «увы», «к сожалению». Радость выражается словосочетанием «к счастью».
- Могут указывать на источник информации: «по вашему мнению», «по-моему».
- Придают словам уверенность или выражают сомнение автора: «несомненно, наверняка, разумеется» или «возможно, наверное, по всей вероятности».
- Способствуют тому, что автор привлекает внимание к читателю: «послушайте, вдумайтесь, согласитесь».
- Способствуют упорядочиванию мыслей (во-первых, в частности»).
Что такое тезис в сочинении
Ни одно сочинение-рассуждение не обходится без тезисов. Что такое тезис? Дословно слово «тезис» означает «утверждение». Под тезисом понимаются сформулированные мысли и рассуждения, которые выложены в кратком виде. Написанные тезисы должны соответствовать теме и сущности работы. Тезисы могут быть основными, простыми и сложными.
Есть разработанный алгоритм, помогающий сформулировать тезис:
- Следовать цели: убедить читателя в правдивости или ложности рассуждений, высказываний.
- Прочесть и изучить достаточное количество литературы, чтобы составить нужный тезис.
- Выделить и использовать ключевые слова, без которых не сможет обойтись ни один текст и которые будут соответствовать теме проекта.
- Конкретизировать изложенные мысли. Общие формулировки рассуждений использовать нежелательно.
Каждый тезис должен подвергаться аргументации, то есть быть доказан или опровергнут. В качестве аргументов можно приводить ссылки на научные статьи, примеры из жизни, рассуждения авторитетных персон.
Требования к оформлению
Чтобы написать качественную работу и получить высокую оценку, нужно придерживаться рекомендаций и требований, связанных с оформлением документа. Писать сочинение можно на любую тему, посмотреть примеры сочинений можно в интернете.
Как правильно оформить текст:
- Проверить готовый текст на наличие ошибок и опечаток перед сдачей на проверку.
- В тексте не должно быть использовано просторечий, сленговых оборотов, нецензурных выражений и слов.
- Документ состоит из обязательных частей: вступления, основного текста (перечисление тезисов и аргументов) и заключения.
- Сама тема сочинения в кавычки не берется, если только она не является чьей-либо цитатой.
- Если сочинение написано от руки, а не напечатано на компьютере, почерк должен быть разборчивым, аккуратным. Кляксы, помарки, зачеркивания — недопустимы.
- Каждый абзац надо писать с отступа, красной строки.
- При оформлении цитат надо руководствоваться пунктуационными правилами русского языка.
- Если в тексте присутствуют даты, их нужно писать цифрами. Года и числа — арабскими цифрами, века — римскими. Числительные лучше писать не цифрами, а прописью.
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинение отличается от эссе-рассуждения и изложения. Хотя некоторые учащиеся часто путают эти три понятия.
Отличия сочинения от эссе:
- Эссе в отличие от сочинения подразумевает более творческий подход к работе. Целями выполнения эссе является творческое осмысление темы, целями сочинения служат понимание и закрепление навыков работы с текстом.
- Эссе в отличие от сочинения относится к подвиду литературного жанра.
- Стиль изложения различен. В сочинении нужно придерживаться определенного стиля, в эссе допустимы отклонения в виде жаргонных слов и просторечий.
- Эссе в отличие от сочинения-рассуждения занимает более меньший объем, поскольку предполагает не развернутое, а краткое изложение фактов и тезисов.
Отличия сочинения от изложения:
- Изложение пересказывает конкретный текст. В сочинении допустим авторский взгляд.
- Изложение соответствует структуре исходного текста. В сочинении-рассуждении должна быть четкая структура, начиная с вступительной части и заканчивая выводами.
- Изложение и сочинение различны по стилистике. В изложении нужно придерживаться такого же стиля, как в исходнике. В сочинении допустимо смешение разных стилей и речевых оборотов.
Полезные советы
Филологами и лингвистами были разработаны рекомендации, помогающие новичкам писать сочинения-рассуждения. Благодаря советам можно узнать, как составить текст, как его структурировать. Есть многочисленные памятки, как писать сочинения. В помощь студентам подойдут речевые клише и шаблоны, которые можно использовать при написании работы.
- Перед тем как приступить к работе, надо выбрать тему. Если есть возможность, лучше выбрать тему, которая будет небезразлична учащемуся, над которой можно порассуждать. Стараться избегать малоизученных тем.
- Надо составить предварительный план проекта. Благодаря плану автор сможет решить какую выбрать тему, стиль и особенности изложения.
- Готовая работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Каждая часть содержит полезную информацию, несет смысл. Все части должны быть связаны между собой и изложены в логическом, последовательном порядке.
- Не бояться выражать свои чувства и эмоции на бумаге, использовать вводные слова. Должны присутствовать рассуждения автора и его умозаключения по теме.
Заключение
Сочинение-рассуждение выступает одним из видов самостоятельных письменных работ. Такое повествование состоит из трех частей. Автором последовательно излагаются свои мысли, рассуждения, тезисы, аргументы. Заканчивается сочинение краткими выводами по теме, авторской позицией.
Сочинение-рассуждение — самый распространенный вариант сочинения, к которому прибегают преподаватели для проверки знаний и умений учащихся. Несмотря на популярность — сочинения пишут по окончании обучения в школе (итоговое сочинение) и при сдаче ЕГЭ — не всем удается грамотно подготовиться к написанию.
В этой статье я подробно остановлюсь на тезисах в сочинении и поясню, почему они важны.
В сочинении-рассуждении важны три вещи: тезис, аргумент и вывод. На мой взгляд, ключевым является именно тезис, ведь именно он задает ход сочинению и обуславливает аргументы с соответствующими выводами.
Тезис — отправная точка в ваших рассуждениях на заданную тему. Если упростить, то тезис — то, о чем бы вы хотели высказаться в рамках сочинения.
Если вы пишете сочинение на заданную тему или по какому-либо тексту, то тезисами выступают ключевые идеи, которые в него заложены, цитаты — как прямые, так и Проще, если тему сочинения вы выбираете самостоятельно: так у вас больше возможностей для формулирования тезисов. Но обо всем по порядку.
В зависимости от специфики, параметров и структуры материала, используемого для написания сочинения, тезисы бывают:
- основными. Они представляют собой центральные положения и главные выводы;
- простые. Основаны на ключевых аспектах — утверждениях или отрицаниях — без пояснений. Служат основой для основных тезисов;
- сложные. Как бы состоят из простых и основных, содержат аргументацию по обозначенным положениям — доказательства.
Как корабль назовешь, так он и поплывет. То есть, как тезисы сформулируешь, такое и получишь сочинение. Стандартное количество тезисов для сочинения — от 2 до 5. Для определения точного количества тезисов нужно ориентироваться на требуемый объем работы. Чем больше текст, тем больше должно быть тезисов, ведь на одном тезисе сочинение написать сложно.
Первое, на что вы должны ориентироваться перед тем как написать тезис в сочинении — тема работы. Все тезисы должны быть связаны с темой и концентрировать в себе основную идею текста.
Есть универсальный алгоритм, который помогает грамотно сформулировать тезис в работе. В нем всего четыре пункта:
- Цель. Нужно определиться, зачем вы убеждаете читателя в истинности или ложности высказывания. Для этого желательно четко представлять целевую аудиторию. Ваш тезис должен быть интересен читателю, иначе дальше он читать не будет.
- Сбор информации. Написать хорошее сочинение можно только в том случае, если до этого прочесть достаточное количество литературы по теме. В процессе вы сможете ссылаться на кого-то и будете понимать, насколько актуальным является то, что вы пишете.
- Ключевые слова. В любом тексте важно определить ключевые слова, которые будут опорными точками и скелетом всего текста. Сочинение не исключение.
- Больше конкретики. Общие слова и фразы в формулировке тезиса — плохая идея. Конкретика помогает избежать недопонимания и установить контакт с аудиторией. Очевидные вещи тоже лучше не использовать для формулирования тезиса, иначе вам не будет чего доказывать или опровергать.
Примеры тезиса в сочинении:
«Талантов много, а гениев — единицы»;
«От рождения все люди добрые, а жестокими они становятся ввиду несовершенства мира»;
«Дети, не понимающие своих отцов, повторяют их ошибки и добавляют к ним собственные».
«Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека».
«Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями».
Последний этап, который теоретически входит в алгоритм формулировки тезиса — аргументация. Аргумент — высказывание, относящееся к тезису, которое его доказывает или опровергает. И все это — в пределах заранее выбранной темы.
Аргументами могут выступать примеры из жизни (о примерах и связи между ними я уже писал), примеры из литературных источников, отдельные факты.
То, что аргументы тезисов в сочинении необходимы, сомнения не вызывает. Без аргументации тезисы не будут значить ничего.
Аргументация может быть двух видов (соответственно, и аргументы): психологической и логической.
Психологическая аргументация основывается на чувствах, апеллирует к эмоциям, общечеловеческим ценностям и т. д. В случае логической аргументации, автор (то есть, вы) ориентируется на разум и здравый смысл.
Также в процессе аргументации нужно иметь в виду ценность того или иного аргумента. Максимальный балл за аргумент — 2. Столько можно получить, если аргументация включает ссылку на автора текста и название произведения.
В случае, если аргументом является литературное произведение, то нужно еще обозначить героев, особенности их речи и поступков, указать на связь всего перечисленного с темой.
Также можно аргументировать тезис с помощью пословиц, поговорок, афоризмов, которые сделают его более образным и открытым для интерпретации.
Учтите, что аргументация, основанная на примерах из жизни — как личной, так и общественной — оцениваются ниже. Все потому, что их проще подобрать. Но они более понятны читателям.
Надеюсь, теперь у вас не будет проблем с формулировкой тезисов в сочинении.
Сочинение как вид работы по развитию речи
Сочинение — творческий процесс создания текстовой реальности на основе знаний личности о мире; это продуктивный, созидательный способ выражения своих мыслей и чувств, средство самореализации и индивидуального развития. Сочинение как продукт творческой деятельности учащихся позволяет в полной мере оценить уровень образования пишущего, понять систему его эстетических, нравственно-духовных ценностей. Такая форма работы согласуется со стратегическими целями изучения русского языка и литературы в школе в условиях реализации ФГОС «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».
Развитие речи ― большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами: русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся.
В.А. Добромыслов писал: «В школе, когда говорят о развитии речи, обычно не имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку» [12, с. 21].
Развитие речи на уроках русского языка ― это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию связной речи начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе и проводится систематически на всех уроках русского языка.
Т.А. Ладыженская предлагает условно разделить на пять групп задания, которые используются на уроках по развитию устной и письменной речи [4, с. 283―284]:
1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится пример-доказательство…, в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоставить исходный текст и конспект — что в них общего, чем отличаются и т.д.
2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т.д.
3. Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса; записать услышанный рассказ и т.д.
5. Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания). Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему.
Сочинение среди других видов работ по русскому языку занимает исключительно важное место и давно практикуется в школе.
Сочинение ― это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности.
Сочинения являются очень важным воспитывающим и обучающим средством. Они учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации; развивают наблюдательность, учат анализировать и делать необходимые выводы, «дисциплинируют мысль», делают её чёткой и точной. В сочинениях для школьника приобретают смысл изучаемые разделы русского языка: грамматика, орфография, пунктуация, лексика, все изучаемые грамматические понятия. Учащиеся, готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, учатся:
― понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;
― подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
― располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, в случае необходимости изменять последовательность;
― отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;
― орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
― обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.
Письменное сочинение ― самый сложный, но, при правильной организации, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Поэтому А.В. Текучев [29, с. 245] пишет о необходимости проводить сочинение в строгой системе, от одного этапа к другому. Также методист перечисляет ряд умений, которые данный вид работы развивает:
― рассказывать о чем-либо по плану, согласно логике развития событий;
― выделять основные связи между явлениями;
― формулировать выводы, строить доказательства к ним, обобщать.
Сочинение ― вид работы, в основе которого лежит создание учеником самостоятельного текста на заданную или свободную тему. Разнообразие типов сочинения в зависимости от жанра, объема, источника получения информации позволяет ученику не только раскрыть свой творческий потенциал в качестве автора уникального текста, но и использовать богатые стилистические возможности родного языка.
В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев [29, с. 247] предлагает следующий вид классификации сочинений:
По содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).
Сочинения на свободные темы различаются по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объему, месту и способу выполнения. по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.
По источнику различаются сочинения:
1. Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения.
2. Сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы, общественной жизни и производственной деятельности людей.
3. Сочинения по картине.
4. Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу.
5. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики, конспекты и т.д.
6. Сочинения-записи прослушанного (лекции, рассказа).
7. Сочинения по аналогии, образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок (в подражании уже известным).
По жанру различаются повествование, описание, рассуждение.
По месту, способу выполнения и объему сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные, т.е. самостоятельные, развернутые и сочинения-миниатюры.
Сочинения могут быть с дополнительными заданиями:
1. Ответы на вопросы.
2. Сочинения по опорным словам ― это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило.
а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова.
б) сочинения, проводимые с целью развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.
3. Сочинения с грамматическим заданием.
4. Сочинение с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа).
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская [4, с. 283―284] классифицируют сочинения следующим образом:
По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни ― свободные темы.
По типу создаваемых текстов различаются:
1) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам»: сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
2) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).
По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.
К источникам другого ― психологического ― ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: «Школа в будущем», «Я лечу на Луну» и т.д.).
По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже ― композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.).
По осложненностидополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями.
Таким образом, одной из главных задач обучения русскому языку в школе является развитие связной (устной и письменной) речи учащихся. Самым эффективным способом решения данной задачи справедливо считается написание сочинений. Существует множество классификаций сочинений, но большинство из них имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям: по источнику; по жанру; по объему; сочинения с дополнительным заданием.
Что будет на ОГЭ-2022 по русскому языку
В данной статье мы обсудим, что будет на ОГЭ по русскому языку 2022. Мы обсудим из чего состоит экзамен , что такое итоговое собеседование, далее мы пройдемся по основным заданиям. Это изложение, тестовая часть, сочинение. Кроме этого, обратим внимание на то что говорят эксперты то, есть что нравится экспертам, что не нравится, чтобы вы уже сейчас понимали на на что вам настраивается, на что надеется. Также мой обсудим выбор темы сочинения, ну и конечно самые популярные ошибки на экзамене.
Каждый может подготовиться к ЕГЭ по русскому языку на пятерку, вне зависимости от уровня на котором вы находитесь. Тут влияет время, которое вы потратите на эту подготовку, то есть если у вас достаточно низкий уровень, вам понадобится чуть больше времени и поэтому надо начинать подготовку раньше. Тогда у вас больше шансов получить хорошую, оценку особенно если у вас достаточно низкий уровень.
Итоговое собеседование
Первый вопрос: “Из чего состоит ОГЭ по русскому языку?”. Мы здесь будем выделять две части: первая часть – это итоговая собеседование. Итоговое собеседование – это особый формат нашего экзамена. Это часть экзамена, но она если что она не складывается с другой частью экзамена, которая будет в конце года. У нас две части: итоговое собеседование и основной экзамен. Итоговое собеседование вы будете сдавать в феврале. На самом деле уже известна дата. Всегда мы сдаем итоговое собеседование во вторую среду февраля. В этом году это у нас будет 9 февраля, так что уже сейчас можете себе куда-нибудь, записать что 9 февраля вы будете сдавать итоговое собеседование и уже в конце года вы будете сдавать основной экзамен.
В чем разница? Что такое итоговое собеседование? Это допуск ко всем экзаменам, то есть если вы не сдаете итоговое собеседование, то вас не допускают не только к ОГЭ по русскому языку но и к остальным предметам. Из плюсов можно отметить, что оценки нет. Есть только зачет или незачёт, то есть вам достаточно перейти порог и все, вы выдыхаете. Вас допустили и все у нас хорошо. Максимальный балл по итогам собеседования 20. Минимальный, то есть тот самый порог , в котором ставится зачет – это 10 баллов.
Оценки не складываются за итоговое собеседование и за основное. То есть в феврале сдаете итоговое собеседование, получаете свой заветный зачет с первого раза, если вы готовились. Забываете про эту всю историю и спокойно дальше готовитесь и основному экзамена то есть тут у нас оценка не складывается, нет такого понятия как пятерка за итоговое собеседование. Оценок у нас тут нет, только зачет, он начинается с 10 баллов. Максимальный балл 20. Из чего состоит итоговое собеседование? Это всего четыре задания и как вы поняли наверное по названию самого экзамена, собеседование – это нужный формат экзамена. Вам необходимо будет прочитать текст.
Довольно просто. Вы читаете текст. Должны уложиться во время. Все должны читать четко, с верной интонацией.
Одно из самых простых заданий – это второе задание. Вам необходимо пересказать текст, который вы только что прочитали то есть тут задания идут парами. Помимо этого, во втором задании вам необходимо вставить цитату, третье задание это монолог. Что такое монолог? Грубо говоря – это устное сочинение, то есть вы сочинение не пишите, а просто рассказываете. Вам дают три темы на выбор. Описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, то есть вы рассказываете какую-то историю.
Третья тема – рассуждение. Вам дают темы для рассуждения, и вы на основе этой темы строите монолог и четвертое задание диалог. Здесь вам задают вопросы и вы на них отвечаете. То же, то есть первое задание и последнее – они у нас самые простые. Со вторым и третьим обычно возникают сложности, во втором задании многие ребята испытывают трудности связанные с тем, что не могут запомнить текст.
В третьем задании тоже могут быть проблемы, связанные со структурой, но если готовиться. Вообще ничего сложного, то есть просто важно ознакомиться с форматом. Практика здесь конечно важна теории и тут в итогам собеседования. Ну и конечно тут будет оцениваться грамотность, ваша речь, то есть у вас не должно быть речевых ошибок, грамматических, орфоэпических.
Итоговое собеседование будет длиться всего 15 минут на каждое задание. Есть ограничение по времени и на подготовку и на выполнение.
Скоро появится тоже демоверсия отдельная для итогового собеседования. Посмотрим будут ли какие-то изменения, но вероятнее всего в итоговом собеседовании изменений не будет, потому что в целом формат новый и вряд-ли они сейчас уже буду что-то переделывать, но посмотрим, никогда не можем знать наверняка.
Основной экзамен
Итак, основной экзамен, из чего же он состоит? Всего у нас 9 заданий, не так много. Не как у других предметов, там где-то больше 20, больше 30. Итак, что же это за задание первое. Первое задание – это изложение. Мы поговорим о нем подробно. Вам необходимо будет на слух воспринимать информацию, вам будут читать текст, воспроизводить аудио запись. Вы же будете записывать то, что услышали и уже из этой информации составлять собственный текст. Второе задание – это тестовая часть. Тестовая часть у нас совсем небольшая, всего семь заданий.
За каждое задание вы будете получать 1 балл. Для чего это говорю? Чтобы вы уже понимали сейчас на некоторых экзаменах на тестовой части можно набрать как минимум порог если мы говорим про ОГЭ по русскому языку, если вы решаете только тестовую часть, то вы ниже порога. Причем очень далеко от порога. У нас 15 баллов, что значит порог если у вас меньше 15 баллов, то вы не сдали экзамен, то есть тройка. Минимальный результат для сдачи ОГЭ начинается с 15 баллов. Тестовая часть с 7, то есть вы уже сейчас сделаете определенные выводы, чтобы как минимум набрать баллы на тройку, а дальше уже на четверку, пятерку нам нужно уметь писать изложения и сочинения.
Задание №2.
Кратко пройдемся по всем заданиям тестовой части. Второе задание считается самым сложным для многих выпускников. Это синтаксический анализ. В этом задании необходимо научиться верно выделять грамматические основы. Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Сложность будет заключаться в том, что помимо этой информации вам необходимо будет знать теорию о типах предложений и в принципе о самих подлежащих и сказуемых.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №3.
Третье задание – это пунктуационный анализ. Здесь вам необходимо будет расставить знаки препинания. Обратите внимание, что в этом задании встречаются не только запятые, здесь могут встретиться , тире, двоеточие и кавычки – 4 знака препинания. Остальные не встречаются, то есть например, точки запятой у нас здесь нет и она никому не попадется. Самое простое задание – это конечно кавычки. Ну и более такие сложные варианты могут быть. Для некоторых запятые, для некоторых двоеточия, для третьего задания нам нужно просто выучить все правила русской пунктуации. Звучит, страшно но к сожалению по другому никак.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №4.
Четвертое задание – это тоже синтаксический анализ, но здесь мы будем работать со словосочетаниями.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №5.
Орфографический анализ в этом задании. У вас будет 5 слов и каждому из них будет дано объяснение. Объяснение написания. Например, слова и объяснения. “Тут пишется такая гласная потому что….” Вам необходимо сказать верное это объяснение, или неверное. Например, приехать в город и у вас дано объяснение “приставка при” имеет значение приближения. Это верно или неверно. Приехать в город. Да это будет верно. действительно в этом случае приставка “-пре” имеет значение приближения, то есть подобные у вас будут вопросы. вопросы будут касаться не только приставок.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №6.
Шестое задание – это анализ содержания текста. Вы читаете текст, далее читаете высказывание и говорите соответствует ли высказывания этому тексту. То есть например, Васе было пять лет, а вы смотрите в тексте ему было шесть лет, значит высказывание неверно.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №7.
Седьмое задание – это анализ средств выразительности. В этом задании вам вас попросят найти метафору, эпитет фразеологизм олицетворения, сравнение, сравнительные обороты. Чаще всего подобные вопросы встречаются. То есть вам нужно найти какое-либо средство выразительности. Для начала нужно изучить, что такое метафора, что такое эпитет, олицетворение. Чем они будут отличаться друг от друга и далее уже практиковаться. Во многих из этих заданий важна именно практика.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №8.
Восьмое задание – лексический анализ. Здесь вас попросят либо подобрать синоним, либо подобрать антоним, либо в целом найти антонимические у пару. То есть вам говорят что в предложении 22 есть антонимы, антонимические пары и вы выписываете антонимы. Что такое антонимы. Это слова противоположные по значению, а синонимы – это слова близкие по значению.
В восьмом задании вас могут попросить найти фразеологизмы в тексте или же попросить найти слова соответствующее тому или иному значению, то есть у вас может быть указано значение слова. Там что-то стоит на четырех ножках, имеет чаще всего какую-то поверхность.
На нем могут есть, работать, что-нибудь еще делать и вы пишете ага – это стол. Ну, конечно там будет не такое определение из словаря, но это достаточно простой формат задания. То есть если вам попадется подобный вопрос в 8-ом номере, значит я думаю, что все отлично.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Изложение
Девятое задание – это сочинение. Сейчас мы подробно поговорим про каждый из этих пунктов. Начнем с изложения. Так за изложение мы можем получить 7 баллов. Мы пишем на экзамене сжатое изложение и поэтому у вас будет несколько требований помимо того, что вы должны записать основную информацию, которую услышали. Также вы должны сжать текст. Для этого используются специальные приемы сжатия. Например, исключение. Самый простой прием. Вы просто что-то убираете и таким образом ваш текст сжимается. У нас есть еще обобщение, упрощение или же замена. Это просто разные названия, тут можно будет использовать как один прием, то есть вы можете на протяжении всего текста использовать только одну.
Вы можете комбинировать приема сжатия. Текст вы будете слушать лишь два раза. Между прослушиванием у вас будет перерыв. Он будет длиться 5-6 минут так, что вы в это время сможете написать какую-то, информацию что возможно услышали. По объему изложения. Объем изложения должен быть не менее 70 слов. Не менее 70 слов – это значит больше 70. Иногда с этим возникают проблемы, то есть несмотря на то, что у нас изложение сжатое, у нас есть минимальная граница по объему изложения. В изложении должно быть больше 70 слов. Верхнего порога у нас официального нет, то есть вы можете написать изложение на любой объем. Понятное дело, что не больше чем в оригинальном тексте. Есть рекомендации то, есть обычно рекомендуется писать изложение на 70-120 слов. Разброс достаточно большой, потому что исходный объем текста бывает разный.
Бывает текст на 150 слов, бывает текст на 200 слов. Понятное дело, что вы в итоге сожмёте до разного объема. Вы не сможете все приводить к этой цифре 70. Так что, если что не переживайте. Некоторым в школе говорят не более 80 слов, или не более там 100 слов. Это неофициальная информация, это требование только вашего учителя. На реальном экзамене за это баллов не снизят, то есть если ваш учитель говорит не более 80, а на экзамене вы напишете на 85, ничего не случится. Баллов вы не потеряете.
Итак подытожим, какие у нас есть требования, чтобы получить 7 баллов за изложение. Первое требование – точно передать основное содержание прослушанного текста. Для этого необходимо отразить все важны для восприятия микротемы. Сейчас расшифрую, что это значит отразить все важные для его восприятия микротемы.
Такой лайфхак. В изложении всегда три абзаца и 3 микротемы, а микро тема – это главная мысль. Главная мысль нашего абзаца, и то есть у нас три микротемы и три абзаца сразу небольшая подсказка это – поможет вам разделить текст верно на абзацы и также выделить главную информацию, то есть чтобы получить баллы за первый критерий важно донести информацию с первого абзаца, из второго, из третьего.
Если что-то упускаете, то теряете балл. Обратите внимание, добавлять от себя тоже нельзя. То есть, если вы что то не услышали, что-то упустили и решили ну ладно, напишу пару предложений от себя, чтобы по объему хорошо вышло. Так мы не делаем. Это сразу минус баллы. Если у вас получилось не 70 слов, a 65, лучше оставьте 65 и ничего не добавляйте потому что вашу работу в таком случае все равно проверят. Это небольшая такая погрешность, но если вы добавите лишнюю информацию, Вам сразу снизят балл. Всегда три абзаца.
Сейчас ещё один важный момент. Небольшая подсказочка. Черновики никогда не проверяют. Второй пункт – это правильно применить приемы сжатия текста. Что значит правильно? Во-первых, мы должны сжать текст в каждом абзаце. То есть три абзаца. Каждый абзац нужно сжать, даже если ваш абзац достаточно небольшой по объему. Предположим, первый абзац состоит из 3 предложений и вы решаете ничего в нем не менять – это ошибка, потому что вам по критериям необходимо сжать текст в каждом абзаце.
Следующий момент, мы можем убирать, сжимать информацию, которая которая является второстепенной. Второстепенная информация, как ее распознать? Без неё нам понятен смысл текста, то есть если вы читаете предложение, выкидывайте оттуда маленький кусочек. Перечитывайте предложение, и вам все равно понятно, о чем идет речь. Отлично, вы убрали второстепенную информацию. Если же вы убираете какой-то кусочек, и становится непонятно как-то, недосказанность появляется, значит вы убрали что-то важное, и так делать нельзя, то есть если выбрать важную информацию – это может повлиять на критерий, связанный как с приемами сжатия так и с первым критерием.
Еще один небольшой секрет. На экзамене изложения берутся из открытого банка то.
Если вы хотите получить хорошую оценку, то вам необходимо справляться с каждым разделом. Сочинение, изложение, тестовая часть, то есть у нас нет таких вариантов: “А что, если я не буду писать изложение, а что если я вообще не буду трогать тестовую часть”. Если вообще не будете трогать, то возможно вы не наберете баллы на четверку или пятерку, поэтому, если вы хотите четыре или пять готовимся ко всем разделам.