Сочинения по литературе 11 класс блок

Сочиненияпо литературеблоктема любви в творчестве блокалюбовь это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Блок
  4. Тема любви в творчестве Блока

Любовь — это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств. Произведения, написанные классиками русской литературы, находят признание и в кругу современных читателей.

Одним из мастеров любовной лирики является Александр Блок. Тема любви — центральная в творчестве поэта. В своем цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок использует устаревшую лексику, символизм, уделяет особое внимание цветам и звукам. Таким образом, автор привлекает внимание читателя, заставляет его задуматься, остановить свое внимание на ключевых моментах. Через метафоры и эпитеты читатель может проследить за душевными переживаниями не только главного героя произведений, но и самого Александра Блока. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт размышляет об образе идеальной женщины. Основу женского образа составляет любимая супруга А. Блока Любовь Менделеева. В своих стихотворениях поэт говорит о светлом, непостижимом и святом по отношению к женщине, сочетающей в себе гармонию, красоту и таинственность. Но все меняется, когда любимая жена, Любовь Дмитриевна, уходит из жизни. Александр Блок тяжело переживает утрату супруги и пишет стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором он вспоминает чувства и мгновения, подаренные любовью.

В последующее время Александр Блок вновь обращается к теме любви, и на свет появляется цикл стихотворений под названием «Незнакомка». Но читатель уже не увидит тех светлых чувств, удивительного и воздушного женского образа, о которых писал поэт раннее. Жизнь превращается в пьянство и представляет собой грязь и ужасную скуку.

Однако поэт пишет не только о любви между мужчиной и женщиной, ведь чувство любви многогранно. После написания цикла «Стихи о Прекрасной Даме» поэт переживает волнения и перемены в России, о чем говорят его произведения: «Бежим, бежим, дитя свободы…» (1900 год), «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» (1910 года), «Унижение» (1911 года), «Новая Америка» (1913 года). В данных стихотворениях Блок описывает чувство тревоги, депрессию, разочарование в окружающей действительности. Любовь исчезает из произведений Александра Блока и заменяется «горькой» и «низкой страстью». Лирический герой проживает одинокую, наполненную переживаниями, жизнь.

Позже у А. Блока появляется новое видение любви к Родине — тревога и беспокойства плавно переходят в огромную любовь к России. Для поэта Родина — это верная и единственная жена, которой он отдан всем сердцем.

Любовная лирики в творчестве Александра Блока достаточно противоречива, но она занимает центральную позицию и остается актуальна во все времена.

Вариант 2

Тема любви занимает значительное место в творчестве каждого поэта Серебряного века. Чувство любви – это то самое, до конца не изученное глубинное чувство человеческой души, которое волновало людей во все временные эпохи. Они посвящали ему картины, стихи, другие произведения и не останавливаются на достигнутом даже сегодня. Александр Блок является известнейшим творцом слова русской литературы. Он творил в начале 20-го века. Среди его поэтических произведений имеется не мало стихов, что посвящены любви. В данной статье рассмотрена тема любви в его произведениях.

Эту тему в творчестве Александра Александровича смело можно назвать основополагающей и фундаментальной. Поэт таил в себе от выхода первого цикла стихов до самого последнего сборника трудное для понимания и парадоксальное чувство. Невозможно определить точный путь изменения его, в зависимости от времени.

Сначала Блок писал восторженно об этом чувстве. Он был влюблен в Л.Д. Менделееву. Именно ее образ вдохновлял его на творение чего-то прекрасного. Она стала для него женой, мухой до гроба. Но до встречи с этой женщиной он увлекался иной красивой девушкой, полной элегантности. Именно ей он посвящал свои первые стихотворения. Несмотря на то, что Ксения Михайловна Садовская – так звали первую «ту самую» Александра Александровича Блока – была старше молодого человека аж на двадцатки лет, это не помешало быть стихам очень проникновенными, душевными, прекрасными и способными, затронуть сердца самых больших скептиков

Владимир Соловьев и его философия конкретно отразилась на раннем творчестве Александра Блока. В его идеях привлекают поэта отношения к идеалу, женственности, красоте. Именно Александр Александрович вводит в русскую литературу образ «прекрасной дамы».

При этом в стихотворениях Александра Александровича есть какой-то религиозный трепет к даме. Его любовь не связывается с похотью и земными влечениями человека. Он рисует образ женщины, как нечто божественное, недосягаемое, великое и несравненное. В этом нет элементов земного.

Такова любовь в творчестве Александра Александровича.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Александр Блок попал в классику литературы как знаменитый писатель-поэт. Открыв собственную лирическую дорогу книжкой таинственных стихотворений о Прекрасной Даме, Блок закончил личный двадцатилетний творческий процесс в русской словесности инновационным литературным трудом “Двенадцать”.

Начальный этап творческого процесса писателя сосредоточивался на духовных мыслях. В 1904 году он делает серию “Стихов о Прекрасной Даме”, полных опасения и приближения скорого несчастья. Писатель скучает об совершенстве прекрасной половины человечества. Поэтическое произведение предназначено его будущей супруге, которую он сильно любил. Блок со временем становится взрослым, и изменяются его мировоззрение, он осознает, что невозможно убежать в “миры иные”, когда везде развалины, голодание, противоборство, погибель. Проблемы между обычными людьми и аристократией неудержимо проникают в творческий процесс Блока. В стихах “Незнакомка” Блок демонстрирует конфронтацию очаровательной фантазии и безнравственной реальности. Стихи звучат мелодично. Автор показывает поэтичность и музыку одновременно. К тому же сначала Блок документирует в ежедневнике, что только идеал красоты способен победить уродливую жизнь.

Блок собственными стихотворениями не просто убедил всех, что он большой, необыкновенный человек, но и отобразил близкие отношения Мира и Вечного великолепия. Жалко, что он так и не обнаружил своего совершенства на жизненном пути. Л. Д. Менделеева, утомившись от восторженных любовных отношений, сбежала к Андрею Белому, однако сильные поэтические произведения Блока сохранились. Они богаты любовью, молодые девушки знакомятся с реальными, лирическими чувствами, что сильно облегчает наши скучные, полные депрессии и страха, сегодняшние дни.

С чувствами к даме возникает также отображение любви к отечеству. Он называет родину своей женою и что он согласен разделить с ней все предстоящие трудности. Избавляясь от могущества символизма, Блок рвался продолжать традиции великой русской литературы, считавшей, что ее миссия – помогать людям. Блок независим и уникален. В его стихотворениях изображены индивидуальные стороны духовного существования большого количества людей, надежды общественных изменений. Писатель с большой эмоциональностью мечтал видеть в личности независимого создателя своей действительности. Весь жизненный путь Блока пропитан надеждою об совершенной личности, которая не содержит в себе двойственность и сомнения. Преклонение Прекрасной Даме означало несогласие перед плебейской повседневностью существования. Недосказанность, таинственность цикла о любовных отношениях заставляет призадуматься над загадками людской жизни.

“Незнакомка” — это порыв способный создавать мечты, изменяющий все вокруг. Масштабность душевных волнений писателя выбирает главные темы в его лирической поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь.

Поэзия Блока

3

(2)

Александр Александрович Блок (1880-1921)

По воспоминаниям М. Горького, «Блок был очень красив, как поэт и как личность». Общественный и писательский авторитет Блока был высокий неоспоримый. В сложном 1919 году, когда в огне революции сгорали многие даже устоявшейся репутации, М. Горький уверенно говорил: «Блока верьте, это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности».

Блок был убежден, что «великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений «исповеденческого характера». Поэзия Блока и является лирической исповедью: искренность и честность для Блока — необходимые условия творчества. Но ход собственной жизни Блок воспринимал в «всемирном» масштабе. По мнению Блока, — и в этом одна из основных, принципиальных черт его эстетики — у настоящего художника личное неразрывно связано с общественным. Тем более в грозовую революционную эпоху «в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем лучше чувствует он« свое »и« не свое », ибо, в эпоху бурь и тревог, нежные и интимные стремления души поэта также наполняются бурей и тревогой «.

Патриотизм, гуманизм и высокая культура, революционность и бескомпромиссность — все эти качества, присущие Блока, делают его ярким явлением в истории русской литературы и общественной мысли. Критический взгляд Блока остро отмечал трагичность окружающей его жизни. Но неверно было бы воспринимать его лирику как дневник человека, только ужаснулся «страшного мира». По воспоминаниям жены поэта, в Блоке было такое же источник радости, как и пессимизма.

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Ранняя лирика Блока была связана с символизмом — декадентским литературно-художественным течением конца XIX — чала XX века. Философскую основу символизма составлял мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и стоит стремиться. Отсюда и у Блока в начале творческого пути — отрешенность от общественной жизни, мистическая настороженность в ожидании неизвестных духовных событий. Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ в символистской поэзии заменен символом — образом, в котором наряду с первоначальным, конкретным началом предусматривается и другой, «идеальный» содержание.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства. Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль. Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Например, в творчестве М. Горького можно найти конкретные образы птиц. Но Сокол в «Песне о Соколе» — это уже образ-символ, это воплощение идеи, идеи борьбы, непокорства, свободолюбия.

Яркий современный пример перерастания образа в символ — голубь мира. Русский символизм возник в условиях глубокого социального и духовного кризиса. Растерянность перед противоречиями действительности, перед революцией, которая нарастала, что понимается отдельными представителями искусства односторонне, как разрушительное начало, вызвали отказ от общественной деятельности. Символизм побуждал уходить от социальной действительности и революционного движения в мир фантазий. Блок, стремился постичь правду жизни, не мог идти этим путем. «Стихи о Прекрасной Даме». Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье, отличавшейся широтой и глубиной культурных интересов.

Его мать — дочь известного русского ученого А.Н.Бекетова — была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранил привязанность к ней. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете, что, по его признанию, дал ему знания и навыки, которые помогали в литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери дома открывались прямо «у липы и в сирень, и в синий купол небосклона …».

Любовь А. Блока к Л.Д. Менделеевой, дочери великого русского ученого, ставшей впоследствии женой поэта, выразилась в романтическом преклонении перед ним. В «Стихах о Прекрасной Даме» (1904 г.) любовь выступает как чувство, непостижимым образом соединяя мир реальный и мир идеальный.

Образный строй ранних стихотворений Блока насыщен символикой. Особенно значительную роль играют развернутые метафоры. Они передают не столько реальные черты изображаемого, сколько чувства, настроения поэта: река «напевает», метель «шепчет», любовь «цветет». Чаще метафора перерастает в символ. Образ выходит за пределы собственного первоначального значения. Так, образы ветра, вьюги, метели воплощают в себе мотивы бездомности, душевной тревоги.

Такие образы и понятия, как «звезда», «сон», «знак», «сумрак», «тьма», «свет», «берег», «круг», приобретают двойной смысл. Второй смысл — символический — закрепляется за ними, становится основным. Звезды — светлое будущее. Звезда — надежда. Постоянные символические значения закрепляются в стихах Блока и за цветами: синий — цвет романтической мечты, красный — цвет тревоги.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воспетая реальная девушка — «молодая, с золотой косой, с ясной, открытой душой». Но для Блока характерно перерастание живого образа возлюбленной в символ Прекрасной Даме как отвлеченное воплощение идеи женственности.

«Стихи о Прекрасной Даме» отличаются благородством, моральной чистотой, искренностью и свежестью чувств молодого поэта. Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям русской классической литературы XIX века с ее нравственными исканиями.

3 / 5. 2

.

Образец 4

Каждый поэт писал про любовь. У каждого их них она своя – удачная и трагическая. А любовь невозможна без женщины. Сама жизнь не возможна без женщины.

Молодой Блок считает, что она рождена для любви. Именно этому прекрасному чувству и посвящено раннее творчество поэта. Только женщина может подарить мужчине такую любовь, что ради неё он становится способным перевернуть мир. Он придумал образ Прекрасной дамы. Да, он идеализирует её. Она для него божественна. Именно так он видел свою женщину, как Пигмалион идеализировал свою Галатею.

Этой женщиной была его жена, дочь знаменитого химика Менделеева, Любовь Дмитриевна. Именно ей он посвящал почти каждое стихотворение. Вот стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы». Поэт весь в предвкушении встречи с дамой.

Минуты волнительного ожидания перед встречей со своим идеалом. Для него Прекрасная дама – это «Вечная Жена». Но в этой жизни ничего не вечно, Любовь Дмитриевна уходит от Блока. И настроение поэта резко меняется, что отражается в его стихах.

Вот стихотворение «Незнакомка». Поэт уже повзрослел, изменились его взгляды на жизнь. В нём поэт описывает несовершенство реального мира – голод, холод, борьба за кусок хлеба. Его мечты о Прекрасной даме разбились, как морская волна о прибрежный камень и улетучились.

Теперь его идеал – обычная женщина за столиком в кабаке. Но она не пьяница, она по-прежнему прекрасна. Она проходит между столиков, за которыми сидят пьяные мужики. И оставляет за собой нежный шлейф духов и туманов.

Ещё одно стихотворение повествует о разбившихся мечтах – «О доблестях, о подвигах, о славе». Лоб в лоб сталкивается реальность и мечта. И неземная любовь просто улетает, как улетает, унесённая порывом ветра капроновая косынка с головы женщины. В реальном мире того времени такой любви нет места.

Блок любит не только женщину, но и свою родину – Россию. Для него она, как жена. Россия Блока – это деревни, леса, пригорки. Покосившиеся серые от дождей избы – нищая Россия. Но другой у поэта нет, и он её любит такой, какая она есть.

И если любовь к женщине непостоянна. Столкнувшись с реальностью, она исчезает. То любовь к родине не исчезнет никуда. И она подпитывает Блока своей силой. Именно в ней он черпает вдохновение.

Блок мечтает об идеальном человек. Создаёт образ идеальной женщины – Прекрасной дамы. Это протест против реальной жизненной прозы. В поэме «Двенадцать» тоже есть любовь. В обычную продажную женщину Катьку тоже можно влюбиться. А потом ревновать. Бедный мужчина любит её, и не может делить её с другими мужчинами. Он убивает её.

Блок считал, что любовь не только спасёт мир, но и каждого человека в отдельности.

Другие сочинения: ← Хоровод муз (по творчеству Блока)↑ БлокТема революции в поэме Двенадцать →

Любовь в лирике А. А. Блока

Литературное наследие А. А. Блока, ставшее ча­стью нашей культуры, жизни, обширно и многообраз­но. Оно помогает нам понять истоки духовных иска­ний поэта, узнать о его озарениях и разочарованиях. Родина, любовь, родная природа, революция, общече­ловеческие отношения — все эти темы затронул поэт в своих стихотворениях. Хочется особо отметить лю­бовную лирику Блока, ведь эта тема звучит в творче­стве каждого поэта, и каждый интерпретирует ее) по-своему, исходя из собственного опыта, личностных взглядов на взаимоотношения мужчины и жен­щины. Музой А. А. Блока, вдохновившей его на напи­сание большей части стихов о любви, была Л. Д. Мен­делеева. Несмотря на присутствие вполне реального объекта любви, образ возлюбленной в стихах поэта имеет несколько отвлеченный характер. Лирический герой чаще всего проповедует платоническую, незем­ную любовь к некоему воплощению Вечной Женст­венности — Прекрасной Даме, Таинственной Деве, Вечной Жене. Первый сборник произведений Блока так и называется: «Стихи о Прекрасной Даме».

Эта книга Блока была создана под влиянием мистико-философских идей символистов, в частности, Вла­димира Соловьева. Блока привлекают представления о некоем идеале — Мировой Душе, как воплощении красоты и гармонии. Стихи его полны таинственных символов, лирический герой, чаще всего, выступает как «отрок», «безрадостный и темный инок», «жрец» или «рыцарь». Он служит своей Прекрасной Даме в «темных храмах», исполняя «обряд», подобный цер­ковному.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Поэт противопоставляет свою героиню быстротеч­ности времени: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», ее образ связан с образами света: «Как ясен го­ризонт! И лучезарность близко…», предсказывающи­ми ее появление.

Облик Прекрасной Дамы меняется на протяжении всего цикла: Она — носительница полноты жизни, но Она же и смерть — в поэтическом сознании Блока на­чало позитивное. Поэт обращается к своей героине, называя ее Ясной, Святой, Величавой, Непостижи­мой.

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.

В первой книге поэта звучит мотив тревоги, ощу­щения близкой катастрофы, одиночества, тоски:

Все жду призыва, ищу ответа,

Но странно длится земли молчанье.

Лирический герой Блока со всей искренностью ве­рит, что встреча с Прекрасной Дамой поможет ему ра­зобраться в важных вопросах о смысле жизни, дости­жении идеала, назначении человека.

Особенностью стихотворений этого цикла является отсутствие в них подлинной страсти. От начала до конца они являются отрицанием никчемности окру­жающей жизни, которой поэт противопоставляет вы­мышленную гармонию:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

Но время меняет мироощущение поэта, поиски идеала не увенчались успехом, презрение к ничтоже­ству мещанства не нашло достойного противопостав­ления, Блок ищет новые подходы к осмыслению дей­ствительности. И в «Незнакомке» мы видим уже не противоположность «земного плена» и «Прекрасной Дамы», а контрастное их соединение. «Земной плен» — это «скука загородных дач», кабаки, ресто­раны. «Прекрасная Дама» же становится ближе к земной жизни, в ней узнаются черты земной и незем­ной красоты: с одной стороны «девичий стан, шелка­ми схваченный», с другой — «дыша духами и тумана­ми». Туманы, древние поверья, «очи синие, бездон­ные» — все подчеркивает космичность образа. Незнакомка становится символом мечты, красоты, которая спасет мир, поможет лирическому герою поверить, что в его «душе лежит сокровище», обрести истинную веру.

В более поздней лирике Блока женский образ при­обретает более конкретные черты. Если в цикле «Сти­хов о Прекрасной Даме» реальность преображена так, что жизненный прототип ее почти неузнаваем, то в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» можно увидеть имевшую место в жизни поэта траге­дию — разрыв поэта с Л. Д. Менделеевой, хотя ее об­раз по-прежнему исполнен таинственности, а ее порт­рет подобен для лирического героя иконе.

Стихи последующих циклов «Снежная маска» и «Фаина» посвящены актрисе Н. Н Во лоховой. Для лирики этих лет характерна страстность, предмет­ность:

Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! Но греховность, вседозволенность этой любви вы­зывают в сердце поэта тоску, ощущение опустошенно­сти. Блок с грустью вспоминает светлый образ «Пре­красной Дамы» — чистый и безгрешный. Воспомина­ния эти находят отражение в цикле стихов «Страшный мир»:

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк,

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Мотив роковой любви-страсти, противопоставлен­ный любви-преклонению звучит и в цикле «Кармен», посвященном оперной певице А. А. Андреевой-Дельмас. Здесь явственно ощутима трагедия чувства, уво­дящего человека от реальной жизни, когда одна за другой рвутся связи с миром, а сама страсть может превратиться в сон, губящий ясность мысли, ослаб­ляющий волю.

Конкретная драма чувств этого цикла получает обобщение в поэме «Соловьиный сад»:

Пусть укрыла от дальнего горя

Утонувшая в розах стена, —

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Человек, отошедший от реального мира ради «со­ловьиного сада», символизирующего иллюзию лич­ного уединенного счастья, не может вернуться на предназначенный ему свыше путь. Даже если он стра­стно захочет этого, он обречен на бессмысленность одинокого существования, потому что зов самой пре­красной мечты бессилен перед требовательным голо­сом реальности.

После осмысления этого Блок дает новую трактов­ку темы любви — любовь к женщине сливается для него с любовью к Родине. Она и сказочная красавица, погруженная в таинственную «дремоту», она же «жена моя». Таким образом, Блок находит свое пред­назначение, обретает гармонию в объединении своей судьбы с судьбой своей страны, в единстве чувств лич­ных и общечеловеческих.

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА

Примеры сочинений по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

1 Путешествовать – значит развиваться
2 Что значит «идти своей дорогой»?
3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4 Для чего человеку нужны путешествия?
5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?
3 Как технологии меняют жизнь человека?
4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?
5 «Прогресс — закон природы» (Вольтер)
6 Как технологии меняют общество?

Примеры сочинений по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»:

1 Всегда ли за преступлением следует наказание?
2 Какого человека можно назвать опасным для общества?
3 Почему люди совершают преступления?
4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»:

1 Какую роль играет искусство в жизни человека?
2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
3 Книга, которая изменила мою жизнь
4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?

Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:

1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?
3 Кто такой гражданин?
4 Что такое гражданский долг?
5 Каковы истоки социальных пороков?

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:

1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»
3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4 «Культура – это память человечества»
5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:

Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:

1 «Почему люди боятся перемен?»
2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:

1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»
4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:

1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3 «Кого можно назвать героем XXI века? »
4 «Каков он: портрет современного человека?»


НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР

1 «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2 «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3 «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5 «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6 «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7 «Какова роль личности в истории?»
8 «Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Толстого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

1 «Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2 «Какова роль надежды в жизни человека?»
3 «Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4 «Бывают ли надежды напрасными?»
5 «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6 «Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7 «К чему может привести отчаяние?»
8 «Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9 «Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

1 «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2 «Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3 «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4 «Высшая мудрость — различать добро и зло»
5 «Делать добро легче, чем быть добрым «
6 «Что помогает человеку верить в добро? «
7 «Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8 «Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:
«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?»
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

1 «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность»
2 «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3 «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4 «Чем отличается гордость от гордыни»
5 «Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6 «К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7 «В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8 «Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4 «Может ли любовь быть эгоистичной?»
5 «Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6 «Может ли любовь изменить человека?»
7 «Как связаны понятия любовь и прощение?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность»
Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?»
Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?»
Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?»
Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?»
Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?»
Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»

Направление «Месть и великодушие»

Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА

Направление «Разум и чувства»

Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»


221309 or


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.

Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.

Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь.
(По В.А.Солоухину)*

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.

Домашнее задание

Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Муниципальное общеобразовательное учреждение



«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2»





140054, Московская область, г.Котельники



улица Новая  д.39, телефон 8-495-559-93-18







                     Истолкование стихотворения А.А.Блока «Снежная Дева»





        (конкурсное            сочинение)





























Учитель (руководитель):                                         Автор:



Морозова Светлана Викторовна,                                Тарасова Олеся,



учитель русского языка и литературы                          учащаяся 11а класса





























        2011 год.


  Александр Блок… Его время названо «серебряным веком»  — веком сонетов и элегий, романсов и песен, веком импрессионистов и декадентов. Его поэзия стала символом новой эпохи. Цветаева определяла имя Блока  как «льдинка на языке», «серебряный бубенец». А.А.Ахматова считала Блока первым среди поэтов  времени, обращая внимание на символику первых букв — А.А.Б. Он и был первым в списке «великих», Он и остался «птицей, льдинкой, бубенцом» — тайной русской поэзии.

   Поэт и его стихи, словно серебряная фонтанная россыпь Петербургских площадей, притягивали и притягивают читателей, стремящихся разгадать символику  образов, постигнуть тайну  поэтического замысла. Мне тоже предстоит погрузиться в мир поэзии Александра Александровича Блока, чтобы попытаться по-своему прочитать и истолковать его стихотворение «Снежная Дева», уловить  звуки топота скачущих табунов и скрежет разводимых мостов; следуя за поэтом, осмыслить «иные времена».

   Ранние стихотворения А.А.Блока посвящались  Незнакомке,  которой он служил по-рыцарски преданно. «Прекрасная Дама» — это лирический символ Женственности. Образ так близок всему поэтическому миру, что и толковать его  следует как девушка-призрак, неземная красавица, принцесса-грёза. И вдруг, словно с метелью врывается новый образ в поэзию А.А.Блока – Снежная Дева.

                                Она пришла из дикой дали-

                                 Ночная дочь иных времён…

        («Снежная Дева» 1907 год)

  Дикая даль напоминает о времени средневековой России, о Диком поле… «Иные времена»: скакали табуны по берегам Непрядвы и Дона, сражались воины.

Неужели Она пришла  как дочь тех тёмных лет, чтобы указать на роковые события? Ночь, и ветер, и снег- всё говорит о предчувствии  великих и трагических перемен.

  Город А.А.Блока встречает Деву ветром, дождём и мглой — привычный пейзаж  Петербурга, но тревогу вызывает звук: ночами  разводят мосты и «железно-серые» створки напоминают стерегущих столицу рыцарей, чьи латы  издают скрежет.  Чередование согласных звуков ж и з (аллитерация) – один из приёмов А.А.Блока —  здесь помогает создать зримый образ снежной столицы. Зыбь исполинской Невы, «огни, и мраки, и дома» — серо и неуютно в непостижимом городском пространстве площадей Деве ночей, и «сфинксу с выщербленным ликом». В нём видит Дева своего собрата по судьбе, забросившей и Деву, и сфинкса из «родного Египта» в край «тусклого северного тумана».

Что расслышал Александр Александрович  во вскрике Девы «под бурей ночи снеговой»? Одобрение!

                                  Она глядит мне прямо в очи,

                                   Хваля неробкого врага…

И этот взгляд, и «перстень вьюги»  смущают лирического рыцаря, хотя он и в «стальной кольчуге, // И на кольчуге – строгий крест.   Романтический рыцарь, паж Прекрасной Дамы, повзрослевший поэт, Александр Александрович Блок понимает, что таинственная дочь тёмной ночи, древних сумерек,  царственно принявшая «громады, уснувшие в ночной глуши» «никогда не примет меч» и не рассечёт «ремень стального шлема».

  Меня завораживает тайна Блока : он зримо видит Петербург во власти Революции -Дикой Девы, «Снежной Девы», вихревой и метельной, сбивающей с ног.

   Снежная, холодная, ледяная Дева – образ-символ несбывшейся мечты и непостижимое предчувствие  вьюг, буранов и социальных потрясений начала ХХ века. Строки пропитаны тревогой. Возникают странные ассоциации с героиней сказки Андерсена «Снежная Королева». Ледяное сердце снежной красавицы   в схватке с душевной теплотой простого человека потерпело поражение. Поражение терпит и Снежная дочь сумерек.

   Композиция стихотворения неровная, словно буря рвёт строку. Сгущаются краски.  Звуки, то шипящие, то звенящие, помогают услышать музыку  занесённой метелями России и её главного города — Петербурга.

     Но в стихотворении Блока Снежной Деве противостоит не юный герой, а «вождь враждебной рати», «неробкий враг», «закованный в броню».

     Как грустен этот облик лирического «Я» Блока. Что происходило в душе поэта, если он противопоставляет Деву и Воина- вождя? Где очарование и любование Дамой? Где сама любовь, присущая прежнему лирическому  герою? Их нет, но есть роковое противоборство,  потому и мечты, и чувства необходимо поэту скрывать, таить. А всё-таки чувства живы, хотя и спрятаны до времени под железом лат. Душа Блока жива! Будут, обязательно будут объятия, торжественные или нежные, дружеские или любовные. Как ни страшны вьюги, но и они могут осыпать звездами. Как  ни тёмен город, но  его громады и  «в окнах тихие лампады»  могут сливаться с «мечтой души».

      Октябрь 1907 года – дата написания стихотворения, до социальных метелей –  десять лет. С Востока или Запада придёт Снежная Дева, явится таинственной Царицей или Дочерью иных времён – непостижимо, но  Александр Блок в «священном трепете» сохраняет  веру в победу всеобщего братства:

         Мечту торжественных объятий

                                        В священном трепете храню.

     Я понимаю, что моя попытка расшифровать тайные образы стихотворения наивна: Блок непостижим, но он влечёт нас за собой «в очарованную даль». Каждый, кто попытается найти «код Блока», прикоснётся к магии его поэтического мира.

  • Сочинения пифагора аристотеля архимеда евклида были переведены на арабский с
  • Сочинения опять двойка 5 класс план по картине
  • Сочинения по дубровскому 6 класс на разные темы
  • Сочинения по рассказу чудик
  • Сочинения по направлению время перемен для итогового сочинения