Сочинения опять двойка 5 класс план по картине

Сочинения по картинам решетников опять двойка картину опять двойка ф. решетников написал в 1952 году. недавно закончилась война, и детям
  • Сочинения
  • По картинам
  • Решетников
  • Опять двойка

Опять двойка

Картину «Опять двойка» Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

На картине изображена семья: мать и трое детей. Главный персонаж картины – мальчик, который только что пришел со школы. Мальчик одет в зимнее пальто, темные школьные брюки и черные ботинки, на которых еще виднеется снег. Шапки на голове нет, только торчат непослушные вихры. В руке у мальчика портфель, перевязанный бечевкой. Из портфеля выглядывают коньки. Скорее всего, катание на коньках мальчик любит больше чем учебу. Лицо у героя несчастное, он смотрит в сторону, потому что ему стыдно.

У стола, накрытого красивой светлой скатертью, стоит девочка в строгой школьной форме. На шее у нее повязан красный пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены в две косички с черными бантами. Это старшая сестра героя картины. Она только что пришла со школы, достает учебники и собирается делать уроки. Она похожа на отличницу, на брата смотрит осуждающе.

На стуле, положив руки на колени, сидит мать мальчика. Женщина занимается домашним хозяйством. Она одета в светлую блузку и темную юбку, сверху одет оранжевый фартук.  На голове у нее синий платок, на ногах комнатные тапочки. Можно предположить, что мать готовила обед, когда пришел ее сын со школы. Мама смотрит на мальчика с осуждением и жалостью.

Младший братишка катается по дому на велосипеде. Он подъехал к матери и ждет, что будет дальше. Велосипед двухколесный, светло – коричневого цвета. Мальчик одет в коричневые шаровары и бело – голубую рубашку. Он аккуратно подстрижен.

На грудь мальчику прыгает собака, она радуется его приходу и хочет, чтобы он ее погладил. Шерсть у собаки белого цвета с крупными рыжими пятнами.

Комната, где все собрались, не очень большая, но светлая. На полу лежит ковер. На стенах висят небольшие картинки и настенный календарь. В глубине комнаты видна настольная лампа. В соседнюю комнату открыта дверь. Там видно окно. На нем стоит большой зеленый цветок.

Вариант для 2 класса

Главный герой картины «Опять двойка!» — мальчик — двоечник. Всё внимание домашних направлено в его сторону.

Ученик только зашёл домой. У него потрёпанный вид. Одет он в коричневое пальто. Волосы мокрые. Щёки горят после мороза. Глаза опущены и смотрят вниз. Он не двигается. Боится гнева матери.

На него смотрит, уставшая от домашней работы мать. На голове у неё платок. Сверху платья одет фартук. Она присела отдохнуть. У неё порядок в доме. На лице грусть, она устала бороться с плохим отношением к учёбе своего сына.

Отличница – сестра смотрит на него с укором. Ей жаль бедную маму. У неё аккуратно разложены учебники. Она прилежная ученица. Сейчас она приготовилась выполнять домашнюю работу. Мать гордится её успехами.

Только домашняя собачка рада своему другу. Она рада своему хозяину с любыми отметками. Дружелюбный пёс зовёт поиграть доброго мальчика.

Маленький братик улыбается. Он сидит на велосипеде и не знает, как трудно учиться.

В душе он испытывает чувство вины. Но, ничего не может поделать. Видно, плохо учит уроки. Много времени он проводит на улице. Портфелем дерётся. Внутри портфеля коньки. На улице он не думал что нужно делать уроки. А вспомнил только, когда пришёл домой.

Обстановка вокруг накалена. Всем надоело жалеть «горе – ученика»!

Мне нравится картина. Она заставляет задуматься о том, чтобы не попасть в неприятное положение мальчика. Для этого, нужно учить уроки! И слушаться родителей! Быть аккуратным и прилежным.

Сочинение описание картины Опять двойка 6 класс

Детская тема занимает отдельное место в творчестве художника. Объектом нашего сочинения будет являться одна из самых известных картин Решетникова «Опять двойка», где мы видим обыкновенную советскую семью.

На переднем плане картины изображен мальчик, одетый в черное пальто и брюки, со взъерошенными волосами, с оттопыренными красными ушами и щеками от мороза. Он стоит с поникшим видом и держит в руках растрепанный портфель, из которых предательски выглядывают коньки. Всё бы казалось хорошо, каждый занят своими делами, но, зайдя, домой и, увидев маму, ему предательски становится стыдно. Стыдно из-за того, что не подготовился к уроку, что променял домашние задания на катание на коньках.

К мальчику, виляя хвостом, подбегает его верный пёс, будто заигрывая, он встает на задние лапы. Собака как будто чувствует всю печаль, которая терзает мальчика и всем видом показывает, что жалеет его. Это наводит на мысль, что мальчик не хулиган или сорванец, а добрый малый которого любит его верный пёс.

Так же одним из главных персонажей является мать мальчика. Мы видим ее в обычной домашней в одежде, с повязанным поверх фартуке. Волосы собраны под платок. Весь внешний вид говорит о том, что она была занята домашними делами и устав, присела отдохнуть. Видно по взгляду, что мать не злится на сына, а только рассержена и в недоумении чего же ему не хватает для исполнения своих обязанностей. В глазах печаль и любовь, ведь никакая двойка не в силах это изменить.

Старшая сестра в отличие от брата выглядит чисто и опрятно. Она видимо недавно пришла из школы и поэтому одета в школьную форму. На картине показан момент как сестра раскладывает свои школьные принадлежности, видимо собираясь делать уроки. Взгляд, направленный на мальчика строгий и суровый, ведь в отличие от брата она учится на отлично и не огорчает свою маму. Младший брат, катающийся на велосипеде, улыбчив и жизнерадостен, в силу своего возраста он еще не может осознать всю суть окружающего его мира.

Таким образом, мы видим, насколько полны картины Решетникова смыслом, насколько ярко наполнен каждый жест и мимика героев. После увиденного к изображенным персонажам мы испытываем только добрые чувства. Картина заставляет нас задуматься о своём отношении не только к учебе и к жизни в целом, но так же об отношении к родным. Ведь только от правильности наших действий будет зависеть радуем ли мы родителей или огорчаем.

Творчество Фёдора Решетникова наполнено теплотой и яркостью красок. Независимо от выбранной картины, мы видим насколько творчество многогранно и профессионально. Смотря на его картины, мы переносимся в прошлое, в былые советские времена. Он показывает, как жили люди, их быт и проблемы. От них веет теплом того времени и можно заметить, как детально изображены наши герои, каждый является индивидуальностью с выраженными чертами. Ведь художник достаточно долго времени тратил на то, что бы досконально изучить каждого героя и изобразить его в нужной роли.

2, 5, 6 класс

Описание настроения картины Опять двойка

Чувства картины Опять двойка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Венецианова Девушка в платке

    Полотно «Девушка в платке» принадлежит кисти знаменитого мастера А.Г. Венецианова. Этот художник на своих полотнах зарисовывает сцены при участии крестьян. Он пытается передать их период жизни в своих картинах

  • Сочинение по картине Перова Последний кабак у заставы

    Картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», была написана в 1868 году, ее создание пришлось на предреволюционный период, именно в то время начинались первые сдвиги

  • Сочинение по картине Айвазовского Черное море

    Картины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии

  • Сочинение по картине Нестерова Пустынник

    Картина Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» была написана художником в 1888-1889 гг. Она принесла ему известность в широких кругах и позволила встать в один ряд с великими творцами той эпохи.

  • Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

    На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.

Картина «Опять двойка» — классика социалистического реализма. Она является одним из самых любимых произведений советской живописи. Сейчас она находится в Третьяковской галлерее.

Описание картины Опять двойка

Художник поднял проблему, понятную и детям, и взрослым, причем независимо от эпохи, в которой они живут. Министерство образования посчитало нужным включить сочинение по картине «Опять двойка» в программу 2, 5 и 6 классов в школах России. Написать его не очень сложно.

Картина Решетникова «Опять двойка»: сочинение (план)

  1. Краткая информация о художнике.
  2. История написания произведения.
  3. Описание картины «Опять двойка»: а) обстановка в квартире; б) главные персонажи; в) реакция каждого на двойку.
  4. Свои впечатления от полотна.

Пользуясь этим планом и информацией, поданной ниже, написать сочинение по картине «Опять двойка» не составит особого труда.

Автор

Федор Павлович Решетников — советский живописец и график, лауреат двух Сталинских премий, врученных за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», «Прибыл на каникулы» и «За мир!»

Сочинение по картине Опять двойка

С 1943 начал рисовать детей, особенно подростков, так как у него самого появилась дочь Люба. На международной выставке в городе Брюсселе его полотна были удостоены бронзовой медали.

История создания

Первоначальная задумка состояла в том, чтобы изобразить у доски отличника, получившего очередную пятерку. Потом Решетников посчитал, что интересней будет сюжет о том, как прилежный ученик не справляется с заданием и ему ставят двойку. На нескольких эскизах такой отличник изображен в классе, у доски, а строгая учительница смотрит на него с разочарованием и укором.

Но когда картина Решетникова «Опять двойка» была почти завершена, его дочь Люба — а она была прилежной ученицей — принесла из школы двойку. Тогда Федор Павлович захотел показать горечь этой ситуации именно в семейной обстановке, а не в классе.

Сочинение по картине «Опять двойка»: описание

Действие происходит в семье обычных советских граждан.

Картина Опять двойка

Если говорить про описание картины «Опять двойка», то композиция ее очень четкая и понятная. Многие детали угадываются между строк. Если вспомнить про год, когда была написана картина «Опять двойка» (а это 1952-й), то значит, что после Второй мировой прошло семь лет. Судя по приблизительному возрасту детей (12, 8 и 4), войну не застал только младшенький. Отец вернулся живым с фронта, и в семье появился третий ребенок. Конечно, глава семейства здесь не изображен, но он, скорее всего, на работе, так как за окном еще светло, а дело происходит зимой.

Дома в это время находятся мать, старшая сестра, младший братишка и собака. Все выглядит так, будто до появления горе-ученика каждый из них спокойно занимался своим делом. Мать в завязанном переднике хлопотала по хозяйству, сестренка готовилась сесть за уроки, младшенький осваивал все тонкости езды на велосипеде, а пес предавался своим особым собачьим радостям. Но вдруг открывается дверь, и заходит средний сын. Портфель, из которого выглядывают коньки, наспех перевязан бечевкой, уши мальчика красные от мороза. Собака сразу радостно бросается к нему, виляя хвостом и радостно скуля. Но ему сейчас не до этого, он вынужден сообщить про очередную двойку. Пару мгновений царит мертвая тишина, только слышно стук настенных часов на стене и сопение пса. Этот самый момент и запечатлела знаменитая картина Решетникова «Опять двойка».

Реакция на произошедшее

У каждого из пяти персонажей она своя. Сам горе-ученик расстроен не так самой оценкой, а тем, что его опять будут бранить или применять другие воспитательные меры. Он как можно дольше оттягивал этот момент истины, потому что после школы не пошел сразу домой, а еще погонял с мальчишками на коньках и покатался с горки на видавшем виды портфеле. Сейчас он стоит, потупив взгляд, чтобы не смотреть в глаза огорченной матери. Но в этом бесшабашном пареньке многие смогли рассмотреть себя, и поэтому его образ вызывает симпатию, а не осуждение.

А мать в ожидании сына, наверное, не раз поглядывала на свои наручные часы. И как только мальчуган заявился на пороге, она готова всыпать ему за опоздание, а тут еще и двойка! Женщина аж присела на край стула от неприятной новости. В ее глазах молчаливый укор и разочарование. Она смотрит на него так, словно он совершил тяжкое преступление.

Сестра — судя по всему, отличница — тоже оценивает брата с неодобрением. Она знает цену своим пятеркам и двойку уж точно никогда не принесет. Кстати, на стене в квартире висит фоторепродукция другой картины Решетникова «Прибыл на каникулы», где главный герой — тоже, судя по всему, образцовый ученик.

Картина Решетникова Опять двойка

А младший сорванец лукаво улыбается, потому что по выражению лица матери понимает, что сегодня не только ему достанется за детские проказы.

И только собака видит перед собой верного друга, а не двоечника.

Приукрашенная действительность

Сегодняшние критики укоряют Решетникова в том, что он рисовал не то, что было на самом деле, а то, каким надо было это видеть. И картина «Опять двойка» не исключение.

Написана она в 1952 году, семь лет после окончания Второй мировой. В это время быт среднестатистических советских граждан был еще очень убог. Страна только вставала из руин. Такие игрушки, как велосипед, для многих семей были непозволительной роскошью. То же можно сказать и о ковре на полу, и о паркетной доске. Это сейчас такие половики разве что в деревне увидишь. В 50-е годы в квартирах был максимум линолеум, а паркет и ковры были в дефиците.

Правда, картина «Опять двойка» немного отступает от канонов правильной идеологии, ведь в качестве главного героя выбран не отличник (будущий строитель коммунизма), а двоечник, да еще и вызывающий симпатию.

Но в основном Решетников никогда не выходил за рамки, очерченные партией, четко понимая свою задачу изобразить жизнь советских граждан в самых светлых тонах. Хотя не следует сходу приписывать ему угодничество власти. Возможно, он просто сам верил в то, что рисовал. С другой стороны, он творил для целого поколения, пережившего ужасы военных лет. Его милые зарисовки на общественно-бытовые темы помогали понять, что жизнь продолжается, и переключали на менее глобальные проблемы (сдача экзаменов, плохая оценка, приезд внука на каникулы).

Классикой этого жанра и является картина Решетникова «Опять двойка». Сочинение по ней писали еще бабушки и дедушки сегодняшних школьников. Интересно то, что художник потом написал продолжение этой картины под названием «Переэкзаменовка». Главный герой — все тот же нерадивый ученик, который готовится к перездаче в деревне.

Картина Решетникова Опять двойка: сочинение

Любой школьник — нынешней или вчерашний — испытал боль разочарования от плохой оценки. Поэтому написать сочинение по картине «Опять двойка» под силу каждому.

П

одготовка к сочинению по картине Ф. Решетникова «Опять двойка»

Цели:

  1.  раскрыть основную мысль картины;

  2. подготовить учащихся к описанию изображённого на картине;

  3. средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе;

  4. показать, какие огорчения приносит в семью ученик-двоечник

Оборудование:

  1. компьютер,

  2.  мультимедийный проектор;

  3. презентация к уроку

  4. репродукции с картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка». 

  5. Раздаточный материал

Опережающее домашнее задание:

Придумать рассказ на тему: «История двойки» (отразить в своих рассказах, почему ученик  мог получить плохую оценку)

Ход урока.

  1. Объявление темы и цели урока. (слайд1, 2);

Сегодня мы с вами на  уроке вновь работаем по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

  1. История создания картины «Опять двойка».

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

  1. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.

  2. Клип: Почему мальчик на самом деле получил два?»

  3. Далее предлагается учащимся прочитать, как описывает героя своей картины «Опять двойка!» художник Ф.П. Решетников (см. учебник Русский язык. 5 класс, стр. 90 упр. 218) и рассмотреть репродукцию этой картины (слайд 4 и вклейка учебника).

  4. Анализ картины, беседа по вопросам:

  • Узнали героя? (Да. Узнали. Мальчик, изображенный на картине, такой, как его описал художник. У него действительно «светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза»,)

  • Как художник показал, что ученик — главный герой картины?  (Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато- белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка — смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.)

  • Определите возраст мальчика. Найдите слова и выражения для описания внешнего облика, одежды мальчика ( мальчику примерно лет 8-9, он,

  • наверно, учится в 3 классе (он еще не пионер (объяснить детям в классе, кто такие пионеры, что вступали в пионеры в конце 3 класса, что такое пионерский галстук, что он был атрибутом школьной формы), он не носит пионерский галстук. У него круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза лицо. Видно, он долго гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже десять минут четвертого. Получил двойку и все-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток. Во внешнем облике мальчика привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком белобрысые волосы. На нем видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из- под пальто виднеется школьная форма, темно- серые брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло- коричневого пола.

  • Что вы можете сказать о выражении его лица и позе? (Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он  вот- вот расплачется.)

  • О чем говорит его «бывалый» портфель?  (О многом говорит его портфель. Он  потрепанный, весь в  трещинах. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойку мальчика.)

  • Как относятся к появлению школьниками (с двойкой) сестра и мать?  (Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчена мать.)

  • Как художник показал огорчение матери? Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня- опять двойка!)

  • Опишите одежду матери.  (На ней розовая блузка, темная юбка и красный передник, который сразу привлекает наше внимание, так как остальные тона картины блеклые. Этим ярким теплым светом художник хотел подчеркнуть свое любовное отношение и сочувствие к матери героя.)

  • Что выражает взгляд и поза сестры? (осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Художник показал ее как полную противоположность мальчику. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она смотрит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата.)

  • Где изображена сестра? (В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигуру. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины.)

  • Кто встречает ученика с радостью? (Верный пес, четвероногий друг. Он с радостным визгом бросился навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, безучастен к ее ласке.)

  • Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

  • Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться? (Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой каймой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий, на подоконнике — цветы.)

  • Подумайте, какова основная мысль картины? (слайд 6) (Невесело приносить домой двойки — вот основная мысль картины.)

  • Сделал ли мальчик выводы? клип

7 . Словарная работа. (Параллельно сбор пазлов)

Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

  1. Работа с интерактивной доской

Работа над деформированными предложениями.

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

  1. Составление плана сочинения по картине. ( слайд 10)

Примерный план:

  • Главный герой, его возраст, внешний облик, одежда, поза;

  • Портфель;

  • Мать героя, ее внешний облик, настроение;

  • Сестра;

  • Младший брат;

  • Собака;

  • Описание комнаты;

  • Основная мысль картины

  • Мое отношение к картине

  1. Выводы

  2. Рефлексия

  3.  Спасибо за урок

Образец сочинения.

Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».  Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротникомпод пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.  Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.  Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель  выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.  Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.  И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.  Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Современные технологии

1.  Использование презентации  Power Point

2. Составление пазлов на экране

3. Включение в презентацию клипа

4. Работа с интерактивной доской

На картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» мы можем видеть семью времен 70-х годов. Около стола, покрытого белой скатертью, присела отдохнуть женщина после работ по дому, рядом на красном двухколесном велосипеде сидит мальчик, ему около пяти-шести лет. За этим же столом стоит девочка и, не глядя, перелистывает книгу. И наконец, главный герой – мальчик 10-12 лет, одетый в маленький тулупчик и держащий в руке портфель, из которого чуть-чуть высовываются книжки, а среди книг блестит лезвие конька, значит, мальчуган не только двойку получил, но еще позорно прогулял все уроки. Перед несчастным мальчишкой, положив ему на грудь лапы и утешая его, стоит собака – хвост кольцом. Лицо у мальчика расстроенное и даже, возможно, заплаканное. Его мать устало и огорченно смотрит на него, а братишка наоборот, по-моему, как бы насмехается над ним. Как-то странно и удивленно взглянула на расстроенного паренька его сестра. В ее глазах читается: «Ну что, опять двойка?!» Даже вещи и цвета как будто упрекают двоечника. Ярких цветов нет, может, они все поблекли при виде мальчишки, который, по-моему, не первый раз заработал двойку. Автор запечатлел момент, когда в комнате наступила полная тишина, только ветерок из окна на кухне дует, напоминая нам, что время остановилось. Минуту назад мама могла разговаривать с дочкой, а младший братишка петь веселую песенку, но сейчас все замолчали и смотрят на мальчишку-хулигана. А он ни на кого не смотрит, он смотрит себе в душу, в сердце.

Эта картина поучает нас, что нельзя прогуливать. Нельзя поддаваться искушению отдохнуть, если у тебя есть дело, а «сделал дело – гуляй смело».

Мне понравилась картина. На нее приятно глядеть, когда получил хорошую оценку, понимая, что ты имеешь явное превосходство над ним. И эта картина еще показывает: вы будете такие же, если получите двойку, прогуляв урок. Художник очень четко показывает нам отношение (взаимосвязь) между собой действующих лиц позами, мимикой и жестами. Такая картина должна висеть у каждого школьника!

История создания

Прежде чем приступать к написанию сочинения по картине Решетникова «Опять двойка», следует изучить историю написания этой работы. Советский живописец и график создавал полотна, в которых всегда была какая-то сюжетная задумка.

Когда в школе изучается картина Федора Павловича, то часто учителя в классе вспоминают и о других его картинах. Наиболее известными работами этого художника являются:

  • «Опять двойка»;
  • «Мальчишки»;
  • «Прибыл на каникулы».

В сочинении «Опять двойка» школьники могут написать, что картина была создана Решетниковым в 1952 году. Сюжет, который был выбран живописцем, показывает реальную жизнь. Благодаря картине зритель может перенестись в прошлое, увидеть, как жила обычная советская семья.

[править] Сюжет

Соц.реалистическое полотно отображает эпизод жизни советской семьи с явно угадываемым сюжетом связи поколений[1][2].

Весьма не бедная советская комната — и ковер на паркетном полу, и современный диван — не какая-то старинная кровать, переходящая по наследству из поколения в поколение; и обивка подобрана в один цвет с ковром.

На стене — фотография военного. Учитывая, что картина написана в 1948 году, только-только после окончания Великой Отечественной войны, угадывается трагедия семьи: это погибший отец мальчика — главного персонажа картины. Но этот портрет срезан, на картине он не показан полностью, видна лишь нижняя часть. По первоначальной версии предполагалось, что это не фотография погибшего на войне человека, а портрет Сталина[4][5]. И действительно, в ту пору редкая жанровая картина обходилась без портрета великого вождя[4]. Позже, с годами, советские художественные критики безапелляционно объявили: это фотография погибшего на войне отца подростка. Ну, будь так…

А пониже на той же стене — оттиск с известного полотна В.Васнецова «Богатыри»…

А вот мамы мальчика на полотне Ф. Решетникова нет. Быть может, художник таким образом хотел сказать, что мамы — вообще нет, что она тоже убита во время войны? Но тогда нет и ее портрета — хоть срезанного, но угадываемого.

Так что же в картине есть? Что увидел простой советский зритель — современник автора?

Фрагмент

Идет подготовка к встрече Нового года. Уже наряжена елка — необходимый атрибут новогоднего праздника, введенный советским правительством еще с довоенной поры, с 1936 года, — и вот на зимние каникулы прибывает главный герой картины Решетникова — ученик военного училища, веселый и счастливый советский подросток, одетый в казенную униформу кадета. Но он не просто прибыл домой, к семье, которую давно не видел и по которой так по-детски должен был соскучиться — нет, это советский подросток и он уже знает всю ответственность этого положения и, прибыв домой, еще не успев переодеться и бросить чемоданчик с вещами, он рапортует деду — судя по всему, тоже военному на заслуженном отдыхе: «Прибыл на каникулы». Вот что главное для автора: не уставший от поездки ребенок, не детская тоска по дому, по маме, которой вообще нет места на этом полотне, — а служение. Это не игра, в глазах мальчика нет и тени лукавства, он счастлив несением этого служения (народу, государству или вождям партии — каждый это понимает в силу своих взглядов на происходящее тогда). Да и дедушка, судя по всему, так же проникнут идеями служения: не радость встречи с внуком выражает его поза — а принимаемый им рапорт, который он выслушивает в позе «смирно», а если и есть в этом с его стороны какая-то игра, то связана лишь с возрастом рапортующего внука и домашней одеждой: его вполне устраивает, что тот первым делом отдает военную честь, а не бросается к маме, не снимает с себя надоевшую шинель — да и как можно подумать такое, что шинель может надоесть! А на все это смотрит и учится жизни сестренка-пионерка, она расстелила тетради и книги на обеденном столе — обеденный стол служит и детям для домашних заданий — правда, время каникул, но настоящая пионерка все равно будет что-нибудь учить. Пожалуй, эта счастливая картина не радует только одного ее персонажа — кота, уверенно примостившегося на стуле, — ему все равно происходящее.

Советскую связь времен выдает сполна не только основной сюжет — дедушка принимает рапорт внука-суворовца, но и те самые «Богатыри» на стене — древние охранники границ; в семье, где они удостоились видного места рядом с портретом военного, подрастает смена…

Есть в изображении несовместимость, нарушающая единство социалистического замысла: довольно богатая для времени обстановка свидетельствует о том, что хозяева люди непростые; а вместе с тем погибший на фронте член семьи (если придерживаться такой версии), сын которого отдан в Суворовское училище, где мальчики жили и учились за казённый счет, — свидетельство отнюдь не богатой семьи.

План сочинения

Чтобы отлично написать сочинение по картине «Опять двойка», описание картины должно обязательно присутствовать в содержании работы. Кроме того, необходимо правильно и грамотно оформить план. Он может быть простым и сложным. Простой план:

  1. Ф. П. Решетников — замечательный художник.
  2. Описание сюжета.
  3. Чувства, вызванные картиной.

Но чаще всего в школе для описания картины «Опять двойка» требуют составить сложный план. Он помогает ученику более глубоко и точно раскрыть темы, описать подробно не только сам сюжет, но и построить правильную композицию своей работы. Сложный план:

  1. Творчество Фёдора Решетникова.
  2. Описание картины: а) замысел художника; б) главные герои; в) сюжет.
  3. Эмоциональное восприятие.

Стоит помнить, что вступление и заключение в сочинении по картине «Опять двойка» должны быть небольшими. Основная часть — это краткий рассказ, он должен быть самым большим по объёму.

Популярные сочинения

  • Чтение литературного произведения — труд или отдых? — сочинение (11 класс)
    Это и то, и то, а зависит всё от многих факторов. В основном, для меня книга это лучший отдых… Зависит всё, во-первых, от того – любишь ли ты читать, вообще.
  • Сочинение Чацкий в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс Грибоедов)
    В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. Главный герой – открытый, искренний, честный и хорошо образованный. Но легко ли ему жить с этим?
  • Сочинение на тему Весна в лесу
    Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры

Краткое описание полотна

На картине изображена советская семья, состоящая из мамы и трёх разновозрастных детей. Главный герой — мальчик, который получил двойку. Его Фёдор Павлович разместил на первом плане. По внешнему виду мальчика видно, что он любит гулять, но терпеть не может учиться. Все с возмущением и печалью в глазах встречают мальчика, который не желает получать знания.

И лишь четвероногий друг рад тому, что школьник вернулся домой. Собака не только радостно виляет хвостом, но и прыгает ребенку на грудь, стараясь лизнуть его в лицо и показать свою радость и любовь.

Характеристика героев

Если внимательно рассмотреть известную картину, то можно увидеть на ней несколько героев. Основные персонажи полотна:

  • школьник, получивший двойку;
  • мама ученика;
  • старшая сестра;
  • младший брат;
  • собака.

Мальчику на картине примерно лет десять. У него растерянный вид, так как он вынужден сообщить семье, что опять получил плохую отметку. Ему стыдно. Мама смотрит на сына грустно, ей тяжело поднимать троих детей. Иногда она чувствует бессилие, так как не знает, как уже доказать сыну, что нужно хорошо учиться.

По внешнему виду старшей сестры, по тому, как бережно обращается с книгами и тетрадями, можно определить, что учится она хорошо. Девочка осуждает брата, который опять не выполнил домашнее задание. Заинтересован беседой и младший ребёнок в семье, так как он ещё в школу не ходит, но уже много раз слышал о том, как плохо не учить домашнее задание.

Радостный пёс не участвует в беседе, он счастлив возвращению мальчика. Его пушистый хвост направлен вверх, радостно приветствуя хозяина.

Руки опускаются…

Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.

Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.

Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец – собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.

А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.

Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.

Сочинение по картине

Фёдор Решетников — замечательный художник, который написал много картин. Самыми известными его работами являются «Мальчишки» и «Прибыл на каникулы». Каждое его художественное творение наполнено яркостью красок и теплотой. Его популярное полотно про мальчика, который получил двойку, было написано в 1952 году. Оно передаёт тепло советского времени.

Каждый герой на картине Решетникова индивидуален, черты всех персонажей художником чётко прорисованы. Фёдор Павлович не только изобразил советскую семью, но и детально продумал сюжет, перенося зрителя в квартиру, где можно ощутить быт и понять, какие проблемы заботят людей на картине.

На переднем плане изображён школьник, который вернулся домой. Он одет в чёрные брюки и пальто. Видно, что он много бегал по улице, так как у него щёки и уши раскраснелись от мороза. Волосы у мальчика взъерошенные, так как он был сильно увлечён дворовой игрой. Но теперь герой вернулся домой и стоит перед своей семьёй серьёзный и грустный. Он только что сообщил маме, что опять получил двойку.

Теперь его хорошее настроение исчезло, он перебирает пальчиками ручку портфеля, стыдливо опустив глаза. Его портфель растрёпан, можно даже предположить, что он на нём катался с горки. Из портфеля выглядывают коньки, которые мальчик специально взял с собой в школу, чтобы после занятий отправиться на речку или каток поиграть в хоккей. Портфель, скорее всего, был нужен, чтобы сделать ворота.

Мальчику стыдно смотреть на маму, так как он вчера тоже долго гулял и не выучил уроки. Женщина в домашней одежде и фартуке. Волосы она аккуратно собрала под платок, чтобы они не мешали ей заниматься домашней работой. Мама целый день готовила, убирала, стирала и занималась младшим ребёнком, который ещё не ходит в школу. Теперь у неё уже просто не осталось сил. Услышав плохую весть от сына, она устало села на стул и положила натруженные руки на колени.

В глазах женщины отражается печаль из-за того, что её сын опять получил двойку, хотя она создаёт для него все условия. Но в ее взгляде можно увидеть и любовь, ведь она понимает, как хочется маленькому мальчику гулять. Героиня картины всё ещё надеется, что вскоре её сын повзрослеет и станет относиться к учёбе серьёзнее.

На картине есть ещё одна героиня — старшая сестра мальчика. Она одета в школьную форму. Девочка очень аккуратная. Она тоже недавно вернулась из школы и ещё не успела переодеться. Девочка очень серьёзная и даже рассержена из-за того, что её брат растёт таким неучем. Сестра неспешно раскладывает школьные принадлежности, так как желает сразу выучить уроки, чтобы ничего не забыть и завтра снова получить хорошую оценку.

Старшая сестра никогда не огорчает маму своей плохой учёбой. Она учится хорошо и никак не может понять, почему же её брат не желает заниматься, чтобы получать хорошие отметки.

Самым жизнерадостным оказывается младший брат школьника. Он катается весело на велосипеде и пока ещё не понимает, какие неприятности происходят вокруг него. Видя, как расстроена мать и рассержена сестра, мальчик заинтересовался и остановился. Но его внимание не может задержаться надолго, так как ему пока непонятны домашние задания.

Как только мальчик зашёл в квартиру, его радостно встретил верный пёс. Видя, как печально хозяину, собака старается его развеселить, поэтому она не только радостно машет хвостом, но и прыгает на грудь, чтобы лизнуть лицо и таким образом пожалеть и успокоить. Глядя на эту милую картину, можно понять, что школьник проводит много времени со своим четвероногим другом, любит его и заботится о нём. Верный пёс платит ему тем же.

Хоть художник для своего полотна использовал печальный сюжет о том, как мальчик получил двойку и сообщил об этом дома, картина всё-таки добрая и эмоциональная. Мимика и жесты героев полны смысла. К каждому персонажу, даже к провинившемуся мальчику, можно испытывать лишь добрые чувства. Картина Решетникова даёт возможность задуматься о том, как мы относимся к жизни и своим родным.

Пример 1

Я очень часто вижу картину «Опять двойка» в ежедневной жизни. Кто только ни использует её символизм в своих целях! Я предлагаю рассмотреть оригинальное творение Ф.П. Решетникова во всей красе.

Что мы видим на картине? Обычную семью своего времени. Дом, в котором они живут. В интерьере нет ничего броского, выделяющегося. Вся мебель будто бы давно уже не новая. На мой взгляд, с общей композицией не гармонирует портфель девочки, фартук матери и велосипед маленького мальчика. Они словно чужие, не вписываются. Даже цвет у них другой, яркий. Скорее всего это происходит потому, что они – новые, а окружающая героев обстановка не знает обновок уже давно.

Кто изображен на картине? На полотне Ф.П. Решетникова изображена обычная русская семья, среди которой – два сына, сестра, мать, а также собака. Как минимум двое из ребят – школьники (это сестра и главный герой), насчёт младшего сына понимания нет.

«Опять двойка» – это шедевр, который изображает на какую-то статичную картину, а отношение людей к происходящему, по всей видимости, изо дня в день. Как относятся разные члены семьи к тому, что один из них словно пришёл с двойкой в дневнике? Мать, конечно же, огорчается. По её лицу можно понять все те чувства (беспомощность и разочарование), которые она испытывает. Наверное, в голове она думает: «Опять двойка…»

Сестра смотрит осуждающе. Она, как ответственная девочка (о чём говорит её образ, действия, выражение лица), сильно переживает за мать. В её голове, скорее всего, висит немой вопрос: «Опять двойка!?»

Мальчишка на велосипеде смотрит на брата с осуждением. Он думает: «Ха, опять двойка!»

И только собаке всё равно на то, какую мальчик принёс оценку. Она радуется возвращению хозяина домой, заигрывает с ним. Собаки – классные животные. Для того, чтобы они любили человека, не нужно ничего: ни хороших оценок, ни лести, ни лжи. Нет никого и ничего лучше собаки.

При просмотре на картину у меня складываются немного неприятные ощущения. Почему семья так осуждает ребенка? Так ли хороши они сами, чтобы постоянно упрекать мальчишку за его оценки? Главный герой, кстати, изображен очень интересно: в расстегнутом пальто, с небрежно застегнутым портфелем и выпяченной нижней губой он создает впечатление наивного, глупого ребенка, на которого невозможно ругаться, но к которому также нельзя относиться серьёзно.

Эмоциональное восприятие

На картине Фёдора Решетникова показан довольно типичный сюжет из жизни школьников. Но художнику удалось прекрасно передать ощущения, которые испытывает не только главный герой, но его близкое окружение. Глядя на художественное полотно, чувствуешь сострадание и к маме, и к самому ученику, который не выучил уроки и поэтому получил двойку.

Эта работа Фёдора Павловича очень проникновенная и трогательная. Она возвращает в детство, где в жизни у каждого человека была прекрасная школьная пора и, конечно же, двойки.

Выразительные средства

Главная задача художника — создать сюжет, вовлекающий зрителя в происходящее. Отличительными чертами картин Решетникова, работавшего в жанре социалистического реализма, были:

  • народность;
  • хорошее настроение;
  • яркие эмоции и любовь к жизни.

Благодаря простоте сюжета, открытости и эмоциональности она понятна зрителю. Главными героями полотна являются обычные люди. Это делает их узнаваемыми, а их чувства и настроение — близкими. Композиция картины очень проста, но она создает праздничное настроение и точно передает чувства и эмоции героев.

Художник выбирает яркие насыщенные краски, чтобы подчеркнуть праздничную обстановку, и вызвать у зрителя радость. Каждая деталь картины выражает это чувство.

Автор заполняет пространство комнаты солнечным светом, который отражается в елочных игрушках и озаряет лицо мальчика искренней улыбкой.

В послевоенные годы картина стала одним из самых популярных произведений Федора Решетникова. Благодаря незамысловатому сюжету, радости и оптимизму она дарит надежду на счастье и светлое будущее

  • Сочинения
  • По картинам
  • Решетников
  • Опять двойка

Картину «Опять двойка» Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

На картине изображена семья: мать и трое детей. Главный персонаж картины – мальчик, который только что пришел со школы. Мальчик одет в зимнее пальто, темные школьные брюки и черные ботинки, на которых еще виднеется снег. Шапки на голове нет, только торчат непослушные вихры. В руке у мальчика портфель, перевязанный бечевкой. Из портфеля выглядывают коньки. Скорее всего, катание на коньках мальчик любит больше чем учебу. Лицо у героя несчастное, он смотрит в сторону, потому что ему стыдно.

У стола, накрытого красивой светлой скатертью, стоит девочка в строгой школьной форме. На шее у нее повязан красный пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены в две косички с черными бантами. Это старшая сестра героя картины. Она только что пришла со школы, достает учебники и собирается делать уроки. Она похожа на отличницу, на брата смотрит осуждающе.

На стуле, положив руки на колени, сидит мать мальчика. Женщина занимается домашним хозяйством. Она одета в светлую блузку и темную юбку, сверху одет оранжевый фартук. На голове у нее синий платок, на ногах комнатные тапочки. Можно предположить, что мать готовила обед, когда пришел ее сын со школы. Мама смотрит на мальчика с осуждением и жалостью.

Младший братишка катается по дому на велосипеде. Он подъехал к матери и ждет, что будет дальше. Велосипед двухколесный, светло – коричневого цвета. Мальчик одет в коричневые шаровары и бело – голубую рубашку. Он аккуратно подстрижен.

На грудь мальчику прыгает собака, она радуется его приходу и хочет, чтобы он ее погладил. Шерсть у собаки белого цвета с крупными рыжими пятнами.

Комната, где все собрались, не очень большая, но светлая. На полу лежит ковер. На стенах висят небольшие картинки и настенный календарь. В глубине комнаты видна настольная лампа. В соседнюю комнату открыта дверь. Там видно окно. На нем стоит большой зеленый цветок.

История создания

Прежде чем приступать к написанию сочинения по картине Решетникова «Опять двойка», следует изучить историю написания этой работы. Советский живописец и график создавал полотна, в которых всегда была какая-то сюжетная задумка.

Когда в школе изучается картина Федора Павловича, то часто учителя в классе вспоминают и о других его картинах. Наиболее известными работами этого художника являются:

  • «Опять двойка»;
  • «Мальчишки»;
  • «Прибыл на каникулы».

В сочинении «Опять двойка» школьники могут написать, что картина была создана Решетниковым в 1952 году. Сюжет, который был выбран живописцем, показывает реальную жизнь. Благодаря картине зритель может перенестись в прошлое, увидеть, как жила обычная советская семья.

О мастере

Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.

Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.

В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.


Советский художник Фёдор Павлович Решетников

Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.

За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.

План сочинения

Чтобы отлично написать сочинение по картине «Опять двойка», описание картины должно обязательно присутствовать в содержании работы. Кроме того, необходимо правильно и грамотно оформить план. Он может быть простым и сложным. Простой план:

  1. Ф. П. Решетников — замечательный художник.
  2. Описание сюжета.
  3. Чувства, вызванные картиной.

Но чаще всего в школе для описания картины «Опять двойка» требуют составить сложный план. Он помогает ученику более глубоко и точно раскрыть темы, описать подробно не только сам сюжет, но и построить правильную композицию своей работы. Сложный план:

  1. Творчество Фёдора Решетникова.
  2. Описание картины: а) замысел художника; б) главные герои; в) сюжет.
  3. Эмоциональное восприятие.

Стоит помнить, что вступление и заключение в сочинении по картине «Опять двойка» должны быть небольшими. Основная часть — это краткий рассказ, он должен быть самым большим по объёму.

Интерьер

Как мы видим, на картине изображена типичная советская квартира. Угол изображения – треугольник, что довольно распространено в живописи. Обстановка в квартире скромная, но уютная. Стол застелен чистой скатертью, на стене висят часы с маятником, на подоконнике растут домашние цветы. Самое примечательное, что есть в интерьере комнаты, это календарь с картиной того же самого художника. Она называется «Прибыл на каникулы».

Смысл этого полотна в том, что на нем изображен бравый суворовец, отличник, приехавший домой отдохнуть. У него никогда не будет такого печального лица, как у нашего двоечника, ведь он отличник и целиком положительный герой! Художник изобразил на стене картину «Прибыл на каникулы», чтобы создать контраст. Мальчишка-двоечник с коньками в портфеле противопоставлен отличнику-суворовцу. Но какой живой облик у нашего провинившегося персонажа! Его эмоции трудно передать словами. Таким образом, описать картину «Опять двойка» поможет сравнение этих двух героев.

Стоит отметить и еще одну деталь, касающуюся интерьера. Художник мастерски использует игру цветов. Комната, в которой находится провинившийся, выполнена в темных тонах. Сестра-пионерка изображена на светлом фоне, олицетворяя собой прекрасное будущее всей молодежи. Такой контраст позволяет понять, что мальчишка идет неправильной дорогой и должен быть направлен на путь исправления, когда не будет получена опять двойка.

Краткое описание полотна

На картине изображена советская семья, состоящая из мамы и трёх разновозрастных детей. Главный герой — мальчик, который получил двойку. Его Фёдор Павлович разместил на первом плане. По внешнему виду мальчика видно, что он любит гулять, но терпеть не может учиться. Все с возмущением и печалью в глазах встречают мальчика, который не желает получать знания.

И лишь четвероногий друг рад тому, что школьник вернулся домой. Собака не только радостно виляет хвостом, но и прыгает ребенку на грудь, стараясь лизнуть его в лицо и показать свою радость и любовь.

“Опять двойка” — история, знакомая всем

Картина Федора Павловича Решетникова “Опять двойка” — одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.

В этой картине самое главное — фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.

Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. “Опять двойка” — это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: “Опять двойка”. Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.

Само название картины говорит о том, что с мальчиком — героем картины — такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: ” Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!” Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством — что же будет дальше? И только собаке — верному другу — все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.

Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны. Главный герой — двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья — их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение. Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.

Характеристика героев

Если внимательно рассмотреть известную картину, то можно увидеть на ней несколько героев. Основные персонажи полотна:

  • школьник, получивший двойку;
  • мама ученика;
  • старшая сестра;
  • младший брат;
  • собака.

Мальчику на картине примерно лет десять. У него растерянный вид, так как он вынужден сообщить семье, что опять получил плохую отметку. Ему стыдно. Мама смотрит на сына грустно, ей тяжело поднимать троих детей. Иногда она чувствует бессилие, так как не знает, как уже доказать сыну, что нужно хорошо учиться.

По внешнему виду старшей сестры, по тому, как бережно обращается с книгами и тетрадями, можно определить, что учится она хорошо. Девочка осуждает брата, который опять не выполнил домашнее задание. Заинтересован беседой и младший ребёнок в семье, так как он ещё в школу не ходит, но уже много раз слышал о том, как плохо не учить домашнее задание.

Радостный пёс не участвует в беседе, он счастлив возвращению мальчика. Его пушистый хвост направлен вверх, радостно приветствуя хозяина.

Вариант для 2 класса

Главный герой картины «Опять двойка!» — мальчик — двоечник. Всё внимание домашних направлено в его сторону.

Ученик только зашёл домой. У него потрёпанный вид. Одет он в коричневое пальто. Волосы мокрые. Щёки горят после мороза. Глаза опущены и смотрят вниз. Он не двигается. Боится гнева матери.

На него смотрит, уставшая от домашней работы мать. На голове у неё платок. Сверху платья одет фартук. Она присела отдохнуть. У неё порядок в доме. На лице грусть, она устала бороться с плохим отношением к учёбе своего сына.

Отличница – сестра смотрит на него с укором. Ей жаль бедную маму. У неё аккуратно разложены учебники. Она прилежная ученица. Сейчас она приготовилась выполнять домашнюю работу. Мать гордится её успехами.

Только домашняя собачка рада своему другу. Она рада своему хозяину с любыми отметками. Дружелюбный пёс зовёт поиграть доброго мальчика.

Маленький братик улыбается. Он сидит на велосипеде и не знает, как трудно учиться.

В душе он испытывает чувство вины. Но, ничего не может поделать. Видно, плохо учит уроки. Много времени он проводит на улице. Портфелем дерётся. Внутри портфеля коньки. На улице он не думал что нужно делать уроки. А вспомнил только, когда пришёл домой.

Обстановка вокруг накалена. Всем надоело жалеть «горе – ученика»!

Мне нравится картина. Она заставляет задуматься о том, чтобы не попасть в неприятное положение мальчика. Для этого, нужно учить уроки! И слушаться родителей! Быть аккуратным и прилежным.

Сочинение по картине

Фёдор Решетников — замечательный художник, который написал много картин. Самыми известными его работами являются «Мальчишки» и «Прибыл на каникулы». Каждое его художественное творение наполнено яркостью красок и теплотой. Его популярное полотно про мальчика, который получил двойку, было написано в 1952 году. Оно передаёт тепло советского времени.

Каждый герой на картине Решетникова индивидуален, черты всех персонажей художником чётко прорисованы. Фёдор Павлович не только изобразил советскую семью, но и детально продумал сюжет, перенося зрителя в квартиру, где можно ощутить быт и понять, какие проблемы заботят людей на картине.

На переднем плане изображён школьник, который вернулся домой. Он одет в чёрные брюки и пальто. Видно, что он много бегал по улице, так как у него щёки и уши раскраснелись от мороза. Волосы у мальчика взъерошенные, так как он был сильно увлечён дворовой игрой. Но теперь герой вернулся домой и стоит перед своей семьёй серьёзный и грустный. Он только что сообщил маме, что опять получил двойку.

Теперь его хорошее настроение исчезло, он перебирает пальчиками ручку портфеля, стыдливо опустив глаза. Его портфель растрёпан, можно даже предположить, что он на нём катался с горки. Из портфеля выглядывают коньки, которые мальчик специально взял с собой в школу, чтобы после занятий отправиться на речку или каток поиграть в хоккей. Портфель, скорее всего, был нужен, чтобы сделать ворота.

Мальчику стыдно смотреть на маму, так как он вчера тоже долго гулял и не выучил уроки. Женщина в домашней одежде и фартуке. Волосы она аккуратно собрала под платок, чтобы они не мешали ей заниматься домашней работой. Мама целый день готовила, убирала, стирала и занималась младшим ребёнком, который ещё не ходит в школу. Теперь у неё уже просто не осталось сил. Услышав плохую весть от сына, она устало села на стул и положила натруженные руки на колени.

В глазах женщины отражается печаль из-за того, что её сын опять получил двойку, хотя она создаёт для него все условия. Но в ее взгляде можно увидеть и любовь, ведь она понимает, как хочется маленькому мальчику гулять. Героиня картины всё ещё надеется, что вскоре её сын повзрослеет и станет относиться к учёбе серьёзнее.

На картине есть ещё одна героиня — старшая сестра мальчика. Она одета в школьную форму. Девочка очень аккуратная. Она тоже недавно вернулась из школы и ещё не успела переодеться. Девочка очень серьёзная и даже рассержена из-за того, что её брат растёт таким неучем. Сестра неспешно раскладывает школьные принадлежности, так как желает сразу выучить уроки, чтобы ничего не забыть и завтра снова получить хорошую оценку.

Старшая сестра никогда не огорчает маму своей плохой учёбой. Она учится хорошо и никак не может понять, почему же её брат не желает заниматься, чтобы получать хорошие отметки.

Самым жизнерадостным оказывается младший брат школьника. Он катается весело на велосипеде и пока ещё не понимает, какие неприятности происходят вокруг него. Видя, как расстроена мать и рассержена сестра, мальчик заинтересовался и остановился. Но его внимание не может задержаться надолго, так как ему пока непонятны домашние задания.

Как только мальчик зашёл в квартиру, его радостно встретил верный пёс. Видя, как печально хозяину, собака старается его развеселить, поэтому она не только радостно машет хвостом, но и прыгает на грудь, чтобы лизнуть лицо и таким образом пожалеть и успокоить. Глядя на эту милую картину, можно понять, что школьник проводит много времени со своим четвероногим другом, любит его и заботится о нём. Верный пёс платит ему тем же.

Хоть художник для своего полотна использовал печальный сюжет о том, как мальчик получил двойку и сообщил об этом дома, картина всё-таки добрая и эмоциональная. Мимика и жесты героев полны смысла. К каждому персонажу, даже к провинившемуся мальчику, можно испытывать лишь добрые чувства. Картина Решетникова даёт возможность задуматься о том, как мы относимся к жизни и своим родным.

Кто написал картину Опять двойка

Автором картины, которую знает практически каждый в нашей стране, является советский живописец Фёдор Павлович Решетников (1906-1988). Ф. П. Решетников считается одним из главных представителей социалистического реализма в живописи. К самым известным его работам относятся «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Мальчишки», «За мир!», «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и другие. Но самой известной картиной художника, которая является его «визитной карточкой» и известна всем со школьной скамьи, является «Опять двойка».

В каком году написана картина Опять двойка

Картина «Опять двойка» написана в 1952 г. Холст, масло. Размеры:101 × 93 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

История картины Опять двойка

Работа стала второй в трилогии картин, первая из которых — «Прибыл на каникулы», а третья — «Переэкзаменовка».


Прибыл на каникулы

Если посмотреть на все три картины, то можно увидеть, что на картине «Опять двойка» есть репродукция картины «Прибыл на каникулы», а на «Переэкзаменовке» репродукция «Опять двойка». Таким образом художник указал на преемственность сюжета картин и их единый замысел.


Переэкзаменовка

Первая картина «Прибыл на каникулы» была написана в 1948 г. Отличник суворовец приезжает домой на каникулы и рапортует дедушке о прибытии. На второй картине Решетников также решил написать отличника, тем самым показав молодое поколение, которое приходит на смену старшему и показывает отличные успехи. Если бы всё так произошло, картина называлась бы «Опять пятёрка», но в ходе разработки сюжета, Решетников решил поменять замысел.

Чтобы найти образы для новой картины, Фёдор Решетников направился в школу. Учителя посадили его за последней партой, где тот наблюдал за происходящим и делал зарисовки. Ученики, при виде чужого человека в классе, стали смущаться, так как думали, что это какой-то важный человек, прибывший в школу с проверкой. Учитель вызвал к доске отличника и задал несложную задачу, которую тот должен был решить достаточно легко. Однако отличник так засмущался, что не смог вымолвить ни слова, стоял, опустив голову, крутил мел в руках и не понимал подсказок одноклассников. Такое поведение мальчика вдохновило художника на куда более интересный сюжет — показать не отличника, а двоечника, который может вызвать у зрителя более яркие эмоции.

Решетников решил написать сцену с двоечником в классе. Сначала нарисовал учителя, но затем подумал, что в школе в основном работают учителя-женщины, и перерисовал на учительницу. И всё же, что-то не нравилось ему в своих зарисовках. Сцена в классе казалась ему скучной. Тогда к нему пришла мысль перенести весь сюжет в семью, ведь самые сильные переживания двоечник наверняка будет испытывать не перед учителями и одноклассниками, а перед своей мамой, которой будет стыдно посмотреть в глаза и признаться, что своими отметками он вновь опозорил всю семью.

Теперь перед Решетниковым встала задача — найти героя для картины. По какой-то причине он не стал рисовать того самого мальчика у школьной доски, а только лишь взял его образ. Роль двоечника исполнил сын художника Густава Клуциса, жившего по соседству, причём на картине изображена квартира Клуциса.

Интересна история с собакой. Известно, что Решетников никак не мог добиться, чтобы пёс встал на задние лапы. В этом ему помогла колбаса. Художник брал кусочек колбасы, поднимал её над собакой, и та поднималась на задние лапы. По словам знавших художника, собаку на этой картине нарисовал не он, а другой известный художник — А. А. Пластов (1893—1972).

Эмоциональное восприятие

На картине Фёдора Решетникова показан довольно типичный сюжет из жизни школьников. Но художнику удалось прекрасно передать ощущения, которые испытывает не только главный герой, но его близкое окружение. Глядя на художественное полотно, чувствуешь сострадание и к маме, и к самому ученику, который не выучил уроки и поэтому получил двойку.

Эта работа Фёдора Павловича очень проникновенная и трогательная. Она возвращает в детство, где в жизни у каждого человека была прекрасная школьная пора и, конечно же, двойки.

Основная мысль картины

Этот художественный шедевр известен школьникам с советских времен. Картина стала очень популярной в нашей стране. Ее включили в программу изучения не только на уроке изобразительного искусства, но и на русском языке. Практический каждый ученик имел возможность описать эту картину. К примеру, в разделе «Развитие речи» она как нельзя лучше подойдет для изучения описания состояния. «Говорящие» эмоции на лицах домочадцев помогут школьнику передать, что чувствовал каждый из героев.

Основной мыслью картины является изображение персонажа, который не хочет учиться, и теперь ему приходится отвечать за это перед всеми членами семьи. Так поступать стыдно, это должен запомнить каждый ребенок. Нельзя лениться и развлекаться, если не выполнены уроки.

Впечатления зрителя

Однако зритель не поддерживает настроения безоговорочного укора мальчишки с двойкой – он такой обаятельный. К тому же искренне раскаивается. Просто он живой, шебутной ребёнок, но совсем неглупый, он обязательно исправит злополучную двойку. Из портфеля с поломанным замком, на котором, наверное, катался с горки, торчат коньки, волосы всклокочены, пальто помято – да, играть весело, только теперь надо отвечать за свои поступки и промахи. И ответит. Зритель уверен, что из таких, всё-таки совестливых, непосед вырастают смелые лётчики и покорители севера, отважные геологи и мореплаватели, мужественные строители и сталевары – настоящие мужчины, гордость семьи и страны.

Детство в творчестве Решетникова – интересные истории

Фёдор Павлович Решетников картиной «Опять двойка» продолжил свою излюбленную тему советского детства, с учёбой, играми, праздниками и шалостями – работ с мальчишками и девчонками десятки. Детвора в этих произведениях искренняя, трогательная, то звеняще-счастливая, то просящая мира – они пережили войну и теперь просто наслаждаются детством. Зрители постарше, к примеру, в картине «Опять Двойка» Решетникова или «Языка взяли» (1943) непременно узнают себя, а их дети и внуки по произведениям живописца могут составить представление о том, как жили их ближайшие родственники в советском прошлом. Увидеть хотя бы некоторые стороны жизни, пусть и приукрашенные, в чём-то пафосные, как того требовало время и идеологическая концепция. В стиле соцреализма тогда писали все, кто хотел быть на свободе.

Популярные сочинения

  • Евгений Онегин — герой своего времени — сочинение
    Главный герой романа в стихах является олицетворением нового поколения дворянства, носителем ценностей и воззрений, внесших существенный вклад в гибель в начале двадцатого века общества, которое его породило.
  • Сочинение Пудель Арто в рассказе Белый пудель (образ и характеристика) Куприна
    Одним из героев рассказа Александра Куприна «Белый пудель» является пудель по кличке Арто. Он – артист небольшой бродячей цирковой труппы, в которой помимо него были ещё дедушка Мартын Лодыжкин
  • Сочинение Анна Одинцова в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) Тургенева
    Главная героиня романа «Отцы и дети» Анна Одинцова вызывает у читателей противоречивые чувства. Это и сострадание, и чувство жалости, и непонимание того, как человек может не прислушиваться к своему сердцу и не идти к мечте.

  • Сочинения по рассказу чудик
  • Сочинения по направлению время перемен для итогового сочинения
  • Сочинения по роману обломов 10 класс школьная программа
  • Сочинения евклида которые сохранились
  • Сочинения короткое про свое любимое место