Сочинения бизе написанные в консерватории

С 22 октября по 2 ноября санкт-петербургская государственная консерватория имени н. а. римского-корсакова приглашает на ххi фестиваль международная неделя консерваторий.

С 22 октября по 2 ноября Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова приглашает на ХХI фестиваль “Международная неделя консерваторий”.

Уникальный консерваторский форум дарит меломанам шанс услышать как признанных звёзд академической музыки, так и звёзд будущих. Ведь в нём примут участие профессора и студенты пятнадцати высших школ музыки России, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Польши, Венгрии и США.

Концертные программы традиционно посвящены значимым датам 2021 года: юбилеям Прокофьева, Листа, Бартока и других композиторов, а также Году культуры Германии в России.

В научно-практическом разделе Фестиваля: международная научная конференция “Немецкие музыканты в городе на Неве” и документальная выставка с тем же названием, международные образовательные семинары, творческие встречи, открытые лекции, мастер-классы и Открытый конкурс обзоров и рецензий на события XXI “Международной недели консерваторий”.

ПРОГРАММА

22 октября 2021

Место проведения: Капелла, наб. реки Мойки, 20

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Сочинения бизе написанные в консерватории

Хор Петрозаводской консерватории

Концерт “Хоровая прелюдия” с участием молодёжных коллективов пяти высших школ музыки России — своеобразная прелюдия к XXI фестивалю “Международная неделя консерваторий”. Академический хор студентов Петрозаводской консерватории познакомит слушателей с сочинениями композиторов Карелии и Скандинавии. Академический хор Саратовской консерватории и Камерный хор Академии хорового искусства представят программы, в которые вошли, как сочинения классиков хорового искусства — Архангельского, Свиридова, Фалика, Слонимского, так и опусы современных петербургских композиторов. В исполнении хоров Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского института культуры Северной столицы под руководством автора прозвучит масштабный концерт для хора “Из Акафиста святому благоверному князю А. Невскому” Сергея Екимова. Финальная точка вечера — фрагмент из вокального цикла “Отчалившая Русь” Георгия Свиридова в исполнении Сводного хора пяти высших школ музыки.

23 октября 2021

Место проведения: Большой зал Филармонии. Михайловская ул., 2

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Сочинения бизе написанные в консерватории

Алексей Васильев (виолончель), ректор Санкт-Петербургской консерватории, Россия

Концерт-открытие представит петербургской публике поистине торжественный состав участников. В первом отделении выступят пять хоров пяти российских высших школ музыки. Творческие коллективы Саратовской и Петрозаводской консерваторий, Академии хорового искусства (Москва), Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского государственного института культуры. В праздничный вечер состоится мировая премьера сочинения Сергея Екимова “И снова жить начну” для виолончели и смешанного хора. Солирует ректор Санкт-Петербургской консерватории — заслуженный артист России Алексей Васильев. Завершит первое отделение Концерт для хора “Из Акафиста святому благоверному князю А. Невскому” Сергея Екимова в исполнении сводного хора пяти российских коллективов.

Второе отделение откроется Торжественной церемонией вручения диплома и мантии Почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории народному артисту России, основателю и художественному руководителю Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки Давиду Голощекину. Выдающийся мультиинструменталист и Ансамбль джазовой музыки порадуют слушателей искромётной программой, полной импровизации.

24 октября 2021

Место проведения: Римско-католический храм Матери Божией Лурдской. Ковенский пер., 7

Начало: 16:00

Возраст: 6+

В традиционной рубрике “Органные академии” состоится выступление Себастьяна Кюлера-Блессинга. Профессор Высшей школы музыки имени Р. Шумана (Дюссельдорф) и органист Домского собора Эссена играет программу, объединенную молитвой Vater unser im Himmelreich (“Отче наш”). Прозвучат сочинения Штайгледера, Баха, Мендельсона, Клюге, ярко демонстрирующие преломление заданной темы в XVII—XX веках. Кульминация вечера — взгляд из XXI века: Себастьян Кюлер-Блессинг будет импровизировать на эту же тему.

25 октября 2021

Место проведения: Малый зал Филармонии, Невский пр., 30

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Программа первого концерта постоянной рубрики “Камерные серии” контрастна и, несомненно, будет интересна любителям музыки разных направлений.

Сочинения бизе написанные в консерватории

Татьяна Тимченко (вокал), Германия

В первом отделении прозвучит немецкая музыка эпохи романтизма. Ансамбль Lied Duo, представляющий Высшую школу музыки имени Ф. Листа в Веймаре (Германия), Татьяна Тимченко (сопрано) – Татьяна Качко (фортепиано) исполнят вокальную лирику Шуберта, Брамса, Р. Штрауса, а также песни Листа на тексты немецкого классика В. Шиллера. Инструментальный дуэт — доцент Московского института музыки имени А. Шнитке Сергей Словачевский (виолончель) и доцент Санкт-Петербургской консерватории Станислав Соловьев (фортепиано) — представит оригинальную интерпретацию Трёх фантастических пьес для виолончели и фортепиано Шумана.

Ксения Комленович (ударные), США

Ксения Комленович (ударные), США

Митя Нилов (ударные), Россия — США

Митя Нилов (ударные), Россия — США

Героиня второго отделения — музыка для ударных инструментов. Молодые музыканты Ксения Комленович (Сербия-США) и Митя Нилов (Россия-США) исполнят переложения и оригинальные современные произведения для двух маримб. Завершат вечер произведения, написанные для маримбы и шумовых ударных инструментов, на которых будет играть Григорий Осипов (Россия).

26 октября 2021

Место проведения: концертный зал “Яани Кирик”. Ул. Декабристов, 54а

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Сочинения бизе написанные в консерватории

Арсений Зоточев (контрабас), Россия

Контрастная программа, посвящённая композиторам-юбилярам 2021 года, составлена из сочинений разных эпох и стилистических направлений. Гости вечера услышат старинную музыку Альбинони для гобоя и органа, сочинения Моцарта эпохи классицизма для фортепианного трио, инструментальные произведения Беллини, Листа и Дворжака, созданные в XIX веке. Наиболее широко представлен XX век: прозвучат опусы Мясковского, Прокофьева, Пьяццоллы и Альфреда Рида.

На сцену выйдут преподаватели, выпускники и студенты Санкт-Петербургской консерватории. Компанию им составит Концертный духовой оркестр Консерватории, впервые участвующий в Фестивале.

27 октября 2021

Место проведения: Малый зал Филармонии. Невский пр., 30

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Сергей Баранов (скрипка), Италия, © Александр Фефелов

Сергей Баранов (скрипка), Италия, © Александр Фефелов

Игорь Андреев (фортепиано), Швейцария, © Даниил Рабовский

Игорь Андреев (фортепиано), Швейцария, © Даниил Рабовский

Герои очередного концерта “Камерных серий” — скрипка и кларнет. В первом отделении лауреаты международных конкурсов Андрей Баранов (скрипка) и Игорь Андреев (фортепиано) исполнят Сонатину Шуберта и и неоконченную Сонату для альта Глинки, над редакцией и завершением которой работал Игорь Андреев.

Сочинения бизе написанные в консерватории

Юлиан Милкис (кларнет), США

Во втором отделении прозвучат две премьеры. Один из лучших кларнетистов современности Юлиан Милкис и Камерный оркестра Санкт-Петербургской консерватории под руководством заслуженного артиста России Аркадия Штейнлухта представят Альтовую сонату Шостаковича (в переложении для кларнета и камерного оркестра) и композицию Ninna Nanna per Anna Гии Канчели.

28 октября 2021

Место проведения: Новая сцена Александринского театра. Наб. реки Фонтанки, 49а

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Анастасия Фомина (гусли), Елизавета Панченко (орган), Россия

Анастасия Фомина (гусли), Елизавета Панченко (орган), Россия

Дуэт Double Expression, Россия

Дуэт Double Expression, Россия

В рамках проекта “Новая музыка на Новой сцене” Санкт-Петербургская консерватория и Александринский театр приглашают слушателей на программу Ethno — Classic — XXI. В исполнении талантливых консерваторских музыкантов прозвучат произведения композиторов ХХ и XXI веков, написанные для разных ансамблевых составов народных и классических инструментов.

За визуальное сопровождение отвечает Музей искусства Санкт-Петербурга XX и XXI веков. Он подготовил видеоинсталяцию, на основании уникального художественного проекта “Стихи-я-Петербург”, отражающего историю развития пейзажа города на Неве.

29 октября 2021

Место проведения: Филармония джазовой музыки. Загродный пр., 27

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Сочинения бизе написанные в консерватории

Давид Голощекин, Почетный профессор Санкт-Петербургской консерватории, Россия

XXI “Международная неделя консерваторий” в очередной раз порадует любителей джазового искусства. Хозяин вечера — художественный руководитель Филармонии джазовой музыки, Почетный профессор Санкт-Петербургской консерватории Давид Голощекин. Мэтр отечественного джаза представит польских коллег: известного джазового скрипача Адама Балдыха, пианиста Кшиштофа Дыса и струнный квартет Equilibrium. Польские музыканты, Давид Голощекин и его Ансамбль джазовой музыки исполнят оригинальные композиции и продемонстрируют искусство импровизации на популярные джазовые стандарты.

30 октября 2021

Место проведения: Концертный зал Мариинского театра. Ул. Писарева, 20

Начало: 20:00

Возраст: 6+

Сочинения бизе написанные в консерватории

Габор Фаркаш (фортепиано), Венгрия, © Raffay Zsofia

Официальное закрытие концертной программы XXI “Международной недели консерваторий”. Санкт-Петербургская консерватория и Академия музыки имени Ференца Листа (Будапешт, Венгрия) в рубрике “Оркестровые академии” представит программу, посвящённую двум юбилярам 2021 года — Ференцу Листу и Беле Бартоку. В первом отделении вечера прозвучат два фортепианных концерта Ференца Листа. Солируют известный петербургский музыкант Олег Вайнштейн и венгерский профессор Габор Фаркаш. Творческий партнёр пианистов — Симфонический оркестр Консерватории под руководством заслуженного артиста России Алексея Васильева. Во втором отделении исполнят Концерт для оркестра Белы Бартока.

31 октября 2021

Место проведения: Wawelberg Hall. Невский пр., 7-9

Начало: 19:00

Возраст: 6+

Сочинения бизе написанные в консерватории

Адам Балдых (скрипка), Польша, © Tore Sætre

“Фестивальная постлюдия”, завершающая концертный раздел XXI “Международной недели консерваторий” и одновременно открывающая новую для Фестиваля сцену. В величественных интерьерах эпохи неоренессанса прозвучит изысканная музыка для струнного квартета, написанная немецкими и польскими композиторами. Молодой польский коллектив Equilibrium познакомит любителей музыки с редко исполняемыми в России струнными квартетами Станислава Монюшко и Владислава Желеньского. “Изюминка” программы — современное сочинение популярного джазового скрипача Адама Балдыха (Польша) “Домашний песенник” для импровизирующей скрипки и квартета.

Фотографии предоставлены пресс-службой Консерватории

Жорж Бизе

434px Georges bizetКак можно ещё охарактеризовать композитора, которого сам П.И. Чайковский назвал гениальным, а его произведение — оперу «Кармен» — настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и настоящим вдохновением. Жорж Бизе – выдающийся французский композитор, творивший в эпоху романтизма. Весь его творческий путь был тернист, да и жизнь – сплошная полоса препятствий. Однако, несмотря на все трудности и благодаря своему необыкновенному таланту, великий француз подарил миру уникальное произведение, ставшее одним из самых популярных в своём жанре и прославившее композитора на все времена.

Краткая биография Бизе

Young Georges Bizet25 октября 1838 года в Париже на улице Тур д’Овернь в семье учителя пения Адольфа-Амана Бизе и его жены Эме на свет появился мальчик, которого любящие родители нарекли в честь трех великих императоров: Александр Сезар Леопольд. Впрочем, при крещении он получил простое французское имя Жорж, которое осталось с ним навсегда.

Уже с первых дней жизни ребенок слушал много музыки – это были нежные колыбельные матери, а также учебные вокализы учеников отца. Когда малышу исполнилось четыре года, Эме стала обучать его нотной грамоте, а в пять лет усадила сына за рояль. Биография Бизе гласит, что в шесть лет Жоржа определили в школу, где любознательный ребёнок сильно пристрастился к чтению, а оно, по мнению матери, отвлекало мальчика от занятий музыкой, за которыми мальчик должен был просиживать часами.

Феноменальные музыкальные способности, которыми обладал Жорж, и усердные занятия дали свои плоды. После прослушивания, вызвавшее удивлённый восторг у профессоров Парижской консерватории, девятилетний ребёнок был зачислен вольнослушателем в престижное учебное заведение в класс знаменитого А. Мармонтеля. Обладающий живым характером, любопытный и эмоциональный ученик, который схватывал всё на лету, очень нравился профессору, работа с ним доставляла педагогу большое удовольствие. Но десятилетний мальчик делал успехи не только в игре на фортепиано. В конкурсе по сольфеджио, продемонстрировав феноменальный музыкальный слух и память, он заработал первую премию и удостоился получать бесплатные дополнительные уроки по инструменту и композиции у выдающегося П. Циммермана.

Консерваторское обучение Жоржа, как исполнителя, близилось к концу, и перед ним открывалась стезя концертирующего музыканта, хотя эта перспектива молодого человека совсем не интересовала. С тех пор, как с ним по композиции стал заниматься П. Циммерман, у юноши появилась новая мечта: сочинять музыку для театра. Поэтому закончив курс по фортепиано у А. Мормонтеля, Жорж сразу поступил в класс композиции Ф. Галеви, под руководством которого он много и увлечённо сочинял, пробуя себя в различных музыкальных жанрах. Кроме этого, Бизе с энтузиазмом занимался в классе органа у профессора Ф. Бенуа, где достиг значительных результатов, сначала завоевав вторую, а затем и первую премию Консерватории в исполнении на инструменте.

В 1856 году, по убедительному настоянию Ф. Голеви, Жорж принимает участие в конкурсе Академии Изящных Искусств. Первая, так называемая Римская премия, давала возможность юному таланту два года стажировки в итальянской и год в немецкой столицах. По окончании такой практики молодому автору предоставлялась право премьерной постановки одноактного театрального музыкального сочинения в одном из театров Франции. К сожалению, эта попытка оказалась не совсем удачной: первую премию в этот раз никому не присудили. Но удача молодому композитору сопутствовала в другом творческом состязании, которое объявил Жак Оффенбах. Для своего театра, располагавшегося на бульваре Монмартр, в целях рекламы он объявил конкурс на создание небольшого комедийного музыкального спектакля с ограниченным числом исполнителей. Победителю была обещана золотая медаль и премия в тысячу двести франков. «Доктор Миракль» — так называлась оперетта, представленная восемнадцатилетним композитором на суд уважаемого жюри. Решение комиссии: премию разделить между двумя конкурсантами, одним из которых был Жорж Бизе.

Эта победа не только познакомила французскую публику с именем молодого композитора, но и открыла ему двери на знаменитые оффенбаховские «пятницы», куда приглашались только избранные творческие личности, и где он удостоился чести быть представленным самому Дж. Россини. Тем временем приближался очередной ежегодный конкурс Академии Искусств на соискание Римской премии, к которому Жорж усиленно готовился, сочиняя кантату «Кловис и Клотильда». На этот раз триумф – он стал обладателем первого приза по музыкальной композиции и вместе с другими пятью лауреатами 21 декабря 1857 года для совершенствования мастерства отправился в Вечный город.

Италия

6cd6e577В Италии Жорж  путешествовал по стране, восторгаясь красивой природой и произведениями изобразительного искусства, много читал, знакомился с интересными людьми. А Рим ему так полюбился, что он всячески стремился здесь задержаться, для чего даже написал письмо министру просвещения Франции с просьбой разрешить провести третий год не в Германии, а в Италии, на что получил положительный ответ. Это был период сложной стадии человеческого и творческого формирования молодого композитора, который Жорж впоследствии назвал самым счастливым и беззаботным в своей жизни. Для Бизе это были замечательные годы творческих исканий и первой любви. Однако юноше всё же пришлось уехать из Рима на два месяца раньше установленного срока, так как он получил письмо из Парижа с известием о болезни его горячо любимой мамы. По этой причине в конце сентября 1860 года Бизе вернулся в Париж.

Возвращение на родину

Родной город молодого человека не встретил радужно. Беззаботная юность Жоржа закончилась, и ему теперь необходимо было думать, как зарабатывать деньги на хлеб насущный. Начались серые будни, которые были заполнены скучной для него рутинной работой. Бизе подрабатывал частными уроками, а также, по заказу владельца известного парижского издательского дома А. Шудана, занимался переложением для фортепиано оркестровых партитур произведений известных композиторов и сочинением развлекательной музыки. Друзья советовали Жоржу заняться исполнительской деятельностью, ведь ещё в обучаясь в консерватории, он прослыл виртуозным музыкантом. Однако молодой человек понимал, что карьера пианиста может принести ему быстрый успех, но в то же время помешает осуществить мечту всей его жизни – стать оперным композитором.

Проблем у Бизе было много: необходимо было сдать оду-симфонию «Васка да Гама» — очередной второй отчёт в Академию Искусств и, кроме этого, ему, как Римскому лауреату, нужно было написать забавную одноактную оперу для театра «Опера-Комик». Либретто ему предоставили, но весёлые мелодии к «Гузла эмира», так назывался спектакль, совершенно не рождались. Да и как они могли появляться, когда самый любимый человек и лучший друг находился в тяжёлом состоянии. 8 сентября 1861 года мама Жоржа умерла. Одна невосполнимая потеря следовала за другой. Через полгода из жизни ушёл не просто учитель, а наставник и опора Бизе — Фроменталь Галеви. Подавленный потерей близких людей, Жорж, чтобы как-то отвлечься, ещё больше старался уйти в работу, но в результате получил нервное перенапряжение и упадок сил.

Весь 1863 год Бизе работал над новой оперой «Искатели жемчуга», а в 1864 году помогал отцу в строительстве жилья на лесном участке, приобретённым Адольфом-Аманом в Везине. Теперь у Жоржа появилась возможность каждое лето проводить на природе. Здесь он с большим воодушевлением сочинял «Ивана Грозного», а в 1866 году «Пертскую красавицу». В 1867 году Бизе предложили поработать музыкальным обозревателем в одном из парижских журналов. Он опубликовал статью под псевдонимом Гастон де Бетси, которую приняли поистине хорошо, но, к сожалению, она была первой и последней.

В это же время в личной жизни Жоржа происходят значительные перемены: он страстно влюбляется в дочь своего покойного учителя Ф. Галеви. Мать и ближайшие родственники Женевьевы были против такого союза, считая композитора недостойной партией для девушки, однако Бизе был довольно настойчив, и в результате 3 июня 1869 года молодые обвенчались. Жорж был необычайно счастлив, он всячески оберегал свою молодую жену, которая была младше его на двенадцать лет, и старался во всём ей угодить.

Опасные времена

ElLECHwW0AA47NXЛетом следующего года чета Бизе отправилась на четыре месяца в Барбизон – местечко очень популярное у людей искусства. Композитор намеревается здесь плодотворно поработать над «Клариссой Гарлоу», «Календалем», «Гризельдой», однако из-за начавшейся в июле Франко-прусской войны планам Жоржа не удалось осуществиться. Правительство объявило повсеместный призыв в Национальную гвардию. Не обошёл этой участи и Бизе, он даже прошёл военную подготовку, но как Римский стипендиат получил освобождение от воинской службы и уехал в Барбизон, чтобы забрать жену и вернуться в Париж, где 4 сентября вновь была провозглашена республика. Обстановка в столице осложнилась из-за осады пруссаков: в городе начался голод. Родственники предлагали Жоржу на время перебраться в Бордо, но он остался и по мере своих сил как мог помогал защитникам Парижа, патрулируя в городе и на крепостном валу.

Бизе с Женевьевой покинули город лишь после объявленной в январе 1871 года капитуляции и снятии блокады. Сначала они навестили родственников в Бордо, затем переехали в Компьен, а окончание смутных времён Парижской коммуны переждали в Визене. Вернувшись в столицу в начале июня, Бизе незамедлительно приступил к работе над своим новым сочинением — оперой «Джамиле», премьерный показ которой состоялся 22 мая 1872 года. А через две с половиной недели в жизни композитора произошло радостное событие – Женевьева подарила ему сына. Окрылённый таким счастьем, Жорж ещё больше углубился в работу и с удовольствием принял предложение насытить драматический спектакль А. Доде «Арлезианка» хорошей музыкой. Премьера постановки, к большому сожалению, провалилась, но менее чем через месяц сочинение Бизе к драме, которое он преобразовал в сюиту, исполненное на одном из концертов, имело ошеломляющий успех. Вскоре Жоржа вновь постигло разочарование: в конце октября 1873 года композитору сообщили, что здание Большой Оперы, где вскоре должна была состояться премьера его оперы «Сид», сгорело дотла и все спектакли переносятся в зал Вентадур, который к такой постановке не приспособлен. Однако через три месяца имя Бизе вновь было у всех на устах: первое, а затем и последующие исполнения его драматической увертюры «Отчизна» прошли с большим триумфом.

Последнее произведение композитора

i 033Весь 1874 год композитор провёл за работой над произведением, которое ему посоветовали друзья. Уже с самого начала многое смущало Бизе: как на сцене театра Опера-Комик можно поставить оперу с трагическим финалом, а именно так заканчивалась новелла П. Мериме «Кармен». Кое-кто даже предлагал изменить финал, ведь автора произведения уже более трёх лет как не было в живых. Но самое ужасное: как публика воспримет представление на сцене людей из низшего сословия. Несмотря ни на что, композитор с увлечением приступил созданию произведения, которое впоследствии станет шедевром на все времена. Как только на 3 марта 1875 года была назначена долгожданная премьера, по городу поползли слухи о готовящемся театральном скандале. Первый акт был встречен достаточно тепло, а вот после второго акта кое-кто из публики покинул зал. Когда закончился третий акт, Бизе в ответ на жалкие поздравления во всеуслышание объявил, что это провал. На следующий день парижские газеты объявили «Кармен» «скандальной» и «аморальной», они писали, что Бизе опустился очень низко, на самое социальное дно.

Второй спектакль состоялся через день — 5 марта, и уже был встречен публикой не просто тепло, а горячо, но газеты ещё целую неделю продолжали обсуждать провал премьерного показа. В том театральном сезоне «Кармен» в Париже ставили тридцать семь раз, а ведь далеко не каждый спектакль выдерживал столько представлений. Из-за провала премьеры Бизе тяжело страдал, но к этому добавились ещё нравственные терзания вызванные размолвкой с женой, а также физические мучения по причине хронической ангины и ревматизма. В конце мая 1875 года Жорж со всем своим семейством покинул Париж и направился в Буживаль в надежде, что на природе ему станет легче. Однако лучше композитору не стало, постоянные приступы окончательно его измучили и 3 июня врач констатировал смерть Жоржа Бизе.

Интересные факты о Жорже Бизе

georges bizet 102 v img 16 9 xl d31c35f8186ebeb80b0cd843a7c267a0e0c81647Отец композитора – Адольф Аман Бизе до знакомства с Анной Леопольдиной Эме, урождённой Дельсар, – матерью Жоржа, имел профессию парикмахера, но перед свадьбой изменил род своей деятельности, переквалифицировавшись в учителя пения, тем самым став «человеком искусства», как того требовала семья невесты.
Мальчик Жорж жил по строгому графику: утром его отводили в консерваторию, затем после занятий приводили домой, кормили и закрывали в комнате, где он занимался до тех пор, пока прямо за инструментом не засыпал от усталости.
Малыш Бизе с детства так увлекался чтением, что родителям приходилось прятать от него книги. В девять лет мальчик мечтал стать писателем, считая это гораздо интереснее, чем целыми днями сидеть за роялем.

Из биографии Бизе мы узнаём, что, несмотря на свою одарённость, юный вундеркинд очень часто ссорился с родителями из-за занятий музыкой, он плакал и злился на них, но уже с детства осознавал, что его способности и настойчивость матери дадут результаты, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Удостоенный Римской стипендии, Жорж Бизе не только много путешествовал, но и знакомился с разными людьми. Часто бывая на приёмах в посольстве Франции, он встретился там с интересным человеком – послом России Киселёвым Дмитрием Николаевичем. Между двадцатилетним юношей и почти шестидесятилетним сановником завязалась крепкая дружба.
Дядя Жоржа Бизе – Франсуа Дельсарт – в своё время был известным в Париже учителем пения, однако большую известность он приобрёл как изобретатель своеобразной системы «постановки эстетики человеческого тела», которая впоследствии обрела своих последователей. Некоторые искусствоведы считают, что Ф. Дельсарт – это человек, во многом предопределивший развитие искусства 20 века. Даже К.С. Станиславский рекомендовал применять его систему для начальной подготовки актёров.

Georges BizetСовременники Бизе отзывались о нём как об общительном, жизнерадостном и добром человеке. Всегда много и самозабвенно работающий, он, тем не менее, очень любил повеселиться в кругу друзей, будучи автором всевозможных озорных затей и забавных шуток.
Ещё обучаясь в консерватории, Жорж Бизе прослыл искусным пианистом. Однажды в присутствии Ференца Листа он так виртуозно исполнил технически сложное произведение композитора, что привёл автора в восторг: ведь молодой музыкант с лёгкостью сыграл головоломные пассажи в нужном темпе.
В 1874 году Жорж Бизе за весомый вклад в развитие музыкального искусства был награжден орденом «Почётного легиона» французским правительством.
После первой провальной премьеры драма А. Доде «Арлезианка» вернулась на сцену только через десять лет. Пьеса уже пользовалась у зрителей несомненным успехом, хотя современники отмечают тот факт, что публика шла на спектакль больше из-за того чтобы послушать украшавшую его музыку Ж. Бизе.
Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» при жизни композитора так и не была поставлена. Современники даже поговаривали, что композитор в обиде сжёг партитуру, однако сочинение всё же было обнаружено, но лишь в конце тридцатых годов прошлого столетия в архиве консерватории и поставлено впервые в концертном варианте в оккупационном Париже в 1943 году в театре на бульваре Капуцинок. Устроители спектакля постарались, чтобы в числе слушателей не было ни одного немца, так как опера, написанная на русский сюжет могла вызвать у них большое раздражение, тем более перелом во Второй мировой войне не в пользу Германии уже произошёл. Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» никогда не ставилась в России, так как многие исторические факты в ней сильно искажены.
Сразу после смерти Ж.Бизе все рукописи композитора, перечисленные в завещании, были переданы в библиотеку Парижской консерватории. Однако ещё много его бумаг и рукописей были обнаружены душеприказчиком Эмиля Штрауса (второй муж вдовы Ж.Бизе) господином Р. Сибила, который, определив ценность этих документов, так же незамедлительно отправил их в консерваторские архивы. Поэтому со многими произведениями композитора потомки познакомились только в XX-ом столетии.
У Жоржа Бизе было два сына. Старший Жан появился от случайной связи со служанкой семьи Бизе Марией Рейтер. Второй сын – Жак родился в браке с Женевьевой, урождённой Голеви.

Творчество Жоржа Бизе

Творческую жизнь Жоржа Бизе нельзя назвать удачливой. Он очень часто испытывал разочарования из-за несправедливых критических высказываний по поводу своих произведений. Тем не менее Бизе – это великий композитор, который всю свою жизнь посвятил музыке и оставил потомкам разнообразное наследие, включающее в себя оперы, оперетты, оды-симфонии, ораторию, произведения для хора в сопровождении оркестра и a cappella, вокальные циклы и произведения для фортепиано, а также сочинения для симфонического оркестра, включающие увертюры, симфонии, сюиты.

Согласно биографии Бизе, уже в четыре года Жорж впервые сел за рояль, в тринадцать лет попробовал себя в качестве музыкального сочинителя, а через год, поступив на обучение в класс композиции консерватории, находился в напряжённых творческих поисках. Постепенно у него вырабатывалось мастерство, хотя поначалу совершенно отсутствовал индивидуальный творческий почерк. За годы обучения в консерватории Бизе создал немало разных произведений, но в них ещё чувствовалось влияние В.А. Моцарта и раннего Л.В. Бетховена, а также его старшего друга Шарля Гуно. Среди творений Бизе консерваторского периода необходимо отметить сочинения для хора и оркестра: «Вальс» и «Хор студентов», пьесу для фортепиано «Большой концертный вальс», оперетту «Доктор Миракль», кантату «Кловис и Клотильда», а также симфонию №1 C-dur («Юношеская»), которая и в нынешнее время с успехом исполняется на мировых концертных площадках.

Следующим важным периодом в жизни композитора явились годы, проведённые на стажировке в Италии. Это было время постоянных творческих поисков, в результате которых Бизе приходит к выводу, что основной его музыкальный интерес связан именно с театром. Здесь он пишет свою первую оперу «Дон Прокопио», которую, нарушая правила, отправляет для творческого отчета в Академию Изящных Искусств, хотя необходимо было сочинить и послать мессу. Несколько позднее Бизе всё же напишет произведение на религиозный сюжет, но не для отчёта, а на конкурс. Но его «Te Deum» на жюри впечатления не произвело, да и сам композитор позднее отмечал, что не расположен писать духовную музыку. Также в этот итальянский период из-под пера молодого композитора выходит ода – симфония «Васко да Гама», которая послужила творческим отчётом перед Академией, и несколько пьес для оркестра, впоследствии вошедшие в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме».

bize jorgПосле возвращения домой Бизе, по заказу парижской «Опера-Комик», начинает работу над музыкальным комедийным спектаклем «Гузла эмира», однако премьера оперы не состоялась, несмотря на то, что в театре уже шли её репетиции. Композитор не был удовлетворён своим творением, считал его уязвимым и обречённым на провал. Он забрал партитуру и тут же приступил к созданию нового произведения, которое как предполагал Бизе откроет ему блестящие перспективы. Опера в конечном варианте получила название «Искатели жемчуга». В этот же период молодой композитор отправляет в Академию Изящных Искусств свой третий последний отчёт, состоящий из Увертюры, Скерцо и Похоронного марша. Премьера «Искателей» состоялась в конце сентября 1863 года и была довольно хорошо встречена публикой, а в довершении получила хвалебный отзыв в статье написанной Г. Берлиозом, хотя нападок от критиков, обвинивших Бизе в подражании Вагнеру, было предостаточно.

Затем у композитора была работа над оперой, написанной на сюжет из русской истории, но, к сожалению, постановка «Ивана Грозного» при жизни композитора так и не состоялась. Далее Жорж работал над исполнением небольших заказов от своего издателя Шудана и бельгийского хорового общества: из под его пера вышел цикл романсов, а также хор акапелла «Святой Иоанн Патмосский». Весь 1966 год Бизе посвятил сочинению «Пертской красавицы», первый показ которой состоялся в конце декабря следующего года. На этот раз успех был просто ошеломляющий, не только зрители были в восторге от новой оперы, но и критики впоследствии неплохо отзывались о музыке спектакля.

В 1868 году Жорж по объявленному конкурсу государственных театров работает над оперой «Кубок фульского короля». К большому сожалению, партитура этого произведения пропала, остались лишь небольшие фрагменты, которые впоследствии стали известны как романсы: «Покинутая», «Гасконец», «Любить, мечтать», «Ночь», «Сирена», «Нельзя забыть» и дуэты: «Мечтаем», «Нимфы лесов». В этот период Бизе действительно уделяет много внимания вокальному творчеству. Его романсы, предназначенные не только для салонного, но и для домашнего музицирования, представляли собой настоящие театральные миниатюры. К этой же поре относятся и несколько заслуживающих внимания фортепианных произведений композитора, среди которых цикл «Песни Рейна», «Большие хроматические вариации для фортепиано» и «Фантастическая охота». Далее была работа над «Маленькой оркестровой сюитой», циклом для двух фортепиано «Детские игры», симфонией «Рим» и, несомненно, над произведениями в любимом композитором оперном жанре: «Гризельдой», «Клариссой Гарлоу», «Календалем» и «Джамиле». Премьера последней, несмотря на крики публики «браво», по мнению самого Бизе была однозначно провальной. Однако отзывы в прессе о произведении были очень интересны и даже страстны. Кто-то считал оперу не эмоциональной и лишённой колорита, а кто-то назвал её смелым экспериментом, который принёс композитору большой успех. К сожалению, только сочинения, написанные Бизе в конце его жизни, среди которых музыка к драме А. Доде «Арлезианка» и опера «Кармен», принесли ему не только признание, но и поистине мировую славу.

Личная жизнь

bizet102 v ARDFotogalerieБизе был очень стеснительным молодым человеком и не считал свой внешний вид привлекательным для женщин. При общении со слабым полом он всегда так сильно волновался, что лицо краснело, руки потели, а язык при разговоре заплетался. Со своей первой любовью Жорж познакомился в Италии, её звали Джузеппа. Это была смешливая и кокетливая прелестная девушка, от которой композитор был без ума и строил планы счастливой совместной жизни, предлагая ей приехать во Францию. К сожалению, эти отношения не имели продолжения, так как Бизе из-за болезни матери пришлось срочно вернуться на родину.

Следующим страстным увлечением Жоржа была опытная в любви 42-х летняя женщина, которая свою юность и молодость провела в притонах, цирке, театре, а также варьете. Она была старше Бизе на четырнадцать лет.  В приличном обществе о ней не упоминали, но в Париже её знали под такими именами, как красавица Могадор, мадам Лионель, графиня де Шабрильян, писательница Селест Винар. Могадор покорила молодого композитора своей бесшабашностью и невероятным женским магнетизмом. Страсть этой женщины к Жоржу была не долгой. Ранимый Бизе безмерно страдал от перепадов её настроения. Однажды во время гневного припадка Могадор облила его холодной водой и выгнала на улицу. В результате этого инцидента Жорж сильно заболел ангиной, кроме того итогом окончательного разрыва со скандальной мадам стало состояние глубочайшей депрессии, из которой выйти Бизе помогла усиленная творческая работа, а так же знакомство с молодой обаятельной девушкой – дочерью его учителя — Женевьевой Галеви.

Композитор настолько был очарован семнадцатилетней девушкой, её нежностью и чистотой, что, несмотря на возражения родственников с той и другой стороны, поставил цель жениться на Женевьеве. Свадьба состоялась через два года 3 июня 1869 года, а через три года семья Бизе пополнилась сыном, которому дали имя Жак. Жорж очень любил жену, но, несмотря на это, семейная жизнь и личное счастье композитора стали рушиться как карточный домик. Причинами тому стали неумение Женевьевы прощать частые творческие неудачи мужа, а, кроме этого, её нездоровое воображение занял успешный пианист Эли-Мириам Делаборд, связи с которым она ни от кого не скрывала. Все эти жизненные разочарования и стали причиной скорой смерти Жоржа Бизе, секрет которой до сих пор не может разгадать ни один биограф композитора.

Музыка Жоржа Бизе в кино

Музыка Жоржа Бизе в нынешнее время пользуется большой популярностью, режиссёры всего мира очень часто используют её в саундтреках своих кинофильмов. Несомненно, все рекорды побили отрывки из оперы «Кармен» такие, как увертюра, «Хабанера», марш и ария Тореодора, а также фрагменты из сюиты «Арлезианка» и знаменитая ария из оперы «Искатели жемчуга»— «Je crois entende». Невозможно перечислить все киноленты, где звучит эта замечательная музыка, но вот некоторые из них:

«Хабанера» — «Книга Генри», 2017, «Парни со стволами», 2016, «Бешеные псы», 2016, «Кибер-террор», 2015, «Этим утром в Нью-Йорке», 2014, «Очень опасная штучка»,  2013

Увертюра к опере «Кармен» — «Книга жизни», 2014, «Танцы без правил», 1992

«Арлезианка» — «Мираж»,  2015 . 

«Марш Тореодора» — «Счастливый конец», 2012, «Человек, который плакал», 2014.

ария из оперы «Искатели жемчуга»— «Je crois entende» — «Схватка», 2010, «Убийство школьного президента», 2008, «Матч поинт», 2005

Будучи феноменально одарённым человеком, Жорж Бизе создал такие великолепные произведения, которые в нынешнее время восхищают сотни миллионов людей по всему земному шару. Прошло много лет, прежде чем имя Бизе заняло то место, которое оно по праву заслуживает, среди других величайших композиторов. Его безвременная смерть в самом расцвете творчества – это невосполнимая и весьма значительная утрата для всей мировой музыкальной культуры.

Жорж Бизе вошёл в дом и замер: в нём почти не осталось мебели, были распроданы даже ковры и домашняя утварь. Болезнь матери вползла в дом и привела с собой печаль, уныние и нищету.

Гений, не признанный при жизни. Жорж Бизе: Жорж-неудачник

Отец, седой и бледный, с трясущимися руками вышёл к нему навстречу: «Мальчик мой, ты приехал, хвала Господу. Иди к ней, она ждет только тебя. Совсем плоха, совсем»… В комнате матери было темно, лишь около постели горели две свечи. Мария Рейтер, сиделка, вскочила и протянула руки к Жоржу: «Наконец-то! Как она будет рада». Бизе присел на кровать и взял едва теплую руку: «Мама, здравствуй». Она не сразу открыла глаза. А когда узнала сына, взгляд её наполнился нежностью, а потом блеснул привычной суровостью. «Не успела, — прохрипела она тихо. — Я не успела увидеть твой триумф. Но помни, что ты, Александр Сезар Леопольд, назван в честь трех великих полководцев, — она закашлялась, и Мария Рейтер поднесла ей стакан воды. — И ты с рождения отмечен Богом. Ты будешь великим, потому что ты — гений, и ты — мой сын, — рука её потянулась к его кудрям, как в детстве. — Я отдала тебе жизнь и отдала бы ещё что-нибудь, если бы у меня хоть что-то осталось». Рука упала в подушки, тело обмякло, дыхание сделалось едва слышным. Жорж умоляюще вскрикнул…

Прерванное детство

«Жорж, а ну поди сюда, негодный мальчишка!» — этого окрика он ждал и боялся. Ему снова не удалось улизнуть из консерватории. Мать приводила его утром и забирала после занятий на виду у всех учащихся, многие из которых были вдвое старше Бизе. Ведь он поступил сюда в десять лет, а среди учеников было немало тех, кто завидовал и дразнил его маменькиным сынком. «Я не позволю тебе растрачивать свой талант», — мать схватила его за руку и повела домой. Он знал, что будет дальше: его накормят, а потом закроют в комнате, и он будет играть на пианино до тех пор, пока не заснет от усталости.

Он был не против занятий. Ему было интересно и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой, и с педагогами в консерватории, но, как любой мальчишка, он хотел бегать по улицам, швыряться камнями, таскать за хвост кошек и дергать девочек за косички. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до того, как ему исполнилось десять, поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось, едва успев начаться. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку — вальсы, песни и даже небольшую комическую оперу «Дом доктора». Для матери он был гений — тот, кто прославит себя и её.

Жорж сопротивлялся ей и в то же время понимал: её упрямство и его талант дают результаты. Самому не хватило бы терпения и усидчивости. И вообще, ему больше нравилась литература. При первой же возможности он брал в руки книгу и уединялся.

«Ты вырос в музыкальной семье, — говорила мать, когда заставала его за чтением, — и будешь музыкантом, а не литератором. Выдающимся!»

Ребёнком он не обращал внимания на эти слова. Его учитель Галеви создал в классе потрясающую атмосферу, и учиться было легко. Жорж схватывал всё на лету, сочинял быстро и уверенно. Ему давали премии, хвалили, и это было приятно. О величии он и не помышлял. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, — за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город, в котором Жорж учился, совершенно неожиданно стал для него источником вдохновения, творческих исканий и любви. Юноша был абсолютно свободен от наставлений матери. Иногда она писала ему письма о том, что его ждёт слава. Он отвечал: слава — ничто. Добыть бы денег! Хотя бы сто тысяч франков. Перестать делать черную работу и давать уроки. Начать жизнь рантье, и тогда можно сочинять всё, что угодно.

Где взять деньги?..

«Эй, похоже, ты ей нравишься», — подтолкнул Жоржа в бок приятель, с которым они шли по улице. Бизе покраснел. Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, он вовсе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро и немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе непонятна. И ещё у него постоянно потели руки, чего он тоже страшно стеснялся. «Ну, повернись же к ней!» — Жорж повернулся и увидел молодую девушку с корзинкой фруктов. Смешливую и кокетливую. «Ой, какой неуклюжий, — подтрунивала она над ним, когда они познакомились. — Такой смешной!» Он и правда был неловким и чувствовал себя прескверно. Особенно, когда Джузеппа обнимала его и запускала руку ему в кудри. «Поедешь со мной в Париж? — спрашивал он, опьяненный счастьем. — Я не богат, но заработать денег — это так просто. Две удачные комические оперы, и мы будем жить как короли». Письмо о болезни матери застало его врасплох. Везти в Париж Джузеппу сейчас не имело смысла. Он уезжал, заручившись её обещанием приехать, как только его матери станет лучше. Отец горевал в одной комнате, Жорж в другой. Нужны были деньги, чтобы бороться с болезнью и нищетой. Но где их взять? Ах, если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение, которое принесло бы ему много денег. Он нанял бы лучших докторов, выкупил всё заложенное имущество, перевез Джузеппу из Рима в Париж и зажил бы прекрасной жизнью. Но на это нужно время, а его нет.

Гений, не признанный при жизни. Жорж Бизе: Жорж-неудачник

Жорж Бизе в молодости

«Счета, мсье, — Мария Рейтер положила ему на стол стопку бумаг, — что делать? Продать что-нибудь ещё?» — «Не надо, — очнулся Жорж, — я найду деньги».

Антуан Шудан, владелец одного из самых известных парижских издательств, скрывая удивление, рассматривал человека, сидевшего напротив него. Неужели и вправду этот молодой робкий человек — лауреат престижной Римской премии, молодой гений? Делать на него ставку или нет? Сколько денег он может ему принести? «Вы полагаете, кого-то могут заинтересовать ваши сочинения?» — спросил он. — «О да, мьсе! Я готов писать всё, что угодно, хотя больше всего меня интересует музыкальный театр. Драма человеческих страстей, если мне позволено будет сказать». — «Это замечательно, но для начала вам нужно сделать имя, мой дорогой. Как, по-вашему, я буду продавать произведения никому не известного автора?» Бизе вспыхнул, стал мять в руках перчатки. «Мсье, дайте мне шанс». — «Я могу вам дать возможность заработать, — милостиво сказал Шудан, — сделайте переложения для фортепиано опер известных сочинителей, скажем, Шарля Гуно или «Герострата» Эрнеста Рейе. Получите наличными».

Дни и ночи напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Одни произведения ему нравились, и он делал переложения быстро. Другие изматывали, и он скрипел зубами, то и дело вскакивал и ходил по комнате, чтобы потом снова заставить себя сесть и продолжить писать. Он исправно получал деньги, но их всё время не хватало. Каждый день кто-нибудь хотел от него уплаты по счетам. «Пиши симфонию, — словно в бреду повторяла мать, — как только ты это сделаешь, слава найдет тебя».

Но на симфонию у него не было времени. Первую он написал в семнадцать лет, для следующей у него пока не было сил. Бизе работал как каторжный, в перерывах пытаясь писать что-то своё. Он начинал и бросал, уверенный, что получается плохо. Черновики множились, и, несмотря на его упорный труд, с каждым днём росли долги.

Мать умерла через год после его приезда. Спасти её он не смог. Теперь надо было спасать себя и пожилого отца. Музыкальный театр манил его. Он старался ходить на все премьеры, знакомился с выдающимися музыкантами и актёрами своего времени. Но всё, что он писал, не находило одобрения. Комическая опера «Дон Прокопио» не была оценена. Ряд оркестровых пьес, которые позже войдут в цикл «Воспоминание о Риме», — тоже. Друзья советовали ему продолжить карьеру пианиста, но он хотел сочинять музыку и был уверен, что выбранный путь приведет его к успеху. Оставалось только работать, ждать и терпеть нужду.

Гений, не признанный при жизни. Жорж Бизе: Жорж-неудачник

Жорж Бизе, 1860г

В 1863 году состоялась премьера оперы «Ловцы жемчуга». Критика отметила естественность и красоту вокальных партий, множество выразительных моментов в партитуре — вот, пожалуй, и всё. Опера прошла на сцене 18 раз и была снята с репертуара. Всё вернулось: бессонные ночи, чужие партитуры, уроки музыки. О Джузеппе Жорж почти забыл —привозить её в нищий дом было бессмысленно. Друзьям в Рим он писал: «Я работаю как негр, я истощен, буквально разрываюсь на части. Я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение оперы. Что за работа! Только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к чёрту»…

От нервного истощения спасали обливания холодной водой, прогулки по городу и посещение театров. Отец тем временем женился второй раз. «Сынок, тебе нужна женщина. Ты успокоишься, начнёшь жить размеренной жизнью, перестанешь загонять себя в угол. Хватит быть одному!» От мысли создать свою семью Бизе становилось ещё хуже. Расходы увеличатся вдвое, появятся дети, и он совсем перестанет спать. Тогда он вообще не сможет сочинять и будет думать о деньгах двадцать четыре часа в сутки.

Страсть и презрение

…В поезде пахло кофе, дамскими духами и паровозным дымом. Жорж занял своё место и, как ему показалось, стал смотреть в окно. «Что вы уставились на меня, мьсе?» — спросила дама, сидящая напротив, и Бизе понял, что смотрит на неё неотрывно уже давно. «Простите», — смущённо опустил он глаза и тут же поднял их вновь. Её голос, низкий, бархатистый, с приятной хрипотцой, показался ему знакомым. «Нас представляли друг другу?» — спросил он. — «Если мне не изменяет память — нет». Она закинула ногу на ногу, приоткрыв щиколотку, и закурила трубку, глядя ему в глаза. Жорж потерял дар речи. Перед ним была сама Могадор. Она же оперная дива мадам Лионель, писательница Селеста Венар, графиня де Шабрийан. Стоило ли удивляться её прямоте и открытости? Юность она провела в притонах, потом стала танцовщицей, а когда судьба свела её с Альфредом де Мюссе, увлеклась литературой и стала описывать то, что знала о жизни, в романах. Её книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах, но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Дамы втайне мечтали подражать её смелости, мужчины вожделели раскованную красотку, говорившую о тех вещах, о которых их жены боялись даже думать. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была уже вдовой графа де Шабрийана и владелицей музыкального театра, где главные партии пела она сама. «Итак, я выхожу в Везине. Еду смотреть, как строят мою виллу «Лионель». А вы?» — «Я тоже, мадам. Рядом дом моего отца. Вы позволите вас проводить?» Впервые за долгое время сердце Бизе учащенно забилось. Эта женщина была мечтой многих. Мог ли он думать, что она будет благосклонна к нему? Ему двадцать восемь, ей сорок два. Что их может связывать? «Заходите ко мне на чашку чая, — проговорила Могадор, когда они дошли до её дома. — Расскажете о себе и своей музыке. Мне это более чем интересно».

В первый же вечер Бизе оказался в её постели. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. В открытое окно залетал тёплый ветер, раскачивал тяжёлые занавески и норовил задуть горящую свечу, едва освещавшую ложе, на котором, обнимая роскошную женщину, спал влюбленный композитор.

«Любимая!» — «Подите вон, вы мне надоели». Жорж не знал, куда деваться. Перепады настроения Могадор ввергали его в отчаяние. То она была нежной и страстной, то умной и дерзкой, то невыносимо колючей и неприятной. «Уходите! Убирайтесь! — швыряла она вышитые бархатные подушки. — И не смейте признаваться мне в своей любви! Меня вообще не интересуют такие мужчины, как вы — преданные, робкие и послушные. Я говорила вам об этом сотню раз. Найдите себе домохозяйку и отвяжитесь от меня». — «Дорогая, поставили мою оперу «Пертская красавица»! У нас будут деньги, много денег! Будьте моей женой!» — «Идите к чёрту!»

В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Она употребляла слова, которые употребляли на самых грязных улицах Парижа. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал и готов был провалиться сквозь землю. Могадор старела. Её преследовали финансовые неурядицы, ей не удавались задуманные проекты, и он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета, а его любовь была ей ни к чему. Она предпочитала холодных мужчин, чье внимание нужно было завоевывать. Расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Каждый день он просыпался и засыпал с мыслью о ней.

«Чёрт побери, вы уйдете или нет? Как вам объяснить, что вы мне не нужны?!» — кричала она. А потом схватила ушат с холодной водой и окатила Жоржа с головы до ног. Послышался смех прислуги. Униженный Бизе вышел на улицу, где тихо кружился первый снег.

Обещать — не значит жениться

Врачи поставили диагноз — гнойный тонзиллит. Для человека, всю жизнь страдавшего простудами и ангинами, он сильно рисковал, возвращаясь в тот злополучный день пешком. Бизе работал лёжа, почти не мог говорить и милостиво принимал ухаживания верной Марии Рейтер. Но его физические страдания не шли ни в какое сравнение с душевными. Могадор, страстная, резкая, бескомпромиссная, приходила к нему в снах, смеялась над ним.

Гений, не признанный при жизни. Жорж Бизе: Жорж-неудачник

Опера «Пертская красавица» не имела успеха. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал её. Болезнь не заканчивалась, нищета не проходила. Весной 1869 года Жорж Бизе, ещё слабый после болезни, вышел на прогулку вдоль набережной Сены. По улицам проносились экипажи, разбрызгивая грязь, торговки расхваливали на разные голоса нехитрый товар. Зацветали тюльпаны. В воздухе пахло чем-то новым и неизведанным. Жорж прошёл мимо дома своего учителя Галеви, умершего семь лет назад, и его охватило желание зайти туда, где ему было хорошо и спокойно. «Не узнаете меня, мсье? — спросила вышедшая ему навстречу девушка. — Как не стыдно! А ведь вы обещали взять меня замуж». Бизе вспомнил эпизод, как совсем юношей пришел к своему учителю и столкнулся там с девочкой. Она капризничала, и её отец сказал: «Будешь так себя вести, Женевьева, никто не возьмет тебя замуж. А уж тем более такой талантливый человек, как Жорж Бизе». Та затихла, подбежала к Бизе и вцепилась в полы его сюртука: «Ах, мьсе, скажите, что женитесь на мне непременно!» Ничего не оставалось делать, как ответить «да».

Их роман не был стремительным. Бизе искал повода, чтобы зайти. Наконец, он сделал ей предложение. Когда на городской башне пробили часы, он взял за руку невесту и сказал: «Это начало моей новой жизни». Казалось, в его многострадальную жизнь наконец заглянуло солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружив Бизе такой нежностью и заботой, чтобы он снова смог работать.

…Скандал разгорелся с самого утра. «Снова уходишь?» — Женевьева была в гневе. — «Я должен зарабатывать, ты же знаешь». — «Сколько можно заниматься поденщиной? Я не хочу так жить, ты неудачник!» Она захлопнула дверь, и Бизе остался один на один со своим отражением в зеркале. Да, он неудачник. Счастье, что его мать не дожила до этих времен. Каким бы для неё это было ударом! Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришёл домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него есть заказ — комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась, ей вторил мужской баритон. Голос был удивительно знакомым. Бизе приоткрыл дверь и остолбенел. Его жена лежала на софе в одном пеньюаре, а рядом на коленях Эли Делаборд, композитор и преподаватель Парижской консерватории, давний знакомый, в последнее время зачастивший в гости. Весёлый, поверхностный, ничем и никогда не увлекавшийся всерьёз. А Жорж-то, глупый, радовался, что у его жены гость, способный её развлечь! Могадор была неправа. И с домохозяйкой он не может быть счастлив. Он неудачник.

В 1871 году комическая опера «Джамиле» была завершена, через год он написал «Арлезианки», обе они были поставлены на сцене и шли с  большим успехом. Это был подарок судьбы. Но ещё больший подарок ему сделала Женевьева, произведя на свет сына Жана.

«Кармен»

Делаборд из друга семьи стал проклятием. Где бы ни появилась чета Бизе, он всегда был рядом. Над Жоржем посмеивались, а он чувствовал себя беспомощным. Что делать, если он не может дать своей жене то, чего она хочет, — времени, внимания, любви. Ему надо работать, впереди ещё одна серьёзная опера. «Кармен». Уж она-то произведёт фурор! Прототипом главной героини будет Могадор с её страстностью. Музыка, которая выходила из-под его пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон, дамы и кавалеры в шикарных нарядах занимают места. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не может стать ещё одним провалом, нет, Господи! Закончился первый акт. Холодный приём, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. На улице её ждал Делаборд. Бизе был раздавлен, уничтожен, убит. Зализывать раны он уехал в поместье своей жены Буживаль. Женевьева отправилась с ним. На прогулке они встретили Делаборда. «И вы здесь, мсье? — с горечью хохотнул Бизе. — Тогда давайте поплаваем. Наперегонки!» И бросился в холодную воду Сены.

Гений, не признанный при жизни. Жорж Бизе: Жорж-неудачник

Наутро композитор свалился с лихорадкой. Он стал глохнуть, немели руки и ноги. Днём у него случился сердечный приступ. Он то приходил в сознание, то бредил. Наконец, позвал Делаборда. «Нам нечего больше делить, — сказал Бизе, не открывая глаз. — Вы заняли моё место в Парижской консерватории. Стали любовником моей жены. Займите же и место мужа. Позаботьтесь о Женевьеве и моём сыне». Умер Жорж Бизе на 37-м году жизни, не дожив меньше четырёх месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере. Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский напишет: «Я убеждён: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире». Так и случилось. А большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

Наталья Оленцова

Источник: nesnilos.com

После вынужденного перерыва, связанного с пандемией, XXIV Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдет в Малом зале Московской консерватории с 10 по 16 января 2022 года.

фестиваль Возвращение

Первый фестиваль камерной музыки «Возвращение» состоялся в январе 1998 года и с тех пор ежегодно проходил в рождественские дни в залах Московской консерватории. Январь 2021-го стал исключением — в условиях многочисленных противоэпидемических ограничений было принято решение фестиваль не проводить.

«Возвращение» — одно из самых ярких и ожидаемых событий столичного концертного сезона, собирающее полные залы. «Резиденты» фестиваля – бывшие однокашники, выпускники Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных – теперь это исполнители, добившиеся безоговорочного международного признания, выступающие на лучших сценах мира, лауреаты престижных премий, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора отечественных, европейских и американских вузов. Фестиваль каждый год удостаивается восторженных отзывов профессиональных критиков, неизменно оставаясь «главным оазисом камерного музицирования в городе». Художественное руководство фестивалем осуществляют Роман Минц и Дмитрий Булгаков.

Устоявшийся формат фестиваля «Возвращение» — это четыре концерта, включающие шедевры камерной музыки, редко исполняемые произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов. Традиционно одним из вечеров является «Концерт по заявкам», программа которого составляется с учетом пожеланий самих исполнителей. Три остальных концерта – тематические, и темы их всегда оригинальны. Собранные в каждом из них по принципу коллажа сочинения образуют уникальный цикл с собственной внутренней драматургией. Она раскрывает заявленное название с точки зрения самых разных исторических, философских, стилевых, индивидуально-творческих аспектов, и дает каждому слушателю возможность увидеть глубинные взаимосвязи и пересечения художественных явлений, сделав на этой основе собственные выводы и открытия. Среди тем прошлых лет — «Песни о родинах», «Salon», «Ночная музыка», «Путевые заметки», «Война», «Серенады», «В гостях у сказки», «Исход». Новизну в решении каждой заявленной темы обеспечивает твердое правило фестиваля – ни одно сочинение в рамках форума не может прозвучать повторно, каждый год программа составляется только из сочинений, не исполнявшихся в предыдущих концертах.

Темы программ XXIV «Возвращения» сформулированы как «Доля шутки», «Думы» и «Первая любовь».

10 января в программу «Доля шутки» собраны сочинения юмористические или проходящие по разряду курьезов, забавных «безделиц», если пользоваться определением пушкинского Моцарта. Такие, например, как «Музыкальные шутки» Клаудио Монтеверди, «Юмореска» Александра фон Цемлинского или «Сатиры» Арнольда Шёнберга.

Разного рода музыкальные рефлексии составили программу концерта «Думы» (12 января). В нем мы услышим «Утреннее размышление о Божием величестве» Леонида Десятникова на стихи М.Ломоносова для хора a capella и «Слезы. Размышление по поводу песни Джона Дауленда» Бенджамина Бриттена, «Чувства К. Ф. Э. Баха», Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом же и написанные, и «Думки» Антонина Дворжака, «Раздумье» Николая Рославца и кондукт французского средневекового поэта и философа Филиппа Канцлера O mens cogita («Задумайся, человече»).

Произведения, посвященные или же вызванные к жизни первыми романтическими переживаниями и опытами, будут исполнены 14 января в программе «Первая любовь». В этот вечер прозвучат сочинения Грига, Дебюсси, Прокофьева, Глинки, Мессиана, Брамса, Яначека, Корнгольда и Рахманинова.

Завершится фестиваль 16 января традиционным «Концертом по заявкам». Среди авторов, которых выбрали для исполнения сами участники заключительного фестивального вечера, — Андрей Зеленский, Кшиштоф Пендерецкий, Арнольд Бакс, Леош Яначек, Оливье Мессиан и Гэвин Брайерс.

На сцене Малого зала консерватории выступят как постоянные участники фестиваля, так и новые гости. Среди артистов, которые за годы существования форума вошли в его «основной состав», — пианисты Яков Кацнельсон, Ксения Башмет, Екатерина Апекишева, виолончелисты Евгений Тонха и Борис Андрианов, скрипач Айлен Притчин и альтисты Сергей Полтавский и Илья Гофман, кларнетисты Михаил Безносов и Антон Дресслер, ансамбли Intrada и Labyrinthus. Среди дебютантов нынешнего года – Варвара Турова (сопрано), Феликс Антипов (виола да гамба), Егор Булгаков (валторна), Иван Бушуев (флейта, контрабас-флейта), Виталий Ватуля (саксофон), пианистка Мария Немцова, баянист Николай Сивчук и др.

Информация предоставлена пресс-службой фестиваля

Пианисту Юрию Фаворину — всего 34 года, но репутация философа и музыкального мыслителя за ним закрепилась давно. Артист гениально всеяден, а репертуар его необъятен. Вечер 29 октября в Большом зале Московской консерватории (БЗК) соберет сочинения, написанные в диапазоне целого столетия. Программа начинается почти провокационно — с музыки Муцио Клементи, которого традиционно называют соперником великого Моцарта. Но Фаворин и штампы — вещи несовместные. В этом смогут убедиться и читатели ФАН.

— Аннотация к вашему сольному концерту в БЗК 29 октября броская и интригующая — Клементи называется в привязке к Моцарту, который, как известно, нелестно отзывался о талантах итальянца. Как вам такой заход? Вы ведь причисляете Клементи к своим самым любимым композиторам?

— Я не видел этой аннотации, но упоминание Моцарта в контексте с Клементи вполне естественно — они современники, их творчество развивалось параллельно. То, что Моцарта знают лучше, чем Клементи, — факт бесспорный, что совсем не говорит о том, что музыка Клементи неинтересна и не заслуживает внимания. Чем интересен Клементи? В общем, всем. Мне кажется, он в ряде сочинений раскрыл такие сферы чувств, которые всерьез были освоены в музыке намного позже — в творчестве Брамса и вообще в позднем романтизме, и в XX веке, а для композиторов-современников Клементи они были как будто закрыты. Он прошел долгий стилистический эволюционный путь наподобие Гайдна: одни его вещи еще тяготеют к барокко, другие — к классицизму, третьи — к романтизму. Для своей программы я выбрал самую последнюю сонату Клементи, которая имеет название «Покинутая Дидона». Это такое удивительное сочинение, в котором все упомянутые эпохи присутствуют одновременно. В нем можно услышать одновременно и Тартини, и «Аппассионату» Бетховена. Такое нечасто встретишь, и это интересно.

— А почему Клементи тогда так редко играют?

— В афишах превалируют фамилии двух-трех десятков авторов, но выдающихся композиторов, конечно, больше. Почему исполнители, организаторы концертов, да и слушатели выбирают одно и то же? Это слишком многосоставной вопрос. Но лично я для себя считаю узнавание новых сочинений и авторов необходимой частью своих музыкальных занятий.

— На одном из концертов вы исполнили на бис произведение современного автора, которого не знала не только публика, но и присутствующий в зале ваш педагог Московской консерватории Михаил Воскресенский. Это казус или нормальная практика?

— Нет, казуса не было. Это действительно не слишком известное сочинение даже среди профессионалов. Играл я тогда пьесу «Орион III» французского композитора болгарского происхождения Букурешлева, которую когда-то выучил для конкурса современной музыки. Сочинение яркое, эффектно написанное, и я неоднократно играл его и после того концерта.

Пианист Юрий Фаворин: Здорово чувствовать, как музыка объединяет совершенно разных людей

— Стремление охватить необъятное у вас с раннего детства. Маленьким вы запоем слушали пластинки с записями классической музыки. Это правда, что у вас долго не было дома хорошего инструмента, а у родителей — денег, чтобы его купить?

— Я родился в Москве, в 90-е годы мы жили в материальном смысле так же сложно, как и большинство людей тогда в стране. Моему интересу к музыке я обязан во многом бабушке, которая очень хотела, чтобы я стал пианистом. Она же отвела меня в музыкальную школу, когда мне было пять лет. Играть поначалу было особенно не на чем: на первом инструменте, на котором я занимался, не было порядка трети клавиш. Второй инструмент немногим выигрывал у первого, но все же был разбит меньше: на нем не хватало всего лишь нескольких клавиш, и его можно было довести до рабочего состояния. На нем я занимался большую часть обучения в школе.

— Обязательные в детских музыкальных школах этюды и сонатины Клементи на нем играли?

— Точно не помню. Возможно, играл какую-то сонатину.

— А когда появился нормальный инструмент?

— Было еще дореволюционное пианино Schröder в плохом состоянии. Рояль Blüthner появился, когда я уже учился в Московской консерватории. Он до сих пор стоит в квартире родителей. Когда я у них бываю, то играю на этом достойном инструменте.

— Рояль в БЗК, на котором вы будете играть 29 октября, вам знаком? Опять же, вспоминая музыкальный поединок Клементи и Моцарта в Вене в 1781 году, часто пишут, что Моцарт был изначально в более выгодном положении, так как инструмент, в отличие от Клементи, ему был известен.

— Да, на рояле в Большом зале Московской консерватории я играл раньше. Перед сольным концертом должна быть акустическая репетиция, чтобы вспомнить инструмент и сделать поправки на звук в зале. Программа получается разноплановой и, помимо Клементи, включает «Вальс» Равеля, ранние этюды Прокофьева и сонату Шуберта… Будет здорово почувствовать, как музыка объединяет совершенно разных людей.

ДОСЬЕ. Юрий Фаворин родился в 1986 году в Москве, учился игре на фортепиано и кларнете сначала в Детской школе искусств №11, затем, в 1995–2004 гг., — в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных, которую окончил по классу фортепиано, кларнета и композиции. В 2004–2009 гг. учился в Московской консерватории по классу фортепиано у профессора М. С. Воскресенского.

Лауреат международных конкурсов, в частности им. Оливье Мессиана (2007 год) и королевы Елизаветы в Брюсселе (2010 год).

Дает гастрольные концерты в городах России и за рубежом — в Бельгии, Нидерландах, Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Польше, Норвегии, Швеции, Италии, Японии. В сочинения русских и зарубежных композиторов XIX, XX и XXI вв.: Бетховен, Шуман, Алькан, Шопен, Лист, Григ, Чайковский, Рахманинов, Метнер, Рославец, Шостакович, Бузони, Яначек, Мессиан, Булез, Амлен, Лигети и других.

  • Сочинения алексей толстой книга
  • Сочинение я рисую осень
  • Сочинение я патриот казахстана
  • Сочинение я учусь в университете
  • Сочинение я читал последний роман александра черняева