Сочинение загадка описать помещение литературного или мультипликационного героя

646 слов комедия александра грибоедова горе от ума является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. оно принесло

(646 слов) Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. Оно принесло небывалую славу писателю. В нем автор подверг осмеянию устои и нравы светского общества той эпохи. Известно, что Грибоедов задумал написать произведение ещё в 1816 году, однако работу над его созданием он завершил лишь в 1824 году, ведь задача была непростой. Уникальность данного произведения обусловлена тем, что оно совмещает в себе признаки сразу трех литературных направлений. Кроме того, своеобразие пьесы обусловлено наличием в ней двух конфликтов: социального и любовного. Социальный конфликт выражен в противостоянии двух разных мировоззрений. Главным героем данного произведения является Александр Чацкий. Он выступает за прогресс, в отличие от окружающих. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». 

Автор наглядно изобразил борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Консерватизм представителей «века минувшего» заключается в закостенелости взглядов, невежестве, предрассудках и ограниченности. Особое значение писатель придаёт описанию «старого общества». События разворачиваются в доме богатого чиновника, которого звали Павел Фамусов. Именно фамусовское общество олицетворяет в произведении «век минувший». 

В образе Павла Фамусова Грибоедов воплотил малообразованного человека. К собственной работе герой относился пренебрежительно, несмотря на то, что он занимал высокое положение в обществе. Свои обязанности Фамусов выполнял спустя рукава, зато старательно пристраивал своих родственников.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку? 

Павел Фамусов является жадным и корыстным человеком. Героя интересуют лишь те вещи, которые ему могут принести выгоду. Также Фамусов был очень зависимым от общественного мнения. Для него было главным, чтобы окружающие одобрили его поступки. На людях герой «монашеским известен поведением», зато он проявляет свою истинную сущность, пока никто не видит. Так, он пристает к служанке и грубо ругает крепостных, а для дочери ищет мужа не по заслугам, а по размеру кошелька. Поэтому весьма не удивительно, что Фамусов старается держать вокруг себя людей, которые похожи на него самого. 

Полковник Скалозуб входит в окружение Павла Фамусова. Это очень ограниченный и глупый человек. Однако в представлении Фамусова Скалозуб является достойным женихом, ведь он богат, а его движение по карьерной лестнице успешно. Скалозуб проявляет знаки внимания дочери Фамусова. В данном союзе Фамусов видит выгоду, и это главное для него. Чувства для Фамусова не имеют никакого значения: «Кто беден, тот тебе не пара» — вот что он говорит Софье.

Молчалин также входит в окружение Павла Фамусова. Этот персонаж имеет низкий чин. Но ради достижения своих целей он готов прислуживать людям, которые занимают более высокое положение. Молчалин начинает ухаживать за Софьей из-за корыстных намерений. Он не питает к девушке никаких чувств. Молчалин является очень хитрым и лицемерным человеком. Но его поведение — это применение морали Фамусова в действии. Павел и его семья оказываются жертвами этой хищнической идеологии.

Старуха Хлестова — тоже яркий персонаж из фамусовского общества. Богатая дворянка не видит разницы между арапкой и собачкой. Для нее крепостные и людьми то не являются. Перед ней лебезят такие люди, как Молчалин, ведь она влиятельна.

Репетилов — достойное продолжение фамусовского общества. Он лишь повторяет модные сентенции о прогрессе, не понимая их. Сам же он женат на богатой девушке и живет за счет того, что так ругает.

Даже Софья является органичной частью фамусовского общества, ведь она беспринципно оклеветала человека, пытаясь ему отомстить. Она еще не завершила трансформацию, но уверенно идет по стопам своего отца.

Александр Чацкий является лишним человеком в этом обществе. Взгляды и убеждения этого персонажа существенно отличались от идеалов фамусовского общества. В образе Чацкого перед читателем предстаёт умный, рассудительный и порядочный человек. Обучение Александр проходил за границей. Когда герой вернулся на Родину, то столкнулся с представителями консервативного дворянства, которые не признавали прогресс и развитие. Разочаровавшись в окружении, главный герой решает покинуть дом Павла Фамусова. 

Образы помещиков олицетворяют в произведении испорченное общество, для которого выгода является главной жизненной ценностью. Читатель презирает фамусовское общество из-за его нечеловеческого отношения к крестьянам, галломании, невежества, подлости. Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал картину дворянского общества в своем произведении. Автор высмеял ложные человеческие ценности, продемонстрировал борьбу, которая происходит между новым и старым поколением. Именно такому бездушному обществу бросает вызов Александр Чацкий.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 12 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Содержание:

Характеристика Троекурова из романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» — это описание основных пороков людей высшего сословия 19 века. Этот отрицательный герой является родным отцом Марии, девушки, в которую влюблен Дубровский-младший из соседнего поместья. 

По данному произведению школьники часто пишут сочинения на различные темы, потому необходимо тщательно вести читательский дневник, кратко помечая основные черты героев и выписывая понравившиеся цитаты.

Образ Троекурова в романе «Дубровский»

Кирилл Троекуров – один из центральных персонажей романа. Богатый и грозный барин, владеющий несколькими огромными имениями. 

Автор описывает его как пожилого зажиточного помещика, который наводит ужас на своих крепостных.

Вдовец имеет дочь Марию, которую оберегает, однако не считается с ее мнением и желаниями.

У Троекурова есть большие связи в высшем обществе, которыми он без зазрения совести пользуется, чтобы сделать подлость окружающим, неугодным ему людям.

Имя и происхождение

Кирилл Петрович Троекуров – «старинный русский барин», выходец из благородного и уважаемого семейства. Богатый и знатный помещик, который часто приглашает к себе высокопоставленных и уважаемых людей. Делает он это в корыстных целях. 

Сам Троекуров не посещает никого, так как высокомерен и привык, чтобы только ему угождали в обществе.

Возраст и описание внешности

Троекуров уже пожилой, его можно даже назвать стариком. У героя есть взрослая дочь, а жена умерла. 

Несмотря на свой возраст, мужчина обладает крепким телосложением и имеет «необыкновенную силу физических способностей». У него угловатые черты лица, которые придают ему более грозный вид.

Образование, чин, положение в обществе

Молодые годы героя в основном прошли за рубежом в военных походах. Помещик – «отставной генерал-аншеф». Это очень высокая должность, в табели о рангах она относилась ко 2 классу. Отслужив, Троекуров решает посвятить свое время светской жизни и различным забавам.

Несмотря на богатство семьи и знатное происхождение, Троекуров не имеет высоких достижений и успехов в карьере. У него наблюдается отсутствие нормального образования и воспитания, узкое мышление. 

В обществе барина уважают, но недолюбливают. Однако делают это скрыто, так как побаиваются гнева грозного помещика.

Любимые занятия

В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.

Помимо медведей у Троекурова огромная псарня, «где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле». Так как герой очень любил выезжать на охоту, то он держал около «пятисот охотничьих собак».

Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.

Характер

Поведение барина можно описать такими словами, как властолюбивый, взрывной. Он часто бывает надменным, но способен уважать отдельных людей, как например своего соседа Дубровского-старшего.

Однако чувство мстительности и самолюбие перекрывают в его описании все малочисленные положительные качества: «удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные».

Помещик абсолютно не труслив, что доказывает его пренебрежительное и прямолинейное отношение «в сношениях с людьми самого высшего звания».

Троекуров очень эмоционален, любая незначительная мелочь способна вывести его из себя. При этом он начинает громко кричать и оскорблять людей. Нередко такие ситуации доходят до рукоприкладства.

Поступки Троекурова

Практически все поступки Кирилла Петровича причиняют кому-то большие проблемы и боль. Часто из-за недобросовестного отношения к окружающим герой ссорится с окружающими, так как привык говорить свое мнение прямо и открыто человеку.

Помещик подкупает судей и лишает своего соседа Андрея Гавриловича Дубровского единственного поместья. Вскоре Андрей Гаврилович заболевает на фоне переживаний от поступка барина и умирает.

Но ссоры и разногласия с соседями лишь безобидная часть поступков Троекурова. Бывали времена, когда по своему хотению он мог сжечь и оставить без дома целую деревню. Абсолютно неверующий, он притворялся, что верит в Бога. 

Показательно возводил церкви: «все потянулось к новой каменной церкви, построенной Кириллом Петровичем и ежегодно украшаемой его приношениями».

Часто заставляет мужчин-крепостных воровать у соседей лес. Соседи знают, что троекуровские мужики их обворовывают, но считают бесполезным что-то предпринимать.

Самодурство Троекурова

Описывая портрет барина, следует указать его самодурство, которое распространяется абсолютно на все его окружение, а не только на крестьян. Он не тянется к самообразованию: «довольно ограниченного ума», «Кирилла Петрович по-французски не говорил».

Выходец из знатной старинной семьи, он не знает, что такое этикет и порядочность. Всеми его поступками и мотивами движут только собственные желание и потребности. Он мог запереть все двери в усадьбе и не выпускать никого несколько дней, а мог наоборот всех выгнать.

Отношение к окружающим людям

Для Троекурова люди из низшего сословия не существуют. Они не достойны посещать его и разговаривать с ним. Себя он ставил выше других, только князь Верейский мог составить ему конкуренцию.

Помещик знает, что все испытывают страх перед ним и всегда желают ему угодить. Этим он тешит свое самолюбие и часто устраивает пиры, на которых удовлетворяет свое самолюбие: «дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения».

Отношение к своим крепостным

Крепостных Троекуров может наказать за любую мелочь или по прихоти. Часто поколачивает мужчин и уединяется с крепостными девушками. Однако крестьяне не жалуются: «они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина».

Часто девушки рожали от Троекурова детей, которые потом бегали оборванные по его двору и заглядывали в окна поместья. Всех девушек он держал в отдельном помещении.

Взаимоотношения с Дубровским

Андрей Гаврилович Дубровский был небогатым соседом Троекурова и не боялся его. В глубине души Кирилл Петрович уважал его за это. Их связывало одно горе – смерть любимых жен. Оба самостоятельно воспитывали своих детей.

Однако после того, как Троекуров нечестным способом в обход закона отбирает единственное поместье соседа, тот тяжело заболевает. Когда барин все же понимает свою подлость и решает вернуть усадьбу обратно, узнает что Дубровский-старший умер.

Наиболее полно отличие героев отражает сравнительная таблица:

Троекуров

Дубровский-старший

Хитрый, корыстный и подлый

Честный и добропорядочный

Владеет богатством

Ограничен в средствах, беден

Отставной генерал

Отставной поручик в гвардии

Во владении героя более одного поместья и более 3000 крестьян, на которых он вымещает всю свою злобу

Живет и владеет единственным поместьем и 70 крестьянами, с которым поддерживает хорошие отношения

Отношение к дочери Маше

Свою дочь Марию помещик очень любит и оберегает, однако у них нет взаимопонимания и доверия. Порой он бывает с ней суровым: «обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением».

Отец не считается с мнением дочери и насильно выдает ее замуж за князя Верейского. Девушка не хочет этого замужества, ведь влюблена в сына Андрея Гавриловича Дубровского Владимира: «папенька: не принуждайте меня, я не хочу идти замуж». Однако Троекуров непреступен: «Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия».

Заключение

Троекуров обладает маленькой долей возможности любить, уважать и сострадать. Однако в той среде, в которой он вырос и воспитывался, эти качества перекрываются надменностью, властолюбием и упрямостью. 

Пушкин сделал из Троекурова собирательный образ пороков высшего общества своей эпохи, этим он осуждает и высмеивает дурные поступки и поведение представителей тех времен.

Еще материалы по роману А.C. Пушкина «Дубровский»:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Волкова РаисаЗанятие у Троекурова и Дубровского было одно. Они очень любили охотиться, и Троекуров ходил на охоту только в сопровождении Дубровского. Троекуров и Дубровский были как братья, несмотря на то, что Троекуров был сказочно богат, а Дубровский был беден, но честен и независим. У Троекурова была целая свора собак, борзых и гончих. Также были все блага для собак, что Дубровскому даже показалось, что собаки у Троекурова живут лучше, чем крестьяне. Дубровский же не мог позволить себе такоего удовольствия, он имел одну гончую и две борзых.Пожаловаться

Кирила Петрович Троекуров – один из героев  романе А. С. Пушкина «Дубровский».  Сюжет  произведения и образ Кирилы Петровича Троекурова были взяты автором из реальной жизни.  О  случае, когда один богатый и влиятельный дворянин разорил своего обедневшего соседа, Пушкину рассказал Нащокин Павел Войнович, ставший свидетелем  подобного события в Белоруссии.  В остроге он познакомился с дворянином Островским, который вот так, обманом был лишен имения, и стал разбойником, грабившим со своими крестьянами государственных чиновников и богатых дворян.

А вот барина, ставшего разорителем Дубровского, автор нашел в кругу своих знакомых.  Это был помещик, генерал Лев Дмитриевич Измайлов,  живший в своем поместье в Тульской губернии, недалеко от  исторически известного  Куликова поля. Крутой и вспыльчивый барин, известный далеко за пределами имения своими причудами и свирепым характером.

Кстати, Кирила Петрович, тоже был генерал-аншефом в отставке, что соответствует 2-му классу табели о рангах. Это очень высокий чин. Социальное положение Троекурова также было высоким. У него было несколько имений в одном из них, в Покровском, он жил.  Помещик, принадлежал к знатной фамилии. Своим богатством,  составлявшим 3000 душ крестьян, знатностью рода, а пуще – крутым нравом он вселял в людей страх и почтение к своей персоне.  Это был крупный, полный мужчина средних лет.  Несмотря на полноту, энергичный и  физически крепкий.

Делая характеристику Троекурова, можно также отметить, что он был человеком малообразованным, и потому забавы у него были  грубые, почти животные. В имении он держал дворовых девушек, которые жили почти взаперти и занимались рукоделием.  На самом деле почти все эти девушки  ублажали  похоть своего барина. Когда они беременели, он отсылал их, кого-то выдавал замуж,  а на их место брал новеньких.  В результате, в его имении росли дворовые ребятишки, как две капли похожие на своего барина.

Троекуров любил потешаться над своими гостями. Одной из таких забав была комната с медведем. В этой комнате к потолку был прикреплен крюк, а на крюке  крепилась цепь с медведем. И только до углов мишка достать не мог.  Несчастную жертву вталкивали в комнату, и пока человек успевал что-либо сообразить или понять, куда ему бежать, мишка мог изрядно помять несчастного.  Немало гостей Троекурова побывало в этой комнате с медведем, но никто не мог пожаловаться на троекуровские забавы.

Самодурство Троекурова проявлялось не только в отношении к крестьянам, но и к служивым и даже к другим дворянам. Для него не существовало таких понятий как этикет или добропорядочность. В своих поступках он руководствовался только своими желаниями, страстями, эмоциями.  Он мог приказать запереть все двери и ворота и никого не выпускать из имения, а мог, напротив, всех разом выгнать. И никто не смел на него обижаться. Троекуров покрывал своих мужиков, которые не считали зазорным вырубать чужой лес, приворовывать в соседских имениях. И никто не жаловался на троекуровских мужиков. Знали, что это бесполезно.

При всем этом он не был корыстолюбивым человеком. Гости в его имении бывали каждый день.

В этой жизни он любил свою дочь Марью Кириловну и собак. Из новорожденных щенков он лично отбирал лучших для дальнейшего выращивания, а остальных, которые казались ему слабыми, или бесперспективными, приказывал топить.  Он гордился своей псарней, показывал гостям борзых и гончих, которые жили в тепле и неге.

В своем отношении к Маше Троекуров выказывал всяческую любовь и заботу, но на свой манер. Когда  посватался князь Верейский, он по-своему расценил благо дочери. И фактически силой заставил ее выйти за князя замуж.

Описывая характер Троекурова, следует отметить, что он был властолюбивым и мстительным человеком. На всех смотрел свысока, «в сношениях с людьми самого высшего звания» был весьма надменным.

Троекуров уважал Дубровского старшего, считался с его мнением, но, обидевшись однажды,  не постыдился лишить того единственного источника дохода, чем свел его в могилу.  Отняв у Дубровского Кистеневку, Кирила Петрович не получил морального удовлетворения.  Сгоревший дом стоял немым упреком перед его глазами. Всю эту судебную тяжбу он затеял только с одной целью – поставить на колени своего приятеля.

Но Дубровский получил удар, (или на современном языке – инсульт), но перед бывшим приятелем головы не склонил,  не покорился. Он ушел из мира живых несломленным.  Крестьяне ушли в лес, а имение было сожжено. Дубровский младший этим пожаром дал Троекурову понять, что он не подчинится и на колени  перед ним не встанет.

Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Назовите род занятий троекурова Кирилла Петровича …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеКаковы отличия Герды и Снежной королевыОтветы (1)Как вы относитесь к тому, чоо ахилл предпочел воинскую славу долгой жизни?Ответы (1)Озаглавьте первую часть «Слово о полку Игореве».Ответы (1)Какие качества человека восхволяються, а какие осуждаються в наролной сказке царевна лягушкаОтветы (2)Славянский миф отзыв написатьОтветы (1)Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-troekurova.html
  • https://vashurok.ru/questions/zanyatie-troekurova-i-dubrovskogo
  • https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/troekurov-harakteristika.html
  • https://urokam.net/literatura/4350055.html

AVvXsEgLiB3HwnnyyzKj6dJKleybPojCF3TkCxeUgEqu 8 HR7L Mj6hzDZ Bfwt1CS8pzbgkXAGTn is4A1Os7MVpQESFcAHFB8EO gSN0SnY3C2mty SPCUCWoyJ7Ws4mYAOR1SO4f1rNLof FAWo03gQmg8X07HEOyzl9Hyqi7CJo

Описа́ние — один из функционально-смысловых 

типов речи см.

 наряду с 

повествованием см.

 и 

рассуждением см.

; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Цель описания — наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Описание отличается от других типов речи тем, что оно дает представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.

Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) — один из самых распространенных компонентов монологической речи автора. Обычно выделяют следующие виды описания: см. портрет — изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.):

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум

И. Тургенев;

динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа:

Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка…

Ф. Достоевский;

см. психологический портрет

 — описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя:

см. пейзаж

 — описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:

Нивы сжаты, рощи голы, / От воды туман и сырость…

С. Есенин,

см. интерьер

 — изображение внутренней обстановки помещения:

Посреди комнаты — тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки

М. Булгаков,

см. изображение места и времени действия

:

Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых

А. Солженицын.

В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя:

И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада

И. Тургенев —

или диссонировать с ним:

Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. <…> Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы

Ф. Достоевский.

В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего: Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками — Мумми-Тролю… Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (Журнал «Всемирный следопыт»). Однако нередко описание дается через восприятие автора:

Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземленным по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжелый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом

Ю. Нагибин.

Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, то оно может быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания):

Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. <…> Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна.… Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет

Ф. Достоевский.

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности — метафор см., олицетворений, сравнений см.эпитетов см. и др.:

В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина — очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, — и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву

В. Набоков.

В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей — вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.

В описании главное — предметы и их качества, а не действия, поэтому ведущую роль в описании играют существительные, прилагательные, причастия; важны также назывные предложения см., обеспечивающие выразительность и наглядность изображения:

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли

В. Песков.

Глаголы в текстах-описаниях в смысловом отношении ослаблены; глаголы несов. вида более частотны, чем глаголы сов. вида. Сказуемое часто располагается после подлежащего:

Описание как тип речи, ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию см..

Белокурова С. П.

Стилистика. Речь. ТеТип речи

Описание



Описа́ние — один из функционально-смысловых типов речи см. наряду с повествованием см. и рассуждением см.; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Цель описания — наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Описание отличается от других типов речи тем, что оно дает представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.

Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) — один из самых распространенных компонентов монологической речи автора. Обычно выделяют следующие виды описания: см. портрет — изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.):

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум

И. Тургенев;

динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа:

Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка…

Ф. Достоевский;

см. психологический портрет

 — описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя:

см. пейзаж

 — описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:

Нивы сжаты, рощи голы, / От воды туман и сырость…

С. Есенин,

см. интерьер

 — изображение внутренней обстановки помещения:

Посреди комнаты — тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки

М. Булгаков,

см. изображение места и времени действия

:

Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых

А. Солженицын.

В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя:

И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада

И. Тургенев —

или диссонировать с ним:

Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. <…> Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы

Ф. Достоевский.

В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего: Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками — Мумми-Тролю… Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (Журнал «Всемирный следопыт»). Однако нередко описание дается через восприятие автора:

Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземленным по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжелый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом

Ю. Нагибин.

Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, то оно может быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания):

Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. <…> Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна.… Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет

Ф. Достоевский.

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности — метафор см., олицетворений, сравнений см.эпитетов см. и др.:

В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина — очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, — и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву

В. Набоков.

В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей — вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.

В описании главное — предметы и их качества, а не действия, поэтому ведущую роль в описании играют существительные, прилагательные, причастия; важны также назывные предложения см., обеспечивающие выразительность и наглядность изображения:

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли

В. Песков.

Глаголы в текстах-описаниях в смысловом отношении ослаблены; глаголы несов. вида более частотны, чем глаголы сов. вида. Сказуемое часто располагается после подлежащего:

Описание как тип речи, ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию см..

  • Сочинение интересный урок в школе химия
  • Сочинение загадки с использованием полисемии
  • Сочинение загадки с использованием приема отстранения
  • Сочинение жуховицкий в маленьком городишке стратфорде
  • Сочинение женские образы в романе отцы и дети тургенев