Сочинение я древний египтянин

1872:8 3685:15 18600:24 32614:46 738:9 3778:47 решите уголком пожалуйста 2 класс заполни пропуски в таблицах выполнив вычисления пж помогите сочинение

1872:8
3685:15
18600:24
32614:46
738:9
3778:47
решите уголком пожалуйста
2 класс заполни пропуски в таблицах выполнив вычисления пж помогите
Сочинение по литературе, помогите умоляю… Только сочинение. Средства найду… Чел??век найдись;(
Землетрясения причины возникновения и возможные последствия 7 класс
Помагите плз!)))
Сократите дробь:
75
—- =
90
150
—– =
120
Выпиши из предложения словосочетания,укажи в каждом главное слово: образец; написать диктант. с деревьев мерно падали дождевые капли. Над рекой важно парит большая птица. укажи в каждом словосочетании главное слово. в синей гавани, шлепал по лужам, шелестел листьями, учились читать, раскрыли окна, быстро написали.
42 БАЛЛА!
Мини-сочинение на тему “Какими достижениями империи Карла Великого я впечатлился”.
Составит план по тексту И. Соколову -Микитову
.
Найти производную сложной функции y=sin x/4
Допиши словосочетания определи в них части речи победить кого…………надеяться на что……..уйти куда ………..выразить что ………. бороться с
кем …………………смеяться как …..бежать с кем……………сказать кому………………..сражаться как …………………..ухаживать за кем ………….

?
Предположите, в какое время года проходят работы на храмовых землях. Почему вы так думаете? Представьте, как выглядело это же самое место через 2 месяца и через полгода. Чем в эти времена занимались земледельцы?
Конец осени – зима. Потому что в конце ноября заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай. Что и показано на рисунке. Через 2 мес., зимой, земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось при помощи шадуфов. Весной собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом, т.е. через пол года, начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.
Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему земледельцы выполняли в разное время года?
Весь календарь сельскохозяйственных работ зависел от разлива реки Нил. Июль – октябрь – разлив реки Нил. В ноябре заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай (ноябрь – февраль). Зимой земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось и при помощи шадуфов. Весной (март – июнь) наступала засуха и собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.
Каким образом современным ученым стало известно о жизни простых людей Др. Египта?
Из росписей на стенах гробниц вельмож и из записей на папирусах.
Дополните рассказ о труде крестьян, указав, какие еще повинности они выполняли?
Кроме строительства усыпальниц, крестьяне платили налоги в пользу государства. В качестве налогов древние египтяне отдавали часть урожая, те, кто занимался ремеслом, часть изделий. Это шло на содержание дома фараона, вельможам, армии и т.д. Также, они строили дороги, храмы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.
Зачем писец рассказывал своему сыну о тяжелом труде ремесленника?
Он рассказывал это потому, что сын должен был видеть и ценить разницу между тяжелым физическим трудом и умственным. Что труд писца значительно легче и прибыльнее, что это почетная работа и дает независимость и уважение человеку. Это почетная должность, которая требовала образования, которое стоило дорого, поэтому освоить профессию писца могли более знатные и состоятельные, она зачастую передавалась по наследству, чтобы закрепить за своей семьей более высокое положение.
Составьте рассказ о жизни египетского вельможи.
Вельможи – это знатные и богатые египтяне, которые владели великолепными домами. Эти дома были окружены красивыми садами, внутри украшались росписью. Зачастую у вельмож были и бассейны. Комнаты обставлялись дорогой мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью и золотом. Дом в порядке содержала прислуга. Вельможи отдыхали, ездили на охоту. Одежду носили из тонкой льняной ткани. Носили много драгоценностей: браслеты, серьги, кольца, ожерелья. Знатные египтянки носили парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами, маслами. Зачастую глаза подводили и мужчины, что считалось, защищает их от песка и солнца.
Как вы думаете, почему жрецы были очень влиятельными людьми? Почему их опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земледельцы и ремесленники?
Египтяне верили в огромное количество богов, от благосклонности которых, они считали зависла их жизнь. Жрецы служили в храмах, сооруженных в честь этих богов. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они были очень образованными людьми – изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Все эти знания были очень необходимы жрецу и требовали долгого обучения. Должность жреца передавалась по наследству. Обучение детей начиналось с пяти лет.
Как вы поняли, почему в Египте вспыхнуло восстание? Кто и против кого его организовал?
Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли повинности, зачастую голодали. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием. Детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Были опустошены даже пирамиды.
Какие вещественные, письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?
Из росписей на стенах гробниц вельмож, из записей писцов, археологические находки (посуда, украшения и т.д)
Напишите короткое сочинение об одном дне из жизни земледельца, ремесленника, вельможи, жреца, чиновника, писца (по выбору).
Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.
Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.
Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.
Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.
4 тыс. лет назад вспыхнуло народное восстание. Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли многочисленные повинности, зачастую голодали и умирали на строительстве. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием, громили и грабили дома знати, детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Везде царила разруха и были опустошены даже пирамиды.
Как относится к восстанию автор и кому он сочувствует?
К восстанию автор относится негативно, описывает бесчинства, которые творила беднота, как выглядела знать и сочувствует писцам, которые были также ограблены, чьи записи были сожжены. Сочувствует им, так как сам являлся писцом.

§2. Родовые общины охотников и собирателей 13
§3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
§4. Возникновение земледелия и скотоводства
§5. Появление неравенства и знати 25
Глава 3. Счёт лет в истории 29
Древний Восток 33
Глава 4. Древний Египет 34
§6. Государство на берегах Нила
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
§8. Жизнь египетского вельможи 42
§9. Военные походы фараонов 46
§10. Религия древних египтян 51
§11. Искусство Древнего Египта 56
§12. Письменность и знания древних египтян 61
Глава 5. Западная Азия в древности 65
§13. Древнее Двуречье
§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
§15. Финикийские мореплаватели 73
§16. Библейские сказания 77
§17. Древнееврейское царство 81
§18. Ассирийская держава 85
§19. Персидская держава «царя царей» 90
Глава 6. Индия и Китай в древности 95
§20. Природа и люди Древней Индии
§21. Индийские касты 100
§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
§23. Первый властелин единого Китая дод
Древняя Греция 115
§24. Греки и критяне —
§25. Микены и Троя 121
§26. Поэма Гомера «Илиада» 125
§27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
§28. Религия древних греков 134
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
§29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
§30. Зарождение демократии в Афинах 143
§31. Древняя Спарта 147
§32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
§33. Олимпийские игры в древности 155
§34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
§35. Нашествие персидских войск 165
Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
§36. В гаванях афинского порта Пи рей
§37. В городе богини Афины 175
§38. В афинских школах и гимнасиях181
§39. В афинском театре 185
§40. Афинская демократия при Перикле 190
Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
§41. Города Эллады подчиняются Македонии
§42. Поход Александра Македонского на Восток 200
§43. В Александрии Египетской 208
Древний Рим 213
§44. Древнейший Рим
§45. Завоевание Римом Италии 219
§46. Устройство Римской республики 222
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья 227
§47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
§48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
§49. Рабство в Древнем Риме 238
Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
§50. Земельный закон братьев Гракхов
§51. Восстание Спартака 246
§52. Единовластие Цезаря 251
§53. Установление империи 256
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
§54. Соседи Римской империи 261
§55. В Риме при императоре Нероне 265
§56. Первые христиане и их учение 269
§57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
§58. Вечный город и его жители 279
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
§59. Римская империя при Константине
§60. Взятие Рима варварами 289
Семь чудес света 294
Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
Информационно-творческие проекты 300
Запомните эти слова 301
Советуем прочитать эти книги 302
Учебник состоит из 4 разделов и 15 глав, разделённых на параграфы. Основные учебные сведения содержатся в тексте параграфов. Важная историческая информация выделяется жирным шрифтом, а новые слова — курсивом. На синем фоне помещены вспомогательные тексты. Они включают дополнительные сведения о жизни древних людей, о находках учёных. Также в учебнике представлены отрывки из письменных документов.
Красочные рисунки показывают ЖИЗНЬ людей того далёкого времени. Современные художники па основе документальных свидетельств изобразили, как выглядели древние города, поселения, жилища, домашняя утварь, одежда, книги и многое другое.
На исторических картах обозначены территории расселения первобытных людей, древние государства, города, места событий и многое другое.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Ответ оставил Гость
Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.Утро вельможи начинается с умывания.Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Промышленновская сош № 56»

Эпоха дворцовых переворотов

Комплекс заданий по истории России XVIII века

для подготовки к ОГЭ

Автор: Сорокина Лариса Анатольевна,

учитель истории и обществознания

Промышленная

2021

I. Задания по выработке хронологических умений.

1. Установите соответствие между правителем России и временем его правления. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Годы правления

Правитель

А) Екатерина I

1) 1727-1730 гг.

Б) Анна Иоанновна

2) 1740-1741 гг.

В) Пётр III

3) 1741-1761 гг.

Г) Пётр II

4) 1725-1727 гг.

Д) Елизавета Петровна

5) 1761-1762 гг.

Е) Иван VI Антонович

6) 1730-1740 гг.

2. Дворяне были освобождены от обязательной службы

А) в 1735 г.                Б) в 1741 г.                  В) 1755 г.                   Г) 1762 г.

3. Расположите события в хронологической последовательности

А) Русско-шведская война

Б) взятие русскими войсками Азова  

В) Приход к власти Петра II

Г) предложение кондиций Анне Иоанновне

II. Работа с терминологией

1. Запишите термин, о котором идет речь.

Условия вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха

Ответ: ______________.

2. Установите соответствие между терминами и их определениями. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Термины

определения

А) гвардия

1) члены Верховного тайного совета в России

Б) кондиции

2) смена государственной власти в результате заговора

В) дворцовый

переворот

3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол

Г) фаворит

4) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику

Д) «верховники»

5) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону

III. Работа с историческими источниками.

1. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите имя императрицы, о которой идет речь

«Это царствование … одно из мрачных страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении. Тайная канцелярия работа без устали, доносами поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность».

А) Екатерина Алексеевна      

Б) Анна Иоанновна

В) Елизавета Петровна        

Г) Анна Леопольдовна

2. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из воспоминаний.

«Матушка моя жила у Бирона в последние годы его силы и власти; при ней казнили Волынского, Хрущёва, Еропкина, а Мусин-Пушкину отрезали язык. Рассказывала матушка, что была однажды свидетельницею большой охоты в Петергофе, на которой императрица _________________ собственноручно застрелила волка, кабана, оленя и нескольких зайцев.

Бироны жили очень роскошно; одних бриллиантов у его жены было более чем на 2 000 000 руб., да перед самым свержением она заказала платье, унизанное жемчугом, ценою в 100 000 руб.

Про самое свержение Бирона матушка рассказывала, что ночью услыхала страшный шум в спальне, вбежала туда и увидела, как Бирона в одной рубашке тащили солдаты на улицу, а когда посадили в карету и увезли, то жену его отыскали на снегу; потом и её увезли, и с тех пор матушка оставила Петербург.

Про время Бирона страшно было слушать рассказы стариков и старушек. За неплатёж недоимок ставили на правёж и начальников, и неплательщиков, и их родных, и их соседей. Бывало, придёт воинская команда, и выводят на правёж виноватых и правых, и поставят их рядом голыми ногами на снег, бьют палками, и морят по темницам. По городу только и слышны были палочные удары, звук цепей и стоны несчастных бедняков, их жён и детей. Лазутчиков было множество везде и повсюду; бывало муж с женою, брат с братом, отец с сыном боялись громко говорить, а когда прощались, то прощались навсегда, потому что никто не знал, увидятся ли завтра. Я была маленькая, и помню, как по Ельцу ходила одна страшная старуха, её звали Настька-доносчица. Я её помню бедною, а старушки рассказывали, что, бывало, её все боялись, угощали, и она была богатая, ходила в жемчугах… Страшное было время!»

1. Назовите императрицу, имя которой пропущено в тексте. Под каким названием вошла в отечественную историю эпоха, частью которой было это царствование?

2. Автор характеризует период правления исторического деятеля, в семье которого служила её матушка, как «страшное время». Укажите любые три пояснения, названные автором, которые подтверждают такую характеристику.

3. Привлекая исторические знания, укажите три итога царствования императрицы, имя которой пропущено в тексте (возможно указание итогов как внутренней, так и внешней политики).

IV. Работа с картой.

1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.

99768405 1

1) Укажите дату вступления России в Семилетнюю войну. Назовите союзников России в данной войне?

2) Назовите имена русских монархов, чье правление связано с событиями, указанными на карте. Какое государство было противником России в Семилетней войне?

3) Назовите командующего русской армией в сражении при Гросс-Егерсдорфе.

2. Выполните задания на контурной карте.

1) Обозначьте границы государств.

2) Обозначьте стрелками действия русской армии и флота.

3) Выделите места крупнейших сражений и напишите их даты.

99768405 2

V. Работа с иллюстративным материалом.

Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы

99768405 3

1) Назовите государственного деятеля, изображенного на картине художника В.И. Сурикова. Какой орган власти был создан при его участии в правлении Екатерины I?

2) Назовите имя монарха, отправившего в отставку этого государственного деятеля. Что стало основной причиной его отставки?

VI. Факты истории культуры

1. Соотнесите фамилии художников и их произведения

Художник

Произведение

1

Ф.С. Рокотов

А

99768405 4

2

А.П. Антропов

Б

99768405 5

3

И.П. Аргунов

В

99768405 6

                                                                                                                               Учитель: Островская Елена Петровна

                                                                                                                                           МКОУ Орловская СОШ им.И.Ф.Жужукина

Учебник: Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч : ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово – учебник», 2016

Кол-во часов

Тема урока

1

1ч.

Книга и ее роль в жизни человека. 

2

1ч.

Мифы о героях. «Пять веков». «Прометей», «Яблоки Гесперид».

3

1ч.

Сказка «Солдат и смерть».

4

Нравственный идеал русского фольклора. Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

5

1ч.

Из эпоса народов России.

Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

6

1ч.

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». «Поучение Владимира Мономаха».«Повесть о разорении Рязани Батыем».

7

1ч.

М.В.Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

8

1ч.

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. «Светлана». Творческая история баллады «Светлана».

9

1ч.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Деревня». «Редеет облаков летучая гряда»

10

1ч.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

11

1ч.

А.С. Пушкин.  «Зимний вечер»

12

8ч.

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

13

А.С. Пушкин «Дубровский».

Ссора Дубровского с Троекуровым.

14

А.С. Пушкин «Дубровский».

Отец и сын Дубровские.

15

А.С. Пушкин «Дубровский».

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский

офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

16

А.С. Пушкин «Дубровский». В поместье Троекурова

17

А.С. Пушкин «Дубровский». Маша и Владимир Дубровский

18

А.С. Пушкин «Дубровский». Авторская позиция

19

А.С. Пушкин «Дубровский». Размышления о повести

20

21

1ч.

РР Сочинение «Сравнительная характеристика К.Троекурова и А.Дубровского»

22

1

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина»

23

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

24

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Мотив странничества в стихотворении «Тучи». 

25

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус».

26

1ч.

М.Ю. Лермонтов. «Листок». На севере диком…»

27

6ч.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

28

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». «Бранное, трудное время…».

29

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Степь как образ Родины в повести Гоголя

30

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

31

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

32

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Идейный смысл повести.

33

2ч.

Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

34

Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

35

1ч.

И. С. Тургенев. «Записки охотника». «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

36

1ч.

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…»)

37

1ч.

Л.Н. Толстой. «Детство».  

38

Л.Н. Толстой.».   «Бедные люди».

39

8ч.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). История создания повести.

40

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»).  Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

41

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Дети и взрослые в повести 

42

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.

43

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Отец и сын.

44

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Роль дружбы в жизни героев

45

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Проблематика повести

46

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Авторская позиция

47

РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»

48

РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»

49

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Шуточка 

50

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет…». «Лапти». Мир природы и человека

51

4ч.

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». 

52

И. Куприн. «Белый пудель. Судьба бродячих артистов в рассказе.

53

И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе

54

И. Куприн. «Белый пудель». Идея произведения

55

1ч.

С.А. Есенин. Слово о поэте.  «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано…»

56

5ч.

М.М.Пришвин.  Слово о писателе-натуралисте «Кладовая солнца». Слово о писателе-натуралисте

57

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности жанра.

58

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

59

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Проблемы произведения

60

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».  Смысл названия сказки-были 

61

1ч.

А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

62

3ч.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

63

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Герои рассказа

64

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе

65

1ч.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей», «Тихая моя родина».

66

2ч.

Восточные  сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. 

67

1ч.

Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка»

68

Братья Гримм. Сказки

69

2ч.

О. Генри. «Дары волхвов». «Вождь краснокожих

70

2ч.

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы.  Смысл названия

https://ria.ru/20220106/skryabin-1766156085.html

Биография Александра Скрябина

Биография Александра Скрябина — РИА Новости, 06.01.2022

Биография Александра Скрябина

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве. РИА Новости, 06.01.2022

2022-01-06T01:05

2022-01-06T01:05

2022-01-06T01:05

справки

москва

александр скрябин

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766163836_0:188:2048:1340_1920x0_80_0_0_b7dc00415d58601b714073e10cd79242.jpg

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве.Его семья происходила из старинного дворянского рода. Отец служил дипломатом в Турции. Мать – Любовь Щетинина (1849-1873) – была пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у польского пианиста Теодора Лешетицкого. Умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Скрябин воспитывался тетей, увлекшей его игрой на фортепиано. В пять лет он воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал стихи и многоактные трагедии.С 1882 года Александр Скрябин обучался во Втором московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепиано у Георгия Конюса и Николая Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея Танеева, выступал в концертах.В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по двум специальностям: «фортепиано» и «свободное сочинение».В 1892 году окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано, получив на выпускном экзамене «пять с плюсом». Скрябин не получил разрешения сдать экзамен на диплом композитора, хотя ко времени поступления в консерваторию он был автором свыше 70-ти сочинений.После окончания Московской консерватории из-за болезни правой руки Александр Скрябин пережил тяжелый период, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат Митрофан Беляев (был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив его 1896 году в турне по Европе.В 1898-1904 годах Скрябин преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории. Он одним из первых нарушил традицию обучения молодых пианистов на инструктивно-педагогическом материале. В зависимости от технических возможностей, он подбирал для них высокохудожественный репертуар.Педагогическую деятельность совмещал с композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Особое влияние на Скрябина оказала философия Владимира Соловьева, а также Сергея Трубецкого, с которым он дружил. Посещал философские кружки и литературные диспуты, что привело его к рождению собственной философско-художественной концепции «духа творящего», отраженной в Третьей симфонии «Божественная поэма» (1903-1904), «Поэме экстаза» (1905-1907), «Прометее» (1911), фортепианных произведениях. Позднее, под влиянием учения Елены Блаватской,Скрябин увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.В 1904-1909 годах Скрябин жил за границей, давал концерты в Америке с оркестром под управлением известного венгерского дирижера Артура Никиша. В 1909 году триумфально выступил в Москве. В 1910 году Скрябин окончательно вернулся на родину.Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Поздние произведения Скрябина – сонаты №№ 7-10, фортепьянные поэмы «Маска», «Странность», «К пламени» так или иначе связаны с идеями «мистерии». Тогда же он сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке.Скрябин – первый композитор, использовавший цвето- и светомузыку при создании произведений, создавшим таблицу соответствия цветов определенным тональностям.В 1910 году Сергей Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».В том же году для симфонического оркестра расширенного состава, фортепиано, органа, хора и света Скрябин написал «Поэму огня» («Прометей») – одно из самых значительных своих творений. Впервые она была исполнена в 1911 году в Петербурге, партию фортепиано исполнял автор.В 1914 году Скрябин давал концерты в пользу пострадавших от начавшейся Первой мировой войны. В числе сочинений композитора – концерт для фортепиано с оркестром (1896-1897), три симфонии, две симфонические поэмы, 10 сонат, 91 прелюдия и др.27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года Александр Скрябин скоропостижно скончался в Москве от заражения крови.В 1916 году на доме Скрябина была установлена мемориальная доска.В 1922 году в квартире, где композитор жил с 1912 года до своей смерти, был открыт Музей Скрябина. Одна из старейших детских музыкальных школ Москвы – «Детская музыкальная школа имени А.Н. Скрябина» – с 1992 года носит имя композитора.В 2020 году бюст Скрябина был установлен в Московской консерватории.Композитор был женат на пианистке Вере Исакович. В браке были рождены четверо детей, двое из них скончались в детском возрасте. Старшая дочь композитора Елена Скрябина (1900-1990) стала женой пианиста Владимира Софроницкого. Младшая дочь Мария Скрябина (1901-1989) была актрисой. Второй женой Александра Скрябина стала Татьяна Шлецер, племянница пианиста Павла Шлецера. В этом союзе родилось трое детей. Сын Юлиан Скрябин (1908-1919), был многообещающим композитором, но трагически погиб. Старшая дочь Ариадна Скрябина (1905-1944) во время фашистской оккупации была бойцом французского Сопротивления, погибла незадолго до освобождения страны. Младшая дочь Марина Скрябина (1911-1998) – французский музыковед и композитор. Сестра композитора Ксения Скрябина – мать известного проповедника и мыслителя митрополита Сурожского Антония (1914-2003). В 2022 году в Москве пройдет первый международный музыкальный фестиваль А. Н. Скрябина, приуроченный к 150-летию со дня его рождения. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766163836_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_75a895c8fae8f55f838d98a08548e4c3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, москва, александр скрябин

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве.

Его семья происходила из старинного дворянского рода. Отец служил дипломатом в Турции. Мать – Любовь Щетинина (1849-1873) – была пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у польского пианиста Теодора Лешетицкого. Умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Скрябин воспитывался тетей, увлекшей его игрой на фортепиано. В пять лет он воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал стихи и многоактные трагедии.

С 1882 года Александр Скрябин обучался во Втором московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепиано у Георгия Конюса и Николая Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея Танеева, выступал в концертах.
В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по двум специальностям: «фортепиано» и «свободное сочинение».

В 1892 году окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано, получив на выпускном экзамене «пять с плюсом». Скрябин не получил разрешения сдать экзамен на диплом композитора, хотя ко времени поступления в консерваторию он был автором свыше 70-ти сочинений.

После окончания Московской консерватории из-за болезни правой руки Александр Скрябин пережил тяжелый период, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат Митрофан Беляев (был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив его 1896 году в турне по Европе.

В 1898-1904 годах Скрябин преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории. Он одним из первых нарушил традицию обучения молодых пианистов на инструктивно-педагогическом материале. В зависимости от технических возможностей, он подбирал для них высокохудожественный репертуар.

Педагогическую деятельность совмещал с композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Особое влияние на Скрябина оказала философия Владимира Соловьева, а также Сергея Трубецкого, с которым он дружил. Посещал философские кружки и литературные диспуты, что привело его к рождению собственной философско-художественной концепции «духа творящего», отраженной в Третьей симфонии «Божественная поэма» (1903-1904), «Поэме экстаза» (1905-1907), «Прометее» (1911), фортепианных произведениях. Позднее, под влиянием учения Елены Блаватской,

Скрябин увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-1909 годах Скрябин жил за границей, давал концерты в Америке с оркестром под управлением известного венгерского дирижера Артура Никиша. В 1909 году триумфально выступил в Москве. В 1910 году Скрябин окончательно вернулся на родину.

Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Поздние произведения Скрябина – сонаты №№ 7-10, фортепьянные поэмы «Маска», «Странность», «К пламени» так или иначе связаны с идеями «мистерии». Тогда же он сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке.

Скрябин – первый композитор, использовавший цвето- и светомузыку при создании произведений, создавшим таблицу соответствия цветов определенным тональностям.

В 1910 году Сергей Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».

В том же году для симфонического оркестра расширенного состава, фортепиано, органа, хора и света Скрябин написал «Поэму огня» («Прометей») – одно из самых значительных своих творений. Впервые она была исполнена в 1911 году в Петербурге, партию фортепиано исполнял автор.

В 1914 году Скрябин давал концерты в пользу пострадавших от начавшейся Первой мировой войны.

В числе сочинений композитора – концерт для фортепиано с оркестром (1896-1897), три симфонии, две симфонические поэмы, 10 сонат, 91 прелюдия и др.

27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года Александр Скрябин скоропостижно скончался в Москве от заражения крови.

В 1916 году на доме Скрябина была установлена мемориальная доска.

В 1922 году в квартире, где композитор жил с 1912 года до своей смерти, был открыт Музей Скрябина.

Одна из старейших детских музыкальных школ Москвы – «Детская музыкальная школа имени А.Н. Скрябина» – с 1992 года носит имя композитора.

В 2020 году бюст Скрябина был установлен в Московской консерватории.

Композитор был женат на пианистке Вере Исакович. В браке были рождены четверо детей, двое из них скончались в детском возрасте. Старшая дочь композитора Елена Скрябина (1900-1990) стала женой пианиста Владимира Софроницкого.

Младшая дочь Мария Скрябина (1901-1989) была актрисой.

Второй женой Александра Скрябина стала Татьяна Шлецер, племянница пианиста Павла Шлецера. В этом союзе родилось трое детей. Сын Юлиан Скрябин (1908-1919), был многообещающим композитором, но трагически погиб. Старшая дочь Ариадна Скрябина (1905-1944) во время фашистской оккупации была бойцом французского Сопротивления, погибла незадолго до освобождения страны. Младшая дочь Марина Скрябина (1911-1998) – французский музыковед и композитор.

Сестра композитора Ксения Скрябина – мать известного проповедника и мыслителя митрополита Сурожского Антония (1914-2003).

В 2022 году в Москве пройдет первый международный музыкальный фестиваль А. Н. Скрябина, приуроченный к 150-летию со дня его рождения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сочинение я древний египтянин
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

В ходе опроса 2017 года 17 процентов учеников 10–11 классов открыто заявили, что вместо чтения книг школьной программы знакомятся с их кратким изложением или смотрят экранизации. Еще 65% подростков признались, что делают так время от времени. Педсовет опросил 200 выпускников школ из разных регионов страны на предмет того, какие книги они так и не осилили в школе и почему. 

Почему бы и не прочитать?

По мнению учителя литературы с 18-летним стажем Марии Константиновой, причин для нежелания читать определенную литературу очень много. Одна из главных — у современного ребенка с его нагрузкой просто нет на это времени и сил. После трудного школьного дня хочется отдохнуть и даже «повалять дурака», а не снова заниматься интеллектуальным трудом. Поэтому книги программы дочитывают, если они захватывают внимание или нравятся. 

Произведения, которые дети осилить не могут, как показал опрос, обладают похожими чертами и условно делятся на три категории.

1. Далёкие от современности

Примеры:

  • «Слово о полку Игореве» (как в прозе, в переводе Д. С. Лихачева, так и в поэтическом переводе Н. А. Заболоцкого);
  • Н. Кун «Мифы Древней Греции».

«Слово…» не смогли дочитать 70 опрошенных, а сборник Куна не осилили 64 выпускника. 

Литература Древней Руси построена на рассказе об исторических событиях, в которых школьнику трудно ориентироваться. Сложный язык, множество персонажей, частые отсылки к религиозным представлениям о человеке затрудняют понимание повествования. 

В отношении мифов ситуация неоднозначная. Есть дети, которые читают их «запоем», но большинству подвиги Геракла представляются чем-то исключительно надуманным и странным. Образы, использованные в мифах, усложнены представлением о мироздании, нравами, которые бытовали в Древней Греции. Чтобы уяснить сюжет, нужно выстроить в голове совершенно новую систему координат.

Мария Константинова

«Проблематика таких книг устарела, и современные дети не могут понять философских вопросов, которые в них поднимаются. Религиозная направленность, обращение к Богу или богам часто воспринимается подростками, воспитанными в светских традициях, „в штыки“. Кроме того, они не желают продираться через незнакомую им терминологию. Часть слов невозможно понять без толкового словаря, поэтому внимание рассеивается и книгу откладывают». 

Олеся, выпускница московской школы: 

«Я честно пыталась в свое время читать книги Древней Руси. Но это было невозможно! Там повсюду отступления на несколько страниц, все эти „ой ты гой еси, добрый молодец“… С ума можно сойти. Пока дочитал до следующего сюжетного поворота, предыдущий уже забыл. А потом постоянно клонит в сон, потому что больше половины слов вообще не несут в себе никакой смысловой нагрузки».

Андрей, выпускник школы в Санкт-Петербурге: 

«Мифы я любил. Это как „Марвел“ смотреть — чудовища, герои. Но когда что-то из Древней Руси попадалось — это, конечно, „жесть“, дочитать совершенно нереально. Кому-нибудь вообще это удавалось?..»

2. Бессюжетные

Примеры:

  • М. М. Пришвин «Кладовая солнца»;
  • А. И. Солженицын «Матренин двор».

Пришвина не дочитали рекордные 124 человека, а 120 не одолели Солженицына. 

Повесть «Кладовая солнца» рассказывает историю двоих детей, заблудившихся в лесу во время похода за клюквой, и почти полностью состоит из пейзажей. Сюжет, правда, имеется: главный герой чуть не утонул в болоте и спасся, благодаря собаке. Но продираться к нему приходится через дотошные описания «естествоиспытателя». 

В рассказе «Матренин двор» описывается быт праведной женщины Матрены в глухой деревне. Она всю жизнь жила для других, честно работала, терпела невзгоды и помогала людям, не получая при этом никакой отдачи. Это очень «взрослая» тема, а проходят ее в девятом классе. Подросток еще не может оценить талант писателя и проникнуться идеей, поэтому теряет интерес к чтению и иногда возвращается к истории лишь годы спустя. 

Мария Константинова

«Действия многих классических произведений развиваются слишком медленно для современных ребят. Можно сколько угодно пенять на «клиповое мышление», но детям по-настоящему тяжело удерживать внимание. Описания подростки часто пропускают, а если книга целиком из них состоит и лишена четкого сюжета, они начинают путаться между сценами и быстро теряют нить повествования. 

Эмоциональные истории, такие как «Матренин двор», воспринимаются ребятами как бессюжетный поток негатива, вызывают отторжение и совершенно идут вразрез с юношеским максимализмом, борьбой за счастье и прочими модными установками». 

Егор, выпускник оренбургской школы: 

«После Солженицына нужны антидепрессанты, реально. Вообще непонятно, почему эта женщина представляется положительной героиней. Она какая-то бесхребетная: все терпит, все принимает, ничего не пытается изменить, зачем такая жизнь — непонятно. Тоска берет. Я не дочитал. Она там погибла в конце, да?»

Анна, выпускница пермской школы: 

«Кладовая солнца» вроде красивая. Но читать про лес и болото столько страниц — ну в смысле?! Когда ты подросток, пойти погулять и посмотреть по сторонам кажется идеей получше».

3. Нравоучительные

Примеры:

  • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»;
  • Н. А. Островский «Гроза».

56 человек не читали «Тараса Бульбу» в школе, а пьесу Островского не знают 52 выпускника. 

Школьники часто не обладают глубокими знаниями истории и не могут соотнести произведение с эпохой, в которую оно было написано, поэтому не вникают в замысел книги, и сюжет кажется им совершенно «диким». Так, история казацкого восстания 17-го века, в ходе которого Тарас Бульба убивает своего сына за любовь к девушке из Польши и предательство Отчизны не служит примером патриотизма, а кажется болезненным проявлением, сродни патологии.

Хуже всего подросткам даются философские размышления, требующие проникновения в душу героя, его психологию. Главная героиня пьесы Островского, Катерина, которая не может ужиться с мужем и свекровью и, влюбившись в другого мужчину, совершает самоубийство в финале, кажется подросткам «королевой драмы», придумавшей проблему на пустом месте. Ведь в современном мире можно просто развестись. 

Мария Константинова

«Подростки в большинстве случаев не ассоциируют себя с героями литературных произведений, поэтому нравоучительные истории с плохим концом, скорее, вызовут у них смех и недоумение. Для понимания они требует серьезной проработки педагогом: рассказа об укладе, нравах того времени, выяснения мотивов поступков героев и так далее. Поэтому просто самостоятельно прочитать книгу недостаточно». 

Марина, выпускница ярославской школы: 

«Пьесу читать тяжело. Там все строится на репликах, надо держать в голове, кто что сказал. Поэтому в школе я просто спектакль посмотрела, там все понятно».

Илья, выпускник казанской школы: 

«Я „Тараса Бульбу“ три раза начинал читать, но ни разу не осилил. Там какой-то „зашквар“. Для меня в этой книге все сложно: язык, сражения, психология, сюжет. Вообще тяжело поверить, что это Гоголь написал — другие его книги как-то нормально „зашли“». 

Нужно ли читать книги, которые не нравятся?

Иногда ученики все же заставляют себя дочитать книги, которые их не увлекают: они боятся экзаменов или контрольных работ, пытаются угодить родителям или просто привыкли делать все, что задают на дом. 

Если в семье есть культура чтения и восприятия литературы, ученик осилит всю школьную программу. Но Мария Константинова считает, что дети не должны читать книги, которые им не нравятся, потому что это не принесет положительных результатов.

«Чаще всего причина неприятия книги заключается в том, что она попадает к подростку не в том возрасте. Преподаватели русского языка отрабатывают придаточные предложения с детьми в седьмом классе на отрывках из «Войны и мира», а к десятому классу ученики не хотят вновь брать ее в руки, потому что смутно помнят, что там «что-то скучное».

Задача учителя литературы в том, чтобы привить любовь к чтению, а не наоборот. Поэтому в отношении книг можно уповать только на правильную мотивацию, разговор о контексте в начале изучения, возможность для ребят обсудить сюжет, выразить свое мнение и не быть за него пристыженным. А контрольные работы, сочинения вряд ли заставят ученика осилить целую книгу. Максимум — ее краткое изложение».


Материалы по теме:

  • Список литературы: прочесть нельзя выкинуть
  • Нескучная классика: как увлечь подростков литературой

  • Почему школьникам сложно учить стихи?


  • Сочинение я воин древнего египта
  • Сочинение я живу в правовом государстве
  • Сочинение это случилось 28 мая после уроков мы с санькой сочинение
  • Сочинение эссе на тему память сильнее времени
  • Сочинение эссе мой родной язык