Сочинение возможен ли жизненный путь без ошибок заключение

Многомудрый литрекон представляет итоговое сочинение на тему: возможен ли жизненный путь без ошибок? аргументы, вступления, тезисы, заключения, примеры все

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Возможен ли жизненный путь без ошибок? Аргументы, вступления, тезисы, заключения, примеры — все это в изобилии представлено здесь, ведь он написал несколько вариантов на любой вкус и цвет.

Вариант 1

(386 слов) Любая дорога состоит из взлетов и падений, ухабов и рытвин, а потому человек не может не поскользнуться и не отклониться от курса. Ошибка — это неотъемлемая часть обучения. Поэтому без нее совершенно нельзя обойтись, если люди к чему-то стремятся, что-то делают. И многие литературные примеры это подтверждают.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Ольга Ильинская и Илья Обломов полюбили друг друга. На первый взгляд, их отношения были навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Ленивый барин, наконец, встал бы с дивана и начал обеспечивать себя и молодую семью. Амбициозная и активная Ольга могла бы найти неиссякаемый источник дел в материнстве и ведении хозяйства. Любовь помогла бы героям открыть в себе новые качества и грани характера. Однако время показало, что молодые поторопились с планированием свадьбы. Илья Ильич был надломлен новыми требованиями, вызовами и обязанностями, он не смог перебороть свою лень. Ольга же поняла, что выбрала не того человека. Ей нравилась будущая версия Обломова — тот мужчина, которого она исправит и спасет. Но когда выяснилось, что меняться он не готов, героиня оставила надежды переломить естественный ход событий. Влюбленные признали, что совершили ошибку, и расстались. К сожалению, любовь нередко является обманчивой, и люди находят других партнеров, поняв всю призрачность своих иллюзий. Без этих проб и ошибок невозможно построить крепкую семью.

Столь же часто мы переоцениваем не только чужие, но и свои возможности. Так, героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» считала себя талантливой пианисткой. Она много занималась и мечтала о музыкальной карьере в большом городе. Поэтому Катерина даже отказалась стать женой Дмитрия. Ей казалось, что брак и материнство помешают ее амбициям. Без сожалений распрощавшись со всеми, она уехала. Однако профильное обучение показало ей, что ее талант был явно переоценен. Это дома она была лучше всех, а среди настоящих музыкантов совершенно потерялась. В итоге девушка вернулась не солоно хлебавши и приняла судьбу такой, какая она есть, то есть без иллюзий. Катерина жалела, что отказала Дмитрию. Ошибка? И миновать ее было нельзя. Таков индивидуальный путь Катерины. Если бы она не попробовала себя в музыке, то всю оставшуюся жизнь мучилась бы от сожалений и несбывшихся надежд.

Таким образом, человек постигает мир и себя самого только методом проб и ошибок. Иначе просто нельзя, уроки пройдут даром или вовсе не состоятся. Промахи и недочеты заставляют твердо запомнить усвоенную мудрость и получить уникальный опыт. Пройдя через испытания, мы закаляем себя и добиваемся большего.

Вариант 2

(399 слов) Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое. 

Тему ошибок на жизненном пути затронул М. Горький в пьесе «На дне». Герои книги упали на самое дно общество из-за череды серьезных просчетов. Кто-то, подобно Актеру, увлекся спиртными напитками и потерял контроль над собой. Кто-то, подобно Клещу, озлобился на весь мир и получил в ответ такую же антипатию. Кто-то, как Сатин, совершил импульсивный поступок, который поставил на нем клеймо. А кто-то, подобно Насте и Пеплу, избрал род деятельности, противоречащий нравственным нормам. Но не только нищие оступились. И вполне обеспеченный Костылев совершал ошибки, которые привели его к трагическому исходу. Так, он был груб с женой, постоянно обзывал ее, жадничал, и в итоге она же подговаривала Ваську расправиться с надоевшим мужем. Если бы Михаил создал нормальную семью, то не погиб бы в драке с любовником супруги. Каждая история из этой пьесы — это жизненный урок для читателя. О том, какие ошибки ведут к самым ужасным последствиям, стоит знать каждому, однако совсем миновать их не получится. Но хотя бы своевременное исправление уже предотвратит трагедию.

Столь же поучителен для нас рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Жена обманывает мужа и сбегает от него на Кавказ с любовником, совершенно не думая о последствиях своего ухода. Ее супруг — офицер, и для него аморальное поведение супруги — страшный позор, с которым нельзя примириться. Поэтому когда он получает все доказательства ее измены, он не выдерживает этого открытия и сводит счеты с жизнью, пока любовники получают удовольствие от совместного досуга. Увы, эта трагедия непоправима. Она ляжет тяжким грузом на плечи обоих героев, оставшихся в живых. Все персонажи совершили фатальные ошибки, но могли ли они без них обойтись? Нет, ведь это так естественно! И все же они могли бы предугадать развитие событий и хотя бы минимизировать негативные последствия.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму. Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих.

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик. Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь.

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста. 

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

Жизненный путь в литературе

Каждый день люди ищут ответы на множество вопросов. Школьники решают, что съесть на завтрак, какую одежду надеть, ехать в школу на автобусе или идти пешком. По окончании уроков возникает дилемма: делать домашнее задание сразу по возвращении домой или после прогулки с друзьями. Эти мелкие ежедневные проблемы легко решаются. Но в жизни человека есть более серьёзные вопросы.

Куда поступить после школы, какую профессию выбрать, чем заниматься в жизни — об этом приходится думать вчерашнему выпускнику. И критерии выбора у каждого свои. Взрослому человеку иногда кажется, что прими он другое решение, всё сложилось бы иначе, возможно, гораздо счастливее. Многие произведения русских классиков раскрывают проблему выбора жизненного пути. Аргументы из литературы учат анализировать опыт героев, делать правильные выводы. С их помощью можно решить самые сложные задачи:

  1. Роман «Обломов» раскрывает тему выбора своего места в жизни. Автор И. А. Гончаров показывает читателям, к чему может привести абсолютная безвольность или, наоборот, сильный характер, упорство в достижении цели. Илья Обломов — главное действующее лицо произведения. Он не любит прилагать усилий, ленив и упрям. В конце романа этот персонаж становится безликой тенью, существование его бесцельно и безрадостно.
  2. На Евгения Онегина из одноимённого романа А. С. Пушкина, влияет не собственный выбор, а предполагаемое наследство. Но его не устраивает беззаботная жизнь, в которой место есть только балам, да, любовным утехам. Он отвергает светскую жизнь, нормы морали, принятые в обществе того времени. За ним закрепляется слава чудака. И всё же Онегин не прекращает поиск жизненных ценностей, целей.
  3. «Человек в футляре» — пример выбора жизни закрытой и замкнутой. Главный герой А. П. Чехова не может наслаждаться жизнью, так как добровольно отказывается от её радостей. Беликову спокойнее, когда жизнь не преподносит сюрпризов, всё происходящее спланировано. Любое отступление от установленных правил способно серьёзно повлиять на психику таких людей. В случае с Беликовым всё заканчивается ещё трагичнее — он умирает.

Так, персонажи русской классики ищут смысл жизни, проходят путь к самому себе. Взлёты и падения героев являются результатом сознательного выбора. Тем самым подтверждается тезис о том, что любое событие имеет свою причину.

Популярные сочинения

  • Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького
    В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные
  • Сочинение Когда измену можно простить?
    Пожалуй, ответов на этот вопрос будет столько же, сколько есть людей. Ведь прощение измены – это действие очень личное, связанное с характером, ценностями, убеждениями того, кому нужно принимать решение о прощении
  • Сочинение на тему Почему люди убегают от реальности?
    Наш мир несовершенен. В реальном мире есть как небольшие трудности, справится с которыми под силу каждому человеку вне зависимости от его материального положения, пола, возраста и других признаков, так и масштабные события

Выбор в любви

Одна из наиболее интересных и непростых тем для подростков — выбор в любви. Многие авторы раскрывают эту тему в своих книгах. При работе над сочинением можно, опираясь на собственные рассуждения, проанализировать истории любовных дилемм в известных произведениях.

В «Анне Карениной» главной героине Л. Н. Толстого пришлось столкнуться с самым трудным выбором в её жизни — любовь и страсть или семья, ребёнок. Принятое решение повлекло за собой цепь событий, повлияло на всю дальнейшую жизнь. Из-за влюблённости в молодого офицера, графа Волконского, женщина, как представительница слабого пола, теряет положение в обществе, уважение его большинства.

Самым тяжёлым последствием для Анны становится запрет на общение с сыном. Но жить с нелюбимым мужем она также не может. Всё это становится невыносимым, теряется всякий смысл существования. Искренняя любовь при этом не оказывается спасительной, поддерживающей. И героиня решает покончить с этим раз и навсегда.

Приходится выбирать и героине романа «Война и мир» Наталье Ростовой. Главные решения, которые ей пришлось принимать, касались любви. Не умудрённая жизненным опытом, Наташа отважилась на отношения с Курагиным. По детской наивности она не подозревала, что он способен на обман, предательство.

Отстранённая любовь Болконского не соответствовала темпераментной натуре героини Льва Толстого, и она решается бежать с Курагиным. Возможно, если бы не этот опрометчивый поступок, у любви князя Андрея Болконского и Натальи Ростовой был счастливый конец. Так, великий русский классик показал, насколько ошибочными бывают необдуманные решения, о которых порой приходится жалеть.

Татьяна из «Евгения Онегина» решается на признание в чувствах к главному герою. В силу своего юного возраста и неискушённости романтическая героиня А. С. Пушкина не ожидала отказа. Но происходит именно так. Сердце Татьяны оказывается разбитым. Проходит много лет, девушка превращается в прекрасную женщину. Она становится зрелой, умной светской дамой.

Брак с генералом полностью изменил её жизнь, что пошло только на пользу. Теперь уже она получает любовное письмо от Евгения. И отвечает отказом. Татьяна не готова променять свою устоявшуюся жизнь на призрачное счастье. Нелёгкий выбор её продиктован холодным рассудком, да и чувства к Онегину остались в далёком прошлом.

Итоговое сочинение: Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

Многие люди считают, что жизненный путь – это постоянный выбор, поэтому они все время движутся по одному и тому же курсу в надежде преуспеть. Однако они не учитывают возможности ошибки, и их мнимое предназначение может оказаться дорогой в тупик. Многогранный и мыслящий человек всегда находится в состоянии поиска и никогда не зацикливается на одном и том же, ведь планы на жизнь могут и даже должны меняться со временем. Это утверждение могут подтвердить многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим же один из характерных примеров из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский в самом начале произведения определил свой жизненный путь и выбрал военное поприще. Его кумиром был Наполеон, который смог завоевать почти все Европу и заслужить всеобщее признание. Герою было скучно растрачивать свой потенциал на салонные беседы. Ему надоела и однообразная семейная жизнь, ведь жена не разделяла его взглядов на мир. Поэтому Болконский ушел на войну. Но будни того, что представлялось ему величественным, были наполнены грязью, кровью и примитивной жестокостью. «Гениальные» приказы на практике почти ничего не меняли в ходе военных действий, и роль начальника сводилась к формальности. Андрей окончательно разочаровался в своем выборе, когда получил тяжелое ранение на сражении под Аустерлицем. У него произошла переоценка ценностей: Наполеон больше не вызывал восхищения, война опротивела, вчерашние мечты показались жалкими. И вот Болконский, поправившись и возмужав, уже спешил домой, чтобы начать все сначала. Если бы выбор жизненного пути был постоянным, то герою пришлось бы посвятить себя делу, которое больше не вызывало энтузиазма. Нам свойственно меняться и расти, а значит, по-иному оценивать свое предназначение.

Биография каждого успешного человека представляет собой список проб и ошибок, демонстрирующий динамику — скачки и падения, повороты и развороты. В этом мы убеждаемся, читая роман И.А. Гончарова «Обломов». Андрей Штольц сам добился богатства, уважения и даже присвоения личного дворянства. Но какой жизненный путь он прошел? Эта дорога вовсе не была прямой и выбранной раз и навсегда. Получив качественное образование благодаря строгому отцу, герой уехал из родного дома покорять большой город. Сначала он пошел на государственную службу. Так он смог достичь повышения и уверенно шел вверх по служебной лестнице. Он стал надворным советником и мог бы пойти дальше, но ушел в отставку. Андрей увидел перспективы в международной торговле и стал негоциантом. Так он нажил очень большой капитал и приобрел вес в обществе. Но и этим Штольц не ограничивался: он всюду ездил, со всеми общался, много читал, благодаря чему его дело расширялось, и внутренний мир становился богаче. Осталось только завести семью, и Андрей женился на Ольге Ильинской. Однако это не остановило его поисков. Герой остался таким же активным человеком, который способен на большие перемены. На примере его биографии мы можем сделать вывод, что жизненный путь — это совсем не постоянный выбор, а вечные искания.

Таким образом, человек формирует, меняет и корректирует свой жизненный путь на протяжении всего отпущенного ему срока. Невозможно сразу определиться с предназначением, потому что все мы претерпеваем изменения и набираемся опыта, поэтому наше мнение становится более обдуманным. Люди, которые хотят реализовать свой потенциал наиболее полно, не должны зацикливаться на одном направлении.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Чем народ отличается населения?

Следующая

СочиненияСочинение Образ Пелагеи в рассказе Крыжовник Чехова

Поиск профессии

Молодым людям в определённый период жизни приходится решать ещё одну задачу — выбор призвания. Здесь может быть велико влияние родителей, ближайшего окружения. Они могут советовать поступать в престижный вуз, получить финансово выгодную, востребованную профессию. Но позиция окружающих может не совпадать с тем, чего хочет сам подросток. И пусть то, чем он хочет заниматься, не принесёт больших денег, но благодаря любимому делу, он сможет прожить счастливую жизнь.

Эту вечную проблему детей и отцов описал М. Веллер в произведении «Хочу быть дворником». В выборе профессии главному герою активно помогали родители. Они приводили в пример тех, кто защищает диссертации или по окончании консерватории даёт концерты. Но герою претила мысль о просиживании брюк в институтской аудитории и зубрёжке книг. Его детская мечта осуществилась, но когда мужчина уже был на пенсии.

Литературный герой Ионыч в одноимённом рассказе А. П. Чехова любил свою профессию. Но, оказывается, этого бывает мало, особенно для врача. Если не развиваться в профессии, не изучать новые подходы в лечении людей, можно морально устареть. Что и произошло с Ионычем. В результате он мог потерять любимое дело. Смысл произведения в том, что недостаточно только найти своё призвание, нужно постоянно совершенствовать способности и умения, а также заниматься самопознанием.

Сочинение 9.3 “Что такое ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА?”

Текст для сочинения:

(1)Уже в передней, не зажигая света, он понял, что приехал отец. (2)Не сняв пальто, с воплем Володя бросился в его комнату. (3)Афанасий Петрович сидел у стола в своей характерной позе – очень прямо – и читал газету. (4)Он был в хорошо отутюженной, щегольски пригнанной гимнастерке с летными петлицами, и на рукаве его золотом отливали шевроны; ремень висел на спинке стула, и это означало, что отец совсем дома и никуда нынче не собирается. (5)Они поздоровались за руку, как всегда; отец слегка прищурился и притянул к себе Володю. (6)Тетка Аглая внесла из кухни сибирские пироги с рыбой. (7)Глаза ее смеялись от радости, щеки так и пылали. (8)Она без памяти любила брата, гордилась им и его приезды всегда превращала в праздники.

– (9)Докладывай! – велел отец.

(10)Володя доложил, не солгав ни слова. (11)Афанасий Петрович крупными руками держал кусок пирога и не отрываясь смотрел на сына.

– (12)Врет он все! – воскликнула Аглая. – (13)Не может этого ничего быть. (14)Так учился, чуть не первый в школе…

– (15)Причины? – спросил отец, пропустив мимо ушей восклицание сестры.

– (16)Это после! – сказал Володя. – (17)Но, коротко говоря, дело в том, что я твердо решил быть ученым.

(18)Афанасий Петрович даже не позволил себе даже улыбнуться.

– (19)Целые ночи занимается, – опять заговорила тетка, – книг натащил что-то ужасное, а теперь такой подарок…

(20)Позже оба Устименки сидели рядом, и Володя слушал отца.

– (21)Мне судить трудно, – говорил Афанасий Петрович, – я военный летчик, но предполагаю, что всякая наука должна иметь под собой фундамент. (22) Вот, допустим, наше занятие – воздух. (23)Казалось бы, ручку на себя, ручку от себя – все просто. (24)Но однако же…

(25)Они сидели рядом, и Володя не видел, куда смотрит отец, но чувствовал его серьезный, строгий и спокойный взгляд. (26) И испытывал спокойное и полное счастье. (27)Этот человек с жестким профилем, с морщинами на обветренном лице, этот смелый и мужественный летчик был его, Володиным, отцом. (28) И разговаривать с ним на равных, задумчиво подбирать нужные слова – какое это было ни с чем не сравнимое ощущение!

– (29)Однако же простота эта, сын, не так уж и проста, – задумчиво продолжал Афанасий Петрович. – (30)Конечно, чтобы делать только не хуже другого, особенно ничего не требуется. (31) А чтобы на шаг, на пару шагов вперед рвануть, для этого фундамент нужен: рывком, нахальством ничего не добьешься. (32)Это ты мне поверь, я человек пожилой, а ты только-только на жизненную дорогу собираешься вступать…

(33)Потом они перебрались в Володин закуток, и здесь, среди разбросанных книг, журналов, сын стал рассказывать отцу, что такое естественные науки. (34)Афанасий Петрович зорко и жестко всматривался в Володино осунувшееся и румяное лицо и слушал его горячие рассуждения о том, как шагает медицина, как станут оперировать человеческое сердце…

– (35)Ну, это ты, дружок, поднаврал, – сказал Афанасий Петрович. – (36)Операции на сердце – это перебор.

– (37)Перебор? (38)Но твои слова напоминают мне о людях, смеявшихся над русским доктором Филипповым, который еще в восьмидесятых годах прошлого века накладывал швы на сердце животного.

– (39)Ну-ну, – примирительно заворчал отец, – ну-ну, новатор, давай круши дальше.

– (40)Не смешно! – обиделся Володя. – (41)Кстати, ты летчик, а мечты о летающем человеке…

(42)После полуночи Володя совсем заврался. (43)Мечты он выдавал за будни науки; далекое будущее, очень далекое, казалось ему реальностью. (44)Отец вздыхал, но глаза его смотрели весело.

– (45)Есть у нас один такой, инженер Пронин, – вдруг перебил Афанасий Петрович. – (46)Хороший мужик, знающий, но только его слишком долго слушать опасно.

– (47)Почему? – спросил Володя.

– (48)А потому, что под ноги не глядит. (49)Только вперед. (50)А на тропочке и кочка случиться может. (51)Ложись, сын, спать.

(52) И, заметив, что Володя огорчился, добавил:

– Все ж вдаль лучше смотреть, чем только под ноги. (53)Но и под ноги надо.

(54)Утром Володя обнаружил деньги, оставленные отцом, и записку насчет того, чтобы он покупал себе книги не стесняясь. (55)Подпись была официальная: «А. Устименко». (56) Потом приписка: «Все ж, покуда суд да дело, учись, как положено трудовому гражданину. (57)Очень надеюсь».

(По Ю. П. Герману*)

*Юрий Павлович Герман (1910-1967) – русский советский писатель, драматург, киносценарист.

Пример сочинения 9.3 “Что такое ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА?”

Жизненная дорога – путь человека от рождения до смерти, состоящий из различных ситуаций, проблем, событий, постоянного выбора. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и своего жизненного опыта.

В тексте Юрия Павловича Германа главный герой хочет стать ученым, дни и ночи читает различные книги, думает о том, какие открытия ждут науку в будущем. Возможно, Володя осуществит свою мечту, это и будет его жизненной дорогой. Афанасий Петрович, отец мальчика, выбрал другой жизненный путь – он стал военным летчиком.

У каждого из нас своя жизненная дорога. К примеру, товарищ моего отца с детства мечтал стать ветеринаром, а его родители были против, так как прочили ему карьеру военного. Но все же они уступили и не жалеют об этом, ведь их сын сейчас один из самых лучших ветеринарных врачей нашего города. Он очень любит свою работу.

Итак, жизненная дорога – жизненный путь человека, который ему необходимо пройти от рождения до смерти, это его индивидуальная история.

Путь патриотизма на войне

Истинный героизм проявляется на войне. Именно в произведениях, описывающих это тяжёлое время, встречается настоящая любовь к Родине. В эпическом трёхтомнике «Война и мир» Л. Н. Толстого достаточно примеров настоящего патриотизма:

  • купец Ферапонтов, который спалил свою лавку, лишь бы ей не завладели французы;
  • жители Москвы, покидающие столицу, чтобы не подпасть под власть Наполеона;
  • Наташа Ростова, готовая отдать подводы раненым под Бородином.

Андрея Болконского волнует вопрос, как правильно поступать в тяжёлое для России время. Он князь и может не участвовать в сражениях. Но благородный и смелый характер не позволил запятнать свою честь трусостью. Попав на поле боя, он отважно сражается за Родину, готов отдать за неё жизнь. В решающей битве Болконского смертельно ранят. Погиб князь, как и жил, настоящим героем.

В произведении Толстого самую искреннюю любовь к России проявляют простые солдаты. Они без громких слов умирают за близких и Родину. Лев Николаевич подчёркивает, что победа в войне с французами была завоёвана благодаря сплочённости русских людей. Вторгаясь в европейские страны, Наполеон встречался лицом к лицу только с действующей армией. В России же против него поднялся весь народ, невзирая на звания и сословия. Бородинское сражение показало огромную силу духа, патриотизм русского войска, из-за чего французы потерпели ещё и нравственное поражение.

В произведении «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя сыну главного героя приходится выбирать между любовью к польской панночке и верностью семье, родине. Андрий выбирает чувства к девушке, в надежде, что отец поймёт его. Но он ошибся. Для Тараса Бульбы не существует мотива, способного оправдать предательство. А значит, теперь он должен выбирать: оставить жизнь сыну, но потерять авторитет справедливого правителя, или покарать предателя. И отец казнит сына, проклиная себя за его ошибку.

Повесть В. Быкова «Обелиск» рассказывает об учителе школы Алесе Морозе, который совершил героический поступок в годы Великой Отечественной войны. Этот сельский преподаватель учил детей не только грамоте, но и доброте, человечности. Школьники были для него не просто учениками, они стали частью его жизни. И в критический момент, когда встал выбор, спастись самому или пройти смертельное испытание вместе с подопечными, Алесь не бросил своих мальчишек.

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Выбор жизненного пути» 4.26/5 (85.14%) 109 votes

В течение своей жизни каждый человек регулярно сталкивается с необходимостью делать определенный выбор. Это случается и с маленькими детьми, и со зрелыми людьми и даже с людьми пожилого возраста. Принимая решения и делая выбор, каждый человек приближает свое будущее и создает его образ. Именно поэтому так важно не ошибиться с выбором пути своей жизни, предварительно подготовиться к этому выбору и в подходящее время сделать его, а потом не пожалеть.

Говоря обо мне лично, я могу сказать, что главным моим выбором на данный момент является выбор профессии. Но я все еще не определился с тем, каким будет этот выбор. Я ежедневно трачу огромное количество времени на то, чтобы обдумать, где же я смогу лучше всего применить свои умения и знания, какая профессия подойдет для меня лучше всего, и как я должен буду учиться, чтобы стать настоящим профессионалом в определенной сфере. Я отдаю себе отчет в том, что каждая профессия требует не только таланта и изначальной склонности, но и большого количества труда, которое вкладывается в нее. Мысленно я готов трудиться и делать все для того, чтобы мой выбор оправдал себя. Сейчас осталось лишь окончательно определиться, каким будет этот выбор.

При выборе жизненного пути крайне важно трезво оценивать свои возможности. Например, вряд ли человеку, который хорошо поет, нужно менять себя и заниматься каким-то «серьезным делом», будь то юриспруденция, экономика или банковское дело. Любая профессия хороша по-своему, даже если ты хорош в какой-то, казалось бы, мелочи, нужно развивать именно её, а не стремиться к познанию более сложных, но прибыльных профессий. Это и есть ответственность перед собой и перед своей судьбой. Ответственный человек никогда не решится заниматься чем-то прибыльным вместо того занятия, которое приносит ей радость или даже удовольствие.

Но жизненный путь человека — это не только выбор профессии. Это еще и выбор образа жизни, спутника жизни, даже выбор привычек. Конечно, однозначного совета для этих выборов нет и быть не может. Я думаю, что, чтобы быть счастливым, нужно уметь находить баланс между тем, что человек хочет и тем, что ей в действительности необходимо и полезно. Если этот баланс будет найден, любой выбор станет правильным.

Лично я пока не готов к окончательному выбору жизненного пути, но я уже чувствую, что вскоре такая готовность у меня появится. При этом я готов соотносить и сопоставлять свои желания и возможности, искать и находить баланс между тем, что надо, и тем, что хочется, для того, чтобы мой выбор был продуманным, правильным и, конечно же, мудрым.

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Цель искусства — дарить людям счастье Цель искусства – дарить счастье людям Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения, […]
  • Сочинение на тему: Евгений Онегин «Лишний человек» Евгений Онегин «Лишний человек» Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни […]
  • Сочинение на тему: Каким должен быть идеальный ученик Каким должен быть идеальный ученик? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого учителя свои […]
  • Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает […]
  • Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый […]
  • Сочинение по картине Григорьева: Вратарь Футбол всегда был другом мальчишек. Ведь нет ничего интересней, чем забить мячик в ворота противника, преодолевая […]

Опыт

  • Опыт – это отражение в сознании человека картины мира, которая получена им в результате познания.
  • Это знание жизни, которое стало результатом пережитого человеком, испытанного им, прочувственного.
  • Опыт всегда результат определённых действий человека, испытанных впечатлений, эмоций, переживаний.
  • Это результат практической деятельности.Только выполняя определённые действия на практике, можно усвоить что-то до конца, превратив это в навыки и умения.
  • Профессиональный опыт
    — результат трудолюбия, активного желания освоить основы деятельности, довести действия до совершенства. Это результат многолетнего и целенаправленного выполнения вида деятельности, самообразования, преодоления незнания, неумения. Профессиональный опыт называют мастерством.
  • Опыт никогда не бывает абсолютным. Его необходим постоянно совершенствовать, стремиться идти в ногу со временем.
  • Социальный опыт
    — это умение жить среди людей, правильно строить свои взаимоотношения с ними. Бесконфликтность, толерантность, умение адаптироваться к среде, к меняющимся социальным условиям, стремление находить выход из любой ситуации — всё это нарабатывается годами, это тоже результат практики — жизни среди людей.
  • Социальный опыт
    – это и усвоение традиций, обычаев, ценностей общества, формирование гражданственности, чувства сопричастности с жизнью страны, народа.
  • Эмоциональный опыт
    — это умение контролировать свои чувства, не идти на поводу у них, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо и, наоборот, давать волю чувствам, наиболее полно выражать их. Эмоциональность, душевность, чувствительность — всё это формируется в человеке в результате жизненного опыта.

Ошибки

  • Ошибки — это действия, поступки, сказанные слова, которые не соответствуют нормам и традициям, утвердившимся в обществе, ведут в краху, поражению.
  • Ошибочными бывают взгляды, что является результатом неверного научного исследования, неправильного воспитания.
  • Ошибочные действия часто результат того, что человек не осознаёт последствий своих действий, не понимает, насколько они противоречат законам общества.
  • Ошибки в профессиональной деятельности
    могут привести к тяжёлым последствиям. Врачебная ошибка — к гибели человека, судебная — к незаслуженному наказанию, научная — к непредсказуемым последствиям. Необходимо стремится быть мастером своего дела, не допускать ошибок. Ведь ошибка – это результат незнания, неумения, отсутствия соответствующей практики.
  • Особенно велика цена ошибки в деятельности людей, наделённых
    властью
    . От их решений зависит судьба уже целого народа. Ошибочные действия могут привести к гибели тысяч людей.
  • Ошибки военного
    — неправильно продуманные действия, недостаточно подготовленное наступление, неверно оценённые силы врага и многие другие — ведут к поражению, отступлению, порабощению. Так важно, чтобы командующие были людьми опытными, знающими, умеющими предвидеть ход событий далеко вперёд.
  • Часто ошибка — это результат преувеличения своих способностей и возможностей, неумения критично посмотреть на себя со стороны, анализировать поступки. Самовлюблённость, эгоизм нередко ведут к ошибочным поступкам.
  • Человеку свойственно ошибаться. Через преодоление, исправление ошибок люди идут к опыту. Но ошибка ошибке рознь. Поэтому всё же необходимо стремиться не допускать ошибок, просчитывать, продумывать, предугадывать последствия.
  • Никогда не соглашусь с выражением, что ошибки — это ценнейший опыт. В чём их цена — в ужасных последствиях? Ошибки — это неумение решить что-то, выполнить, это проблема, которая возникает в результате чего-то, вовремя невыполненного, невыученного. Да, они помогают приобрести опыт. Но каким горьким порой он бывает.
  • Не нужно путать ошибки с неточностями при совершении действий, не до конца освоенной методикой их выполнения. Здесь, конечно, нужна тренировка, обучение. Ошибки- это всё же действия, имеющие отрицательные последствия.
  • Ошибок можно избежать. Нужно только добросовестно делать то, за что взялся, доводить всё до конца, анализировать, да и просто думать. Мы же разумные люди.

Опыт и ошибки
. Они всегда рядом в жизни человека. Накапливать опыт, не совершать ошибок, а, совершив, — осознать их и сделать всё, чтобы не допускать в будущем- это то, к чему должен стремиться человек, чтобы достойно прожить свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Тематические направления для итогового сочинения 2016-2017:

1)
«Разум и чувство»,
2)
«Честь и бесчестие»,
3)
«Победа и поражение»,
4)
«Опыт и ошибки»,
5)
«Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

→ соответствие открытым тематическим направлениям;
→ обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
→ обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
→ нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
→ соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Большое достоинство человека заключается в его способности исправлять свои ошибки и постоянно делать нового человека из самого себя.
Ван Ян-Мин.

Все люди совершают ошибки, и дело совсем не в этом. Дело в том, какой опыт они извлекают.
Олег Рой “Обняться, чтобы уцелеть”

Все называют опытом собственные ошибки.
Оскар Уайльд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок.
Надин Хистри

Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки.
Сильвестр Сталлоне

Жаль, что нельзя остановить время и вернуть все назад, чтобы исправить предыдущие ошибки. Жизнь не дает второго шанса. Поэтому живи сердцем. Доверяй своему сердцу. Делай все, чтобы добиться своей цели. Никогда не опускай руки.
Хит Леджер

Жизнь очень интересна, если вы делаете ошибки.
Жорж Карпентье

Забудьте ошибки. Забудьте неудачу. Забудьте всё, кроме того, что вы собираетесь делать сейчас и делайте. Сегодня ваш счастливый день.
Уилл Дюран

Когда не делаешь ошибок, перестаешь совершенствоваться.
Джордж Мартин. «Пир для воронов»

Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом и не страшась себя обнаружить; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу, но такое удается не часто.
Л. Вовенарг

Лучший из людей, если б у него на лбу были написаны совершенные им ошибки, должен был бы нахлобучить шляпу на глаза.
Т. Грэй

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это лишать себя опытности.
Люк Вовенарг

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Теодор Рузвельт

Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить.
Франсуаза Саган

Опыт позволяет нам ошибаться гораздо увереннее.
Дервуд Финчер

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.
Франклин Джонс

Опыт старших — это более длинная цепь ошибок в сравнении с опытом молодых.
Инна Гофф

Ошибка дает возможность начать всё с начала, только более разумно.
Генри Форд

Ошибки — обычный мост между опытом и мудростью.
Филлис Терос

Ошибки молодых – неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше.
Веслав Брудзиньский

Ошибки не выполняют свою миссию в оказании помощи человеку, который винит в своих ошибках других людей.
Генри С. Хаскинс

Подобно тому, как множество свитых бечевок образуют канат, нередко огромная глупость является всего лишь суммой глупостей мелких. Рассучите канат, бечеву за бечевой, рассмотрите, каждую в отдельности, мельчайшие решающие причины, приведшие к большой глупости, и вы легко поймете все. «И только-то», — скажете вы. Но скрутите, свяжите их снова — и вы увидите, как это страшно.
Виктор Гюго. «Отверженные»

Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно боятся сделать ошибку.
Элберт Хаббард

Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки даже в вопросах делания денег.
Майкл Маркс

Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их.
Джордж Сантаяна

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки — мой учитель. Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки — мой друг. Тот, кто мне льстит- мой враг.
Сян-Цзы

Учитесь на ошибках других людей — вы не можете прожить достаточно долго, чтобы сделать их все самостоятельно.
Мартин Ванби

Человек должен научиться прощать свои ошибки.
Артур Дэвисон Фикк

Человек совершает роковые ошибки не потому, что ведёт себя безрассудно (минуты, когда человек безрассуден могут приносить ему и самые большие удачи в жизни) а как раз от излишней рассудочности. Вот главная причина глупых поступков.
Оскар Уайльд

Человек, которые не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает.
Герберт Прокноу

2016-2017 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года
(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство»
. Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение»
. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Всем знакомо латинское изречение: «Человеку свойственно ошибаться». Действительно, на жизненном пути мы обречены постоянно оступаться, чтобы приобрести необходимый опыт. Но люди далеко не всегда извлекают уроки даже из собственных промахов. Тогда что же говорить о чужих ошибках? Разве они могут нас чему-то научить?

Мне кажется, ответить однозначно на этот вопрос нельзя. С одной стороны, вся история человечества – это летопись роковых ошибок, без оглядки на которые невозможно движение вперёд. Например, международные правила ведения войны, запрещающие жестокие методы боевых действий, разрабатывались и уточнялись после наиболее кровопролитных войн… Привычные нам правила дорожного движения — это тоже результат дорожных ошибок, унесших в прошлом жизни множества людей. Развитие трансплантологии, спасающей сегодня тысячи человек, стало возможно только благодаря настойчивости врачей, а также мужеству пациентов, погибшим от осложнений первых операций.

С другой стороны, всегда ли человечество принимает в расчёт ошибки мировой истории? Конечно же, нет. Продолжаются бесконечные войны, революции, расцветает ксенофобия, несмотря на убедительные уроки истории.

В жизни отдельного человека, я думаю, та же ситуация. В зависимости от собственного уровня развития и жизненных приоритетов, каждый из нас либо игнорирует чужие ошибки, либо принимает их во внимание. Вспомним нигилиста Базарова из романа . Тургеневский герой отрицает авторитеты, мировой опыт, искусство, человеческие чувства. Он считает, что нужно разрушить общественную систему до основания, не принимая в расчёт печальный опыт Великой французской революции. Получается, Евгений не способен извлечь урок из чужих ошибок. И.С. Тургенев предупреждает читателей о результатах пренебрежения общечеловеческими ценностями. Несмотря на силу характера и выдающийся ум, Базаров умирает, потому что «нигилизм» — это путь в никуда.

А вот главный герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» прекрасно понимает, что для того, чтобы сохранить свою жизнь, нужно учиться на чужих ошибках. Видя, как быстро погибают заключённые, которые «опускаются» ради лишнего куска, Шухов стремится сохранить человеческое достоинство. Иван Денисович, наблюдая за попрошайкой Фетюковым, которого все презирают, отмечает про себя: «Срока ему не дожить. Не умеет себя поставить»
. Что позволяет Шухову сделать такой горький вывод? Вероятно, наблюдение за ошибками других лагерников, подобно Фетюкову, ставшими «шакалами».

Получается, что умение учиться на чужих ошибках свойственно не всем и не во всех жизненных ситуациях. Мне кажется, когда человек становится старше и мудрее, он начинает относиться к негативному опыту других людей с большим вниманием. А более молодым людям свойственно развиваться, совершая собственные ошибки.

Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Жизненный путь это постоянный выбор

Каждый человек понимает, что жизненный путь – это череда печальных и радостных событий. Мы сталкиваемся с принятием решений каждый день. При этом перед нами ежеминутно возникают ситуации, в которых нужно сделать выбор, и как следствие, добиться результата. Некоторые вопросы настолько привычны, что мы не воспринимает их всерьез, по обыкновению находя выход (например, не оказалось на парте ручки, попросим у одноклассника). Но некоторые являются настоящей проблемой. В таком случае необходим особенный подход, требующий подключения разума. Например, тонущий человек просит о помощи. Его крик кого-то заставит в ту же минуту поспешить на помощь. Но кто-то может задуматься, засомневавшись в своей безопасности. Человека постигнут сомнения, но в любом случае выбор будет сделан. И так каждый день.

Чтобы уметь ориентироваться в ситуациях, принимать вовремя и своевременные решения, необходимо больше внимания уделять классической литературе. Произведения могут стать помощником в решении подобных ситуаций. В них найдется место поступку и добрых людей, и лидеров, которые являются разрушителями. Но именно на ошибках литературных героев мы можем проанализировать свое поведение, посмотреть на себя со стороны.

Ярким примером преданности дружбе, родной стране являются героические поступки Вани Солнцева из рассказа В. Катаева «Сын полка». Несмотря на то, что главный герой – ребенок, но он точно знает свою цель и каждый свой шаг, выбирая нужное решение. Он понимает, что от его поступков может измениться и зависеть дальнейшая судьба. Борясь с немцами, он гордо стоит на стороне русских. Это его серьезное решение и выбор. Участвуя в разведках наравне со взрослыми бойцами, он является примером для подражания силы духа и стойкости представителя русского народа.

Еще одним примером может послужить выбор главной героини рассказа А. И. Куприна «Олеся». Несмотря на свою любовь к рассказчику, она не может нарушить традиции семьи, пойти наперекор судьбе. Она отказывается от личного счастья, предпочитая оставаться в лесу.

Таким образом, каждый человек может ошибаться. Однако на любом жизненном этапе бывают ситуации высокой степени сложности, в которых нельзя действовать бездумно. От принятого решения может зависеть здоровье, жизнь другого человека. Но выбор зависит только от нас самих. И это неизбежно, потому что жизнь не стоит на месте. Происходящие в мире события требуют, чтобы мы реагировали на них, принимая то или иное решение, которое впоследствии окажет влияние на нашу дальнейшую жизнь. От собственной решительности и ответственности зависит исход будущих событий.

Сочинение Как человек ищет свой жизненный путь?

С давнейших времен человек ищет для себя жизненный путь. Каждый из нас сталкивается с тем, что люди делают выбор. Выбрать правильно профессию или решить, кем хочешь стать, очень тяжело. Также и жизненный путь. Никто не станет отрицать важности этого понятия. Так, зададимся вопросом: как человек ищет этот самый путь? Ответ на данный вопрос можно найти в художественной литературе.

Размышляя о жизненном пути, я не могу не вспомнить роман-эпопею “Война и мир” Льва Николаевича Толстого, в котором раскрывается данный вопрос.

В этом произведении один из главных героев, Пьер Безухов, после возвращения из Европы стал восхищаться образом Наполеона Бонапарте, его силой и безграничной энергией. Для него и князя Андрея Болконского он стал идеалом. Кажется, он определился со своим жизненным путём, но после начала Отечественной войны и приближения армии Наполеона к Москве Пьер неожиданно меняет свои жизненные ориентиры. Идеи французского императора больше не интересовали главного героя. Напротив, Безухов даже захотел убить Наполеона.

Тем самым Пьер, выбрав свой жизненный путь, со временем понял, что это была ошибка. Выбор жизненного пути – это не минутное дело, правильную дорогу можно найти только путём долгих проб и ошибок.

Следующий пример я хочу привести из произведения Н.И. Гончарова “Обломов”, где тоже прослеживается вопрос, касающиеся жизненного пути. Главный герой, Илья Ильич, ленивый помещик, который привык весь день валяться на своём диване. Однажды ему приснился сон, в котором он ещё маленький. Именно здесь прослеживается начало его жизненного пути. Для Обломова – это ничего не делать, просто отдыхать и наслаждаться жизней. Труд – это не для него. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Больше всего он мечтает вернуться в детство, где он также ничего не делал и плюс к этому за ним ухаживала его мама. Тем самым определения Обломовым своего пути и идеала изначально было неверным. И этот умный человек сам себя погубил.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный путь зависит не только от обстоятельств, но и в первую очередь от самого человека. Какие силы, усилия и возможности вложил человек в свой долгий путь, оттого будет зависеть результат.

Полезный материал по теме:

  1. Жизненный путь
  2. Каков жизненный путь Гринева?
  3. Жизненный путь-это постоянный выбор
  4. Почему важно выбирать правильный жизненный путь?
  5. «Согласны ли вы с мыслью о том, что жизненный путь – это постоянный выбор »

Возможен ли жизненный путь без ошибок? — сочинение

Итоговое сочинение на тему: «Возможен ли жизненный путь без ошибок?»

Многие люди проходят через препятствия в жизни, чтобы осуществить мечты. Судьбы людей уникальны. Однако без сложностей трудно представить взрослую жизнь. Просто одним людям выпадает испытаний больше, чем другим; такова жизнь. Возможен ли жизненный путь без ошибок? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть некоторые ситуации, в которые попали литературные герои.

Ошибки учат человека быть лучше, поэтому они необходимы. На первый взгляд данная мысль кажется сомнительной, но стоит обратиться к литературе, чтобы убедиться в её справедливости. В романе «Преступление и наказание» великого классика Фёдора Достоевского изображен Родион Раскольников. Этот человек совершил не 1 убийство. Он лишил жизни и сестру старухи-процентщицы. Девушка была беременна. Родион мог быть просто уйти, его бы вряд ли вычислили. Однако ему не давала покоя совесть. Раскольников не смог бы нормально жить, поэтому он смог осознать свою ошибку. Да, он оказался в тюрьме. Однако именно это событие помогло ему отпустить свою вину. Да и Соня Мармеладова стала верной спутницей. Осознав ошибку, Родион научился ценить жизнь и мнение людей. Он пересмотрел своё поведение, даже смог поменять мировоззрение. Что стало бы с Раскольниковым, если бы он не извлек урока? Скорее всего, молодой мужчина просто бы зачах в тюрьме. Но он нашёл силы, чтобы поменять свои приоритеты. С этим и пришло понимание того, что жизнь продолжается. Бывают чудовищные ошибки, но даже после них можно что-то исправить. Человек наделен разумом и волей, которые помогают решать даже сложные задачи.

Как видно из обозначенного выше примера, ошибки помогают человеку становиться лучше, если он осознал их, сумел обдумать ситуацию.

Ошибки являются частью жизни каждого человека. И исключений из этого правил нет. В качестве подтверждения данной мысли стоит обозначить судьбы героев романа «Война и мир», считающегося величайшей эпопей всех времён. В ней Лев Николаевич сумел показать разные характеры и типы мировоззрений. Так, Андрей Болконский всегда почитал Наполеона, хотел быть похожим на этого человека. Однако ситуация на войне всё изменила. Во-первых, Андрей осознал, что война не красота и бравада, а кровь, мясо и смерть. Во-вторых, Болконский увидел Наполеона. Это был маленький человек, который не имел ничего героического в образе. Болконский разочаровывается. Он заблуждался, но смог осознать свои ошибки. Также в романе есть Пьер Безухов – персонаж, который постоянно ошибался: то влюбился в гулящую девушку, то стал масоном. Многие ситуации могли погубить Безухова. Он смог осознать ошибки, поэтому обрел своё счастье. Даже Наташа Ростова пересмотрела свою жизнь, осознав ошибки в любви и в быту.

Человек не может всё знать и предугадывать, поэтому он и совершает ошибки, как герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого.

Подводя итог, хочется обозначить важную мысль. Ошибки всегда будут у любого человека. Просто умные люди осознают их, получая хороший жизненный урок. Даже вычислительные машины иногда дают сбои в работе. Так почему же человек не может ошибаться?

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы) 2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». ( Ф. Сидней) 3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери) 4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой) 5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе». (Г. Гессе) 6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой) 7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…» 8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен) 9. «Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов) 10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак) 11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь) 12. «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». (Л.Н. Толстой) 13. «Не плыви по течению, не плыви против течения — плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость) 14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой) 15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте) 16. «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль) 17. «Судьба — путь от неведомого к неведомому». (Платон) 18. «Где розы — там и тернии — таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов) 19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели) 20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль) 21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс) 22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль) 23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека) 24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр) 25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень) 26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн) 27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский) 28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете) 29. «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед». (Эмиль) 30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой) 31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий) 32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень) 33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны». 34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский) 35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский) 36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон) 37. «Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи) 38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс) 39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас». (З. Фрейд) 40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин) 41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю) 42. «Счастье — это не станция, а способ путешествовать». 43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох) 44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл) 45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис) 46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн) 47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон) 48. «Цель жизни — поиск совершенства, а задача каждого из нас — максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах) 49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери) 50. «Жизнь — это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

   Жизнь – это длинная тернистая дорога с большим количеством холмов и оврагов, ям и кочек, которую просто невозможно пройти без ошибок. Каждый человек на протяжении своего бытия делает хотя бы одно неверное действие, из-за незнания каких-либо внешних обстоятельств.
    Ð’ качестве доказательства моего мнения можно взять рассказ Михаила Чванова «Четверо наедине с горами». В этом произведении автор рассказывает, как четверо друзей, связанных между собой веревкой, проделали длинный и сложный путь и наконец встретились с вершинами гор. Поначалу все было замечательно, все улыбались, весело общаясь друг с другом, но в один момент тот, что шел первым внезапно оступился и повис над обрывом, второй, которого потянуло за ним, успел зацепиться за край обрыва и от сильного испуга, недолго думая выхватил нож и перерубил веревку. Спустя несколько мгновений он стоял в ужасе, так как понимал, что совершил роковую ошибку, он понимал, что его жизнь уже не будет прежней. Этот рассказ доказывает, что за свое существование человек не может ни разу не оступиться, и, что страх, порой, и является главной причиной ошибочных действий.
    Ð¢Ð°ÐºÐ¶Ðµ, в качестве второго аргумента можно рассмотреть рассказ Анатолия Георгиевича Алексина «Безумная Евдокия». В этом произведении автор рассказывает про семью, у которых есть несовершеннолетняя дочь, которую зовут Оля. Из-за сильной любви и привязанности к ней, ее родители не замечали, что воспитывают ее неправильно, разрешая ей многое, каждый раз слушая ее мнение и соглашаясь с ним. И в конце концов это привело к тому, что Оля сама того не желая заставила свою мать переволноваться, когда ее дочь ушла с места боевой деятельности, где они были всем классом. Все это закончилось тем, что Олина мама попала в психиатрическую больницу. Анатолий Георгиевич в своей повести попытался довести до читателей, что, порой, сильная родительская любовь может стать разрушительной силой при воспитании ребенка.
    Ð˜ÑÑ…одя из всех примеров, можно сделать вывод о том, что человек на протяжении всей своей жизни не может обойтись без единой ошибки, однако, все люди способны учиться на своих и чужих промахах.

Здравствуйте, Исмаил.

Вы большой молодец, хорошо справились с коммуникативной задачей, несмотря на то что есть речевые ошибки. Вам удалось полно раскрыть тему текста с приведением уместных примеров, которые вы попытались проанализировать в соответствии с критериями ИС.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

анализ произведений получился развернутым, этого достаточно для понимания ваших мыслей. Есть небольшая фактическая неточность:

рассказ Анатолия Георгиевича Алексина «Безумная Евдокия»

повесть

К3 (логика и композиция) + 1 балл

отлично прослеживается логическая связь предложений внутри абзацев и абзацев в тексте. Микровыводы и прямые ответы на поставленный вопрос структурируют ваш текст и делают его максимально понятным. Здорово!

К4 (речь) + 1 балл

как понимал, что совершил роковую ошибку, он понимал,

речевой повтор

у которых есть несовершеннолетняя дочь, которую

речевой повтор

Оля сама того не желая заставила свою мать

избыточность: и так понятно, что речь идет об Олиной матери, местоимение лучше убрать

Оля сама того не желая заставила свою мать переволноваться, когда ее дочь ушла

речевая несочетаемость: чья дочь? мамина или Олина. когда личное местоимение можно расценивать заменой сразу двух существительных, его лучше убирать. М.б.: Оля, сама того не желая, заставила  Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ переволноваться, когда ушла с места …

ушла с места боевой деятельности

несочетаемость: то есть Оля участвовала в боях. Здесь нужно с места боевых действий

с места боевой деятельности, где они были всем классом.

несочетаемость: как будто они с классом ходили туда, где идут боевые действия. В таких случаях лучше указать каких времен были действия: с места боевых действий времен Великой Отечественной войны, куда они ходили всем классом.

попытался довести до читателей

недостаточность: попытался донести что? мысль о том, что …

К5 (грамотность) + 1 балл

Орфография

Орфографических ошибок нет. Замечательно!

Пунктуация

делает хотя бы одно неверное действие, из-за незнания каких-либо внешних обстоятельств

запятая не нужна

но в один момент тот, что шел первым внезапно оступился

нужна запятая, закрывающая придаточное предложение в составе СПП

от сильного испуга, недолго думая выхватил нож

недолго думая можно воспринимать как фразеологизм со значением быстро, и тогда выделять запятыми не нужно, а можно как деепричастный оборот, тогда должно быть две запятые.

страх, порой, и является главной

, порой, сильная родительская

слово порой выделять не нужно, это наречие

доказывает, что за свое существование человек не может ни разу не оступиться, и, что страх, порой, и является главной причиной

СПП с однородным подчинением придаточных, нужно убрать все запятые при связке одного придаточного с другим, соединенным союзом и. Д.б.: доказывает, что за свое существование человек не может ни разу не оступиться  Ð¸  Ñ‡Ñ‚о страх  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся главной причиной…

Также, в качестве второго аргумента

запятая не нужна, слово не является вводным

Оля сама того не желая заставила

выделяем деепричастный оборот с двух сторон запятыми

однако, все люди способны учиться на своих и чужих промахах.

однако здесь не вводное слово, а союз, синонимичный но, выделять с двух сторон не нужно

Грамматика

семью, у которых

у которой — семья в ед.числе

Итак,   ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует повторить правила пунктуации

Удачи!

  • Сочинение война в жизни моей семьи
  • Сочинение война и мир семья курагиных
  • Сочинение война и мир светское общество в романе война и мир
  • Сочинение возможно ли примирение отцов и детей по роману отцы и дети
  • Сочинение вновь я посетил пушкин