(670 слов) Лев Николаевич Толстой является одним из самых ярких писателей «золотого века» в русской литературе. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь в них автор затрагивает важные и вечные темы. Одной из них является тема семьи. Для самого писателя семья представляет высшую ценность. Именно поэтому положительные герои Толстого не бывают одинокими. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается тема семьи в роман-эпопее «Война и мир». Автор сосредоточил свое повествование вокруг трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Чтобы понять, какие качества он выше всего ставит в социальных институтах, нужно охарактеризовать оба семейства.
Илья Андреевич — глава семьи Ростовых. Человек с доброй и щедрой душой, который обожает свою супругу и детей. Также герой отличается своей душевной простотой, из-за чего он не способен вести хозяйство. Так, большая семья оказывается на грани разорения. Однако добрая душа Ростова не позволяет ему в чем-то отказать домочадцам. Герой ведёт роскошный образ жизни и безотказно оплачивает долги своего сына. Основной принцип этой семьи — дети должны почитать родителей, а родители должны уважать детей. Читателю нетрудно заметить, насколько отзывчивой и доброй является семья Ростовых. Ведь члены этой семьи всегда готовы протянуть руку помощи. Неудивительно, что у них много друзей. Именно эти люди вырастили и воспитали настоящих патриотов своей страны — Петю, Николая, Наташу. Верные своим убеждениям Ростовы достойны подражания. Безусловно, уважения заслуживает поистине благородный поступок Наташи Ростовой, когда главная героиня уговорила родителей увезти из осажденной Москвы не ценности, а раненых солдат. Ведь для Ростовых доброта превыше всего. Они готовы даже остаться без гроша в кармане, но при этом совершить благородный поступок. Наташа Ростова вообще является одной из самых любимых героинь писателя. Ведь это девушка с естественной и открытой душой. По мнению Толстого, героиня воплощает в себе идеал русской женщины. И главную роль в ее формировании сыграли родители. Таким образом, именно Ростовы олицетворяют представление автора об идеальной семье. Благодаря ее описанию, читатель понимает, насколько важен этот социальный институт в жизни каждого человека.
Семья Болконских несколько отличается от семьи Ростовых. Мужчины в этом роду служат на военном поприще, а каждая женщина является талантливой и одухотворенной личностью. Болконские — это сильные люди, наделенные умом и волей. Глава этой семьи — Николай Андреевич, человек с достаточно резким характером. Однако и жестоким его назвать нельзя. Он строг, но справедлив. Николая почитают, уважают и даже немного побаиваются его собственные дети. Герой высоко ставит умных и образованных людей, поэтому он всеми силами пытается привить детям эти качества. Андрей Болконский унаследовал от отца прекрасные качества: ум, благородство, гордость, решительность. На долю этого персонажа выпало немало испытаний и трудностей, которые привели к его духовному преображению. В конце своей жизни Болконский все же понял свое истинное предназначение и смысл жизни. Именно тогда герой осознал, что счастливым можно стать только тогда, когда с тобой рядом находятся родные и близкие люди. Сестра Болконского, Марья, будучи внешне непривлекательной, отличается прекрасной душой. Она верит в Бога и выполняет все его заветы: помогает бедным, сносит без ропота все обиды, держит себя скромно и все свое сердце отдает любви. Автор показывает, как эта хрупкая и романтичная девушка терпит все грубости отца, не переставая его искреннее любить. Она приносит в жертву семье свои желания и потребности и не просит ничего взамен. Таким образом, дети Николая унаследовала от него самые лучшие качества, но не переняли грубость и властность своего отца. Марья и Андрей Болконские способны развиваться духовно, потому что они способны на искреннюю и чистую любовь.
Семья Курагиных является полной противоположностью двух рассмотренных семей. Князь Василий отличается алчной и лицемерной натурой. Для героя важнее всего деньги, власть и общественное положение. Он не любит семью и постоянно жалуется на детей, которые дорого ему обходятся. Но дети лишь являются точной копией отца. Ипполит, Анатоль и Элен, будучи внешне привлекательными людьми, являются пустыми и бесцельными внутренне. Они поглощены жаждой наживы, роскоши, признания, поэтому не имеют никаких духовных ценностей. В их доме мать завидует дочери, а сын разоряет отца. По мнению писателя, эта семья символизирует мир «светской черни». А Толстому до глубины души были неприятны такие люди.
Можно утверждать, что тема семьи является одной из главных тем знаменитого произведения Льва Толстого. Автор мастерски показал, как воспитание героев влияет на их дальнейшее мироощущение, отношение к людям и духовным ценностям.
Автор: Виктория Комарова
(843 слова) Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стал одним из выдающихся произведений мировой литературы, потому что русский писатель затронул очень важные и актуальные темы. Так, листая страницы данного произведения, читатель может осмыслить нравственные проблемы, а также историко-философские вопросы. Основной можно назвать проблему смысла жизни отдельной личности и ее значение в истории человеческой цивилизации. В своем произведении Лев Николаевич показывает, как главные герои пытаются найти свой смысл жизни и свое предназначение. Рассмотрим подробнее, как в романе-эпопее «Война и мир» писатель раскрывает эту проблему.
Демонстрируя нравственные поиски персонажей романа, автор ищет ответ на вопрос, как правильно нужно определять приоритеты в жизни, используя силы в необходимом направлении. Для этого Лев Толстой показал современное ему общество и разделил его представителей на два лагеря. Первую группу людей составляют те, кто все время пребывает в поиске смысла жизни. Их не устраивают общепринятые правила, они постоянно стремятся к развитию и совершенству. Вторая же группа людей состоит из тех, кто спокойно плывёт по течению жизни и довольствуется плодами своей безнравственности и деградации.
В образах Андрея и Марьи Болконской, Николая и Наташи Ростовых, а также Пьера Безухова писатель воплотил самые благородные черты дворянского общества. Худшие качества читатель видит в образах Бориса Друбецкого, Курагиных, полковника Берга и других представителей светской среды. Вторая группа персонажей свой смысл жизни видит в накоплении богатства, которого можно достичь с помощью удачного брака, выгодного служебного положения или выигрыша в карты, ведь представители высшего общества ничего, кроме долгов, не производят и денег не зарабатывают. Безусловно, они умеют рассуждать о политике, патриотизме, нравственности, однако на самом деле их не интересуют данные понятия. Их круг интересов ограничивается карьерным ростом, личным благополучием и накоплением состояния. Например, Василия Курагина уважают многие в светской среде, однако все его мысли заняты заботами о выгоде для себя. Так, герой думает, как бы определить «дурака» Ипполита в Вену, а бесчувственную Элен удачно выдать замуж? Чтобы увеличить свое состояние, Курагин способен «продать» собственную дочь и похитить завещание Пьера Безухова. Он готов на любую подлость ради осуществления своих целей. Весьма не удивительно, что данная черта передалась и детям. Так, хитрая Элен продаёт свою красоту, а Ипполит и Анатоль за чужой счет ведут роскошный образ жизни. Таким образом, выдающийся писатель в своём произведении показывает, насколько эгоистичными и невежественными являются представители «благородного» сословия. Все их мысли и высказывания являются фальшивыми. Такие люди в самые тяжёлые для страны минуты показывают лишь свою трусость. Для них нет ничего святого. Почему? Потому что свой смысл жизни они ограничивают примитивным паразитизмом.
Совсем по-другому относятся к жизни герои произведения, которым автор симпатизирует. Так, например, Наташа Ростова сразу же привлекла к себе внимание читателей благодаря своей искренности. Наташа Ростова является одной из любимых героинь Льва Толстого. В ее образе автор воплотил самые лучшие качества: доброту, милосердие, отзывчивость, заботливость, способность искренне любить. Данная героиня смогла сохранить свою душу чистой и любящей. Наташа Ростова понимает чужую боль и старается только хорошие поступки. Смыслом ее бытия является семья. В финале она посвятила себя мужу и детям, создавая их благополучие и счастье.
Таким же добродушным является и Пьер Безухов. Этот герой был вынужден преодолеть немало испытаний, чтобы понять свой смысл жизни. Автор уважает Безухова за то, что он сумел, несмотря на свой робкий характер, победить страх и научиться управлять судьбой. Пьер Безухов не боится перемен в жизни, он не боится совершенных им ошибок. Ведь все поступки герой совершает от чистого сердца и доброй души. В переломные для страны мгновения персонаж показывает себя настоящим героем. Почему? Потому что смысл жизни Пьера — это благополучие и процветание России. Начиная со своей семьи, своих крестьян, он преображает страну. В финале его деятельность становится шире: он вступает в тайное общество, которое готовит реформы для всего государства.
Несколько отличается путь к истине у Андрея Болконского. В начале произведения Андрей Болконский недоволен светскими нормами поведения, но имеет такой же стимул к жизни — славу и признание других. Андрей живет не для себя, не для близких, а для истории. Преследуя свои тщеславные стремления, главный герой рвётся на войну. Участие в военных действиях заставляет персонажа посмотреть на мир иначе. Болконский, сближаясь с простыми людьми, вдруг осознаёт, насколько никчемны его мечты. По ходу повествования он пробует себя и в политике, и в любви, и в управлении имением. Смысл бытия он обрел в любви ко всему тому, что его окружает. За это он и отдал свою жизнь.
Не менее прекрасным является образ Марьи Болконской. Девушка искренне верит в Бога. Именно с этой верой героиня идёт по жизни, она ей помогает справляться со всеми трудностями. Ее смысл бытия заключается в нравственном самосовершенствовании и заботе о семье. Героиня даже ведет отчет, превращая воспитание детей в полноценную работу на пользу обществу.
В образе Николая Ростова автор воплотил щедрого, сильного, гордого и благородного мужчину, который честно выполняет свой долг по отношению к семье и Родине. Его смысл жизни заключается в обеспечении семьи (он хочет оставить детям большое наследство, чтобы им не пришлось также сложно, как ему) и в защите Родины (в случае необходимости Ростов готов бороться с любыми опасностями, угрожающими России).
В своем произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой затронул очень важную проблему смысла жизни и человеческого предназначения. Автор хотел донести до читателя простую истину: очень важно найти свой истинный смысл жизни и познать самого себя.
Автор: Виктория Комарова
Сочинения о войне трех школьников из Коми попали в число лучших по стране, сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми.
Подведены итоги федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». Его участниками стали победители региональных этапов. В Коми региональный этап прошел с 15 февраля по 10 марта 2021 года. Его участниками стали 106 школьников и студентов из всех муниципальных образований республики.
Победителями и призерами Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» в 2021 году стали 39 финалистов. В их числе три школьника из Коми:
-
Ксения Кирова, учащаяся 8 класса Гимназии им. А. С. Пушкина г. Сыктывкара, победитель (наставник — Мирончева Галина Николаевна);
-
Илья Карманов, учащийся 5 класса средней общеобразовательной школы № 7 г. Сыктывкара, призёр (наставник – Экк Ирина Андреевна);
-
Анастасия Лобанова, учащаяся 11 класса Чернутьевской средней общеобразовательной школы, Удорский район, призёр (наставник — Селиванова Анна Николаевна).
В статусе призёров конкурса ребята приглашены на торжественные мероприятия в честь Дня Победы, которые пройдут в Москве.
Ксения Кирова стала победителем в номинации «За вклад в сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны». Ксения написала сочинение — рассказ «Монолог солдата» от лица своего прадедушки, красноармейца Семёнова Николая Ивановича. В 1941 году он погиб под Смоленском. В 2017 году был найден поисковым отрядом, опознан по солдатскому медальону и захоронен с воинскими почестями на своей малой Родине в Витебской области Республики Беларусь. Спустя 76 лет, солдат вернулся домой с войны.
«Ну, всё, пора», — поцеловав в обе щёки молодую жену, девочек в макушку, я побежал за составом. Уже стоя на подножке вагона, видел, как на перроне махала мне вслед ненаглядная Фёклушка. Дочка тянула маму за ситцевую юбку прочь от места, где все плачут. Я смотрел на них и старался запомнить запах нежных детских волос. И в тот момент, когда я принял свой последний бой в смоленских болотах, в последнюю секунду свой жизни мне причудился такой родной запах моей, казалось, уже далёкой мирной жизни…»
Для сочинения Илья Карманов выбрал тематическое направление «Биографии участников боевых действий или работников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Публикуем отрывок из сочинения конкурсанта «Орденом Славы III степени награждается…»:
«Здесь, на этом болоте, приняла мать сыра земля лучших своих сыновей. А он еще жил и дышал. Он знал, что не может пошевелиться, не то, что встать и идти… Но ещё лучше он усвоил одно главное правило: здесь, на войне, надо жить. Жить, несмотря ни на что. Жить во имя своих однополчан, тех, кто полег здесь, в этом болоте вдали от своих родных очагов. Жить ради живых, что готовятся нанести по врагу новый сокрушительный удар. Жить, дышать – вот теперь его приказ, данный самому себе. Надо открывать глаза…».
Анастасия Лобанова также для сочинения выбрала жанр «рассказ». Тематическим направлением стало «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника конкурса». Публикуем отрывок из сочинения на тему «Эхо войны»:
«И вновь голос Веснушки прерывает мои воспоминания:
— Васенька, вот уже и ноябрь на дворе, а от тебя было всего два письма. Что же ты не пишешь? Девочки наши растут. Я с ними хожу на берег реки, на наше место. Но времени гулять совсем нет. Утром бегу на ферму, а вечером и печки топить надо, и детей накормить, и постирать. Хорошо, что соседи помогают. А я им, старикам, то полы помою, то в огороде подсоблю. Забор-то наш, Васенька, покосился. Но я сама его починила. Чиню и плачу. Не от того, что трудно, а от того, что любимого хозяина рядом нет. Но ты за нас не волнуйся, себя береги. Знай, что мы тебя очень ждем».
Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» проводится под эгидой Президента Российской Федерации, администрации Президента Российской Федерации, при учредительстве Министерства Просвещения Российской Федерации.
В конкурсе принимают участие учащиеся трех возрастных групп: 5-7 классы, 8-9 классы, студенты образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования до 18 лет (включительно).
В конкурсных сочинениях участникам Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» этого года предлагалось рассмотреть один из вопросов, связанных с сохранением и увековечением памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов:
– отражение событий Великой Отечественной войны в истории субъекта, города или населённого пункта Российской Федерации;
– история создания мемориала или музея Великой Отечественной войны;
– Великая Отечественная война в истории семьи участника конкурса;
– биографии участников боевых действий Великой Отечественной войны или работников тыла в годы Великой Отечественной войны;
– творчество писателей-фронтовиков Великой Отечественной войны и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны;
– музыкальные произведения, книги, документальные и художественные фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны или посвящённые Великой Отечественной войне;
– деятельность поисковых отрядов и волонтёрских организаций и участие молодёжи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне.
Федеральным оператором конкурса является Московский педагогический государственный университет.
Подробнее о региональном этапе конкурса по ссылке.