В современном мире одной из главных проблем является, конечно же, экологическая проблема. Нужно отметить, что без исключения, в каждом районе нашей большой страны есть свои экологические проблемы. Именно поэтому одним из самых болезненных и самых актуальных проблем становится тема экологии.
Конечно же, решать данные проблемы лучше всего в каждом районе непосредственно. К сожалению, на улицах, в парках, в леса и так далее очень много мусора, который мало того, что засоряет окружающую среду, так ещё и портит эстетический вид окружающей местности.
Но, есть приятная сторона, к счастью сегодня люди стараются активно бороться с данной проблемой и очищать природу от различных загрязнений. Поэтому некоторые районы являются экологически чистыми. Нужно отметить, что более маленькие по площади районы являются более чистыми, так как в них гораздо легче навести порядок и поддерживать хорошую экологическую обстановку, а вот в более крупных районах гораздо тяжелее следить за данным порядком.
Помимо очистки от мусора окружающей среды, так же очень важно чистить реки, озера и пруды, в которых со временем так же появляются различные загрязнения.
Очень важным пунктом является и очистка воздуха в районах, решить эту проблему можно с помощью посадки новых деревьев, кустарников и так далее.
И так, как вы понимаете, основная проблема экологии каждого из районов нашей страны зависит от жителей каждого конкретного района. Поэтому если вас не устраивает экология вашего района, задумайтесь, может быть, вы сами ухудшаете состояние, оставляя различный мусор, сливая в водоемы различную загрязняющую жидкость и так далее. То есть, проще говоря, чистота каждого района зависит исключительно от каждого конкретного человека, только если каждый может следить за самим собой, то экология будет естественно улучшаться, а не наоборот.
Вариант 2
Экология моего района… она есть! К счастью, мои родители выбрали жить за городом. Там новые дома трехэтажные, кирпичные. Все симпатично. Рядом с нашим домом – лес. Есть спортивная и детская площадка. В лесу можно проводить пикники – есть специальные места. И еще можно ходить и бегать по дорожке в лесу. Она асфальтирована, вечером там горят фонари.
У нас спокойней, конечно, чем в городе. Машин немного, есть стоянка. У нас чистый воздух и поют птицы… Мне нравится! Правда, сюда пока не ходят автобусы. Не все таксисты знают, где наш квартал. Тут пока нет магазинов, но нужно просто все покупать заранее.
Люди тут живут молодые, практически все бодрые и веселые. Нет бабушек у подъездов, нет алкашей…
Единственная проблема, что есть сложности с вывозом мусора. Большой бак, куда все скидывают полные мусорные пакеты, не всегда успевают вывезти. Несколько раз (на выходных) его поджигали. Фу! Весь район заполнялся вонючим дымом – это было ужасно! И наверное, хулиганы думали, что даже делают доброе дело, ведь они освобождали бак. Но это, конечно, очень глупо. Надеюсь, что их наказали, а мусор будут вывозить без перебоев.
Еще была проблема с бездомными собаками. Они раньше работали и жили на стройке – охраняли. Когда все построили, то собак бросили, а у них уже дети. И стали они все слоняться по району. Но их добрые люди переманили на другою стройку, там устроили, их осмотрел ветеринар. В общем, им повезло.
Больше проблем пока, вроде бы нет. Жители создают клумбы у подъездов — у кого лучше. Деревья, которые могут упасть, спиливают.
Вот, экологию нужно всегда поддерживать, как и порядок дома.
Из года в год человечество делает свою жизнь все более комфортной, окружая себя полезными вещами, создавая технологии, механизмы, новые вещества и т.д. И это, безусловно, хорошо, ведь прогресс и развитие являются важными составляющими нашей жизни. Но у этой медали есть обратная сторона, и она кроется в планомерном уничтожении растений, животных, загрязнении воздуха, вод и грунта. Заводы, фабрики и автомобили выбрасывают в атмосферу бесчисленное количество газов, разрушая тем самым озоновый слой, который защищает нас от солнечной радиации. Они делают воздух непригодным для дыхания, а кроме этого еще и сбрасывают нечистоты в реки и моря.
В биологии человеческий вид называется «человеком разумным», но если посмотреть на то, что он делает с окружающей средой, в этом возникают сомнения. Ни одно другое существо на планете не в состоянии так загрязнить Землю, как мы.
Радует одно – есть еще люди, которые объединяются в общественные организации и становятся на защиту нашего общего дома. Однако если посмотреть новости, то становится ясно, что их усилий явно недостаточно. Леса все также продолжают вырубаться, моря загрязняются, а чистого воздуха становится все меньше и меньше. О вымирании видов даже не говорю. Неужели новая модель телефона или авто стоит безвозвратно потерянных лесов или тысяч людей, заболевших раком из-за загрязненной воды, воздуха и радиации? Уверен, что нет.
Единственная надежда остается на то, что сейчас ведутся разработки более экологичных материалов, удобрений и веществ. Но в нашей стране она, к сожалению, пока в зачатке.
План
1.Место моего рождения
2.Люблю тебя, родной край
3.Это мое богатство
Я родился в небольшом сибирском городке. У нас нет огромных многоэтажек, зато есть маленькие домики и уютные скверики. В этих парках растут сосны, березы и кусты сирени. Я так люблю гулять по парку, особенно весной, когда пахнет распустившейся сиренью.
Именно мой городок е есть для меня родной край. Маленькое озеро, на берегу которого интересно наблюдать за лебедями, а иногда там плавают пеликаны. Узкие улочки, по которым спокойно ездят машины. Яблонька, что растет за моим окном, дарит волшебный аромат, когда цветет, а осенью дарит чудесные золотистые яблочки.
Я люблю все это всем сердцем. Мой городок- это мое богатство, мой дом. Я его никому не отдам.
Мой край родной 4 класс
План
1.Красота родного края
2.Тайное место
3.Почему природу нужно беречь
У каждого из нас есть родные просторы. Это поля, луга, леса, горы, озера и реки. Мы восхищаемся их красотой, пишем с них картины, сочиняем о них стихи и музыку. Мы любим их, потому что выросли среди всего этого.
В моих краях есть особое место, которое известно только мне. Это верхушка старого тополя на самой окраине села. С нее хорошо видно и мой дом, и поля и леса, и даже верхушки городских электрических столбов. А еще там видны облака, они особенно большие. Кажется, что их можно потрогать. Я никому не говорю об этом месте. В прошлом году этот тополь хотели спилить, чтобы построить очередной магазин. Но мы с ребятами не дали, даже митинг организовали. И тополь остался.
Нужно беречь каждый уголок природы в наших родных краях, ведь он может быть чьим-то укромным местечком.
Мой родной край 7 класс
1.Родной край и его значение
2.Какой он мой родной край
3.Когда поет душа
Как много значат для человека родные края, хотя, мы даже не думаем об этом. А ведь многие поэты говорят нам об этом в своих чудных стихах. Творчество Есенина, Пушкина, Некрасова описывает красоту родных просторов. У всех она разное, и это верно – ведь не бывает так, чтобы все мы смотрели на мир с одной стороны. Главное, что в одном все авторы сходятся – родные края это не только возможность вдохновения, но и те места, которые формируют человеческую личность.
Наверное, я в этом случае похож на Есенина. Ведь окружают меня ветхие избушки, свежескошенные копны сена, стены крапивы, бесконечная голубизна небес и протяжное курлыканье журавлей. И я счастлив, жить в этих местах, ходить по траве-мураве, глядеться в зеркала луж. Я рад быть частицей всего это, ведь и оно проникает в меня, несомненно. Именно здесь дома, в родных просторах я чувствую истинную радость.
Сам не знаю от чего, но могу радоваться каждому стрекотанию кузнечика, блеску росинок, чириканью воробьев. Моя душа поет при виде знакомой акации, так изящно обвившей родной дом. Я люблю свой край, мой родной край.
Мой родной край 5 класс
План
1.Что такое Родина
2.Любовь, как к матери
3.Истинная слабость человека
Что такое Родина? Гордо произнесенное кем-то слово, семья и дом, которых нет дороже. А для меня Родина –это еще и природа, окружающая меня с самого раннего детства. Вкус земляники, прелый запах грибов, снежные сугробы, на ветках соседней ели.
Любовь к матери мы испытываем не осознанно, мы рождаемся с эти чувством, оно происходит из благодарности ей за подаренную нам жизнь. Родину стоит любить так же! Ведь она, подобно матери, окружает нас заботой ежечасно. Нет в доме еды, можно наловить рыбы, набрать дикой малины, вырастить пшено и намолоть муки. Начался проливной дождь, а зонта с собой нет. Не беда, крона родной березки защитит тебя от ненастья.
Именно родные просторы дают тебе силу и физическую и духовную. Без Родины человек слаб. Душа его пуста и одинока. Он, как заблудившийся листок в стихотворении Лермонтова, никому не нужен. Да и ему, если честно, чужие края становятся постылыми. Без Родины все мы погибнем.
Мой родной край 9 класс
План
1.Душевное богатство
2.Богатство природы
3.Любовь к родному краю
Человек – существо вышедшее из природы и, как не парадоксально, все сильнее нуждающееся в ней. Даже сегодня, в век инновационных технологий, среди зеркальных высоток, мотков электросетей, шоссе и мостовых, человек все же старается втиснуть хотя бы маленький кусочек чего-то зеленого, живого, такого родного, в чем нуждается его душа. Именно в этом маленьком мирке человек чувствует себя по-настоящему свободным.
С самого младенчества нас окружает природа. Березка за окном меняющая свои наряды, в зависимости от времен года, лесок, в который ты ходишь за грибами и ягодами, поля, колосящиеся в знойный августовский полдень золотыми колосьями. Ты прикипаешь ко всему этому всем своим существом, и понимаешь, что тебе просто необходимо быть частью всего этого, хоть разочек заглянуть в лесок и обнять березовый стан, следуя примете, которая говорит о том, что дерево обязательно поделится с тобой своей силой. Затаить дыхание, разглядывая ночное небо, и услышать стрекотание кузнечика, робкое жужжание пчелы над распускающимся яблоневым бутоном. С нетерпением ждать прилета скворцов, которые по прибытии тут же начинают обустраивать ветхий скворечник, а для тебя это событие будет сигналом того, что вот она – пришла настоящая весна. Все это делает тебя самим собой, полным, единым с этим прекрасным мирозданием.
Как это не парадоксально звучит, любовь к Родине невозможно воспитать в человеке, он рождается с этим чувством, приобретает его частички с материнским молоком на губах. Он сначала влюбляется в траву, в которую так мягко падать, когда первые шаги еще такие неуверенные. Вот отсюда, кстати, и рождается чувство патриотизма. Закрывая себя в каменные дома, прячась за стеклянными витринами, человек лишается воздуха, конечно, не в прямом смысле, а того воздуха, который дает ему возможность дальнейшего развития. Необходимо сохранить в себе и взрастить в своих детях чувство любви к родному краю, от этого будет зависеть не только состояние нашей планеты, но и будущее всего человечества.
Цели занятия: Сформировать представления несовершеннолетних о
водоемах нашего края.
Задачи занятия:
Обучающие:
·
Активизация
имеющихся знаний детей о водоёмах в Краснодарском крае;
·
Отработка
умения внимательно слушать и давать чёткие и конкретные ответы на вопросы
воспитателя;
·
Формирование
навыков общения и совместной деятельности;
Коррекционно – развивающие:
·
Развивать
творческое мышление, воображение детей через обратную подачу материала;
·
Развитие и
коррекция произвольного внимания, воображения;
·
Коррекция
нарушения речи, обогащение словарного запаса.
·
Способствовать
развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные:
·
Воспитывать
эмоционально — волевые, нравственные качества личности ребёнка;
·
Воспитывать любовь к
природе, культуру поведения в местах отдыха на лоне природы.
Оснащение: мультимедийный проектор, фильм –
презентация о водоемах, физическая карта Краснодарского края, памятки о
водоемах края, схемы “Значение водоема”, плакаты об охране водоемов.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
День
и ночь оберег бьётся
Из него воды
не пьётся.
Потому что
не вкусна-
И горька, и
солона.
Чуть дрожит
на ветерке-
Лента на
просторе,
Узкий кончик
в роднике,
А широкий
в поле.
Слайд вода – 1.
— Сегодня мы с вами будем говорить о
чем-то очень важном и необходимом для жизни любого живого организма. Это
находится повсюду — и в тебе, и во мне, и вокруг нас.
СЛАЙД 2. – клетки кроссворда.
Чтобы тему
занятия узнать, кроссворд нам надо разгадать.
Предлагаю его
вашему вниманию.
Сформулировать цель занятия.
II. Основная часть.
Слайд 3. – водоёмы.
Воспитатель : — Да, сегодня мы будем говорить о воде, как
о нашем богатстве, о водоемах, где находятся пресные запасы воды. Другими
словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.
(Ресурсы — означает в переводе с французского “имеющиеся в
наличии запасы, средства, которые используют при необходимости”.)
— На какие две
группы делятся все водоемы?
ВОДОЁМЫ
служат для перевозки грузов, ловли рыбы,
отдыха людей. Они бывают естественными и искусственными.
— Назовите
естественные (искусственные) водоемы.
Естественные
– моря, реки, озёра, плавни,
лиманы.
Искусственные
— водохранилища, каналы, пруды.
— Какая вода на
вкус в водоемах?
2. Работа
по карте.
Слайд 4.
– карта водных ресурсов.
— Ребята,
посмотрите на карту, как по карте мы можем определить водоемы? (Водоемы
на карте обозначены голубым цветом).
— Какие естественные водоемы
есть в Краснодарском крае?
Cлайд 5 – 6. Чёрное море.
Моря :
Чёрное
море – огромный водоём с соленой водой. Он богат растительным и животным
миром. Черное море очень тёплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное,
бурное. Во время шторма вода действительно становится чёрной. Но на глубине
200 метров оно заражено сероводородом, и глубоководных рыб там нет.
Красота побережья
и тёплый климат привлекают сюда Людей со всей страны. Здесь построено много
санаториев, домов отдыха.
Что вы можете рассказать о Черном
море? (см. Памятку)
Памятка.
ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море
Атлантического океана у берегов России, Украины, Грузии, Турции, Румынии,
Болгарии. Омывает Краснодарский край от мыса Тузла до р. Псоу на границе с
Грузией. Керченский пролив соединяет Ч.м. с Аз. морем. Пл. Ч.м. 422 тыс. кв.
км. Наибольшая глуб. 2245 м. С.-зап. берег низменный,
остальные — высокие и большей частью крутые. Относится к числу теплых, летом
темп, достигает +28°, а зимой в центр, части не превышает +6°С. В пределах края
в Ч.м. впадает около 200 рек. На глубине 150 — 200
м вода содержит сероводород, концентрация которого у дна достигает 11-14 мг/л.
Животный и растительный мир. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль,
осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы
(черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли.
Слайд 7 – 8.Азовское
море.
Азовское
море – море с пресной водой.
Оно меньше Чёрного в 11 раз. Очень мелкое. В самых глубоких местах глубина не
больше 14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В прогретой солнцем воде быстро
растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Поэтому
рыбы в Азовском море много. Её здесь ловят почти круглый год.
— Расскажите об Азовском море. (см.
Памятку)
Азовское море омывает берега территории К. края на с.-з. Пл.
38 тыс. кв. км. Объем 320 куб. км. Дл. (от Арабатской стрелки до устья
Дона) — 360 шир. — 175 км (от Темрю-ка до Белосарайской косы). Г луб. 7 — 14
м. Воду А.м. опресняют Дон, Кубань, Челбас, Ея и др. степные реки. В ней
мало солей, поэтому море легко замерзает на 1-2 месяца. Среднегодовая темп,
воды на с. +11 °С, наю. +12 °С. Летом у берегов вода прогревается до 32 °С.
Течение зависит от ветров, из которых наибольшей силой отличаются ю.-зап. и
с.-вост. При продолжительных с.-вост. ветрах А.м. мелеет, так как много
поверхностной воды уносится через Керченский пролив в Черн. море. Прозрачность
вод А.м. низкая, неодинаковая в разных его р-нах и колеблется в пределах от 0,5
до 8 м. А.м. — уникальный водоем по объему рыбных запасов. Мелководность,
хорошая прогреваемость вод, а также низкая соленость создают благоприятные
условия для развития растительных и животных организмов, служащих кормом для
разных видов рыб (сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые).
Слайд 9 – карта.
Воспитатель: — Что вы знаете о морях Краснодарского края?
Обратите внимание на очертание береговой линии этих морей, что вы можете
сказать? (Черное море имеет малоизвилистую береговую линию всего с двумя
удобными бухтами: Геленджикская и Новороссийская. Береговая линия Азовского
моря изрезана, имеет множество лиманов и заливов).
— Какая из них длиннее, узнайте по
карте.
— А сейчас мы с вами поговорим о других видах
водоемов. Вы узнаете их, отгадав загадку — шараду:
Слайд 10. – озеро Абрау.
Начинается на “О”,
Оно в горах встречается,
Нигде не повторяется
И кончается на “О”,
Значит это … (озеро)
Озеро – большое природное углубление (замкнутый
водоем) заполненный водой.
— Найдите на карте озера.
— Сколько в крае
озер?
— Где расположены
большинство озер?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А попробуйте
расшифровать название ещё одного озера. Он находится на Таманском полуострове.
Недалеко от озера Абрау есть озеро
Дельфинье. Это озеро приспособлено для показа аттракциона с морскими
животными. Вода в нем соленая, глубина 7
метров. В 1983 году здесь сооружен дельфинарий, который работает в летнее
время. Кто из вас был там? Что можете рассказать?
— На карте найдите озера. Где
расположено большинство озер? (В горах). — Попробуйте их охарактеризовать (они
холодные, потому что “питаются” тающими снегами).
Всего в нашем крае 204 озера.
— Самые большие из них (Абрау,
Ханское, Чембурское, Кардывач)
Слайд 11.
Голубицкое озеро – памятник природы. Расположено на побережье
Азовского моря около ст. Голубицкой.
Это небольшая морская лагуна длиной
около 600 м и глубиной до 2 м.
Отделено от моря песчано – ракушечной
пересыпью шириной 200 м и высотой 1,5 – 2
м. При сильных морских ветрах штормовые волны перекатываются через пересыпь,
пополняя лагуну морской водой.
Почти все дно озера покрыто лечебной
грязью, содержащей бром, йод .
Слайд 12.
Глубина озера Соленое 10
см. Летом вода исчезает, а высохшая поверхность окрашивается то розовым, то
голубым цветом. Это корка поваренной соли. Но если по ней пройти, то тотчас
провалишься в полуметровый пласт целебной грязи. После дождя или шторма в
Черном море озеро Соленое пополняется водой .
— Переходим к следующему виду
водоемов.
С гор сбежала без оглядки, С
ручейком играла в прятки, Широка и глубока — это быстрая …. (Река)
Слайд 14. – река.
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением
по руслу от истока к устью.
— Охарактеризуйте реку, описанную в
загадке.
В нашем крае есть такие реки? Найдите
их на карте.
— А как вы думаете, какие еще реки,
кроме бурных, стремительно несущих свои воды, есть в Краснодарском крае?
— Найдите равнинные реки на карте
Краснодарского края. Откуда берут начало эти реки?
— Почему, несмотря на то что реки
берут начало в горах, характер у них спокойный? (Хотя истоки этих рек находятся
в горах, но они протекают по северным склонам гор, которые более пологие, чем
южные, а протекая но равнинной части края, они совсем успокаиваются).
— Что является источником рек
Краснодарского края?
(Родники, атмосферные осадки, тающие снега, ледники).
— Физминутка электронная для
глаз.
Слайд 15.
На Белой построены две ГЭС
(Майкопская и Белореченская. Зимой река Белая замерзает на 1 – 2 месяца. На
реке расположены два города – Майкоп и Белореченск.
Слайд 16. – река Кубань.
Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.)
На западном склоне Эльбруса, началом
реки считается место слияния рек Уллукам и Учкулам, вытекающих из под
ледников.) Длина ее около 700км.
— Назовите основные притоки Кубани.
(Белая, Пшиш, Уруп, Лаба, Псекупс,
Афипс).
— На карте найдите притоки реки
Кубань. Cравните притоки: какой из них самый длинный? Какой — самый короткий?
Слайд 17. На территории республики Адыгея есть очень
красивый природный объект – водопады Руфабго.
Водопады ущелья Руфабго. – в
Адыгее.
— Изученные нами водоемы называются
естественными. Почему? Существуют также искусственные водоемы, почему они имеют
такое название?
— Какие искусственные водоемы есть на
территории Краснодарского края? Посмотрите на карту. Какие водохранилища вы
можете назвать? (Краснодарское, Варнавенское, Крюковское, Шапсугское).
Слайд 18.
— Какие еще водоемы относятся к
искусственным? (Пруды,
каналы) Найдите на карте пруды. (Это сделать нельзя, так как они очень
мелкие, масштаб нашей карты не позволяет их изобразить, хотя они расположены
повсеместно, практически на всех реках).
III. Физкультминутка
Слайд 19.
Мы немного отдохнем, встанем,
глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорее в море, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать! Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс и продолжим наш рассказ.
Слайд 20.
Лиманы -это мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не
стоячая. В переводе с греческого языка слово лиман обозначает озеро, болото,
залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют.
Почему?
— Лиман это настоящий рай для
водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них
здесь и круглосуточно работающая “столовая”.
Слайд 21.
— Долина лотосов
Слайд 22.
При впадении в Азовское море степные
реки образуют плавни. Найдите на карте плавни. Это заболоченные земли.
Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И
только миллионы лягушек, этих “кубанских соловьев”, перед дождем или по вечерам
нарушают тишину своим оглушительным концертом.
В крае плавни занимают площадь в
380 га. Образовались в результате разлива рек, скопления дождевой воды в
низменных местах. Местонахождение плавней: Адыгейские, на левобережье реки
Кубань, Закубанские, от Краснодара до Темрюка (левый берег Кубани),
Приазовские, широкой полосой вытянувшиеся вдоль побережья Азовского моря.
Осушенные и окультуренные плавни становятся пригодными для выращивания риса и
огородных культур.
Слайд 23.
-Иногда плавни путают с лиманами.
Кто может назвать основное отличие этих водоемов? Лиманы — это тоже мелкие
водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.
IV. Заключительная часть.
Схема “Значение воды водоемов”.
Слайд 24.
Почему без воды не может существовать
ни человек, ни растения, ни животные? А всегда ли мы правильно ведем себя,
находясь у водоема?
— Что для охраны водоемов могут
сделать взрослые и дети?
Нельзя допускать, чтобы в водоемах
мыли транспорт.
Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.
Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
В настоящее время на заводах и
фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве
вода очищается и используется снова.
Слайды 25 – 26.
“Правила поведения у водоема”
Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
ТЕСТ “Водоемы Краснодарского края”.
Слайд 27.
Послушайте стихотворение Сергея
Смирнова.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Рефлексия.
— Почему автор называет природу
храмом?
— Что вы в своем возрасте в силах
сделать для того, чтобы сохранить красоту этого храма?
Используемая литература.
1.
Ситдикова Н.В. Моя Кубань.
Ростов – на – Дону, 2005;
2.
Платонов И. Полуостров
сокровищ – Тамань. Темрюк, 2004;
3.
Паскевич Н.Я. Любимый
уголок земли. Краснодар, 2005;
- Ефремов Ю.В. В
стране горных озер. Краснодар, 1991.
Приложение 1
Памятка для
воспитателя.
Пшада – горная река в юго – западной части края. Истоки –
близ горы Пшада, на высоте 448 м, длина реки – 35
км, площадь бассейна -358 кв. км.
Русло реки изобилует валунами,
встречаются водопады. Наиболее высокий и живописный – Пшадский водопад.
Пшада впадает в Черное море между
Архипо – Осиповкой и Джанхотом.
Источники питания – атмосферные
осадки и подземные воды. В долине реки Пшада находятся населенные пункты Пшада,
Береговая, Криница.
МЗЫМТА, типичная горная река (в переводе с черкесского —
“Бешеная”), самая крупная из рек Черноморского побережья.
Начинается в районе г. Лоюб на высоте
2980 м, на своем пути принимает 577 притоков. Питают Мзымту ледники, снег,
дожди, родники.
Длина реки 89
км, впадает в Черное море у Адлера. Площадь бассейна 885 кв.км.
Энергия воды Мзымты используется
Краснополянскрй ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией г. Сочи.
Шахе. Вторая по многоводности горная река после Мзымты.
Река Шахе зарождается вблизи горы
Чуры на высоте 1718 м над уровнем моря в зоне альпийских лугов. Протекая по
территории города – курорта Сочи, Шахе собирает воды с площади 562 кв. км и
впадает в Черное море у пос. Головинка, проделав путь в 60
км. Притоки реки – Бзыч, Кичмай, Ажу. Питают Щахе также атмосферные осадки и
подземные воды. Воды реки Шахе наносят в Черное море за год почти 1 млрд куб. м
воды и сотни тыс. наносов.
Река Псоу зарождается на высокогорном хребте западнее горы
Агепста, на высоте 2730 м над уровнем моря, впадает в Черное море в 8
км от Адлера. Длина ее 53 км, площадь бассейна – 431 кв. км.
Типичная горная река с быстрым
течением, чистой водой и живописной долиной.
Наиболее крупные левые притоки –
Пхиста и Беш. Питается за счет ливней, таяния высокогорных снегов. В долине
Псоу расположены населенные пункты Ермоловка, Аибга, Нижнешиловское, Веселое.
— Найти эти реки на карте.
— Что вы можете о них рассказать?
Белая – горная река, берет начало у снеговых вершин Фишт и
Оштен. В горах превращается в бурный пенящийся белый поток, с чем, вероятно, м
связано название. Длина реки – 265 км.. Впадает в Краснодарское водохранилище
около ст. Васюринской.
Большая Лаба — самый крупный левый приток Кубани.
Образуется от слияния Большой и Малой Лабы (у ст. Каладжинской). Б.Лаба берет
начало у ледников горы Абыцха (2367 м), М.Лаба – у снежных вершин Аишхо и
ледника Псеашхо (3256 м). Общая площадь ледников в бассейне этих рек около 15
тыс.кв.км.
Лаба впадает в Кубань в районе Усть –
Лабинска. Длина – 214км, а с главным притоком – 341км, площадь бассейна 12500
кв.км.
В верхнем течении Лаба – бурная
горная река, в нижнем – берега пологие, течение спокойное. Наиболее крупные
притоки – Чалмык, Ходзь, Чехрак, Фарс, Гиага. Паводки бывают во время весеннего
снеготаяния, летнего таяния ледников и после осенних ливней.
Кирпили -степная река, протекает по Азово — Кубанской
равнине. Берет начало в 8 км от ст. Ладожской Усть — Лабинского района.
Преодолев более 200 — километровый путь, впадает в Кирпильский лиман. Площадь
бассейна реки — 3431 кв. км. Приток реки Кирпили — р. Кочеты (длина ее 37 км).
В низовье реки тянутся плавни, озера, переходящие в ряд лиманов. Вода в реке
жесткая, минерализованная. На Кирпили находятся станицы Кирпильская,
Медведовская, Платнировская, Роговская, Степная, г. Тимашевск и др.
Челбас — степная река Азово – Кубанской равнины. Берет
начало севернее ст. Темижбекской. Длина реки 288 км, Площадь бассейна – 3950
кв.км. Крупнейшие притоки: Борисовка, Тихонькая, Средний Челбас. На реке Челбас
и ее притоках построено около 120 прудов, используемых для обводнения и
рыбоводства.
Река Псекупс – левобережный приток Кубани. Зарождается на
склоне горы Агой (994 м), Длина ее 146 км, впадает в Краснодарское
водохранилище. Площадь бассейна реки 1430 кв.км. Наиболее значительные притоки
– Чепси и Каверзе. Река питается атмосферными осадками и грунтовыми водами. В
долине Псекупс расположены г. Горячий Ключ, ст. Ключевская и Саратовская.
— реки (Ока, Ия, Китой, Иркут, Ангара, Илим и др.)
— озера (Байкал, Агульское, Акей, Сердце, Горное,
Медвежье, Шара-Нур и др.)
1. Задание –
Найти названия других рек и озер Иркутской области.
2. Задание – Узнать, в чем отличие
реки от озера, озера от моря. Нарисовать схему.
Река имеет
русло, по которому она протекает. В то время как озеро – это естественное или искусственное углубление в
суше, заполненное водой. Озеро не
имеет непосредственного соединения с океаном или морем, а, следовательно, не
является частью Мирового океана.
Море
– часть океана. Озеро – не является частью океана.
3.
Задание –
Узнать обитателей рек и озер. Рассмотрите картинки в любом источнике.
Примерный словарь
Существительные: плавник, жабры, брюшко, чешуя, мальки, икра, ил, коряга, прорубь, пузырьки, засада, рачки — дафнии, укрытие, раковина, клешня.
Глаголы: вильнуть, изогнуться, скрыться, зарыться, метать (икру), нереститься, пятиться, обитать.
Прилагательные: хищный, нехищный, грудной, спинной, хвостовой, плоский, выпуклый, сплюснутый, летучий, тесный, крупный, укромный.
Наречия: мгновенно, стремительно, судорожно, настороже, вперёд — назад, глубоко — мелко.
В реках и водоёмах много разной рыбы: карась, сом, сазан, лещ, пескарь,
осётр, щука, окунь, треска и много других.
Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много разных
животных:
улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов
прячутся в домике — твёрдой раковине;
раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя
клешнями и опираясь на свой хвост.
4. Повторите части тела рыб: (Туловище, голова, глаза, рот, плавники, хвост,
жабры, чешуя, спинка).
5. Чем питаются рыбы? Хищные,
не хищные. (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомятся
икринками других видов рыб).
6. Игра «Один-много»
Карась – много карасей, сом – много сомов, сазан – много сазанов,
лещ – много лещей, пескарь – много пескарей, щука — много
щук,
рак – много раков, окунь – много окуней, улитка – много улиток,
нерпа – много нерп и т.д.
7.
Игра «Четвертый лишний»
Река, озеро,
море, гора.
Щука, карась, цыпленок,
сом.
Огурец, окунь, улитка, рак.
Нерпа, лещ, стул,
пескарь.
8.
Игра «Собери
предложение»
Озере, в, много, рыбок, плавает.
Дну озера, по, улиток, ползает, много.
Рыбак, рыбалку, идет, на.
Истреблять, нельзя, озере, в, нерп.
9.
Повторите пальчиковую гимнастику «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. | Ладони |
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. | Грозят Медленно |
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. | Рыбка Хватательное |
Рыбка хвостиком вильнула Рыбка быстро уплыла. | «Плывет «Плывет |
10.
«Какое
слово не подходит?» Формировать
умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных
слов лишнее.
Рыбак, рынок,
рыбка, рыболов.
Вода, подводный,
водоросль, водить.
Морской, море, морщина,
моряк.
11.
«Вопросы
— ответы» Усвоение притяжательных
прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.
Чья голова? —
Это рыбья голова.
Чьи жабры? — Это
рыбьи жабры.
Чье туловище? —
Это рыбье туловище.
Чья чешуя? — Это
рыбья чешуя.
Чей хвост? — Это
рыбий хвост.
Чье брюшко? — Это
рыбье брюшко.
Чьи плавники? —
Это рыбьи плавники.
Чьи икринки? —
Это рыбьи икринки.
Чьи кости? — Это
рыбьи кости.
12. «Слова-родственники» (образование родственных слов).
— Как мы назовем маленькую рыбу? РЫБКА.
— Назовите рыбу ласково? РЫБОЧКА.
— Назовем большую рыбу? РЫБИНА.
— Как называется суп из рыбы? РЫБНЫЙ.
— А жир из рыбы какой? РЫБИЙ.
— Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА.
— Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ.
— Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫБАЦКИЙ.
— Что делает на рыбалке рыболов? РЫБАЧИТ
Обитатели рек и водоёмов
Существует много природных водоёмов: пруды, озёра,
моря и океаны. А вот реки и ручьи назвать водоёмами нельзя — это водные потоки.
В реках и водоёмах много разной рыбы: карась, сом, сазан (он же карп), лещ,
пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.
Внешний вид и поведение рыб зависят от условий их
жизни.
У всех хищных рыб крупные головы с большими ртами,
вооружёнными острыми зубами. Нехищные рыбы питаются червяками, рачками,
водорослями, у них маленький рот — им не надо глотать других рыбок.
Сом — хищная рыба, плавает у самого дна, выискивая
пищу. Брюшко у него плоское, спинка выпуклая, большой рот окружён усиками.
Глазки у него — маленькие. Окраска — серовато-жёлтая с пятнышками, под цвет песка
и камешков на дне водоёма.
Щука — тоже хищная рыба, у неё крупная голова,
большой рот и острые зубы. Много времени она проводит в засаде, стоя на одном
месте и выжидая добычу. Увидев рыбу, стремительно выплывает из укрытия и
хватает её. Когда же щука бывает у поверхности воды, то ловит падающих в реку
мошек и комаров, иногда для этого даже выпрыгивает из воды. Поэтому рот её
направлен вверх, спинка плоская, тело сплюснутое.
Зимой, в сильные морозы, над головами рыб появляется
крепкая ледяная крыша — лёд. Рыбы зимой обычно спят. Карась и линь зарываются в
ил на дне водоёмов; пескари и уклейки зимуют в углублениях с песчаным дном;
сазаны и лещи прячутся в глубокие ямы, поросшие камышом; осётры сбиваются в
тесные кучи на дне, где вода не замерзает. Ведь чем глубже вода, тем она
теплее. К концу зимы рыбам начинает не хватать воздуха. Задыхаясь и судорожно
раскрывая круглые рты, они поднимаются на поверхность, губами хватая пузырьки
воздуха. Для обогащения воды кислородом люди делают в прудах, реках и озёрах
проруби. Около них на льду часто можно видеть рыбаков, занимающихся подлёдным
ловом рыбы.
К весне все рыбы просыпаются и начинают метать икру
— нереститься. Для этого они находят укромные места, чтобы икринки не могли
съесть другие рыбы и животные. Со временем из икринок появляются мальки, очень
маленькие, серенькие, прозрачные. Их почти не видно в воде, но многие из них
всё равно погибают, попадая в рот рыбам. Выжившие мальки растут и становятся
взрослыми рыбами.
Некоторые рыбы не мечут икру, у них родятся живые
мальки. Дети могут увидеть их рождение, наблюдая за рыбками в аквариуме (гуппи,
барбусы).
В некоторых больших водоёмах живут летучие рыбы.
Спасаясь от хищников, они выпрыгивают из воды и пролетают около трёх — пяти
метров. В морях и океанах они могут пролететь по воздуху до двухсот метров, при
этом они машут плавниками, как крыльями. Известны случаи, когда рыбы залетали
на палубы проходящих кораблей.
Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много
разных животных: улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов
прячутся в домике — твёрдой раковине; раки двигаются не вперёд, а назад,
отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост. У них тёмная окраска, под
цвет дна реки. Люди научились ловить их, так как мясо раков очень вкусное. Если
рака взять неосторожно, он может больно ущипнуть клешнями за руку. Варёные раки
приобретают ярко-красный цвет.
Лягушки могут жить в воде и на суше; прыгая по
траве, они ловят языком насекомых. Лягушки очень пугливые: услышав шаги, быстро
прыгают в воду и ныряют в глубину. Когда всё стихает, они выглядывают из воды и
осматривают берег: если там никого нет, они выбираются на сушу погреться и
половить мошек.
Ещё в водоёмах водятся пиявки, водяные жучки, мелкие
рачки дафнии (сухими дафниями кормят рыбок в аквариумах) и др.
В морях и океанах живут крупные животные: дельфины,
моржи, тюлени, кальмары. Но самым большим на земле животным, живущим в воде,
является кит. На его спине может уместиться тридцать слонов; но есть и
небольшие киты — длиной два-три метра. Дышат киты лёгкими, а не жабрами. В носу
у них заросшая ноздря, в которой, как в мешке, сохраняется воздух, поэтому они
могут находиться под водой в течение двух часов, после чего поднимаются к
поверхности, чтобы набрать новую порцию свежего воздуха, и тогда над морем
можно наблюдать множество фонтанов. В желудке у кита помещается две-три тонны
пищи; плавают киты со скоростью пятьдесят километров в час, а ныряют на глубину
до трёх километров. У них рождаются живые детёныши, которые питаются молоком матери.
Живут киты до пятидесяти лет. Кит — ценное животное: китовый ус, шкура, печень
и жир используются при изготовлении лекарств.
План рассказа о рыбе
1.Название.
2.Части тела.
3.Поведение.
4.Чем питается.
5.Как появляется потомство.
6.Какая польза.
Примерный рассказ о рыбе
Карась — нехищная рыба. Тело у него вытянутое,
сплюснутое с боков; имеются грудные, спинные и хвостовые плавники; рот у него
маленький, дышит жабрами. Покрыт чешуёй незаметной серой окраски, под цвет дна,
коряг. Карась целыми днями ищет себе корм на дне водоёмов, вытаскивает из песка
червяков, ловит водяных жучков, дафний, а в зарослях растений ощипывает мелкие
листочки. Его враг — щука, она подкарауливает добычу в укрытии, поэтому карась
всегда настороже. Благодаря своему узкому телу он может мгновенно вильнуть
хвостом, изогнуться всем туловищем и тут же скрыться. Зимой он зарывается в
песок и спит. К весне просыпается и плывёт в облюбованное им место метать икру.
Люди едят жареную, солёную, копчёную и варёную рыбу;
рыбный суп называется «уха».
Учебные пособия по «Кубановедению»
История Кубани.: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт.
Атлас даёт учащимся возможность более наглядно представить основные события истории Кубани с древнейших времён до наших дней. Контурные карты и задания к ним помогут закрепить полученные знания.
ББК 63.3 (235.7) Я6
УДК 947.1/9 (471.62) (084.4)
И 90
ISBN 5-93749-044-4
Кубанская азбука для детей и их родителей /Сост. О.А. Хамцова, 2007 – 60 с.: ил.
Введение в кубановедение – так можно кратко определить содержание этой книги. Она допущена департаментом образования и науки Краснодарского края в качестве регионального учебного пособия. Рассматривая иллюстрации, читая стихи, ребята познакомятся не только с азбукой, но и с природой, историей Кубани, а также с людьми, много сделавшими для развития края.
Усвоить дополнительный материал, приведённый в книге, юным читателям помогут родители и педагоги.
ББК 74.102
УДК 373.2.016:811.161.1
К 88
ISBN 978-5-93749-071-1
Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4 – 5 классов, 2008 – 72 с., ил.
Учебник является составной частью исторического цикла серии «Кубановедение». Книга адресована учащимся 4 и 5-х классов всех типов общеобразовательных учреждений.
Коллектив авторов в интересной, занимательной форме знакомит школьников с историей народов Кубани, с их многовековой культурой, обычаями и традициями.
Богатый иллюстративный материал и интересные творческие задания помогут учителям максимально разнообразить уроки, выбрать нужную форму их проведения.
ББК 63.3 (235.7) Я71
УДК 947.1/9 (471.62) (075.1)
И 90
ISBN 5-93749-013-4
История Кубани: DVD.
История Кубани: Видеокассета
Карта Краснодарского края и РА, адм. (120х120 М 1:400 000), 2008.
Карта Краснодарского края и РА, физ. (120х120, М 1:400 000), 2008
Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение» для начальной школы (5 шт., 60х90), 2008.
Кубань в древности: Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение» (60х90), 20
Животный мир Кубани: Комплект учебно-наглядных пособий. (5 табл. 60х90), 2008
Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4 л., А-3), 2008.
Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. А-3, картон)
Полезные ссылки
Консультационные центры для родителей
Победители федерального гранта в рамках национального проекта «Образование»
Консультационные центры для родителей
Победители федерального гранта в рамках национального проекта «Образование»
Реализация федеральной программы «Земский учитель» в Краснодарском крае
Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей
Узнайте о мерах социальной поддержки
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Официальный сайт Президента РФ
Официальный сайт Правительства РФ
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Официальный сайт администрации Краснодарского края
Сайт губернатора Краснодарского края Кондратьева В.И.
Министерство образования,
науки и молодежной политики
Краснодарского края
350036, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 23
© Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Разработка сайта – Интернет-Имидж Дизайн сайта – Айрос
Планирование по кубановедению Класс 8 класс
Основание Екатеринодара . Кубановедение 8 класс
1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +
1) Место под строительство войскового города выбрал
— А.А. Головатый
+ З.А. Чепега
— Ф.Я. Бурсак
— Т.Т. Котляревский
2) Первый городничий Екатеринодара Д.С. Волкорез в ноябре 1794 г.
— определил название строящегося города
— дал названия улицам города
+ провёл первую перепись горожан
— организовал контроль за вырубкой войскового леса вокруг города
3) В первые годы строительства Екатеринодара среди жилых построек казаков преобладали
— каменные дома
— землянки
+ деревянные дома
— турлучные хаты
2. Заполните схему
3. Военный историк и этнограф, казачий генерал-лейтенант, автор книги «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту» И.Д. Попко писал:
«Екатеринодар, так названный во имя блаженной памяти Государыни Екатерины II, основан в 1794 году. В протоколе об основании его сказано: «Ради войсковой резиденции, к непоколебимому подкреплению и утверждению состоящих на пограничной страже кордонов при реке Кубани, в Карасунском куте, воздвигнут град».
Назовите главную цель строительства города. Определите, какой из указанных автором фактов современными историками трактуется иначе.
Современные историки считают 1793 год годом основания Краснодара, а не 1794, как пишет Попко.
Главная цель строительства города — строительство города-центра Черноморского войска. Он должен был стать новым кошем, то есть местом, где находилось административное управление войском, куренями, важнейшие учреждения.
4. Ф.А. Щербина в книге «История Кубанского казачьего войска» следующим образом описал план города Екатеринодара:
«В центре огромного четырехугольника оставлено было место для церкви, а по окраинам в четырех направлениях устроено было 40 куреней для бездомной сиромы и служивших в строю казаков».
Используя приведённое описание и иллюстрации, сравните особенности планировки и заселения Екатеринодарской крепости и Запорожской Сечи. Сделайте выводы.
Екатеринодарская крепость расположилась в излучине Кубани, пересекаемой с северо-востока Карасуном, а с запада ее закрывали река и Ореховатая балка. Земляное укрепление было создано по правилам фортификации конца XVIII– начала XIX вв. в согласии с традициями Запорожья. По своему месторасположению и плану крепость очень напоминала Новую Сечь. Она стояла на возвышенном месте обособлено от городских кварталов, закрывая последние своими укреплениями со стороны речной поймы. У крепости имелись укрепленные ворота – башта. В самой крепости как и в Сечи вдоль валов стояли курени, образуя собой квадрат. В центре в 1793 г. была установлена походная Троицкая церковь, замененная затем большим деревянным Вознесенским собором (1801 г.).
7. В честь какого события и где был установлен изображённый на фото памятный камень?
В городе Краснодаре, на улице Короткой есть небольшой сквер с памятным камнем. На том месте, где он установлен, в XVIII веке располагалась Екатеринодарская крепость. На камне выгравирована дата 1793 год. Впервые в исторических справках Екатеринодарская крепость упоминается в 1793 году. Тогда казацкий атаман Чепега в своем послании Черноморскому военному правительству говорил о необходимости выстроить в Екатеринодаре крепость для защиты города. Крепость строилась с участием черноморских казаков, без какого-либо участия архитекторов. В качестве оборонительного сооружения был построен земляной ров, вал и бастионы. Крепость в связи с нарушением всех правил строительства быстро начала разрушаться. Но разрушение связывают еще и с безалаберным к ней отношением казаков, которые переходили через ров в неположенном месте и разрешали местным жителям пасти скотину на прилегающей территории. Крепость постоянно ремонтировали. После окончания Кавказской войны ее разобрали. Но, еще некоторое время оставался нетронутым угловой бастион с установленной на ней пушкой, подаренной Черноморскому войску Потемкиным. Долгие годы она своим выстрелом, вещала жителям Екатеринодара о наступлении полдня.
Каленарно-тематическое планирование по кубановедению во 2 классе УМК «Школа России»
Заместитель директора по УВР
МБОУ гимназии «Аврора» г. Анапа
« ___» августа 2019 года
Муниципальное образование город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учитель Алейникова Галина Владимировна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной учителями начальных классов, утвержденной решением педсовета протокол №1 от 30 августа 2017г.
Планирование составлено на основе : программы курса 1-4 классов,
В соответствии с ФГОС начального общего образования
Практикум Кубановедение 2 класс .Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В. Шевченко. ОИПЦ «Перспективы образования» 2019г.
Планирование составлено на основе: программы курса 1-4 классов,
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2015г. по кубановедению
В соответствии с ФГОС начального общего образования
Учебник (учебное пособие): Кубановедение: Учебное пособие для 3 класса общеобразоват. Учреждений (с электронной версией)/М.В.Мирук, Е.Н.Еременко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич. ил.В.Вторенко, Ю.Сперанский.- Краснодар:Перспективы образования , 2014
Содержание ( разделы, темы )
Дата проведения
Основные виды деятельности учащихся
Оборудование
Осознавать духовно- нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб».
Анализировать символику своего района. Изображать флаг и герб своего района (или делать аппликацию). Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна.
Стенд : «Символы Кубани»
Символика района (города), в котором я живу.
Природа моей местности.
Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.
Времена года на Кубани.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.
Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: горная и равнинная часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.
Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.
Перечислять названия известных водоемов, описывать занятия людей у водоемов. Описывать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на ее берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоемов.
Растительный мир моей местности. Экскурсия.
Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (научное описание, художественно-поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.
Растительный мир моей местности.
Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.
Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.
Животный мир моей местности. Домашние животные.
Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своем любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Животный мир моей местности. Дикие животные.
Книги, иллюстрации, плакаты
Красная книга Краснодарского края.
Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя альбом фотографиями или рисунками.
Правила защитников природы.
Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения таких знаков в различных общественных местах.
Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект).
Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому- либо изделию или продукту.
Книги, иллюстрации, плакаты
Населённые пункты
Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть улицы своего населенного пункта, главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршруты по улицам своего населенного пункта.
Аудио- и видеоматериалы.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село).
Перспективное планирование по кубановедению
Елена Перетягина
Перспективное планирование по кубановедению
Перспективный план по Кубановедению на 2018-2019 учебный год
СЕНТЯБРЬ
1. 03.09.18 пи Колядки
знакомить с кубанскими народными играми; прививать любовь к малой родине; развивать силу и ловкость; активизировать речь детей
2 10.09.18 Кубанские пословицы «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки» познакомить с пословицами; воспитывать любовь к устному творчеству.
3 17.09.18 Знакомство с творчеством кубанских писателей развивать знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучить; уметь анализировать стихи.
4 24.09.18 Знакомство с гербом Екатеринодара познакомить с символикой герба Екатеринодара; развивать интерес к истории края; воспитывать любовь к малой родине
ОКТЯБРЬ
5 01.10.18 НОД «Культура и быт казаков» сформировать у детей о быте и культуре кубанских казаков, расширить знания детей о родном крае
6 08.10.18 Рассматривание сюжетной картины «Женский казачий костюм» познакомить с кубанским женским казачьим костюмом; воспитывать эстетические чувства.
7 15.10.18 Знакомство с достопримечательностями города, рассматривание сюжетных картин, фотографий памятников города познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь и уважение к малой Родине
8. 22.10.18 Беседа о героях – казаках формировать патриотическое мышление; уважение к героям; расширять словарный запас
29.10.18 Беседа о городе Краснодаре
Продолжать знакомить детей с развитием современного юрода, сто достопримечательностями. Воспитывать любовь к родному городу.
НОЯБРЬ
05.11.19 Рассказ воспитателя об истории возникновения Кубани (с просмотром
видеофильма). Знакомить детей с историческим прошлым Кубани. Воспитывать интерес к истории возникновения, географическому расположению, истории развития.
12.11.18 ПИ «Кубанка» знакомить с кубанскими народными играми; прививать любовь к малой родине; развивать силу и ловкость; активизировать речь детей
19.11.18 Беседа «История возникновения города Екатеринодара». Знакомить детей с историей возникновения города, его достижениями, архитектурными достопримечательностями. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.
26.11.18 Беседа об изменении условий освещения и отопления кубанцев Формировать у детей элементарные представления об изменении условий быта человека. Систематизировать знания об этих изменениях условий освещения и отопления кубанцев, их значении в жизни человека.
ДЕКАБРЬ
03.12.18 Чтение кубанских пословиц и поговорок познакомить с пословицами; воспитывать любовь к устному творчеству.
10.12.18 Знакомство с творчеством кубанских писателей развивать знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучить; уметь анализировать стихи.
17.12.18 Рассматривание сюжетной картины «Праздничный костюм казачки». познакомить с кубанским женским казачьим костюмом; воспитывать эстетические чувства.
24.12.18 Беседа об изменениях условий быта на Кубани (появление водопровода) Расширять представление детей об устройстве водопровода н прошлое и настоящее время. Уточнить знания об устройстве криницы, колодца. Обогащать представления детей об изменениях условий быта человека. Развивать интерес к труду людей, формировать представления о ценности его результатов.
31.12.18 Аппликация «Казачки Дона» познакомить с особенностями донского женского костюма; украшениями; элементами костюма; вызвать интерес к созданию казачьего костюма
ЯНВАРЬ
14.01.19 Рассказ воспитателя о возникновении кубанского диалекта Уточнить знания детей о жизни казаков, о формировании кубанского диалекта. Расширять кругозор детей, развивать стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с жизнью казаков. Воспитывать уважение к историческим ценностям культуры народа Кубани.
21.01.19 Беседа «Достопримечательности Славянского района». познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям города: мемориалом парковой зоной, объектами: музеем, библиотекой, детской художественной и музыкальной школами.
28.01.19 Беседа о труде хлеборобов, овощеводов, плодоводов. формировать знания и представления детей о труде взрослых, профессиях, востребованных в родном городе посредством ознакомления с предприятиями района: сахарный завод, элеватор, ООО «Хлеб».
ФЕВРАЛЬ
04.02.19 ПИ «Брыль» знакомить с кубанскими народными играми; прививать любовь к малой родине; развивать силу и ловкость; активизировать речь детей
11.02.19 Беседа о труде животноводов. Закреплять знания о труде животноводов и людей.
18.02.19 Беседа о возникновении имей и фамилий на Кубани Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков. Дать представление о возникновении имен и фамилий. Воспитывать интерес к истории жизни казачества.
25.02.19 Знакомство с творчеством кубанских писателей развивать знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучить; уметь анализировать стихи.
МАРТ
04.03.19 Рассматривание картинок с изображение сельскохозяйственной техники. формировать знания и представления детей о труде взрослых, профессиях, востребованных в родном городе посредством ознакомления с предприятиями района: сахарный завод, элеватор, ООО «Хлеб».
11.03.19 Рассматривание сюжетной картины «Праздничный костюм казака». познакомить с кубанским мужским казачьим костюмом; воспитывать эстетические чувства.
18.03.19 Рассказ воспитателя об охоте и рыболовстве на Кубани. познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды. Закрепить знания о хозяйственных постройках: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота.
25.03.19 Беседа «Край родной земля кубанская» Продолжать в доступной форме знакомить детей с развитием Краснодарского края в наши дни, его достижениями и богатствами, городами и селами. Воспитывать любовь к малой родине, желание преумножать ее богатства, беречь природу и красоту.
АПРЕЛЬ
01.04.19 Знакомство с пословицами о Кубани. познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с пословицами.
08.04.19 Беседа о героях – казаках формировать патриотическое мышление; уважение к героям; расширять словарный запас
15.04.19 Оформление альбома для рассматривания «Растениеводство и животноводство на Кубани» формировать знания и представления детей о труде взрослых, профессиях, востребованных в родном хуторе посредством ознакомления с предприятиями района: сахарный завод, элеватор, ООО «Хлеб». Закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством
22.04.19 Рассматривание открыток с изображением Славянска-на-Кубани. познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды.
29.04.19 Ознакомление детей с символикой Краснодарского края. Познакомить детей с гимном, гербом, флагом Краснодарского края. Расширять кругозор детей. Воспитывать уважение к историческим ценностям народов Кубани.
МАЙ
06.05.19 Знакомство с географической картой Краснодарского края Дать понятие об особом рельефе Кубани (равнины и горы, развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, познакомить с растительным и животным миром. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор.
13.05.19 Знакомство с климатическими условиями края — факторами экономического развития Познакомить детей с климатической картой Краснодарского края. Рассказать о влиянии климата на растительный и животный мир, его благоприятном воздействии на оздоровление людей. Воспитывать у детей гордость за богатство нашего края.
20.05.19 Пи «Подсолнухи» знакомить с кубанскими народными играми; прививать любовь к малой родине; развивать силу и ловкость; активизировать речь детей
27.05.19 Заключительная беседа о Кубани («Машина времени») Закрепить с детьми знания об историческом прошлом и настоящем Кубани, о достопримечательностях города Краснодара. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение неразрывности с ним.
Перспективное планирование Дата: Понедельник 3 Сентября Режим Интеграция образов. областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных.
Перспективное планирование Тема: «Детский сад наш так хорош» Сроки: 26 – 30 сентября 2018г. Задачи: познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением.
Перспективное планирование дидактических игр Сентябрь. «Придумай сам». Цель. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя. «Найди по» описанию». Цель.
Перспективное планирование «Математическое развитие» ДАТА НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ (НОД) Реализация тем непосредственной образовательной деятельности.
Перспективное планирование по познавательному развитию Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Воспитатели:.
Перспективное планирование по лепке в средней группе. Перспективное планирование по лепке в средней группе. № п/п Период освоения материала Тема Программное содержание Литература Материал,оборудование.
Перспективное планирование «Хлеб» Дата Тема: Хлеб. Понедельник 17.09.18 Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей Утренняя.
Перспективное планирование по экологии в подготовительной группе Основные задачи экологического воспитания в подготовительной группе: · Расширять представления о растительном и животном мире; · Развивать.
Перспективное планирование прогулок в группе Перспективное планирование прогулок в группе №2. 20.06.2016 Наблюдение за травой – определить, какого она цвета, какая наощупь – привлекать.
Перспективное планирование в средней группе День недели 2.09. – 6.09. Тема недели: «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» 9.09.-13.09. Тема недели: «Что нам осень принесла?».
Разработка к уроку по кубановедению.
Календарно-тематическое планирование по кубановедению.
Содержимое разработки
Календарно — тематическое планирование уроков кубановедения 3 класс
Содержание (разделы, темы)
Кол час
Универсальные учебные действия
Материально-техническое обеспечение
Нет в мире краше Родины нашей
Поверхность края
Рельеф Краснодарского края
Находить на карте России родной регион и его административный центр. Сравнивать и различать разные формы земноповерхности.
Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название.Приводить примеры явлений природы. Проводить самостоятель- но наблюдения явлений природы. Оценивать результаты своих наблюдений. Различать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роль живых организмов в образовании почвы.
Учебник. Карта Краснодарского края
Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение)
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Водоемы Краснодарского края (естественные)
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Водоемы Краснодарского края (искусственные)Тест
Почвы, их значение для жизни растений и животных.
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Растительный и животный мир Краснодарского края
Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем
Характеризовать условия необходимые для жизни растений и животных.
Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей.
Различать съедобные и ядовитые грибы.
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Разнообразие животного мира в прошлом и настоящем
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Красота нашего края
Кубань – здравница России
Практическая работа: составлять сообщения о городах – курортах и их здравницах.
Подготавливать небольшие сообщения о родине на основе дополнительной информации и обсуждать полученные сведения.
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Красота окружающего мира
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Нет в мире краше Родины нашей (проектная деятельность)
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Защита проектной работы «Нет в мире краше Родины нашей»
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Без прошлого нет настоящего
Практическая работа: с «Лентой времени» (определять последовательность исторических событий).
Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом региона.
Знакомиться с особенностями символики Краснодарского края.
Практическая работа: составлять сообщение о прошлом и настоящем региона и обсуждать полученные сведения
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Переселение казаков на Кубань
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Основание станиц и городов.
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Основание станиц и городов. (ст.Ставропольская).
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
С верою в сердце
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
История Кубани в символах
Без прошлого нет настоящего (проектная деятельность)
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Защита проектной работы «Без прошлого нет настоящего»
Казачьему роду нет переводу
Моя родословная
Оценивать степень участия своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.
Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи (рода).
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Из истории кубанских фамилий
При солнышке – тепло, при матери – добро
Учебник. Детские рисунки.
Просветители земли кубанской
Кто ленится, тот не ценится
Практическая работа: подбирать в творчестве народов своего края пословицы и поговорки (фольклор), обычаи и традиции на Кубани.
Составлять устные сочинения с использованием сведений о выдающихся деятелей Кубани.
Обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям и обычаям, религии. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о казачьем роде.
Учебник. Интерактивная доска с наглядным материалом.
Кубанские умельцы (писатели), кубанские умельцы (художники, композиторы)
В современном мире одной из главных проблем является, конечно же, экологическая проблема. Нужно отметить, что без исключения, в каждом районе нашей большой страны есть свои экологические проблемы. Именно поэтому одним из самых болезненных и самых актуальных проблем становится тема экологии.
Конечно же, решать данные проблемы лучше всего в каждом районе непосредственно. К сожалению, на улицах, в парках, в леса и так далее очень много мусора, который мало того, что засоряет окружающую среду, так ещё и портит эстетический вид окружающей местности.
Но, есть приятная сторона, к счастью сегодня люди стараются активно бороться с данной проблемой и очищать природу от различных загрязнений. Поэтому некоторые районы являются экологически чистыми. Нужно отметить, что более маленькие по площади районы являются более чистыми, так как в них гораздо легче навести порядок и поддерживать хорошую экологическую обстановку, а вот в более крупных районах гораздо тяжелее следить за данным порядком.
Помимо очистки от мусора окружающей среды, так же очень важно чистить реки, озера и пруды, в которых со временем так же появляются различные загрязнения.
Очень важным пунктом является и очистка воздуха в районах, решить эту проблему можно с помощью посадки новых деревьев, кустарников и так далее.
И так, как вы понимаете, основная проблема экологии каждого из районов нашей страны зависит от жителей каждого конкретного района. Поэтому если вас не устраивает экология вашего района, задумайтесь, может быть, вы сами ухудшаете состояние, оставляя различный мусор, сливая в водоемы различную загрязняющую жидкость и так далее. То есть, проще говоря, чистота каждого района зависит исключительно от каждого конкретного человека, только если каждый может следить за самим собой, то экология будет естественно улучшаться, а не наоборот.
Вариант 2
Экология моего района… она есть! К счастью, мои родители выбрали жить за городом. Там новые дома трехэтажные, кирпичные. Все симпатично. Рядом с нашим домом – лес. Есть спортивная и детская площадка. В лесу можно проводить пикники – есть специальные места. И еще можно ходить и бегать по дорожке в лесу. Она асфальтирована, вечером там горят фонари.