Итоговое сочинение
2021/2022 учебный год
Основная волна итогового сочинения
- 1 декабря 2021 года
- 2 февраля 2022 года
- 4 мая 2022 года
Тематические направления итогового сочинения
2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в т том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Направление «Преступление и наказание – вечная тема»
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
На конкурс принимаются творческие работы о людях и событиях, составляющих Славу России. Полные правила (Положение конкурса).
Для участия необходимо заполнить заявку на сайте конкурса и прикрепить в электронном виде работу, которая состоит из 2-х обязательных частей: рисунок + мини-сочинение.
Участие бесплатное на всех этапах. Все работы будет опубликованы на сайте проекта, каждый участник будет награжден именным дипломом, каждый руководитель — именным Благодарственным письмом. Победители получат возможность выиграть ценные призы от организаторов (сертификаты на покупку в онлайн магазине для творчества номиналом до 20 000 рублей), а также призы от партнёров конкурса. Приём работ продлится до 15 декабря 2021 года.
По итогам конкурса пройдут церемонии награждения в Москве и нескольких регионах России, будут организованы выставки работ победителей и конференции для педагогов.
Главная задача конкурса: повысить историческую грамотность, вдохновить детей и молодёжь к изучению славных событий из нашей истории, биографий Героев Отечества и великих людей, составляющих славу России. Разбудить у подрастающего поколения интерес к истории своей семьи и малой Родины.
Номинации конкурса:
— Основной конкурс;
— «Семейная история»;
— «Малая Родина»;
— «Традиции и праздники России»;
— «Экология»;
— «Если я стану президентом»;
— «Герои России и Советского Союза»;
— «Душа России»;
— «Спасибо, доктор!»;
— «С музыкой в сердце»;
— «Беслан, мы с тобой!»;
— «Россия – самая красивая страна»;
— «Защитники Отечества»;
— «Сердце матери»;
— «Град Китеж»;
— «Спорт».
Подробные условия размещены в Положении конкурса на сайте проекта https://deti-rossia.ru/
Работы на конкурс принимаются в электронном виде: изобразительная работа в виде скана или фотографии хорошего качества формата jpeg, к которой приложено мини-сочинение в формате word.
Один автор может прислать на конкурс не более 3-х работ.
Изобразительная часть конкурсной работы может быть исполнена в любой технике на любом материале (рисунок, живопись, графика, компьютерная графика, комбинированные техники и т. д.).
Оглашение имён победителей 30.01.2022 г.
Жюри выберет трёх победителей в каждой возрастной категории (из всего массива поступивших на конкурс работ).
Младшая группа (5, 6 лет): (I, II, III место).
Начальная школа (7, 8, 9, 10 лет): (I, II, III место).
Средняя школа (11, 12, 13 лет): (I, II, III место).
Старшая школа (14, 15, 16 лет): (I, II, III место).
Юношеская группа (17, 18, 19, 20 лет): (I, II, III место).
Победители награждаются Дипломом лауреата и призом от организаторов конкурса.
I место — сертификат интернет-магазина номиналом 20 000 рублей. II место — сертификат интернет-магазина номиналом 15 000 рублей. III место — сертификат интернет-магазина номиналом 10 000 рублей.
Оглашение имён победителей в специальных номинациях (5 человек) 30.01.2022 г.
Победители в специальных номинациях (награждение от организаторов конкурса).
Лучшая работа, рассказывающая о семейной истории — 1 победитель.
Лучшая работа, рассказывающая о малой Родине — 1 победитель.
Лучшая работа, рассказывающая о традициях и праздниках России — 1 победитель.
Лучшая работа, рассказывающая об экологии — 1 победитель.
Лучшая работа «Если я стану президентом» — 1 победитель.
Всего 5 победителей, которые награждаются Дипломом и призом (сертификат на покупку в онлайн магазине номиналом 5 000 рублей).
Оглашение имён авторов, награждаемых дипломами «Особое мнение» от организаторов (20 человек) 30.01.2022 г.
20 работ будут награждены Дипломами «Особое мнение».
Оглашение победителей в номинациях от партнёров конкурса 30.01.2022 г.
Номинация «Герои России и Советского Союза» (лучшие работы будут награждены грамотами от «Российской Ассоциации Героев», подписанными Героем Российской Федерации, генерал-полковником В. А. Шамановым).
Номинация «Душа России» (победителей выбирает и награждает телеканал «СПАС»).
Номинация «Спасибо, доктор!» (победителей выбирает и награждает Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии).
Номинация «С музыкой в сердце» (победителей выбирает и награждает Благотворительный фонд им. В. М. Халилова).
Номинация «Беслан, мы с тобой!» (победителей выбирает и награждает ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героев спецназа г. Беслан).
Номинация «Россия – самая красивая страна!» (победителей выбирает и награждает Общенациональный союз индустрии гостеприимства).
Номинация «Защитники Отечества» (победителей выбирает и награждает Благотворительный фонд содействия сохранению национально-культурного наследия «Перекличка Поколений»).
Номинация «Сердце матери» (победителей выбирает и награждает общероссийская общественная организация Семей погибших защитников Отечества).
Номинация «Град Китеж» (победителей выбирает и награждает Историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «ГРАД КИТЕЖ»).
Номинация «Спорт» (победителей выбирает и награждает Федерация парусного спорта Чеченской Республики).
Партнёры конкурса сами выбирают работы для награждения в своей номинации (не менее 5 человек) и сами решают, как наградить победителей: грамота или диплом, к которому может прилагаться памятный сувенир или ценный подарок.
Оглашение имён участников, получающих бонус-подарки от организаторов 01.02.2022 г.
Все участники конкурса, не ставшие победителями, имеют шанс выиграть бонус- подарок, всего 12 комплектов (сертификаты номиналом 3 000 рублей). Каждой работе, поступившей на конкурс, будет присваиваться уникальный номер. Розыгрыш бонус-подарков будет проводиться с помощью электронного генератора чисел. Всего выиграют 12 номеров.
Церемонии награждения пройдут в период с 01.03.2022 г. – по 30.04.2022 г.: Главная церемония награждения в Москве, Республиканская церемония награждения на Северном Кавказе в г. Беслан (республика Северная Осетия – Алания). А также состоится ряд региональных церемоний награждения.
Внимание! Представленные творческие работы должны соответствовать теме конкурса и выполнены без помощи родителей или педагогов (жюри будет оценивать не только мастерство исполнения, но и в первую очередь САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, оригинальность и искренность раскрытия темы). Приветствуется помощь педагогов и родителей в исследовательской деятельности, работе с домашними архивами, запись за авторами дошкольной группы их мини-сочинения словами ребёнка.
Оргкомитет конкурса:
АНО Центр культурных проектов «РАЗВИТИЕ»
(правообладатель и организатор конкурса «СЛАВА РОССИИ»)
сайт https://ano-razvitie.ru/
Официальный сайт конкурса https://deti-rossia.ru/
Группа конкурса Вконтакте https://vk.com/slava_ross
Группа конкурса в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/223927668188813/
Телеграмм https://t.me/joinchat/BgQesYZmywY5ZDli
Официальный видеоканал конкурса https://www.youtube.com/channel/UC0HK-k- ljuhPuV4g56REn1g/videos
По организационным вопросам конкурса:
Телефон/WhatsApp +7 (915) 191-38-97 (строго по будням, с 10:00 до 18:00 по МСК)
е-мейл slava-rossia@list.ru
В Год памяти и славы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Министерство просвещения стремится к тому, чтобы все лучшее: силу характеров, огромную искреннюю любовь к Родине, что война выявила, сохранялось в нашей ежедневной жизни, делая ее цельной и настоящей.
Мы показываем, какие качества помогали бойцам самоотверженно защищать Родину, а какие – делать «все для фронта, все для Победы» тем, кто остался в тылу, и стремимся воспитать их и в современных детях.
Мы проводим большую работу, привлекая педагогов, экспертов, партнёров, чтобы все мероприятия в Год памяти и славы проходили в современных форматах, пробуждая интерес к изучению истории страны, города, школы. Для нас важно, чтобы легендарная военная история России стала для детей не далеким прошлым, а тем, что касается каждого.
Мы хотим, чтобы школьники осмысленно обдумывали, почему для всей страны так важна эта дата – 75 лет
Победы, помнили о подвигах людей, благодаря которым мы можем учиться, развивать таланты и мечтать о
будущем. Хотим, чтобы они гордились страной, в которой живут.
К нашим акциям с каждым днем онлайн присоединяются школьники, их родители и педагоги из всех регионов
страны. Да, сейчас нам приходится делать все в дистанционном формате, но и он даёт много
возможностей.
Важно, что все мероприятия объединяют людей разных поколений, создают общие интересы. Это повод, чтобы
школьники больше узнали про педагогов, а учителя – о семьях учеников, о том, какие военные истории
передаются там из поколения в поколение.
Всю информацию о конкурсах мы собрали здесь, в этом в специальном разделе «Год памяти и славы».
Проекты и конкурсы
Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»
Конкурс проводится с целью сохранения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности. В конкурсе принимают участие учащиеся 5–11-х классов образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы.
https://vks.edu.ru
Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы»
Конкурс инициирован Министерством просвещения Российской Федерации, Российским историческим обществом и Группой компаний «Просвещение» и приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и объявленному Президентом России Владимиром Путиным Году памяти и славы. Его цель – увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодёжи. В конкурсе принимают участие педагогические работники образовательных организаций общего образования России и зарубежных стран, реализующих общеобразовательные программы, независимо от их организационно-правовой формы.
https://prosv.ru/pobeda
Дорога памяти
Проект «Дорога памяти» реализуется Министерством обороны Российской Федерации при поддержке Минпросвещения России с целью увековечения памяти погибших при защите Отечества. «Дорога памяти» — это общедоступная единая база данных о каждом участнике Великой Отечественной войны. С помощью сайта проекта каждый школьник может поделиться фотографиями и историей из домашних архивов о своём родственнике, сражавшемся за Родину во время Великой Отечественной войны. Собранные материалы будут увековечены в галерее «Дорога памяти».
https://foto.pamyat-naroda.ru
Всемирная школьная олимпиада «Великая Победа»
Уникальный проект, посвящённый памяти Великой Отечественной войны. Олимпиада состоит из двух дисциплин: главный тест на знание истории Великой Победы «Я знаю! Я помню!» и два творческих конкурса. Олимпиада проводится среди детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет со всего мира.
https://www.may9.ru/events/olimpiada/
Бессмертный полк
Главная задача акции «Бессмертный полк» – сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну. Проект реализуется в форме народной летописи на сайте moypolk.ru, маршей и собраний потомков 9 мая.
https://www.moypolk.ru/letopis-polka
Георгиевская ленточка
Акция ежегодно проводится с 23 апреля по 9 мая более чем в 90 странах мира силами тысяч Волонтёров Победы при координации Роспатриотцентра и информационной поддержке МИА «Россия сегодня». Кроме того, в акции самостоятельно участвуют министерства, ведомства, госкорпорации, молодёжные движения в разных странах.
https://www.may9.ru/events/geogrievskaa-lentocka/
Акция «Герои Победы»
Акция проходит в рамках в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Впервые акция прошла в Забайкальском крае в мае 2019 года, но её широко поддерживают и другие регионы Российской Федерации. Для участия в акции необходимо выложить пост с рассказом о подвиге участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла на своих страницах в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook с основным хештегом #ГероиПобеды и хештегами своего региона.
Всероссийский проект «Памяти Героев»
Проект призван почтить память героев, получивших это звание за подвиги, совершённые в ходе Великой Отечественной войны, а также тружеников тыла. Он направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения через использование современных мультимедийных форматов. В рамках проекта создаются плакаты с фотографиями и биографиями героев. Каждой фотографии присваивается QR-код, который ведёт на видеоролик о герое. Каждый желающий может записать видеоролик хронометражем не более 90 секунд для канала «Памяти Героев» на видеохостинге YouTube и рассказать всей стране о герое своего региона или же героическом подвиге родственника.
https://myhistorypark.ru/poster/vserossiyskiy-proekt-pamyati-geroev/?city=msk
Межрегиональные топографические игры «По тылам фронтов»
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16, ограничено проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.
В связи с указанными ограничениями мероприятие отменено.
http://потыламфронтов.рф/
Конкурс на лучший школьный музей
Конкурс проводится в целях развития туристско-краеведческой и исследовательской деятельности обучающихся на базе музеев образовательных организаций по тематике, посвященной 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс проводится по номинациям: «Музей образовательной организации», «Музеи военно-патриотической тематики», «Тематическая выставка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», «Лучший экскурсовод военно-патриотического музея образовательной организации», «Лучший экскурсовод по объектам, связанным с историей Великой Отечественной войны», «Лучший педагог музея образовательной организации». Конкурс проводится в три этапа (региональный, федеральный заочный, финал), финал пройдет в Москве. К участию приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций, а также педагоги — руководители школьных музеев, руководители туристско-краеведческих объединений обучающихся.
Флешмоб в социальных сетях «Фото Победителя»
В рамках всероссийской патриотической акции «Письма Победы» совместно с Музеем Победы в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram» будет проведен флешмоб «Фото победителя». В рамках флешмоба будет описан не только боевой путь участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и его вклад в Победу, но и вклад участника флешмоба в развитие своей страны. При публикации фотографии будут использованы хэштэги #ФотоПобедителя, #ПисьмаПобеды2020, #ГодПамятииСлавы, #МузейПобеды.
Марафон видеорассказов о героях-педагогах #УчителяГероиВОВ
Проект Минпросвещения России, инициированный в Год памяти и славы, направлен на патриотическое воспитание детей и молодёжи, увековечение памяти педагогов, продолживших работу в школах в годы Великой Отечественной войны или отправившихся на фронт. В социальных сетях участники, используя фото- и видеоформат, расскажут о героях-педагогах, чьи имена бережно хранят школьные музеи, о тех, кем гордятся дети, внуки и правнуки, чей подвиг вдохновляет целые поколения наследников Великой Победы. Свои материалы участники проекта будут выкладывать под хештегами #МыПомнимГероев и #УчителяГероиВОВ
https://vk.com/minprosvet
Проект «Правнуки Победителей»
Проект реализуется движением «Бессмертный полк России» при поддержке Минпросвещения России. Направлен на сохранение в семьях памяти об участниках Великой Отечественной войны, обеспечение преемственности поколений. Ребята исследуют истории судеб своих прадедов и рассказывают о них всей стране.
https://www.pravnuki-pobediteley.ru
Всероссийская патриотическая акция «Письма Победы»
Минпросвещения России ежегодно проводит Всероссийскую патриотическую акцию «Письма Победы». В рамках акции в 2020 году пройдут конкурс сочинений «Письмо на фронт», конкурс детских рисунков «Мой прадед – победитель!», конкурс граффити, посвящённых Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, конкурс на знание государственной символики, конкурс поэзии о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и конкурс видеороликов «Я расскажу вам о Победе». Одна из номинаций конкурса сочинений будет посвящена родственникам, участвовавшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. К участию в акции приглашаются учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в возрасте от 7 до 17 лет. Проведение акции запланировано во II-III квартале 2020 г.
Конкурс чтецов, конкурс «Поём о Победе»
Конкурс чтецов, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, и конкурс «Поём о Победе» пройдут в рамках Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсы проводятся Минпросвещения России в целях развития детского творчества, создания условий для самореализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, популяризации песен военных лет, воспитания в духе патриотизма и уважения к событиям прошлого страны.
Всероссийский социальный патриотический форум «Растим гражданина»
Форум проводится в целях развития и распространения социально активных технологий патриотического воспитания обучающихся. В рамках форума запланировано также проведение всероссийского конкурса социально активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина». К участию в Конкурсе будут приглашены педагоги, использующие социально активные технологии воспитания обучающихся, из общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. В Форуме примут участие финалисты конкурса, а также представители федеральных органов исполнительной власти, представители организаций, реализующих образовательные программы дополнительного образования и др. В программу Форума будут включены образовательные, а также культурно-развлекательные мероприятия. Проведение форума запланировано в IV квартале 2020 г.
http://www.растимгражданина.рф
Добровольческие акции «Ветеран, мы рядом!» и «Сохраним память поколений»
Добровольческие акции «Ветеран, мы рядом!» и «Сохраним память поколений» проводятся Минпросвещения России и направлены на воспитание патриотизма, уважения к участникам Великой Отечественной войны, популяризацию истории страны. В акциях смогут принять участие учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Акция «Ветеран, мы рядом!» пройдёт в рамках Всероссийской акции «Письма Победы». По итогам общения участников акции с ветеранами Великой Отечественной войны и их родственниками будут опубликованы заметки, рассказывающие о боевом пути ветерана в годы войны. Акция «Сохраним память поколений» пройдёт в рамках регионального этапа Межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов…», её участники будут облагораживать памятники Великой Отечественной войны.
Просветительский проект «Неизвестный знаменосец»
Проект создан совместно Общероссийским общественным гражданско-патриотическим движением «Бессмертный полк России» и РИА «Новости» и поддержан Минпросвещения России. Он представляет собой виртуальную реконструкцию событий 30 апреля – 2 мая 1945 года: школьники могут почувствовать себя их частью, погрузившись в историю водружения над Рейхстагом победных флагов и знамён. В создании проекта приняли участие известные российские артисты. Проект доступен в приложении РИА.Lab, которое можно скачать на устройства с iOS в AppStore и Android в Google Play. Для просмотра пользователю необходимы очки виртуальной реальности любого формата, включая картонные. Также доступен просмотр без очков виртуальной реальности в режиме 360 градусов. Упрощённая версия доступна на сайте РИА «Новости».
Создание интерактивных экскурсий по музеям, посвящённых Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в рамках Российской электронной школы
Проект реализуется Минпросвещения России в сотрудничестве с Музеем Победы. В ближайшее время на портале «Российская электронная школа» будут размещены интерактивные экскурсии по Музею Победы, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Акция «Месяц музеев»
Проведение тематических музейных уроков, посвящённых Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Для проведения акции на должном уровне Минпросвещения России совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения разработает методические рекомендации, которые будут направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Тематические мероприятия
В рамках летней оздоровительной кампании в субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия, посвящённые Году памяти и славы, в том числе кинофестивали фильмов о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. По их итогам в Минпросвещения России будут направлены информационные материалы.
Онлайн-конкурс творческих проектов молодёжи «Наша Победа 75»
Конкурс проводится при поддержке Минпросвещения России с целью развития у подростков и молодых людей познавательного интереса к изучению истории России, сбора и распространения информации о героическом участии сёл, городов, регионов страны в Великой Отечественной войне, создания условий для проведения молодыми людьми исследовательской работы, посвящённой вкладу своего региона в Победу, укрепления связи поколений. В конкурсе принимают участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.
https://leader-id.ru/event/48072/
Всероссийская акция «Свеча Памяти»
Общенациональная акция ежегодно проводится благотворительным фондом «Память поколений» 22 июня для того, чтобы почтить память советских граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. В этом году акция проходит в онлайн-формате. Любой желающий может с 15 июня по 22 июня зажечь свою виртуальную «Свечу Памяти» на сайте деньпамяти.рф. Возможность поделиться свечой появится в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram. Цель акции – 27 млн свечей (по числу жертв войны). По итогам акции будут выделены денежные средства для адресной помощи ветеранам в размере, равном количеству зажжённых свечей.
https://деньпамяти.рф
Учителя — герои Победы
Григоренко Андрей Фомич. Родился в 1910 году. До ухода на фронт работал руководителем авиамодельного кружка, который открылся во Дворце пионеров города Саратова в 1933 году, учил ребят делать модели маленьких аэропланов, строить и запускать воздушных змеев. На фронте стал автором нескольких оригинальных конструкторских изобретений. За использование одного из них – воздушного змея для подъёма в воздух агитационного репродуктора – был награжден двумя орденами Красной Звезды. Дошёл до Берлина и поставил свою подпись на стене Рейхстага. После войны 30 лет работал во Дворце пионеров, обучая саратовских школьников авиамоделизму.
Поданева Надежда Абрамовна. Родилась в 1923 году в Томской области. Окончила педагогическое училище в 1942 году. Была призвана на военную службу по мобилизации 12 мая 1942 года и проходила подготовку в Новосибирской школе младших авиаспециалистов. В сентябре того же года была отправлена на фронт. Служила командиром отделения связи в отдельном полку Военно-воздушных сил п/п 26291 2-й воздушной армии под командованием генерал-лейтенанта Красовского на Воронежском и Украинском фронтах, была участницей Курской битвы. Награждена орденом Отечественной войны II степени. После войны 30 лет проработала в приборостроительном техникуме.
Трофименко Александр Иванович. Родился и окончил школу в станице Ахтырской Краснодарского края. Заочно учился в Новороссийском учительском институте, работал учителем. В начале войны ушёл добровольцем в армию, окончил Краснодарское военное пехотное училище и в звании младшего лейтенанта в апреле 1942 года прибыл в Керчь в распоряжение Военного совета Крымского фронта. Участвовал в обороне Керчи и Аджимушкайских каменоломен, погиб при исполнении воинского долга.
Кульман Хелен (Леэн). Родилась 31 января 1920 года в городе Тарту (Эстония). Училась в Таллинском педагогическом институте, в 1941 году получила специальность учительницы неполной средней школы. Участвовала в обороне Таллина. В августе 1941 года вместе с другими защитниками города была эвакуирована в Нязепетровский район Челябинской области, в колхоз «Ленинский путь». Была бойцом медсанбата 7-й Эстонской стрелковой дивизии, затем училась в разведшколе в Ленинграде. Собирала и передавала в Ленинград важные сведения о войсках противника в Эстонии. В январе 1943 года была арестована и погибла. 8 мая 1965 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Её именем названы улицы в Тарту, Минске, Нязепетровске.
Тарасенко Григорий Алексеевич. Родился в 1910 году в Днепропетровской области (Украина). В 1934 году стал учителем в деревне Любимовке Гуляйпольского района Запорожской области. В 1943 году был тяжело ранен в боях на дальних подступах к Ростову-на-Дону. Письмо-завещание лейтенанта Григория Тарасенко, датированное декабрём 1943 года, было передано его сыну медсестрой.
Шапочкина Евдокия Ивановна. Родилась в 1922 году. В 1940 году окончила Педагогическое училище имени Н.А. Некрасова. Война застала её в Ленинграде учительницей начальных классов. Во время блокады занималась детьми, оставшимися без родителей. После эвакуации из Ленинграда весной 1942 года работала учительницей начальной школы в родном посёлке Гарусово Удомельского района (сейчас – Тверская область). Впоследствии стала директором школы-интерната для детей погибших на фронте, открывшейся в посёлке в 1943 году. Вернувшись в Ленинград после войны, получила высшее педагогическое образование, сорок лет проработала в школе. В 2017 году отметила 95-летний юбилей. Награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Петраков Дмитрий Андрианович. До войны преподавал в одном из техникумов города Ульяновска. Ушёл в армию 23 июня 1941 года. В 1942 году комиссар батальона Дмитрий Петраков участвовал в успешном взятии высоты северо-западнее Сталинграда, был контужен. В том же году, служа в Сибирской дивизии, с группой бойцов предпринял вылазку в тыл противника и отбил дом – узел сопротивления, был награждён за эту операцию орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». Летом 1943 года пал в бою во время наступления на Орёл.
Седаковы Николай Ильич и Виктор Ильич. Уроженцы Алтайского края. В 1942 году Николай Седаков преподавал русский язык и литературу, был заведующим учебной частью в школе № 13 Горно-Алтайска. После призыва на военную службу погиб в первых боях в 1943 году. Его младший брат Виктор Седаков также стал педагогом, получив в 1941 году специальность учителя физики средней школы. Прошёл всю войну от Ленинграда до Кёнигсберга, участвовал в боях на Волховском, Ленинградском, Сталинградском и других фронтах, награждён орденами, медалями. После войны работал учителем физики, директором школы, был начальником Отдела естественно-математических наук Министерства просвещения СССР, Управления общеобразовательной подготовки и Управления средних профтехучилищ Госпрофобра СССР. Автор 48 научных работ.
Крец Николай Семёнович. Родился в 1919 году в посёлке Чертково (сейчас город) Ростовской области. В 1939–1940 годах преподавал в своей средней школе черчение и рисование. После призыва в армию в 1941 году окончил в Сталинграде полковую школу, проходил службу в 1961-м артиллерийском полку 18-й армии Южного фронта в звании старшего сержанта. Участник Сталинградской битвы. В составе 3-го Украинского фронта освобождал Одессу, Измаил, участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, форсировал реки Прут и Дунай, освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. После войны продолжил работать педагогом. Преподавал в Ульяновском строительном техникуме.
Смалюга Дмитрий Иванович. Родился в 1923 году в селе Ново-Стрельцовка Луганской области (Украина). После окончания средней школы, в сентябре 1941 года, призван в армию, служил в армейской зенитной артиллерии. Принимал участие в боевых действиях на Карельском фронте, под Сталинградом, на Курской дуге и на территории Украины. После демобилизации в 1956 году окончил Ульяновский государственный педагогический институт, работал учителем литературы в средней школе, старшим преподавателем, доцентом пединститута, а после выхода на пенсию в 1986 году был депутатом, председателем районного Совета ветеранов войны и труда, занимался журналистикой. Награждён тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, многочисленными медалями.
Мильграм Леонид Исидорович. Родился в 1921 году в Москве. Несмотря на статус сына врага народа (его отец, советский разведчик Исидор Вольфович Мильграм, был расстрелян в 1938 году), добился того, что его призвали в армию в 1939 году. Прошёл всю войну, служа артиллерийским разведчиком в 40-м отдельном артиллерийском дивизионе особой мощности, воевал на Западном, Ленинградском и 1-м Украинском фронтах. В 1951 году окончил исторический факультет Московского государственного университета, на который поступил ещё до войны. Впоследствии стал директором школы № 45, которая благодаря его многолетней работе стала одной из самых известных и престижных в Москве. После его смерти школа стала носить его имя. Награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом Почёта. Почётный гражданин города Москвы.
Мурашова Галина Александровна. Родилась в 1925 году. Один из старейших российских педагогов, ветеран Великой Отечественной войны. В годы войны, будучи студенткой педагогического института, работала медсестрой и санитаркой. После начала свой трудовой путь с преподавания физики и математики, была воспитателем групп продлённого дня. Проработала в школе 70 лет. Сейчас ей 94 года, и она проводит внеклассные занятия с учениками московской школы № 664, а акже беседы со студентами-волонтёрами. Награждена шестью медалями.
В годы Великой Отечественной войны учителя по всей стране, несмотря на тяжелейшие условия, продолжали выполнять свой долг. 39 школам приходилось учить детей в жутких реалиях блокады, когда не хватало еды, дров, воды, тёплой одежды. Заслуженная учительница РСФСР Зинаида Павловна Шатунина, которой на тот момент было за 60 лет, приходила в школу в отутюженном тёмном платье, белоснежном воротничке и требовала такой же подтянутости от учеников. Педагоги старались проводить уроки как можно интереснее, занятия длились не больше трёх часов. В те тяжёлые дни своим примером мужества и стойкости они готовили детей к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком.
Новиков Иван Никифорович. Родился в ноябре 1918 года. 29 июня 1941 года ушёл добровольцем на фронт, служил разведчиком, политруком разведвзвода. Был демобилизован после тяжёлого ранения в 1942 году. С 1943 года работал учителем истории – сначала в Белоцерковском пехотном училище, затем в Асиновском пехотном училище Томской области. В 1945 году окончил исторический факультет Московского государственного университета. С 1946 по 1982 год работал на историческом факультете Омского государственного педагогического университета, в том числе проректором по учебной работе, внёс большой вклад в его развитие. Был удостоен Государственной премии СССР, принимал участие в написании пятитомной «Истории Сибири», долгие годы возглавлял пользовавшуюся авторитетом Омскую областную организацию общества «Знание». Его именем названа одна из аудиторий исторического факультета ОмГПУ.
Блох Марк Яковлевич. Почётный профессор МПГУ. Родился в 1924 году. В годы войны служил в Управлении бронетанковых и механизированных войск 33-й армии, был слушателем Военного института языков Красной Армии. С 1957 года работает в Московском педагогическом государственном университете. С 1989 года – заведующий кафедрой грамматики английского языка. Доктор наук, крупный специалист в области языкознания, автор свыше 150 научных трудов, основатель признанной научной школы коммуникативно-парадигматической лингвистики. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями. Член Союза писателей России.
Кравцов Юрий Фёдорович. Родился в 1924 году. Ушёл на войну совсем молодым парнем, в 18 лет. После лётного училища в 1943 году попал на фронт. Был лётчиком. Совершил несколько сотен боевых вылетов. Май 45-го встретил в звании капитана в Берлине. В послевоенные годы продолжил карьеру военного, закончив её в звании генерал-лейтенанта.
Бейсов Пётр Сергеевич. Родился в 1906 году. В 1941-м стал деканом историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического института, в тот же год вместе со своими студентами отправился на фронт. Прошёл боевой путь от командира роты до помощника начальника штаба полка, воевал на Сталинградском фронте. В 1942 году был ранен немецким пулемётчиком под Сталинградом, когда вытаскивал с поля боя раненого курсанта. Был демобилизован по болезни. Вернувшись в Ульяновск в 1943 году, сразу приступил к педагогической деятельности в институте, которой отдал более сорока лет своей жизни.
Харин Николай Александрович. Родился в 1926 году в деревне Яковлево Тверской области. Ушёл на фронт в 16-летнем возрасте в 1943 году. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, Выборгской операции, в штурме города и крепости Нарва, форсировании реки Эмайыги в Эстонии, в боях в западной части Латвии. После войны с отличием закончил Ленинградский техникум физкультуры, работал учителем физкультуры в средней школе в Армавире (Краснодарский край), несколько лет успешно возглавлял Армавирский городской комитет физкультуры и спорта. После проработал 35 лет в Армавирском государственном педагогическом университете и до сих пор поддерживает связь с вузом, передавая свой опыт молодым. Награждён боевыми и юбилейными орденами и медалями, среди которых орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Лесневский Юрий Павлович. Родился в 1925 году в Новосибирске. В составе 1-го, а потом 4-го Украинских фронтов участвовал в освобождении городов Рыбник, Ратибор, Опава. После ранения вернулся в 10-й отдельный гвардейский мотоциклетный Минский Краснознамённый ордена Красной Звезды батальон. Был командиром взвода технического обеспечения, позднее получил звание капитана. Демобилизовался в декабре 1946 года. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией». После войны окончил вечернее отделение физико-математического факультета Новосибирского государственного педагогического института (сейчас – Новосибирский государственный педагогический университет), где остался работать старшим преподавателем кафедры методики преподавания физики и технических средств обучения. Сейчас Юрию Павловичу 94 года. Он до сих пор принимает участие в мероприятиях вуза, вдохновляя молодое поколение удивительным жизнелюбием и профессиональным опытом.
Горьковский Пётр Андреевич. Родился в 1923 году в селе Баклуши Новониколаевской губернии (сейчас – Новосибирская область). Окончил семилетнюю школу, Куйбышевское педагогическое училище. В декабре 1941 года был зачислен на курсы телеграфистов, попал в 232-ю стрелковую дивизию, стал начальником радиостанции. В составе 1-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в боях за освобождение Воронежа, Сум, Киева, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Австрии. Демобилизовался в октябре 1945 года. Был награждён орденом Отечественной войны I степени и двумя медалями «За отвагу». После войны стал директором Баклушевской семилетней школы, заочно окончил исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института (сейчас – Новосибирский государственный педагогический университет), был заведующим Мошковским районным отделом народного образования.
Чумаков Юрий Николаевич. Родился в 1922 году в Саратове. Окончил среднюю школу и был призван в Красную армию. Службу проходил рядовым в 77-м полку войск НКВД по охране железных дорог на территории Западной Украины, в городе Станиславе (сейчас – Ивано-Франковск). В 1942 году был тяжело ранен и демобилизован по инвалидности. Был награждён медалью «За победу над Германией». После войны учился в Саратовском мединституте, а в дальнейшем преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях Саратова, Пржевальска (сейчас – Каракол, Киргизия), Великого Новгорода. С 1981 года – преподаватель русской литературы Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), профессор, проводил научные исследования творчества Пушкина и Тютчева. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. Скончался в 2015 году в возрасте 92 лет. До последних дней возглавлял диссертационный совет НГПУ.
Аргандейкин Архип Максимович. Родился в 1912 году в деревне Ижекей Красночетайского района Чувашской АССР. До войны работал учителем чувашского языка, завучем и директором школы, был призван на службу в 1939 году. Окончив Муромское училище связи, стал политруком роты 495-го линейного батальона связи 33-й армии Западного фронта. Участвовал в боях под Москвой, Смоленском, в Белоруссии. Был командиром телефонно-кабельной роты. Войну закончил в Восточной Пруссии. Был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны более 30 лет работал заведующим и директором школ. За достигнутые успехи был награждён медалью «За трудовое отличие».
Шевченко Иван Андреевич. Родился в 1924 году в селе Колокольцовка Саратовской области. После окончания школы работал прицепщиком в поле. Был направлен во 2-е Киевское артиллерийское училище, а затем переведён в первое Ленинградское училище. В 1943 году после сдачи экзаменов его направили в гороховецкие и коломенские артлагеря, а оттуда – на фронт. Под Ригой был ранен. День Победы встречал на военно-морской базе Порккала-Удд на территории Финляндии. За боевые заслуги награждён орденом Отечественной войны I степени. Демобилизовался в 1947 году. С 1954 по 1984 год работал директором Симоновской средней школы (Саратовская область), преподавал русский язык и литературу, математику, историю.
Титов Гай Аполлинарьевич. Родился в 1923 году в Чите. Был призван в ряды Красной армии в мае 1942 года и зачислен в 12-й запасный артиллерийский полк. Участвовал в боях на 2-м и 4-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусском фронтах, в штурме Берлина и взятии Будапешта, в освобождении Праги и Варшавы. Получил два осколочных ранения и был контужен. Награждён орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За оборону Кавказа». После войны окончил исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института (сейчас – университет), преподавал историю СССР в Новосибирской областной фельдшерско-акушерской школе, был старшим преподавателем, доцентом кафедры истории КПСС НГПИ.
Иванов Пётр Никитович. Родился в 1921 году в Новониколаевском уезде Западно-Сибирского края (сейчас – Новосибирская область). Учился на заочном отделении Бурят-Монгольского учительского института, историческом факультете Новосибирского государственного педагогического института (сейчас – университет). С 1940 года служил в 29-й дивизии внутренних войск, во время войны охранял государственную границу с Монголией и Китаем. Принимал участие в отдельных операциях Забайкальского фронта. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». После войны работал в НГПИ ассистентом кафедры марксизма-ленинизма, старшим преподавателем кафедры истории КПСС. Позже был заведующим кафедрой истории КПСС.
Шуклецов Валентин Тарасович. Родился в 1924 году в Порезском районе Кировской области. В 1927 году переехал в Западно-Сибирский край. В ноябре 1941 года призван на фронт, принимал участие в боях на Калининском, Западном и 3-м Белорусском фронтах. Демобилизовался в декабре 1945 года. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией». После войны учился в Новосибирском государственном педагогическом институте (сейчас – Новосибирский государственный педагогический университет), работал учителем истории и директором Шурыгинской средней школы Черепановского района, учителем и директором Убинской средней школы Новосибирской области. Был старшим преподавателем кафедры истории КПСС НГПИ, с 1967 по 1975 год – ректор НГПИ, затем – проректор Новосибирской высшей партийной школы.
Шур Мирон Самуилович. Родился в 1925 году в Харькове, потом переехал в Новосибирск. Во время войны был командиром огневого взвода 3-й отдельной Горлицкой истребительно-противотанковой артиллерийской бригады Резерва Главного Командования. Участвовал в боях на 4-м Украинском фронте, воевал в Польше, Германии, Чехословакии. Получил два ранения и контузию. После войны окончил физико-математический факультет Новосибирского государственного педагогического института (сейчас – Новосибирский государственный педагогический университет), работал учителем математики и физики в школе. С 1955 года был старшим преподавателем кафедр высшей математики и математического анализа НГПИ. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы».
Купцов Алексей Иванович. Был призван в армию после окончания исторического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в 1944 году. Воевал рядовым стрелком в Восточной Пруссии. В 1956 году начал работать в МПГУ. С 1963 по 1966 год был деканом исторического факультета. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Леонычев Георгий Михайлович. В рядах армии – с сентября 1941 года. Командовал огневым взводом артиллерийских частей Резерва Главного Командования. Участвовал в освобождении Новгорода, Польши, в боях за Берлин. На войне был дважды ранен. С 1970 года работал в Московском педагогическом государственном университете, кандидат наук, доцент кафедры философии. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Адамович Анатолий Андреевич. Родился в 1920 году в Одесской области (Украина). Свой путь к профессии преподавателя начал в 1938 году, когда поступил в Алма-Атинский педагогический институт на исторический факультет. В 1941 году был призван на фронт. Воевал командиром взвода связи 156-го и 249-го стрелкового полка на Центральном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах в звании лейтенанта, получил два ранения. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны получил специальность преподавателя истории. С 1961 по 1969 год заведовал кафедрой всеобщей истории Челябинского педагогического института (сейчас – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет). Читал курсы по новой и новейшей истории.
Аксёнов Николай Романович. Родился в 1920 году в Курганской области. В 1940 году окончил Челябинский тракторный техникум по специальности «техник-технолог». В годы Великой Отечественной войны был командиром батареи в составе 359-го артиллерийского полка на Северо-Западном фронте. В 1943 году тяжело ранен. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. В послевоенные годы работал учителем русского языка и литературы в Ленинграде, был заместителем директора ремесленного училища в Челябинске. Возглавлял Южно-Уральское книжное издательство, преподавал в Челябинском высшем военном автомобильном инженерном училище (ЧВВАИУ). В 1982 году получил звание профессора и до конца жизни работал профессором кафедры философии Челябинского педагогического института (сейчас – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет).
Алексеева Лидия Митрофановна. Родилась в 1923 году в Курской области. В 1941 году окончила педагогическое училище и несколько месяцев работала учительницей начальных классов. В июне 1942 года окончила краткосрочные курсы медицинских сестёр и добровольно вступила в ряды действующей армии. Воевала на Воронежском, Центральном, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Была санинструктором пулемётного полка, служила в санитарной роте. в конце войны работала в лагере немецких военнопленных под Москвой. Награждена медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1950 году переехала в Челябинск, окончила историко-филологический факультет Челябинского педагогического института (сейчас – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет). После получила квалификацию учителя русского языка и литературы. Работала библиотекарем в областной публичной библиотеке.
Ройтерштейн Михаэль Иосифович. Родился в 1925 году в Москве. В августе 1943 года вступил в ряды Красной армии. На войне служил командиром отделения, радистом артиллерийских частей. Принимал участие в освобождении Эстонии, боях за Кёнигсберг (сейчас – Калининград), Данциг (сейчас – Гданьск), в форсировании Одера. С 1960 года работал в Московском педагогическом государственном университете, профессор кафедры теории и истории музыки, музыковед. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Кёнигсберга», юбилейными медалями.
Прокофьев Николай Иванович. Родился в 1909 году в Московской области. Был призван в армию в 1942 году. Был командиром расчёта 82-миллиметрового миномёта, работал ответственным секретарём редакции дивизионной газеты «За честь Родины». В составе стрелковых частей Воронежского, Юго-Западного, 4-го Украинского фронтов участвовал в прорыве обороны под Кантемировкой, в освобождении Крыма, Прибалтики. Получил ранение. С 1961 года работал в Московском педагогическом государственном университете. Имел звание доктора наук, был профессором кафедры русской литературы. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Нечаев Василий Ильич. Родился в Москве в 1920 году. В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Сражался на Западном и Сталинградском фронтах в составе 241-го Гвардейского Особого разведывательного батальона, участвовал в битвах под Москвой и Сталинградом. Был дважды ранен. Получил звание младшего лейтенанта. После войны учился, а затем работал в Московском педагогическом государственном университете. Имел звание доктора физико-математических наук, был профессором, заведующим кафедрой теории чисел. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Павленко Николай Иванович. Родился в 1916 году в станице Уманской Кубанской области (сейчас – Краснодарский край). В 1939 году вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Служил офицером-связистом в составе войск Забайкальского фронта, командовал ротой. Принимал участие в переходе через Хинган, разгроме Квантунской армии. С 1975 года до выхода на пенсию работал в Московском педагогическом государственном университете. Имел звание доктора наук, был профессором кафедры истории России. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Японией», юбилейными медалями.
Документы и материалы
Полезные ссылки
Сайт Организационного комитета по подготовке и
проведению
празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
May9.ru
Последнее обновление: 26 февраля 2021, 14:57
Наш опрос |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ
о становлении кадетского движения в МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
Из истории развития кадетского движения в МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
2002 год — создан первый специализированный класс военной подготовки «Беркут» /старшая школа/, военный руководитель Ясинский А.
2003 год — создан первый специализированный класс военной подготовки «Ямал» /старшая школа/, военный руководитель Ясинский А.
2004 год — создан первый кадетский казачий класс «Ермак» /основная школа, 9 класс/, военный руководитель Тишкин Д.А.
2007 год — создан второй кадетский казачий класс «Ермак» /основная школа, 7 класс/, военный руководитель Тишкин Д.А.
2011 год — создан кадетский класс «Беркут» /основная школа, 7 класс/, военный руководитель Попков В.А.
2012 год — создан кадетский казачий класс «Ермак» /основная школа, 6 класс/, военный руководитель Тишкин Д.А.
2014 год — создан специализированный класс военной подготовки «Север» /основная школа, 7 класс/, военный руководитель Степанченко А.Э.
2014 год — выпуск СКВП «Беркут» /средняя школа/, военный руководитель Степанченко А.Э.
2016 год — выпуск кадетского казачьего класса «Ермак» /основная школа/, военный руководитель Тишкин Д.А.
2016 год — выпуск СКПВ «Ямал» /средняя школа/, военный руководитель Гречишкников А.Е.
2017 год — создан кадетский класс «Ямал» /основная школа, 7 класс/, военный руководитель Маслов Н.А.
2018 год — выпуск кадетского казачьего класса «Ермак» /средняя школа/, военный руководитель Тишкин Д.А.
2018 год — создан кадетский казачий класс «Ермак» /основная школа, 8 класс/, военный руководитель Тишкин Д.А.
2019 год — выпуск СКВП «Ямал» /основная школа/, военный руководитель Маслов Н.А.
2019 год — выпуск СКВП «Север» /средняя школа/, военный руководитель Степанченко А.Э.
Выпуск — 2006, СКВП «Беркут» Выпуск — 2007, СКВП «Ермак»
Выпуск — 2008, СКВП «Беркут» Выпуск -2009, СКВП «Ямал»
Выпуск — 2014, СКВП «Беркут» Выпуск — 2016, СКПВ «Ямал»
Выпуск — 2018, кадетский казачий класс «Ермак» Выпуск — 2019, СКВП «Север»
Цели и задачи кадетского движения
- Интеллектуальное, культурное, физическое развитие учащихся;
- Развитие у учащихся гражданственности и патриотизма;
- Адаптация учащихся к жизни в обществе;
- Подготовка юношей к служению отечеству на гражданском военном поприще.
Кодекс кадетской чести
- Быть верным России, гордиться ее прошлым, уважать русские обычаи.
- Любить и оберегать свою школу.
- Хранить и умножать школьные традиции.
- Помнить, что главная жизненная и служебная обязанность кадета — учеба, учеба и учеба.
- Не бросать тень на кадетов своим поведением вне школы.
- Соблюдать гостеприимство по отношению к выпускникам кадетам.
- Подчиняться не рабом, а доброй волей.
Этапы становления кадетских классов
Военно — полевые сборы.
Важное место в программе кадетских классов занимают военно-полевые сборы. Военно — полевые сборы — это особая форма обучения молодежи.
Никакая другая форма образования и воспитания не гарантирует столь тесной взаимосвязи получаемых теоретических знаний и формируемых умений и навыков их практического использования, как военные сборы. Именно военно-полевые сборы — одна из наиболее эффективных форм организации образовательного процесса. В частности:
- физически закаляет ребят и готовит их к преодолению трудностей жизни;
- воспитывает лучшие черты характера;
- развивает чувства товарищества и коллективизма;
- воспитывает любовь к семье, родному поселку, своей стране;
- развивает стремление использовать свои знания и умения на благо общества.
Что такое сборы? С точки зрения взрослых — военнослужащих, педагогов, родителей, это — детская игра «в войнушку».
С точки зрения ребят, это — взрослая жизнь, одетая в военную форму. Дети очень любят участвовать в сборах. Они с нетерпением ждут их. Каждый воспитанник кадетского класса стремится побывать на сборах как можно чаще.
В педагогическом отношении, во всей панораме воспитательных возможностей, военно-полевые сборы для детей — это строгая дисциплина; это походный образ жизни, плечо товарища в строю; это интересные занятия с настоящей военной техникой, ночные тревоги, засады, вылазки; это риск и терпение, это возможность себя показать, себя узнать, проверить свои возможности. Военные сборы — школа мужания и профориентация. Сборы школьников — это увлекательное путешествие в армейскую атмосферу.
Вручение формы. В октябре по традиции старшие кадеты в торжественной обстановке вручают парадную форму младшим кадетам.
Посвящение в кадеты. Мероприятие, ставшее традицией , проходит в канун Дня Победы. Воспитанники СКВП дают клятву кадетов, демонстрируют свои умения и навыки, которые приобрели за первый год обучения.
Будни кадетов
8.10 — Построение. Рапорт дежурного
8.30–13.40 – Учебные занятия
13.40–14.00 — Обед
14.00–16. 30 — Дополнительное образование: самоподготовка, дополнительные занятия по предметам, автодело, бальные танцы, вокал, рукопашный бой, ОФП, спецпредметы
16.30–18.00 – Свободное время
18.00 – Секции по интересам
Праздники кадетов
День призывника
Конкурс « Вперед, кадет!»
Смотр песни и строя
Конкурс патриотической песни
Месяц Мужества
Вахта Памяти
Выпускной бал
ВНИМАНИЕ!!! |
---|
«Горячая линия» |
---|
ПОЛИТИКА |
---|
Антикоррупционная |
---|
Школьный |
---|
ДЕТСКИЙ |
---|
ЕЦОС МБОУ «СОШ №1» |
---|
Школьный проект |
---|
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на
обработку персональных данных.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152 — ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных целей. Законодательно установленной целью образовательного процесса граждан является интеллектуальное, духовно — нравственное, творческое,
физическое и (или) профессиональное развития человека. Распространение в сети «Интернет» персональных данных детей превышает цели образования.
Исходя из вышеизложенного персональные данные несовершеннолетних обезличены.
При использовании материалов сайта МБОУ «СОШ № 1» п.г.т.Уренгой Пуровского района необходимо согласие администрации школы. Ссылка на сайт обязательна.
Если Вы являетесь правообладателем той или иной информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
МБОУ «СОШ № 1» п.г.т.Уренгой Пуровского района © 2022 | Сайт управляется системой uCoz