Сочинение владимира мономаха в котором он рассказал о своей жизни своих взглядах называется

Тест по истории россии русь при наследниках ярослава мудрого. владимир мономах 6 класс с ответами. в тесте представлены 2 варианта,

Тест по истории России Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах 6 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Установите соответствие между событиями и датами.

СОБЫТИЯ

А) начало правления Владимира Мономаха
Б) съезд князей в Любече
В) составление «Правды Яросла­вичей»
Г) начало правления Мстислава Великого

ДАТЫ

1) 1072 г.
2) 1097 г.
3) 1113 г.
4) 1125 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Крупная битва князей Ярославичей с половцами произошла в 1068 г. на реке

1) Альта
2) Волга
3) Дон
4) Непрядва

3. В списке перечислены причины, по которым был созван съезд князей в Любече. Найдите две лишние. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) необходимость прекращения княжеских усобиц
2) необходимость регламентации вопросов церковного землевладения
3) определение статуса ремесленных корпораций
4) необходимость решения вопроса передачи княжеской власти
5) вопросы внешней политики и отношения с половцами

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Съезд князей в Любече считается историками условной датой начала периода __________.

5. Выберите из списка то, что относится к вооружению половцев.

1) горючая смесь, «греческий огонь»
2) боевые корабли
3) лук, стрелы, арканы
4) мушкеты, пищали

6. Установите соответствие между термином и его значением.

ТЕРМИНЫ

А) гривна
Б) устав
В) вече
Г) закуп

ЗНАЧЕНИЕ

1) народное собрание в древнерусском городе
2) человек, взявший ссуду и попавший в долговую кабалу
3) документ, составленный Владимиром Мономахом
4) денежная единица на Руси

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Расположите в хронологическом порядке правления имена князей Древнерусского государства.

1) Владимир Мономах
2) Мстислав Великий
3) Ярослав Мудрый
4) Владимир Святой

8. Выберите из списка три позиции, которые относятся к князю Владимиру Мономаху. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приглашен на киевский престол жителями города в обход старших родственников
2) правление началось с восстания в Киеве против ростовщиков
3) способствовал княжеским раздорам и усобицам
4) отменил действовавшие договоры с Византией
5) был автором «Поучения»
6) держал сыновей в Киеве, не предоставив им владений

9. Крупный удар половцам был нанесен Владимиром Мономахом в

1) 1068 г.
2) 1097 г.
3) 1111 г.
4) 1113 г.

10. Последним князем единого Древнерусского государства считается князь

1) Ярослав Мудрый
2) Владимир Мономах
3) Мстислав Великий
4) Изяслав Ярославич

Вариант 2

1. Установите соответствие между событиями и датами.

СОБЫТИЯ

А) съезд князей в Любече
Б) восстание в Киеве против ростовщиков
В) битва Ярославичей с половцами на реке Альте
Г) смерть Владимира Мономаха

ДАТЫ

1) 1068 г.
2) 1097 г.
3) 1113 г.
4) 1125 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Старшего сына Ярослава Мудрого, который получил Киев после смерти отца, звали

1) Изяслав
2) Святослав
3) Всеволод
4) Олег

3. На съезде князей в Любече обсуждались важные вопросы развития государства. Найдите два лишних ответа. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) вопросы борьбы с половецкими набегами
2) вопросы церковного землевладения
3) прекращение княжеских усобиц
4) установление принципа правления «по отчине»
5) отношения с Византией

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Свод законов, составленный в 1072 г. на основе Русской Правды, получил название __________.

5. Кто из князей воевал на стороне половцев в военном походе 1093 г.?

1) Всеволод Ярославич
2) Святополк Изяславич
3) Олег Святославич
4) Владимир Всеволодович

6. Установите соответствие между термином и его значением.

ТЕРМИНЫ

А) холоп
Б) ростовщик
В) гривна
Г) закуп

ЗНАЧЕНИЕ

1) денежная единица на Руси
2) человек, взявший ссуду и попавший в долговую зависимость
3) человек, предоставляющий деньги в долг под проценты
4) полностью зависимый человек на Руси

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Расположите в хронологическом порядке следующие события.

1) Крещение Руси
2) съезд князей в Любече
3) княжение Мстислава Великого
4) княжение Владимира Мономаха

8. Выберите из списка три позиции, которые относятся к князю Владимиру Мономаху. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приехал в Киев самостоятельно, желая править, не дожидаясь своей очереди
2) покровительствовал ростовщикам
3) издал указ, облегчавший положение должников
4) запретил долговое рабство
5) был внуком византийского императора
6) отменил действие Русской Правды

9. Сочинение Владимира Мономаха, в котором он рассказал о своей жизни, своих взглядах, называется

1) «Летопись»
2) «Поучение»
3) «Житие»
4) «Былина»

10. Правление последнего князя единого Древнерусского государства, после которого начался период раздробленности, закончилось в

1) 1113 г.
2) 1125 г.
3) 1132 г.
4) 1174 г.

Ответы на тест по истории России Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах 6 класс
Вариант 1
1. А3 Б2 В1 Г4
2-1
3-23
4. Раздробленности
5-3
6. А4 Б3 В1 Г2
7-4312
8-125
9-3
10-3
Вариант 2
1. А2 Б3 В1 Г4
2-1
3-25
4. Правда Ярославичей
5-3
6. А4 Б3 В1 Г2
7-1243
8-345
9-2
10-3

план

«Поучение» Владимира Мономаха. 4
Заключение. 15
Список литературы… 16

Введение

Встречаясь с литературой Древней Руси, мы всякий раз удивляемся каждому произведению, вышедшему из под пера наших предков. Любому из этих произведений литературоведы дают своё объяснение, каждый по-своему интерпретируя истоки того или иного сочинения, исторические и литературные предпосылки к его созданию, общественную ситуацию, повлиявшую на автора. Но каждое из произведений Древней Руси удивляет индивидуальностью своего стиля и отличностью от других произведений той эпохи. Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что «она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы». [1]
Одним из подобных произведений и является «Поучение» Владимира Мономаха, которое представляет собой своеобразное собрание его сочинений: это собственно «Поучение», автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу. Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит. [2]
Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.
Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским.

«Поучение» Владимира Мономаха

Время правления Мономаха, по словам одного историка, — «одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины». [3] Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли. Недаром певец «Слова о полку Игореве восклицает: „О стонати Русской земли, помянувши пръвую годину и пръвых князей! Того стараго Владимира нельзя бе пригвоздити к горам киевским“. [4] Он достиг небывалого могущества и влияния, соединив в своих руках, или, вернее, в руках своей семьи, по крайней мере три четверти тогдашней Руси. Владимир скончался 19 мая 1125 года после двенадцатилетнего княжения в Киеве на семьдесят третьем году жизни. По словам летописца, „святителе жалящеси плакахуся по святом и добром князи, весь народ и вси людие по немъ плакахуся, якоже дети по отцю или по матери, плакахуся по нем вси людие“. [5]
Несмотря на свою набожность, чистоту жизни и усердие к духовенству, Владимир, однако не был причислен к лику святых, как его сын Мстислав. Может быть, духовенство, весьма уважавшее Мономаха, чувствовало, что его деятельностью руководили, в основном, житейские расчеты.
»Поучение” дошло до нашего времени совершенно случайно в составе одного из списков Лаврентьевской летописи. Этот список мог сгореть в московском пожаре 1812 года вместе со списком «Слова о полку Игореве» в библиотеке Мусина-Пушкина. Не сгорел он по чистой случайности, потому что был взят Н.М. Карамзиным.
«Поучение» искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. [6] Об этом свидетельствует и сам текст «Поучения». Владимир говорит, что написал его [7]
1.
Сидя на санях,
Сhдя на санех,
что, по мнению большинства исследователей, говорит о его преклонном возрасте к моменту написания «Поучения». Дело в том, что в Древней Руси покойников в церковь на отпевание, а затем на кладбище возили на санях, поэтому выражение «сидеть на санях» скорее всего означает «одной ногой в могиле». [8]
Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:
3.
«Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
«Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»
4.
И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? » — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
И отрядивъ я, вземъ Псалтырю, в печали разгнухъ я, и то ми ся выня: «Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя? » и прочая. И потомь собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы послhдняя не люба а передняя приимайте.
Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.
5.
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».
«Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, — ти обладають землею.
В первых же мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: „не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие“. Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.
Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое „Поучение“ в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:
1.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися.
Юношам он, ссылаясь на авторитет святого Василия (видимо имея ввиду поучение св. Василия Великого о том, как юношам извлекать полезное для себя из книг языческих философов) советует:
8.
иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: „Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится“.
душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: „Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится“.
От поучения юношам он переходит к наставлению христианам вообще, рисуя перед глазами читателя евангельский образ человека кроткого, воздержанного в речах, смиренного умом:
9.
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, „очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради“;
Научися, вhрный человhче, быти благочестию делатель, научися, по евангельскому словеси, „очима управленье, языку удержанье, уму смhренье, тhлу порабощенье, гнhву погубленье, помыслъ чистъ имhти, понужаяся на добрая дhла, господа ради“;
Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти ко греху:
9.
»лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех”.
«лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулимъ — моли, умертви грhхъ».
Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:
9.
«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».
«Избавите обидима, судите сиротh, оправдайте вдовицю».
Наконец, упоминает Владимир о посте и покаянии, которые необходимы христианину как птице необходимо два крыла, и как птица не может лететь с одним крылом, так и христианин не может обойтись без поста или покаяния. Образное сравнение поста с весной, а покаяния с весенним первоцветом являет покаяние непосредственным следствием поста:
9.
«Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: „Слава Тебе, Человеколюбец! “
»Восияеть весна постная и цвhтъ покаянья, очистимъ собе, братья, от всякой крови плотьскыя и душевныя. Свhтодавцю вопьюще рцhмъ: Слава тобh, человhколюбче! “.
Затем Владимир переходит к описанию милосердия Божия, говоря:
10.
Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь..
Поистинh, дhти моя, разумhйте, како ти есть человhколюбець богъ милостивъ и премилостивъ. Господь нашь, владhя и животомъ и смертью, согрhшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего.
В «Поучении» можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет:
10.
Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.
Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить е к собh, тако же и господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3-ми дhлы добрыми избыти его и побhдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею.
Более того, опираясь на эти три добрых дела, — покаяние, слезы и милостыня, — автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце, по словам премудрого Соломона (Прит.23, 26). А выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем:
11.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
А бога дhля не лhнитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х дhлъ тhхъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малым дhломь улучити милость божью.
Затем Мономах, следуя псалмопевцу Давиду, обращается к прославлению величия Божия, которое усматривается во всем творении:
12.
«Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело! „
“Велий еси, господи, и чюдна дhла твоя, и благословено и хвално имя твое в вhкы по всей земли». Иже кто не похвалить, ни прославляеть силы твоея и твоих великых чюдес и доброт, устроеных на семь свhтh: како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звhзды, и там и свhт, и земля на водах положена, господи, твоимъ промыслом! Звhрье розноличнии, и птица и рыбы украшено твоимъ промыслом, господи! И сему чюду дивуемъся, како от персти создавъ человhка, како образи розноличнии въ человhчьскыхъ лицих, — аще и весь миръ совокупить, не вси въ одинъ образ, но кый же своимъ лиць образом, по божии мудрости. И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первhе, въ наши руцh, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всhмъ землямъ, божиимь повелhньемь, да наполнятся лhси и поля. И ты же птицh небесныя умудрены тобою, господи; егда повелиши, то вспоють, и человhкы веселять тобе; и егда же не повелиши имъ, языкъ же имhюще онемhють. «А благословенъ еси, господи, и хваленъ зhло! „
Долгое время считалось, что этот отрывок Мономах заимствовал из Шестоднева св. Василия Великого. Но ближайшим прототипом этого пассажа, вероятнее всего, является Шестоднев Иоанна Экзарха, который в то время был очень популярен на Руси. [9]
На этом Мономах заканчивает нравоучения “от Писания» и предлагает
13.
собственного слабого ума наставление.
от худаго моего безумья наказанье.
Первым делом он говорит:
14.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.
Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть.
Далее Мономах предлагает практику непрестанного молитвенного делания. Он смело вводит в жизнь такой вид молитвы, который был распространен преимущественно в монастырях:
14.
Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.
Аще и на кони hздяче не будеть ни с кым орудья, аще инhх молитвъ не умhете молвити а «Господи помилуй» зовите беспрестани, втайнh: та бо есть молитва всhх лhпши, нежели мыслити безлhпицю — hздя.
Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам.
Интересен взгляд его на смертную казнь:
15.
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны.
Выступает Мономах против клятвы и божбы, но поддерживает очень необходимый в те смутные времена обычай крестоцелования, которым скреплялись союзы между князьями:
15.
Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.
Аще ли вы будете крестъ цhловати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цhлуйте, и цhловавше блюдhте, да не приступни, погубите душе своеh.
Призывает он также к уважению священнослужителей:
15.
с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога.
с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силh любите и набдите, да приимете от них молитву… от бога.
Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.
Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело.
Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку:
15.
ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.
ти бо мимоходячи прославять человhка по всhм землям любо добрым, любо злымъ.
Встречаем мы также призыв больного навестить, покойника проводить. Не пропустить человека, не поприветствовав его. Об отношении к жене Мономах советует:
15.
Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.
Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собою власти.
А в основание всех добродетелей полагает Мономах страх Божий, который, по словам Соломона, является началом Премудрости:
15.
А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Се же вы конець всему: страхъ божий имhйте выше всего.
Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: [10]
17.
Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.
Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели.
Интересное замечание встречаем мы относительно полуденного сна:
17.
Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
Спанье есть от бога присужено полудне. Отъ чина бо почиваеть и звhрь, и птици и человhци.
Из произведений Мономаха особенно поражает его письмо к Олегу Святославичу. Поводом к его написанию послужили события, произошедшие в 1096 году. Тогда в одной из многочисленных междоусобиц с войсками Олега Святославича недалеко от города Мурома погиб Изяслав — сын Мономаха. Князь Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, пишет письмо Олегу Святославичу, требуя покинуть незаконно захваченные им Суздаль и Муром. В этом письме он предлагает примирение между Олегом и Мономахом. Олег не послушал мирных предложений Мстислава и попытался повернуть свои войска на Мстислава. Но Олег был разбит, бежал в Муром, потом в Рязань и, наконец, покинул пределы Руси.
Мстислав снова увещевает Олега примириться с Мономахом, вернуться на Русь, но находиться только в пределах своей отчины. Олег обязывается подчиниться, и Мстислав ходатайствует перед Мономахом за Олега.
В это время и пишет Владимир письмо убийце своего сына. Убийство Изяслава было особенно ужасно тем, что Изяслав был крестным сыном Олега. Поэтому, фактически, Олег был сыноубийцей. О чём же пишет Мономах своему поверженному врагу? Злорадствует ли он? Празднует ли он победу над Олегом или требует отказаться от своих прав в земле Русской?
Нет! Владимир прощает убийцу своего сына, утешает его, предлагает вернуться на Русь и получить княжество. Письмо начинается в покаянном духе:
52.
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
О многострастный и печалны азъ! Много борешися сердцемъ, и одолhвши, душе, сердцю моему, зане, тлhньнh сущи, помышляю, како стати пред страшным судьею, каянья и смhренья не приимшим межю собою.
Далее Мономах пишет, что жизнь человека в руках Божиих и добавляет:
55.
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: „Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы! “
Егда же убиша дhтя мое и твое пред тобою, и бяше тебh, узрhвше кровь его и тhло увянувшю, яко цвhту нову процветшю, якоже агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи въ помыслы души своей: „Увы мнh! что створихъ? И пождавъ его безумья, свhта сего мечетнаго кривости ради налhзох грhх собh, отцю и матери слезы“.
На протяжении послания Мономах подчеркивает, что не собирается мстить Олегу, используя, при этом, фразу, которой князья ободряли воинов перед битвой:
58
… Дивно ли, если муж пал на войне?
… Дивно ли, оже мужь умерлъ в полку ти?
Причем, это письмо не является плодом временного настроения или каких-то других обстоятельств, а целиком и полностью отражает внутренние убеждения Мономаха как истового христианина, прощающего своего врага.

Заключение

Итак, в своем „Поучении“ Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками „Поучения“ стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
Вообще „Поучение“ старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в „Поучении“ так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.
2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.
3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.
4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.
5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.
6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.
7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.
8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

Президент Владимир Зеленский считает не целесообразным увольнять главу своего Офиса Андрея Ермака только потому, что господину Петру (Порошенко – ред) он не нравится. Ранее вокруг главы ОП возник скандал, связанный с празднованием его Дня рождения.

Такое мнение он высказал на пресс-марафоне в Киеве. Президент, отвечая на вопрос одной из журналисток, подчеркнул, что Ермак провел «очень важные операции», в том числе занимался обменом пленных назад в Украину.

«Он возвращал моряков, он занимался обменом, он действительно вместе с коллегами провел, я считаю, очень важные операции. Больше 100 людей были возвращены после нашей Нормандской встречи», – отметил президент.

Комментируя ситуацию с «вагнеровцами», он сказал: «Он никому не приказывал, потому что не имел ни возможности, ни полномочий говорить об акцентировании этой или иной операции».

Экватор Зеленского

В четверг, 26 ноября, президент Украины Владимир Зеленский проводит большой пресс-марафон, приуроченный к экватору его каденции в должности главы государства. Задавать вопросы Зеленскому будут представители более 30 изданий. Пресс-секретарь президента Сергей Никифоров говорил, что глава государства не боится «неудобных вопросов». Однако стоит отметить, что вопросы действительно могут быть неудобными, ведь общение с прессой происходит на фоне «вагнергейта», энергетического кризиса и угрозы военного вторжения России в Украину.

«Вагнергейт» — в чем суть

Летом 2020 года под Минском задержали 32 боевиков российской частной военной кампании Вагнер, которая считается подконтрольной Кремлю. Тем не менее Россия свою причастность отрицала.

Офис генпрокурора Украины просил Беларусь передать наемников Киеву и направил запрос о выдаче 28 человек. Среди них – 9 украинцев. Следствие установило, что эти люди воевали на Донбассе в составе террористических организаций «ЛНР» и «ДНР». Тем не менее официальный Минск передал «вагнеровцев» России.

17 ноября 2021 года журналисты Bellingcat и The Insider обнародовали расследование, в котором говорилось о том, что в Украине готовилась спецоперация под названием «Авеню» по задержанию наемников ЧВК «Вагнер».

Bellingcat утверждает, что президенту Зеленскому доложили о подготовке к операции 15 июня 2020 года. Глава государства одобрил ее проведение и попросил конкретный план, который был подготовлен и впоследствии утвержден тогдашним министром обороны Украины Андреем Тараном 1 июля того же года.

Накануне операции «Авеню», запланированной на 25 июля, представители спецслужб приехали в Офис президента для последнего отчета по этому поводу. Но президент не смог их принять, поскольку был занят.

В расследовании говорится, что глава президентской администрации и правая рука Зеленского Андрей Ермак предложил отложить проведение спецоперации на неделю, чтобы не сорвать договоренности с Россией о перемирии на Донбассе с 27 июля 2020 года.

18 ноября 2021 года журналистка Янина Соколова обнародовала документы, подтверждающие тот факт, что в Украине действительно готовилась спецоперация «Авеню» по задержанию наемников ЧВК «Вагнер». Но ее финальный этап был перенесен по решению высшего военно-политического руководства. Несмотря на то, что операция сорвалась, и Беларусь передала «вагнеровцев» РФ, в Главном управлении разведки решили считать операцию «Авеню» проведенной, а расходы на нее на сумму в более 700 тысяч гривен — «оправданными».

19 ноября 2021 года бывший глава Главного управления разведки Василий Бурба подвердил, что именно Ермак от имени главы государства дал указание перенести спецоперацию по «вагнеровцам».

В Офисе президента эту информацию отрицают. Мол, глава ОП «не мог даже пробовать руководить разведкой и тем более какими-то ее оперативными мероприятиями».

26 ноября в Государственном бюро расследований сообщили, что следствие пока не имеет никакого факта или доказательства причастности главы Офиса президента Андрея Ермака к срыву спецоперации. Но тем не менее Ермака вызовут в ближайшие дни на дорос по делу «вагнеровцев».

Энергетический кризис в Украине

Несмотря на заявления властей о готовности к отопительному сезону, в Украине образовался дефицит энергетических ресурсов, необходимых, в том числе, для выработки электричества. Это, среди прочего, связано с резким увеличением стоимости газа, а также с нехваткой угля, из-за чего в стране простаивает часть ТЭС.

Согласно данным госкомпании Укрэнерго, в Украине из-за недостачи угля не работают 60% ТЭС. Нужную нагрузку вырабатывают только 3 блока из 23 государственных электростанций.
Эксперты говорят, что эта зима может стать для Украины самой сложной за все годы независимости. По их прогнозам, вполне реален полномасштабный энергокризис с аварийными отключениями.

Риск вторжения России в Украину

В конце октября американское издание The Washington Post опубликовало статью, в которой говорилось о том, что на Западе фиксируют переброску российских войск к границам Украины. Позже журналисты Politico опубликовали спутниковые снимки, на которых можно заметить российскую военную технику и персонал у границ Украины. The New York Times писало, что Россия «не блефует» и готовит вторжение в Украину. При этом осталось совсем немного времени, чтобы это предотвратить.

Тем не менее несмотря на предупреждения западных стран в Минобороны Украины опровергали информацию о концентрации войск и военной техники России возле украинских границ. В ведомстве говорили, что передвижение военных подразделений связано с плановыми мероприятиями противника после завершения боевых учений. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов также уверял, что никакой концентрации войск России именно на границе сейчас нет.

Лишь через десять дней президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал информацию о том, что Россия стягивает свои войска к украинским границам. По его словам, украинская армия готова дать отпор.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир — был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь рассуждение 5 класс

    Смысл данной пословицы таков, что сказанное вами слово обратно уже не вернуть. Как бы вы не старались, но то, что сказано – сказано и без прочих вариантов.

  • План рассказа Приключения Электроника 4 класс

    В научном институте профессор Громов изобрел робота. В качестве модели он взял фотографию в журнале обычного подростка из московской школы Сережи Сыроежкина. Мальчику-роботу дали имя Электроник.

  • Главные герои сказки Заколдованное место Гоголя

    Заколдованное место Гоголя — это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

  • Главные герои эпоса Калевала (+ второстепенные)

    Герои «Калевалы» достаточно уникальны, интересны и самобытны. Как правило, в их образах четко прослеживается связь с народом и национальный колорит. Конечно же, каждый из них обладает своими

  • Ход времени в пьесе Вишневый сад Чехова

    Пьеса «Вишневый сад» — одна из самых известных и популярных в творчестве Антона Павловича Чехова. Была напечатана в сборнике «Знание», который редактировал Максим Горький в 1903 год

В 2022 году планируется запуск посадочного аппарата российско-европейской миссии «ЭкзоМарс». Об этом в интервью RT рассказал директор Института космических исследований РАН, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович. Речь идёт о поиске на Красной планете источников метана и, возможно, каких-то форм жизни. Кроме того, готовится к старту российская миссия «Луна-25». Впервые земной аппарат сядет в те районы естественного спутника Земли, где есть вода. Учёный также объяснил, зачем Россия готовит мегагруппировку спутников «Сфера», и предположил, какое будущее ждёт сотрудничество стран по линии МКС.

— Анатолий Алексеевич, какие важные события в российской космонавтике намечены на 2022 год и какие проекты можно особо выделить?

— В первую очередь мы, конечно, ждём запуска посадочного аппарата на Марс в рамках второго этапа европейско-российского проекта «ЭкзоМарс». Аппарат будет нести на себе и российские приборы, и европейский ровер — марсоход.

Кроме того, в России примерно в середине лета 2022 года планируется запуск посадочного аппарата «Луна-25». Аппарат впервые в мировой практике должен осуществить посадку в приполярную зону Луны, которая сейчас представляет наибольший интерес, потому что сильно отличается от тех районов вблизи экватора, куда садились более 40 лет назад и советские лунные миссии, и американские «Аполлоны».

Ещё один научный проект, запуск которого тоже запланирован на конец 2022 года, направлен на наблюдение верхних слоёв атмосферы и называется «Ионосфера».

Ионосфера — это верхняя плазменная часть атмосферы на высотах более 100 км. В частности, именно в этих слоях происходит полярное сияние.

Так что на 2022 год есть большие планы, будем надеяться, что они все исполнятся.

61c9d3a0ae5ac958dc6429d2

  • Анатолий Алексеевич Петрукович
  • © ИКИ РАН

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «ЭкзоМарс», в котором принимает участие Институт космических исследований РАН. Какие планируется собрать данные по итогам миссии?

— Марс традиционно находится в центре внимания всех стран, всех космических агентств. К нему уже запускались марсоходы, сейчас на поверхности планеты находятся два американских и китайский роверы. А на орбите вокруг Марса сейчас целых восемь работающих космических аппаратов, исследующих планету. Хотя среди них нет российских аппаратов, наши приборы стоят и на европейских, и на американских аппаратах, в том числе на марсоходе.

Название «ЭкзоМарс» выбрано неслучайно. «Экзо» в данном случае отсылает к внеземной жизни (от «экзобиологии»). Все наверняка читали в СМИ новости о наличии водяного льда и метана на Марсе. Если с водой всё понятно — когда на планете есть лёд, то вода будет присутствовать в атмосфере, то с метаном ситуация интересней. Он быстро разлагается солнечным светом, поэтому, чтобы метан был в атмосфере хотя бы в каком-то количестве, на поверхности планеты должен быть его источник. Обычно, то есть на Земле, это либо вулканы (но на Марсе мы не видим вулканов), либо какие-то примитивные бактерии. Это самая большая интрига Марса. Хотя метана в его атмосфере ничтожно мало по сравнению с атмосферой Земли, сам факт хотя бы эпизодического его наличия даёт надежду найти какие-то следы жизни.

Также по теме

Российская обсерватория «Спектр-РГ»
«Первая карта»: российский астрофизик — об обзоре всего неба, нейтронных звёздах и рентгеновской навигации

Российская обсерватория «Спектр-РГ» провела свой первый год в космосе и успела сделать обзор всего неба в высоком разрешении. Об этом…

Примерно через 10 лет должен стартовать большой международный проект по возврату грунта с Марса, сейчас важно правильно выбрать район, откуда его везти. Нужно найти место, где сядет будущий аппарат, этой подготовкой сейчас занимаются все страны.

«ЭкзоМарс» — очень серьёзный интеграционный проект «Роскосмоса» и Европейского космического агентства. Его первым этапом была миссия «ЭкзоМарс-2016», в которой Россия участвует научными приборами и наземными антеннами для приёма информации. Сейчас мы готовимся ко второму этапу — это миссия «ЭкзоМарс-2022». Посадочный аппарат — «железо» делает Россия, электронные управляющие приборы — Европа, научные приборы: большая часть — Россия, отчасти — Европа. Марсоход европейский, но на нём стоят и российские приборы. Это беспрецедентный проект по уровню технического сотрудничества.

Если он осуществится успешно, то это заложит фундамент для дальнейшего очень эффективного международного взаимодействия. Сейчас аппарат проходит последние подготовительные этапы в Европе, всё уже практически собрано. Наши специалисты, включая инженеров ИКИ РАН, туда выезжают, работают на европейских космических предприятиях.

— Значит, международная кооперация в космонавтике сохраняется, несмотря на политические противоречия стран?

— Да, международная кооперация — ключевой фактор успеха в науке. Практически все космические научные проекты в той или иной мере международные. Например, на российском спутнике «Спектр-РГ» один из двух телескопов — германский. Сотрудничество позволяет нам объединять уникальные компетенции разных стран. Ни одна страна не может самостоятельно провести весь спектр исследований в космосе.

61d1ca1e02e8bd714938ce38

  • Марс
  • AP
  • © Mohammed bin Rashid Space Center/UAE Space Agency

— Вы также упомянули российский лунный проект. Расскажите, пожалуйста, о нём подробнее.

— В 1960—1970-х годах США и СССР участвовали в «лунной гонке». Первый полёт до Луны состоялся в 1959 году, хотя мягкая посадка была осуществлена только в 1966 году — это была советская станция «Луна-9». Подключились и американцы, для которых отправка человека на Луну стала вопросом восстановления престижа.

Однако примерно в середине 1970-х годов все эти программы были прекращены, потому что были достаточно затратны, а научные и политические «сливки» были уже сняты. Луну представляли как каменный шарик, «выскобленный» солнечной радиацией за миллиарды лет своего существования — казалось бы, что там ещё искать.

Но начиная с 2000-х годов интерес к Луне возродился. Сначала к ней были запущены орбитальные спутники-«разведчики», которые смогли уже более детально изучить состав поверхности. Российских аппаратов там не было, но использовались российские приборы. Обнаружились очень интересные факты — были найдены места с повышенным содержанием воды в виде льда. Конечно, он находится под слоем грунта, потому что с поверхности Луны и лёд, и вода мгновенно испарились бы в космос.

Также по теме

5fdc83ecae5ac90189440d7f
Вернуться на Луну и открыть новое окно во Вселенную: российский астрофизик — о космических проектах 2020—2021 годов

Запуск российской автоматической межпланетной станции «Луна-25» к южному полюсу спутника Земли намечен на 1 октября 2021 года. Об этом…

Скорее всего, вода на Луне оказалась в результате столкновений с кометами, а кометы — переносчик примитивной органики в Солнечной системе. Кометы падали на Луну в течение миллиардов лет, и она, как губка, впитывала в себя все эти миллиарды лет истории Солнечной системы. Покопаться в этом льду, который лежит под поверхностью, найти какие-то признаки примитивных веществ, которые были распространены на первых этапах формирования Солнечной системы, — это очень интересно.

На Земле найти место старше миллиарда лет вообще невозможно, всё менялось в ходе движения тектонических плит, в результате наводнений, выветривания… А Луна — как архив Солнечной системы, там всё сохраняется в неизменном виде.

Можно сказать, что сейчас началась вторая лунная гонка, хотя и не такая политизированная, как первая. Сейчас в мире готовится множество проектов, связанных с Луной. И в этой области Россия находится в числе лидеров. Прежде всего, именно мы одними из первых сформулировали, что надо лететь именно туда, где есть вода. И на протяжении пяти лет приходилось объяснять, почему это правильно. Сейчас так считают уже все, это стало очевидно.

Вода есть в полярных областях Луны, однако там не очень хорошие условия для посадки аппарата по сравнению с местами «Аполлонов» и советских «Лун». Там гористый рельеф, плюс и Земля, и Солнце находятся низко над горизонтом. Если вы сели, условно говоря, за каким-нибудь холмиком, то вы либо Землю не видите, либо Солнце.

«Луна-25» — полностью российский проект, аппарат уже испытывается в НПО им. Лавочкина. Надеемся, что он буквально через несколько месяцев улетит. Мы планируем сесть не совсем у южного полюса, но гораздо южнее, чем делали до этого, — примерно на 70-м градусе, в зоне, где прогнозируется наличие некоторого количества льда. Пока это будет первая в мире посадка настолько близко к полюсу.

— Сейчас в России стартует ещё один проект — «Сфера», в его рамках планируется создать спутниковые группировки. В 2022—2023 годах будут сконструированы первые лётные образцы космических аппаратов, которые отправят на орбиту. Почему возникла необходимость в этом проекте?

— «Сфера» — это мегагруппировка спутников. Проект включает в себя запуск сотен спутников для совершенно разных целей: связи, интернета, наблюдения за Землёй в различных диапазонах.

Проект не уникальный. К примеру, Илон Маск, который у всех на слуху, запускает сейчас чуть ли не 11 тыс. спутников. Но его реализация позволит иметь по всему земному шару почти такой же интернет, как, например, в Москве.

При помощи антенн сотовой связи за пределами городов это сделать невозможно, если мы говорим об отдалённых местностях, Арктике и т. д. Технически спутниковая связь существует уже сейчас, но она дорого стоит. Так что главная задача — сделать такую связь доступной для обычного пользователя.

Есть и вторая задача. Сейчас детальная съёмка Земли из космоса ведётся, но если крупные города снимают часто, то сельскую местность, природные объекты — в лучшем случае раз в год. Да и крупные города тоже можно снимать чаще — чтобы, к примеру, заменить спутниковой съёмкой часть уличных камер.

61c9d7e402e8bd0a9741e8ae

  • Спутник на орбите
  • Gettyimages.ru
  • © 3DSculptor

— Наверное, можно будет также оперативно отслеживать лесные пожары?

— С пожарами в этом смысле проще. Лесной пожар относительно легко отследить, потому что это яркое, горячее пятно, даже если зона горения ещё очень маленькая. В инфракрасном свете его будет хорошо видно из космоса. Хотя в России за пожарами следит только один специализированный спутник, но компьютерная информационная система, которую ИКИ РАН разработал по заказу Рослесхоза, принимает все доступные данные из космоса, и карты обновляются 10—15 раз в сутки, в том числе за счёт спутников других стран, которые делятся информацией.

Можно сказать, что вторая задача «Сферы» и её зарубежных аналогов — превращение спутниковой съёмки в предмет ежедневного использования. Это может решить множество практических задач.

Кроме того, с точки зрения технологии очень важно научиться делать не один-два спутника в год, а 100. Эта задача и лежит в основе программы «Сфера». Спутники должны быть достаточно простые и дешёвые, нужны также станции приёма. Чтобы начать конвейерный выпуск спутников, всю отрасль нужно перестраивать.

Также по теме

606dcf9802e8bd1881407c5b
«Мечтаю попасть в космос»: учёные и испытатели рассказали об экспериментах по имитации полётов на Луну и Марс

Когда человек находится в замкнутом пространстве, когда нет возможности общаться с родными, человек оторван от мира и не знает, день…

Это очень важная программа, которая обеспечит качественный прорыв в космонавтике. Для России это особенно актуально, потому что мы несколько «залипли» в советской космонавтике и никак не можем из этих парадигм вырваться по многим показателям.

— Ещё один интересный российский проект — создание ядерного буксира «Зевс». Его первый полёт запланирован на 2030 год, в 2021 году публике был представлен макет этого аппарата. Сейчас в похожем направлении начало двигаться и NASA — в минувшем году агентство приступило к отбору проектов создания ядерного двигателя для космоса. В чём ключевая сложность этой технологии, почему к ней не обращались прежде?

Ядерные реакторы летали в космос ещё на советских аппаратах, в качестве «батареек», которые питали приборы. При этом главные опасения всегда были связаны с возможностью падения аппарата на Землю с последующим радиоактивным заражением.

Превратить реактор именно в «двигатель» — непростая задача. Обычные химические ракетные двигатели создают реактивную струю за счёт горения топлива. Есть так называемые электрореактивные двигатели, в которых электрические поля создают струю тяжёлого ионизованного газа, например ксенона. Вот за получение большого количества электроэнергии для такого двигателя и может отвечать ядерный реактор. 

Однако ядерный реактор сам по себе даёт лишь тепловую энергию, её нужно преобразовать хотя бы в электрическую. Например, на АЭС это делается посредством нагрева воды, которая крутит турбину. Подобная конструкция очень нетривиальна для космоса, где установка должна работать десятки лет в вакууме. К космической технике предъявляются совершенно другие требования, чем к земной. Поэтому собрать такой реально действующий механизм — очень сложная задача. Собственно, этим сейчас и занимаются в рамках проекта «Зевс». Пока мы идём к решению этой задачи.

61c9d849ae5ac9526f00db16

  • Пуск ракеты-носителя «Протон М»
  • РИА Новости
  • © Роскосмос

— По предварительной информации, на конец 2023 года намечено испытание прототипа крылатой ступени многоразовой ракеты «Крыло-СВ». Уже известно, что отечественные многоразовые ракеты будут осуществлять посадку по самолётной схеме, а не вертикально, как ракеты компании Space X. В чём преимущество данного подхода?

— Если говорить о многоразовости, то это интересный технический концепт. Сейчас ракета — это огромное количество топлива, двигатели, и только наверху маленькая головка-спутник. Если ракета должна будет вернуться на Землю, придётся сохранить для посадки некоторое количество топлива, сделать ракете «ноги». Это всё дополнительный вес, он вычитается из веса спутника. И мы сразу потеряем в эффективности выведения, а стоимость пуска на килограмм полезного груза возрастает. Это чистая экономика. Этот подход можно коммерчески обосновать, если мы начнём запускать ракеты десятками, сотнями.

Сейчас многоразовую ракету сделала компания Илона Маска. Действительно, некоторые ступени летали у него уже по 10 раз, выглядит проект очень красиво, но показатели экономической эффективности он пока не раскрывал.

Также по теме

Запуск автоматической межпланетной станции «ЭкзоМарс-2016»
«Марс умеет хранить свои тайны»: в Институте космических исследований рассказали об изучении Красной планеты

Марс остаётся крайне сложным для изучения космическим объектом, и полученные с его орбиты данные идут вразрез с результатами…

У Маска ракеты садятся вертикально — это один способ. Другой — если на ступень ракеты поставить небольшое крыло и сажать в горизонтальном полёте. Но тут уже возникают свои проблемы — нужно, например, ставить ещё один специальный двигатель, ракетный в данном случае использовать не получится. Пока сложно сказать, какой способ лучше. Учитывая, что мы проводим пуски с Восточного, где достаточно дикая, горная местность, самолётный вариант может быть более выгоден.

— В 2021 году «Роскосмос» объявил о планах построить к 2025 году российскую орбитальную станцию, эксплуатацию МКС планируется прекратить. А ведётся ли в экспертном сообществе дискуссия о создании новой международной космической станции? Или наступает эпоха сугубо национальных проектов в этой сфере?

— Покаконцептуальной ясности нет. Понятно, что МКС, как любой технический объект, имеет свой срок жизни, тут ничего не сделать. Однако на самой станции международное сотрудничество не заканчивается. Потому что МКС — это не только стены и приборы, это ещё и целая система международных договоров о взаимодействии в космосе. Есть общие стандарты и даже общая условная валюта для взаимных расчётов в рамках совместных проектов. Это сложнейшая инфраструктура взаимодействия в космосе, которая никуда не денется.

Сейчас в рамках этой системы американцы и европейцы строят лунную станцию, которая должна года через три заработать. Она раз в десять меньше МКС, в неё включены только один жилой блок и один технический блок. Это не полноценная замена МКС, конечно. Китайцы тоже запустили свою станцию, конструктивно похожую на «Мир».

61c9d89c02e8bd0c783d3bc2

  • МКС
  • AP
  • © NASA

Сейчас обсуждается, например, вопрос стандартов, чтобы, условно говоря, российский корабль мог пристыковаться к американской станции, и наоборот. Нужна взаимозаменяемость, чтобы в случае аварии можно было помочь друг другу.

Опыт МКС не должен пропасть. Думаю, что сейчас новая концепция находится на стадии вызревания. Может быть, на смену МКС придёт распределённая конструкция из множества станций, которые будут друг с другом взаимодействовать.

Сейчас мы не до конца понимаем, как будет выглядеть пилотируемый космос через 20 лет. Будем ли только возить туристов? Будем летать — на Марс, на Луну — или будем встречать инопланетян на околоземной орбите, условно говоря. Или, может быть, придётся защищаться от какого-то астероида.

И, допустим, если у нас появится какая-то сверхзадача, тогда все страны снова соберутся — и у нас будет новая международная пилотируемая космическая программа. Главное — быть к этому готовыми технически.

Также по теме

Ультрадиффузная галактика
Под воздействием газа: учёные раскрыли тайну образования ультрадиффузных галактик

Российские астрономы в составе международной группы исследователей выяснили, как образуются ультрадиффузные галактики. Они могут…

— Как продвигается работа над созданием российско-испанского ультрафиолетового космического телескопа «Спектр-УФ»? Его ещё называют аналогом телескопа «Хаббл». Какие новые возможности он даст исследователям?

— «Спектр-УФ» — это телескоп, работающий в ультрафиолетовом диапазоне длин волн. Это ещё не рентгеновское излучение, но мы его глазом уже не видим. Но в ультрафиолете хорошо светятся, например, планетные атмосферы. В видимом свете звезда полностью затмевает планету. А в ультрафиолете планета будет выглядеть гораздо ярче, потому что в этом диапазоне светит водород, так называемая водородная корона, которая есть, например, у Земли и у всех других планет. Поэтому в ультрафиолете будет легче видеть экзопланеты. Кроме того, самые интересные звёзды, которые быстро взрываются, — самые горячие и яркие, их хорошо видно даже в других галактиках в ультрафиолетовом свечении. Это так называемые гиганты и сверхгиганты голубого или белого классов, по ним можно определить тип, историю галактики.

«Спектр-УФ» действительно похож на «Хаббл», хотя диапазон несколько другой. Да и технологии используются уже не 1980-х, а 2010—2020-х годов. ИКИ тоже участвует в этом проекте, мы очень ждём его запуска.

Вообще, если говорить в целом, у нас есть большая научная космическая программа, она включает два десятка проектов. Ближайшие годы — это запуск аппаратов «Луна-25», «Ионосфера», «Экзо-Марс». Сейчас у нас действует рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» с двумя телескопами, а до 2025 года на орбиту планируется вывести спутник «Бион» с биологическими экспериментами. Ещё два аппарата должны будут отправиться на Луну — орбитальный и посадочный. Плюс планируется запуск спутника «Резонанс» для исследования влияния Солнца на магнитное поле Земли. Это примерная программа до 2025 года.

  • Сочинение влияние войны на детей
  • Сочинение влияние алкоголя на организм
  • Сочинение влияние книг на жизнь человека
  • Сочинение владимир дубровский доблестный офицер необыкновенный учитель и благородный разбойник
  • Сочинение владимир солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль сочинение