Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Фразеологизмы в нашей жизни.
-
2 слайд
Описание слайда:
Фразеологизмы делают нашу речь образной , яркой, выразительной. Но на самом деле мы часто не понимаем их,
или употребляем неправильно. Нужно не только запомнить их словесный состав и значение, а необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.
Проблема : -
3 слайд
Описание слайда:
Учиться понимать смысл
фразеологизмов и начинать
активно использовать их
в собственной речи.
Цель проекта: -
4 слайд
Описание слайда:
Обогатить свой словарный запас фразеологизмами;
Нарисовать иллюстрации к фразеологизмам,
Написать сочинения с фразеологизмами
Задачи: -
5 слайд
Описание слайда:
Мы решили, что если начнем изучать фразеологизмы , то узнаем много исторических фактов, обогатим свою речь, поможем другим ученикам понять смысл различных фразеологизмов.
Объект исследования : фразеологизмы
Продукт проекта:
1)слайдовая презентация наиболее употребляемых фразеологизмов,
2) Фразеологический калейдоскоп ,
3) сборник сочинений с фразеологизмами.Тип проекта: групповой (ученики 4 г класса)
Гипотезы : -
6 слайд
Описание слайда:
Знакомство с фразеологизмами
Провести опрос в своем 4 г классе
Организовать конкурс рисунков на правильное понимание фразеологизмов
Написать сочинения с использованием фразеологизмовНаши шаги:
-
7 слайд
Описание слайда:
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы, пословицы и поговорки). Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.
Самый важный признак фразеологизмов – их образность, яркость, эмоциональность. Используя фразеологизм, говорящий не просто называет предмет, явление, но и выражает свои чувства, свое отношение, дает свою оценку. Часто фразеологизмы употребляются в речи героев детских произведений, делая их речь более эмоциональной -
8 слайд
Описание слайда:
Таблица наиболее употребляемых фразеологизмов в 4 г классе
-
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Фразеологический калейдоскоп
-
11 слайд
Описание слайда:
Пожелание уйти и больше не возвращаться,
скатертью дорога на все четыре стороны.
Алина – 4 г класс -
12 слайд
Описание слайда:
Умение, способность очень хорошо делать что-либо
Зуль – Хиджа – 4 г класс -
13 слайд
Описание слайда:
Болезненное состояние. Солнечный удар сопровождается головной болью, вялостью
Елизавета – 4 г класс -
14 слайд
Описание слайда:
Означает фальшиво, неискренне выказывать сожаление или сочувствие тому, кого сами же и обидели.
Валерия – 4 г класс -
15 слайд
Описание слайда:
«на лбу написано» означает, что всем сразу видно что-то по внешнему виду человека.
Алина – 4 г класс -
16 слайд
Описание слайда:
означает, что дело, о котором идет речь почти решено в нашу пользу, что до успешного его завершения осталось совсем чуть-чуть.
Ниссо – 4 г класс -
17 слайд
Описание слайда:
Чучелом гороховым мы называем человека, несуразно и безвкусно одетого, вызывающего всякие насмешки.
Валерия – 4 г класс -
18 слайд
Описание слайда:
Затеять какое-либо неприятное, хлопотливое дело; своими действиями создать сложную, неприятную ситуацию
Александр – 4 г класс -
19 слайд
Описание слайда:
Обманывать, рассказывать небылицы
Эльмир –4 г класс -
20 слайд
Описание слайда:
Кто-то сильно преувеличивает, превращая незначительный факт в большое событие.
Виктор – 4 г класс -
21 слайд
Описание слайда:
Употребляют в значении — остаться ни с чем
Артур – 4 г класс -
22 слайд
Описание слайда:
Попались на удочку .
Однажды пригласил нас сын лесника. Говорит, за грибами сходим, рыбу удить будем. Мы , конечно , обрадовались , уши развесили. Договорились на выходные. Так долго шли к нему, пять километров! Пришли, а его нет дома. Обманул нас пустомеля , а мы попались на его удочку. Правда его дедушка успокоил нас , пошел с нами на рыбалку.
( Пустомеля — тот, кто говорит много пустого и несерьёзного, болтает вздор, пустяки)
( Уши развесили — Слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.) -
23 слайд
Описание слайда:
У нее ветер в голове.
Жила – была девочка Маша. Она была очень легкомысленная, никогда не задумывалась над поступками. Мама отправила Машу в магазин. Девочка вышла на улицу, увидела подруг и забыла про мамину просьбу. Пришла Маша домой с пустыми руками, а мама сказала ей, — Маша, у тебя ветер в голове.»(Ветер в голове – беспечная и легкомысленная персона, которая никогда не задумывается над поступками и последствиями своих деяний)
-
24 слайд
Описание слайда:
1. « Попались на удочку» – Колесников Денис – 4 г класс
2. « У нее ветер в голове» – Колесникова Дарья
3 . «Крокодиловы слезы» -Даньчук Валерия
4. « Делать из мухи слона»- Даньчук Виктор
Сочинения -
25 слайд
Описание слайда:
В результате нашей работы над проектом мы получили представление о том, как создаются фразеологизмы, пополнили свою речь интересными выражениями, освежили знания о правильном употреблении фразеологизмов.
Заключение
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 319 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Инновационные методы преподавания русского языка и литературы в казахских школах
-
Урок по русскому языку для 1 класса на тему «Сонорные звонкие и глухие»
-
Подготовка к ЕГЭ.Выразительные средства языка.Урок-практикум.11 класс
-
«Искусство устной и письменной речи»
-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА » ОТКРЫТЫЙ УРОК «ВВОДНЫЕ СЛОВА. 8 КЛАСС»
-
Исследовательская работа «Пословичная картина «Свет и тьма»»
-
«Готовимся к ЕГЭ. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения»
-
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме » Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки. причины. следствия»е предложения с придаточными е предложения с придаточными
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452531 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
Контрольно-измерительные материалы по русскому родному языку
4 класс.
Нормы
контрольных работ по родномуу языку
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | год | |
Контрольное списывание | 1 | 1 | ||
Диагностические работы (контрольная работа, апрель) | 1 | 1 | ||
Проект по теме «Рассказ о слове» («Словари – наши друзья и помощники») | 1 | 1 | ||
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | 1 | ||
Итого | 4 |
Контрольное списывание.
Наше отечество.
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
К. Д. Ушинский
Грамматические задания:
1.Запиши синонимы к слову Отечество -…, …, солдат -…, …, смелый -…, …
2. Спиши предложения, впиши антонимы к словам:
Смелый там найдёт, где робкий … .
Хороша верёвка длинная, а речь … .
За что купил, за то и… .
Подальше положишь – поближе … .
3.Замени крылатые выражения одним словом.
Рукой подать-… . Бить баклуши -… .Мчаться во весь дух -…
Контрольная работа
1 вариант
1. Что такое диалог? Приведи пример.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое монолог? Приведи пример.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.
Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.
4. Напишите по 2 примера в каждую группу.
Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) –_______________________________________________________
Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) –__________________________________________________________
Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –___________________________________________________________
5. Распределите выражения по группам.
Метафора (перенос значения слова по сходству) –________________________
Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –__________________________________________________________
Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –__________________________________________________________________
отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.
6. Закончите пословицы и поговорки.
Дело мастера … ._____________________.
Яблоко от яблони … .___________________________.
7. Напишите типы текста._____________________________________________
8. Напишите стили речи.
9. Составьте предложения.
Видеть, на, старик, опушка, дерево, грозой, разбитое
торчать, из, щепки, дерева, длинные
под, сидеть, ним, медведь
медведь, хватать, оттягивать, щепку, ее, отпускать, а, потом
раздается, звонкий, ласковый, и, звук, в, воздухе
наклонит, слушать, и, голову, медведь
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Воробей.
__Моя собака приближалась к нему.
__Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.
__Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.
__Собака бежала впереди меня.
__Он упал из гнезда, растопырив крылышки.
__Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
__Я поспешил отозвать пса- и удалился.
2 вариант
1. Что такое диалог? Приведи пример.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое монолог? Приведи пример.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.
Чугунная поступь, чугунная решетка; холодные руки, холодное сердце.
4. Напишите по 2 примера в каждую группу.
Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) -___________________________________________________________
Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) -__________________________________________________________
Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –____________________________________________________________
5. Распределите выражения по группам.
Метафора (перенос значения слова по сходству) –_________________________
Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –___________________________________________________________
Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –______________________________________________________________
Здесь даже камни плачут; река, как зеркало; на каждом дереве горит.
6. Закончите пословицы и поговорки.
Один в поле … ._________________________.
Ученье — свет … .______________________.
7. Напишите типы текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напишите стили речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Составьте предложения.
река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой
струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные
мелеть, последние, стала, за, река, но, годы
ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить
кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили
спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за
10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Находчивость.
__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.
__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.
__Правильно говорят, что собака друг человека.
__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.
__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.
__Овцы были спасены.
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Примерный план.
- Начало половодья.
- Апрельский солнечный денёк.
- Деревья встречают весну.
- Настроение картины.
Пример сочинения.
На первом плане изображена река. Время года — весна, поэтому река написана оранжево — жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.
На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.
На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине — зелёными.
Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.
Примерный проект по теме «Рассказ о слове»
Проект по теме «Рассказ о слове ветер?» (на тетрадном листе или листе А4 на выбор)
- Лексическое значение слова.
- Однокоренные слова.
- Синонимы.
- Антонимы.
- Фразеологизм.
- Сочетаемость слова.
- Пословица.
- Загадка.
- Поговорка.
- Предложения с этим словом.
1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:
2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:
ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.
3). Синонимы:
вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.
4). Антонимы:
штиль, безветрие, тишина.
5). Фразеологизмы со словом ветер:
6). Сочетаемость слова:
легкий ветер, попутный ветер.
7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:
Из словаря Даля:
8). Примеры предложений со словом ветер:
Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.
Попутный ветер помог ребятам занять первое место.
2 вариант
Лексическое значение слова:
- Поток воздуха
- Перемены (ветер перемен)
Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.
Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.
Антонимы: затишье, штиль, безветрие.
Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер
Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.
Пословицы о ветре:
Большое дерево сильный ветер любит.
Ветер горы разрушает- слово народы поднимает.
Загадки про ветер
Предложения со словом ветер:
В конце проекта надо сделать рисунок
«Рассказ о слове» мороз:
Нормы оценок по русскому родному языку 4 класс
Контрольное списывание
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление;
«3» –2 ошибки и 1 исправление
«2» –3 ошибки
Сочинение
Примерный объём сочинений:
Количество слов: 4 класс 11 – 12 предложений 70 – 80 слов
Примечание: На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки сочинений является:
- достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания;
- грамотное речевое оформление,;
- правильное употребление слов, нормативное построение предложений;
- лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит одну отметку: за содержание.
СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольной работы по родному (русскому) языку для обучающихся 4 класса
1. Назначение работы.
Определить уровень овладения предметных результатов у учащихся 4 класса по итогам усвоения программы по предмету «Родной язык».
2.Характеристика структуры и содержания работы.
Контрольная работа состоит из тестовых вопросов.
По своей сложности 10 заданий работы могут быть разделены на две группы:
— задания базового уровня
— задания повышенного уровня
3. Время выполнения работы.
На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.
4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задания базового уровня: тестовые задания 1, 2, 3, 6, 7, 8.
Задания повышенного уровня: 4, 5, 9, 10.
Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий работы – 25 баллов.
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут
обучающимися.
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении)
КОД | Проверяемые умения | |||
3. РАЗДЕЛ «Лексика» | ||||
3.1. | выявлять слова, значение которых требует уточнения | |||
3.2. | определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря | |||
5. РАЗДЕЛ «Синтаксис» | ||||
5.1. | различать предложение, словосочетание, слово | |||
5.2. | устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении | |||
5.3. | классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения | |||
5.4. | определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения | |||
6. РАЗДЕЛ «Орфография и пунктуация» | ||||
6.1. | применять правила правописания (в объеме содержания курса) | |||
6.2. | определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника | |||
6.5. | проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | |||
7. РАЗДЕЛ «Развитие речи» | ||||
7.1. | оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста | |||
7.2. | соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) | |||
7.3. | выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения | |||
7.4. | самостоятельно озаглавливать текст | |||
7.5. | составлять план текста | |||
7.6. | сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения |
Оценка выполнения работы.
Номер задания | Количество баллов | Критерии оценивания |
Базовый уровень | ||
1 | 1 | Задание выполнено без ошибок |
Задание не выполнено или выполнено неверно | ||
2 | 1 | Задание выполнено без ошибок |
Задание не выполнено или выполнено неверно | ||
3 | 1 | Задание выполнено без ошибок |
Задание не выполнено или выполнено неверно | ||
6 | 1 | Задание выполнено без ошибок |
Задание не выполнено или выполнено неверно | ||
7 | 1 | Задание выполнено без ошибок |
Задание не выполнено или выполнено неверно | ||
8 | 1 | Задание выполнено без ошибок |
Задание не выполнено или выполнено неверно | ||
ИТОГО | 6 баллов | |
Повышенный уровень | ||
4 | 3 | За каждый правильный ответ по 1 баллу. |
5 | 3 | За каждое верное предложение по 1 баллу. |
9 | 6 | За каждый правильный ответ по 1 баллу. |
10 | 7 | Задание выполнено без ошибок (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
ИТОГО | 19 баллов | |
Всего максимальный балл | 25 баллов |
«5» — 23 — 25 баллов (93-100%)
«4» — 17 — 22 баллов (92-71%)
«3» — 12 – 16 баллов (70 – 50%)
«2»- менее 12 баллов (49 и ниже)
ЦЕЛИ:
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью,
- контроль и коррекция,
- инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
- речевая деятельность.
Познавательные:
- работа с информацией;
- выполнение логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации; - установление аналогий;
- подведение под понятие.
Мировоззренческие:
- формирование российской идентичности,
- личное самоопределение/
Формирование УУД:
- развитие мышления (способность логически
мыслить на заданную тему, анализировать,
сопоставлять); - воспитание волевой сферы;
- обучение самостоятельному целеполаганию;
- выработка умения корректировать свои действия
в процессе доведения работы до намеченного в
планировании результата.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- общекультурные:
- расширение культурного кругозора обучающихся,
в том числе обучение пониманию живописи; - актуализация знаний по литературе;
- отработка интегративных связей.
- специальные:
- повторение типа речи описание, композиционного
строения описания, - знакомство с приемами речевого логического
оформления мысли, использованием синонимов,
тропов; - закрепление орфографических и пунктуационных
правил; - формирование навыка обращения к словарям,
- сбор лексического материала к сочинению,
- словесное оформление услышанного – написание
сочинения-описания.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- активизация различных видов речевой
деятельности; - повышение мотивации к обучению;
- формирование навыков монологической речи
(устной и письменной).
Воспитательные:
- пробуждение интереса к культурному наследию
русского народа и к мировой культуре; - формирование эстетической потребности в
искусстве; - осознание своей национальной идентификации.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- компьютер и мультимедийный проектор:
презентация; - портрет В.М. Васнецова с краткими
биографическими сведениями, книги.
На доске записана дата, тема урока, оставлено
место для плана сочинения.
ХОД УРОКА
Подготовка к восприятию
Вступительное слово учителя. Сообщение темы
урока, записанной на доске: сегодня мы будем
писать сочинение по картине В.М. Васнецова
“Витязь на распутье”. А потом обо всем
увиденном, прочувствованном напишем в сочинении
ярко, выразительно, образно.
Новый материал.
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский
живописец. Основоположник особого “русского
стиля”, преобразованного из исторического жанра
и романтических тенденций, связанных с
фольклором и символизмом. С 1880 года создавал
картины на темы русской истории, сказок, былин. Он
одним из первых обратился к русскому фольклору.
Стремился в поэтической форме воплотить вековые
народные идеалы и высокие патриотические
чувства.
Смотрим картину Васнецова.
История написания картины.
“Витязь на распутье” (1882) – одно из
прекраснейших полотен В.М. Васнецова. Картина
была написана под влиянием русской народной
былины “Илья Муромец и разбойники”. Первые
этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х
годов. Сейчас картина находится в
государственном Русском музее в
Санкт-Петербурге.
Картина.
— Рассмотрите картину, проникнитесь ее
настроением, обратите внимание на все детали
ближнего и дальнего планов.
— Какое настроение вызывает у вас картина:
грустное, печальное или радостное?
— Кого изобразил художник на картине? (витязя)
— Кто такой витязь? (витязь – это воин, богатырь).
— Подберите синонимы к слову “витязь” (ратник,
воин, богатырь, герой, рыцарь).
— Опишем витязя.
- Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая
кольчуга. - Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч,
колчан с калёными стрелами, длинное копьё,
булава. - Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова,
усталая решимость.
— Теперь опишем коня.
- Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь,
крепкие ноги. - Поза: уверенно стоит.
- Единство с фигурой наездника: автор желает
показать единство помыслов.
— Запишите фразу, которая написана на камне:
“Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни
прохожему, ни пролётному”.
— Почему витязь стоит в задумчивости перед
камнем?
— Предположите, о чём он может размышлять в этот
момент?
— Опишем пейзаж.
— Описание местности: мрачный задний фон,
болотистая местность, тощая растительность,
чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и
камни; много черепов; холодный смертный ветер;
пустынное поле, лежат человеческие кости;
высохшая трава; множество валунов; холодный
смертный ветер; никого нет; видны облака; небо
чистое.
— Какое настроение создаётся при виде картины:
запах смерти; душецепляющая картина; грустная.
— Что могло здесь произойти?
— Какие краски использует художник, рисуя небо
на картине?
— Какое время суток изображено?
— Какие мысли у вас вызывает небосклон?
— Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на
светлое будущее, на новые победы богатыря).
Составление плана сочинения.
Для того чтобы красиво, последовательно
написать сочинение, нужен план.
— Из скольких частей он состоит? (Вступление,
основная часть, заключение).
— О чем вы будете писать во вступлении? О
художнике Васнецове как о великом русском
живописце.
— Как перейти от вступления к основной части —
описанию картины? “В композиции картины
выделяется…”.
— о чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж,
передний и задний вид картины, затем перейдём к
описанию витязя).
— что мы напишем в заключении? — Чем закончим
сочинение? Напишем о воплощение в картине духа
русского народа.
Составление плана сочинения.
1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский
живописец, история создания его картины “Витязь
на распутье”.
2. Описание картины В.М. Васнецова “Витязь на
распутье”:
— витязь на коне;
— роковой камень;
— пейзаж.
3. Воплощение духа русского народа.
Лексический материал для сочинения
Тезаурус
Композиция (изобразительное искусство) —
организующий компонент художественной формы,
придающий произведению единство и цельность,
соподчиняющий его элементы друг другу и всему
замыслу художника.
Холст — ткань, на которой пишут картины.
Словарь синонимов
Художник – живописец, мастер.
Картина – полотно, изображение.
Пейзаж – природа.
Витязь – воин, герой, рыцарь, богатырь, ратник.
Описание воина
Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы,
тяжёлая кольчуга.
Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч,
колчан с калёными стрелами, длинное копьё,
булава.
Поза витязя: задумчивая поза, склонённая
голова, усталая решимость.
Описание коня
- Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь,
крепкие ноги. - Поза: уверенно стоит.
- Единство с фигурой наездника: автор желает
показать единство помыслов.
Фраза на камне: “Как пряму ехати –
живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни
пролётному”.
- Описание местности: мрачный задний фон,
болотистая местность, тощая растительность,
чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и
камни; много черепов; холодный смертный ветер;
пустынное поле, лежат человеческие кости;
высохшая трава; множество валунов; холодный
смертный ветер; никого нет; видны облака; небо
чистое. - Какое настроение создаётся при виде картины:
запах смерти; душецепляющая картина; грустная.
Слова для справок: защитник земли
русской, мужественный богатырь, вся картина
проникнута, полотно завораживает, живёт дух
русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.
Теме дорожных впечатлений посвящен рассказ И.А. Бунина «Перевал». В центре повествования – встреча одинокого путника и гор. Эта встреча одновременно разворачивается в двух взаимодополняющих направлениях: переход через горный перевал и погружение героем внутрь своего настроения, мироощущения. Рассказ начинается так, будто читатель уже знаком с героем: «Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами». Однако ни кто этот человек, ни то, почему ему понадобилось ночью совершать переход через перевал, ни куда, откуда и с какой целью он идёт, сообщено не будет.
Дорожное настроение героя изначально таково, что подталкивает его к необдуманному решению: идти ночью через горы. Далеко не случайно во втором предложении автор акцентирует внимание на осознаваемых героем опасностях и соблазнах горного путешествия: «В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которыми всегда смотришь с большой высоты». Несмотря на сумерки и ощущение серьёзности, тяжести перехода, герой выбирает продолжение пути. Его эмоциональное состояние, душевные переживания, чувственное восприятие первозданной красоты пейзажа не позволяют усомниться в правильности такого решения: оно продиктовано мироощущением героя.
Путешествие оборачивается не столько путём из одного места в другое, сколько процессом приближения героя к самому себе, вероятностью встречи со своими желаниями, мечтами, утратами и ценностными ориентациями. Человек в странной ситуации, причём созданной им самим, — это и попытка Бунина проследить, как меняется личность в пограничных обстоятельствах, что является для неё ценностью, и как он к ней приходит. Герой переживает критическую, кризисную ситуацию, вызванную предельной и как бы вдруг открывшейся возможностью ощутить и пережить сознание собственной смертности, конечности своего существования. Герою, потерявшемуся в привычном ему времени и пространстве, испытывающему ужас от происходящего с ним («Боже мой! Неужели я заблудился»), кажется, что «…будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы…»). Путешественник и горы оказываются один на один. Герой чувствует безысходность перед громадной стихией, ведь рядом с ним только уставшая, мокрая, озябшая лошадь. В тот момент, когда чувство обреченности стало почти всепоглощающим, герой открывает в себе возможность увидеть проходимый им путь с другой точки зрения: «Не крикнуть ли? Но теперь даже чабаны забились в свои гомеровские хижины вместе с козами и овцами, — кто услышит меня? И я с ужасом озираюсь…» Потерянность героя исчезает, и он как бы вдруг, неожиданно для себя переживает ужас. Происходит это в тот миг, когда он действительно увидел, ощутил гомеровские хижины на склонах встреченных им гор.
Бунин показывает, что человек в предельной кризисной ситуации, прикоснувшийся к тайнам существования, через ощущение ужаса смог вернуть себе понимание ценности жизни: «Но странно – моё отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадёжность…» Путешествие – встреча с горами – дало возможность герою встретиться с собою подлинным. Пережив ужас и безысходность, осознав ценность жизни, герой смог понять радость человеческого существования: «…только на заре удастся, может быть, уснуть где-нибудь мертвым сном, — сжаться и чувствовать только одно — сладость тепла после холода».
«Путешествие в Арзрум», по словам П. В. Алексеева, – самый значительный ориентальный травелог в русской литературе. Фактически поэт не покидал границ империи, о чем писал с явным сожалением. Но большую часть времени он провел на территории, исконно не принадлежавшей России. Пушкин начал свой путь, «сделав крюк», чтобы посетить легендарного генерала А. П. Ермолова. Этот визит выглядит своеобразным вступлением к поездке: ведь именно Ермолов проводил политику покорения Кавказа.
В «Путешествии в Арзрум» Восток и Кавказ предстают как реальные пространства, далекие от сформированного в литературе романтического образа. В своем повествовании автор явно занимает позицию просвещенного европейца (это отмечалась во многих работах). Он не раз называет себя именно европейцем, цитирует античные произведения, европейскую классику, и даже описывая обряд осетинских похорон, которым был свидетелем, использует английское стихотворение. При этом поэт стремится развенчать романтизированные представления об «экзотических краях». Он замечает: «Не знаю выражения, которое было бы бессмысленнее слов: азиатская роскошь». Таким образом он дает понять, что рассуждения о восточной красоте и роскоши преувеличены, и прямо говорит, что никаких богатств уже не осталось – есть только «азиатская бедность». Ведь само представление о «сказочных» восточных странах появилось благодаря многочисленным романам. В статье «Джон Теннер», рассуждая о современной ему жизни в Северной Америке, Пушкин указывает, что описания индейцев Шатобрианом и Купером имеют мало общего с реальностью. Интересно соотнести эти слова с эпизодом посещения гарема в «Путешествии в Арзрум», где автор иронично замечает: «Таким образом, видел я харем: это удалось редкому европейцу. Вот вам основание для восточного романа». В статье «Джон Теннер» он приходит к заключению, что полагаться нужно на свидетельства людей, которые долго жили в этой среде и ее действительно знают.
Можно сделать вывод: Пушкин стремился к тому, чтобы и «Путешествие в Арзрум» воспринималось как наблюдения образованного человека, не склонного поддерживать обычные стереотипы восприятия. Вместе с тем, Пушкин затрагивает в «Путешествии» важнейшие темы, которые касаются его лично, например, давая оценки в целом своему творчеству и проблематике поэта и поэзии. На Кавказе он впервые побывал в 1820 г., и это вдохновило его на создание поэмы «Кавказский пленник». Спустя 9 лет Пушкин, вспоминая свои первые впечатления, утверждает, что стремился вернуться в те края, чтобы увидеть заново всё, что окружало его в молодости.
Переоценке подвергается и его первая поэма Южного цикла: «Здесь нашел я измаранный список “Кавказского пленника” и, признаюсь, перечел его с большим удовольствием. Всё это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно». Возможно, переосмысливая одну из своих ранних поэм, поэт хотел убедиться, что изменения в его творчестве гармоничны и происходят в нужное время, то есть использовал путешествие, чтобы дать верную оценку своему развитию. Заметно, что у Пушкина было свое понимание, как следует излагать путевые впечатления. В первую очередь, он строил «Путешествие» как документальный рассказ, где образ путешественника – и биографически, и, так сказать, поэтически – близок автору, хотя его повествование нельзя назвать документальной прозой. Ему важна и теоретическая основа: для этого используется широкий круг источников. Но, пожалуй, главное – верно и точно передать свои наблюдения и впечатления, что должно быть продиктовано здравым смыслом, а не распространенным шаблоном.
Вовремя прочитанные книги способные не только глубоко впечатлить человека, но и повлиять на его жизнь, сформировать мировоззрение. Пример такого влияния можно найти на страницах романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Повествование в романе ведётся от лица Алексея Арсеньева, вспоминающего о своём детстве и юности. Мальчик подрастает, и в имении появляется учитель по фамилии Баскаков. Учителю надлежит подготовить Алексея к поступлению в гимназию. Баскаков рассказывает Алексею истории из своей жизни, читает вслух книги про Робинзона и Дон Кихота. В гимназию Алексей поступает легко; вечера проводит с книгами, начинает писать стихи. Сам Алексей Арсеньев вспоминает о своем детском чтении так: «Дон-Кихот, по которому я учился читать, картинки в этой книге и рассказы Баскакова о рыцарских временах совсем свели меня с ума. У меня не выходили из головы замки, зубчатые стены и башни, подъёмные мосты, латы, забрала, мечи и самострелы, битвы и турниры. Мечтая о посвящении в рыцари, о роковом, как первое причастие, ударе палашом по плечу коленопреклоненного юноши с распущенными волосами, я чувствовал, как у меня мурашки бегут по телу».
Герой с теплотой вспоминает книги, прочитанные в детстве, и осознает, как сильно они повлияли на него. Так, приключения Робинзона, картинки во «Всемирном путешественнике» и карта земного шара навсегда пленили его: «Эти узкие пироги, нагие люди с луками и дротиками, кокосовые леса, лопасти громадных листьев и первобытная хижина под ними – всё чувствовал я таким знакомым, близким, словно только что покинул я эту хижину, только вчера сидел возле неё в райской тишине сонного послеполуденного часа. Какие сладкие и яркие виденья и какую настоящую тоску по родине пережил я над этими картинками!»
Герой взрослел, менялись его литературные предпочтения. Он полюбил Пушкина, Гоголя, Толстого, перечитывал Гёте, наслаждался произведениями Державина и Жуковского. Так, о прозе Гоголю герой написал следующее: «У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня «Старосветские помещики» и «Страшная месть». Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, «жизненный состав. “Страшная месть” пробудила в моей душе то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки – чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается».
Поэзия Батюшкова, Языкова, Лермонтова помогала ему переживать «первые юношеские мечты, первую полную жажду писать самому, первые попытки утолить её, сладострастие воображения».
Благодаря книгам герой узнавал жизнь, ему казалось, что понимает «и устройство вселенной, и какой-то ледниковый период, и дикарей каменного века, и жизнь древних народов, и нашествие на Рим варваров, и киевскую Русь, и открытие Америки, и французскую революцию, и байронизм, и романтизм, и людей сороковых годов, и Желябова, и Победоносцева, не говоря уже о множестве навеки вошедших в меня лиц и жизней вымышленных, со всеми их чувствами и судьбами, то есть всех этих тоже будто бы всякому необходимых Гамлетов, Дон-Карлосов, Чайльд-Гарольдов, Онегиных, Печориных, Рудиных, Базаровых…»
О важности искусства пишет Ю.М. Лотман в книге «Воспитание души». Во-первых, «искусство полезно для педагогики», нравственности, поскольку позволяет воспитывать людей на хороших примерах. В частности, автор говорит школьном курсе литературы следующее: «Не случайно до сих пор, когда мы проходим художественную литературу в школе, нет-нет да и говорим ученикам: видите, этот герой достоин подражания, он — хороший, он — патриот или он — мыслитель, он — философ, он — герой. А этот — отрицательный персонаж, не поступайте, дети, как он». Во-вторых, искусство – основа существования общества. «Искусство, – говорил он, – это возможность пережить непережитое, приобрести опыт там, где его нет». Он называл литературу второй действительностью, характерною особенностью которой является то, что она пропущена сквозь призму сознания художника, одухотворена его мыслями, помогающими читателю обратить глаза внутрь себя и вглядеться в собственную душу.
«Произведения искусства живут тысячелетиями, и их читают, и они все время дают что-то новое. Это очень сложные машины. Произведение искусства — это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек, кроме самого человека. Когда человек создает человека, он создает нечто еще более сложное. Но насколько он не понимает человека, который ему кажется простым! Если он изучил в школе анатомию, то он полагает, что уже понимает человека; если на уроке литературы выучил несколько стихотворений, то он уже знает, что такое искусство. Это распространенное заблуждение, но это глубокое заблуждение. Искусство — это большая, если хотите, машина, если вы хотите сказать иначе — называйте организмом, жизнью, но это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося явления и все время поддерживаем с ним разговоры. Оно с нами общается».
«Марсианские хроники» – первое, прославившее Рэя Брэдбери произведение, которое является, по сути, сборником рассказов, объединенных общей темой – историей освоения Марса людьми, судьбой прежних жителей планеты, а главное – судьбами простых людей, оказавшихся в непростых ситуациях.
Марс издавна привлекал внимание фантастов, что совсем не удивительно: это один из ближайших соседей Земли по Солнечной системе. О Марсе и марсианах в разное время писали Эдгар Райс Берроуз и Алексей Толстой, Герберт Уэллс и братья Стругацкие, Кристофер Прист и Василий Щепетнев. Особое место в ряду книг, посвящённых этой планете, конечно же, занимают «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери.
Линией повествования, объединяющей все произведения воедино, ниточкой, протянувшейся от Земли до Марса, стало то, что, прибыв на Красную планету, колонисты невольно принесли бы с собой главные проблемы человечества: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия, т. е. все то, что волновало мир в середине прошлого века. Эта идея для романа в рассказах должна была стать зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки. Книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику: этот жанр позволял автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего.
«Марсианские хроники» — это не только поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, но и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. В одном интервью Брэдбери сам говорил, что не считает книгу научной фантастикой в чистом виде — скорее он использовал марсианские декорации, чтобы поразмыслить о вечном, о человечестве, о его месте в этой огромной Вселенной.
Роман М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» – это метафора разрушительного творения человеческого разума, созданного без каких-либо целей или без прогноза о возможностях такого творения. В книге рассказывается о жизни и трудах ученого Виктора Франкенштейна, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю. Перед нами использование новых, невиданных технологий. Франкенштейн создает искусственного человека из частей трупов, но позже отрекается от своего детища. Безымянное чудовище, ненавидимое людьми за уродство, начинает преследовать своего создателя. Человечный и брошенный своим создателем монстр – творение и человека, и человеческого прогресса. И хотя он создал монстра, его намерения не были темными: он совсем не желал принести обществу вред. Виктор Франкенштейн осознает всю чудовищность и бесцельность своего поступка и вынужден бежать от него и от своей личной ответственности.
Когда М. Шелли писала этот роман, другие произведения в этом же жанре обращались к теме оккультизма, мистике и магии. В то время сама мысль о возрождении мертвого человека ассоциировалась с чем-то вроде темной магии. Доктор Франкенштейн оживляет своего монстра не с помощью сверхъестественных сил, а путем неких научных опытов, о которых никто не знал в далеких 1800-х годах.
Таким образом, автор хочет донести до читателей следующую мысль: человек обязан брать на себя ответственность за свои поступки, а также за свои создания. Наука должна быть нацелена на благо, а не на зло, за познания тайн Вселенной необходимо платить высокую цену.
«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Главный герой Родион Раскольников не просто убийца. Он мыслитель и философ, в нём борются два характера. Даже фамилия героя свидетельствует о его душевном расколе. Поэтому мотив преступления главного героя неоднозначен.
Во-первых, главный герой видит нищету бедных людей, которая толкает их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в Раскольникове протест, стремление помочь людям. Герой убежден, что люди не могут самостоятельно найти выход из социальной «ямы», в которой находятся, поэтому становится своеобразным мстителем за всех обездоленных людей. Бедность и унижения Раскольникова усиливают его протест. Кроме того, ситуация в семье тоже подталкивает его к преступным действиям. Он получает письмо от матери, из которого узнает, что его сестра собирается выйти замуж за Лужина, чтобы этим спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Герой не может принять такую жертву, но и изменить ситуацию он тоже не в силах. Но преступление он совершает не только из-за чувства социальной несправедливости или сложной семейной ситуации. Раскольников хочет проверить, способен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В его душе живет философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал…».
Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, хочет понять свое место в жизни. Отсюда его признание Соне: «Мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек?».
В итоге раскольников совершает преступление: убивает старуху топором и скрывается с места преступления. Однако, не выдержав тяжести поступка, Раскольников восклицает: «Эстетическая я вошь!». Это значит, что Раскольников еще человек, но жалеющий о том, что он – человек. Он предполагает обоснование преступления, его оправдание в чужих и собственных глазах. «Ужели я не гений, не Наполеон?» — вот главный источник страданий Раскольникова. Он не может выдержать своего преступления, а потому считает, что не сдал экзамена на гениальность. Достоевский пишет: «Его гордость была сильно уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Прежде всего, мучается главный герой из-за стыда.
Смысл его страданий в том, что совесть и разум его вступили в самую решительную борьбу между собой. Герой романа сознает, что он не старушонку убил, а «самого себя». Совесть оказалась гораздо сильнее разума.
В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая, в конечном итоге, представляет собой дилемму – с Богом ты или нет.
Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время самозащита у Родиона Раскольникова не иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя.
После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Общение с Соней в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, а как на нарушение божественных установлений. У Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять:
«Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…
— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…».
Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной. Герой вспоминает совет Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион испытывает чувство наслаждения и счастья.
Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительных для человечества свойствах любви. Именно любовь привела его к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Достоевский раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.
Теме преступления посвящен рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».
Анализируя данное произведение, следует обратить внимание в первую очередь на название. «Злоумышленник» – это человек, который совершает преступление осознанно, заранее обдумывает его, понимает, какие последствия могут возникнуть после его действия. Героя же чеховского рассказа сложно назвать злоумышленником. Крестьянин Денис Григорьев не только не понимает, что он совершил преступление, но и не осознает, что от его действий могли пострадать люди. Когда следователь говорит, что из-за его поступка поезд мог бы сойти с рельсов и он бы «убил людей», он восклицает: «Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было…» Когда ему зачитывают закон, согласно которому его должны приговорить к ссылке на каторжные работы, он не понимает происходящего и до последнего думает, что его судят за что-то другое.
В действиях крестьянина Дениса Григорьева нет злого умысла, комизм ситуации проявляется в столкновении двух миров: цивилизации, изрезавшей природный мир железными дорогами, и крестьянства, живущего естественной жизнью. Отсюда и возникает непонимание: следователь, обвиняя крестьянина в преступных деяниях, не сомневается в очевидности правонарушения и его вины; крестьянин же, старательно прислушивающийся к следователю, недоумевает, как тот не может понять, что для рыбной ловли нужны грузила для снасти. Так в рассказе воссоздается «диалог глухих».
Причина преступления кроется не только в необразованности, неосведомленности крестьянина, но и в социальном устройстве общества. Голодный, вынужденный много работать крестьянин не может знать законов, он не может получить образование. Справедливым ли тогда становится главный принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности»? Читатель понимает, что герой, безусловно, виноват, но государство и общество виновато не меньше в том, что такие злоумышленники откручивают гайки.
Теме преступления и наказания посвящена новелла Р. Брэдбери «Наказание без преступления». Писатель убежден, что смерть физическая иллюзорна, гораздо реальнее и страшнее смерть духовная.
Произведение делится на две части: преступление и наказание. Неслучайно преступник известен заранее: главными автор хотел сделать психологические проблемы. Герой новеллы Джордж Хилл хочет убить жену и заказывает её точную копию — куклу. Джордж оправдывает убийство, так как, по его мнению, преступление носит очищающий характер: «…богатые люди могут позволить себе роскошь «очищающего убийства». «Главное назначение кукол в том и заключается, чтобы предупредить реальные преступления. Захотелось тебе избить, убить или помучить кого-нибудь, вот и отведи душу на марионетке…».
В силу того, что прямого преступления против другого человека здесь нет, в центре внимания автора оказывается сама устремлённость человека ко злу, жажда убийства. Герой рассчитывает на преступление без наказания, он убежден, что обладающие высоким финансовым статусом имеют право на убийство. Он приходит в магазин марионеток с заказом на убийство копии своей жены: «Да, куча денег… Но богатые люди могут позволить себе роскошь “очищающего убийства”». Идея Родиона Раскольникова обыграна Брэдбери в контексте общества потребления, товарно-денежных отношений. Право имеет богатый человек.
На первый взгляд кажется, что идея Хилла гуманна. Убивая копию своей жены, Хилл освобождается от мук ревности: «Он очистился от гнева и жажды убийства…». Но идея, ложная в своей основе (уничтожение человека), развенчивается изнутри — через страдание героя.
Соотнесённость с романом Достоевского в этом рассказе не только на уровне общей проблемы.
Герою, как и Раскольникову, перед «убийством» снится его прошлое. В этом сне проявляется его человеческая душа, противодействующая преступлению, пусть она и подавлена в данный момент и может подать голос только таким образом. Хиллу, герою рассказа, снятся сцены возвышенных романтических отношений с женой в прошлом, которые уже невозможны в настоящем.
Итог рассказа противоположен замыслу героя: вместо преступления без наказания выходит наказание без преступления. Мистера Хилла арестовывают и приговаривают к смертной казни, хотя фактического убийства он не совершал: он убил машину. В таком итоге есть свой смысл: в преступлении важнее всего внутренняя готовность к нему, желание зла. Но и абсурдность такой развязки важна – она позволяет подумать о бессмысленности, бесчеловечности и безнравственности того, что общество может противопоставить преступному выбору человека.
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» – иллюстрация того, как преступление влияет на душу человека. Впервые мы видим Дориана Грея – главного героя произведения – позирующим в мастерской Бэзила. Стеснительный и наивный юноша привлекает внимание лорда Генри, который задумал поставить над ним эксперимент и «перелить свою душу в другого… передать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат». Герой слушает лорда Генри, впитывает его слова как губка. Сразу после разговора юноша восклицает «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Зачем вы его написали? Придет время, когда он будет дразнить меня, постоянно насмехаться надо мной!»
От бесконечных диалогов Дориан переходит к действиям и приступает к поискам удовольствий. Его настигает первое испытание – любовь к актрисе Сибилле Вэйн. Казалось бы, любовь побеждает все и здесь тоже она должна победить, но зло уже слишком глубоко проникло в душу Дориана. Кроме того, Дориан любит не ее настоящую, он любил игру, героиню шекспировских трагедий. Не выдержав горькой правды и разбитого сердца, Сибилла покончила с собой. Дориан понимает, что это он виноват в ее смерти, но лорд Генри находит слова, чтобы он утихомирил свою совесть. После первого мерзкого поступка Дориан начинает вести двойную жизнь: днем он появляется в высшем обществе с лордом, ходит на светские приемы, а ночью он предается порокам.
Чем ниже по аморальной лестнице спускается Дориан, тем больше роскоши его окружает. Описание его коллекции тканей, драгоценных камней и изысканного интерьера занимает целые страницы. Их смысловое значение не передать вкус и стиль Дориана, как эстета, а в том, чтобы контрастно подчеркнуть его моральную нищету – «эти сокровища, как и все, что собрал Дориан Грей в своем великолепно убранном доме, помогали ему хоть на время забыться, спастись от страха, который порой становился уже невыносимым». Пиком его морального падения становится убийство художника Бэзила Холлуорда. Став убийцей, он хочет уничтожить портрет, ибо перемены на нем выдают моральную деградацию владельца. Он кромсает портрет ножом, потом слышны страшные крики, что-то падает, и, когда на другой день приходят слуги, они обнаруживают портрет во всем его первоначальном великолепии. «На полулежал мертвый старик в смокинге и с ножом в сердце. Он был седой, морщинистый, жалкий на вид. Лишь обратив внимание на перстни на его пальцах, слуги поняли, кто это».
Уайльд заканчивает свой роман как поучительную притчу – за преступлением следует наказание, вседозволенность невозможна, удовольствие заключено в рамки морали.
Что заставляет человека идти преступным путем? Об этом можно узнать из пьесы М. Горького «На дне». Один из героев пьесы Васька Пепел всю жизнь занимался воровством. Он даже гордился своим воровским промыслом, полученным по наследству. «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Нас, ярославских, голыми руками не возьмешь…» Благодаря словам персонажа мы понимаем, что он не видел другой жизни и не особо выбирал жизненный путь. Он просто не предполагал, что потомственный вор может стать кем-то другим.
Большую часть жизни герой не понимает, что идет неверной дорогой. Он считает, что честь и совесть не нужна, ее же нельзя надеть на ноги вместо сапог. Однако у героя есть совесть. Он отвергает предложение Василисы убить ее мужа, несмотря на обещание больших денег.
Со временем герой осознает, что такой образ жизни ненормален. Он признается ночлежникам: «А скушно… чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь — все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно…». Он ищет настоящей любви, хочет, чтобы рядом был человек с душой.
Все более уверяется оно в неправильности жизни, когда в ночлежке появляется странник Лука. Совет Луки идти в Сибирь («Там ты себе можешь путь найти»), его рассказ о праведной земле, любовь к Наташе пробуждают в Пепле стремление изменить свою жизнь. «Иди… со мной, – говорит он Наташе, – …брошу воровство!.. Я грамотный… буду работать… я одно чувствую: надо жить… иначе!.. Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня… Назови ты… Наташа… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь мало радует…»
Мы видим, что герой отчаянно желает изменить свою жизнь, однако совершает новое преступление: заступаясь за истязаемую Наташу, Пепел невольно убивает Костылева, за что его сажают в тюрьму.
В пьесе «На дне» показана трагедия человека, который жаждал вырваться из преступной среды, но не сумел.
Чтобы понять значение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», необходимо обратиться к истории. 19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Реформа предполагала, что крестьяне получат личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Однако земля, на которой работали крестьяне, была признана собственностью помещиков, которые должны были выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел. Крестьяне могли выкупить у помещика землю, но стоимость при этом была вдвое и втрое выше действительной стоимости. Таким образом, помещики не потеряли доход после реформы. Кроме того, нищенский надел не мог прокормить крестьянина, поэтому он был вынужден идти к помещику и просить принять его на испольщину. Крестьяне обрабатывали господскую землю своими орудиями и получали за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни.
По воспоминаниям Н.Г. Чернышевского Н. А. Некрасов с первых дней проведения реформы понимал, что народ обманут, поэт переживал события тех лет трагически: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах. «Да разве эго настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось даже успокаивать его».
Неслучайно в поэме так много эпизодов о несчастливой жизни многомиллионного русского крестьянства после «освобождения». Уже начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по России в поисках счастливого человека.
Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы. Описывая путь, автор использует лексику («песчана» и «глуха»; «хороша» весенняя природа, но «невесело» глядеть на поля с «бедными всходами»; избы «новые нарядны», но смотреть на них «больней», чем на старые), благодаря которой с первых строк в поэме возникают тревожные мысли о народной судьбе, которые, постепенно усиливаясь, переходят в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким, почти риторическим вопросом: «Какое счастье тут?…»
Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придает стихам в «Кому на Руси жить хорошо» подлинно народное звучание. Поэт смотрит на мир глазами народа, думает его думами.
Описывая природу, автор подчеркивает, что она (природа) находится в неразрывном единстве с жизнью крестьян:
Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну. .
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам,
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается,
Зеленым ярким бархатом,
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.
Пейзаж, описанный поэтом, рождает ощущение горя, крестьянской обездоленности («зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага»). Некрасов показывает образ земли, лишенной жизни. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:
Что ни изба — с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И. ветер придорожные
Березы обнажит…
То же самое и в описании «богатого» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.
Все описания – убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». С другой стороны, эти описания раскрывают духовное богатство крестьянской души, талант народа, умеющего подобрать меткие эпитеты и сравнения, органически связанные с деревенским бытом.
Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое, с заплатами», «горбатое с мозолями», — что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала. В кругу «счастливцев» следует выделить образ каменотеса-олончанина. Он выгодно отличается от всех других рассказчиков: «плечистый», «молодой», не знает нужды. Его облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться. Описание другого персонажа, который тоже был «не хуже каменщик», а теперь «зачах», заставляют задуматься о том, что даже богатырский труд не приносит крестьянину счастья, напротив, и он к концу жизни оборачивается трагедией.
Кроме того, автор обращает особое внимание на жизнь русских женщин. Так, из рассказа Матрёны Тимофеевны, мы узнаем и о ее подневольном положении в семье, и о вечных унижениях, о деспотизме семейных отношений, о постоянной разлуке с мужем, страданиях матери, потерявшей сына, материальной нужде. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:
Не дело — между бабами
Счастливую искать!..
Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники-правдоискатели, что «промеряли пол—царства». Голос Матрены Тимофеевны — голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, что и до 1861 года.
Многие герои русской литературы искали правду и счастье. Не исключением стал и герой повести А.П. Платонова Вощев. В день, когда Вощеву исполняется тридцать лет, его увольняют с небольшого механического завода «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Его признают несознательным рабочим из-за его попыток «выдумать что-нибудь вроде счастья», чтобы улучшить производительность труда. В мире, где все работает «по готовому плану», Вощев не может найти себе место. Так герой решается отправиться в путь: он жаждет найти место, где все будет иначе. Как и многие другие герои русской литературы, Вощев мечтает об идеальном мире, где все счастливы. Однако уже в самом начале своего пути он становится свидетелем ссоры супругов и понимает, что эти люди глубоко несчастны, они не чувствуют смысла жизни. Тогда герой произносит следующее: «…Чтите своего ребенка… когда вы умрете, то он будет». Этими словами Вощев провозглашает приоритет будущего над настоящим. По этой же причине, увидев отряд пионеров, он чувствует ответственность за их жизни. Именно тогда герой ощущает свою жизненную задачу-работать в настоящем для блага будущих поколений.
Потому он соглашается строить общепролетарский дом, «из высоких окон» которого, как ему кажется, «будущий человек будет спокойно глядеть в простертый, ждущий его мир» и «бросать крошки из окон живущим снаружи птицам. Появление на котловане маленькой девочки Насти Вощев расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Ее гибель становится трагедией для героя, он осознает, что нет никакого смысла в строительстве, в любых полезных деяниях, если при этом свершаются бесчинства и умирают дети.
В начале XIX в. политически нейтральное значение слова «гражданин» было воспроизведено в одном из наиболее известных словарей того времени — «Словаре Академии Российской». «Гражданин – городской житель, обитатель». Одновременно с отождествлением гражданина с городским жителем на рубеже XVIII — начала XIX в. было распространено и более широкое по смыслу значение: гражданин — это еще и соотечественник, житель страны, подданный, вне зависимости от места проживания и сословной принадлежности. Близким по смыслу понятию «гражданин» в лексиконе образованной части российского общества было слово «гражданство», которое обозначало определенную общность людей, имевших свои правила поведения, этические нормы. Понятие «гражданство» означало, с одной стороны, общность людей, а с другой — подразумевало противопоставление частного и общественного, индивидуальных потребностей гражданина и общества в целом, интересы которого всегда ставились выше интереса частных лиц. Для обозначения таких отношений между жителями Российской империи употреблялось понятие «сограждане». Оно нередко использовалось в качестве обращения к слушателям в различных научных и благотворительных обществах, а также в аудиториях высших и средних учебных заведений. Обращаясь к слушателям таким образом, оратор всегда стремился подчеркнуть духовное единство собравшихся. В данном контексте понятие «сограждане» всегда имело позитивную эмоциональную направленность и подразумевало не отдельного человека, а его членство в коллективе, группе, обществе. «Согражданами» называли людей не просто совместно проживающих на определенной территории, а людей, имевших общность культуры, чувств и привязанностей. Так, в статье Н. М. Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости», размышляя о различии «физической, моральной и политической любви к Отечеству», автор предлагал читателям свое представление о том, кого следует называть «согражданами». По его мнению, это те люди, «с кем мы росли и живем… душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом». У них есть духовное единство, и каждый из членов данной общности испытывает чувство любви к своему Отечеству, которая проявляется в любви к «согражданам». Именно «сия любовь к согражданам, или людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, – писал Н. М. Карамзин, – есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству…»
Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому: с братаном, с электронной книгой, с караоке. Как говорится, нескладно, зато – верно. И никто уже не завидует черной завистью прошлой жизни, такой простой и веселой. А зря.
Да, жизнь очень изменилось. Другой образ жизни породил другие мысли и приоритеты. И большинство уже не грызет гранит науки, как раньше. А незачем! Ведь ЕГЭ – как передача «Поле чудес»: угадал все буквы, но не смог назвать слово.
И лес рук, как раньше, уже не увидишь на уроке. А макулатуру и металлолом, сломя голову, вообще никто не собирает, бегая по помойкам, на которых тогда просто валялись куски ценного металла. И многие ума не приложат, что это такое – макулатура и зачем ее нужно было собирать. Красный галстук не расцветает на груди, а комсомольский билет не согревает сердце.
Теперь никто не спорит до хрипоты, кто лучше: физики или лирики, как раньше. Правда, не совсем понятно, почему спорили тогда – ведь и физики нужны, и лирики.
И не скажешь, что у нынешних детей – ветер в голове: умные, сообразительные, предприимчивые. Да, предприимчивые. И нынешнему поколению палец в рот не клади.
И уж совсем никто не хочет вставать ни свет, ни заря и идти на завод вытачивать гайки. И работать в артели «Напрасный труд» до пенсии, не разгибая спины. Жить, как белка в колесе, находясь все время в хроническом стрессе. Экономить всю жизнь, собирая лайфхаки, как сейчас говорят. И, несмотря на небольшие доходы, делать хорошую мину при плохой игре. Ведь – голь на выдумки хитра. Но молодые, почему-то не хотят быть голью, хитрой на выдумки. Они хотят жить хорошо. И это – правильно! Но и напрягаться для этого они тоже, почему-то, не хотят! И курьером тоже мало кто хочет работать. Лучше вообще никем не работать, чем курьером. И время, когда каждый труд был почетен, тоже прошло. Есть труд, который, оказывается, не очень почетен. И детей незачем ругать, потому что и многие взрослые не хотят работать курьером. А что, разве это — не правда?
Но, в общем-то, хорошо, что у нынешних детей — такие высокие цели. Ведь цыплят по осени считают. А осень жизни у детей еще очень далеко!
Но пора бы зарубить на носу, что, сложа руки, сделать ничего не получится. И надо потихоньку шевелиться, а не ждать, пока тебя клюнет жареный петух. Если хочешь жить не с горем пополам, а достойно, то надо хотя бы сносно выучиться и иметь востребованную профессию. А не морочить голову себе и окружающим. Но и родители должны научить ребенка и подсказать, что лучше, чтобы он всю жизнь не был не в своей тарелке и не блуждал в потемках.
Поэтому, давайте держать нос по ветру, а ушки – на макушке. И, конечно, учиться, учиться и учиться, как завещал дедушка Ленин. Ведь этот его лозунг остается актуальным и в наши дни.
Сочинение 2
Школьная жизнь – это одиннадцать лет от звонка до звонка. Школьная жизнь – это череда контрольных, экзаменов, сочинений. Школьная жизнь – это самая насыщенная событиями пора.
Сколько историй помнится мне со школы! Вот одна из них.
Сколько себя помню, я всегда был старательным учеником – исправно делал домашние задания, часто оставался после уроков на дополнительные занятия, был даже старостой класса, но был ужасно застенчивым и робким! А тут в наш класс пришла новенькая девочка из другой школы и я пропал. Она была отличницей, всегда носила красивые длинные косы и улыбку на лице – она напоминала мне солнце! И я решил во что бы то ни стало понравиться ей.
Я рассказал по секрету о своем намерение соседу по парте – мы с ним с первого класса были не разлей вода. Он выслушал меня и заявил: «О, тут дело серьезное – к ней-то и на козе не подъедешь! Эх, скажу я тебе прямо – игра не стоит свеч. Ты лучше мне помоги мой вариант решить, а то я разобрать все никак не могу, что к чему».
Я задумался – как быть? Прозвенел звонок с последнего урока, и я понял, что нужно действовать. Но плана у меня не было.
Она складывала учебники в портфель, и уже было собиралась уходить, как я, подбегая к ней, споткнулся и растянулся прямо возле ее ног. В мой несуществующий план это не входило, но получилось, что я сам себя подвел под монастырь. Нужно было исправлять ситуацию. Я лег на бок, подпер щеку рукой (будто так и все и было задумано) и радостно сказал ей: «Привет!» Но тут я услышал смешки одноклассников и увидел ее недоумевающий взгляд, и неожиданно вся уверенность разом пропала. Я уже не помню, что я говорил дальше, но точно помню, что разводил какие-то антимонии.
Страх опозориться перед первой красавицей класса так захватил меня, что я не сразу понял – она понимающе улыбнулась мне и протянула руку. Я сжал ее руку и поднялся на ноги. «Поможешь мне донести портфель?» — спросила она, все также улыбаясь. «С радостью!» — ответил я.
На дворе был май, и ласковое солнце вместе с ее улыбкой были мне словно бальзам на душу. Дорога к ее дому пролегала через парк. Мы еще долго катались на качелях и кормили уток в озере. Она нашла у себя в портфеле булочку, которую она всегда покупала в школьной столовой для уток. «Я каждый день после уроков прихожу сюда кормить их» — рассказывала она.
Оказалось, что она живет в соседнем от меня доме, поэтому я смог проводить ее прямо до подъезда.
— Спасибо тебе, что проводил меня и помог с рюкзаком, — она снова улыбалась.
Это был один из самых лучший дней моей школьной жизни.
Рассуждение
Нередко можно услышать от людей фразу о том, что школьные годы самые лучшие в жизни человека. Мы не придаём значение этим словам, воспринимая их как аксиому, хотя истинный смысл этих слов доходит до человека спустя долгие годы после окончания школы. Те, кто сейчас сидит за школьной скамьёй, и вовсе готовы спорить с авторами этого утверждения. Но далеко не все, а только те, кто воспринимает школьную жизнь как скучный процесс изучения тем, решения задач и выполнения контрольных заданий. А ведь она не ограничивается только этим! Школа – это огромный живой организм, который «питается» не только уроками и оценками, но и «дышит» различными школьными историями, взаимоотношениями учеников и учителей, радостями и печалями каждого отдельного ученика.
Чтобы школьная жизнь приносила всем нам радость, нужно воспринимать её не как обязанность, а как часть своей жизни. Согласитесь, в школе рядом с нами сидят за партой наши одноклассники, многие из них находятся в числе наших друзей, а значит, у нас немало общих тем для общения. А сколько смешных ситуаций случалось внутри нашего класса, и вспомнить трудно. Изо всех сил разнообразить нашу школьную жизнь старается наша классная «мама». Классная – в смысле «мама» нашего класса, а также она у нас классная по характеру. Вместе с ней мы настоящая команда, готовая вступить в схватку интеллекта в любой олимпиаде или конкурсе, навести порядок в нашей общей школьной и пришкольной «квартире», захватив с собой родителей, отправиться в поход на природу. И чем больше таких объединяющих мероприятий, тем больше каждый из нас понимает, что школьная жизнь удалась. В общем-то, если задуматься, то пока ты учишься в школе, твоя жизнь – это в основном школьная жизнь, а домашние «ночёвки» и каникулы не в счёт. Естественно, такой образ жизни требует дисциплины, отдачи сил: уроки делать не хочется и гораздо приятнее отдыхать, но всё-таки возвращаться к строгим правилам школьной жизни после летнего отдыха всё равно здорово: там тебя ждут твои друзья, там можно получить много новых знаний, которые пригодятся тебе в жизни.
Школьная жизнь… Говорят, она быстро проходит. Не успеешь оглянуться, а на носу выпускной. Кто-то проживёт её скучно, а кому-то она принесёт массу ярких событий и воспоминаний в будущем. Это зависит от каждого из нас. Ежедневная, такая незаметная школьная жизнь отсчитывает недели, месяцы, годы. Какая же она короткая, школьная жизнь! В своём произведении «Как закалялась сталь» Островский рассуждал о жизни вообще, а я хочу процитировать его фразу в контексте школьной жизни: «…прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
`
Школьная жизнь (с фразеологизмами)
Популярные сочинения
- Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика)
В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.
- Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
Паратов Сергей Сергеевич – один из главных героев пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Это успешный, богатый, уверенный в себе человек около тридцати лет. Он красив собою
- Сочинение по повести Не стреляйте в белых лебедей Васильева
Главной темой произведения являются авторские размышления о взаимоотношениях природы и человека, а также нравственное отношение людей к окружающему их животному миру.