На знаменитой картине художника В. М. Васнецова изображены три богатыря, зорко смотрящих вдаль. Богатыри стерегут границы Руси. Эти могучие люди всегда готовы вступить в битву с врагами Руси. Для них это богатырский долг и они уверены в правоте своего дела. Богатыри на картине Васнецова серьёзные и в каком-то смысле даже хладнокровные, у них отважный грозный взгляд. Одного из богатырей зовут Добрыня Никитич, двух других – Илья Муромец и Алёша Попович. Богатыри готовы вступить в бой в любую минуту не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и способны даже умереть за Русь.
Героя былин – Илью Муромца – на картине мы видим в самом центре. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля является самым старшим и могучим богатырём. Одет он довольно просто – в простую кольчугу, грубую серую рукавицу и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также у Илии Муромца мы видим большое копьё, расположившееся в центре картины, этот богатырь легко справляется и с таким большим громоздким оружием. Илья Муромец зорко смотрит в сторону. Его взгляд очень серьёзен, а брови сильно нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и невероятно красив. Я думаю, что этот конь очень хорошо подходит своему хозяину.
Слева от Ильи Муромца на картине Васнецова «Три богатыря» изображён Добрыня Никитич – сын рязанского князя. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами – очевидно, что этот человек богат. Выражение лица у него довольно суровое. Нельзя не заметить бороду Добрыни Никитича – она длинна и выглядит ухоженно. Его конь невероятно красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, при этом она очень богата. Грива коня, словно женские волосы, развевается на ветру и отличается особой красотой. Если верить некоторым былинам, то коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг уже совсем близко.
Алёша Попович, самый молодой богатырь, родился в семье священника. Его кольчуга и шлем блестят. Алёша отличается от других богатырей своей худобой. Его взгляд лукав, глаза немного косят в сторону. Любимое оружие Алёши Поповича – лук. С собой у этого богатыря всегда есть гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Грива коня светла, красива и ухожена.
Я думаю, что Васнецов смог передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Художник показывает нам мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают большую площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки на картине изображены маленькими, а богатыри большими, это создаёт некий контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.
Сочинение- описание по картине В. М. Васнецова «Три Богатыря».
Урок подготовила и провела : Гололобова Ю.Г, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани
Цель урока: учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока.
“Вступительное слово ” учителя.
Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее в Васнецовском зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.
« Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ними так, как их понимал и чувствовал.»
«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».
_ Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?
– Назовите героев былин.
( Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)
Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.
Рассматривание репродукции:
-Ваше впечатление от картины.
-Какие чувства она у вас вызывает?
-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?
-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?
-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.
( Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец , сын Иванович
Из – под славного города из- под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол….
-Добрыня Никитич. Описание.
( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.
ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)
И был на заставе Добрыня Никитич – млад,
Что Добрынюшка Никитич – млад
Сын богатого гостя рязанского
И жены его Амелфы Тимофеевны
Что можно рассказать об Алёше Поповиче?
( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)
И был там Алёша Попович- млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын богатого попа ростовского.
– Как изображены богатыри?
( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)
– Что почувствовали в их взглядах и позах?
( Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)
– Они как бы возвышаются над землёй. Почему?
( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)
_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?
( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)
– Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?
( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)
– Как объясните смысл названия картины «Богатыри?
( Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)
– Какие краски использовал художник показать степь, холмы?
( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)
ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.
Замысел художника.
Стихотворение Никитина:
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
– Какие слова Никитина можно отнести к картине?
( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы
« Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.»
(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.
– Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?
( Прославляет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.
– Такую картину мог создать какой человек?
( Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)
« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» ( Л. Толстой.)
Составление плана.
1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)
2. Основная часть:
А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.
Б) Природа на картине.
В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.
Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.
3. Заключение. Отношение художника к своим героям.
5. Лексико- орфографическая подготовка:
А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.
Б ) Опорные слова:
Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.
6.Письмо сочинения.
Работа ученика.
Одна из самых известных картин В. М. Васнецова –
« Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.
В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.
Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.
Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.
За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.
Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.
Картина «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.
Использовала литературу: Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом «Литера».
Мастер фольклорной и исторической живописи Васнецов любил затрагивать тему народных сказаний, былин, изображая разные сюжетные линии на своих полотнах. Взять хотя бы картину Васнецова Богатыри, с которой мы познакомились в 4 классе. Достаточно один раз увидеть, и вы уже никогда не забудете образы величественных богатырей, что изображены на картине Васнецова. Сегодня мы пишем сочинение по картине, предоставив ее описание и историю создания.
Картина В М Васнецова Богатыри
Картина В. М. Васнецова Богатыри — одна из самых узнаваемых и известных полотен художника. Богатыри — мощная эпическая песнь нашей стране, ее прошлого, истории, призванная выразить дух русской нации.
История картины
В далеком 1871 году художник Васнецов сделал первый карандашный набросок на холсте, дав начало рождению величественного полотна. Целых тридцать лет длилась работа над полотном, явив миру самую значимую работу художника, чью репродукцию мы изучаем на уроках. В апреле 1898 года картину увидел меценат Третьяков, который и выкупил ее, разместив в своей галерее. С того времени Три богатыри Васнецова занимают свое почетное место на одной из стен Третьяковской галереи.
Описание картины Богатыри
Только взглянув на полотно художника, мы видим трех могучих богатырей на боевых конях, облаченных в боевые доспехи. Они внимательно осматриваются вокруг, всматриваясь вдаль. В каждом из них зрители тут же угадывают героев русских былин. И действительно, глядя на эти образы, невозможно не угадать русских богатырей — Добрыню, Илью и Алешу. Причем образы былинных персонажей художник использует не спроста. В них воплощена сила, мудрость, и удаль русского народа.
Да, полотно, конечно, эпохальное, монументальное, помнится, когда я его впервые увидел, то все глядел, глядел… Сущее “завороженье”! Сочинение написать… что ж, попробуем.
Итак, на картине изображены три самых легендарных русских богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович (это ясно с первого же взгляда, без пояснений). Вкупе они являют силу и мощь несокрушимую, стоят втроем многотысячного воинства, да и порознь они – настоящие исполины. Самый могучий – это, конечно, Илья (у него уже почтенный возраст, но вся удаль – при нем). Смотрит через руку вдаль, а на руке – многопудовая палица, веса которой Илья, однако, будто не замечает (ни дать, ни взять – ветхая былинка); а как пустит ее в ход в бою, так “направо махнет – улица, налево – переулочек”. Добрынюшка тоже “не подарок” – плечом мог высаживать двери дубовые, рвать цепи кандальные, так что силушка действительно медвежья и супостату мало не покажется (махнет витязь мечом, так целого отряда, как не бывало). Алеша же Попович не столь атлетичен, но необычайно проворен и хитер и за счет этого также являет собой нешуточную “боевую единицу” (“он не так силен, да напуском смел”). Кони – под стать своим хозяевам. Бурушка-косматушка (“бурушка”, однако масти вороной) Ильи коренаст и кряжист, что твой першерон, может поначалу показаться, что он не очень-то приспособлен к быстрой и длительной скачке, однако это впечатление обманчиво – остальным двум Бурушка даст здесь фору, даже рыжему стройняге Алеши Поповича, который статен, сухопар и в беге стремителен, как крылатый Пегас (а вот как звали “Пегаса” – что-то в былинах не значится; по некоторым сведениям – Цезарем). Белеюшка Добрыни по своей “конёвой” стати занимает “промежуточное положение”.
Богатырская троица, видимо, совершает дозорный объезд границ, вот, они взошли на возвышение, откуда далеко видать, и очень вовремя взошли: там, вдалеке показался враг, сильный и многочисленный (“черной силушки черным черно, а й черным черно, как черна ворона”). Опасность нависла действительно нешуточная, даже тучи позади нахмурились почти до черноты, явственно указывая на то, что схватка предстоит прежаркая; слева-сзади Алеши – камень, похожий на тот, на который набредает витязь на другой картине Васнецова, набредает и видит одну только надпись “пряму ехати — живу не бывати” (другие надписи заросли мхом)… Едва ли на этом камне что-то написано, однако он, быть может, символизирует то, что выбора другого нет, как “пряму ехати”. “Широка Русь, да отступать некуда”. Холмы позади выглядят хмуро (перед лицом нависшей угрозы), но и величественно (“кто на Русь с мечом придет…”) и врагу и в это раз не светит…
А физиолог Павлов особо отметил точность изображения Васнецовым трех темпераментов, их иллюстрирует то, как богатыри реагируют на опасность. Илья успел в дороге расслабиться, быть может, даже чуть задремать, вон и ногу вынул из стремени… всматривается вдаль, не теряя спокойствия и не торопясь (враг еще далеко), просчитывает направление удара. (Флегматик). Добрыня же весь напружился в стременах, стремительно выхватывает клинок и готов без лишних раздумий ринуться в пекло (однако он сможет это сделать только по приказу главного (Ильи), который держит копье, как шлагбаум, упреждая Добрыню от преждевременного рывка). (Холерик). Взгляд Алеши – задорно-озорной, даже чуть насмешливый, он оценил ситуацию и уже прикинул, как обведет супостата вокруг пальца. Правой рукой касается висящей на боку домры и, быть может, предвкушает, как после побоища на привале “сбацает” друзьям победную или беззаботно-озорную песню. (Сангвиник).
Хочется “оживить” картину и поглядеть, как видео, предстоящие побоище и возвращение с победой в Киев-град, но… это уже не будет произведение живописи великого Васнецова.
Цель: формирование умения описывать содержание картины.
Задачи:
познакомить с творчеством В.М.Васнецова;
воспитывать чувство патриотизма, интерес к героическому прошлому
русского народа;
формировать умение составлять художественное описание текста;
развивать творческие способности и речь учащихся.
Оборудование: репродукция с картин В.М.Васнецова: «Автопортрет»,
«Богатыри», фрагмент «Богатыри» (Илья Муромец), карточки: «Парадные доспехи»,
«Шлем с бармицей», «Мячи и сабли», «Метательное оружие»
Предварительная подготовка к восприятию картины
В 4 классе на уроках чтения дети знакомятся с народными сказаниями о
русских богатырях. В учебнике « Родная речь» (книга 3 часть 1, авторы
М.И.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) учащиеся читают былины об Илье
Муромце («Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу»).
Урок – вернисаж (изобразительное искусство). Беседа: « Творчество
В.М.Васнецова».
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитников отечества
«Богатыри».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение в речевую ситуацию (сообщение темы и задач урока)
Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей –
любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним делится, на лучшее место сажает и
поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри
родную Русь. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы будем
писать сочинение.
3. Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М. Васнецове
сопровождается показом портрета художника
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе
Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Витя рос
впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни.
Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок,
преданий. Они – то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному
творчеству.
Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но
семинарию Виктор не закончил, приехал просить благословения на учёбу в
Петербургскую Академию художеств. Отец выслушал сына и дал своё родительское
согласие.
Учась в Академии, молодой художник много работал. С большим интересом
создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о
богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.
В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке
внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он
вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. Вскоре
в парижской мастерской Паленова появилась русская богатырская застава. Три
богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.
Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве. В это утро погода выдалась
ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник замер. «Да это же мои
богатыри!» – подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали
тяжёлыми ветвями. Художник решительно начинает работать над картиной «Богатыри»
Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется
на долгие годы. Лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.
В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным
произведением на ней становится картина «Богатыри». Понятно, то волнение, с
каким выносил на суд публики художник свою картину, над которой трудился свыше
18 лет. Встреча оказалась доброжелательной. Виктор Михайлович сказал о своей
картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед
родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их
понимал и чувствовал».
4. Рассматривание картины «Богатыри»
5. Беседа по содержанию картины
– Каково ваше впечатление от картины?
– Какие чувства она у вас вызывает?
– Назовите, что за богатыри на ней изображены?
– Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. У
Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился, – во городе Муроме, селе да
Карачарове. Добрыня Никитич – в Рязани , Алёша Попович – в Ростове. Мы знаем
богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни
Никитича. Как зовут других по отчеству? (Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)
– Из какой семьи родом каждый богатырь? (Илья Муромец – из крестьянской,
Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алёша Попович – из
священнослужителей.)
– Какому князю служили эти богатыри?
– На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал,
окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили
корабельщики ладьи и челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими
пригородами и сёлами тянулись луга дремучие, по которым бродили охотники,
добывая зверей видимо-невидимо. А за лесами тянулись степи без конца и без края.
И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла
кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от
врагов землю русскую, стали ставить в степи крепости – заставы богатырские,
чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям
стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не
видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы,
годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил,
ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – всё они в степи да в чистом поле несли
воинскую службу. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть –
попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.
Задание: описать внешний вид богатырей.
Наблюдения детей обобщаются – таблица.
Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович
– Что можно сказать про Илью Муромца? (Это старший из богатырей и находится в
центре картины. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается
вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
Учащиеся читают отрывок, дающий описание Ильи Муромца.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
И того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…
– Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка.)
На доске запись:
Илья Муромец
могучий
отважный
сильный
мудрый
спокойный
мужественное лицо
вороной конь
– Послушайте описание богатыря из былины « Добрыня Никитич».
«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные в разлет, да
румян, глаза зоркие, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да
румян, словно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый,
обходительный».
– Что можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор,
благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под
стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места. Добрыня одет побогаче, чем
другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)
– Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри
русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок,
ухваткой равных нет.)
На доске запись:
Добрыня Никитич
решительный
порывистый
нетерпеливый
благородный
белоснежный конь
– Что можно сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив,
смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы
свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкой, без боязни всматривается в ту
сторону, где могут быть враги земли Русской.)
Дети читают отрывок из былины, дающий описание Алёши Поповича.
А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крёстный брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.
На доске запись:
Алёша Попович
молодой
красивый
лукавый
смелый
отважный
находчивый
храбрый
рыжий конь, с лисьей повадкой
– Давайте рассмотрим снаряжение богатырей.
– Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)
– Как назывался панцирь сплетённый из металлических колец? (Кольчуга)
– Колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов начинался «один на
один» с использования именно этого оружия. (Копьё, на картине – у Ильи Муромца.)
– Как называется рубящее оружие? (Меч, на картине у Добрыни Никитича.)
Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и
рукоятки. Клинки изготавливались из стали или железа. Меч вкладывался в ножны,
обитые кожей и бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми и
серебряными насечками.
– Орудие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой,
ударной части. (Булава, у Ильи Муромца.)
– Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё
тело. (Щит, доспехи.)
– У Алёши Поповича мы видим метательное оружие – лук и стрелы.
– Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то можно
помимо воинского снаряжения увидеть ещё одну вещь совершенно мирного назначения,
притороченную к богатырскому седлу. Что это за вещь? Кому художник «подарил»
этот предмет? (Гусли привязаны к седлу Алёши Поповича.)
– Как изображены богатыри на картине? (Крупным планом, все вместе, одной
группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)
– Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность
сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри
непобедимы.)
– Художник так изобразил богатырей, что зрителю кажется, будто они
возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём в этой картине?
(Приём показывает как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы
родной земли бескрайны. Степь широка.)
– Какие краски использовал художник, чтобы показать природу?
– Какое небо изображено на картине?
На доске запись:
небо
грозовое
тёмное
холодное
пасмурное
просторы
бескрайные
густой лес
непроходимый лес
– На картине яркими и нарядными перед нами предстают богатыри. Темно и
страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под
их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться.
6. Работа над раскрытием замысла художника
Дети читают строчки из стихотворения И.С.Никитина.
– Какие слова Никитина можно отнести к картине?
– Как вы считаете, что хотел выразить художник в этой картине? (Васнецов
хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили
землю, где родились.)
– Такую картину мог создать человек, который любил историю, свой народ. Всё
это создаёт впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной надёжно
оберегать родную землю от врагов.
7. Составление плана
Художник – В.М.Васнецов.
Описание природы.
Богатыри.
Чувства и мысли, какие вызывает это произведение искусства.
8. Устное описание картины
9. Физкультминутка «Богатыри»
10. Самостоятельная работа учащихся
11. Итог урока
Литература
Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной
школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Великие художники «Виктор Михайлович Васнецов» т.30, ООО «Издательство «Директ-Медиа»
по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.
Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных
классах. – Тула «Родничок», М.: «Астрель» Изд-во АТС, 2002.
Давыдова М., Агапова. Праздник в школе: сценарии, конкурсы,
викторины. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2000.
«Классный журнал» № 6 (409). – М.: Изд-во «Открытые системы», 2008.
Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М.:
Детская литература, 1991.
- Сочинения
- По картинам
- Васнецов
- Единородный Сын Слово Божие
Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем. Если требовалось написать картину про древние былины, он изучал соответствующие источники, если писал о крещении Руси, то просматривал летописи. Понятное дело, когда речь велась о создании картины на религиозную тематику, то он изучал священные писания, тем более картина, о которой пойдет речь далее, является частью внутреннего убранства Владимирского собора, то есть фактически представляет собой икону.
Единородный Сын Слово Божие представляет перед зрителями фигуру центральную для христианского и православного в частности учения – Иисуса Христа. Спаситель держит в руках крест и свиток, которые символизируют символ веры и писание, которое передает суть вероучения. На голове у Спасителя нимб, который подчеркивает святость и непорочность.
Васнецов выбрал иконописный сюжет, который близок к образу так называемого Христа Пантократора. Как известно, в православной традиции Христос изображается, как правило, в определенных канонических сюжетных рамках.
Тип Пантократор или «победитель», «вседержитель» представляет собой символику победы Христа над гибельными силами и возвышение его над миром, как принесшего Спасение и воплощение истины. Тут мы тоже видим Христа сидящего на троне как верховного правителя, в его руках как бы царские регалии, а одежды белы и подчеркивают непорочность и чистоту. Интерес представляет возраст Христа, который ближе к подростковому и далеко от евангельского, но и в этом возрасте мы видим сосредоточенного юношу, который выражает собой истину и смирение.
На заднем фоне изображение так называемого тетраморфа: ангел, вол, орел, лев. Эти животные являются символическими для христианской традиции и на самом деле изначально появляются даже в Ветхом Завете, то есть идут от традиции иудейской. Если говорить о более современном толковании, то довольно часто они рассматриваются как символы евангельских апостолов, где Матфей в образе ангела, Марк — льва, Лука в образе тельца, Иоанн — орла.
2 вариант
Виктор Васнецов был великим художником, который писал сюжеты не только с фольклора и народа. Он имел духовное образование и хорошо разбирался в религиозных тематиках. Поэтому, его пригласили расписать стены Владимирского собора в Киеве. С того момента В.Васнецов стал еще и иконописцем, ознакомленным с четкими канонами и символизмом святых образов.
Знаменитый художник написал несколько работ, посвященных библейским сюжетам. Например, В.Васнецов создал шедевры с глубоким смыслом и каноническими познаниями «Бог Саваоф», «Христос Вседержитель», «Богоматерь с младенцем» и другие. Одной с таких картин-икон стало и его полотно «Единородный сын. Слово Божие».
Эта работа исполнена очень профессионально, следуя четким правилам иконописи. Васнецов использовал облик близок к Христу Пантократору. В центре полотна изображен в юном обличии сам Иисус Христос. Он одет в белоснежное одеяние, от которого исходит неведомый свет. Это подчеркивает его священность и божественность. Лицо Иисуса художник передал слегка «человечным», немного отклоняясь от церковных ликов, лишенных эмоций. А удивленный взгляд изображенного отходит немного в сторону, что нехарактерно для икон. Ведь считается, что на святых образах глаза должны смотреть в самое нутро человека, вызывая покаяние и смирение. В руках Христа развернутый сверток со святыми письменами и большой крест. Такой
Фигура Иисуса окружена двойной мандорлой ‒ ярким кругом, что символизирует сияние славы господней. В случаи В.Васнецова, мандорла состоит с 2 кругов: светло-желтого и голубого. Именно голубой цвет чаще всего используют для священного изображения мандорлы. Часто к этому символическому приему прибегал А.Рублев.
Стоит отметить, что вокруг Иисуса Христа располагается тетраморф ‒ аллегорическое изображение 4 апостолов: Лука ‒ бык, Иоанн ‒ орел, Матвей ‒ ангел, Марк ‒ лев. Их призвание ‒ защищать трон божий и райское спокойствие. Они постают в теплой и жемчужной гамме. А вокруг плывут прозрачные голубые облака, что похожи больше на спокойное и погожее море. Надо сказать, что в отечественной иконографии образы апостолов в виде животных давно запрещалось рисовать. Такой символический прием использовали только в старообрядческих изображениях.
Знаменитый холст, размером 70 на 138 см, написанный маслом, хранится в Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Описание настроения картины Единородный Сын Слово Божие
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Корабль у берега Айвазовского
Море было излюбленной темой Айвазовского. Ему он посвятил много картин. И среди них полотно « Корабль у берега». Море у него всегда гневное, бушующее. Редко, когда довольное и спокойное. Люди всегда борются со стихией.
- Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс
Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы
- Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс
В центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми
- Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
- Сочинение описание по картине Отара овец Айвазовского
Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.
Исаа́к Изра́илевич Бро́дский (1883—1939) — русский и советский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи. Одна из его известных картин Летний сад осенью, именно о ней и пойдет речь, а еще точнее, здесь будет приведено сочинение по этой картине. Сочинение по картине «Летний сад осенью» Бродского И.И. приходится обычно на 6 или 7 класс, именно на такую возрастную категорию и будет ориентирован материал статьи.
Сочинение по картине «Летний сад осенью» Бродского И.И., 1 вариант
Передо мной картина И. Бродского «Летний сад осенью». Автор изобразил на ней красоту летнего сада в осеннюю пору. На картине мы видим широкую просторную аллею. Вся земля усыпана золотисто-оранжевыми листьями. Деревья стоят обнажённые, но кое-где на тонких и голых ветках ещё сохранились золотистые листочки. Кажется, что вот-вот они оторвутся и упадут на дорожку. В стороне стоит маленькая светлая беседка, в которой можно укрыться от ненастья. Беседка расположена на возвышении, поэтому, чтобы в неё зайти, надо подняться по лестнице. Окна имеют форму арок. Перила украшены красивым орнаментом. Картина «Летний сад осенью» — это не безлюдный пейзаж. По аллее гуляют прохожие. Некоторые из них сидят на скамейках и наслаждаются последними тёплыми деньками, любуются природой. Художник изобразил облачное небо с просветами. Облачка будто предвещают, что скоро начнутся неспокойные дни. Краски, использованные И. Бродским, удивительно нежные, с бледным оттенком. Мне понравилась эта картина, потому что автор очень хорошо передал красоту летнего сада, тонко и изящно прорисовал все детали картины. Хочется попасть на осеннюю аллею, ощутить свежесть осеннего воздуха, поделиться радостью.
Описание картины, 7 класс
Задумчивый осенний пейзаж Исаака Бродского окрашен легкими лучами уже не летнего солнца. Для описания богатства природы художник выбрал всего несколько цветов, усилив их звучание бесконечными оттенками, сочетание которых создает объем пейзажного содержания и выразительную перспективу парковой аллеи.
Величие гигантских деревьев под необъятным небом подчеркивают узорчатые тени деревьев и фигурки безликих прохожих. Светлое пятно безлюдной беседки намекает зрителю о приближении долгой зимы. Кисть мастера написала прекрасную «масляную оду» на холсте, посвященную золотой осени.
7 класс, письмо другу.
Другие интересные картины ← Летний сад осенью↑ Бродский И.И.
Сочинение по картине «Летний сад осенью» Бродского И.И., 2 вариант
План
Картина И.Бродского «Летний сад осенью» — пейзаж. Сюжет и композиция. Краски осениЛетнего сада. Настроение души, созданное художником.
Сочинение
Исаак Бродский – известный пейзажист. Его картины природы никого не оставляют равнодушными. Одна из них поразила меня своей реалистичностью и мне хочется о ней рассказать. Речь идет о картине «Летний сад осенью» И. Бродского. Объектом изображения художника стал летний сад в необычную для него пору – осень. Название самой картины уже привлекает: сад летний, но осенью. Два сезона года сочетаются в единой линии творчества Бродского. В центре картины аллея, уходящая вдаль. Четких линий дороги нет, и это создает впечатление глубины картины. Она кажется пространственной, туда так и хочется заглянуть. Аллея находится в летнем саду. Деревья высятся по краям дорожки. Их кроны уже полупусты, ветер развеял их пожелтевшие листья. Но некоторые деревья могут похвастаться желто-зеленой листвой. К концу аллеи они кажутся гуще, но это лишь иллюзия. Везде разбросаны опавшие листья. Они бледные, серовато-коричневые, уже потерявшие былую сочность цвета. Кажется, что ветер закружит их в осеннем вальсе, который вот-вот зазвучит. Теплые тона и оттенки красок делают картину приятной для восприятия. Небольшая беседка украшает сад. Арочные окна и тонкие перила делают ее легкой. Она удачно вписывается в осенний пейзаж. Бесконечное небо здесь имеет серо-голубой оттенок. Оно светлое, не мрачное, не гнетущее, не наводящее грусть. Кажется, что солнышко заглянуло в этот сад, неяркие тени от стволов деревьев пересекают дорожку аллеи. На скамеечках сидят люди, значит, погода располагает к прогулке неторопливым шагом, позволяющим поговорить с другом или поразмышлять в одиночестве. Картина И. Бродского «Летний сад осенью» создает осеннее настроение, но не грусти и отчаяния, а легкого чувства уходящего лета и теплой красавицы-осени с ее прохладой и необычными красками. Она дарит только положительные эмоции и душевное спокойствие.
Вариант №2
На картине Исаака Бродского мы видим уголок прекрасного места, в Санкт – Петербурге – Летний сад. Место отдыха и прогулок жителей города в разные эпохи. Этот удивительный, по своей красоте, парк, хорош в любое время года. Здесь гуляли великие поэты Александр Пушкин и Блок, Анна Ахматова, Бальмонт и другие. Каждый из них прекрасными рифмами и стихами воспели красоты этого городского сада. За мастерами слова поспешили и виртуозы кисти. Многие из них оставили этюды с выразительными уголками рукотворного комплекса. Бродский был в их рядах, он тоже написал пейзаж, где изобразил этот сад.
Главным героем своей работы он выбрал золотую осень. Она изменяет окружающий мир. Природа, как бы готовится ко сну и покою. На картине листва почти облетела с веток. Деревья выглядят полупрозрачными и сливаются с небом. В нем медленно, задумчиво плывут небесные барашки. Они зорким глазом, с высоты, наблюдают за порядком на земле и на небе. Облака бывают разными, как и осенняя погода. Ветер гонит по небу многочисленные тучи. Солнце то спрячется за туманом, то вдруг вынырнет и ослепит глаза. Появившееся на несколько часов, солнце, осветило деревья, в парке, тропинки, кустарники и траву. Его лучи греют ярко, но не жарко, солнечный свет, как будто льется с неба потоком. На боковой аллее сквера, вдоль прогулочных дорожек-аллей, растут, много повидавшие на своем веку, деревья-великаны. Их кроны, верхушками, уходят в серо-голубую вышину неба.
Стволы изящно тонки и невероятно стройны. Они как бы обрамляют полотно, служат его своеобразной рамкой. Работа глубоко продумана и выверена. Использованы приглушенные тона и оттенки. Картина яркая, но не вычурная. В средней части холста, как бы, создавая, место композиционного центра, изображена миниатюрная, невесомая беседка. Кажется, что она создана из осеннего воздуха и тумана. Окна в виде арок, придают вид богатого строения для аристократов и знатных вельмож прошлых лет. Резные деревянные перила легки и изящны.
Солнечные теплые лучи освещают покрытие крыши веранды, и внутри она кажется гостеприимной, зовущей войти во внутрь: посидеть и подумать о быстротечности времени. Вдали, на аллеях сквера, гуляют, ловя последние теплые дни, дети и взрослые, молодые и старые. Кто-то из них присел отдохнуть на садовые скамейки. Другие, просто бродят по опавшим разноцветным листьям. Слушают их шепот и шорох. Дети играют в мяч или просто в салки. Женщина везет впереди себя коляску с малышом. Все любуются желтыми, переходящими в оранжево-коричневую цветовую гамму осенними листочками.
Гуляющие соберут и принесут домой огромные яркие букеты из листьев и веток рябины и калины. Но скоро пойдут затяжные осенние дожди, опадет вся листва, и опустеют не только дорожки, но и весь Летний сад. Но картина не вызывает грусти и уныния. Ведь по аллеям сада можно будет гулять и снежной зимой, и весной, с ее первой зеленью и жарким летом, когда деревья сада будут дарить прохладу и тень.
Интересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Голубая весна Бакшеева 2, 3 класс
Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной. - Описание картины Тамара и Демон Врубеля сочинение
Михаил Александрович Врубель – великий российский художник конца XIX – начала XX века. Одной из наиболее известных картин является «Тамара и Демон» - Cочинение описание картины Грабаря Мартовский снег (описание)
Автор картины «Мартовский снег» И. Э. Грабарь выбрал для своего полотна простой сюжет из деревенской жизни. Привычный сельский пейзаж, дополненный деревянными домиками и девушкой с коромыслом. - Сочинение по картине Перова Голубятник (описание)
Картина Голубятня, написанная в 1874 году прекрасным художником Василием Григорьевичем Перовым – настоящее произведение русского искусства. - Сочинение по картине Сурикова Взятие снежного городка (описание)
Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.
Основные аспекты
Эссе по картине пишется по определённым правилам. Ученику обязательно нужно отразить несколько аспектов:
- написать вступление, в котором обязательно определить художественный жанр (портрет, пейзаж, морской вид, натюрморт, бытовая, архитектурная, религиозная, анималистическая, декоративная, историческая или батальная живопись);
- детально описать, что он видит перед собой, глядя на произведение;
- рассказать о том, понравилась ли ему работа автора или нет, и обосновать свою позицию.
Вступление и определение жанра
Во вступлении можно рассказать о художнике, истории создания картины или ещё каких-либо фактах, имеющих непосредственное отношение к произведению. Это может выглядеть так.
Фамилия Бродский является достаточно знаменитой, миру особенно известны двое из них — литератор Иосиф Александрович и художник Исаак Израилевич. Сейчас передо мной «Летний сад осенью», который относится к одной из последних дореволюционных работ Исаака Бродского в жанре пейзажа.
Её история создания берёт начало в 1928 году, когда художник решил изобразить место, знакомое и узнаваемое едва ли не всеми петербуржцами и гостями города. Ведь «Летний сад» — название одного из самых посещаемых парков Центрального района Санкт-Петербурга, заложенного по повелению Петра I ещё в начале XVIII века. Этому месту посвящали стихотворения Александр Пушкин, Анна Ахматова, Самуил Маршак, Пётр Вяземский, а Исаак Бродский на картине изобразил вид его боковой аллеи.
Детальное описание
Картина выражает целостный образ. Но его анализ невозможен без внимания к каждой детали. На этом осеннем пейзаже их несколько:
- дорога;
- деревья;
- небо;
- беседка;
- люди.
Описание картины может выглядеть следующим образом.
На холсте изображена дорога в перспективе, обрамлённая рамкой толстоствольных высоких деревьев-великанов, листья которых всё заметнее меняют цвет с зелёного на жёлтый, охряный, оранжевый. Осень здесь ещё не поздняя, но уже вполне вступившая в свои права. Листва облетает, ветви всё больше оголяются и тянутся ввысь.
Небо на картине голубое, но не как летом, безоблачное и солнечное, а уже совсем осеннее, с сероватым оттенком. Погода кажется ясной, видны сиреневые тени от деревьев, на которых выделяются жёлтые пятна облетевших листьев, а, значит, светит мягкое солнце, но ветви наклоняются, как будто по пейзажу гуляет ветер, и тут взгляд натыкается на просторную деревянную беседку с ажурными перилами, которая находится слева.
Летом её наверняка было бы трудно заметить за пышной зеленью, но прямо сейчас, оказавшись в таком месте в реальности, гуляющему по парку человеку наверняка захотелось бы укрыться за стенами от порывов воздуха, чтобы насладиться последними уходящими каплями тепла, подышать особенным ароматом ранней осени, окончательно проводить солнечные дни.
Однако всмотревшись в картину внимательнее, зритель может заметить, что дорога отнюдь не пустынна. Вдалеке проходятся и сидят на скамейках люди. Видно взрослых и детей, женщин с колясками. Ради прогулки им пришлось одеваться теплее, но это не мешает наслаждаться красотой природы вокруг. А само их присутствие оживляет картину, делает её более реалистичной и не такой печальной и тоскливой, каким мог быть безлюдный пейзаж.
Личные впечатления от просмотра
Ученик, рассказывая, что видит перед собой, улавливает настроение, которое вызывает в нём картина. Оно может быть грустным или радостным, тревожным или полным надежд. Конечно, это будет зависеть ещё и от того, в какое время года рассматривается пейзаж:
- ближе к лету он может навеять грусть оттого, что самое тёплое время года рано или поздно закончится;
- осенью картина, скорее всего, получит самый большой отклик в душе, ведь на улице похожие виды;
- зимой напомнит об уже ушедшей к тому времени осени;
- весной подарит надежду, что впереди ещё много по-настоящему тёплых дней.
Выразить своё настроение можно так.
Когда приходит осень, всегда становится немного грустно. Весна ассоциируется с молодостью, рассветом жизни, осенью же природа замирает, всё чаще проливаются дожди, всё ближе подступают будущие метели со снегом, вьюга и холод.
Однако нельзя не заметить, что это всё-таки очень красивая пора. Она даже ярче лета с его неизменной зеленью, осень дарит людям целое разнообразие красок. Не зря же это любимое время многих поэтов и художников — людей, особо остро чувствующих красоту.
Поэтому проникнуться пейзажем может каждый человек, вне зависимости от того, как он относится к изображённому на картине времени года. В этом сила художественного мастерства, доступного самым талантливым из авторов.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с сочинением-описанием по картине Аполлинария Михайловича Васнецова «Северный край. Сибирская река» для 5 класса. Узнать историю создания и особенности замечательного пейзажа художника Вам помогут два варианта эссе по плану. Приятного просвещения!
Вариант 1: Кратко
(264 слова) Картина Аполлинария Михайловича Васнецова «Северный край. Сибирская река» была создана в 1899 году. Художник побывал на Урале, и, собрав нужные материалы, написал данное произведение. Природа Урала навевала ему мысли о родном Вятском крае, где природа схожа с той, которую он видел на севере. Полотно показывает особенности и красоту уральского пейзажа.
Северный край Сибирская река
На картине мы можем увидеть реку, которая, извиваясь, протекает сквозь дремучий хвойный лес, разделяя его на две части и разбавляя его густоту и мрачность. На полотне изображён вечер. В серо-голубом небе постепенно гаснет розовый закат, который, проглядывая сквозь тучи мягкими и тёплыми полосами, оживляет пейзаж, делает его не таким суровым. Река, как зеркало, отражает все оттенки неба, она недвижима и холодна. Берега её полностью заросли густой растительностью, которая изображена в серо-зелёных тонах. Кажется, что лес – это живое существо: мудрое, сильное, но дикое. Глядя на изображённый пейзаж, можно почувствовать, как свеж и чист воздух в этих краях. Вода в реке неподвижна, это говорит нам о безветренной, но холодной погоде. Монументальность пейзажа показывает суровую красоту севера. Для изображения хвойного леса художник выбрал серо-зелёные цвета, за счёт этого можно определить, что перед нами многолетний лес. На переднем плане самый высокий кедр печально опустил свою верхушку к воде. Вдали виднеются холмы, на которых растут ели. Весь пейзаж создаёт ощущение таинственности, поэтичности, вечности и величия. Кроме того, картина передаёт настроение спокойствия и тишины.
Мне очень понравилась картина Васнецова «Северный край. Сибирская река», ведь художник создал настоящий шедевр. Автору удалось изобразить на полотне великолепную природу севера, нетронутую человеком. Пейзаж приковывает к себе взгляд, позволяет окунуться в эту чистую, полную загадочности, волшебную красоту. Посредством подбора цветов мастер дал почувствовать атмосферу Сибири.
План сочинения по картине А.М. Васнецова «Северный край. Сибирская река»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание репродукции картины «Северный край. Сибирская река»;
- Заключение: мои впечатления от картины А.М. Васнецова.
Вариант 2: Подробнее
(347 слов) Картина Аполлинария Михайловича Васнецова «Северный край. Сибирская река» была написана в 1899 году по материалам, которые были составлены в поездках на Урал, где художник был дважды. Природа севера своей возвышенной красотой, хвойными лесами и особенной таинственностью пейзажей напоминала ему Вятский край, где он родился. Данное полотно является завершающим в цикле монументально-эпических картин Васнецова на темы Урала и Сибири.
Северный край Сибирская река
На картине изображена река, протекающая в дремучем густом лесу. Небо и вода имеют один оттенок серо-голубого цвета. На полотне мы видим вечернее время. В небесной выси среди облаков догорает закат, благодаря чему картина не кажется слишком мрачной. Река, будто ледяное зеркало, отражает небо и источает холод, делит собой тёмный хвойный лес. Она вьётся спиралью, уходя вдаль и розовея в свете заката, чем завораживает зрителя. Вода в реке недвижимая, словно застывшая, это даёт нам понять, что день стоит безветренный, но холодный. На крутом берегу реки мы можем рассмотреть хвойный лес, окружённый кустарниками, спускающимися к самому краю берега. Природа здесь нетронута человеком, она естественная и цельная.
Статичность изображения показывает нам величие и суровую погоду северного края. Создаётся впечатление чего-то нерушимого, вечного в этом пространстве. Лес выполнен в серо-зелёных тонах, поэтому кажется, будто он седой, это показывает его многолетнее существование. В статности леса ощущается мудрость, но в то же время строгость и дикость. Чувствуется кропотливая работа мастера: очень искусно прорисованы иглы на ветвях хвойных деревьев. Высокий кедр на переднем плане словно понурил голову, склонившись к воде. За ним видны поросшие ельником холмы. Всюду видятся заросли, этим ясно показана непроходимость леса, в котором можно легко заблудиться.
Во всём пейзаже чувствуется таинственность и тишина. Если смотреть вдаль, то можно понять всю необозримость пространства, широту простирающегося под этим тяжёлым небом леса. Поражает воображение, мастерство, с которым Васнецов выполнил свою работу: ощущение погружения создаётся благодаря тому, что художник показал удивительно реалистичную картину, сохранив притом загадочность и некоторое волшебство этих мест.
Меня очень впечатлила картина Васнецова «Северный край. Сибирская река». Художник смог представить во всей красе великолепие необыкновенной природы Сибири. С помощью идеально подобранных красок ему удалось поразительно точно выразить настроение и глубину изображения. Природа всегда восхищает своей неповторимостью, и это подтверждает художник-пейзажист Васнецов на своём полотне.
План сочинения по картине А.М. Васнецова «Северный край. Сибирская река»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание репродукции картины «Северный край. Сибирская река»;
- Заключение: мои впечатления от картины А.М. Васнецова.
Автор: Диана Танцур
Многомудрый Литрекон представляет сочинение-описание по картине А.М. Васнецова «После дождя» для 3 класса. Пейзаж передаёт непревзойдённое мастерство художника, поэтому описывать картину так же занимательно, как и просто любоваться ею. Приятного просвещения!
Вариант 1: Кратко
(261 слов) Картина Аполлинария Михайловича Васнецова «После дождя» относится к направлению реализма. Она будто источает свет и благодать своими мягкими переходами. Преобладают на полотне серый и зелёный цвет, они не пестрят, тем самым передают природные оттенки очень точно и естественно. На картине показана русская деревня после недавно прошедшего дождя.
Изображённое на картине представлено очень просто, но вместе с тем искусно. На переднем плане мы можем увидеть густую траву на лугу и поле, тёмную от влаги дорогу, по которой идёт путник с посохом в руке, промокший и согнувшийся от усталости. Возможно, это странник, ищущий пристанище, чтобы помолиться, передохнуть и снова продолжить свой путь. По левую сторону виден уходящий вдаль лес. Среди травы растут две стройные берёзки, совсем маленькие и юные, но усталые, чуть согнувшиеся от дождя. Небо, затянутое облаками, понемногу очищается от серых туч, но здесь, над травами, ещё стоит темнота. Вдали находится деревня. Как раз туда и направляется идущий странник. Там местность уже освещают пробившиеся из-за туч лучи солнца. Под ними золотятся купола церкви, ярко выделяются крыши домов и мокрая земля. Лучи, почти прозрачные, сливаются с серо-голубым цветом неба. Они бережно освещают маленькую деревушку, радуя всё живое своим возвращением. Свет, льющийся из-под облаков и отражающийся в куполах церкви, как будто освещает путь страннику и дарит ему веру и надежду.
Мне очень понравилась картина Васнецова «После дождя», потому что она погружает в атмосферу летней свежести. Так приятно любоваться красотой русской природы, ведь она возвращает душе равновесие. Правдивый, мягкий пейзаж после дождя передаёт настроение автора. Художник смог со всей своей искренностью передать в своей работе красоту окружающего мира, что говорит о его высоком чувстве прекрасного.
План сочинения по картине А.М. Васнецова «После дождя»:
- Вступление: особенности картины;
- Основная часть: описание репродукции картины «После дождя»;
- Заключение: мои впечатления от картины А.М. Васнецова
Вариант 2: Подробнее
(340 слов) Картина Аполлинария Михайловича Васнецова «После дождя» была создана в 1887 году и принадлежит к направлению реализма. На полотне изображена русская природа – чистая и особенно нежная после недавно прошедшего дождя. Картина исполнена в серых и зелёных тонах. В произведении чувствуется глубина. Простота и спокойствие изображения передаёт гармонию в жизни природы и людей. Пейзаж завораживает своей трогательностью и мягкостью.
На картине мы можем увидеть живописное место. Оно дарит зрителю лёгкость и тепло. На переднем плане по левую сторону расположен луг, по правую сторону — недавно вспаханное поле, кое-где поросшее травой. Трава потемнела и стала влажной после дождя. Две молоденькие берёзки растут среди травы. Они чуть покосились от дождя и ветра, но всё равно не теряют своей прелести и красоты. Среди трав, по вымокшей дороге, в одиночестве идёт странник, который, возможно, хочет отдохнуть в деревне, помолиться и вновь продолжить свой путь. Вдали виднеется деревня, освещённая пробившимися из-за туч лучами солнца: видны крыши изб и церковные купола, по левую сторону темнеет лес. Небо не полностью очистилось от серых облаков, и солнце только начало проглядывать, отчего создаётся ощущение невесомости и благодати. Лучи распространяются изящными потоками. Кажется, что солнце простирает к земле руки, желая успокоить всё живое. Глядя на полупрозрачные лучи, можно подумать, что с небес тихо, несмело спускается ангел, который призван оберегать эту маленькую деревушку, дать веру и надежду одинокому страннику. Пейзаж успокаивает и уравновешивает, настраивает на добрые, светлые мысли. Плавный переход цветовой гаммы помогает зрителю углубиться в увиденное. Художник передаёт нам свою любовь к русской природе, призывает сохранить её первозданность. Проникновенно и осмысленно выглядит на полотне простой пейзаж, изображение наталкивает на мысль о том, как хорошо жить на свете: чувствовать, как свежо и привольно после дождя, видеть солнце, медленно рассыпающее робкие лучи, созерцать постепенное изменение небесного облика, которое светлеет, сбрасывая с себя серую пелену.
Мне очень понравилась картина А.М. Васнецова «После дождя». Автор смог передать атмосферу покоя, чистоты, невинности и воздушности окружающего мира. Произведение помогает почувствовать свободу, гармонию и любовь к природе. Художнику удалось запечатлеть волшебный и поистине великолепный момент возвращения света на землю после дождя, что говорит о его превосходном мастерстве и глубокой эмоциональности.
План сочинения по картине А.М. Васнецова «После дождя»:
- Вступление: особенности картины;
- Основная часть: описание репродукции картины «После дождя»;
- Заключение: мои впечатления от картины А.М. Васнецова.
Автор: Диана Танцур
Посредине, сидя на своём верном коне, изображён Илья Муромец. Он очень сосредоточен, его взгляд устремлён вдаль. Богатырь явно хочет что-то разглядеть. На правой руке нашего героя можно увидеть тяжёлое холодное оружие. Левой же рукой Илья придерживает копьё, которое опирается на коня. Под Ильёй можно увидеть чёрного коня. Насколько он красив. Он прошёл вместе с Ильей множество боев и сражений, но никогда его не подвёл.
Слева от Ильи изображён Добрыня Никитич. Взгляд его белого коня устремлён вперёд, он готов к новым походам и сражениям, но в его виде можно увидеть усталость. Добрыня Никитич тоже пытается что-то разглядеть вдали. Он уже начал вынимать меч из ножен. Похоже, надвигается опасность. На левой руке виднеется красный щит.
Справа изображён Алёша Попович, самый молодой богатырь. В его руках пока только лук и стрелы. Взгляд Алёши очень отличается от взгляда более старших товарищей. Они более уверены. Алёша же ещё совсем молод. Он ещё больше остальных жаждет новых сражений. Конь молодого богатыря меньше, чем остальные, равно, как и Лёша меньше своих старших товарищей.
Эти богатыри жили и существовали не в самое спокойное для Руси время. Их защита, военные навыки, храбрость и смелость были буквально необходимы для нашего народа. Именно во время существования наших богатырей на Русь часто нападали татары, у них было одно желание – завоевать и подчинить как можно больше земель. Но им придётся встретиться с нашими героями, которые будут сражаться до последнего. Они не дадут в обиду свой народ.
Автор непросто так подобрал именно такие цвета и пейзаж. Богатыри расположились на равнине с холмами. Вокруг наших героев расположены ели. Позади можно увидеть тёмно-зелёные цвета. Над головой плывут тёмные тучи. Такая атмосфера вызывает напряжение и тревогу. Вероятно, наши герои очень скоро вступят в очередной бой. Но их это не страшит. Богатыри многое видели в своей жизни: и злых недругов, и плохую погоду во время боя. Им ничего не внушает страх, даже сама смерть, с которой они много раз встречались в бою.
Описание 2
Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин. Его произведения производят впечатление на людей на протяжении уже многих лет. Самой известной картиной автора является картина «Богатыри».
На картине изображены герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти герои являются олицетворением защитников земли русской, сильных могучих мужчин. На картине они изображены в процессе совершения конного дозора границ государства Русского. Лица богатырей спокойные, однако, глядя на картину понятно, что спокойствие это только видимость, герои без промедления готовы жизнь отдать за державу.
В центральной части полотна изображен Илья Муромец. Автор изобразил богатыря могучим, мужественным человеком, одетым в кольчугу и шлем, вооруженным щитом и копьем. Не всем известно, что Илья Муромец, не выдуманный персонаж, а реальный человек, который жил в далекие древние времена. Богатырь изображен с поднятой к глазам рукой, зорко высматривая недруга вдалеке степей.
По правую руку от Ильи автор расположил Добрыню Никитича. Этого богатыря художник изобразил нарядно одетым в шлем украшенный узором, сверкающие доспехи. На картине он изображен выхватывающим из ножен меч, как бы показываю свою готовность к бою в любую секунду.
По левую руку от Ильи Муромца младший богатырь из троицы Алеша Попович. У него в руках лук со стрелой, а на плече гусли, которые показывают, что герой любил радовать окружающих веселой музыкой и песнями.
Три богатыря на картине Васнецова стали воплощением богатырей из русских былин, читая которые каждый придумывал себе образ. Художник дополнил образы богатырей изображением природы на заднем плане, добавил движения богатырям и их коням с помощью изображения ветра. Герои, изображенные на картине имеют, особенности присущие характеру и образу жизни их прототипов, воплотить и оживить героев на полотне художник смог благодаря своему таланту.
Вариант 3
Русский фольклор наполнен былинами о могучих русских богатырях. С Давних пор детям рассказывают истории о подвигах трёх богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Они являются символом русского духа, свободы, силы и любви к своей родине. Спустя много лет былины вышли за рамки литературы, и нашли отражение даже в изобразительном искусстве. Виктор Михайлович Васнецов – русский художник – живописец, который создал шедевр изобразительного искусства под названием «Богатыри».
В средине холста изображены три величественные мужские фигуры, сидящих на конях. В центре композиции изображен мужчина среднего возраста с серьезным выражением лица. Его голову защищает шлем, а одет он в железную кольчугу. Рука Ильи Муромца приложена ко лбу, а на кисти руки висит булава. Илья смотрит вдаль, возможно смотрит в сторону врага . Под его ногами стоит могучий конь черного цвета, который склоняет свою голову под тяжестью своей черной гривы. По правую руку Ильи Ивановича стоит белый конь, смотрящий вперед. На белоснежном красавце сидит Добрыня Никитич. Всем своим внешним видом он готов к битве. Права его рука держит меч, а в левой руке щит. По левую руку Ильи Муромца сидит на буром коне самый молодой мужчина из троицы – Алеша Попович. Его взгляд игрив и умён. Он одет подобно Илье и Добрыне, но в левой руке держит лук, готовый к стрельбе. Голова его чуть под наклоном, что позволяет ему смотреть в сторону врага из-за плеча. По внешнему виду могучих мужчин мы можем сказать, что они – богатыри.
На втором плане изображена русская природа. Трава под копытами лошадей согнулась, рядом растут маленькие ёлочки, а вдали можно увидеть их родителей – крупные ели, которые вошли в целый темный лес. Настроение погоды хмурое. Тучи заполонили небо, но дождя нет. Окружающее пространство передает состояние богатырей, их настрой на долгую битву.
Виктор Михайлович Васнецов смог передать в своей картине образ настоящих русских богатырей, которые стали достоянием русского народа. Картина передает атмосферу, в которой существовали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Их могучие и в тоже время светлые душой образы дают нам понять, как важно любить свою родину, стоять за нее горой и никогда не падать духом. Ведь в каждом из нас может жить такой же великий богатырь, подобный тем, что жили на Руси сотни лет назад.
Сочинение Три богатыря Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.
Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.
Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.