Художественные особенности поэмы гоголя «Мертвые души»
Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало ассоциации с авантюрным романом. Гоголь пошел на это для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над ним, Гоголь называет его то поэмой, то романом. Чтобы понять мотивацию автора «Мертвых душ», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему родины — Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» перекликается с названием первой части «Божественной комедии» — «Ад».
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С ним связано «высокое лирическое движение», которым в поэме по временам заменяется комическое повествование. Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым в город N. С первых же страниц произведения мы ощущаем стройность композиции, хотя читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о развязке сюжета.
Все персонажи выведены по принципу: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него уже давно лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: «Позвольте этого вам не позволить»), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом выигрывает. Однако в центр повествования Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она возникает в сборнике «Миргород», а в комедии «Ревизор» становится ключевой. В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести характер притчи, но на самом деле это сатира на правительство.
Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновничьей державы Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся тройки, воплощающей в себе силы России: « Н е так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»
Практически все персонажи поэмы статичны, они не развиваются. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти маниловы, коробочки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики персонажей Гоголь использует и свой излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате — то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: «Ни то, ни се, а черт знает что такое!» Вспомним Плюшкина, эту «прореху на человечестве», даже пол которого не сразу определишь: он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин — крайняя степень падения. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С. Пушкин: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России; «Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа».
Художественные средства в поэме Н.В. Гоголя ‘Мертвые души’
При изображении «холодных, раздробленных, повседневных характеров» писатель достигает исключительной живости и конкретности в раскрытии «всех тонких, почти невидимых черт».
Портрет Плюшкина так нагляден, что производит впечатление нарисованного кистью художника. Раскрыты характерные детали, выявлены неповторимые индивидуальные черты. В лирических отступлениях выражен пафос романтического устремления к «лучшей отчизне», — это и определяет их язык. Здесь нет конкретной зарисовки деталей, здесь нет передачи каких-либо индивидуальных черт. Напротив, Гоголь употребляет эпитеты неопределенного, общего характера, прибегает к общим же сравнениям для того, чтобы создать впечатление манящего, неясного, очаровательного.
Картины прекрасной природы, введенные в поэму, подчеркивают убожество и низменность изображенных Гоголем «существователей» и зовут к иной — возвышенной и творческой жизни. Описывая, например, деревню Плюшкина с покосившимися избами и с изломанною изгородью, писатель дает картину «старого, обширного, тянувшегося позади дома сада».
Или, в конце первого тома поэма, раскрыв пошлость всей изображенной им жизни, писатель обращается к описанию русской дороги ночью, к сиянию месяца, к «небу далекому, высокому, там в недоступной глубине своей так необъятно, звучно и ясно раскинувшемуся». Большое место в «Мертвых душах» занимают изображения обстановки, вещей. При помощи обрисовки вещей Гоголь еще более ярко раскрывает характерные черты действующих лиц.
Дом Плюшкина выглядывал «дряхлым инвалидом». Обстановка в доме Коробочки, вещи ей принадлежащие, с одной стороны, характеризуют ее старосветские вкусы и привычки, с другой стороны — ее скопидомство. Красноречиво говорят о «накопительских» тенденциях Коробочки «пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов», мешочки, имеющие каждый специальное назначение: в один отбираются целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки.
Вещи Собакевича прекрасно характеризуют медвежью, кулацкую натуру их владельца. Например, портреты, развешанные по стенам, изображали «героев» «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу», мебель — «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь» Вещи, накупленные Ноздревым, столь разнообразны, столь никак не связаны друг с другом, что ярко подчеркивают случайное, бессистемное свое появление у этого помещика, уродливо воспринявшего и без того низменную страсть купли и продажи. В самом деле, ниже приводимый перечень покупаемых Ноздревым одновременно вещей наглядно это подтверждает. «Если ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, — пишет Гоголь, -он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупчатой насколько хватало денег».
Вещи Манилова настойчиво заявляют о практической беспомощности своего хозяина, о его неумении доводить до конца хоть какое-нибудь дело. «В доме его, — пишет художник, — чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянутые простой рогожей…»
Вещи Чичикова говорят и о приобретательской натуре его и о стремлении к благопристойности. Ларчик красного дерева, содержащий накопления героя, фрак бутылочного цвета с искрой, сапожные колодки всюду сопутствуют герою поэмы в его путешествиях. Таким образом, и вещи включаются в обрисовку писателем человеческих характеров, помогают выявлению их существенных черт.
Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.
В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Герцен говорил, что, «когда читаешь «Мёртвые души», «обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей ещё яснее, в каком рве ада мы находимся…»
Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, в главе 1 Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие», — пишет автор. В главе 3 дается сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель – «Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!» В главе 9 Гоголь рассказывает о происшествии, случившемся в селе Вшивая спесь. Крестьяне «снесли с лица земли…земскую полицию в лице заседателя». В главе 10 помещена «Повесть о капитане Копейкине», инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить «монаршей милости». Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев царской России, начиная с забитых крестьян и кончая важными сановниками. В «Мертвых душах» отразилась вся страна с её добром и злом.
2.2. Смысл названия поэмы
Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.
Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия»(10,21). Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые
души!
«Мертвые души», – писал А. И. Герцен, – это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П. Погодин, не знали его. Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И. Михельсон во много раз переиздававшемся в конце XIX века собрании крылатых выражений русского языка приводит словосочетание «мертвые души» и делает ссылку только на поэму Гоголя, так как других примеров Михельсон не нашел в громадном литературном и словарном материале, просмотренном им.
Каковы бы ни были истоки, основные смыслы названия можно найти только в самой поэме; здесь и вообще каждое общеизвестное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.
Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. «Мертвая душа» – это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц». Собакевич так рассказывал о своих умерших крестьянах: «Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного… Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…
А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!»
Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.
Но «мертвые души» — не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое».
Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.
Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.
Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души». Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.
Эта хитрая приписка приглушала социальное значение поэмы, отвлекала читателей от мыслей о страшном названии «Мертвые души», подчеркивала значение спекуляций Чичикова. А.В. Никитенко снижал своеобразное, небывалое название, данное Гоголем, до уровня названий многочисленных романов сентиментального, романтического, охранительного направлений, завлекавших читателей удивительными, витиеватыми названиями. Наивная уловка цензора не снизила значения гениального творения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя печатается под заглавием, данным автором, – «Мертвые души».
2.3. Проблематика поэмы «Мертвые души»
В поэме «Мертвые души», автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей.
По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом «Мертвых душ» писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.
Проблематика в поэме двухплановая – национальная и социокультурная. Национальная проблематика заключается в изображении отношения Гоголя к России того времени. Возникает вопрос — куда идет Россия — который автор раскрывает двухсторонне. С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Социокультурная проблематика выражается авторской акцентировкой черт повседневной культуры и быта у различных персонажей поэмы. Тут же с проблематикой близко связана и идея поэмы: писателя волнует вопрос о человек, о смысле и назначении его в жизни. Так же показывается все бесправие, вся темнота и пошлость интересов как губернского общества, так и помещиков.
Также в поэме «Мертвые души» присутствует сатирический пафос. В отношении помещиков, да и самого Чичикова, можно применить такое определение, как инвектива. Действительно, сатирически обличая, например, в Плюшкине все его дурные стороны, объект насмешек становится настолько жалок, что смеха уже не вызывает. Защитники крепостного права доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями высокой культуры, чести и гражданского долга – то есть опорой государства. Гоголь развенчивает этот веками складывавшийся миф. Это не значит, что Гоголь не видел тех культурных ценностей, которые были созданы дворянской интеллигенцией. Но он изображал не Чацких, Онегиных и Печориных, не лучшую часть дворянства, а тех, кто составлял основную массу этого класса. Как писатель – реалист, Гоголь создает типические характеры. Объясняя замысел «Мертвых душ», он писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Всех помещиков, изображенных в «Мертвых душах», объединяет низкий культурный уровень, безразличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на себе жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, воплощает одну из черт, развившихся под воздействием паразитического образа жизни и мысли: Манилов — беспочвенное мечтательство, Коробочка — тупое хозяйствование, Ноздрев — буйную энергию и жизнелюбие, Собакевич — цепкость и грубость в преследовании своей выгоды, Плюшкин — бессмысленное накопительство. Гоголь представляет помещиков в определенной последовательности. А логика проста — показать читателю постепенную деградацию души, и, вызванную бесцельностью существования поместного дворянства и бесконтрольным владением «душами», богатством, землей.
Художественными средствами воплощения идеи об «омертвении» души выступают композиция и стиль произведения. Картины барских поместий и описания образа жизни их обитателей однотипны по принципу изображения (сначала деревня, затем двор помещика, его портрет, интерьер дома). Каждое из описаний отличается цельностью, но при этом углубляет впечатление процесса духовного распада, произведенного предыдущей главой.
Каждая из помещичьих усадеб почти изолирована от остального мира. Тем естественнее выглядит подчеркиваемое Гоголем «родство» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы («И я тоже Собакевич!» — заявляет «каждый предмет» в доме этого героя).
Образы чиновников роднят с образами помещиков нравы паразитического существования. Обобщенный портрет губернского города (неустроенность, грязь, запустение) подчеркивает безразличие властей к нуждам местных обывателей. Всюду бюрократизм и продажность чиновников. Гоголь дает как обобщенные, так и индивидуальные характеристики чиновников «тонких и толстых». Все они — люди без понятия о долге, чести и законности, им нет дела до службы государству. Их отличительные черты: способность превращаться «то в орла, то в муху» в зависимости от звания собеседника (это и есть чинопочитание), воровство, круговая порука. Вставная «Повесть о капитане Копейкине» показывает жестокость и бесчеловечность чиновников самой «высшей комиссии».
Образ Чичикова проходит через все произведение. Его «путешествие» дает возможность Гоголю «явить» в поэме «всю Русь». Сама возможность преступной комбинации с покупкой «душ» и отношение окружающих к этой авантюре вскрывают суть чиновничьей и помещичьей Руси.
Чичиков — новый человек, порожденный общественными процессами своего времени. В его эпоху в России деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было, только опираясь на капитал. Чичиков — дитя своего времени, он делец, приобретатель. В погоне за капиталом он утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Но это не имеет значения для «общества». Здесь Чичикова принимают как «порядочного человека», потому что считают «мильонщиком». Чичиков – «герой» своего времени», он обладает знанием людей, изворотливостью, волей, практической сметкой, активностью. Он – сила, но «страшная и подлая», такие, как он, не могут принести исцеления и счастья России, считает Гоголь.
Жажда приобретательства убила в нем лучшие человеческие чувства, поэтому Чичиков – тоже «мертвая душа».
В изображении России народной Гоголь не скрывает духовного убожества подневольного человека, его терпения и покорности. Он идет от показа приниженности, забитости крестьянства к выявлению его талантов, способности к творчеству, силы и широты его характера, стремления к воле. В способности народа к созиданию автор видит залог великого будущего России.
Сцена бала у губернатора – своеобразный смотр «мертвых душ» помещичьей и чиновничьей России, которую отличают праздность и пустота существования. «Балы» и «сплетни» – единственные убогие формы «общественной» и «умственной» жизни. В разговорах нет ни духовного содержания, ни здравого смысла, все они вращаются вокруг пустяков. Представление о красоте существует на уровне обсуждения расцветки материала («пестро — не пестро»), а солидность человека определяется по тому, как он сморкается и повязывает галстук (и конечно, по его «состоянию»). Нормы поведения зависят от обывательского представления «как должно». Гоголь пишет об отсутствии истинной культуры и нравственности в современном ему обществе. Почему же сложилась такая ситуация? Почему «мораль», «религия», «обязанности перед обществом» – это только слова? «Герои мои вовсе не злодеи», – объяснял Гоголь в одном из своих писем, но они «все пошлы без исключения». Пошлость, оборачивающаяся омертвением души, моральным одичанием, — вот главная опасность для человека.
Для Гоголя самое важное – духовное состояние русского общества. Он убежден: «Все хорошее и дурное, что есть в России – от нас». Все в жизни – и государственной, и частной – зависит от нравственных качеств людей, образующих общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», – сокрушается писатель. В «Мертвых душах» Гоголь (в предельно концентрированной форме) демонстрирует «свойства нашей русской породы», пороки, присущие русскому человеку. Бережливость Плюшкина, мечтательность и радушие Манилова, удаль и энергия Ноздрева сами по себе не заслуживают осуждения, но здесь они – «через край» и без цели – извращенная форма русского богатырства. Плутовство Чичикова – тоже искажение одной из черт русской натуры – практической сметки, энергичного стремления к намеченной цели. Перед Чичиковым – огромные возможности, у него – огромная энергия, но они не освещены ни разумом, ни великой целью, поэтому душа Чичикова разрушается.
2.4
.
Роль портретных зарисовок в изображении характера персонажей.
Языковые особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В письме Чичикову от неизвестной и в разговоре «дамы просто приятной» с «дамой приятной во всех отношениях» писателю удалось создать блестящий по своей остроте и сатирической выразительности групповой портрет дам города N и одновременно памфлет на салонно-чувствительную, «облагороженную» речевую манеру светского общества.
Широко раздвинул Гоголь границы литературного языка. Писатель до тонкости знал профессиональный язык чиновников, завзятых охотников, картежников и вводил его в словесно-образную ткань произведения. С помощью многообразного словарного материала писатель создавал яркую картину, живой, запоминающийся, типический образ. Так, лексика любителей псовой охоты введена в главу о Ноздреве, названия многих видов снеди и кушаний в главах о Коробочке и Собакевиче с особой силой «комического одушевления» подчеркивают хозяйственность и хлебосольство Коробочки, непомерное чревоугодие Собакевича.
Большую роль в «Мертвых душах» играет прямая речь персонажей. Пародийно сгущая ее, мастерски пользуясь особыми выражениями, словечками, недомолвками, Гоголь придает каждому лицу только ему одному присущие характерные особенности. Иногда речь персонажа напоминает книжную, полна канцелярских оборотов; иногда построена на преувеличениях или засорена множеством слов, ровно ничего не значащих; иногда изобилует длинными периодами, маскирующими отсутствие мысли, или же, наоборот, отрывиста и состоит из отдельных, не связанных между собою предложений. Эта индивидуализированная речь помещика, слуги, чиновника тесно переплетается с богатством и разнообразием разговорных оборотов и интонацией авторской речи.
Точностью словесного выражения характеризуются у Гоголя описания природы, различных ее явлений; писатель широко использует при этом специальные народные обозначения (См., например, народные обозначения для птичьих голосов! перепел бьет, дергач дергает, жаворонок трелит, журавль курлыкает).
Языковое мастерство Гоголя проявляется в умении обнажить в слове при помощи контекста богатство и многообразие его значений. Гоголь виртуозно пользуется для выпуклой и конкретной характеристики предметов и явлений богатой синонимикой русского языка. В соответствии с замыслом писателя речевая стихия несет либо комическую, либо разоблачительную, сатирическую функцию. Юмор, как известно, предъявляет к языку строгие требования. Ценнейшими качествами в нем являются свежесть изобразительных средств, неожиданность ситуаций. Неожиданность — непременное, обязательное условие смешного. Способность к неожиданным сопоставлениям— характерная черта остроумия. Эти качества присущи стилистической манере Гоголя уже в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Миргороде». В полную силу они проявились в «Мертвых душах» — в неожиданности метафор, эпитетов, в смелости сравнений. Особенно интересны сатирические сравнения с многообразными живыми деталями, поражающие смелостью, меткостью, глубиной, яркостью и развернутые, в сущности, в целые картины, лишь внешне не связанные с сюжетом. Таково, например, изображение эскадрона мух на белом рафинаде, возникающее при сравнении с ними черных фраков на балу, или изображение певческого концерта, с которым сравнивается свора псов во дворе Коробочки, и т. п. Где нужно, Гоголь всегда вставляет острую и выразительную метафору или резко запоминающийся эпитет большой емкости, использует повторы метких, многоговорящих слов, прием умолчания. Гоголевские умолчания, неопределенные словечки в контексте с впечатляющими красочностью определениями дают огромный комический эффект. Комический или сатирический эффект достигается часто и путем простого перечисления самых разнообразных предметов (см. покупки Ноздрева, «всякая всячина» на бюро Плюшкина и др.). Чтобы подчеркнуть контраст между значительностью того, что должно быть, и ничтожностью, мизерностью того, что есть в действительности, Гоголь широко пользуется антонимами.
Сатирически выразительны, сочны, оригинальны, смешны и злы у Гоголя имена и фамилии — чисто русские, по общему значению и по корню. Они определяют действующих лиц по характерному для каждого из них отрицательному признаку. Таковы хотя бы фамилии помещиков: Собакевич, Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Мыльный, Завалишин, Полежаев, Храповицкий и др.
Много неожиданного таит в себе пародия в «Мертвых душах». Пародируются сюжеты, характеры, собственные имена. Пародируется, как уже отмечалось, язык дам города N, чувствительный жаргон жеманниц. Пародируются типические факты, явления. Пародия обостряет юмористический тон повествования.
Но комическое для Гоголя но самоцель. Он становится беспощадным, когда встречается не просто со смешным, а с вредным. В этих случаях характеристика явления, отношение к нему дается, как говорят, прямо в лоб.
Гоголь — великий мастер диалога. Диалог у него всегда очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Так, если в диалог Чичикова с Маниловым писатель вносит плавность, приятность тона, туманность и неопределенность мысли, то совсем иной характер носит беседа Чичикова с Собакевичем, когда два мошенника стремятся обмануть друг друга.
Необыкновенно разнообразна авторская речь в поэме. В характеристиках Чичикова и помещиков она конкретно-изобразительна, окрашена юмором, переходящим подчас в сатирическое обличение. Совсем иная она в лирических отступлениях, передающих глубокое волнение и возвышенный порыв самого Гоголя. Здесь авторская речь приобретает патетический характер, иногда даже напевность, ритм, появляются такие слова, как очи, зреть, озирать, объемлет, лобзает и т. д.
В свое время еще Белинский о, что «его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко определенно, рельефно выражает у него мысль» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 335). Он, как Крылов, добивается почти физически ощутимого эффекта. Нельзя не восхищаться красотой гоголевского поэтического слова. Метко сказанное Гоголем русское слово служит ярчайшим доказательством творческих сил и возможностей «плодовитого зерна национальной русской жизни». Это звонкое слово волнует, будоражит, потрясает, и неудивительно, что чтение «Мертвых душ» всегда вызывает чувство глубокого эстетического наслаждения.
Источник: Докусов А.М., Качурин М.Г. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982
«Художественные особенности поэме «Мертвые души»»
По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего автора «Мертвых душ»: «Ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Действительно, главным средством изображения русской жизни в поэме становится художественная деталь. У Гоголя она используется как основное средство типизации героев. Автор выделяет в каждом из них основную, ведущую черту, которая становится стержнем художественного образа и «обыгрывается» с помощью умело подобранных деталей. Такими деталями-лейтмотивами образа являются: сахар (Манилов); мешочки, коробочки (Коробочка); животная сила и здоровье (Ноздрев); грубые, но прочные вещи (Собакевич); куча всякого мусора, прореха, дырка (Плюшкин). Например, слащавость, мечтательность, необоснованную претенциозность Манилова подчеркивают детали портрета («глаза сладкие, как сахар»; в «приятность» его «чересчур было передано сахару»), детали поведения с окружающими людьми (с Чичиковым, с женой и детьми), интерьера (в его кабинете прекрасная мебель — и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник — а рядом «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале»; на столе лежит книга, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года»), речевые детали, которые позволяют создать неповторимую манеру говорить «сладко» и неопределенно («майский день, именины сердца»; «позвольте вам этого не позволить»). Такого рода детали-лейтмотивы используются как средство характеристики всех героев, даже эпизодических (например, Иван Антонович — «кувшинное рыло», у прокурора — «весьма черные густые брови») и собирательных образов («толстые и тонкие» чиновники). Но есть и особые художественные средства, которые используются при создании определенного ряда образов. Например, для того, чтобы ярче выделить то, что характерно для каждого из помещиков как определенного типа, автор использует такое построение соответствующих глав, при котором соблюдается одна и та же последовательность деталей. Сначала описывается имение, двор, интерьер дома помещика, дается его портрет и авторская характеристика. Затем мы видим помещика в его взаимоотношениях с Чичиковым — манеру поведения, речи, слышим отзывы о соседях и городских чиновниках и знакомимся с его домашним окружением. В каждой из этих глав мы становимся свидетелями обеда иди другого угощения (иногда весьма своеобразного — как у Плюшкина), которым потчуют Чичикова — ведь гоголевский герой, знаток материальной жизни и быта, часто получает характеристику именно через еду. А в заключение показана сцена купли-продажи «мертвых душ», завершающая портрет каждого помещика. Этот прием позволяет легко проводить сравнение. Так, еда как средство характеристики присутствует во всех главах о помещиках: обед у Манилова скромный, но с претензией («щи, но от чистого сердца»); у Коробочки — обильный, в патриархальном вкусе («грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками»); у Собакевича подаются большие и сытные блюда, после которых гость еле встает из-за стола («у меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина — всего барана тащи»); у
Ноздрева кормят невкусно, он больше обращает внимания на вина; у Плюшкина вместо обеда гостю предложен ликер с мухами и «сухарь из кулича», оставшегося еще от пасхального угощения.
Особо следует отметить предметно-бытовые детали, которые отражают мир вещей. Их очень много и они несут важную идейносмысловую нагрузку: в мире, где о душе забыли и она «омертвела», ее место прочно занимают предметы, вещи, к которым накрепко привязан их хозяин. Вот почему вещи олицетворяются: таковы часы у Коробочки, которым «пришла охота бить», или мебель у Собакевича, где «каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!».Индивидуализации персонажей способствуют и зоологические мотивы: Манилов — кот, Собакевич — медведь, Коробочка — птица, Ноздрев — собака, Плюшкин — мышь. Кроме того, каждому из них сопутствует определенная цветовая гамма. Например, имение Манилова, его портрет, одежда жены — все дается в серо-голубых тонах; в одежде Собакевича преобладают красно-коричневые цвета; Чичиков запоминается по сквозной детали: он любит одеваться во фрак «брусничного цвета с искрой».
Речевая характеристика персонажей также возникает благодаря использованию деталей: в речи Манилова много вводных слов и предложений, говорит он вычурно, фразу не заканчивает; в речи Ноздрева много бранной лексики, жаргонизмов картежника, лошадника, он часто говорит алогизмами («он приехал черт знает откуда, и я здесь живу»); у чиновников свой особый язык: наряду с канцеляризмами, в обращении друг к другу они используют устойчивые в этой среде обороты («Ты заврался, мамочка Иван Григорьевич!»). Даже фамилии многих персонажей в определенной степени характеризуют их (Собакевич, Коробочка, Плюшкин). С той же целью используются оценочные эпитеты и сравнения (Коробочка — «дубинноголовая», Плюшкин — «прореха на человечестве», Собакевич — «человек-кулак»).
Все вместе эти художественные средства служат созданию комического и сатирического эффекта, показывают алогизм существования таких людей. Порой Гоголь применяет и гротеск, как, например, при создании образа Плюшкина — «прорехи на человечестве». Это одновременно типический и фантастический образ. Он создается через накопление деталей: деревня, дом, портрет хозяина и, наконец, куча старья.
Но художественная ткань «Мертвых душ» все же неоднородна, поскольку в поэме представлены два лика России, а значит эпическое противопоставляется лирическому. Россия помещиков, чиновников, мужиков — пьяниц, лентяев, неумех — это один «лик», который изображается с помощью сатирических средств. Другой лик России представлен в лирических отступлениях: это авторский идеал страны, где по вольным просторам гуляют подлинные богатыри, люди живут насыщенной духовной жизнью и наделены «живой», а не «мертвой» душой. Вот почему стилистика лирических отступлений совершенно иная: сатирико-бытовая, разговорная лексика исчезает, язык автора становится книжно-романтическим, торжественно-патетическим, насыщается лексикой архаичной, книжной («грозная вьюга вдохновенья подымется из облеченной в святой ужас и в блистанье главы»). Это высокий стиль, где уместны красочные метафоры, сравнения, эпитеты («что-то восторженно чудное», «дерзкие дива природы»), риторические вопросы, восклицания, обращения («И какой же русский не любит быстрой езды?»; «О моя юность! о моя свежесть!»).
Так рисуется совершенно иная картина Руси, с ее бескрайними просторами, убегающими вдаль дорогами. Пейзаж лирической части резко контрастирует тому, который присутствует в эпической, где он является средством раскрытия характеров героев. В лирических отступлениях пейзаж связан с темой будущего России и ее народа, с мотивом дороги: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?». Именно этот художественный пласт произведения позволяет говорить о его подлинно поэтическом звучании, выражающем веру писателя в великое будущее России.
Свою поэму Твардовский писал не после войны в тиши кабинетов, а практически на ней, в промежутках между военными действиями. Только что написанная глава сразу же публиковалась во фронтовой газете. А её уже ждали солдаты, всем были интересны дальнейшие приключения Тёркина. Твардовский получал сотни писем со всех фронтов от таких же солдат, как Василий Тёркин.
Они ему рассказывали интересные истории про подвиги своих однополчан. Некоторые эпизоды Твардовский потом «приписывал» своему герою. Вот поэтому он получился таким узнаваемым и народным.
Не существовало реального человека с таким именем и фамилией. Этот образ собирательный. В нём собрано всё самое хорошее, что присуще русскому солдату. Поэтому, каждый мог в нём узнать себя. Твардовский специально придумал его, чтобы он в трудную минуту, как живой, настоящий человек помогал солдатам морально. Всем и каждому был лучшим другом. В каждой роте и взводе был свой Василий Тёркин.
Откуда Твардовский взял такую фамилию? «Тёркин», значит, тёртый калач, битый жизнью. Русский человек может всё перетерпеть, пережить, перетереть, притереться ко всему.
Из поэмы можно немного узнать о биографии Тёркина. Он родом из Смоленской области, крестьянствовал. Добродушный русский парень, простой в общении, любит рассказывать всякие байки, балагур и весельчак. На фронте с первых дней войны. Был ранен.
Смелый, мужественный, бесстрашный. В нужный момент взял командование взводом на себя. Именно его отправили через реку с донесением о том, что взвод закрепился на противоположном берегу. Те, кто отправлял, понимали – шансов добраться у него мало. Но он добрался. В одиночку, вплавь, в ледяной ноябрьской воде.
Как и все русские крестьяне, Тёркин мастер на все руки. Что он только не делал – починил часы, наточил пилу, да ещё и на гармошке играет. Наверняка был первым парнем на деревне. Скромный «…зачем мне орден, я согласен на медаль…»
Он в холодных окопах лежал под шкальным огнём фашистов. Перед лицом смерти он не струсил, а попросил у неё отсрочку на один день, чтобы увидеть победу и салют. И смерть отступила.
Изначально Твардовский планировал Тёркина как фельетонный образ для того, чтобы развлекать солдат, поднимать их боевой дух. Но не заметил, как сам влюбился в своего героя, и решил сделать его образ настоящим, а не карикатурным. Наделить его лучшими человеческими чертами – находчивостью, мужеством, патриотизмом, гуманизмом, чувством воинского долга.
Автор сравнивает любимого героя с героем русских народных сказок, солдатом, который умудрился сварить суп из топора. Т.е. он находчивый и смекалистый, может найти выход из любой, на первый взгляд, безвыходной ситуации. «Русский чудо-человек». На таких, как Тёркин, вся Россия держится.
Поэма написана простым языком, легко и надолго запоминается.
Сочинение 4
Вася Теркин, конечно, персонаж известный и даже всеми любимый. Но всё-таки, у меня несколько другое мнение.
Я думаю, что он именно персонаж, а не реальный герой. То есть видно, что такого человека не существует, не может существовать на деле. Слишком уж он бодрый, оптимистичный, радостный такой… Меня бы он, честно говоря, раздражал. Удивляюсь, как его никто не стукнул из солдат. То есть поднимать моральный дух, конечно, хорошо, а вот куролесить, когда вокруг война…
Например, в сцене с потерянным кисетом. Бойцу, который потерял дорогую вещь, явно не до шуток. Со стороны может показаться, что кисет – это ерунда. Но понятно же, что для бойца эта потеря стала последней каплей, как говорят. Держался он, когда потерял дом, семью, но держался из последних сил. А тут – кисет…
А наш «герой» Вася не понимает страданий солдата. Смеётся, издевается, стыдит! К чему-то говорит, что Родину потерять – вот это страшно. Но оно и понятно, сравнил: кисет и Родину.
Итак, Теркин слишком уж позитивен. Я не уверен, что такой человек (с такими лихими замашками) смог бы продержаться на реальном фронте.
Но конечно, Твардовский старался вложить много хороших качеств в своего героя. И смело сражается он с немцами, и в госпитале его не удержать… Однако каким небывалым везением должен всё же обладать Василий, чтобы из ружья сбить немецкий самолёт! Это похоже, скорей, на солдатскую байку! Впрочем, вот такой он Тёркин – везунчик. По факту, ему повезло и в рукопашном с немцем, хотя фриц и был откормлен, силён. Повезло, когда его в избушке раненого подобрали танкисты наши, довезли до врача – спасли.
Думаю, что в то время фронтовое нужен был такой герой. Он почти богатырь, почти Иван-дурак. Он вселяет читателям веру в победу. Поэт его устами повторяет, что мы не проиграем в этой войне. К счастью, слова эти воплотились в реальность.
И всё-таки, для меня этот герой слишком прост. Но это только моё личное мнение.
Вариант 5
Александр Трофимович Твардовский – автор незабываемого произведения « Василий Тёркин» Будучи сам в гуще событий, так как он сам воевал на фронте и прошёл всю войну в качестве военного корреспондента, много общался с солдатами, и сам не раз попадал в разные сложные ситуации. Всё что он описывает в своей книге, он слышал от простых бойцов, пехотинцев. Во времена Великой Отечественной пехота сыграла важнейшую роль в истории войны, и главным образом именно ей принадлежит главная заслуга в победе. Вот и главный герой повести у автора принадлежал к пехоте.
Образ получился собирательным и усреднённым. Он обычный парень, мечтающий о любви, о счастье, семье и о мирной жизни. Один участник войны написал: Немцы любили, умели и хотели воевать, а мы воевали по необходимости. Тёрки тоже воевал по необходимости. На его любимую землю напал жестокий враг. Его безмятежная счастливая жизнь в колхозе была жестоко оборвана грозной бедой, и война стала для него работой, как горячая страда в колхозе, когда грянули дожди. Вся страна превратилась в единый боевой лагерь, и даже в тылу фашист не мог спать спокойно. Тёркин бесконечно любит свою родину, называя землю «матушкой». Его жизнерадостностью, смелостью и добротой пронизана каждая глава книги. Жизнелюб и добряк Тёркин и в огне не горит и в воде не тонет. Потому что очень велика его воля к победе над фашистами, чтобы освободить матушку землю от проклятого захватчика. Он смекалист, так как мастерски выходит из всех передряг, в которые его ставит автор. Кроме того, он обладает большим чувством юмора, что помогает с легкостью, навеселе переносить тяготы и трудности фронта, и, что не маловажно помогает читателю с замиранием сердца следить за приключениями нашего героя и переживать за него.
На фронте все солдаты с нетерпением ждали выхода каждой новой главы про Тёркина. Они любили его как брата и как друга. И каждый находил в себе и в своих товарищах что-то от любимого героя. Автор пытается показать через своего Тёркина каким должен быть русский народ. Только великое мужество, бескорыстие и доброта могли привести страну к победе. И мы победили, потому что русские инженеры были талантливее, технологи гениальнее, а наши двенадцати- и четырнадцатилетние мальчишки, вставшие к станкам вместо ушедших на фронт отцов, оказались более умелыми и выносливыми, чем великовозрастные немецкие солдаты. И про каждого из них можно сказать, что его звали Василий Тёркин. Солдаты сражались и умирали не потому, что их посылали командиры на смерть, а потому что они сражались за родину!!! Этот подвиг был, есть и будет всегда, это особенность русского солдата – жертвовать собой: брестская крепость держалась до ноября, все погибли за родину! И таких примеров десятки тысяч!
«Василий Тёркин» можно назвать бестселлером того времени. Слава русскому солдату!
ОБРАЗ
НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Поэма
Александра Твардовского «Василии Теркин» — книга для всех ее можно читать в
любом возрасте, в минуты радости и | печали, тревожась о будущем дне или
беззаботно предаваясь душевному покою.
Я мечтал о
сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть
теплей. — писал автор И чудо действительно произошло О главном герое
произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические
строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во
фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма,
конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая
перешла в долгодневность.
«Летопись не
летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по
форме книга, неотрывная от реального дела»,— так Твардовский сказал о поэме
«Живая книга» — это лучшее определение оно означает, что произведение порождено
жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли
создателя.
Заметим, что
поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в том,
что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского
характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто.
Теркин — кто же
он такой?.
Скажем
откровенно.
Просто парень
сам собой.
Он
обыкновенный.
«Обыкновенный»,
«из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить»
А в итоге — «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе
противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе
Василия Теркина — то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье,
уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся
литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся
в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне
человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется
примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке — веке
катастроф, кровавых революции и мировых войн?.
Читая поэму
Твардовского, убеждаешься можно Нормальность — это нравственная и физическая
стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить
свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности
неминуем.
О Теркине можно
сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него — прежде всего
тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке
себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по
природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное —
он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо
рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже
талантливо («В бане»).
—
Теркин—теткин, елки-палки, .
Сыпь еще назло врагу.
— слышится во время боя за «населенный пункт
Борки».
— Не могу Таланта
жалко.
До бомбежки берегу,.
—отвечает
герой.
Талант
противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев
уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую
деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И
талант бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду—
«по колено», и грязь — «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем
равенстве перед жизнью и смертью.
Бой иной. пора
иная, Жить одна и смерть одна.
Особенно ярко
характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и
смертью К ним относится знаменитая переправа.
Кому память,
кому слава, Кому темная вода.
Перевоз через
реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и битва
на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение
грандиозного символа. Теркин — воплощение не только храбрости и героизма. Он
выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и
пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза
солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище
оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В
жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта
радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом
общеизвестна..
И еще одна
особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем
его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность
находят выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя
спутать с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в
психологической полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности.
Он не аллегория, не схема, а характер — «живой, как жизнь»:.
…тот,
который.
На войне лихой
солдат,.
На гулянке
гость не лишний,.
На работе —
хоть куда….
«Книга про
бойца» Твардовского — постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с
читателем:.
Бился ль ты в
горах Кавказа,.
Или пал за
Сталинград,.
Мой земляк,
ровесник, брат… «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»… Конечно, с
такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам —
псковским, елецким, тамбовским, смоленским… Но он обращается также и к их
друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех
состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию,
братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает:
«Василий Теркин» — «живая книга», она для всех и обо всех..
Автор:
Самый Зелёный
·
(530 слов) Работу над своим произведением «Василий Теркин» Александр Трифонович Твардовский закончил в 1945 году. Эта поэма имела огромное значение для русского народа, отважно защищающего свою родную страну. С ее помощью писатель хотел поддержать дух воинов, сражающихся за Родину. Чтобы лучше понять замысел произведения Александра Твардовского, рассмотрим характеристику главного персонажа поэмы Василия Теркина.
Главным героем поэмы Твардовского является отважный и всегда жизнерадостный Василий Теркин. Этот персонаж объединил в себе все самые лучшие качества русского солдата. Василий Теркин олицетворяет мужество, отвагу, героизм, силу духа и невероятное стремление к победе.
Он воплотил в себе все самое лучшее, что свойственно русскому народу.
В нем читатель видит «обыкновенного» парня, а потому ощущает его близость к простому народу.
Своего персонажа Александр Твардовский наделил «щедрым» сердцем. Так, герой всегда рад поделиться с другими прекрасным настроением, а также удивительным умением никогда не унывать, даже в самые страшные минуты. Несмотря на все горести и невзгоды, Василий всегда призывал воинов достойно переносить трудности: «Перетерпим. Перетрем…». Кроме того, Василий Теркин обладал прекрасной способностью заводить разговоры с другими солдатами. Постепенно слух о Василии Теркине стал распространяться по всей армии. Герой был «любимцем взводным», Теркина знали повсюду. Однако, несмотря на большую славу, персонаж не является гордецом. Для Василия Теркина важнее всего является Родина, а не признание. Он готов защищать ее во что бы то ни стало. Не зря автор использовал в своем произведении такую фразу: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
Все качества характера Василия Теркина указывают на его доблесть и честь. В образе главного героя перед читателем предстаёт очень храбрый человек. Мужество Василия хорошо заметно в главе «Переправа». Здесь Василий Теркин переплывает ледяную реку для того, чтобы передать просьбу солдат на другой берег. Читатель видит, насколько удивлены другие воины, что он вообще смог остаться живым на переправе. Такие поступки главного персонажа вызывают восхищение. Также невероятный героизм главного героя проявляется в главе «В наступлении». Здесь писатель показывает, как персонаж берёт на себя ответственность за командование взводом. Когда вдруг командира убили, Василий Теркин, не теряя времени, осознает, что «вести его черед». Главный герой не испугался и повёл народ за собой. Василий Теркин не только проявил выдающийся героизм в командной работе, но и отличился самостоятельностью. Так, например, в главе «Поединок» главный герой храбро вступает в бой с немцем. Писатель показывает, что Василий Теркин всегда готов отразить любой удар противника. Он не боится смерти, его больше волнует судьба Родины. Как можно заметить, во всех главах известной поэмы рассказывается о подвигах Василия Теркина, которые направлены на благо страны. Так, солдат либо является участником боевых действий, либо пытается поддержать силу духа русских воинов. Всё, что делает Василий Теркин, направлено на пользу Родины. При этом автор показывает, насколько сильна любовь персонажа к жизни. Василий Теркин никогда не отдастся смерти без борьбы. По мнению Василия Теркина, нужно бороться за жизнь до последнего. Но не только за свою, а за общую — народную.
Читатель замечает, что Твардовский сопоставляет свою жизнь с жизнью своего героя. Известно, что писатель родился в Смоленской области, как и Василий Теркин. В речах героя автор воплотил свои собственные мысли, взгляды и переживания. Сам жанр произведения «книга про бойца» показывает отношение Твардовского к своему персонажу — волевому и сильному бойцу. В образе Василия Теркина мы видим деятельного защитника Родины, который вызывает восхищение у читателей, знающих цену Великой Победы.
Черты характера Василия Теркина и другие характеристики | Цитаты |
Активная жизненная позиция | …Словом, Тёркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе – хоть куда…» |
Непримечательная внешность | «…Скажем откровенно: Красотою наделён Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой – героем…» |
Терпение и сила духа | Повторял Василий Тёркин: – Перетерпим. Перетрём…» |
Жизнерадостность | «…Мне как раз пожить охота, Я и не жил-то ещё…» |
Музыкальные и творческие способности | «…Только взял боец трёхрядку, Сразу видно – гармонист…» |
Чувство юмора | «…Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врёт Весело и складно…» |
Честь и честность | «…На войне себя забудь, Помни честь, однако…» |
Хозяйственность и практические навыки для жизни | Внутрь куда-то дунул, плюнул, — Что ты думаешь, – пошли!..» |
Патриотизм и скромность | «…Мне не надо, братцы, ордена, Мне слава не нужна, А нужна, больна мне родина, Родная сторона!..» |
Твердость и мужество | «…В муках твёрд и в горе горд, Тёркин жив и весел, чёрт!..» |
Щедрость и доброта | «…Теркин сам уже хохочет, Сердцем щедрым наделен.» |
Солидный жизненный опыт уже в 25 лет | «…Но едва ль уже мой Тёркин, Жизнью тёртый человек…» |
Автор: Виктория Комарова
Метки: 9 классАлександр Твардовскийпоэма Василий Теркинсочинение-рассуждениетаблица
Читайте также:
Забвению не подлежит
Официальный комментарий ФИПИ
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
-
Какова роль исторических памятников?
-
Как судьба человека связана с историей народа?
-
Какие произведения становятся классическими?
-
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
-
Забвение есть измена.
-
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
-
Как исторические события влияют на судьбу человека?
-
Забвение стирает, память преображает.
-
Как связано забвение с утратой ценностей?
-
Как научиться понимать самого себя?
-
Что дают человеку уроки прошлого?
-
Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
-
Почему нельзя забывать историю своего народа?
-
Нужны ли перемены обществу и почему?
-
Никто не забыт, ничто не забыто.
-
Какие люди остаются в истории?
-
Как произведения искусства становятся бессмертными?
-
Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
-
Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
-
В чём заключается ценность исторического опыта?
-
Почему важно помнить прошлое?
-
Кого можно назвать великим учителем человечества?
-
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
-
Какие личности остаются в истории?
-
Какие подвиги никогда не забудутся?
-
Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
-
Почему человеку важно уметь прощать?
-
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
-
О каких людях говорят: «они изменили мир»?
-
Почему нельзя забывать историю родной страны?
-
Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
-
Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории? Как ход истории влияет на судьбы людей?
-
Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
-
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
-
Почему тема войны не уходит из литературы?
-
Как влияет на сущность человека война?
-
Какой опыт даёт человеку война?
-
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
-
Как судьба человека связана с историей народа?
-
Может ли человек влиять на ход истории?
-
Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
-
В чём ценность исторического опыта?
-
Какие времена можно назвать жестокими?
-
Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
Афоризмы и цитаты «Забвению не подлежит»
-
Забвение — утрата не информации, а ценности. А. Круглов
-
В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. Н. Бердяев
-
Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. Б. Васильев
-
Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли. Пословица
-
Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим. М. Магомаев
-
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В.Г. Белинский
-
Слава переходяща; забвение вечно. Наполеон Бонапарт
-
Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего. Г. Державин
-
Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак. В. Гюго
-
Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. В.Г. Распутин
-
Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов. Н. Бердяев
-
Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы. М. Жванецкий
-
Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. В. Шаламов
-
Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем. Э.М. Ремарк
Произведения
-
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
-
М. Шолохов «Судьба человека»
-
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
-
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
-
М. Булгаков «Собачье сердце»
-
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
-
А. Платонов «Котлован»
-
А. Блок «Двенадцать»
-
А. Фадеев «Разгром»
-
А. Ахматова «Реквием»
-
В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
-
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
-
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
-
Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон».
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть
Исторический фон произведения — Крестьянская война (Пугачевский бунт) – жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян под предводительством Пугачёва с правительством императрицы Екатерины II. Особенно страшной эту войну делает то, что она разворачивается не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разъединяя людей.
«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины II, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и неправых.
Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту.
Пугачев А.С. Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.
Пётр Гринев – человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь.
Помимо повести, существует документальный очерк А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта», в котором автор выступает в роли историка: не прибегает к художественному вымыслу, излагая события предельно объективно. В этом очерке Пугачев предстает личностью отталкивающей, в то время как в «Капитанской дочке» негативные черты Пугачёва немного сглажены.
Повесть «Капитанская дочка» представлена как мемуары пожилого Петра Гринёва.
Всем главам, в центре которых образ Маши Мироновой, предпосланы эпиграфы из фольклора – это подчеркивает народный характер героини.
Автор признаёт жестокость Пугачёва, но, тем не менее, не лишает героя человеческих черт.
М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение
Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.
Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.
Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.
Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Богатыри не вы».
Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.
Л.Н. Толстой, «Война и мир», роман
В романе нашли отражения события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812г)
Автор убежден, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает – оборонительная война за свою Родину. Л.Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости.
Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман
В произведении изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.
Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.
В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней – слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война – нечто кровавое, страшное, и …бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства — на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя – он просто пытается выжить.
Главный герой, Григорий Мелехов, оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что имел (молодость, надежды, счастье, любимую, родных), ничего не получив взамен, — разочарованный, опустошенный и уставший от жизни. Все, что держит его, — маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории.
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин», поэма
Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик — простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды.
Теркин – собирательный образ простых солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды.
Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем.
Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали- в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, кто сражался, ненадолго забыть об ужасах войны.
А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
Стихотворение посвящено одной из самых страшных и кровопролитных битв времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг — битве подо Ржевом: общие потери составляли более миллиона человек.
Основной мотив стихотворения – мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.
Повествование о битве ведется от лица погибшего солдата; от него не осталось «ни петлички, ни лычки», у него даже нет могилы. Рассказчик страдает от того, что не узнает исхода битвы, но все же он всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена…
М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ
В основе рассказа – события Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.
Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв.
Главный герой – Андрей Соколов – потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку.
Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига».
Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла.
А.А. Ахматова, «Реквием», поэма
Поэма посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, проведших множество дней в очередях, чтобы увидеться с арестованными родственниками и что-то им передать.
Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе самих арестованных в ходе политических преследований и репрессий.
В заключении поэмы поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» — своего рода памятник жертвам страшных репрессий.
А.А. Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
В поэме есть отсылки к временам стрелецкого бунта (голоса матерей из прошлого)
До написания поэмы были арестованы третий муж Ахматовой – Николай Пунин, а также ее сын Лев Гумилёв.
А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»
В поэме нашли отражение события, связанные с революцией 1917 года. Люди разделились на враждующие лагери. Многие оказались на перепутье – неустроенные, растерянные, ведь привычный уклад жизни (вера, традиции, быт, власть) пошатнулся, а впереди ждала пугающая неизвестность. С одной стороны – духовный подъем, надежда на перемены к лучшему, с другой – усталость от двух лет войны.
А.А. Блок на момент создания произведения воспринимал революцию положительно: он считал, что интеллигенция слишком долго была господствующим классом, а простые люди незаслуженно угнетались – пришла пора восстановить справедливость. Автор искренне верил, что за революцией последуют перемены к лучшему.
Число двенадцать символично, и символика эта имеет несколько смыслов: 1) у Христа было 12 апостолов; герои поэмы — апостолы «новой веры», которых ведет за собой сам Христос; «В белом венчике из роз/ Впереди Иисус Христос». 2) у Некрасова есть поэма о атамане Кудеяре и его 12 разбойниках, на которую, возможно, ориентировался А.А. Блок.
«Мировой пожар» не был для Блока символом разрушения: это был «мировой оркестр» народной души.
Поэма была воспринята в штыки большинством представителей русской интеллигенции.
Универсальный список литературы
-
«Война и мир» Л.Н. Толстой
-
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
-
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
-
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
-
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
-
«Мертвые души» Н.В. Гоголь
-
«Шинель» Н.В. Гоголь
-
«Судьба человека» М.А. Шолохов
-
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
-
«На дне» М. Горький
-
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
-
«Вишневый сад» А.П. Чехов
-
«Обломов» И.А. Гончаров
-
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
-
«Мы» Е.И. Замятин
-
«Гроза» А.Н. Островский
-
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
-
«Матренин двор» А.И. Солженицын
-
«Чучело» В.К. Железников
Пример итогового сочинения 2020-2021 к направлению «Забвению не подлежит» на тему:
Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так говорил величайший деятель русской науки и литературы Михаил Васильевич Ломоносов. Действительно, именно историческая память является основой народного самосознания и открывает дорогу в будущее.
Тема исторической памяти является одной из основных в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Ахматова описывает ужасы «ежовщины» с точки зрения женщины, сын которой оказался репрессирован. Особенно трагичным является центральный образ поэмы – очередь у ленинградской тюрьмы «Кресты», в которой часами стоят жёны, сёстры, матери заключённых. Именно стоявшим в этой очереди женщинам, как и всем пострадавшим от страшных событий тех лет, посвящено произведение. Голосом лирической героини говорит не только сама поэтесса, но и весь «стомилльонный народ»; все люди, на судьбы которых повлиял «большой террор». Анна Ахматова подчёркивает свою связь с отечеством в следующих строках: «Я была тогда с моим народом // Там, где мой народ, к несчастью, был». «Реквием» — памятник человеческим страданиям, о которых необходимо помнить, чтобы больше их не допустить.
Также о необходимости помнить историю родной страны писал русский советский поэт Юрий Визбор. Именно этой теме посвящено стихотворение «Помни войну». Визбор описывает события Великой Отечественной войны такими, какими их видел обычный солдат. Так, подобно Ахматовой, поэт показывает свою связь с каждым, кто пережил эти страшные годы. Обращение «Помни войну!» адресовано не только современником автора, которые стали свидетелями этих ужасных событий, но и их потомкам, всему русскому народу, потому как война коснулась каждой семьи, оставила огромный отпечаток в судьбе целой страны. Помнить об этом – значит не только уважать подвиг своих предков, но и сделать свой вклад в мир для будущих поколений. Ведь именно память об ужасах войны и осознание её недопустимости могут предотвратить её в будущем.
Таким образом, произведения Ахматовой и Визбора показывают, почему так важно помнить историю своего народа. Невозможно построить будущее без уважения к прошлому. К тому же, память о трагических событиях не позволит допустить их повторения.