В поэме советского поэта Роберта Рождественского «210 шагов» есть такие строки: «Память за прошлое держится цепко». Эти слова опровергают хорошо всем известную фразу: «Не живите прошлым, живите будущим и настоящим». Хотим мы этого или нет, но прошлое, какого-то отдельного человека или своей Родины, это то определяющее, которое делает нас людьми, помогает принимать правильные решения и идти дорогой проторенной предыдущими поколениями. Вот уже многие десятилетия мы живем без глобальных потрясений, а главное без войны. Нам посчастливилось жить в мирное время, которое нам обеспечили те, кто принял на себя все тяжести сурового военного времени.
Сегодня будем говорить о человеке, на долю которого выпали трудные годы войны и испытаний. Испытаний верности своей Родине, воинской присяге и человеческих качеств. Понимание того, что за спиной твои родные и близкие, за спиной твоя Родина дают человеку несгибаемую силу духа.
Иван Иванович Березнюк, чье столетие мы празднуем в эти дни в поселке Коктебель под Феодосией, в местах его боевой молодости, родился 14 ноября 1921 года в селе Краснополье на Кировоградчине. В 1940 году после окончании техникума был призван в пограничные войска, в которых прослужил 37 лет, пройдя путь от рядового до генерал-майора. Ему повезло в той войне, он остался жив, благодаря своей смекалке и хорошей военной выучке.
Пройдя кратковременные курсы военного училища в 1941 году, был направлен служить на заставу 23-го погранотряда Молдавского пограничного округа, где и застала его Великая отечественная война. Иван Березнюк участвовал в обороне Одессы, где получил ранение и контузию. После лечения был направлен в Крым, в распоряжение Черноморского погранотряда, где был назначен начальником 3-й заставы отдельной Феодосийской погранкомендатуры, которая находилась в поселке Коктебель. Во время наступления немцев на Крым И. И. Березнюк принял участие в обороне Коктебельского узла в составе 297-го пограничного полка, с боем вывел подчиненных из окружения, после чего присоединился к Карасубазарскому партизанскому отряду которым командовал Октябрь Аскольдович Козин. С первых дней нахождения в отряде старший лейтенант Березнюк ведет дневник, где подробно описывает жизнь простых партизан, местных жителей, подготовку и проведение боевых операций и прочее.
Сегодня эти бесценные, опаленные войной страницы советского офицера, хранятся в Управлении ПВ ФСБ г. Симферополя и в музее Коктебельской средней школы.
В партизанском отряде старший лейтенант Березнюк был назначен командиром диверсионной группы центрального партизанского штаба. После очередного ранения в декабре 1942 г. был откомандирован в грузинский погранокруг, где до самого конца войны участвовал в охране тыла Северо-кавказского, Степного и 2-го Украинского фронтов. Закончил войну в Австрии в звании капитана.
Иван Иванович Березнюк награжден: орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Красной Звезды – дважды, медалью «за Отвагу», Орденом за службу Родине в ВС СССР 3 степени.
В мирное время он продолжал служить в армии на разных должностях.
Закончил службу в должности начальника штаба Прибалтийского Пограничного Округа, после чего переехал на постоянное место жительства в г. Симферополь. В семье воина-пограничника сложилась благородная традиция служить Родине. Оба его сына стали военными, а теперь уже и внуки продолжают эту почетную миссию.
Умер И.И. Березнюк 10 ноября 2004 г. Похоронен в Симферополе.
22 февраля 2010 г. решением сессии Феодосийского горсовета, было принято решение о присвоении Коктебельской общеобразовательной школе имени генерал-майора пограничных войск И.И. Березнюка.
20 ноября 2021 г. в Коктебельской школе было проведено торжественное мероприятие в честь столетия героя-пограничника и открытие мемориальной доски на здании школы. На мероприятии присутствовали почетные гости, а также ветераны и действующие сотрудники пограничной службы из Феодосии, Керчи и Симферополя: Шатохин Алексей Владимирович, Дьяченко Александр Георгиевич, Хапаев Мазан Текенович, Окунев Сергей Викторович, Большаков Валерий Валентинович, Данильченко Михаил Михайлович, Логинов Андрей Николаевич, Тисленко Олег Владимирович, Соловьев Константин Эдуардович, Туров Александр Владимирович и др.
В торжественной обстановке было зачитано поздравление Начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым вице-адмирала С.Н. Станкевича.
Школьники младших классов: Бекетова Аделина, Водопьянов Олег, Ващенко Артем, Куксов Глеб прочитали стихи, а старшеклассники, члены военно-патриотического клуба «Юные патриоты Родины»: Дворянина Дарья, Жуковская Александра, Эткеров Данил, Данильченко Никита, Сень Елизавета, Кузьмичева Ксения, Урядин Богдан, Грицкевич Альберт, Хадикова Ульяна были награждены грамотами.
Учащийся коктебельской школы Никита Данильченко в поисках материала о герое-пограничнике провел большую изыскательскую работу.
Так же на празднике присутствовал сын Ивана Ивановича Березнюка – Валерий Иванович Березнюк. Он поблагодарил всех присутствующих за теплые слова, за память об его отце и очень душевно спел под гитару две песни собственного сочинения.
Атмосфера праздника соответствовала лучшим традициям памятных встреч советского периода, когда мы чествовали наших героев. Сегодня таких встреч становится все меньше, от того большое уважение к тем, кто проводит подобные мероприятия. В данном случае нужно отметить большой вклад в поддержании лучших традиций директора Коктебельской школы Жирадкова Сергея Владимировича, Новиковой Светланы Александровны – преподавателя истории, Данильченко Михаила Михайловича – президента благотворительного фонда им. Волошина и бывшего начальника Коктебельской погранзаставы, Логинова Андрея Николаевича, по инициативе и упорству которых и при поддержке Общероссийского Народного Фронта, школе было присвоено звание легендарного пограничника.
Александр Туров
Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский? Ответ очень прост, русский язык – это единственный в мире язык, слова в котором могут пополняться снова и снова. Из многих выражений и придуманных слов и пополняется наш язык, наша культура, ведь многое, что было популярно у наших бабушек и дедушек переходит и в нашу разговорную лексику, и наши внуки тоже будут говорить нашими фразами.
Русский язык очень сложный, но это не делает его менее привлекательным. Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык. Главное учиться быть грамотным человеком, не стоит кричать на весь свет, что он слишком сложен и что придумали слишком много дурацких правил.
Следует помнить, что язык, на котором мы говорим, это дар наших предков и не учение языка – это равноценно забыть о родных, не принять их культуру, стать чужим среди своих. Особенно печально это слышать от маленького, еще растущего поколения. Они ведь еще не знают, что познав его, можно открыть для себя новый мир. в русском языке существует множество слов синонимов, поэтому составлять стихи не составит никого труда, подбирая нужное слово смысл его не поменяется. Очень забавно узнавать новые слова, ведь слово означающий один предмет или действие по звучанию может ассоциироваться совершенно с другим предметом.
Полюбив язык, он откроет для тебя множество возможностей, все это я проверила на своем личном опыте. Прочитав большое количество книг, уже не вспоминаешь о правилах, и свободно пишешь предложения, не делая никаких ошибок. Вот что значит – богатый русский язык. Так что лучше беречь свой язык смолоду.
Сочинение рассуждение Русский язык необыкновенно богат 6 класс
Мы часто слышим утверждение, что русский язык очень богат. Но так ли это? Давайте разберемся.
Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.
Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.
Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.
В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.
Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение
Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.
Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.
Русский язык- это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия. Для меня самый красивым языком на свете является русский язык.
Более 145 миллионов человек на земле считают русский язык своим родным языков. Также русский язык является государственный языком в России и в нескольких странах бывшего СССР. На русском языке говорят и за пределами нашей страны; его учат в зарубежных вузах: в Америки, Великобритании , Франции, Германие, Люксембурге. На русском языке заключаются межнациональные договоры, проводят международные встречи. Многие студенты из других стран пытаются посетить нашу страну, чтобы услышит такой родной и красивый русский язык. Как сказал когда-то один великий человек,я перефразирую-«есть на свете много языков, все они созданы для разных дел… А русский язык создан для жизни и размышлений». Я не спорю все языки заслуживают уважения. Но больше всего каждый человек должен любить и уважать свой родной язык, язык на котором он говорит с рождения, на котором мыслит и решает.
И как после этого мы можем не гордиться нашим родным языком? Мы должны им гордится. Это наша прямая обязанность и честь. Я горжусь тем,что я говорю и пишу именно на русском языке. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен ценить и любить свой родной язык; не загрязнять его иностранными словами, некрасивыми оборотами и диалектами; неправильной фонетикой. Следить за своей речью, относиться к языку с уважением и заботой. Говорить чётко, ярко, утончённо, как позволяет нам делать русский язык. Любите свой язык- он великий наш русский язык. Задача нас, людей говорящих на русском языке-сохранить и преумножить красоту русского языка для будущих поколений. Это наша цель на многие года и столетия вперёд.
Русский язык богат и живописен. Он могучий и живописный.
Сочинение номер 4. Богатство русского языка.
Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А.С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
Язык – это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, одном из немногих, существует разделение глаголов на лица. Этого нет в английском и многих других языках мира. В фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Изучением этих подъязыков занимается множество, русских и зарубежных, ученых. Все они восхищаются богатством нашего языка, его неистощимыми возможностями.
В современном мире мы разговариваем и пишем с помощью языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Только в этом четверостишии мы находим два диалектных слова (драченами, дежка) и два слова, связанных с обозначением деревенского быта (точеные печурки, паз). Остальные строфы этого стихотворения также пестрят яркими диалектными словами. Этим произведением Есенин еще раз доказал богатство не только литературного, но и народного, «деревенского» языка.
Известно, что русский язык – один из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Им трудно объять всю лексику русского языка, освоить тонкости грамматического строя, научится правильно выстраивать предложения. Но, тем не менее, количество иностранцев, изучающих наш язык, не уменьшается. Это во многом связано с нашей великой классической литературой. Жители других стран стремятся прочитать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского на языке оригинала.
Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин. Слово.
- Природа Кавказа в поэме Лермонтова «Мцыри».
- Презентация УЧЕНИЦЫ 8 «А» класса
- Филатовой анастасии.
Начало поэмы
-Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры.
-Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа. Природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя.
«Характер» природы Кавказа
Кавказ называли краем вольности, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему».
Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!».
Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира. ” width=”640″>
Взгляд Мцыри на мир
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри.
Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным.
Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.
Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх. В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы. Антропоморфизм — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, одушевлённых существ (животных, растения), явления и силы природы, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др ” width=”640″>
Сцена битвы.
Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме.
Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы.
Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.
В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.
Антропоморфизм — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, одушевлённых существ (животных, растения), явления и силы природы, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др
Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе . ” width=”640″>
Заключение поэмы
Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней».
Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю.
Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром.
Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе .
Сочинение: Природа в Мцыри (Лермонтов)
Картины природы играют в поэме исключительно важную роль.
Во-первых, это экзотическая природа Кавказа, прекрасная, богатая звуками и красками. Такое изображение природы свойственно романтической литературе.
Во-вторых, герой сливается с природой, является ей частью, ощущает себя единым целым с окружающим миром. Только тогда, когда герой ощущает это слияние, он счастлив. Мир природы абсолютно гармоничен, в отличие от мира людей.
В-третьих, за стенами монастыря нарисован мир свободной, дикой природы, что противопоставляется холоду
могильных плит внутри стен монастыря.
В-четвертых, рассказ о природе помогает Мцыри выразить то, что он чувствует: природа, ее состояние похожа на состояние души героя.
Пейзажи очень выразительны. Лермонтов пользуется различными литературными приемами. Это сравнения (“дерев…шумящих свежею толпой, как братья в пляске круговой”, “я видел горные хребты, причудливые как мечты”).
Сравнений в поэме много, они помогают полнее описывать предметы, состояния природы. Много также эпитетов (“седой, незыблемый Кавказ”, “золотой песок”, “сонные цветы”). Эпитеты помогают понять ощущения героя и отношение автора к описываемому. Очень богат текст метафорами (“растений радужный наряд хранил следы небесных слез”).
Подобное выражения усиливают образность текста и воздействие на читателя.
Есть в тексте и олицетворения (“и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”). Так создается ощущение того, что природа – живое существо, вступающее в контакт с героем. Многочисленные инверсии (“и вот в тени ночной врага почуял он”) помогают герою (и автору) выделить главное, существенное в повествовании.
Эти приемы встречаются чаще других. Необычайное богатство речи при описании; природы помогает создать тот пейзаж, который помогает автору передать состояние героев, его ощущения.
(1 votes, average: 5.00
Природа в поэме Лермонтова Мцыри – Школьные сочинения
Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Природа в «Мцыри» очень символична: через пейзажные образы передается не только настроение героя, но и авторское понимание взаимоотношений человека и природы.
В поэме большое место занимают упоминания о ветре и птицах. Это иносказательное изображение (аллегория) свободы. Главному герою, послушнику монастыря («мцыри» с грузинского переводится как «послушник», то есть это не имя героя), кажется, что он разделяет мысли природы. Он был бы рад обняться с бурею, готов дружить с грозой, не боится ловить рукой молнию:
- О, я как брат
- Обняться с бурей был бы рад!
- Глазами тучи я следил,
- Рукою молнию ловил…
Это — родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят Бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос к восхвалению творца:
- И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас.
- В отношении самого Мцыри природа ведет себя двояко: сначала он чувствует родство с ней, сам думает о Боге, глядя на прекрасную природу, но незаметно для героя природа из друга превращается во врага. С наступлением сумерек герой сбивается с пути:
- Бежал я долго — где, куда?
Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь.
Но Мцыри гордый, и, даже потерявшись, чувствует, что чужд миру людей. Символичным воплощением сил природы, ставших вдруг враждебными, становится барс.
Описание сражения Мцыри с диким зверем — своеобразная аллегория борьбы натуры Мцыри и его судьбы.
Детство, проведенное в монастыре, не заслонило свойства крови героя, который создан был для сражений (по происхождению Мцыри — горец). После победы над барсом герой чувствует к нему уважение:
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!
Однозначно ответить на вопрос, отчего же умирает Мцыри, нельзя. Герой собирает остатки сил и продолжает путь, но через некоторое время он понимает, что пришел туда, откуда ушел.
Силы начинают покидать его, и даже звук колокола будто причиняет физическую боль.
Сознание того, что он ходит по кругу, лишает Мцыри сил, он сравнивает себя с цветком, который рос в тюрьме и первые лучи солнца его убили:
- Со всех сторон Дышала сладость бытия.
- Но что ж? Едва взошла заря,
- Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.
Герой поэмы умирает слишком рано, не достигнув цели. В дисгармонический композиции подчеркивается трагическое начало, а в сюжете в равной степени переплетается героическое и трагическое. Мцыри — alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора, поэтому Лермонтов пишет образ героя с большой любовью.
Автор восхищается силой Мцыри, его вольнолюбием, мужеством, готовностью к борьбе, цельностью, могуществом его натуры. В конце поэмы Мцыри находит мир в своей душе и даже называет старого монаха «отцом» (в начале произведения он пренебрежительно зовет монаха «стариком»).
Герой обретает спокойствие после того, как ему пообещали похоронить его в тихом саду, откуда виден Кавказ:
- Там положить вели меня.
- Сияньем голубого дня
- Упьюся я в последний раз.
- Оттуда виден и Кавказ!
Для Лермонтова судьба — злая сила, которая стремится управлять человеком и которой человек подчиняется, но против своей воли. Орудием судьбы в поэме выступает даже природа, для общения с которой у героя нет никаких навыков. Напоследок она дает о себе знать «песней рыбки», которая грезится изможденному юноше в бреду и соблазняет его вечным покоем, говоря:
- Дитя мое,
- Останься здесь со мной:
- В воде привольное житье
- И холод и покой.
Вся поэма написана четырехстопным ямбом, кроме «песни рыбки», выполненной чередованием трех- и четырехстопных ямбов с перекрестной рифмовкой. Белинский писал, что лермонтовский стих «… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву.
Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
И действительно, Лермонтов будто «рубит» стих мужскими окончаниями, нагнетает двойные и тройные рифмы, создавая впечатление удара в конце каждого стиха.
Природа в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)
Природа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» заслуживает отдельного исследования: с помощью пейзажей автор не только рисует место действия, но и обращает читательское внимание на эмоциональное состояние заглавного героя.
В основу произведения положен сюжет о послушнике, сбежавшем из монастыря. Существование (полноценной жизнью он назвать это не может) в заточении угнетает юношу, поэтому он решается на побег.
На свободе герой проводит три самых счастливых дня. Однако он вынужден (хоть и не по своей воле) вернуться в темницу, так как ранен в бою с барсом.
За простыми на первый взгляд событиями лежит глубокий философский подтекст, описания природы как раз и помогают его раскрыть.
«Мцыри» начинается с рассказа о монастыре:
- Там, где, сливаяся, шумят,
- Обнявшись, будто две сестры,
- Струи Арагвы и Куры,
- Был монастырь.
В этих строках — покой и умиротворение, даже бурные кавказские реки обнимаются, как сёстры. Но какой контраст с дальнейшими событиями!
Мы помним, что перед нами романтическая поэма, поэтому здесь много метафор и символов, а природа обязательно экзотична: действие происходит на Кавказе, а Мцыри убегает из монастыря осенью, ночью.
Он одинок и потерян, как это бывает в осеннее ненастье. И в это же время юноша испытывает восторг: пусть он один, но он свободен. Это для монахов простор кажется опасным, а беглец воспринимает всё, как «чудный мир тревог и битв».
Три дня на свободе дают самые яркие и сильные впечатления.
Этот контраст подчёркнут и композиционно: поэма делится на две неравные части. Пустые годы жизни в заточении умещаются в несколько небольших глав, тогда как дням на свободе посвящена основная часть произведения.
Мцыри проживает целую жизнь (пусть и маленькую, пусть и всего три дня), наконец учится слышать свои желания, начинает понимать собственный внутренний мир.
Например, ради цели (достичь отчего дома) отказывается от возможной любви (встреча с прекрасной горянкой).
Вначале Кавказ прекрасный, безоблачный, «как мечты». Мцыри буквально опьянён свободой:
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему…
Однако мир не только красив, но и опасен: начинается гроза. Монахи воспринимают её как гнев божий, Мцыри же видит в молниях и ветре «братьев». Не пугается герой ни ночи, ни гор, ни змей, ни шакалов. Так, автор подчёркивает романтический конфликт поэмы: герой одинок в мире людей, а пейзажные описания лишь усиливают это ощущение.
Есть ещё одна особенность: Мцыри видит природу во всей гармонии, естественно воспринимая все её проявления. И безмятежное утро, и грозный рёв потока, и непроглядная тьма ночи, и изнуряющий зной дня — он созерцает всё с равным вниманием (заметим, что далее слова умирающего юноши):
…Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
В окружающем мире Мцыри видит только гармонию. И это полное слияние с природой становится своеобразным «ключом», который отпирает двери в «бунтующее» сердце: юноша успокаивается, наполняется благодарностью и покоем.
Кстати, герой одушевляет окружающий мир, поэтому так много в поэме олицетворений (например, у ночи «чёрные глаза»). Особенно значим здесь эпизод боя с барсом. В сражении сходятся два героя, равные по силе.
Причём они как бы меняются друг с другом: Мцыри, как «барс пустынный», «визжит», а зверь, «как человек», стонет. Так, М.Ю. Лермонтов ещё раз подчёркивает близость героя с природой.
Этот же бой показывает читателям, каким сильным, смелым мог быть юноша, если бы жил на свободе.
Однако рок (фатум) неумолим. Обессиленный Мцыри вынужден вернуться в монастырь:
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Этот исход как бы предвещает наблюдение героя за «вечным спором» ручья и камней: он также борется с судьбой, но тоже не может ничего сделать, как не имеет возможности поток воды изменить каменное русло.
В монастыре измученный Мцыри медленно умирает. Не столько из-за ран, сколько из-за разочарования. Его связь с окружающим миром разорвана годами заточения в монастырских стенах. А природа в этот момент безмятежна — стоит ясный день, в саду светит солнце, цветёт акация.
Вечная красота примиряет героя с неизбежным уходом, буря в его душе утихает, а взор устремлён вдаль — на Кавказ. Мне кажется, если бы в этот момент умирающему юноше задали вопрос, «прекрасна ли земля», он ответил бы «да». Романтическая поэма М.Ю.
Лермонтова звучит как гимн природе: суровой, но мудрой.
Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод: описания природы выполняют несколько функций. Во-первых, изображают экзотическое место действия, что обязательно для романтического произведения. То есть служат декорациями.
Во-вторых, через пейзаж раскрывается образ героя, его мысли, взгляды на жизнь, настроение, эмоции. То есть являются иллюстрациями.
В-третьих, описания свободной природы противопоставлены картинам мрачной монастырской жизни, что и формирует конфликт — противостояние героя и общества. То есть это элемент художественной организации поэмы.
Сочинение: Кавказ в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
Не секрет, что многие отечественные писатели девятнадцатого столетия восхищались Кавказом. Их очаровывала кавказская природа, а также невероятная атмосфера свободы, которая царит в этом крае. К числу таких писателей относится Михаил Юрьевич Лермонтов. Данного писателя Кавказ впечатлял больше остальных.
Как известно, в детстве Лермонтов, пребывая на юге, лечился кавказский воздухом и водами. Потом судьба вновь забросила его в эти края: он служил на Кавказе и даже отбывал здесь политические ссылки. Конечно же, одним из самых известных произведений Лермонтова о Кавказе является поэма «Мцыри».
В этой книге образ Кавказа переплетается с мотивами свободы и борьбы за свои убеждения.
Автор начинает описание Кавказа с теплых и радостных ассоциаций: Грузия у него «цвела в тени своих садов», две реки обнялись «будто две сестры». Но идиллию разрушает русский генерал, который пленил и едва не довел до смерти маленького представителя гордого кавказского народа, пленив его и лишив свободы. В описании Мцыри автор использует «природные» сравнения: «как тростник», «как серна гор».
Так он подчеркнул близость кавказских людей к естественному миру, где они обитают. Уже на уровне описаний и на этапе знакомства с героем мы видим антитезу — «природа — монастырь». Мертвые стены, молчаливые монахи, духота и скука храма противопоставлены бурной и яркой растительности, шумным рекам, обилию животных и птиц — всему тому, что так любил Мцыри.
Представитель свободного и естественного народа так и не смог встроиться в узкие рамки чужой цивилизации. Кавказский менталитет не дает герою смириться с заточением. Его сердце ищет воли и борьбы. И оно находит все это в час, когда монахи богобоязненно крестились, слушая раскаты грома. Осенняя буря не пугает Мцыри: он в родной стихии.
Свобода гор, буйство красок, жаркий трепет знойного дня — все это манит юношу, для этого он и был рожден.
Когда у главного героя спросили, что он делал за пределами монастыря, Мцыри отвечает просто: «Жил!». Он говорит, что видел утром золотой рассвет, а также почувствовал невероятный аромат зелени и свежесть леса.
Что он еще приобрёл на воле? Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Описания кавказской природы завораживают душу читателя.
Очевидно, что Мцыри — плоть от плоти этого свободного и гордого края, где бурю так скоро сменяет солнечный день, где воздух пьянит ароматами трав, где опасность ходит рука об руку с красотой. Все это нравится герою, он говорит: ««И было сердцу моему легко, не знаю почему».
Мцыри успел восхититься благоуханием земли, удивительными голосами природы, а также красотой ночи в горах. Однако больше всего главного героя очаровала гроза. Она является природным эквивалентом его борьбы за свободу, его бунта против душной атмосферы монастыря. Монахов буря пугает, его — радует.
Несмотря на то, что Мцыри всё же смог вырваться на волю, нетрудно заметить, что его бегство похоже на замкнутый круг. Ведь он все время путешествует по окрестностям монастыря. Жизнь в плену лишила его природных навыков, необходимых для выживания и ориентации в этих местах.
А Кавказ, словно дикий зверь, прекрасен, но лишен жалости. Схватка с барсом забрала все силы юноши, и он убедился, что ему не обмануть судьбу. Он принял смерть, но захотел быть похороненным на лоне природы, чтобы всегда созерцать величавую и опасную красоту Кавказа.
Писатель в своём произведении показывает, как главный герой способен предпочесть простые человеческие радости райскому блаженству загробной жизни. Он выбрал свой путь: свобода для него оказалась наивысшей жизненной ценностью.
Это и есть главная черта Кавказа, главное его кредо: «Свобода или смерть».
ПредыдущаяСледующая
Природа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – описание и роль пейзажа
Идея и тематика произведения
В основу поэмы Мцыри положен сюжет о юноше, бежавшем из храма. Его подростковый бунт во всех подробностях описывается Лермонтовым. Скучная жизнь в заточении стала для мальчика настоящим разочарованием, он устал играть роль послушника и решил бежать.
Хоть природа кажется лишь второстепенным персонажем, она постоянно говорит с читателем, демонстрируя свои живописные пейзажи, реки и леса. В её восприятии слушатель постоянно солидаризируется с Мцыри и не понимает монахов, для которых ее удивительные красоты становятся пустым звуком.
Встретившись со всеми опасностями Кавказа, юноша в итоге возвращается к своей темнице. Но происходит это не по его воле. Мцыри несколько дней плутал в лесу и совершенно не знал, в каком направлении ему двигаться.
Так это выглядит на первый взгляд, однако в его трагическое возвращение заложен куда более глубокий философский подтекст.
Роль природы
Работая над поэмой, Лермонтов романтизировал не только личность лирического героя, но и родственную ему природу. На протяжении всего произведения соотносятся два мира:
- внешний (природный);
- внутренний (личностный).
- Человек и природа в поэме «Мцыри» взаимодействуют и влияют друг на друга, автору удаётся в красочных эпитетах соотнести и описать сразу две тесно связанные реальности.
- Однако на этом роль описания природы в поэме Мцыри не заканчивается.
- Чтобы понять, какова ее истинная задача, необходимо структурировать имеющиеся в поэме образы и знания об эпохе, в которой жил Лермонтов:
- формирование и поддержание романтического образа лирического героя;
- изображение прекрасных пейзажей в угоду жанру;
- возвеличивание и возвышение природы над человеком;
- создание конфликта произведения.
Лермонтов проводит некую параллель, сравнивая красоты местной природы со скучной жизнью в храме. Такой контраст лишь усиливает впечатления от рисуемой картины, он заставляет лишний раз сопереживать главному герою и его борьбе со стихией.
Человек в поэме
Первое описание природы в «Мцыри» — это бескрайнее небо, пышные поля и величественные горные хребты, то есть то, что видит главный герой, покинув храм. При чтении произведения читатель не задумывается, прекрасна ли земля Мцыри, ведь в чарующие картины Кавказа тяжело не влюбиться. Лирический герой, как и читатель, опьянён красотой и ещё не замечает нависшей угрозы.
Кавказ — дикий и непокорный край, но для Мцыри он не враг. Герой стремится подружиться с бурей, стать частью огромного мира, у которого не существует границ. Прожив в храме долгое время, юноша устал от заточения. Ни ночные горы, ни юркие змеи и голодные шакалы не способны напугать его так сильно, как сон с закрытой дверью.
Произведение Лермонтова обычно читают в 8 классе. В сочинении школьникам предлагают высказать своё отношение к поэме. Цитаты Мцыри о природе прекрасно описывают состояние подростка во время взросления. Рискованный и беспощадный мир кажется ему другом. Он не стремится к покою, ведь в тишине рождаются страхи.
Главный герой больше всего боялся остаться один на один с собой, ему было слишком тесно в своём внутреннем мире, поэтому он пожелал обратить свой взор на то, что находится за стенами храма.
Смерть Мцыри
Стремясь познать и охватить необъятный мир, Мцыри тем самым погубил себя. Он почувствовал себя бойцом, хищником, но в момент встречи получил смертельные раны.
Несмотря на множественные повреждения, мальчик одержал героическую победу в схватке со зверем и продолжил путь, будучи уже полностью измождённым.
Его разочарование не знало границ, когда после нескольких дней дороги он вернулся к своей темнице. Это очень сильная сцена, в которой Лермонтов демонстрирует ограниченность человеческой сущности. Сколько бы юноша ни взял от природы, он не способен вернуться к дикости.
Поэма Лермонтова — это не просто история побега, а рассказ о тесных взаимоотношениях человека и природы, их родственной близости и в то же время полной недосягаемости из-за давно утерянной связи.
1219. Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение Русский язык
Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении.
Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении.
Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из наиболее важных и глубоких композиционных элементов художественного отчерка в произведении.
Конечно сам по себе, как отдельный элемент он ценности то вообщем и не несет. Но стоит заметить, что пейзаж так же почти никогда не может быть просто объективно-реалистичным отображением природы. И тем более в данном произведении, которой автор постарался сделать романтическим, нежным, символичным и многогранным.
- Автор данного произведения делает все возможное, чтобы отобразить в данной картине то, как природа и человек непрерывно взаимосвязаны, ведь по сути они просто не могут жить по раздельности, да и существовать то вообщем тоже.
- Если говорить другими словами, то по сути для человека природа — это и есть романтическое отражение его души, а природные стихии — это прямое отражение его поступков и так далее.
- «Мцыри» безусловно, можно отнести к типичному романтическому произведению писателей прошедшего времени, ведь каждый из них старался внести что-то своё неповторимое и уникальное в свои произведения, наполнить их романтикой, которая отражала бы душу самого писателя, и его взгляд на эту тематику.
- Так же великий русский писатель Лермонтов, которому вообщем-то и принадлежит это произведение постарался отобразить эту невидимую грань между романтической природой и вовсе не романтическими поступками и проделками людей, которым суждено было стать героями данного произведения.
- Каждый читатель сможет найти в данном произведении что-то для себя, что-то очень личное и важное.
Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова
Произведено было написано в 1839 году и считается одним из лучших примеров романтических поэм в России.
Здесь входят все важные образцы романтизма, как уникальный персонаж в интересных условиях, диссонанс, случившийся из-за того, что столкнулись два мира – идеальный и реальный, и нельзя исключать, сам пейзаж.
Ведь он здесь очень значим, так как помогает понять Мцыри, о чем он думает, чего желает получить в своей жизни. Но так же помогает показать, насколько герой решителен в своих поступках.
Все события происходят на Кавказе, не далеко от горного хребта. Монастырь, в котором живет юноша, расположен возле двух речек. Нужно отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов описывает реально действующий монастырь, он действует, и по сей день. Этот пейзаж сильно затронул самого поэта.
Ведь изначально, он не знал, куда разместить, главного персонажа. Михаил Юрьевич Лермонтов создал две маленькие поэмы, но лишь побыв на Кавказе, сумел начать работать над данной работой.
Ведь само слово Кавказ уже олицетворяет свободу свободомыслие, так как туда отправляли всех, кто нарушал законы (подобным образом оказался и сам поэт).
Пейзаж можно рассмотреть в этом произведении с двух сторон: как видит поэт и как видит сам герой. Обе точки зрения иногда соединяются, и от Мцыри мы можем услышать очень яркие, впечатляющие характеристики окружающего мира. И в такой момент, думается, что сам автор молвит за своего персонажа, что это он сам делится своими переживаниями и бедами, желаем стать свободным.
Изначально, пейзаж описывается как удрученный и угнетенный – жизнь в монастыре. Рассказывая об этом, идет противовес со следующим представлением ожившей окружающей среды, сжато и кратко, поэт тут же идет описывать ситуацию свободы и подневолье. Следует так же указать, что нигде не идет точного описания, как плохо было герою в заточенье.
Об этом мы можем додуматься сами, по яркому рассказу о том, что увидел за эти три дня своей свободы Мцыри. Теплое солнышко, небольшой слабый ветерок, цветущая природа и воркующие птицы, — именно этого, запертых в четырех стенах, был лишен молодой человек.
Подобным образом мы видим проблему свободы и заточенья, проблему в судьбе молодого человека. И благодаря обретенной свободе, к нему приходят воспоминания о своей семье.
Туманное воспоминание, которое забрал монастырь, но через какое-то время все восстанавливается и у него зарождается вера оказаться в родном краю.
Сочинение Описание природы в поэме Мцыри
В этой поэме природа занимает важнейшее место, так как главный герой всегда стремился к ней. Он хотел вырваться из серых стен монастыря на волю. В ней он находил силу, красоту, смысл всего.
Описаний живописной природы Кавказа тут достаточно. Конечно, вокруг высокие горы, густые леса, бурные реки… Мцыри замечает особенное в этой красоте, делает её одухотворенной. Лес тут говорит, но это можно и представить.
После утреннего затишья лес просыпается – поднимается ветер – шумит листвой, птицы поют. По долине гул бежит вместе с ветром… Герой вслушивается, чтобы понять голос природы, но сразу не получается. Он разгадывал мысли скал.
Они бы хотели сойтись – обняться, ждут этого каждый миг, но этого не может быть никогда.
Но не только с красотой сталкивается герой. Его битва с хищником впечатляет! В дремучем лесу, который всё страшней и гуще, Мцыри срывает «отчаянной» рукой терновник и плющ.
На человека смотрит множество черных глаз… Птицы, звери! Дружелюбны ли они – готовы напасть или защищаться? Лес этот автор называет зубчатым, как крепость. И тянется он до самого «края» небес, который не существует, то есть лес этот кажется бесконечным.
Это точно гипербола! И самое, по-моему, красивое сравнение – горы причудливые, как будто мечты.
Опасности подстерегают и у рек. Например, герой спускается к воде, хватаясь за «гибкие» кусты. Камни срываются, поднимая прах, то есть пыль. Сам камень живо гудит, но его поглощает вода. Всё живёт, борется.
Для Мцыри весь мир похож на поле боя. Но он берет силы у природы – над водной бездной он чувствовал себя полным сил, ничего не боялся. Холмы тут коронованы венцами из деревьев.
Вся природа торжественна, могущественна.
Бывает и спокойное состояние в природе для Мцыри. Он видел божий сад, где каждое растение нарядилось. Дождь сравнивается с небесными слезами, лозы – с кудрями. Они ещё и красовались между «прозрачной» листовой, то есть молодой.
Гроздья сравниваются с сережками… Мцыри слышит тайные голоса природы, которые говорят о тайнах земли и неба. Снег сравнивается с алмазом, а Кавказ называется незыблемым. (И седым, но это просто от шапок снега.
) Реки в поэме обнимаются, деревья танцуют хоровод, при этом шумят и волнуются. Очень яркий и логичный образ!
Вообще, сама природа для Мцыри – священное место, где даже есть свои алтари. Он готов ей служить, а не монахам в монастыре. К этому он стремился, хотя говорил о воле.
8 класс
Все сочинения
Сочинение Природа и ее роль в поэме Мцыри Лермонтова
“Мцыри” – самая известная поэма Михаила Юрьевича Лермонтова. Она наполнена темной романтикой и стремлением к жизни. Поэт вложил в произведение все свои переживания, вызванные непреодолимой тоской и одиночеством.
Именно эти чувства оживают в главном герое. Читатель проникается ими, представляя природу и природные явления. Это неслучайно. Природе отведена важная роль в поэме. Она олицетворяет неведомую свободу, в которой автор находит утешение.
“Мцыри” – одно из последних творений Лермонтова.
В этом произведении главным героем является Мцыри, готовящийся стать монахом. Тоска по дому одолевает юношу, и ему удается совершить побег. Впервые оказавшись на воле, он сталкивается с грозной бурей.
Она олицетворяет его страхи и сомнения. Внешне юноша совершенно спокоен, но внутри него бушует ураган эмоций. Волнение, радость, страх – все смешалось в единый смерч, одолевший Мцыри в первые минуты свободы.
Проходит время, буря заканчивается. Ветер разгоняет тяжелые тучи, на землю падают первые лучи солнца. Юношу переполняет радость. Впервые он увидел солнце. Его не тревожат сомнения, он не боится попасть в беду или умереть. Единственное, что его беспокоит – это страх быть пойманным. Он умоляет о том, чтоб его не поймали и не отправили в ненавистный монастырь.
Продолжая бродить по необъятным просторам, Мцыри натыкается на чудесный цветущий сад. Красота цветущих растений и деревьев приводит его в восторг. Впервые в жизни он слышит приятный человеческий голос.
Это грузинка поет сладкую песню. Ее голос убаюкивает юношу. Природа является отражением внутреннего мира главного героя. Она напоминает бесконечную радость от осознания безграничной свободы.
Мцыри наслаждается жизнью на воле.
Наступает ночь. Юноша снова отправляется в путь. Его дорога лежит через темный жуткий лес. К сожалению, пройти через это препятствие у него не получается. Главный герой заблудился в лесу. Эта сцена показывает душевные терзания Мцыри. Он размышляет над тем, правильно ли его решение. Юноша задумывается над тем, не повернуть ли ему назад.
После блуждания по лесу происходит яростная схватка с горным барсом. Зверь олицетворяет собой страхи и переживания Мцыри. Юноша убивает животное, но оказывается серьезно ранен. Несмотря на тяжелое состояние, он решает продолжить свой путь. Но, к несчастью, удача отвернулась от него. Мцыри оказывается у стен монастыря, где его встречают монахи.
Оказавшись в неволе, юноша просит похоронить его среди цветов, на воле. Этим поэт подчеркивает важность природы для героя.
Мцыри умирает не из-за ран, полученных в схватке. Его убивает тоска.
Таким образом, можно сказать, что природа – не что иное, как отражение внутреннего мира Мцыри, отражение его радостей и переживаний. С помощью природы поэт показывает изменение душевного состояния главного героя.
`
Природа в поэме Мцыри
Популярные сочинения
- Анализ повести Молох Куприна
Повесть является одним из ранних произведений писателя, название которого посвящается легендарному богу, принимающего жертвоприношения посредством сожжения живых детей, принадлежащих знатным семьям. - Сочинение Система образов в пьесе Гроза Островского
Художественная цельность образов пьесы Гроза ставят ее в ряд с лучшими произведением русской драматургии. - Сочинение Советы родителей детям
Родители – пример для подражания своих детей. Они своими словами, действиями, поступками призывают младшее поколение делать так же. Даже возможно это происходит неосознанно
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия проблему “отцов” и “детей”. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети” стали выразителями идей различных эпох, представляли интересы разных социальных слоев общества: старого дворянства и аристократии, с одной стороны, и молодой революционно-демократической интеллигенции — с другой. Но не каждому человеку, относящемуся к молодому поколению по возрасту и сочувствующему новым идеям, был по плечу тернистый путь нигилиста, то есть революционера. Автор наглядно показывает это на примере сравнения двух молодых людей, представителей нового поколения: Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Аркадий — внук генерала 1812 года, сын поместного дворянина, человека, обладающего рядом несомненных достоинств, одного из лучших представителей своего сословия. Евгений Базаров родился в семье уездного лекаря и небогатой “дворяночки”, людей простых, но бесконечно добрых и щедрых, неутомимых тружеников, не чуждых прогрессивным для того времени начинаниям. Так, отец Базарова “посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу”. Аналогичным образом поступил и отец Аркадия. Как видим, влияние семьи на обоих молодых людей было благотворным. Любопытна первая встреча с героями романа, когда они во время каникул приезжают в Марьино, деревню Кирсановых. Тургенев лишь мельком замечал, что губы отца “прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата”, и не дав более никакого, даже самого скромного описания Аркадия, ярко, до мельчайших подробностей, представляет нам внешний вид Базарова, используя психологический портрет, чтобы подчеркнуть личностные черты своего героя: спокойствие, самоуверенность, мужественность и ум. Одежда, манеры, “обнаженная красная рука”, все поведение Базарова говорило о его принадлежности к простому народу и о том, что он гордится этим и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства. На страницах романа Тургенев неоднократно подчеркивает незаурядный ум и широкий научный кругозор Базарова в области естественных наук: медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. О глубине научных познаний Аркадия писатель умалчивает. Очевидно лишь, что тот не испытывает потребности в постоянных научных поисках, как его друг Базаров, даже в гостях не упускающий возможности заниматься опытами. Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете. Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить себя революции. Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и кумира? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий “поет с чужого голоса”. Мы видим его духовную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам. Аркадий заводит с отцом разговор о родных местах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает “косвенный взгляд” назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева, “хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись”. В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева, “так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей”. В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов — сломать все старое, чтобы “место расчистить”, а уж строить — это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в принцип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литературу, искусство. Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла смириться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова, “для отыскания чистой истины”, всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей. Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине. Чистая и нежная любовь к Кате все более отдаляет его от Базарова. Он начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих, что его кумир никого не любит. Это приводит к тому, что Аркадий расстается с лагерем “детей” и переходит на сторону “отцов”. Базаров не удивлен этим. “Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..” — с горечью упрекает он друга. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорит: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится”. Но и для самого Базарова любовь к Одинцовой явилась суровым испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживает то, что сам же отвергал: “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью. Разрешить это противоречие могла только смерть. Базаров умирает, не оставляя после себя последователей. Лучший из его учеников — Аркадий — оказался лишь временным попутчиком, не способным принести себя на плаху во имя служения революционным идеалам. Из всех представителей молодого поколения, изображенных Тургеневым в романе, лишь Базаров сумел бы отдать жизнь во имя своего дела.
Не разделяя нигилистической доктрины своего героя, Тургенев признает его огромную нравственную силу, великое общественное значение. Отмечая, что Аркадий, его отец и дядя— лучшие из дворян, “сливки”, Тургенев тем не менее оценивает их так: “Слабость и вялость или ограниченность”. О Базарове же он пишет: “„.Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели”.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Сочинение.
Жизненный и творческий путь А.И.Куприна
Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX —начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ (“Последний дебют”) в журнале “Русский сатирический листок”, за что был посажен на гауптвахту. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков “Киевские типы”. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей “дна”. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Во время своей поездки в Донецкий бассейн, он знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть “Молох”, в которой отразил глубочайшие противоречия между трудом и капиталом. В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах “Лесная глушь”, “Конокрады”, “Серебряный волк”. Тут была написана и замечательная повесть “Олеся”. Изумительны и произведения Куприна о животных (“Изумруд”, “Белый пудель”, “Барбос и Кулька”, “Ю-ю” и другие). В 1905 году журнал Максима Горького опубликовал повесть Куприна “Поединок”. Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что автор правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести “Поединок” — молодой поручик Ромашов — показан в процессе своего духовного роста. В начале произведения он наивно делит всех на “людей черной и белой кости”, думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобе-тинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков “словесности”, подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко обращаются с солдатами. Ромашова же волнует их судьба. И в этом он не одинок. Своеобр азный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого “я” от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но, в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди “абсолютной свободы” человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества (“Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?”). В отличие от Назанского, Ромашов не может отказаться от заботы о своем ближнем, ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к “одной из лучших сцен в русской литературе”. Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах меж ду ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к свободе. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна “Гамбринус”. Тема всепобеждающего искусства переплетена здесь с темой демократизма, смелого протеста “маленького человека” против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых фузчиков, рыбаков, контрабандистов. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным “мерзавцам в папахе”, отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого “Чабана”. Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Куприн участвовал в I мировой войне, затем вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, писатель покинул Россию. Его произведения эмигрантского периода отличает сентиментально-идиллическое приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман “Юнкера”.
Особого внимания заслуживает роман “Планета”. Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без Родины. Он возвращается в Россию в 1937 году, а через год великого писателя не стало: он умер 25 августа 1938 года.
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ