Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 93
Советского района г. Волгограда»
Диалектизмы в рассказах Н.Ф. Терехова
г. Волгоград
2021 г.
- Диалектизмы
- Понятие диалектизмов
Что же такое диалект и диалектизмы? Какова их роль в повседневной разговорной речи и в художественной литературе?
Функции диалектизмов в языке различны. Так, в сфере устного общения в той или иной местности они являются одним из средств общения. В письменных формах языка (например, в районных, областных газетах) диалектизмы помогают обозначить отдельные предметы или явления более понятно для определенной местности. В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местной специфики быта и культуры.
Литературный язык влияет на говоры, и они постепенно утрачивают свои особенности, но и диалекты влияют на литературный язык. Добавить литературному языку выразительности помогают диалектизмы.
Рассмотрим трактовку понятий диалекта и диалектизма в различных словарях.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегов дает определение диалектам и диалектизмам как взаимосвязанным понятиям.
Диалект, -а, м. Местное наречие, говор. Территориальные диалекты. || прил. диалектный, -ая, -ое. (Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.)
Диалектизм, -а, м. Слово или оборот речи из какого-н. диалекта, употребляемые в литературном языке.
(Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.)
Русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре русского языка» определяет диалектизмы как наречие.
Наречие ср. – местный язык, незначительно уклоняющийся, по произношению или переиначенным словам, от языка коренного.
(Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. : ил. – (Российская императорская библиотека))
В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брахгауза и И.А. Ефрона понятия говор, диалект и наречие объединены в одно.
Говор, см. Диалект.
Диалект, греч., см. Наречие.
Наречие, разновидность языка, сохранившая его основные особенности, но имеющая также отличия, которые затрудняют понимание между лицами, говорящими на разных Н. Наречия делятся на поднаречия и говоры. (Энциклопедический словарь. Современная версия / Брахгауз Ф.А., Ефрон И.А. – М.: Издательство Эксмо, 2003.)
В происхождении слова «диалект», как заимствованного от иностранных слов обозначающих беседу, речь, можно проследить его суть, как лексической единицы языка характерной для разговорной речи определенного круга лиц, находящихся в определенном месте.
Диалект. Появление: XVII в., от немецкого Dialekt из французского dialecte из латинского diaiectus из греческого dialektos «беседа, речь, язык». (Этимологический словарь для учащихся. / Федорова Т.Л. – М.: «ЛадКом», 2014.)
Использование диалектов в языке художественной литературы для создания местного колорита как изобразительно-выразительные средства определено в «Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению» Диалектизмы (от греч. dialektos — говор, наречие) — слова, принадлежащие какому-либо диалекту или диалектам, использующиеся в языке художественной литературы для создания местного колорита, речевой характеристики персонажей; иногда к диалектизмам относят также фонетические, морфологические, синтаксические и прочие особенности, присущие отдельным диалектам и вкрапливаемые в литературный язык.
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
Синоним: провинциализмы
Род: средства лексической выразительности
Пример: векша (белка), зараз (сейчас)
пинжак (пиджак), бечь (бежать)
новина (суровый холст), нясу (несу)
угадать (в значении «узнать в лицо»)
в трату дать (подставить под удар)
«Чует кошка, чью мясу съела» (М. Шолохов)
(Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.)
В интернет — энциклопедии «Википедия» дано обобщающее понятие диалектизмов.
Диалектизм (в стилистике) — лексическая единица, характерная для территориального или социального диалекта. Диалектизмы могут постепенно входить в литературный язык. Встречается использование диалектизмов в литературе для придания речи героев индивидуальной окраске.
«Провинционализм» — устаревший термин для обозначения территориального диалектизма.
Среди диалектизмов встречаются как совершенно отличные языковые единицы («хутор», «сакля»), так и собственные формы литературных слов, к примеру, диалектизмам русского языка в Белоруссии присущи такие фонетические явления, как «аканье» и «дзеканье», которые и фиксируются на письме. Диалектные отличия имеются также у москвичей и петербуржцев.
Отношение к диалектизмам зависит от этапа развития языка: при становлении литературной нормы лексический состав языка часто обильно обогащается за счёт диалектных слов, тогда как при унификации с диалектизмами начинают бороться. В дальнейшем в зависимости от языковых тенденций диалектизмы могут как приниматься, так и отвергаться. Широко распространено использование диалектизмов в литературе.
Диалектизмы иногда попадают в словари общенациональных языков с пометами, кроме того, существуют специальные словари диалектных слов, которые включают в себя диалектизмы той или иной местности.
(https://ru.wikipedia.org/wiki)
В зависимости от отличий диалектного слова от литературного, выделяют следующие типы диалектизмов:
1. Фонетические диалектизмы отражают особенности звуковой системы говоров. Это оканье, яканье, цоканье, произношение [х] и [хв] на месте [ф]: иде – где, ишто – ещё, хнут – кнут.
2. Грамматические диалектизмы отражают особенности грамматического строя. Например, имена существительные отличаются родовой принадлежностью (мое кофто, в худым ведре), числом (жары сильные были), иметь в том или ином падеже окончание, несвойственное литературному языку. К грамматическим диалектизмам относится и особое употребление предлогов (у сестре, по грязе), необычные для литературного языка конструкции (Быть разбить тебе чашку).
3. Лексические диалектизмы подразделяются на:
а) собственно лексические – местные названия предметов и явлений, имеющие в литературном языке синонимы (изварат — ушат, баять – говорить, зыбка — люлька);
б) лексико-фонетические диалектизмы отражают нерегулярные фонетические особенности (ляжу и ляж, стено, метло, мене, тебе.).
в) лексико-словообразовательные диалектизмы – слова, имеющие некоторые отличия в словообразовательной структуре по сравнению со словами литературного языка (свинарник – свинух, свинушник).
4. Семантические диалектизмы – это слова, имеющие иное значение, чем в литературном языке (гарбуз «тыква», чердак «потолок», сени «мост»).
5. Этнографические диалектизмы – названия предметов, явлений, не имеющих аналогов в литературном языке. Например, названия хозяйственных построек, орудий труда, одежды, кухонной утвари, блюд (мастюшка «глиняный горшочек», притолока «верхний брус дверной рамы», бара-бара «подзывание для овец).
6. Фразеологические диалектизмы – это устойчивые сочетания слов, встречающиеся только в говорах (выдюжить «выдержать, справиться со всеми испытаниями»).
2. Диалектизмы Волгоградской области.
Исследование диалектов, говоров Волгоградской области ведется с 1949 года. Огромный вклад в их изучение внес профессор Волгоградского государственного педагогического института Л.М. Орлов. Именно он руководил исследованиями донских и волжских волгоградских диалектов.
Л.М. Орлов организовал экспедиции в наименее изученные в лексическом отношении районы области. Он совместно с преподавателями и студентами педагогического института занимался обработкой вновь собранного материала, перепроверкой материала и т.п.
Леонид Михайлович Орлов – доктор филологических наук, профессор, известный лингвист-диалектолог. Родился в слободе Михайловке (ст. Себряково) Усть-Медведицкого округа Области войска Донского (ныне г. Михайловка Волгоградской области).
В 1932 году Леонид Михайлович поступает в Сталинградский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. В 1939 году приглашается старшим преподавателем на кафедру русского языка, и с этого времени вся жизнь Л. М. Орлова связана со Сталинградским (Волгоградским) государственным педагогическим институтом (университетом). Он – основатель Волгоградской диалектологической школы, пользующейся заслуженным авторитетом в России. Результаты исследования Леонид Михайлович изложил в приложении к докторской диссертации и в сокращенном варианте – в учебном пособии для студентов «Русские говоры Волгоградской области» (1984).
Как и все другие диалекты, волгоградские говоры в настоящее время испытывают воздействие литературного языка, что влечет за собой нарушение однородности речи носителей. Исследования Л.М. Орлова показали, что современные волгоградские говоры представляют собой новую систему, в которой соединяются и литературные речевые средства и диалекты местного населения.
Исследования Л.М. Орлова позволили создать следующую классификацию волгоградских говоров:
Первоначальное деление на две обширных зоны:
1. Западную – представленную донскими говорами
2. Восточную – представленную волжскими говорами.
Граница между этими зонами по мнению Л.М. Орлова совпадает с восточной границей бывшей области Войска Донского.
Донские говоры сложились в донациональный период русской истории, им свойственны особенности южнорусского наречия: аканье, яканье, фрикативный г, оглушающийся в х, существительные с ударением на окончание, особенности в произношении отдельных слов. Л.М. Орлов также отмечал некоторые диалектизмы, специфические для донских говоров, отличные от южнорусских. Он отмечал етеревский и култуковский типы аканья и оформление имен среднего рода по типу мужского, а также специфические лексические диалектизмы.
Волжские говоры возникли не ранее XVIII в., им свойственны как южнорусские, так и севернорусские элементы, которые Орлов относит к разряду среднерусских.
В результате исследований Леонид Михайлович на лингвистической карте Волгоградского Поволжья выделил семи групп говоров.
1. Погроменско-елшанская группа – окающие говоры владимирско-поволжского типа. Этой группе характерно неполное оканье, еканье и ёкань; произношение у в соответствии с о во втором предударном слоге в начале слова, взрывной г; местоименные формы меня, тебя, себя; инфинитивы печи, стеречи; неподвижное ударение на окончании в личных формах глаголов варить, дарить; распространение слов среднерусских говоров: изба, ковш, ухват, зыбка, шкирд(вид укладки сена), баять(говорить), мураши(муравьи), чки(льдины).
2. Верхнемедведицкая группа. Для этой группы характерны недиссимилятивное аканье, умеренное яканье, взрывной г, мягкие долгие ж и ш; стяженные формы в глаголах ляж, можу, можут; лексико-фонетические диалектизмы: дуплё, нурё, кором; преобладают северорусские говоры: изба, шабёр(сосед), запон(фартук), больно (очень), виски (волосы над ушами), окосье (ручка косы), чапля(сковородник), рогач(ухват).
3. Терсинская (северо-западная по реке Терсе) группа. Характерны аканье, умеренное яканье, формы трёс, запрёг, взрывной г, оглушающийся в к, отсутствие стяжения в глаголах, существительные среднего рода перешли в женский; формы предложного падежа совпадают с формами творительного падежа в худым ведре, в каким году; преобладают южнорусские говоры: изба и хата, баз и денник(скотный двор), чапля, рогач, кочет(петух), рели(качели), надысь(недавно), уплетни(стебли огурцов).
4. Ахтубинская группа говоров обнаруживает следующие черты: аканье, иканье, фрикативный г, произношение мягких т` и д` с свистящим, а мягких с` и з` с шипящим призвуком; твердые и долгие ж и ш; формы у мене, у тебе, по грязе, в грязе; лексика смешанная: изба и хата, овца объягнилась, корова пыряет и брухает, петух и кочет, сковородник, рогач(ухват), гутарить(говорит, разговаривать), крыги(льдины)
5. Мокроольховская группа говоров с южноуральской диалектной основной. Характерны аканье, особый тип яканья, фрикативное г; формами в худым, в каким, у мене, у тебе; смешанный характер лексики: рочих (ухват), чапля(сковородник), лоньшак(жеребенок на втором году), овца сукочая окотилась, корова брухает, комари(муравьи), икры(льдины), уповод(период работы), запон(фартук), шабёр(сосед), мост(сени)
6. Перещепновско — краншевская группа цокающих говоров. Характерно умеренное яканье, твердое цоканье, произношение мягких т` и д` с свистящим, а мягких с` и з` с шипящим призвуком; формы ходю, носю, купю; лексика смешанная: изб, ковш, зыбка, запон(фартук), цапля(сковородник), рогач(ухват), коц(петух), потолок(чердак), хобас(ботва), погода(снегопад), гаркать(кричать), кумари(муравьи).
7. Аксайская группа смешанных южнорусских и восточноукраинских говоров. Характерно иканье, твердые губные в конце слов, замена ф на х, хв; в лексике: хата, рогач, кочет, чаплейка(сковородник), бурак(свёкла), курень(шалаш), балакать(говорить), волочить(бороновать).
(Л.М. Орлов. Русские говоры Волгоградской области. Учебное пособие. – Волгоград. Изд. ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984.)
Изменения диалектных систем происходят постоянно. Постепенно исчезают из употребления слова, связанные со старым укладом жизни, старыми орудиями труда. На место диалектизмов приходят новые слова, приходящие из литературного языка. Изменяются фонетическая система и грамматический строй.
Однако нельзя говорить, что диалекты полностью изживают себя, уступая место литературному языку. Они и сейчас для значительной части его носителей остаются основным средством повседневного общения.
- Диалектизмы в рассказах Николая Федоровича Терехова.
Диалектные слова, употребляемые в составе литературной речи, называются диалектизмами. Художественная литература служит одним из проводников диалектных слов в литературный язык. Пополнение литературного языка за счет диалектной лексики, как длительный процесс, продолжается в наше время. Многие диалектизмы, ещё недавно употребляемые только в определенной местности, благодаря использованию писателями в художественных произведениях, вошли в литературный язык.
Для современного языка художественной литературы нехарактерно широкое использование диалектизмов. В связи с тем, что местные говоры растворяются в литературном русском языке и сближаются с ним. При этом наблюдается сложная, многоуровневая перестройка диалектной лексики: от уменьшения сферы употребления отдельных диалектизмов до полного их исчезновения из словаря местных говоров. Это связано с изменением методов ведения сельского хозяйства, исчезновением отдельных ремесел, изменением бытовых условий и утратой местных обрядов.
Многие русские писатели умело и умеренно использовали диалектные
слова как одно из выразительных средств. Писатели тонко чувствуют самобытность народных говоров, из которых они черпают образность и вдохновение. Изображая деревенскую жизнь, писатели используют слова народного говора, распространенного в данной местности. Диалектизмами автор, прежде всего, использует для характеристики речи персонажа, показывая принадлежность говорящего к крестьянской среде и происхождение его из определенной местности. Писатели не перегружают речь героев диалектизмами, а лишь несколькими штрихами передают ей местный колорит. Авторы вводят то отдельное слово, употребляемое в данной местности, то свойственную говору фонетическую (звуковую), словообразовательную или грамматическую форму. Так же писатели пользуются диалектными словами при изображении пейзажа, что придает описанию местный колорит.
В их речи диалектизмы подобно инкрустации украшают произведения, придавая ему неповторимость и очарование русской глубинки. В этом выражается нерасторжимая связь авторов с их героями — людьми их родного края, о судьбах которого они пишут. Так диалектизмы помогают раскрыть идейное содержание произведения.
На самой дальней станции от Волгограда, на границе нашей области есть совхоз, который называется – «Дальний». На его территории расположен хутор Андреяновка, в котором 9 мая 1928 года родился Николай Федорович Терехов. Там прошло его нелегкое детство и юность. Сам Николай Федорович говорил: «Если коротко, то будет так: в конце 1933 года мои родители были репрессированы и вместе со мной, братом Алексеем, бабушкой Хрестинией нас вывезли на Северный Урал в Пермскую область. Жили в Чердыни (райцентр), в деревне Почка на реке Колве, потом в зоне на болотах реки Вишеры. Отца от нас взяли сразу на лесоповальную работу. Там он от тяжелой работы и голода весной 1934 года умер. Нас ожидала такая же участь. Но мама сумела через тайгу увести нас. Вернулись снова в Андреяновку. Там мне исполнилось шесть лет, там я пошел в школу, учился и работал до службы в армии. Это и есть то, что запомнилось навсегда».
За плечами Терехова богатый жизненный опыт – работа в колхозе, шесть лет армейской службы, затем ещё шесть лет работы в огромном коллективе металлургического завода «Красный Октябрь». В 1960 году Николай Федорович уехал учиться в Литературный институт им. Горького. После окончания института работал тележурналистом, редактором художественной литературы в книжном издательстве, но с рассказами для детей уже не расставался. Год окончания института, 1965-й, совпал с выходом первой книги – «В Бронькиных владениях».
Более полувека Николай Федорович посвятил литературному ремеслу. Около трех десятков книг стали итогом его работы. Николай Терехов стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Сталинград», лауреатом Государственной премии Волгоградской области. Именем писателя в Алексеевском районе названа Рябовская библиотека. Творчество Терехова можно отнести к жанру сельской прозы.
Основной тематикой рассказов является общение детей с природой, друг с другом, знакомство с животным миром, с повадками зверей, птиц.
Насыщенные богатым нравственным содержанием рассказы Николая Терехова строятся на живом материале нашей жизни, — той, что хорошо знакома каждому читателю с самого детства. «Детство моё, — рассказывал о себе Терехов, — прошло в степном хуторе. Поэтому почти всё написанное мной – о детях хуторских или связанных с сельской местностью», — рассказывал Николай Федорович. Лаконичный писательский стиль рисует простоту и незатейливость сельской жизни. Его произведения о хуторских детях не перегружены местными диалектными словами, а лишь слегка украшены ими для придания образности. Диалектизмы в произведениях Терехова позволяют читателю погрузиться в атмосферу деревенской жизни, по-детски, без лукавства сопереживать героям произведения. Любовь к простому человеку, к родному краю, уважение к истории и стремление к созиданию – всем этим наполнено творчество Николая Федоровича Терехова.
Изучив произведения Н.Ф. Терехова, хочется привести некоторые примеры. В повести «Только про девчонок» герои проживают свою литературную жизнь в небольшом хуторе Кочки Волгоградской области. В речи героев встречаются слова свойственные данной местности.
«У Ильи Ивановича слово верное. Как только скирдовщики положили последний клочок сена на стог, он погрузил на машину оставшиеся дубовые слеги, сказал колхозникам:
— Обещал я Анне Петровне помощь. Не дал ей хату помазать, а там ещё и погреб завалился. Работы одному на целую неделю, а мне отрываться на- столько нельзя. Может, заедем всей бригадой.» (Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. Только про девчонок. Повесть. с. 139 – 140)
В исследованиях Л.М. Орлова диалектизм «хата» описан так:
«Многообразны по волгоградским говорам названия жилых помещений: дом, изба, хата, курень, флигель, пятистенок или пятистенка, двойник или двойничок, круглый, протяжной дом, холупа, мазанка, саманка. В говоре обычно бытует несколько названий, одни из которых употребляются в общем значении крестьянского дома, другие – обозначают частные виды жилых помещений в зависимости от их формы, размера, материала, из которого сделан дом или отдельные его части (стены, крыша, пол)… В чирских говорах: «…маленький дом – хата…». В калачевских: «Чаще говорят хата, но называют и изба, в избе – внутри хаты…». В волжских: «…хата, хатёнка – у самых бедных…». … В большинстве современных волгоградских говоров известны названия хата и изба. При этом в своем основном значении `крестьянский дом` на юге и юго-западе – изба… В окраинных говорах …оказывается известно только одно из названий: или хата, или изба. … Все это с полной очевидностью свидетельствует о том, что слово изба принесено в волгоградские говоры с северо-востока, а слово хата – с юго-запада (из украинского языка)» (Л.М. Орлов. Русские говоры Волгоградской области. Учебное пособие. – Волгоград. Изд. ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984. с. 71-73)
В учебном пособии «русские говоры Волгоградской области» Леонид Михайлович описывает слово «чердак» не как литературное слово, а как диалектизм, со свойственным данной местности значением.
«Мы не нашли ни одного сообщения, которое свидетельствовало бы об употреблении в говоре литературного слова чердак. По поводу значений этого, повсеместно нового для местных жителей слова, сделано немало любопытных замечаний: под чердаком понимают и специальное чердачное устройство с окошками и дверцами, с выходом на крышу, и помещение над зданием определенного типа (школы, учреждения и т.п.)» (Л.М. Орлов. Русские говоры Волгоградской области. Учебное пособие. – Волгоград. Изд. ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984. с. 69)
Этот же диалектизм встречается в произведении Николая Федоровича и именно в значении, описанном в своих исследованиях Орловым.
«Тогда всё было просто: взял противогаз и ушел. Окна закрыты наглухо, даже форточки. (О здании школы. Примечание) Ванятка обошел всё – не влезть. Можно бы оставить на крыльце, но вдруг кто-нибудь возьмет, тогда, считай, пропал противогаз! А что, если через слуховое окно?.. Лаз на чердак всегда открыт! Так и решил.
По узорчатой балясине взобрался на крышу крыльца. Железо предательски загремело. Осторожно подошёл Ванятка к слуховому окну и полез в него ногами вперед.
Чердачный лаз был действительно открыт. Всё шло самым лучшим образом. Даже коленки перестали дрожать.» (Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. Только про девчонок. Повесть. с. 154)
В описании местности Н.Ф. Терехов использовал диалектное слово «стёжка» в значении «дорожка» для придания описанию большей выразительности.
«- Прямо напасть какая-то, — сказала бабушка Аксюта. Вышла на крыльцо и ахнула. Амбар покосился набок. От Трезора осталась одна только цепь. На траве алела кровь. Пошла по следу. Через огород виднелась стёжка. Стёжка уходила в степь. Старуха вгляделась вдаль и увидела волчицу, которая что-то тащила в зубах. Это был Трезор.» (Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. Только про девчонок. Повесть. с. 31)
Слово «стёжка» относится к диалектам Волгоградской области.
«Для говоров южновеликорусских по своей основе характерны такие диалектные слова, как гальмовать`, тормозить`, гребовать`, брезговать`, стёжка `дорожка` и др.» (Л.М. Орлов. Русские говоры Волгоградской области. Учебное пособие. – Волгоград. Изд. ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984. с. 71)
Диалектизм «держак» — деревянная часть косы, постепенно теряется, как употребляемое слово в нашей местности. В связи с тем, что в деревнях и хуторах всё реже и реже используется ручной покос травы на сено, данное слово уходит из обихода, как и сам инструмент труда.
«Название деревянной части косы, на которую насаживается металлическое полотно, в подавляющем большинстве говоров производится от корня -кос- . …Зафиксированы единично в донских говорах названия: ручка, держак, косовище и совьё.» (Л.М. Орлов. Русские говоры Волгоградской области. Учебное пособие. – Волгоград. Изд. ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984. с. 77)
Однако Терехов для описания деревенского быта использует диалектизм «держак».
« — Ничего тут не найдешь. Дно травой да илом поросло. Если бы настоящие водолазные костюмы достать…
— Найдем, если это правда. Я возьму дома пешню, насажу на длинный держак и прощупаю всё дно.» (Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. Только про девчонок. Повесть. с. 122)
С большой любовью описывает Николай Федорович местные пейзажи. Родные с детства поля, луга, леса описаны автором до мельчайших подробностей. Перед глазами читателей встает картина Волжских степей, разрезанных оврагами и балками, которые невозможно ни с чем перепутать.
«Зайца мы не видели ни одного и пошли в гости к лисам, которые жили в кручах. Тут нам повезло. Из чернобыла под яр юркнула рыжая. Мы бегом за ней. Подбежали к песчаному обрыву – рыжей нет. .» (Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. В Бронькиных владениях. Повесть. с. 9)
«Сурчиный яр уходил в степь тонким змеиным хвостом и заканчивался небольшим леском из кустистых дубков и клёнов. И вот там, недалеко от леска, в один из многих походов мы увидели скачущих всадников. Всадники мчались во весь опор прямо к нам, но потом дружно повернули в гору к лесу, потом снова к нам. Долго кружили они по степи, подвигаясь к Сурчиному яру, свистели, улюлюкали.» .» (Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. В Бронькиных владениях. Повесть. с. 29 — 30)
Хотя в словарях можно найти определение слову «яр» как глубокий заросший овраг, крутой берег, обрыв (Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.) сам Николай Федорович, в письмах ученикам нашей школы, рассказывает о местном значении слова: «Яр – это не яма и не овраг. Это крутой склон одной из сторон оврага…».
Тальник — народное название разных видов ивы. (Энциклопедический словарь. Современная версия / Брахгауз Ф.А., Ефрон И.А. – М.: Издательство Эксмо, 2003.)
Бедокурить — шалостями или неосторожностью устраивать беспорядок, проказничать. (Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.)
Взгорок — небольшая возвышенность, пригорок. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940)
Шугу – шугу – шугать, пугать, гонять, особенно прогонять ястреба, коршуна, сгонять птиц с гряд, с плодовых дерев. (Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. : ил. – (Российская императорская библиотека))
Левада — огороженный или окопанный луг или пастбище; подгородный покос (Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. : ил. – (Российская императорская библиотека))
Займище — в старину место, занятое под распашку, расчистку; ныне вся полоса до вторых берегов реки, до кряжа, до крайнего предела вешнего разлива ее; обширное место, потопляемое водою. (Энциклопедический словарь. Современная версия / Брахгауз Ф.А., Ефрон И.А. – М.: Издательство Эксмо, 2003.)
Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. (Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.)
Клуня — хозяйственная постройка для молотьбы и хранения хлеба. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940)
Зазимье — первый мороз, первые морозы, заморозки. Первый санный путь, первопуток. Первый снег. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940)
Плетень — Изгородь из сплетённых прутьев и ветвей. (Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.)
Осокорь — дерево тополь. Осокоревое дерево или осокорина. Осокоревая роща, осокорник. (Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. : ил. – (Российская императорская библиотека))
Наскучаться — Долго, много поскучать. . (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека)
Вершать — вершить дело, кончать, оканчивать, заканчивать, повершать, решать. Вершить дом, заканчивать кровлю, верх. Вершить или вершить стог, обвершить. (Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. : ил. – (Российская императорская библиотека))
Долблёнка — долбленая лодка. (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека)
Нави́льник — Охапка сена, соломы и т. п., поддетая на вилы. (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека)
№ п/п | Диалектизм | Значение |
1 | Стежка | Дорожка |
2 | Держак | Деревянной части косы, на которую насаживается металлическое полотно |
3 | Хата | Дом, изба |
4 | Чердак | Помещение под крышей с выходом на крышу с окошками и дверцами |
5 | Яр | Крутой склон одной из сторон оврага |
6 | Взгорок | Небольшая возвышенность, пригорок |
7 | Плетень | Изгородь из сплетённых прутьев |
8 | Тальник | Народное название разных видов ивы |
9 | Бедокурить | Шалостями или неосторожностью устраивать беспорядок, проказничать. |
10 | Шугу — шугу | Пугать, гонять птиц с гряд, с плодовых дерев |
11 | Околица | Край деревни |
12 | Клуня | Хозяйственная постройка для молотьбы и хранения хлеба. |
13 | Зазимье | Первые морозы, заморозки |
14 | Осокорь | Дерево тополь |
15 | Левада | Огороженный или окопанный луг или пастбище |
16 | Наскучаться | Поскучать вдоволь |
17 | Вершать | Заканчивать(стог сена) |
18 | Займище | Полоса вдоль берегов реки, потопляемая водою |
19 | Навильник | Охапка сена, которую можно поддеть вилами |
20 | Долблёнка | Долбленая лодка |
III. Заключение, выводы.
Языковед В.И.Чернышёв отмечал: «Словарные запасы деревни богаче запасов города… Когда мы захотим расширить своё историческое и филологическое образование, то здесь знание народного языка окажет нам неоценимые услуги». Изучение диалектов помогает глубже осознать родство славянских языков. Судьба диалекта неотделима от жизни народа.
В результате проведённого анализа использования диалектной лексики в произведениях Н.Ф. Терехова мы пришли к следующим выводам. Диалектная лексика – это средство создания местного колорита в произведениях сельской прозы Терехова. Хорошо знавший народный язык, он часто использовал его в своих произведениях. Именно местная, диалектная лексика способна передать самые всю глубину любви автора к родному краю.
Факт употребления Н. Ф. Тереховым диалектизмов рассматривается как проявление творческого художественного подхода к организации композиционно-речевой структуры текста. В нём проявляется стремление автора использовать средства общенародного языка, отношение к народу как к носителю ценностей русской культуры.
На примере произведений Н.Ф. Терехова было показано использование диалектизмов в художественной литературе. На основании исследований Л.М. Орлова были даны толкования ряда диалектизмов, использованных в произведениях Терехова. В работе раскрыта роль диалектизмов в творчестве Н.Ф. Терехова. Задачи, стоящие перед нами в начале работы выполнены. Изучение данной темы в очередной раз показало, насколько глубок, неисчерпаем и богат русский язык и насколько умело пользовались им великие писатели и поэты русской литературы.
Список использованной литературы и интернет-источников:
- Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-у изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.
- Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2013. : ил. – (Российская императорская библиотека).
- Энциклопедический словарь. Современная версия / Брахгауз Ф.А., Ефрон И.А. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
- Этимологический словарь для учащихся. / Федорова Т.Л. – М.: «ЛадКом», 2014.
- Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- Л.М. Орлов. Русские говоры Волгоградской области. Учебное пособие. – Волгоград. Изд. ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984.
- Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. В Бронькиных владениях. Повесть.
- Терехов Н.Ф. Собрание сочинений/Терехов Николай. – Волгоград: Издатель, 2010. Только про девчонок. Повесть.
- http://ebooks.grsu.by/prakt_sov_rus/11-dialektizmy.htm
- Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
12. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 2 часть, Коровина, страница 11
Смотрите также:
И. Бунин. Ответы на вопросы учебника.
Иван Алексеевич Бунин «Косцы»
Фонохрестоматия
1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Бунина?
Это произведение проникнуто чувством острой ностальгии, грустью по давно минувшим временам.
2. Как вы думаете, почему у писателя было особо обострённое чувство любви к Родине, в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?
Рассказ «Косцы» был написан в эмиграции. Писатель был оторван от Родины, и поэтому особо остро ощущал чувство любви к ней, переживал свою разлуку.
3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передаёт воспоминания автора о прелести их песни; когда звучат мысли Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?
Внешность рязанских мужиков актёр читает с лёгким восхищением. Особенно это заметно при описании их работы.
Воспоминания автора о прелести песни актёр читает с придыханием, с удивлением, но также с воодушевлением.
Мысли актёра о Родине актёр читает с ностальгией и сожалением, но с огромной гордостью, он замедляется, выделяет каждое слово.
4. В чём была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.
Пересказ размышлений автора о прелести песни косцов
Автор долго размышлял, в чём же была дивная прелесть песен косцов.
Прелесть была в откликах берёзового леса. Она была само по себе, но связанной со всем, что видели рязанские косцы. Она была в кровном родстве между ним и косцами, полем, воздухом, лесом, полным трав и ягод, дорогой, простором и заповедною далью. Она была в том, что их общим домом была Россия, и её душа пела вместе с косцами.
Прелесть была в том, что песня состояла из вздохов, как будто пела одна грудь, с несравненной лёгкостью и естественностью. В чисто русской красоте чувств, что рассказывались вздохами и полусловами вместе с откликающейся глубиной леса.
Но в чём ещё было очарование песни при её кажущейся безнадёжности?
В том, что человек не верил в эту безнадёжность. Не плачут сладко, если и впрямь нет пути-дороги. Нет подлинной разлуки с Родиной, вокруг всегда будет беспредельная Русь. Всюду есть для человека приют и чья-то забота. И из всех бед выручат человека звери и птицы, премудрые царевны и даже Баба-Яга.
5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?
Наиболее яркие воспоминания писателя о Родине относятся к его детству. Для него Родина навсегда стала ассоциироваться не просто с настоящим, но и с историей, которая выражена сказками и преданиями. Сказочный образ Родины перекликается в душе писателя с реальным, они для него единой целое.
Ведь сказки — это выражение мыслей и чувств народа, а народ и Родина едины.
6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.
Сочинение «Что для меня значит мир сказки»
Свои самые первые впечатления об окружающем мире ребёнок получает через сказки. Они раскрывают мир в его бесконечной широте, не ограниченной тесными просторами комнаты или даже города. Они будят воображение и заставляют фантазировать, развиваться как личность.
Это происходит с каждым, произошло это и со мной.
Русские народные сказки, услышанные в раннем детстве, подарили мне мир, полный чудес и волшебства. Мир прекрасный, восхитительный, пусть и не лишённый некоторых опасностей. Но в том и прелесть любой сказки, что злой колдун обязательно будет повержен храбрым богатырём, добро победит и справедливость восторжествует.
Для меня сказочный мир дремучих лесов и необыкновенных приключений стал миром, где вечно царит добро. Он открыл передо мной страницы истории родной земли, и я не уверена, что всё в сказках действительно сказка. Может быть когда-то по нашим полям и лесам бродили смелые витязи-богатыри, животные говорили, а волшебные помощники помогали добрым и отзывчивым людям обрести своё счастье.
Сейчас я реже читаю сказки и более скептически отношусь к тому, что в них написано, но этот мир навсегда стал для меня символом детства. Ведь детство само в чём-то сродни сказке. Оно также полно чудес и неожиданных открытий. Я люблю сказки, и буду любить их всегда, ведь они позволяют мне хоть ненадолго, но вернуться в детство.
Обогащаем свою речь
Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например: прелесть — красота… Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами из этого ряда.
Найдём в рассказе слова синонимы к слову Прелесть.
Прелесть — красота — прекрасное — очарование.
Я использую все эти слова в своей речи, но больше всего слово Красота. Потому что красивым можно назвать многое, но прелестным или очаровательным — далеко не всё.
Примеры предложений:
Главная прелесть сказок в том, что добро всегда побеждает зло.
Красота природы пленит и радует глаз.
Прекрасное настроение было у меня в этот день.
Дивное очарование заката мне захотелось обязательно сфотографировать.
- 30.08.2021
30 августа 2021 года стали известны официальные правления для итогового сочинения в 11 классе в 2021-2022 учебном году. Направления были представлены на официальном сайте ФИПИ
Список направлений тем итогового сочинения 2022
- Человек путешествующий
- Цивилизация и технологии
- Преступление и Наказание
- Книга (музыка, спектакль, фильм)
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Краткий видеоразбор направлений в 2022 году
Полезные ссылки
- Всё про итоговое 2022
- Все темы для итогового 2022
- Литература для итогового 2022
- Аргументы для сочинения 2022
- Реальные темы прошлого года 2021
О темах, направлениях ина 2022-2022 год (кликайте для деталей)
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
- Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Официальныепо направлениям итогового сочинения 2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Рекомендации по подготовке ко всем направлениям
Ожидаем…
Важное примечание про итоговое 2022
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Новые направления от ФИПИ на 2021-2022 учебный год.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.
Сами темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря.
Критерии оценивания итогового сочинения.
ФИПИ к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!
Содержание:
- 1 Как и когда проходит?
- Порядок написания
- Правила
- 2 Новые направления 2021-2022
- 3 Темы итогового сочинения 2020-2021
- Примерные
- Реальные
- 4 Подготовка к ИС
- Как написать
- Список литературы
- 5 Критерии оценивания
- 6 Результаты и апелляция
Как и когда проходит?
Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:
- 1 декабря — основная дата;
- 2 февраля — запасная дата;
- 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);
Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…
- Не явился по уважительной причине;
- Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
- Не получил зачет.
warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.
В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.
За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.
Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.
Порядок написания
Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:
- Участников сажают в порядке шахматных клеток;
- Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
- Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
- Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
- Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
- Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
- За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
- Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.
Правила
Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…
- Форсить инфу в интернете;
- Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
- Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
- Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
- Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.
Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…
Новые направления 2021-2022
Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2021-2022 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- «Преступление и Наказание — вечная тема»
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.
Темы итогового сочинения 2020-2021
Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.
Однако многие темы, как и в предыдущие годы, Многомудрый Литрекон сможет угадать. Вот подборка таких тем на этот год. Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, и любая безвозмездная помощь будет кстати.
Примерные
Примерные темы можно предугадать, используяк направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. Подборка наиболее вероятных тем итогового сочинения уже в открытом доступе. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.
Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.
Реальные
Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: они еще не покинули сознания того, кто их обычно формулирует. Возможно, именно сейчас мысли спариваются в его голове и рождают новое семя — список реальных тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.
warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.
Подготовка к ИС
Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.
Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:
- Выберите для себя три наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
- Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
- Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
- При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
- Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
- Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.
Как написать
Правила оформления итогового сочинения просты:
- Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
- Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
- Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один).
warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.
Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- «Преступление и Наказание — вечная тема»
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Алгоритм написания итогового сочинения:
- Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
- Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
- Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
- Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
- Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
- Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
- Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?
warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.
А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:
О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.
Список литературы
Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:
- Война и мир
- Евгений Онегин
- Тихий Дон
- Анна Каренина
- Отцы и дети
- Герой нашего времени
- Капитанская дочка
- Преступление и наказание
Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.
Критерии оценивания
Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.
Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:
- Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
- Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
- Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
- Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.
Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:
Оригинальный подход | 0-1 балл | Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл. |
Фактологическая точность | 1 балл | Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси. |
Ошибки речи | 0-2 балла | Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены. |
Нормы орфографии | 0-3 балла | У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте». |
Самостоятельность | Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается. | |
Нормы пунктуации | 0-3 балла | Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла). |
Нормы грамматики | 0-2 балла | Та же ситуация, что в предыдущем пункте. |
Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…
Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – равны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Результаты и апелляция
Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.
Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.
Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в