Сочинение в списках не значился вывод

Повесть лидии чарской отчасти напомнила мне другую, более известную нашумевшую детскую повесть чучело. перипетии жизни лены икониной, у которой

Повесть Лидии Чарской отчасти напомнила мне другую, более известную нашумевшую детскую повесть – “Чучело”. Перипетии жизни Лены Икониной, у которой долго не складывались отношения в семье дяди и в гимназии, похожи на злоключения Лены Бессольцевой.
Обе девочки – чистые сердцем, искренние и отважные не побоялись отстаивать свое право – поступать согласно велению своего сердца.
Лене Икониной повезло больше: ей не пришлось уезжать, отношения с родными улучшились настолько, что, выбирая между двумя домами – домом дяди и домом своей хорошей подруги графини Анны Симолинь, Лена все же решает остаться у дяди.
После своего чудесного спасения, она по-новому взглянула на своих родных – на дядю, на маленького Толика, на горбунью Жюли, на вдруг расчувствовавшихся Нину и Жоржа, и поняла, что все они по-своему любят ее, только любовь пришла в сердце каждого из них – своим путем. Но все вместе они – одна семья.
**
Очень хорошие, светлые чувства остаются после прочтения этой повести. А еще, было очень интересно взглянуть на жизнь детей конца 19 века, посетить с ними уроки родного языка, закона Божьего, отпраздновать Рождество. Книга, без сомнения, станет одной из моих самых любимых.

Разделы:
Литература
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело. В.Г.Белинский.
Ход урока
– Имя писательницы, о произведении которой мы
будем сегодня говорить, многим известно. Лидия
Чарская посвятила своё творчество детям. Детские
поступки, характеры, взаимоотношения – всё
охватила она в своих повестях и рассказах.
– Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести ..”
являются слова В.Г.Белинского “Детские
книги….”.
– Как вы понимаете слова русского критика? (Обсуждение)
– Какие чувства воспитывает в читателях
Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки
маленькой гимназистки”. (Анализ повести)
– Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы
учащихся).
– Поговорим о главной героине произведения.
Начнём с имени.
– Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)
– Как звала её мамочка? (Ленушка)
– Какую характеристику имеет в грамматике
суффикс –ушк?
(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь,
нежность матери к ребёнку).
– Расскажите кратко историю Лены.
(Пересказ событийных моментов: трагические
события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к
дяде, знакомство с двоюродными братьями и
сёстрами).
– Как приняли Лену в семье дяди?
– Что вы можете сказать о новых родственниках
Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить
рассказ о новых родственниках Лены).
Глава 4 “Семейство Икониных”.
Глава 5 “Разбитая ваза”.
Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.
– Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье
дяди?
– Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа
в группах)

Друзья:
Проводник Никифор Матвеевич
Его дочь Нюра
Графиня Анна Симолинь
Дуняша (служанка в доме Икониных)
Враги
Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
Тётя Нелли.
– Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама
уделяла мало времени детям, считала, что
мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала
внимания на бедняжку Жюли).

(Работа в группах.)

– Характеристика детей. (Учащиеся ведут
обсуждение в группах, находят цитаты,
подтверждающие их ответы, затем работаем всем
классом).
Вывод:
Нина – похожая на мать – надменная красавица.
Жорж – эгоистичный мальчик.
Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех
из-за своего уродства.
Толя – ещё совсем маленький мальчик,
повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя
первый изменил своё отношение к Лене. В какой
момент это произошло?
(Читаем главу “Филька
пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по
ролям
)

– В мальчике проснулось чувство жалости.
– Как назвал Толю старший брат? (Пятница)
– Героя какого произведения вспомнил Жорж?
(Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.
– А почему именно Пятница?
– Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к
таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

– А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу
стало жалко эту девочку)

Поиграем
: 1 ученица – Жюли, она отвечает на
вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?
Почему строила козни?
Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая
игра)


(
Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он
задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку
учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с
табличкой “Воровка”. Это было стыдно,
унизительно, несправедливо).
– Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её
поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна
Симолинь).
– С кем из сказочных героев ассоциируется эта
героиня? (Вспомните названия произведений, в
которых героям в их беде помогают добрые
волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто
больше”)

“Морозко”
“Золушка”
“Госпожа Метелица”
“Кощей Бессмертный”
“Царевна-лягушка” ….
– Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и
настоящего друга, и доброго заступника.
– Как вы думаете, какой момент в повести можно
считать наивысшим подъёмом в развитии действий,
т.е. кульминацией?
(Лена услышала от тёти Нелли , что перевернулся
поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что
погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги
Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)
– Как повела себя Лена?
(Выборочное чтение главы 21 – 23)
– В семье Икониных переживали об исчезновении
Лены?
– “Переживали” – это слово было знакомо
семейству до появления Лены в их доме?
– Что значит “переживать”?
– Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа
в группах
)

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления
Лены в нём и с появлением девочки.
(До- жестокость, эгоизм, одиночество,
недружелюбие
С появлением – дружба, внимание, радость,
сопереживание.)
– Графиня предложила Ленушке стать её названой
сестрой и остаться жить в её доме.
– Какой выбор сделала Лена?
(Осталась в семье дяди).

Работа в группах

– Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя
ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать
утешением…”? (Обсуждение).
– И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского:
“Детские книги пишутся для воспитания, а
воспитание – великое дело”.
Действительно, Лидия Чарская делала великое
дело – воспитывала и продолжает воспитывать
(ведь умирает писатель, но его книги живут)
сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся)
:
1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки
маленькой гимназистки”.
2. Написать сочинение – рассуждение на тему
“Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?
11.12.2010

Сочинение на лингвистическую тему
6 класс
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами».
В.Брюсов

Сочинение-рассуждение
Тезис или вопрос.
Раскрытие темы
2.1. Аргумент 1
2.2. Аргумент 2
Вывод
Вид глагола
Совершенный

Что сделать?
Что сделал?
Что сделает?
Несовершенный

Что делать?
Что делал?
Что делает?
Что будет делать?
Этапы работы с текстом по отбору материала
Выделяем глаголы
Определяем вид глаголов
Отбираем показательные глаголы для аргументации
Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
1. Вступительная часть
1. Вступительная часть
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша».
Вариант 1
Вариант 1
За основу возьмём тот факт, что:
глаголы совершенного вида
передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
а глаголы несовершенного вида
не выражают развития событий во времени,
вследствие чего
с совершенным видом связывается
элемент динамики,
а с несовершенным –
статики.
Аргумент 1
Аргумент 1
Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия.
Вариант 1
Аргумент 2
Аргумент 2
А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили!
Вывод
Вывод
Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов.
Вариант 2
По определению,
глаголы несовершенного вида
обозначают собственно действие.
И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
Таким образом,
глаголы совершенного вида,
благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили.
Вывод
Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов.
Пример из текста для аргументации
выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л.
Вариант 3
Вступительная часть (та же)
От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
Заключительная
часть (та же).

Готовые сочинения на лингвистическую тему
Как в тексте однородные
глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?

Однородные члены
предложения – распространённое явление художественного стиля. Они используются
в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере
однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем
тексте.
Во-первых, большое
количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала
из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…»
Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в
переполненном людьми автобусе…
Во-вторых, однородные
сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в
предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых:
«обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».
Таким образом, характеризуя
богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе
«оживить» изображаемое.
Зачем в тексте нужны
НЕОЛОГИЗМЫ?

Неологизмы – это слова,
созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт,
космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором
литературного произведения с определённой стилистической целью. Например:
«надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко
становятся сильным выразительным средством в художественной речи.
Автор отрывка в предложении
2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым
создавая яркий образ вредителей всего живого.
Второй неологизм, созданный
А.Приставкиным, – это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора,
обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы»
(предложение 17).
Таким образом, могу сделать
вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя
словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.
(119 слов)
Почему вводные слова
уместно использовать в тексте-рассуждении?

А. Кушнер писал:
« Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод, не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа».
Как точно выразил в стихах
поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в
разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?
Во-первых, в предложениях 2
и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие
степень уверенности, возможность предположения.
Во-вторых, слова «во-первых»
и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения
и связь мысли.
В-третьих, в предложении 15
встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления
мысли.
В-четвёртых, в предложении
16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.
Таким образом, в
тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном,
быстрее понять то, что хотел сказать автор.
(148 слов)
РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Фразеологизмы – это
устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов,
признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как
изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?
Во-первых, хочу отметить,
что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них
выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не
может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в
предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые
сочетания явно украсили текст!
Во-вторых, в предложении 15
встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние
людей, посетителей Лувра.
В-третьих, устойчивое
сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет
нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот
фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник
появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора:
то ли из сказки, то ли из былины.
Таким образом, могу сделать
вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они
делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.
(173 слова)
Роль антонимов в
художественном тексте.

Антонимы – это слова одной
части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов
придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом
тексте?
Во- первых, в предложении 6
« Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата
явлений, широту пространственных и временных границ.
Во – вторых, в предложении
16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: «
ни взад ни вперед ».
Таким образом, можно
сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности
речи.
(85 слов)
Зачем писатели используют в
своих произведениях перифраз?

Перифраз – это описательное
выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая
эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном
тексте?
Во-первых, в эссе,
посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую
функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении
13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской
поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».
Во-вторых, в предложении 26
нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий
слово «осень», образно характеризует это время года.
Таким образом, писатели
используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой
данной материи красно говорить…».
(112 слов)
Зачем в художественном тексте
используют синонимы.

Синонимы – слова одной
части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того
отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель
Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию
русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?
Во-первых, для более
точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел
на мокрый, еще влажный от росы песок».
Во-вторых, в предложении 8
нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова:
«Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»
В-третьих, в предложении 20
для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует
синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»
Таким образом, могу сделать
вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее
выразить мысль.
(119 слов)
Роль сравнений в
художественном тексте и способы их выражения.

Сравнение – это образное
выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих
общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое
значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него
особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений
встречаем в этом тексте?
Во-первых, в предложении 6
растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у
мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.
Таким образом, роль
сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.
(132 слова)
Роль цитаты в публицистическом
тексте.

Публицистический текст,
используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения,
характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них
является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно
переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?
Во – первых, А. Чирве для
определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в
предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие
события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить
и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую
характеристику рассказа.
Во-вторых, цитата Л.
Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым
звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного
вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его
эмоциональным.
Таким образом, цитаты в
публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают
внимание читателей и слушателей.
(134 слова)
Роль эпитетов в
художественном тексте.

Среди разнообразных тропов
часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные
прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом
тексте?
Во-первых, в предложении 6
украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу
эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти
эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно
рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими
их видел писатель, создавая произведение.
Во-вторых, в предложениях
13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно
села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают
живописно описать действие.
Таким образом, эпитеты
позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
(121 слово)
Роль гиперболы в художественном
тексте.

Гипербола – образное
выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения
какого-то предмета, явления. Гиперболизация – излюбленный стилистический приём
Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?
Во-первых, в предложении 9
нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи
этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к
природе.
Во-вторых, в предложении 17
встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в
единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола
позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А.
Приставкин.
Таким образом, гиперболы в
этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно
представить события той ночи на Селигере.
(114 слов)
Роль метафор в
художественном тексте

Сам термин «метафора»
означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель
заметил, что «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Какие
метафоры нахожу в этом тексте?
Во-первых, в предложении 11
метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства
предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.
Во-вторых, в предложении 26
присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать,
ярче представить, что натворили фашисты в городе.
Таким образом, могу сделать
вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и
эмоциональность.
( Слов 90)
Роль графических средств в
письменном тексте

Русская графика располагает
огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста
художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное
расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения
(курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?
Во-первых, предложение 2
оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием
выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово
« ВОЙНА»: «…была гражданская, была финская…и была – ВОЙНА-Великая
Отечественная…»
Во-вторых, чрезвычайно
разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое,
смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из
предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей,
в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».
Таким образом, выделяя
слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.
( 124 слова)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ
Лексический повтор в речи
(письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А
лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания
яркого поэтического или прозаического текста.
Так в предложениях 18-19
автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел
дятла?»
А вот в предложении 23 и 24
автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение
этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это
слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял
бы свою необычность и экспрессивность.
Таким образом, могу сделать
вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на
читателя, слушателя.
(105 слов)
РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Антитеза-стилистическая
фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого
противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей
выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды
антитезы встречаю в этом тексте.
Во-первых, предложение 16
«сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику
представить себя отважным гладиатором.
Во-вторых, в предложении
23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана
Грозного.
Таким образом, антитеза как
стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев,
обстановку, поведение людей.
(80 слов)
Зачем нужна пунктуация?
До XV века в русской
письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было
трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении»,
которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором
направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?
В предложенном отрывке
нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак,
восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки.
Остановлюсь на самых распространенных.
Во-первых, в конце почти
всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце
повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем
возраста».
Во-вторых, в конце текста неоднократно
используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот
знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в
предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый
смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
Таким образом, знаки
препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и
интонационное членение речи.
(159 слов)
Точка
Точка является древнейшим
знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской
пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается
неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении
«Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает
на конец предложения.
Во-вторых, в предложениях
«Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания
такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные
оттенки значений.
Таким образом, точка играет
в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и
его смысл.
(84 слова)
Двоеточие
Двоеточие – это знак
препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него
связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста
перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается
неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 9
«Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для
отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.
Во-вторых, в предложении 13
«Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части
сложного предложения.
В-третьих, в предложении 21
«Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак
препинания используется для оформления прямой речи.
Таким образом, двоеточие –
важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит,
его смысл.
( 110 слов)

Конспект урока русского языка в 6 классе
«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Учитель Байко В.В.
Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Цели:
Образовательные:
*определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Обучающая:
* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая:
*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная:
*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
Ход урока.
I. Организационный момент.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
тезис
доказательства (аргументы)
вывод
4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
Давайте найдем тезис в тексте.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
Давайте найдем доказательство первое.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
Давайте найдем доказательство первое.
К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
Давайте найдем доказательство второе.
К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
Давайте найдем вывод.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
5.Работа над выводом
– Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
6. Итоги урока.
На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По роману Васильева В списках не значился

Война – это всегда страшное и безумное явление. Сколько страха и ужаса скрывается лишь за одним словом. И сколько разрушений, какой хаос способна принести война. Умирают тысячи невинных людей, многие солдаты, которых отправляют на сражения, только вчера сидели за партами или слушали лекции в университетах.

Для всех нас главным ударом стала Великая Отечественная война. Сейчас она стала всего лишь пережитком прошлого. Вряд ли кто-то поймет, насколько она была ужасной. Но может ознакомиться с тем, что происходило через рассказы старшего поколения, отыскать ужасы реально происходящих событий в прозе, поэзии. Также снимается много фильмов, посвященной этой тематике, как и сочиняются песни, которых было много еще в военное время. «В списках не значился» — одно из подобных произведений, открывающее всю правду ужаса войны, переплетаясь с мирной жизнью.

История начинается с повседневных будней молодого лейтенанта. Николай не верит, что война близко. Кто осмелится напасть на такую великую державу, как Советский союз? Войны не будет – все эти разговоры лишь для того, чтобы пощекотать нервы обычным людям и самим властям.

Сам же парень связывает свою жизнь с военным делом. Летом 1941 года он отправляется в Брестскую крепость. Молодой человек рад своему новому месту работы, знакомится со своими будущими братьями по оружию, занимает свое место и отчитывается о прибытие перед начальством. Он совсем не ожидал, что на следующий день начнется война.

Николай совершенно не знает, что делать и выполняет все приказы, не думая, чисто автоматически. Ему страшно, что дыхание смерти приближается к нему все ближе. На него сваливается слишком много обязанностей и нужно срочно давать отпор германским войскам. Но у лейтенанта совсем нет никакого опыта, чтобы управлять великой силой целого войска. Сначала он теряется, совершает множество ошибок, где-то трусит. Но время идет, и Николай исправляется, набирается опыта. Из наивного мальчишки неожиданные жизненные обстоятельства сделали его настоящим мужчиной.

Теперь перед нами не простой молодой лейтенант, только что закончивший военное училище, а состоятельный мужчина. Его опасаются даже немецкие солдаты, понимая, кто защищает крепость и на что готов пойти ради победы над врагом.

Также на войне имеет место быть и любовь. Это прекрасное возвышенное чувство буквально противостоит страхам войны.

Главной идеей идет та мысль героя о том, что победа – это довольно условное явление. Кто-то может попытаться забрать победу силой и называть себя победителями по итогу. Но разве это правильно? Победителями всегда будет та сторона, за которой стоит правда.

Подвиг каждого солдата, обороняющий Брестскую крепость, был реален. Все события имеют подтверждение в истории. Такое нельзя забыть и через несколько сотен лет. Мужество и отвага защитников страны должна быть гордостью каждого человека, ведь благодаря им сегодня все мы живы.

Вариант 2

Годы войны от нас всё дальше и дальше. Новому поколению остаётся только узнавать от своих дедушек и бабушек, насколько страшная была война. Столько крови и слёз было пролито. Сколько людей было убито. И все эти страшные воспоминания унесла с собой война. Нельзя забывать эти тысячу четыреста восемнадцать дней, каждый из которых важен каждому. Ту войну нужно вспоминать с гордостью. Ведь столько подвигов совершили герои, которые пошли на фронт. Будущее поколение должно знать своих героев. Это надо помнить вечно.

Ещё один хороший способ рассказать будущему поколению о подвигах и трагедиях той войны – писатели. Благодаря писателям, мы можем понять то время, понять тех людей и людей, которые потеряли близких. Одно из этих произведений « В списках не значился». Это произведение не об одном герое, а обо всех защитниках.

Николай Плужников воплощает в себе черты характера тех самых защитников, их образ, неизвестный. Его имени не было в списке, его имени не знали, но это не помешало ему стать на защиту Брестской крепости. Буквально когда он туда прибыл, начался бой… Бой, который длился 9 месяцев. Он не сбежал, не испугался, а защитил родную землю, как герой.

Этот образ, который создаёт Николай, воюет до конца, до смерти. Не ради славы, не ради чего-то там, а ради Родины. Честь – самое главное. Он защищал свою землю, не боясь смерти. Он был готов умереть, потерять самое важное, но не проиграть в этой битве и не сдаться.

Такие люди должны оставаться в наших сердцах. Эту любовь и гордость мы должны передавать из поколения в поколение. Ведь время идёт, и мы становимся всё дальше и дальше от войны. Ветеранов осталось совсем немного, мы должны их навещать, благодарить за победу, спрашивать, как там, на войне, помогать. Узнавать о войне больше и больше, развивать в себе патриотов. Нужно надеяться, чтоб в будущем был только мир и такая война больше не повторилась.

Для того, чтоб развивать будущее поколение, существуют фильмы о войне, песни, книги. Столько источников. Пусть все помнят о великих подвигах людей. Пусть, большинство до этих дней неизвестные, но мы должны это исправить и узнать. Люди должны знать настоящих героев и помнить их вечно.

Сочинение 3

Вторая Мировая Война оставила колоссальный след в истории человечества. И, хотя и прошло несколько десятилетий с того момента, как она закончилась, является необходимым моментом помнить и чтить эти события. В произведении «В списках не значился» замечательного писателя Васильева эта тема раскрыта весьма обширно и интересно. В данном романе показаны все ужасы войны, переплетающиеся с жизнью обычных людей, которым приходится выживать в это непростое время.

Главным героем произведения можно назвать девятнадцатилетнего Николая Плужникова, который начинает свою жизнь в мирное время. Когда он учился в военном училище, то не верил в то, что Германия сможет напасть на столь грозного оппонента в лице СССР. Он не считал разговоры об этом реальными, и стремился их избегать.

Когда война только вступила в свою силу, он не мог понять, что же происходит на самом деле. Ему доверили командование, хотя у него не было даже мельчайшего понятия об этом. Бывали случаи, когда ему было очень страшно, и под воздействием данных эмоций, он не решался на смелые поступки. Однако, за несколько боевых выходов, он преобразился, став отважным и смелым лейтенантом, духовно возвысился и почти перестал бояться. Как-то раз ему представилась возможность убить врага, но он не решился сделать этого, отпустив молодого немецкого солдата.

Когда ему пришлось оборонять крепость в Бресте, он проявил себя как отважный и великий человек, совершив невероятное количество подвигов. Его назвали человеком, который «владел» этой крепостью, и даже враги уважали его за это. В произведении присутствует и любовь. Отношения Николая и Мирры начинаются весьма неожиданно, они сразу влюбляются друг в друга. Вся обстановка войны выглядит довольно противоречивой, и кажется, что светлым чувствам нет места в ней. Однако это не так, и герои произведения это доказывают.

Сам герой убежден в том, что его страна несомненно победит по ряду причин. Во-первых, он считал, что таким образом должна восстановиться справедливость, так как защита своей земли от врага – высшая благодетель, доступная человеку. Николай думал, что даже при убийстве человека, за которым стоит правда, победить его невозможно, так как та идея, которую он несет, будет продолжать жить в сердцах других людей, которые верили в то же самое. Данное произведение наполнено реализмом, граничащим с такими понятиями, как ужасы войны и жизнь простых людей в крайне тяжелые периоды времени.

4 вариант

Произведение «В списках не значится» описывает реальные события ВОВ, а если точнее, то защите Брестской крепости.

Молодой выпускник военного училища Иван Плужников направляется в Брестскую крепость. Он, как и многие другие твердо уверен, что Германия не отважится совершить нападение на СССР, однако уже в четыре утра слышит грохот снарядов и взрывов – это началась война.

Парень 19 лет оказывается в настоящем аду, в самом сердце воронки. Он не был готов к такому повороту событий ни морально, ни физически. Ведь только что закончивший училище курсант ещё не имел никакого опыта военных действий. Не раз он поддавался настоящей панике, наблюдая как погибают его товарищи, как не смолкая гремят взрывы. Они с сослуживцами охраняли крепость, порой лишенные воды и провизии и всё равно, не смотря ни на что самоотверженно не подпускали захватчиков к ее стенам.

На фоне этой тяжёлой истории любовь Ивана и Мирры выглядит просто невероятно. Посреди всех этих кошмаров в сердцах этих молодых людей всё же вспыхнуло это светлое чувство и оно придавало им сил для борьбы. К сожалению Мирра погибла, но судьба сжалилась над Иваном – он этого не видел.

Война мало-помалу учит Плужникова расчётливости, хладнокровию и даже в какой-то мере жестокости. Он до конца остаётся предан своей Родине и своему народу. Иван познал одну истину: враг может убить русского человека, но не победить. Победить его просто невозможно.

Иван Плужников – последний защитник Брестской крепости и за свое мужество, отвагу и стойкость он заслужил уважение не только у соотечественников, но даже у врагов. Но для него это уже не имело никакого особого значения, Иван погиб настоящим, прославленным героем.

Произведение оставляет после себя неизгладимые впечатления. События развиваются таким образом, что совсем юный парнишка проходит путь от испуганного неопытного курсанта до настоящего умудренного опытом героя. Современное поколение должно помнить своих героев, таких как Иван Плужников, которые самоотверженно сражались с немецкими захватчиками, не жалея себя, не ропща на судьбу и вышли победителями во имя нашего светлого будущего и мира во всем мире.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Васильева В списках не значился

По роману Васильева В списках не значился

Популярные сегодня темы

  • Эзопов язык в произведениях Салтыкова-Щедрина (сказках, баснях)

    Форма художественной речи, которая получила название эзопов язык или по-другому иносказание, восходит к далеко незапамятным временам. Ее очень просто связать с именем Эзопа, который является гениальным создателем

  • Портрет Печорина (с описанием внешности) в романе Герой нашего времени

    Образ такого персонажа, как Печорин показан достаточно ярко и интересно. Стоит сказать, что его внешние характеристики и портрет помогают понять героя намного лучше и яснее

  • Композиция романа Пушкина Евгений Онегин

    Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

  • Образ и характеристика Шульговича в повести Поединок Куприна

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» противопоставляет всю царскую армию одному офицеру, сумевшему пойти против всех своих сослуживцев, против установившихся жестоких обычаев, насилия и варварства.

  • Характеристика и образ Анны Николаевны в повести Куприна Гранатовый браслет сочинение

    Образ Анны Николаевны складывается из портретных зарисовок, описания семейного положения и отношений с мужем, упоминаний о роде занятий, черт характера, отношении к природе и жизни.

Произведение «В списках не значатся» описывает все события, которые произошли во время Великой Отечественной войны. А если быть точным, то здесь рассказывается еще и про защиту Брестской крепости. И все это основано только на реальных и достоверных событиях.

Главным героем здесь является молодой и очень красивый парень по имени Николай. Недавно он окончил военное училище. И для дальнейшей службы был отправлен на защиту той самой Брестской крепости. А в это время на нее решили напасть гитлеровцы. А ведь он был уверен практически на сто процентов, что Германия не сможет напасть на советский союз, но оказался не прав. Доехал он до места в четыре часа утра, а уже спустя несколько минут со всех сторон стали разноситься взрыв и грохот. И он понял, что началась война.

В то время Николаю всего было девятнадцать лет, и к таким событиям он был просто еще не готов, но на подготовку времени уже не было, а крепость нужно было защищать прямо сейчас и парню ничего не оставалось, как взять в руки автомат и кинуться прямо в самое пекло войны. Они стояли под защитой крепости и днями и ночами, провизии практически не было, но ребята все равно держались из последних сил. Частенько парень видел, как на его глазах погибали его друзья и ничем не мог им помочь. Он очень сильно паниковал и из-за этого допускал огромное количество ошибок, которые могли просто быть непростительными. Кроме этого он понимал, что отступать дальше некуда и нужно делать все от него зависящее, чтобы помочь другим ребятам отвоевать крепость и не отдать ее врагам.

Но, не смотря на это, среди всей этой жестокой игрой между жизнью и смертью нашлось время на любовь. И только ради этой самой любви Николай и Мирра сражались до последней капли крови и для своего будущего и для будущего своих детей. Вот только война никого не щадит и один неверный шаг или одна ошибка может очень дорого обойтись каждому солдату. Вот и Мирра допустила такую ошибку, за что и поплатилась своей жизнью. Но об этом наш главный герой узнал не сразу.

Парень старался сделать так, чтобы спасти не только свою шкуру, но и шкуры всех солдат, которые защищали крепость вместе с ними. Вот только судьба для каждого уже рассчитана, и обмануть ее никому не удастся. Он старался сражаться до последнего, он ничего и никого не боялся и все для того чтобы защитить свою родину. Кроме этого ему нужно было научиться быть не только расчетливым, но еще и хладнокровным, чтобы первым снять своего врага пока тот не опередил его.

Сочинение 2

Война всегда очень жестока и кровопролитна, она уносит миллионы человеческих жизней, приносит людям невыносимую боль и тяжелейшие страдания. Путь к победе крайне тяжел, и невероятный подвиг, который сумел совершить советский народ в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, навсегда остался в сердцах людей. Память о нем находится в военных произведениях советских писателей. Одним из таких авторов является Борис Львович Васильев, прошедший войну и принимавший участие в боевых действиях.

Повесть «В списках не значился» — одно из наиболее известных произведений Бориса Васильева. Она рассказывает о начальных событиях войны и показывает героическую защиту Брестской крепости русскими солдатами. Главным героем повести является молодой лейтенант Николай Плужников, который в возрасте девятнадцати лет отправляется в Брестскую крепость по окончании военного училища. Он оказывается там в роковую ночь с 21 на 22 июня 1941 года.

Николай, не ожидавший столь раннего начала войны и не имевший боевого опыта, оказывается в настоящем аду. Ему приходится пережить немало ужаснейших событий, однако герой показывает невероятную стойкость, мужество и силу духа. Больше девяти месяцев он защищает Брестскую крепость и выходит наверх лишь узнав, что фашистов разбили под Москвой. «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя её капля…» — говорит лейтенант. Его героизм вызвал уважение и восхищение даже у врагов.

Герой не значился ни в каких списках, и именно осознание своего долга и любовь к Родине руководили его действиями. Николай умер героем и до последнего своего вздоха оставался верным и преданным своей стране. Образ лейтенанта Плужникова является символом всех солдат, героически оборонявших Брестскую крепость. Именно такие стойкие, храбрые и самоотверженные люди каждой своей секундой и каждым своим действием приближали победу СССР.

Все меньше и меньше остается людей, участвовавших в военных действиях и переживших Великую Отечественную войну, однако память о мужественно сражавшихся солдатах и о невероятном подвиге советского народа никогда не исчезнет и навсегда останется в душах и памяти людей.

11 класс

`

По роману В списках не значился

Популярные сочинения

  • Стёпа дрова колет по картинке сочинение рассказ (6 класс упр 517)

    Ребята договорились встретиться после уроков и вместе пойти к Степке домой, чтобы посмотреть на умения хвастунишки. Во время уроков Степа думал только об одном: что же теперь будет?

  • Сочинение по картине Лунная ночь на Днепре Куинджи (3, 8 класс)

    Архип Куинджи написал эту картину в 1880 году, и она сразу же завоевала признание зрителей. Со временем картина изменила цвет, стала тёмной, и уже невозможно различить отдельные детали. На его персональной выставке это была единственная картина.

  • Сочинение на тему Космос

    Существует мнение, что космос или Вселенная, — это мир, который нас окружает. Но после нескольких запусков ракет, человечество стало придавать слову «космос» иной смысл, — это галактическая бесконечность, которая находится за гранью земли.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Васильева В списках не значился

Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Борис Львович спросил её, что это за солдат. А она ответила: «в списках не значился».  И писатель решил, что посвятит повесть солдату Николаю. И назовёт её «в списках не значился».

Произведение «в списках не значился» написана в жанре повести. Она разделена на пять частей. У частей нет названия. Нет глав. Каждая часть посвящена определённому эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.

В основу повести легла не вымышленная история об обороне Брестской крепости. Именно она первой приняла на себя фашистский удар 22-го июня 1941-го года. Штурм начался внезапно. В 4 часа утра, когда офицеры крепости и их семьи мирно спали, немцы обрушились. Сокрушительным прицельным огнём уничтожили практически все склады боеприпасов и гарнизоны связи. Погибло много людей. Однако уже наследующий день после нападения, фашисты получили мощный отпор, что явилось для них полной неожиданностью. Не смотря на активное сопротивление русских защитников, гитлеровцам всё же удалось захватить крепость. Сыграл роль фактор неожиданности и численное превосходство с немецкой стороны. Но и после того, как крепость была захвачена, оставшиеся в живых измученная горстка солдат, продолжала вести бой из развалин.

Николай плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. Он окончил военное училище. Ему светила служба при этом училище. Но Николай захотел обыкновенной службы. Что бы он мог командовать настоящими солдатами, и есть с ними из одного котелка. Желание его выполнили. Отправили на настоящую службу. Но поставили условие, что через год отзовут обратно в училище. Однако война изменила все планы.

Автор ставит героя в различные ситуации. В основном он характеризуется как отважный солдат, который ни за что не сдаст свои позиции. Но также описываются и моменты трусости. Два раза он сбежал с места битвы. И оба этих раза он спасал свою жизнь. В первый раз они убегают вместе с товарищем сальниковым, оставляя сослуживцев справляться самих. За что получает нагоняй от старшего лейтенанта. Понимает, что получил заслуженно. Возвращается в костёл, именно оттуда они убежали с товарищем.

Второй раз он убежал, оставив сослуживца Сальникова сражаться одному против группы немцев. Но в этот раз он убегает, понимая, что ни чем не сможет помочь товарищу. Очень сожалеет об этом. В этот раз он спасает жизнь себе, потому что хочет ещё воевать. Защитить родину от врагов.

Николай Плужников описывается как сочувствующий человек, который ради друзей и родных может сделать всё возможное. Так, во время боёв не хватало не только еды, но и воды. Воду использовали для пулемётов. Даже умирающим её давали «по столовой ложке». Плужников, зная об этом, всё равно приносит добытую в великой опасности воду, тяжело раненому товарищу Владимиру Денищику.

В другой раз, он не бросает на произвол судьбы хромоногую девушку, которая становится его любимой. К сожалению, девушке суждено погибнуть. Но Николай никогда этого не узнает.

А однажды он не выполнил приказ. Не смог застрелить пленного немца. Отпустил его. Хотя незадолго до этого застрелил сослуживца Федорчука. Федорчук пропал. Его пошли искать. Нашли, идущим в плен спокойной походкой, с белой марлей в поднятых руках. Николая волнует не сам факт сдачи сослуживца в плен, а то, как он это делает.

Автор уважает своего героя. Ведь он остался один, потеряв товарищей и любимую. На протяжении многих месяцев один воевал против огромной армии фашистов. В конце он сам умирает. Но умирает как герой. Он, ослепший, с отмороженными пальцами в рванных сапогах, с гордо поднятой головой, идёт к немецкой машине. Идёт на звук мотора. Возле машины падает, принимая смерть. Пока он так шёл, все собравшиеся вокруг немецкие солдаты и даже сам генерал, отдавали ему честь.

В повести, как и во многих произведениях военной литературы, затронута тема самоотверженности. Тема любви к родине. Полна боли, горечи, а вместе с тем почтения и славы героям того времени.

2 вариант

Борис Васильев считается самым выдающимся писателем в стиле военной поэзии. Талант и опыт его очень ярко описывает всю тяжесть, и реализм военного времени. Быт того времени и приоритеты людей чтобы выжить.

Данное произведение описывает события самого начала Великой Отечественной войны. Первые затяжные бои, битва при обороне Брестской крепости, которая не пала под натиском захватчиков.

А также роман описывает понятия как любовь, долг, предательство и преданность. Ведь это все из чего состоит жизненный цикл обычного человека, а во время военных действий эти черты каждого человека просматриваются еще куда сильнее.

Роман нам повествует о молодом лейтенанте из училища, которого направили на службу в Брестскую крепость. Но, не успев доложить о своем прибытии на службу, началась война. Именно на пути в штаб Брестской крепости его и застает врасплох война. Совсем еще юный и не знающий как вести себя в экстренных ситуациях, мальчишка принимает бой. Во время этих событий он однажды от испуга чуть не подается в бега, но сила воли, чести и отваги не позволили ему это сделать и он остается противостоять врагу.

Именно там он знакомится с боевыми товарищами. За очень короткий промежуток времени сам лейтенант превращается в мужчину, который уже прошел не одну войну. Его товарищи также были еще юнцами, но после нескольких месяцев обороны стали мужчинами с большой буквы. Но по воле случаев его оба товарища гибнут для того чтобы спасти ему жизнь.

Лейтенант впервые встречает маленькую девочку, которую зовут Мирра. Эти два молодых создания влюбляются друг в друга, но война рушит все их планы на совместное существование. Эта любовь была так сильна и чиста, что могла бы одной своей силой только покончить с этой войной. Мирра попадает в плен и умирает от частых избиений охранников. И в последние мгновения своей жизни она не забывала думать о своем любимом и о ребенке, которого носила в себе.

Также роман очень хорошо описывает темные стороны человеческой сущности, которая готова на все, чтобы остаться в живых. Таких персонажей было несколько. Один из них был еврейским заключенным, который просто покорился захватчикам и стал их рабом, что бы сохранить свое существование хотя бы на день. И были предатели решившие сдаться и с командующего круга, но главный герой пресек это на корню, убив предателя в спину.

Финал конечно очень печален после долги месяцев сражений, ослепший, изголодавшийся и промерзший лейтенант сдается после того как узнает что Москва еще не взята фашистами. Но захватчики очень гордятся боевым духом, которого они так и не сломили.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Васильева В списках не значился

Анализ произведения Васильева В списках не значился

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о поэме Пушкина Медный всадник

    Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской литературы невероятное множество шикарных произведений. Одним из них является поэма «Медный всадник». Отзыв о ней представлен в этой статье.

  • Сочинение на тему Забавы осеннего ветра

    Каждое явление осени по-своему уникально. Именно в эту пору заметны косяки улетающих птиц, суета животных в подготовке к зиме. А цветовая гамма листвы, травы просто необыкновенна.

  • Сочинение Окружение человека

    То, что человек строит своими руками, после пребывает в этом состоянии или окружении. Именно об этом сказал К. Кейс, размышляя о сущности человека, его предназначении и способности изменить мир.

  • План рассказа Кентервильское привидение Оскара Уайльда

    Рассказ начинается с того, что американский посол Хайрам Б. Отис вместе со своим семейством покупает замок у английского лорда Кентервиля. Вместе со старинным замком семья приобретает и живущее в нём на протяжении нескольких веков, привидение.

  • Сочинение Кому на Руси жить хорошо в наше время?

    Николай Алексеевич Некрасов, является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведение было опубликовано в печать свыше 140 лет назад. В нём описывается, насколько была тяжела жизнь

  • Сочинение в речи героя достоевского алеши карамазова были слова сочинение
  • Сочинение в публицистическом стиле на тему экология
  • Сочинение в современном обществе целый океан проблем сочинение
  • Сочинение в публицистическом стиле на тему памятник культуры родного города
  • Сочинение в нашем классе когда то висели картины