В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.
Каким будет ОГЭ 2022 года
Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.
ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:
- устной (февральское собеседование);
- письменной (собственно, сам экзамен).
Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:
- Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
- Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
- Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.
Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.
Задание №1 – изложение
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:
В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.
Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:
- При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
- При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
- Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
- После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
- Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.
Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.
Критерии оценивания изложения
Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.
Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:
- изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
- каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
- в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).
Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Содержание изложения | 2 |
К-2 | Сжатие исходного текста | 3 |
К-3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.
Приемы сжатия текста
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
- исключение;
- обобщение;
- замена.
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения — простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи — косвенной;
- части текста — одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Видео-урок
Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.
Читайте также:
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
- Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане
Автор Андрей Измаилов На чтение 29 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Стили речи — системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей; четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный — и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определённые средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причём их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознаётся при сопоставлении с нейтральными средствами.
Стили речи реализуются в определённых формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи — типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности (ср. монологический жанр публицистическойстатьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (ср. устный жанр доклада и письменный жанр статьи). В основном каждый жанр речи принадлежит к определённому стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), интервью(публицистическое и официально-деловое).
Предмет: Русский язык
- Королёва Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы
Разделы:Русский язык
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.Цели урока: Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.Ход урока1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2. Фронтальный опрос.
Учитель:
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
3. Проверка д/з:
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Разговорный | Научный | Официально-деловой | Публицистический | Художественный | |
Цель (зачем?) | Обмен мыслями, впечатлениями, общение | Сообщение, передача научной информации | Точная передача деловой информации | Сообщение, воздействие на слушателей или читателей | Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) | Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания | Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги | Официальная обстановка; деловые бумаги | Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях | Художественная литература |
Особен-ности | Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты | Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств | Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность | Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности | Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей |
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы…
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький…
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением…
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать…
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Фронтальный опрос:Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая играУчитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.
Общеупотребительная | Книжная | Разговорная |
Верх | Вершина | Макушка |
Препятствие | Преграда | помеха |
Бояться | Опасаться | трусить |
прогнать | Изгнать | выставить |
волноваться | Тревожиться | психовать |
лицо | лик | морда(просторечное) |
– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?
– Проверяем все (самопроверка)
Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)
5. Самостоятельная работа ( в группах)
Инструктаж перед с/р.:7
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используетсяданный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
– Вы согласны?
6. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
7. Домашнее задание.
Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите
(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.
8. Редактирование текста.Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.Текст № 1:К какому стилю относится данный текст?Какие нарушения лексических норм вы обнаружили втексте. Исправьте.
Киев… основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.
(Из тетради по истории ученика 6-го класса).
Текст №2.Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи
Заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
А.Соколов. 10 июля 2010 г.
24.12.2011
Стили речи – это исторически закрепленные в языке формы речи, свойственные различным видам общения. Каждый стиль характеризуется своим набором речевых средств, уместен в определенной сфере, имеет собственные жанры, цель употребления.
Какие бывают стили речи? Давайте подробно рассмотрим их классификацию.
Разговорный. Это стиль, на котором мы общаемся повседневно в бытовой жизни. Ему свойственная разговорная лексика, большой набор эмоционально окрашенных слов (например, «пацан», «классно» и т.п.). В разговорной речи допустимо употребление неполных предложений, значение которых понятно из контекста, неформальных обращений. Жанрами стиля могут быть беседа или разговор (устные формы), записки, письма (письменная форма).
Художественный стиль. Его назначение – воздействовать на читателей, формировать их чувства и мысли, используя самые разные образы. Жанры этого стиля – проза, драма, поэзия. Для того чтобы передать образы, писатели используют все стили речи, все богатство русского языка.
Научный стиль предназначен для объяснения научных трудов, а его сферой употребления является научно-исследовательская деятельность. Отличительным признаком научной речи является обилие терминов – слов, имеющих единственное, максимально-точное, исчерпывающее значение. К жанрам науки можно отнести доклады, учебники, рефераты, научные труды.
Официально-деловой стиль предназначен для общения граждан с учреждениями или учреждений между собой. Для этого используются протоколы, служебные письма, законы, предписания, объявления и т.п. В этом стиле очень много штампов (устойчивых выражений), деловой лексики, официальных обращений.
Публицистический стиль имеет строго определенную цель. В переводе с латыни слово обозначает «государственный», «общественный». Он нужен для:
- пропаганды идей;
- влияния на общественное мнение;
- передачи важнейшей информации с одновременным влиянием на человека;
- внушения идей, взглядов;
- побуждения к определенным поступкам;
- агитации.
Сферой употребления данного стиля являются культурные, общественные, экономические, политические отношения. Его используют в СМИ, ораторских выступлениях, агитационной и политической сфере. Особенности публицистического стиля речи заключаются в
- логичности повествования;
- образности речевых средств;
- эмоциональности выступлений;
- оценочности повествования;
- призывности выступлений.
Вполне естественно, что эмоциональной окраске стиля соответствуют не менее эмоциональные языковые средства. Здесь широко используется политическая и общественная лексика, самые разные виды синтаксических конструкций. Допускается употребление призывов, лозунгов, побудительных предложений.
Жанры публицистики:
- интервью;
- очерки;
- репортажи;
- статьи;
- фельетоны;
- речи (ораторские, судебные);
- выступления.
В некоторой степени публицистический и научный стили речи близки. Оба должны отражать только проверенные факты, быть достоверными, строго обоснованными, конкретными.
Некоторые статьи или выступления публицистики даже строятся по подобию научного текста. Выдвигается тезис, за ним следуют аргументы, факты, примеры. Затем делается вывод. Но, в отличие от научного, публицистический стиль характеризуется высокой эмоциональностью, напряженностью, а часто и личным отношением к происходящему.
К сожалению, современные журналисты не всегда выполняют требования, обязательные для публицистов. Часто их статьи основываются на непроверенных данных, а для создания сенсационного материала часть публицистов использует заведомо ложные сведения.
Строя свою речь, обращаясь к кому-то, создавая художественный или научный текст, нужно помнить: части речи придуманы не случайно. Умение передавать свои мысли точно и уместно характеризует человека как образованную, культурную личность.
#Научно-исследовательская работа#Наука#Оформление работ
При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем. Содержание:
Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.
Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:
- предварительное обдумывание высказываний;
- монологический характер;
- строгий отбор языковых средств;
- тяготение к нормированной речи.
Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства:
- специализированные слова (в том числе термины);
- специфическая фразеология;
- сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова);
- конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.
Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:
- Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
- Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
- Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком.
- Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
- Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
- Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.
Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:
- Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
- Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
- Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
- Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
- Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
- Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.
Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения.
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:
Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).
Пример:
Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.
Пример:
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.
Пример:
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.
Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.
- В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
- В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
- Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.
В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.
Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:
Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.
Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:
Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.
Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:
Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).
Из учебника о животных:
На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.
Из медицинского пособия:
Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.
Это интересно:Самообразование. Часто задаваемые вопросы и ответы на нихНужно ли читать учебники? Как читать эффективно15 приложений, которые помогут быстрее писать сочинения, статьи, да что угодно!Как учиться в 2 раза быстрее с техникой Фейнмана При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник. of your page –>
Сколько стоит учебная работа на заказ?
Категории: #Дипломная работа#Реферат#Отчет по практике#Вопросы#Курсовая работа#Контрольная работа#Рецензия/отзыв#Бизнес-план#Дипломная MBA#Эссе#Речь на защиту#Научная статья#Магистерская диссертация#Кандидатская диссертация#Докторская диссертация#ВКР#Научно-исследовательская работа#Лабораторная работа#Лайф-хак#Microsoft Word#Доклад#Работа/подработка#Наука#Абитуриенту#Выпускнику#Сочинение#Студенческая жизнь#Тесты и головоломки#Тесты#Оформление работ#ВУЗы#Экзамен#Зачет#Обучение за рубежом#Чертеж#Повышение квалификации#Презентация#Второе высшее#Помощь студентам#Преподаватель#Самоизоляция#Антиплагиат#Дистанционное#Задачи#Все категории
Часто у начинающих авторов возникает вопрос — как правильно написать? Именно для этого нужно рассмотреть стили текста. Существует несколько основных типов, которые необходимо уметь определять. Особенно важно грамотно выбрать стиль при общении с читателем, так как книга не способна показать мимику и эмоции.
Основные стили речи
Выделяют 5 основных стилей речи в русском языке, которые формируют текст для определенной ситуации. Вот какие бывают стили текста:
- Научный;
- Публицистический;
- Художественный;
- Официально-деловой;
- Разговорный.
Любой созданный когда-либо текст так или иначе поддается классификации и относится к одному из видов. Манера повествования напрямую зависит от нескольких факторов:
- Цель;
- Место и ситуация;
- Ожидаемая реакция.
Про любую отдельно взятую проблему или предмет можно написать пять разных по стилю текстов. Например, если редакцией получено задание создать материал про микроволновую печь. Вооружившись пером и чашкой кофе, можно написать пять отличных от друг друга текстов. Для лучшего понимания примеры размещены в таблице.
Жанр текста | Где можно употребить |
Научный | Статья-обзор главных свойств и характеристик, сравнение с моделями-конкурентами, описание нововведений и так далее. |
Публицистический | Заметка или коротенькая seo -статья для блога или платформы в интернете. |
Художественный | Абзац про микроволновую печь в рассказе, с добавлением описаний, сравнений, метафор. |
Официально-деловой | Запрос на предоставление информации о товаре, заявка о партнерстве с выбранной компанией. |
Разговорный | Запись в личном интернет-блоге, пост в социальной сети. |
Чтобы лучше понимать структуру и ключевые особенности повествования, можно иногда проводить так называемую языковую тренировку — выбирать определенную тему и писать тексты во всех жанрах.
Такая зарядка не только закрепит материал, но и разовьет фантазию и авторское чутье.
Особенности научного жанра
Первое, что характеризует научный стиль, — это особое, сухое изложение. Такое повествование уместно в ученых кругах — профессора и исследователи публикуют свои материалы именно в этом стиле. Самый узнаваемый пример — школьные учебники, энциклопедии и статьи в университетских альманахах. Для научного стиля характерно использование специальной терминологии, наличие тезисов, доказательств, аксиом и так далее. Текст подается без эмоциональной окраски — просто изложение фактов и гипотез.
Пример 1.
Читайте также: Красивое поздравление девушке с днём рождения в стихах
После проведения эксперимента можно сделать следующие выводы: объект не растворяется в воде, имеет неоднородную структуру, меняет цвет при тепловом воздействии свыше 700 К. Последующие исследования будут проводиться исходя из полученных результатов данного эксперимента.
Пример 2.
В условиях общественной деформации наблюдается факт роста подростковой преступности. Такая тенденция была доказана рядом исследователей, которые занимались изучением психоэмоциональных характеристик у подростков в местах заключения.
Рост агрессивных и общественно опасных деяний обусловлен рядом причин, которые будут приведены ниже.
Публицистический стиль
Этот стиль считается языком средств массовой информации. Все статьи, очерки, репортажи, интервью написаны именно в публицистическом стиле. Из самого названия можно сделать вывод, что такое изложение так или иначе воздействует на публику. Статьи, опубликованные в том или ином издании, всегда яркие, кричащие (чтобы на них обратили внимание читатели).
Авторы при написании не только опираются на факты, но и высказывают свою точку зрения. Отличительной чертой публицистического стиля является авторская оценка. Например, одно и то же событие два журналиста могут описать по-разному.
Примеры текстов в публицистическом стиле:
-
В деревне Подворье простой рабочий Алексей Выдумкин вывел новый вид куриц, которые несут золотые яйца. Птицы живут в большом хлеву и с завидной стабильностью делают Алексея богаче. Такое масштабное открытие прославило не только героя, но и захудалую деревушку. Сегодня на место эксперимента прибыли репортеры из столицы, чтобы узнать подробности процедуры выведения. Такие предприимчивые и гениальные люди — гордость для нашей страны!
- Деревню Подворье заполонили репортеры из столицы. Дело в том, что рабочий Алексей Выдумкин, руководствуясь собственными корыстными целями, вывел куриц, которые производят для своего хозяина золотые яйца. Бедные птицы вынуждены ютиться в мрачном хлеву и подвергаться издевательствам со стороны экспериментатора. Жестокое обращение с животными ради выгоды — позор для человека нашей страны!
Особенности книжного стиля
Этот тип встречается в каждом романе, рассказе, сказке и так далее. Писатели вволю выкручивают предложения и слова для создания наиболее точных сравнений, для передачи настроения и эмоционального состояния своих героев. Этот вид характеризуется полной свободой выражения. Как будет построено повествование, зависит только от умения и стиля автора. Например, тексты Л. Н. Толстого наполнены метафорами, длинными многострочными предложениями, аллегориями и восклицаниями. А в романах С. Д. Довлатова предложения чрезвычайно коротки, повествование точечное и отрывочное, практически без эпитетов.
Читайте также: Особенности развития плода на 16 неделе беременности
Пример 1
Он проснулся от какого-то нелепого шороха, залетевшего в маленькую квадратную комнатку через окно. Сердце начало колотиться, пробуждая весь организм. И зачем он проснулся? Мысли медленно перетекали, смешиваясь в общий неосознанный бред. Жена недовольно причмокнула и толкнула в бок.
— Что ты опять вскочил? — послышалось ворчание.
— Не знаю, — ответил он в темную пустоту.
— Так, приснилось что-то.
— Вечно ты вздрагиваешь и будишь меня.
Он улыбнулся и закрыл глаза, притворившись вновь спящим. Воспоминания о недавних походах в Тайгу вдруг показались яркими зелеными картинками. Как же он скучал по этому хвойному воздуху, по скрипучему лесному настилу, по птичьим ссорам. Как же он скучал.
Пример 2.
Катя вышла во двор. Потянулась и посмотрела в огород. На грядках, скрючив спину, работала бабка. Небось встала с первыми петухами. По морщинистому лбу тек пот. Каплями. Большими каплями. Катя оправила короткое платье, заплела волосы в тугую косу и пошла к бабке. Как же не охота просидеть целый день в огороде! Делать нечего. Надо сажать.
Официально-деловой
Этот тип можно встретить в документации, отчетах, заявках, официальных письмах, жалобах и благодарностях. Стиль сходен с научным, так как язык повествования сухой, строгий, точный. Документация должна охватить все детали, рассмотреть все нюансы и так далее. Информация не может иметь двойного смысла и скрытого посыла, все данные должны четко следовать действительности. Помимо всего вышеперечисленного, в официально-деловом стиле часто встречаются местоимения первого и второго лица.
Пример 1.
Я, Иванов Петр Олегович, выражаю благодарность сотрудникам предприятия ООО «КЛАСС», в том числе Катаеву О. Д. и Бросову В. В. за перевыполнение годового плана и за достижение высокой оперативности в рабочем процессе. В качестве поощрения сотрудникам выписывается премия согласно условиям коллективного договора ООО «КЛАСС».
Пример 2.
Объяснительная записка от 02.04.2017 директору компании ООО «Вест» Юрию Сергеевичу Управлялому. Я, Сидоров Михаил Игнатьевич, не вышел на работу 01.04.2017 по неуважительной причине. С перечнем взысканий ознакомлен.
Читайте также: Процесс овуляции и его проявление
Разговорный тип
Чаще всего этот тип можно встретить на просторах интернета. Многочисленные блоги и сообщества по интересам в основном функционируют при помощи свободного, приближенного к жизни языка. Такое повествование характеризуется раскованностью, экспрессивностью и эмоциональностью. Нередко авторы используют жаргонизмы. Еще такой тип можно встретить в описании продающихся товаров, когда рекламодатель призывает купить, использовать, оценить продукт.
Примеры текстов в разговорном стиле речи:
-
Хей, друг! Если ты видишь этот текст на экране своего крутого смартфона, значит, ты рубишь фишку! В этой группе я рассказываю про драйв, скорость, экстрим и все самое острое и прикольное! Я не могу жить без ветра в волосах, и если ты здесь, значит, ты в теме, значит, ты со мной! Я бросаю вызов этому мирку. Байк, скейт, паркур, хип-хоп — мне все равно. Если это заставляет меня двигаться, значит, это точно круто! Вливайся вместе со мной!
- Сегодня я поняла, насколько прекрасна наша Земля. Вы только представьте, что ее вдруг не будет. Перелетим мы все на Марс, и что дальше? Будем ползать в этих душных скафандрах и скучать по бескрайнему голубому небу и чистому воздуху, который можно вдохнуть так сильно, что закружится голова. Земля так красива. Все в ней прекрасно. И пустыни, и леса бескрайние, и даже тундра, да. Когда я выхожу на улицу и просто смотрю по сторонам, становится так классно на душе, потому что вот она, моя Родина, моя планета Земля. Думаете, я ненормальная? Пусть так.
Главное при написании любого текста — опираться на два фактора:
- Ситуация.
- Аудитория.
Необходимо понимать, для чего создается тот или иной текст, в каком формате он будет смотреться выигрышнее всего. Важно определить язык предполагаемой аудитории, ее интересы и предпочтения.
Если приведенные выше факторы будут учтены, текст можно будет с легкостью прочитать, и популярность такого материала будет только расти.
Originally posted 2018-05-29 08:36:01.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Неформальное общение в неофициальной обстановке — самое распространенное описание этого функционального стиля. Примеры текстов разговорного стиля речи содержат просторечную лексику, а информация в них подается преимущественно по бытовым вопросам.
Устный вариант стиля используется в повседневной речи. Вот почему и письменный зачастую реализуется в диалогах.
В данной статье дается соответствующее определение, рассказывается об особенностях, а также рассматриваются примеры текстов разговорного стиля речи.
Особенности
Тот стиль, в котором каждый из нас выражает свои мысли, эмоции и чувства, и есть разговорный. Для него характерно отсутствие языкового отбора. Это связано с тем, что в большинстве своем люди «сначала говорят, а потом думают».
В то же время разговорный стиль всегда содержит оттенки личности говорящего — он допускает сленг, жаргонизмы и прочее, не присущее таким строгим стилям, как деловой или научный.
Пример разговорного стиля речи, маленький текст:
— Пробовала? — я взглядом указала на сыр. — Папа сказал, что вкусный.
— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!
— А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, — рассмеялась я.
В нем ярко выделяются сленговые выражения, неприменимые нигде более, чем в обыденном диалоге.
Следует учитывать, что на разговорный стиль в большой степени влияют и внеязыковые факторы: весомое значение имеют как мимика и жесты, так и окружающая обстановка, и т. п.
Признаки разговорного стиля:
- простота;
- конкретика;
- насыщенность эмоциями, иногда чрезмерно, экспрессия;
- образность.
Примеры текстов разговорного стиля речи можно получить, просто записав бытовой разговор, допустим, между соседями или покупателем и продавцом в булочной.
Влияние непринужденной обстановки общения
Чем непринужденнее обстановка, тем больше свободы речи. Она становится эмоциональнее, широко используются просторечные выражения.
Не редкость для этого стиля — и упрощение словоформ, выпадение гласных, удвоение слов, и употребление суффиксов субъективной оценки — первые два признака особенно усиливаются при ускорении темпа речи.
А. П. Чехов, «Месть»
Хорошо иллюстрирует особенности рассматриваемого стиля Антон Павлович Чехов в своем произведении «Месть» — это наглядный пример разговорного стиля речи. Маленький текст монолога уже многое может сказать по данной теме.
Персонаж рассказа начинает говорить с экпрессивного: «Отворите же, черт возьми!» Следует учесть, что никакой другой стиль не допускает ругательств. Следующее его предложение не менее показательно: «Долго ли ещё мне придется коченеть на этом сквозном ветру?» Его построение отрывисто, манера передачи информации проста и незатейлива. Таков разговорный стиль речи. Примеры текстов из литературы не зря были начаты именно с «Мести» Чехова.
Черты разговорного стиля
«Месть» показывает и характерные черты разговорного стиля:
- предпочтительность вопросительным и восклицательным предложениям перед повествовательными;
- использование междометий;
- личные местоимения и глаголы сводятся к форме первого или второго лица.
Письмо А. С. Пушкина к его жене
Письмо, которое написал 3 августа 1834 года Александр Сергеевич своей жене, Наталье, — это тоже небольшой текст разговорного стиля речи (примеры разбиты на предложения для рассмотрения их в большей детализации).
Известный поэт начинает его с таких слов: «Стыдно, женка». Это обращение — явная просторечная лексика, что используется в каждодневном обиходе. Предложения: «Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтобы видеть скверных актеров, скверно играющих старую скверную оперу?» и : «Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура», — содержат все элементы разговорного стиля речи, такие как:
- оценочные словообразовательные суффиксы (городишко);
- инверсия порядка слов в предложениях;
- употребление множественной формы для слова, которое на самом деле по правилам русского языка ее не содержит (Калуга — по Калугам);
- большинство глаголов употреблено в настоящем времени.
Лексические средства
Разговорный стиль речи (примеры текстов короткие будут еще рассмотрены по ходу статьи) задействует следующие лексические средства:
- фразеологизмы;
- уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- экспрессивно-эмоциональная окраска лексики;
- слова-стяжения и усечения;
- суффиксы субъективной оценки.
Стандартные конструкции и типизированные формы
В повседневной жизни преобладает спонтанная речь, неподготовленная — люди привыкли выражаться, не заботясь о словоформах и не вдумываясь в них. Потому нередко, и даже часто, можно услышать стандартные конструкции, определенные стереотипы для каждой конкретной ежедневной ситуации. Если рассматривать краткий текст разговорного стиля речи, примеры из магазина будут следующими: «Печенья грамм триста… Взвесьте на десятку. Дайте, пожалуйста, упаковку масла». Из общественного транспорта: «Вы на следующей выходите? Мне на остановку Дирижаблей, где мне выходить? До Тракторов довезете?»
Формы этикета также обязывают. Ведь если речь неподготовлена и менее официальна, это не означает, что она груба и исключительно невежлива.
«Здравствуйте, добрый день, как дела, что нового», — вот еще устоявшиеся конструкции, которые не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей — в 99% случаев будет содержать эти выражения.
Индивидуальность
По той же причине спонтанности, описанной в предыдущем абзаце, речь приобретает индивидуальность и своеобразность. Так, даже стереотипных форм и конструкций бесчисленное количество, и в разные времена те или иные входят в моду в определенных кругах или, напротив, выходят из нее, делаются устаревшими, потом, однако, порой возвращаются. Но неофициальная обстановка общения не ставит формальных границ — люди могут использовать или не использовать привычные и устоявшиеся выражения по своему выбору. Нетипизированные средства являются тем, что передает характер речи говорящего.
«Хроники драконов»
Юлия Галанина в своих «Хрониках драконов» может похвастаться уникальной атмосферой, ведь она использовала не только в диалогах, но и во всей книге разговорный стиль. Вот примеры текстов короткие:
«А мне как всегда больше всех надо. Кроме меня ни одна дура на забор не полезла».
«А драконы — штука опасная. И вредная, и противная, и откровенно эгоистичная, а ещё дракон!»
Фонетика
К языковым средствам, которые используются на фонетическом уровне языка в разговорном стиле, относят две основные черты:
- Упрощение, усечение, сжатие, то есть неполный тип произношения. Это не обязательное свойство, которое может иметь разговорный стиль речи. Примеры текстов (5 класс, между прочим, в некоторых регионах изучает эту книгу по школьной программе) — «Гарри Поттер и Философский камень», «Гарри Поттер и Тайная комната» и остальные части этой серии. Черта просторечия ярко выражена у персонажа Хагрида. Цитата из «…узника Азкабана»: «Он перво-наперво нынче же утром… отказался от должности. Не могу, грит, подвергать риску, ежели… ну, еще раз такое выйдет.» К сожалению, русские переводчики не в полной мере передали все упрощенные словоформы, в оригинальном тексте это больше проявляется, но и в этой цитате уже можно выделить «грит», под которым подразумевается «говорит».
- Интонация как сугубо индивидуальный признак, который эмоциальнально окрашивает любую, даже стереотипную конструкцию. Пример разговорного стиля речи — маленький текст рассказа «Гипотетический случай» автора О’Генри: «Вы будете мистер Финеас К. Гуч?» — сказал посетитель, и в тоне его голоса и интонации заключалось сразу вопрошение, утверждение и осуждение.
Лексика и фразеология
Языковые средства, относящиеся к лексическому и фразеологическому уровню:
- В процентном соотношении речи явно преобладает нейтральная конкретная общеупотребительная лексика, также называемая межстилевой. Она является базой языка. Нейтральная лексика констатирует факт, и потому не имеет эмоциональной и/или экспрессивной окраски. Это и делает ее универсальным вариантом для использования в любом стиле: как разговорной речи, так и в деловой, научной, публицистической. Примеры текстов разговорного стиля речи, в которых есть нейтральная лексика (по существу, авторский язык художественных текстов, кроме, пожалуй, сказки и схожих с ней жанров по большей части только и содержит межстилевые слова) — это «Хамелеон» Антона Павловича Чехова и «Тедди» Юрия Павловича Казакова.
- Нейтральная разговорная лексика. К ней относятся слова наподобие «докторша», «уразуметь» и прочие.
- Терминология: общественно-политическая и общенаучная, номенклатура.
- Эмоционально-оценочная разговорная лексика. Она может нести отрицательную или положительную оценку. Все слова из нее делятся на три группы, из которых: 1) оценка включена в само значение слова; 2) в переносный смысл; 3) в состав слова входят субъективно-оценочные суффиксы. К этой лексике также применим эпитет «экспрессивная».
- Стандартизированные образные средства. К ним относятся метафоры, фразеологизмы, гиперболы и литота. «Мы пьем из чаши бытия с закрытыми глазами» (М. Ю.Лермонтов). Это художественная метафора, разговорные же носят оттенок все того же просторечия. Пример разговорного стиля речи, текст-диалог: «- А он что? — А он, как обычно, говорит, прорвемся! — За кого другого я бы поволновался, а этот и вправду прорвется. — А то! Хитер как лис! Любого облапошит!»
- Профессионализмы и жаргонизмы. Стоит учесть, что каждый пример отрывка разговорной речи на самом деле нередко содержит большинство из приведенных здесь средств: он не может иллюстрировать только одно свойство. Так, приведенный выше диалог кроме метафоры «хитер как лис» также имеет жаргонизм «облапошит».
Морфология
- Именительный падеж встречается чаще всех остальных.
- Преобладают личные и указательные местоимения, а также наречия и частицы.
- Причастие используется редко, деепричастие — почти никогда.
- Границы временных форм размыты. Это значит, что их вольно меняют и используют не в своем значении.
- Встречаются глагольные междометия.
Пример разговорного стиля — маленький текст-диалог, который показательно иллюстрирует морфологический языковой уровень рассматриваемой темы:
— Он ушел туда, — махнул рукой Петя.
— Куда это — туда? — спросил его я.
— Ну, там магазин такой. Продукты. Мама просился скупиться — вот решил сбегать по-быстрому.
— Вот так скок и убежал?- Прямо так и вышло.»
Синтаксис
- В разговорном стиле чаще используются простые предложения, чем сложносочиненные или сложноподчиненные. Их построение характерно неким «нанизыванием» друг на друга, конкретностью передаваемой информации.
- Часто встречаются неполные предложения, в частности в них отсутствуют главные члены.
- Структура нелинейная, порой обрывочная. Перебои интонации и фразы, перестроенные на ходу, — последствия спонтанности речи. Разговорный стиль вполне допускает активное использование присоединительных конструкций, выражающихся во вводных словах и всевозможных частицах.
- Междометные фразы как один из способов выражения мыслей в разговорном стиле.
- Свободный порядок слов — при этом важное обычно высказывается в первую очередь (однако это не обязательное условие).
Литературно-разговорная речь
Разговорная речь в ее первозданном проявлении устная. В художественных произведениях она нуждается в специальных средствах имитации. Автор может и сам писать речью, близкой к разговорной, но чаще он использует ее в беседах между персонажами. Так, каждый герой приобретает индивидуальность.
Небольшой текст разговорного стиля речи (примеры из «Собачьего сердца» Булгакова): «Похабная квартирка. Но до чего хорошо. А на какого чёрта я ему понадобился? Неужели же жить оставит? Вот чудак. Да ведь ему только глазом мигнуть, он таким бы псом обзавёлся, что ахнуть.»
Мы в полной мере рассмотрели разговорный стиль речи, примеры текстов. 5 класс школьной программы предполагает изучение функциональных стилей речи, но разговорный — это тот стиль, который встречается постоянно, повседневно, и в художественных произведениях, и в окружающей среде (прежде всего в ней).
Для того чтобы отобразить разговорный стиль речи, примеры текстов из литературы уже были даны выше. Равнозначно с ними ставились и просто показательные предложения.
Газетный стиль
Где еще применим разговорный стиль речи? Примеры текстов из газет — вопрос куда более спорный. В публицистике и вправду встречаются черты, свойственные ему. Газеты из серии «ближе к народу» и вовсе испещрены стереотипными фразами из обихода. Но все же газетный стиль только с натяжкой можно назвать разговорным в полной мере. Если рассматривается разговорный стиль речи, примеры текстов короткие чаще берутся из художественных произведений.
Психология редактора
04.09.2021
Комментариев нет
В официально-деловом стиле написания статей свои требования. Необходимо отбирать слова и придерживаться манеры написания. Любая информация должна быть полезной и интересной.
Страшным врагом для автора являются канцеляризмы.
Канцелярит — речь, наполненная словесными штампами, шаблонными формулами в официально-деловом стиле. Она выглядит лишенной эмоциональной окраски и искренности.
Таким языком сложно передавать настроение, направлять читателя для совершения каких-либо действий (покупок, подписок, комментирования статьи). Такой язык не сможет создать вирусный текст.
Штампы и канцеляризмы — “враги” русской речи.
Канцеляризмы
Канцеляризм — слово, словосочетание или речевой оборот, который характерен при написании официальных и деловых текстов, но использован в непривычном для него месте (художественное изложение, устная речь).
В литературе мы вместо конкретных слов употребляем художественные обороты, эпитеты. Слово дорога меняем на дорожное полотно. Если такой оборот применяется при написании художественных работ, то это канцеляризм, а вот официально-деловом языке — наоборот.
Из-за лишнего употребления канцеляризмов язык становится не выразительным и тяжеловесным.
Вычурная конструкция не несет смысла, ее можно убрать из текста. Суть останется понятной, канцеляризмы заменяют словосочетание, которое подходит по стилю, влияет на ритм текста.
Виды канцеляризмов
В русском языке существует классификация, которая учит вовремя их распознать и устранить.
1. Отглагольное существительное
В нем присутствуют суффиксы -ени-, -ани- (взятие, вычисление, примирение, принуждение), а также существительные без суффиксов (отгул, пошив).
Иногда авторы еще больше усугубляют оттенок канцелярии. Для этого они используют приставки не-, недо- (недовыполнение). Канцеляризмы не обладают категорией времени, видом, наклонением, залогом, лицом. Сужается их выразительность и сравнение с глаголами.
Пример 1:
Выявление нежелательных ошибок являлось его основной работой.
Кормление и доение коров стояло на первом месте у работников в раннее время.
Канцеляризмы утяжеляют слог. Предложение становится многословным и монотонным.
Отглагольное существительное могут быть двух видов:
- Стилистически нейтральным (понимание, гуляние, стреляние) Окончание слова на «ние» — указывает на то, что действие еще продолжается. Если трансформировать «ние-» в «нье-«, то получиться конечный результат.
- Существительные, тесно связанные с глаголами, которые их породили. Это наименование определенного действия или процесса (написание, чтение, рассмотрение). Такие существительные имеют плохую канцелярскую окраску. К исключениям относится строгое терминологическое значение (лечение, правописание).
2. Отыменный предлог
Официально-деловой стиль расширен благодаря тому, что встречаются определенные слова, например: за счет, в силу, с целью, на уровне.
Их можно употреблять в умеренном количестве, но излишнее скопление может придать тексту нежелательной канцелярской окраски. Отличительной особенностью канцеляризмов является то, что они связаны в тексте с предыдущим видом. Они не могут друг без друга.
Пример 2:
В силу улучшения погодных условий.
За счет принятия закона.
С целью усвоения.
Отыменные предлоги гармонично сочетаются с отглагольными существительными.
Если мы употребим такую связку в начале изложения, то потянем следом все канцеляризмы, а также стоп-слова. Нужно аккуратно использовать словосочетания в тексте, такие слова – настоящий магнит для канцелярской лексики и даже риторики.
3. Шаблонный речевой оборот
Такой вид канцеляризма связан с речевым штампом. Распространенные шаблонные речевые обороты, которые проникли в художественную литературу с официально-делового стиля: на сегодняшний день, на данном этапе, в настоящее время и другие.
Пример 3:
На сегодняшний день все строительные работы идут по плану.
Предложение несет нужный смысл и без оборота. И так понятно, что это настоящее время. По таким критериям можно исключить и другие слова, имеющие массовое употребление.
Речевые штампы
Использование речевых штампов в тексте лишают его ясных, конкретных и индивидуальных свойств. Иногда они мешают читателю уловить смысл.
Шаблонные обороты изменяются с каждым годом, старые заменяются на новые. За этой заменой нужно постоянно следить, чтобы не допустить в своем тексте современных, но пустых предложений.
Речевые штампы — неполноценное слово или выражение, избитое ненужными фразами. Их часто употребляют в устной речи, что придает ей бессмысленность.
Если использовать стереотипное или шаблонное слово, то живая речь быстро становится тусклой и невыразительной. Очень часто рассказчики не учитывают контекст.
Часто можно встретить речевые штампы в СМИ и журналистике. Телеведущие и журналисты считают, что если будут использовать популярные фразы, то их статья станет интересней, будет уникальной статьей. Но это заблуждение.
Штампы в журналистике, примеры: …покажет время, поживем-увидим, имеет место быть.
Речевые штампы и их виды
Речевые штампы делятся на несколько видов.
- Универсальное слово, используемое в разном непонятном и неопределенном смысле. Из-за них теряется конкретика в устном или письменном изложении, а также теряется информация.
- Парные слова, примененные в разговорном тексте, но они не выступают фразеологизмами. К подобным штампам относятся шаблонные мысли, например: бурные аплодисменты.
- Модное слово, фраза, словосочетание, которые распространяются, но со временем, из-за частого употребления теряют оригинальность и становятся шаблоном.
Свойство и характеристика, которые указывают на уникальность предмета, со временем переходят в речевые штампы.
Спорные вопросы о речевых штампах
Некоторые люди считают, что от них нужно полностью отказаться, а остальные — наоборот. Последние уверены, что штампы и канцеляризм придает речи современности, не то что использование архаизмов и историзмов. Нас полностью устраивает несложное повторение речевых фраз, которое автоматизируют процесс речи, облегчает общение.
Основная цель — экономия умственной работы. Поэтому только вам решать как разговаривать.
Чем опасны речевые штампы?
Есть несколько причин, из-за которых стоит отказаться от шаблонных фраз:
- Речь лишается конкретных мыслей и идей.
- Разговор становится блеклым и скучным.
- Люди, использующие такие выражения, становятся не интересными для собеседника.
- Люди, которые применяют в своей речи подобные фразы, со временем теряют оригинальность мысли, теряется также стиль письма.
По культуре и содержательности речи можно сделать вывод о человеке. Речевые штампы используют люди без языкового вкуса.
Исключите из жизни речевые штампы и канцеляризмы. Обогащайте словарный запас, мыслите самостоятельно, говорите выразительно, тогда речь станет эмоциональной, насыщенной и будет нести смысловую нагрузку.
Если вам понравилась статья на Редачим, то оставляйте свои комментарии и не забудьте поделиться интересной информацией с друзьями.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Интересное:
кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам
Присоединиться
Лучшие примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 по текстам из сборников (соответствуют критериям оценивания сочинения ЕГЭ).
NEW!!! Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2021 (03.06.2021г.-04.06.2021)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ И СОВЕСТИ (Кого можно назвать свободным человеком?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Лотмана 2021:О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ (Что такое культурные ценности? )
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.А. Солоухина 2021:ОБ ИСКУССТВЕ (Каковы истоки искусства?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ф.А. Абрамова 2021:ОБ ИСТИННОМ МУЖЕСТВЕ (Какие качества должны быть воспитаны в человеке?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту О.К. Кожуховой 2021:О ДЕТСТВЕ (В чем ценность воспоминаний о детстве?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ (Как нужно относиться к окружающим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака 2021:О МУЗЫКЕ (Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:О ВОЙНЕ (Что объединяло людей в годы войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.Н. Толстого 2021:О ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ (Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О НАСИЛИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ (Как изменить жизнь людей к лучшему?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О МЫСЛИ и СОВЕСТИ (Что помогает человеку стать лучше?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:ОБ ОТНОШЕНИИ К РОДИНЕ (Как человек должен относиться к Родине?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.Н. Афонина 2021: О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ (Какова роль воспоминаний о детстве?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.П. Казакова 2021: ОБ ОТЧЕМ ДОМЕ (Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.М. Симонова 2021: О КОМАНДИРЕ ДИВИЗИИ (Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту М. Глушко 2021: О ГОРЕЧИ УТРАТЫ (Для чего нужна утешительная ложь?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.М. Шукшина 2021: О РОДИНЕ (Как проявляется любовь к Родине?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Н.И. Батыгиной 2021: ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (В чем проявляется доброта человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021: О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (В чем заключается сила материнской любви?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.В. Корчагина 2021: О СТРАХЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Как трудности раскрывают характер человека?)
Будем обновлять страницу по мере поступления текстов.
Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2020 (06.07.2020г.-07.07.2020)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Пескова 2020:О ДНЕПРЕ (как война влияет на людей?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О КРАСОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (в чем заключаются красота и сила русского языка?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2020:О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (всегда ли материнская любовь должна быть заметна окружающим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВООБРАЖЕНИИ (какова роль воображения в любом деле?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богомолова 2020:О ВОЙНЕ, ПОЭЗИИ, ПРИРОДЕ (Что особенно ценит человек, прошедший через ужасы войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВЕЛИЧИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (В чём заключается величие русского языка?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Горького 2020:О СВОБОДЕ МЫСЛИ (Какой человек может обладать свободой мысли?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лиханова 2020:О ВОСПИТАНИИ, ЛЮБВИ (Как нужно воспитывать подрастающее поколение?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Солоухина 2020:О РАЗРУШЕНИИ ПАМЯТНИКОВ (К чему приводит уничтожение памятников?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова 2020:О ТАЛАНТЕ ПИСАТЕЛЯ (В чем заключается истинность таланта литератора?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Крупина 2020:О РОЛИ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ (Какое значение для человека имеют детские воспоминания?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ильина 2020:О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ (В чём заключается русский национальный характер?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина 2020:ОБ ИСКУССТВЕ (Какие эмоции возникают у человека, соприкоснувшегося с произведениями искусства?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Философова 2020:О ЧЕХОВЕ (В чем заключается гений А.П. Чехова?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Екимова 2020:О КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Что дает человеку классическая литература?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кожуховой 2020:О РОДИНЕ (Почему человек стремится вернуться на родину?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В. Белова 2020:О КРАСОТЕ МИРА (В чём заключается красота мира?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Сагаловича 2020:О ПАМЯТИ (Почему молодое поколение «забывает» о подвиге героев Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гроссмана 2020:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ НА ПРИРОДУ (Как война влияет на природу?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Москвина 2020:О РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЕ (В чем проявляется забота родителей о детях?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2020:О НАРОДНОЙ ЖИЗНИ (Почему важно знать и помнить историю и традиции своего народа?)
Другие темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2021, по которым написаны образцы:
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гришковца:О ПРОФЕССИИ(каковы критерии выбора профессии?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова:О ТАЛАНТЕ (в чем проявляется истинный талант писателя?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Васильева:О ПРИРОДЕ (как нужно относиться к природе?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лотмана: О КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА (что определяет культуру человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ЗАДАЧАХ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА (что является главной задачей культурного человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Легасова: О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ(какие люди двигают технический прогресс?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Мольца: О СЧАСТЬЕ (как обрести счастье?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ВОЙНЕ (как война влияет на жизнь человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гениса: О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ (что важнее: настоящее или будущее?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О ДРУЖБЕ (для чего человеку нужен друг?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: ОБ УТРАТЕ МИЛОСЕРДИЯ (почему исчезает милосердие?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Астафьева: ОБ ОТНОШЕНИИ К ПЛЕННЫМ НА ВОЙНЕ (как русские солдаты относились к пленным на войне?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого: О НЕСЧАСТЬЕ (почему люди бывают несчастны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского: ОБ ОТНОШЕНИИ ПИСАТЕЛЯ К ИСКУССТВУ (как прозаик должен относиться к смежным видам искусств?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Куприна: О ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ДУШЕ (как люди с чувствительной душой относятся к жизни?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ХОРОШЕМ ВОСПИТАНИИ (для чего человеку необходимо хорошее воспитание?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О СТИЛЕ ТОЛСТОГО (в чем особенность стиля Толстого?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Симонова: О ВОЙНЕ (почему война — самое страшное преступление?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ДЕТСКОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА (как ребенок воспринимает окружающий мир?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Каверина: О САМОПОЖЕРТВОВАНИИ (почему люди жертвуют собой ради других?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грина: О СОСТРАДАНИИ К ПРЕСТУПНИКАМ (заслуживают ли преступники сострадания?)