Конспект урока по развитию речи в 7 классе
Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления
Тип урока: комбинированный
Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.
Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.
Ход урока: I Речевая разминка.
– Прочитайте текст про себя.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь… Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…
(Из «Поучения Владимира Мономаха»)
– Какова цель автора «Поучения…»? Как она влияет на интонацию?
– Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?
– Как лексика влияет на тон текста?
-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензируют)
II Работа по теме.
1. – Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.
разговорный
Стили речи художественный
книжный научный
официально-деловой
2. – Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем – публицистическим – и выявить его стилевые черты и языковые особенности.
– Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.
– Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.
– Какой общий корень имеют слова?
– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
3. – Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
– Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)
– Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)
– К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
– Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)
– Задача публицистики – сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов – доходчивость.
– Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
– Найдите в тексте:
побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
повторы;
однородные члены;
параллелизмы (сходное построение предложений текста).
– Как вы думаете, к кому обращается автор?
– Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)
– Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюётся словами – разговорная лексика).
– Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)
– В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.
– Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:
белая смерть – сахар,
битва за урожай – уборка урожая,
черное золото – нефть,
зеленый щит земли – лес,
королева спорта – легкая атлетика,
голубые дороги – водные пути.
– Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)
– Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
– Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?
В результате работы с текстом должна получиться таблица:
Цель высказывания
Стилевые черты
Языковые средства
Сфера употребления
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей.
Эмоциональность, страстность. Призывность.
Актуальность.
Доходчивость.
Лексические:
– общественно-политическая лексика;
– совмещение торжественной лексики и разговорных
средств;
-антонимы.
Синтаксические:
-побудительные и восклицательные предложения;
риторические вопросы;
-повторы;
-параллелизм;
-ОЧ; обращения;
-использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.
В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ;
в письменной речи: статьи в газетах, журналах.
4. – Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.
– Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.
5. – Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).
Интервью – Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.
В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.
– Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.
(Отзыв, рецензия).
– Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.
(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)
– А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»? (Статья)
6. – Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля – интервью. Слово интервью – английское – это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
-Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)
1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.
2) В основной части – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.
7. Подведение итогов.
III. Задание на дом. 1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь
таблицей.
2. Составить интервью с воображаемым собеседником – киногероем
или героем прочитанного литературного произведения.
Разделы:
Русский язык
Цели:
Образовательная:
практическое овладение навыками публицистического стиля.
Воспитательная:
привить любовь к родному слову.
формирование активной жизненной позиции.
Развивающая:
развитие речи
развитие логического мышления
развитие творческих способностей.
Задачи:
Вспомнить особенности публицистического стиля.
Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю
Обогатить знания о публицистическом стиле
Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.
Форма организации
обучения:
учебно-практическое занятие.
Тип урока
урок применения и закрепления знаний, умений, навыков.
Методы
репродуктивный
частично-поисковый
Необходимые пояснения:
данный урок является вторым в теме «Публицистический стиль»
Оборудование:
видео с записью фрагмента передачи «Вести», «Новости», «Время» и т. д.
комплект из 5 приложений ( см. далее)
Домашнее задание к данному уроку:
Заполнить третий столбик приложения № 1
Сформулировать те вопросы, которые волнуют сегодняшнюю молодежь.
ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Ход урока
I. Учитель (У). – Сегодня мы проводим урок второй урок по теме: «Особенности публицистического стиля». Мы уже много знаем о публицистическом стиле (ПС).
Цель сегодняшнего урока: – научиться определять тексты публицистического стиля – самим попробовать создавать тексты публицистического стиля.
II. – Давайте вспомним, что значит публицистический?
(Общественный, государственный)
Какова цель публицистического стиля? (Ответы учащихся)
Какова сфера употребления ПС? (Выступления на митингах, собраниях, статьи в газетах, журналах, на ТВ)
Если вы упомянули о ТВ, давайте к нему и обратимся. (Идет фрагмент передачи «Вести»)
Как вы считаете, эту передачу можно назвать публицистической? Почему?
III. Теперь давайте проверим домашнее задание.(см. приложение №1)
– Обратимся к III колонке.
– Какие средства языка характерны для ПС?
– Давайте обобщим все, что мы знаем о ПС?
IV. Попробуем применить наши знания практике. Обратимся к приложению № 2
– Прочитайте тексты, находящиеся в приложении №2.
– Докажите, (на одном из текстов), что это тексты публицистического характера? (Ориентируйтесь по таблице)
– Есть ли хоть один текст непублицистического характера?
– Какой текст вы прочитали бы в первую очередь? Почему? (В предложенном материале обязательно должен быть текст с «ярким» названием)
Учитель: заглавие в тесте играет большую роль.
– Ответьте на вопрос, тему или идею отражает заглавие?
Учитель: обратитесь к приложению №4
– Подумайте, по каким из этих заглавий можно предположить, что текст будет публицистического характера?
– Скажите, в публицистическом стиле заглавие отражает чаще всего тему или главную мысль?
Обратимся еще к одной примете ПС: риторическому вопросу.
– Что такое риторический вопрос?
– Приведите примеры.
– Найдите риторические вопросы тексте приложения №5.
Продолжим нашу работу. Обратимся к тексту приложения №6.
– Прочитайте про себя данные предложения. В чем их особенность?
(Все эти предложения являются риторическими вопросами)
Учитель: чтобы осознать важность риторического вопроса, давайте попробуем заменить повествовательные предложения риторическими вопросами (см. приложение №7)
Мы не можем не гордиться тем, что путь к звездам открыла наша страна. (Разве можно не гордиться тем, что …)
Каждый любовался многоцветной радугой салюта. (Кто не любовался многоцветной радугой салюта?)
– Как вы думаете, зачем автор использует риторический вопросы?
v. Ребята, нам предстоит создать текст публицистического характера. На прошлом уроке вы предложили очень много тем. Мы остановимся только на двух из них.
1-й вариант- « Молодежь и наркотики»
2-й вариант-« За чистоту языка»
Запись на доске
Формулировка темы.
Формулировка данной темы в виде проблемного вопроса или узкой темы.
Основной тезис к данной узкой теме
Заглавие.
Ребята, если мы сформулировали тему в виде проблемного вопроса, то какое будет сочинение по типу текста? (рассуждение)
– Какова структура рассуждения?
– Что такое тезис?
– Сформулируйте тезис к каждой из предложенных тем.
1-й вариант. Наркотику противостоять необходимо.
2-й вариант. Ненормативная лексика скорее беда, чем мода.
– Как вы будете доказывать тезис? Где брать материал? (Жизненные впечатления, газеты, журналы, телевидение.)
А теперь поговорим о заглавии.
– Каким оно должно быть? (Выразительным, привлекать внимание)
Придумайте заглавие к своей теме
Заполните всю схему (см. выше: тема, узкая тема, тезис, заглавие)
Ребята, ПС предполагает использование определенной лексики. Обратимся к приложению №8.
-Какие слова и выражения подошли бы к вашей теме? (ответы уч-ся)
Предложениями с обращениями обычно принято заканчивать тексты публицистического характера.
Давайте вспомним, как выделяются обращения на письме?
-Придумайте предложения по следующим схемам.
ИТАК: сегодня мы изучили законы построения публицистического текста и подготовились к созданию такого текста.
Задание на дом: создать публицистический текст, на любую из выбранных вами тем.
Комплект приложений.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Публицистический стиль.
Цель высказывания
Сфера применения
Средства языка, характерные для стиля, примеры.
1. Воздействие на слушателя, читателя.
1 Выступления на митингах, собраниях, съездах,TV.
2. Передача общественно значимой информации.
2. Статьи в газетах и журналах.
3. Побуждение к определенным поступкам, действиям.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
В данном приложении вы можете использовать несколько любых текстов публицистического стиля.( Объем текстов должен быть минимальным)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Граждане пассажиры!
Уважаемые товарищи!
Ребята! Мальчики и девочки! Все, кто учится в школе №98.
Уважаемые ребята, родители, педагоги!
Водители и пешеходы!
Внимание, учащиеся 7 «а» класс
ПРИЛОЖЕНИЕ№;4
Миру – мир
Труд- хозяин земли
Итоги конкурса «Фантазия»
Мальчишки учатся играть.
Весна в моей деревне.
Хлеб – значит жизнь.
Охранять природу -значит охранять Родину!
Помогите найти учителя!
Играть ли мальчикам в войну?
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык? Слово родной – волшебное слово. Оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. (Л. Щерба)
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Мой друг, что может быть милее
Бесценного родного края?
(Н.Языков)
О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я.
(Н. Некрасов)
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Мы не можем не гордиться тем, что путь к звездам открыла наша страна.
Каждый любовался многоцветной радугой салюта.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Общественно- политическая лексика: депутат, делегат, долг, достоинство, цивилизация, рынок, прогресс, гуманизм, договор, реформа образования, социальная справедливость, родина, личность ученика, целеустремленность, колледж, реферат, гимназия.
Фразеология: толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, бить в набат, летать в облаках, играть роль, иметь значение, взять на заметку.
Употребление слов в переносном значении: люди в белых халатах (врачи), второй хлеб (картофель), белое золото (хлопок), дорога знаний, атмосфера доброжелательности, источник знаний, планета детства, белая смерть, слова- «паразиты», движение «зеленых», экологическая безопасность, движение зеленых.
24.03.2010
Мое отношение к разным молодежным организациям
Говоря о молодежном движении, я постоянно будто ставлю себя перед выбором, к какой организации присоединиться. И в то же время рассуждаю, нужно ли это мне.
В годы юности моих родителей существовала лишь одна молодежная организация — комсомол. Мои родители были комсомольскими активистами, однако это никоим образом не помогло им в последующей жизни. Изменился общественный строй — изменилось и отношение к комсомолу. Мои родители очень тепло вспоминают свои комсомольские годы, ведь это были годы их юности. Комсомол воспитывал у них активную жизненную позицию, однако это никак не отразилось на материальном обеспечении нашей семьи. Всю жизнь мои родители тяжело работают, хотя и не всегда получают за это заработную плату. Они обычные трудяги, честные и порядочные люди, но в настоящий момент этого мало. Их, конечно, уважают на работе, но уважением сыт не будешь. Мне хочется жить лучше, чем они. Я хочу хорошо одеваться, иметь хорошую машину, потому что уверен, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Но как достичь всего этого? Нужны ли для этого молодежные организации, если они никоим образом не помогают в жизни?
Несколько лет назад я находился в детской организации скаутов, но мне там не понравилось. Кроме обычных жизненных навыков, которые получает скаут, устав организации требует полного подчинения воли взрослых начальников, даже тогда, когда начальник в чем-то ошибается. Меня не пугает суровая дисциплина, потому что я мечтаю стать военным, но не хочу быть слепым орудием чьей-то воли.
В настоящий момент существует много молодежных организаций, усилилось участие молодежи во всевозможных партиях, однако я не уверен, что это нужно самой молодежи. Иногда лидеры этих самых партий, опираясь на молодежь, достигают многочисленных голосов на выборах, но потом ничего не делают ни для своих избирателей, ни для кого другого.
Меня больше привлекает молодежное движение в целом, как вот: «Молодежь против ядерного вооружения», экологическое движение.
Однако я не уверен, что для этого необходимо куда-то вступать. Мне кажется, что для этого достаточно быть порядочным человеком, быть гражданином. И если каждый из моих ровесников почувствует свою ответственность за судьбу государства, за судьбу будущих поколений, за судьбу человечества, тогда и не будет у нас ни войн, ни чернобылей. И это не высокие фразы. Это осознание своей причастности к миру, а значит, к жизни.
Проблемы экологии и мы
Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. Но приходит время — и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле выросли наши деды и родители, на ней учились ходить мы и предпримут первые шаги наши потомки. Испокон веков защищали эту землю наши предки, берегли ее как самое ценное сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А беря от природы ее дары, люди понимали, что этих богатств будут значительно больше, если они будут беречь природу.
В наше время перед людьми остро стала экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. В результате работы производств загрязнились реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов.
Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над последствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. В результате аварии погибло сотне людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы.
Изуродованная земля, изуродованные люди. Мне кажется, что атомные электростанции вообще нужно запретить, ведь пока они существуют, страна — в опасности.
Осушение болот на Полесье оставило людей без питьевой воды. А у нас в Харькове в результате изменения русла реки появились подтопленные жилищные массивы. Река исчезла, оставив по себе только название. И таких фактов можно навести множество. И вреднее всего, по моему мнению, то, что рядом с хозяевами горя стояли безразличные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Досадно, но таких среди нас немало.
Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учатся только на ошибках? Нужно наконец понять, что человек — это частица большой матери-природы, которую не следует покорять, а нужно жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии — вот в чем заключается патриотизм.
Сергей
Природа – самое ценное что окружает наше человечество еще со времен его зарождения. Она является нашей естественной средой обитания, нашим “родным домом”, а также источником полезных ископаемых, пищи и воды, необходимых для жизнедеятельности человека.
К сожалению, в наше время люди беспощадно истребляют природу, забывая о том, что вместе с природой губят и самих себя, ведь человек и природа – это единое целое, так как невозможно представить себе дальнейшее существование человечества без ценнейших “даров природы”…
Мы просто обязаны хранить, оберегать и любить природу, ведь она дает нам так много необходимого для нашего с вами комфортного существования. Сложно было бы себе представить жизнь современного человека в условиях загрязненной окружающей среды, ведь от этого немаловажного фактора напрямую зависит наше здоровье. Однако многие люди забывая об этом продолжаю загрязнять и истреблять природу. Поэтому государство должно обязательно заботится об охране окружающей среды и предпринимать меры по устранению либо уменьшению факторов, способствующих ухудшению качества природной среды.
Однако каждый из нас также должен помнить о том, как важно охранять природную среду, ведь только от нашего с вами осознания необходимости в этом, будет зависеть дальнейшее состояние нашей окружающей среды и природы.
Автор Андрей Измаилов На чтение 21 мин. Опубликовано
72944 ШрифтAA Нет времени читать?
В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.
Что такое стиль текста
Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.
Его применение зависит от:
- ситуации, в которой используется текст;
- аудитории читателей;
- целей повествования.
Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:
- МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
- За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.
В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.
Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
- Официально-деловой.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
- Научный.
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
- специальная терминология;
- сложные предложения;
- длинные абзацы;
- существительных больше, чем глаголов;
- обезличенность — вместо «я» используется «мы».
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Виды научного стиля
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
Лексические особенности:
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
- стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
- устойчивые выражения — штампы.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.
Виды официально-делового стиля
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
- использование большого количества средств выразительности;
- употребление слов в переносном смысле;
- иносказательность, метафоричность;
- обилие эпитетов и прилагательных;
- образность и эмоциональность.
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.
Разновидности художественного стиля
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.
Для публицистического стиля характерны:
- общественно-политическая лексика;
- логичность;
- образность;
- эмоциональность;
- оценочность;
- призывность.
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.
Жанры публицистического стиля
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
- эмоциональность;
- образность;
- разговорная лексика;
- текст без подбора слов;
- просторечные слова;
- сленг.
Загрузка … Функции разговорного стиля
Как определить стили текста
Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:
- Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
- Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
- Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.
Схема определения стиля речи
Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль:
Примеры текстов разных стилей
Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.
Научный
Вот небольшой текст из учебника физики:
Пример научного стиля
Здесь мы видим специальную лексику:
- «электрическая цепь»;
- «источник напряжения»;
- «потребитель тока»;
- «резистор»;
- «проводник»;
- «напряжение»;
- «нагрузка».
Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».
Официально-деловой
Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:
Пример официально-делового стиля
Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.
Художественный
Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:
Пример художественного стиля
В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.
Публицистический
Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:
Пример публицистического стиля
Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.
Разговорный
В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:
Пример разговорного стиля
Типы речи
Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
Выделяют три типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование
Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
- связано с временным промежутком времени;
- имеет определённую последовательность действий;
- логичность изложения;
- текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
- большое количество глаголов.
В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.
Описание
Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
Состоит из:
- общей характеристики предмета, общего впечатления;
- признаков, деталей;
- общей оценки предмета.
В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.
Рассуждение
Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
Состоит из:
- тезиса — мысль, которую нужно доказать;
- обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
- резюме — итогов, выводов.
Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.
Сравнительные таблицы стилей и типов речи
Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
Стили текста:
Стиль текста | Описание стиля | Функции | Где используется |
1. Научный стиль | Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. | Информационная, обучающая, доказательная. | Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники. |
2. Публицистический стиль | Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. | Информационная, мотивационная. | Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль | Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. | Информационная | Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки. |
4. Художественный стиль | Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. | Информационная, эстетическая. | Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль | Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. | Информационная | Диалоги, личный блог |
Типы речи:
Тип речи | Описание типа | В каком стиле используется | Примеры |
1. Описание | Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. | Во всех стилях | 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель. 2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого. |
2. Повествование | Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. | Художественный, особенно мемуары, воспоминания. Публицистический Разговорный | В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут. |
3. Рассуждение | Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. | Научный Художественный Публицистический | Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка. |
Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.
Популярные материалы Правила написания и лучшие примеры рекламных писем Что такое водность текста и как её понизить Как придумать красивые продающие заголовки
Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – газетно-публицистический (язык газеты); агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.); официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.); массово-политический (выступления на собраниях политического характера).
В свою очередь, каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь весьма ощутимы. К жанрам публицистического стиля относятся:
— очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни обычно с непосредственной их интерпретацией автором (стиль очерка должен быть взвешенным, спокойным, без особого выражения эмоций; объём средний);
— статья – стилистически неоднозначный жанр, это может быть памфлет, очерк или результат совмещения того и другого;
— заметка – краткое сообщение на актуальную тему;
— эссе – общие или предварительные соображения по какому-то поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, непринуждённо, показывая свою индивидуальную позицию;
— памфлет – произведение с злободневным социально-политическим обличением, с моментами сатиры;
— прокламация – печатное воззвание агитационного характера или в форме листовки;
— манифест – воззвание, декларация, обращение, содержащее программу и принципы деятельности организации, партии;
— программа – изложение основных положений и целей деятельности партии, организации, правительства;
— фельетон – острокритический жанр, сатирически или юмористически изображающий какое-то явление или лицо;
— интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы;
— репортаж – оперативное сообщение корреспондента о каком-либо событии, очевидцем которого является в момент сообщения.
Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.
В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного стиля.
Газета, являясь популяризатором знаний в области науки и техники, экономики и культуры, использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи.
Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.
Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей.
Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с целью достижения заранее предусмотренного эффекта.
Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основной более часто является письменная форма.
Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Он применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.
Информационная функция свойственна и другим стилям, например, художественному, но характер информации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение между художественным и документальным кинофильмами.
Воздействующая функция не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.
Жанрами публицистического стиля являются: выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.
Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен, как уже отмечалось, на газетных полосах – это партийные постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.
Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.
Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.
Выразительность газетной публицистики обусловлена ее агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.
Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования. Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью. С этими факторами связан конструктивный принцип публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии. В зависимости от преобладания стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте различают его подстили.
Средства и особенности публицистического стиля >Русский язык и культура речи >
Публицистический стиль связан общественно-политическими, экономическими и культурными отношениями как сферой общественной коммуникации.
Публицистический стиль — определение, адресат, цель, тип коммуникации, автор
Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой — журналист, политик.
Адресат стиля
– широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).
Цель публицистического стиля
—дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.
Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.
Тип коммуникации – общественная.
Жанры и функции публицистического стиля
Наиболее характерные жанры данного стиля — это:
- информационная заметка, информационное сообщение,
- очерк, репортаж, фельетон, интервью,
- публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),
- судебная речь,
- выступление на радио, телевидении и т.п.
Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:
• информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;
• комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,
• гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.
Основные черты публицистического стиля
• сочетание экспрессии и стандарта.
Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.
Например,
Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?
Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;
• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:
(диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).
Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.
Например,
«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.
• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..
Например,
Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.
• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:
В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.
• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.
А еще у нас есть кроссворд и видеокроссворд на эту тему, попробуете?
Наша презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь
Публицистическийстиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём узко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Функции публицистического стиля:
- Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях;
- Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.
Задача речи:
- воздействовать на массовое сознание;
- призывать к действию;
- сообщать информацию.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства.
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Литература
- Linda Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
- Mark Levin. The Reporter’s Notebook : Writing Tools for Student Journalists (2000)
- Buck Ryan and Michael O’Donnell. The Editor’s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals (2001)
- Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World’s Most Authoritative Newspaper (2002)
- M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter’s Handbook Introduction to Journalism (2006)
- Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
- Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
- Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
- Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer’s Guide to Style and Usage (1994)
- Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)
Функциональные стили речи |
---|
Эта страница в последний раз была отредактирована 15 мая 2021 в 17:32.Газетно-публицистический стиль
Общая характеристика. Актуальная информативность, императивность, повышенная эмоциональность, открытая оценочность, рекламность. Единство экспрессии и стандарта.
Подстили (газетная публицистика, теле- и радиопублицистика) и жанры (информационная статья, официальное сообщение, обзор, отчёт, очерк, фельетон, реклама, выступление, беседа, интервью, обращение).
Лингвистические особенности публицистического стиля:
На фонетическом уровне: особая роль интонации как преднамеренного средства с целью вызвать эмоциональную и волевую реакцию.
На лексико-фразеологическом уровне: концентрация в текстах общественно-политической лексики; частотность оценочной лексики; клиширование словесных блоков; метафоризация лексики; перифраз; активное использование фразеологизированных оборотов.
На морфологическом уровне: активность суффиксов иноязычного происхождения; частотность императивных форм глагола; субстантивация прилагательных и причастий; транспозиция форм числа.
На синтаксическом уровне: использование сегментированных конструкций; использование номинативных конструкций; употребление односоставных предложений глагольного типа; использование конструкций разговорного синтаксиса; употребление конструкций поэтического синтаксиса.
Что значит найти себя?
«В чем смысл жизни? Для чего мы живем? Что мы должны делать?» — этими вопросами рано или поздно задается каждый из нас. Общий смысл этих вопросов сводится, в конечном счете, на теме моего сочинения: чело век в силу своей природы склонен рассматривать происходящее через призму своего мировосприятия.
Однозначного ответа на поставленный вопрос, конечно же, не сущест вует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения.
Найти себя, по-моему, — это значит определить свое место в жизни. Ме сто в жизни — это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, се мья, служение Родине… Найти себя — это оказаться в таких условиях и быть окруженным такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил… Разве это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать то, где наш талант и спо собности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное — никогда не ос танавливаться на достигнутом! Потому что как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придет спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворенность. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.