Сочинение в начальной школе это

Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. этому необходимо долго и усердно учиться.

Сочинение в начальной школе

Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. Этому необходимо долго и усердно учиться. Современный мир давно осознал, насколько важно научить человека размышлять, самостоятельно сопоставлять факты, находить информацию.

Всё чаще мы слышим фразу: «Задача современной школы – научить учиться». При таком подходе задача учителя не в том, чтобы решить проблему за ученика, дать знания в готовом виде, а в том, чтобы научить ребенка выполнять поставленные задачи самостоятельно, приняв средства, способы, приемы от учителя.

Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, ее нормированному, логически последовательному оформлению на письме.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у учащихся недостаточный словарный запас;
  • дети не могут четко и конкретно выразить свои мысли;
  • учащимся трудно систематизировать опыт, изложить на бумаге, составить план.

Задача учителя в современных условиях — научить учащихся собирать материал для сочинения. Устанавливать логическую последовательность событий; организовывать речевую работу – обогащать словарный запас. Правильно конструировать предложения. Создать условия, которые вызовут у ребенка потребность написать, рассказать, описать.

Работа над сочинением в каждом периоде обучения в начальной школе имеет отличительные особенности.

Так, в 1 классе для проведения сочинений не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается или определяется содержанием читаемых произведений.

Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводится элемент описания. Устная подготовка сочинений во 2 классе несколько сокращается. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает.

В 3 классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся описания единичных предметов и несложных действий. Также появляется новый вид работы – сочинение с элементами рассуждения. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях, на умении делать выводы, доказывать выдвинутые положения.

Каждому сочинению предшествуют разнообразные упражнения со словом и предложением.

Цель этих упражнений – способствовать усвоению запаса слов по теме сочинения или рассказа, совершенствовать умения правильно строить предложения и связный текст . Рассмотрим этапы работы над сочинением.

Подготовительный сбор материала.

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, и что волнует тебя. Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: детство, школьные годы, семья, игры и труд, радости и печали. Однако жизненный опыт детей очень индивидуален, поэтому он не всегда удобен для организации общеклассной подготовки к рассказам и сочинениям.

Следовательно, в дополнение к опыту жизни, необходимо организовывать новый опыт специально. Подготовку к сочинению нужно начинать за несколько дней до самого написания во внеурочное время, на экскурсиях, прогулках, на различных уроках (не только русского языка).

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Например, перед написанием сочинения «Ранняя весна» следует провести экскурсию в парке или во дворе школы. Во время экскурсии необходимо присмотреться к тому, какая погода весной: какое небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; прислушаться к голосу птиц. Следует направлять внимание учащихся от одного объекта к другому, помогать детям найти нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину весеннего дня. Тут же записать свои «слова – находки». Следующим этапом нужно поискать сравнения, отвечая на вопросы: С чем можно сравнить мартовское небо? На что похожи деревья? Каков весенний воздух?

Пополнить словарный запас для написания сочинений также помогает использование художественной литературы. Можно выписать из художественных произведений особо понравившиеся описания природы, явлений.

Например: По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Всё теплее и краше с каждым днём весна. На пригреве в лесу распустились веточки ивы – шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи.

Экскурсия — не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Однако, нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Богатый материал для развития речи дает учебный процесс: окружающий мир, технология, математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Накопление материала в значительной степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино и мультфильмам, рассматривание картинок в книге. Это и будет накоплением материала. Таким образом, подготовительный сбор материала – важная работа перед написанием сочинения.

Составление плана.

Важно: все сочинения составляются по плану. Составить план – значит глубоко осознать тему сочинения, его содержание, порядок мыслей. Эта работа требует напряженной мыслительной деятельности и некоторого навыка. Поэтому коллективную работу над составлением плана необходимо начинать с самых элементарных заданий, показать учащимся важность составления плана. С этой целью можно дать готовый план сочинения, но с нарушением последовательности событий. Также можно учить детей составлять план на примере прочитанных рассказов, пересказывать их по плану, составлять картинные планы (по серии картинок).

План имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Этот прием помогает детям понять его значение. И школьники осознают, если составлен хороший план, то это 90 % успеха. Но, если учителю давать детям готовый план – это значит лишить их самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, воспитывать у детей неуверенность в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.

Реализация подготовленного.

Реализация подготовленного – это словесное, речевое оформление сочинения. Написание самого сочинения, его совершенствование, самопроверка, включение орфографической зоркости.
Урок, на котором пишется сочинение, должен рассматриваться как подведение итога длительной творческой работы. На таких уроках выделяются общие черты той подготовки: во – первых, сообщение (уточнение) темы, задач предстоящего сочинения. Обсуждение их с детьми. Во – вторых, беседа с целью упорядочения материала. В – третьих, составление плана или его уточнение. В – четвертых, речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка, составление отдельных предложений, частей текста.

Письмо сочинения.

Важным этапом работы над сочинением является работа по его редактированию.Работа над ошибками. После того, как дети написали сочинения, учитель проверяет работы. Дает рекомендации по орфографии, пунктуации, речевым ошибкам. Дети получают работы, работают над ошибками, далее переписывают свое сочинение. Учитель в начальной школе может ставить отметку за уже отредактированное сочинение. У всех детей работа получится успешной. Это снизит страх перед написанием сочинения. Дети будут с желанием писать творческие работы. Будут знать, что учитель — добрый друг, наставник. И написание сочинений в начальной школе станет любимым творческим заданием детей.

В начальной школе возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию и совершенствованию устной и письменной речи учащихся. Успешность всей работы зависит от двух факторов: во – первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, от речевой среды. Во – вторых, от организации речевой практики самих детей, разносторонней, интересной, мотивированной, научно обоснованной, четко контролируемой учителем.
Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

Авторы:
Учитель начальных классов Болдырева Ирина Александровна
Учитель начальных классов Руссиян Анна Борисовна

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?

К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.

С чего начать?

мама-и-сын-разговаривают

Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.

Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

схема-план-сочинения

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Пишем на черновик

Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

мальчик-пишет-на-черновик

Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.

Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.

Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.

Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

мальчик-задумался

Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.

Подведение итогов и формулирование выводов будет  заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

Проверяем результат

мама-проверяет-уроки-у-сына

На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.

Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?

Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.

А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?

К разному возрасту разный подход

С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.

Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.

мама-и-дочь-на-прогулке

Сделайте  хорошей привычкой во время совместных прогулок  с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные  слова. Одновременно интересно и полезно!

Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.

В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.

картина-опять-двойка

Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?

В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.

Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.

  1. Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
  2. Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.

Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!

К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:

  • описание;
  • анализ;
  • оценку;
  • сравнение.

И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.

Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)

В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.

Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.

Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.

Всего вам самого доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Сочинение в начальной школе это

Одной из главных задач деятельности учителя
начальных классов является развитие речи
школьников. От успешной ее реализации во многом
зависит качество дальнейшего обучения и
воспитания.

Особо важное место в системе развития речи
школьников занимает сочинение. Сочинение –
высшая форма проявления творческих способностей
ребенка, требующая от него высокого напряжения,
особенно на начальной стадии обучения.

Бесспорно, что для учителя именно сочинение
позволяет в полной мере определить
эффективность его методики по развитию речи.

Период обучения в начальных классах особенно
важен для усвоения устной и письменной связной
речи, так как “основы речевого навыка
закладываются в начальной школе” и
положительный результат будет только в том
случае, если ему предшествовала “долгая,
кропотливая работа учащихся и учителей”. (М. Р.
Львов)

Первые сочинения детей – это рассказы о родной
природе, об интересных случаях из жизни, о
прогулках, играх, трудовых процессах. В их
основах должны лежать личные впечатления от
окружающей жизни, наблюдения за внешним миром,
мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако,
читая работы учащихся 1–4 классов, убеждаешься,
что в большинстве своем они отражают не личные
впечатления о том или ином предмете, явлении
реального мира, а скорее сумму знаний о нем,
накопленных из различных источников, и некоторый
жизненный опыт ребенка. В особенности это
касается сочинений о природе. Большинство
сочинений о весне, зиме, осени – это не живые,
написанные с детской непосредственностью этюды,
а сухой перечень признаков того или иного
времени года.

Вот, например, ученик 1 класса в домашнем
сочинении на тему “Весна” пишет:

Наступила весна. На улице капель и лужи. На реке
ломается лед. К нам прилетают птицы.

Верно ли указал первоклассник в своем
маленьком сочинении признаки весны? Да, конечно.
Именно весной река очищается ото льда, весной
прилетают птицы. Но в его описании почти ничего
нет от впечатлений сегодняшнего дня. Он писал о
весне вообще. А если бы ему помогли
присмотреться, какой была весна в тот день, когда
он писал работу, мальчик непременно заметил бы,
что в середине марта на улицах еще лежит снег, что
в скверах и парках рядом с кучами грязного снега
появились проталины и на них зеленая
прошлогодняя травка, что в воздухе много влаги,
небо серое и совсем нет солнца, что перелетные
птицы еще где-то в пути, а в парке веселятся лишь
воробьи да синички.

А вот сочинения четвероклассников о поздней
осени. Читаем:

Инеем покрылась травка, крыши домов, и
деревья, и поля. Береговая поросль быстро теряет
свою листву. Потемнела река и кажется шире среди
голых берегов….

В солнечный день на опушке леса собрались
молодые разноцветные осинки. Им стало холодно, и
они вышли погреться на солнышке.

Не трудно заметить, что и в этих работах нет
ни личных наблюдений детей, ни их собственных
мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о
признаках осени, либо пересказ отрывков из
художественных произведений, помещенных в
школьных учебниках. Чуть ли не в каждом из
сочинений, находишь избитые, заученные фразы:
Солнце светит, но мало греет. Дни стали короче, а
ночи длиннее. Пушистая белка заготавливает к
зиме шишки и орехи, медведь ищет берлогу.
И т. п.
Эти штампы кочуют из сочинения в сочинение, из
класса в класс.

Известно, что сочинения в 1–4 классах должны
быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и
проведения сочинений нужно учить, о чем писать
и как писать.
Учитель обязан организовывать
наблюдения, учить детей видеть и слышать мир,

замечать в нем прекрасное, восторгаться и
гармонией красок осеннего дня, и многообразием
световых оттенков снега под лучами солнца, и
свежестью первых клейких листочков, и звонкой
песней жаворонка. К таким сочинениям нужно
тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

Прежде всего, учитель должен определить тему
сочинения, объекты для наблюдения, подобрать
слова, которыми считает необходимым обогатить
речь учащихся, дать конкретное задание по сбору
материала для творческой работы, организовать
экскурсию.

Вот класс готовится к сочинению “Поздняя
осень”. Учительница пригласила детей в парк,
предложила присмотреться к тому, какая осень
сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как
выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские
улицы; предложила прислушаться к голосу птиц,
оставшихся у нас зимовать. Она направляет
внимание учащихся от одного объекта к другому,
дети с ее помощью находят нужные слова, чтобы как
можно лучше нарисовать картину осеннего дня. Они
замечают, что осеннее небо серое, хмурое,
неласковое, по нему низко над землей ползут
темные тучи. Их гонит ветер. Солнца нет. Сиротливо
стоят почерневшие от дождя деревья, ветки их
голые, отяжелевшие. На клумбах уже нет цветов,
трава засохла. Сохранившаяся кое-где зелень
имеет какой-то грязный цвет. Дует холодный резкий
ветер. Он уже не гонит по дорогам листья. Они
лежат на земле, сырые и грязные. Изредка моросит
дождь…

На следующем уроке обсуждаются впечатления
от экскурсии, составляется план сочинения, идет
работа над новыми словами; учащиеся устно
составляют рассказы по плану, упражняются в
предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут
мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об
осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего
дня, сложилось совершенно конкретное
представление об этом небольшом кусочке
реальной действительности. Учащиеся всех
классов любят писать сочинения о весне. Они много
читают об этом времени года, охотно отмечают в
календарях приметы весны, ждут с нетерпением
теплых дней. Но чтобы и в этих сочинениях не было
общих мест и примелькавшихся фраз, необходима
серьезная подготовительная работа

Хорошо организованная экскурсия в лес, парк,
сад может обогатить душу и сознание ребенка
яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети
внимательно присмотрятся к деревьям, приметят,
какой ствол, например, у березки, какой у тополя,
как расположены ветки, какого цвета листочки.
Пусть посмотрят, как сквозь толщу прошлогодней
листвы пробивается изумрудная травка, пусть
поищут под кустами первые весенние цветы и сами
убедятся, пахнут ли перелески, подснежники, пусть
вслушаются в звуки весеннего леса.

Учитель при этом сосредоточивает внимание
детей на тех картинах природы, которые способны
возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое
наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться,
как на фоне голубого неба выглядит группа
белоствольных березок, как необыкновенно
красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой
тонкий аромат издают молодые листочки тополя,
какими нарядными стали плодовые деревья.
Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие
сочинения о тех явлениях и объектах природы,
которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей
выражать вслух свои мысли и чувства, находить
точные и выразительные слова для описания
увиденного. Так, услышав от детей, что небо
голубое, учитель обязательно расскажет об
оттенках голубого цвета и попросит затем точнее
определить цвет неба над головой. Подумав,
учащиеся находят более точные определения: небо
сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе
думают о том, как можно сказать о небе, если на нем
нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное,
чистое, ясное, высокое; солнце на нем яркое,
ласковое; весенний ветер нежный, ласковый,
легкий, слабый, приятный; воздух теплый,
прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовки к
сочинению, и далеко не все темы следует готовить
таким образом. Основой многих сочинений могут
быть индивидуальные личные наблюдения,
организуемые учителем.

Например, можно предложить детям после уроков
поиграть в снежки, и сразу же объяснить детям, что
предстоит эту игру описать в сочинении. Чтобы
сочинения не вылились в перечисление одних
только действий, от учащихся требуется описать: в
какое время дня была игра, какая в это время была
погода, температура воздуха, какой был снег,
(мягкий или колючий, рассыпчатый); подумать,
почему такой, и т. д.

Еще пример.

Прежде чем написать сочинение на тему “Первый
снег”, учащимся рекомендуется наблюдать за тем,
когда, в какой день, в какое время суток пошел
снег; какими в это время было небо, воздух; как
падал снег; как преобразился город;
присмотреться, какую форму имеют снежинки.

Однако нельзя забывать, что даже правильно
организованные наблюдения далеко не всегда
обеспечивают успех в работе над сочинением. На
уроках необходимо помочь найти детям нужные
слова для описания, уточнить сведения,
полученные в ходе наблюдения, помочь правильно
понять и осмыслить увиденное. Поэтому беседа,
устные рассказы детей расцениваются как
необходимые элементы в структуре уроков
обучающего сочинения.

При подготовке сочинения на тему “Первый
снег” в беседе выясняем, каким был первый снег, и
учащиеся узнают, что для описания снега в языке
имеется много слов. Снег может быть мягким,
пушистым, рыхлым, липким, мокрым или сухим,
мелким, колючим.
Он может не просто идти, но падать
хлопьями, кружиться, валить, сыпаться. А снежинки
бывают
маленькими, легкими, красивыми, холодными,
сверкающими, причудливыми. Они падают, летят,
кружатся, ложатся, усыпают землю.
Небо в это
время бывает низким, облачным, серым, пасмурным,
мутным, хмурым, неприветливым.
Такая работа,
бесспорно, обогащает речь.

Детские сочинения будут действительно
творческими, если их авторы научатся искать и
находить самые точные и яркие слова для
выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое
оформление сочинений младших школьников. В этих
работах преобладают конструкции простых
распространенных предложений (Наступила поздняя
осень. С деревьев падают желтые листья
), часто
они осложняются однородными членами (Небо
стало хмурое и серое. Уже улетели скворцы, грачи и
жаворонки).
Каждое из этих простых предложений
обычно строится правильно, но целый текст
нередко пестрит стилистическими погрешностями.
Типичный недочет синтаксиса детских сочинений –
повторение одних и тех же слов. В сочинениях о
природе, например, чаще всего повторяются
глаголы быть и стать.

Наступила ранняя осень. Погода стоит
ветреная. Деревья стали снимать свой наряд.
Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они
стали летать стайками, стали укреплять свои
крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И
воздух был приятный. Было тихо. На дороге не было
грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную
завершенность действия, учащиеся употребляют
наречие уже, не замечая при этом, что в
связном изложении мыслей оно повторяется:

Наступила поздняя осень. Ласковое солнце уже
не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет
листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и
других слов допускают учащиеся в сочинениях о
себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях:

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на
реку. Я с дедушкой ходил рыбачить. Я помогал маме
мыть посуду, полы. Лето я провел хорошо.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не
замечают в своих сочинениях.

Как предупреждать стилистические ошибки
указанного типа? Как научить школьников более
внимательно относиться к собственной речи?

Работу по предупреждению повторов следует
начинать с первых сочинений, с тех, которые
составляются коллективно и записываются под
руководством учителя.

Учащиеся должны твердо знать, что повторение
одних и тех же слов портит речь, что язык наш
необыкновенно богат, что при желании можно найти
немало слов для правильной, точной и образной
передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по
предупреждению стилистических ошибок можно
рекомендовать такие упражнения, как
сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему
с последующими стилистическими выводами,
редактирование сочинений, подбор лексических и
синтаксических синонимов, взаимопроверка
написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два
небольших сочинения, записанных на доске.
Учитель просит прочесть эти работы и сказать,
какая из них нравится больше и почему.

1. Я люблю футбол. Эта игра для ловких и
сильных. Чтобы быть хорошим футболистом, надо
тренироваться, закаляться. В нашей команде я
играю вратарем. Мне обидно, когда в мои ворота
забивают гол.

2. Я люблю игру футбол. Чтобы хорошо играть в
футбол, надо закаляться и тренироваться. В футбол
играют взрослые и дети. Я всегда хожу на футбол.
Футбол – хорошая игра.

Дети замечают, что оба сочинения об одном и
том же, но написаны они по-разному. Во втором
повторяется слово футбол, читать его
неинтересно. Эту работу нужно поправить, заменив
повтор словами игра, матч.

В другом случае учащиеся получают задание
отредактировать сочинение, в котором часто
повторяются слова лапта и очень:

Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта
игра. Она очень веселая и быстрая. Я все лето
играла в лапту. Чтобы играть в лапту, надо быстро
бегать и прыгать. Это очень хорошая игра.

Пытаясь заменить слово лапта другими,
учащиеся убеждаются, что от такой замены
сочинение мало выигрывает. Оказывается, в нем
повторяются предложения, в которых говорится об
одном и том же. (Я люблю играть в лапту. Мне очень
нравится эта игра),
в двух разных предложениях
утверждается, что эта игра очень хорошая. (Она
очень веселая и быстрая. Это очень хорошая игра).
Повторяется
слово очень, а вот о том, как играют в лапту,
ничего не сказано.

Следующая за этим коллективная переработка
сочинения поможет детям практически усвоить
некоторые правила стилистики, научит более
критично относиться к собственным работам
творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической
грамотности переработка сочинений, в которых
необходимо заменить целые фразы их
синтаксическими синонимами. Возьмем такой
отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало
холодно. Солнышко стало меньше греть. Дни
становятся короче.

Чтобы устранить в нем повторение глагола —
связки стать, необходимо предложение На
улице стало холодно
заменить другим: На улице
холодно; На улице похолодало.
То же самое
следует сделать и с предложением Солнышко
стало меньше греть.
Работа эта для учащихся
младших классов трудна, но проводить ее
совершенно необходимо, в противном случае
перечисленные ошибки будут повторяться в
последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна
убедить учащихся в том, что лучшими считаются не
те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений
и фраз, взятых из книг. Высокой оценки
заслуживают такие работы, авторы которых пишут о
себе и окружающей их жизни правдиво, ясно,
подбирая наиболее точные слова и предложения для
выражения каждой мысли.

Жизнь, новые программы требуют от учителя,
чтобы вся работа по подготовке и проведению
сочинений служила целям развития учащихся, и
организовывать ее надо так, чтобы каждое
сочинение обогащало ум детей новыми
наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и
чувствами, речь – новыми словами, умением
выражать мысли точно, красиво и грамотно.

Слайд 1

Методика проведения сочинения в начальной школеУчитель нач.кл Гусева Е.А.МАОУ СОШ №17

Текст слайда:

Методика проведения сочинения в начальной школе

Учитель нач.кл
Гусева Е.А.
МАОУ СОШ №17


Слайд 2

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение

Текст слайда:

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам.

Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.


Слайд 3

Предметные требования к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)

Текст слайда:

Предметные требования
к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)


Слайд 4

Планируемые предметные результаты:К концу обучения в начальной школе ученик научится: - понимать тему текста и определять её

Текст слайда:

Планируемые предметные результаты:

К концу обучения в начальной школе ученик научится:
— понимать тему текста и определять её границы;
— отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
— прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
— делить текст на логически законченные части;
— выделять главную мысль и составлять план текста;
— выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
— пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
— распознавать значения незнакомых слов.


Слайд 5

Классификация сочинений, предназначенных для обучения в начальной школе. По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в

Текст слайда:

Классификация сочинений, предназначенных для обучения в начальной школе.

По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.


Слайд 6

сочинение – повествование (по серии сюжетных картинок, небольшие сюжетные рассказы, сочинение на заданную тему)сочинение – описание (сочинение

Текст слайда:

сочинение – повествование (по серии сюжетных картинок, небольшие сюжетные рассказы, сочинение на заданную тему)
сочинение – описание (сочинение по картине, сочинение по наблюдению, отзывы о прочитанном)
сочинение – рассуждение.


Слайд 7

План работы над сочинением – повествованием. 1. Подготовительная беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по

Текст слайда:

План работы над сочинением – повествованием.

1. Подготовительная беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
2. Коллективное составление плана.
3.Коллективное составление рассказа. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
4.Запись учащимися составленного рассказа.
 


Слайд 8

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста

Текст слайда:

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета
(объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста
описания нужны имена прилагательные, так как текст отвечает на
вопрос какой? каков? Описанию помогают сравнения с
чем-либо, для чего используются слова как будто, как, словно,
похож на …

Описание — это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).


Слайд 9

Методика проведения обучающего сочинения по картине (типа описания виденного). 1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.2.

Текст слайда:

Методика проведения обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
3. Молчаливое рассматривание картины. 
4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений. 
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
9. Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.


Слайд 10

Методика проведения сочинения с элементами рассуждения. 1. Подготовительная беседа ( накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание

Текст слайда:

Методика проведения сочинения с элементами рассуждения.

1. Подготовительная беседа ( накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы и др..)
2.Отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п..
3.Коллективное составление плана ( учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления).
4.Речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
5.В заключении проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы).


метки: Начальный, Развитие, Работа, Конспект, Писать, Сочинение, Изложение, Обучающийся

Урок развития речи сочинение начальная школа 1Развитие речи учащихся в начальной школе разнообразна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов.

По мнению М.Л. Львова сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Сочинение заставляет обучающегося упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Анализирую программы для начальной школы по развитию речи можно отметить, что во всех классах даются сочинения типа рассказа, во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе– элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Р.Л. Рождественская считает, что существует несколько форм написания сочинений в начальной школе: сочинение по картине, по наблюдениям, сочинения миниатюры, на заданную тему и так далее. Главной целью всех этих форм написания сочинений является — формирование потребности рассказать, описать что-то, накопить материал и выбрать языковые средства. Сочинение тесно подводит обучающегося к усовершенствованию речевой деятельности. Этот вид работы, на котором как бы смыкаются два направления: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если же изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, их последовательности, особенностей использования языковых средств и так далее, а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому. Анализируя работу над развитием связной речи можно предложить новые формы работы над сочинением[3].

Сочинение в виде загадок.

В толковом словаре В. Даля загадка – это краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. То, что непонятно детям и требует решения или разъяснения. Это можно сделать как в игровой, так и в традиционной форме. Несмотря на то, что обучающиеся часто разгадывают загадки, начиная с дошкольного возраста, уроку проведения сочинения предшествует подготовительная работа: игра «На что похоже?», подбор точных слов для словесного рисунка, игра в рифмы, отгадывание загадок, наблюдение за тем, как они «устроены». В ходе работы над загадками у обучающихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.

15 стр., 7152 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов

… курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности обучения декоративно-прикладного искусства батика и его воспитательное значение. Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человека культуры 1.1 Истоки и виды декоративно — прикладного искусства Декоративное искусство … приходят и в школу, где сохраняют проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение …

Сочинения записки.

Записка – это короткое письмо, краткое изложение какого-нибудь дела. Записки пишут, когда нет возможности сказать что-то лично, нет возможности встретиться, нет времени, чтобы написать подробное письмо. Записки кладут в ящик, сделанный самими обучающимися в классе или вешают на видное место или с кем-то передают. Можно предложить обучающимся писать анонимные записки, а так же оформить все как надо подпись, чтобы они определились, что это будет обращение, просьба или какое-то приглашение.

Сочинение письмо.

В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания оюучающихся, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям это могут быть их одноклассники, родители, проблемы в семье или школе. Все это обучающийся может написать в своем письме не ограничивая его в конкретной теме. Здесь учитель должен объяснить обучающимся, что нужно писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам; вырабатывать культуру письма. Сам учитель, работая с обучающимися над жанром письма, обязан быть корректным. Письма нельзя подвергать грубым публичным исправлениям, помогая обучающимся увидеть недочеты, надо подходить к процессу обучения очень осторожно[2].

Итак сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания, независимо от того какого оно вида или формы написания. Потому что при изложении своих мыслей обучающийся приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

Еще одним видом развития связной речи является написания изложения. С точки зрения психологии речи, изложение представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности восприятие чужого текста и его воспроизведение.

По мнению М.Р. Львова изложить — это значит пересказать содержание текста, передать его кому- то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем или о ком идет речь. Традиционно изложение в начальной школе пишут: сжатые, полные или выборочные. Для обучающихся писать изложение в начальной школе гораздо легче чем, написать сочинение. Но ведь и написание изложения можно сделать гораздо интереснее и красочней. Обычно изложение пишут: учитель прочитывает несколько раз текст, обучающиеся пишут план, записывают на черновики что успевают, а затем приступают к самому написанию изложения.[1]

Одним из новых форм работы является изложение с элементами сочинения. Дать обучающимся определенный текст прочитать, закончить его читать на каком-нибудь интересном моменте и дать обучающимся возможность самим закончить этот рассказ, не ограничивая их в объеме.

3 стр., 1475 слов

Требования к текстам изложений и сочинений

… анализа в работе принимают участие и слабые учащиеся, все это положительно воздействует на развитие детей, обогащает словарный запас учащихся. По программе в школе выделяют три вида изложений: полное; сжатое; …

Кроме этого, можно сводить в театр на какую-нибудь не долгую детскую постановку, после которой они постараются изложить все увиденное. Или на уроке просмотреть фильм или сказку, а потом они перескажут увиденное в своем изложении. Еще одна форма изложения это прогулка по лесу туда они могут взять с собой черновики и, опираясь на какой-нибудь планшет фиксировать увиденное или услышанное. Сделать так же план и учитель может в этом им помочь. Обучающимся можно предложить прослушивать текст в аудиозаписи для них это тоже будет очень необычно и интересно[5].

Все эти формы изложений учитывают целесообразность развития разных особенностей обучающихся как к восприятию текста, так и воспринятого зрительно.

Таким образом, при проведении изложений необходимо учитывать особенности данного типа и знать методику. Каждая форма изложения преследует свою цель. При разработке методики форм проведения изложения необходимо учитывать его характеристику. Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников и тренирует память.

Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи обучающихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме. Изложения и сочинения формируют и совершенствуют связную речь обучающихся.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-razvitiya-rechinachalnaya-shkola/

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Сосновская. – М., 2003. – 564 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

Рождественская, Р.Л. Обучение грамоте в начальных классах./ Р.Л. Рождественская. – Белгород, 2007. – 126 с.

Рождественская, Р.Л. Основы каллиграфии. /Р.Л.Рождественская. – Белгород, 2002. – 126 с.

Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. — М., 1997. – 329 с.

  • Сочинение в каждом человеке есть дурное и есть хорошее сочинение
  • Сочинение в мастерской ремесленника
  • Сочинение в м васнецов иван царевич на сером волке для 4 класса как написать
  • Сочинение в литературном стиле
  • Сочинение в м васнецов иван царевич на сером волке для 4 класса кратко