Рассказ про осенние листья в художественном стиле
Сочинения на тему «Зачем нужны знаки препинания»
Сочинение на тему «Весна в лесу»
Сочинение про апрель
Сочинение на тему «Наступила весна»
Сочинение на тему «Весна пришла»
Детское сочинение на тему «Весна»
Сочинение про мухомор
Сочинение на тему «Карманные деньги»
Сочинение «Юмористический случай из жизни»
Сочинение «Слово — великая сила»
Сочинение «Моя цель в жизни» 7 класс
Рассказ «Тайны жителей леса»
Сочинение на тему «Мой любимый рассказ»
Сочинение – эссе на тему: «Бедность и богатство»
Сочинение-рассказ на тему «Маленькое чудо в моей жизни»
Сочинение-рассуждение на тему «Деньги в нашей жизни»
Сочинение-рассуждение на тему «Бедность»
Сочинение-рассказ «Украинский рушник»
Cочинение «Работа моей мечты»
Сочинение на тему «Не привыкайте к чудесам»
Мини-сочинения на тему «Бабочка»
Сочинение на тему человек будущего
Научно-популярный стиль текста: пример
Научный стиль: пример текста
Сочинение на тему «Проблема детства»
Сочинение на тему «Воспоминания о детстве»
Сочинение на тему культурный человек
Сочинение «Детство – золотая пора»
Сочинение «Счастливое детство»
Научно-деловой стиль: пример текста
Сочинение на тему «Мобильный телефон»
Сочинение на тему «Вера в человека»
Текст научно-учебного стиля: пример
Сочинение на тему «Образ жизни моей семьи»
Сочинение на тему «Мой образ жизни»
Сочинение на тему «Вера в себя»
Сочинение «Современный мир»
Эссе на тему «Чувства», «Чувства и эмоции»
Сочинение на тему «Образ жизни современного подростка»
Сочинение «Ноябрь в моем городе»
Сочинение на тему «Вера в Бога»
Сочинение на тему «Собака — друг человека»
Сочинение про лису для 2-3-4 класса «Хитрая лиса»
Сочинение на тему «Поведение человека»
Рассказ в научном стиле
Эссе на тему «Врач», «Профессия врача»
Сочинение в научном стиле «Многозначный сфинкс» (на лингвистическую тему)
Сочинение на тему «Вера. Надежда. Любовь»
Сочинение-рассуждение «Имя существительное – хлеб языка»
Сочинение на тему «Украинский язык в мире и моей жизни»
Сочинение на тему «Октябрь уж наступил. Осень»
Сочинение-эссе на тему «Успех в жизни»
Сочинение-миниатюра «Осенний лист»
Эссе на свободную тему «Вера»
Сочинение на тему «СПИД, ВИЧ и их профилактика»
Сочинение на тему «Планета – наш дом»
Эссе на тему «Руководитель»
Эссе на тему «Лидер», «Лидер действует открыто»
Сочинение на тему «Осенний вечер»
Эссе-сочинение на тему «Лидерство»
Сочинение-эссе на тему «Лидер, которого я знаю»
Сочинение на тему «Осенний день»
Сочинение на тему «Осеннее утро»
Сочинение на тему «Осенний дождь»
Сочинение на тему «Смешная история»
Сочинение «Моя фамилия», история моей фамилии
Сочинение на тему «Осень» 2-3-4 класс
Сочинение на тему «Мое имя»
Сочинение на тему «Страшные истории»
Эссе-сочинение «Роль личности в истории»
Сочинение «Зачем нужна история»
Эссе по истории: «Иван Грозный — тиран или реформатор?»
Сочинение-описание «Осень». Описание осени. Описание картины «Начало осени. Карпаты»
Сочинение на тему «Лето на море»
Сочинение «Роль знаний в жизни человека»
Сочинение на тему «Летом на море»
Сочинение на тему «Летнее утро»
Сочинение на тему «Музыка лета»
Сочинение по картине «Летний сад осенью» Бродского
Сочинения детей о лете
Сочинение на тему «Летняя рыбалка»
Сочинение-описание девочки в художественном стиле
Сочинение на тему семейное счастье
Сочинение «Мое понимание счастья»
Сочинение «Современный человек»
Сочинение на тему «Порядочный человек»
Сочинение на тему «Биология в нашей жизни»
Сочинение на тему «Летние приключения»
Сочинение на тему «Летний отдых»
Сочинение «Лето на даче»
Сочинение на тему «Лето в деревне у бабушки»
Сочинение «Летние каникулы» 3 класс
Сочинение на тему «Лучший день лета»
Эссе на тему «Моя карьера»
Сочинение-рассуждение на тему осень
Сочинение на тему «Город будущего»
Сочинение «Мир будущего»
Сочинение на тему «Пасмурный день»
Сочинение «Зачем нужен язык»
Сочинение на тему «Физика вокруг нас»
Сочинение-описание «Астры»
Сочинение на тему «Язык что одежда»
Сочинение-рассуждение «Культура речи»
Сочинение на тему «Летом на на речке»
Сочинение на тему «Весенние птицы»
Сочинение на тему «Мой любимый урок»
Сочинение на тему «Вторая мировая война»
Сочинение-размышление на экологическую тему «Проблемы экологии»
Сочинение на тему «Дети войны»
Сочинение «Герои Великой Отечественной войны»
Сочинение «Ветераны Великой Отечественной Войны»
Сочинение «Годы войны», «Военные годы»
Сочинение «Память о войне», «Проблема памяти о войне»
Сочинение на тему «Дети Великой Отечественной войны»
Сочинение на тему «Птицы прилетели»
Сочинение на тему «Птицы весной»
Сочинение «За что я люблю лето»
Сочинение-описание класса, кабинета русского языка и литературы
Сочинение „9 мая – День Победы”
Сочинение «Мое любимое время года — весна»
Сочинение на тему «Пасха»
Сочинение-описание любимого города
Сочинение-рецензия на фильм
Сочинение-миниатюра на тему весна
Сочинение-рассуждение на тему предательство, проблема предательства
Сочинение-рассуждение на тему счастье
Сочинение «Мой любимый литературный герой — Скарлетт О’Хара»
Классицизм в драматургии: анализ трагедии «Гораций» Пьера Корнеля
Сочинение на тему «Весенний лес»
Сочинение на тему «Весенняя капель»
Сочинение-описание «Лес весной»
Сочинение на тему «Река весной»
Сочинение по картине «Весна» Виноградова
Сочинение на тему «Праздник 8 марта»
Сочинение про маму «Моя мама – самая лучшая»
Сочинение «Приход весны»
Сочинение на тему «Моя сестра» (характеристика сестры)
Сочинение: Праздник Масленицы — проводы зимы
Сочинение по картине Левитана «Март»
Сочинение «Как моя мама готовит суп»
Сочинение «Жизнь в большом городе»
Сочинение-описание по картине «Мама» Пластова
Сочинение на тему «Начало весны»
Сочинение «Весна» 3 класс
Сочинение на тему «Защитники Отечества»
Сочинение на 23 февраля «День защитника Отечества»
Сочинение на тему интересный случай из жизни
Сочинение «Весенние цветы»
Сочинение «Весенний день»
Сочинение «Весеннее утро»
Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье»
Сочинение-описание по картине «Февральская лазурь» Грабаря
Сочинение «Долг перед родителями»
Сочинение на тему «Мой папа»
Сочинение по картине «Зимний вечер» Крымова
Сочинение «Конец зимы. Полдень» по картине К.Ф. Юона
Сочинение-описание весны
«Госпожа Бовари»: сочинение-критика
«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера
Cочинение-описание животного «Попугай Гоша»
Cочинение-эссе «Мир вокруг нас» или «Мир вокруг меня»
Сочинение-эссе на тему «Труд души»
Сочинение «Горный пейзаж»
Сочинение «День святого Валентина» или «День влюбленных»
Сочинение «Письмо дедушке»
Сочинение «Город Астана — столица Казахстана»
Сочинение про дедушку «Мой любимый дедушка»
Сочинение на тему «Язык – душа народа»
Сочинение «Интересная история из жизни»
Сочинение-рассказ по картине «Мать партизана» Герасимова
Сочинение про бабушку «Моя любимая бабушка»
Cочинение-миниатюра «Письмо бабушке»
Сочинение-описание картины «Корабельная роща» Шишкина
Сочинение на тему «Русский язык и история народа»
Сочинение-описание озера «Горное озеро»
Сочинение на тему «Горы», описание гор
Сочинение-описание по картине «Аленушка» Васнецова
Сочинение-миниатюра «Метель»
Сочинение-рассуждение на тему честь
Сочинение-описание действий человека
Сочинение «Язык – богатство народа» или «Язык – сокровище нации»
Твір «Новорічна казка»
Сочинение на тему «Новогодняя сказка»
Сочинение «Зимняя сказка»
Сочинение на тему «Рождественская сказка»
Сочинение на тему «Рождественский подарок»
Сочинение на тему «Новогодняя ночь»
Сочинение-описание внешности бабушки
Сочинение про белку, описание белки
Сочинение-рассказ на тему «Белка и Стрелка»
Сочинение «Зимние каникулы»
Сочинение «Как я понимаю милосердие»
Сочинение-рассуждение на тему «Что такое мудрость»
Сочинение-рассуждение на тему «Верность»
Сочинение на тему «Родная земля — золотая колыбель»
Сочинение-рассуждение на тему «Власть и народ»
Твір-роздум «Народ – основа української держави»
Сочинение на общественную тему «Киевская Русь»
Объяснить смысл пословицы
Сочинение-описание «Бабушкин дом»
Как понять пословицу
Сочинение-эссе на тему «Смысл жизни»
Сочинение «Опять двойка», описание картины Решетникова
Сочинение-описание «Мой двор» или «Наш двор частного дома»
Эссе на тему «Истина принадлежит человеку»
Cочинение «Мой любимый класс» (4 класс)
Сочинение «Мой любимый сонет Петрарки»
Сочинение «Спорт в моей жизни»
Сочинение «Цель в жизни человека»
Сочинение на тему честность
Эссе на тему «Смертная казнь: за и против»
Сочинение-описание «Наш двор» или «Мой двор»
Сочинение «Будущее Казахстана»
Сочинение с фразеологизмами на тему «Школьная жизнь»
Сочинение на тему «Рождество Христово»
Сочинение на тему «Рождественские праздники»
Эссе на тему «Образование создает разницу между людьми»
Сочинение на тему «Герой нашего времени»
Эссе «Смутное время.Трагедия гражданской войны: мой взгляд»
Сочинение-эссе «Будущее России в наших руках» или «Каким я вижу будущее России»
Сочинение на тему «Моя Родина — Казахстан», 3-4 класс
Сочинение на тему «Моя Родина — Казахстан»
Сочинение-описание «Лес зимой»
Твір-опис «Зимовий ліс»
Сочинение «Зимний лес»
Сочинение на тему «Я гражданин России»
Твір «Характер мого друга» або «Характер моєї подруги»
Сочинение «Характер моего друга» или «Характер моей подруги»
Сочинение на тему «Что такое любовь»
Сочинение «Моя родина — Россия» (4-5 класс)
Сочинение на тему «Моя родина — Россия»
Сочинение-описание зимы
Сочинение на тему «Мой характер»
Сочинение «Рассвет. Описание рассвета»
Сочинение «Описание характера человека» (пример)
Сочинение на тему «Россия — великая космическая держава»
Сочинение на тему “Рождество в моей семье»
Сочинение по сказке «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Т. Гофмана
Сочинение-эссе «Достоевский и современность»
Сочинение «Новогодняя елка»
Сочинение-рассуждение “Подарок, сделанный своими руками, лучше покупного»
Как понять пословицу «Что посеешь, то и пожнешь», сочинение по пословице
Как понять пословицу “Друзья познаются в беде”, сочинение по пословице
Сочинение-рассказ о себе, о своем характере
Эссе на тему «Культура и цивилизация»
Сочинение-описание «Снегири»
Сочинение на тему «Моя библиотека»
Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках»
Сочинение «Хороший человек» (для младших классов)
Сочинение «Хорошее дело» или «Хороший поступок»
Сочинение-рассказ о первом снеге: «Снег идет»
Эссе на тему «Бизнес в современном обществе»
Современное сочинение «Телевизор: почему теперь я мало уделяю ему времени»
Сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта»
Сочинение на современную тему «Почему я хочу стать предпринимателем»
Сочинение-рассуждение на тему «Дело толком красно»
Сочинение на тему «Первый снег»
Сочинение на тему «Зимой» или «Вьюга»
Сочинение «Жизнь языка»
Сочинение «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
Эссе на тему «Слово «нет»
Сочинение «Здоровый образ жизни»
Сочинение-описание «Тундра осенью» или «Осенняя тундра»
Сочинение-рассуждение на тему семья
Сочинение «Идея сказки «Синяя птица» М. Метерлинка
Рассказ о заповедниках Украины
Сочинение-рассказ «Ветер»
Сочинение-рассказ о Киеве
Сочинение «Осенние каникулы: как я их провожу»
Сочинение ЕГЭ на тему «Проблема взросления» с планом
Сочинение «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила»
Сочинение на тему «Лень»
Сочинение про море
Рассказ про дом от имени дома
Сочинение «Тундра», рассказ о тундре, художественное описание тундры
Сочинение «Проблемы русского языка»
Сочинение на тему «Труд кормит, а лень портит», «Землю красит солнце, а человека труд»
Сочинение «Зачем нужна математика»
Разговорный стиль речи: пример текста
Примеры разговорного стиля речи
Рассказ о маме
Сочинение «Путешествие моей мечты»
Эссе по обществознанию на тему «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности»
Сочинение на тему «Личность», «Я личность»
Сочинение «Зимний день»
Эссе на тему «Русский язык в современном мире и его значение»
Сочинение «Роль книги в жизни человека»
Сочинение „Зимний пейзаж”
Мини-сочинение «Зима»
Сочинение «Ночь в лесу» 5 класс
Сочинение «Зачем нужно здороваться» 5 класс
Сочинение-миниатюра «Осенний ветер» 5 класс
Эссе на тему «Что такое человек»
Эссе на тему «Политика – наука и искусство, которые касаются каждого»
Сочинение «Моя лучшая подруга Анжела»
Сочинение «Мой лучший друг»
Сочинение на тему дружба, настоящая дружба, ценность дружбы
Сочинение о цветах — описание мальвы
Сочинение по картине «Цветы в вазе» А. Я. Головина
Сочинение «Разговор ежика и зайца осенним днем»
Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга»
Сочинение на тему «Моя мечта»
Сочинение «Зимние праздники»
Эссе на тему «Работа»
Эссе на тему «Семья»
Эссе на тему «Свобода»
Сочинение «Мой любимый герой книги»
Сочинение «Мой любимый герой фильма»
Эссе на тему «Ложь»
Сочинение «Почему я хочу служить в ФСБ России»
Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова
Анализ рассказа Н. Лескова «Человек на часах»
Сочинение «Старый гений» по рассказу Н. Лескова
Анализ рассказа Н. Лескова «Старый гений»
Почему важно беречь и любить нашу планету
Сочинение «Лето в лагере»
Сочинение на тему ночь, описание ночи
Сочинение-миниатюра «Лес поздней осенью»
Сочинение-миниатюра «Осенний пейзаж» или «Дождливый пейзаж осени»
Сочинение «Наряды осени»
Сочинение «Закат солнца»
Сочинение «Мой любимый фильм» или «Мое любимое кино»
Сочинение «Осенние цветы» или «В осеннем саду»
Сочинение «День рождения»
Сочинение «Почему я хочу служить в армии – в Воздушно-десантных войсках
Сочинение «Бабье лето»
Сочинение «Грибы»
Сочинение «Лес осенью» или «Осенний лес»
Сочинение «Мое любимое произведение» или отзыв о книге
Сочинение «Интернет и книга»
Сочинение «Библия»
Сочинение «Эрмитаж: экскурсия»
Сочинение «Осенний лес» или «Лес осенью»
Сочинение «Моя любимая книга — Джейн Эйр»
Сочинение «Моя любимая сказка»
Сочинение «Русские народные сказки» или «Русская сказка»
Мини-сочинение «Лето»
Сочинение-описание «Лес летом» или «Летний лес»
Сочинение на тему «Здоровье»
Сочинение про дождь
Сочинение про лето, описание лета в художественном стиле
Сочинение на тему «Лето в городе»
Сочинение «Мой любимый поэт» или «Мой любимый автор стихов»
Сочинение «Третьяковская галерея: экскурсия по сокровищнице»
Сочинение на тему «Компьютер»
Сочинение “Мой любимый писатель» или «Мой любимый автор книг» (вариант 2)
Сочинение «Мой любимый писатель» или «Мой любимый автор книг» (вариант 1)
«Школа будущего» или «Школа моей мечты» сочинение
Сочинение «Чтение книг» 2 варианта
Сочинение-сказка (для младших классов)
Сочинение по истории “Путешествие в Древний Рим”
Сочинение «Мир прекрасен»
Сочинение «Путешествие в Санкт-Петербург» или «Поездка в Питер»
Сочинение-описание «Моя школа»
Сочинение «Путешествие в Москву» или «Поездка в Москву»
Сочинение «Жизнь книги»
Сочинение «Поездка на море» или «Путешествие моей мечты»
Сочинение «Образование» или «Проблема образования»
Сочинение «Моя любимая игрушка» или «Описание игрушки»
Сочинение «Моя любимая книга»
Сочинение-рассуждение на тему детство
Сочинение на тему жизнь человека
Сочинение-рассуждение на тему человек
Сочинение «Рассказ старого учебника» или «История старого учебника»
Сочинение на тему “Футбол” или “Мой любимый вид спорта — футбол»
Сочинение «Мой любимый вид спорта» или «Волейбол»
Сочинение «Высшее образование»
Сочинение по истории «Путешествие по средневековому городу» или «Средневековый город»
Сочинение «Земля – наш дом»
Сочинение на тему «Значение воды»
Сочинение на тему «Интернет»
Сочинение-рассказ про дятла
Сочинение «Мое любимое домашнее животное — кот». Детский рассказ про кота
Сочинение на тему «Солнце»
Сочинение «Сила слова» или «Слово в жизни человека»
Сочинение «Проблема войны» или «Мое отношение к войне»
Сочинение «Старая фотография» или «Старинная фотография»
Сочинение «Моя любимая вещь» или «Описание вещи»
Сочинение «Потерянная вещь» или «Пропавшая вещь»
Сочинение на тему «Человек— хозяин своей судьбы»
Сочинение «Природа в городе»
Сочинение на тему «Разная осень»
Сочинение на тему «Поздняя осень»
Сочинение на тему «Чистый город»
Сочинение на тему «Современный город»
Сочинение-рассуждение на тему «Время» 2 варианта
Сочинение на тему «Права человека» 2 варианта
Сочинение «Моя будущая профессия — строитель»
Сочинение «Будущая профессия — инженер»
Сочинение «Будущая профессия — бухгалтер» 2 варианта
Сочинение на тему «Будущая профессия — парикмахер»
Сочинение на тему «Первое сентября – День знаний»
Сочинение на тему парк осенью
Сочинение-миниатюра на тему осень 2 варианта
Сочинение на тему день учителя
Сочинение на тему «Цвета осени»
Сочинение на тему жизнь леса (описание леса, утренний лес, прогулка по лесу)
Сочинение на тему «Великая Отечественная Война» 2 варианта
Сочинение на тему «Мое любимое время года — лето» 2 варианта
Речь на День Победы
Сочинение «Мой любимый цветок» (описание цветов розы и тюльпана)
Сочинение-описание цветка/ цветов (крокусы и герань)
Сочинения на тему «Ранняя весна» или «Наступление весны» (с использованием двоеточия)
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
(развитие речи)
Тема: «Художественный стиль. Метафора».
(Урок составлен в соответстствии с учебным комплексом Бабайцевой).
Цели урока:
— раскрыть особенности художественного стиля, познакомить со сферой его использования;
— дать понятие о метафоре как о средстве выразительности;
— развивать творческие способности учащихся, устную и письменную речь;
— воспитывать любовь к русскому языку, красоте художественного слова.
Домашнее задание к уроку: придумать рисунки с заголовками – метафорами (инд. задание), подготовить сообщение о научном стиле, который изучали на прошлом уроке по развитию речи (№134, страница 79, учебник Е. И. Никитиной «Русский язык. Русская речь», 5 класс, учебник для ОУ – М., Дрофа, 2008», сочинить загадки (индивидуальное задание).
Оформление доски.
Тема: «Художественный стиль. Метафора».
Эпиграф:
Нам дан во владение… поистине
волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский.
Возможное начало предложений: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…».
Словарные слова: лента шоссе, корабли облаков, одеяло снега.
Рисунки с заголовками-метафорами, «рыбки» с вопросами для закрепления материала.
«Лесенка» к солнышку знания. Определение метафоры. Две елочки: наряженная и ненаряженная.
Подготовить к уроку: карточки с особенностями художественного стиля: воздействие на читателя, создание художественных образов, использование средств выразительности; раздаточный материал для практической работы (см. в описании хода урока), «цветочки» из бумаги для оценки своей деятельности на уроке.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Сегодня у нас урок не совсем обычный, так как присутствуют гости. Но не волнуйтесь, все вы умеете думать, хорошо отвечать и сумеете показать это. Все у вас получится. Мы продолжим изучение стилей речи и познакомимся подробнее с художественным стилем, его употреблением и особенностями, закрепим понятие «метафора».
2. Проверка домашнего задания.
— Начнем с повторения. Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, научный). Расскажите о научном стиле (упражнение 134, страница 79, учебник Е. И. Никитиной «Русский язык. Русская речь. 5 класс, учебник для ОУ – М., Дрофа, 2008).
Вопросы после ответа ученика:
— Ребята, так зачем нам нужен научный стиль? Мы уже знаем, что для общения друг с
другом есть разговорный стиль. А для какой цели мы используем научный? (Без него
нельзя передавать точные факты, научные знания, нельзя создать учебники, энцикло-
педии).
-
Формулировка темы.
— Итак, мы уже поняли, где и зачем используются разговорный и научный стили. Тог-
да как мы могли бы точнее, с помощью вопроса, сформулировать тему сегодняшнего
урока? (Зачем нам нужен художественный стиль?).
Запись темы. Вопросы:
— Есть предположения, зачем нужен художественный стиль? (Ответы).
-
Изучение нового материала.
— Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, надо подробнее изучить особенности художественного стиля.
Задание.
Сравним два текста и определим, какой относится к научному стилю. (№144, с. 81 из учебника Е. И. Никитиной, названному выше).
Ребята читают текст №1 выразительно, текст №2 читает наизусть подготовленный ученик.
Вопросы:
— Какой текст больше понравился? Почему? (Второй, так как он более красивый).
Это художественный стиль, цель которого воздействовать на читателя. Ставится на доску первая карточка для характеристики художественного стиля: «Воздействие на читателя».
— Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение? (Текст №2).
(Лето. Яркое солнце. Обрывистый берег реки. На нем склонилась к воде ива. Ее ветки свисают, как косы. Она хочет дотянуться до воды, но не может, так как берег слишком высокий.).
Автор помогает нам представить иву, как живую, словесно создает картину, художественный образ. Значит, какая вторая особенность художественного стиля? (Создание художественных образов). Ставится на доску вторая карточка для характеристики художественного стиля: «Создание художественных образов»).
Посмотрите на две елочки (картинки на доске): одна ненаряженная, строгая. Это научный стиль. А вот красивая, нарядная – это стиль художественный. Чем же автор «наряжает» текст художественного стиля? Что помогло нам представить иву, как живую? Найдите в стихотворении слова в переносном значении. Это метафоры. Подготовленный ученик читает найденное в словаре определение метафоры и прикрепляет плакат с рисунком на доску.
— Запишем в тетрадь последнее предложение из этого определения: «Метафора –
скрытое сравнение.». Подчеркнем подлежащее и сказуемое, объясним знак препина-
ния. (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, так как и подлежащее, и сказу-
емое выражены существительными в именительном падеже.).
— А сможете сами найти метафоры в тексте? (№159, с. 94, №160, с. 95).
Ребята называют метафоры в данных текстах.
Вывод: метафора – выражение в переносном значении, скрытое сравнение. В мета-
фору можно подставить союз как: капли как слезы, ветка как рукав, верхушки деревьев
как огни.
Физкультминутка.
Ребята встают около парт, и ведущий показывает движения, связанные с содержа-
нием стихотворений. В данных стихотворениях используются метафоры. Ребята по-
вторяют движения: наклоны, повороты, движения рук, прыжки.
К быстрой реченьке бурливой
Опустила ветки ива.
Надо веточки поднять,
Чтобы солнышко достать.
Это стройная березка
Над рекой роняет слезки.
Ветер быстрый налетает
И березоньку качает.
Зайчик удивленный скачет:
Почему березка плачет?
— Молодцы! Садитесь. Ребята, а кто заметил в этих стихах метафоры?
Вид метафоры, когда неживому предмету приписываются признаки живого су-
щества, называется олицетворением, но подробнее мы это мы будем изучать на
следующем уроке.
-
Закрепление изученного.
Запишем с доски слова: лента шоссе, корабли облаков, одеяло снега.
Вопросы.
— Можно ли назвать эти словосочетания метафорами? Почему? (Они в переносном значении).
— В каком падеже стоят зависимые слова? (В Р.п.).
Вывод: один из способов составления метафор – составление словосочетаний со словами в родительном падеже.
Попробуем сами составить метафоры: серебро (чего?)…, песня (чего?)…, огоньки (чего?)…, наряд (чего?)… (Серебро снега, песня ветра, огоньки инея, наряд берез).
Метафора может быть в основе всего текста. Прочитаем текст «Светильники осени» (№161, с.95).
— Почему текст так называется?
— Как объяснить данную метафору?
Метафора часто лежит в основе такого произведения устного народного творчества, как загадка. Чтение загадок, отгадывание и нахождение метафор.
-
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег).
-
Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки).
-
Где березняк рябой и редкий,
Где тает дымка лозняка,
Он, в серой курточке, на ветке
Сидит и держит червячка.
(Воробей).
Некоторые ребята сами составили загадки. Давайте послушаем, отгадаем и определим, какие из них составлены на основе метафоры.
-
Ивашка зеленый
В солнышко влюбленный,
До чего он довисел,
Что от солнца посинел.
( Слива).
-
От дождя такой цветок
Быстро раскрывается,
Дождь прошел, он не промок –
Просто закрывается.
(Зонтик).
Сочинители загадок показывают рисунки к ним. Ребята отгадывают и называют метафоры.
Вопрос: к какому стилю относятся загадки? (К художественному).
-
Практическая работа.
Метафоры встречаются почти во всех стихах.
— Ребята, возьмите карточки на партах. Задание: прочитайте, вставьте пропущенные буквы, подумайте, как объяснить написание слов, закончите стихотворение, подчеркните метафоры.
Карточки.
1). В танце круж…тся … (снежинки),
Но в гл…зах у нас грустинки.
2). Ведь св…ркает не сегодня
Яркий праз…ник … (новогодний).
3). Но и этот день январский
Словно ог…нек … (бенгальский).
4). П…крывалом белым-белым
Землю зимушка … (одела).
5). Добрый он, январь с…дой,
С белой, пышн…й … (бородой).
6). Зерк…лом св…ркает лед –
Там хоккей п…рой … (идет).
7). На в…твях б…рез св…тло
Вновь с…яет … (серебро).
8). Мчатся тучи-кор…бли,
Д…ставая до … (земли).
9). А сн…жинок хоровод
Нас на улицу… (зовет).
10). Вот и свечки – ф…нари
Свет оранж…вый … (зажгли).
11). Это к нам пр…шла сама
Фея белая — … (зима).
При проверке дети читают по очереди карточки, и получается стихотворение. Если не очень складное, то можно не исправлять. Затем называют метафоры и объясняют орфограммы. Урок был проведен в классе, где 11 учеников. В больших классах можно организовать эту работу в группах.
Межпредметные связи: работа с картиной Шишкина «Зима».
— Итак, в художественном стиле писатель создает художественный образ, используя средства выразительности. Если художник рисует картины природы красками, то писатель – словами. Давайте рассмотрим картину Шишкина «Зима».
Что же здесь изображено? (Репродукция картины в том же учебнике Никитиной по развитию речи). Давайте попробуем составить по ней предложения, используя метафоры. Запишем самые удачные (Лес спит под снежным покрывалом. Темная стена леса закрывает солнце. Ватные тучи взяли лес в плен.).
— Молодцы! У вас получилось создать картину природы словами. Значит, вас можно назвать художниками слова. Но и у нас в классе есть живописцы. Рассмотрим на доске рисунки ребят, изображающие зимнюю природу. Самое интересное, что они подобрали к этим рисункам заголовки со словами в переносном значении, то есть с метафорами: белые кони зимы, серебряный дождь, песня зимы.
-
Обобщение изученного материала и выводы по уроку.
-Итак, сегодня на уроке мы подробнее изучили художественный стиль речи. Обобщим изученное. На доске «рыбки» с вопросами. (Вызываются 3 ученика, ребята «ловят» рыбок (снимают магниты и читают вопросы на обратной стороне «рыбок»).
Вопросы.
1). Назовите особенности художественного стиля.
2). Где используется художественный стиль?
3). Что такое «метафора»?
— А теперь вернемся к главному вопросу нашего урока. Так зачем же нам нужен художественный стиль? ( Он помогает создать художественные образы, без которых нельзя написать рассказ, повесть, стихотворение. Создавая художественные образы, автор воздействует на читателя – учит нас быть добрыми, отзывчивыми, любить природу, чувствовать красоту родного языка. Чтобы сильнее воздействовать на читателя, сделать произведение ярким, выразительным, автор использует средства выразительности, например метафоры).
— Действительно, красота нашего родного языка проявляется прежде всего в художественном стиле. Недаром известный писатель К. Г. Паустовский был уверен, что «нам дан во владение…поистине волшебный русский язык». (Эпиграф к уроку).
-
Итог урока.
— Подведем итоги. На парте у вас лежат бумажные цветочки. Кто считает, что сегодня на уроке хорошо отвечал, узнал что-то новое, прикрепите цветочек на доску.
— Вот вы и помогли мне оценить работу класса. Класс поднялся еще на одну ступеньку к «СОЛНЫШКУ ЗНАНИЙ» (На доске нарисована лесенка, вверху которой прикреплено «солнышко»). Переставим «человечка» с надписью «5 Г» на ступеньку выше. Каждый старался и достиг результата. Поэтому сегодня все за свой труд заслуживают отличной оценки.
— Всем спасибо за работу.
9. Домашнее задание ( на выбор ): составить небольшой рассказ о зиме с использованием метафор, сочинить стихотворение, подобрать метафоры из учебника литературы.
Урок окончен.
Все исследователи говорят об особом положении стиля художественной литературы в системе стилей русского языка. Но его выделение в данной общей системе возможно, т.к. он возникает на той же основе, что и другие стили.
Художественный стиль — понятие, типы речи, жанры
Сфера деятельности стиля художественной литературы — искусство.
«Материалом» художественной литературы является общенародный язык.
Автором — человек, профессионально занимающийся литературной деятельностью — писатель или поэт
Он изображает словами мысли, чувства, понятия, природу, людей, их общение. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет по законам словесного искусства, в системе правил и приемов создания художественных образов.
Адресат художественной литературы — читатель.
Целеустановка стиля — самовыражение художника, художественное осмысление мира средствами искусства.
Художественная литература в равной мере использует все функционально-смысловые типы речи — описание, повествование, рассуждение.
Форма речи — преимущественно письменная, для текстов, предназначенных для чтения вслух, обязательна предварительная запись.
Художественная литература использует в равной степени и все виды речи: монолог, диалог, полилог.
Тип коммуникации — общественная.
Жанры художественной литературы известны — это роман, повесть, сонет, рассказ, басня, стихотворение, комедия, трагедия, драма и т.п.
Понятие «язык художественного произведения» включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор для воспроизведения жизненных явлений, чтобы:
- выразить свои мысли и взгляды,
- убедить читателей
- и вызвать в нем ответные чувства.
В него входят средства:
многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы; архаизмы, историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, диалектизмы, терминология, профессиональная лексика, идиомы, крылатые слова.
Языковые средства и особенности стиля художественной литературы
Одна из особенностей стиля художественной литературы состоит в том, что все элементы художественной системы произведения подчинены решению эстетических задач. Слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения.
В этих текстах используется все многообразие языковых средств, существующих в языке, (о них мы уже говорили): средства художественной выразительности, стилистические (риторические) фигуры, причем могут использоваться как средства литературного языка, так и явления, стоящие вне литературного языка — диалекты, жаргон, бранная лексика, средства других стилей и т.д. При этом отбор языковых средств подчинен художественному замыслу автора.
Например, средством создания образа может быть фамилия героя. Таким приемом широко пользовались писатели ХVIII века, вводя в текст «говорящие фамилии» (Скотинины, Простакова, Милон и т.п.). Для создания образа автор может в пределах одного и того же текста использовать возможности многозначности слова, омонимов, синонимов и других языковых явлений
(Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась — М. Цветаева).
Повтор слова, который в научном и официально — деловом стилях подчеркивает точность текста, в публицистике служит средством усиления воздействия, в художественной речи может лежать в основе композиции текста, создавать художественный мир автора
(ср.: стихотворение С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ»).
Художественным средствам литературы свойственна способность»приращивать смысл» (например, при подтекстовой информации), что дает возможность разного толкования художественных текстов, разных его оценок.
Так, например, по-разному оценивали критики и читатели многие художественные произведения:
- драму А.Н. Островского «Гроза» Н.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве», видя в ее главной героине — символ возрождения русской жизни;
- его современник Д. Писарев увидел в «Грозе» только «драму в семейном курятнике»,
- современные исследователи А. Генис и П. Вайль, сравнивая образ Катерины с образом Эммы Бовари Флобера, увидели много общего и назвали «Грозу» «трагедией мещанской жизни».
Таких примеров можно привести множество: толкование образа Гамлета Шекспира, тургеневского Базарова, героев Достоевского.
Авторское своеобразие в художественном стиле и «образ автора»
Художественный текст обладает авторским своеобразием — стилем автора. Это — это характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев, композиционных особенностях текста, языке героев, речевых особенностях собственно авторского текста.
Так, например, для стиля Л.Н. Толстого характерен прием, который известный литературовед В. Шкловский назвал «отстранением». Цель этого приема — вернуть читателю живое восприятие действительности и разоблачить зло. Этот прием, например, использует писатель в сцене посещения Наташей Ростовой театра («Война и мир»): вначале Наташа, измученная разлукой с Андреем Болконским, воспринимает театр как искусственную жизнь, противопоставленную ее, Наташи, чувствам (картонные декорации, стареющие актеры), затем, после встречи с Элен Наташа смотрит на сцену ее глазами.
Еще одна особенность стиля Толстого — постоянное расчленение изображаемого предмета на простые составляющие элементы, что может проявляться в рядах однородных членов предложения; в то же время такая расчлененность подчинена единой идее. Толстой, борясь с романтиками, вырабатывает свой стиль, практически отказывается от использования собственно образных средств языка.
Авторский стиль характерен для любого крупного писателя или поэта.
В художественном тексте мы встречаемся и с образом автора, который может быть представлен как образ — рассказчика или образ-героя, повествователя.
Это условный образ. Ему автор приписывает, «передает» авторство своего произведения, в котором могут содержаться сведения о личности писателя, факты его жизни, не соответствующие действительным фактам биографии писателя. Этим он подчеркивает нетождественность автора произведения и его образа в произведении.
Образ автора:
- активно участвует в жизни героев,
- входит в сюжет произведения,
- выражает свое отношение к происходящем и пресонажам
- комментирует действие,
- вступает в диалог с читателем.
Авторское (лирическое) отступление — размышление автора (повествователя, лирического героя), не связанное с основным повествованием. Вы хорошо знакомы с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», романом в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где образ автора является ярким примером выражения условного образа в создании художественного текста.
Наша презентация
Восприятие художественного текста
Это сложный процесс:
- начальный его этап — это наивный реализм читателя (читатель считает, что автор напрямую изображает жизнь такой, какая она есть на самом деле),
- конечный этап — диалог читателя и писателя
(в этом случае «читатель конгениален автору», как говорил замечательный филолог ХХ века Ю.М. Лотман).
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
1. Выберите неправильное утверждение:
а) Рассказ – это жанр художественного стиля
б) Произведения художественного стиля создаются в форме монолога
в) Нет правильного ответа+
г) Автор художественного текста делится своим мнением или впечатлениями с читателем
2. Выберите ряд, в котором представлены слова, которые свойственны научному стилю:
а) Читалка, болтунишка
б) Вышеизложенное, докладная записка
в) Тепловые явления, следовательно+
г) Красной нитью, притча во языцах
3. Какому стилю речи присуща эстетическая функция:
а) публицистический
б) художественный +
в) разговорный
4.Определите стиль речи, для которого характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции:
а) разговорный
б) официально-деловой
в) научный +
5. Отметьте, какого подстиля научного стиля не существует:
а) Учебно-научный
б) Научно-монографический+
в) Научно-популярный
г) Научно-справочный
6. Выберите, кому адресованы научно-популярные тексты:
а) Тем, кто интересуется определенной научной темой
б) Школьникам
в) Всем перечисленным адресатам+
г) Тем, кто интересуется наукой в целом
7. Определите, верны ли утверждения:
А) Научному стилю свойственно строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация.
Б) В текстах научного стиля часто используются яркие, выразительные слова, тропы
1) Верны оба утверждения
2) Верно только А+
3) Оба утверждения ошибочны
4) Верно только Б
8. Научному стилю свойственно использование:
а) Простых нераспространенных предложений
б) Риторических фигур
в) Монологического высказывания+
г) Уменьшительно-ласкательных суффиксов
9. Отметьте стиль текста:
«Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»
а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой
10. Цель научного стиля такова:
а) Сообщение точных фактов+
б) Убеждение адресата в чем-либо
в) Все вышеперечисленное
г) Общение
11. В текстах научного стиля часто можно встретить:
а) Канцеляризмы
б) Термины+
в) Ничего из перечисленного
г) Диалектные слова
12. Выберите, к какому стилю относится текст:
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».
а) художественный
б) научный+
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
13. Цель сообщения текстов официально-делового стиля:
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.
14. Выберите жанры, которе есть в художественном стиле речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.+
15. Определите стиль текста:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». (Лихачёв Д.С.)
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический+
д) официально-деловой
16. Определите стиль текста:
«Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой
17. Определите черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.
18. Обычно в русском языке выделяют __ стилей текста.
а) 5 +
б) 3
в) 4
19. Выберите правильное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ +
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата
20. Определите стиль речи, для которого характерна стандартизованность:
а) публицистический
б) официально-деловой +
в) научный
21. В каком стиле речи уместно употребление междометий:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) разговорный +
22. Отметьте, какой стиль речи используется на собраниях и митингах:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный
23. Отметьте, какой из стилей речи не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный +
в) художественный
24. Выберите стиль речи, для которого важнейшая функция – не передача информации, а общение:
а) разговорный +
б) публицистический
в) научный
25. Отметьте жанр, который не является жанром научного стиля:
а) Лекция
б) Интервью+
в) Энциклопедическая статья
г) Монография
26. Что редко встретится в тексте научного стиля?
а) Данные исследований
б) График
в) Лозунг+
г) Теорема
27. Выберите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +
28. Выберите правильное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения +
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
29. Выберите правильное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию +
30. Выберите основные функциональные стили:
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+
Смысл итогового собеседования в том, чтобы проверить навык устной речи учащихся, умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге.
На итоговом собеседовании школьник получает контрольно-измерительный материал, содержащий небольшой текст научно-публицистического стиля и 4 здания:
- Выразительное чтение вслух текста.
- Пересказ текста с привлечением дополнительно предложенного материала (например, цитаты известного человека).
- Монологическое высказывание по одной из предложенных тем (уже не имеющих отношения к тексту).
- Диалог с экзаменатором-собеседником.
Чтение текста вслух
Первое задание является наиболее простым из всех четырёх предложенных. Необходимо прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах. Однако не стоит недооценивать сложность данного задания, так как за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет.
Наиболее разумным будет чтение текста “про себя” или шёпотом. Основной сложностью данного задания – обилие личных имён и терминов.
Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.
Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.
Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?
Согласно второму критерию, текст надо читать со скоростью, свойственной естественной речи, то есть не удлиняя “А-а-а, э-э-э”, не делая слишком долгих пауз.
Структура текстов первого задания примерно одинакова, исходя из этого мы можем сделать вывод, что можно продумать последующий пересказ.
Пересказ текста
Именно это задание, согласно статистике, вызывает у экзаменуемых наибольшие затруднения. Это и понятно, ведь необходимо не только абы как пересказать текст , но и запомнить и рассказать четыре основных микротем текста, дать более-менее развернутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.
Зачастую невозможно запомнить все детали, предложенные в тексте, поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних волнений и тревог предлагается следующий алгоритм:
- Что самое запоминающееся в главном герое текста? Чем он прославился?
- Какие стороны его характера помогли ему этого добиться?
- Как к нему относятся?
- Как были отмечены его успехи?
Если вы будете придерживаться примерно такого порядка действий (вы можете усовершенствовать предложенный алгоритм более точными вопросами), то несомненной, даже в стрессовой ситуации сможете получить желаемое количество баллов.
Критерии оценивания второго задания:
- Один балл дается за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
- Один балл дается за сохранение фактологической точности. Например, если экзаменуемый скажет, что Суворова звали Василий Александрович или, например, Великая Отечественная война началась в 1939 году, то это ноль баллов.
- Один балл за умение цитировать в нужном месте.
- Один балл за умение цитировать верно.
- Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
- Один балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
- Один балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
- Один балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
- Ну, и один балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.
Те же самые критерии, на более формальном языке в виде таблицы, представленные на официальном сайте ФИПИ:
Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.
Монологическое высказывание
Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Суть данного задания состоит в умении правильно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Наиболее выигрышный вариант – это сразу определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение.
Важно помнить, что критерии оценивания начинают действовать с объема в 10 предложений, поэтому заранее выучите шаблонные фразы, чтобы не переживать о недоборе слов.
Критерии по третьему заданию:
- За сложной формулировкой Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему.Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
- Один балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль
- Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.
Пример описания фотографии
- Передо мной интересная фотография.
- На снимке изображена игра в хоккей.
- На переднем плане мы видим ребят, которые играют в хоккей на льду.
- Можно с уверенностью предположить, что действие происходит в холодное время года, так как ребята играют на улице.
- Каждый игрок одет в спортивную форму одежды, но без коньков.
- Заметно, что ребята наслаждаются игрой.
- Болельщики за пределами катка с интересом наблюдают за игрой в хоккей.
- На заднем плане виден большой дом, исходя из чего мы можем сделать вывод, что действие происходит в городе.
- Каждая команда стремиться победить и ребята получают удовольствие от происходящего.
- Эта фотография пробуждает желание выйти на улицу и поиграть с друзьями в спортивную игру.
В этом задании вопросы учителя-собеседника зависят от того, какую тему экзаменуемый выберет в 4-ом задании. Экзаменатор задаст не менее трёх вопросов, цель которых — выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.
Критерии оценивания по четвертому заданию:
Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.
Один балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».
Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.