История создания
Евгений Иванович Замятин задумался о создании романа «Мы» после возвращения из Англии в революционную Россию. Писатель считал, что смена режима изменила жизни множества людей. Он полагал, что необходимо следовать новому литературному течению неореализму. В своем произведении Замятин показал как машинизация и тоталитарный режим уничтожают индивидуальное мнение и мышление, способствуя развалу человеческого общества.
Во главе встает единый механизм, а люди становятся безвольными существами, которые действуют на основе программ. Вместо имен у них номера, и только первая буква выдает принадлежность к полу. Вся жизнь подчиняется строгим правилам и государство контролирует все вплоть до интимных встреч.
На создание произведения у Замятина ушло немного времени. В 1920 году он полностью написал роман. Через год он отправил рукопись берлинскому издательству. Книга была переведена на английский язык и опубликована в Нью-Йорке в 1924 году. Позже ее издали на французском и чешском языках.
Роман был написан в жанре антиутопия, он демонстрировал негативные проявления утопии. Писатель показал, как будет себя чувствовать человек в образцовом обществе. В СССР работа Замятина была воспринята очень негативно. Его критиковали, осуждали и травили. В «Литературной газете» открыто говорили, что такие писатели не нужны стране, они мешают строить социализм.
Сам же Замятин не стремился показать недостатки политической системы. Он лишь продемонстрировал жестокие перегибы и нездоровые тенденции. Евгения лишили права ставить пьесы в театре, ему не давали работать. Поэтому писатель попросил разрешения покинуть СССР.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мы.
Год написания – 1920 год.
История создания – Роман написан после революции, а опубликован в России в 1988 году.
Тема – жизнь людей в условиях тоталитарного общества.
Композиция – произведение написано в форме конспекта инженера Д-503, 40 записей, которые прослеживают “оживание” человека и последующую “ампутацию” его души.
Жанр – роман-антиутопия с элементами сатиры.
Направление – неореализм. Элементы фантастики следует рассматривать как художественную составляющую, не влияющую на жанр и направление.
Композиция
Роман «Мы» написан в стиле конспекта рабочего. В произведении Евгений Замятин создал два мира и их разделил цветовой гаммой. Единое государство имеет серую и голубую палитру, а пространство за Зелёной стеной пестрит изобилием красок. Преобладает розовый оттенок, как будто это иллюзорный мир. Это как раз и подчеркивает то, что вне рамок возможности намного шире, чем в них. Жизнь как будто играет новыми красками и сияет во всех своих проявлениях.
Если же говорить о жанровом своеобразии романа, то произведение считается романом-антиутопией. Основная идея этого жанра — это растворение собственного «Я» ради общих интересов. Роман является антиутопией во всех своих проявлениях. В романе содержится любовная линия. В конце произведения девушку казнят в Газовом Колоколе, а парня лишают фантазии, проводя операцию. Замятин постарался явно показал жизнь в таком закрытом государстве и за его пределами.
У героев нет имен, фамилий или прозвищ. Каждому присвоен свой номер. Такой прием создан, чтобы показан тоталитарный режим их государства. Они нужны лишь для общего дела, никто не рассматривает жителей как личностей. Это место, где все друг другу равны.
Государство в антиутопии
В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.
Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.
Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.
Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.
Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.
В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.
Жанр и сюжет романа «Мы»
Жанр. Сюжет. Композиция. Конфликт. Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Скорее можно согласиться с теми, кто признает за автором умение не только демонстрировать смысл идей и показывать их столкновение, но и умение увлечь читателя человеческими характерами, психологией героев, то есть с теми, кто расценивает замятинский роман не только как роман идей (что в общем-то является свойством жанра, к которому обратился писатель), но и роман людей. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.
О сложности романа, его многогранности, о том, что его содержание не исчерпывается одной антиутопической идеей, свидетельствуют трудности, которые мы испытываем при определении жанра этого произведения. Л.В. Полякова в связи с этим справедливо пишет: «По своим, замятинским законам творчества написан и роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. Сам автор чаще всего называл произведение романом, “самой моей шуточной и самой серьезной вещью”, “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”, “утопией”. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны»6.
Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества — голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне.
Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества — любовь, а вместе с ней — и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам – розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области — в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука — «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.
Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное «Мы». Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:
Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час — мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой. И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.
Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город—деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».
Поэтика романа, в том числе и особенности психологизма, обусловлена его жанровой спецификой. Нередко роман кажется «тяжелым», так, А.К. Воронский писал о «Мы»: «очень растянут роман и тяжело читается». А.И. Солженицын оценивает роман как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди – живые и судьба их очень волнует».
Поступки героев в этом романе жестко регламентированы, расчислены. Однако форма, структура романа глубоко органична авторскому замыслу, механистичному, роботизированному миру романа. Не забудем, что главный герой романа — математик, строитель «Интеграла». Он привык к языку формул, точных понятий. Например, о своей знакомой О-90, о ее милой болтовне он записывает:
Вообще, эта милая О… как бы сказать… у ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уж никак не наоборот.
Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их число — 40). Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. Роман написан от первого лица единственного числа — «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в общем «Мы», и вначале «душевный» мир главного героя романа — это «типовой» мир жителя ЕГ. Повествование от первого лица единственного числа (для которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ собственных переживаний), в принципе, интимизирует повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри. Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена. Мир Единого Государства показан изнутри — в восприятии героя, авторского голоса в тексте нет, и это очень важно и оправдано: «автор антиутопии (и романа неклассического типа, создателем которого и мыслил себя Замятин) не может уподобиться творцу высмеиваемого им, Замятиным, жанра утопии, чье слово — носитель последней истины, завершенного, конечного знания»8. Изображение утопического мира в мировой литературе не было новым, но взгляд на утопическое общество изнутри, с точки зрения одного из его жителей — принадлежит к числу новаторских приемов Е. Замятина.
►
Направление и жанр
«Мы» можно отнести к литературному направлению модернизма. Автор, пользуясь новаторским инструментарием, стремится отражать не саму реальность, но строить предполагаемое будущее человечества, для чего активно используются нестандартные образы и новые формы повествования.
Произведение Замятина является романом-антиутопией. За основу берётся отдалённое и неприглядное будущее человечества, атмосфера которого разбирается по косточкам за счёт многочисленных деталей и персонажей. Автор стремится рассказать полноценную историю, разворачивающуюся на фоне масштабных и важных событий.
Жанр антиутопии появился в качестве полемичного ответа модернистов писателям прошлого. Издавна человечеству был известен жанр утопии — милой сказки, где люди, наконец, объединились, полюбили друг друга и начали жить счастливо. Яркий пример — Эльдорадо Вольтера, где прямо под ногами людей раскиданы драгоценности, и все живут в богатстве. Но 20 век с его войнами, кризисами и революциями показал грошовую цену этих мечтаний. Поэтому зародилась антиутопия — сценарий мрачного будущего, где перемены к лучшему привели нас к наихудшему из всего возможного.
Смысл названия
Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.
Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.
Главные герои и их характеристика
Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции.
д-503 Н
ичем не примечательный номер, главный инженер на строительстве «интеграла». На протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия. Это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет. В конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения.
I-330
Крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. Занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. Уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах. В своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. Обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками. Ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию.
0-90
Привлекательная пышнотелая женщина. Была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». Это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. Искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. Предстала перед судом, который приговорил её к смерти. По всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города.
Сочинения
Писатели нашей страны — талантливые люди, в чем убеждаешься, когда читаешь их произведения, что входят в школьную программу. Среди обязательных к изучению писателей находится и Замятин, что написал прекрасную работу Мы.
Замятин «Мы» краткое содержание по главам
Как раз сегодня вашему вниманию предлагаем книгу Замятина Мы в кратком содержании по главам, благодаря которому вы быстро познакомитесь с сюжетом. Изучив Роман Замятина Мы по главам в кратком содержании, вы сможете ответить на поставленные вопросы и сделать анализ произведения. Сама работа о далеком будущем, где талантливый инженер делает записи, чтобы потом их могли почитать потомки.
Пишет, чтобы потомки могли узнать о Едином государстве и идеальном правителе — Благодетеле, почитать о жизни, где есть Мы и это от Бога, а вот Я — идет от дьявола.
Глава 1
Из записки первой главы мы узнаем о том, что земля покорилась Единому государству и правителю Благодетелю. Люди не имеют имен, лишь номера. Они здесь счастливы. И вот завершается строительство Интеграла. Этот космический корабль должен проинтегрировать вселенную, уничтожить дикую кривую и выпрямить ее. Ведь линией идеального единого государства является прямая, мудрая и точная. Благодаря Интегралу, всем остальным существам планеты можно будет принести математическое счастье. Над строительством корабля работает великий математик Единого государства Д-503, он же ведет записи, где записывает все мысли счастливых жителей.
Глава 2
Однажды весенним днем в послеобеденное время к Д-503 заглянула его любимая О-90 и они пошли прогуляться. Это было дополнительное время, во время которого под Марш государства гуляли такие же номера. Гуляя, герой встретил незнакомку, что звали I-330. Каким-то образом ей удавалось читать мысли нашего строителя. Герой заинтересовался дамой, которая пригласила его в аудиторию 112. Д-503 сказал, что придет, если будет наряд. Дальше, оставшись с О наедине, девушка сказала возлюбленному, что хотела бы к нему прийти ночью. Но он сказал, что их встреча назначена на послезавтра. Герой попрощался с девушкой, три раза ее поцеловав на прощание.
Глава 3
В 3 главе автор решил познакомить будущего читателя с такими понятиями цивилизации как Скрижаль, Материнская и Отцовская нормы, Зеленая стена. Д говорит о том, что после войны никто не переступал черту Зеленой стены, что отделяет город от леса. При этом Скрижаль, как та икона, которой хочется читать молитвы. Благодаря этим часам, проходит спланированная жизнь населения, которое одновременно просыпается, ест, работает, гуляет, ложится спать. Каждый день два раза в день у людей есть личное время, во время которого могут гулять, встречаются со своими половинками или же творить и писать, как это делает автор записок.
Д непонятно, как раньше люди могли жить не по часам, не по научной этике, без урегулирования времени. Он не может подобное осмыслить. Абсурдно было и то, что не урегулировалась и сексуальная жизнь, где люди, как животные рожали вслепую. Автор пишет, что в такое сложно поверить, но были времена, когда жил народ в состоянии диких зверей или стада, и даже сейчас такие личности можно повстречать. Д пишет, что такое редко встречается и это быстро устраняется. За всем следят Хранители.
Глава 4
Д и правда получил наряд в аудиторию 112. По громкоговорителю говорили о музыке прошлого. Один из примеров был исполнен той незнакомкой по имени I. Сегодня Д был в настроениии и все время искал глазами О, которая вечером должна была прийти к нему. Вообще все их помещения были стеклянными, чтобы можно было следить за их жизнью. Это облегчало и функции Хранителей и только в сексуальные дни разрешалось закрывать шторы. И вот в 21 пришла О с розовым талоном.
Глава 5
В этой части Д знакомит будущего читателя со своим миром, который для него понятен, хотя многие зададутся вопросом, например о том, что такое розовый талон. Автор пишет, как государство в двухсотлетней войне победило голод, пишет о том как изобрели нефтяную еду, как победили такое чувство, как Любовь. Теперь живут по формуле, где номер может выбрать любой. Сделав заявление, к вам приставят нужный номер и в сексуальные дни можете пользоваться указанным номером, получив розовую книгу с талонами. Такие отношения намного приятнее и полезнее для организма.
Глава 6
В шестой главе упоминается о том, что пока их жизнь не идеальна. Д пишет о том, что на площади будет Правосудие, так как кто-то из номеров нарушил правила. Да что далеко ходить, когда и с ним приключилось нечто непонятное, пусть и в его личное время. Он пишет, как ему позвонила I и назначила встречу в Древнем доме. И вот уже через пять минут Д и I-330 были в аэро. Они приехали к дому, где сидела странная старуха. Она пустила приехавших. Герой стал рассматривать помещение, где вокруг царил хаос. I-330 переоделась в странное платье. Заметив, что уже пора, математик предложил ехать, чтобы не опоздать. Однако женщина отказывается и предлагает остаться, нарушая все правила. Автор записки отказывается, принимая решение доложить Хранителям по поводу выявленных нарушений.
Глава 7
Нашему герою снится сон. Проснувшись, он понимает, что заболел, ведь сны считаются психической болезнью. Далее автор говорит, насколько гениальным был Тэйлор, что сумел проинтегрировать жизнь. Д, позавтракав, отправился к Интегралу. По пути он встретил Хранителя S, которого уже видел. Хотел было рассказать об I и ее нарушении, но передумал, так как оказалось, что Хранитель очень хорошо знал женщину. Позже он встретился с О, которая предположила, что герой болен. И вот автор записок решает пойти к доктору, а вечером Д с О решали задачки, которые помогают расслабиться и очистить мысли.
Глава 8
В данной записи Д вспоминает, как в детстве его страшило иррациональное число. Математик идет в Бюро Хранителей, но по дороге встретил О и писателя R-13. Разговорившись с ними, писатель предлагает всем вместе пойти к нему в гости, несмотря на то, что к нему сегодня записана О. Все идут к писателю, где разговаривают о поэтах и об их творчестве. Далее Д идет домой, а R-13 опускает шторы. Автор записей делает вывод, что писатель он и О, как семья, некий не равнобедренный треугольник.
Глава 9
Глава 9 переносит нас на площадь Кубу, где собрался народ. Был там и Д. Взоры все обращены на Благодетеля. Он стоял возле Машины на площади, где ожидается казнь преступника, что написал кощунственные стихи. На сцене стали зачитывать стихотворения поэта, среди них был и знакомый нам поэт, друг Д. Преступник поднялся к Машине. Нажав на рычаг, Благодетель убил поэта, послав на него сотни тысяч вольт электрического тока. Произошло расщепление атомов, поэт превратился в воду.
Глава 10
Д получает письмо, в котором говорится о том, что его к себе записала I. Так как в этот вечер к нему должна прийти О, то он отсылает ей копию извещения, сам же идет к женщине. О не понимал, почему она его позвала. Он же дал ей понять, что она ему не нравится. Сама же I сказала, что он в ее власти, ведь тот не пошел к Хранителям. Женщина курила, да еще и пила ликер. Это запрещалось, но ей было все равно. Алкоголь она предложила и Д, вот только тот отказался. Тогда женщина, набрав ликер в рот, во время поцелуя, залила жидкость в рот автору записок. И тут герой, как с ума сошел, чуть было не признался в любви, но не успел. Нужно было попасть домой, ведь после половины одиннадцатого на улицу нельзя было выходить. Дома он уснуть не смог.
Глава 11
Теперь Д не понимает, кто он на самом деле, он разуверился в себе. Далее к мужчине приходит поэт. Они разговаривают. В разговоре R говорит о том, что на послезавтра к Д записана О, а дальше наш герой узнает, что и поэт знаком и с I. Вот тут проснулась в мужчине ревность. Поэт уходит, а математик понимает, что теперь нет у них треугольника, всплывшие чувства все развалили.
Глава 12
Д надеется выздороветь. Он верит, что все пройдет и будет, как раньше. Он ждет встречи с О. Направляясь на работу, он читает стихи поэта, а вместе с ним их читает и Хранитель.
Глава 13
Математик выспался, посчитав себя выздоровевшим. Он в ожидании вечера, когда к нему должна прийти О. Но тут звонок от I, которая просила его выйти. Он хотел поставить все точки, сказав, что им управляет государство, но не тут-то было. Встретившись с I, Д опаздывает на работу. Знакомый доктор пишет справку, после чего герои отправляются в Древний дом. Там они любили друг друга. После I исчезает.
Глава 14
К Д приходит О, которая сразу замечает, что математик иной, не ее. Д стал ее целовать, но не смог дальше отдаться любви. Девушка убегает, а герой понимает, что I разбила отношения его не только с поэтом, но и с О.
Глава 15
Д приходит на место, где строится Интеграл. Там ему второй строитель сообщает о шпионе, которого отправили в Операционное бюро, где его будут пытать. Второй помощник говорит, что вокруг строительства много нарушителей, однако Д советует ему сделать операцию, чтобы умерить фантазию.
Глава 16
Д тоскует по I, которую давно не видел. Лишь пару раз она промелькнула в окружении мужчин. К Д у нее был розовый талон, но она не явилась. Герой начинает ее ревновать, и тут еще ему кажется, что за ним следит Хранитель.
Д приходит к дому I из-за чего опаздывает. Он идет к доктору, дабы получить освобождение от работы, и доктор ставит диагноз — болен, у Д появилась душа. Но, переживать не стоит, ведь душа не только у него одного. Вылечить его могут прогулки пешком. Он говорит, что ему нужно пройтись до Древнего дома, как бы намекая на то, что там его ждет I.
Глава 17
Д отправляется к Дому в надежде увидеть женщину. Старуха сообщает, что I в доме, но герой не может ее отыскать. Тут он видит, как идет хранитель S. Математик прячется в шкаф и куда-то проваливается. Как оказалось, там был лифт. В подземном коридоре Д встретил знакомого доктора, который провел его к I. Та в своем желтом платье. Они выходят из дома, I назначает свидание на послезавтра.
Глава 18
Продолжая читать произведение Евгения Замятина Мы в кратком содержании, вновь видим нашего героя. Ему снится I и тут он вспоминает все то страшное иррационально число. Вечером Д решил пройтись, как советовал доктор. Наблюдая за лекциями, математик понимает, что не хочет находиться среди остальных. Возвратившись с прогулки, ему вручают письмо от О-90, которая написала, что отпускает его, хоть и очень любит. Она понимает, что он любит другую.
Глава 19
Проходит первый запуск двигателя Интеграла, во время которого погибло несколько человек. Но, это ничего, такую потерю даже не заметили. Д ждет встречи с I, но она не пришла. Зато прислала письмо, где просит математика опустить шторы, создавая иллюзию, будто она у него. Герой разозлился, но просьбу выполнил. Д идет на лекцию о детоводстве, где ему встретилась О. После лекции он идет домой. Там его ждет О. Она признается, что вопреки всему, хочет от Д ребенка. Они совокупляются.
Глава 20
Герой размышляет о произошедшем, в случае чего, он готов к смерти.
Глава 21
Несмотря на то, что I вновь записана к математику, она не приходит. Д опускает шторы, как прежде, сам же пишет записки. Дальше герой направляется в Древнему дому, чтобы найти там девушку, но встречает Хранителя S, который просит Д быть аккуратнее. Вечером к Д приходит контролерша Ю рассказывая о том, что дети в школе нарисовали карикатуру на нее из-за чего та сдала их Хранителям.
Глава 22
Идет шествие. Ведут преступников на казнь. И вот к одному из преступников бросилась женщина из толпы. Математику показалось, что это его пропавшая девушка. Он бросился к ней на защиту и его схватили, как соучастника. Но его защитил Хранитель S, сказав, что тот болен.
Глава 23
Наконец I пришла к герою. Она любит его и хочет быть уверенной, что и он ее любит. Хочет знать, что он готов ради нее на все. Д чувствует, что женщина что-то скрывает. I обещает все рассказать, но после Единогласия.
Глава 24
Д думает о дне Единогласия, во время которого выбирают одного и того же правителя. Математик звонит I и предлагает идти в этот день на площадь вместе. Но женщина отказывается.
Глава 25
Вот день настал. Благодетель со своими речами за трибуной. Рядом I, поэт и хранитель. Герой ревнует, а дальше происходит немыслимое. Во время голосования тысячи людей взбунтовались проголосовав против Благодетеля. Вокруг паника. I — ранена, ее несет на руках R. Математик отбирает у него женщину и несет ее на верхнюю трибуну. Они договариваются о встрече в подземном коридоре. Д размышляет о произошедшем, не понимает, как такое случилось и люди взбунтовались.
Глава 26
Как ни странно, но мир не изменился, все как и раньше. В газете сообщалось, что Благодетель избран, хоть и пытались сорвать выборы. По улице были расклеены листовки Мефи, одну из них Д помог сорвать номеру S.
Глава 27
Д и I встретились. Женщина повела математика туда, где он никогда не был. Они оказались за зеленой стеной. Там герой увидел многих людей, обросших шерстью. I призывает собравшихся разрушить стену, захватить Интеграл, чтобы полететь на иные планеты с единомышленниками. Нужно менять установившиеся порядки и законы. Кто-то сказал, что это безумие, но Д подхватил свою спутницу, сказав, что именно без этого безумия не обойтись. После сборов, все пили какое-то содержание чаши, и тут Д в толпе увидел знакомое лицо. Он сказал, что видел Хранителя, но I утверждала, что об этом месте никому не известно.
Глава 28
К Д приходит I, за ней вламывается Ю, но Ю выставляют за дверь. Сама же I говорит, что математик может сдать ее Хранителям, но Д говорит, что он уже другой и не сдаст ее. Дальше женщина рассказывает, что государство что-то готовит, ведь отменены все аудитории, где готовятся медицинские столы. Еще женщина предположила, что герой потомок смешанного рода, от женщины с города и мужчины, что жил за стеной. Рассказала она и о Мефи, что борется за свободу и движение, в отличие от государства, которое стоит за порядок и стабильность. Она уходит. Позже Д получает письмо, что к нему направляются Хранители. Он прячет опасные записи. Хранитель ничего не найдя уходит.
Глава 29
Д в очередной раз идет в Древний дом, где ему назначена встреча с I. Направляясь в дом, он видит беременную О. Она счастлива, однако Д понимает, что ей грозит опасность. Он хочет попросить I, чтобы та перевела ее за стену, но О, услышав имя соперницы, отказывается идти с математиком.
Глава 30
I делится с Д своими планами. Мефи запланировал захватить во время первого пробного полета Интеграл. Герой утверждает, что это революция, но ее не избежать. I просит во время обеда всех запереть в столовой, чтобы те осуществили свои планы.
Глава 31
Газеты пишут о том, что изобрели метод, который полностью сделает людей идеальными. Для этого нужно прийти на операцию, что проводится в аудиториях. Д счастлив, поделился радостью с I. Та назначает свидание. Сам же запуск Интеграла откладывается из-за операций, чему математик рад, ведь не нужно предавать Интеграл. Вернувшись домой, он видит Ю, которая сообщает, что всех детей отвела принудительно на операцию. За действиями все могут следить, ведь операции проводятся на виду. Д, прежде чем идти на операцию по удалению центра мозга, что отвечает за фантазию, встречается с I. Она ставит его перед выбором. Счастливая идеальная жизнь без нее или же он выбирает I. Он выбирает второе.
Глава 32
Интеграл готовят к запуску, а люди отказываются от операции. Их начинают загонять насильно, но они убегают. Среди убегающих был и Д. Он встретил О, которая согласна идти к I и прятаться за стеной. Однако Д замечает слежку. Он отправляет девушку одну, написав письмо I. Многие люди утверждают, что у Древнего дома видели голого волосатого человека.
Глава 33
В газетах стали писать о необходимости операции, а всех кто не явится, предадут Машине Благодетеля.
Глава 34
Корабль готов к испытаниям. Математик видит I, которая сообщает, что О в безопасности. И вот обед наступил, все должно было произойти, но человек, которого Д считал Мефи, оказался Хранителем. Революции помешали состояться. I подозревает Д в предательстве. Тот же понимает, что на него донесла Ю, которая могла прочитать последние записи, когда его не было в комнате.
Глава 35
Д ищет по городу Ю, чтобы убить, но не находит. В толпе он видит I, которую заставляют идти на операцию. Он хочет ей помочь, но не может пробиться через толпу. Началась облава и Д убегает. Вечером Ю сама приходит к Д. Он опускает шторы, чтобы не видели убийство, но Ю, подумав о соединении, сбрасывает одежды. Д смеется и это убивает женщину. Ю одевается и признается, что I она не выдавала. Герой верит женщине.
Глава 36
Д позвал к себе Благодетель. Тот уверял, что Д использовали не более того. Из него просто хотели вытащить информацию. Эти слова ранят мужчину. Он хочет увидеться с I. Он на площади рядом с машиной Благодетеля, представляет, как будут казнить I. В этот момент он впервые пожалел о том, что у него нет мамы.
Глава 37
Когда происходил завтрак, все услышали грохот и увидели летящих птиц. Люди поняли, стена взорвана. Все направляются в то место, где образовалась дыра. Математик узнает, что I где-то в городе. Он идет в ее квартиру, но там пусто и какой-то погром. Он видит розовые талоны к нему и к еще одному мужчине. Не дождавшись женщину, герой уходит домой.
Глава 38
Утром он проснулся от света. Открыв глаза, увидел I. Она пришла на несколько минут, и ее ждут внизу. Д рассказал о встрече с Благодетелем и их разговоре. Однако I ничего не ответив, ушла.
Глава 39
В городе хаос, летают птицы идут бои. Д решает идти к Хранителям. О решил во всем признаться. По дороге он увидел труп знакомого поэта, а дальше, в Бюро все рассказывает S. Как оказалось, он один из повстанцев и все знал. Так что Д не ошибся, когда за стеной увидел похожего на Хранителя человека. Д уходит и встречает ученого, который работает над своими расчетами. Он утверждал, что Вселенная не бесконечная. Д заинтересовал вопрос о том, что же находится на конце Вселенной. Но ответа не получил, так как услышал топот.
Глава 40
Герой и ученый схвачен. Они в аудитории. Им делают операции. Д чувствует себя здоровым. На следующий день Д у Благодетеля. Он все ему рассказывает. В этот же вечер все были схвачены. Д и Благодетель находились в газовой комнате, где пытали I, но она не сознавалась, хотя остальные признались во всем. Их всех должны казнить на площади. Далее Д пишет в записке, что бунтари еще ходят по городу, но от них возвели временную стену. Он надеется, что Единое государство победит, ведь разум и номера просто обязаны победить. На этом и завершается произведение Мы Замятина в кратком содержании.
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Проблематика романа Е. Замятина «Мы»
Е.И. Замятин был одной из самых ярких фигур среди тех писателей, кто не отверг революцию с порога, кто принял её как реальную судьбу отечества, но остался свободен в своём творчестве, в художественной оценке событий. Наблюдательный взгляд Замятина точно улавливал крайности, действительно свойственные эпохе. Особенно его тревожила тенденция к обезличиванию всей человеческой деятельности, весьма отчётливо выступавшая в социальной и духовной жизни революционных лет. Замятин был убеждён, что революция лишь усугубляет давний исторический недуг отечества, понижает духовный потенциал личности в России. Он опасался, что это губительно скажется на судьбах страны, исказит будущее общество. И предостерегать от этого он считал долгом художника. Так появился роман «Мы» (1921 — 1922), где рисовалось будущее, в котором благополучное существование людей построено именно на их отказе от собственной личности. «Математически безошибочное счастье» для всех обеспечивает Единое Государство. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей – и ради этого он должен отказаться от всего, что отличает его от других: от живых чувств, собственных стремлений, естественных привязанностей и побуждений. Само понятие «человек» заменено понятием «нумера», и золотые бляхи с присвоенным нумером каждый носит на груди. Все живут по законам Часовой Скрижали: в одно время встают и ложатся, одновременно подносят ложки ко рту; все вместе по четыре нумера в ряд ходят на прогулку. Строго в определённые дни любят друг друга. Любовь каждого и каждой – предмет, доступный для всех. Она регулируется «розовыми талонами» от врача на сексуальные встречи. Всякие собственные чувства и предпочтения запретны. Всё это называется состоянием «идеальной несвободы» в отличие от «дикой свободы» прежних веков. Однако человеческая природа не выносит такого пусть благополучного, но безличного существования. Вопреки безупречно организованному устройству жизни пробиваются, дают себя знать живые человеческие эмоции и страсти. Герой-повествователь, Д-503, математик на государственной службе, восторженно преклоняющейся перед Единым Государством и его рассудком, начинает ощущать эти чувства в себе самом. Он влюбляется, его тревожат мечты и странные мысли. И то же – неясные стремления в чему-то, неожиданные эмоции – обнаружатся у тысяч «нумеров». Кульминацией этого сопротивления человеческой природы механическому благоденствию становится заговор против Единого Государства и восстание. Их возглавляет И-330 – та женщина, которую полюбил герой. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни. Но финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Разработана и поголовно осуществляется операция по удалению у человека фантазии, а ней и всего человеческого – неудовлетворённости, живых переживаний, воображения. Так в людях уничтожается личность, и восстание обречено на поражение. А герой, в ком пробудилась индивидуальность, подвергнут операции и тем вновь обезличен, опять верно служит бездушию Единого Государства и предаёт свою возлюбленную. И-330 погибает под пытками, не сказав ни слова. Замятинское «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьёзные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию как индивидуалистические. А новую «пролетарскую» культуру, новую мораль и психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности. Да саму «новую» пролетарскую массу представляли обезличенной, лишённой индивидуальных переживаний, знающей только классовые чувства. Исследователи уже проводили параллель между замятинским «Мы» и суждениями одного из теоретиков пролетарской культуры А. Гастева. Этот последний находил в «… пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или как 375, 075, 0 и т.п.». Гастев предсказал в скором будущем возникновение таких рабочих «коллективов-комплексов», «в которых как будто уже нет человеческого, индивидуального лица, а есть… лица без экспрессий, душа, лишённая лирики, эмоция, измеряемая не криком, не смехом, а манометром». Не исключено, что Замятин прямо пародировал эти гастевские идеи. Но дело далеко не только в них. Родившийся как предостережение против социальных и идейных крайностей уже далёкой от нас эпохи, роман «Мы» важен не самой критикой этих крайностей, имеет не просто историко-литературное значение. Он продолжает жить, ибо причастен к острейшим, не теряющим напряжения проблемам века. История доказала несостоятельность так называемого социалистического выбора, футурологические фантазии Замятина отозвались во вполне конкретной исторической практике. Действительность в нашей стране на время превзошла даже худшие опасения Замятина: в 30-е и 40-е годы миллионы людей были превращены в «нумера», но не золотых бляхах эти нумера писались, а на лагерных бушлатах. Написанный в 1920 году, роман Замятина с 1921 года получил широкое хождение в рукописных списках. Он открыл собой ряд «антиутопий» ХХ века.
Темы
- Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
- Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
- Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
- Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
- Историческая память – номера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
- Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.
Проблемы
- Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
- Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
- Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
- Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
- Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
- Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
- Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.
Краткое содержание
Запись 1-ая
На дворе 32 век. Человечество покорилось абсолютной власти Единого Государства во главе с его правителем – Благодетелем. В скором времени завершается строительство Интеграла. Его главная задача заключается в том, чтобы просчитать Вселенную, «подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, — быть может, еще в диком состоянии свободы».
Над строительством корабля работает Д-503 – «один из математиков Единого Государства».
Запись 2-ая
Д-503 любуется чистым весенним небом, на котором никогда не бывает ни облачка. В послеобеденный час за Д заходит «вся кругло обточенная» О-90.
Во время прогулки среди других пронумерованных людей Д-503 встречает незнакомку – тонкую и резкую I-330. Каким-то образом ей удается читать мысли инженера, и она приглашает его в аудиторию 112. Эта женщина действует на Д «неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член».
Запись 3-ья
Д-503 дает объяснения таким ключевым понятиям как Личные Часы, Часовая Скрижаль, Зеленая Стена, Материнская Норма, Благодетель.
Со времен далекой Двухсотлетней войны никто не бывал за пределами стеклянной Зеленой Стены, огородившей город от дремучего леса.
Регламентирует работу Единого Государства Часовая Скрижаль, благодаря которой все жители действуют, точно прекрасно слаженный механизм: одновременно просыпаются, приступают к работе и завершают ее, ложатся спать. В сутках есть два личных часа, когда жители города могут по своему усмотрению опустить шторы, погулять или же провести время за письменным столом.
Запись 4-ая
На следующий день Д получает наряд в аудиториум 112, где фонолектор вспоминает музыкантов прошлого, писавших музыку в порыве вдохновения. За роялем в старинной одежде сидит новая знакомая Д – тонкая I-330 – и играет отрывок древней музыки.
Д ожидает вечернего личного часа, когда к нему должна прийти О с розовым билетом, дающим право на закрытые шторы.
Запись 5-ая
Д-503 излагает законы, по которым живет Единое Государство. После победы в двухсотлетней войне в живых осталось лишь 0,2 % населения.
«Предки дорогой ценой покорили, наконец, Голод», когда была изобретена «теперешняя, нефтяная пища». Также жителям Единого Государства удалось избавиться от такого чувства как Любовь, и теперь каждый может предварительно выбрать себе нужный номер, написать заявление, и встретиться с ним в строго регламентированные сексуальные дни. Это очень удобно и практично.
Запись 6-ая
Д с горечью признает, что даже Единому Государству «до идеала — еще несколько ступеней». Еще есть номера, нарушающие правила, и тогда на главной площади проходит праздник Правосудия.
Впрочем, и сам Д не так уж и чист перед законом. Однажды в личный час он отправился с I в Древний Дом, кардинально отличающийся от привычных блоков с прозрачными стенами, в которых живут номера. Его спутница ненадолго отлучилась, а после вышла «в коротком, старинном ярко-желтом платье, черной шляпе, черных чулках».
Д-503 опаздывал на лекцию, но I просила его задержаться. Это было немыслимое нарушение всех правил.
Запись 7-ая
Д видит сон и просыпается с ужасом, поскольку знает, что «сны — это серьезная психическая болезнь». По дороге к «Интегралу» он замечает Хранителя S и пытается ему рассказать о своей встрече с I в Древнем Доме и ее нарушении правил, но в последний момент передумывает.
О считает, что Д болен, и ему нужно показаться врачу. Вечер они проводят, решая «задачи из старинного задачника: это очень успокаивает и очищает мысли».
Запись 8-ая
Д вспоминает, как в школьные годы его страшили иррациональные числа. Он собирается идти в Бюро Хранителей, но по дороге встречает О и R-13. Спутник милой О не по душе прагматичному Д, поскольку «у R-13 есть дурная привычка шутить».
На послеобеденный личный час О записана к R-13, но, поскольку им хватит полчаса, писатель приглашает Д к себе домой. По сути, их любовный неравнобедренный треугольник представляет собой семью, в которой Д комфортно и уютно.
Запись 9-ая
Д находится на главной площади вместе с тысячами других номеров, пришедших на праздник Правосудия. «Тяжкий, каменный, как судьба, Благодетель» руководит Машиной, убивающей преступников тысячами вольт электрического тока. После казни от них остается «только лужа химически-чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившаяся в сердце».
Запись 10-ая
Д получает извещение, согласно которому I-330 записана на него на сегодняшний вечер. В голове инженера проносится вихрь мыслей, и он понимает, что «будет трудный, нелепый, абсолютно нелогичный разговор».
I дает понять, что Д находится в ее руках, поскольку тот не сообщил о нарушении Хранителям. После этого свидания Д никак не может уснуть.
Запись 11-ая
Впервые в жизни Д чувствует неуверенность в себе, он не понимает, кем является на самом деле. К нему заходит R-13, который в разговоре мимоходом упоминает о том, что также близко знаком с I-330.
Эта новость выводит из равновесия Д, который с ужасом осознает, что «все это сумасшествие – любовь, ревность — не только в идиотских древних книжках».
Запись 12-ая
Д уверен, что тяжело болен, и мечтает выздороветь. Он не сомневается, что скоро пойдет на поправку, поскольку в эту ночь не было «снов или иных болезненных явлений».
Он читает книгу со стихами R, который принес ему накануне. Вместе с Д стихи читает один из Хранителей.
Запись 13-ая
После крепкого сна без сновидений Д уверен, что полностью здоров. Неожиданный звонок от I-330 нарушает его привычный распорядок дня. Он опаздывает на работу, и его спутница берет справку у знакомого доктора.
Теперь они свободны. Пара направляется в Древний Дом, где предается любви без розовых талонов и разрешений. Д кажется, будто он проваливается в свой «старый сон, такой теперь понятный».
Запись 14-ая
Д спускается «к дежурному взять право на шторы», поскольку в этот вечер должна прийти О с розовым талоном. Однако свидание не задается с самого начала, поскольку Д остро понимает, «до чего все опустошено, отдано».
Не выдержав равнодушия Д, горько плачет, а затем убегает О. Д осознает, что I-330 отобрала у него и R, и О.
Запись 15-ая
Д приходит к месту строительства «Интеграла». От Второго Строителя он узнает, что, пока он болел, поймали «ненумерованного человека». Его отвели в Операционное, где работают «лучшие и опытнейшие врачи под непосредственным руководством самого Благодетеля».
Нарушителя будут пытать при помощи Газового Колокола. Под стеклянный колпак сажают человека и под давлением нагнетают различные газы до тех пор, пока он не выдаст ценную информацию. Но это не бесчеловечная пытка, а исключительно забота «о безопасности Единого Государства, другими словами — о счастии миллионов».
Запись 16-ая
Д сильно тоскует по I-330, которую он не видел уже много дней. Однажды «она промелькнула, на секунду заполнила желтый, пустой мир», и так же стремительно исчезла.
Д обращается к доктору, и тот ставит страшный диагноз: у пациента появилась душа. Однако вылечить этот недуг помогут прогулки пешком, в частности, до Древнего Дома. Таким образом доктор напоминает Д, что там его ожидает встреча с I.
Запись 17-ая
Д направляется к Древнему Дому в надежде встретить там I, но ему никак не удается ее отыскать. Во время поисков математик замечает приближающегося хранителя, и в панике прячется в шкаф. Оказавшись в безопасности, он «медленно, мягко поплыл куда-то вниз».
В подземелье Д встречает знакомого доктора, который обещает привести I-330. В ожидании встречи у Д «дрожат губы, руки, колени». Он встречает I в желтом платье, и она назначает ему свидание на послезавтра.
Запись 18-ая
Д ложится спать и тотчас же опускается «на сонное дно, как перевернувшийся, слишком загруженный корабль». Ему снится I в розовом платье, за зеркальной дверью его шкафа. Проснувшись, Д пытается определить, что такое душа, но еще больше погружается в пучину хаоса.
По совету доктора Д идет на прогулку. Вечером он получает от О-90 письмо, в котором она признается Д в любви, и вместе с тем отпускает, чтобы он был счастлив с I-330.
Запись 19-ая
Проходит первый пробный запуск «Интеграла», во время которого погибает «с десяток зазевавшихся нумеров». Однако на это досадное происшествие никто не обращает внимания, и работа продолжается.
Герой отправляется на лекцию по детоводству, где встречает О. Вечером того же дня О просит Д об одной услуге: оставить ей ребенка. За подобное нарушение положена казнь, но О готова принести себя в жертву, лишь бы почувствовать в себе зарождение новой жизни. Д соглашается.
Запись 20-ая
Д анализирует происшедшее, и приходит к выводу, что готов к смерти в Машине Благодетеля. Если в Операционной О-90 назовет его имя, он будет убит вместе с ней.
Запись 21-ая
I-330 опять не приходит в свой день, вместо нее – лишь «невнятная, ничего не разъясняющая записка». В надежде отыскать ее, Д отправляется к Древнему Дому. Там он встречает Хранителя S, который просит его вести себя осторожнее.
Вечером Д встречает пожилую контролершу Ю, которая жалуется ему на то, что дети изобразили ее «в каком-то рыбьем виде». Она, конечно же, любит детей, но не преминула сдать их Хранителям.
Запись 22-ая
Д становится свидетелем шествия: под конвоем ведут трех преступников. Один из них, заметив знакомое лицо в толпе, останавливается, но стражник щелкает «по нем синеватой искрой электрического кнута». К юноше бросается навстречу девушка, и Д кажется, что это I-330.
Запись 23-ья
К Д приходит I-330 и говорит о своей любви к нему. Но она хочет быть уверенной в том, что и Д ради нее готов на все. Математик чувствует, что женщина что-то недоговаривает. Она соглашается все ему рассказать, но только после Дня Единогласия.
Запись 24-ая
Д размышляет о великом Дне Единогласия, во время которого неизменно выбирают одного и того же правителя. При этом «самые выборы имеют значение скорее символическое» и призваны подчеркнуть, что народ Единого Государства – «единый, могучий миллионноклеточный организм».
Математик предлагает I-330 пойти на главную площадь вместе, но она отказывается.
Запись 25-ая
Звучит торжественный гимн, с небес на аэро спускается «в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья».
По рядам проносится «шелест миллионов рук» – все голосуют «за» Благодетеля, а после «тысячи рук взмахнули вверх — «против»». Начинается страшная паника, I-330 ранена, и Д на руках уносит ее подальше от обезумевшей толпы.
Запись 26-ая
К большому удивлению Д, привычный мир все еще продолжает существовать. В Единой Государственной Газете сообщается, что, несмотря на происки врагов, в «48-й раз единогласно избран все тот же, многократно доказавший свою непоколебимую мудрость Благодетель».
Все улицы в Едином Государстве обклеены листовками Мефи, и Хранители уничтожают их в срочном порядке.
Запись 27-ая
Д встречается с I, и она ведет его за Зеленую Стену. Оказавшись в запретной зоне, математик больше всего поражается солнцу – «это были какие-то живые осколки, непрестанно прыгающие пятна, от которых слепли глаза, голова шла кругом».
На поляне шумит «толпа в триста-четыреста… человек». I-330 обращается к ним с призывом захватить «Интеграл» и отправиться на иные планеты, чтобы навсегда разрушить установленные Благодетелем законы и порядки. Многие считают это безумием, но Д поддерживает свою спутницу.
Неожиданно Д замечает в толпе знакомое лицо Хранителя, но I-330 утверждает, что об этом месте никому не известно.
Запись 28-ая
К Д приходит I-330 и сообщает, что правительство что-то задумало: «в зданиях аудиториумов что-то готовят, какие-то столы, медики в белом». Также она предполагает, что Д является потомком смешанной расы и является сыном женщины из города и мужчины, что жил за Зеленой Стеной.
I-330 рассказывает математику о Мефи, которые отчаянно борются за свободу. Позже Д получает письмо, в котором его предупреждают о приходе Хранителей. Он успевает спрятать опасные записи, и Хранители уходят ни с чем.
Запись 29-ая
Направляясь в Древний Дом на встречу с I-330, Д замечает беременную О-90. Она очень счастлива, и благодарит Д за это счастье. Однако математик обеспокоен: он прекрасно знает, какая участь уготована О-90 за противозаконную беременность.
Д предлагает ей перейти ей за Зеленую Стену и познать истинную радость материнства: видеть, как ребенок «на руках будет расти, круглеть, наливаться, как плод». Узнав, что помочь ей может только I-330, О-90 решительно отказывается от помощи.
Запись 30-ая
I рассказывает, что «среди сотен, наудачу взятых вчера Хранителями, — попали 12 Мефи», и нужно действовать как можно быстрее и решительнее. Промедление в 2-3 дня может оказаться роковым.
Захват «Интеграла» запланирован на послезавтра – в день его первого пробного полета. И тогда в руках I-330 и ее единомышленников окажется «оружие, которое поможет кончить все сразу, быстро, без боли».
Запись 31-ая
На следующий день Д читает в Государственной Газете о том, что Единое Государство намерено окончательно сделать людей идеальными, начисто лишив их фантазии. Для этого достаточно провести небольшую операцию, уничтожив «жалкий мозговой узелок» – центр фантазии.
Из-за этой новости запуск «Интеграла» откладывается. Д рад этому, ведь ему не нужно предавать собственное детище. Он возлагает большие надежды на Операцию, надеясь таким образом вернуть свое прежнее спокойствие.
Однако I-330 жестко ставит его перед выбором: «Операция и стопроцентное счастье или…». Д выбирает второй вариант – неизвестное, пугающее будущее, но вместе с I-330.
Запись 32-ая
Первые номера, подвергшиеся Операции, со знаменем «Мы первые! Мы — уже оперированы! Все за нами!» пытаются загнать к операционным столам остальные номера. Д вместе со многими другими удается скрыться.
Математик встречает О-90, которая согласна укрыться за Зеленой Стеной: она не хочет подвергаться операции, после которой не сможет любить своего ребенка. Д дает ей письмо к I-330 и направляет к Древнему Дому.
Запись 33-ья
На следующий день Д из газеты узнает о приостановлении работ до тех пор, пока все номера не подвергнуться операции. Это обязательное для всех условие, а «неявившиеся — подлежат Машине Благодетеля».
Запись 34-ая
«Интеграл» готов к испытанию. Он поднимается в воздух и выходит за пределы земной атмосферы. Приближается намеченный час, когда Мефи должны взять бразды правления в свои руки. Однако один из них оказывается Хранителем, и планы по перевороту разрушаются. I подозревает Д в измене.
Запись 35-ая
Чтобы доказать свою невиновность I-330, математик решает убить контролершу Ю: он уверен, что это по ее вине сорван запланированный переворот. Он ищет ее целый день по городу, но нигде не находит.
Вечером Ю сама является к Д. Тот опускает шторы и замахивается штоком, намереваясь убить ее. Ю уверена, что Д действует так в порыве страсти, и «это было так неожиданно, так глупо», что он опускает шток из руки и начинает хохотать. В тот миг Д понимает, «что смех — самое страшное оружие: смехом можно убить все — даже убийство».
Ю признается, что она не выдавала I-330. Звонит звонок: сам Благодетель срочно вызывает к себе Д.
Запись 36-ая
Благодетель раскрывает перед Д правду: изменникам он не интересен сам по себе. Он представляет для них ценность только как строитель «Интеграла». Осмелившись поднять глаза на Благодетеля, Д видит перед собой «лысый, сократовски-лысый человек, и на лысине — мелкие капельки пота» Не в силах сдерживать смех, Д убегает.
Запись 37-ая
Во время завтрака происходит неожиданное происшествие: в небе появляются птицы, влетевшие в Единое Государство через разрушенную Зеленую Стену.
В образовавшейся толчее Д пытается отыскать I-330, но все безуспешно.
Запись 38-ая
Проснувшись утром от яркого света, Д видит перед собой I-330. У нее совсем немного времени, и математик пытается оправдаться перед ней. Он рассказывает ей о встрече с Благодетелем. I-330, ничего не ответив, покидает Д.
Запись 39-ая
Д решает идти в «Бюро Хранителей» и во всем им признаться. Он находит знакомого Хранителя S, и начинает судорожно и сбивчиво, «несуразными комьями, клочьями» рассказывать обо всем происшедшем. Но Хранитель ему признается, что сам принадлежит к заговорщикам, и ему обо всем известно.
Д покидает Бюро и встречает своего соседа-ученого, которому удалось доказать конечность Вселенной.
Запись 40-ая
Математика и его соседа-ученого, «как не имеющих удостоверения об Операции», отправляют на проведение процедуры по удалению фантазии.
На следующий день Д приходит к Благодетелю и все ему рассказывает. Вечером того же дня Д присутствует при пытках «в знаменитой Газовой Комнате». Туда приводят женщину, которая смутно кого-то напоминает Д. Несмотря на мучения, она, в отличие от своих соратников, не произносит ни слова. Завтра ее вместе с другими казнят в Машине Благодетеля.
Но еще не все спокойно в Едином Государстве, и «в западных кварталах — все еще хаос, рев, трупы, звери». Номерам удается отгородиться от них временной стеной из высоковольтных волн. Д не сомневается в победе Единого Государства.