Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон представляет аргументы из жизни и литературы для сочинения 9.3 на тему: Счастье. Здесь Вы найдете только те примеры, которые можно извлечь из школьной программы и жизненного опыта. Приятного просвещения!
Из литературы
Примеры из литературы на тему «Счастье» для сочинения 9.3 сослужат верную службу на экзамене.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Счастье человек находит тогда, когда жизнь соответствует его главным ценностям. Например, Петр Гринев обрел душевную гармонию в семейном кругу и честной службе. О своей юности в дневнике пишет уже состоявшийся человек, который исполнил все свои мечты: завоевал сердце возлюбленной, не посрамил честь рода на службе, сделал карьеру, завел семью. Гринев стал тем, кем хотел стать. Петр добился того, чего хотел получить. И в этом источник его неиссякаемого оптимизма.
- А. Грин, «Алые паруса». Счастье — это состояние, когда мечты сбываются. В этом мы убеждаемся, узнав историю Ассоль. Героиня с детства ждала, что за ней приплывет судно с алыми парусами, а там ее встретит прекрасный принц. Жители Каперны высмеивали наивные грезы Ассоль и отвернулись от девушки, ведь обвиняли ее отца в преступлении. Но даже в условиях всеобщего осуждения и осмеяния героиня не потеряла веру в свою счастливую звезду. Поэтому капитан Грэй захотел исполнить ее необычную мечту. Когда Ассоль увидела алые паруса, она пережила настоящий восторг. Это и есть настоящее счастье.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». В чем заключается счастье? Многие люди видят его в любви. Например, Андрий из повести Гоголя связал свою судьбу с сильным чувством и пожертвовал всем ради него. Наедине с прекрасной панночкой герой почувствовал себя по-настоящему счастливым. За это ощущение душевной гармонии он отдал Родину, товарищей, семью. Он переметнулся на сторону поляков и выступил против казаков, чтобы быть с возлюбленной. Недолго продлилась его эйфория, но в ней он обрел то, ради чего мы живем.
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Истинное счастье человек обретает в любящей семье. Например, герой рассказа Шолохова чувствовал настоящее блаженство в семейном кругу. У него было трое детей, которые дарили ему положительные эмоции и приятные хлопоты. У него была любимая и любящая супруга, которая стала для него верной спутницей жизни. Чтобы защитить этот рай на Земле, Андрей пошел на фронт и рисковал собой. Все это время боев и испытаний его поддержали мысль о семье, в которой сосредоточились все его идеалы.
- А.И. Куприн, «Куст сирени». Люди находят счастье друг в друге. Например, Вера и Николай из рассказа Куприна обрели гармонию и блаженство в объятиях друг друга. Любовь делает их сильнее, радостнее, лучше. Каждый день, каждое испытание, каждую удачу или неудачу они встречают сообща. В этом единстве нет места печали и другим негативным эмоциям. В любви герои обретают такой восторг, который заглушает и подавляет все, что мешает им наслаждаться каждым моментом жизни.
- О Генри, «Дары волхвов». Настоящее счастье — это взаимная любовь, которая дает людям мощную опору в жизни. В этом мы убеждаемся, глядя на пару Деллы и Джима. Герои бедны, во многом себе отказывают, но они нашли свой источник положительных эмоций во взаимной привязанности и поддержке. Джим всегда знает, что его дома ожидает преданная и любящая супруга. А Делла ощущает нежность и заботу мужа, который является для нее целым миром. Это и есть гармония, в которой нет места разочарованиям и тревогам.
Из жизни
А вот и примеры из жизни на тему «Счастье» для сочинения 9.3, которые выручат Вас в минуту творческого застоя.
- Пример из личного опыта. Мой друг нашел свое счастье в призвании. Он с детства мечтал стать пилотом и облетать весь мир. Ради этой цели он упорно трудился и многим пожертвовал. И ему удалось ее достичь. Теперь он состоялся в профессии и повидал многие страны. Каждый день для него — приключение, каждый миг наполнен особым значением. Ведь его мечта сбылась, а это главное условие счастья.
- Пример из истории. Счастье заключается в любви и призвании. Например, из биографии А.С. Пушкина известно, что он долгое время добивался руки Натальи Гончаровой. У девушки была возможности найти богатого и успешного мужа, поэтому ее родители не соглашались выдать дочь за бедного дворянина без большого чина. И все же Пушкин не терял надежды. Он писал Наталье письма и стихи, упорно работал и старался зарекомендовать себя. И в один прекрасный миг Наталья согласилась на предложение. Тогда поэт был по-настоящему счастлив и написал множество талантливых стихотворений. В союзе с Натальей он обрел гармонию, необходимую для творчества и созидания.
- Пример из СМИ. Талантливые люди находят источник счастья в творчестве. Например, Мирон Федоров (артист под псевдонимом «Оксимирон») не раз писал о том, как искусство спасло его жизнь и мотивировало его двигаться вперед. В нем он обрел гармонию, необходимую для поиска себя и своего места в мире. Созидание открывает путь к себе, на котором можно познать моральное, эстетическое и интеллектуальное удовольствие.
- Пример из личного опыта. Я ощущаю счастье, когда поступаю правильно и вижу тот результат, к которому стремлюсь. Например, когда я помогаю бабушке по дому или подбираю для нее хорошие вещи в интернете, я чувствую ее благодарность, и мне очень приятно осознавать то, что я сделал добро. Домой я возвращаюсь на эмоциональном подъеме. Успехи в учебе или хобби тоже вызывают восторг, подобный этому. Значит, счастье — это эйфория человека, следующего по стопам своих идеалов.
- Пример из СМИ. Сегодня многие люди пытаются приобрести иллюзию счастья, покупая разнообразные курсы и марафоны, которые якобы помогают им решать свои проблемы. Однако путь к истинной гармонии с собой пролегает через индивидуальную работу над собой, в которой помощников нет. Человек должен сам выявить свои личные ценности и понять, как их достичь. Только так можно испытать настоящее счастье, ставшее результатом усилий.
- Пример из кино. В фильме 1953 года «Римские каникулы» (режиссер Уильям Уайлер) тоже затронута тема счастья. Главная героиня — принцесса, у нее есть все для материального благополучия и самореализации. Но для нее счастье — это свобода быть собой и делать свой выбор. С рождения ее судьба была предопределена, и ее мнения никто не спрашивал. Но Анна вырывается из плотного графика церемоний и сбегает из кукольного дома чужих амбиций. В свободном порыве к мечте она находит истинное счастье, которого ей так не хватало.
Метки: 9 классаргумент из жизненного опытааргумент из литературыОГЭ по русскому языкуподборкапример из жизнипример из литературысочинение 9.3
Читайте также:
Автор Андрей Измаилов На чтение 6 мин. Просмотров 4 Опубликовано
Сочинение № 2 «Что значит слово “счастье” для меня»
Видеть восход солнца, замечать улыбки на лицах людей, делать добрые дела и наблюдать, как от этого мир становится лучше. Все это примеры того, когда человек может чувствовать себя счастливым. Счастливые моменты разнообразны, как и все люди в мире.
Нельзя дать общее определение такому понятию, ведь у каждого о нем собственное представление. Но как ответить себе на вопрос, что значит для меня счастье. Ответ прост – можно завести дневник радостных моментов и записывать в него все то, что помогло достичь этого ощущения.
Часто те люди, которые решили делать заметки в специальном дневнике, замечают, что они посвящены или связаны с семьей. Именно родные люди способны приносить настоящее счастье. Рядом с ними мир кажется гораздо прекраснее.
Быть счастливым человеком
Счастье — главная цель в жизни любого человека. Если проанализировать определения этого слова в словарях, то счастье — это ощущение полного удовлетворения, пиковое состояние, когда человек абсолютно доволен условиями своего существования. И все же для каждого из нас быть счастливым значит что-то свое. То, что имеет значение для одного, может ровным счетом ничего не значить для другого.
Для матери высшее счастье — видеть, как ее малыш делает первые шаги, растет, развивается, улыбается. Молодые люди счастливы, добиваясь карьерных успехов. Я счастлива оттого, что у меня есть семья и друзья, что я здорова, красива, умна. Важная часть моей жизни — творчество: я счастлива, когда мастерю красивые вещи, танцую, пою. Счастье и в том, чтобы радовать других людей, помогать и им обрести это состояние. Когда разделяешь свою радость с кем-то, ее становится еще больше.
Мы привыкли принимать как должное нашу свободу, мирное небо над головой, красоту природы, близких людей рядом. И лишь беда может напомнить нам, что счастье заключается не в больших деньгах и карьере, не в машинах, огромных домах и других материальных вещах, а в самых простых и обыденных мелочах, которые мы порой даже не замечаем, пока не потеряем.
Героиня книги Э. Е. Фоняковой «Хлеб той зимы», посвященной блокаде Ленинграда, живет счастливой беззаботной жизнью. Каждое утро Лена гадает, что будет делать сегодня: помогать маме собираться на дачу, где есть гамак и старый медный самовар, гулять по городу и Зоосаду, поедет с родителями в парк на островах, где они будут кататься на лодках?
Но однажды это маленькое счастье омрачается. Лена не понимает, что происходит: мама становится тихой, серьезной и печальной, папа приходит домой невеселым и тревожным. Он говорит дочке, что началась война. Вечером дома собираются взрослые — они много говорят и курят. Лена не знает, что такое настоящая война — она знакома ей лишь по играм мальчишек во дворе. Но она уже чувствует, что это что-то тяжелое и страшное, и что жизнь ее уже не будет прежней.
Во время блокады Лена переживает голод, смерть, человеческие страдания. Но несмотря на все беды, в ее жизни остается место добру. Она продолжает по-детски озорничать, мечтать. Люди не прекращают общаться, ходить друг к другу в гости, дарить подарки, писать стихи.
Эта история подтверждает, что счастье может ускользнуть в мгновение ока, его легко разрушить, поэтому очень важно ценить то, что у тебя есть. В то же время оно зависит от нас, его можно найти даже в такое страшное время, как война. Оно в теплых объятиях близких людей, любви, поддержке и самом обычном куске хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Сочинение № 3 «Что такое счастье?»
«Что значит для меня счастье?» – это вопрос, на который испокон веков люди ищут ответ. Он является, в какой-то степени, философским.
Трудно говорить о счастье. Для каждого оно имеет свою ценность и чаще всего связано с образом жизни.
Счастье – это чувство легкости внутри себя самого, радости, покоя? Измеряется ли оно достижениями? Тяжело ответить на такие вопросы за всех людей на планете, но каждый может определить это для себя, и, по сути, это единственный общий рецепт того, как быть счастливым.
Иногда кажется, что счастье – то, чего не хватает в жизни. Тогда человек пытается найти его и осуществить свою мечту. В такие моменты это и есть для него настоящее счастье, которое заключается не просто в достижении цели, а получении удовольствия от поиска.
С самых ранних дней западной мысли философы интересовались природой счастья. Одним из первых, кто задал вопрос: «Что такое счастье», был Аристотель. Он, в типичной для философов манере, прежде чем дать ответ, настаивал на проведении различия между двумя разными вопросами.
Первый был о том, что подразумевается под словом «счастье», а второй – где найти его, то есть, что делает человека по-настоящему счастливыми. Древнегреческий философ считал, что бесполезно пытаться ответить на второй вопрос, не подумав о первом.
Удовольствия от еды, питья и прочих мирских утех Аристотель считал слишком грубым, чтобы быть подходящим для истинного человеческого счастья. Он утверждал, что их нужно объединять также и с эстетическими и моральными вдохновителями, которые бы помогли достичь главной цели – счастливой жизни.
Сочинение № 1 «Что значит для меня счастье»
Вам будет интересно:Космологическая постоянная: понятие, определение, формула расчета и проблемы
Это важная задача – быть счастливым, но добиться этого не всегда бывает просто. Иногда трудно определить, что может сделать человека счастливым. В один день ощущение счастья может приходить от того, что было совершено доброе дело, а в другой – от того, что удалось купить вещь, о которой давно мечтал. По сути, эти вещи не сопоставимы, ведь в первом случае польза будет больше для окружающего мира, а во втором получится порадовать только лишь себя.
Для меня счастье – это когда человек способен сделать счастливым другого. Ведь это намного важнее, так как в такие моменты это великолепное чувство приумножается.
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Автор:
Guru
·
Аргументы из литературы
- (46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
- (43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
- (43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
- (44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
- (52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
- (54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
- (56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
- (50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
- (55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
- (53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
Примеры из жизни
- (42 слова) Я чувствую себя счастливой в окружении родных людей. Ощущая, что они поддерживают меня, я понимаю, что в мире царит гармония. Человек, который может обратиться за советом к родителям и получить помощь, уже счастлив. Семья – не единственный, но главный элемент большой картины счастья.
- (41 слово) Если посмотреть танцевальные шоу, то можно увидеть не только соревнования за первенство и танцы участников, но и эмоции танцоров от участия в проектах. Большинство отмечают, что танец для них – это жизнь, и возможность заниматься любимым делом уже делает человека счастливым.
- (54 слова) Одна девушка рассказала мне, как она побывала в Индии и встретила там маленького мальчика. Увидев его светящийся взгляд на шоколадку, которую держала в руках моя подруга, она решила поделиться с ним сладостью. Заметив его реакцию, она подарила мальчику всю шоколадку, потому что в тот момент он улыбался, как самый счастливый ребенок на свете.
- (41 слово) Знакомый говорил мне, что не может представить свою жизнь без путешествий. Как только наступают каникулы, он стремится купить билеты в разные уголки мира. Поездки дарят ему незабываемые впечатления. Моря и достопримечательности разных стран воодушевляют его, и он чувствует себя счастливым.
- (48 слов) Если взрослого человека сложнее сделать счастливым, то ребенок не так уж много хочет от жизни. Отводя детей в парк развлечений, взрослые приводят их в волшебный мир. Американские горки, колесо обозрения, тиры – все это может вызвать у ребенка непередаваемые эмоции. По его лицу будет видно, что он счастлив.
- (49 слов) С самого детства мультфильмы учат нас главным вещам и раскрывают секреты непростого мира с помощью любимых персонажей. В продолжении оригинального мультфильма «Король Лев» акцентируется внимание на поиске счастья суриката Тимона. Счастливым он становится, лишь обретая настоящий дом в джунглях и верных друзей — кабана Пумбу и львенка Симбу.
- (41 слово) Моя подруга говорила, что счастье – это верные друзья. Когда мы поздравляли ее в день рождения и устраивали неожиданный сюрприз, лицо именинницы сияло настоящим счастьем. Подруга радовалась тому, что нужные люди всегда с ней. А мы были счастливы сделать ей приятное.
- (57 слов) Мой сосед по парте рассказывал мне, что обожает ездить на дачу. Там у него много друзей, знакомых, и вообще, деревня ассоциируется со свежим воздухом, которым не подышишь в шумном городе. Звуки природы позволяют ему оставаться со своими мыслями наедине, и так он находит душевное равновесие. Приезжая к себе на дачу, он будто перезаряжается и становится счастливым.
- (53 слова) Наша учительница рассказывала нам, как в студенческие годы увлеклась интересными рассказами, романами и повестями. Чтение отвлекало ее от внешних проблем, ей казалось, что книги погружают ее в особенный мир, каждая страница которого радужно приветствует юную читательницу. Для нее хобби стало счастьем, поэтому она решила пойти на педагогический факультет, чтобы открывать счастье другим.
- (48 слов) Счастье – совокупность отдельных категорий, состоящих из жизненных ценностей, воспоминаний и приятных моментов. Но оно у каждого свое. Передать на словах мои эмоции, когда на день рождения мне подарили электрогитару, наверное, невозможно. Это была моя мечта, которую исполнили мои родители. Настраивая новый музыкальный инструмент, я чувствовала себя самой счастливой.
Автор: Мария Воробьева
Читайте также:
Что такое счастье? По Ф.А. Вигдоровой
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?»
Сочинение 9.3 (15.3)
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье состоит не из личной удачи, а из возможности жить и работать среди людей, помогать им, думать и заботиться не только о себе.
Героиня предложенного для анализа текста Нина говорит, что всегда чувствует себя счастливой. Во время войны она работала проводником на поезде, где возили детей с Украины и из Белоруссии. Девушки делали всё, чтобы улучшить дорожный быт обездоленных войной детей. Они приносили в вагон игрушки, посуду, книжки, цветы, сделали подвесные люльки для грудных детей, вязали ребятам варежки и носки, рассказывали детям сказки, читали им, пели. Постепенно дети становились веселее, научились заново улыбаться. Пример молодых проводниц подхватили и другие поезда, и они были очень рады этому и необыкновенно счастливы.
В рассказе Чехова «Крыжовник» ветеринарный врач Иван Иванович, обращаясь к своим слушателям, призывает делать добро. Он говорит, что счастья нет. Не может быть счастлив человек, когда рядом страдают люди. Он утверждает, что рядом с довольным человеком обязательно должен находиться некто с молоточком, который напоминал бы о страдающих в окружающем мире людях.
Таким образом, достижение личного успеха может принести кратковременную радость, но полное счастье человек испытывает только тогда, когда помогает нуждающимся в поддержке.
Текст
(1) Как-то начался разговор: мы вспоминали, кто как встретил 22 июня, а потом — день Победы.
(2) Сначала я слушала Нину и Любу, потом перестала даже слышать их голоса — так явственно, так отчётливо вспомнились мне мои 22 июня и 9 мая…
…(4)Война застала меня в Ленинграде. (4)Шура, мой брат, в то лето окончил аспирантуру, у него был отпуск, и он взял меня с собой. (5)Оба мы были впервые в этом чудесном городе. (б)Ездили на острова, побывали в Эрмитаже, а вечером 21 июня, возвращаясь с концерта, долго ходили по окутанному белой ночью городу, бродили без устали, глядели на него — и не могли наглядеться. (7)Хорошо нам было! (8)Сколько чудесных, радостных планов строили мы на будущее!
(9) Встали, конечно, поздно, позавтракали как ни в чём не бывало, а потом вышли на улицу, и тут нас ударило слово: война!
(10) Мы вернулись в Москву.
(11) Вскоре Шура ушёл в армию. (12)В марте сорок второго года он погиб под Гжатском. …(13)А День Победы!
(14)Я проснулась среди ночи с внезапно сжавшимся сердцем: кто-то бежал по лестнице с верхнего этажа и барабанил кулаком во все двери подряд. (15)Я ещё не успела сообразить, что происходит, только внутри что-то дрогнуло. (16)Вспомнилось: так в сорок первом и сорок втором годах раздавался по ночам стук в дверь, в пролётах лестницы метался возглас: «Тревога, граждане, тревога!» (17)Но сейчас?.. (18)В эту минуту забарабанили в мою дверь, и я услышала мальчишеский голос. (19)Он был ликующим: «Войне конец!»
(20)Бывает радость, с которой ни минуты нельзя остаться наедине. (21)И, хотя стояла глубокая ночь, все мы вышли из своих комнат и спустились во двор. (22)Тут было полно народу. (23)Словно тень прошла перед глазами… (24)Снова вспомнились мне те далёкие ночи, когда в густой тьме, теснясь, сдерживая дыхание, не смея зажечь спичку, толпились в этом дворе люди, ожидая своей очереди у входа в бомбоубежище. (25)Вспомнилось, как после отбоя матери с землисто-бледными от усталости и тревоги лицами на руках выносили спящих детей. (26)Как, выходя после одной такой ночи из подвала, люди жмурились и мигали от неожиданности: весь двор искрился под ещё не поблёкшей луной колючим, неестественным блеском. (27)Двор сплошь был засыпан хрустящим под ногами стеклом. (28)В ту ночь бомба разорвалась совсем близко — из окон вылетели стёкла.
(29)Да, всё это вспомнилось, не могло не вспомниться, но и не могло погасить счастья, которое светилось на каждом лице. (30)В ту ночь можно было зайти в любой незнакомый дом, постучаться в каждую дверь, заговорить с каждым встречным — все были полны одним чувством: кончилась война!
(31)И потом — по-особенному сияющие, насквозь пронизанные солнцем утро и день… (32)Все мы, не сговариваясь, пошли на Красную площадь. (33)На белых, нагретых солнцем трибунах сидели целые семьи, старики, опирающиеся обеими руками на палки, старухи в платочках, с узелками. (34)Всюду бегали дети, крепко взявшись за руки, проходили улыбающиеся девушки, слышались громкие, праздничные голоса. (35)Шли часы. (Зб)Ярко-голубое майское небо померкло, стало бледно-сиреневым, потом густо-синим. (37)А народу всё прибывало и прибывало.
(38)И, когда раздался голос диктора, вся площадь разом погрузилась в безмолвие… (39)Но первое же простое и прекрасное слово: «Товарищи!» — вновь принесло с собой глубокую тишину.
(40)Рядом со мной стояла высокая немолодая женщина. (41)Она крепко сжала губы, неподвижно глядя прямо перед собой, и по щекам её непрерывно текли слёзы. (42)А в двух шагах мальчуган, сидя на плече у отца, смотрел на неё с безмерным, горестным изумлением, почти с упрёком: о чём можно плакать в такой день?
(43)Я-то знала, о чём, и многие, многие на этой площади тоже знали. (44)Но вот отзвучали слова: «С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!» (45)Лучи прожекторов сплелись в небе живой светящейся сеткой, и от этого оно необычайно поднялось над нами, стало безмерно высоким. (46)Ещё мгновение, и в эту лиловую тьму плеснули фонтаны огня и света — салют! (47)И Спасская башня стояла такая прямая, вся устремлённая ввысь, прекрасная, как символ величия и покоя. (48)А над Кремлёвским дворцом огромной алой птицей парил флаг.
(49) Чудесный, счастливый день — радостный и трудный…
(50) И тут, словно пробудившись, я услышала голос Нины
— (51)Самое счастливое событие в моей жизни? — протяжно говорила она. — (52)А если у меня не было в жизни никаких событий!..
— (53)Ну, не событие, — возразила Люба, — а день, когда ты чувствовала себя оченьочень счастливой.
— (54)А я всегда чувствую себя счастливой, — ответила Нина. (55)Наступило молчание. (56)Я ждала, мне хотелось услышать, что скажет Нина. (57)И вот она заговорила:
— Ладно, только учтите: событий у меня не было. (58)У меня очень обыкновенная жизнь. (59)Во время войны я работала проводником в поезде, ездили мы по маршруту Москва — Новосибирск. (60)В Москву везли военных или командированных, а в Новосибирск — женщин и детей с Украины, из Белоруссии, ленинградцев. (61)Ребята многие ехали одни, родители у них погибли, и они были такие одинокие, притихшие, печальные, просто сил не было смотреть.
(62)Тогда и решили мы устроить в своём поезде детский вагон и оборудовать его как следует. (бЗ)Когда бригада стояла ещё в Новосибирске на отдыхе, мы сложились, собрали денег и купили игрушек, принесли кто посуду, кто книжки, кто цветы. (64)Нас было двадцать семь девушек, так что вещей набралось много. (65)Потом одна девушка предложила устроить в вагоне подвесные люльки для грудных ребят. (66)В общем, устроили очень хороший вагон: получилось уютно и красиво. (67)На больших остановках бегали за горячей пищей. (68)В вагоне всё время кипел самовар. (69)И потом ещё попросили девушек из другой бригады, из ташкентского поезда, привезти нам шерсти и стали вязать ребятам варежки и носки. (70)Мы старались в дороге развлечь ребят — рассказывали им сказки, читали им, пели. (71)И верно, они немножко повеселели, даже улыбаться начинали. (72)А уж это… — Нина замолчала на секунду и потом порывисто договорила. — (73)Знаете, хуже всего, когда малыш до того намучился, что и улыбнуться не может… (74)Ну вот, а потом, по нашему примеру, детские вагоны стали устраивать и в других поездах. (75)И мы были очень рады… (76)Счастливы, — добавила Нина, чуть помедлив.
(77)И так как мы молчали, она сказала извиняющимся тоном:
— Я же говорила, что будет неинтересно…
— (78)Неправда, очень интересно! — горячо сказала Люба. — (79)Очень интересно, Ниночка! — ласково повторила она.
(80)3а окном было совсем черно. (81)Я смотрела в это чёрное, точно бархатом затянутое окно, и думала: всего труднее объяснить, что счастье не просто в личной удаче, счастье — жить для людей и работать для них, думать и заботиться не только о себе.
(По Ф. А. Вигдоровой)