Сочинение в древнерусском стиле 6 класс один день из жизни шестиклассника

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую
работу ученицы 9-го класса. Данная работа
посвящена вопросу об односоставных предложениях
и их роли в художественном тексте (на примере
повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»).
Выбрать такое произведение нам показалось
особенно интересным, так как Глеб Успенский –
наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении
рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы?
Процесс обучения становится осознанным,
учащийся осваивает научный стиль речи, учится
писать точно и лаконично. Кроме того, реферат
может быть засчитан в качестве экзаменационного
сочинения.
Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в
художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского
«Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми
двусоставными предложениями существуют
односоставные. «Односоставными называются
предложения, грамматическая основа которых
состоит из одного главного члена» ([1], с. 309). В
современной науке нет единого мнения об
односоставных предложениях. Некоторые лингвисты
не считают односоставные предложения
самостоятельными коммуникативными единицами и
рассматривают их как разновидность двусоставных
структур. В данной работе освещается
традиционная точка зрения на структуру
односоставных предложений, закрепленная в
учебниках по русскому языку под редакцией проф.
С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных
предложений неодинаково распространены в речи.
Мне показалось интересным понаблюдать за ролью
односоставных предложений в художественном
тексте. В качестве материала я выбрала повесть
нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы
Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым-глаголом
в форме 1-го или 2-го лица» ([2], с. 88). Глагол в
предложениях этого типа не нуждается в
обязательном наличии местоимения, так как в его
форме уже заключено указание на вполне
определенное лицо. Различаются два типа
определенно-личных предложений в зависимости от
форм выражения глагола-сказуемого:
1. Сказуемое выражено глаголом в форме
1-го и 2-го лица единственного и множественного
числа настоящего и будущего времени
изъявительного наклонения, например:
Ну что ж, посмотрим, попытаем
счастья…

Появление определенно-личных
предложений такого типа вызвано стилистическими
факторами.
2. Сказуемое выражено глаголом в форме
2-го лица единственного и множественного числа
повелительного наклонения, например:
На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом…
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить, персон
накрывать?

Здесь играют роль не только
стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие
подлежащего-местоимения объясняется строем
русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица
выражалась окончанием глагола: говорили не я
шел,
а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь,
ecu, есть
отпали, что привело к смешению лиц. Во
избежание этого при глаголе-причастии на
стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел).
По аналогии стали употреблять при иду – я
иду,
при глаголе идешь – ты идешь. Так,
например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в
предложениях императивного характера
грамматически противопоставляет императив
омонимичным формам изъявительного наклонения
(ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и
придает речи большую энергию и определенность.
Более категорично звучит приказание, если
опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите
сюда
и Вы подойдите сюда. В предложении с вы
значение приказания стирается, появляется
значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных
предложений объясняется историческими
факторами, а их применение – задачами
стилистическими, так как определенно-личные
предложения в сравнении с двусоставными придают
речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип
односоставных предложений ценил Успенский:
Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию
жизненным ситуациям, которые передает в своем
произведении наш удивительный земляк. Личная
форма сказуемого активизирует читательское
восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя
в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество
определенно-личных предложений перед
синонимичными двусоставными: указание лица в
последних придает речи лишь более спокойный тон,
делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более
вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения –
это односоставные предложения со
сказуемым-глаголом в форме 3-го лица
множественного числа» ([2], с. 88).
Сначала побирались целый день,
потом в церковь зашли
.
Сказуемое обозначает действие,
совершаемое неопределенными лицами, не
обозначенными явно из-за того, что говорящий не
знает их или не хочет называть. Такое умолчание
возможно потому, что определить лицо по
глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений
различна: они выражают действие реальное, только
возможное, невозможное, необходимое. По
эмоциональной окраске неопределенно-личные
предложения тоже могут быть различны. В
неопределенно-личных предложениях
глагол-сказуемое может быть употреблен в форме
любого времени:
Понедельничают еще: глагол
употреблен в форме настоящего времени; побирались:
глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь
сказуемое, состоящее из личного глагола и
примыкающего к нему инфинитива (такой вид
предложений в произведении найти не удалось).
Неопределенно-личные предложения образуются
также из сказуемых-глаголов в форме условного
наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений
могут быть распространенными и
нераспространенными, как и другие типы
предложений. Неопределенно-личные предложения
менее продуктивны в современном русском языке,
чем определенно-личные, сфера их употребления
более узкая. Это в основном разговорная речь,
откуда они легко переходят в художественную,
придавая ей живые интонации. Передавая речь
своих персонажей, Успенский широко использует
этот вид предложений:
Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать
разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в
стилистическом отношении и могут быть
использованы в любом стиле. Неопределенно-личные
предложения интересны в стилистическом плане
тем, что в них подчеркивается действие.
Употребление таких предложений позволяет
Г.Успенскому акцентировать внимание на
глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время
как субъект действия отодвигается на задний план
независимо от того, известен он читателю или нет.
Особенно выразительными мне показались те
предложения, в которых носитель действия
представлен как лицо неопределенное.
Подчеркнутая глагольность придает им особый
динамизм.
Но это качество неопределенно-личных
предложений используется не только в
художественном стиле. Нельзя обойти стороной и
их эффективное использование в публицистическом
стиле речи. Особенно эффективно использование
неопределенно-личных предложений в качестве
заголовков газет. В научном стиле использование
неопределенно-личных предложений диктуется
стремлением автора обратить внимание на
характер действия. В официально-деловом стиле
неопределенно-личные предложения используются
наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными
называются односоставные бесподлежащные
предложения, главный член которых выражен обычно
глаголом в форме 2-го лица единственного числа,
реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного
числа, обозначающие действие, потенциально
относимое к любому лицу (мысленно можно
подставить подлежащие все, каждый, любой и
так далее). Как правило, обобщенно-личные
предложения реализуются в пословицах и
поговорках. Часто обобщенно-личные предложения
образуются со сказуемым, выражающим значение
условия в сложных предложениях, например: Взялся
за гуж – не говори, что не дюж.
В
обобщенно-личных предложениях используются
устойчивые конструкции, характерные для
разговорно-обиходной речи с просторечным
оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех
односоставных личных своей экспрессией.
Наиболее характерная форма сказуемого для этих
предложений – форма 2-го лица единственного
числа, получающая обобщенное значение, –
является и самой выразительной. Не случайно
очень часто этот тип предложений встречается в
русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки
из художественных произведений, в которых
писатели прибегают к обобщенно-личным
предложениям. Экспрессивность подобных
конструкций отчасти достигается переносным
употреблением форм лица: 2-е лицо глагола
указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций
ограничивается их функционированием. Кроме
разговорной и художественной речи, для них
открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский
писал по поводу обобщенно-личных предложений:
«Чем интимнее какое-либо переживание, тем
труднее говорящему выставить это напоказ перед
всеми, тем охотнее он облекает его в форму
обобщения, переносящую это переживание на всех, в
том числе и на слушателя, который в силу этого
более захватывается повествованием, чем при
личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко
использует пословицы и поговорки. Особенно это
касается ситуаций, в которых герои получают
наставления от более старших по возрасту:
Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и
неопределенно-личные предложения в значении
обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом,
приобретают значение «все должны поступать так,
это справедливо для любого лица» ([2], с. 89).
Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым, при
котором нет и не может быть подлежащего» ([2], с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут
иметь следующие значения:
1.
Предложения, выражающие
логически-интеллектуальные восприятия
действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие
психологически-эмоциональные восприятия и
переживания, например: У мастерового отлегло от
сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то
будет.

3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте
взглянуть, как оттуда понесло. Становилось
темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на
многие подгруппы. По форме различаются следующие
разновидности безличных предложений:
1. Предложения со сказуемым, выраженным
глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким
страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из
инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на
месте!

4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет
(не было): В доме никого не было.

5. Безличные предложения идиоматического
характера: Как бы там ни было, а идти придется.
Безличные предложения отличаются
особым разнообразием конструкций и их
стилистическим применением в речи. Среди них
есть такие, которые типичны для разговорной речи,
и такие, которые выделяются канцелярской
окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске,
излюбленные поэтами конструкции, и есть
предложения, используемые в публицистической
речи. По сравнению с односоставными личными
предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя,
«содержат элемент активности, проявления воли
действующего лица», безличным предложениям
присущ «оттенок пассивности, инертности» ([6], с.
375).
Особый разряд безличных предложений –
инфинитивные предложения. Они представляют
значительные возможности для эмоционального и
афористического выражения мысли. Поэтому они
используются в пословицах, в художественной речи
и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования –
разговорный стиль.
Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к
инфинитивным предложениям как к средству
создания непринужденно-разговорной окраски речи
и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные
эмоциями. При соответствующем интонационном
оформлении инфинитивные предложения несут
огромный экспрессивный заряд и выделяются
особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, в которых есть только
один главный член – подлежащее. Они сообщают о
том, что какое-нибудь явление или предмет
существует (имеется) в настоящем» ([2], с. 96).
Назывные (номинативные) предложения по
содержанию могут:
1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое
состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и
белые руки, нелепое румяное лицо.

4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы,
сольцы!

Назывные предложения по сути своей как
бы созданы для описания: в них заложены большие
изобразительные возможности Называя предметы,
расцвечивая их определениями, писатели рисуют
картины природы, обстановку, описывают состояние
героя, дают оценку окружающему миру. Однако
подобные описания не отражают динамики событий,
так как номинативные предложения указывают на
статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями
невозможно: они фиксируют только настоящее
время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе
«Первый опыт» дом после смерти «растеряевского
барина»:
Высокие медные подсвечники. Солдаты,
бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина,
Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с
заплаканными глазами и руками… Свечи, чадные
лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется
читать псалтырь…

А вот как изображает писатель дом
мещанина Лубкова:
Самая фигура дома давала некоторое
понятие о характере хозяина. Гнилые рамы,
прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески
мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на
одной петле ставни, аляповатые подпорки,
упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину
улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену
.
Номинативные предложения могут
звучать с большим напряжением, выполняя
экспрессивную функцию при соответствующем
интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль
односоставных предложений достаточно обширна.
Односоставные личные предложения придают речи
лаконизм, экспрессию, динамику, живые
разговорные интонации, выносят на первый план
действие, дают возможность избежать излишнего
повторения местоимений, а обобщенно-личные
предложения подчеркивают типичность
обозначаемого, придают сообщению характер
сентенции. Использование в речи «самой пестрой»,
по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее
употребительной группы односоставных
предложений», безличных, позволяет дать
выразительную характеристику физического и
нравственного состояния человека, описать
пейзаж, обстановку, где происходит событие,
выразить различные оттенки – необходимости,
возможности и т.д., сделать повествование более
лиричным. Назывные предложения позволяют
лаконично изобразить картины природы,
внутреннее состояние героя; сосредоточив наше
внимание на отдельных предметах, автор тем самым
выделяет их из всей обстановки. Эти детали
представляются писателю, а вслед за ним и
читателю особо важными. Помогают воссоздать
картину в целом, а все лишнее, ненужное
опускается.
В течение последнего месяца я
наблюдала, анализировала, как «работают»
односоставные предложения в произведении Глеба
Успенского. Он активно использует односоставные
предложения. Наиболее употребительными
оказались определенно-личные,
неопределенно-личные и назывные, реже
употреблялись безличные предложения. На мой
взгляд, автору наиболее важны действия и
состояния конкретного лица, персонажа
произведения – доктора Хрипушина, Прохора
Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты
Алифана и многих других.
Произведение
Г.Успенского было крупным вкладом писателя в
демократическую литературу 60-х годов XIX века.
Оно привлекает большим художественным
мастерством, ярко и точно выписанными
характерами, превосходным языком, многообразной
интонацией авторской речи, по словам профессора
Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной,
то убийственно саркастичной». В «Нравах
Растеряевой улицы» и мастерски выписанные
портреты героев, и выразительные пейзажные
зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные
времена года. Но, пожалуй, особое значение для
автора имеют речь его персонажей, исповедь героя
(рассказ Прохора Порфирыча о начале своего
жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык.
Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. М.: Дрофа, 1995.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык:
Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение, 2002.
3. Исследовательский проект по
русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Милонов Н.А. Г.И. Успенский и Тула.
Тула: Интербумага, 1995.
5. Пешковский А.М. Русский синтаксис
в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая
стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е
изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные
предложения в художественном тексте // Русский
язык в школе. 2001. № 5.
8. Успенский Г.И. Теперь и прежде. М.:
Сов. Россия, 1977.
От редактора. Такого рода
рефераты в последнее время модны; многие ученики
думают, что такая форма работы проста, и охотно
берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более
подробно ознакомиться с грамматическим
материалом, задуматься об особенностях языка
писателя. Уверена, что сегодняшний материал
(типичный образец реферата) многому научил
девочку! Однако учитель, предлагающий работу
такого рода, должен объяснить школьнику, что его
главная задача – разбор текста, примеров, их
классификация. Грамматический материал нужно
излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все
случаи, в которых можно наблюдать данное явление
(если примеры какого-то типа очень многочисленны,
надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать
их). О стилистических функциях надо говорить
тогда, когда обсуждается пример, включенный в
контекст. Тогда реферат будет не просто
рефератом, а первым шагом к научному
исследованию
.

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Один день из моей жизни

Мой будний день начинает без пятнадцати семь утра. Я живу рядом со своей школой, но обычно долго собираюсь и люблю приходить в школу пораньше, поэтому встаю тоже рано. Просыпаться по утрам мне легко, я встаю сразу после будильника, пока мама ещё спит. Я выключаю будильник на телефоне и сразу же поднимаюсь с постели.

Затем я иду в ванную, чтобы умыться. После этого я возвращаюсь в комнату и заправлю постель. Мне нравится порядок, поэтому я никогда не оставляю свою кровать разобранной, а времени, чтобы заправить её, у меня предостаточно. После этого я переодеваюсь из пижамы в школьную форму. У нас разрешают ходить только в форме на занятия, поэтому мне не нужно особенно беспокоиться о выборе и приготовлении одежды. Далее я иду на кухню, чтобы позавтракать. Чаще всего, завтрак мне готовит мама, но иногда я делаю это сама. Как правило, я ем что-нибудь молочное и не слишком плотное, потому что по утрам у меня нет аппетита, но меня приучили обязательно завтракать с самого детства. После завтрака я завершаю утренний туалет и выхожу в школу. Хожу я всегда пешком, потому что живу близко. Я прихожу примерно за полчаса до занятий, поэтому в школе ещё почти никого нет. Я открываю класс и жду, пока соберутся ребята.

В школе обычно по шесть-семь уроков, поэтому дальше всё зависит от расписания. Некоторые из них сложные, некоторые лёгкие. На переменах я либо повторяю домашнее задание, если предмет сложный, или когда предстоит контрольная или ответ у доски, либо разговариваю со своими друзьями. Часто мы с одноклассниками слушаем какую-нибудь музыку и вместе поём. Обычно мы сидим в своём классе, а после звонка идём в нужный кабинет.

После уроков я прихожу домой, переодеваюсь из школьной формы в домашнюю одежду, сразу обедаю, потом немного слушаю музыку, пока мама на работе. Отдых занимает у меня около часа, потом я сажусь за домашнее задание. Задают нам много, поэтому обычно я делаю уроки часов до восьми вечера, а то и дольше.

Если уроков мало и на улице хорошая погода, я хожу гулять с друзьями. Ещё я часто помогаю маме с ужином, ужинаем мы всегда обязательно вместе. Когда с домашним заданием покончено, я сразу собираю сумку на завтра. После этого остаётся время почитать или посмотреть фильм – это, конечно, моё любимое время в течение всего дня. После этого я начинаю готовиться ко сну, расстилаю постель, надеваю пижаму, совершаю вечерний туалет. Спать я ложусь всегда в одно и то же время, в одиннадцать часов, чтобы получилось достаточное количество часов сна.

Сочинение 2

Дни моей жизни достаточно похожи, они включают в себя учебу, посещение спортивной секции и некоторые развлечения. Тем не менее, каждый новый день становится для меня удивительным приключением и путешествием благодаря компьютеру, компьютерные игры, в частности разнообразные ММОРПГ, где играет много других людей со всего мира, позволяют мне исследовать удивительные миры, не выходя из дома. Конечно, сейчас довольно модными являются приключения и путешествия и многие снимают об этом телепередачи, а для других идеальным днем является тот, который проведен в путешествии, но мне кажется, что, для того чтобы путешествовать, совсем не требуется выходить из дома.

Компьютерные игры во многом обеспечивают эту потребность и даже больше, и такой вариант мне кажется вполне нормальным. Ведь люди живут зачастую в собственных фантазиях и проектах, которые строят на будущее. Также нельзя отрицать, что мы живем в некоем общем информационном поле, которое обуславливается просто распространенными воззрениями, к примеру, тем, что навязывают взрослые.

Мой, если и не идеальный, то весьма неплохой день из жизни представляет собой день проведенный в компьютерной симуляции, в компьютерной игре. Здесь я чувствую возможность воплотить собственные мысли и пообщаться с людьми, которые близки к моим взглядам. Более того, мы можем создавать новые миры и пространства, которые соответствуют нашим воззрениям.

Недавно я узнал, что мозг не различает стимулы, которые подаются от реальных и от виртуальных феноменов, то есть, если я участвую в битве в компьютерной игре, то мозг ощущает тоже самое, как если бы я участвовал в настоящем сражении. Конечно, может быть ощущения не такие яркие, но, могу сказать, спектр эмоций весьма полный и многообразный и эти эмоции вполне настоящие. Компьютерные игры заменяют для меня повседневность, скучную обыденность мира, который выглядит таким некрасивым и скучным.

Кстати мне кажется, именно в играх я видел настоящую красоту, дружбу и другие качества, которых иногда так не хватает в жизни. Поэтому, когда я думаю о своем дне из жизни, то он проходит в виртуальном пространстве.

Также читают:

Картинка к сочинению Один день из моей жизни

Один день из моей жизни

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Учитель моей мечты

    С самых первых лет обучения в школе я осознал, что какие-то учителя и их методы обучения мне нравятся больше, какие-то меньше. Когда я начинаю задумываться об этом глубже, я вдруг понимаю

  • Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского)

    Родион Романович Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Из-за финансовых сложностей молодому человеку пришлось бросить учебу на юридическом факультете.

  • Сочинение Вера Ростова в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Вера Ростова играет в романе не яркую роль. Эта героиня — дочь дворян Ростовых и старшая сестра Наташи, Николая и Пети. Автор раскрывает нам образ Веры, как хорошо воспитанную и образованную девушку

  • Анализ произведения Молох Куприна

    Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.

  • Сочинение Анализ рассказа Окаянные дни Бунина

    «Окаянные дни» − книга, написанная великим русским писателем И. А. Буниным, лауреатом Нобелевской премии. В этой книге он излил всю боль своей души. Книга охватывает такие эпохальные события в истории России

  • Сочинения
  • /

  • 7 класс

Дорогой дневник, сегодня понедельник. Снова началась очередная учебная неделя. Я болела целую неделю и сегодня мой первый день в школе после больничного.

Встала я рано, чтобы не опоздать. Умылась, позавтракала, заплела косы, собрала портфель. И вдруг я неожиданно вспомнила, что забыла погладить юбку. Мамы уж не было дома и мне пришлось самой орудовать утюгом. Это заняло у меня достаточно много времени, поэтому я вышла позднее, чем обычно.

Прибежала в школу, чудом не опоздав. Я очень скучала по своим одноклассникам, а особенно скучала по своим подружкам. Как только я вошла в класс они радостно закричали и побежали меня обнимать. Прозвенел звонок, и начался урок. Я села за свою парту, мой сосед по парте все тот же забияка Иванов. Мы с ним никогда не дружили, но и по нему я скучала. Он быстро рассказал, что нового произошло за время моего отсутствия. И обещал помогать, если вдруг я что-то не пойму. Но что, то мне подсказывало, что помогать буду я.

Первый урок был математика. Я пропустила много новых тем, но так как мои подружки приносили мне домашнее задание. Я быстро включилась в работу и все поняла. Иванов списывал.

На перемене мы играли с ребятами в «города». Это не очень подвижная игра, но все равно было весело. На втором уроке был диктант. Хорошо, что мои подружки меня предупредили, и я смогла хорошо подготовиться, поэтому проблем с написанием диктанта не было. Иванов опять списывал.

Практически на всех переменах мы с ребятами играли в разные игры. Нам было весело вместе, и мы решили, собраться после школы погулять. Уроки прошли быстро, интересно и незаметно. После школы мы, как и договаривались, пошли с одноклассниками гулять.

У нас во дворе есть горка, так вот мы всем классом катались на ней. Некоторые даже, не жалея портфелей, катались прямо на них. Нам было очень весело. Мы много смеялись и долго гуляли. Домой я пришла поздно, чем рассердила маму. Но я рассказала ей, как хорошо я провела сегодняшний школьный день и как сильно я соскучилась по своим одноклассникам, имама не ругалась. А я тем временем поела и села делать домашнее задание. Завтра новый школьный день, ведь это только начало недели.

Сочинение 2

У каждого человека школьный день уникален, сейчас я рассказу как начинается именно мой день. Как же начинается мой школьный день? Я просыпаюсь обычно в шесть часов утра. Почему так рано? Ну во первых потому что я стараюсь быть организованным человеком. Просыпаясь в шесть часов утра, я сразу же заправляю, постель и начинаю делать зарядку с физическими упражнениями. После так же я стою на голове, так как стойка на голове улучшают физическую активность и работу всего организма. Далее я иду кушать, после того как я покушал я умываюсь, привожу себя в порядок и иду в школу. Из дома я выхожу в 7:30. Моя школа находится не сильно далеко, поэтому можно дойти и пешком за минут десять.

Придя в школу, заходя в специальную раздевалку, отведённую для нашего класса я здороваюсь со своим другом, который приходит всегда самый первый. Далее мы обсуждаем, что нас ждёт сегодня, чего мы добились вчера и т.д. Далее к 7:45 подтягиваются и остальные. В 7:50 мы выходим и направляемся в класс, например сегодня мы шли сразу же на алгебру. Первым уроком алгебра, как же так? Думал я! Ведь наш мозг ещё толком не проснулся, а тут такая сложная работа предстоит. А ещё у нас и две алгебры. Отсидев две алгебры мы направляемся к следующему кабинету, у нас была следующая литература, с одной стороны интересный предмет, а с другой достаточно скучноватый. На переменах мы гуляем по школе, иногда заглядываем в столовую чтобы покушать, а в основном ведём беседы с друг другом. После литературы у нас была биология, то же довольно скучный предмет из-за преподношения его нам от учителя. На биологии мы написали лабораторную работы, я со всем справился. И наконец-то можно уже и идти домой. Но нет, у нас же ещё и классный час, просто мы везунчики!

Придя на классный час наш классный руководитель беседовал с нами о последних событиях которые происходят. Напоминал нам о технике безопасности в школе. Что нам делать в том или ином случае, как себя вести, и вообще как выходить из сложной ситуации. Мы всё благополучно выслушали и тут классный руководитель нам сообщает, что завтра мы будем проходить пробное официальное устное собеседование по русскому языку. Мы немного были в шоке, ведь нас даже не готовили к нему. Но думаем ладно, мы его сдадим.

Прочитав одну книгу в которой было сказано, что если воспринимать ситуацию например с тем же самым устным собеседование в словах “Я сдал”, то ты успокоишься, мозг будет понимать что ты сдал и ты сдашь и в реально жизни. На следующий день, когда мы пришли все сдавать собеседование, мы все благополучно сдали, а я даже сдал на 5. Вот так вот работает материализация мыслей из нашей головы, в реальны мир!

Другие темы: ← Учимся работать↑ 7 классКак я в первый раз… →

`

Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей

13 Августа 2011

Знакомство учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;воспитание устойчивого интереса к чтению.

Урок развития речи в 7 классе

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;
  • Развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;
  • Воспитывать устойчивый интерес к чтению.

Ход урока

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе».

Л. Н. Толстой

Погружение в тему урока

  • А кто из вас, ребята, ведет днев­ник?
  • Я веду, по совету учителя геогра­фии: дневник помогает мне вести наб­людения за природой.
  • А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных книгах, записываю имена героев книг, выра­жения, которые мне нравятся.
  • Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках?
  • Конечно, помогают, особенно при устных ответах или при подготовке к сочинениям.
  • Это очень хорошо, что некоторые из вас ведут дневники. Когда человек фиксирует увиденное или прочитанное, он лучше помнит людей и события, при необходимости может опереться на эти воспоминания. Только не ведите такой дневник, какой был у писателя Марка Твена в детстве. Помните, как он сам потом смеялся над ним: «Понедельник: встал, умылся, лег. спать. Пятница через месяц: встал, умылся, лег спать».
  • Я и сейчас с гордостью думаю, — пишет М. Твен, — что даже в столь юном возрасте я, встав поутру, умывался.
  • Слово дневник вам хорошо знакомо. Каково его лексическое значение?
  • Малый толковый словарь под редакцией Лопатина дает такое определение:

Дневник –

  1. записи, ведущиеся изо дня в день;
  2. ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.

Словарь Даля толкует так: Дневник – поденные записи.

Литературовед: Дневник – литературно-бытовой жанр в художественной литературе – форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.

Почему люди ведут дневники?

  • Для самоанализа своих действий и поступков.
  • Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира.
  • От одиночества.

Беседа об особенностях дневниковых записей

Учитель: Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей?

  • Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате.
  • Предельная искренность, откровенность высказывания.
  • Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.
  • Категоричность и неаргументированность общих оценок.
  • Фиксация «только что» случившегося или перечувствованного не только личного характера, но и общезначимого.

Учитель: Вы совершенно правы. Все эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора – повествователя. В этом отношении дневник ближе к письмам, чем к воспоминаниям. У вас на мониторах фрагмент дневниковых записей А.С. Пушкина.

«В 1821 году начал я свою автобиографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 года, при открытии несчастного заговора, я принужден был сжечь записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв. Зато буду осмотрительнее в своих показаниях, и если записки будут менее живы, то более достоверны»

  • Чем интересны дневниковые записи А.С. Пушкина?
  • Поэт записал фразы, факты, которые могут быть использованы в работе над произведением.
  • Дневник А.С. Пушкина по своей функции сближается с «записными книжками»
  • Эти записи делаются для себя и не рассчитаны на публичное восприятие, что придает записям особую подлинность, достоверность.

Учитель: Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми суждениями:

  1. об особенностях творчества какого-либо писателя;
  2. о каком-то прочитанном произведении;
  3. о волнующем воображение литературном герое.

Такие сочинения приближаются практически к рецензиям, носят оценочный характер. Но при этом их должно отличать особая откровенность пишущего, искренность его впечатлений и переживаний.

На мониторе вам представлены два текста. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей.

  1. Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один.
  2. 17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.

Ученик: Второй пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей. А первый фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, сообщается о тех фактах, свидетелем которых Мария Ивановна быть не могла

Учитель: Заполните таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

Помни! Дневник:
  • дата, место событий
  • первые впечатления
  • повествование от первого лица
  • монологичность или внутренняя диалогичность
  • отрывочность мыслей, краткость записей
  • общая оценка людей и событий
  • пишется для себя
  • наличие односоставных предложений,
  • восклицательных предложений,
  • использование эмоционально-окрашенной лексики

Учитель: Напишите миниатюру в жанре дневника. (Несколько работ зачитываются)

10.02.2007г. провел весь день дома. Взял с полки повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», начал читать. В который раз перечитываю это произведение, но все равно чувства переживаю те же самые. Это что-то необыкновенное. Захватывающее. До самой ночи не мог оторваться

Учитель: Молодцы! Вы сегодня были внимательны, любознательны и активны. А что нового для себя вы взяли на уроке? (ответы учащихся)

Домашнее задание: Напишите сочинение в жанре дневника на одну из тем «История моей школы», «Почему так названа моя деревня»

Литература

  1. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка/ Москва: «Аст. Астрель», 2006г.
  2. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.
  3. А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.
  4. Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт — Петербург: «Абрис Д», 2006г
  5. Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г

Автор материала: Коновалова Лариса Абрамовна

Поделиться с друзьями

Открытые уроки по окружающему миру — 1,2,3 классы — Экология.Сценарий родительского собрания «Осененные осенью»

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Популярные сочинения

  • Что такое Раскаяние — сочинение рассуждение (15.3 9 класс ОГЭ)
    Раскаяние – это одна из главных составляющих нравственности человека. Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог со стороны оценивать, взвешивать собственные негативные слова и проступки, и, конечно же, делать их произошедшего вывод.
  • Защита окружающей среды — сочинение рассуждение
    Защита окружающей среды, это комплекс мер, организованных на благо природы, от влияния отрицательных действий человека, выступающих в виде выбросов загрязнения экологии, почвы и воды
  • Сочинение на тему Армия в моей жизни
    В сложных ситуациях отличительной чертой настоящего мужчины считают героизм, мужество, самопожертвование. Эти качества обязаны быть воспитаны у юношей в мирные годы, а формировать эти качества следует

ВЫ ДОЛЖНЫ

Если мы говорим о сочинении в жанре дневника, которые задают по языку, то тут есть множество вариантов. Чаще всего предлагается картина, к которой нужно написать сочинение. В таком случае вам нужно описать то, что происходит на картине от первого лица, можно придумать события, предшествующие данной истории или произошедшие после нее, и записать это в виде дневника.

2 стр., 582 слов

Районный конкурс сочинений «Герои моей семьи», посвященный 75-й …

… Конкурса сочинений «Герои моей семьи» определяется настоящим положением. Конкурс проводится в три этапа. 4.1. Первый этап — организационный. На Конкурс принимаются творческие работы — сочинения о семейном герое Великой Отечественной войны. Для участия в Конкурсе …

Упражнение 3., Задание для групп.

  1. Дневник-собеседник.

Задание:

дать имя дневнику. В тексте должен определяться пол дневника, статус, внешний вид и ваше отношение к нему.

  1. Путевой дневник.

Задание

. В нём должна быть описана местность, на которой вы проживаете, но подать её нужно как взгляд со стороны.

  1. Дневник – «копилка счастья».

Задание:

запишите в нём то хорошее, что вы уже успели сделать для людей с утра нынешнего дня от имени одного человека. Фамилия, имя, отчество должны быть составными от собственных имён членов группы.

7 стр., 3265 слов

В форме дневниковой записи по картине Назаренко «Церковь Вознесения»

… дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском…». С 13 по … Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских …

  1. Дневник-психотерапевт.

Задание: определиться с ситуацией, которая требует терапевтической помощи, которую в состоянии оказать дневник. Описание ситуации должно быть подробным, с акцентом на мелких деталях, желательно прийти к решению вопроса.

Упражнение 4., Упражнение 5., Текст для работы., СТУЛ-САМОЗВАНЕЦ

Поставили стул на стол, когда окна мыли, а убрать позабыли. Тот и возгордился.

— Я, — говорит, — теперь самый главный в доме!

И велел всем вещам называть себя троном.

Услыхала это муха. Села на стул и говорит:

— Я теперь царица, раз на троне сижу!

Хлопнула мухобойка муху и объявила, что в доме – государственный переворот.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, только пришла хозяйка. Она поставила стул на место, присела на него передохнуть и ничего не сказала.

Но все вещи и так знали: вот теперь в доме порядок!

Марк Туллий Цицерон

I
.Оргмомент.
II
.Актуализация опорных знаний и умений
Составить ассоциативный ряд «дневник».

III
.Мотивация учебной деятельности учащихся
Записать слова. Попробовать объяснить, что представляет каждый из названных дневников.

Памятка¸ собеседник, психотерапевт, альбом (арт-терапевтический), «копилка счастья», читательский, путевой, сновидений.

7 стр., 3425 слов

Урок развития речи в 7 классе « в жанре дневниковой записи на …

… дневник? Учитель: Как вы думаете, ребята, какую работу мы должны сегодня выполнить? (Написание сочинения-дневниковой записи на основе картины Игоря Попова «Первый снег») Правильно! Сегодня мы будем учиться создавать дневниковые записи, … вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли …

  • Сочинение в деревне у бабушки летние каникулы
  • Сочинение быть здоровым это значит
  • Сочинение быт и нравы темного царства островский гроза
  • Сочинение в виде письма обломову
  • Сочинение в виде дневника примеры