Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Многомудрый Литрекон подготовил новый список примеров из литературы для сочинения по направлению «Разговор с собой», направленный на раскрытие тематического блока «Смысл жизни». Безусловно, любую тему можно раскрыть с разных сторон. А данное направление тем более представляется весьма широким. По этой причине Многомудрый Литрекон выбрал разнообразные варианты тезисов, которые помогут сузить представленную тему, и обозначил их в микровыводах после каждого аргумента, а также в подзаголовках.
Как найти смысл жизни?
- «Война и мир» Л.Н. Толстой. Поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале произведения читатель видит героя, который не понимает, ради чего он существует на этом свете. Ему опостылела жизнь, так что он отправляется на фронт – воевать. Во время первых сражений Болконский стремится прославиться, заслужить одобрение в глазах начальства. Ему кажется, что в этом и есть его цель. Впоследствии читатель убеждается, что это ложная мысль, ложное стремление. В действительности слава и признание окружающих вовсе не обуславливают бытие князя Андрея. Служба не приносит ему удовлетворения от жизни, не делает её осмысленной. Понять свое заблуждение и найти решение проблемы Болконскому помогает страдание, испытанное на поле боя. После аустерлицкого сражения герой, раненный в битве, лежит на земле и смотрит на небо. И в этот момент – крайне важный и переломный – Болконский осознаёт, что раньше он лишь «бежал» в суматохе дней. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения», – заключает князь Андрей. Так, герой нашел смысл жизни через страдания и испытания: получив богатый жизненный опыт, он научился видеть мир и себя в нем более ясно.
- «На дне» М. Горький. Пьеса Максима Горького «На дне» подобна некоей наглядной энциклопедии судеб людей, которые утратили смысл жизни. У них нет высоких целей, они ни к чему не стремятся. У каждого героя свой путь, своя история того, как они опустились на это «дно» и оказались в ночлежке. Кажется, они ещё не утратили надежду на светлое будущее. Но стоило страннику Луке возродить в сердцах стремление к лучшему уделу, как некоторые из его слушателей действительно стали исправляться. Так, Актер принял решение вернуться на сцену и избавиться от алкоголизма. Ради этого нового смысла бытия он смог побороть свое пристрастие на несколько дней, сделал первые шаги на пути к обещанной Лукой бесплатной больнице. Однако когда он узнал, что ему и дальше придется самому бороться за счастливое будущее, без волшебных больниц и снадобий, он пал духом и ушел из жизни. Оказалось, что никто из обитателей дня не готов прилагать усилия, чтобы исправить своё бедственное положение. Их поиск смысла жизни заканчивается на мечтах о лучшем, которые ничем не подкреплены в реальности. К сожалению, эти люди в большинстве своём уже нравственно погибли. Таким образом, человек ответственен за свою жизнь. Чтобы чего-то добиться и куда-то прийти, нужно идти и трудиться. Смысл бытия можно постичь только в результате самостоятельной внутренней работы над собой, другие люди не могут придумать его за нас, как бы ни старались.
В чем смысл жизни?
- «Война и мир» Л.Н. Толстой. Вся сюжетная линия князя Андрея Болконского в романе-эпопее представляет себе путь героя к обретению истинного смысла жизни. И этот путь тяжёл, разнообразен: это война, то самое знаменательное сражение при Аустерлице, встреча давнего и настоящего друга Пьера Безухова в Богучарове, знакомство с Наташей Ростовой. К нему приходит осознание, что смысл его жизни вовсе не в собственном успехе, а в спокойной и умиротворённой жизни, в обретении любящей семьи. В последние дни жизни герой смог найти гармонию в себе и в окружающем мире. Он простил и всем сердцем полюбил Наташу, примирился со всеми обстоятельствами и чувствами, осознал выполненный по отношению к Родине долг. Для счастья человеку нужен человек, жизнь должна быть посвящена не только себе самому – к таким выводам приходит Андрей Болконский, найдя свой смысл жизни в бесконечном потоке любви.
- «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» – незрячий мальчик Петруся. С самого детства его жизнь непроста из-за его недуга. Но он вовсе не отчаивается и вскоре обретает свой смысл жизни. Он находит его в искусстве – в музыке. Услышав однажды, как играет на дудочке конюх Иоахим, Петрусь восхищается, приходит в восторг и осознаёт, что жить без музыки не сможет. Герой самостоятельно прикладывает усилия и стремится к тому, чтобы найти своё предназначение и свои цели. Он проходит долгий путь и в итоге становится известным и талантливым пианистом. Однако искусство – не единственный смысл жизни героя. Кроме своего любимого дела, Петрусь обретает семью – жену и ребёнка. И две этих составляющих – любимое занятие и близкие люди – приносят истинное счастье Петру. Это и есть его смысл жизни.
- «Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Главная героиня произведения Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» – Матрёна. Сам автор считает женщину настоящим праведником – на таких, как она, держится многое в мире. Матрёна посвятила всю свою жизнь помощи другим людям. Сначала она пожертвовала любовью к Фаддею, чтобы помочь его семье в трудные времена. Потом она стала приемной матерью для одной из его дочерей и выделила ей большую часть избы в качестве приданого. Все время женщина появлялась там, где было нужно ее участие, и безропотно отдавала всю себя во благо общего дела. Она ничего не требовала взамен, не искала собственной выгоды, не гналась за прибылью или материальными ценностями. При этом героиня была действительно счастлива, потому что у неё была возможность сделать окружающих более радостными или даже счастливыми. Её смысл жизни заключался именно в этом.
К чему ведет отсутствие смысла жизни?
- «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов. Его судьба – это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. Жить и развиваться без цели человек не может. Когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит праздно лежать на своём любимом диване. Погубило Обломова отсутствие действий и целей. Он совсем не прикладывает усилий, чтобы что-то поменять в жизни или чего-то добиться. Желая сохранить Обломовку и разобраться с хозяйственными делами, он откладывает все это на потом и во всем зависит от Андрея Штольца, который и делает за него всю работу. Илью Обломова не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с нею, но так ничего и не сделал для этого. Так, герой нравственно умер, даже не пытаясь спастись. Выбрав спокойное прозябание на диване, праздность и зону комфорта, Илья Ильич пустил на самотек судьбу близких ему людей — жены и сына. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал ее — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Это и есть подтверждение нравственной деградации героя: даже семья не мотивировала его меняться к лучшему. Таковы последствия отсутствия осмысленности бытия. Если человек не прилагает усилий, не ставит цели, его жизнь меркнет, теряет смысл и ведет к деградации личности.
- «Человек в футляре» А.П. Чехов. В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» учитель гимназии Буркин рассказывает историю о своём коллеге – Беликове, который преподавал в школе греческий язык. Главная черта этого героя – его враждебность ко всему, что не входило в список того, что «правильно». Эта ограниченность завела героя в нравственный тупик: он не имел смысла жизни и существовал по инерции, просто потому, что это прилично и дозволено. Герой боялся любого действия, которое не предусмотрено какими-то законами или правилами. Беликов словно выстроил вокруг себя «футляр» из норм и догм сомнительной важности, которые не давали ему задуматься над более важными вещами — семьей, призванием, любовью. Он не выходил из этой оболочки и вовсе не стремился к обретению счастья, закрываясь от мира галошами, очками, зонтиком и пальто. Его единственная попытка прорвать заслон — ухаживания за Варей — была задушена новыми комплексами и предрассудками. Ради второстепенных приличий он пожертвовал первостепенным чувством. Его страхи взяли над ним верх и встали у него на пути к поиску истинного смысла жизни, поэтому он просто умер в одиночестве, никем не оплаканный и не любимый. В итоге его похороны были встречены вздохом всеобщего облегчения: таковы последствия бесцельного прожитого пути человека.
Может ли эгоизм быть смыслом жизни?
- «Крыжовник» А.П. Чехов. Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник» – Николай Иванович Чимша-Гималайский. Поиском смысла жизни он вроде бы не был занят, ведь давно уже понял, чего желает. Его предел мечтаний – это собственный домик и непременно с крыжовником, растущий в саду. Николай Иванович экономит, копит деньги на свою усадьбу. Он не только сам голодает, но и жену заставляет делать то же самое. Женщина вскоре умерла от такого существования. Однако это событие не тронуло героя – он занят только своим желанием. В какой-то момент Николай Иванович достигает цели. Счастлив ли он? Да, ведь со слезами радости на глазах вкушает свой крыжовник. Но жизнь его не приносит пользы ни ему самому, ни тем более окружающим. Более того, его легкомыслие, эгоизм и самомнение героя приносят вред другим людям: он сутяжничает с соседями, спаивает крестьян. Но самое важное, что подметил его старший брат, заключается в том, что он деградирует от сытой барской жизни, ведь ничем не занимается, ни о чем не думает. Поэтому брат Николая Ивановича – Иван Иванович – от лица которого ведётся повествование, приходит к выводу, что смысл человеческой жизни состоит не в услаждении собственных желаний, а в том, чтобы заботиться об окружающих. Это подтверждает следующая цитата: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
- «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин. Герой рассказа И.А. Бунина – безымянный господин из Сан-Франциско. Это человек, который жил ложными ценностями. Своим смыслом жизни он сделал деньги, наслаждение и развлечения. Он не обращал внимание на окружающих, его не заботили чужие судьбы, поэтому он так далек от своей семьи, и их первый совместный отдых состоялся лишь в преклонном возрасте, когда силы покинули человека. Господин из Сан-Франциско умирает в самом начале вояжа, так и не познав истинного счастья, ведь настоящее счастье неразрывно связано со смыслом жизни, которого у него не было. Он все откладывал семью, самообразование, путешествия и другие прекрасные, вдохновляющие нас вещи на потом, растеряв все время на приобретение материальных ценностей. Герой этого произведения не думал ни о чём, кроме денег, поэтому не добился ничего, кроме внушительного банковского счета. Ни уважения общества, ни любви семьи он так и не испытал, а потому возвращался домой в ящике из-под содовой, пока на верхней палубе прожигали дни такие же недальновидные люди, как он. В погоне за прибылью он даже не стремился выйти за эти рамки и достичь большего. Деньги заботили его больше, чем люди. Сначала господин из Сан-Франциско погиб нравственно, а вскоре и физически. Его эгоизм привел к тому, что жизнь была прожита напрасно: герой не получил того, чего хотел, и не сделал ничего, что могло бы послужить его самореализации в этом мире. Автор подчеркнул обреченность такого общества названием судна «господина» — «Атлантида». люди, погрязшие в себялюбии и жадности, исчезнут без следа и итога, как и затерянная страна.
Почему людям трудно найти смысл жизни?
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Евгений Онегин – первый «лишний» человек в русской классической литературе. Он всю жизнь пытался понять своё предназначение, но в итоге лишь окончательно запутался и остался несчастен. Любое занятие приносило ему или тоску, или разочарование – или и то, и другое сразу. Он интересовался всем, но ничем не увлекался всерьез из-за своей инфантильности и ветрености. Выбирая новое дело, среду, людей, увлечение, Евгений не хотел нести ответственности за результат и идти к нему тернистой тропой. Из-за пресыщенности и лени души поиск смысла жизни Евгения Онегина ничем не увенчался. Большую часть жизни он был занят развлечениями, светскими мероприятиями и иными видами отдыха. И даже настоящая любовь не может помочь герою, потому что он и ее боится. Таким образом, трусость, легкомыслие и инфантильность делают Евгения несчастным, а поиск смысла жизни – безуспешным и незавершённым.
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Главный герой повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. Подобно Евгению Онегину в романе А.С. Пушкина, этот герой стремится осознать, для чего он живёт, но приходит к выводу, что он лишь «топор в руках судьбы», который занимается только тем, что причиняет боль окружающим, развлекая себя приключениями за счет их страданий. Печорин холоден, скуп на эмоции, эгоистичен – это качества не дают ему возможности стать по-настоящему счастливым. Он отталкивает даже тех, кто действительно любит его. Поэтому герой оказывается крайне одинок. Но почему же? Григорий достаточно умен, чтобы найти причину своих ненастий, но не имеет воли и мотивации измениться к лучшему. Он не хочет становиться другим и находит мрачное удовольствие исследовать глубины своих пороков. Гораздо легче оставить внутренние изъяны неприкосновенными, чем бороться с ними путем ежедневных ограничений и усилий. Таким образом, Печорин не сумел и не захотел применить свои навыки и знания для того, чтобы обрести цель в жизни, а вместе с ней – смысл. Чтобы пройти этот непростой путь, человек должен полностью управлять собой, направлять себя все выше и выше, а далеко не все готовы трудиться ежедневно и ограничивать свои пороки. Этот процесс сложен, как и любая постепенная, упорная и постоянная работа. Но только так человек сможет понять, что для него по-настоящему значимо.
Автор: Мария Сербина
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературыРазговор с собойсмысл жизни
Читайте также:
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- По роману Война и мир
Роман Льва Николаевича Толстого – это роман-эпопея. Автор прослеживает за событиями, происходящими в России, Европе в течение 20 лет. На примере отдельных личностей и целых семей он показывает, как переплетаются их судьбы с судьбой России. Он повествует, на что способен русский народ во время войны.
Чтобы всё выглядело достоверно, Толстой изучал архивы и дневники. Побывал на Бородинском поле, чтобы проникнуться величием подвига русского народа, представить себя на месте солдат.
Толстой прописывает множество сюжетных линий, вводит огромное количество действующих лиц. Литературоведы задались целью подсчитать, сколько их. И насчитали примерно 560 человек. У произведения нет логического конца. Это и понятно – ведь жизнь огромной страны и отдельных личностей продолжается.
На протяжении всего произведения незримо присутствует автор. Он делает философские, лирические, исторические отступления для того, чтобы читатель как можно глубже вник в суть происходящего. Он даёт оценку сражений, критически характеризует исторических лиц и военноначальников.
Философские отступления главных героев. Вот князь Андрей думает про дуб, что он стоял, стоит и будет стоять. Его размышления над бегущими по небу облаками. Мощно выписан собирательный образ русского народа, который перед лицом опасности порабощения, сплотился воедино. И бедные, и богатые плечом к плечу, стали в один ряд, создавали партизанские отряды. И дали Наполеону достойный отпор. Сопроводил его до самого Парижа, чтобы он, не дай Бог, не заблудился по дороге. Причём, гнали его по той самой, разорённой дороге, по которой он пришёл в Россию.
Толстой в романе подчёркивает, что исход любой битвы зависит не только от мудрости и боевого опыта командиров, но и от сплочённости и слаженности действий простых солдат, партизан, ополченцев. Когда на борьбу поднимается весь русский народ, то у противника нет шансов на успех.
На примере князя Андрея он описывает, как судьба одного зависит от истории. В битве при Аустерлице потерпели крах его мечты о славе. Своего прежнего кумира Наполеона он видит совсем другими глазами. Он понимает, что этот коротышка с амбициями на мировое господство на самом деле простой убийца, который посылает на смерть своих соотечественников.
Толстой изобразил в романе целый цветник женских образов. Любимая среди них – Наташа Ростова. Он как-бы наблюдает за ней со стороны, прослеживает развитие от куколки до красавицы-бабочки. Куколка, тринадцатилетняя девочка-непоседа, внешне похожая на гадкого утёнка. Но такая милая, непосредственная, умеющая находить радость в простых вещах. Как танцуют её родители, как танцует она сама в сцене после охоты, луну на ночном небе. Именно эта её непосредственность и понравилась князю Андрею.
В противовес ей он описывает внешне красивую женщину Петербурга Элен Курагину, за которой волочились все мужчины. Но внутри хищную, расчётливую самку. Наташу тоже любят окружающие, хотя она и проигрывает Элен внешне, но выигрывает духовно. Именно она утешала мать, когда убили брата Петеньку. Она стала опорой и надеждой, не нашедшему своего места в жизни Пьеру Безухову. Как много дал этот брак обоим!
Пьер, наконец, в семье приобрел стабильность и смысл жизни. А Наташа расцвела, и превратилась из куколки в бабочку. Семья – самая главная ценность в жизни любого человека – делает заключение Лев Толстой.
2 вариант
Лев Николаевич Толстой написал легендарное произведение «Война и мир». В его основе лежат события, которые происходили в реальности. Действия происходят в первой половине девятнадцатого века. В это время была война. Автор в своем бессмертном произведении описывал жестокие сцены, связанные с боевыми действиями, переговоры между французами и русскими и обычную жизнь народа.
Л.Н. Толстой в начале произведения рассказывает, как начинались боевые действия и как военные отправлялись в Браунау. Все были истощенны и измучанные. Во время похода у солдат даже портилась обувь. Путь был долгий и изнурительный из России в Австрию. Люди в походе сильно устали и валились с ног. Дойдя до пункта назначения, Кутузов продемонстрировал уставшее войско австрийским военачальникам. Он надеялся, что русскую армию в таком виде не примут в австрийские войска. Эта сцена не случайно описана в произведении. Этим автор хотел показать, то, что и офицеры и солдаты не хотели воевать и не понимали, зачем они должны это делать.
Л. Толстой хотел показать читателям ужас, бессмысленность и несправедливость войны. Погибло много невинных людей. Автор много внимания в рассказе уделил описанию кровавых событий и страданиям людей.
Одним из основных персонажей романа считается Николай Ростов. Он был на поле боя, видел смерть и жестокость. Все это с ним происходило впервые. В юности Ростов воспринимал боевые действия в романтическом свете. Он хотел побывать на поле боя и доказать всем свою значимость и отвагу. Но в действительности война оказалась жуткой, кровавой и лишённой романтизма. Во время его первого боя парень потерял лошадь и получил ранение в районе руки. Все это было для Ростова подобно ужасного сна. Он не смог участвовать в войне до конца, поэтому убежал.
В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой собрал большое количество персонажей. Некоторые герои отрицательные, вызывают чувство неприязни у читателя. Есть и такие персонажи, на которых хочется ровняться. Они вызывают чувство уважения у обычного читателя. Например, Тушин – это смелый и честный капитан. Он ничего не боится и храбро идет в бой. Читателя в нем подкупает его скромность и отвага.
Л.Н. Толстой в своем романе восхищается мужеством и смелостью обычных русских солдат и бравых офицеров. На фоне войны в романе описаны чудесные отношения между Наташей и Андреем. Но потом они разбиваются. Любовь привносит в роман о войне некую изюминку.
Сочинение 3
В произведении автор раскрывает очень важные темы, такие как война и жизнь в военное время, как складывались отношения между людьми, дружба, любовь.
Пожалуй, самым основным героем в произведении Толстого является Болконский. О нем рассказывается уже в самом начале романа. Андрей человек очень целеустремленный, постоянно ищет смысл жизни. Он всегда стремился дойти до идеала. Своей идеальной партией он считал девушку Лизу, поэтому женился на ней. Но чуть позже Лиза стала ему совсем неинтересная и она не привлекала его внимания. Он поменял свое отношение к супруге, она для него стала чем-то обыденным.
Герой всегда жаждил славы и поэтому желал совершить какой-нибудь подвиг, о котором будет говорить весь мир. Андрей поступает на службу и его прежний образ колоссально изменился.
Позже он все же осуществил свою мечту, в его руках было знамя и он шел впереди в одной из битв. Но и этот подвиг стал для Болконского уже простым и обыденным. Ему уже все приелось.
Герой не до конца осознавал, что такое война. Он понял позже, после ранения, что война-это явление ужасающее. На войне не хочется погибнуть. Андрей начал ценить свою жизнь, он дико хотел выжить после всего этого. Теперь он понял для чего он существует.
Когда Андрей встретил Наташу, то наконец обрел счастье. Он был очень счастлив рядом с ней. Любовь между Андреем и Наташей возникла практически с первого взгляда. Наташа оказалась очень загадочной женщиной, это его и привлекало в ней. Он не мог забыть Наташу даже на расстоянии. Наташа же всегда хотела, чтобы ее любимый был рядом. Когда Болконский ушел на войну, то на горизонте появился Анатоль Курагин, который запудрил молодой девушке мозги,и та в него влюбилась. Отношения между Наташей и Андреем разрушились, оставив после себя боль и разочарования.
Позже судьба все-таки свела двух возлюбленных между собой, но тогда уже их любовь закончилась трагически.
Болконский на протяжении всей своей жизни находился в поисках смысла жизни, он искал его в светском обществе, в любви, даже в войне. Но когда он все же достигал своей цели, но разочаровывался. Он никогда не ценил моменты в жизни. А когда понял и осознал все, то было уже поздно.
Именно Андрей Болконский помогает читателю раскрыть вопросы о смысле жизни. Роман с помощью этого героя учит нас ценить каждое мгновение в своей жизни. И не следует разочаровываться после своих поражений, ведь после них может настать и победа.
Рассуждение по произведению Война и мир
Каждая книга чудесна по-своему, если она учит добру. Если после прочтения остается не только память о сюжете, но и какие-то впечатления, то ее можно назвать хорошей. Какие-то произведения являются просто поучительными историями, какие-то помогают измениться, а другие влияют на мировоззрение читателя. Такой книгой для меня стал недавно прочитанный роман Льва Толстого, который носит всем известное название «Война и мир». Данное произведение является романом-эпопеей, то есть здесь рассматривается судьба нескольких поколений в несколько эпох.
Изначально необходимо обратить внимание на название романа. Что такое война? Это зло, страх, ужас, убийства и смерть. А что такое мир? При произношении этого слова в голове всплывают совершенно иные ассоциации: добро, смелость, мир, свет, красота. То есть, вероятно, Толстой хотел этим контрастом в названии что-то донести к внимательному читателю.
В этом произведении имеется огромное количество персонажей, каждый из которых очень яркий и хорошо раскрыт. Еще описаны их судьбы так, что читающий невольно задумывается о том, заслуживают ли они такого подарка или кары со стороны судьбы?
После прочтения романа я задалась вопросом: что значит такое быть хорошим человеком? А плохим? Кто вообще имеет право назвать меня плохой или кого я могу назвать хорошим? Эти вопросы также поднимает в своем произведении Лев Толстой.
Лично я подразумеваю под хорошим человеком того, кто не лжет в первую очередь самому себе, а также держит слово. Он не высокомерен, при этом ведет себя естественно. Он любит свою Родину и готово защитить ее, когда это необходимо. Такому человеку не свойственны лицемерие, лживость и, конечно же, жестокость.
Каждый должен стремится стать добрым человеком или хотя бы лучшей версией себя.
Но кто такой злой и плохой человек? Почему его так можно назвать? Мне кажется, что к типу злых людей относятся те, кто непрерывно лжет своим близким и себе, а также боится сказать правду. Такие люди жестоки и не могут испытать жалости не то, что к людям, но даже по отношению к животным.
Также читают:
Картинка к сочинению По роману Война и мир
Популярные сегодня темы
- Характеристика и образ Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение
Главным героем в рассказе М. Шолохова Судьба человека является Андрей Соколов. Мужчина, который прошёл всю войну и потерял свою семью, но всё равно не сломился
- Критика о Слове о полку Игореве (отзывы критиков о произведении)
Величайшее литературное произведение древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе на половцев. Необходимость изложить именно поражение была не случайной
- Интересные факты о Моцарте
Амадей Вольфганг Моцарт – один из самых известных и величайших композиторов в истории. Написанные более двухсот лет назад, его произведения и по сей день звучат в театрах, концертных залах и в музыкальных школах
- Анализ сказки Спящая красавица Перро
Сказка о Спящей красавице учит своих читателей никогда не терять веру в лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым человеком.
- Сочинение на тему Загрязнение окружающей среды
На сегодняшний день проблема загрязнения окружающей среды является одной из наиболее актуальных и распространённых проблем в современном обществе.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Пример готового итогового декабрьского сочинения 2021 по литературе на тему согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки? С аргументами и литературными произведениями Л. Н. Толстого «Война и мир».
Готовое итоговое сочинение 2021 на тему человек текуч а люди похожи на реки
Можно ли согласиться с утверждением Л. Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки? Для ответа на этот вопрос нам необходимо найти качественные аргументы и обратить внимание на примеры из литературы.
Жизнь человека представляет собой бесконечный путь. Он то разветвляется, то вновь возвращается в свое русло. Человек, как река, не стоит на месте, в его жизни постоянно происходят какие-то перемены.
Каждая река представляет собой воду, но одна река узкая, другая широкая. Одна река течет спокойно и имеет широкое русло, другая же наоборот извилистая, стремительная со множеством порогов. Так же и люди с рождения до старости проходят свой путь совершенно по-разному, проявляя в себе то одни качества, то другие. В каждом сочетаются добро и зло, Состояние человека перетекает з одного в другое.
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» мы можем наблюдать как протекает жизнь главных героев, как происходит их развитие и становление, либо же наоборот – падение. Например, Пьер Безухов подобен большой широкой реке. Его жизнь протекает размеренно и спокойно. Он постоянно пытается искать себя, искать смысл своей жизни. Но при этом ему не хватает сил что-либо менять и он нуждается в людях, которые будут направлять его в нужное русло. Андрей Болконский вначале своего пути стремится к славе, пытаясь подражать своему кумиру Наполеону. Но получив тяжелое ранение, меняет свое представление о смысле жизни. Отказавшись от мелочной жизни, герой пытается обрести гармонию и внутренний покой с собой и окружающим миром.
В рассказе А. П. Чехова мы также можем наблюдать текучесть главного героя. Иван Великопольский, студент духовной академии возвращался домой с охоты. Внезапное изменение погодных условий повергло его в уныние и наполнило беспокойством. Он начал думать, что в жизни всегда будут царить нищета, голод, невежество и темнота. Даже через тысячу лет. Но вот он оказывается у костра двух вдов, рассказывает им об отречении Петра от Иисуса, о любви Господа и его состояние меняется. Пессимизм и отчаяние сменяются ощущением осмысленности жизни. В сознании героя наступает «момент истины».
На основании вышеизложенных аргументов мы смело можем согласиться с утверждением Л. Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки. На своем пути человек ошибается, разочаровывается, но все равно продолжает идти вперед, желая постигнуть смысл своего существования.
Пример сочинения №2
С утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки, нельзя не согласиться. Личность, как и река, не обладает постоянством, каждый человек претерпевает минимальные или максимальные изменения на протяжении всей своей жизни. Мысли и поступки любого человека постоянно меняются, он не может быть одинаковым на протяжении всего существования.
Справедливость утверждения Л.Н. Толстого можно доказать с помощью различных художественных произведений отечественных писателей.
Мысль Л.Н. Толстого находит отражение в его романе-эпопее «Война и мир», где на примере Андрея Болконского можно увидеть изменчивость и непостоянство человека. Являясь представителем светского общества, Андрей Болконский отказывается от такого образа жизни и принимает решение уйти на войну. Мысли о том, что именно война, где можно получить славу, является настоящей жизнью, вскоре сменяются мыслями о том, что счастье может принести только мирная жизнь. Пытаясь найти себя в воспитании сына, в общественной деятельности, в любви к Наташе Ростовой, Андрей Болконский пытается найти свое предназначение. В разные периоды жизни у него появляются совершенно разные мысли, он совершает абсолютно разные поступки, что говорит о том, что Андрей Болконский – изменчивая личность, которая не стоит на месте и совершает многочисленные попытки найти себя. Как и река, князь Андрей постоянно находится в движении, стремясь постичь самого себя. Взлеты и падения в жизни Андрея Болконского не ломают его характер, он продолжает «течь» до тех пор, пока имеет на это возможности. Если во время участия в войне в союзе с Австрией Андрей Болконский видел в войне возможность получить «свой Тулон», то во время участия в Отечественной войне 1812 года он видел в войне свое предназначение: защищать Родину от врага. Такое разное отношение к войне вновь подчеркивает мысль о том, что человек постоянно меняется.
Справедливость утверждения Л.Н. Толстого можно доказать также с помощью романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Центральный персонаж Григорий Мелехов постоянно мечется и в любви, и в общественно-политической жизни. На протяжении всего повествования показывается, как Григорий Мелехов приходит то к замужней Аксинье Астаховой, то к своей законной жене Наталье Коршуновой, как Григорий Мелехов становится частью то «белых», то «красных». Выбор в любви и выбор позиции в общественных явлениях связан с разными мыслями Григория Мелехова: как меняется мировоззрение персонажа, так меняются и его поступки. Делая лишь то, о чем ему подсказывает сердце, Григорий Мелехов постоянно меняется. Такой образ, лишенный статичности, помогает выразить мысль о том, что человек на протяжении всей жизни претерпевает различные изменения, без которых жизнь просто невозможна.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что люди похожи на реки своей «текучестью», то есть способностью минимально или максимально меняться на протяжении всей своей жизни.
Смотрите также на нашем сайте:
-
Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» итоговое сочинение 2021-2022
-
Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе
Наши представления порой разрушаются при столкновении с суровой действительностью.
В подтверждение своих слов хочу привести роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский, отправляясь сражаться с Наполеоном в Европу, представлял себе войну местом средоточия доблести, героизма, храбрости, красоты. Однако при первом боевом столкновении с французами Болконский видит “непарадную” сторону войны. Войска пытаются переправиться через мост под градом снарядов, кругом царит хаос, бегут солдаты, кричат раненные. Представления Болконского о войне полностью меняются, он понимает, что война лишена красоты и романтики, она преисполнена жестокости и крови.
В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием — приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.
Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.
Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Каждый человек живет во множестве миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости духовного единения людей (Андрей Болконский, Пьер Безухов). Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года – реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился.
Андрей и Пьер совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа – на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство – необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», – скажет он в разговоре с Пьером), это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом. Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая – современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией. Эти этапы закончатся крушением – разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пойдет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Кутузове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева.
Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие качества раскрывает, переживая любовь. Через общение с Николаем Марья преображается несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. От сравнения с Соней Марья только выигрывает. Она более искренняя, более цельная, самостоятельная личность. Семейная жизнь Николая и Марьи обоим приносит счастье и покой, потому что супруги взаимно обогащают друг друга.
Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким, в частности, своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе. Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.
Элен – единственная «вполне красивая» женщина, описанная Толстым, однако это едва ли не самый непривлекательный образ в романе. В ее красоте нет возвышающего душу начала, она возбуждает «гадкое чувство». Элен исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих действиях она руководствуется исключительно собственными прихотями. В своей беспринципности она не останавливается ни перед чем (история с вельможей и принцем). Элен противопоставляется Толстым княжне Марье – Марья, несмотря на свою некрасивость, богата внутренне, Элен – блестяща внешне, но духовно уродлива (форма без содержания). Элен неразвита и вульгарна, ее суждения примитивны, однако она принимает законы, по которым живет светское общество, и оборачивает их в свою пользу. Элен «проверяется» войной 12-го года, обнаруживая при этом собственное ничтожество, – все ее мысли о новом браке при живом муже, для чего она даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменами православия. Смерть Элен закономерна. Толстой даже не приводит истинной причины ее смерти, ограничиваясь скандальными слухами об этом, так как это для него не важно – Элен уже давно мертва духовно.
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху (напр. организация Ростовым-старшим приема москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен). Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе.
Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра Первого в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа, то есть он может быть сознательным проводником хода истории. Кутузов сам близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии). Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности.
С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной дели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем), ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу – прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств (отказ от Наташи), ни искренней дружбы (холодность к Ростовым, которые много для него сделали). Даже женитьбу он подчиняет этой цели (описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.). В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги.
В сценах частной жизни и в исторических сценах, расположенных в разных частях романа, обнаруживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, наблюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит решительный сдвиг – жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти (Николаю невозможность заплатить «долг чести» грозит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кровью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, погибнут), – и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои (офицерская честь, слава, удобство и комфорт), обнаруживают свою ложность и в силу вступает настоящее и всеобщее в жизни – сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиденного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости общего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер.
Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов, потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора.
Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она изменила ему духовно с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули две причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью девушки, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.
Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времени можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.
Ошибки очень важны, поскольку помогают человеку приобретать опыт, становиться лучше. Подтверждение моих слов можно найти на страницах романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе любой ценой, почитает своего кумира Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы — всё это помогает осознать Андрею, как мелочны и ничтожны были его мечты. Труден будет его путь поиска истины: от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под деревней Бородино, получает смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране — такой путь проходит герой Толстого.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Характеристика литературных героев романа «Война и мир»:
Андрей Болконский
Наташа Ростова
Николай Ростов
Марья Болконская
Кутузов
Платон Каратаев