Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Разное / О Великой Отечественной Войне / Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом.
Русская литература стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя “окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была “голосом героической души народа”.
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны.
Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
Для прозы военных лет характерны усиление ро мантических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которыедостигнуты советской “военной” прозой сегодня.
Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Продолжал работу над романом “Они сражались за Родину” Шолохов. Появились в первое послевоенное десятилетие и ряд произведений, над которыми плодотворно работали такие писатели, как Симонов, Коновалов, Стаднюк, Чаковский, Авижюс, Шамякин, Бондарев, Астафьев, Быков, Васильев.
Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего развития.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой “второй войны”, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев.
В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны.
Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не сколько эффектные герои ческие подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй войны”.
Тема Великой Отечественной войны — вообще центральная в творчестве Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Константина Михайловича Симонова (выезжал в качестве корреспондента в места боев). Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил событиям военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”.
Симонов создал стихотворения, вписавшие его имя в историю поэзии Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат пьесы о войне, о себе он говорит так: “Я сам себя ощущаю прозаиком. Все главное в моей работе много лет уже связано с прозой…”
Проза Симонова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, роман “Товарищи по оружию”, трилогия “Живые и мертвые” — все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.
Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей “второй волны”, многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.
Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.
Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой — опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.
59015 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Разное / О Великой Отечественной Войне / Проза военных лет
Толстой Алексей Николаевич — Собрание произведений
(70 книг) на русском языке. [FB2]
Автор: Толстой Алексей Николаевич
Жанр: проза, научная фантастика, поэзия, детская литература
Формат: FB2
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Описание: Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) — великий писатель, классик русской литературы, художник слова. Раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки, писатель добивался высочайшего мастерства в изображении характеров. Силой его слова, умением создавать яркие, натуралистичные образы восхищались современники, и вот уже несколько поколений читателей, однажды познакомившись с творчеством А.Н.Толстого, на всю жизнь полюбили его произведения.
Писательское мастерство доказано большим количеством отличных разнообразных произведений. Такие произведения, как: «Аэлита» и Гиперболоид инженера Гарина», «Петр 1» и «Золотой ключик», «Детство Никиты» и др. романы, повести, рассказы, пьесы удовлетворят разные группы читателей.
Произведения Алексея Николаевича Толстого ничуть не устарели и по-прежнему находят отклик в сердцах современных читателей.
Немного биографии
Толстой Алексей Николаевич (1883 — 1945), прозаик, поэт.
Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А.Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.
Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.
В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов «За синими реками» — результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты — «Сорочьи сказки».
На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшую позднее в книгу «Заволжье». Затем вышли в свет два романа — «Чудаки» и «Хромой барин». Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького, который увидел в нем «…писателя, несомненно крупного, сильного…» Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.
Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии — комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).
События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.
Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать — в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда — в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой напишет: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины… не нужным никому…» В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М.Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью».
В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927 — 28; «Хмурое утро», 1940 — 41). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937).
В открытом гостеприимном доме А.Толстого собирались интересные, талантливые люди — писатели, актеры, музыканты.
Значительным достижением А.Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.
Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941 — 1943).
Тяжелая болезнь не дала ему дожить до Дня Победы. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.
Список книг
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка
СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки
КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты
ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро
ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме
ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения
ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)
ЭРОТИКА, СЕКС
1. Баня
2. Японская комната
Сканы страниц
История24
Готовые сочинения по истории
- Главная страница
- Содержание
- Контакты
Поиск
Петр I. Историческое сочинение
Петр I Великий является одним из самых известных и деятельных правителей России. С его деятельностью связано огромное количество реформ и преобразований, а также масштабные внешнеполитические успехи. С деятельностью Петра связаны такие события и процессы, как Азовские походы, Великое посольство, Северная война, введение коллегий, создание Сената и Синода, издание указа о единонаследии, изменение системы престолонаследия, введение Табели о рангах и многое другое.
Важным процессом внешней политики Петра I является Великое посольство в Европу в 1697-1698 гг. Именно Петр I оценил пользу такой поездки для развития России, назначил приближенных для участия в делегации, распорядился не выдавать его царское происхождение, в ходе поездки заявлял о себе как о простом человеке, дабы избежать формальностей при дворе, лично обучался плотничеству и другой деятельности у европейских мастеров. Таким образом, сам царь Петр I явился ключевой фигурой Великого посольства: он принял окончательное решение об этой поездке, задал общий курс действий делегации и своими действиями извлек из посольства максимальную пользу. Помимо Петра, одну из основных ролей в данном предприятии сыграл приближенный Петра, иностранец Франц Лефорт. Он, имея представительную роль, проводил политические переговоры, подписывал важнейшие документы, переводил речи царя, а также устраивал пышные приемы. Причиной начала Великого посольства является необходимость для Петра найти союзников в планируемой войне с Турцией, необходимость для царя лучше узнать европейские порядки, изучить европейские технологии, которых нет в России, и использовать эти знания для совершенствования устройства России в дальнейшем, а также необходимость найти опытных специалистов для строительства флота и совершенствования других сфер. Собрать антитурецкую коалицию царю не удалось, зато нашлись союзники для войны против Швеции; создание Петром русского флота на основе полученных знаний и благодаря найму иностранных специалистов, а также дальнейшее проведение реформ в России по европейскому образцу.
Полтавская битва 1709 года в ходе Северной войны со Швецией была одним из важнейших событий в политике Петра I. Меншиков сыграл в ней особую роль. Меншиков координировал действия одной из ключевых групп войск во время битвы, после бегства шведов отдал войскам приказ догнать и окончательно разгромить шведов и лично вместе с войском преследовал шведов. Это позволило закрепить успех русских войск в ходе битвы и победить. Но не менее значительна в данном событии была и роль самого царя Петра I: перед началом битвы он осмотрел поле боя, объехал войска, произнес перед ними патриотические речи, заявил, что солдаты должны биться не за Петра, но за Россию. Таким образом, Петр принял в битве непосредственное участие не только как полководец, он не только командовал армией, но также способствовал повышению боевого духа солдат, что способствовало успеху русской армии в битве. Причинами Полтавской битвы были необходимость остановить продвижение шведов на южные земли и необходимость воспользоваться возможностью разгромить уязвимые, ослабленные недостатком провизии шведские войска. Следствием Полтавской битвы стал перелом в Северной войне в пользу России и ослабление шведской армии.
Еще одним важным событием политики Петра I стало изменение системы престолонаследия в 1722 году. Главную роль в данном событии сыграл сам Петр I. Он сослался на предыдущий опыт изменения порядка престолонаследия, такой как назначение Иваном III наследником сначала своего внука, а затем сына, обосновал главную идею нового указа, согласно которому император был волен выбирать себе любого наследника самостоятельно, и подписал этот указ. Причины такого изменения системы престолонаследия были следующие: отсутствие у Петра детей мужского пола после смерти его сына Алексея, а также необходимость продолжения петровских реформ подходящим преемником. Следствием указа стало расширение числа потенциальных претендентов на престол и дестабилизация власти сразу после смерти Петра, поскольку тот так и не назначил себе наследника.
Значительным нововведением Петра I является замена приказов коллегиями. Коллегии являлись центральными органами отраслевого управления и заменили приказы, когда последние утратили свое значение и эффективность.
Кроме того, важным является такое событие, как строительство Санкт-Петербурга, который впоследствии станет столицей России на долгие годы.
События правления Петра I оказали большое влияние на историю. Так, указ Петра I о престолонаследии значительно расширил число потенциальных претендентов на престол, и сразу после смерти Петра, не назначившего наследника, произошла дестабилизация политической власти. В результате началась эпоха Дворцовых переворотов, в ходе которых к власти императоры приходили при поддержке дворян, преследовавшиx в первую очередь личные интересы, что приводило к казнокрадству и беспорядку в государственном управлении – так, при Екатерине I фактическая власть принадлежала Меншикову, а правление Анны Иоанновны в честь ее фаворита было прозвано Бироновщиной. Часто смена власти в этих условиях будет насильственной. Ввиду многих несовершенств петровской системы престолонаследия в 1797 году император Павел ликвидирует ее, установив порядок передачи власти по прямой мужской линии.
Также к масштабным преобразованиям царя в государственном управлении, как уже упоминалось, относилось создание новых органов – коллегий. Эти органы оказались эффективнее своих предыдущих аналогов, приказов, и способствовали успешному управлению государством. Тем не менее, в ходе XVIII века правители активно реформировали страну, и со временем коллегии перестанут должным образом справляться со своими функциями. Коллегии имели такой недостаток, как отсутствие персональной ответственности, из-за чего снижалась эффективность их работы. Император Александр I учтет эту проблему и в 1802 году заменит коллегии министерствами – усовершенствованными органами, во главе которых будут стоять министры, которые будут нести личную ответственность за работу министерств.
Наконец, строительство Петербурга является одним из самых значимых событий в правлении Петра I. Объявив столицей город, находящийся в европейской части, Петр обозначил выбор России в пользу развития в западном направлении: отныне Россия будет считаться полноценной европейской державой и принимать активное участие в европейской политике, налаживать связи с европейскими странами и заключать династические браки. Начиная с Петра, последующие русские императоры будут жениться на европейках. А ведь именно строительство Петербурга обозначило такой четкий поворот к Европе. Этот город стал столицей вскоре после своего строительства и будет оставаться таковой вплоть до 1918 года. Но даже после потери статуса столицы Петербург остается “культурной столицей” и вторым по значимости центром.
Сочинение: Развитие исторического романа Петр Первый
Развитие исторического романа («Петр Первый»)
Автор: Толстой А.Н.
Кто прячет прошлое ревниво.
Тот вряд ли с будущим в ладу.
В тридцатые годы XX века писатели, наряду с изображением событий революционной эпохи и социалистического строительства, обращаются в своих произведениях и к прошлому страны. Это такие известные произведения, как “Степан Разин” А. Чаплыгина, “Одетые камнем” О. Форш, “Кюхля”, “Вазир-Мухтар” и “Пушкин” Ю.Тынянова.
Особое же значение в литературе приобрел роман А. Н. Толстого “Петр Первый”. В автобиографии Алексей Николаевич писал: “С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Над этой темой писатель работал долго; вначале им были написаны повести “День Петра” и “Наваждение”, трагедия “На дыбе”. Он признавался, что не приступал к роману до тех пор, пока не стал мыслить и говорить так, как говорили в эпоху Петра, он “пропитался” временем, поэтому роман получился таким правдивым. Горький называл его “превосходным”.
Роман повествует о событиях русской истории конца ХVП-начала XVIII века. В нем представлены все слои населения: от бояр и придворных до купцов и крестьян, стрельцов и посадского люда. События происходят в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за границей.
Роман состоит из трех книг, каждая из которых отражает определенный период Петровской эпохи и показывает деятельность царя. Вначале показана борьба Петра с боярами, с той косностью, которую они защищали и олицетворяли. Так, на примере семьи боярина Романа Буйносова показано, как сопротивлялись в душе вельможи нововведениям царя, внешне уступая его требованиям. “Политесы” и “плезиры” раздражают, появление на ассамблеях заставляет раскошелиться на наряды жен и дочерей, а обучение сыновей за границей они воспринимают как прямой путь к разврату. Князю приходится все терпеть, но он не может с этим спокойно смириться и вспоминает старые времена, когда он надевал кунью шубу, его выводили под руки из дому, сажали почтенно в возок, который вез его во дворец; там все ждали выхода царевны Софьи. Тогда он знал, как себя вести, что делать, сейчас правила резко поменялись. От царя можно ожидать любой “выходки”, никакого почтения к старинным родам, его окружают “выскочки”. Буйносов только внешне мирится с новыми порядками, мечтая о возврате к старому, но к старому возврата не было. “Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Вторая книга повествует о том, что после победы над шведами русские вышли к Балтике и, укрепившись на берегу, стали строить северную столицу. Сторонниками деятельности Петра выступают в романе мелкопоместные дворяне и купцы, заинтересованные в укреплении государства. “Связал нас Бог одной веревочкой, куда ты, туда и мы”,— говорит царю купец Иван Бровкин. Петр привлекает к управлению государством энергичных, деятельных людей, строящих фабрики и заводы, развивающих торговлю, кто “одним талантом своим выбились из курной избы”.
Ближайший друг и соратник Петра Александр Меньшиков — сын конюха, торговец пирогами с зайчатиной; близок царю и Иван Бровкин, в прошлом холоп, а теперь — тесть помещика Волкова. Показывая близкое окружение Петра, писатель изображает, как меняется психология людей по мере обогащения и вовлечения в общественную жизнь. Бывшему Иваш-Бровкину теперь вся деревня кланяется в пояс, а некоторые крестьяне отрабатывают у него свои долги. Алексашка Меньшиков, несмотря на всю преданность, часто запускает руку в государственную казну. И, говоря о том, что Меньшиков — это верная рука, Петр вынужден добавить: “хотя и вороватая”. Посещая землянки рабочих, строителей Петербурга, Петр услышал их жалобы на то, что людям дают гнилой хлеб. “Он взял заплесневелый кусок, разломил, понюхал, сунул в карман.— “Пойдет Нева, привезут новую одежду, лапти, муку привезут, хлеб будем печь здесь”,— сказал он. А потом с гневом обратился к Меньшикову, выхватив из кармана заплесневелый кусок. “Ешь! — у Петра Алексеевича бешено расширялись глаза.— Дерьмом людей кормишь — ешь сам. Нептун! Ты здесь за все отвечаешь! За каждую душу человечью”. Петр во всем человек своего времени, он суров, требователен до жестокости, он не “мужицкий царь”, и народу нелегко живется в его правление. В жалобах царю крестьяне говорят: “Ныне у нас ни хлеба, ни скотины, погибаем голодною и озябаем студеною смертью. Воззри, государь, на нашу скудность и бедность. ”
На страницах романа ярко изображены выразители народного протеста. “Пытаный, мученный” мужик Овдоким говорит народу: “В муках живем, в пытках. Не ищите правды”. Овдоким советует мужикам бежать в леса, он с удовольствием рассказывает им о Степане Разине, и в его словах звучит надежда на народное восстание. “Бродяга из монастырских крестьян” Федька Умойся Грязью ожесточен жизнью. Он не хотел “ломать спину на чорта”, служить господам и бежал на Дон, но его схватили и отправили в Воронеж, где шли царские работы по строительству флота. Федька убил немца Мирбаха, который издевался над ним и над другими солдатами. В его поведении выражена прямая угроза эксплуататорам со стороны угнетенного народа. Писатель дает почувствовать, что в народе распространилось недовольство царем. Люди хотели жить “по воле, а не по указу государеву”. Правдиво раскрывая острейшие драматические конфликты эпохи, писатель дал яркую картину исторического поступательного движения стран. С Петром не может сравниться ни Василий Голицын, ни король Август, ни шведский король Карл — талантливый, но самовлюбленный, жаждущий личной славы. Увидя иностранные торговые суда, Петр понимает необходимость для России иметь свой флот. “За границей лес нужен, весь лес у нас, а мы кланяемся: купите. Эти ироды ходят мимо — только смеются. Нет, не Черное море — забота. На Балтийском нужны свои корабли”. Петр любит Россию, ему обидно видеть ее нищету и убожество и нежелание русских бороться со своей отсталостью. “Отчего сие? — с горечью говорит он.— Сидим на великих просторах и — нищие. ” “Сидят на старине. землю за тысячь лет пахать не научились. Отчего сие?” Он понимает значение развития промышленности, одобряет начинания Демидовых на Урале. Развитие промышленности требовало умелых рабочих рук и знаний. Петр создает в Москве при литейном заводе школу, в которой учились наукам и мастерству литья боярские и посадские дети, юноши “подлого звания”. С горечью отмечает Петр, что “дворянские балды — сажень ростом” не хотят учиться. Но Петр дубиной гнал “недорослей” в науку, обещая за ум “графами жаловать”.
В Петре Первом писателя привлек преобразовательный гений, он предстает выразителем великой исторической справедливости, потому что его деятельностью и поступками двигала забота о судьбе государства и нации. В нем писатель подчеркивает прежде всего государственный ум, понимание необходимости коренных изменений в жизни России. Отсюда непримиримая вражда царя к старине и крутые меры внедрения нового в жизнь.
Писатель ставил своей задачей “выявление движущих сил эпохи”, показ народа, его взаимоотношений с властью и его роли в государстве. В романе А. Н. Толстого “Петр Первый” нашли яркое отражение лучшие черты дореволюционного исторического романа. Изображение прошлого достаточно достоверно, на документальной основе, а вымысел неразрывно связан с историей. Толстой говорил: “Чтобы понять тайну русского народа, нужно хорошо знать прошлое”.
Народ в романе А.Толстого «Петр Первый»
А. Толстой создал огромное художественное полотно об эпохе Петра I, о судьбе целой нации в один из переломных моментов ее истории. Создавая “Петра Первого”, автор привлек огромное количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записи и письма Петра I и его современников, дипломатическую переписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII— XVIII веков. Но А. Н. Толстой нигде не следует слепо документам, а силой своей фантазии воплощает исторические факты и документы в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь при этом верным правде жизни и истории.
В своем романе А. Толстой постоянно акцентирует внимание на роли народных масс в преобразовательной деятельности царя-реформатора. “Петр Первый” А. Толстого — роман о судьбе народа. Писатель стремился показать, что без творческого гения народа были бы невозможны никакие государственные преобразования. Не случайно роман открывается сценой, происходящей в скудной, нищей крестьянской избе кабального холопа Ивашки Бровкина. В жизни и трудовой деятельности народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Миллионное население России пахало землю, строило заводы, новый город Петербург, тянуло тяжелую солдатскую лямку. Труды и усилия народа не были бесплодными: именно народ поддержал Петра в его преобразованиях, создал величие могучей и сильной державы Российской. А. Толстой воссоздает в своем романе коллективный образ народа, толпы, массы солдат, крестьян, стрельцов, раскольников, посадского люда.
Галерея образов простого люда богата и разнообразна. В романе показаны и именитые купцы, и предприниматели, вышедшие из народа,— Демидовы, Жорины, Баженины, Свечин, Жигулин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Бывший кабальный холоп Ивашка Бровкин превращается со временем в именитого купца, главного поставщика провианта для петровской армии, владельца крупного полотняного завода. Выдвигаются и его дети. Сын Алексей,— отличный офицер, “персона уже на виду у самого царя”. Второй из братьев Бровкиных, Артамон, владеет тремя иностранными языками. Гаврила Артамонов обучается за границей, а затем становится приближенным царевны Натальи Алексеевны и вместе с ней берется за устройство театра. Санька Бровкина, недавняя деревенская босоногая девчонка, на наших глазах превращается в боярыню Волкову, едет за границу, и за “московской Венус” уже начинает ухаживать сам польский король Август.
Талантливость, трудолюбие и одаренность русского народа подчеркивает автор. Интересен в романе рассказ о судьбе Ивана Жемова, талантливого самородка, изобретателя летательного аппарата. Затем мы видим его среди строителей петровских кораблей. “Знаменитый кузнечного дела мастер” Жемов обучает кузнечному делу самого Петра, а впоследствии на полотняном заводе Ивана Бровкина ставит “невиданную огненную машину, работающую от котла с паром”.
Характерна в романе и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха. Через все тяготы жизни — голод, холод, раскольничество — пронес он беспредельную свою любовь к искусству, веру в то, что есть где-то “светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь”. За талант Петр обещает послать его учиться художеству в Италию. Мечта Голикова осуществилась: он будет художником, не погибнет в нем “чудная сила”.
Величие и сила народа подчеркивается А. Н. Толстым непомерными народными страданиями и непрекращающейся борьбой против гнета бояр и царя. В романе реалистически показано тяжелое положение народа, крепостническая действительность Петровской эпохи: “Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные — плати, по кабальным — плати, кормовые барину — дай, повытошные в казну — плати, мостовые — плати, на базар выехал — плати”.
Вольнолюбивая душа народа раздражена, недовольство крестьян существующими условиями растет. Ненависть к помещикам и боярству проявляется в прямых выкриках посадских людей в сцене чтения царской грамоты на Ильинке, в угрюмом, злом взгляде мужика, в доме которого останавливается князь Буйносов, в отрывочных репликах сердито гудящей толпы в кабаке на Варварке.
Бунтарский дух русского народа живет в атамане разбойников Овдокиме, в беглом холопе Цыгане, в бесноватом мужике Евдокиме. Писатель говорит о том, что народ свято хранит в своей памяти поэтический образ Степана Разина. Его имя много раз упоминается героями романа. “Это время вернется, ребятушки”,— говорит атаман Овдоким о разинском движении. Но и сейчас уже ропщут на Петра и бояр разоренные и замученные поборами, тяжкими повинностями крестьяне. Собираются они в разбойничьи шайки, лесные ватаги. Бунтуют и сжигают себя в скитах раскольники. Бегут заводские “людишки” в поисках желанной воли на далекий Дон.
Суровой и многозначительной картиной заканчивается вторая книга романа. Бывший монастырский холоп, а затем разбойник Федька Умойся Грязью, закованный в цепи за бегство с царской службы, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург: “Открытое море отсюда было — рукой подать. Ветер покрывал его веселой зыбью. На Западе, за парусами шведских кораблей, стояли высокие морские облака, будто дымы другого мира. Федька Умойся Грязью, бросая волосы на воспаленный мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи”.
Эта сцена — наглядное подтверждение прямой связи между мучительным трудом и терпением, могучей силой народа-богатыря и буйной, нетерпеливой энергией царя-самодержца. Так изображается в романе многоликая народная Русь, подчеркивается ведущая роль народа в истории, в петровских преобразованиях.
“Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа.
18846 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / Народ в романе А.Толстого «Петр Первый»
Смотрите также по произведению “Петр Первый”:
Сочинение: Толстой а. н. – народ в романе а. толстого петр первый
А. Толстой создал огромное художественное полотно об эпохе Петра I, о судьбе целой нации в один из переломных моментов ее истории. Создавая “Петра Первого”, автор привлек огромное количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записи и письма Петра I и его современников, дипломатическую переписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII- XVIII веков. Но А. Н. Толстой нигде не следует слепо документам, а силой своей фантазии воплощает исторические факты и документы в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь при этом верным правде жизни и истории.
В своем романе А. Толстой постоянно акцентирует внимание на роли народных масс в преобразовательной деятельности царя-реформатора. “Петр Первый” А. Толстого – роман о судьбе народа. Писатель стремился показать, что без творческого гения народа были бы невозможны никакие государственные преобразования. Не случайно роман открывается сценой, происходящей в скудной, нищей крестьянской избе кабального холопа Ивашки Бровкина. В жизни и трудовой деятельности народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Миллионное население России пахало землю, строило заводы, новый город Петербург, тянуло тяжелую солдатскую лямку. Труды и усилия народа не были бесплодными: именно народ поддержал Петра в его преобразованиях, создал величие могучей и сильной державы Российской. А. Толстой воссоздает в своем романе коллективный образ народа, толпы, массы солдат, крестьян, стрельцов, раскольников, посадского люда.
Галерея образов простого люда богата и разнообразна. В романе показаны и именитые купцы, и предприниматели, вышедшие из народа,- Демидовы, Жорины, Баженины, Свечин, Жигулин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Бывший кабальный холоп Ивашка Бровкин превращается со временем в именитого купца, главного поставщика провианта для петровской армии, владельца крупного полотняного завода. Выдвигаются и его дети. Сын Алексей,- отличный офицер, “персона уже на виду у самого царя”. Второй из братьев Бровкиных, Артамон, владеет тремя иностранными языками. Гаврила Артамонов обучается за границей, а затем становится приближенным царевны Натальи Алексеевны и вместе с ней бе рется за устройство театра. Санька Бровкина, недавняя деревенская босоногая девчонка, на наших глазах превращается в боярыню Волкову, едет за границу, и за “московской Венус” уже начинает ухаживать сам польский король Август.
Талантливость, трудолюбие и одаренность русского народа подчеркивает автор. Интересен в романе рассказ о судьбе Ивана Жемова, талантливого самородка, изобретателя летательного аппарата. Затем мы видим его среди строителей петровских кораблей. “Знаменитый кузнечного дела мастер” Жемов обучает кузнечному делу самого Петра, а впоследствии на полотняном заводе Ивана Бровкина ставит “невиданную огненную машину, работающую от котла с паром”.
Характерна в романе и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха. Через все тяготы жизни – голод, холод, раскольничество – пронес он беспредельную свою любовь к искусству, веру в то, что есть где-то “светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь”. За талант Петр обещает послать его учиться художеству в Италию. Мечта Голикова осуществилась: он будет художником, не погибнет в нем “чудная сила”.
Величие и сила народа подчеркивается А. Н. Толстым непомерными народными страданиями и непрекращающейся борьбой против гнета бояр и царя. В романе реалистически показано тяжелое положение народа, крепостническая действительность Петровской эпохи: “Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные – плати, по кабальным – плати, кормовые барину – дай, повытошные в казну – плати, мостовые – плати, на базар выехал – плати”.
Вольнолюбивая душа народа раздражена, недовольство крестьян существующими условиями растет. Ненависть к помещикам и боярству проявляется в прямых выкриках посадских людей в сцене чтения царской грамоты на Ильинке, в угрюмом, злом взгляде мужика, в доме которого останавливается князь Буйносов, в отрывочных репликах сердито гудящей толпы в кабаке на Варварке.
Бунтарский дух русского народа живет в атамане разбойников Овдокиме, в беглом холопе Цыгане, в бесноватом мужике Евдокиме. Писатель говорит о том, что народ свято хранит в своей памяти поэтический образ Степана Разина. Его имя много раз упоминается героями романа. “Это время вернется, ребятушки”,- говорит атаман Овдоким о разинском движении. Но и сейчас уже ропщут на Петра и бояр разоренные и замученные поборами, тяжкими повинностями крестьяне. Собираются они в разбойничьи шайки, лесные ватаги. Бунтуют и сжигают себя в скитах раскольники. Бегут заводские “людишки” в поисках желанной воли на далекий Дон.
Суровой и многозначительной картиной заканчивается вторая книга романа. Бывший монастырский холоп, а затем разбойник Федька Умойся Грязью, закованный в цепи за бегство с царской службы, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург: “Открытое море отсюда было – рукой подать. Ветер покрывал его веселой зыбью. На Западе, за парусами шведских кораблей, стояли высокие морские облака, будто дымы другого мира. Федька Умойся Грязью, бросая волосы на воспаленный мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи”.
Эта сцена – наглядное подтверждение прямой связи между мучительным трудом и терпением, могучей силой народа-богатыря и буйной, нетерпеливой энергией царя-самодержца. Так изображается в романе многоликая народная Русь, подчеркивается ведущая роль народа в истории, в петровских преобразованиях.
“Петр Первый” – это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого – идея мощи великого русского народа.
Роль личности в истории. (По роману А.Н.Толстого “Петр Первый”)
Школьное сочинение
- 1. Личность и история в романе А.Н. Толстого “Петр Первый”
- 2. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр Превый”
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”.
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.
Другой задачей он считал “выявление двигающих сил эпохи” — разрешение проблемы народа. В центре повествования романа — Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: “Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи”.
Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр — долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.
Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.
Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, “нарвская конфузия” — к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.
Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел “знатность по годности считать”.
Сколько “птенцов гнезда Петрова” объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!
Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.
Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.
Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.
Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.
“Петр Первый” был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой — множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ — Петр I — преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.
Народ в романе А.Толстого Петр первый: сочинение
Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности выдающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Николаевича Толстого – это не только повествование о самом Петре, но прежде всего о судьбе народа.
Именно в жизни народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Роман “Петр Первый” проникнут стремлением показать самое главное – гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования.
Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором разворачивается деятельность царя, а полные драматизма основные элементы повествования об эпохе.
Так, например, полон гордости рассказ кузнеца Кузьмы Жемова: “Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал. Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала. Кто лошадей кует? Кто бабам, мужикам зубы рвет? Жемов. ”, В дальнейшем мы встречаем Жемова на постройке корабля. С ним напарником работает сам Петр.
Особенно богата образами простых людей третья книга романа. Характерна фигура живописца-самоучки Андрея Голикова. “. Сила чудная во мне пропадает. – говорит он царю. — Могу порсуны писать, как бы живые лица человечьи. Могу писать морские волны и корабли на них под парусами и в пушечном дыму, — весьма искусно”.
Развитие промышленности и культуры приобщило новых людей к государственной службе. В романе ярко показаны купцы и предприниматели Демидовы, Жорины, Жигулин, Бровкин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын.
Сила народа оттеняется в произведении Толстого противоречивостью отношений в обществе того времени. Писатель хотел глубже затронуть процессы, происходившие в крестьянской среде. Здесь противоречия наиболее остры. С одной стороны, народ воюет во имя государства, строит его. С другой стороны, именно народ поднимает бунт под предводительством Булавина как раз в наиболее трагический для государства момент. Интерес писателя вызывает все: леса, полные разбойных шаек, уход в раскол, появление крепостных городских рабочих. Очень реалистично показано тяжелейшее положение народа. Вторая книга романа заканчивается суровой и многозначительной картиной: бывший монастырский холоп Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург. А Петр в это время пишет указ дать еще людей, “зело здесь болеют, а многие и померли. ”. Прошедший сквозь многие беды, но все же сохранивший душевную силу, Федька Умойся Грязью символизирует свободолюбивый народный характер, которыми так богата Россия.
Крестьянская революционность, вольнолюбие воплощается не только в образе Федьки, но и в фигурах Овдокима, Цыгана. Трагичной и в то же время исторически необходимой выглядит в романе расправа с мятежными стрельцами. На лицах идущих на казнь людей не было заметно ни ужаса, ни страха смерти: “Одного из них провожала до плахи жена с детьми, – они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху. Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: “Посторонись-ка, государь, я здесь лягу. ”.
Много внимания писатель уделяет раскольническому движению. Под внешней романтикой скрывалась мрачная действительность. Люди бежали от неволи к раскольникам, но попадали под власть еще более тяжкого гнета. Правдоискатель Голиков с ужасом открывает, что старец Нектарий, пугавший всех ужасами геенны и держащий свою паству в вечном “постном голодании, сам по ночам воровски наслаждался медом. Вдохновитель самосожжения раскольников, он не разделил общей трагической участи и тайно сбежал. Тысячи же людей умирали стойко и мужественно.
Именно острая борьба отдельных людей и классов в романе “Петр Первый” дает ощущение подлинной жизни эпохи. Только в живых столкновениях может свободно и естественно развиваться действие. Без них оно превратилось бы в лишенное исторической правды описание “застывшего” состояния общества. Толстой нарисовал реальную картину того, как тяжело, сопротивляясь, “кончалась византийская Русь”. Он показал непримиримость общественных противоречий, жестокость и беспощадность той далекой эпохи.
Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Obraz_naroda_Tolstoy.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый»
Урок литературы в 11 классе
учитель «МОУ СОШ№ 162» г. Омска Мочалина С.Л.
В центре романа А. Толстого, безусловно, образ исторического героя, именем которого и названо произведение. Но писатель не ограничивается изображением Петра, он создаёт в романе многоплановую композицию, которая даёт ему возможность показать жизнь самых различных слоёв населения России, жизнь народных масс.
Все классы, сословия и группы русского общества конца 17-го века: крестьяне, дворяне, бояре, купцы, ремесленники, стрельцы, священники, беглые люди, солдаты – изображены в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Все эти многочисленные персонажи романа важны писателю, без них рухнул бы весь замысел книги, её бы просто не было.
– Почему в романе о жизни русского царя и его окружения так важен и значим образ простого народа?
Ответ на этот вопрос – и есть цель нашей работы на уроке.
II Образ народа в романе «Петр первый»:
Широкая картина жизни допетровской России возникает уже в экспозиции романа. Появляется образ родины, чувством гордости полны авторские размышления о её просторах, богатстве – могучих полноводных реках, бескрайних лесах, плодородной земле. С болью говорится о том, что всё это не реализовано, не используется для развития страны.
1 ) Прочитаем рассуждения крестьянина Ивана Бровкина (кн.1 гл.1 подгл.2)
О том, что преобразования в стране назрели давно, они необходимы. Это понимает даже неграмотный мужик. «Что за Россия заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» – эта фраза выражает горькие чувства людей разных сословий.
– Кто же сдвинет страну с места?
Автор даёт понять, что таким человеком может стать только деятельный Пётр, но опираться он будет на народ России, поэтому судьбу его, нелёгкую жизнь, созидательный труд и героическую борьбу и изображает в романе Толстой.
2) Массовые сцены романа.
а) Сцена казни немца Кульмана (к.1гл.5 подгл.9)
– Как построена сцена? Как изображается народ и какова народная точка зрения на происходящее?
Это массовая сцена, перед нами толпа, но изображается она Толстым не как безликая монолитная масса. Излюбленный приём автора – выделить в ней выпукло несколько фигур. Это делает сцену динамичной и выразительной. Ещё один приём – многоголосие (полифония). Несколько реплик безымянных персонажей дают почувствовать живого человека с его судьбой, атмосферу времени.
В этой сцене народ плохо понимает происходящее, не знает его подоплёки. Князь- кесарь Ромодановский, яростный защитник старых порядков, и патриарх обвиняют немца в распространении ереси, жаждут крови ненавистного еретика с Кукуя. Петру жаль учёного немца, он вспоминает недавний свой разговор с Лефортом в немецкой слободе, «полные достоинства умные лица иностранцев», «вежливое презрение». «У вас боятся иностранцев, но для вас нет опаснее врагов, чем вы сами».
– Почему же царь не вступится за немца?
Пётр Алексеевич недавно начал правление, у него нет единомышленников, и в угоду кровожадному Ромодановскому, патриарху и собственной матери вынужден сдать умного немца, прекрасно понимая, что без помощи иноземцев ему не обойтись ни в торговле, ни в военном деле. Молодой царь слаб, и слабость эта в материальной зависимости от матери и бояр, держащих линию патриарха. Да, он мог бы накричать, заступиться за Кульмана, но тогда ему ни за что не получить денег на «военные да корабельные надобности». Пётр вынужден хитрить: Кивирин Кульман обречён.
В этой жестокой и унизительной сцене народ сочувствует несчастному – «…немец-то немец, а тоже – гореть заживо»- и осуждает власть ( «Людей жгут за веру…Эх, пастыри!») В народе видят стоящую поодаль коляску патриарха, его горящие ненавистью глаза и выносят нравственную оценку происходящему: «Не дело патриарху на казни ездить».
– Какие фигуры выделяются из толпы в сцене казни? Прочитайте, как выглядят эти люди?
«Мужички эти, видимо, были пытанные, мученные. У одного, рябого, подвязана щека тряпкой,- прикрывал клеймо калёным железом. Звали его Иуда. Другой согнут в спине почти напополам, опирался на две короткие клюки, но ходил шибко, выставляя бородку. Глаза весёлые. Поверх заплатанного армяка – рогожа. Зовут Овдоким. Очень понравился Цыгану».
Описание внешности двух воров и разбойников – красноречивое свидетельство отчаянного положения народа, полной безысходности и предельной степени униженности. Стать душегубами для таких, как Овдоким, Цыган, Иуда, – это лучше, чем влачить ярмо презренного раба. Терпеть жизнь, на которую их обрекает власть, они не намерены, именно из уст этих людей, которым нечего терять, мы слышим гневное осуждение власти.
Вывод: люди обречены на низкую долю, но высшим критерием оценки деятельности власти является восприятие её политики народной средой. Вот почему образ народа так значим в романе.
3) Сцена в кабаке на Варварке (кн.2 гл.1 подгл.2).
-Каким здесь вы увидели народ? Охарактеризуйте его оценку событий в стране.
Главный мотив сцены – это, конечно, мотив социального протеста. Кабак и становится своеобразной «протестной территорией», но и тут уже нужно держать ухо востро.
Люди совершенно бесправны, недовольны жестокостью царя. Устами подслеповатого мужика говорит всё многострадальное крестьянство: «Третью шкуру с народа дерут». Сцена свидетельствует о росте противоречий уже между Петром и народом, показывает его жестоким и безжалостным самодержцем, беспощадно подавляющим всякое сопротивление в народе. Железной рукой он осваивает новые формы бытия, поворачивает страну на новый путь и расправляется со всеми, кто ему в этом мешает. Толстой ничего не идеализирует, не закрывает глаза на то, какой жуткой ценой платит народ за преобразования, разрушающие патриархальную Русь: восемнадцать возов с повешенными царём стрельцами, жестокость к тем, кто отказывается их увозить, воющая Палехта, иконописцы которой не могут продать иконы дореформенного письма. У старой Руси есть свои защитники, что и демонстрирует сцена в кабаке. Люди не желают терпеть нововведения царя не только в политике, но и в быту – табак, кофе («У кого дым- то из пасти?»)
Отдельные представители народа.
- Образ кузнеца Кузьмы Жёмова (кн.1 гл.5 подгл.10,21, кн.2 гл.1 подгл.10)
-Сделайте свои выводы по характеру этого героя, воплотившего в себя лучшие национальные черты.
Это,безусловно, обобщённый образ пытливого и умелого мастерового человека, умеющего мыслить творчески. Он мечтал соорудить крылья и летать, как птица. Уговорил богатого купца дать ему на это деньги, тот поверил и дал. Но «полёт» у Кузьмы не получился, разозлившийся купец побил кузнеца и отнял у него кузнецу. Кузьма подался к разбойникам, но попался на воровстве и был брошен в тюрьму.
-Что делает участь талантливого человека столь незавидной?
Крепостное право.Именно оно обрекает человека на низкую долю-разбой, воровство.Наверное, Жёмов так и сгинул бы в Сибири, если бы не петровские преобразования страны.
-Как они отразились на судьбе Кузьмы?
Из острога он попадает на оружейный завод дяди Петра, Льва Кирилловича. Проявив себя в работе, которая была едва ли легче тягот заключения, Жёмов был взят на строительство кораблей для флота царя. Такие люди, как Кузьма, нужны Петру, как воздух, он приближает к себе умелых и толковых работников.
Прочитаем в классе выразительную сцену отливки корабельного якоря.
Что она показала?
Царь не гнушается учиться мастерству у простого мужика, приближает к себе не по знатности и богатству, а исключительно по деловым качествам, он трудолюбив, упорен, демократичен и это, без сомнения, заслуга Петр Алексеевича. Мог ли мечтать о таком простой кузнец в иной исторической ситуации? Значит преобразования царя прогрессивны и действительно России нужны, хотя мы видим, как противоречива его деятельность.
В Жёмове запечатлены лучшие черты национального характера: трудолюбие, талантливость, острый ум, упорство и пытливость.
Народ в батальных сценах романа.
1) Эпизод битвы за шведский город Юрьев ( кн. 3 гл. 6 подгл. 2 )
-Каким мы видим народ в военных сценах?
«Шесть дней длилась огненная потеха. Гренадёры Ивана Жидка по колена, по пояс в болоте гатили трясину, прикрывались от неприятельских бомб и пуль переносными фашинами – в виде корзин с землёй. Убитые тут же тонули, раненых вытаскивали на плечах. Шведы поняли грозную опасность, перетащили сюда часть пушек с других башен и с каждым днём усиливали огонь».
Народ предстаёт настоящим героем, и только благодаря его труду, борьбе в невероятно тяжких условиях Пётр осуществляет свои прогрессивные начинания, укрепляет российскую державу. Ребята осознают, что в таких сражениях крепла сила русского оружия, крепла сила духа царя (здесь он не слаб и беспомощен, как в сцене казни Кульмана), растёт его полководческий талант.
-Оцените сцену с царской трубкой.
Тематически она напоминает сцену отливки якоря. Царь – патриот, он и трудится и сражается рядом со своим народом, не гнушается простых солдат, вместе с ними делает одно великое дело – добывает славу России, здесь и намёка нет на высокородную монаршью спесивость. Пётр ценит простого солдата, и, когда на приёме у русского царя шведский фельдмаршал Ольгиви разражается язвительной критикой в его адрес, государь гневно парирует :«…Русский мужик – умён,смышлён, смел…А с ружьём- страшен врагу…За всё сиё палкой не бьют! Порядка не знает? Знает он порядок. А когда не знает – не он плох, офицер плох…А когда моего солдата надо палкой бить, – так бить его буду я, а не ты бить его будешь…»
Штурм Нарвы подтверждает справедливость слов царя.
Вывод: народ – главная, решающая сила во всех преобразованиях, благодаря ему крепнет и развивается государство, он – выразитель нравственной оценки деятельности исторических личностей, близостью к нему государственные люди проверяются на человеческую состоятельность.
Лучшие примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 по текстам из сборников (соответствуют критериям оценивания сочинения ЕГЭ).
NEW!!! Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2021 (03.06.2021г.-04.06.2021)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ И СОВЕСТИ (Кого можно назвать свободным человеком?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Лотмана 2021:О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ (Что такое культурные ценности? )
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.А. Солоухина 2021:ОБ ИСКУССТВЕ (Каковы истоки искусства?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ф.А. Абрамова 2021:ОБ ИСТИННОМ МУЖЕСТВЕ (Какие качества должны быть воспитаны в человеке?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту О.К. Кожуховой 2021:О ДЕТСТВЕ (В чем ценность воспоминаний о детстве?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ (Как нужно относиться к окружающим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака 2021:О МУЗЫКЕ (Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:О ВОЙНЕ (Что объединяло людей в годы войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.Н. Толстого 2021:О ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ (Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О НАСИЛИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ (Как изменить жизнь людей к лучшему?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О МЫСЛИ и СОВЕСТИ (Что помогает человеку стать лучше?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:ОБ ОТНОШЕНИИ К РОДИНЕ (Как человек должен относиться к Родине?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.Н. Афонина 2021: О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ (Какова роль воспоминаний о детстве?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.П. Казакова 2021: ОБ ОТЧЕМ ДОМЕ (Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.М. Симонова 2021: О КОМАНДИРЕ ДИВИЗИИ (Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту М. Глушко 2021: О ГОРЕЧИ УТРАТЫ (Для чего нужна утешительная ложь?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.М. Шукшина 2021: О РОДИНЕ (Как проявляется любовь к Родине?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Н.И. Батыгиной 2021: ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (В чем проявляется доброта человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021: О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (В чем заключается сила материнской любви?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.В. Корчагина 2021: О СТРАХЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Как трудности раскрывают характер человека?)
Будем обновлять страницу по мере поступления текстов.
Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2020 (06.07.2020г.-07.07.2020)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Пескова 2020:О ДНЕПРЕ (как война влияет на людей?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О КРАСОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (в чем заключаются красота и сила русского языка?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2020:О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (всегда ли материнская любовь должна быть заметна окружающим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВООБРАЖЕНИИ (какова роль воображения в любом деле?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богомолова 2020:О ВОЙНЕ, ПОЭЗИИ, ПРИРОДЕ (Что особенно ценит человек, прошедший через ужасы войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВЕЛИЧИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (В чём заключается величие русского языка?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Горького 2020:О СВОБОДЕ МЫСЛИ (Какой человек может обладать свободой мысли?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лиханова 2020:О ВОСПИТАНИИ, ЛЮБВИ (Как нужно воспитывать подрастающее поколение?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Солоухина 2020:О РАЗРУШЕНИИ ПАМЯТНИКОВ (К чему приводит уничтожение памятников?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова 2020:О ТАЛАНТЕ ПИСАТЕЛЯ (В чем заключается истинность таланта литератора?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Крупина 2020:О РОЛИ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ (Какое значение для человека имеют детские воспоминания?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ильина 2020:О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ (В чём заключается русский национальный характер?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина 2020:ОБ ИСКУССТВЕ (Какие эмоции возникают у человека, соприкоснувшегося с произведениями искусства?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Философова 2020:О ЧЕХОВЕ (В чем заключается гений А.П. Чехова?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Екимова 2020:О КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Что дает человеку классическая литература?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кожуховой 2020:О РОДИНЕ (Почему человек стремится вернуться на родину?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В. Белова 2020:О КРАСОТЕ МИРА (В чём заключается красота мира?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Сагаловича 2020:О ПАМЯТИ (Почему молодое поколение «забывает» о подвиге героев Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гроссмана 2020:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ НА ПРИРОДУ (Как война влияет на природу?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Москвина 2020:О РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЕ (В чем проявляется забота родителей о детях?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2020:О НАРОДНОЙ ЖИЗНИ (Почему важно знать и помнить историю и традиции своего народа?)
Другие темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2021, по которым написаны образцы:
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гришковца:О ПРОФЕССИИ(каковы критерии выбора профессии?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова:О ТАЛАНТЕ (в чем проявляется истинный талант писателя?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Васильева:О ПРИРОДЕ (как нужно относиться к природе?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лотмана: О КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА (что определяет культуру человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ЗАДАЧАХ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА (что является главной задачей культурного человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Легасова: О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ(какие люди двигают технический прогресс?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Мольца: О СЧАСТЬЕ (как обрести счастье?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ВОЙНЕ (как война влияет на жизнь человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гениса: О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ (что важнее: настоящее или будущее?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О ДРУЖБЕ (для чего человеку нужен друг?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: ОБ УТРАТЕ МИЛОСЕРДИЯ (почему исчезает милосердие?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Астафьева: ОБ ОТНОШЕНИИ К ПЛЕННЫМ НА ВОЙНЕ (как русские солдаты относились к пленным на войне?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого: О НЕСЧАСТЬЕ (почему люди бывают несчастны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского: ОБ ОТНОШЕНИИ ПИСАТЕЛЯ К ИСКУССТВУ (как прозаик должен относиться к смежным видам искусств?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Куприна: О ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ДУШЕ (как люди с чувствительной душой относятся к жизни?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ХОРОШЕМ ВОСПИТАНИИ (для чего человеку необходимо хорошее воспитание?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О СТИЛЕ ТОЛСТОГО (в чем особенность стиля Толстого?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Симонова: О ВОЙНЕ (почему война — самое страшное преступление?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ДЕТСКОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА (как ребенок воспринимает окружающий мир?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Каверина: О САМОПОЖЕРТВОВАНИИ (почему люди жертвуют собой ради других?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грина: О СОСТРАДАНИИ К ПРЕСТУПНИКАМ (заслуживают ли преступники сострадания?)