Сочинение тема любви в творчестве некрасова

Тема урока. н.а. некрасов. размышления у парадного подъезда. боль поэта за судьбу народа. цель урока. расширить знания учащихся о творчестве

Тема урока.        Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

                             
Боль поэта за судьбу народа.

Цель урока. Расширить знания учащихся о творчестве и личности

                    
Н.А. Некрасова, привлечь их внимание  к глубокому

                    
раздумью автора о  народе, его угнетенном положении, духовных

                     силах
и судьбе; показать позицию автора-гражданина;

                    
определить художественное своеобразие стихотворения, тему,

                     настроение; 

                   
 формировать умения выразительного чтения лирического

                    
произведения, нахождения тропов;

                    
материалом урока воспитывать чувства милосердия, сострадания.

Оборудование. Портрет Н.А. Некрасова, иллюстрации к стихотворению,

                          
репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»,

                          
мультимедийный проектор, презентация.

Эпиграф
к уроку (на доске)

Это
было раненое сердце,

и
незаживающая рана эта

была
источником всей его поэзии,

всей
страстной до мучения

любви
этого человека ко всему,

что
страдает от насилия, от жестокости…

                         
Ф.М. Достоевский

Ход урока.

I. Оргмомент.

II.
Вступительное слово учителя.

          Добрый
день!

Сегодня на уроке мы
продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского поэта Н.А.
Некрасова. Современники поэта высоко ценили его творчество. Ф.М. Достоевский,
автор многих произведений об униженных и оскорбленных, писал о Некрасове: (учитель
читает эпиграф к уроку)

            
«Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его
поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает
от насилия, от жестокости…»

         — Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе?

         — Как вы
их понимаете?

(Раненое сердце –
источник поэзии и любви ко всему, что страдает.

Раненое сердце
болит, не даёт покоя.)

         — Чем же
ранено сердце поэта?

         — Почему
Некрасов обращается к теме судьбы народа? (Тема урока)

         Н.А.
Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям.
Его душа и сердце откликались на народные беды. Некрасов писал о народе, о
страданиях народа. Только у беззаветно преданного художника могло появиться
такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».

            Далеко
не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник
творческий замысел. У стихотворения «Размышления у парадного подъезда» очень
интересная, хотя довольно грустная история. Благодаря воспоминаниям жены поэта
Авдотьи Яковлевны Панаевой, мы можем узнать, как появилось это стихотворение.

II. Сообщение ученика об истории создания
стихотворения     (Учебник, с. 249-250) 

 III. Беседа                         

         — Как вы
думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему
женой и увиденная им самим? Как мы узнали об этих чувствах? Насколько они были
сильны? Подтвердите текстом воспоминаний.

( Чувство гнева, сочувствие к крестьянам,
мысль о несправедливости по отношению к
крестьянам.                                                                                                 
Сжал губы и нервно пощипывал усы.

Находился в состоянии хандры, ничего не
писал, но, увидев, как прогоняют крестьян, через два часа написал
стихотворение.)

         Будничная,
обычная ситуация, а из-под пера мастера возникла целая картина, целая история.

         В 1860
году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение,
которое издатель, а это был А.И. Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень
редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение

                           нет возможности не
поместить».                                                                                  
Какого же рода оказалось это стихотворение?

На этот вопрос мы
ответим в конце урока.

А сейчас давайте
его послушаем.

IV. Чтение
стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

      (Читают
наизусть ученики)

V. Работа с
текстом стихотворения. Элементы анализа текста.

1. Какое
впечатление произвело на вас это стихотворение?

    Какое
настроение?

2. Почему
стихотворение так называется?

Подберите синоним к
слову размышления (раздумья).

    Стихотворение
представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его
страданиях и обо всей России.

 3. Какова тема
стихотворения? (Тема народа)

 4.   На сколько
частей можно разделить это стихотворение?

      Подсказка в
самом тексте.

      Как можно
озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин?        

      Цитатный
план (Домашнее задание — 1-ая гр.;  2-ая гр. — обычный план)

1) «Вот парадный
подъезд…»;

2) «Раз, я видел,
сюда мужики подошли…»;

3) «А владелец
роскошных палат

      Ещё сном был
глубоким объят…»;

4) «Не беда, что
потерпит мужик…»;

5) «Выдь на Волгу:
чей стон раздаётся…»;

6) «Где народ, там
и стон…»

5. Стихотворение
построено на контрасте, антитезе,  и это видно уже в 1-ой части.

Что же
противопоставляется?

(Парадный подъезд в
торжественные дни и обычные – устное рисование)

6. Работа с
иллюстрацией худ. А. Лебедева.

Какой момент стихотворения раскрывает данная иллюстрация?

    Подтвердить
текстом стихотворения.

 — Какую лексику
использует Некрасов?

(Слова с уменьшительными
оценочными суффиксами:

«армячишко худой»,
«долгонько», «в домишке»;

пилигримы — странники

7. А какими вы
увидели крестьян? (Домашнее задание – 1 гр.)

8. Как вы думаете,
как автор относится к крестьянам?

  (Некрасов точно и
правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились
как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он
сочувствует им.  Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор
возмущён покорностью народа, его рабским  отношением к вельможам.)

9. «И пошли они,
солнцем палимы…» Значит, уже полдень.

  Давайте
посмотрим, что же в это время делает владелец роскошных палат?

   («Ещё сном был
глубоким объят…»)

 — Зачем к нему
пришли крестьяне? (За помощью)

 — Почему не помог
им этот вельможа? (Счастливые глухи к добру…)

— Меняется ли голос поэта?                                                                                               
(Гневное обличение вельможи, автор призывает вельможу одуматься: «Пробудись!
Вороти их!»                                                                                               
Называет
его саркастически героем.

Но что сделал этот «герой»
для России?)

 — Какую интонацию,
какой художественный прием мы слышим? (Иронию)

10. А с какими
словами вы, ребята, обратились бы к владельцу роскошных палат?  (Домашнее
задание – 1-ая гр. Сочинение-обращение.)

11. Этот
напряженный лиризм разрешается прямым обращением к родной земле.

      Многие
исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.

      -Каким
стихотворным размером написана эта часть? (Д/з – 1-ая гр.)

       
(Трехсложный размер – анапест; на стихи, сложенные анапестом,
легко ложится музыка.)

     — Какую музыку
мы слышим? (Стон)

     — С какой
целью пять раз повторяется слово стон?

(Нарастает
эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон)

— Как называется
такой художественный приём? (Повтор)

12. «Выдь на Волгу:
чей стон раздаётся

         Над
великою русской землёй?»

И вот мы уже на
берегу великой русской реки Волги, любимой реки Некрасова. Стон мужика
подхвачен бурлацким хором.

       Этот стон,
это напряжение удивительно передает художник Илья Ефимович Репин на картине
«Бурлаки на Волге».

13. Так есть ли
место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой
строчкой автор отвечает на этот вопрос?

(«Где
народ, там и стон»)

14. Какой
художественный прием использует автор, чтобы показать картину народного горя?

(«Волга! Волга! Весной многоводной        Риторическое обращение

Ты не так заливаешь
поля,

Как великою
скорбью народной

Переполнилась
наша земля…»                Сравнение

VI. Слово
учителя.

       Стонет
Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном 
заканчивается стихотворение «Размышления у парадного    подъезда», а
размышлением, раздумьем поэта о судьбе
народа.                                       И мы слышим вопрос, обращение к
народу:

…Эх, сердечный!..

Ты проснёшься ль,
исполненный сил?

   — Так какого
же рода оказалось стихотворение? Почему газета «Колокол» не смогла не
напечатать его?

— А каким вы
увидели автора за строчками стихотворения?

VII. Заключительное
слово учителя.

          После
написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для
Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её
нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет,
тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет всё и
широкую, ясную

Грудью дорогу
проложит себе…

         Поэт
сочувствовал народу и верил в его могучую силу.

Д/з.

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Каким женщинам писал стихи Пушкин

Прекрасное чувство любви – вечная тема для поэтов всех времён и народов. Любовная лирика Пушкина А.С.  по праву занимает вершину творчества поэта. Все чувства, которые испытывал автор в периоды своей влюблённости, нашли отражение в его прекрасных стихах.

Каждая строчка и каждое слово его творений передаёт испытанные им счастье и восторг, боль или разочарование. Мастерски облачая свои чувства и переживания в стихотворную форму, Пушкин создал незабываемые творения.

Чувство влюблённости и восторга дали жизнь многим его произведениям, посвящённым женщинам. Впервые пробу пера в любовной лирике будущий поэт осуществил во время обучения в Царскосельском лицее. Объектом вдохновения стала юная красавица Екатерина Бакунина. Её естественная красота, искренность и отсутствие притворства покорили юного поэта.

Именно ей молодой Пушкин посвятил целый цикл стихов. Среди них – «К живописцу» (предмет обожания занимался живописью), «К милой», «Разлука» и многие другие. Несмотря на свою юность, автор сумел передать полностью гармонию испытываемых чувств.

Ещё одним объектом вдохновения стала Авдотья Голицина.  А. Голицина была блестяще образована, имела природный ум и тонкое чутьё прекрасного.

Для Пушкина это была не просто красивая женщина. Он ценил её как друга и советчика. С этой женщиной он мог делиться своими творческими планами. Ей он посвятил «Краев чужих неопытный любитель», «Не спрашивай, зачем унылой думой…», «Кн. Голициной».

«Я помню чудное мгновенье» было посвящением великолепной Анне Керн. Всего дважды в жизни Пушкин повстречался с этой женщиной. Но след, оставленный от этих встреч, был неизгладим.

«Гений чистой красоты» — такое определение дал А.С. Пушкин милой Анне Керн. Образ этой женщины представлен поэтом романтично. Сравнивая объект вожделения с «мимолётным видением», он придаёт ему необычайную лёгкость, почти воздушность и недосягаемость.

В числе адресатов любовной лирики Пушкина была и Елизавета Воронцова. Именно Елизавете, подарившей поэту перстень с сердоликом, было посвящено сочинение «Талисман». Перстень-печатка, подаренный Воронцовой, поэт хранил, как талисман. В числе других  стихотворений, посвящённых этой женщине, «Ненастный день потух», «Сожжённое письмо» и прочие.

Женившись на Н. Гончаровой, Пушкин не только обрёл любовь и счастье всей своей жизни. Он приобрёл в её лице идеал красоты и музу, вдохновляющую на творчество. Своей супруге – Наталье Гончаровой Пушкин посвящает «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Пора, мой друг, пора!..»

Любовная лирика Пушкина открывает перед нами целую вереницу чувств, на которые способен влюблённый человек. Пока есть любовь, поэзия Пушкина будет звучать в устах влюблённых.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза!..» Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Адресаты любовной лирики поэта

У Александра Сергеевича было много любовных увлечений, сердце поэта было трепетным и чувствительным, оно легко поддавалось женскому очарованию и красоте. Встречи с известными красавицами рождали красивые лирические строки.

Каждая женщина, к которой Пушкин обращался в своих поэтических произведениях, оставила свой след в литературном мире всеми любимого автора. А таких женщин, подаривших вдохновение писателю, было около ста.

Одной из известных персон, к которым поэт был неравнодушен, была 20-летняя Екатерина Бакунина. Она была первой девушкой, которая пленила воображение поэта. 16-летний Пушкин стал посвящать любовные стихотворения фрейлине императрицы. Стройную и изящную царицу балов сложно было не заметить. Многие были в восторге от одного взгляда прелестных темных глаз.

Юный лицеист мог доверять свои мысли только дневнику, написав 22 стихотворения, посвященные возлюбленной. Он был рад встрече на мгновение, и ждать этого момента весь день.

Пыл юношеской любви вспоминается и в более поздних стихах, а после окончания лицея Александр пишет трогательные прощальные строки своей любви о том, что она прошла. Автор будет вспоминать о ней со слезами тоски и нежностью.

После переезда в Петербург поэт увлекся театром и красавицами, которые там пели и танцевали. Следующим романтическим образом в сердце А.С. Пушкина стала Авдотья Истомина, выступающая в балете.

Он писал о ее блистательности, воздушности и музыкальности, о красоте и легкости ее танца. Он написал гимн этой известной балерине, который быстро распространился среди любителей театра.

Следующей страницей в личной жизни писателя стала княгиня Голицына. Имя Евдокии Ивановны, которую называли принцессой, поэт тоже обессмертил в своих стихах. Строки, посвященные ей, были приложены к оде «Вольность».

В ссылке 1823 года, будучи в Одессе, А.С. Пушкин обращается в стихотворных строках к жене видного коммерсанта. Амалия Ризнич отличалась необыкновенными глазами, длинной косой, искренностью и эксцентричным, ярким внешним видом.

Ее выделяли особые манеры, любовь к безудержному веселью и развлечениям, экстраординарные выходки – так, она могла нарядиться в костюм для верховой езды и гулять в нем везде.

Амалия отвечала поэту взаимностью, но муж узнал об этом и решил отправить супругу в Италию. На память об их чувстве осталось стихотворение «Ночь». Через год любимая Пушкиным женщина скончалась от чахотки. В память о ней Александр написал еще одно произведение – “Для берегов отчизны дальней…”.

В Одессе внимание Александра Сергеевича привлекла жена графа Воронцова. Она была очень изящна, приветлива, очаровательная. Вигель, часто бывавший в доме Воронцовых ‚писал, что перед ее женственностью не устоял и Пушкин, многим она нравилась. Именно Елизавета подарила поэту талисман – золотой перстень с сердоликом. Этому перстню писатель посвятил строки стихотворения «Талисман».

Много красавиц повстречал знаменитый поэт, среди них есть и Софья Потоцкая младшая, которой исследователи его творчества и биографии определяют важную роль. Он мечтал жениться на дочери великой авантюристки. Однако не сложилось, мать желала красавице лучшей судьбы, запретив влюбленному Пушкину видеться с ней.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

(666 слов) Николай Васильевич Гоголь был известным русским писателем, критиком, поэтом, публицистом. Его признали одним из классиков отечественной литературы. За свой творческий путь автор создал около тридцати произведений. Зачастую он продолжал над ними работать и после того, как они были опубликованы. В 40-е — 50-е гг. девятнадцатого столетия Гоголь выступал в качестве яркого представителя критического реализма. Он внес очень большой вклад в русскую литературу. Попытаемся выяснить, в чем же заключается значение творчества Николая Гоголя для отечественной литературы. 

Творчество Николая Васильевича обычно делят на несколько периодов. Первый из них начался в 1829 году и закончился в 1835. Здесь прослеживается интерес к юмору и сатире, а также любовь автора к фольклору и его переосмыслению в современных реалиях. Северная столица встретила писателя очень холодно. Гоголь в этот период познал немало проблем, трудностей и невзгод. Известно, что он хотел стать артистом, но у него ничего не вышло. Пробиться в другие творческие сферы было непросто.  И автор с тоской вспоминал о малой родине. В этот период Гоголь создал такие известные сборники, как «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и так далее. 

Второй этап длился с 1836 по 1842 годы. Данному периоду творчества была свойственна склонность к реалистичному воспроизведению действительности и ее анализу. Гоголь в своих произведениях использовал сатирические и гротескные приемы, но исключительно ради наиболее полного погружения в социальные проблемы. В это время автор создаёт свои самые известные произведения: «Мертвые души» и «Ревизор». В данный период Николай Васильевич высмеивал такие общественные пороки, как пошлость, карьеризм, чинопочитание, стремление к обогащению и так далее. 

Третий этап — это период с 1842 по 1852 год. Автор стал более зрелым и серьезным. Гоголь размышлял над многими религиозными, философскими и нравственными вопросами. В это время он трудился над вторым томом «Мертвых душ», а также работал над публицистическим произведением под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». 

Рассмотрим более детально своеобразие творчества писателя. Вклад Николая Васильевича в развитие русского литературного языка очень велик. Автор использовал неологизмы, просторечия, диалектизмы, заимствованные слова, чтобы, по его собственному выражению, «подснастить речь». Его произведения разошлись на цитаты и крылатые выражения. По сей день очень меткими и хлесткими выглядят его сатирические описания российской действительности. Так, например, интересные народные слова и выражения можно встретить в известной повести Гоголя «Шинель»: пошло на лад, осадился сивухой, запускать пыль, дело в шляпе и другие. Зачастую в своих произведениях Николай Васильевич использовал и профессиональную терминологию, а также разговорно-бытовую речь чиновничества. Гоголь пополнял литературный язык также за счёт украинизмов. В некоторых произведениях писатель использовал украинскую лексику и фразеологию. Можно заметить, что Гоголь вводил в повествование оборванные и незаконченные предложения. Не закончив одну мысль, автор сразу же переходил к другой. Произведениям Гоголя также присущи образные сравнения. 

В своих творениях Николай Васильевич разрабатывал новые и совершенствовал существующие комические средства. Каламбуры были одним из любимых средств создания комического эффекта. Кроме того, в своем творчестве Гоголь мастерски соединял лирическое и сатирическое начало. 

Центральное место в произведениях Николая Васильевича всегда занимал человек. Автор описывал человеческую жизнь при помощи фольклорных традиций. Основу произведений Гоголя составляли легенды, предания, народные сказания. Создавая свои произведения, писатель зачастую соединял фантастический мир с реальным. Подобное двоемирие было свойственно раннему периоду творчества Гоголя. В сравнении и контрасте автор правдиво демонстрировал читателю реальную действительность с присущими ей пороками. 

Николай Васильевич был основоположником нового направления в литературе, которое называлось «натуральная школа». Данное направление возникло в 40-х годах, в эпицентре его внимания находилась социальная действительность. «Натуральная школа » предполагала изображение простых людей и тех проблем, с которыми они сталкиваются. Главным образом этого течения стал «маленький человек». Он занял почетное место и в творчестве Гоголя. Акакий Акакиевич, капитан Копейкин и другие жертвы системы вызывали у писателя сочувствие. 

Таким образом, значение творчества Гоголя в отечественной литературе огромно. Писатель смог усилить остроту критического изображения реальности и подобрать верные краски для изображения российского общества. Он искренне верил в силу русского народа, а потому смог проникнуть в его ментальность и дать ей характеристику, которая актуальна и сегодня. Николай Васильевич внес в литературу особый юмор, которому присуще высокое чувство гуманности. Не секрет, что произведениями Николая Васильевича восхищались многие художники и композиторы. Так, благодаря повести «Тарас Бульба» Репин написал известную картину «Запорожцы», а Римский-Корсаков создал оперы «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь». 

Автор: Виктория Комарова

Николай Алексеевич Некрасов, будучи довольно значительной фигурой в русской литературе и поэтом-новатором, в своем творчестве стремился охватить как можно больше волновавших его тем. В частности, ему удалось создать так называемую «прозу любви» – рассказ об обратной, не поэтизированной, стороне отношений между мужчиной и женщиной. К числу произведений, посвященных данной тематике, относится его известное стихотворение «Я не люблю иронии твоей…»

История создания

По предположениям исследователей, стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было написано Некрасовым в 1850 г. Однако опубликовали его лишь в 1855 г. в журнале «Современник» №11.

Оно входит в «панаевский цикл» и обращено к возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой, которая по совместительству была супругой его товарища, возрождавшего вместе с ним «Современник», Ивана Панаева. Отличаясь легкомысленностью, тот позволил паре сойтись в гражданском браке.

Некрасов почти никогда не чувствовал себя счастливым на протяжении всех этих отношений, продлившихся без малого двадцать лет. Уже спустя шесть лет после их начала он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», в котором пытается установить причины семейных неурядиц и предрекает будущую трагедию.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Я не люблю иронии твоей» – любовное послание. На это указывает наличие местоимений второго лица, а также обращений к возлюбленной, образ которой известен читателю по «панаевскому циклу».

Литературное произведение, в рамках которого развивалось творчество Некрасова и к которому относится его стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» – реализм.

Стихотворный размер «Я не люблю иронии твоей» – пятистопный ямб, часто переходящий на пиррихий. Эта особенность ритмического рисунка позволяет создавать впечатление неравномерности дыхания лирического героя, который вне себя от волнения. Рифмовка кольцевая.

Смысл названия

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» неспроста имеет именно такое название. Некрасов стремится сразу же посвятить читателя в происходящее, избегая излишних прелюдий. Так он пытается показать, что описываемая ситуация является лишь одной репликой лирического героя в длинном разговоре, фрагментом целого. 

Возникает ощущение будничности, что в очередной раз позволяет говорить о совершенстве «прозы любви» Некрасова.

Образы и символы

Лирический герой и его возлюбленная – центральные образы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей». На самом деле, можно сказать, что они сливаются в коллективный образ любящей пары, чувство которых все еще переживает не самые ужасные времена, о чем говорится во второй строфе:

«Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!»

В последней строке уже дается намек на скорую гибель отношений. Автор не возвышает образы героев, как это часто бывает в любовной лирике, напротив, он стремится избегать поэтизации ситуации.

В финале стихотворения автор создает символ – река, которая «осенью бурливее», но вместе с тем и холоднее. Этот символ демонстрирует тщетность волнений, когда за ними не кроется искренних чувств.

Темы

Тематика произведения «Я не люблю иронии твоей…» не столь разнообразна. Автор говорит главным образом о ссоре между влюбленными, являющейся, по всей видимости, частью гораздо более сложных взаимоотношений. 

Также он говорит о хрупкости чувств и неотвратимости трагедии. Любви суждено закончиться рано или поздно. Оба героя понимают это, но растягивают осень взаимности и получают последние лучи тепла.

Проблемы

Будучи реалистом, Некрасов стремился к объективности изображения действительности. Именно поэтому в его произведениях можно отчетливо выделить главные проблемы. Что касается разбираемого нами стихотворения, то его проблематика сводится к следующему вопросу: «Как совладать над страстями и направить их таким образом, чтобы сохранить любовь?».

Главная проблема — это неизбежность расставания. В душе уже поселился тайный холод, который делает отношения безнадежными. И лирический герой жаждет притормозить ход времени, пока от любви осталось хоть что-то. Но он понимает, что все усилия тщетны.

Смысл

В своем стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов стремится найти способ выхода из ситуации постоянных ссор. Основная идея произведения заключается в том, что необходимо уметь избегать иронии во взаимоотношениях даже в самые трудные периоды, нужно стремиться сохранять искренние и живые чувства. Иначе отношения увянут раньше времени и принесут больше боли.

Главная мысль стихотворения «Я не люблю иронии твоей» – даже когда трагичная развязка в любви неизбежна, нельзя относиться к ней как к чему-то оставленному позади, необходимо пользоваться каждым шансом для поддержания чувств.

Чему учит?

Произведение Некрасова несет в себе назидание по отношению ко всем любящим. Описывая ситуацию, которая близка каждому человеку, поэт показывает, что из нее есть единственный выход – продолжать оставаться чутким, отвергать иронию и оберегать оставшиеся чувства.

В то же время автор учит читателя не обманываться по поводу происходящего. Необходимо подмечать признаки приближающегося разрыва.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»:

  1. Эпитеты: «последняя жажда», «бушующие волны».
  2. Метафоры: «кипят… ревнивые тревоги и мечты», «последней жаждой полны».
  3. Сравнения: «так осенью бурливее река».
  4. Инверсия: «иронии твоей», «остаток чувства сохранившим».

Автор: Ромазан Самодинов

Николай Алексеевич Некрасов

 (1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

-расширить знания студентов о жизни и творчестве Н.А. Некрасова (условия жизни — формирование его личности и таланта);

-помочь студентам определить основные темы лирики Н.А. Некрасова;

-совершенствовать технику выразительного чтения;

-воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

-биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта;

 -деятельность Н. Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»;

-основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

-анализировать лирические произведения;

— выразительно читать стихи.

Теория литературы:        народность

Оснащение:

-портрет Н. Некрасова;

-И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

-Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия:        комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» М. Лермонтова. И это было величайшим завоеванием нашей литературы. Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом,  в лирике авторским «я» стал сам человек из народа — городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

 За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы.  С одной стороны, Н. Некрасов  связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой —  является  одним из зачинателей нового направления.

— Чем отличается лирика Некрасова от лирики Ф. Тютчева и А. Фета, от представителей «чистого мастерства?

—  От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответствующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

Мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

«Я лиру посвятил народу своему»

I. Детство, ярославская гимназия.

Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа Н. Некрасова  поступить на военную службу отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» — нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II. Сближение с В. Белинским — переломный момент в творческой биографии Некрасова.

             (ст., «Родина» (1846)

III. Некрасов — издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде…»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская…»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов — издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» — сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Некрасов умер 27 декабря 1877 г./ 8января 1878 г.

Анализ лирических произведений

 «Родина» (1846) — своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворения легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасова заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики),  создаёт новые по форме лирические стихотворения, насыщенные социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к  «Культура» )

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения к действительности.  В жанровом отношении — это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

Каков мотив стихотворения?

Мотив — основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического направления.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения — разговор между условными персонажами — Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия — стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

-Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

-Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

-Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

— Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов  много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос — что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

— Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей — об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой — о том, как к нему приходит вдохновение.

-Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

-В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии — служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

               Я лиру посвятил народу своему

-Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

-Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

-Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

Что же такое стиль писателя?

Стиль — это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

-изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

-стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

-критика несправедливого социального устройства;

-выражение передовых общественных идеалов;

-поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

-назначение поэта и поэзии;

-тема народа;

-образ нового человека, героя времени;

-тема России.

IV. Закрепление

-Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

-Как проходила его жизнь в Петербурге?

-Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

-Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

-Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

-Каково назначение поэта в общественной жизни?

-Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

-Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно —

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

-прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

-написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.»,  М.,1994

  • Сочинение таким я вижу чацкого в комедии горе от ума с цитатами
  • Сочинение сюрприз на день рождения
  • Сочинение т яблонская утро фрагмент картины 6 класс
  • Сочинение сэ ф1ыуэ слъагъу псэущхьэ
  • Сочинение судьба человека смелость