Сочинение связь прошлого и будущего

Сочиненияпо литературечеховпрошлое, настоящее и будущее в пьесе вишневый садпьеса вишнвый сад, написанная в начале прошлого века, наиболее известное произведение
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Вишневый сад

Пьеса «Вишнёвый сад», написанная в начале прошлого века, — наиболее известное произведение А. П. Чехова. Она о заботах и неудачах, мечтах и надеждах.

Прошедшие годы для персонажей комедии — это нежные (Раневская, Аня) или грустные (Варя) воспоминания. Но старый слуга Фирс живёт прошлым, перенеся его в настоящее. Пытаясь удержать дух былых времён, сохранить традиции семьи, он надоедает окружающим рассказами о прежней жизни, докучает своим господам мелочной заботой, в которой они давно не нуждаются.

Большинство действующих лиц пьесы живут «одним днём»: и одинокая Шарлотта Ивановна, и рвущийся в Париж Яша, и мечущийся в поисках денег Пищик, и раздумывающий «жить или застрелиться» Епиходов. Варя и Дуняша поглощены тем, чтобы устроить личную жизнь, лишь этим заняты их мысли. Варя целиком погружена в текущие дела поместья. Она острее всех переживает нехватку денег и грозящее разорение. Её предстоящая жизнь окрашена в тот же серый цвет, что и прошлое и настоящее.

Леонид Андреевич Гаев и вовсе выпал из потока времени. Вчера, сегодня и завтра у него всё то же: страсть к бильярду, в который он давно не играл, леденцы («всё … состояние проел на леденцах») и пустые, раздражающие всех, разговоры.

А вот Аня и вечный студент Трофимов к происходящему вокруг почти равнодушны: «продано ли … имение, или не продано — не всё ли равно». Воспоминания о прошлом им милы, не более. Все помыслы устремлены в будущее. Души их полны «неизъяснимых предчувствий» и ощущения, что счастье «подходит всё ближе и ближе».

Владелица вишнёвого сада Любовь Андреевна Раневская умиляется прежнему житью на родине, печалится о своём нынешнем положении, но изменить ничего не может и не хочет. Она стремится в Париж к человеку, который разорил её, но которого она страстно любит. Раневской «несчастье представляется … невероятным». Она надеется, что всё устроится само собой, сорит деньгами, устраивает некстати бал.

На этом фоне интересен образ купца Лопахина. Кажется, что только он знает, чего ждёт от жизни и как этого добиться. Для него будущее не туманно, как для Трофимова, а вполне конкретно. По сути, Ермолай Алексеевич — единственный человек, который предлагает и делает что-то реальное, не ограничиваясь разговорами и рассуждениями. За усмешкой и лёгким подтруниванием над собой скрывается гордость простого мужика (отец «на деревне в лавке торговал»), сумевшего разбогатеть и стать вровень с помещиками, быть принятым в их среду.

Осуществятся ли мечты героев? Будут ли они счастливы? На эти вопросы в пьесе ответа нет. Но есть предчувствие перемен.

Сочинение 3

В последнее время я часто начал читать произведения Антона Павловича Чехова. Его произведения трогают меня до глубины души, поднимают философские вопросы и заставляют задуматься над вопросами мира, который нас окружает. В пьесе «Вишнёвый сад» А.П. Чехов иллюстрирует прошлое, настоящее и будущее России того времени, времени, в котором ведется повествование, конец XIX века. Это произведение вызвало у меня глубокий интерес к истории России, в частности, мне захотелось подробнее изучить Первую русскую революцию.

Автор выражает прошлое через помещицу Раневскую и её вишневый сад. Поместье Раневской погрязло в долгах, за садом давно никто не ухаживал, он становился всё более старым и слабым, что отражало ситуацию, возникшую в России в конце XIX-начале XX вв. Этот сад был выставлен на продажу, таковы были реалии того времени, другого выхода у героев не было.

Настоящее выражается А.П. Чеховым через Трофимова, человека умного, учащегося в университете, Трофимов, оставшись наедине с Аней говорит ей, что вся Россия – наш сад, что выражает его любовь к своей Родине, но и одновременное осознание ситуации, в которой они находятся. Современная реальность также определяется через Ермолая Лопахина, который всю свою жизнь был рабом, как и его родственники, он всю жизнь работал на тот сад, который сейчас загнивает и застаивается, нужно было что-то менять, и ему, неожиданно выпадает такая возможность. Резкое и координальное изменение поместья, что окружало его – вот его метод борьбы с проблемами. Вырубка сада, посадка нового. Позиция Лопахина отражала революционные настроения в обществе конца XIX века. Реалии того времени были тяжелыми и суровыми, Чехов, безусловно, понимал и осознавал их, ведь он и сам жил в то непростое время.

Будущее в этом произведении Чехов отразил в одном из последних фрагментов этого произведения. Автор выразил свои предположения в звуках удара топором по дереву в последней сцене. Более того, покупка сада Лопахиным и его радость – отражение мнения Чехова о грядущих переменах в стране, не зря год выход пьесы – 1905. Будущее было ожидаемо обществом, они догадывались о том, что грядут резкие перемены, новаторство во внутренней политике, люди ожидали революции, помощи от новой власти, заботы и поддержки.

В заключение хотелось бы сказать, что это гениальное произведение отразило ситуацию, связанную с прошлым, настоящим и будущим, возникшую в России того времени, оно тронуло меня до глубины души, позволило мне проследить те параллели, проведенные автором между героями и реальными людьми.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего

Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы. В “Вишневом саде” действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами. На смену дворянству идут люди деловые и практичные, они — настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколениям принадлежит право изменить эту “нескладную, несчастливую жизнь”. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости. Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы. Прошлое России представляет поместное дворянство — неразумные владельцы вишневого сада Гаев и Раневская; русскую буржуазию — купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Петя Трофимов — будущее страны. Вера в будущее России, в неограниченные возможности народа, который создаст новые сады, — вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы. Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней “далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город”, напоминает об умирании прошлого и рождении будущего, нового. Ощущение близкой катастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, “замирающего, печального”. Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь лю-дей-“недотеп”. Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности. Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, писатель избрал наиболее трудный путь. Неизбежность крушения прошлого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей. По своим личным качествам и Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик — люди скорее хорошие, чем плохие. И все-таки все они “существуют неизвестно для чего”, так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни. “Хороший она человек. Легкий, простой человек”, — говорит о Любови Андреевне Лопахин. И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна. Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность. Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство. На Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает происходящих изменений, умеет говорить только юбилейные речи и этим пустым фразерством создает иллюзию яркой и полезной жизни. И брат, и сестра непрактичны, неспособны к делу, но очень любят высокие слова. Итак, все органически присущие представителям дворянского мира качества оказываются той причиной, благодаря которой становится естественным процесс его отмирания как класса. Новую силу, которая пришла на смену дворянству, представляет Лопахин — делец, коммерсант, практик. И опять Чехов сознательно изображает лучшего, наиболее симпатичного представителя русской буржуазии. Лопахин выгодно отличается от Раневской и Гаева своей энергией и деловыми качествами. Ему присущи облагораживающие черты раздумья, он тонко чувствует красоту мира. Параллельно с этим автор обнажает хищническую сущность лопахиных: ведь рубит же в конечном счете купец вишневый сад. Лопахины — настоящее, но они необходимы России лишь на определенном этапе развития. “Вечный студент”, разночинец, сын лекаря, Петя Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности новых хозяев жизни. Героя отличает горячая вера в торжество справедливой социальной жизни в недалеком будущем. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован традициями и предрассудками, лишен меркантильных интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. С другой стороны, в образе Пети присутствует та же “недотепистость”, что и в персонажах “прошлого”. Так Чехов выражает некоторое сомнение в способности героя к чему-либо, кроме красивых речей. Но так или иначе, а своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывами к свободной жизни Петя содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовно богатого, светлого мира. Идеи Трофимова падают на благодатную почву. Аня доверчиво впитывает их в себя. Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом близка к матери: питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы девушка беспечна, быстро переходит от озабоченности к легкомысленному веселью. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать со старым жизненным укладом. Ее эволюция происходит на наших глазах. Новые взгляды героини еще наивны, но она навсегда прощается с прошлым. Уходя вместе из старого дома, Петя и Аня говорят: “Прощай, старая жизнь!”, “Здравствуй, новая жизнь!” И им хочется верить… В пьесе “Вишневый сад” показаны три поколения, противоборствующие друг с другом. В этой сложной борьбе побеждает молодость — будущее России.

Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада».

— Мы проследили связь образа сада с сюжетом пьесы, теперь давайте выясним, как связан этот символ с системой образов.

Попробуйте сгруппировать основные образы в зависимости от их отношения к вишнёвому саду. На какие группы их можно разделить? Сформулируйте кратко их отношение к саду и сделайте вывод.

Прошлое Настоящее Будущее
Гаев и Раневская Лопахин Петя Трофимов и Аня
Любят сад, это их воспоминания о детстве и юности. Понимают его поэтическую красоту, не способны представить его предметом торга. Тяжело переносят потерю сада, однако ничего не могут сделать для его спасения, поскольку всегда жили за счёт чужого труда. Потеря сада – закономерный итог всей их прошлой жизни. Гордится приобретением имения, в котором его «отец и дед были рабами», но сад для него лишь имущество и способ преумножения капитала. Он не чувствует его поэтической красоты, эстетической и духовной ценности. Покупка сада не делает Лопахина счастливым и не прибавляет в его жизнь смысла. Ради выгоды он вырубает сад. Понимают, что старый сад не вернуть и нужно «насадить новый сад». Петя, безусловно, прав в своих рассуждениях о неустроенности старой жизни, но в нём нет личной силы, он «вечный студент» и «облезлый барин», не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами её. Аня же молода и неопытна, совсем не знает жизни.

Вывод: Все герои вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Сад высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц.

Однако ни один из героев, несмотря на свои положительные качества и авторское сочувствие, не может претендовать на роль достойного хозяина вишнёвого сада.

Заключительное слово учителя:

— Всё так: Россия, как она виделась А.П. Чехову на рубеже веков, ещё не выработала в себе действенный идеал человека. Лучики правды, красоты и человечности есть в каждом из героев «Вишнёвого сада», но они так разрознены и раздроблены, что не в силах осветить будущее.

Герои чеховской комедии не поднялись на ту высоту, которой требует от них жизнь. Создаётся ощущение, что в житейской суете, помимо их воли, им приходится прощаться с самым дорогим, без чего жизнь невозможна. Это дорогое и воплотил писатель в образе вишнёвого сада, ставшего вершиной его творчества и символом соборности, о котором пророчествовала русская литература. «Вишнёвый сад» – это тревога умирающего писателя о судьбе России, его духовное завещание будущим поколениям.

Сочинения

Чехов оставил после себя большую коллекцию своих произведений, среди которых были рассказы, повести, пьесы. Многие из них писатель посвящает теме России. Всем его произведениям была присуща простота, но они заставляли задуматься, отражая переломное время. Это время ожидания скорых перемен, которые ждут герои. Одной из таких его пьес является Вишневый сад, где столкнулись три поколения, а вместе с ними четко переплелись прошлое, настоящее и будущее.

Вишневый сад прошлое настоящее и будущее

Вишневый сад в творчестве писателя занимает важное место, где автор изображает действительность в развитии. Время идет, меняются уклады. Уходят в прошлое усадьбы дворян с их прекрасными вишневыми садами. Сменяют их люди деловые, что представляют настоящее страны. Прослеживаем мы и стремление к будущему в пьесе Вишневый сад.

Читаем произведение и вместе с героями, где представлена Россия прошлого такими персонажами как Раневская и Гаев, где настоящее страны в образе Лопахина, а будущее — в Трофимове и Ане. Мы задумываемся о смысле жизни, о счастье и любви. Мы видим проблемы того периода, видим в работе Чехова Вишневый сад не только прошлое время, настоящее и будущее героев, но и всей России, где страну олицетворяет в работе автора вишневый сад.

В пьесе, чей сюжет сводится к продаже сада, Чехов показывает читателю жизнь людей переломного времени, где и былые идеалы не принимаются, но и без них не живется. Вот герои и ищут новые морально-нравственные принципы. Кто-то пытается найти их в прошлом, а кто-то ищет заглядывая в будущее. Все персонажи, представители разных поколений, собраны в одном месте, они объединены не общей целью и желаниями. Их объединил вишневый сад. Для людей прошлого века сад связан с детством, для них это воплощение ценностей прошлого. Правда не смогли они уберечь сад, не смогли сделать его процветающим.

Персонажам настоящего вишневый сад интересен из-за его размеров, да еще и хорошее местоположение. Сад для них — место, что может приносить доход, только без корректив это невозможно, а значит нужно менять его первозданный вид.

Герои будущего полны надежд, идей и жизненных сил. Они верят в мечту о новом цветущем саде.

Когда наблюдаешь за жизнью героев, то понимаешь, что все они отстали от времени, только лишь сад и его жизнь неизменна и все происходит, согласно времени. Он цветет, плодоносит, одаривает урожаем, сбрасывает листья, стареет. В вишневом саду и его образе писатель показал свои мечты в лучшее будущее, на преображение страны, которую превратят в цветущее государство.

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла .

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад»

Краткое сочинение-рассуждение на тему: Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе «Вишневый сад». Три поколения в комедии «Вишневый сад». Судьба Вишневого сада

В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности. Писатель не пытается убедить нас, что будущее безоблачно или прошлое достойно поклонения, а к настоящему он и вовсе относится строже всего.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено в образах Раневской, Гаева и Фирса. Все они никак не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Их положение местами кажется нам смешным, ведь их поступки абсурдны. Чтобы спасти имение, владельцам нужно всего лишь выгодно сдать его, но они слишком щепетильны и заносчивы, их смущает пошлость дачников, которые осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело да того, что имение покупает Лопахин и вовсе вырубает райские кущи. Это пример говорит о том, что дворяне не могут позаботиться даже о себе, не то, что о России. Их поведение не рационально, а характер – капризен, ведь они привыкли беззаботно жить чужим трудом. Очевидно, что они не оправдали привилегий своего сословия, поэтому суровая реальность оставила их в прошлом: не смогли они угнаться за ней, им все мерещилось, что она должна под них подстраиваться. Однако Чехов не ставит себе задачу очернить прошлое. Мы видим, что эти люди не лишены душевной тонкости, такта и других подлинных добродетелей. Они воспитаны, образованы и добры. Например, преданность старого слуги Фирса заставляет нас сочувствовать ему и признать за старшим поколением нравственное превосходство над современными людьми типа Лопахина.

Настоящее в пьесе «Вишневый сад» представляет Лопахин. Его предки – выходцы из крепостных крестьян – сумели заработать денег и вырваться из рабского положения. Он достоин их и продолжает идти по курсу личного обогащения. Он целеустремлен и трудолюбив, практичен и экономен. Нас восхищают его деловая хватка и готовность поделиться опытом с бывшими господами, которых он по праву мог ненавидеть. Однако отсутствие духовных запросов у этого человека вызывает серьезные опасения, что он заботиться лишь о материальной стороне жизни, игнорируя нравственные аспекты бытия. Настоящее видится Чехову хищным лесом, где царят законы жестокости и силы, а не доброты, ума и милосердия. Лопахин – это другая крайность, противоположная Раневской и Гаеву. Он ничем не лучше них, разве что сумел приспособиться к обстоятельствам, но не изменить их к лучшему.

Будущее в пьесе «Вишневый сад» — это молодое поколение: Трофимов и Аня. Они – оторванные от реальности мечтатели, максималисты. Они романтичны и возвышены, но в то же время самостоятельны и умны, будучи в состоянии найти ошибки прошлого и настоящего и попытаться исправить их. Студент Трофимов говорит: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку», — очевидно, что молодой человек трезво смотрит на вещи. Но в тоже время герой демонстрирует равнодушие по отношению к вишневому саду: “Мы выше любви”, — заявляет он, снимая с себя всякую ответственность за судьбу сада, а, значит, и всей России. Он и Аня, конечно, хотят что-то изменить, но теряют корни. Именно это беспокоит автора.

Чехов хорошо знал пороки прошлого и настоящего своей страны, но будущее он мог лишь предугадывать, поэтому спор о том, что хотел сказать писатель, изображая Петра и Анну, до сих пор открыт. Я думаю, он возлагал надежды на светлое будущее, но все-таки боялся того, что не узнает свою страну, если совершит путешествие во времени.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации проведение итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году перенесено. 

Основной срок Дополнительные сроки
15.04.2021 05.05.2021 19.05.2021

Вправе участвовать в дополнительные сроки:

  • обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз);
  • обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине;
  • обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
2. Я и другие 
(человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
3. Время перемен 
(тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
4. Разговор с собой 
(внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести);
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 
(культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года.

Нормативные документы

  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году
  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году
  • Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА-11 проводится для:

  • обучающихся XI (XII) классов;
  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ также может проводиться для:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА-11 в предыдущие годы, но не прошедших ГИА-11 или получивших на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в дополнительные сроки.

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

  • обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;
  • лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

ПОВТОРНО ДОПУСКАЮТСЯ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) в дополнительные сроки в текущем учебном году:

  • обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 настоящего Порядка;
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет») за итоговое сочинение (изложение), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

[свернуть]

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):

  • обучающимся – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;
  • лицам, проходящим ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании – в образовательные организации по выбору указанных лиц;
  • лицам, участвующим в итоговом сочинении по желанию – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
  • лиц со справкой об обучении, участвующим в итоговом сочинении по желанию — в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11.

Обучающиеся, лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

[свернуть]

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации
и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:

  • ручка (гелевая или  капиллярная с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);
  • листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
    и инвалидов) (при необходимости).

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно) формата А4.

В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

[свернуть]

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:

Требование № 1. «Объем итогового изложения»

Рекомендуемое количество слов – 200.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Содержание изложения»;
  2. «Логичность изложения»;
  3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

[свернуть]

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

[свернуть]

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.

[свернуть]

Все темы дополнительного периода итогового сочинения.

Забвению не подлежит

142. Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
143. Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
144. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
145. Герои и антигерои в отечественной истории.
146. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
147. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
148. Почему важно знать историю своей семьи?
149. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
150. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
152. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
153. Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?

Я и другие

241. Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения?
242. Что мешает нам сохранять добрые отношения с окружающими?
243. Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
244. Может ли личность подняться над средой?
245. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
246. Важен ли для человека опыт других людей?
248. Обида – это проявление слабости?
249. Почему важно уметь прощать?
251. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
252. Согласны ли Вы с утверждением лермонтовского Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
253. Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?

Время перемен

341. Эпоха перемен: потери и обретения.
343. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
345. Люди, опередившие своё время, какие они?
346. Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире?
347. Когда обществу становятся необходимы перемены?
348. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
349. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
350. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
351. Стоит ли бояться изменений в своей жизни?
352. Плохо ли быть несовременным?
353. Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?

Разговор с собой

441. Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
442. Что значит изменить себе?
443. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
444. Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
445. Чем опасна заниженная самооценка?
446. Когда важно забыть о себе и о своём?
447. Всегда ли человек применяет к другим и к себе одинаковые правила?
448. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
450. Нужно ли современному человеку вести дневник?
452. Возможно ли всегда поступать по совести?
453. Что значит «быть в ладу с самим собой»?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

541. К чему стремятся мои сверстники?
543. Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее?
544. Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения?
545. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
546. Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему?
547. Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
549. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
550. Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям?
551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
552. Кумиры моего поколения: какие они?
553. В какой книге изображён портрет современного поколения?

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

142. Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
253. Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?
341. Эпоха перемен: потери и обретения.
445. Чем опасна заниженная самооценка?
550. Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям?

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

144. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
251. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
345. Люди, опередившие своё время, какие они?
452. Возможно ли всегда поступать по совести?
541. К чему стремятся мои сверстники?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

150. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
248. Обида – это проявление слабости?
343. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
441. Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
549. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?

Уральский федеральный округ

152. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
244. Может ли личность подняться над средой?
346. Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире?
442. Что значит изменить себе?
547. Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

148. Почему важно знать историю своей семьи?
245. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
351. Стоит ли бояться изменений в своей жизни?
453. Что значит «быть в ладу с самим собой»?
544. Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения?

Омская область

146. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
249. Почему важно уметь прощать?
353. Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?
450. Нужно ли современному человеку вести дневник?
543. Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее?

Иркутская область

147. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
252. Согласны ли Вы с утверждением лермонтовского Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
350. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
448. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
546. Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему?

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

143. Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
246. Важен ли для человека опыт других людей?
349. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
447. Всегда ли человек применяет к другим и к себе одинаковые правила?
551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

Магаданская область

153. Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
242. Что мешает нам сохранять добрые отношения с окружающими?
352. Плохо ли быть несовременным?
443. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
545. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

145. Герои и антигерои в отечественной истории.
241. Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения?
348. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
446. Когда важно забыть о себе и о своём?
552. Кумиры моего поколения: какие они?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

149. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
243. Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
347. Когда обществу становятся необходимы перемены?
444. Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
553. В какой книге изображён портрет современного поколения?

Как выглядит задание: temi-19-may.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года

Направление «Время перемен»

Официальный комментарий:

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 

Словарная работа:

ВРЕМЯ–фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.

 ПЕРЕМЕНЫ–действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.

Синонимы к словосочетанию «время перемен»:

глобальные перемены, великие перемены, серьѐзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена. переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век.

Рекомендуемая литература:

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Ионыч»
  3. А.А. Блок «Двенадцать»
  4. В.В. Маяковский «А вы могли бы?»
  5. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  6. Е. Замятин «Мы»
  7. А. И. Солженицын «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»
  8. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  9. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
  10. Б. Васильев «А зори здесь тихие … »
  11. В. Астафьев «Пастух и пастушка»
  12. А.Н. Толстой «Русский характер»
  13. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  14. М. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»
  15. В. Кондратьев «Сашка»
  16. Б. Пастернак «Доктор Живаго»
  17. В. Распутин «Прощание с Матёрой»
  18. Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
  19. Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»

«Слово о полку Игореве». Кто может изменить мир? Оставшийся неизвестным автор «Слова о полку Игореве», размышляя о стране, обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. Создатель «Слова…» до описания предстоящей битвы войска Игоря вспоминает времена правления князя Олега. Он отмечает, что в это время князья постоянно враждовали друг с другом. Из-за этой междоусобицы они становились уязвимыми для внешнего врага. Однако те кровавые события не идут ни в какое сравнение с нынешней битвой.На всей Руси скажутся последствия поражения князя Игоря. Об этом скорбит сама природа. «Слово…» -это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова…» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Пришло время перемен, и русским князьям пора объединиться, поскольку лишь так можно победить врага и дать своей родине мира и благоденствия. Голос истинного патриота звучит в этом призыве.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Для чего нужны перемены? Ответ на этот вопрос дают герои комедии «Недоросль». Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой –это осуждение

безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин указывает на то, что пришло время перемен и высшие человеческие начала должны стать главными для всех. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажает недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона. В комедии автор не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность в Просвещенном государстве. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль обязаны стать основой обновленного дворянства и привнести идеи перемен в государстве. 

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Почему люди боятся перемен?

Причина  ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы молодого человека справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять свои привилегии и потрудиться, чтобы завоевать новое, достойное положение в обществе. Отмена осуждаемого Чацким крепостного права разорила бы их, ведь никто из «фамусовского общества» никогда не работал да и не хотел. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Не менее сложно развивать отечественную культуру, отказавшись от бессмысленных иностранных заимствований. Герои пьесы, никогда не возьмут на себя ответственность за перемены, ведь для этого нужно приложить титанические усилия, без которых, впрочем, нет прогресса.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Почему так сложно изменить себя? Ответ можно найти в романе «Евгений Онегин». Мировоззрение главного героя сформировалось под влиянием легкомысленного и инфантильного общества, развращенного праздностью и богатством. Надо сказать, что герой умен и он чувствует, что его образ жизни нужно менять. Он презирал свое окружение и решил начать все заново в деревне, где не было тлетворного влияния высшего света. Первые дни прошли в упоении от новых впечатлений, но потом герой охладел и к ним. Оказалось, что попытки изменить себя требовали не только переезда, но и каждодневного труда. Развитие нужно было подкреплять работой над собой. Лишь любовь к Татьяне смогла изменить его. Но признание и понимание были запоздалыми.

 А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Что и как может изменить действительность? Тему бессмысленного кровопролитного бунта, возникшего из-за острого желания социальных перемен, раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении. В ходе наступления Емельяна Пугачева погибали мирные люди, среди них Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, его жена Василиса Егоровна. Пострадали города, пострадал народ, чьи интересы, казалось бы, и должен был защищать самозванец. Трагична и сама личность предводителя восстания. Емельян Иванович сравнивает себя с гордой птицей, которая предпочла бы короткую, но красочную жизнь долгой, но скудной. Сам он человек, не лишенный нравственных ценностей, знающий цену чести. Гринев лишился бы жизни, если бы не память Пугачева о подаренном ему Петром заячьем тулупе. Возлюбленная Петра Андреевича непременно пострадала бы от рук Швабрина, если бы вовремя не вмешался тот, кому Алексей Иваныч дал присягу вопреки интересам Родины… Трагедия «русского бунта» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» обусловлена противоречивостью целей и средств, с помощью которых та может быть достигнута. Борясь за справедливое государственное устройство без жестокости, крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева лишь усугубило ситуацию: погибло множество ни в чем не повинных людей, были разрушены целые города, страна узнала новых изменников. Будучи гуманистом по своей сути, Пушкин выступает против идеи разрешения государственных перемен кровавым, вооруженным путем.

А.Н. Островский «Гроза». Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — это произведение не только о семейной драме. В центре повествования автора конфликт двух эпох: патриархального уклада крепостников и молодого смелого поколения, готового жить по-новому. Катерина, главная героиня произведения, противостоит не только придиркам деспотичной свекрови, но и всему закостенелому домостроевскому укладу «темного царства». Героиня честна и не может чувствовать себя свободно, если приходится лгать и лицемерить для того чтобы быть угодной. Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор передает и настроение общества, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Замыслу автора соответствует и название произведения. Эта мощная природная стихия олицетворяет грядущий крах удушливой атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях и предрассудках. Не зря первым героем, с которым мы встречаемся в пьесе, является рассудительный механик-самоучка Кулигин, одним из желаний которого является изобретение громоотвода. И именно он говорит о «жестоких нравах», царящих в городе.

А.П. Чехов «Вишневый сад». Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь произносили громкие речи о необходимости перемен, но реальных шагов для спасения недвижимости не предпринимали. Герои не осознавали, что времена изменились, не понимали того, что должны меняться и они сами. Все предложения Лопахина, человека нового времени, не были восприняты серьезно. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет».

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются лишь с помощью инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив гипофиз человека псу. Однако выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора —вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор оборвал эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.

Виктор Гюго «Отверженные». Может ли человек изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности к переменам. Например, главный герой романа «Отверженные» твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ сказал, что украденное является подарком, и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан смог построить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней.

                                                                                                             М.А. Булгаков

Если вы заметили, что вы на стороне большинства -это верный признак того, что пора меняться.                                                                                      М. Твен

Изменение порождает изменения.                                                        Ч. Диккенс

Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось.                                                                                                    Б. Окуджава

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами –поэтому и считаем, что они переменились.                                      Б. Паскаль

Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир.                                 В. Вествуд

Мы наслаждаемся красотой бабочки, но редко понимаем все те изменения, через которые она прошла для достижения этой красоты.                      М. Энджелоу

Любые перемены несут с собой новые возможности.                               Д. Уэлч

Великие перевороты не совершаются в один день.                            Э.Л. Войнич 

  • Сочинение с историзмами и архаизмами
  • Сочинение репортаж про спорт
  • Сочинение русские пословицы кладезь мудрости
  • Сочинение рецензия на литературное произведение план
  • Сочинение русская культура связующая нить поколений