Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июня 2017; проверки требуют 14 правок.
В статье указаны издания работ Сталина.
Издания собрания сочинений[править | править код]
ТТ. 1-13[править | править код]
- Сталин И. В. Сочинения. Том 1. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 2. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1954 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 3. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 4. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 5. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 6. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 7. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 8. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 9. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 10. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 11. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 12. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 13. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
Было объявлено о планах выпуска тт. 14-16 со следующим содержанием:
- т. 14 — произведения 1934—1940 гг.
- т. 15 — История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс
- т. 16 — произведения военного периода
Содержание последующих томов не анонсировалось. После смерти Сталина выпуск собрания продолжал переиздаваться. После 1956 года выпуск собрания сочинений был прерван и не возобновлялся, тома 14-16 опубликованы не были.
Недостающие тома, американский выпуск[править | править код]
В 1965 г. Гуверовский институт войны, революции и мира (Стэнфордский университет) выпустил тт. 14-16, однако их содержание несколько отличалось от запланированного советского издания:
- т. 14 — произведения с 1934 г. до начала войны
- т. 15 — произведения военной поры
- т. 16 — работы послевоенного периода.
«Краткий курс» не был включён в собрание, поскольку Сталин не был его автором, а лишь участвовал в написании как соредактор[1].
Советские издания после XX Съезда КПСС[править | править код]
В 1957 г. была опубликована (в 2-х томах) «Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны (1941 —1945 гг)», которая на момент публикации американского издания оставалась секретной. Впоследствии многократно переиздана, начиная с периода Перестройки.
В 1959 году в серии «Библиотечка по научному социализму» были переизданы работы Сталина «Об основах ленинизма» и «Марксизм и национальный вопрос».
В 1975 гг. были опубликованы отдельным изданием приказы Сталина военного времени.
Недостающие тома, российский выпуск[править | править код]
Начиная с 2007 г. в России вышло альтернативное издание дополнительных томов собрания сочинений Сталина. Инициатором издания был советский идеолог-сталинист и философ Ричард Косолапов.
По сравнению с американским изданием, данные тома, с одной стороны, включают ряд статей и писем Сталина, ставших известными лишь после открытия архивов в 1990-е гг. С другой стороны, они также содержат ряд недостоверных или сфальсифицированных источников, в частности, беседы Сталина с «генералами Джугой и Лавровым» (несуществующие личности).
- Сталин И. В. Сочинения. Том 14. Март 1934 — июнь 1941. — М.: Информационно-издательский центр «Союз», 2007 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 15. Часть 1. Июнь 1941 — февраль 1943. — М.: ИТРК, 2010 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 15. Часть 2. Февраль 1943 — ноябрь 1944. — М.: ИТРК, 2010 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 15. Часть 3. Ноябрь 1944 — сентябрь 1945. — М.: ИТРК, 2010 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 16. Часть 1. Сентябрь 1945 — декабрь 1948. — М.: ИТРК, 2011 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 16. Часть 2. Января 1949 — февраль 1953. — М.: Рыченков, 2012 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 17. 1895—1932 годы. — Тверь: Научно-издательская компания «Северная корона», 2004 г.
- Сталин И. В. Сочинения. Том 18. 1917—1953 годы. — М.: Информационно-издательский центр «Союз», 2006 г.
- С 2013 года начало выпускаться академическое издание сталинских работ под общим названием «Сталин. Труды». На начало 2021 года выпущено 18 томов (из 40-45 планируемых).[2]
Отдельные издания сочинений[править | править код]
И.Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. ОГИЗ, 1944 г.
- Сталин И. В. Вопросы ленинизма. / Издание 11-е. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1953 г.
- Сталин И. В. Стихи. Переписка с матерью и родными. — М.: ФУАинформ, 2005 г.
- Сталин И. В. О Ленине. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 г.
- Сталин И. В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936 г.
- Сталин И. В. Марксизм и вопросы языкознания. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1952 г.
- Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М.: Государственное издательство политической литературы, ОГИЗ, 1947 г.
- Сталин И. В. Об индустриализации страны и о правом уклоне в ВКП(б). — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935 г.
- Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950 г.
- Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1953 г.
- Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1952 г.
- Сталин И. В. О недостатках партийной работы и мера ликвидации троцкистских и иных двурушников. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 г.
- Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. — М.: Воениздат, 1975 г.
- Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Тт. 1-2.
- Сталин И. В. Октябрьская революция и тактика русских коммунистов. Международный характер октябрьской революции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1954 г.
- Сталин И. В. Доклад о проекте Конституции союза ССР. Конституция (основной закон) СССР. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.
- Сталин И. В. Анархизм или социализм? — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950 г.
- Сталин И. В. Национальный вопрос и Ленинизм — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950 г.
Статьи[править | править код]
- программная статья «Российская социал-демократическая партия и её ближайшие задачи» (1901)
- «Марксизм и национальный вопрос» (1913)
- «Что нам нужно?» (1917)
- «Год великого перелома. К XII годовщине Октября» (1929)
- «Головокружение от успехов» (1930)
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Круг чтения Сталина
Ссылки[править | править код]
- Аудиокнига И. В. Сталин. Собрание сочинений. Том 1
- Аудиокнига И. В. Сталин. Собрание сочинений. Том 2
- [1] [2] Сочинения И. В. Сталина
Он трудился три года, потом трижды делал реплики. Число репродукций, плакатов, открыток и марок с изображением этого полотна подсчитать невозможно. Сталину понравилось, Мао тоже.
Ровно 70 лет назад, в период с 22 ноября по 4 декабря, в залах Русского музея проходила выставка произведений ленинградских художников. В историю отечественного изобразительного искусства она вошла прежде всего первым показом картины Юрия Непринцева «Отдых после боя». Все родившиеся в 1960-е – 1980-е в обязательном порядке знают эту классику золотого запаса соцреализма, поскольку ее репродукция помещалась на страницах учебника по литературе, по ней писали школьные сочинения. Второе название картины «Василий Тёркин». Цитата от художника: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг — Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…».
Непринцев работает над картиной «Балтийцы». Ист. фото – ria.ru
Юрий Непринцев родился в 1909 году, в Тифлисе, в дворянской семье известного в Грузии архитектора. Закончив трудовую школу, подал документы в Тифлисскую академию художеств, но несмотря на помету в аттестате «имеет навыки и выдающиеся способности к рисованию», провалился на экзаменах. Через год снова неудачная попытка поступить, на сей раз в бывшую академию Императорскую. Еще через год – опять мимо. И тогда упорный молодой человек идет учиться в частную художественную студию вычищенного из Академии почтеннейшего Василия Савинского, без малого 20 лет бессменно руководившего этим учебным заведением. Обучаясь в студии мэтра, Непринцев зарабатывает на хлеб, исполняя рисунки для газет и журналов, далее устраивается художником-оформителем в дворцы-музеи Петергофа и Царского Села и начинает понемножечку выставляться. В начале 1930-х на площадке ленинградского Дома художника устраивались своего рода живописные баттлы: там проводили встречи с известными людьми, в ходе которых молодые художники рисовали портреты приглашенных гостей, выставляли их на всеобщее обозрение, а авторитетное художественное жюри определяло лучших. Гости могли забрать себе понравившиеся рисунки, и в один из таких вечеров свой потрет работы Непринцева унес Дмитрий Шостакович. Как раз на этих баттлах и состоялось судьбоносное знакомство Непринцева с учеником Репина, любимым художником партийной элиты Исааком Бродским.
Ю. М. Непринцев «Тов.Ленин и тов.Сталин с красногвардейцами.» Гравюра 1937 года. Бумага; литография. Ныне хранится в Фонде печатной графики Пермской художественной галереи. Ист. фото — permartmuseum.ru
А Бродский, он не просто один из главных представителей реализма в советской живописи и автор обширной ленинианы, но еще и новый ректор Ленинградского института живописи, скульптуры, архитектуры (то есть Академии художеств). Исаак Израилевич берет понравившегося ему молодого художника под опеку и устраивает в свой вуз, причем сразу на 3-й курс. А когда того попытались исключить по причине дворянского происхождения, заступился за парня самым решительным образом. Как писал очевидец тех лет, «Исаак Израилевич выделял из своих учеников двух — Сашу Лактионова и Юру Непринцева как творчески более зрелых и уже достаточно подготовленных. Он верил в них и гордился ими. И интересно, что к ним он был наиболее требователен». Непринцеву пришлось доказывать свою благонадежность, набивая руку на светлых образах партийных вождей, однако для дипломной работы он выбрал нашего всё Александра Сергеевича. За картину «Пушкин в селе Михайловском» выпускник получил диплом с отличием и премию на Всесоюзной выставке. Эту работу приобрели для постоянной экспозиции в Михайловском, где она, увы, бесследно исчезла в годы войны.
Ю. М. Непринцев «Трамвай пришел на фронт» (1964). Ист. фото — prlib.ru
Но вот тему для будущей аспирантской защиты Непринцеву спустили сверху: «В. И. Ленин и И. В. Сталин в дни Октября». Но закончить сию эпохалочку художник не успел – помешала война, а наброски и черновики, равно как многие картины Непринцева, погибли в его аспирантской мастерской в первую блокадную зиму. Уже в июне 1941-го он вместе с другими добровольцами роет окопы под Ораниенбаумом, на пару с художником Михаилом Бенуа участвует в создании защитной маскировки Балтийского завода. С июля 1941 по октябрь 1942 года Непринцев – командир взвода морской пехоты, охранявшего дивизион дальнобойной артиллерии в районе Ивановских Порогов. Именно там, в землянке на Порогах, художник вместе со своими бойцами впервые читал новые главы «Василия Тёркина», публиковавшиеся на страницах «Правды». С ноября 1942 и вплоть до конца войны Непринцев – капитан административной службы, художник Политуправления Балтийского флота. В этом качестве принял участие в восьми художественных выставках военного периода, в том числе в состоявшейся в Москве знаменитой Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.
Фрагмент выписки из наградного листа капитана административной службы Непринцева. Июнь 1944. Ист. фото — podvignaroda.ru
В первые послевоенные годы Непринцев написал сразу две картины, посвященные борьбе советского народа с фашистской Германией — «Последняя граната» (1948) и «Лиза Чайкина» (1949). Критики встретили эти работы прохладно, да и самого автора не вполне устроили. И тогда он приступает к работе над полотном, которое принесет ему всенародную славу. «Мне хотелось, — как позднее рассказывал Непринцев, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха… Хотелось, чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».
В первоначальном авторском замысле на картине изображалась группа из 10-12 бойцов, полукругом расположившихся вокруг весело травящего байки условного Тёркина. Но дружный боевой коллектив из группы кажущихся случайно встретившимися людей не складывался, и тогда художник решил увеличить количество фигур и кардинально изменить их расположение. Более того – для каждого персонажа придумал собственную, индивидуальную военную биографию. Намереваясь сделать военную картину для зрителей настрадавшихся, уставших от тягот и ужасов войны, сохраняя общий мажорный настрой, Непринцев отказался от уже тщательно выписанного персонажа санитарки, перевязывающей раненого бойца: не без сомнения он заменил ее на пожилого солдата с котелком в руках. Ну а больше всего провозился, разумеется, с Тёркиным.
Принято считать, что в итоге он сделал его похожим на Твардовского, хотя в жизни эти двое не встречались. Многие из персонажей картины рисовались с натуры – это однополчане художника. Сам себя он вывел в образе стоящего справа от Тёркина хохочущего бойца, прижимающего правую ладонь в варежке к щеке. Все пейзажные зарисовки и наброски делались в окрестностях Зеленогорска. В общей сложности на всю работу – от замысла до окончательной реализации – у Непринцева ушло около 3-х лет.
Ю. М. Непринцев «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1955; авторская реплика для Государственной Третьяковской галереи). Одна из репродукций картины по личной просьбе Сталина была повешена в загородной резиденции в Барвихе, а в 2006 году такая же репродукция появилась в музее президента России при Дворце Конгрессов в Стрельне. Ист. фото tretyakovgallery.ru
Рассказывает Владимир Байков (1944 г.р.; профессор, сосед Непринцева по послевоенной коммунальной квартире на улице Жуковского): «Написанная в 1951 году картина «Отдых после боя» была удостоена Сталинской премии первой степени. Помимо высокого звания он получил еще сто тысяч рублей… Что это были в то время за деньги, даже трудно себе представить. Например, инженер получал тогда в месяц тысячу-тысячу двести, директор завода две-две с половиной тысячи рублей. Будучи человеком широкой души, Юрий Михайлович отметил свою премию с соседями. Были приглашены все жильцы вместе с детьми. Кроме этого, в течение недели после награждения его премией он за свой счет установил в квартире ванную с дровяной колонкой… В нашей квартире было семь комнат, и график помывки в ванной по дням недели был сразу же вывешен прямо на ее стенке рядом с графиком дежурств по уборке мест общего пользования…. Но семья Юрия Михайловича почти не успела как следует попользоваться ванной. В течение двух недель после объявления в газете о премии семье Непринцевых предоставили отдельную пятикомнатную квартиру на Московском проспекте».
(ист. – «Санкт-Петербургские ведомости», 16.05.2014)
К слову, о премии: легенда гласит, что изначально Оргкомитет представил картину «Отдых после боя» к Сталинской премии III-й степени. Однако Иосиф Виссарионович, утверждая список, наложил резолюцию: «Непринцеву – Премию I степени!», вычеркнув фамилии других кандидатов-живописцев. Понравилась настолько, что в какой-то момент он решил подарить ее своему китайскому другу – товарищу Мао Цзэдуну. Причем подарить «душевно выстраданный» (по Непринцеву) оригинал, а не авторскую копию. Вот только… Уж не знаем, что там у них, где и когда за пожар случился, но вот какое свидетельство относительно недавно обнародовал его ученик:
Рассказывает Василий Братанюк (1964 г.р.; живописец): «Один вариант этой картины было решено отправить в качестве подарка в Китай. Но случилась трагедия: в результате несчастного случая работа сгорела. Так вот, однажды Юрию Михайловичу позвонили по телефону и сказали, что сейчас с ним будет говорить товарищ Сталин. Что? Сталин? Не может быть, это шутка! Но, услышав голос самого Сталина, понял, что это не розыгрыш: «Нашему другу Мао мы бы хотели восполнить потерю вашей картины. Сколько времени вам нужно?» Юрий Михайлович сказал, что три месяца и услышал в ответ: «Торопить не будем, но уложитесь к юбилею. За месяц. Помощников вам дадут». За работу принялись в эту же ночь, работали по сменам: двое художников трудились, а двое спали. Уложились за пятнадцать дней! Это был поистине трудовой подвиг на пределе человеческих возможностей! Картина «Отдых после боя» была торжественно подарена Китаю».
(ист. — rusestero.org)
Китайская почтовая марка 1950 года выпуска. Ист. фото – vk.com
Два года спустя Непринцев выполнил второй вариант картины «Отдых после боя» — для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца. А в будущем Третьяковской галерее был передан третий вариант, написанный художником в 1955 году. После этого репродукция картины тысячами копий разошлась по всему Советскому Союзу.
Из воспоминаний Юрия Непринцева: «Как-то, уже в послевоенные десятилетия, меня на одной из выставок в Академии художеств познакомили с еще молодой женщиной. Она хотела, чтобы я приехал к ним удостоверить, что копия моей картины «Отдых после боя», которая находится у них на даче, действительно мною авторизована. Я узнал, что это жена маршала Жукова. Желание увидеть маршала, самого популярного военачальника Великой Отечественной, не дало мне возможности отказаться, хотя я и знал заранее, что авторизованных копий всего две и они никак не могут находиться у Георгия Константиновича. … Меня провели через весь нижний этаж в гостиную, где я увидел копию моей картины. И хотя на ней было выведено каллиграфически с лицевой стороны, что копию авторизовал такой-то, я с первого взгляда увидел, что моей руки там не было. … Я об этом откровенно и сказал».
(ист. – журнал «Художник, №2, 1989)
Советская почтовая марка, выпущенная к 20-летию Победы. Ист. фото – vk.com
Репродукция картины «Отдых после боя. Василий Тёркин» имелась и у маршала Советского Союза Конева. Только это была не живописная, а вышитая шелком копия, которую он распорядился повесить у себя в кабинете на даче в Архангельском. Со слов дочери Конева, Иван Семенович очень любил поэму Твардовского, и в очередном переиздании «Книги про бойца», которую автор подарил маршалу, по сей день лежит закладка – ею Конев, начинавший свою военную службу еще в Первую Мировую в тяжелой артиллерийской бригаде, заложил страницу, где Тёркин размышляет об артиллерии: «Не расскажешь, не опишешь, /Что за жизнь, когда в бою /За чужим огнем расслышишь /Артиллерию свою..».
PS: Художник-фронтовик Непринцев ушел из жизни четверть века назад, в октябре 1996 года. Профессора (1954), почти до самой смерти преподававшего в ЛИЖСА имени И. Е. Репина и воспитавшего целые поколения молодых мастеров, похоронили на Литераторских мостах Волкова кладбища. Похоронили рядом с женой, искусствоведом Мариной Александровной Тихомировой (1911-1992). Во время войны Марина Александровна была хранителем музейных ценностей, вывезенных из пригородных дворцов-музеев, а в мирное время — хранителем дворцов и парков Петергофа. В 2008 году на могиле установили более чем достойный памятник, изготовленный скульптором Г. В. Лукьяновым.
Ист. фото — soviet-art.ru
Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram
О роли Аллилуевой в советской истории, о лишении ее привилегий после смерти отца и сотрудничестве с американскими спецслужбами мы поговорили с историком-архивистом, доктором философии Леонидом Максименковым.
Каким человеком была Светлана Аллилуева?
Максименков: Это любимая и единственная дочь хозяина ⅙ части земного шара. Она выросла без матери, которая покончила с собой, когда Светлане было всего шесть с половиной лет. Время спустя уже ее дети были вынуждены от нее отказаться. У дочери Сталина трагическая судьба.
Она оставила мемуары о своем отце. Благодаря им мы имеем представление о семейной жизни вождя. А вообще Сталин не отличался публичностью. До 1935 года, когда были опубликованы первые фотографии Светланы и Василия с отцом, многие люди не знали, что у него есть дети.
Иосиф Сталин с сыном Василием и дочерью Светланой в 1935 году | Источник: РИА Новости
Советская элита не афишировала своих жен и детей, все держалось в тайне. И вдруг в «Пионерской правде» и некоторых западных изданиях появились снимки Сталина с потомством. Это стало откровением. Лидера СССР показали просто как отца.
Сталин часто фотографировался с детьми: например, во время первомайской демонстрации в 1952-м с ним обнималась на трибуне мавзолея школьница Вера Кондакова. Ревновала ли Светлана?
Думаю, нет. Просто Сталин как бы открыл традицию: он отец не только своих детей, но и всей советской детворы. После этого уже пошли его фотографии на приемах, с хлопкоробами и пионерами. Во второй половине 1930-х часто публиковались снимки Сталина с девочками в национальных одеждах. Мамлакат Нахангова из Таджикистана, Геля Маркизова из Бурятии… Их фотографии висели во всех детских садах СССР.
У Светланы было хорошее образование. А способности — средние?
Она поступила в университет в разгар Великой Отечественной, публичную жизнь не вела. Всемирная известность пришла к дочери Сталина в 1967 году, когда она попросила политического убежища и приехала в Америку.
В США Аллилуева опубликовала две книги. Они содержат документы, показывающие Сталина и его элиту с закрытой стороны. Большинство людей во всем мире не имели никакого представления о жизни за Кремлевской стеной. А Светлана это немножко подсветила.
Ее можно причислить к золотой молодежи?
Аллилуева ходила в элитную школу, отдыхала на закрытых дачах, каталась на катерах последних моделей. При этом ей разрешалось посещать новогодние вечеринки в университете. Конечно, все понимали, кто она такая. В отличие от своего брата, Светлана не стала «гулять». Присутствовала сдерживающая сила. Затем начались ранние браки, любовные истории.
Сталин вроде бы заставлял членов ЦК ВКП (б) выполнять любые указания своей дочери?
Все это было лишь на уровне шуток, не более. Важно другое: благодаря дочери Сталин всерьез заинтересовался тем, как обстоят дела в сфере образования. Задавал вопросы о методиках преподавания, учебниках, в каких зданиях учатся дети, какие у них промокашки, ластики, карандаши. Погрузившись в тему, Сталин пришел в ужас. Почти все оказалось ужасного качества! В 1935 году Политбюро принялось штамповать решение за решением по реформе школы. По всей стране развернулось строительство. Стали печатать тетрадки высокого качества и составлять новые единые учебники, так называемые краткие курсы. Ввели новую систему оценок, существующую до сих пор: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Изменения образовательной системы — это влияние детей Сталина?
Опосредованное. Он увидел, чем их пичкают в школе. И ему это сильно не понравилось. Схожий интерес у него проявился к авиации. Из-за Василия, конечно. (Сын Сталина служил военным летчиком и участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Совершил 26 боевых вылетов, сбил три немецких самолета. В 1948 году был назначен командующим ВВС Московского военного округа, получил звание генерал-лейтенанта авиации. Снят с должности в июле 1952-го — прим. «Ленты.ру».).
Сталин прислушивался к информации и дорожил мнением своих детей.
Дети многих партийных вождей подались в науку: Сергей Хрущев, Серго Берия, Серго Микоян… Имела ли таланты Светлана?
Многие отпрыски пошли по военной линии, как Василий [Сталин]. Роли для мальчиков и девочек тогда были четко распределены. У Светланы был талант к иностранным языкам. Девочка не без способностей, любила искусство, ходила в Третьяковскую галерею. Поступила на исторический факультет. Цепь решений ЦК по историческим вопросам — это косвенное влияние Светланы. Послевоенная московская молодежь тянулась к музыке и культуре. Это считалось престижным.
Научные работы Светланы оценивать трудно. При жизни Сталина она под псевдонимом С. Васильева напечатала в журнале «Молодой большевик» статью «Уничтожение противоположности и стирание различий между городом и деревней в СССР». В посвящении отцу Светлана написала: «Дорогому папе, первая работа, июнь 1952 года». На самом деле эту статью мог написать кто угодно.
Особых писательских талантов у Аллилуевой не было. Она издала незапоминающиеся воспоминания. Тексты в двух ее книгах, думаю, были дополнены чужими очень кондовыми антисоветскими пассажами. Читателю предлагалась американская версия советской истории. Иначе бы книги не продали. Разумеется, никакими выдающимися учеными дети партийных вождей не были.
Ни один?
Представьте: к вам приходит устраиваться на работу сын Берии. Не возьмете его? Не назначите начальником? Еще как назначите! Тень всесильного отца. Или взять сына Хрущева. До 30 лет он уже был доктором наук, профессором, Героем Социалистического Труда, кавалером ордена Ленина и лауреатом Ленинской премии! Можно ли поверить в подобную гениальность? Конечно, нет!
Без отца не видать Сергею Никитовичу подъема?
Исключено. А сами дети в свои способности верили. И сильно переживали, когда лишались своих должностей после опалы родителей. Считали, что их незаслуженно обидели.
Есть мнение, что в своих воспоминаниях Аллилуева слишком жестко прошлась по брату…
Ну, диагноз «алкоголизм» ему действительно ставили. К слову, нормально ли назначать 27-летнего парня командующим ВВС Московского военного округа? Это же небо столицы страны, у которой в тот момент еще не было ядерного оружия.
Кому такое пришло в голову?
Подхалимам, которые его спаивали. Думаю, Сталин уже с 1930-х готовил и Василия, и Светлану на высшие государственные должности. Только дочь пошла бы по идеологической линии. Могла бы возглавить культуру. Например, дочь болгарского вождя Тодора Живкова Людмила стала членом Политбюро и министром культуры, организовывала празднования 1300-летия болгарского государства. И вдруг умерла при странных обстоятельствах.
То есть Светлана Аллилуева могла занять нишу Екатерины Фурцевой?
Легко. Но окружение бы этому противодействовало. Иначе получилась бы наследственная монархия. Возвращаясь к Василию, он такой уровень не потянул. У него падали самолеты. А пролетая над Красной площадью 1 мая 1952 года, один из них чуть не задел звезду Спасской башни. Так руководил сын Сталина… Поэтому его и сняли. В общем, не считаю, что Светлана слишком сгустила тона по поводу Василия. Есть другая фигура, которую она реально размазала.
И кто же это?
Берия. У Светланы была немыслимая ненависть к Лаврентию Палычу, хотя он знал ее еще маленькой девочкой. Но Берию у нас принято поливать. Это главный отрицательный персонаж.
На самом деле — не главный?
Он выполнял свою работу. Без Берии не было бы атомной бомбы. Он руководил госбезопасностью во время Великой Отечественной войны, которая у нас считается главным событием истории. Дьявол ли Берия? Думаю, историкам еще только предстоит оценить его истинную роль.
Почему Аллилуева больше всего ополчилась именно на Берию?
Светлана — человек своей эпохи. Хрущеву было важно обелить себя и своих соратников. Он что, не виноват в репрессиях? Еще как виноват! Но крайним решено было «назначить» Берию. Из него вылепили монстра. На самом деле Берия — лишь один из многих членов коллективного руководства. Он появился в Москве в сентябре 1938 года, когда пик репрессий уже прошел.
Дочь И.В. Сталина Светлана Иосифовна Аллилуева в 1954 году. Фото из личного архива Елены Коваленко. | Источник: РИА Новости
Правда ли, что Сталин накричал на Светлану за связь с драматургом Алексеем Каплером, обозвал ее шлюхой, а того за эти отношения посадил? Распространено утверждение, что «отец народов» ревновал дочь ко всем ее мужчинам…
Не знаю, кричал ли Сталин — соответствующих документов нет. Но по поводу Каплера было закрытое постановление ЦК. Ему следовало думать о своих действиях: познавший жизнь 40-летний мужчина влюбился в 16-летнюю девочку. Во все времена такое вызвало бы вопросы. Что у них общего? Каплеру намекали, что союз с дочкой вождя не желателен. Кажется, он не понял.
Во время боев под Сталинградом осенью 1942 года Каплер работал спецкором «Правды». 14 декабря опубликовал заметку с места событий — «Письмо лейтенанта Л.» Его ласково называли Люсей — уменьшительным от Алексея. Вообще он планировал цикл писем, но на первом же все прервалось. Сталин прочитал и догадался, о чем идет речь. Там было, например, такое: «Помнишь Замоскворечье, наше свидание в Третьяковской галерее?» Они действительно ходили в Третьяковку, а позади шагала охрана. В окончании письма сообщалось: «Любимая, я буду писать тебе и буду ждать твоих писем. Если бы ты знала, как они нужны здесь. Скоро вечер, и в Москве скоро вечер. Из твоих окон видна зубчатая стена Кремля и над ней небо Москвы». Сперва Каплеру дали шанс. Предложили писать сводки с фронта и забыть о несчастной девочке.
Драматург не осознал серьезность положения?
Возможно, делал вид, что ничего не понимал. После третьего или четвертого предупреждения его арестовали и осудили. Провел десять лет в лагерях. Тогда Сталин понял, что в воспитании дочери была допущена ошибка. Светлана росла без матери в окружении тетушек, которые погрязли в склоках между собой. Впервые она вышла замуж в 18 лет, а в 19 родила ребенка (будущего кардиолога Иосифа Аллилуева — прим. «Ленты.ру»). По тем временам это считалось рано. Потом случился развод, появился новый муж и так далее. Я читал документы о Светлане, рассекреченные американцами. Один осведомитель сообщал: дочь Сталина — нимфоманка. В чем-то она затмевала даже Галину Брежневу.
У Светланы присутствовала обида на Хрущева?
Вероятно. С 1952 года Аллилуева жила в знаменитом Доме на набережной. Ей выделили пятикомнатную квартиру, полностью обеспечили материально. Но за ней числилась также историческая квартира Сталина в Кремле с библиотекой, которую собирала ее мать. После смерти отца ключи от этой квартиры у Светланы немедленно забрали. Обидели девочку номер один Советского Союза! Плюс лишили пропуска в Кремль. Она была потрясена.
Еще ведь и брата арестовали…
Василий на каждом углу говорил, что отца убили или отравили. Светлана неоднократно навещала брата в тюрьме. Потом ей деликатно предложили сменить фамилию. После смерти Василия она умоляла Хрущева позволить похоронить тело рядом с матерью на Новодевичьем кладбище. Тот отказал. В общем, недовольство Светланы постепенно росло.
Что и мотивировало ее на побег?
Советская власть была жестока к своим бывшим слугам. Нечто подобное испытали дети Хрущева, Молотова, Маленкова. Особенно Серго Берия. Светлана опередила свое время: поняла, что на власть рассчитывать нельзя. Поэтому решилась на такой шаг.
А когда Аллилуева приступила к мемуарам?
«20 писем к другу» как бы адресованы неизвестному близкому человеку. Их Светлана написала на даче в подмосковной Жуковке летом 1963 года. Там рассказывается о детстве, о смерти отца, о личных переживаниях. Приложены адресованные дочери записки Сталина, шуточные приказы Светланы. Словом, очень личные документы. Рукопись Аллилуева передала на Запад со своим знакомым Трилоки Каулем, который был послом Индии в Москве. Он стал последним иностранцем, с кем встречался Сталин за несколько недель до официальной даты своей смерти. По удивительному совпадению именно ему было суждено вывезти мемуары дочери вождя из СССР.
Когда Светлана передала бумаги?
Году в 1966-м, до ее отъезда в Индию. Понятно, что, если бы рукопись книги с документами Сталина нашли у нее при таможенном досмотре в Шереметьево, никуда бы она не полетела. Мы не можем судить, идентична ли первоначальная рукопись той книге, которую потом издали в США. Но совершенно точно основной массив был готов заранее, и Светлана детально обдумывала свой побег. Уже на своем первом интервью в американском посольстве в Дели она заявила о существовании такой книги. Наверное, для убедительности что-то показала. Работа над экспертизой мемуаров продолжилась в Швейцарии. Причем были задействованы ведущие советологи, и даже бывший посол США в СССР Джордж Кеннан. Он выступил в качестве закулисного консультанта и признал подлинность мемуаров.
Затем Светлане сделали щедрое предложение насчет публикации?
По неофициальным данным, она заработала два с половиной миллиона долларов. В пересчете на сегодняшний курс это примерно 20 миллионов. Не будь этой книги и документов, ценность побега Аллилуевой для американцев значительно бы снизилась. А так получилась мощнейшая пропагандистская акция в год 50-летия Октябрьской революции. Журнал Time вообще назвал Светлану самым видным советским перебежчиком со времен Льва Троцкого (хотя Троцкого выслали против его воли).
Решение Аллилуевой не возвращаться из-за границы сильно ударило по имиджу советских властей?
Думаю, да. Ей ведь несколько раз отказывали. А тогда неожиданно разрешили. Основанием для выезда послужила необходимость доставить в Индию урну с прахом ее гражданского мужа Браджеша Сингха. Он был коммунистом и представителем крупной аристократической семьи. Его племянник занимал высокий пост в правительстве Индиры Ганди.
Светлана была невыездной?
Выпускать за границу ее побаивались, тем более имелся неприятный опыт с Василием, который после смерти отца оказался в тюрьме. Советское руководство понимало, что выпускать Аллилуеву из страны — все равно что дразнить гусей. Могла возникнуть очень опасная ситуация, провокация или похищение. Все-таки шла очень серьезная идеологическая война с диверсиями с обеих сторон. Так вот после смерти Сингха Светлана вновь написала Леониду Брежневу и Алексею Косыгину. И руководство СССР почему-то допустило слабинку: отказалось от выбранной линии. Аллилуевой разрешили выехать на неделю.
Пресс-конференция Светланы Иосифовны Аллилуевой, дочери Иосифа Сталина и Надежды Аллилуевой, после возвращения в СССР в 1984 г. | Источник: РИА Новости, Александр Гращенков
И дали сопровождающих из КГБ?
Официально — по линии МИД. В Дели ей предписали жить в советском посольстве. После того как семья Сингха развеет его прах над Гангом, Светлана должна была вернуться в Москву.
Прослеживается удивительная цепочка нарушений, совершенно непростительных с точки зрения советской власти. Сопровождающая не особо следила за Аллилуевой. Из посольства дочь Сталина уехала в деревню к родственникам мужа. И неделя превратилась в месяц, после чего ей разрешили еще продлить пребывание в Индии. Неизвестно, что Светлана делала в этот период и с кем встречалась. Но к ее приходу в посольство американцы явно были готовы. Трудно поверить, что человека с улицы сходу сажают в транзитный самолет в Дели и тайно вывозят из страны в Рим, а оттуда в Швейцарию.
Эти события уложились в период с 6 по 8 марта. Тогда же в Индии находился с визитом начальник Генштаба Вооруженных сил СССР Матвей Захаров. Все советское посольство было занято приемом маршала. Кроме того, в 1967 году в Советском Союзе впервые широко праздновали Международный женский день. Все занимались организацией торжественного концерта и банкета. О Светлане на какое-то время забыли. А самый главный прокол допустил посол Иван Бенедиктов, прожженный человек, попавший в высшую советскую власть еще в 1937-м.
Что сделал бывший сталинский министр сельского хозяйства?
Внезапно размяк перед дочерью Сталина. Может, увидел у нее черты отца… В общем, Бенедиктов выдал Светлане ее загранпаспорт. Это было строжайшее нарушение инструкции! Когда советские туристы выезжали в капиталистическую страну, их паспорта находились у руководителя группы. Каждому выдавали документ на руки только в аэропорту места прибытия. Так вот, Светлана получила свой советский загранпаспорт за три дня до планируемого вылета в Москву. И в паспорте была записана не вымышленная фамилия, как полагалось, а настоящая. С реальной датой рождения. Американцы проверили данные по своим базам, и все совпало.
Кого в этой истории признали крайним?
Председатель КГБ при Совмине СССР генерал-полковник Владимир Семичастный не случайно был снят с поста и отправлен на Украину на низкую должность — заместителем председателя Совмина УССР. Новым руководителем госбезопасности на волне скандала стал Юрий Андропов.
Аллилуеву можно назвать оппозиционером, диссидентом?
26 апреля 1967 года она дала пресс-конференцию в США. Уже тогда американцы поняли, что она не станет плясать под их дудку и озвучивать заготовленные тексты. Она назвала себя религиозным человеком, лишенным в СССР свободы вероисповедания. Свой побег Светлана представила следствием несогласия с действующей властью. И особо подчеркнула, что ответственность за репрессии несет все коллективное руководство партии, а не только ее отец. Светлана дала понять, что Сталина незаслуженно обвинили во всех преступлениях как единственного виновника. Этой же линии она придерживалась в мемуарах: виноват Ленин, а не Сталин, который получил политическую систему в наследство.
Как она жила в эмиграции?
Особо ни с кем не дружила. Кстати, еще были живы эмигранты первой волны. Тот же Александр Керенский. Светлану, конечно, не принимали и не воспринимали. Она оказалась между двух огней. Вроде бы и дочь Сталина, и советскую власть предала. В итоге попала в полурелигиозную секту. Начались хождения по разным религиям: то она православная, то интересуется буддизмом, то принимает католичество. В общем, явный сумбур — как с мужчинами, так и с религией.
Верно ли, что ближе к концу жизни у Светланы сформировалось психическое расстройство?
Скорее нет. Аллилуева дожила до 85 лет, пребывала в полном сознании. Судя по документальным фильмам позднего периода, речь у нее до самого конца была четкая, по-русски говорила безукоризненно. Полагаю, Светлана сохранила ясность ума.
О детях звезд, которые пошли по наклонной, читай в галерее: