Сочинение совесть нравственный компас человека

Что такое совесть? многие люди задаются этим вопросом. но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности. совесть

Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности.
Совесть – это червячок, который живет где – то в душе человека, ожидая пробуждения. А когда он, наконец, проснется, мало не покажется никому. Потому что совесть – это то качество, которое изнутри “грызет” человека, заставляя прислушиваться к ней. Она просыпается каждый раз, когда мы делаем что – то дурное. Вы забрали у одноклассника ручку и не вернули после уроков? А совесть тут как тут. Забыли про обещание другу? Не переживайте, совесть обязательно напомнит. Сказали кому – то что – то нехорошее и обидное? Совесть поможет извиниться. У нее обширные связи, она знает все. При этом она будет мучить человека до тех пор, пока он не поймет и не исправит свои ошибки. Ей нельзя просто сказать: “Хватит”. От совести нельзя избавиться, если она уже живет в вашей душе. Она будет провоцировать бессонницу, голод, но все равно добьется своего.
Так что, можно сказать, совесть – некий регулятор поведения человека. Она не дает совершить ему плохой поступок, обидеть кого – то. А если все – таки что – то нехорошее случается, совесть заставляет человека пожалеть об этом и исправить ситуацию во что бы то ни стало.
Однако, как бы совесть ни старалась, она есть не у всех людей. Некоторые заранее договариваются с ней, подавляют ее, засовывая в самый темный и дальний уголок своей души. И помогает ведь. Таких людей совесть не грызет. И они продолжают творить нехорошие дела, не зная ни раскаяния, ни сострадания.
Так откуда же берется совесть? Никто не знает этого. Скорее всего, она появляется в зависимости от воспитания. Если родители с детства объясняли человеку, что такое хорошо и плохо, то у него будет совесть. Если же воспитанием ребенка не занимались, он вырастет бессовестным и эгоистичным.
Совесть может сделать жизнь человека невозможной. Однако, именно благодаря ей люди все еще поддерживают хорошие отношения между собой. Именно поэтому совесть должна быть у каждого. Иначе какой же это человек?
Подводя итог, можно сказать, что совесть – это один из основных терминов морали, определяющий что такое “плохо” и что такое “хорошо”. Ее нельзя подавлять, нельзя отстранять от души. Ведь совесть может помочь человеку, она поддерживает его чистоту и свет в его сердце.

Образец 4

В карусели событий современной жизни не всегда есть время задуматься о правильности поступков, в основном, при принятии решений люди руководствуются своими эмоциями.
Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с трудностями, преодолевать препятствия.  Методы решения проблем и преодоления препятствий могут разниться: кто-то делает вся честно и открыто, а кто-то “идет по головам”, предает друзей, обманывает.
Про человека, который, не приносит никому вреда, своими способами достижения целей, не ущемляет чужого достоинства можно сказать, что он живет по совести. Живущий по совести думает о других, а не только о себе.
Наверное, каждому человеку, поступившему некрасиво, приходится чувствовать неприятное чувство – совесть. Это чувство помогает нам проанализировать свои поступки и выбрать путь, который будет наиболее этически приемлем, не навредит другим людям, также совесть помогает нам учесть совершенные ошибки.
Совестливый человек никогда не предаст ближнего, даже если когда-нибудь он ошибется, оступится, то сделает все, чтобы этого не повторилось.
Однако не все любят это чувство, не каждому это по вкусу. Многие люди систематически его угнетают, с каждым разом чувствуя совесть все слабее и, в конце концов, перестают его ощущать. Но поступая по совести, мы получаем одобрение окружающих, делаем мир лучше. Также, лучше принимать благодарность окружающих людей, чем ощущать терзания совести. Иногда есть возможность помочь кому-то, но в то же время лень, особо не хочется затрачивать энергию.  Предстоит выбор, или отдых, собственный досуг, или помощь посторонним, или родным людям. И если выберешь эгоизм, то будешь чувствовать угрызения совести, но если будешь систематически так поступать, то чувство будет бледнеть, может совсем исчезнуть. Кажется, что не так и плохо, но живя только ради себя, невозможно получить одобрение окружающих, положительную энергию. Выбирая же путь совести, помогая другим, мы делаем мир немного лучше, у людей появляются положительные эмоции, которые передаются человеку, поступающему по совести.
Жизнь по совести не подразумевает то, что интересы других людей в любом случае ставятся выше своих, но в то же самое время, это означает, что в меру своих сил нужно помогать другим, быть отзывчивым и дружелюбным. Нужно замечать свои неправильные, эгоистичные поступки и стараться, чтобы их стало как можно меньше.

Сочинение на тему Жить по совести. Что это значит?

Каждый человек на земле наделён широким спектром чувств:  счастье, страх, любовь, отчаяние. Но особое и очень значимое место занимает совесть.
Совесть – это своего рода диалог человека с самим собой, позволяющий ему определить вектор своих действий. Никто не рождается совестливым. Это качество закладывается ещё в детстве главным образом на примере родителей и усиливается на протяжении всей жизни. Но далеко не каждый может его сохранить и преумножить. В мире множество людей, которых волнуют только собственные интересы. Они совершенно забывают о таких чувствах как забота и уважение. Жить по совести – значит уметь оглядываться по сторонам, разделять невзгоды с ближними, находить возможность вовремя подать руку помощи тому, кто в этом нуждается.
В современном мире всё чаще можно услышать мнение о том, что людям эгоистичным и безнравственным жить намного легче: они быстрее адаптируются в изменчивых условиях, быстрее добиваются своих целей. Однако всегда есть обратная сторона медали. Ради своего успеха они готовы идти по головам, продавая и предавая других. Глупо винить таких людей. Ведь по факту это простой самообман. Они не прислушиваются к тому, что пытается донести совесть и в итоге сглаживают все углы и находят с ней компромисс, ссылаясь на обстоятельства и находя оправдания, которые чаще всего кажутся нелепыми.
Я считаю, что люди должны быть более строгими по отношению к себе и учиться справляться с собственными страхами. И речь не о боязни высоты или насекомых, а о трусости признания ошибок. Многие считают, что раскаяться в своем поступке – это удел слабых людей. А на самом деле они просто не могут переступить через ступень страха, которая встаёт выше совести и сожаления.
Несмотря на все сказанное, важно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и жизнь может подкидывать всевозможные испытания, преодолевать которые приходится, совершая разные, в том числе некрасивые и неблаговидные поступки. Нет необходимости корить себя за проступок до конца своих дней. Надо научиться с этим жить, попросив прощение не только у кого-то, но и у самого себя.
Если человек порядочен и склонен к добру, то, поступив плохо,  он постарается исправить ситуацию, обернув её во что-то хорошее. Не допускать такие моменты довольно просто. Нужно только не делать по отношению к другим того, чего не желаешь самому себе. Живя по такому правилу, становится гораздо легче и спокойнее и именно так достигается гармония с собой, обществом и окружающим миром.
9 класс ОГЭ 15.3

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести. Главный герой не имеет ее. После убийства двух человек Родион Раскольников не испытывает чувства вины за совершенное им преступление. Его тревожит лишь понимание того, что оказалась неверной его теория о том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Голос совести Раскольников еще до содеянного был заглушен этой идеей, а потому он решил осуществить задуманное. Если бы совесть воздействовала на Родиона сильнее, чем такие теории, то он бы не стал убийцей. Этим и страшны люди без совести – они могут сделать что угодно, не испытывая за это вины.
В отличие от Родиона Раскольникова, герой повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» имеет совесть и поэтому раскаивается в совершенном. Эраст действительно был влюблён в Лизу, но обстоятельства сложились так, что ему пришлось жениться на другой женщине, которая могла бы оплатить все его долги. Чувства к девушке уже остыли, но молодой человек даже не смог признаться в этом. Лиза восприняла всё произошедшее как измену и предательство, и, впав отчаяние, совершила самоубийство. Но Эраст не думал, что всё получится так, он не хотел причинять Лизе боль. У молодого человека есть совесть и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза. Эраст до конца жизни раскаивался, жалел о произошедшем и считал себя убийцей. Он совершил ошибку, но совесть дала ему понять это и почувствовать вину. В ином случае он мог бы в очередной раз совершить такую же оплошность и принести боль еще одной девушке, но этого не вышло.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что совесть – важнейшее для людей чувство ответственности за свои поступки. Благодаря совести мы не совершаем страшных ошибок, не оступаемся. Люди не должны заглушать ее голос и ослушаться её, чтобы потом не жалеть о последствиях.

Здравствуйте! К сожалению, не знаю, как нужно к вам обратиться.

Вам удалось в своем сочинении выполнить требования № 1 «ÐžÐ±ÑŠÑ‘м слов» и № 2 «Ð¡Ð°Ð¼Ð¾ÑÑ‚оятельность написания итогового сочинения» критериев оценивания, написать сочинение по теме, привлечь для аргументации художественные произведения. Работа отличается грамотностью.  Ð’месте с тем следует обратить внимание на шероховатости в развитии логики.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Для аргументации привлечены классические произведения: роман Ф.М. Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание» и повесть Н.М. Карамзина «Ð‘ÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Лиза».

Его тревожит лишь понимание того, что оказалась неверной его теория о том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет».

Искажение позиции автора. После преступления Раскольникова не разочаровывается в своей теории, как Вы предполагаете: он мучается от осознания своей ничтожности (он думал, что «Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ имеет»…).

В отличие от Родиона Раскольникова, герой повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» имеет совесть и поэтому раскаивается в совершенном.

Хотелось бы, чтобы отчество писателя тоже было указано. Фёдора Михайловича Достоевского знаете, а Николая Михайловича нет. Это не ошибка, а пожелание быть более внимательным к личности писателя.
На мой взгляд, в предложении звучит очень смелое и категоричное утверждение. Я бы не стала так широко обобщать. Герои показаны в динамике. Нужно уточнять, в какие моменты, в каких эпизодах. Мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, что у Раскольникова отсутствует совесть. А как же его сны? болезнь? Призываю Вас не проявлять категоричность.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

К сожалению, чёткого ответа на вопрос темы не последовало. Произошла подмена тезиса толкованием понятия

Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи. (Вот эту мысль мы можем считать тезисом, её нужно было развивать. Тезис получился недосказанным).

Ошибки

Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести. Главный герой не имеет ее.

Нелогичный переход к примеру.

Он совершил ошибку, но совесть дала ему понять это и почувствовать вину. В ином случае он мог бы в очередной раз совершить такую же оплошность и принести боль еще одной девушке, но этого не вышло.

Нелогично, неорганично выглядит предположение. Старайтесь ничего не домысливать.

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести.

Старайтесь избегать большого количества повтором.

Совесть, например, можно метафорично назвать компасом нравственности, внутренним судьёй и т.д.

И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.

Слово «Ð²ÐµÑ‰Ð¸» использовано неуместно. Лучше сказать по-другому: человек способен на низкие поступки.

У молодого человека есть совесть и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза.

Речевая шероховатость. Лучше сказать так: … он посчитал себя виновным в гибели (в самоубийстве) Лизы; чувствовал ответственность перед девушкой и т.д.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что совесть – важнейшее для людей чувство ответственности за свои поступки.

Старайтесь избегать подобных повторов. Подводя итог — можно сделать вывод  — это одно и то же.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:

Ошибки

Орфография — 0

Пунктуация — 2

Лиза восприняла всё произошедшее как измену и предательство, и, впав отчаяние, совершила самоубийство.

Лишняя запятая. Лиза восприняла и совершила — однородные сказуемые, поэтому запятая перед И не нужна.

У молодого человека есть совесть ЗПТ и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза.

Сложное предложение.

Грамматика — 0

Общий вывод по работе

Итак, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой развития мысли (тезисно-доказательной частью: чётче формулируйте тезис, приводите доводы, подкрепляйте их примерами из художественных произведений), речевым оформлением

Удачи!

Итоговое сочинение на тему: Что сильнее: закон или совесть?

Сочинение совесть нравственный компас человека

Сочинение совесть нравственный компас человека  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 года

Сочинение совесть нравственный компас человека  Скачать структура и клише для итогового сочинения 11 класс 2021 — 2022

Сочинение совесть нравственный компас человека  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение совесть нравственный компас человека  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение совесть нравственный компас человека  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение совесть нравственный компас человека  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Что сильнее: закон или совесть? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. 11 класс. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Что сильнее: закон или совесть?

Недавно в одном комменте прочитала такую интерпретацию: «Например, толкнул я в очереди человека, а потом вспомнил, как меня толкнули, как мне было обидно, и мне стало стыдно». Примерно так представляют себе происхождение совести сторонники эволюционной теории.

Однако, тут можно возразить. Напротив, воспоминание о том, как меня толкнули, не может вызвать во мне угрызений совести! Скорее наоборот, оно могло бы послужить оправданием дурному поступку: «Меня когда-то толкнули, значит, и я могу сделать то же самое».

По моему глубокому убеждению, совесть – это сравнение себя с неким светлым образом, внутренним Идеалом Человека, это неосознанное стремление человека к своему духовному идеалу. И стремление это абсолютно не носит какого-то практического характера. Оно НЕ требует одобрения. Оно возникает как лично МОЯ внутренняя потребность совершать добро. Оно приносит мне удовлетворение сразу, независимо от одобрения или вознаграждения поступка. И наоборот, не соверши я этот необходимый поступок, я буду испытывать угрызения совести, даже если никто об этом не узнает. Только Я, только МОЙ идеал Человека служит моим образцом, моим мерилом, моим цензором.

Откуда берётся этот Идеал? Это вопрос, на который никто не сможет дать однозначный и исчерпывающий ответ. Люди верующие скажут, что это Бог или Иисус. Учёные скажут, что это фрагмент ДНК или что-то в этом роде. Я не буду здесь искать ответа на этот вопрос, потому что он не имеет для меня никакого значения. Для меня важнее тот глубокий духовный смысл, который придаёт нашей жизни СОВЕСТЬ.

Для меня высшим проявлением совести, неопровержимым доказательством на всю жизнь стал подвиг одного замечательного Человека – педагога Януша Корчака. Если кто не знает, это был польский педагог, автор книг «Как любить ребёнка», «Когда я снова стану маленьким». Когда гитлеровцы повели его воспитанников – детей-сирот – на сожжение в печах Треблинки, то ему предложили на выбор: остаться без детей или пойти с ними. Он без колебаний выбрал смерть. «Господин Гольдшмит, — сказал ему гестаповец, — мы знаем Вас как хорошего врача, Вам не обязательно идти в Треблинку». «Я не торгую совестью», — ответил Януш Корчак.

Когда я прочитала об этом, то не могла сдержать слёз. Хотя я человек вовсе не сентиментальный, над индийскими сериалами не плачу. Но тут я просто рыдала! Эта история просто перевернула мне душу! Это тот случай, когда один поступок убедительнее тысячи слов!

Может, кто-то скажет, что это был глупый, необдуманный поступок, что Корчак смог бы принести больше пользы, оставшись в живых, воспитывая послевоенных сирот, спасая другие жизни и т.д. и т.п… Но совершив этот героический поступок, Корчак дал миру гораздо больше! Он дал нам образец совести, истинной любви и самоотречения, образец мужества и духовной силы!

«Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением», — пишет другой великий педагог Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».

Для меня этот поступок убедительнее всех заповедей, проповедей и священных писаний!

Сейчас многие говорят о нравственной деградации общества, о духовном обнищании. Эта проблема помимо сугубо морального, наносит еще и практический, так сказать, материальный вред. От войн, терроризма, преступности, наркомании и т.д. страдает также и экономика, уровень жизни. Я уже не говорю об угрозах глобального масштаба, которые ставят под удар человечество в целом. И эту проблему необходимо уже как-то решать!

И вот тут наблюдаются очень интересные и забавные высказывания и предложения политиков, государственных деятелей и просто рядовых граждан. Не буду приводить примеров и вдаваться в подробности, суть их в следующем: необходимо инвестировать в развитие морали и нравственности, поощрять материально нравственные поступки, нравственный образ жизни и всячески повышать уровень жизни людей – как культурный, так и непременно материальный (а то он всё ещё очень низкий, благ материальных ещё мало). Необходимо также, чтобы было гражданское общество, либеральная демократия и свобода слова. Только в таких условиях может процветать нравственность – в сытом, интеллектуальном и равноправном обществе. Собственно, нравственность в таком обществе сводится к верховенству Закона, т.к. понятие «совесть» для последователей этой теории чуждо, для них она как реальность не существует. Поэтому вся нагрузка ложится на совершенный, учитывающий интересы каждого, Закон.

Некоторые считают, что нужно повышать уровень образования. Дескать, он напрямую связан с уровнем нравственности. С чем я категорически не согласна — слишком много повидала на своём веку очень умных и образованных подонков. Ум без нравственности – страшное оружие! Кто-то же изобретает новые наркотики, новое оружие, средства массового поражения и т.д.

А что предлагает церковь? Обучение Слову Божьему детей в школах? Объединение церкви с государством? А что вообще представляет из себя религия? Кому она, прежде всего, нужна? Ведь религия, это не что иное, как навязанная извне совесть. Т.е. она предлагает заповеди, которые необходимо выполнять под страхом кары Божьей. Но разве нам нужна ТАКАЯ нравственность – нравственность из страха, «из-под палки» или ради посмертного вознаграждения в раю? Я уже не говорю о нравственном уровне самих представителей церкви! Это отдельная история.

И что же нам остаётся? На кого надеяться? Кто же вытащит нас из этой трясины безнравственности, бездуховности и бессмысленности жизни? Кто, кроме нас самих?

Давайте будем жить по совести. Давайте лелеять и взращивать в себе всё прекрасное, что в нас есть. То, что делает нас людьми. То, что возвышает нас в наших собственных глазах. Только наш внутренний нравственный ориентир должен служить нам указателем. Никакие законы, полиции, комиссии и комитеты не смогут сделать общество нравственным и справедливым. Всё зависит только от нас, от нашего внутреннего духовного мира.

Если же мы этого не сделаем, то нас ждёт нечто, пострашнее второй мировой войны.

Неужели нам непременно нужна война, страдания, гибель миллионов людей для того, чтобы мы пробудились? Неужели для того, чтобы проявились лучшие нравственные качества, человека нужно обязательно столкнуть лицом со смертью?

Сочинение совесть нравственный компас человека Читать сочинение далее…

.

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом.

Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице».

Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати.

Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.

Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», – говорит герой.

Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца.

Он даже от Маргариты готов отказаться – не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью.

Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть.

Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть.

Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».

Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие.

Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, – вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды.

За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев.

Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее.

Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”.

Человек этот — зовут его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и..

, ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”.

Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.

В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу.

Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.

Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд.

Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло.

Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие.

В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота.

Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана.

Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа.

Мастер — это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”.

И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера.

Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…” — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”.

Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью.

Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Тема нравственного выбора.. «Мастер и Маргарита»

Тема нравственного выбора в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – это своеобразная ода женщине. Женщине сильной и храброй, честной и самоотверженной. Ее имя – Маргарита, и она верна не только своему слову, но и чувству. Глубокому чувству любви к Мастеру, который исчез из жизни Маргариты, и которого ей во что бы то ни стало нужно было найти и вернуть.

Судьба играет злую шутку над Маргаритой. В тот самый момент, когда она хочет объясниться с мужем и подать на развод, ее любимый Мастер бесследно исчезает.

И героиня проводит без него долгие месяцы, мучаясь вопросами: “А жив ли он?”, “Здоров ли?”, “Все ли с ним в порядке?”.

На самом деле Мастер лишился своего имущества и попал в психлечебницу, а потому не хотел волновать любимую такими скверными новостями.

Во времена всеобщего советского атеизма молиться Маргарите было некому, веровать в неожиданное счастливое спасение – тоже. Поэтому, когда слуга дьявола Азазелло предлагает ей сослужить службу хозяину Воланду, Маргарита не колеблется ни минуты.

Да, это грех, но что значит спокойная безгрешная жизнь без Мастера? Тем более, что вера в Бога и выбор между Богом и дьяволом во многих душах объясняется не чистотой помыслов, а людским страхом возможной небесной кары или продолжительных адских мучений.

А Маргарите эти страхи были чужды.

Итак, Маргарита в отчаяньи соглашается на предложение дьявола и вкушает все прелести жизни ведьмы: летает на метле, мстит обидчику, пользуясь невидимостью, принимает участие в бале Сатаны в качестве Королевы бала, для чего она, собственно, и была призвана.

Когда бал кончается и Маргарите выпадает шанс просить Воланда осуществить, наконец, свою заветную мечту, – найти Мастера – она самоотверженно просит покоя для души некой Фриды – матери, задушившей платком собственного ребенка.

Какое благородство проявляет Маргарита! Она остается милосердной даже в ущерб своим интересам!

Воланд оценивает по достоинству поступок Маргариты и позволяет ей озвучить и свое личное, самое сокровенное желание. Героиня встречается с возлюбленным и их души получают долгожданную свободу. Они улетают на небеса, в “тихую гавань”, которая становится местом их последующего счастливого сосуществования.

Дважды перед Маргаритой стоял выбор, и дважды она принимала достойное и верное решение. В ее действиях не видно ни эгоизма, ни трусости, ни двуличия. Она честна, прежде всего, с самой собой.

Ее помыслами были не женитьба с Мастером и приобретение социального статуса и не поиск поклонника, который обеспечил бы ей безбедную жизнь, а желание вызволить Мастера из беды, в которой, как оказалось, он и находился.

У Маргариты доброе, любящее сердце, достойное восхищения как добрых, так и злых.

Таким поворотом сюжета М.

Булгаков предлагает читателю решить такую проблему: а на что вы готовы ради своих близких? Сумеете ли пожертвовать привычным укладом жизни, принять все то, от чего когда-то отреклись? Вот почему роман “Мастер и Маргарита” бесценен для мировой культуры – потому, что заставляет читателей переосмысливать их жизнь, их принципы и отношение к самым дорогим людям, которые у них есть.

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское – его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» – роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей жизни…

Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

В романе автор заостряет внимание читателя на основных проблемах: трусости и раскаяния, свободы и несвободы, веры и безверия, творчества и любви, добра и зла в человеке. Работая в режиме «метода проекта»,мы попробуем разобраться в сложных вопросах современной автору Москвы, решить для себя задачу:всегда ли право выбора остаётся за человеком?

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться. «Как решаются в романе М.А.Булгакова проблема трусости и тема бессмертия?»

В центре версии своего романа Булгаков ставит образ Понтия Пилата, показывая тяжкий путь сомнений, страхов, порывов сострадания, духовные страдания человека, облеченного властью государственный и не властного над своими поступками. За что на двенадцать тысяч лун наказан Понтий Пилат? За трусость: чиновник в нем победил человека. В этом его трагедия, это его вековая мука.

Поэтому его пугает и больно бьет фраза Иешуа, записанная Левием Матвеем, «Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «…большего порока…трусость». Сам М. А. Булгаков считал трусость главным пороком: «Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные». Считаем, что право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

«Как решается в романе проблемы добра, света и прощения?»

Отличие булгаковской версии от канонических заключается в том, что у Иешуа нет учеников, нет в романе тайной вечери, нет молитвы в Гефсиманском саду. Его герой страдает совсем как обычный человек: он боится боли, он чисто, по-человечески способен сочувствовать другому.

Главное в Иешуа – его «добрая воля». В романе, писатель акцентирует то исключительное нравственное влияние, которые оказывает Иешуа на людей, общавшихся с ним. Герой вынужден решать проблему выбора, он является носителем общечеловеческих ценностей и этим противостоит Понтию Пилату.

Да, право выбора на поступок остаётся за человеком, но…

«Самые живучие пороки человечества – предательство и донос»

Предатель Иуда – совершенно посторонний человек, которого после предательства (за деньги) и казни Иешуа убивают по приказу прокуратора Пилата. А предаёт его (за деньги) любимая женщина –Низа.

Самым тяжким грехом для Булгакова был отнюдь не компромисс – на них приходилось идти и Пушкину, и Мольеру, и самому Булгакову. В широком смысле он не прощал одного – предательства. В более узком – предательства своего предназначения.

Мы предполагаем, что право выбора всегда остаётся за человеком.

«Я- часть той силы, что хочет вечно зла и вечно совершает благо» (Гете «Фауст».

Будучи символом Зла, Воланд способствует установлению справедливости. Дьявол является людям с целью изучения их природы. То, что происходило в древности в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились: «…они – люди как люди…. В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…».

Также подвергаются гонениям пророки (теперь художники, которые мыслят не стандартно), люди в большинстве своем заняты повседневными мелочами, и им нет дела до великих прозрений. Так же процветают посредственности (Берлиоз, Лиходеев и им подобные) и предатели, ведь предательство Алоизия Могарыча сродни предательству Иуды.

Право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

«Тема творчества и ее решение в романе»

Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. История их жизни – в центре внимания Булгакова. Идея любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычайно важна для Булгакова. Булгаков, создавая образ Мастера, не дает ему имени.

В нем главное – талант, его прозрение, он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле..«О, как я угадал! О, как я все угадал!» – восклицает он. Главное его назначение – творчество. В романе просматривается сходство в судьбе Мастера и Иешуа.

Каждый из них является носителем неофициальной идеи, неофициальной веры, каждый из них не понят окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, обоих предают ради ничтожной выгоды, убивают (Иешуа распят на кресте, Мастер морально сломлен), оба одиноки (лишь Левий Матвей рядом с Га – Ноцри, Маргарита с Мастером. Это их право выбора). Право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге.

Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.

Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить.

Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

– Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

– Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

– Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

  • Проблемы:
  • – трусости;
  • – конфликта власти и человека;
  • – несвободы правителей в принятии решения;
  • – нравственного выбора;
  • – тяжести вины от содеянного;
  • – совести;
  • – раскаяния;
  • – истинности мыслей и поведения человека в его сне;
  • – добра и зла;
  • – прощения;
  • – что делает равными социально-неравных людей;
  • – в чем сила добра;
  • – изменение одного человека под влиянием другого;
  • – спасения души;
  • – духовного прозрения;
  • – миссия христианской веры
  • Главная проблема – проблема трусости.
  • Трусость – это самый страшный порок.
  • Кто делает выбор: послать Иешуа на казнь? (чиновник-человек)
  • За кем остаётся право выбора: говорить истину прокуратору или солгать? (за человеком)
  • Кто заставил Иуду пойти на предательство? (женщина- человек)
  • Решение стать ведьмой принимает …(женщина – человек)
  • Кто говорит заведомую ложь Ивану Бездомному? (чиновник-человек)
  • Кто принимает решение получить бесплатные наряды в сеансе…?(люди)

На все эти вопросы можно ответить одним словом – человек, ибо право выбора остаётся всегда за ним. М.А.

Булгаков утверждает, что на трусость и раскаяние, свободу и несвободу, веру и безверие, творчество и любовь, добро и зло способен только человек. Именно он (человек) создаёт проблемы и сам же их преодолевает.

Вступая во взрослую жизнь, помните об этом: старайтесь разрешать трудные задачи, поставленные перед вами жизнью. .Ведь право выбора остаётся за вами!

Домашнее задание

1. Индивидуальные задания

Нравственный выбор в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение

История, которая связана с дьяволом представляет собой практически (данное слово используется тут только для того чтобы не исключать маловероятную возможность других отношений, но, по сути, других вариантов тут не бывает) всегда историю нравственного выбора.

Если посмотреть на основные культурные и идеологические паттерны, на которые в целом описался Булгаков, в частности не только на мистику и оккультизм, но на известную историю Ветхого и Нового Завета, а также православное учение, то обнаруживается известная всем более-менее сведущим в религии схема.

Дьявол и его слуги – бесы, являются совсем не просто зловредными сущностями, они представляют собой создания, которым делегированы полномочия по совершению зла.

Например, также как некоторым людям могут делегировать полномочия бить женщин на митингах или истязать невинных в тюрьмах, либо чистить канализации.

Конечно, примеры с невинными, быть может, не самые точные, тем не менее, если брать религиозную концепцию, то подобное тоже может объясняться.

К примеру, для бесов представляют наибольший интерес праведники, которых нужно искусить, то есть даже не просто невинные, но одни из лучших. Подобное видно и в романе. Мастер – фактически праведник, более того, он далек от религиозного догматизма и заблуждений, он пишет настоящую историю Иешуа и в этом, конечно, для дьявола, которому выгодна ложь, особенная опасность.

Наверное, дьяволу выгоднее красивые истории, чем истина, про которую говорит Мастер. Воланд начинает свою работу и в итоге Мастер и Маргарита оказываются в аду, этот факт виден из заключительной сцены, то есть, по сути, дьявол выполнил свою работу. Мне кажется именно этот нравственный выбор является центральным стержнем романа.

Ведь в основе всего любовь и действуют они из любви друг к другу. Маргарита заключает сделку с сатаной, дабы спасти Мастера. Сатана в свою очередь фактически работает на Бога, ведь он сохраняет рукопись ценную именно для людей любящих Бога.

Однако этот выбор оказывается во многом губительным для главных героев, они оказываются у самого высокого предела и ради любви фактически отдают самое ценное.

При помощи такого парадокса автор указывает на трудность и глубину настоящего нравственного выбора.

Эти вопросы далеки от банальной и порой нелепой схоластики, эти вопросы ставят задачу перед каждым верующим действительно определиться крепка ли его вера и способен ли он действительно верить и делать поступки.

Все остальные примеры нравственного выбора, где дьявол и его свита просто забавляется с пороками людей, являются просто фоном и рассказом о том, как на самом деле бесы работают на Бога. Пусть иногда сурово и зловредно, но они указывают на значимость в этом мире нравственного выбора.

Вариант 2

В романе много о нравственном выборе. В разных ситуациях люди выбирают – поступить по совести или нет. Часто выгода заглушает голос совести и даже разума. Квартирный вопрос в столице кажется актуальней, чем какая-то там нравственность. «Бонусы» от союза писателей кажутся важней, чем правда творчества.

Вот, например, история Мастера, который не предал творчество, не отказался от своего романа. И он даже верил, что его труд оценят читатели и критики. Но последние просто увидели тему и решили посмеяться над неизвестным писателем, который не состоит ни в каких союзах, не претендует на бесплатную дачу и питание.

Зато, он пишет правду! А это опасно… Массово травили Мастера, вот он и не выдержал. Один из критиков получил по заслугам от Маргариты-ведьмы, которая разгромила его богатую квартиру. Она тоже делала свой выбор. Возможно, устраивать погром было не самой красивой идеей, но Маргарите необходимо было выплеснуть злость, наказать критика.

Главное, что после она утешила растерянного ребенка, а не стала его пугать или смеяться над ним. Она осталась доброй и сострадательной.

И Булгаков показал писательское общество, которое готово «строгать» литературные произведения за материальные блага. Рассказ – продуктовый набор, повесть – путевка в санаторий. Но только, понятно, идеологически правильно чтоб. Мастер не думал о своем комфорте, о деликатесах, его занимал только Роман, а «писатели» после собрания пойдут кушать и выпивать, а потом поедут на дачи…

Конечно, основной выбор – вопрос, над которым размышляет главный герой романа Мастера. От решения зависело даже больше, чем Пилат мог себе представить. Ведь понимая, что Иешуа совсем не виновен, что он целитель и просто добрый и светлый человек, он не знал, что тот ещё и сын Бога.

Если б Иешуа не распяли, то судьба мира, наверное, была бы другой. Преступление по отношению к сыну Создателя – это серьёзно. Пилат мог его спасти! Он мучался выбором, ведь там старейшины, у которых свои интересы. Они решили освободить настоящего преступника, лишь бы казнили Иешуа, который проповедями подрывал «старую» веру.

То есть их систему с храмами и «бизнесом».

Это большие вопросы, а тот же сотрудник домоуправления, когда берет взятку, делает ли нравственный выбор? Кажется, что уже давно он его сделал – заранее в плохую сторону. Хорошо ещё, если люди хотя бы пытаются выбирать. А уж если нравственно выбирают!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение собор михаила архангела михаила
  • Сочинение смысл названия романа дубровский сочинение
  • Сочинение смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети сочинение 10 класс
  • Сочинение слово о полку игореве кратко и понятно
  • Сочинение склонение по падежам