Тезисы и цитаты

  • Однажды, сделав выбор, в жизни свой.. Мы платим за него, большой Ценой… (Юрий Колчак);

  • В жизни всегда есть выбор! Действуй или убегай. Прощай или мсти. Люби или ненавидь. Но только не бездействуй! (Бернард Вербер);

  • Выбирай то, что ты хотел бы сделать, невзирая ни на какие последствия. (Ошо);

  • Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила — в могуществе его решений. (Пауло Коэльо);

  • Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога. (Эрих Мария Ремарк);

  • В своей жизни мы можем найти себе оправдание, а можем — здоровье, любовь, понимание, приключение, богатство и счастье. Мы создаем свою жизнь силой своего выбора. (Ричард Бах);

  • Mы не можем изменить то, отκуда мы пришли. Но мы можем выбрать, куда идти дальше. (Стивен Чбоски).

Аргументы

  1. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Выбор — это цена, которую человек платит за взросление и личностный рост. Лишь безмятежное дитя может передать ответственность за решение судьбы другому, а взрослые состоявшиеся люди всегда несут бремя самоопределения. Эту закономерность можно проследить на примере биографии Петра Гринева. В самом начале произведения мы видим инфантильного недоросля, который безропотно принимает тот жребий, который вытянул за него отец. Но по мере становления личности Петра в нем просыпается желание самостоятельно руководить собой. Так, влюбившись в Марью и не получив одобрения родителей на брак, Петр принимает решение настоять на своем. Он выбрал эту девушку и готов был нести ответственность за это. Герой постоял за честь Марьи в поединке, а потом и спас девушку из плена Швабрина. Затем Петр отправил Марью к родителям, тем самым проявив настойчивость и свободомыслие. Взросление Гринева обозначилось появлением его самостоятельной позиции. Выбор превратил его из мальчика в мужчину.
  2. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Невозможно сделать ни одного шага без выбора. Где бы мы ни были, жизнь вынуждает нас принимать решения, и всегда есть альтернативные пути, от которых нужно отказаться. Героев рассказа эта необходимость застала врасплох на судне, на котором они, казалось бы, должны были отдыхать и доверить себя милости течения. Но встреча мужчины и женщины обернулась дилеммой. Их непреодолимо тянуло друг к другу, влечение было сильнее долга, а ведь героиню дома ждали муж с дочерью, а героя — невеста. Им пришлось выбирать между страстью и порядочностью, и они пошли на поводу у внезапной любви. Эта ситуация показывает, что распутье может подстерегать человека где угодно, и он должен быть готов выбирать свою судьбу в любой момент.
  3. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Человек наделен волевым сознанием, а значит, именно он определяет свою судьбу и постоянно делает выбор, такова его природа. Но не все правильно располагают этим даром. Например, Оля Мещерская была совращена взрослым мужчиной в раннем возрасте. Эта близость вызвала отвращение у гимназистки, она боялась кому-либо признаться в том, что произошло. Однако это событие имело огромное влияние на ее поведение. Раскрывшаяся раньше срока женственность и огромная обида на мужчин подтолкнули девушку на скользкий путь. Она начала кружить головы юношам и смеяться над их чувствами просто так, без всякой пользы. Оля посмеялась и над казачьим офицером, который, узнав правду, убил ее на глазах у толпы людей. Могла ли она поступить иначе? Да, ведь героиня могла рассчитывать на защиту и понимание, и ей совсем не нужно было выплескивать свое горе на других людей. Череда ошибок в выборе своего образа действий и направления загнала героиню в тупик. Вынужденный постоянно искать правильное решение, человек нередко становится жертвой ошибки.
  4. И.А. Бунин, «Кавказ». Жизненный путь постоянно ставит нас перед выбором, ведь любое действие имеет альтернативу. Так, герои рассказа полюбили друг друга, но женщина была замужем, а ее муж был ревнивым и горячим человеком, который не был расположен отпускать супругу к другому. Любовница рассказчика все же выбрала свое страстное чувство, чем осторожность и приличия: «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…». Она могла бы остаться с ним, изображать семейную гармонию, но предпочла честность, хоть и такую жестокую. Муж искал ее по всем адресам на юге, но обнаружил обман и решил свою судьбу. Он выбрал смерть, а не позор и муки ревности. Они были поставлены на распутье обстоятельствами и не могли медлить с решением, ведь сама жизнь требует определённости.
  5. И.А. Гончаров, «Обломов». Даже если человек всячески уклоняется от выбора и снимает с себя ответственность за происходящее, он все равно оказывается на распутье, но направление определяет уже случай, а не он сам. Это доказывает пример Ильи Ильича Обломова. Он был пассивным и праздным помещиком, привыкшим к бездеятельности и инфантильности. С детства героя опекали сверх меры, и он вырос изнеженным и неприспособленным к жизни человеком, который перекладывал свои заботы на плечи других. Илья Ильич даже не мог переехать из квартиры на другой адрес и все откладывал это событие, как нечто сложное и чуть ли не опасное. Обломов медлил, колебался, выжидал, но так ничего и не решил. Однако жизнь не освобождает от выбора даже тех, кто не может его сделать. За Илью Ильича жилье выбрали другие люди, которые едва не оставили его без имения. Мошенники чуть было не воспользовались безволием своей жертвы. И если бы не вмешательство Штольца, Обломов потерял бы все свое наследство. Эта история очень поучительна: она убеждает нас в том, что от выбора человеку не уйти ни при каких обстоятельствах.
  6. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди не могут избежать выбора. Обстоятельства вынуждают их предпринять либо одно, либо другое действие. И если они этого не делают, то судьба решает за них, и им приходится довольствоваться тем, что получилось само собой. Эту закономерность подтверждает пример из пьесы. Раневская и Гаев оказались перед распутьем: либо делить сад на дачные участки и сдавать их в аренду, либо продавать имение с торгов и лишаться его навсегда. Сентиментальные дворяне не хотели принимать план купца Лопахина, но и продажа участка их не устраивала. Вплоть до начала аукциона герои бездействовали и оттягивали принятие решения. Они устраивали танцы, вспоминали о прошлом, беседовали с мебелью, всячески маскируя необходимость определиться. Поэтому за них решил случай. Усадьбу купил Лопахин, а Гаев и Раневская больше не имели возможности для маневра. Их пример убеждает нас, что от выбора человеку не уйти, как бы он ни старался. 
  7. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Чем активнее образ жизни человека, тем чаще он вынужден принимать серьезные решения. Вспомним Григория Печорина, который был известным любителем приключений. В странствиях герой искал новые впечатления и не боялся действовать. Например, в Тамани он нарочно спровоцировал контрабандистов на противодействие ему, пригрозив доносом. Григорий проявил свою решительность не раз, постоянно находясь в ситуации выбора. В таком состоянии он находился и тогда, когда завоевывал внимание Мери, раздражал Грушницкого и возобновлял отношения с Верой в Кисловодске. Похищение Бэлы также потребовало от Печорина определенности и активности в заданном направлении. Каждый его поступок имел множество альтернатив, и умение быстро находить нужное решение характеризовало героя во всех приведенных обстоятельствах. 
  8. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Каждый человек сталкивается с выбором призвания. Ему необходимо определить курс, по которому он будет двигаться. Героиня Бунина тоже задумалась над своим предназначением. У нее было множество вариантов. Богатая и свободная красавица жила в Москве и имела все возможности для самореализации. Она посещала лекции и культурные мероприятия, ходила на свидания с избранником, много читала и интересовалась религией. Она могла бы выйти замуж, как того хотел ее кавалер, или продолжить обучение, или же заняться общественной деятельностью — все дороги были открыты для нее. И ей было нелегко сделать честный выбор, который отвечал бы потребностям ее души. И в финале она смогла определиться, хоть и ценой расставания с возлюбленным. Этот пример говорит о том, что все молодые люди сталкиваются с выбором предназначения, и это одно из самых ответственных решений в жизни.
  9. А.И. Куприн, «Олеся». Каждый значимый этап в жизни человека ознаменован его выбором. В качестве примера разберем судьбу Олеси. Девушка с самого детства была помещена во враждебный мир, который не принимал ее семью. И она разделила участь бабушки, не предав ее. Эта позиция имела альтернативы, значит, потребовала волевого решения. Столь же нелегко героине далось ее первое серьезное чувство. Олеся владела даром предвидения и знала, чем кончится ее роман с Иваном. Она видела его слабый и переменчивый характер насквозь. Но это не остановило ее. Героиня приняла и недостатки, и достоинства этого человека, взяла на себя ответственность за риски. Чтобы сблизиться с Иваном и стать для него идеальной, Олеся вновь определила свой курс в море сомнений и отправилась в церковь, где была избита прихожанами. Как мы видим, каждая веха в ее судьбе — это ситуация выбора, которая ведет к тому или иному результату.
  10. А.П. Чехов, «О любви». Люди, наделенные волей и ответственностью, всегда находятся перед выбором, как им поступить. Большинство решений происходят автоматически, мы даже не замечаем их. Но в самые серьезные моменты мы находимся на распутье, где каждое направление — это новый виток судьбы. Именно такую ситуацию показал автор. Анна и Павел полюбили друг друга, но героиня была в браке и имела детей. А Павел был стеснен в средствах и не мог подарить избраннице обеспеченное будущее. Он осознавал, что не сможет воссоздать уровень комфорта, к которому она привыкла. В итоге он и она так и остались друг другу посторонними людьми. Они не смогли выбрать любовь, потому что она была бы разрушительной стихией для них обоих. Но их колебания, муки поиска правильного решения — все это ознаменовало тот этап их жизни, когда совершилась расстановка приоритетов, определившая их будущее.