Сочинение собачье сердце шариков человек или животное по повести собачье сердце

Сочинения по литературе булгаков смысл финала повести собачье сердце мне очень нравится финал этого произведения. я считаю, что это написано
  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Смысл финала повести Собачье сердце

Мне очень нравится финал этого произведения. Я считаю, что это написано (и придумано) очень изящно. Здорово просто!

Шариков возвращается к своему собачьему состоянию. То есть человек (и очень гадкий) просто пропадает, становится хорошим псом. Мораль, думаю, правильная! Кто-то может быть, например, хорошим жильцом дома, но плохим управдомом. Кто-то хорош, когда у него денег нет, а как они появляются, то он показывает себя вредным и противным, задаётся. Шарик – хороший пёс, но как человек – хуже собаки!

Я думаю, что и ему самому так лучше – комфортней. А как же удивлен Швондер был, хотя Шариков тоже его не любил!

Эксперимент пошел обратно – вот и всё, а паспорт Полиграфа ничего не доказывает. И вообще, если бы эксперимент стал удачным нововведением, то пришлось бы создать какую-то параллельную вселенную, где людей создавали бы из зверей. Или точней, оживляли бы! Тут нельзя забывать о том, чью часть мозга брали для эксперимента, ведь она очень повлияла на подопытного. Взяли бы у гения, то питомец, наверное, стал бы творческим… Но со своими «приколами».

Когда я в первый раз читал, то удивился и обрадовался такому финалу. Получается, что погиб только тот, кто и так в самом начале погиб – пьяница. А всем остальным только лучше! Наверное, смысл ещё и в том, что развития нет таким людям, что они скатываются на свой уровень, если не эволюционируют, даже если им дали власть и подобное. Там ведь много о революции. Вот пролетарии пришли к власти и не понимают, как бороться с разрухой, но или они начнут что-то понимать – читать, или всё разрушат и скатятся к прежнему состоянию. Это как бедный человек, который выиграл в лотерею. Есть такой пример, что он через несколько лет опять стал мусорщиком. То есть с деньгами обращаться не умел, вот и потратил их все, не обеспечил запаса. Или спасли человека, который пьет, а он вместо того, чтобы прекратить – начать новую жизнь, снова за бутылку, вот опять и скатился…

Правильный финал – и с юмором, и фантастический. С другой стороны, он возвращает читателя в привычный мир… И кто знает? А вдруг был такой эксперимент однажды – вся эта история. Просто профессор решил, что ещё время не пришло для таких открытий.

Вообще, мне весь этот рассказ нравится, но финал даже больше всех остальных частей. Остается приятное чувство, что всё, как надо. Никто не совершил большого и страшного  преступления, но всё уже вернулось на свои места.

2 вариант

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Эта повесть стала олицетворением идейных умыслов того времени. Главный герой произведения – известный врач и ученый, который специализируется на омоложении человеческого организма.

Неудачный эксперимент

Пересадив некоторые органы и части головного мозга человека бродячей собаке, Профессор Преображенский пытается узнать многогранное строение и способности мозга любого существа. Своей операцией он приводит своих коллег как в недоумение и шок, так и проводит доказательства, насколько может продвинуться наука с такими экспериментами.

Результат операции не заставил себя долго ждать – у Шарика начинает осыпаться шерсть, быстро отрастают кости, появляется человеческая речь. Однако в ходе операции пес приобретает человеческий образ, но не приобретает никаких духовных ценностей.  Причина неудачи заключается в том, что выбранный наобум исходный материал для пересадки частей головного мозга вел непристойный образ жизни.

Тело, которое доставили профессору и его ученику, было телом преступника-рецидивиста, дебошира и пьяницы. Таким человеком спокойно могли пользоваться другие люди, которые в будущем будут только мешать подниматься великой стране, и с каждым нововведением тянуть ее на дно. Исход получается печальным, умерший человек воскресает и еще больше увеличивает свои недостатки.

Раскрытие смысла проводимого эксперимента

Михаил Булгаков показывает в своем произведении проведение некой черты, которая одновременно сопоставляет сюжет рассказа и перемены во власти страны. Профессор Преображенский является очертанием нынешней власти союза, которые пытаются ввести новые правила и законы в жизнь тех, кто этого совсем не разделяет. Из-за этого человеческое общество начинает превращаться в стадо животных, которые будут крушить, рушить все на своем пути, убирая тех, кто им мешает.

Нововведенные моральные нормы не устраивают необразованное стадное общество. Именно из-за этого, общество начинает требовать установить свои требования и правила. Старые власти не могут держать свое сопротивление из-за своего воспитания. В повести же этот момент отлично показывается на примере реакции профессора, на выходки Шарикова.

Терпя все выходки, профессор осознает свою ошибку, и начинает искать правильное решение. Также со временем поступает и власть страны. Полиграф Шариков становится снова псом, которые ничего не понимает и не помнит. А необразованное общество со временем скроется «с глаз», они замолчат и пропадут, не давая стране развиваться в правильном направлении.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл финала повести Собачье сердце

Смысл финала повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о романе Булгакова Мастер и Маргарита

    Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение

  • Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс

    В центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми

  • Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова

    Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий

  • Сочинение Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить по пословице

    Конечно, эта пословица рассказывает не о нормах питания, хотя буквальное понимание фразы «не откусывай больше, чем сможешь проглотить» тоже может принести пользу

  • Основная главная мысль произведения Ночь перед Рождеством Гоголя

    Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой

Краткое содержание повести «Собачье сердце», которую написал Михаил Афанасьевич Булгаков, помогает сократить время на изучение произведения. Команда Литеровед.ру познакомит с главными героями повести, а так же расскажет основные моменты.

Главные герои

  • Профессор Преображенский – доктор, который мечтал поставить эксперимент.
  • Иван Арнольдович – его помощник.
  • Шариков – Полиграф Полиграфович, ранее был псом.

Глава первая

Весь рассказ исходит от бездомного пса, который обитал на улицах Москвы. Собака заскулила от боли. Повар – сотрудник столовой ошпарил ему бок кипятком. Псу очень и очень больно. Он думает, что скоро из-за невыносимой боли он не сможет больше двигаться. Поэтому в скором времени попадется на глаза дворникам, которые могут забить его до смерти. Пес считает дворников самыми ужасными людьми – последней мразью. Обессилив, пес упал. Ему было очень больно и обидно, мелкие слезы катились из его глаз.

Пес прилег около магазина. Тут из двери вышел некий господин, который, перейдя улицу, исчез в подворотне. Из его внешнего вида можно было сделать вывод, что человек занимался умственной работой. У него была французская бородка и усики, которые уже тронула серебристая седина. Благодаря пушистым усам и бороде, господин напоминал французского рыцаря. Но насколько отвратительно от него пахло! От мужчины исходил запах больницы. Так же от него пахло сигарами.

Псу очень понравился данный мужчина. Поэтому из последних сил он пополз к мужчине, надеясь на то, что тот не откажет животному и даст ему что-то съестное. Счастью собаки не было предела. Мужчина угостил его. Да не просто угостил, а дал кусок краковской колбаски. После этого мужчина погладил собаку,  и дал ему имя Шарик. После чего позвал его с собой. Шарик готов был следовать за этим господином хоть на край земли.

И пес отправился в путь за мужчиной. Вскоре они дошли до некого дома, в котором был швейцар. А швейцаров пес ненавидел ещё больше, чем дворников. Эту породу Шарик считал совершенно ужасной и ненавистной. Эти люди для собаки были сущими живодерами. К мужчине, за которым следовал Шарик, швейцар отнесся со всей почтительностью. Это сделало господина в глазах собаки еще более совершенным.

В это время швейцар доложил Филиппу Филипповичу (это имя, оказывается, носил господин), что было выбрано новое правление их дома, а так же то, что у них появились новые соседи, которые проживают в третьей квартире. Шарик заходит в дом и поднимается в квартиру вместе с господином по имени Филипп Филиппович.

Глава вторая

Будучи ещё уличной и беспризорной собакой, Шарик научился по цветам определять, что обозначает та или иная надпись. Вывески, на которых присутствовал сине-зеленый цвет, говорили о том, что там торгуют мясными изделиями. Надписи, выложенные квадратиками из изразца, говорили о том, что тут продают сыр. Так же Шарик знал некоторые буквы, которые так же выучил благодаря вывескам и надписям.

Когда Шарик вместе с Филиппом Филипповичем подошли к квартире, пес с легкостью прочитал первые три буквы, из которых состояла надпись. Там было написано «Про». В квартире их ждала женщина, на которой был надет белый фартук и кружевная наколка. Шарик неуверенно последовал за господином в квартиру. В передней Филипп Филиппович провел осмотр собаки. Там он и обнаружил обожженный бок. Тогда господин приказал Зине – так звали женщину, которая их встречала, чтобы она отвела пса в смотровую.

Шарик почувствовал неладное, и даже предпринял попытку сбежать. Он не хотел оставаться в больнице для собак, как он сразу решил, когда его привели в смотровую. Но тут в двери вошел еще один человек, на котором так же был надет белый халат. Он очень быстро поднес к носу собаки жидкость с отвратительным запахом. Последней мыслью бедного пса было то, что он попал в лапы к живодерам. Первое, что понял Шарик, когда очнулся, это то, что боль в боку совсем миновала. Он немного открыл глаза и начал внимательно случать, о чем разговаривают в комнате. Новый человек спрашивал господина, как ему удалось привести в дом столь нервного Шарика.

Филипп Филиппович объяснил, что привел Шарика лишь благодаря ласке. Это единственное, как можно приручить любое животное. Потому что если начать использовать террор, то совершенно ничего хорошего этим не добьешься.

Поднявшись, пес последовал за профессором в его кабинет. Пес очень заинтересовался огромной совой, которая находилась в кабинете Филиппа Филипповича.

Профессор начал принимать пациентов, которые, к слову, выглядели весьма необычно. Одним из них был мужчина, волосы которого имели зеленый цвет. Все лицо мужчины покрывали морщины, а само оно имело розовый цвет, напоминавший кожу младенца. С ногами было все так же не очень хорошо. Одну ногу он волочил, но зато вторая нога постоянно подпрыгивала.

Следующей на прием явилась некая дама. Она активно пыталась скрыть свой истинный возраст. Под её глазами залегли темные круги, но лицо её так же постепенно розовело. Данную даму профессор осматривал за ширмой, при этом заставив женщину лечь на весьма своеобразное кресло. Шарик начал дремать, а вскоре провалился в сон. В это время профессор продолжал трудиться.

Проснулся Шарик лишь под вечер. В это время в кабинет вошли сразу четверо посетителей. Вот на них профессор смотрел не так доброжелательно. Это и не удивительно, ведь это были представители домоуправления. Они хотели, чтобы профессор освободил часть занимаемых им комнат. Всего им требовалось целых семь комнат. Данная просьба аргументировалась тем, что им необходимо уплотнить квартиры.

Но Филипп Филиппович не собирался так легко сдаваться, поэтому обратился за помощью к высокопоставленному лицу. После его звонка посетителям пришлось удалиться ни с чем. Профессор попросил, чтобы Зина приготовила все к обеду.

Глава третья

За обедом, помимо профессора, присутствовал тек же его помощник, который был уже знаком Шарику. Именно он подсунул псу под нос жидкость с едким запахом. Звали его Иваном Арнольдовичем.

Обед был накрыт с намеком на роскошь. Чего только не было на столе. Шарик начал глотать слюну от витающих вокруг запахов. Профессор начинает кормить собаку со столового прибора. Это только ещё больше подняло профессора в глазах бедного пса. Он начал относиться к профессору как к некому божеству. Зинаида так же подала Шарику роскошный ужин, которым он наелся до отвала. Пес был счастлив, поэтому улегшись на полу, с интересом слушал разговор мужчин.

Они говорили о том, что после того, как изменилось правление, изменится и сам дом, где они проживают. Филипп Филиппович очень недоволен теми людьми, которые пришли к власти. Иван Арнольдович полностью разделяет мнение профессора, называя данные изменения разрухой. В первую очередь у людей разруха в голове.

Иван Арнольдович просит отпустить его по личному делу, а сам профессор едет в Большой театр. Шарик остается в одиночестве и понимает, что вот сейчас он действительно счастлив. Ему очень повезло.

За неделю Шарик съел столько же продуктов, как и за последние полтора месяца жизни на улице. Он всеми путями пытался угодить своему новому хозяину, чтобы тот его не выгнал на улицу. Он буквально боготворил этого человека. Зина же была недовольна псом, в частности его проделками. А их было много. Пес постоянно что-то разбивал и прятал. Это очень злило Зинаиду, которая все порывалась отлупить собаку. Но профессор строго настрого запретил это делать. Он был уверен, что на любое живое существо имеет влияние лишь внушение, но никак не порка.

Спустя некоторое время для Шарика купили ошейник. Пес сразу не оценил данное приобретение и пытался сопротивляться. Но выходя на прогулку с Зиной, он отметил, что дворовые собаки провожают его с завистью. Тогда он понял, что ошейник – это необходимая, статусная вещь.

Больше всего шарик любил находиться на кухне. Здесь трудилась Дарья Петровна. Он очень любил это место. Наблюдая за тем, как кухарка готовит, он не только наслаждался ароматами, а и частенько становился обладателем какого-нибудь кусочка.

Вечером же пес наблюдал за работой профессора. Он видел, как профессор, облачившись в перчатки, копошится в человеческих мозгах. Они хранились в некой жидкости, которая очень не нравилась псу.

С самого утра пес почуял что-то неладное. Утром он отправился на прогулку вместе с Зиной, за обедом так же не было ничего необычного, прием в этот день профессор так же не проводил. После телефонного звонка, Филипп Филиппович резко приказал накрывать на стол. Как раз вернулся Иван Арнольдович. В руках его находился чемодан, который издавал отвратительный запах. Вместе с чемоданом он отправился в смотровую.

Из смотровой до Шарика донеслось несколько фраз: «Когда умер? Три часа назад». Пса приказали закрыть в ванной комнате, предварительно не покормив. Через некоторое время вошла Зина, которая надела ему ошейник. После этого она повела его в смотровую. Пес, заподозрив неладное, попытался противиться. Там его ждал Филипп Филиппович, который  был одет во все белое. На руках профессора были надеты перчатки. Иван Арнольдович и вовсе выглядел так, будто замыслил что-то нехорошее.

И опять псу под нос засунули ватку с едким запахом. Пес лишился сознания.

Глава четвертая

Пса уложили на операционный стол, а Иван Арнольдович принялся брить ему голову. Все это время профессор давал ему какие-то указания.

Они приступили к проведению операции. С самого начала все действия производились очень аккуратно, после они продолжили уже с большим остервенением трудиться. Они удалили семенные железы собаки. А на их место пришили чужие. Оба мужчины проявляли сильное волнение.

Филипп Филиппович снял скальп пса, после чего высверлил несколько дырочек в черепе. Он аккуратно приподнял крышку черепной коробки, освобождая мозг собаки. Непосредственно из самого мозга он извлек небольшой его кусочек, который поспешно убрал. На это самое место он вложил другой кусок, очень напоминающий предыдущий. После чего вернул мозг на место, и голову поспешно зашили. Борменталь полностью помогал профессору.

Профессор радостно констатировал, что пес перенес операцию благополучно.

Глава пятая

Дневник доктора Борменталя

Это была своего рода тетрадь. С самого начала доктор вносил в неё заметки очень аккуратным почерком, после же почерк становился все более и более неразборчивый, неаккуратный. Становилось понятно, что человек нервничал и спешил.

Первая дата в дневнике была 22 декабря 1924 года, понедельник. История болезни. Далее следовало описание пса, его веса и телесного состояния.

23 декабря. Утром была сделана операция. Это был своего рода прорыв, поскольку подобная операция проводилась в Европе впервые. Собаке были пересажены мужские семенные железы. Так же был пересажен гипофиз того же человека, чьи семенные железы пересадили ранее. Целью данной операции является опыт профессора Преображенского. Таким образом, профессор хотел узнать сможет ли прижиться пересаженный гипофиз, и то, как он будет влиять на то, чтобы организм омолодился.

Далее шло перечисление изменений подопытного. Он начал видоизменяться. Понемногу выпадала шерсть. Так же изменился и лай, к нему начали добавляться некие звуки.

1 января начали появляться некие слова, но произнесенные задом наперед. Например, «Абыр валг», что означало «Глав рыба».

Далее пес начал подниматься на задние конечности, начал материться и ругаться. Самочувствие профессора ухудшилось, поэтому наблюдения за подопытным полностью легли на плечи Борменталя. В городе начали распространять невероятные сплетни и слухи.

8 января стало понятно, что пересадка гипофиза не давала организму омоложение. Она превращала животное в человека целиком. От данного факта открытие профессора только выигрывало. Попытки научить подопытного, что необходимо прогуливаться, одеваться, развивать речь и изучать новые слова. На данном этапе подопытный не до конца понимает, что от него хотят. При этом он имеет отменный аппетит, очень любит сельдь. Учат пользоваться уборной.

11 января. Научился поддерживать разговор.

12 января. Становится понятным, для чего именно необходим гипофиз. Благодаря ему, человек принимает тот или иной облик. Благодаря профессору Преображенскому на свете появилась новая человеческая единица.

Пока Иван Арнольдович ведет дневник и наблюдает за Шариком, профессор Преображенский решил изучить историю человека, органы которого были пересажены собаке. Звали его Клим Григорьевич Чугункин. Он был двадцатипятилетнего возраста, не женат. В партии не состоял. Трижды бывал на суде, но все три раза его оправдали. На жизнь зарабатывал игрой на балалайке.

На этом дневник подходит к концу, так как был выведен новый организм, за которым требуется более пристальное наблюдение.

Глава шестая

В конце января местное издание печатает информацию, что профессор Преображенский обзавелся незаконнорожденным сыном. Этот слух быстро распространился по всему городу.

Собака, которая благодаря трудам Преображенского, стала человеком, целыми днями играла на балалайке. Своим поведением он доставлял немало хлопот всем людям, проживающим в доме. Шарик видоизменился. Он стал полностью человеком. Рост он имел небольшой, и выглядел не очень миловидно. Его голову покрывали очень жесткие волосы, которые росли не равномерно. На лице была непонятная щетина. Лоб был узкий. Одежда его так же выглядела непрезентабельно. Он носил порванный пиджак, а шею украсил голубым галстуком. Ноги были обуты в лаковые штиблеты с белыми гетрами. При всем этом он имел низки, глухой, неприятный голос.

Ко всему прибавлялось ужасное поведение. К профессору он относился очень пренебрежительно, именуя его «папашей». Он постоянно жаловался на то, что профессор утесняет его права. Плюс ко всему он требовал сделать ему документы, потому что без документов он не видел жизни в Москве. Данная информация исходила от Швондера. Он выбрал себе имя и теперь именовался как Полиграф Полиграфович Шариков. Благодаря Швондеру, Шарикову удалось прописаться в доме у Преображенского.

Шариков очень сдружился с Швондером. Однажды, когда они вместе выходили из квартиры, раздался немыслимый шум. Все дело было в том, что Полиграф Полиграфович заметил кота, с которым пришла пациентка. Он тут же кинулся за ним. При этом пострадало все, что стояло у него на дороге. Во время погони кот очутился в ванной комнате, куда тут же забежал Шариков. Он по случайности умудряется там запереться, при этом срывает кран. Естественно вся квартира затопилась водой. Благодаря Федору, который работал швейцаром, Шариков очутился на свободе. Тот же швейцар перекрывает воду, тем самым прекращая потоп.

Глава седьмая

Профессор со своим помощником Иваном Арнольдовичем пытаются научить Шарикова манерам, и как нужно себя вести в том или ином месте. Они пытаются обучить его этикету во время трапезы. Но Шариков лишь отлично пьет водку. Их попытки приобщить Шарикова к искусству так же не дают никаких результатов. Театр не привлекает Полиграфа Полиграфовича, он хочет смотреть на цирковое выступление.

При попытке приобщить Шарикова к литературе, они узнают, что он читает переписку Энгельса с Каутским. Профессора шокирует данная информация, поэтому он старается узнать, где он взял подобную литературу. Оказывается, данной книгой Шарикова снабдил Швондер. Шариков начал высказывать профессору, что тот занимает очень много места в квартире. И неплохо бы было отдать часть комнат Шарикову. Этому его так же надоумил Швондер. Разговор вышел очень эмоциональный и неприятный.

Профессор отправил Шарикова вместе с Иваном Арнольдовичем смотреть цирковое выступление. Сам же начал изучать гипофиз пса. Он пытается отыскать причину столь резкого  изменения поведения Шарикова.

Глава восьмая

В доме постоянно творится кошмар. Профессор хотел пригрозить Шарикову, что выгонит его, но тот быстро ответил, что прописан здесь, поэтому выгнать его не имеют права. Следующим вечером Шариков пришел домой навеселе, приведя с собой двух таких же пьяных. Собутыльников Иван Арнольдович быстро выгоняет. Жить в такой атмосфере становится очень сложно.

Профессор с Иваном Арнольдовичем пытаются придумать выход из сложившейся ситуации. Они больше не в силах стараться сделать с него нормального члена общества. Профессор очень огорчен, что его эксперимент не дал должного результата. Желая получить новую породу человечества, профессор изобрел совершенно новый индивидуум. Он сделал человека, в груди которого продолжает биться собачье сердце. Он приходит к выводу, что эксперимент пора заканчивать.  

Глава девятая

Утром Шариков куда-то уходит. А когда пришел, то сообщил новость. Теперь он работает.

Спустя пару дней, полиграф Полиграфович явился домой с молоденькой девицей. Он тут же сообщил, что решил жениться и проживать они будут тут. Профессор рассказывает девушке историю появления Шарикова, после чего девушка поспешно удаляется.

К профессору на прием приходит мужчина, одетый в форму. Он показывает Преображенскому донос, на котором стоит подпись Швондера. Данный донос написан со слов Полиграф Полиграфовича, который обвиняет профессора в том, что тот обещал убить Швондера. Так же в записке указано, что Иван Арнольдович живет в квартире нелегально, занимая лишние метры. А эти самые метры очень бы пригодились Шарикову. На этом терпение профессора лопнуло.

Когда Полиграф Полиграфович вернулся с работы, то внутри у него было нехорошее чувство. Профессор посоветовал ему сменить место жительства. Но Шариков отреагировал на это очень бурно, даже начал грозить револьвером. Иван Арнольдович пытается задушить Шарикова подушкой.

Эпилог

Спустя некоторое время к профессору приходят из уголовного розыска вместе со следователем. С ними пришел и Швондер. Профессору был предъявлен ордер на обыск. Они обвиняли профессора в том, что он убил Шарикова. Но профессор с улыбкой опроверг все их претензии, объясняя, что с Шариковым все хорошо – он жив и здоров. В этот момент из комнаты показался пес очень странной наружности – шерсть росла клоками. К людям он показался, идя на задних лапах, после чего с улыбкой уселся в кресле. Присутствующие были  в шоке от увиденного.

Профессор объяснил это тем, что его эксперимент провалился. Побыв какое-то время человеком, Шариков снова стал собакой.

Пес считал, что вытащил счастливый билет и очень радовался своей жизни. Хоть порой и наблюдал за тем, как профессор продолжал работать над своим экспериментом.

Сочинения Далее

Шариков и шариковщина

Сочинение

Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 году – яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать опасность научных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать людей к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы.

В центре повести «Собачье сердце» эксперимент профессора Преображенского, превративший милого, славного пса Шарика в низкорослого мужчину несимпатичной наружности. В этом появившемся в результате научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора – алкоголика и уголовника Клима Чугункина. Такая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. С одной стороны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швондера, который стремится как можно скорее превратить вчерашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа переписки Энгельса с Каутским. Многие высказывания Полиграфа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.

Полиграф Полиграфыч не только быстро запоминает социалистические лозунги, но и неплохо манипулирует ими в разговоре со своими противниками-интеллигентами. В речи Шарикова все чаще мелькают слова и фразы нового революционного лексикона. Например, себя он называет «трудовым элементом», а Швондера – «защитником революционного интереса». В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией отвечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм – черты, изначально присущие Шарикову, – получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу: «Кто был ничем, тот станет всем». Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо. Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфыч уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ставит им свои условия. Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то, о чем говорят его враги, чтобы написать не них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи. Даже тот факт, что разъяренный профессор велел сжечь в печке «Переписку Энгельса с Каутским», нашел отражение в пасквиле Шарикова. Донос Полиграфа Полиграфыча написан в лучших традициях этого распространенного в 30-е годы «литературного жанра». Здесь и доказательство антисоветских взглядов Преображенского, который поднял руку на самого Энгельса, и привычные ярлыки: «социал-прислужница», «явный меньшевик». Гениальный писатель еще в 1926 году предвидит будущую трагедию России, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное, честное, благородное. Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо , «социально близкое» новой власти. Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Но у него есть главное – расположение к нему совслужащего Швондера, который и устраивает Полиграфа Полиграфыча на должность заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Да, он действительно нашел себе дело по душе. Его заветная мечта – «душить, душить» котов сбылась и приобрела огромный размах. Автор показывает, как после назначения на начальническую должность изменяются и внешний вид, и его манеры. Теперь он звонит в дверь не боязливо, а уверенно, входит с необычайным достоинством. Даже в его одежде появились новые говорящие детали: «кожаная куртка с чужого плеча, кожаные же потертые штаны и английские высокие сапожки со шнуровкой до колен». Как известно, революционные командиры предпочитали именно кожаную одежду. Человек с собачьим сердцем быстро усваивает выгоду начальнической должности, угрозами принудив свою секретаршу к сожительству и взяв у нее кольцо «на память». Он беззастенчиво врет ей, что шрам на лбу получил на колчаковских фронтах.

Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы. Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу. Булгаков касается в своей повести и причины их появления. Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление «до основания» разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе – это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

На чтение 12 мин. Опубликовано

Образ и характеристика Шарикова в повести Булгакова «Собачье сердце » с цитатами является одним из главных. К великому сожалению профессора, собачьим качествам не удалось одержать верх над негативными человеческими наклонностями. Все вернулось на круги своя, после того, как устав от выходок наглого существа, Преображеский вновь делает операцию, превращая Шарикова в простую собаку.

  • Шариков Полиграф Полиграфович — до операции был обычной дворовой собакой Шариком. Такой кличкой его окрестил профессор Преображенский, взявшийся за проведение уникальной операции по пересадке человеческого гипофиза животному. Столь необычное имя и фамилию выбрал себе сам, прислушиваясь к совету домкома.

Образ

До операции Шарик был несчастным, вечно голодным псом, над которым постоянно все издевались. Он мечтал о вкусной еде и крове, зализывая очередную, полученную от человека рану на боку и размышляя о жизни своей собачьей. Все изменил случай. Профессор подобрал дворнягу, но не для того, чтобы подарить ему ласку и заботу. Шарику предстояло стать участником необычного эксперимента по пересадке ему человеческих органов покойного Клима Чугункина, алкаша и рецидивиста.

В результате врачебных манипуляций на свет появляется Шариков, существо необычное, лабораторное. Внешность получившегося гражданина была неприятной и отталкивающей. Строение тела непонятное. Рост низкий. Голова мелкая. Волосы на голове больше напоминали по структуре собачью шерсть. Взгляд исподлобья, злой и колючий. Брови кустистые. Голос глухой. Походка развалистая. Одевался ярко и вызывающе, привлекая всеобщее внимание к своей персоне .

«…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка …»

Манера поведения

Хоть с виду Шариков и напоминал собой человека, повадки у него остались собачьи. По старой привычке он выгрызал на себе блох, терпеть не мог представителей кошачьих, гоняя их на улице. От Клима Чугункина Полиграф перенял наглость, глупость, развязное и порочное поведение. Профессор Преображенский ничего не мог поделать с этим существом. Он не поддавался воспитанию. Попытка образумить его и привить хорошие манеры заканчивалась агрессией со стороны Шарикова. Авторитетом для него являлся Швондер, председатель домкома. Их взгляды были схожи и поведение Шарикова председатель ободрял. Именно таким по его мнению и должен быть образ пролетария .

«…я положительно не видал более наглого существа , чем вы…»

«…такого наглого я в свою жизнь не видал…»

«…хам и свинья…»

За два месяца Шарикову удалось проделать невероятный путь, из ничего стать всем. Воспользовавшись связями, благодаря поддержке власти, Полиграф получает паспорт и устраивается в службу по отлову бродячих животных. Работа приносила ему истинное удовольствие. Считая совесть и мораль пережитками прошлого, Шариков наследовал злобу и подлость. Он покушался на все то, что ему не принадлежало, пытаясь отобрать это. Как вариант, квартира Преображенского, которого Шариков на дух не переносил, считая тираном и деспотом. Он пишет на профессора донос и заявляет свои права на жилплощадь. Планы его не осуществились. Получив отказ, Шариков вышел из себя. Он схватил револьвер, направив его на Борменталя. Дело могло закончиться трагедией. Ученым удалось опередить несостоявшегося киллера, не дав ему совершить убийство.

Финал

Терпение профессора лопнуло от выходок своего постояльца.Он совершает обратную операцию, превращая Шарикова в того, кем он был до этого, собаку Шарика. Ученый окончательно убедился, что против природы не попрешь. Эксперимент оказался неудачным. Все потому, что был не до конца продуман. Это стало причиной того, что Шариков вышел из-под контроля и стал действовать по собственному сценарию.Добавить в избранное

Такой литературный герой, как Шариков “Собачье сердце” – не может оставить читателя равнодушным. Его образ в повести возмущает, шокирует, вызывает бурю эмоций, в этом заслуга автора – гения художественного слова М. Булгакова. Существо, которое появилось из-за вмешательства человека в то, чем повелевает матушка-природа, служит напоминанием человечеству о его ошибках.

Внешность Полиграфа Шарикова

Авторская ирония коснулась не только смысловой составляющей образа Шарикова, но и его внешности. Существо, которое появилось на свет в результате операции профессора Филиппа Преображенского, это своеобразный симбиоз собаки и человека. Животному пересадили гипофиз и семенные железы уголовника и пьяницы Клима Чугункина.

Последний погиб в драке, что говорит о образе жизни человека, который стал невольным участником операции. Автор подчёркивает, что человеческое существо, в которое превратился пёс Шарик после операции, внешне очень напоминает собаку. Его волосы, растительность на теле, взгляд, повадки – всё говорит о том, что животное незримо присутствует в образе новоиспечённого “гражданина”. Чересчур низкий лоб Шарикова говорит о его низком интеллекте. Яркие броские, кричащие детали в одежде – показатель безвкусия, отсутствия элементарной культуры в одежде.

Моральный облик героя

Шариков – символ наглости, нахальства, грубости, фамильярности, безграмотности, лени. Его образ – олицетворение люмпен-пролетариата: той прослойки общества, которая очень быстро освоилась в новых политических условиях. Опираясь на обрывочные сведения, переиначивая фразы из лозунгов нового правительства, эти люди “борются” за свои права, изображая деятельность и труд. На самом деле – они тунеядцы и приспособленцы, власть, которая обещает невиданные блага, манит глупых, недалёких людей, готовых быть слепым орудием в борьбе за светлое будущее.

Полиграф Полиграфович наследует самое плохое, что есть в натуре животного и человека. Верность и преданность пса, его благодарность хозяину – всё это улетучилось в течение первых двух недель жизни Шарикова. Персонаж кусается, пристаёт к женщинам, грубит всем без разбора. Возмущает неблагодарность героя, его недовольство всем, отсутствие минимальной культуры в общении. Он начинает требовать у профессора прописку, спустя какое-то время пытается выселить Филиппа Филипповича. В итоге дело доходит до того, что Шариков решает убить своего создателя. Этот момент очень символичен, наделён особым смыслом. Именно тут отчётливо прослеживается мотив политической идеологии нового строя.

Судьба Полиграфа Шарикова

Как ни старался профессор воспитать, переделать своё детище, Шариков оказался неподвластен влиянию убеждений и нравоучений. Даже насилие (или его угроза со стороны помощника профессора) не действует на Шарикова. Герой продолжает вести аморальный образ жизни, сквернословить, пугать жильцов, выпивать. Герои слишком интеллигентны, чтобы что-то изменить. Шариков и ему подобные понимают только грубую силу, живут по принципу существования в животном мире.

Самое удивительное, что после того, как профессор исправляет ошибку, герой приходит к важному выводу. В существе, которое получилось в результате эксперимента, всё самое плохое – от человека, собака – доброе и благородное животное. Получается, что бывают люди, которые хуже собак – эта метафоричность подчёркивается автором несколько раз. К счастью, профессор вовремя смог исправить свою ошибку. У него хватает мужества признать, что его философия ненасилия не всегда работает безотказно. Булгаков намекает на то, что новый политический строй не сможет повторить шаг профессора. Ход истории невозможно остановить, а расплата за вмешательство в естественные процессы неминуемо настигнет общество.

Наша статья содержит подробную характеристику Шарикова из “Собачье сердце”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    Назовите автора повести “Собачье сердце”?</h3>

    • <label>Михаил Лермонтов</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>
    • <label>Михаил Зощенко</label>
    • <label>Михаил Шолохов</label>

(новая вкладка)

«Собачье сердце» характеристика героев поможет раскрыть образ каждого из них, определить их роль в произведении Булгакова.

Содержание

«Собачье сердце» характеристика героев

«Собачье сердце» характеристика Шарика

Шарик – главный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», бездомный пес, которого подобрал и приютил профессор Преображенский. Это вечно голодный, замерший, бездомный пес, который скитается в подворотнях в поисках пищи. В начале повести мы узнаем, что жестокий повар обварил ему бок, и он теперь боится у кого-либо просить еду, лежит у холодной стены и ждет конца. Но вдруг откуда-то доносится запах колбасы и он, не выдержав, следует за ней. По тротуару шествовал загадочный господин, который не только угостил его колбасой, но и пригласил к себе домой. С тех пор, у Шарика началась совершенно другая жизнь.

Профессор хорошо ухаживал за ним, вылечил больной бок, привел в надлежащий вид и кормил по несколько раз в день. Вскоре Шарик стал отворачиваться даже от ростбифа. Остальные жители большой квартиры профессора также хорошо относились к Шарику. Он в ответ готов был преданно служить своему хозяину и спасителю. Сам по себе Шарик был умным псом. Он умел различать на уличных вывесках буквы, точно знал, где магазин «Главрыба» в Москве, где мясные прилавки. Вскоре с ним произошло нечто странное. Профессор Преображенский решил провести на нем удивительный эксперимент по пересадке человеческих органов.

Эксперимент удался, но Шарик после этого стал постепенно принимать человеческий вид и вести себя как прежний хозяин пересаженных органов – погибший в драке вор и рецидивист Клим Григорьевич Чугункин. Так Шарик превратился из доброго и умного пса в невоспитанного хама, алкоголика и дебошира по имени Полиграф Полиграфович Шариков.

«Собачье сердце» характеристика Преображенского

Преображенский Филипп Филиппович – главный герой произведения. Это светило медицины мирового значения, хирург-экспериментатор, достигший замечательных результатов в области омоложения. Профессор живет и работает в Москве на Пречистенке. У него семикомнатная квартира, где он и проводит свои опыты. Вместе с ним проживают домработницы Зина, Дарья Петровна и временно его помощник Борменталь. Именно Филипп Филиппович решился провести уникальный эксперимент на бродячем псе по пересадке человеческого гипофиза и семенников.

В качестве подопытного он использовал бродячего пса Шарика. Результаты его эксперимента превзошли ожидания, так как Шарик стал приобретать человеческий вид. Однако в результате этого физического и психологического очеловечивания Шарик превратился в жуткого грубияна, пьяницу и нарушителя правопорядка. Профессор это связывал с тем, что он пересадил псу органы Клима Чугункина – дебошира, вора-рецидивиста, алкоголика и хулигана. Со временем слухи о собаке, которая превратилась в человека, просочились в свет и творению Преображенского был выдан официальный документ на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Более того, председатель домкома Швондер вынудил Филиппа Филлиповича прописать Шарикова в квартире, как полноценного обитателя.

Шариков выступает полным антиподом профессора, что приводит к неразрешимому конфликту. Когда Преображенский попросил того съехать с квартиры, дело закончилось угрозами револьвером. Ни минуты больше не медля, профессор решил исправить свою ошибку и, усыпив Шарикова, провел вторую операцию, которая вернула собаке доброе сердце и прежний вид.

«Собачье сердце» характеристика Шарикова

Полиграф Полиграфович Шариков – главный отрицательный персонаж повести «Собачье сердце», человек, в которого превратился пес Шарик после операции профессора Преображенского. В начале повести, это был добрый и безобидный пес, которого подобрал профессор. После экспериментальной операции по вживлению человеческих органов, он постепенно принял человеческий вид и вести себя как человек, хоть и аморальный. Его нравственные качества оставляли желать лучшего, так как пересаженные органы принадлежали умершему вору-рецидивисту Климу Чугункину. Вскоре новообращенной в человека собаке дали имя Полиграф Полиграфович Шариков и вручили паспорт.

Шариков стал настоящей проблемой для профессора. Он дебоширил, донимал соседей, приставал к прислуге, выражался нецензурно, вступал в драки, воровал и много пил. В результате стало ясно, что все эти повадки он унаследовал от прежнего хозяина пересаженного гипофиза. Сразу после получения паспорта он устроился на работу заведующим подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Цинизм и бездушие Шарикова вынудили профессора провести еще одну операцию по превращению его обратно в пса. К счастью у него сохранился гипофиз Шарика, так что в конце повести Шариков опять стал доброй и ласковой собакой, без хамских повадок.

«Собачье сердце» характеристика Борменталя

Борменталь Иван Арнольдович – один их главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и ассистент профессора Преображенского. Этот юный доктор по натуре принципиально честен и благороден. Он полностью предан своему учителю и всегда готов прийти на помощь. Его нельзя назвать слабохарактерным, так как в нужный момент он умеет проявить твердость характера. Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре. Сразу после окончания учебы способный ученик стал ассистентом профессора.

В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и всячески старается защитить его и других персонажей. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую подобрал и приютил профессор. В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. Со временем собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов – вор и рецидивист Клим Чугункин. Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику выдали документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.

Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы. Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору пришлось провести повторную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

«Собачье сердце» характеристика Швондера

Швондер – второстепенный персонаж повести «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл немаловажную роль во внедрении Шарикова в общество. Несмотря на это, автор не дает ему развернутой характеристики. Это – не человек, а общественное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась густая копна вьющихся волос. Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и всячески это демонстрирует.

Для Швондера самой важной вещью на свете является «документ», то есть бумажка. Узнав, что у Филиппа Филипповича в квартире проживает незарегистрированный человек, он тут же обязывает прописать его и выдать паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Его не волнует, откуда взялся этот человек и то, что Шариков это всего лишь собака, преображенная вследствие эксперимента. Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, нормативов и документов. Его даже не волнует то, что профессор совершил настоящий переворот в науке и медицине. Для него Шариков – это просто очередная единица общества, жилец квартиры, которого надо поставить на учет.

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2999-harakteristika-sharikova-sobache-serdce.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sobache-serdce/sharikov-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/sobache-serdtse-harakteristika-geroev/

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

  • Сочинение собор михаила архангела михаила
  • Сочинение смысл названия романа дубровский сочинение
  • Сочинение смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети сочинение 10 класс
  • Сочинение слово о полку игореве кратко и понятно
  • Сочинение склонение по падежам