Сочинение смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети сочинение 10 класс

Главнаяgt;сочинения по произведению отцы и дети смысл названия романа вариант i 30 предложений/ 384 слова роман отцы и дети был

Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

Смысл названия романа

Вариант I

30 предложений/ 384 слова

Роман «Отцы и дети» был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С. Тургеневым. Сразу после своего появления он стал одним из лучших произведений в русской классике и остается популярным по сей день. Причин этому множество. Ведь в романе затрагиваются темы любви, взаимоотношений в семье, дружбы, а также конфликт между старшим и новым поколением, который актуален во все времена. При этом автор ­не просто описывал события, но и мастерски проанализировал психологию каждого отдельного персонажа.

Особое место отводится названию романа. Изначально оно подсказывает, что речь пойдет о конфликте двух поколений и противоречиях между ними. На самом деле, таким названием автор хотел передать более глубокий смысл. Отцы и дети – это не только родители и их потомки. Это зрелые люди, живущие мыслями прошлого поколения и либерально-демократическая молодежь, пришедшая разрушить их консервативное мышление. Сам писатель себя не относил к консерваторам, либо к революционерам-разночинцам. Он не любил крепостное право и стоял ближе к либералам. В своем романе он старался как можно лучше отразить определенный этап в истории России, рассматривая насущные события.

Роман «Отцы и дети» является скорее произведением о борьбе различных мировоззрений и общественно-политических групп. В нём старая дворянская интеллигенция сталкивается с новой революционно-разночинной группой. На мой взгляд, к лагерю «детей» автор относит лишь Базарова. В то время как в лагерь «отцов» он причисляет даже молодого Аркадия и его возлюбленную Катю. На протяжении всего романа происходит борьба этих двух лагерей, и нет никого, кто бы поддержал в полной мере идеи главного героя. Базаров все время находится в резком противостоянии обществу и принятому в нем укладу. Особенно ярко обрисованы его столкновения с истинным представителем дворянства – Павлом Петровичем Кирсановым. Это не просто маленькие ссоры за чашкой чая, а дело доходит и до дуэли.

Прочитав роман, можно сделать вывод, что автор по-своему симпатизирует Базарову. Это заметно по малым спорам и крупным конфликтам, в которых он всегда выходит победителем. Более того, нередко показана его сила воли, моральное превосходство и принципиальная убежденность в правоте. В конце романа героя настигла смерть. По сюжету романа это обычная случайность, а, по мнению Тургенева – нет. Таким развитием сюжета автор хотел показать, что людям сродни Базарову, пока нет места в обществе. В частности они преждевременны для России и им не находится настоящего дела. Велика заслуга самого писателя в том, что он сумел мастерски показать дух эпохи и сложившийся конфликт между демократами с консерваторами.

­

Вариант II

26 предложений/ 424 слова

Иван Сергеевич Тургенев — один из лучших писателей 19-го века, произведения которого составили внушительную часть золотого фонда русской классики. Пожалуй, лучший роман, который он написал, это «Отцы и дети». В него он вложил все свое видение современной ему эпохи, раскрыв основные социально значимые проблемы, существующие между былым и будущим поколением.

Главный герой его бессмертного произведения Евгений Васильевич Базаров — молодой студент-медик, причисляющий себя к людям новаторских взглядов. По характеру и форме поведения его можно причислить к «лишним» людям, так как он не находил для себя единомышленников среди окружающих. Теория, которую он проповедовал, называлась «нигилизмом», то есть полным отрицанием существования бога, любви, привязанностей и всего того, что веками складывалось в человеческом обществе.

Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением. Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом. Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов — истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение. Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.

Он старается быть выше любви и не испытывать никаких привязанностей к женщинам. Даже та игра, которую он мимолетно затеял вокруг Фенечки, вызвана лишь желанием задеть Павла Петровича, самоутвердиться, доказать что-то себе и окружающим. Кирсанов-старший, не выдержав вызова в свой адрес, вызывает «нигилиста» на тайную дуэль. Ему кажется, что честь Фенечки под угрозой. На самом деле, Евгению глубоко безразлична эта девушка, как и любая другая.

Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен. На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера. Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.

Даже к своим родителям, которые искренне любили его несмотря на все недостатки, он относился довольно жестоко. Он не разрешал им открыто проявлять своей любви по отношению к нему, а сам обходился с ними сухо. Только перед смертью Базаров осознал всю бесполезность своего «нигилизма». Он во всем признался в письме к Одинцовой и просил не оставлять его стариков, которых теперь называл лучшими людьми на свете.

Павел Петрович, в свою очередь, уехал в Дрезден и продолжал жить в одиночестве, не изменяя своим аристократическим манерам. Кирсановы отец и сын женились на любимых женщинах и жили душа в душу, занимаясь хозяйственными делами. Для них смерть Базарова тоже была неожиданным ударом, но мало повлияла на привычный ход жизни.

см. также:
Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев

Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев

Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев

Краткая биография Ивана Тургенева

 ðîìàíå È.Ñ.Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» îòðàæåíà ýïîõà øåñòèäåñÿòûõ ãîäîâ äåâÿòíàäöàòîãî âåêà. Êíèãà ÿâèëàñü îòêëèêîì íà ñàìûå æãó÷èå ïîëèòè÷åñêèå è íðàâñòâåííûå ïðîáëåìû ýòîãî âðåìåíè. Îñíîâíûì êîíôëèêòîì â ðîìàíå ñòàëè ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó ïðåäñòàâèòåëÿìè ðàçëè÷íûõ ïîëèòè÷åñêèõ ïàðòèé.  êîíôëèêòå ó÷àñòâóþò ãåðîè, èäåîëîãè÷åñêèå ñïîðû êîòîðûõ ðàçäåëÿþò èõ íå òîëüêî íà ëèáåðàëîâ è äåìîêðàòîâ, íî è íà «îòöîâ» è «äåòåé», òàê êàê îïïîíåíòû ïðèíàäëåæàò ê ðàçíûì âîçðàñòíûì ãðóïïàì.

È.Ñ. Òóðãåíåâ ñòðåìèëñÿ îòðàçèòü â ðîìàíå òðàãè÷åñêèé õàðàêòåð íàçðåâøèõ â îáùåñòâå ïðîáëåì. Ðàñòåðÿííîñòü, íåïîíèìàíèå èëè áåçäåÿòåëüíîñòü â ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè íàäâèãàâøåãîñÿ ñîöèàëüíîãî êðèçèñà ìîãëè ïðèâåñòè ê õàîñó, êàòàñòðîôå. Ëþäè, íå ðàâíîäóøíûå ê ñóäüáàì ñòðàíû è íàðîäà, âûñêàçûâàëè ñîáñòâåííûå ìíåíèÿ ïî çëîáîäíåâíûì âîïðîñàì ñîâðåìåííîñòè. Ïîäîáíûå ñïîðû èçîáðàæåíû è íà ñòðàíèöàõ ðîìàíà «Îòöû è äåòè».

Ïðåäñòàâèòåëÿìè «îòöîâ» ÿâëÿþòñÿ Ïàâåë Ïåòðîâè÷ è Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâû (ïîçäíåå ñòàíåò ÿñíî, ÷òî è Àðêàäèé ïðèñîåäèíèòñÿ ê íèì). Ïàâåë Ïåòðîâè÷ âûñòóïàåò çàùèòíèêîì ïðîãðàììû ëèáåðàëîâ, îñíîâàííîé íà òðàäèöèîííî âûñîêèõ è áëàãîðîäíûõ èäåàëàõ, íî íå ìîæåò îáúÿñíèòü, ïî÷åìó õîðîøèå èäåè íå ïðèâîäÿò ê æåëàåìûì ðåçóëüòàòàì. À Áàçàðîâ, ïðåäñòàâèòåëü «äåòåé», îáâèíÿåò ðóññêèõ àðèñòîêðàòîâ-ëèáåðàëîâ â ïóñòîñëîâèè è íåæåëàíèè âûïîëíÿòü ñâîè îáÿçàííîñòè. Äâîðÿíå Êèðñàíîâû ïðèçíàþò íåîáõîäèìîñòü ðåôîðì, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ äàæå ïûòàåòñÿ âíåñòè èçìåíåíèÿ â æèçíü êðåñòüÿí, íî äåëàåò ýòî íåóìåëî, âÿëî, íå ïîíèìàÿ ñìûñëà ïðåäñòîÿùèõ ïåðåìåí. Åãî áðàò  ïðîèçíîñèò ïàòåòè÷åñêèå ðå÷è î ðîëè àðèñòîêðàòîâ â èñòîðèè, íî ñàì íè÷åãî íå äåëàåò äëÿ ïîëüçû Îòå÷åñòâó. Îí ðàññóæäàåò î çåìëåäåëü÷åñêîé îáùèíå è âàæíîñòè çàêîíîòâîð÷åñòâà, î áîðüáå ñ íåâåæåñòâîì ìóæèêîâ, îäíàêî ñàì ñòàðàåòñÿ äåðæàòüñÿ ïîäàëüøå îò êðåñòüÿí, ìîðùèòñÿ îò çàïàõîâ è íîñèò ñ ñîáîé îäåêîëîí. Ýòîò àðèñòîêðàò âîîáùå ëþáèò âî âñåì êîìôîðò è îáåðåãàåò ñåáÿ îò íåóñòðîåííîñòè äåðåâåíñêîé æèçíè.

Áàçàðîâ óêàçûâàåò Ïàâëó Ïåòðîâè÷ó íà åãî ôàëüøèâóþ îçàáî÷åííîñòü ïîëîæåíèåì êðåñòüÿíñòâà è ãîâîðèò, ÷òî íàðîä ñêîðåå â í¸ì ïðèçíàåò ñîîòå÷åñòâåííèêà, ÷åì â äâîðÿíèíå Êèðñàíîâå, ÷òî ìîæíî ðóãàòü íàðîä, íî «âîçèòüñÿ ñ íèì», åñëè äåéñòâèòåëüíî äîáðà æåëàåøü. È äåéñòâèòåëüíî, ïîçäíåå äåìîêðàòû, ïîçèöèÿ êîòîðûõ áëèçêà òîìó, î ÷¸ì ãîâîðèò Áàçàðîâ, áóäóò ðàáîòàòü ñ íàðîäîì («õîæäåíèå â íàðîä»).

Äâîðÿíå-ëèáåðàëû â 50-60-ûå ãîäû XIX âåêà îáíàðóæèëè ñâîþ íåñîñòîÿòåëüíîñòü â âîïðîñàõ ïîëèòèêè è ýêîíîìèêè, ïîýòîìó â «Îòöàõ è äåòÿõ»  È.Ñ.Òóðãåíåâà îíè ÿâëÿþòñÿ ñëàáîé ñòîðîíîé â êîíôëèêòå ãåðîåâ, íå âûäåðæèâàÿ íàòèñêà ìîëîäåæè, â äàííîì ñëó÷àå íèãèëèñòà Áàçàðîâà. Ñàì àâòîð îá ýòîì ïðîòèâîñòîÿíèè ïèñàë òàê: «Âñÿ ìîÿ ïîâåñòü íàïðàâëåíà ïðîòèâ äâîðÿíñòâà, êàê ïåðåäîâîãî êëàññà. Âãëÿäèòåñü â ëèöà Í.Ï., Ï.Ï. è Àðêàäèÿ. Ñëàáîñòü è âÿëîñòü èëè îãðàíè÷åííîñòü. Ýñòåòè÷åñêîå ÷óâñòâî çàñòàâèëî ìåíÿ âçÿòü èìåííî õîðîøèõ ïðåäñòàâèòåëåé äâîðÿíñòâà, ÷òîáû òåì âåðíåå äîêàçàòü ìîþ òåìó: åñëè ñëèâêè ïëîõè, ÷òî æå ìîëîêî?» Ýòî âûñêàçûâàíèå îáúÿñíÿåò èðîíèþ àâòîðà â èçîáðàæåíèè «îòöîâ», áðàòüåâ Êèðñàíîâûõ, à òàêæå äðóãèõ äâîðÿí è âðåìåííîãî ïîïóò÷èêà Áàçàðîâà – Àðêàäèÿ. Îí íå áûë ãîòîâ ê íàñòîÿùåé ðàáîòå ïî ðåôîðìèðîâàíèþ îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû Ðîññèè, õîòÿ êàêîå-òî âðåìÿ ïðèìûêàë ê ìîäíîìó íèãèëèñòè÷åñêîìó òå÷åíèþ.

Âàæíàÿ ðîëü â ðîìàíå îòâåäåíà èäåîëîãè÷åñêèì ñïîðàì ãåðîåâ, òî åñòü îñíîâíîìó êîíôëèêòó.  ñïîðàõ âûÿâëÿåòñÿ ïîáåäèòåëü, è äâîðÿíñòâî çäåñü ïðîèãðûâàåò, õîòÿ ñèìïàòèè àâòîðà â íåêîòîðûõ âîïðîñàõ íà ñòîðîíå äâîðÿí, êóëüòóðó è òðàäèöèè êîòîðûõ õîòåë áû óíè÷òîæèòü íèãèëèñò Áàçàðîâ. Îí íàçûâàåò ÷åïóõîé ïîýçèþ è ìóçûêó: «Ïîðÿäî÷íûé õèìèê â äâàäöàòü ðàç ïîëåçíåå âñÿêîãî ïîýòà». Îí ìíîãîå îòâåðãàåò, ÷òîáû «ìåñòî ðàñ÷èñòèòü» è ñòðîèòü ïîòîì ÷òî-òî íîâîå, íî «ñòðîèòü áóäóò äðóãèå».

Ïåðåäîâîé ÷åëîâåê âðåìåíè â ðîìàíå Òóðãåíåâà – äîêòîð ïî ïðîôåññèè (õîòÿ åùå è íå çàêîí÷èâøèé îáó÷åíèå). Êàçàëîñü áû, ýòîò ñèìâîëè÷åñêèé ïðè¸ì àâòîðà çàêëþ÷àë â ñåáå íàäåæäû ïåðåäîâîé èíòåëëèãåíöèè íà «èñöåëåíèå» îáùåñòâà. Åñëè íåæèçíåñïîñîáíû ãåðîè-ëèáåðàëû, òî ìîã áû ïåðåäîâîé ÷åëîâåê Áàçàðîâ ïîñëóæèòü îáùåñòâó, ñòðàíå, õîòÿ è âûðàæàë ñâîè ðåâîëþöèîííûå óñòðåìëåíèÿ â î÷åíü êàòåãîðè÷íîé, êðàéíåé ôîðìå. Íî àâòîð â êîíöå ðîìàíà ïîêàçûâàåò ôèçè÷åñêóþ ñìåðòü ãëàâíîãî ãåðîÿ, êîòîðûé ïåðåä ñìåðòüþ âûñêàçûâàåò ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî îí, âèäèìî, «íå íóæåí Ðîññèè».

Òàêèì îáðàçîì, Òóðãåíåâ ñâîèì ðîìàíîì íå äàë îòâåòà íà ñïîðíûå âîïðîñû ñîâðåìåííîñòè, íî ìíîãèå ëþäè, â òîì ÷èñëå è êðèòèêè, äàëè âûñîêóþ îöåíêó ýòîìó ïðîèçâåäåíèþ. Ä.È. Ïèñàðåâ óâèäåë â «Îòöàõ è äåòÿõ» ðåàëüíîå îòðàæåíèå äåéñòâèòåëüíîñòè: «Ñìûñë ðîìàíà âûøåë òàêîé: òåïåðåøíèå ìîëîäûå ëþäè óâëåêàþòñÿ è âïàäàþò â êðàéíîñòè, íî â ñàìûõ óâëå÷åíèÿõ ñêàçûâàþòñÿ ñâåæàÿ ñèëà è íåïîäêóïíûé óì…». È ðîìàí îêàçàëñÿ çíà÷èìûì íå òîëüêî äëÿ ñâîåãî âðåìåíè, îí ñòàë «âñåãäàøíèì», ïî âûðàæåíèþ êðèòèêà Í.Í.Ñòðàõîâà. ×èòàòåëè ðàçíûõ âðåìåí íàõîäèëè è íàõîäÿò â ðîìàíå îòâåò íà ãëàâíûé âîïðîñ: ïî÷åìó êîíôëèêòóþò «îòöû» è «äåòè» è â êàêîì ñëó÷àå îíè ìîãëè áû íàõîäèòü êîìïðîìèññû.

Çîÿ, î÷åíü õîðîøî ïîäãîòîâëåí, íàïèñàí ìàòåðèàë.
Ìíå íðàâèòñÿ ñòàòüÿ Ïèñàðåâà, èíîãäà ãëàìóðíûì äåâèöàì ñîâåòóþ åå ïî÷èòàòü, ñêîëüêî ìóäðûõ ñîâåòîâ â íåé ñîäåðæèòñÿ, ïîìíèòå, Ïèñàðåâ îïèñûâàåò, êàê Îäèíöîâà âëþáëÿåò â ñåáÿ Áàçàðîâà: «Ôèçè÷åñêàÿ êðàñîòà áðîñàåòñÿ â ãëàçà ñ ïåðâîãî âçãëÿäà; óì îáíàðóæèâàåòñÿ â ïåðâîì æå ðàçãîâîðå; à êîãäà, òàêèì îáðàçîì, âñÿ ôèãóðà æåíùèíû è êàæäîå ñëîâî ïðîèçâîäÿò íà ÷åëîâåêà ñòðîéíîå è ïðèÿòíîå âïå÷àòëåíèå, òî ÷åãî æå âàì áîëüøå? È êðîâü âîëíóåòñÿ, è ìîçã ðàçäðàæàåòñÿ, è âñå ýòî òàê îáàÿòåëüíî — íó âîò, è ëþáîâü ãîòîâà»…íî Àííà Ñåðãååâíà, ê òîìó æå õîëîäíà, ýòèì îíà åùå áîëüøå âîëíóåò âîîáðàæåíèå Áàçàðîâà.

Ñïàñèáî, Çîÿ, âñêîëûõíóëè âî ìíå ñòîëüêî ÷óâñòâ!!!

Øàö Àíàñòàñèÿ   08.08.2016 17:55   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Один из самых знаменитых романов И.С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован на примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема – противостояние поколений: отцов и детей, которая и была заложена в смысл заглавия романа «Отцы и дети». Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения — смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме. По факту, их разделяет целая пропасть – четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет своё мировоззрение, другое – приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Популярные сочинения

  • Сочинение Что делает человека известным?
    На самом деле, всеизвестные люди, ну или большинство людей были когда-то никому не известные. Простыми людьми, которых никто, нигде, не узнавал, и не знал о них вовсе.
  • Сочинение про Наречие
    Наречие препровождает собой неизменяемую независимую часть речи, какая означает признак, свойство воздействия и состояние объекта либо субъекта. Согласуется вопросами «как? куда? где? почему?
  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс
    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа «Отцы и дети» Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи – Кирсановых и Базаровых — и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа – нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу – Евгению Базарову. Базаров создаёт основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Сочинение на тему «Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Конфликт поколений: младшее поколение считает, что оно может все сделать лучше, чем старшее; старшее считает, что оно знает, на что младшее способно. Александр Циткин.Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма – модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.

По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».

Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой — спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.

Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает».

Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!».

Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.

Позиция Базарова в этом разговоре — не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.

И как противовес дворянским «отвлеченностям» — убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.

«Единоборство» героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя (что за нелепые дворянские привычки!) соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное» — ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в просто людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист «поступил благородно». Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.

Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают родители Базарова. Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они души не чают в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нём веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Конфликт мировоззрений

Старшее и младшее поколение противоборствуют друг с другом, потому что имеют разные взгляды на жизнь. Павел Петрович Кирсанов и другие представители «отцов» живут по традициям прошлого, по законам своего поколения и правилам своих отцов. Они искренне верят в любовь, ценят искусство и природу.

Базаров же, представляющий новое поколение, демонстрирует совершенно другие взгляды: он отрицает любовь, искусство и ценность природы.

Разными являются и взгляды «отцов» и «детей» относительно общественных отношений. Павел Петрович является типичным представителем аристократии, которую отрицает Базаров.

Именно отрицание, как показывает И. С. Тургенев, за основу жизни взяло новое поколение.

Конфликт поколений отличается от конфликта мировоззрений тем, что не все представители младшего поколения являются «детьми». Так, Аркадий Кирсанов одного возраста с Евгением Базаровым, однако живет по традициям «отцов».

То есть заглавие романа И. С. Тургенева посвящено не столько конфликту поколений, сколько конфликту мировоззрений и взглядов на то, по какому пути должна пойти Россия. В произведении противопоставляются либеральные дворяне и демократы-разночинцы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети»», рассмотрит три конфликта: конкретных личностей, поколений и мировоззрений.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца – служанке дома Кирсановых — и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Ещё будучи убеждённым нигилистом, Аркадий также влюблён в Одинцову, но впоследствии отдаёт предпочтение её сестре Екатерине.

Смена поколений

И. С. Тургенев был одним из первых, кто рассмотрел смену поколений в обществе. Отражение переломного периода было важным в идейном замысле романа «Отцы и дети». И такое название как нельзя лучше раскрывало этот переход. Для писателя было важным показать противоборство двух сил: представителей «старшего поколения» 40-х гг. и представителей «нового поколения» 60-х гг. И название, построенное на приеме антитезы, способствовало раскрытию идеи И. С. Тургенева. Общественные противопоставления, которые нашли отражение в названии романа, говорят о временном конфликте. И. С. Тургенев показывает, как уходящая эпоха сменяется только зарождающейся. И именно это ложится в основу сюжета романа «Отцы и дети». Двигателем сюжета является социальный конфликт. Он придает произведению политическое звучание. Общественное начало – переносное значение заглавия романа И. С. Тургенева.

Мировоззрение «отцов»

Братья Кирсановы – Николай и Павел – сторонники либерализма. Николай Петрович – человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далёк от предрассудков, имеет передовые взгляды на всё, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов – главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеётся над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника.


Различно также произнесение ими ключевого слова «принцип». Базаров произносит его резко и отрывисто – «прынцип», в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер – «принсип». Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить её имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход её не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С.Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа «Отцы и дети», сочинение И.С. Тургенева также знаменательно своими героями – многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.

Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

Роман «Отцы и дети» занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения — это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что «Отцы» Кирсановы и «Дети» (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.

В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.

Другие сочинения: ← Базаров и Кирсанов↑ ТургеневПочему Герасим утопил муму →

На чтение 6 мин Просмотров 9.7к.
Обновлено

Зачастую, заголовок книги является разгадкой к ее смыслу и восприятию. Не исключением является и произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети». Казалось бы, простое название, состоящее из двух слов, раскололо героев романа на две противоборствующие стороны.

В своем творении И. С Тургенев не только показывает проблему конфликта старшего и младшего поколения, но и стремится найти выход из создавшейся ситуации.

Автор полагает, что на смену старому приходит новое, грядут перемены и в романе «Отцы и дети» старается это показать. Представителям старого дворянского порядка предшествуют молодые, неугомонные, разносторонние, демократические поколения. Старая система уже вышла из строя, однако новая ещё не вступила в полные права, именно на этой почве сформировался конфликт в романе «Отцы и дети». Здесь явно показано неумение социума жить в новом времени по старым законам. Это эра перемен, грань между двумя эпохами.

Автор романа показывает борьбу старого и нового, с помощью героев Николая Петровича Кирсанова, его брата Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Николай Петрович Кирсанов – дворянин, имеет свою усадьбу, именуемую им «фермой». Землевладелец он неважный, хоть и управляет хозяйством по новым принципам. Николай – чуткий, нежный отец, обожающий своего сына Аркашу, которого с нетерпением сердца всегда ждет у себя в усадьбе. Когда Николай Петрович жил с сыном в Петербурге, всегда интересовался жизнью молодежи. Однако, суждения Евгения Базарова он не принимает. Николай чтит Пушкина, регулярно читает его поэзию, любит фантазировать, увлекается игрой на виолончели и восхищается природой. Словом, живет тем, что презирает и высмеивает Базаров.

 Павел Петрович Кирсанов – бывший военный офицер, дворянин, который до некоторых пор пользовался популярностью в обществе. Но его жизнь в корне изменилась после смерти возлюбленной, княгини Р. Он потерял веру в жизнь и вскоре переехал жить к своему родному брату. Несмотря на то, что он перестал верить в счастье и любовь, он не изменил своим привычкам: модно одевался, читал английские книги и усердно следил за своим обликом. Кирсанов придерживается устарелых взглядов на жизнь, основываясь на культуру, которую чтили его предки.

  Представителем молодого поколения, является Евгений Базаров. Он – грамотный, начитанный, интеллигентный молодой человек и являет собой яркий контраст Павлу Петровичу Кирсанову. Базаров стремится развиваться и мечтает открыть миру что-то новое и неизведанное. Также у Евгения присутствуют и отрицательные черты характера – это прагматизм, надменность, безнравственность, неуважение к людям и эгоистичность. Такие духовные понятия как любовь, дружба, благодеяние заслуживают лишь презрение в лице Базарова. Такие, как он, опровергают все старое, но взамен не привносят ничего нового.

В романе очень ярко показана противоположность образов, резкость и наглость против галантности и аристократизма. Несмотря на то, что Базаров четко выстроил свои позиции и взгляды на жизнь, это не сделало его счастливым человеком. Для себя он четко уяснил, что нужно рушить все старое. Все остальное не его заботы, он не думает о том, что на руинах старых идей нужно воздвигнуть новые взгляды, принципы и суждения.

Исключительно из-за расхождений во взглядах на жизнь, в суждениях и концепциях старого и молодого поколения, происходят конфликты героев романа. То, что старшее поколение считает фундаментом жизни, молодые опровергают и считают, что эти идеи мешают новым теориям.

В конфликтах с Кирсановыми, Евгений Базаров всегда побеждает, братья в силу своего возраста уже не могут дать отпор юному, решительному и бесспорно грамотному молодому человеку. Несмотря на то, что Николай Петрович управляет своим имением по новым принципам, усадьба приходит в негодность. Случайно услышав, как Базаров говорит, что песенка Николая спета, он не возражает. Кирсанов соглашается с тем что современные взгляды на жизнь более актуальны в нынешнее время.

Если анализировать роман «Отцы и дети» с философской точки зрения, то можно прийти к выводу, что И. С. Тургенев раскрывает конфликт как противостояние старого и молодого поколения. В отношениях Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия практически нет никаких разногласий, наоборот, в них присутствует уважение, доброта и сердечность. Хотя в начале романа Аркадий и встал на сторону Евгения Базарова в его нигилистических взглядах, по мере нарастания конфликта, читатель может отследить схожесть идей молодого человека с идеями его отца Николая Петровича. А его склонность к скептицизму — это стремление быть взрослее самостоятельнее, и категоричнее, чем есть на самом деле. Но на самом деле, для Аркадия, как и для его отца, семья, преданность и его друзья будут всегда на первом месте.

Взаимоотношения Базарова с его отцом и матерью нельзя назвать простыми. Точно можно сказать, что Евгений любит родителей, несмотря на то, что редко показывает им свои чувства. Но, также можно понять, что Базарову неинтересно в обществе родных и ему сложно принять их уклад жизни.  Родители Базарова следуют классическим устоям жизни, что противоположно образу жизни Евгения Базарова. Евгению хочется, чтобы самые близкие ему люди были схожи с ним в идеях и принципах, и отец с матерью действительно пытались понять своего сына, но безуспешно. Здесь и нужно искать проблему конфликта двух поколений, отцы и дети из века в век не могут понять друг друга. Все начинается с семьи.

И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что аристократия изжила себя в обществе. В России грядут перемены, которые называются нигилизм. Писатель в этом новшестве не видит ничего положительно, а только лишь распад, отвержение и неприятие, которые до добра не доведут. В то же время, он симпатизирует молодому герою романа, Евгению Базарову, его активностью, усердием и верностью своим идеям.

Также, писатель показал, в каком положении находилось дворянское общество, их старые взгляды на жизнь, неспособность аристократов перестроиться под новые веяния. Он продемонстрировал элиту общества и дал понять, что если дворяне не умеют выживать в новой эпохе, то об обычных людях и говорить не приходится.

Роман «Отцы и дети» актуален сейчас и будет актуален в последующие времена. Проблема отцов и детей будет всегда присутствовать в нашей жизни, однако нашему поколению нужно учиться на примере семьи Кирсановых, в том, что несмотря на все трудности, разногласия и непонимания, нужно бережно и тепло относиться друг к другу.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Смысл названия романа Отцы и Дети

Роман под названием «Отцы и дети» поднимает животрепещущие темы, которые касаются каждого поколения. Люди рождаются в определенных столетиях, где существуют свои порядки, законы и нормы. С годами все меняется и приобретает другие формы. Родители, выросшие во времена твердых моральных принципов, не могут понять своих детей. Ведь дети выросли в другое время, когда стали зарождаться и процветать новые течения.

Родителям сложно понять своих детей, потому что они научены другим взглядам. Современная концепция повергает их в шок. Они даже воспринимать не хотят новые учения. Для них это несусветная глупость, как для молодого поколения старые принципы. Молодежи не понятно то, что было раньше. Они считают, что воззрения взрослых устарели и совершенно несовместимы с современной жизнью.

Общество отцов – это взрослые люди, имеющие прочный фундамент. Они прекрасно понимают, что такое причинно-следственная связь и пытаются объяснить это юношам. Однако, они не хотят прислушиваться ко взрослым. Мечтают только об одном: познать мир самостоятельно. Взрослые знают, что такое любовь, как можно построить крепкую семью. Они пытаются передать эти драгоценные знания своим детям, но не могут. Потому что те не способны слышать. У юношей есть свои идеалы и примеры для подражания.

Общество детей – юноши, молодые максималисты. Они думают, что отцы глупые и наивные. Даже не думают к ним прислушиваться, имеют свою правду и доказывают ее на каждом шагу. Критикуют любое действие взрослым, ставя все оплошности на вид. Чем очень раздражают старших, которые умудренные жизнью предупреждают об опасности подобного поведения.

Евгений Базаров носитель и основоположник нигилизма. Новое течение моментально захватило молодежь, которая стала активно продвигать идеи Базарова. Отцы пытались образумить детей, предупреждали, что разрушение моральных и культурных ценностей ведет к краху. К сожалению, никто не хотел к ним прислушиваться. В ответ были только упреки в непонимании и незнании устроения современного мира.

Проблема романа – конфликт поколений, который более чем актуален и на сей день. Родители и дети зачастую не могут найти компромисс. Все упорно стоят на своем и уверены в своей правоте. Мало кто задумывается о том, кому нужна эта правота. Ведь она разрушает отношения, из которых уходит теплота, доверие и любовь. На смену этим качествам приходят озлобленность, конфликтность и недовольство.

Сочинение на тему “Смысл названия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма – модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий – разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.

По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! – воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой – спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.

Основным идейным противником Базарова является дядя его друга – Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? – Скажи: который ничего не уважает».

Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» – культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».

Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!».

Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.

Позиция Базарова в этом разговоре – не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.

И как противовес дворянским «отвлеченностям» – убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.

«Единоборство» героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя (что за нелепые дворянские привычки!) соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное» – ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в просто людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист «поступил благородно». Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.

Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.

Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сочинение по литературе. Смысл заглавия романа «Отцы и дети».

Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.

Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И.О. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремления их души, внутреннюю борьбу и порывы.

Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе— поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит мысль автора о пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояние, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.

Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.

Я думаю, что И.С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

Конфликт мировоззрений

Старшее и младшее поколение противоборствуют друг с другом, потому что имеют разные взгляды на жизнь. Павел Петрович Кирсанов и другие представители «отцов» живут по традициям прошлого, по законам своего поколения и правилам своих отцов. Они искренне верят в любовь, ценят искусство и природу.

Базаров же, представляющий новое поколение, демонстрирует совершенно другие взгляды: он отрицает любовь, искусство и ценность природы.

Разными являются и взгляды «отцов» и «детей» относительно общественных отношений. Павел Петрович является типичным представителем аристократии, которую отрицает Базаров.

Именно отрицание, как показывает И. С. Тургенев, за основу жизни взяло новое поколение.

Главные герои «Аленький цветочек» характеристика персонажей сказки Аксакова для читательского дневника

Конфликт поколений отличается от конфликта мировоззрений тем, что не все представители младшего поколения являются «детьми». Так, Аркадий Кирсанов одного возраста с Евгением Базаровым, однако живет по традициям «отцов».

То есть заглавие романа И. С. Тургенева посвящено не столько конфликту поколений, сколько конфликту мировоззрений и взглядов на то, по какому пути должна пойти Россия. В произведении противопоставляются либеральные дворяне и демократы-разночинцы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети»», рассмотрит три конфликта: конкретных личностей, поколений и мировоззрений.

Образ Базарова

Во всем произведении описывается лишь один представитель «детей» — это сам Базаров. Он противопоставляется дворянскому семейству Кирсановых, и является новым героем своей эпохи. В сочинении-рассуждении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно указать, что в этом противопоставлении и заключается главный конфликт всего романа. Во время общения с Павлом Петровичем Базаров подчеркивает свою связь с народом, говорит о том, что еще его дед «пахал землю». Поэтому он может считать себя ближе к крестьянам.

Павел Петрович: представитель «отцов»

В кратком сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно описать и главных героев, а также то, к какой категории их относит писатель. Павел Петрович предстает перед читателем как умный человек, представитель интеллигенции, обладающий определенными достоинствами. Он честен, а также придерживается той морали, которую усвоил в юные годы. Однако его минус заключается в том, что он не видит движения времени, тех новых тенденций, которые появляются в обществе.

Павел Петрович придерживается только принципов своей молодости, считая, что без них могут жить только совершенно безнравственные люди. Однако его мировоззрение вступает в противоречие с теми идеями, которые в романе называются прогрессивными. Сам персонаж называет себя «либералом, который любит прогресс». Однако это всего лишь его личное мнение о себе. Автор же подчеркивает, что за этим либерализмом скрывается стремление к старому строю и его идеям. Все это Базаров чувствует уже при первом общении с Павлом Петровичем. Он не верил в его благородство, и не разделял его взглядов. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что борьба между двумя поколениями – неистребимый феномен.

  • Сочинение слово о полку игореве кратко и понятно
  • Сочинение склонение по падежам
  • Сочинение слово о россии
  • Сочинение слово о полку игореве про ярославну
  • Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культуры