Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культуры

Материал собран кутыревой н. а. 29 ноября 2021 конфетомат встретилось слово конфетомат. в офисе сбербанка на тверской, 22. оно обозначает

Материал собран Кутыревой Н. А.

29 ноября 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыКонфетомат

Встретилось слово конфетомат. В офисе Сбербанка на Тверской, 22. Оно обозначает дурацкий автомат, продающий конфетки разных (преимущественно кислотных) цветов в прозрачных пластиковых контейнерах. Может заинтересовать детей до пяти лет, но именно им я бы такие «конфеты» покупать побоялась.

23 ноября 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыДОМ БОЛЬ ИХ ЛЮДЕЙ

На улице

В машине едем по вечернему городу. Видим огромные буквы:

ДОМ БОЛЬ ИХ ЛЮДЕЙ

Не сразу сообразили, что читать следует: ДОМ БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ.

21 ноября 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыДегустация

В кафе

Девушки за соседним столиком пробуют десерты и делятся впечатлениями.

—Этот даже вкусней мне нравится.

Комментарий:

По-русски: нравится больше (меньше), этот вкуснее (вкусней). А девушка объединила разные конструкции в одну.

18 августа 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыНеологизмы

Интернет

В заголовках новостной ленты встретились слова гумгруз и гумпомощь.

Образцы заголовков:

«Пограничники России и Украины договорились осмотреть КамАЗы с гумгрузом»

«Гумгруз из России пропустят через специальный детектор»

«Представители Красного Креста начали осмотр автомобилей с гумгрузом РФ»

Комментарий:

Встретив в заголовке слово гумгруз, в первую минуту не поняла, о чём речь. Экономно, но уродливо.

9 августа 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыЕресь

На улице

Обрывок разговора:

— Это же ересть, настоящая ересть!

Комментарий:

Правильно: ересь.

Ересь — это не только «религиозное течение, противоречащее церковным догматам господствующей религии». У слова есть второе значение, переносное: «вздор, чепуха».

17 июля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыЕГЭ — это экзамен

ТВ

ЕГЭ закончилось. Можно подвести итоги.

Комментарий:

ЕГЭ  — это экзамен, поэтому глагол должен быть в форме мужского рода. Возможно, подразумеваются все экзамены, но тогда требуется форма глагола во множественном числе.

ЕГЭ закончился. Или: ЕГЭ закончились.

10 июня 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыПотерялся попугай

На даче

Объявление

Улетел попугай. Зовут Ромочка. Разговаривает много, но невнятно — просто несёт чушь. Громко и чётко кричит: «Мяу!»

Осторожно! Сами не ловите: может больно укусить. 

За достоверную информацию о местонахождении гарантируется вознаграждение.

Да, правду говорят: «Любят не за что-то, а вопреки».

30 апреля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыВозрастной или в возрасте?

Радио

Пусть это будут люди возрастные, но с хорошим опытом.

Комментарий:

Правильно: люди в возрасте.

Здесь нарушена лексическая сочетаемость. Возрастными могут быть проблемы, изменения, часто употребляется сочетание возрастной ценз. Но не люди же!

Встречалось и такое: возрастная сотрудница, возрастная девушка.

2 апреля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыБюллетень

ТВ

Репортаж о готовности к очередным выборам. Корреспондент рассказывает о том, что бюллетени отпечатаны и будут развозиться по избирательным участкам. При этом постоянно произносит слово бюллетени так: беллютени.

Комментарий:

Распространённая ошибка: перестановка гласных в соседних слогах. Слово бюллетень — одно из самых несчастливых: его коверкают многие.

9 марта 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыРадикулит

В магазине

У мужчины в маленьком магазинчике прихватило спину.  Продавцы болтают у стены. Рядом  стул.

— Извините, я здесь у вас присяду: у меня спину схватило? И не дожидаясь ответа, вернее, предвидя его, садится.

Тётка недовольно:
— Вообще-то здесь сидеть нельзя, стул не для этого!

Мужчина:
— Ничего не поделаешь! Встать я уже не могу…

Комментарий

Откуда это у нас? Почему покупатель не может присесть на свободный стул в торговом зале… Он для кого стоит? Для продавца? Для чего «не для этого». Это же стул?!

Мужчина  повёл себя добродушно: плюхнулся, не дожидаясь ответа. Знал заранее…

Продуманная непосредственность — лучшая борьба с бытовым хамством.

4 марта 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыА ведь вчера…

Одна мама рассказала о своём четырёхлетнем сыне:

— Надо же! А ведь вчера он, оказывается, очень хорошо себя вёл!

Мне показалось, что сам принцип оценки действительности можно использовать сколь угодно широко.

— Надо же! А ведь вчера, оказывается, … (продолжить по желанию)

28 февраля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыСатисфакция

ТВ

Сюжет о Чехии. Рассказывают о том, что тень обвинений в служении тоталитарному режиму пала на многих знаменитых людей: актёров, популярных певцов. Но потом страсти улеглись: деятели искусств вновь почувствовали любовь публики.

Они испытали сатисфакцию.

Комментарий:

Понятно, что имелось в виду. Правильно было бы сказать: радость, счастье, удовольствие, удовлетворение… Но в тексте использована калька английского слова satisfaction: 

satisfaction [sætɪsˈfækʃn]

(существительное) удовлетворениеудовлетворенностьудовольствиедовольство

Однако слово сатисфакция в русском языке имеет иное значение: «…удовлетворение за оскорбление чести, обычно в форме дуэли, поединка с оскорбителем» (Словарь русского языка в 4-х томах АН СССР, М.: «Русский язык», 1988, т. 4, с.30). 

25 февраля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культуры«Ботанический сад»

Радио

Ведущая программы:

— У нас на «Ботаническом саду»…

Комментарий:

Для обозначения местоположения часто используют название района по станции метро: у нас на «Войковской», на Преображенке, на «ВДНХ», на «Фрунзенской»…

Встретимся в Александровском саду и Встретимся на «Александровском саду» — фразы, имеющие разные значения. Они будут звучать в разных ситуациях: в Александровском саду — в самом саду, на «Александровском саду» — на станции метро «Александровский сад».

На «Ботаническом саду» — студия находится в районе станции метро «Ботанический сад».

18 февраля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыДетективы

В книжном магазине

Мама и взрослая дочь:

— Пойдём туда, дедективы там. Я дедективы люблю.

—Да отстань ты со своими дедективами: весь дом уже ими завалила.

Комментарий:

Такое произношение и написание — распространённая ошибка. Правильно в этом слове писать букву т: детектив и произность звук [т], глухой согласный здесь в сильной позиции перед гласным.

11 февраля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыНасладись красотой мгновения!

Московское кафе

Рекламный плакат на двери в кабинку туалета.

«Насладись красотой мгновения!»

Пикантно!

2 февраля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыКласть плитку

Радио

Слушатель по телефону:

— У нас тут ложили плитку, работы велись под Новый год. Был мороз. Плитку ложили, сметая снег.

Комментарий:

Это очень распространённая ошибка. Глагола ложить в русском литературном языке нет. Видовая пара: класть (НВС) — положить (СВ).

Правильно сказать: У нас плитку клали. Плитку клали, сметая снег.

2 февраля 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыВ это время или в этот период

ТВ

Сюжет о текущей политике. Ведущий:

—В этот период времени США продолжает давить на страны Запада.

Комментарий:

Правильно: В это время … или: в этот период… 

20 января 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыСильно сказано

В магазине

Разговаривают покупатели, обсуждают цену, которая кажется им слишком высокой:

— Смотри! Цена вообще!
— Обычный альбом, а так сильно стоит!

Комментарий:

Правильно: стоит дорого.

У слова сильно есть значение «очень, весьма, крайне», но в сочетании с глаголом стоить его употребление ошибочно. Сравним: Сильно сказано! Сильно скучает

18 января 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыЧто нужно делать с деревом

ТВ

Ведущий программы, обращаясь к гостье:

— Ну как так можно? Тебе ещё дерево садить!

Комментарий:

Формы садить в русском языке нет.  Форма СВ — посадить, а НВС — сажать.

16 января 2021

Сочинение словари это не только справочники но и элемент национальной культурыВ выходные

ТВ

Прогноз погоды.

На выходные снега в Москве не будет.

Комментарий:

Выходные. Так обозначают субботу и воскресенье. Поэтому предлоги со словом выходные могут быть разные, в зависимости от значения, от смысла, который вы хотите передать. 

В субботу, в воскресенье, в выходные (в эти дни):

В выходные мы не пойдём в школу.
Позвони мне в выходные.
В выходные в Москве не будет снега.

На субботу, на воскресенье, на выходные (на эти дни):

Какие у тебя планы на выходные (на праздники, на каникулы, на лето, т.е. на какой-либо период времени)?
Меня обычно отвозили к бабушке на выходные.

Сороковые годы XIX века отмечены в русской культуре мощным влиянием романтизма — течения, которому характерны яркие, эмоциональные, беспокойные образы и поиск человеком своего назначения в мире. Не был чужд романтизму и Иван Константинович Айвазовский, сполна отразив в своём творчестве романтическое начало, чему немало способствовал и жанр морского пейзажа, в котором работал мастер — что, как не состояния моря, способно показать весь спектр чувств человека — от медитативного спокойствия до бурных и страстных волнений.

60c16b7298b12

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год

Романтизм характерен почти для всех картин, созданных Айвазовским в сороковые. Некоторые из работ, объединенные этим популярным течением, были показаны на выставке в Париже — в 1843 году. Наибольшим успехом пользовалось полотно «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» — посетители подолгу задерживались в галерее, не в силах оторваться от чар, в которые погружала эта картина. Мастеру внимание парижских любителей искусства льстило. Попав во Францию в качестве участника экспозиции, Айвазовский даже писал: «Французы не очень жалуют гостей, особенно русских художников, но как-то вышло напротив».

Что собой представляет живописное полотно? Это пейзаж, в котором присутствуют и тематическое начало, и некий сюжет. На первый взгляд, изображены — залив острова Святого Лазаря близ Венеции и группа армянских монахов на острове. Сумерки. Последние теплые лучи летнего дня освещают небо и горизонт, отражаясь в зеркальной глади залива. На переднем плане картины — длинные тени заходящего солнца. Один из монахов замер на берегу — вглядывается в очертания Венеции вдали. По водной глади скользит гондола — двое монахов смотрят на то, как внешняя жизнь проплывает мимо. Ещё двое — молодой и пожилой что-то обсуждают друг с другом. Есть предположение, что один из собеседников — брат Айвазовского, архимандрит Габриэл, а другой — аббат Сукиас Сомалян.

60c16b36e129f

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент)

Предположение, что один из мхитаристов — это Габриэл, возникло не на пустом месте. Есть портретное сходство, и художник подчеркивает серьезный и эмоциональный характер беседы святых отцов. Это — личная картина. Дело в том, что Орден не давал отпуск архимандриту, возбраняя ему поездки домой к родителям, ссылаясь на незаменимость последнего в монастырской работе. Иван Константинович неоднократно хлопотал перед начальством о выдаче подобного разрешения брату, но получал неизменный отказ. Дело в том, что помимо основных послушаний, отец Габриэл являлся основателем ежемесячного журнала «Базмавеп» и был вынужден заниматься серьезными издательскими вопросами. Отсюда возникла версия, что ученый-монах на картине Айвазовского — не кто иной, как Габриэл, получивший очередной отказ от высшего монастырского чиноначалия.

60c16b941bc3c

Иван Айвазовский. Портрет брата художника Габриэла Айвазяна, 1883г

На картине зритель видит, как монашествующий стоит перед старым аббатом, понурив голову — лицо его печально. Возможно, в этот момент он сдерживает ностальгию по родине и желание увидеть родителей. Собеседник его, вытянув руку вперед, убеждает архимандрита в том, что отлучаться с острова нельзя.

Композиция с двумя фигурами в нижней части картины вносит драматизм в сюжет. Время суток — сумерки.

Идейное содержание картины ясно выражает книга красного цвета. Изображенная в центре композиции, она, по всей видимости, символизирует просветительскую деятельность ученых отцов Ордена св. Лазаря. Созданные мхитаристами издания художественной, исторической, языковедческой и переводческой литературы имели не только национальное значение, но и внесли значительный вклад в историю всемирной литературы, создав немалый общественный резонанс.

За весь период деятельности мхитаристов было издано немало крупномасштабных произведений — «Священная история» Минаса Бжишкяна, «Биография знаменитых личностей» М. Мак-Теопилянца, произведения Григора Нарекаци, Нерсеса Шнорали, сочинения самого Габриэла Айвазовского.

60c16ba29fb7c

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент)

Во время посещения острова, в свое время, на Ивана Константиновича большое впечатление произвела библиотека мхитаристов и, особенно, «Новый словарь армянского языка» под редакцией Г. Аветикяна, Х. Сурмеляна и М. Авгеряна. Это — объемный двухтомник, содержащий более двух тысяч слов. Вероятно, книга, изображенная на картине, и есть упомянутый словарь.

Полотно «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» вошло в историю армянской живописи как одно из тематических сюжетных произведений национальной культуры. Маринист и ранее писал сюжетные полотна, однако, эта картина, написанная в 1843 году, привлекает своим национальным колоритом. Романтизм выражен здесь в композиционном решении, в разработке света и тени, в изображении природы. А главным образом — в избранной теме: небольшая группа ученых монахов-армян, вдали от родины, на уединенном острове, ведет большую культурно-просветительскую работу. Ныне картина хранится в Ереване.

Источник

%D0%92%D0%B8%D0%B7%20%D0%AE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BD7

Юстиниан I изображен на мозаике из базилики Сан-Витале, Равенна

Ниже мы помещаем статью известного богослова, историка Церкви, заслуженного профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, издателя-редактора журнала «Странник» Александра Ивановича Пономарёва (1849–1911) (См.: Пономарев А.И. Византия и византийцы // Христианское чтение. 1880. 7–8. С. 175–189)

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, подготовил профессор А.Д. Каплин.

Постраничные сноски помещены в Примечания в конце текста.

+ + +

Византия и византийцы

С легкой руки Монтескье и Гиббона, на Западе название «византийцы», «византизм» сделалось почти бранным словом, синонимом умственной пустоты, государственного застоя, испорченности и всевозможных пороков. Казалось бы, в последнее время, после трудов Финлея, француза Рамбо, немцев Краузе, Гертцберга и греческих ученых, особенно после превосходных изданий знатока и неутомимого исследователя средневековой Греции Константина Сафы Папарригопулы (автора многотомной истории эллинского народа) и других – казалось бы, старый предрассудок должен был уступить место более основательному и безпристрастному взгляду на дело, но предрассудок все еще остается. Давно уже он перешел и к нам, и до такой степени прочно держится, что постоянно высказывается не только в нашей журнальной прессе, но даже в школьных учебниках (напр. в книжках по словесности г. Стоюнина) [1].

Конечно, нам всего менее было бы простительно судить и осуждать Византию с чужого голоса: с ее прошлым мы еще так близко связаны даже в теперешнем строе нашей жизни, – не говоря уже о допетровской Руси, – что превратные понятия об этом прошлом во многих отношениях крайне неудобны, но предрассудки не так легко «изживаются», тем более, когда их так хорошо можно подставлять под некоторые излюбленные теории. А пора бы и нам смотреть на дело иначе…

В виду этого, берем на себя смелость сказать несколько слов по поводу небольшой книжки известного греческого писателя и переводчика Шекспира на новогреческий язык, г. Дмитрия Викелы. Она обратила на себя внимание на Западе и недавно появилась в английском, французском и немецком переводах [2], – последние два даже с особыми специальными примечаниями и вступительными статьями таких знатоков византийской истории, как Альфред Рамбо и Вангер [3]. Автор ставит своей задачей в сжатом историческом очерке показать, насколько пред судом истории неповинна Византия в приписываемых ей недостатках, или вернее – насколько извинительны ее недостатки в виду особых условий ее исторического положения и в виду тех великих благодеяний, которые она оказала европейской культуре. В сочинении заметны панегерические оттенки, но в общем автор довольно безпристрастен и осторожен в своих суждениях.

История Византии, рассуждает автор, производит в высшей степени грустное впечатление. В течении 1058 лет (от Аркадия до Константина ХІ: 395–1453 г.) ею управляли восемьдесят государей, из них почти половина были насильственно удаляемы с престола: меч, яд, самая черная измена и заговоры, как страшные фурии – мстительницы, постоянно появилась подле трона наследников Константина Великого и производили ужасные, отвратительные сцены убийств, безчеловечия и насилий всякого рода.

Однако по этим сценам, как справедливо замечает г. Викела: еще невозможно судить о Византии и византийцах; история многих других государств не менее богата подобными же сценами (например то, что проделывалось «набожными» латинянами, когда был взят ими Константинополь, вовремя крестовых походов, может быть, нисколько не уступает варварству и безчеловечию при дворах некоторых византийских государей, но крестоносные воины Запада не считали же себя и действительно не были варварами).

Каковы бы ни были византийские государи, тем не менее никак нельзя отказать им в неуклонном преследовании одной задачи – в стремлении установить прочное государственное устройство даже в такое время, когда его существование было уже окончательно надломлено. Притом далеко не все византийские государи были личности слабые, испорченные и неспособные управлять таким разнохарактерным, политически шатким внутри и постоянно угрожаемым извне государством, каким была Византия.

Напротив в их длинном царственном поколении почти в каждом веке можно указать не мало лиц даровитых, энергических, делавших честь своему народу и своей стране и оказавших великие услуги не только византийскому государству, но отчасти, может быть, и общеевропейской цивилизации: Юстиниан (в VII в.), Лев Исаврянин (VIII в.), Василий Македонянин (ІХ в.) и многочисленные окружавшие их деятели и сотрудники в разных областях государственной, церковной и общественной жизни.

Нужно также иметь в виду, что византийское государство до такой степени было сдавлено наплывом разволнованных варварских элементов, что не удивительно, если эти «некультурные» элементы оставляли свои следы на целом организме государства и пробивались с своим влиянием даже до самого трона византийских государей. Аналогия с Западом, с Римом, постепенно вводившим в свою культурную жизнь дикие племена западной Европы и постоянно остававшимся на высоте своего культурно-исторического призвания по отношению к этим народам, – ничего не говорит против Византии: на Западе и племена и условия их столкновения с Римом были совсем иного рода …

В самом деле нельзя не удивляться Византии и нельзя не признать за ней великих исторических заслуг даже для западной Европы, если обратить внимание на то, сколько пришлось Византии вынести на своих плечах вторжения, нашествий, войн с дикими ордами варваров, теснивших ее отовсюду – с востока, севера, запада и юга!

Сначала появляются дикие полчища готфов: Византия борется и отстаивает против них культуру и просвещение не только на востоке, но и на западе – в Италии, полагая здесь первое основание дальнейшему своему культурному влиянию на запад. За готфами почти без перерыва следуют гунны, за ними – авары, которые, будучи оттеснены раз, вскоре снова появляются и в союзничестве с персами, доходят до самых стен Константинополя, за ними – различные славянские племена (с VI в.) до такой степени прочно укреплявшиеся во внутренних областях византийского государства, что до настоящего времени в потомках средневековых греков еще не изгладились следы прежнего славянского влияния и в их крови остаются капли славянской крови, по сознанию самих греков, а в их новогреческом (народном) языке большая примесь славянизмов. Нужно ли говорить о печенегах, куманах, хазарах и других варварских племенах, постоянно угрожавшим северным границам византийской империи?

Но гораздо более опасные врага постоянно угрожали Византии и востока – персы. Если дикие полчища варваров были страшны своими массами, перевесом грубой материальной силы и неудержимой страстью к грабежам и вторжениям, то персы были иного рода, как народ исторический, имевший своеобразную культуру и религию, существенно враждебные христианской культуре. Страшные войны происходили между греками и персами – войны до истощения обоих сторон, но они еще не закончились, как появляются новые, более грозные враги Византии и всего христианского мира – арабы, предвестники турок. «За персами следуют арабы, за арабами – турки», – говорит автор указанной книжки, – но те и другие от начала до конца были руководимы одним и тем же стремлением, одушевлены одною страстью – непримиримой религиозной ненавистью, враждой к христианству, стремились к тому, чтобы стереть с лица земли христианскую державу (Византию), преграждавшую им путь к дальнейшему движению на запад.

И действительно, благодаря этой преграде христианский запад не подвергся гонению и истреблению персидскими огнепоклонниками, избавлен был и от преобладающего господства корана и мог достигнуть полной возмужалости, чтобы наконец победой Лепанте и героическим мужеством Собиесского отбросить назад турок, завоевавших Константинополь и старавшихся пробиться далее, к западу.

Но к сожалению, – с грустью замечает он, – в несчастной катастрофе византийского государства больше всего повинны именно народы Запада. Правда, окончательный удар нанесен был магометанами, но удар потому только и сделался смертельным, что падал на крайне слабое и обезсиленное тело, а виной этого обезсиления и ослабления послужили крестовые походы». Не просто обеднение или разорение империи, но именно подрыв в корне, в источниках ее промышленного и экономического благосостояния был главнейшим гибельным последствием крестовых походов для Византии.

Византия не только в течении целых столетий сдерживала дикие полчища варваров, но и просвещала их светом Евангелия, давала им первые начала благоустроенной культурной жизни… Славянские племена – живое свидетельство просветительной миссии Византии, восточное православие, сохраненное ею – великий всемирно-исторический факт ее религиозного, умственного, культурного развития. Значит, её основы, её внутренние устои не были так шатки, так гнилы и непрочны, как можно судить по темным и кровавым страницам её внешней истории.

Но против этих-то «внутренних устоев» главным образом и направляются те возражения, которыми питается возлюбленная у нас теория тлетворности и зловредности «византизма».

Говорят, как государство, Византия в себе самой, в своей внутренней организации заключала уже зародыши неизбежного упадка и разложения: «в ней народ не существовал, т.е. не имел никакого политического значения, – царский трон на одной стороне и патриархат на другой – вот краеугольные камни в её государственном здании». В таком взгляде уже сильно звучит нотка предубеждения и предвзятости. Нельзя судить о Византии по современным теориям о «лучшем государственном устройстве», нельзя судить об ней по сравнении с передовыми государствами теперешней Европы, медленно, но без перерыва двигающимися вперёд в выработке лучших форм общественной и политической жизни.

Укажем факты. Власть византийских государей не была безграничной, допускавшей один лишь свой личный, ничем несдерживаемый произвол: церковь с своим огромным влиянием, сенат и главное – сила закона «права» служили могучим и «большею частью непреоборимым оплотом» против всякого личного произвола. С другой стороны, история династических переворотов, которых было так много в Византии и в которых почти всегда принимал участие народ, также показывает, что и народ знал о своём существовании и что в нужную минуту умел заявлять свою силу, своё политическое значение. Кроме того, в Византии существовали учреждения, в которых народ принимал горячее участие, мог открыто и свободно высказывать свои чувства, свои симпатии и антипатии и даже влиять на дела государственные. Таков знаменитый византийский ипподром, своего рода римский форум. По словам одного историка «на ипподром византийский народ провозглашал, праздновал победы над врагами» (Альфред Рамбо).

Как центральная правительственная власть в византийской империи не была безусловной и безграничной, так и власть церкви в отношении к обществу и государству не имела подавляющего значения: «ни патриархи не были слепым орудием царей, ни цари – слугами патриархов», напротив – история представляет не мало примеров взаимной борьбы этих двух сил за их свободное и независимое существование и – что важнее – можно прямо указать следы постепенно и неуклонно развивавшиеся мысли о необходимости установить такие отношения между церковью и государством, какие намечаются знаменитым изречением нашего времени: свободная церковь в свободном государстве. «Государь, – говорил Феодор Студит царю, – тебе вверена целость государства и воинства, заботься об этом, а церковь предоставь её пастырям и учителям!».

Что касается развития монашества в Византии и его преобладания, то и в этом, по мнению г. Викела, не было ничего ужасающего, ничего такого, что угрожало опасностью государству (как принято утверждать поверхностно судящими о Византии). Преобладание церковного элемента в Византии, носителем которого являлось монашество, кроме много другого, объясняется политическими причинами. Византия была местом, где происходила борьба с язычеством, с еретиками, с папством; но всё это – и язычество, и еретики, и папство были врагами не только церкви, но и государства, они угрожали не только церковному миру и единению, но вместе – целостности и даже независимости государства. Вопросы церковные здесь приобретали прямое политическое значение и неизбежно усиливали влияние и значение церковного элемента в государственной жизни.

Независимо от этого, не странно ли в усилении монашества в Византии видеть одну из главных причин её внутренней слабости, преждевременного старчества и в конце концов – падения! Разве «средневековое» государство мыслимо было бы без широкого развития аскетических идеалов и власти монастыря во всех слоях государственной, общественной и семейной жизни? Монастырь, в лице своих великих самоотверженных тружеников: миссионеров-проповедников и колонизаторов, народных учителей, служителей церкви, полагал первые основы культурной жизни, превращать пустыни и непроходимыми дебри в цветущие города и сёла, изобретать азбуку для «варварских языков», давал книгу, заводил школы и в течение целых веков твёрдо держал в своих руках знамя передовой научной и общественной мысли [4].

Так было на западе в средние века, так было в «средневековой» Византии. Заметим ещё, что западное монашество в средние века было несравненно многочисленнее византийского, гораздо сильнее и – если угодно – «нетерпимее» и богаче «тёмными» сторонами. Да будет позволено нам по этому поводу привести один факт из церковной истории запада. Вероятно, немногие из русских читателей знают, что в самом отдалённом уголке запада там, где некогда по взгляду древних находились таинственные «острова блаженных», где процветал «вечно зелёный Эрин» (Eirin, Erin), а теперь лежит несчастная изголодавшаяся, бедная Ирландия, там – в этом уголке раньше, чем где-нибудь на западе, и при том не без влияния греков, образовалась одна из многочисленных «монашеских республик». Монастырей к 600 году насчитывалось в Ирландии «более тысячи»! С VII по X – XI в. Ирландия была самой просвещённой страной, ирландские монахи с их страстью к путешествиям и миссионерству явились просветителями и колонизаторами запада, устроителями школ и монастырей (в Италии и Германии) и из их учеников вышли ближайшие сотрудники Карла Великого, «первого возрождения» Европы [5], были повинны в её позднейшей несчастной судьбе?

Что же, неужели эти многочисленные полчища братий «западной Фиваиды», как называли Ирландию, эти «чины святых», по выражению одного памятника [6], были повинны в её позднейшей несчастной судьбе?

И монашество византийское, в его постепенном усилении и, как обыкновенно говорят, «с его отвлечённой догматикой, страстью к спорам и презрениям к миру», если и могло являться «опасным для государства», то не прежде как само государство, по причинам совершенно независящим от монашества, оказывалось несостоятельным и до такой степени расшатанным, что и лучшим и худшим людям ничего не оставалось, как бросать всё, идти в монастырь и взывать о греховности мира и удалении из него.

Но при чем же тут монашество? Обвинять кого бы то ни было легко, гораздо легче, чем быть справедливым. А справедливость требует сказать, что мнимо опасное преобладание монашества в Византии, не смотря на указанные внутренние и внешние бедствия, нисколько не мешало этому государству в цветущую пору его жизни, т.е. в течении нескольких веков, быть одним из самых богатых и просвещенных. Богатства Византии, её торговля, промышленность и искусства приводили в изумление иноземцев и пробуждала зависть. Еврей Иероним Тудельский, побывавший в Испании, Франции и Италии, посетивший и многие города Греции, в 1170 году прибыл в Константинополь и в таких словах передаёт свои наблюдения: «неисчислимые богатства, стекающиеся со всего света в этот город, превышают силу воображения, превосходя богатства всего мира. В храме св. Софии несчётное число золотых и серебряных колон, в царских палатах такое собрание сокровищ и драгоценностей, что ему и цены нет. Городские жители – народ богатый, ходят в шёлке и золоте и, разъезжая на конях, кажутся князьями. Страна богата хлебом, мясом, вином и всякой живностью и (заканчивает свой отчёт учёный еврей, хорошо понимавший в вопросах «богатства») нигде нет таких богачей, как здесь».

Припомним также, с каким изумлением по сказаниям летописей взирали наши предки на богатства Византии… Когда латиняне взяли Константинополь и наложили руки на его сокровища, то добыча была так велика, что, по словам Вильгардуина, её нельзя было исчислить: груды золота и серебра, драгоценные камни, золотые и серебряные сосуды, шелковые ткани и меха и всякие другие сокровища возможные на земле… В XII веке ежегодные доходы византийской государственной казны достигали цифры – двадцать пять миллионов фунтов стерлингов или, по теперешней ценности, в пять раз большей, сто двадцать пять миллионов, тогда как доходы напр. Англия, самого богатого из современных государств, в 1873 г. были только 77 миллионов в год.

Своими богатствами Византия была обязана необыкновенно предприимчивой торговой и промышленной деятельности. Имея обширный торговый флот, ходивший по всем морям, византийцы до эпохи крестовых походов, породивших их силу, были первыми в свете моряками, купцами и фабрикантами. Почти нет ни одной отрасли ремёсел и искусств, в которой византийцы не были бы первыми наставниками и руководителями для других народов и для тех же гордых своей самобытной культурой западноевропейцев; западная живопись, архитектура, разнообразные технические знания и ремёсла по своему началу большей частью указывают на Византию; даже орган, сделавшийся одним из характерных отличий западного богослужения, – изобретение византийцев!

Действительно ли наука и литература Византии были только «переживанием старых традиций» и «мёртвой схоластикой», как нам твердят постоянно? Прежде, чем ответить на этот вопрос, хотелось бы посоветовать, особенно русским «недоброжелателям» византийской литературы, с меньшей решимостью говорить о ней, так как она для них во многих отношениях – книга за семью печатями, а то, что они повторяли и повторяют как «решённое» (вроде напр. выписки из Бернгарди, красующейся в книге г.Галахова), оспаривается уже самими немцами.

Если бы Византия в истории европейской науки не внесла ни одного факта, кроме самостоятельной и глубокой разработки богословия и права, то и этого было бы вполне достаточно, чтобы сохранить за ней место в ряду передовых культурных стран Европы.

Нельзя не заметить также, что, хотя запад шёл, по-видимому, своим путём в развитии богословской мысли и вырабатывал свои системы, но даже и в этом отношении богословия он многим обязан Византии. Как в древнехристианском периоде, о котором конечно нечего и говорить, так и в средние века западные церковные писатели очень часто оказывались в прямой зависимости от византийских, иногда только раскрывали и развивали их мысли и напр. та прославленная средневековая мистика запада (с XII в.), которую некоторые считают реакцией против схоластики и первым признаком веяния идей возрождения в области богословской и философской мысли, – по началу была несомненно византийским продуктом, пересаженным на итальянскую и вообще на западную почву. А сколько великих людей дала западу эта мистика, от Иоахима де Флорис (XII в.) с его пресловутым «Вечным Евангелием» до Данте и немецких мистиков! …

Может быть, гораздо справедливее было бы спросить, что же давал средневековый культурный запад Византии, взамен тех разнообразных приобретений, какие получал от неё? Но у нас такой вопрос ещё не поставлен и конечно не будет поставлен до тех пор, пока мы не узнаем Византии ближе. Для нас это – дело далёкого будущего, если только какой-нибудь немец своей «всемогущей учёностью» теперь же не обратит нас на «путь правый», тем более, что немцы в последнее время с особенным рвением начали работать над византийской стариной – в направлении совершенно новом. К сожалению, мы привыкли только повторять зады…

Не одно богословие и византийское право с его великими кодексами и высшими юридическими школами, по образцу которых устраивались знаменитые в средние века итальянские юридические факультеты, вносили имя византийцев в историю европейской науки: «общие биографические словари переполнены именами византийских грамматиков, географов, врачей, составителей произведений всякого рода по физике, астрономии, музыке и по разным другим отраслям знаний». Имена, конечно, ещё немногое говорят, и можно согласиться, что упрёки в неумении сделать какие-нибудь существенные исследования и открытия по части опытных наук по отношению к византийским учёным имеют свои основания, но не надобно забывать, что речь идет всё-таки о средних веках, о средневековых учёных; разве на Западе не то же самое было в века господства средневекового мировоззрения с его идеалами, отрешёнными от всего земного? Требовать от византийских ученых чего-нибудь большего, по части «знаний» – невозможно.

Гораздо важнее другой факт, мало по-видимому, принимаемый во внимание. Обыкновенно арабам приписывают честь сохранения и разработки многих наук в средние века, но учителями арабов были византийские греки, переводчиками древнеклассических творений для арабов, передававших эти творения западу были те же византийские греки, и знаменитейшие из арабских калифов – меценатов, подобно итальянским меценатам эпохи Возрождения, считали за великую честь иметь при себе таких учёных, как напр. византиец Лев Фессалоникийский! … Византийские учёные читали и изучали творения Платона и Аристотеля – и не в жалких, искажённых переводах и компиляциях, а в подлиннике, на их родном гармонически-возвышенном «божественном» языке. Трудно себе представить, чтобы средневековый грек, верно унаследовавший от своих классических предков способность к отвлечённому, философскому мышлению, сохранивший в своей природе – по верному замечанию Тэна – «лучшие и худшие черты греков классических времён», чтобы не выносил ничего из знакомства с великими творениями древности, ничего, кроме школьных формул и категорий.

Вообще относительно знаний, литературы и традиций классической старины, никогда не перестававших жить и сохраняться в Византии, опять-таки принято судить несколько пристрастно: тот факт, что сохранение и пользование сокровищами древности не дали Византии ничего подобного эпох западноевропейского возрождения, – приводят как доказательство умственного старчества, дряблости и непроизводительности греков. Так ли это? … И на западе классические традиции, соединённые с общим неясным тяготением к древности, существовали в течении всех средних веков, однако не в IX в. (не при дворе напр. Карла Великого, окружившего себя учёными классиками, носившими греческие и латинские имена) и не в другое время, а в конце XIII в. и не в другой стране (не во Франции например, служившей центром учёности тогдашней), а в Италии обнаруживаются первые положительные признаки «возрождения», перешедшие в совершившийся факт в XIV – XV в … Викела, в пояснение указанного факта живучести и однако же непроизводительности (в указанном смысле) классических знаний и традиций на их ближайшей родине – в Византии, высказывает мысль, что «назначением Византии по отношению к общей цивилизации было сохранение старых традиций, а не открытие новых путей для умственной деятельности».

Знатоков и страстных поклонников древности в Византии всегда было не меньше, чем напр. в «возродившейся» Италии XIV – XV в. И те самые греки, которых считают только «хранителями» древних сокровищ, являлись деятелями и вносили свою немаловажную долю в западноевропейское дело возрождения и гуманизма – не просто тем, что поставляли для Европы переводчиков и доставляли греческие рукописи, но и кое-чем большим [7]. Припомним напр. знаменитую Платоновскую Академию во Флоренции при Медичисах и её деятелей учёных греков-гуманистов. Неужели все эти греки – Леонтии Пилаты, Мануилы Хрисолорасы и пр. и пр. – не могли бы так же действовать на своей родине, вызывал такой же восторг своими знаниями, как вызывали на чужбине, в Италии, если бы на родине были условия для их гуманистической деятельности.

Остановимся на византийской литературе: в сравнении с западноевропейскими она бедна выдающимися произведениями – таков общий голос. Между тем, начиная «золотыми веками» восточных церковных писателей почти до утраты Византией независимости, в каждом веке встречаем имена писателей, заслуживших почётную известность в летописях всеобщей литературы. В IV и V вв. – Василий Великий, Григорий Богослов, Златоуст, Синезий, Зосима, Стобей, Музей и многие другие (как называют их) «последние представители античной Греции», в VI в. – Прокопий и Агафий с их историческими трудами, в VII – сладкозвучный Георгий Писида, которого современники сравнивали с Эврипидом, в VIII – Иоанн Дамаскин – богослов и великий песнописец, в IX – знаменитый патриарх Фотий, в X – два учёных царя Лев Мудрый и Константин Порфиродный, в XI – Свида, автор знаменитого словаря, и историк Кедрин, в XII – учёный епископ Евстафий Фессалоникийский и знаменитая Анна Комнен и т.д.

А сколько имён менее известных, сколько «произведений анонимных, забытых и только в последнее время появляющихся на свете, благодаря трудам таких учёных, как Сафа! Большинство этих писателей конечно лица духовные, их произведения принадлежат церковной литературе, но стоит посмотреть напр. на греческую гимнографию, чтобы видеть, что и духовные писатели Византии были люди классически образованные, воспитавшиеся на античных образцах и умевшие сочетать глубокое религиозно-поэтическое чувство с гармонией античного ритма [8]. Притом византийская литература ещё так мало разработана даже в самых главных её представителях, что решительно невозможно произносить над ней окончательный приговор. Одно обстоятельство с недавнего времени начинает обращать на себя внимание: оказывается, что многое, прежде считавшееся исключительной собственностью западной литературы, имеет связи с византийской, прошло чрез руки византийцев…

В предложенном очерке имелось в виду указать некоторые более важные пункты, внимательное исследование которых, по нашему мнению, доказало бы всю шаткость и недостаточность обычных у нас взглядов на Византию. Повторяем то, что сказали в начале.

Русским более, чем кому-либо, нужно знать Византию. Византийское влияние в нашей прошлой исторической жизни – в церкви, в государстве, в обществе – было огромное, между тем до сих пор оно представляется нам почти исключительно с одних мрачных сторон.

Не ошибаемся ли мы? Не преувеличиваем ли виновность Византии по отношению к нам?

В самом деле русская жизнь до монгольского периода, несмотря на то, что в это время греки сильнее всего могли влиять на нас, является в радужном (сравнительно) освещении, со светлыми надеждами на счастливое культурно-историческое будущее, но почему же эта же самая жизнь после монголов, в XV–XVI в., когда византийское влияние было менее сильно, чем прежде, – рисуется в таком мрачном свете «византизма!»

Греки ли виноваты в этом? И не странно ли, в то самое время, как византийцы на Западе стояли в первых рядах деятелей возрождения, стояли подле Петрарки, Боккачио, Медичисов, подле Льва Х, у нас их влияние приносило только «мрак», подавленность мысли, вражду к науке и знанию? … Самостоятельное, вполне свободное и безпристрастное изучение Византии и «византизма» одно может осветить эти вопросы, далеко не лишние для верного понимания нашего исторического прошлого. Время такого изучения по-видимому недалеко, потому что у нас появляются наконец учёные, серьёзно занятые византийской стариной: их труды послужат лучшим орудием для борьбы против устаревших взглядов и предрассудков.

Примечания

[1] Недавно в одном большом русском журнале сильно достается проф. Профирьеву за то, что он в новом издании своей «История русской словесности» (1879 г.) высоко ставит византийскую образованность и позволяет себе думать, что древнерусские переводы греческих научных сочинений «для большинства были слишком высоки и неудобовразумительны». Порицая г. Порфирьева за такую ересь, автор от себя говорит следующее: «Византия в сущности была раззолоченным гробом, в котором лежали останки греческой цивилизации, как мумия, не имея почти никакого влияния на умственную и общественную жизнь». Такой взгляд, к сожалению, у нас господствующий. См. «Дело»1879 г. № 11 (статья Шашкова).

[2] В немецком переводе она появилась с таким заглавием: Die Griechen des Mittelalters und ihr Einfluss auf die europ. Cultur, ubers. W. Wagner.1878.

[3] Смотреть также лестный отзыв об этой книге в Historische Zeitschrift Sibel’a, 1880 года, вып. 1, стр. 182–184.

[4] Знаем, что с таким аргументом не согласятся противники византизма и монашества: в средних веках они «мрак и варварство», а виновниками мрака и варварства считают монашество. Но история развития мысли, знания и общественных идеалов давно уже осудила подобное «презрительное» отношение к средним векам.

[5] Ozanam, Etudes germaniques, tom. II: Montalembert, Les Moines d’Occident, tom. II; Ebrard, Die Iroschottische Missionskirche des 6, 7 und 8 jahrb., 1878, стр. 183 и др.

[6] См. Tedd. St. Patrik Apostle of Ireland. Dublin, 1864 стр. 88 и след.

[7] В недавнее ещё время самое начало «возрождения» связывались с бегством греков в Италию.

[8] См. в последнем издании Сафы… Paris. 1879.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5.04.2021
KudaPostupat.by
Архив (2021г.)

Тест по русскому языку. 1-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно

Тест по русскому языку. 2021 год. Вариант 1. Составила репетитор по русскому языку, ИП Бовтрукевич И. М. — специально для пользователей Электронного справочника абитуриента Беларуси KudaPostupat.by (Куда Поступать бай). Условия всех заданий совпадают на 100% с условиями заданий тестов 3-го этапа РТ 2021г.
 

Внимание:

  • значком* и синим цветом отмечены задания с измененным условием по сравнению с тестами ЦТ-2020;
  • под каждым новым или измененным заданием даны комментарии, где они встречались ранее (если встречались).

! Ответы можно скачать здесь

Часть А

А1. Пишется «А» на месте пропуска в словах:

  1. тр…диция
  2. уг…релый
  3. сож…ление
  4. оз…рение
  5. покл…ниться

А2. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:

  1. пр…бытие в город
  2. бл…стеть на солнце
  3. арт…ллерия
  4. обв…вать веревкой
  5. инт…ллект

А3. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:

  1. дис…онанс; рас…тегай
  2. бе…козырка; ди…куссия
  3. запра…ка; би…штекс
  4. мчаться вскач…; свеч…ное освещение
  5. миллиар…; накла…ка

А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:

  1. увлеч…нный
  2. ж…рнов
  3. корниш…н
  4. испеч…т
  5. с сургуч…м

А5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:

  1. традиц…я; без…дейный
  2. огурц…; ц…ганский танец
  3. с…гранный матч; ц…лина
  4. необходимая помощ…; в…етнамский товар
  5. кинос…ёмочный; грязная ветош…

А6. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:

  1. зайч…к, стоит на контрол…
  2. ковр…к; об эпопе…
  3. о бездель…; доверч…вый
  4. о говорящ…м попуга…
  5. выступить на ассамбле…; излиш…к

А7. Пишется «А/Я» на месте пропуска в примерах:

  1. они терп…т
  2. леле…щий ребенка
  3. прикле…вший ленту
  4. снег раста…л
  5. вывал…нный в грязи

А8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

  1. девочка избалова…а родителями; нестриже…ые волосы
  2. иллюстрирова…ый журнал; шли организова…о
  3. прида…ое невесты; дети культурны и образова…ы
  4. взгляды несоверше…ы; соломе…ая шляпка
  5. пече…ые с медом яблоки; ути…ый клюв

А9. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:

  1. (не)лепая случайность; (не)добрый, а злой человек
  2. (не)рад новостям; ничего (не)сделано
  3. нагрубил (не)сдержавшись; (не)трудно сделать
  4.  (не)решенная никем задача; совсем (не)ожиданная встреча
  5. (не)шестой день; (не)всякий сможет

А10. Пишется «НЕ» на месте пропусков:

Ребята н… (1) раз уже писали Никите по Viber, но он н…(2) разу им н…(3) ответил. И сколько бы они н…(4) звонили ему, парень, обидевшись, н…(5) снимал трубку.

А11. Через дефис пишутся слова:

  1.  (ярко)синий
  2. петь (по)английски
  3. (пол)границы
  4. (южно)американский
  5. (длинно)хвостый

А12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (Не)смотря на сложность экзамена, Андрей справился и сдал его на десятку.
  2. Идем сегодня (в)глубь тайги.
  3. В Мирский замок теперь следует ехать (по)новому шоссе.
  4. Мальчишкам пришлось запрыгивать в уходящий поезд (на)ходу.
  5. (В)виду недостатка времени советую не отвлекаться на посторонние темы.

А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

  1. Язык _ это наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся до конца жизни.
  2. Жизнь _ не сад, в котором растут одни только цветы.
  3. Поиск по названию квалификации и специальности, словарь специальностей и онлайн-профтест _ все эти сервисы впервые были разработаны и внедрены на сайте KudaPostupat.by в 2010г.
  4. Соблюдение законодательства и авторских прав _ есть неотъемлемая часть ведения бизнеса в рамках правового поля.
  5. Электронный справочник абитуриента Куда Поступать бай _ популярен у старшеклассников на протяжении 11 лет.

*А14. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

  1. Вечерами у берега оставалась не застланной листьями только полоска воды.
  2. Ванька вышел наружу и бросившись в воду с шумом поплыл к буйку.
  3. Нам порядком надоели не растаявший до сих пор снег и холод никак не заканчивающийся в конце марта.
  4. Позвольте ж капитан наконец спуститься на нижнюю палубу.
  5. Кузьмич старый наш дворник встал очень рано чтобы успеть справиться с работой до появления первых прохожих.

(Задания с идентичной формулировкой условия последний раз были в тестах ЦТ 2016-17гг.-А14)

А15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

  1. Оказалось что всё может сложиться вполне удачно и вывести меня из кризиса.
  2. Очевидно что хорошие идеи часто копируются конкурентами и выдаются за собственные.
  3. Девочки почти весь день плутали по лесу и уставшие наконец вышли к своей деревне.
  4. Одним словом жизнь потихонечку приобретает новые краски.
  5. Кажется Печорин еще не собирался в дорогу.

*А16. Укажите, какие предложения соответствуют приведенной ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):

[   ], и [   ].

  1. Снег растаял и из-под слоя слежавшейся прошлогодней листвы проклюнулись тоненькие иголочки молодой травы.
  2. На сайте KudaPostupat.by выпускники ищут будущее место учёбы и педагоги читают новости.
  3. Кто из нас не был молод и кто не делал ошибок?
  4. Резкий ветер шуршал листвой и дождь моросил на снопы сена.
  5. Бабушка сидела в кресле закутавшись в плед и читала какую-то старую книжку.

(Точно такие же задания последний раз встречались в тестах ЦТ 2012-13гг.-А15)

А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. Лодка была уже на середине озера, когда Нефёдов проснулся и когда мальчишки заметили ее отсутствие на берегу.
  2. Я сижу возле костра, и, пока Никита Петрович дёргает свою удочку, попадается несколько славных рыбин.
  3. Из окна его дома, располагавшегося в микрорайоне «Маяк Минск», была видна та самая Национальная библиотека, и был слышен тот самый музыкальный фонтан «Дана Танец».
  4. Тот что шёл впереди, был одет в легкую льняную рубашку серого цвета.
  5. Когда гроза закончилась, и небо немного посветлело, оказалось, что деревья повалены и оторванные от них ветки лежат даже на крышах домов.

А18. Знаки препинания расставлены правильно в бессоюзных сложных предложениях:

  1. Пора было уже вставать — часы показывали без четверти восемь.
  2. Я оглянулся вокруг и почувствовал — сердце мое наполняется радостью от увиденного.
  3. Утром я немного прогулялся возле обрыва и очень удивился: чего мы так вчера испугались?
  4. Три часа упорного труда были уже позади: курсовая работа была готова.
  5. Нравится рисовать — рисуй на здоровье.

А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

  1. «Самое главное — поступить в вуз!» — запальчиво произнёс Никита. «Не соглашусь. Самое главное — его закончить», — спокойно возразила мама.
  2. «Чья это собака? — спрашивал я себя: — Откуда она?»
  3. Пушкин говорил, что: «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
  4. — Откуда этот камень у тебя? — удивился Николай Петрович.
  5. «Единый мониторинг хода подачи документов во всех вузах страны вы найдете на сайте KudaPostupat.by, — сообщил учитель и добавил: — Этот сервис работает уже 11-й год».

А20. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. KudaPostupat.by известен _ как первый в Беларуси интернет-портал, предоставивший пользователям возможность искать специальность по вступительным экзаменам (ЦТ).
  2. По этой дороге в старину ездили _ как короли _ так и простые купцы.
  3. Основателем первого электронного справочника абитуриента Беларуси является не кто иной _ как И. М. Бовтрукевич.
  4. Ближе к вечеру солнечный свет стал густым и тягучим _ как мёд.
  5. В итоге наш конкурент обанкротился и стал беден _ как церковная мышь.

А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Нам нужно было во что бы то ни стало к утру попасть на место _ (1) и _ (2) чтобы это получилось _ (3) впопыхах выпив кофе _ (4) мы вышли ночью из дома _ (5) дорога была длинной и непростой.

*А22. Укажите, в каких примерах значение фразеологизмов указано верно:

  1. Стоять в глазах — не двигаться, стоять долго на одном месте
  2. На один зуб — не хватает умения, способностей на что-либо
  3. Стоять на своих ногах — быть самостоятельным, не нуждаться в поддержке или помощи
  4. Класть зубы на полку — испытывать нужду, ограничивать себя в самом необходимом, голодать
  5. С места в карьер — сделать что-то очень быстро, без промедлений, сразу

(Традиционное задание, однако несколько последних лет встречалось в ЦТ под № В7).

*А23. Укажите, какие слова имеют такое же строение, как слово подумаю:

  1. пригорок
  2. прочитав
  3. задумка
  4. счищавший
  5. безрыбье

(Изменена только формулировка условия задания, проверяются те же навыки разбора слова по составу, что и в предыдущие годы).

*А24. Выделенные слова являются сочинительными союзами и соединяют части сложного предложения:

  1. Все работы были уже выполнены, курсовая тоже была закончена.
  2. Он избегал общества литераторов и предпочитал им светских людей.
  3. Сергей хотел вручить ему тридцать рублей, однако в этот момент Фёдор заговорил и тем самым отбил желание делиться.
  4. Учитель стал выяснять, придут ли ее ученики на мероприятие.
  5. Гостей-иностранцев удивляли не столько широкие улицы и проспекты Минска, чистые и ухоженные, сколько сами горожане, приветливые и добрые.

(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).

А25. Верными являются утверждения:

  1. В предложении Школьников попросили прийти на субботник выделенное слово выполняет функцию дополнения.
  2. В предложении Прочитать наизусть отрывок из стихотворения оказалось делом несложным составное глагольное сказуемое.
  3. В предложении Брат приехал к сестре сообщить ей о рождении своего сына выделенное слово выполняют функцию обстоятельства.
  4. Предложение К радости Киры, дела стали налаживаться является распространенным.
  5. Предложение Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности и невежества осложнено однородными членами предложения.

А26. Речевые нормы нарушены в предложениях:

  1. Пандемия начала 20-х годов 21 века, вызванная коронавирусом COVID-19, произвела огромное влияние на образовательный процесс во всем мире.
  2. Успешно выполненная работа является результатом старания человека, его внимания ко всем мелочам и даже подробностям.
  3. Он изо всех сил старался произвести хорошее впечатление на Мирославу.
  4. Этот трудолюбивый человек целеустремленно и настойчиво всю жизнь стремится к своей цели.
  5. Всем желающим в нашем банке представляется кредит на покупку жилья.

А 27. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

  1. Мой брат поступил в БГУ в двух тысяча пятнадцатом году.
  2. Им только сплетен не хватало.
  3. Около полуторасот человек стали свидетелями открытия нового фонтана в Минске.
  4. Я побежу в этом соревновании.
  5. Самое главное в жизни — это здоровье наших детей.

А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. На встречу со студентами пришел заведующий кафедрой современного русского языка.
  2. Согласно постановления им надо было подать апелляцию.
  3. Потревоженные пчелы медведем стали летать вокруг дуба и недовольно жужжать.
  4. Глядя на картины молодого художника, возникают самые разные ассоциации.
  5. Министр образования рассказал о предстоящих изменениях в системе вступительной кампании.

Текст к заданиям А29, А30 и В1 – В5

(1) Электронный справочник абитуриента KudaPostupat.by (Куда Поступать бай) был создан в 2010-м году, когда Интернет только входил в активный обиход белорусских пользователей, а порталов, посвященных образованию, почти не было. (2) Идея создания родилась из необходимости облегчить поступающим поиск будущего места учебы и принадлежит репетитору с многолетним опытом подготовки старшеклассников к поступлению Ирине Михайловне Бовтрукевич.

(3) До появления KudaPostupat.by в Беларуси существовали только бумажные справочники для абитуриентов, которые ежегодно переиздавались Министерством образования в виде сборников. (4) Но пользоваться ими было не очень неудобно, так как в поисках нужной специальности и вуза, изучения проходных баллов и вступительных экзаменов приходилось перелистывать по 200 – 300 бумажных страниц.

(5) Создание сайта начиналось с разработки автоматизированной поисковой системы по экзаменам (ЦТ), проходным баллам, названию специальности и квалификации. (6) Впоследствии были добавлены новости и другие многочисленные сервисы. (7) Сейчас, когда справочник отметил свой 10-летний юбилей, здесь работает более 25 сервисов, адресованных абитуриентам: общереспубликанский календарь «Дни открытых дверей»; каталог курсов (ЦТ); словарь «Специальности (описание и где учиться)»; тест на профессию «Кем быть — где учиться»; поиск УО, предоставляющего место в общежитии; каталог «Переподготовка» и многие другие. (8) Кроме того, открыт «Служебный доступ» для сотрудников вузов, колледжей и лицеев, которые, получив его, самостоятельно работают с размещенной информацией и актуализируют ее в соответствии с новым порядком приема, демонстрируя тем самым свое доверие справочнику. (9) Надо сказать, что сервисами портала активно пользуются не только молодые люди, но и многочисленные белорусские профориентологи и педагоги.

(10) К сожалению, сегодня некоторые сервисы KudaPostupat.by — самые востребованные и популярные у абитуриентов — беспардонно копируются другими образовательными сайтами и выдаются за их собственные разработки. (10) Так, например, произошло с поисковой системой по экзаменам (ЦТ) и личной разработкой Ирины Михайловны — единым мониторингом (ходом приема документов во всех вузах и колледжах), с помощью которого летом очень удобно следить за количеством поданных документов на ту или иную специальность и оценивать свои шансы.

(11) Из всего вышесказанного можно сделать вывод: сайт KudaPostupat.by был создан своевременно, решая многие актуальные проблемы и отвечая потребностям пользователей. (12) И до сих пор он остается популярным и нужным как абитуриентам, так и педагогам различного профиля.

А 29. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

  1. На сайте KudaPostupat.by есть специальный раздел, где размещаются объявления об открытии новых специальностей в вузах и колледжах Беларуси.
  2. Основатель сайта — преподаватель одного из ведущих вузов Беларуси.
  3. Учреждения образования доверяют справочнику KudaPostupat.by и более 10 лет сотрудничают с ним.
  4. Единый мониторинг (ход приема документов во всех вузах и колледжах Беларуси) работает на KudaPostupat.by более 10 лет.
  5. В Беларуси автоматизированный поиск специальности по ЦТ и проходным баллам впервые был реализован на сайте KudaPostupat.by.

А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

1. Художественный стиль речи;

2. Публицистический стиль речи;

3. Тип речи – повествование с элементами рассуждения;

4. Тип речи – описание;

5. Задача речи – рассказать о создании и причинах популярности первого в Беларуси электронного справочника абитуриента KudaPostupat.by.

Часть В

*В1. Найдите в тексте (среди предложений 3-5) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и местоимения. Номер предложения запишите цифрами (например, 10) в область ответов.

(Последний раз такое задание встречалось в ЦТ-2017).

В2. Найдите в 8-м предложении синоним к слову «обновлять». Запишите это слово (синоним) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.

В3. Найдите в 12-м предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

*В4. Подберите слово, от которого образовано существительное, выделенное в 2-м предложении текста. Запишите это слово в область ответов в начальной форме.

(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).

*В5. Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1345.

  1. прилагательное в краткой форме;
  2. наречие;
  3. качественное;
  4. в форме среднего рода единственного числа;
  5. является обстоятельством.

(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в в части В тестов ЦТ).

В6. Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).

Угрюм-рекой называли Подкаменную Тунгуску — один из притоков Енисея, расположенный на севере Красноярского края. Река всегда отличалась большим количеством порогов, к тому же периодически в ее течении то справа, то слево из-под воды появлялись огромные валуны. В связи с этим сплавляться по ней не рекомендовалось.

*В7. Найдите в предложениях существительные третьего склонения, определите их падеж и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. В середине большого зала мы увидели рояль белого цвета, за которым сидела обворожительная девушка в шляпке, украшенной вуалью.

1. именительный

Б. Но больше всего ее раздражали слякоть под ногами и надоедливые дождь со снегом.

2. родительный

В. Желающие получат консультации специалистов государственной службы занятости и представителей кадровых служб организаций.

3. дательный

Г. Неожиданное предложение поработать с моделями этого агентства стало для молодого фотографа хорошим стартом в карьере.

4. винительный

5. творительный

6. предложный

(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).

*В8. Установите соответствие между глагольными формами и их морфологической характеристикой:

А. поступит

1. в форме будущего времени

Б. сохнувший

2. в форме настоящего времени

В. предостерег

3. в форме прошедшего времени

Г. загадать

4. значение времени не определяется

(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).

*В9. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. побеждающий всех

1. согласование

Б. пятый элемент

2. управление

В. написавший грамотно

3. примыкание

Г. призвание учить

(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).

В10. Определите виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях и установите соответствие между предложениями и их схемами:

А. Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась из-за жуткой жары.

1. изъяснительная

Б. В зале воцарилось молчание, ибо все присутствующие были шокированы услышанным.

2. определительная

В. Антон Павлович сказал, что подкрепление вскорости прибудет.

3. времени

Г. Мы тщательно продумали запасной вариант, чтобы не пришлось платить лишнее.

4. причины

5. цели

Ответы можно скачать здесь


Другие материалы:

  1. Тест по русскому языку 3-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  2. Тест по русскому языку. 2-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  3. Тест по русскому языку. 1-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  1. Тест по русскому языку 3-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  2. Тест по русскому языку 2-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  3. Тест по русскому языку 1-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  1. Тест по русскому языку 3-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно 
  2. Тест по русскому языку. 2-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно 
  3. Тест по русскому языку. 1-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно  
  4. Бесплатные авторские тесты + Ответы
  5. Тактика и порядок выполнения заданий теста по русскому языку, чтобы избежать ошибок и все успеть. Практические советы 
  6. Бесплатное онлайн-тестирование! Тесты по русскому языку 2014 — 2021г. + Ответы
  1. Сборники тестов ЦТ за 2006 — 2014 гг.
  2. Тесты РИКЗ и полный разбор заданий (консультации)
  3. Тесты (демоверсии) РИКЗ и правильные ответы к ним
  4. Демонстрационные варианты тестов по всем предметам ЦТ — в помощь абитуриентам
  5. Вниманию абитуриентов: РИКЗ предлагает демоверсии тестов по всем предметам (архив)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка

Настоящая образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Юный лингвист» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» и на основе Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ «Гимназия №1.

Программа курса по внеурочной деятельности «Юный лингвист» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит
образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие
Жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Содержание и методы обучения занятий «Юный лингвист» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный лингвист» является закономерным продолжением уроков русского языка, соответствует ФГОС. Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).

Актуальность программы «Юный лингвист» заключается в том, что она способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Формы проведения занятий:

  • лекции, беседы;
  • игры-конкурсы; КВН;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности:

  • теоретическая
  • практическая
  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество.

Основные методы и приёмы работы:

  • объяснение учителя;
  • создание проблемной ситуации;
  • работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн;
  • составление планов, самоинструкций к правилам;
  • работа с обучающей программой-тренажером по русскому языку «Фраза»
  • работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
  • речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова

Содержание программы. 7 класс

Орфография (6 час.)

«Секреты» правописания безударных гласных, гласных после шипящих и Ц в разных морфемах. Смягчение иль разделение? Ъ и Ь. Приставки разных групп.

Синтасис и пунктуация (2 часа.)

Отличие словосочетания от предложения. Простые и сложные
предложения. Знаки завершения и разделения.

Причастие (9 час.)

Биография причастия. История названия. Образование причастий. Образование причастий настоящего и прошедшего времени. Обиженное, страдательное причастие: Правописание страдательных причастий: Н-НН; гласные перед Н-НН. Причастный оборот и его синтаксический синоним – предложение с союзным словом “который». Опознавательные признаки причастного оборота. Выделение запятыми причастных оборотов. Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
способы применения изученного правила. Систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Причастие».

Деепричастие (3 час.)

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль деепричастий в тексте. Трудные случаи постановки знаков препинания при деепричастном обороте. Употребление деепричастий в речи.

Наречие — интересная часть речи (7 час.)

Наречие или предлог? Морфологические признаки и синтаксическая роль наречий, их отличие от предлогов. Кто возведён в степень? Степени сравнения наречий, отличие от сравнительной степени прилагательных. Наречные суффиксы. Правописание наречий через дефис. Слитное и раздельное написание наречий.

Служебные части речи (6 час.)

Углубление знаний о предлоге, распознавание в текстах предлогов, выявление их функций. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме: систематизация знаний по теме «Предлог». Усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов. Функции и правописание союзов, отличие их от омонимичных слов. НЕ или НИ? Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе
предложения.

Итоговое занятие (1 час). Лингвистическая игра «Мы грамотеи»

Тематическое планирование. 7 класс

Разделы

Количество часов

1

Орфография

6

2

Синтаксис и пунктуация

2

3

Причастие

9

4

Деепричастие

3

5

Наречие — интересная часть речи

7

6

Служебные части речи

6

7

Итоговое занятие

1

Итого: 34 часа.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Асирий, А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. М.: Просвещение, 2010.
2. Асирий, А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. М.: Просвещение, 2010.
3. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости// Русская словесность. 2000. №1.
4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,
2011.(Стандарты второго поколения).
5. Граник, Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М.: Просвещение, 2006.
6. Граник, Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2006.
7. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой. М: Просвещение, 2010.
8. Иванова В.А.,Потиха З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке. СПб.: Отделение изд-ва «Просвещение», 2008.
9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. — М.: Просвещение, 2012.
10. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2015.
11. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение,
2008.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

ТСО

Количество

1 Компьютер

1

2 Мультимедийный проектор.

1

3 Сетевой фильтр.

1

4 Экран.

1

5. Принтер

1

Справочники, энциклопедии

1. Войнова Л.А., Жуков А.И. Фразеологический словарь
русского языка – М.: Русский язык 1986

1

2.Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия /
Владимир
Даль. — М.: Эксмо, 2006.

1

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

1

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2010.

1

Электронные компьютерные диски для 5-9 класса

1. Библиотека школьника. (DVD-box).

1

2. Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и
Мефодий»)

1

3.Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;

4.Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.

Электронные материалы

1. Презентации по всем темам и разделам русского языка 7 класс

Интернет-ресурсы

1. http://www.gramota.ru/ — Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
2. http://1sept.ru/ — газета «Первое сентября».
3. CD-ROM. Русский язык (Справочник школьника).
4. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
5. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
6.. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

 

  • Сочинение слово тончайшее прикосновение к сердцу
  • Сочинение слово о полку игореве в чем пафос памятника слово о полку игореве
  • Сочинение слова паразиты в нашей речи
  • Сочинение слово культура многогранно
  • Сочинение сказка на башкирском