Сочинение слова паразиты в нашей речи

На мой взгляд, речь это один из самых важных способов общения. каждый день мы говорим с разными людьми, и

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.

? Правильная речь. Какая же она??? Думаю, многие из нас задумывались об этом. Особенно сейчас, когда пишем сочинение на эту тему.
Все мы помним, как в школе делали домашние задания, которыезаключались в том, чтобы прочитать и пересказать какой-либо параграф. Лично мне, да и многим моим одноклассникам, это в то время казалось довольно бессмысленным занятием. Теперь-то нам понятно, что таким образомучителя пытались научить нас грамотно и культурно выражать своё мнение.
Но многие ли из нас, окончив школу, считают, что научились грамотно озвучивать свои мысли и даже способны выступить перед аудиториейслушателей? Я думаю, что нет. Умение грамотно и четко излагать свои мысли – это то, чему большинству из нас приходится учиться самостоятельно и для этого требуется много сил и терпений. Например, ораторыдревних времён тоже учились правильно излагать свою речь. Ведь даже Демосфен, самый известный оратор Древней Греции, не имел врожденного ораторского дара, а добился мастерства через упорные занятия итренировки.
Другой пример приведу из своей речи. Я использую в своей речи слово «ОК», которое относится к иностранному. Тем самым получается, что я искажаю речь иностранными словами, и речь моястановится некрасивая. Также иногда выражаю своё мнение словами-паразитами. Можно сделать вывод, что моя речь неправильная. Но не стоит расстраиваться. Приложив немного усилий, можно исправить её. Умениеправильно и красиво говорить важно не только ораторам, телеведущим и преподавателям. Есть масса и других профессий, в том числе и наша профессия. В целом, ораторские умения не помешают никому из нас.
Что женам может помочь научиться формулировать и ясно и чётко излагать то, что мы думаем? Это, во-первых, чтение. Чтение поможет и сформировать богатый словарный запас, что также очень важно для овладениякультурой речи. Книга – лучший друг!
Во-вторых, изучайте логику, общайтесь с теми, кто уже достиг вершин правильной речи, и вообще больше общайтесь с различными людьми….

Наша речь своего рода визитка, где указаны наше образование, возраст, профессия, место проживания. Согласитесь, манера разговора у грузчика и учителя сильно отличаются, хотя в обоих случаях выражения богатые и образные. В этой ситуации мы сталкиваемся с таким понятием, как «культура речи». Чтобы «окультурить» свою речь не нужно иметь большой словарный запас, достаточно грамотно распоряжаться тем, что уже имеется. Просто правильно ставьте ударения, избегайте слов — паразитов, не употребляйте не к месту «заумные» фразы. Не волнуйтесь, вас поймут и бомж, и пьяница, они тоже понимают литературные слова.
Наш язык очень богат на различные художественные обороты: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Можете смело их использовать, их применение сделает вашу речь ярче, а вы добавите себе в копилку плюсов комплимент « он интересный собеседник». А ещё, точным словом можно ударить соперника сильнее, чем кулаком. Учитывайте, что именно, когда и как вы говорите, и скоро литературная речь станет для вас естественной.
Я понимаю, что сегодня не актуально говорить правильно, мы предпочитаем разговорную, часто грубую речь. И мир вокруг становится недружелюбным, ведь « какая жизнь – такие песни». Попробуйте не оскорблять себя и окружающих грубостью, достаньте из словарного багажа вежливость и, возможно, жизнь тоже скажет вам «пожалуйста».

Все мы помним, как в школе делали домашние задания, которые заключались в том, чтобы прочитать и пересказать какой-либо параграф. Лично мне, да и многим моим одноклассникам, это в то время казалось довольно бессмысленным занятием. Теперь-то нам понятно, что таким образом учителя пытались научить нас грамотно и культурно выражать свое мнение.
Но многие ли из нас, окончив школу, считают, что научились грамотно озвучивать свои мысли и даже способны выступить перед аудиторией слушателей? Я думаю, что нет. Умение грамотно и четко излагать свои мысли — это то, чему большинству из нас приходится учиться самостоятельно, или даже с помощью платных курсов. И это не удивительно, ведь даже Демосфен, самый известный оратор Древней Греции, не имел врожденного ораторского дара, а добился мастерства через упорные занятия и тренировки. Бытует мнение, что именно он изобрел скороговорки, помогающие сделать речь четкой и ясной.
Многие люди, работающие на телевидении и радио, просто поражают своим умением говорить: они с легкостью строят предложения, разбавляют их подходящими остротами и нужной информацией. Слушая их, складывается впечатление, что научиться так профессионально пользоваться речевым аппаратом просто невозможно! Как часто слова крутятся на языке, но в нужный момент сказать их не получается. И как много остроумных, отточенных фраз приходит на ум уже после разговора или дискуссии. Особенно трудно владеть своим речевым, а зачастую и психическим, аппаратом, выступая перед целевой аудиторией. Мы бледнеем, краснеем, речь делается невнятной, появляются слова-паразиты, и в результате выступление провалено.
Умение правильно и красиво говорить важно не только для дикторов радио…
и телевидения. Есть масса других профессий: дипломаты и юристы, преподаватели и политики, журналисты и менеджеры. В целом, ораторские умения не помешают никому из нас.
Чтобы проверить себя и понять, можете ли вы четко и грамотно донести до окружающих свои мысли, запишите себя на диктофон, а потом прослушайте. Также уровень вашего мастерства проявляется и в том, как окружающие воспринимают вашу речь. Если результаты тестов неудовлетворительны — не расстраивайтесь. Если вы можете грамотно выразить свои мысли в письменной форме, вы, без сомнения, сможете сделать это и в устной речи. Это позволит вам выйти на новый уровень коммуникабельности, и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Что же нам может помочь научиться формулировать и ясно и четко излагать то, что мы думаем? Это, во-первых, чтение. Для этого надо читать качественную литературу — лучше всего, классическую. Чтение поможет и сформировать богатый словарный запас, что также очень важно для овладения культурой речи. Уделяйте внимание развитию вашей памяти, иначе, даже зная нужное слово, вы рискуете не вспомнить его вовремя!
Ведение блога или дневника, участие в дискуссиях и обсуждениях на форумах помогут вам научиться формулировать то, что вертится на языке, пусть пока и письменно. Изучайте логику, общайтесь с теми, кто уже достиг вершин ораторского искусства, и вообще больше общайтесь с различными людьми. Вот, вкратце, те способы, которые я считаю наиболее полезными для овладения культурой речи. А умение красиво, грамотно и четко выражать то, что вы думаете, поможет вам достичь успеха в избранной профессии и в личной жизни.

Слайд 1

Индивидуальный проект по предмету: «Русский язык» на тему: «За чистоту русского языка!» Выполнил: студент Сех А.П. очной формы обучения профессии «Пекарь» Руководитель: преподаватель Буланова Н.Ю.

Слайд 2

Содержание: 1. Актуальность выбранной темы. 2.Цель,методы и задачи проекта. 3. Чистота речи как показатель речевой культуры человека. 4. Нарушения чистоты речи. 5. Мнение известных лингвистов о русском языке. 6. Анкетирование учащихся 9 класса 7 .Результаты исследования.

Слайд 3

Актуальность выбранной темы. Без всякого сомнения, тема сохранения чистоты русского языка является актуальной во все времена, так как в русский язык приходят новые изменения. Существуют в нашей речи паразитические слова, которые нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

Слайд 4

З адачи проекта 1 . Привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; 2. Воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку; 3. Довести до молодежи о дурном влиянии ненормативной лексики ;

Слайд 5

Цель 1. : Повысить культурный уровень общения среди молодежи. 2 . Выяснить что «загрязняет» русский язык 3.Найти причину возникновения этих факторов. 4.Привести примеры действий, направленных на очищение русского языка . Методы исследования: Исследование литературы, наблюдение, сравнение и анкетирование обучающих 9 класса Предмет исследования: факторы, засоряющие речь учащихся Объект исследования: устная речь современных студентов и школьников

Слайд 6

История развития русского языка Известны знаменитые строчки о бережном отношении к родному языку писателя русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Эти слова имеют ценность и в настоящее время. В последние десятилетия в русском языке появилось изобилие иностранных слов (маркетинг, тинэйджер).

Слайд 8

Нарушения чистоты речи. а ) Слова-паразиты. б) Просторечия. в) Варваризмы . г)Сквернословия д) Сленг молодежи. Воздействие на речь подростков молодежного сленга е) Жаргонизмы. Выводы по жаргонизмам

Слайд 9

Слова-паразиты. Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Поэтому слова-паразиты, несмотря на их общеупотребительные омонимы, находятся за пределами норм литературного языка и свидетельствуют о низкой культуре говорящих в целом (не только речевой).

Слайд 10

Просторечия. Основным пластом русского литературного языка являются слова общеупотребительные, межстилевые. На фоне этой стилистически нейтральной лексики резко выделяется лексика с пониженной стилистической окраской – просторечия. Однако с использованием просторечий, как и вообще сниженной лексики, необходимо быть осторожным, так как далеко не каждый собеседник всегда оценит подобное включение в речь как уместное и удачное. Его ведь можно расценить и как свидетельство того, что это отражает общекультурный уровень говорящего, привыкшего так выражать свои мысли и не умеющего найти литературный эквивалент просторечию; такие выражения можно расценить как сигнал о том, что говорящий низко оценивает культурный уровень слушателя или стремится к фамильярности в общении. Кроме того, это выражение может совершенно не соответствовать общему стилю речи и ситуации общения в целом.

Слайд 11

Варваризмы Если просторечия находятся на границе русского литературного языка вследствие своей осознаваемой сниженности, то варваризмы, на первый взгляд, выполняют прямо противоположную функцию — они «кричат» об образованности автора речи и порой употребляются одинаково часто как в устной, так и письменной речи. Однако варваризмы не в меньшей степени засоряют речь, потому что представляют собой иноязычные вкрапления, употребляемые в русской речи неоправданно, часто под влиянием своеобразной моды.

Слайд 12

Сквернословие Сквернословие постепенно становится болезнью не только отдельных людей, но и общества в целом. В современном мире общество использует брань, авторы газетных колонок уже не стыдятся использовать мат в своих художественных произведениях, такие не все, но они есть. Если представить чтобы было бы со сквернословцами в 17 веке, которые используют брань в публичном месте, то им бы назначили смертную казнь . Сквернословие – это молитва, призывающая бесов, это — антимолитва .

Слайд 13

Сленг молодежи Сленг- это термин, объединяющий в себе явления разного рода: разговорные слова, жаргонные выражения. О ни свойственны людям не обладающим высокой культурой и достаточным уровнем образования . Дети часто употребляют молодежный сленг, чтобы подчеркнуть свое «я» , не быть как все, возможно, подростки используют такие слова, чтобы почувствовать свободу, свободу от всяких запретов родителей. Конечно, общение идет интереснее, с тем человеком, который четко и ясно выражает свои мысли, который может ярко и красочно описать свои чувства, действия, не используя неприятные на слух слова.

Слайд 14

Воздействие на речь подростков молодежного сленга: Явление «сленг» нельзя считать временным, так как молодежь общается и придумывает все новые слова. Начав употреблять сленговые речевые обороты , подросток и думать начинает так же . . Так как подросток общается и пишет, используя сленговые слова, это приводит к тому, что эти выражения начинают просачиваться в сочинения и в разговоры с учителями. В скором времени такому ребенку потребуется переводчик. Все же сленг – это язык ограниченный, создан только для определенных людей в кругу общения. Принимать его вместо литературного – значит обеднять не только свою жизнь, но и сами мысли о жизни.

Слайд 15

Воздействие на речь подростков молодежного сленга: . Русский классик Константин Георгиевич Паустовский как бы предвидя то, что произойдет с речью в будущем ,сказал : «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» , поэтому давайте не засорять наш родной и разнообразный язык!!!Эти слова актуальны и по сей день видоизменения русских слов, заимствования иностранных слов, использование сленга — все это уменьшает могущество нашего родного языка!

Слайд 16

Жаргонизмы Наше общество делится на разные социальные группы. И в каждом таком обществе возникает своя особенная речь, такая речь называется жаргоном. Жаргонизмы — это слова, которые используются в определённой социальной или возрастной среде. Жаргонизмы также называются жаргонными словами. Жаргонные слова используют не только школьники, студенты, но и люди разных профессий .

Слайд 17

Примеры жаргонизма Например жаргонные слова из речи врачей. Значит так! У нас клиент. Возможно, телепузик , так что едем с цветомузыкой. Если что – будем закалывать. И шарманку там не забудьте! Что же это все значит: 1) КЛИЕНТ – пациент; 2) ТЕЛЕПУЗИК – пациент с желтухой; 3) ЦВЕТОМУЗЫКА – мигалка; 4) ЗАКАЛЫВАНИЕ – проводить обезболивание; 5) ШАРМАНКА – электрокардиограф .

Слайд 18

Выводы по жаргонизмам: 1) Жаргоны очень разнообразны. Есть профессиональные жаргоны, жаргон студентов, жаргон школьников и так далее. 2) Жаргоны быстро меняются. Многие жаргонизмы быстро устаревают, и в моду входят другие. 3) Жаргонизмы очень выразительны. Часто они переходят в просторечие и даже в литературный язык ( например: АМБАЛ – сильный человек). Но не стоит забывать, что жаргонизмы не входят в состав русского литературного языка. 4) В появлении жаргонизмов отображается стремление человека творить новые слова. 5) Чрезмерное увлечение жаргонизмами может привести к обеднению словарного запаса .

Слайд 19

Мнение известных писателей о русском языке Иван Сергеевич Тургенев считает русский язык поддержкой и опорой. Он говорит о нем как о великом, могучем, правдивом и свободным языке. Тургенев утверждает, что русский язык — язык великого народа.

Слайд 20

Максим Анисимович Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва» отмечает, что использование бранных слов свидетельствует о низкой культуре и необразованности человека. В книге представлены рассуждения о том, что люди часто преувеличивают проблему чистоты русского языка.

Слайд 21

Прочитав несколько мнений лингвистов и писателей, вы можете сами решить искоренять загрязнение родного русского языка или же оставить все так как есть . Лично я принимаю позицию лингвистов, ведь так оно и есть, русскую речь загрязняем мы сами и эта та проблема, с которой нужно бороться!

Слайд 22

Чтобы узнать задумываются ли обучающиеся 9 класса о проблеме русского языка, мною было сделано анкетирование. 1.Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова? Никогда-1; Редко-12; Часто-5. 2.Волнует ли тебя проблема чистоты языка? Волнует-5; Не волнует-7; Никогда не задумывался об этом-5. 3.Чем , по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе? Свободой слова-4; Низким уровнем культуры-8; Безнаказанностью за ругань-6. 4.Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что… Не хватает других хороших слов-1; Это способ самоутверждения в глазах других людей-6; Невоспитанность-3; Свой вариант-8(малый словарный запас; нет своего мнения; привычка; хочется; способ расслабиться; ругается, чтобы влиться в коллектив) 5.Стоит ли бороться со сквернословием? Это бесполезно-3; Можно попробовать, но не думаю, что изменится что либо-10; Борьба необходима в любом случае-3. 6.Как бороться со сквернословием? Системой штрафов -2; Воспитанием-6; Самовоспитанием-8; Бесполезно-4.

Слайд 23

Проведя его могу сделать выводы, что: 1.Большинство молодёжи не задумывается о проблеме чистоты русского языка. 2. Часто нецензурные слова среди молодёжи употребляются, чтобы самоутвердиться в глазах других людей. 3.Борьба со сквернословием, по мнению молодёжи, считается бесполезной или бессмысленной . 4.Чтобы бороться со сквернословием, нужно начать с себя (самовоспитание). А по мнению преподавателей и ученых, подобный язык калечит неустойчивую психику детей и подростков, которые говорить без мата уже не могут.

Слайд 24

Результаты исследования. Язык- это самая большая ценность народа, на котором он говорит и думает, поэтому мы не должны забывать , что сквернословие — угроза русскому языку . Ведь через него проходит вся история народа, если язык будет загрязняться, то станет угроза не только языку, но и самому народу. Как же уберечь себя от негативного влияния брани? Как освободиться от всего, что грязнит наш язык? Существует несколько советов: Во-первых, сами прекратите произносить худые слова. Во-вторых — избегайте общения с неприятными людьми. Наконец, в третьих , пресекайте сквернословие внутри семьи, класса, группы .

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.
Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

Успех речи в деталях

Цель: закрепление знаний о
правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка.

Задачи:

·      
закреплять правильные речевые навыки в
различных речевых ситуациях;

·      
способствовать формированию внутренней
культуры личности через культуру человеческого общения;

·      
воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:
мультимедийная презентация, листы бумаги, ручки.

Форма проведения внеклассное мероприятие.

Ход мероприятия

I. Организационный
момент.


Ребята, отгадайте загадку:

На
земле он всех умней,

Потому
и всех сильней. (Человек)

Какое
главное отличие человека от животного? Сможет ли человек, живущий в одиночестве
и никогда не видевший людей, научиться говорить? Что необходимо, чтобы человек
стал «разумным»? (Ответы детей.)

Человеку
необходимо общение, а для общения нужна речь.

Слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить
сильнее, чем оружием, словом можно рассмешить, поддержать, утешить в трудную
минуту. Если вы хорошо владеете словом, то можете стать интересным
собеседником. Задумывался ли кто-нибудь из вас, что и как нужно говорить, чтобы
ваша речь была богатой и интересной?

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и начнем составлять
памятку «Культура речи».

II.
Основная часть.

1. Касса

Чтобы
отправиться в путешествие, нам нужен билет. Этот билет не простой, а такой же,
как в стихотворении Э. Мошковской «Вежливые слова». Послушайте. (Читают
подготовленные дети).

1. Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

2.В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…

3.— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

4.Говорит овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —Доброе словечко.

5.Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —И достала утка
ДОБРОЕ УТРО.

6. А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА!

Так какие же слова нам
понадобятся, чтобы приобрести билет и продолжить путешествие? (Ответы
детей.)

Молодцы, верно. Их
называют по-разному: вежливые, «волшебные», этикетные слова. А зачем они нужны
в нашей жизни? (Ответы детей.)

Чем чаще, к месту,
искренне вы будете употреблять «волшебные» слова, тем приятнее будет с вами
общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться.

Итак, что мы можем
записать в нашу памятку «Культура речи», начиная наше путешествие?
(Использовать в речи этикетные слова, говорить спокойно и
доброжелательно.)

-Давайте назовем такие слова, дополнив
стихотворные строчки, и отправимся в путь.

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…
(здравствуйте).

Если словом или делом Вам
помог кто-либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (спасибо)

Если просишь что-нибудь, то
сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …
(до свидания).

Молодцы, вы получаете свои билеты, и мы отправляемся в путь.

2.
Остров «Слова-сорняки»

На нашем пути остров. Его
жители приглашают нас в гости. Давайте сделаем остановку и познакомимся с ними.

Послушайте,
что они нам расскажут. (Рассказывают дети)

«Жил-был этот, как его…»
Э. Мошковская

1.Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

2.Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

3.А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

4.А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну
и значит, и вообще.

Какие ненужные слова вы
услышали в стихотворении? Какую ошибку совершают герои?
(Ответы детей.)

Правильно, в этом стихотворении много лишних
слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и просто
засоряют речь говорящего. Их называют слова-сорняки,
слова-паразиты. Конечно, в языке слов-паразитов нет, такими они становятся в
нашей речи из-за частого и неуместного их употребления.

Например, рассмотрим обычное слово «короче». Его значение –
менее продолжительный, небольшой. Короче становился день. Зимние дни короче
летних. Здесь употребление слова короче уместно.

Вечером, короче, собираемся у
меня. На уроке вчера мы, короче, писали сочинение. А в этих примерах слово
«короче» лишнее. Без него смысл предложений не изменится. Здесь слово «короче»
стало словом — сорняком.

— Как вы думаете, а почему же все-таки слова-сорняки появляются
в нашей речи? (Ответы детей)

Всё верно. Это и волнение
во время говорения, и неумение подбирать нужные слова для оформления своих
мыслей, и бедность словарного запаса говорящего, и своего рода «мода» на
некоторые слова.

Давайте поможем жителям
этого острова, освободим их от слов-сорняков. Посмотрите на слайд, найдите
лишние слова и прочитайте текст без них.

Ну,
вот, короче говоря,
жили-были
дед да баба. Так вот, и была у них Курочка Ряба.
Ну,
вот, значит,
снесла курочка
яичко, да, как бы, не простое — золотое. Короче, дед бил — не
разбил. Значит, баба била — не разбила.

Между
прочим,
мышка бежала, хвостиком махнула, раз,
яичко упало и разбилось.
Так сказать,
дед
плачет, баба плачет, а Курочка Ряба, как его, кудахчет:


Не плачь, значит, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое,
а простое! Ну, вот!

(Дети
получают листочки с текстом и зачеркивают лишние слова, читают исправленный
текст.)


Молодцы, и с этим заданием вы легко справились.

Что
мы добавим в нашу памятку «Культура речи»?

(Не использовать в своей
речи слова-паразиты.)

3.
Мель  Ударение.

А
что это виднеется впереди? Это какой-то корабль. Пассажиры этого корабля машут
и что-то кричат нам. Давайте подплывём поближе и узнаем, что случилось.
Оказывается, их корабль сел на мель. Давайте поможем этим путешественникам.
Чтобы корабль мог плыть дальше, нам нужно правильно прочитать стихотворения на
слайдах.

Рысь идет на мягких
лапах,
Рысь добычи чует запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сбоку сделала запах.

На ветку дуба сели белки,
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар просит нас: «Сынки!
Для торта взбили бы белки

Из теста сделали кружки,
Из них слепили пирожки,
Компот налили в кружки:
— Отведайте, подружки!

Что
интересного  вы заметили в этих стихотворениях? (Ответы детей)

Правильно, в
четверостишиях есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному,
с разным ударением, имеют разное значение. Мы с вами иногда встречаемся с
такими словами в жизни.


Молодцы, и с этим заданием справились и помогли пассажирам корабля продолжить
плавание. А какое правило добавим в нашу памятку?

(Слова
нужно произносить с правильным ударением.)

Для того чтобы узнать, как произносить слово правильно, есть специальные
словари ударений и орфоэпические словари.

4. Наше путешествие
подходит к концу. Справиться со всеми трудностями нам помогли умение быть
внимательными, дружными, трудолюбивыми.
Сегодня мы
работали над чужими ошибками в речи. Увидели, что эти ошибки бывают разными. И
это лишь малая часть большой работы над грамотной речью. Надеюсь, вы запомнили
некоторые правила, о которых мы говорили в нашем путешествии. Недаром
поговорка гласит: «На ошибках учатся».

Нам
нужно возвращаться на берег. Чтобы причалить к берегу, давайте вспомним
пословицы о речи, словах, языке.

(Ответы
детей)

Слово
не воробей — вылетит, не поймаешь.

Слово — серебро,
молчание — золото.

Где
много слов, там мало дел.

Доброе
слово и кошке приятно.

Хороша
верёвка длинная, а речь короткая.

Языком не торопись, а делом не
ленись.


Подумайте, чему учат эти пословицы. Какие правила добавим в нашу памятку? (Не
высказывайте необдуманные мысли. Не будьте многословны.)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Мы причалили к берегу.
Давайте вспомним все правила, которые сегодня для себя вывели.

Памятка
«Культура речи».

1.
Использовать
в речи этикетные слова, говорить спокойно и доброжелательно.

2.
Не использовать в своей речи слова-паразиты.

3.
Слова нужно произносить с правильным ударением.

4.
Не высказывать необдуманные мысли.

— Если вы будете
соблюдать эти простые правила, вы станете интересным собеседником.

Не забывайте, что в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура.

А сейчас подумайте, как вы
поработали на занятии, посмотрите на слайд и оцените себя.

Не было ничего интересного
для меня. – Потопайте.

Здорово, мне понравилось! –
Похлопайте.

Спасибо всем за работу, вы молодцы!

  • Сочинение-рассуждение «Культура речи»
    Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
    Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
    И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку». Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя. К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
    Речь  – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения –  как говорить. Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
    Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=613#ixzz4tsjqCXjn

  • На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
    Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
    Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
    Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
    Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.
    Сочинение рассуждение Культура речи
    Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.
    В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо «музыкальная композиция», чарт (chart) – вместо «рейтинг, популярность», плэй-оф (play-off) – вместо «вне игры», баттл (battle) – вместо «борьба, конкурс» и многое другое. Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению. Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.
    Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.

  • В древние века была так называемая культура души. Культура связана с теми ценностями, что ценит сама личность. Культура испокон веков является ценностями народов, предками. Культура может различать как личность, так и сам народ в целом. Ценности в каждой культуре свои. Во всех культурах есть свои предания и ценности, которые передаются испокон веков. Религия, как не как то же является культурой. Можно сделать вывод, что слово “культура” имеет множество значений, оно неординарно и многозначно для нас. Для каждого человека, это слово возможно будет означать совсем разное.
    Теперь посмотрим и разберём, что же такое речь? Во первых речь – это наш разговор. Это наше общение. С помощью речи мы общаемся, доказываем свою точку зрения, высказываем своё недовольство, передаём эмоции и, в общем и целом настроение происходящего. Речь бывает разной, агрессивной, спокойной, культурной, некультурной. Все люди разные. И все по разному владеют своей речью. Кто-то и два слова связать не может, а кто-то может без умолку разговаривать на разные темы и может поддержать грамотно любой разговор. У таких людей богатый словарный запас. Чтобы был большой словарный запас  нужно, конечно же, читать книги и развиваться каждый день.
    И так, подведём итоги, что же такое “культура речи”? Культура речи – это наш сам разговор. Наши слова и наша манера речи. Все разговаривают по разному, не правда ли? Так как у каждого разные манеры поведения, разный голос, разный словарный запас. Так что, если человек разговаривает грамотно, то можно сразу же понять культурный он или же нет. Владеет он культурой речи или же не владеет.

  • На сегодняшний день проблема культуры речи очень актуальна и очень остро стоит перед современным обществом. Появление в русском языке множества иностранных слов, иногда не совсем приличных, «засоряет» чистоту и глубину чувств, которые можно передать с его помощью.
    С давних времен слово являлось одним из мощнейших инструментов, которым можно было и осчастливить человека, и обидеть. С помощью слов поэты разных эпох и государств делились своими мыслями, переживаниями с другими людьми. Особенно ярко это проявлялось в русском языке и литературе. Это один из самых сложных языков в мире, полностью освоить который дано далеко не каждому. На «великом и могучем» писали свои бессмертные произведения гениальные поэты девятнадцатого века – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; продолжили писатели двадцатого века – А.А.Ахматова, А.И.Солженицын и т.д. Их произведения считаются образцом и символом культуры речи, несмотря на то, что некоторые слова уже вышли из употребления.
    Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Вся царская, советская и современная Россия читала и читает их произведения с упоеньем и душевным восторгом. В девятнадцатом веке, по-моему, культура русского языка была на наиболее высоком уровне своего развития. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Поэтому эта эпоха вошла в историю как «золотой век русской литературы». Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить!
    С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Сейчас бытует мнение, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык. По-моему, это не так. Ведь любые чувства, мысли, эмоции, переживания всегда можно изложить, используя красивую, емкую и четкую речь.
    Я считаю, что культура речи – это способность человека рассказать о состоянии своей души с помощью огромного количества слов, которые есть в нашем языке.
    Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова.
    И тогда, я думаю, мы все вместе сможем возродить былое величие русского языка, избавит его от нецензурных высказываний и сделать его кристально чистым.

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ

    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
    Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
    Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
    Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.

  • «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Эти строки показывают силу и власть человеческого слова. Нет более мощного орудия, которым можно ранить и исцелить душу. Речь отличает человека от животных, но о том, как правильно ее использовать, к сожалению, задумываются немногие. Такой богатый дар требует к себе очень бережного и внимательного отношения. Его нужно беречь, охранять, развивать. Тысячи лет жизни наших предков, их культура, история сохранились и отразились в нашем языке. Многочисленные памятники литературы показывают красоту и напевность речи наших предков.
    К сожалению, в последнее время все чаще встречаются люди, безразлично относящиеся к своей речи. Сейчас модно умышленно коверкать слова, бездумно сокращать их. Виной всему развивающееся безличное интернет-общение, которое «урезает» язык для увеличения скорости общения. Но для того, чтобы полно выразить свои мысли и чувства человеку необходим богатый словарный запас. Отлично знать свой родной язык и уметь пользоваться его неисчерпаемыми богатствами – это должно стать целью каждого человека.
    Что такое культура речи? Это свод норм, регулирующих правильное и уместное использование языка в различных речевых ситуациях. Речь любого культурного и воспитанного человека должна быть четкой, ясной и благозвучной. Каждый должен стремиться повышать уровень культуры своей речи. Обогащение словарного запаса, обращение к словарям и правилам русского языка, – все это способы, которые помогут облагородить речь и сделать ее более грамотной и благозвучной. Так как по тому, как говорит человек, можно сделать вывод не только о его внутреннем мире, но и об отношении к собеседнику.

  • Сочинение-рассуждение «Культура речи»
    Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
    Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
    И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку». Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя. К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
    Речь  – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения –  как говорить. Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
    Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=613#ixzz4tsjqCXjn

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ
    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
    Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
    Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
    Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.
    Меня привлекает плавная речь. Многократные повторения слов, резкие контрасты в ритме — все это оставляет неприятное впечатление у собеседника.
    Лев Успенский заметил: «Мне на моем веку приходилось встречать субъектов из бывших — то ли офицеров, то ли адво­катов, которые владели искусством, ни на полтона не повышая голоса, не произнося ни единого «неприличного» слова, так обратиться к официанту в ресторане, к женщине, почему-то им не понравившейся, к нежелательному посетителю, что по срав­нению с этим оскорбительным лакированным хамством любой мат показался бы просто несколько провинциальной грубос­тью».
    Однако, человек может в совершенстве обладать всеми пере­численными выше качествами, но вежливым при разговоре его не назовешь.

  • Сочинение слово культура многогранно
  • Сочинение сказка на башкирском
  • Сочинение симметрия в природе
  • Сочинение сказка осеннего листа
  • Сочинение сильная личность в моей семье