Сочинение сказок в старшей группе

Тема: осенний урожай предмет: развитие речи возраст: дети старшей дошкольной группы 5-6 лет образовательное учреждение: гбудод оодтдм им. в.п.поляничко город:

Тема: Осенний урожай

Предмет: Развитие речи

Возраст: Дети старшей дошкольной группы 5-6 лет

Образовательное учреждение: ГБУДОД ООДТДМ им. В.П.Поляничко

Город: г. Оренбурга

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
группе;

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы «Песенки для массажа»

Ход занятия:
1. Организационный момент
— Доброе утро! –
Птицы запели.
— Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
— Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
— Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
— Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
— Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
— Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
— Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
— Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
— Вы готовы? Тогда в путь

3. Работа по теме «Дары осени в огороде»
а) Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №17)

Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.

Б) Упражнение «Назови овощи»
— Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

Слайд №3

Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

Слайд №4

Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
— Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

В) Речевое упражнение «Убираем овощи»
— Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

Слайд №5

Картофель (выкапывают)
— Лук (срезают)
— Редис (выдергивают)
— Помидор (срывают)
— Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
— Баклажан (срывают)
— Перец (срывают)
— Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
— Капусту (срезают)

Г) Упражнение «Повтори слова»
— Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
— Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
— Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

4. Работа по теме «Дары осени в саду»
а) Упражнение «Назови фрукты»
— Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

Слайд №6

Посмотрите и скажите, что растет в саду

Слайд №7

Б) Упражнение «Один много»
— Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
— На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
— Одно яблоко, много (яблок)
— Один банан, много (бананов)
— Один апельсин, много (апельсинов)
— Один лимон, много (лимонов)
— Один мандарин, много (мандаринов)

В) Упражнение «Назови садовые ягоды»
— Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

Слайд №8

Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
— Давайте ежику расскажем об этих ягодах

Г) Упражнение «Опиши ягоду»
— Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.

Малина (форма, размер, цвет, вкус)
Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
— Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
— Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!

Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ…
Называется — крыжовник
Этот злой кошачий куст.

Д) Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)
— Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

Клубника, какая? (красная, сладкая)
— Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
— Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)

Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
— Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

А) Упражнение «Назови лесную ягоду»

Слайд №10

В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
— Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
— Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов
— Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. Досвидание.

Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путишествовать.

333 small

3-е изд., доп. — М.: 2017 — 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи
детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп.
Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной
деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет.
Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии
дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка —
фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной
монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по
пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга
речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в
соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и
методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям,
интересующимся развитием речи детей.

Формат:
pdf

Размер:
4,3 Мб

Смотреть, скачать:

12

.09
.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва «ИД
Сфера»
(см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим
дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе
группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных
картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных
картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных
картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из
личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки»
208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших
дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

Задачи:

Образовательные:

Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.

Продолжать расширять знания детей о животном мире.

Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.

Развивающие:

Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.

Словарная работа:
активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).

Индивидуальная работа:
активизировать на занятии Артёма, Кристину.

Материал к занятию:

Демонстрационный:
панно «Африка», макет дома трёх медведей, панно «Лес».

Раздаточный:
фигурки животных.

Методы:
словесный, игровой, практический.

Приёмы:
беседа, физминутка, чистоговорки.

Ход занятия:

Организационный момент:
игра «Весёлая семья».

Воспитатель:
Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в садик шла,

Шарик я для вас нашла.

Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.

Открывает конверт, читает.

«Дорогие ребята, я старик — лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».

Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика — лесовика?

Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.

Как мы с вами можем помочь старику — лесовику?

(найти лесных зверей)

На каком виде транспорта удобнее нам поехать?

(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т.д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).

А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.

Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок, кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика — морковку, для белки — шишку, лисе — рыбку.

(Дети называют для кого какое угощение).

Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.

(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).

А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!

Чтобы не было скучно ехать, поговорим стишки:

Са — са — са — в лесу бегает лиса,

Су — су — су — было холодно в лесу.

Приехали, выходите. Остановка » Путаница«.

(Дети рассматривают панно «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).

Каких животных вы видите?

А как вы думаете, всё ли здесь правильно?

(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).

Это, наверно, звери старика — лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.

Физминутка:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой кто? (слонёнок)

За мамою львицей шагал кто? (львёнок)

За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)

Жа — жа-жа — есть иголки у ежа.

Жи — жи — жи — здесь живут ежи.

(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).

Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(дети дают ответ: три медведя).

Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?

Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).

Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый), волк серый, а заяц… (зимой белый).

Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика — лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.

Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик — лесовик? (да).

А где же он?

Старик — лесовик:
Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).

Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).

Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?

Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).

А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).

Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика — лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).

Старик — лесовик:
А от меня вам угощение.(дарит детям чупа-чупсы)

Воспитатель:
Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику — лесовику «До свидания».

Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.

А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»

Ольга Козлова

Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет

Тема:
Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Задачи:
Закрепить знание детьми скороговорок.

Формировать у дошкольников умение слушать сказку и

рассматривать иллюстрации к ней.

Развивать монологическую речь, память и творческое воображение.

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику.

Оборудование: Игрушка зайца, книга, сюжетная картина.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Вокруг себя повернис
ь».

Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись».

Будьте внимательны.

Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук [з]).

Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]).

Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]).

Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]).

Вокруг себя повернись, на занятие вернись.

Понравилась игра? А кем мы были во время превращений?

2. Загадки о животных и повторение скороговор
ок.

Р., отгадайте загадку.

Мохнатенький, усатенький.

Молочко пьёт, песенки поёт. (КОТ.)

Какую скороговорку, вы знаете о ленивом коте. (Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.)

Р., как вы понимаете слово лежебока? (Тот, кто лежит, то на одном боку, то на другом).

Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? [ж]

Произнесем скороговорку быстро, но звук [ж] в словах скажем длительно.

Р., отгадайте загадку.

Маленький шарик под лавкой шарит. (МЫШЬ)

Знаете ли вы скороговорку о мыши? Расскажите. (Шесть мышат в шалаше шуршат).

Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? (ш)

Произнесите скороговорку так, чтобы услышать, как шуршат мыши.

Произнесём скороговорку медленно и чётко.

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (ЗАЯЦ)

Какую скороговорку о зайце, вы знаете? (У зайки Бубы заболели зубы.)

Как звали зайца, у которого болели зубы? (Буба.)

Повторим эту скороговорку и скажем её с вопросительной интонацией.

Девочки говорят с вопросительной интонацией, а мальчики – с утвердительной.

У девочки Зои был зайчик, которого звали Знайка. Как, вы думаете, почему девочка дала зайчику такое имя? (Он знает очень много, умный.)

Вспомните скороговорку — Зоиного зайку зовут Знайка.

1 группа – говорит грустно, 2 группа – торжественно и радостно.

Скажите наоборот.

3. Разучивание скорогово
рки
.

Рассмотрите картинку.

Кто изображён на картинке?

Кого она держит в корзинке?

Заяц, какой: маленький или большой?

Придумайте имя девочке, чтобы оно начиналось со звука (з).

Р., вы и не заметили, как придумали сами скороговорку — У маленькой Зины зайчонок в корзине (н).

Я предлагаю её выучить. Повторяем все дружно медленно и чётко, проговаривая каждое слово.

Какой звук часто повторяется в скороговорке? (з, з / н, н)

Говорим медленно, выделяя звук (з) в каждом слове.

Скажем в темноте шёпотом.

Проговариваем, хлопая в ладоши; по коленям.

Проговариваем 3 раза вместе со мной: медленно и тихо, громче и быстрее, очень быстро и громко.

Кто хочет посоревноваться друг с другом.

Кто желает рассказать эту скороговорку сам. (Дети рассказывают)

4. Физминутка «Зайчи
к».

Мы очень хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть.

У зайчика ушки вот такие.

У зайчика лапки вот такие.

У зайчика хвостик, вот какой!

Прячется зайчик вот так.

Прыгает зайчик вот так.

5. Чтение сказ
ки.

Ой, скакал, скакал зайчик, да и прискакал к нам на занятие.

Зайчик, почему ты плачешь? (Лиса меня обидела.)

Что у тебя случилось? (Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня же и выгнала.)

Р., а вы знаете, из какой сказки пришёл зайчик? («Заюшкина избушка».)

Давайте, послушаем сказку, а в ходе чтения можете рассматривать сюжетные картинки к сказке.

6. Беседа по содержанию сказ
ки.

Понравилось сказка?

О чём в ней рассказывается?

Кто главные герои сказки?

Кто тебе понравился? Почему? За что?

Как бы ты поступил, если бы к тебе обратился зайчик за помощью?

6. Подведение итог
ов.

Р., занятие заканчивается. Что интересного было на занятии?

Были ли трудности? Где? Когда? Почему

Программное содержание:
в процессе пересказа по вопросам и составления собственного рассказа из личного опыта. при анализе текста.

Стимулировать развитие внеситуативно-личностной формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Знакомить воспитанников с некоторыми правилами поведения на конкретных примерах, упражнять в оценке поведения товарищей.

Материалы:
на столе у воспитателя кукольная комната: кроватка разобрана, подушка лежит на стульчике, одеяло перекинуто через спинку кровати, на кукольном столе стоят три чашки с блюдцами, на полу — мусор (маленькие кусочки бумаги) и кубики. У воспитателя — две куклы: кукла-мама и кукла-мальчик.

Ход занятия

Дети, сегодня я расскажу вам несколько истории о детях. Вы внимательно слушайте и оцените их поведение.

Первый рассказ называется «Доведем дело до конца». Он о мальчике Коле.

«Утром мама засобиралась в магазин за покупками и сказала: “Колечка, я пойду в магазин, а ты убери со стола посуду, застели свою кровать и подмети пол, а уже потом будешь играть!” Коля сказал: “Конечно, мамочка!” Мама ушла, а Коля начал убирать комнату.

Для начала я уберу со стола, — Коля берет чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую, оглядывается и смотрит на кровать. — Мама сказала мне, чтобы я застелил свою кровать!

Коля ставит чашку на стол и идет застилать кроватку.

— «Сначала я стряхну простыню (стряхивает и заправляет), теперь положу одеяло, — Коля берет одеяло в руки и смотрит на пол. — Ой, сколько мусора на полу! Надо его подмести…

Мальчик положил одеяло комом на кровать, взял веник и принялся мести мусор. Но тут же увидал кубики: «А вот и мои любимые кубики! Сейчас я построю самый большой дом!» Коля кладет веник на пол и начинает играть. В это время возвращается домой его мама.

Коля
(радостно встречает маму): Мама, смотри, какой я дом построил!

Мама:
Дом у тебя красивый, но ты обещал убрать посуду, застелить постель и подмести пол!

Коля:
А я уже убирал…»

Воспитатель:
Дети, как вы считаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Коля начинал уборку?

Дети:
Он не-до-убрал!

Воспитатель:
Давайте попробуем вспомнить, что успел сделать Коля.

Дети вместе вспоминают и пересказывают этот рассказ с некоторыми наводящими вопросами воспитателя.

А что же в комнате осталось недоубранным?

Дети перечисляют по очереди или с помощью наводящих вопросов:

Где лежит подушка?

Куда ее надо было положить?

Что осталось стоять на столе?

Куда Коля составлял посуду?

Да, дети, маленький мальчик Коля еще не научился доводить свои дела до конца. Подскажите ему, что сделать, чтобы в комнате был порядок.

А вы умеете уже наводить порядок в комнате? Что вы обычно сами делаете по дому? Как вы это делаете? В каком порядке? (Ответы детей.)

Воспитатель:
Я прочитаю вам второй рассказ «Кто напутал?» про девочку Таню.

«Мама с Танечкой пошли в булочную. Мимо проходила соседка, тетя Валя. При встрече с тетей Валей мама спросила у Танечки: «Что нужно сказать?»

Не знаю, — вздохнула Таня.

Нужно сказать: “Здравствуйте!”

Здравствуйте! — повторила девочка.

Ну, вот и молодец! Всегда так говори, — и тетя Валя ушла.

Вернулась из булочной мама и протянула Танечке ароматную плюшку. Девочка заулыбалась, взяла плюшку и начала кушать. А мама и говорит:

А что нужно сказать, доченька?

Нужно всегда говорить «Здравствуйте!», — бодро ответила Таня.

Ты что-то напутала, дочка. Надо сказать «Спасибо!», — поправила мама.

Вечером мама ушла в гости, а Таня осталась дома с папой. Поиграли, поговорили, книжку почитали. А когда пришла пора спать, папа уложил доченьку в кровать и спросил:

А что надо сказать перед сном?

Спасибо! — улыбнулась Танечка.

Нет, — засмеялся папа. — Надо сказать «Спокойной ночи!»

Так Таня и не может понять, кто же прав: мама или папа?»

А вы как думаете, ребята? Сейчас мы разыграем сценки из жизни «Как ты поступишь?»

1. Мальчик сидит на стульчике, девочка стоит рядом с ним. Воспитатель описывает детям ситуацию: «Представьте, что ты, Денис, едешь в автобусе, рассматриваешь через окно свой любимый город. На одной из остановок в этот автобус зашла девочка. Свободных мест в автобусе нет. Что ты сделаешь?»

Желательно, чтобы мальчик не только уступил место девочке, но и проявил к ней свое уважение жестом (указать рукой на освободившееся место, улыбнуться) и словами.

Затем ситуация обсуждается в группе по вопросам воспитателя.

Хотелось ли Денису сидеть в автобусе?

Чем он был занят в поездке?

Хотелось ли девочке сесть в автобусе?

Дотягивается ли ее рука до поручня, чтобы удержаться при резком движении?

Правильно ли поступил Денис? Почему вы так решили? Почему надо уступать место в транспорте?

Был ли Денис вежливым? По каким признакам вы это увидели?

Как в этой ситуации чувствовала себя девочка?

В следующих ситуациях дети сами решают, как себя надо вести, а затем коллективно обсуждают стили поведения. Педагог разрешает предлагать свои варианты поведения и объяснять, почему тот или иной стиль лучше или хуже в конкретной ситуации.

2. Мальчик и девочка сталкиваются друг с другом в дверях комнаты.

3. Мальчик и девочка столкнулись нечаянно во время игры в догонялки. Оба больно ударились руками. Девочка упала. Мальчик от обиды замахнулся на нее рукой, а девочка заплакала.

Что чувствуют при этом герои сюжета?

Почему заплакала девочка?

Что чувствуете вы, наблюдатели?

Что можно посоветовать девочке и мальчику?

Измените этот сюжет так, чтобы девочка не плакала.

Должны ли мы извиняться друг перед другом? (Мальчик протягивает девочке руку помощи и извиняется за столкновение. Девочка встает и тоже извиняется. Оба улыбаются.)

4. Мальчик и девочка бегали во дворе. Мальчик споткнулся, упал и сильно разбил колено. От боли он не мог встать. Девочка засмеялась, увидев его в грязи. Мальчик заплакал от обиды. Они больше не дружили.

Бывает ли такое в жизни?

Приятно ли вам наблюдать такую сцену?

Что в этой сцене вам не понравилось?

Кто из участников сцены должен изменить свое поведение?

Как может девочка проявить женственность в такой ситуации? Будет ли мальчик плакать, если девочка его пожалеет и поможет ему добраться до дома?

Какие у них будут отношения в последнем случае?

Кто из девочек сможет показать эту сценку с хорошим концом? Предложите еще свои варианты поведения.

Дети, послушайте стихотворение.

Девочек нужно уважать

И никогда не обижать,

Маму милую любить,

Бабушкам тепло дарить.

Да и вы, девчонки,

Мальчиков жалейте,

Берегите и любите,

Никогда не бейте.

О чем это стихотворение? На что оно похоже? (На правила поведения.)

Хорошенько запомните эти правила и напоминайте их друг другу.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Сказки ТРИЗ в педагогике

«Расскажи мне сказку!» Эту просьбу неоднократно слышал каждый родитель, уделяющий достаточно внимания общению с ребенком. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. И дети слушают внимательно, и взрослые могут донести мысль легко и ненавязчиво безо всяких нравоучений.

При этом можно быть вполне уверенным, что у ребенка в голове после сказки отложится гораздо больше мыслей и сведений, нежели после занудной лекции взрослых о том, что можно делать, а чего нельзя. Не зря педагоги и методисты твердо уверены, что «Народная сказка – средство воспитания и обучения детей», причем весьма эффективное [Т. Снопова, 2008]. Однако эффект будет еще больше, если задействовать так называемые «ТРИЗ-сказки».

Что это за сказки ТРИЗ в педагогике? Пожалуй, сначала стоит разобраться, что такое ТРИЗ. Мы самым подробным образом рассказываем об этом на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», но буквально пару слов скажем прямо сейчас.

Экскурс в историю ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Его «Альфа Эридана» была горячо любима еще нашими мамами и бабушками, а в целом анналы отечественной фантастики пополнены несколькими десятками его сочинений [Г. Альтов, 1960].

Работа над теорией решения изобретательских задач началась после Второй мировой войны. Вскоре к исследовательской деятельности присоединился Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993), который тоже приобрел известность не только как изобретатель, но и как писатель, пишущий под псевдонимом Рафаил Бахтамов. Весьма известна его приключенческая повесть «Властелин Окси-мира» [Р. Бахтамов, 1965].

Такой симбиоз писательства и изобретательства в работе над ТРИЗ привел к интересному результату. В первую очередь, авторы ТРИЗ посчитали нужным изменить психологию изобретательства, а уж после говорить о технологической стороне процесса. Свои взгляды они изложили в работе «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. И уже позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий [Г. Альтшуллер, 2011].

Много внимания авторы уделяют необходимости правильной формулировки задачи, чтобы сразу исключить не слишком эффективные и перспективные варианты решения. В целом же в основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Остается лишь выбрать наиболее подходящие из них. Как выбрать? А вот для этого нужно работать над развитием мышления по методике ТРИЗ, причем с самого раннего детства.

Коль скоро речь идет о детях, причем о самых маленьких, тут без сказок никак не обойтись. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?

Этот, безусловно, творческий процесс разделен на понятные детям составные элементы, из которых, как стенка из кирпичиков, вырастает самая настоящая волшебная сказка. Конечно же, юным сочинителям не обойтись без помощи взрослых. А самое интересное в этом то, что по технологии ТРИЗ сказки может сочинять абсолютно любой ребенок!

ТРИЗ: сочинение сказок

Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.

Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.

Таким образом, все новое вырастает на основе того, что нам уже известно. Обычно доклад по известной нам теме приходится дополнить разве что парой-тройкой новых для нас терминов или трендов. Точно так же в методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Учитель в школе или воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.

В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа (1895-1970) «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки», впервые вышедшее в свет почти 100 лет тому назад в 1928 году и актуальное по сегодняшний день [В. Пропп, 2020].

Он выявил основные закономерности, которым подчиняется структура большинства сказок. Таким образом, усвоив типовую структур сказки, каждый может сам варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.

Итак, как же выглядит стандартная структура большинства сказок по Проппу?

Структура сказок по Проппу:

  • Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
  • Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
  • Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
  • Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
  • Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
  • Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
  • Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
  • Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки:

  • Кто будет главным героем?
  • Где он живет?
  • Чем занимается?
  • Что любит делать?
  • Кто его друзья и родственники?
  • Кто и зачем решил уехать?
  • Что сказали или запретили герою на прощание?
  • Почему герой решил ослушаться запрета?
  • Что с ним случилось?
  • Как он решил выйти из сложной ситуации?
  • Кто ему помог?
  • Как ему помогли?
  • Кто ему мешал?
  • Как ему мешали?
  • Что спасло героя?
  • Как наказан враг?
  • Чем все закончилось?
  • Какой смысл у этого события?

Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:

  • «Волшебная  дорожка».
  • «Волшебный  треугольник».
  • «Волшебный  экран».
  • Метод  каталога.
  • Метод  типового  фантазирования.

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок. Расскажем вкратце про каждую модель и поясним где она применяется чаще всего.

«Волшебная  дорожка»

Модель составления сказки «Волшебная дорожка» является одной из самых простых и ее можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Как правило, при таком моделировании используется не очень много персонажей, а главному герою ставится понятная для детского восприятия задача, не обязательно совсем уж сказочная и фантастическая.

Само собой, вопросов для детей будет гораздо меньше, чем описывалось выше, и не обязательно сюжет сказки будет драматически закручен и основан на запретах. Под «Волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно дорожка в физическом плане, по которой идет главный герой. Если персонаж активно преодолевает трудности и делает выводы из общения с окружающими и происходящих событий, он придет к успеху, если нет, сюжет может закончиться поражением главного героя.

В качестве методического примера педагог и психолог с полувековым стажем практической работы предлагает сказку про девочку Леночку, которая красиво пела и мечтала научить красиво петь всех окружающих [В. Миронова, 2009]. Так, для детей можно нарисовать готовую «дорожку», по которой прошла воображаемая девочка Леночка, а детям предложить пофантазировать, кого она могла встретить на своем пути и как именно могла пытаться научить петь всех, кого она встретила.

Детям постарше предлагают составить более сложную сказку про Капризку и Дразнилку, которые на своем пути встречают известных детям сказочных персонажей: Кота в сапогах, Золушку, поросенка Ниф-Нифа и других. Детям предлагается пофантазировать, какие именно капризы и дразнилки подготовили Капризка и Дразнилка для каждого персонажа сказки и как те могли отреагировать в соответствии со своими чертами характера, которые детям хорошо известны по ранее прочитанным сказкам.

Конечно же, сказка должна нести позитивный заряд и учить детей, что капризничать и дразнить других нехорошо. И, конечно, дети постарше могут справиться и с более сложными заданиями.

«Волшебный  треугольник»

Модель «Волшебный  треугольник» используется для составления сказок так называемого конфликтного типа»: борьба добра и зла, установка и нарушение запретов, сложные ситуации, искусственно создаваемые препятствия. Тут уже требуется полный список вопросов для составления сказки, который мы привели ранее. Естественно, возможны различные вариации и уточнения в зависимости от сюжета.

Применяется данный метод в работе с детьми от 5,5 лет. В этом возрасте можно начать знакомить детей с таким понятием как мотивация или мотив поступка. Проще говоря, если 3-летних малышей не стоит нагружать вопросами, зачем девочка Леночка хотела всех научить красиво петь, то детям 5-6 лет уже стоит предлагать подумать, почему кто-то решил поступить тем или иным образом и как можно реализовать ту или иную цель.

Например, если персонаж должен узнать какую-то тайну, ему нужно разобраться, что к чему, найти тайник, установить истину. Если персонаж желает самоутвердиться, то положительный герой делает это за счет своих достижений, а отрицательный за счет нанесения вреда окружающим.

Прежде чем переходить к практическим занятиям ТРИЗ по сказкам в старшей группе детского садика, рекомендуется напомнить детям наиболее известные сказки с так называемым «конфликтным сюжетом». Например, сказку про Золушку, Кота в сапогах, сказку «Удивительный Волшебник из Страны Оз» или «Волшебник Изумрудного города», являющуюся отечественной адаптацией оригинальной сказки Лаймена Фрэнка Баума, и многие другие. Среди них наверняка найдутся знакомые каждому ребенку, потому что багаж прочитанных и услышанных сказок к 5-6 годам уже достаточно большой.

Такой элемент интертекстуальности в составлении сказок вполне вписывается в современные литературные тренды. Уточним, что интертекстуальность – это отсылки к ранее написанным произведениям литературы и искусства других авторов, обращение к персонажам ранее созданных произведений и интерпретация их характеристик в рамках вновь созданного нового произведения.

«Волшебный  экран»

Моделирование сказок при помощи «Волшебного  экрана» является если не высшим пилотажем, то уже достаточно сложной задачей для детей, требующей некоторых навыков сформированного творческого мышления. Что, в свою очередь, и дальше формирует навыки творческого подхода в решении задач.

Метод «Волшебного  экрана» – это своего рода ретроспекции, на которых построена сказка. Другими словами, нужно продумать не только персонажа с его чертами характера, желаниями и устремлениями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Наши ментальные традиции требуют, чтобы отрицательный герой исправился и стал положительным, что, в принципе, отчасти возможно и в реальности, не только в сказке. Поучительный момент данной методики в том, что дети должны продумать развитие сюжета и понять, что все в этой жизни имеет свои закономерности, логику и причинно-следственные связи. Такой подход развивает творческие способности и логическое мышление.

Метод  каталога

Метод каталога применяется в ТРИЗ не только для составления сказок, но и в принципе для составления связного рассказа и развития навыков связной речи. Так, детям даются подсказки в виде картинок из книжки или наводящих вопросов. Для составления сказки ответы на вопросы можно выбирать наугад, просто перевернув страничку книжки.

Например, если воспитатель спрашивает, кто у нас будет главным героем сказки, а на следующей страничке нарисован обычный пень от спиленного дерева, то «главным по сказке» назначается пенек, а потом уже все вместе додумывают, какие ему грозят опасности и кто его будет спасать. «Спасателей» для пенька тоже находят по картинкам и подсказкам на следующих страницах книги.

Метод типовых приемов фантазирования (ТПФ)

Метод типовых приемов фантазирования тоже имеет широкую сферу применения, не только для придумывания сюжетов сказок. Так, с помощью ТПФ можно знакомить детей с различными свойствами предметов. Например, что будет, если Волшебник-Холод заморозит воду.

Для составления сказок данный прием – это просто находка. Можно взять за основу любую из известных сказок и предложить детям пофантазировать, что будет, если в сюжет вмешается, к примеру, Волшебник Уменьшения и уменьшит волка из «Красной шапочки» до размеров щенка. В принципе, дети могут и сами выбрать любую сказку и «запустить» туда любого Волшебника, который сможет влиять на события.

В любом случае, какой бы из методов моделирования сказочных сюжетов ни выбрал педагог, дети уже должны иметь понятие о том, что такое сказка. Таким образом, нет резона применять методику ТРИЗ-сказки для совсем маленьких деток, которые пока не способны воспринимать смысл устной речи и не могут свободно оперировать доступным для их возраста словарным запасом. А вот дети постарше могут сложить сказку даже… просто из двух слов!

Методика Джанни Родари

Как составить сказку, когда в вашем распоряжении всего два слова? Конечно же, просто из двух слов сказку не сложишь. Но если взять их за основу и развивать вокруг них сюжетную линию, может получиться весьма занимательная сказка. Во всяком случае у подопечных итальянского писателя-сказочника Джанни Родари, работавшего некоторое время учителем итальянского языка в школе для детей мигрантов из Германии, получалось очень неплохо. Свои эксперименты с учениками в написании сказок Джанни Родари описал в книге «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].

По заданию своего учителя один ученик писал с одной стороны доски одно слово, а второй, не видя того, что написал его товарищ, должен был написать свое слово. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет. Заметим, что это было в 1937-1938 учебном году, т.е. задолго до появления теории решения изобретательских задач. Однако в том, что эта методика во многом перекликается с ТРИЗ и способствует развитию творческого мышления, нет никаких сомнений.

Дети умудрялись написать сказку, имея в своем распоряжении слова «пес» и «шкаф» и даже «свет» и «ботинки» [Д. Родари, 2011]. Кроме того, ученики Джанни Родари могли сложить сказку из слов, где была пропущена одна буква или допущена другая грамматическая ошибка, из заголовков газетных статей и других подсказок.

Помимо экспериментов со словами, Родари практиковал со своими учениками рисунок в «несколько рук», когда каждый по-своему интерпретирует уже сделанный набросок и дорисовывает нечто свое. В итоге мог получиться цветок на куриных ножках, сюрреалистический пейзаж или даже «музыкальный дом», сложенный из кирпичей, издающих различные звуки. Согласитесь, весьма оригинально, когда «над диваном звучит «до-диез», под окном – «фа», а весь пол настроен на «си-бемоль мажор», очень волнующую тональность» [Д. Родари, 2011].

Подобные эксперименты вполне пересекаются с такими методиками ТРИЗ как метод морфологического анализа и метод фокальных объектов. Дети интуитивно комбинировали разные характеристики предмета при создании нового объекта, переносили свойства одного объекта на другой и тоже получали нечто новое. Можно ли считать, что педагогические эксперименты Джанни Родари предвосхитили появление ТРИЗ и использование ТРИЗ в педагогике? Наверное, да. А вот в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что на таких уроках дети скучать не будут и запомнят их надолго.

ТРИЗ: сказки-загадки

Сочинение сказок – это далеко не единственный вариант использования «сказочного» потенциала в ТРИЗ. Не менее интересным направлением в ТРИЗ являются сказки-загадки. Что это за сказки-загадки? Это, фактически, самые обычные короткие сказки, но не имеющие конца. Дети должны сами додуматься, как именно поступил главный герой, что придумал, чтобы выйти из затруднительной ситуации.

Конечно, потом, когда дети озвучат все свои версии, можно прочитать им, как было на самом деле. В основе работы со сказками-загадками лежит метод мозгового штурма, когда детям предлагают выдавать любые идеи, пришедшие им в голову. Как и в методике мозгового штурма для взрослых, на начальном этапе обсуждения запрещено отбраковывать идеи. Можно лишь дополнить своими мыслями ранее озвученные предложения.

Такая работа раскрепощает мышление детей, да и взрослых тоже. В этом плане весьма интересна подборка сказок-загадок из книги «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет» [В. Богат, 2008]. Главные герои – львенок и черепаха, и они вместе думают над насущными проблемами живой природы в Африке. Например, как спасти ярких и заметных издалека бабочек от птиц, которые ими питаются. Или как достать бананы, висящие высоко на пальме.

Эти герои настолько полюбились деткам и их родителям, что вскоре вышло продолжение. Точнее, новая серия коротких сказок-загадок из жизни львенка и черепахи под названием «Большие открытия маленького львенка» [В. Богат, 2015]. Прочитав ее и подумав над поставленными задачками, ребенок получит в свой арсенал неплохой набор лайфхаков для различных жизненных ситуаций.

Сказки-загадки хорошо удаются еще одному автору, ученому-педагогу и методисту ТРИЗ Анатолию Гину. Его «Задачки-сказки от кота Потряскина» давно полюбились и взрослым, и детям [А. Гин, 2002]. Здесь загадки в виде сказок с участием исторических и мифических персонажей задает главный герой кот Потряскин. Он же дает свой вариант ответа. Впрочем, это не отменяет мозгового штурма со стороны читателей, потому что чем больше разных идей, тем проще будет найти самое лучшее решение.

Кот Потряскин так понравился читающей публике, что со временем вышла новая книга «Сказки-изобреталки от кота Потряскина», куда вошли как новые сказки-загадки для детей, так и наиболее яркие загадки из предыдущего издания [А. Гин, 2012].

Впрочем, ТРИЗ-задачки можно найти едва ли не в любой детской сказке. Как искать? Свои примеры приводит в авторском блоге психолог, мама троих детей и создатель онлайн-школы для родителей Ксения Несютина. Статья «Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ-задачи для детей» даст вам конкретные идеи и подскажет, как искать новые ТРИЗ-идеи в детских сказках самостоятельно [К. Несютина, 2014].

Например, всем известная сказка про кота, петуха и лису, оказывается, настоящая кладезь для развития творческого мышления и навыков поиска выхода из сложных ситуаций. В частности, оказывается, что кричать «ку-ка-ре-ку» далеко не единственный выход для петуха, попавшего в пасть лисы. Более того, традиционные решения, предлагаемые авторами сказок, зачастую уступают по креативу и эффективности тому, что могут придумать маленькие дети. Впрочем, читайте, и вы все узнаете сами [К. Несютина, 2014].

А вот если дети уже научились читать и писать самостоятельно, вы можете подарить им весьма полезную книжку «ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей» [Е. Нехаева, 2019]. В книге предусмотрены специальные вопросы и задания, ответы на которые можно вносить прямо в книгу. Подскажите детям, чтобы они обязательно воспользовались этой опцией и «увековечили» свои ответы в книжке. Издание предназначено для младших школьников и старших групп детского сада, а со временем им наверняка будет интересно вернуться к уже выполненным заданиям снова и подумать, какие еще решения можно найти с учетом уже накопленного, пусть маленького, но своего жизненного опыта.

В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.

Это самое главное, что мы хотели рассказать вам про сказки ТРИЗ в педагогике. Напоминаем, что мы по-прежнему ждем вас на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», а в конце статьи вас ждет вопрос по обсуждаемой в этот раз теме. Мы надеемся, что помогли вам разнообразить общение с детьми и желаем, чтобы вы продолжали верить в чудо и творить чудеса для своих детей!

Развитие речи в детском саду по ФГОС связано с необходимостью обеспечения своевременности и полноты обучения. На первых ступенях возрастного развития мозг малыша активно развивается, происходит формирование его основных функций.

Развитие речи детей происходит поэтапно, начинается от момента рождения и заканчивается в подростковой периоде. Речь дошкольника – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы.

В разделе сайта развитие речи в детском саду содержит много интересных занятий для воспитателя по обучению и развитию детей на разные темы:

  • Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область – речевое развитие) «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
  • План-конспект методика развития речи на тему «Беседа о дне космонавтики» старшая группа детского сада
  • Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада «Игрушки»
  • Конспект НОД по развитию речи составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца – знай: весна у крыльца» (старшая группа)
  • Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Международный день родного языка»
  • Считалки для развития речи дошкольников
  • Речевое развитие ребёнка «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!»
  • Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказки любят все»
  • Игра – путешествие по развитию речи с детьми второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО «Путешествие Колобка по реке Знаний»
  • Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по развитию речи на тему «Моя семья»
  • Технологическая карта НОД по развитию речи детей по теме «Составление творческого рассказа» подготовительная группа
  • Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми 2 – 3 лет на тему «В гости к солнышку»
  • Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
  • Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Мишка на прогулке»
  • Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Заюшкина избушка»
  • Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в детском саду по теме «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух»
  • Занятие по развитию речи «Деревья» в детском саду
  • Конспект занятия по развитию речи детей 5-6 лет «Путешествие в страну сказок»
  • Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Заюшкина избушка»
  • Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Доброты»
  • Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь»
  • Образовательная деятельность в ДОУ по развитию речи 5 лет «В стране вежливых слов»
  • Картотека игр по развитию речи для первой младшей группы детского сада

Развитие речи детей — комплексный процесс, состоящий из набора методических приёмов и практик, оптимально сочетающих различные формы работы по овладению.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой
  • Обогащение активного словарного запаса
  • Приобщение к чтению литературы
  • Развитие творческой речи у ребёнка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов
  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации

Речевое развитие ребёнка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращённых слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания.

Развитие речи у ребёнка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребёнком с первых же дней его появления на свет.

Развитие речи у детей – важный аспект воспитания. Необходимо, чтобы ребёнок овладел речевыми навыками в нужное время, потому что это важно для его целостного развития. Речь помогает совершенствовать мыслительную деятельность, расширяет кругозор детей, имеет позитивное влияние на психологическую составляющую ребёнка, регулирует его поведение. Поэтому важно знать, как развивать речь детей дошкольного возраста. .Особенности развития речи ребёнка зависит от его возраста.

Особое внимание со стороны родителей должно быть уделено формированию речевых навыков ребёнка. Даже незначительное упущение в этом возрасте может иметь негативные последствия в дальнейшем общем развитии и быть причиной сложностей при обучении. Каждый ребёнок индивидуален в развитии своих физических и речевых навыков. Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребёнка.

Развитие речи с раннего возраста — неотъемлемая часть формирования полноценной психики. Развивать речь у ребёнка очень важно. Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте. Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Ребёнок — дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. При этом в домашних условиях родители ввиду непонимания важности развития речевых навыков не уделяют формированию коммуникативных компетенций должного внимания, и это становится большой проблемой на пути гармоничного воспитания детей.

Здоровьесберегающие технологии для детей в ДОУ

. Здоровьесберегающие технологии подразделяются на:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;

Технологии обучению здоровому образу жизни;

Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников:

— пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

— гимнастика для глаз;

— дыхательная гимнастика;

— релаксация;

-физминутки и динамические паузы.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.

Мышка Мышка в норку пробралась, (Делать двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачивать скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делать пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Приложить ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 Гимнастика для глаз — это комплекс упражнений направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Зрительная гимнастика в стихах

Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

 Видеть скоро будем лучше,

 Убедитесь вы сейчас!

 А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

 Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.

Бегемотик (упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой): Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Надуй шарик (ребѐнок сидит или стоит).

«Надувая шарик» — широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

 «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши.

«Из шарика выходит воздух» — ребенок произносит — шшш, вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Загони мяч в ворота

Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это футбольные ворота).

Релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

Динамическая пауза (физминутки) — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Рано утром на полянке (хлопок)

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ! Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? (встать на носочки и потянуться вверх) Технологии обучению здоровому образу жизни:

-игротерапия;

 — коммуникативные игры;

-самомассаж и точечный массаж;

Игротерапия — метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п

Игра «Смелые мыши» (коррекция страхов); Игра «Дочки — матери» (раскрывает внутренний мир ребенка); Игра «Рыбалка» (развивает чувство свободы и раскованности); Игра «Мои эмоции» (развивает умение правильно передавать свои эмоции); Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развивает чувство эмпатии).

Коммуникативные игры — игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. Игра «Зеркала» (развивает наблюдательность и коммуникативные навыки); Игра «Передай мяч» (снимает излишнюю двигательную активность); Игра «Дотронься…» (развивает навыки общения и умения просить, снимает телесные зажимы); Игра «Позови ласково» (воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу). Самомассаж — это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.

 Точечный массаж «Неболейка»

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело (поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху – вниз)

 Чтоб не кашлять, не чихать,

 Надо нос нам растирать (указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем,

 Ладони держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони козырьком и растирают его движениями в стороны)

Вилку пальчиками сделай,

Массируй уши, ты умело (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают перед, и за ушами)

Знаем, знаем – да, да, да! (растирают кисти рук)

 Нам простуда не страшна! (хлопки в ладоши)

Точечный массаж «Взяли ушки за макушки» Взяли ушки за макушки… (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами)

 Вниз до мочек добежали… (постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать… (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведѐм… (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придѐм…

Точечный массаж (су-джок терапия) — оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы. Прокатывая массажер между ладонями, проговаривать стихотворение:

«Ежик»

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

 Весь в иголках ежик.

 Как же взять его?

На комод забрался ежик.

У него не видно ножек.

У него такого злючки,

Не причесаны колючки

И никак не разберешь – Щетка это или еж?

Коррекционные технологии:

Сказкотерапия;

 Музыкотерапия;

Психогимнастика.

 Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы:

Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;

Отгадывание сюжета или персонажей;

Превращение в сказку любой жизненной истории;

Сочинение сказки экспромтом.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) — техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

Библиотерапия ка здоровьесберегающая технология в ДОУ

Библиотерапия (от лат. biblio – книга и греч. therapia – лечение) является разделом психотерапии читателей, использующим художественную литературу в качестве одной из форм лечения словом. Библиотерапия предполагает чтение книг и журналов для регенерации нервной системы и психики человека. Также она исследует возможности профилактической работы с книгой. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, чье воображение активно содействует ее терапевтическому эффекту. Итак, что же используется в качестве библиотерапевтического материала?

  • Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.
  • Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов – людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.
  • Рассказ – это небольшое прозаическое произведение с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.

Особенности хорошей детской литературы Чтобы привлечь внимание ребенка, повествование должно развлекать его и пробуждать живой интерес и неподдельное любопытство. В целях обогащения жизни оно должно стимулировать воображение ребенка, помогать ему в развитии интеллекта и упорядочивании чувств, иметь отношение к его страхам и стремлениям/целям, а также обеспечивать ему полное понимание своих собственных проблем и показывать пути их решения. Повествование должно воздействовать одновременно на все аспекты личности ребенка и ничего при этом не умалять. Следует отметить, что сказка и рассказ способны оказывать непосредственное влияние на развитие всех граней личности ребенка. Чтение ребенку сказок и рассказов обеспечивает следующую пользу:

  • В интеллектуальной сфере: они упорядочивают знания о мире, объясняют причинно-следственные связи между событиями, обогащают словарный запас, раскрывают способы решения проблем, в простой и понятной форме знакомят с трудной ситуацией, развивают интуитивное мышление, учат стратегии действий в стрессовой ситуации.
  • В социальной сфере: предоставляют знания о роли групп и социальных отношений, учат понимать правила общественного поведения, развивают и укрепляют семейные отношения, а также вызывают чувство принадлежности к группе и дают понимание его ценности и значения.
  • В эмоциональной сфере: знакомят с масштабом и богатством чувств, компенсируют отсутствие и нехватку жизненного опыта в реальном мире, дают чувство безопасности, позволяют понять, что другие люди думают и чувствуют так же, снимают стресс и внутреннее напряжение.
  • В поведенческой сфере: учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них.

Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведения и управлять им.

Сказки через их особый мир и ценности учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают позитивные модели поведения, склоняют к размышлениям, рефлексии и желанию найти ответы на множество вопросов, связанных с реальным миром. Благодаря им у молодого слушателя развивается любовь к природе. Изучение сказок других стран мира позволяет формировать понимание и уважение к людям разных культур. Сказки существенно влияют на нравственное развитие ребенка. Они показывают детям важнейшую правду о жизни, а именно иллюстрируют им существование добра и зла. Такие ценности наглядно представлены в них посредством поведения героев и демонстрируют тем самым их практическое применение. В результате действий героя ребенок узнает, каковы последствия определенного поведения и кто такой хороший (или плохой) человек. Сказки показывают ребенку, что свое начало добро и зло имеют в человеческой природе. Агрессию, эгоизм, зависть проявляет сам человек и он же несет всю ответственность за их последствия. Сказки позволяют детям переживать различные эмоции, высвободить и проявить свою эмпатию и прежде всего понижают возбудимость и страх. Сказки имеют дело с трудными ситуациями, указывают способ справиться с ними, дают поддержку и ощущение внутренней силы. Атмосфера сказок стимулирует воображение и вызывает образы новых, неизвестных миров. В свою очередь, сочинение сказок дает возможность поработать над речью ребенка, стимулировать активность его словесных высказываний и построения предложений и диалога. Она провоцирует разговор, развивает образное мышление, обогащает словарный запас. Сказки расширяют диапазон переживаний ребенка и учат получать информацию из повседневной жизни.

  • Сочинение сказание о борисе и глебе
  • Сочинение сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс маленькое
  • Сочинение сказки на тему день рождения зайца подготовительная группа по ушаковой
  • Сочинение сказки 5 класс по литературе волшебную сказку небольшую
  • Сочинение символы в творчестве блока