Сочинение сказок детьми дошкольного возраста

для чего ты живешь? миры познавать и людям эти миры открывать в. миодушевский эти слова поэта, художника, режиссера кукольного театра

«Для чего ты живешь? Миры познавать и людям эти миры открывать»
В. Миодушевский

Сочинение сказок детьми дошкольного возрастаЭти слова поэта, художника, режиссера кукольного театра В. Миодушевского очень точно отражают суть жизни человека так или иначе связанного с искусством. Искусство — не только один из способов познания мира, но и эффективный способ вхождения ребёнка в новый мир через элементы игры, пения, рисования, театрализации. Например, рисуя пастели мелками , сочиняя стихи, музыку на стихи, ребёнок «примеряет песенных персонажей на себя». Это и есть творчество —один из самых потрясающих способов познания мира и себя. Способ, который доступен каждому.

Музыка — прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в познании мира, в направлении воспитания сердечности, чувствительности, благородства, любви к людям, животным и окружающей природе. Работая в детском саду музыкальным руководителем с детьми от 3-х до 7 лет, я нахожусь в постоянном творческом поиске. Моё творчество проявляется в разных направлениях: это сочинение авторского репертуара (стихов, песен, танцев, сценариев и музыкальных сказок) и непосредственная работа с детьми, которая требует индивидуального подхода, вариативного использования методов и приёмов работы.

Не подготовка к праздникам и отработанность музыкальных номеров, а индивидуальные занятия с детьми всех возрастов — вот чем привлекает меня работа в детском саду. Во-первых, на индивидуальном занятии я использую новый музыкальный материал, чтобы развить инициативность и самостоятельность ребенка, желание творить самому, не подражая взрослому, а по-своему, так, как он это видит. Во-вторых, мы знаем, что у детей нет возможности сделать свой выбор: главные роли педагоги дают тем, у кого лучше память, речь. Дети с ОВЗ, с робким характером, как правило, не принимают участие в конкурсах, не солируют на праздниках. На индивидуальных занятиях они могут всё: сочинять музыку, читать стихи, петь.

Наиболее благотворно на развитие речи ребёнка безусловно влияет пение. Пение — это синтез текста и мелодии, слова и звуков. Сочиняя музыку на стихи любимых поэтов В. Миодушевского, М. Пляцковского, Д Хармса, я вчитываюсь в тексты, которые обязательно будут интересны детям. Легкие, трогательные, доступные для понимания, эти стихи развивают образные представления, фантазию, эмоциональную чуткость детей. Они получат новые знания и поделятся этими знаниями с друзьями.

В новый сборник песен «У кого растут усы» вошли разнообразные по характеру и тематике песни для дошкольников и младших школьников для голоса или хора в сопровождении фортепиано. Все песни посвящены миру детства.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. «У кого растут усы», слова М. Пляцковского
2. «Айболит», слова В. Миодушевского
3. «Лунный чай», слова В. Миодушевского
4. «Лентяй», слова М. Пляцковского
5. «Вкусный натюрморт» , слова В. Миодушевского
6. «Удивительная кошка», слова Д. Хармса
7. «Русское слово», слова Я. Шубиной
8. «Праздник пап», слова И. Чернецкой
9. «Страшная история» , слова Д. Хармса
10. «Кому что нравится» , слова Д Хармса

Сочинение сказок детьми дошкольного возрастаРабота над созданием сборника велась с учётом вокальных возможностей детей дошкольного возраста. Форма песен куплетная, мелодии с диапазоном Ч4, Б6, размер двух-трёх и четырёхдольный, ритмический рисунок прост и неприхотлив, музыкальная фраза заканчивается обычно четвертной нотой, что удобно для детского дыхания. Исключением стала песня «Удивительная кошка» на слова Д. Хармса более сложная по мелодическому материалу, в двухголосном изложениии, в двухчастной форме. Она может быть предложена хоровому коллективу ДМШ.

Сборник иллюстрирован рисунками замечательного художника, поэта, музыканта В. Миодушевского. Его добрые тёплые работы, выполненные мелками и адресованные детям, украшают и предыдущие песенные сборники, опубликованные в издании ранее.

Две песни из нового сборника уже имели положительный резонанс среди коллег, многие из которых используют их в своей работе. Это песни «Праздник пап» на слова И Чернецкой и  «Русское слово» на слова Я. Шубиной. Они были исполнены певцом Краснодарской филармонии им. Г. Пономаренко, Заслуженным работником культуры Кубани, Евгением Христолюбовым. Эти песни поют на праздниках, музыкальных развлечениях, в детских садах г. Краснодара, Славянска-на Кубани, и многих других городах России.

В сборнике представлены две песни, написанные в соавторстве с ученицей по классу фортепиано Юлией Сергиенко, которая посещала мои уроки композиции в ДМШ. Наряду с сочинением разножанровых инструментальных пьес, таких, как «Озорная Юлька», «Марш с вариациями», Снежная королева», Юля сочиняла песни для дошкольников. К ним относятся песни на слова М. Пляцковского «У кого растут усы» и «Вкусный натюрморт» на слова В. Миодушевского. В 2020 году мы готовились к конкурсу юных композиторов «Орфей», но, к сожалению, из-за пандемии конкурс был отменен.
Зато другая ученица, Лейла Мамедова, на том же конкурсе «Орфей» 2017 года была награждена Дипломом III степени, исполнив авторские песни на слова В. Миодушевсского «Инстинкт» и «Муму»

Часть песен из четырех сборников, получили новую жизнь в аранжировках преподавателя музыкальной школы, живущего в в Германии, И Радченко. Песни в его аранжировках обогатились тембровым колоритом, стали звучать более звонко, радостно, что тоже очень нравится детям. Десять песен в аранжировках Радченко вошли в авторский диск «Детство с нами остается». Ноты и фонограмма песни Русское слово» были отправлены хормейстеру ДШИ г. Тюмени по её просьбе.

Песни сборника «У кого растут усы» могут быть рекомендованы для исполнения на музыкальных занятиях в детском саду и музыкальных праздниках. Можно использовать их на индивидуальных занятиях, для сольного выступления дошкольников и младших школьников и на различных вокальных конкурсах.

_____________________________

По вопросу приобретения сбрника «У кого растут усы» обращайтесь к автору, Ольге Юрьевне Курносовой по адресу k.olga-2011@yandex.ru

Другие публикации автора:

Ольга Курносова. «Как хорошо, что я живу». Сборник песен для детей дошкольного возраста

Ольга Курносова. «Хорошо уметь летать». Сбоник песен для детей дошкольного возраста

Ольга Курносова. «У меня есть верный друг». Сборник песен для детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:


Коваленко, А. П. Организация работы по гендерному воспитанию дошкольников (формирование качеств женственности у девочек среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы) / А. П. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86930/ (дата обращения: 08.01.2022).



Многими педагогами, психологами, учеными справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства и на протяжении всего дошкольного детства. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями. Гурович Л. М, Береговая Л. Б, Логинова В. утверждают, что полоролевые модели поведения детей успешно формируются в художественной литературе. По их мнению, именно из художественной литературы дети перенимают образцы поведения, соответствующие их полу. Для того, чтобы девочки росли женственными, необходимо уделять особое внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Закладываются и формируются данные качества в процессе ознакомления с художественной литературой, во время режимных моментов, в игровой деятельности, во время НОД, именно благодаря целенаправленной и систематической работе мы можем развить в детях данные качества женственности.

Проблема гендерного воспитания в условиях ДОУ актуальна на сегодняшний день. В современной образовательной ситуации существует противоречие между необходимостью осуществлять гендерный подход в воспитании детей и недостаточностью условий, необходимых для её реализации. В современной дошкольной педагогике теория гендерного подхода недостаточно разработана, нет определённой методики.

В настоящее время, в детских садах отсутствует слаженная система работы по гендерному воспитанию, в связи с этим дети часто конфликтуют, девочки часто выбирают в партнеры по игре мальчиков, игры носят агрессивный характер. Девочки не проявляют интереса к таким играм как «Дочки-матери», где они могли бы проявлять свои женские качества такие как доброта, заботливость, нежность.

Гендерное воспитание в ДОУ важно осуществлять с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать, как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Все это ложится на плечи педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО, воспитание детей происходит в триаде, и родители являются неотъемлемыми участниками образовательных отношений.

Основная цель, которую мы ставим в своей работе — это создание условий, обеспечивающих становление полоролевого поведения мальчиков и девочек.

В соответствии с целью нашей работы мы поставили следующие задачи:

  1. Формирование у девочек среднего дошкольного возраста соответствующих представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками.
  2. Развитие проявлений женственности во взаимодействии с другими детьми и в поведении.
  3. Развитие качеств женственности посредством художественной литературы.
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах гендерного воспитания.
  5. Просвещение педагогов в вопросах организации работы с девочками и мальчиками в условиях ДОУ.

Исходя из поставленных задач, мы выстроили следующую систему работы:

  1. Организация работы с педагогическими работниками (просвещение педагогов по вопросам гендерных различий мальчиков и девочек).
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды (В соответствии с требованиями ФГОС ДО).
  3. Организация работы с родителями по направлению гендерное воспитание дошкольников.

Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников нами была подобрана художественная литература (в частности сказки, рекомендованная для дошкольников 4–5 лет) такие как:

Л. Воронкова

«Как Аленка разбила зеркало»

Ш. Перро

«Красная шапочка»

Русская народная сказка

«Привередница»


«Мальчики и девочки — будущие мужчины и женщины»

Русские народные сказки

«Жихарка»

,

«Мужик и медведь»

,

Русские народные сказки

«Гуси — лебеди»

,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

,

В. Осеева

«Волшебная иголочка»


«Мужской и женский труд»

С. Михалков

Русская народная сказка

«Снегурочка»

,


«Мальчики и девочки — будущее мамы и папы»

А. К. Вестли и др.

Также проведены следующие мероприятия с педагогами, детьми и их родителями:

– Консультация с педагогами «Учет гендерных особенностей в воспитании девочек и мальчиков»

– Круглый стол «Мир девочек, мир мальчиков»

– Оформление стенда для родителей «Читаем сказки девочкам»

– Консультация для родителей «Девочки и мальчики. Особенности воспитания»

– Пополнение РППС сказками, рассказами (примеры приведены выше).

– Чтение с детьми русских народных сказок, рассказов, содержащих образы мужчин и женщин.

– моделирование подарка для мальчиков, для девочек.

– Беседы «Какой должна быть девочка? Мальчик?»

– Игровые ситуации «Уложим спать малыша» и др.

Проведенная нами работа, способствовала положительным результатам таким как:

– Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков.

– Совершенствование культуры поведения девочек (девочки начали решать конфликты мирно, проявляя доброе отношение к другому ребенку, девочки начали проявлять интерес к русским народным сказкам, девочки проявляют доброжелательное отношение к мальчикам).

Таким образом, можно сделать вывод, что наша целенаправленная работа оказалась эффективной, созданные условия приносят положительный результат. Гендерное воспитание и дальше остается одним из приоритетных направлений в воспитании детей в нашем учреждении.

Литература:

  1. Абраширова А. В. Полоролевое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 4. — с. 12–16.
  2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
  3. Гурович Л. М,Береговая Л. Б, Логинова В. И. Ребенок и книга. — С-П, 1996. — с. 19–25.
  4. Еремеева В.Д, Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 2006. — 184с.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное воспитание, девочка, художественная литература, мальчик, воспитание детей, организация работы, воспитание девочек, гендерный подход, дошкольный возраст, русская народная сказка.

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

Библиографическое описание:

Кривошеева, И. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка / И. В. Кривошеева, О. С. Лапина, В. Н. Полтавцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6617/ (дата обращения: 08.01.2022).



Как правило, интерес к профессиям возникает у трёх-четырёх годовалого ребёнка. Обычно это происходит после расширения знаний дошкольников по лексической теме «Профессии» и воспитатель даёт детям задание: «Узнать, кем работают их мамы и папы, что они делают на работе». В младшем возрасте родителям достаточно просто сказать ребенку название своей профессии и дать её краткое и доступное для него описание. На первый раз этого хватит. Но по мере взросления малыш должен узнавать и о других профессиях: в старшем дошкольном возрасте основные из них ему уже известны, и он сможет рассказать, например, в чем заключается работа врача, парикмахера, учителя, продавца.

В связи с высоким темпом современной жизни и, соответственно, развитием новых информационных технологий, появилось много новых профессий, содержание которых дошкольникам трудно понять. Даже если ребенок и побывает на работе у папы или мамы, ему не всегда понятна их профессиональная деятельность. Поэтому перед педагогами встает необходимость дать воспитанникам простейшие представления о профессиях.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает материал, из которого они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Именно в этом возрасте происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с такими профессиями как врач, продавец, то в современной жизни этого недостаточно. Расширение знаний о профессиях позволяет детям понять и принять мир взрослых, сформировать интерес к труду, у ребёнка зарождается мечта о собственном будущем. Поняв значимость труда, у детей возникает чувство гордости за результаты трудовой деятельности своих близких родственников и людей вообще.

Для ознакомления воспитанников с профессиями в наших группах оборудованы развивающие центры с наглядным материалом, различными игровыми модулями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет расширить знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развить интерес и умение осуществлять действия. У детей складывается представление о разнообразии профессий, структуре труда: последовательности действий человека, для чего он выполняет эту работу, что получается в результате данной трудовой деятельности.

С помощью компьютерных технологий организовываем электронные экскурсии, которые позволяют дошкольникам получать представления о рабочих местах, недоступных для реального посещения.

Игра — самый главный вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знаний о профессии, чтобы их закрепить — нужно поиграть! Поэтому, для более глубокого погружения в определённую профессию взрослых мы используем педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Она опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника в выражении своих чувств. В сюжетно-ролевой игре происходит успешное развитие личности ребенка, его интеллекта, воли, воображения и общительности, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Чаще всего в своих играх воспитанники пытаются отобразить профессиональную деятельность своих родителей, если она им понятна. Очень важно, что играя в сюжетно — ролевые игры, у детей происходит накопление знаний и в других областях, например, играя в «Шофёров», совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

С большим желанием дошкольники играют в театрализованные игры, где они вступают во взаимодействие в одежде людей разыгрываемой профессии. В процессе этого вида деятельности у воспитанников развивается понятие, для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды и определённое орудие деятельности, например: «Для чего металлургу каска с защитным экраном?», «Почему космонавт в скафандре?», «Зачем журналисту микрофон и диктофон?». Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

В своей работе используем также настольно-печатные и дидактические игры: «Кто, что делает?», «Подбери инструменты для работы», «Профессии», «Кто такой менеджер и что ему нужно для работы?», так как они позволяют формировать и углублять знания о людях разных профессий, устанавливать связь между предметами, развивать связную речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение.

Применение тематических раскрасок помогает дошкольнику не только закрепить нужные знания, но и тренирует мелкую моторику.

Существует множество произведений, с которыми мы знакомим детей на занятиях по данной теме, как у классиков, так и у современных авторов: В.Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Э.Успенский «25 профессий Маши Филипенко», И.Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии».

Но самым интересным способом для знакомства с профессией является сочинение сказки собственного сочинения. Из нее дошкольники могут узнать, для чего нужна конкретная профессия, что может произойти, если она исчезнет.

Кроме того, ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями мы проводили через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества. В процессе наблюдений внимание детей концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду.

Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности. Это, прежде всего живое общение с мамой или папой — всегда вызывает неподдельный интерес детей, кроме того — доступные беседы о себе, своей работе. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, презентации, лэпбуки, видеоролики.

Одним из результативных методов современного образования является исследовательская деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада и позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о профессиях.

Выбор профессии за один день осуществить невозможно. К этому вопросу нужно возвращаться вновь и вновь после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с родителями и опытными рабочими о труде и профессиях.

Ведь главное:

Счастье


— это когда свой хлеб человек добывает, работая в


любимой профессии.

Литература:

  1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
  2. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. — М.: Сфера, 2005.

Главная

Педагогика
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Характеристика основных видов сказок и особенности творческого рассказывания. Способы создания творческих образов. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у дошкольников.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
тема: Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок
Глава 1. Значение художественной литературы
1.1 Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Глава 2. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
2.1 Понятие о воображении. Виды воображения
2.2 Способы создания творческих образов
2.3 Особенности развития воображения у детей
2.4 Роль сказки в развитии творческого воображения
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Констатирующий этап эксперимента
3.2 Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения
3.3 Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе
Актуальность темы: Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Проблема творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева и других, воображение помогает эффективному усвоению детьми новых знаний и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет связная речь.
Творческое воображение направлено на самостоятельное создание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творчество необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются нередко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия.
Проблема исследования: Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является необходимой способностью человека. Именно эта способность нуждается в развитии. А развивается воображение в возрасте от 5 до 15 лет особенно интенсивно. И если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Вместе с этим у ребенка гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Творчество изначально присуще ребенку и нужно лишь не мешать ему свободно самовыражаться. Предметом исследования является сказка, как средство развития творческого воображения.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у дошкольников.
Цель: выявить влияние сказки на развитие творческого воображения.
Гипотеза: состоит в предположении того, что при системном использовании сказки, обучению составлению сказок, воображение детей дошкольного возраста будет развиваться успешнее.
1. Раскрыть педагогическую сущность сказки как средства развития творческого воображения дошкольников.
2. Раскрыть особенности воображения дошкольников.
3. Подобрать методику диагностики развития творческого воображения дошкольников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность творческого рассказывания как метода развития творческого воображения дошкольников.
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников для воспитателя.
Глава 1. Значение художественной литературы
1.1 Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.[5, с.173]
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.[5, с.175]
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.
1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.[21,355]
Впервые ребенок сталкивается со сказкой в возрасте от 1 до 1, 5 лет, именно в это время каждый взрослый в семье становиться сказителем. При этом взрослые не просто рассказывают сказки, а вспоминают сказки из своего детства, которые в свою очередь им рассказывали родители. Таким образом, можно проследить связь поколений, которая не прервется в будущем с появлением огромного количества современной техники. Первая книга, которая появляется в жизни человека в возрасте около 3-х лет — это сказка, сказка, которую можно теперь не только услышать от взрослых, но и увидеть ее персонажей на картинках. Как правило, детские книги очень хорошо и красочно иллюстрируются. Именно с таких книг ребенок начинает делать свои первые шаги в огромный мир литературы. И задача взрослых заинтересовать в увеличении этих шагов и помогать ребенку, продвигаться дальше в знакомстве с литературой всего мира.
Сказка — это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.[12]
Сюда также относятся мифы, легенды, метафоры, пословицы и прочее. Сказка — это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней — это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. [13].
Сказка вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Если провести на улице опрос среди взрослых и детей, «Какие сказки вы знаете, помните и можете рассказать, не задумываясь», то в большинстве своем — это будут «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Но если попросить уточнить к какому виду народных сказок они относятся, то мало кто сможет ответить на этот вопрос. На первый взгляд может показаться, что знание видов сказок не столь важно. Но именно вид сказки предполагает события, персонажей и сюжет произведения.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные, волшебные и другие сказки. Помимо этого авторские сказки могут быть дидактическими и психокоррекционными.
Сказки о животных — широко распространенный жанр. Говорится в них о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь. «Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба…» замечательная сказка! Ловко сложена — нетрудно запомнить, именно поэтому ее помнят все еще с детства. Коротенькая, ни чего лишнего. А как много в ней действия, героев — дед, бабка, курочка, мышка. Такой же живой и интересной является сказочка про репку. Конечно, подобные произведения рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию — надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек. При этом кольцевое построение сказки помогает быстрому ее запоминанию. Эти сказки очень удобны для постановки спектаклей, поэтому очень часто используются для спектаклей, в которых актерами являются сами дети.
Сказки с животными кратки и просты по композиции. Часто один эпизод повторяется несколько раз. Так, например, лиса три раза приходит под окошко избы кота и петуха, много раз пытаются животные выгнать лису из домика зайца и др. В русских сказках фигурируют обитатели лесов, полей, степей. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, тетерев, сова, дятел. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук.
Другая группа сюжетов — домашние животные и птицы. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол, баран, лошадь, собака, кот, петух, гусь, утка. Сказки способствуют передачи знаний и жизненного опыта от взрослых к детям, имеют педагогическую направленность, чему служат простота их художественной формы, а также игровая манера исполнения: использование песенок, диалогов, звукозаписи, ритма, рифмы.
Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой. Ярким примером такой сказки является сказка про то, как козел козу за орехами послал. Вся сказка состоит из длиной рифмованной песенки козла, слова из которой: «Нет козы с орехами, нет козы с калеными!» — известны практически всем.
Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.
Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. Но это не означает, что она прямо как в зеркале отражает действительность. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Так например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника; мужик, который нечаянно убил собаку барина, по приговору суда сам обязан лаять по ночам и сторожить имение. В бытовой сказке только один мир, в котором живут все герои событий. Здесь все обыкновенно, все происходит в реальной жизни.
Характеристика героев этих сказок всегда одна и та же: помещик, барин — жадный, глупый, жестокий, заносчивый, часто грубый. К царю же отношение двойственное. Если рядом с ним действуют бояре, придворные, то царь обязательно на стороне мужика. Но если мужик и царь встречаются один на один, то тогда и царь против мужика. Священник тоже нередко жаден, не прочь выпить, порой лицемерен. Но он ни когда не бывает грубым, жестоким. Он всегда ласков. Его любимое слово «свет»: «Свет ты мой Ванюша!» Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам.
В бытовой сказке никогда не обходится без обмана, вполне допустима кража. Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого — сопереживание или смех. В этих сказках иногда фигурируют фантастические персонажи: черт, Горе-Злосчастье, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить жизненный конфликт, который лежит в основе сказочного сюжета. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными проблемами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством.
Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской литературе различают также сказки — страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение.
Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих — это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков — мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства.
В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало — «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие. Они помогают и запомнить, и рассказать сказку, и украшают ее…
Главный герой сказки всегда молод. По преданиям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Отсюда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир, в далекое тридевятое царство — тридесятое государство. Именно поэтому главный герой уходит из родного дома, а затем из обычного мира. Поиски, сражения — все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в другом странном мире.
В волшебной сказке герой общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики. Тут и невиданные звери: Олень — Золотые рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица. Нередко в руги героя попадают чудесные предметы: гусли — самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.
Женские образы волшебной сказки, ее героини более разнообразны, чем мужские. Тут и мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные, поэтические верные возлюбленные, которые ради любимых могут истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры.
Рядом с основными героями всегда стоят их чудесные помощники, различные по своему характеру, происхождению, они едины в своей роли — дополняют и довершают действия основных героев, помогают им в их борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты.
Положительные герои и героини, их помощники и удивительные предметы создают безупречный, светлый радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, темным силам.
Авторские сказки: они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку. Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента) Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. [15].
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.[29, c.63]
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенка и сказки сложенные совместно с ребенком. .[29, c.63]
Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями.
Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью.
Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра X. К. Андерсен, писатель, утверждавший, что сказки — «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей». Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям.
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное — любви. Основой литературной сказки может стать фантастический образ, рожденный воображением ребенка.
Юмор в литературной сказке носит различный характер и стал ее отличительным признаком. Порою литературные сказки, написанные для взрослых, становятся любимым детским чтением. Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.
Литературная сказка в наши дни многолика. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей». [3]
Юмор в литературной сказке носит различный характер и стал ее отличительным признаком. Порою литературные сказки, написанные для взрослых, становятся любимым детским чтением. Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.
Литературная сказка в наши дни многолика. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей». [3]
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.
Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений.[27, c.140]
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творчески
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок курсовая работа. Педагогика.
Контрольная работа по теме Массаж при аутизме
Дипломная работа по теме Процесс бюджетирования в организации
Эссе На Тему Бумажные Или Электронные Документы
Отчет По Практике Юриста В Суде
Курсовая работа по теме Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности
Как Я Стал Личностью Сочинение
Курсовая работа по теме Технологии овцеводства
Контрольная работа по теме Аспекты проведения экономического анализа
Плагиат Диссертации
Реферат: Young Goodman Brown 7 Essay Research Paper
Реферат: П. А. Столыпин. Скачать бесплатно и без регистрации
Контрольная работа по теме Громадсько-політичні та масові рухи в сучасному світі
Реферат: Bilingual Education Essay Research Paper Bilingual EducationThe
Курсовая работа: Нормотворчество. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая Работа На Тему Теоретические Основы Бухгалтерской Отчетности
Дипломная работа по теме Улучшение качественных показателей использования материальных ресурсов в ОАО ‘Татьяна’
Реферат: Соционика как инструмент управления потребительскими предпочтениями
Реферат по теме Утопический, этический и научный социализм
Доклад по теме Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту
Курсовая работа по теме Порядок составления отчетности при упрощённой системе налогообложения
Судебная баллистика — Государство и право дипломная работа
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики — Педагогика отчет по практике
Першая сусветная вайна на аўстра-венгерскім фронце — История и исторические личности дипломная работа

  • Сочинение сказка про знаки препинания 4 класс
  • Сочинение со сложными словами 6 класс
  • Сочинение сила характера катерины в борьбе с темным царством
  • Сочинение серебряный век блок
  • Сочинение сила материнской любви 8 класс