Сочинение с включением диалога говорим вежливо

Сейчас люди постоянно общаются: в социальных сетях, у себя дома с семьей и друзьями, на работе с коллегами. в связи
  • Сейчас люди постоянно общаются: в социальных сетях, у себя дома с семьей и друзьями, на работе с коллегами. В связи с эволюцией современный человек думает и говорит быстро, порой даже слишком быстро. С увеличением темпа жизни всё реже стали употребляться такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «извините». А нужен ли вообще современному человеку речевой этикет?
    Для начала нужно понять, что же такое речевой этикет. Речевой этикет – это совокупность и правильное использование средств вежливости. Стоит ли тратить наше драгоценное время на употребление вежливых слов?
    Во-первых, неиспользование речевого этикета может привести к недопониманию и ссорам. Приведу пример – мальчик наступил на ноги девочке, но не извинился. Девочка, не дождавшись извинений, обиделась, в ответ тоже наступив мальчику на ноги. Между детьми завязался конфликт. И вроде бы обе стороны правы, мальчик ведь не специально наступил, а девочке было неприятно. Но если бы мальчик извинился, то мог бы избежать конфликта.
    Во-вторых, использование этикета показывает степень воспитанности человека. Также приведу пример. В большой зал на собеседование зашли двое опоздавших мужчин. Один поздоровался со всеми, извинился за опоздание, а другой просто прошёл мимо. Большее уважение естественно обретёт тот, кто проявил вежливость.
    В-третьих, благодаря этикету мы саморазвиваемся, становимся более образованными.
    Правил существует много – здороваться и прощаться с людьми, говорить с малознакомыми людьми на «Вы», придерживать двери перед входящими, извиняться за неосторожные действия. Этикет нам, безусловно, нужен. Ведь то, что мы говорим, способствует созданию портрета нашей личности собеседником. Существуют даже специальные словари этики, где описаны правила поведения в той или иной ситуации.
    Закончить хочу известной фразой из романа испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра «Дон Кихот» – «Ничто не обходится столь дешево и не ценится так дорого как вежливость». Нам же, чтобы произвести хорошее впечатление, нужно лишь использовать правила этикета.

  • Речевой этикет – это набор правил культурной и вежливой речи. Этикет – признак умного и воспитанного человека. А еще он обозначает дружелюбие. Ведь наша культурная речь обозначает то, что мы доброжелательны и хотим сделать общение с людьми приятным.
    Этикет нужен еще и для того, чтобы исключить из жизни ссоры. Поэтому этикет и не допускает грубости и хамства. Правила культуры не одобряют грубых слов, мата или хулиганских выходок. Ведь они часто заканчиваются скандалами и драками. Потому этикет так нравится соблюдать людям спокойным, мирным.
    Этикет разбирает различные ситуации из жизни. И подсказывает, как правильно вести себя в каждом конкретном случае. Вот мы встретили человека и приветствуем его. «Доброе утро!» – начинаем мы с доброго пожелания. Этим мы, как пример, демонстрируем свое хорошее отношение к собеседнику. Мы желаем его от чистого сердца утренней бодрости, свежести и веселого настроения!
    Точно так же мы желаем близким спокойной ночи, без волнений и тревог. И произносим искреннее душевное напутствие в дорогу тому, кто отправляется куда-то.
    Истинный этикет знает то, и как вести себя и в более сложной обстановке. Что можно не заметить физического недостатка человека, например, его хромоты. Не лезть с расспросами или навязчивой жалостью. А уж говорить «ты сам виноват», издеваться и смеяться над проблемой другого человека или поучать его: «Вот я знаю причину, почему у тебя так случилось…» Это уж совсем глупо и гадко. Потому что от такой проблемы никто не застрахован, по большому счету.
    Таким образом, этикет – это средоточие мудрости людей. Именно той мудрости и разумного опыта, что касается общения одного человека с другим.

  • Речевой этикет – это совокупность правил использования определенных языковых средств в различных ситуациях. Он позволяет нам правильно подбирать слова при общении с людьми разного статуса. Но, к сожалению, некоторые люди пренебрегают им, что делает коммуникацию менее эффективной, а иногда даже может привести к конфликтным ситуациям.
    Все мы знаем определенные правила общения в школе: обращаться по имени-отчеству к учителям, приветствовать их фразой “здравствуйте”, быть вежливым в общении с педагогами и сверстниками. Но если по отношению к преподавателю это обычно соблюдается, то в общении с одноклассниками дети зачастую отходят от этикетных норм. Нередко можно услышать нецензурную брань, причем от детей самого разного возраста. Но не стоит забывать, что грамотная и вежливая речь всегда производит хорошее впечатление на собеседника. В жизни всем придется общаться с людьми разного социального статуса. Очень важно уметь правильно построить свои высказывания в этих ситуациях. Правила речевого этикета мы знаем с самого детства от наших родителей: нас учат говорить “спасибо” и “пожалуйста”, “здравствуйте” и “до свидания”. Отступление от них может быть очень негативно воспринято собеседником. Например, недопустимо обратиться к учителю на “ты” или по имени, ведь это можно делать только по отношению к хорошо знакомым людям. Педагог наверняка плохо отнесется к такому, и дело может дойти до вызова родителей в школу. Но этой ситуации легко избежать. Нужно просто проявлять уважение к окружающим и следить за своей речью. Думаю, что каждому, независимо от возраста, приятно, когда его собеседник вежлив в общении. С таким человеком хочется продолжать беседу, помочь в его просьбе, подробнее рассказать о чем-то. Если же человек груб  в обращении, не благодарит за помощь, то вы наверняка не будете с ним долго общаться.
    Таким образом, речевой этикет очень важен для эффективного общения. Если соблюдать простые правила, то у вас никогда не возникнет проблем в коммуникации, а собеседник всегда правильно поймет вас и у него не останется неприятных воспоминаний от беседы с вами.

  • Речевой этикет – важная часть человеческой культуры. Он отличает человека интеллигентного. Без речевого этикета нельзя представить общество современных, культурных и развитых людей.
    Речевой этикет представляет собой свод правил и принципов в общении между людьми.  С ним тесно связано понятие вежливости. Он делает коммуникацию приятной и эффективной. Этикетом предписывается приветствовать собеседника в начале разговора, прощаться с ним по окончании беседы, а также вести себя корректно и уместно, держаться вежливо и вербально не унижать собеседника, будь то умышленно или нет.
    Существуют устойчивые речевые формулировки, которых желательно придерживаться, чтобы быть понятым и корректным. Они, быть может, звучат шаблонно, однако упрощают и скрашивают речевое взаимодействие между людьми. Так, при приветствии в зависимости от обстоятельств уместно использовать выражения: «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Мое почтение», «Рад вас видеть!» и прочие. Каждое из которых подходит для разных обстоятельств и позволяет передать эмоциональный настрой говорящего, его уважение к собеседнику, также выражение может подчеркивать время суток, в которое происходит разговор и другие обстоятельства.
    Ряд формулировок используется при отказе, просьбе, совете и помогает смягчить свою позицию. К таким относятся: «Могу ли я Вас попросить…», «Позвольте вам дать совет», «Я вынужден отказать вам». Этого требует вежливость и деликатность, чтобы не задеть собеседника.
    У каждого народа и национальности речевой этикет обладает характерными особенностями. Поэтому при изучении иностранных языков или посещении других стран необходимо ознакомляться с его местными особенностями. Однако есть и общие черты, характерные для всех народов. Так, речевой этикет любой национальности включает в себя формулы приветствия и прощания, уважительные формулировки при общении со старшими по возрасту или положению.
    Подводя итог, нельзя не заметить, что без речевого этикета невозможно представить себе полноценной коммуникации, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни. Любому человеку в жизни нужно общение. И, чтобы сделать его максимально эффективным, нужен речевой этикет.

  • Начнем с определения понятия, речевой этикет – это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в употреблении слов и соблюдении конкретных норм их использования.
    Особенность речевого этикета в том, что в разных странах иные правила общения.
    Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.
    Обычно, этикетом пользуются в деловом общении, при публичных выступлениях, при написании деловых писем.
    Есть правила в общении с людьми. Всегда нужно обращаться к собеседнику на «вы», несмотря на возраст. Установлена норма того, что мужчина первым называет себя. После младшие приветствуют старших. Если женщина вошла в помещение с мужчинами, ей следует их приветствовать, а им необходимо подняться, и пойти на встречу вошедшей. Если вы знакомите людей, их нужно подвести друг к другу и представить. Когда входите в помещение, приветствуйте присутствующих. Не перебивайте собеседника, показывайте заинтересованность к тому, что говорит оппонент. Не принято начинать говорить о себе, до тех пор, пока не спросили, но раскрывать все о себе не стоит. Интонация голоса должна быть естественной, приятной слуху. В высоком обществе позволительно обсуждать любые темы, главное правило – это не углубляться в подробности.
    Правил много, нужно постепенно знакомиться с ними. В жизни эти знания очень пригодятся, они будут указывать другим людям на вашу высокоразвитую культуру речи.
    У каждой сферы деятельности свои стиль речи, и правила тоже свои. Например, в магазине мы используем одну манеру речи, в государственной организации манера речи меняется.
    Созданы формулы речевого этикета. Разговор должен иметь структуру речи: начало диалога, главная идея, завершение беседы.
    Естественно, что речевой этикет необходим в современном обществе. Это искусство, требующее кропотливого обучения. Великие ораторы прошлого и настоящего времени тренировались годами, что бы увлечь публику. Умение говорить, побуждает слушателей, на то, чтобы следовать за оратором.

  • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета.На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, причем достаточно серьезная, так как, не зная правил речевого этикета или нарушая их, человек эволюционирует в обратную сторону. Ведь что нас, в первую очередь, отличает от первобытных людей? Умение грамотно, красиво и вежливо общаться.Для каждой социальной роли, будь то продавец, учитель, работник, родитель или студент, свойственны свои речевые обороты. Речевой этикет помогает нам осваивать каждую из этих ролей, так как с разными людьми мы ведем себя по-разному, и, соответственно, подстраиваем под них свою манеру общения.Речевой этикет позволяет нам правильно подбирать направление разговора, будь то беседа с другом, родителями, или деловые переговоры. Нужно не просто знать, как говорить, но и когда, кому, и в каком тоне. С незнакомыми людьми и людьми старшего возраста – вежливо и на «Вы», дамам, вне зависимости от возраста, чаще говорить комплименты. Речевой этикет – это не просто правила речи, это целая наука, которая учит нас контролировать свои эмоции, излагать свои мысли грамотно и красиво.Каждый из нас, желающий быть интеллигентным и образованным, должен знать азы речевого этикета. Соблюдение простых правил дает нам возможность общаться, и получать от этого удовольствие. Ведь, согласитесь, куда приятнее вести беседу с человеком, разговаривающем вежливо, чем с хамами или неграмотными людьми.

  • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета.
    На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, причем достаточно серьезная, так как, не зная правил речевого этикета или нарушая их, человек эволюционирует в обратную сторону. Ведь что нас, в первую очередь, отличает от первобытных людей? Умение грамотно, красиво и вежливо общаться.
    Для каждой социальной роли, будь то продавец, учитель, работник, родитель или студент, свойственны свои речевые обороты. Речевой этикет помогает нам осваивать каждую из этих ролей, так как с разными людьми мы ведем себя по-разному, и, соответственно, подстраиваем под них свою манеру общения.
    Речевой этикет позволяет нам правильно подбирать направление разговора, будь то беседа с другом, родителями, или деловые переговоры. Нужно не просто знать, как говорить, но и когда, кому, и в каком тоне. С незнакомыми людьми и людьми старшего возраста – вежливо и на «Вы», дамам, вне зависимости от возраста, чаще говорить комплименты. Речевой этикет – это не просто правила речи, это целая наука, которая учит нас контролировать свои эмоции, излагать свои мысли грамотно и красиво.
    Каждый из нас, желающий быть интеллигентным и образованным, должен знать азы речевого этикета. Соблюдение простых правил дает нам возможность общаться, и получать от этого удовольствие. Ведь, согласитесь, куда приятнее вести беседу с человеком, разговаривающем вежливо, чем с хамами или неграмотными людьми.

  • Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.
    Также следует отметить, что деловой этикет – понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.
    Знание и соблюдение делового этикета – необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

    Этикет был всегда. Правила хорошего тона

    Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.
    Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.
    Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета – бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом – это игра по его правилам.

  • Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

    Смотрите также:

    Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

    Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

    Размышляем о прочитанном

    1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

    Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

    Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

    Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

    2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

    Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

    Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

    Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

    Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

    3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

    Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

    Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

    Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

    Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

    Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

    4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

    Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

    Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

    Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

    Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

    История женитьбы Татьяны, кратко

    Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

    В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

    5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

    Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

    6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

    Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

    Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

    Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

    Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

    Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

    Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

    7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

    Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

    Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

    8. Почему рассказ назван «Муму»?

    Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

    9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

    Черты характера Герасима: 

    Трудолюбие. Работал за четверых. 

    Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

    Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

    Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

    Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

    Умение держать слово. Утопил Муму.

    Сравнения и гиперболы:

    Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

    Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

    Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

    Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

    Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

    Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

    10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

    Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

    Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

    Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

    Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

    Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

    Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

    AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

    Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

    УКМ «Перспектива»

    1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

    Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

    1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
    2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
    3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
    4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
    5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

    Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

    2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

    Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

    Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

    3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

    Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

    Морозко хотел испытать падчерицу.

    4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

    Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

    Слова с ласкательными суффиксами:

    Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

    5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

    Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

    6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

    Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

    Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

    7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

    Этот герой — собака под столом.

    Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

    Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

    8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

    Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

    Опорные слова для пересказа:

    Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

    План пересказа сказки «Морозко»

    1. Жизнь с мачехой.
    2. Требование мачехи.
    3. Падчерица под елью.
    4. Разговор с Морозко.
    5. Старик находит дочь.
    6. Предсказание собаки.
    7. Возвращение падчерицы.
    8. Старухина дочь и Морозко.
    9. Второе предсказание собаки.
    10. Мертвая старухина дочь.

    9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

    Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

    Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

    Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

    А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

    Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

    Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

    А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

    Сжалился Морозко над девушкой.

    А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

    А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

    Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

    Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

    Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

    Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

    Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

    Заголосила старуха, да только поздно.

    10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

    Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

    Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

    Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

    Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

    1

    © belros.org

    Белорусы в Сибири: помнят дзядов, чтят «Свечу» и готовят колдуны

    07 Ноя 2021, 13:22

    Сибирякам хорошо знакомы магазины «Белорусские продукты». Ярмарки белорусских товаров собирают тысячи горожан. Из белорусских ансамблей все хорошо помнят «Песняров», особенно старшее поколение. Но вот о культуре и традициях белорусов сибиряки знают значительно меньше. Об истории появления белорусов в регионе, их обычаях, а также о знаменитых белорусах в Сибири рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

    Тайга.инфо: Когда белорусы появились в Сибири?

    — Сперва надо разобраться, когда вообще сформировались белорусы как отдельная народность, отличная от русских и украинцев. Наиболее распространённой является точка зрения, что белорусы начали формироваться в результате распада древнерусской народности. Но вот время этого распада одни исследователи относят к XII — XIII векам, а другие — к XIV — XVI векам. Есть и те, кто продляет этот процесс до рубежа XVI — XVII веков. Термин «белорус» впервые был употреблен в 1586 году, то есть примерно в те времена, когда в Сибири оказались дружины Ермака. Но лишь в конце XIX века этот этноним закрепился за населением всей территории современной Белоруссии.

    Поэтому когда мы говорим о первых белорусах в Сибири, то, как правило, речь идет о выходцах из белорусских земель, которые входили в состав Великого княжества Литовского. В 1569 году это княжество вошло в состав союзного государства с Польским королевством, но долгое время сохраняло политическую и культурную автономию, население говорило на старобелорусском языке и исповедовало православие. А в конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи.

    Первые сведения о появлении выходцев из белорусских земель в Сибири относятся к началу Смутного времени. Самым известным был «литвин» родом из Орши, сын боярский Павел Аршинский — основатель большой династии служилых людей Тобольска. В составе отряда воевод Сукина и Мясного в 1586 году он принимал участие в возведении Тюмени. В 1598 году участвовал в сражении с ханом Кучумом на реке Ирмени и сопровождал его плененную семью в Москву.

    Тайга.инфо: Аршинский — фамилия историкам известная.

    Да, его сын Богдан Аршинский также поступил на службу, возглавлял посольства, военные походы и экспедиции. В 1625 году он был направлен с посольством к казахскому владельцу Ишиму, чтобы склонить его в русское подданство. Весной 1631 года вместе с отрядом Якова Тухачевского принимал участие в сражении с телеутами за Чингизский городок. Службу Богдана Аршинского продолжили его сыновья и внуки. Сибирские гарнизоны пополняли и рядовые служилые «белорусцы», оказавшиеся здесь после войны за Смоленск 1632 — 1634 годов.

    В XVII веке в результате постоянных войн на западных границах Российского государства в Сибири оказались многочисленные военнопленные. Их этнический состав был чрезвычайно пестрым. Среди них оказался, например, упоминавшийся выше Яков Тухачевский — мелкопоместный дворянин со Смоленщины. Во время смуты он потерял семью, сражался с поляками, а потом бунтовал против царских воевод. Так он и появился в Сибири.

    Другим известным служилым человеком в Сибири был Иван Козловский — шляхтич из Полоцкого воеводства. После пленения он был перевезен в Москву и отправлен на службу в Казань. Он отказался от размена пленных и попросился на службу в Томск, где его поверстали в чин сына боярского. Его сын остался на службе в Томске и также получил высший служилый чин. Впоследствии многочисленные потомки Козловского жили в Томском уезде.

    Облегчало службу в Сибири для белорусов не только знание русского языка, но и православное вероисповедание. Принятие православия для государевых людей было обязательным условием. Отношение же к католикам в Сибири было весьма настороженным. Показателен пример с попавшими в Сибирь белорусским попом Власом и ксендзом Тишеевым. Летом 1661 года поп Влас был определен на вечное житье в Тобольске, в то время как ксендза отправили в Якутский острог.

    Тайга.инфо: Но позже уже началось массовое переселение белорусов в Сибирь.

    -В период правления Николая I в Западную Сибирь переселилось около 1,5 миллионов крестьян, среди которых было много белорусов. Трудность идентификации состоит в том, что их обычно записывали на местах как православных, не указывая этническую составляющую. Поэтому указать число белорусов среди этих переселенцев (даже приблизительно) сегодня не представляется возможным.

    В середине XIX века в Сибирь прибыли так называемые «панцирные бояре», которые представляли собой особую категорию служилых людей, сложившуюся на территории современной Белоруссии еще во времена Великого княжества Литовского, то есть в XVI веке. Первоначально они служили в конном войске в панцирном облачении, но после присоединения в конце XVIII века к Российской империи части территорий Речи Посполитой панцирные бояре были включены в сословие государственных крестьян. Именно в таком качестве они направились из Витебской губернии в Сибирь в поисках свободных земель. Однако в Сибири власти поселили их в старожильческие деревни, что вызвало их недовольство.

    Противоречия между двумя группами населения привели к тому, что они обособились друг от друга, браки заключали только внутри своей группы и даже кладбища разделили на две части — для старожилов и для самоходов (как называли переселенцев из Белоруссии в Сибири). Правда, благодаря этому, белорусам удалось сохранить свою культуру до наших дней, а не слиться с местным населением.

    В отличие от Сибири, на Дальний Восток крестьяне переселялись из этноконтактных зон белорусско-русского и белорусско-украинского пограничья, поэтому зачастую переселенцы отождествляли себя не с конкретной национальностью (тем более, что белорусское национальное сознание еще не было сформировано до конца), а с регионом выхода (так появились «могилёвские» или «витебские»). И, в отличие от Сибири, на Дальнем Востоке русские, украинцы и белорусы, селившиеся вместе, быстро ассимилировались и утрачивали национальную специфику.

    Мощный поток белорусских переселенцев в Сибирь возобновился в 1898 году: в Сибирь прибыло около 30 тысяч человек из Витебской, Виленской, Могилёвской и Гродненской губерний. В 1907 году почти треть всех сибирских переселенцев дали Могилёвская, Минская и Витебская губернии. Это были уже годы столыпинской аграрной реформы. Всего же с 1906 по 1914 годы в Сибирь из белорусских губерний переселилось более 335 тысяч человек.

    Характерной особенностью данных переселений было то, что теперь белорусы селились не в старожильческих деревнях и селах, а совместно с украинскими, латышскими, русскими и чувашскими переселенцами. Бывало, что белорусы селились в местах, где еще в конце XIX века осели латышские переселенцы. Они образовывали так называемые «балтийские колонии». Среди белорусов и латышей нередко встречались смешанные браки, которые стирали культурные грани между двумя народами.

    Тайга.инфо: Потом началась эпоха потрясений. Что изменилось?

    — Началась Первая мировая война и в Сибири оказалось более 1,5 миллионов беженцев с территории Белоруссии. Правда после окончания Гражданской войны и образования Белорусской ССР большинство из них вернулось на свою историческую родину.

    В середине 1920-х годов в Сибири в селах и деревнях с компактным проживанием белорусов создавались белорусские сельсоветы. По подсчетам историков всего белорусских сельсоветов было около 700. В Сибири была создана сеть школ с обучением на белорусском языке, издавались белорусские газеты, а в Томском университете существовало даже белорусское землячество. В начале 1930-х годов хутора и небольшие поселки белорусов в Сибири прекратили свое существование в связи с коллективизацией и «стягиванием» населения в центры.

    Тайга.инфо: Переселялись ли белорусы в Сибирь в советские времена?

    — Конечно. Здесь оказались и раскулаченные белорусские крестьяне в годы сталинских репрессий. Жизнь спецпереселенцев проходила под строгим надзором коменданта НКВД. Они были лишены свободы передвижения. Жили очень скудно. Особенно голодной была жизнь во время войны, когда весь хлеб уходил на фронт. Питались полусгнившей прошлогодней картошкой, травами и рыбой (если поблизости было, где ее ловить).

    В годы Великой Отечественной войны в Сибирь из Белоруссии было эвакуировано около 1,5 миллионов человек, которые после войны вернулись на свою историческую родину. Но белорусы продолжали приезжать в Сибирь — на большие стройки, на целину, на учебу. Только теперь это были не крестьяне, а рабочие и интеллигенция. Так, на строительстве Братской ГЭС работало 2,5 тысячи белорусов. Всего же по разным подсчетам на сибирские стройки приехало более 70 тысяч белорусов. Правда, значительная их часть после распада СССР вернулась в Белоруссию.

    Приезжали белорусы и на освоение нефтегазовых месторождений в Тюменской области. Они образовывали большие белорусские диаспоры. Такие диаспоры есть, например, в городах Тюменского Севера — Лангепасе и Губкинском.

    Тайга.инфо: Сколько белорусов проживает в Сибири в наше время?

    — К началу 1990-х годов, по официальным данным, в Сибири проживало более 200 тысяч белорусов. Больше всего — в Тюменской области (49 тысяч человек). Красноярском крае (34 тысячи) и Иркутской области (26 тысяч человек). Но надо хорошо понимать, что это только официальная статистика. В Сибири много тех, кто считает себя русским, но обязательно добавляет, что он «с белорусскими корнями».

    Сегодня в процентном отношении белорусов не так много в Сибири — меньше 1% всех жителей региона. Больше всего их в Тюменской области (почти 26 тысяч), но даже там их меньше, чем чувашей, азербайджанцев, башкир и украинцев.

    В Красноярском крае проживает почти 10 тысяч белорусов, в Иркутской области — около 8 тысяч. В Омской области — 9 тысяч, в Новосибирской области и Алтайском крае — по 5 тысяч, в Томской области — 3,5 тысячи белорусов. Как видим, их число существенно сократилось по сравнению с концом 1980-х годов: в некоторых регионах — в 2−3 раза. Связано это как с возвращением на историческую родину, так и с процессами ассимиляции.

    Тайга.инфо: Были какие-то особенности в образе жизни белорусов по сравнению с другими переселенцами в Сибирь?

    — Если говорить об особенностях хозяйственной деятельности, то белорусские переселенцы принесли с собой в Сибирь льноводство. Лён использовали не только для изготовления тканей и масла, но и для подготовки поля под посев озимых и для борьбы с сорняками. Причем эта традиция оказалась настолько прочной, что прекратила свое существование лишь в 1990-е годы, не выдержав экономических реалий современной России.

    Что касается белорусской культуры, то лучше всего сохранился традиционный орнамент на полотенцах, рушниках, рубахах и сарафанах. Также встречаются шерстяные юбки из клетчатой ткани — андараки, которые носили многие женщины, переселившиеся из Белоруссии.

    Но наиболее стойкой традицией (что, впрочем, характерно и для представителей других народов в Сибири) оказалась пища. Ведущее место занимают блюда из картофеля. Помимо всем известных драников, белорусы готовят необычное блюдо, которое называется колдуны. Это шарики из протёртого картофеля с начинкой из сала или свиного мяса, которые варятся в кипящей воде или запекаются в печи. Едят также зразы, мучные и картофельные клёцки, которые добавляют в суп. Готовят также свиные колбасы. В отличие от украинцев белорусы редко готовили окрошку, зато всегда делали холодец.

    Хуже всего сохранился язык. Большинство белорусов уже через одно-два поколения переходило на близкородственный русский язык, правда, с включением белорусских слов (лук они называют цыбулей, свёклу — бураком, а картофель — бульбой). Во многих деревнях с белорусским населением сформировался особый русско-белорусский говор.

    Из белорусских обычаев наиболее консервативным оказался обряд поминовения предков и покойников — их называли «дзядами». «Дзяды» проходили несколько раз в год — поминали предков в доме и посещали кладбище. На коляды перед Рождеством у белорусов Сибири сохранился обычай жечь костры, частично трансформировавшийся в шествие с факелами. Главными рождественскими ритуальными блюдами были блины, кутья и овсяный кисель, связанные с культом предков и языческими тризнами.

    Не утратил своей культурной силы и такой обряд, как «Свеча» — перенесение иконы (которая и называется «Свечой») из дома, в котором она находилась в течение года, к другому хозяину. «Свечу» из дома в дом переносят сначала по одной стороне улицы, потом — по противоположной. В обряде участвуют все жители деревни и родственники из других населенных пунктов. После того, как «Свечу» принесли в новый дом, новые хозяева устраивают угощение, на которое приглашаются все присутствующие. Правда, обряд происходит в дни поста, поэтому кормят только постной пищей.

    Многие обычаи были утрачены в советское время, но с возрождением православной церкви народные традиции белорусов в Сибири вновь ожили. Начиная с 1990-х годов на базе сельских клубов всё чаще стали появляться фольклорные коллективы, которые включают в свой репертуар как народные белорусские песни, так и песни местного сочинения. Популярность получили различные инсценировки и реконструкции народных праздников и обрядов.

    Тайга.инфо: Какие общественные организации белорусов в Сибири существуют и чем они занимаются?

    В Тюмени организация «Автономия Беларусь» была создана в 1997 году. В этом же году она пригласила в Тюмень народного композитора СССР и Республики Беларусь Игоря Лученка для участия в концерте в рамках Дней славянской письменности и культуры. Многие годы организация регулярно собирала проживающих в Тюмени ветеранов-белорусов и ветеранов, освобождавших Беларусь. Была открыта белорусская школа выходного дня, регулярно проводятся Дни белорусской культуры. На филологическом отделении Тюменского университета изучаются белорусский язык и литература.

    В Омске общественная организация белорусов была создана в 2010 году. На празднование городских праздников организация приглашает артистов из Беларуси. В Новосибирске действуют три белорусские организации «Новосибирская региональная национально-культурная автономия белорусов», «Новосибирский центр белорусской культуры» и «Белорусский культурно-просветительский центр во имя святой Евфросиньи Полоцкой». Последняя организация построила в Новосибирске единственную за Уралом церковь Евфросиньи Полоцкой.

    В Томске в 2000 году было создано общество белорусской культуры «Белые росы», которое решило возрождать культурные традиции белорусов на сибирской земле. Гордость томских белорусов — международный фестиваль белорусской культуры «Радзiма мая — Беларусь». В рамках фестиваля проводят выставки белорусских художников, предметов декоративно-прикладного искусства. Белорусские общественные организации участвуют в фестивале «Славянская мозаика». С концертами не только в Томской области, но и по всей Сибири выступают томские коллективы «Белая Русь» и «Медууница». В музее города Северска есть постоянная экспозиция «Была деревня Виленка», посвящённая белорусской деревне Виленке, которая вошла в состав города Северска.

    В Красноярске национально-культурная автономия «Беларусь» занимается сохранением родного языка, традиций и культуры белорусов. В Минусинске действует белорусская организация «Сябры». Регулярно в Красноярск приезжают легендарные «Песняры». В Иркутске действует региональная общественная организация белорусской культуры имени Яна Черского, созданная в 1996 году для возрождения и развития культуры белорусов. При этой организации действует 15 фольклорных ансамблей, белорусский народный хор, молодежный клуб «Крывiчи», библиотека белорусской литературы, газета «Маланка» и литературно-исторический клуб «Спадчына» («Наследие»).

    Тайга.инфо: Кто из белорусов внес значительный вклад в историю Сибири?

    — Всех перечислить, пожалуй, невозможно. Назову лишь самые известные имена. Геологи хорошо знают хребет Черского, вулкан Черского, пик Черского, ледник Черского и даже камень Черского. В честь этого человека названы улицы в Москве, Вильнюсе и Иркутске. Иван Дементьевич Черский был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Здесь он несколько лет занимался геологическими и географическими изысканиями.

    Уроженец Минской губернии Эдуард Карлович Пекарский был автором первого словаря якутского языка. В Якутию он был сослан за участие в террористической деятельности социалистов-революционеров. Известный красноярский писатель Сергей Венедиктович Сартаков, автор «Барабинских повестей» и «Хребтов Саянских», имеет белорусские корни.

    Автор научных работ по аграрной и политической истории Российской империи начала ХХ века Николай Яковлевич Костеша родился в Белостокском уезде Гродненской губернии. Он многие годы работал деканом исторического факультета Томского педагогического института, а одно время даже был деканом сразу трёх факультетов — исторического, филологического и педагогического.

    Выдающийся химик, академик Валентин Афанасьевич Коптюг, который возглавлял Сибирское отделение Академии наук в 1980 — 1997 годы, всегда рассказывал о своем белорусском происхождении. Он был избран зарубежным членом Национальной академии наук Беларуси. В настоящее время СО РАН возглавляет Валентин Николаевич Пармон, тоже белорус по происхождению. Из выдающихся ученых следует упомянуть первооткрывателя нефтяных месторождений в Западной и Восточной Сибири академика Андрея Алексеевича Трофимука.

    Я думаю, что этот список можно продолжить.

    Подготовил Владимир Кузменкин

    GEOFOR: Господин Раевский, не успели американские военные корабли покинуть акваторию Черного моря, как туда отправляются британцы. Видимо, нас снова ждут «внеплановые учения» кораблей НАТО и плавсредств Украины. Причем, опять вблизи морских границ Российской Федерации. Тем более, что в Одессу доставили пару американских военных катеров (правда, вежливо говоря, не совсем новых). Как Вы, военный аналитик, имеющий опыт работы в разведке, оцениваете степень угроз от этой непрекращающейся демонстрации силы в плане возможности провоцирования военного конфликта с далеко идущими последствиями?

    Андрей Раевский: С военной точки зрения, я оцениваю степень прямой угрозы со стороны этих сил как нулевую. Во-первых, любой корабль, который войдет в акваторию Черного моря, может быть моментально уничтожен целым рядом российских систем береговой защиты, ВКС. Так что, степень угрозы от них – нулевая. Во-вторых, оснащены они ракетами «Томагавк», в общем-то устаревшими. У них сравнительно низкая скорость полета, и они не представляют собой большую угрозу для российских систем ПВО.

    С другой стороны, имеется косвенная угроза со стороны этих кораблей НАТО. И очень серьезная. Она заключается в том, что они поддакивают украинцам точно так же, как в 2008 году они поддакивали Саакашвили. Они дают Киеву ошибочное чувство того, что он находится под зонтиком, под защитой ВМС США или, скажем, самолетов-бомбардировщиков НАТО, что является полным обманом и заблуждением, но в этом реальная опасность.

    GEOFOR: Имеет ли Россия возможность обезопасить, защитить себя, если дело дойдет до пуска «Томагавков»? И как это воспринимают в Пентагоне и штабах НАТО? В этом же контексте: что, по Вашему мнению, стоит за решением российского президента отказаться от предложения Министерства обороны провести одновременно с США и НАТО свои внеплановые учения на Черном море? Как оно будет воспринято в вашингтонском военно-политическом истеблишменте – как уверенность в возможностях российских военных адекватно отреагировать на провокационные действия или все же, как желание не доводить потенциально опасную ситуацию до крайности?

    Андрей Раевский: Да, конечно, Россия может себя защитить. Как я только что сказал, это сравнительно медленные и устаревшие крылатые ракеты, которые для эшелонированной противовоздушной обороны Крыма и Юга России и всего Южного Военного округа РФ не представляют собой большой опасности. Можно вспомнить, на что был похож, например, ракетный удар по Сирии, где большинство из них [«Томагавки» – прим. ред] было сбито не российским контингентом в Сирии – это очень важно подчеркнуть, – а сирийцами с их сравнительно более простой системой противовоздушной обороны.

    Таким образом. Я не считаю, что все эти «Томагавки» очень сильно угрожают России.

    Добавлю еще, что, если бы США и НАТО захотелось ударить по России «Томагавками», то им было бы лучше выбраться из Черного моря и перейти в Средиземное море и удалиться на максимальное расстояние – просто, чтобы не быть моментально потопленными.

    Решение Путина не проводить одновременные маневры в Черном море, по-моему, абсолютно разумное.

    В Вашингтоне это, скорее всего, произведет впечатление, в определенном смысле, поставленной сцены: Шойгу говорит, что я готов-готов, а Путин делает такой миротворческий, умиротворяющий шаг. Это то, что на Западе называется «Good cop – bad cop»*. На самом деле они, естественно, едины в том, что касается разработки принципов и стратегии защиты России от возможной агрессии.

    GEOFOR: А теперь несколько подробнее об Украине и ситуации вокруг неё. Российские аналитики находят немало аналогий в обстановке на Украине сейчас и той, что была в Грузии накануне августа 2008 года. Как бы Вы охарактеризовали факторы (внутренние и внешние), которые могут привести к тому, что Киев все-таки решится на открытый вооруженный конфликт? И к чему это приведет Украину и Европу в целом? Кто, в конечном счете, может оказаться выгодополучателем?

    Андрей Раевский: Да, ситуация очень похожа на ту. И я бы даже сказал, что ситуация, в которой пребывает Зеленский, похуже той, в которой находился Саакашвили.

    Боюсь, что у него рейтинг такой, что ему действительно нечего терять. Вопрос о том, решится ли Киев на открытый вооруженный конфликт, подразумевает, что у Киева имеется возможность что-то решать. Я в этом очень сомневаюсь. Без того, чтобы получить «добро» от «Вашингтонского обкома» Киев не двинется. Таким образом, если Киев двинется, то это будет, как минимум, при наличии «молчаливого» – даже не согласия, – приказа, когда Запад даст команду «Фас!». Что Киев потом «получит по мордам», на Западе мало кого волнует.

    Но самое важное в этом контексте – помнить, что цель состоит не в том, чтобы «освободить ОРДЛО от москалей» или «восстановить демократию и территориальную целостность Украины» и так далее. Цель – заставить Россию открыто вторгнуться на Украину и начать войну: так, чтобы это было невозможно отрицать, чтобы тотально потопить энергетические проекты между Россией и ЕС и сделать ЕС полностью зависимым, в первую очередь, от американского сланцевого газа и иных энергоносителей. И для реализации этих целей никакой победы Украины вообще не нужно – достаточно просто сказать: «Вот, эти злые путинские «зеленые человечки» захватили еще больше территории! Ой, какие они плохие!»

    Можно сказать, что с военной точки зрения Россия выиграет очень быстро. Но с политической точки зрения, это будет победа США.

    GEOFOR: Допускаете ли Вы возможность того, что, имея в Черном море пусть и символическую, но поддержку со стороны НАТО, а также наличие разного рода американских, британских и иных инструкторов на суше, Киев решится на военную провокацию не на Донбассе, а в Черном море? Ведь известно, что все ждут наступления ВСУ на востоке страны, а почему бы, например, Зеленскому не пойти по пути своего предшественника Порошенко, который послал катера на прорыв в Керченском проливе, и, создав конфликтную ситуацию, сорвал уже согласованную встречу Дональда Трампа и Владимира Путина? Тем более, что сейчас готовится вторая за этот год встреча российского и американского президентов…

    Андрей Раевский: Да, такая провокация в Черном море очень вероятна.  Достаточно вспомнить их провокацию, когда украинские катера старались пройти в Керченский пролив. И это было безо всякого присутствия американцев. Конечно, такое возможно. Я думаю, что такое не только возможно, но и точно случится.

    И если действительно имеются планы устроить встречу между Байденом и Путиным, тогда у украинцев остается очень мало времени. В декабре американцы созывают свой «Форум демократии», потом идут праздники…

    Если будет эта встреча – а мы не знаем, будет ли она, – ее может много что подорвать. Для сторонников войны – и в США, и на Украине – это очень важный момент, который нельзя пропустить.

    GEOFOR: И в заключение. Если вероятность того, что ведущиеся в настоящее время российско-американские консультации (приезд в Москву заместителя госсекретаря и директора ЦРУ, например) и диалог двух лидеров, который, будем надеяться, состоится, приведут хоть к какой-то стабилизации, как вокруг украинской проблемы, так и в двусторонних отношениях. Какие проблемы в этой связи Вы могли бы выделить?

    Андрей Раевский: Эти консультации очень важны, и это очень желательное развитие ситуации потому, что американские должностные лица такого уровня не приезжали в Москву дважды, чтобы предъявлять какой-то там ультиматум.

    Для предъявления ультиматума можно использовать просто консула.

    Для этого совершенно нет нужды высылать в Москву наивысших представителей американской власти.

    Состоявшиеся разговоры – какими бы они ни были – были по существу. И они были серьезными. И, пока обе стороны говорят, они не стреляют. Это очень желательно.

    И можно только надеяться, что такие консультации продолжатся и в будущем.

    Конечно, американцы – самый опасный враг для России. Это нужно понимать.

    Это не посиделки с «водкой-селедкой», чтобы о чем-то там поговорить. Это не дружеская встреча.

    Но это прямой диалог тех, кто реально могут принимать решения в сложной обстановке и влиять на ситуацию.

    И в этом плане это очень важно.

    Поэтому не нужно впадать в ту ошибку, в которую очень часто впадают американцы, когда заявляют: «Мы с такими-то, такими-то не говорим». Мы с террористами не говорим, мы с государствами и «режимами», которые не признаем, не говорим. Это – очень большая ошибка.

    Нужно говорить со всеми, зачастую, включая самых лютых врагов.


    *Хороший полицейский – плохой полицейский.


    Андрей Раевский родился в Цюрихе, Швейцария, отец — голландец, мать – русская из семьи белоэмигрантов.

    В 1984 году поступил на действительную военную службу в подразделение радиоэлектронной борьбы, а затем был переведен в службу военной разведки в качестве специалиста по языку, работал в интересах ВВС Швейцарии. Затем переехал в США, где получил степень бакалавра по международным отношениям в Школе международной службы (School of International Service, SIS) Американского университета (American University) и степень магистра по стратегическим исследованиям (Strategic Studies) в Школе углубленных международных исследований им. Пола Н. Нитце Университета Джонса Хопкинса (Paul H. Nitze School for Advanced International Studies (SAIS) at the Johns Hopkins University). По возвращении в Швейцарию работал гражданским консультантом (на должности, соответствующей воинскому званию «майор») в Швейцарской службе стратегической разведки (Swiss Strategic Intelligence Service, SND), готовил стратегические аналитические материалы, прежде всего, о советских/российских вооруженных силах. Работал специалистом по «вражеским операциям» («Красная команда» (Red Team) на американском военном жаргоне) для подготовки личного состава оперативного уровня Генерального штаба вооруженных сил Швейцарии. Позднее работал в Институте ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР — UN Institute for Disarmament Research, UNIDIR), где специализировался на тактике и операциях миротворческой деятельности. Написал книгу о психологических и разведывательных операциях в миротворчестве и четыре книги – собраний сочинений «Содержательный Saker» (The Essential Saker). Владеет русским, английским, французским, испанским и немецким языками.

    Имеет степень Licentiate in Orthodox Theological Studies (кандидат православного богословия) от Центра Традиционалистских Православных Исследований в монастыре Св. Григория Паламы в г. Этна, шт. Калифорния (the “Center for Traditionalist Orthodox Studies” (CTOS) at the Saint Gregory Palamas monastery in Etna, California).

    Гражданин Швейцарии.

    Проживает в штате Флорида.


    Вопросы задавал Сергей Духанов – журналист-международник, американист. Работал собственным корреспондентом Агентства печати «НОВОСТИ» в Канаде (Оттава, 1990-1992 г.г.) и шефом американского бюро (Вашингтон, 1996-2001 г.г.) газет «Business MN», «Деловой мир» и «Интерфакс-АиФ».

  • Сочинение с 10 словами из этих слов
  • Сочинение с большим количеством фразеологизмов
  • Сочинение с днем отца
  • Сочинение с глазами полными слез иван
  • Сочинение с аргументами гроза