Сочинение с тезисом аргументом и выводом пример

конспект урока развития речи в 9 классетема урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к огэ по русскому

   Конспект урока развития речи в 9 классе

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-                                     рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  — Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1.        Организационный момент. 

— Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей и друг друга. Садитесь.

         По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию И.П. Цыбулько. (Слайд №2). Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом.

2. Актуализация знаний.

— Ребята, мы  с вами неоднократно  работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой? (Слайд №3).

Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи –

глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается

интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло? (Слайд №4).

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление.  К тексту можно задать вопрос:   почему? (Слайд №5).

  1. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения? (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

Какому типу речи соответствует данная схема? (Слайд 6).

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

  1. Аргумент 1.
  2. Аргумент 2.

ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).

Вопросы к классу:

—  Что такое тезис? (Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать).

— Аргумент? (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис).

— Вывод? (Вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения)

— На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

— Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

— Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

       Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.                                                                      

  1. Анализ текста.

        1. Слово учителя:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Часть 1.Познакомьтесь с текстом К.Г. Паустовского.

         1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

2)Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 3)Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. 4)Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем.   5)Если, конечно, туда попадёшь.6) А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. 7)Но, конечно, если и туда ты попадёшь».

        8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

        15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

       17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

        18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо… 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

         20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат —

Скоро будет день на святой Руси…

       29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.        

(По К. Паустовскому)

  2. Вопросы:

— Какова тема этого текста?  

— Назовите стиль данного текста.

— Какой тип речи использован в тексте?

— Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « 29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.        

— Какова основная мысль текста?

  1. Написание сочинения.

        Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово РОДИНА. В сочинении — рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования  задания 9.3 :

Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое родина?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй —  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Слайд 7, 8).

1) Работаем со словом

Вопросы:

— Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова РОДИНА.

Назовите свои ассоциации со словом РОДИНА. (Отчизна, отечество, колыбель, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места, любовь).

Человек не может прожить без любви к Отечеству. С него-то всё и начинается. Здесь мы рождаемся, растём, взрослеем, начинаем долгий жизненный путь, в котором любовь будет неустанно следовать за нами, помогать, хранить. Спросите у любого, пусть даже у маленького ребёнка: любит ли он свой, дом, город, страну в которой живёт. В ответе можно не сомневаться.   Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.

— С чего начинается родина?

 — Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы — со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!  

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни.

Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. В одной известной песне есть такие слова: «С чего начинается Родина?» Мне кажется, Родина начинается с любви. И когда любовь к Отечеству совпадает с любовью к другому человеку, сердце наполняется особым чувством сопричастности к судьбам других людей.

— Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

 — Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

 Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

— В чём тайна этих названий?

 — Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т. е. с Малой Родины.

Физминутка (Песня Камчатский край)

И все это малая Родина! Место, где ты родился и вырос.

Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

Послушайте стихотворение Владимира Георгиевича Воробьёва  «Отсюда начинается Россия».

— Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. РОДИНА- …

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. РОДИНА  — … (Слайд 9).

Подерём синонимы к слову  РОДИНА (слайд №10).

Подберём однокоренные слова к слову РОДИНА.

— Ребята, чтобы вы могли самостоятельно сформулировать определение понятия, как того требует условие задания 9.3, я подобрала для вас высказывания знаменитых людей о РОДИНЕ. Обратите внимание на слайд №11.

Жан Лакордер

Человек без Родины — это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.

Константин Паустовский

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Николай Рерих

Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Наполеон Бонапарт

Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека.

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)

Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

(А.И. Куприн)

У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

(А. Твардовский

И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…

(Н. Рубцов

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

(В. Дворянсков)

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины – иной

Нет родной земли на свете.

(Б. Укачин)

2) Даем определение

Учитывая определения понятия, данные в Толковых словарях русского языка, мудрые мысли о Родине, попытайтесь дать свое определение данного понятия. (Слайд №12)

Работайте в специально подготовленных для вас Памятках.

3) Пишем вступление

Переходим к написанию вступления (1 абзац вашего сочинения)

Напоминаю, что в абзаце 1 необходимо  написать вступление, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Написать вступление вам помогут речевые клише (Слайд №13).

Комментарий к тезису.

         Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

         Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

 Выслушиваются мнения учащихся (1-2 варианта), затем демонстрируется Слайд №14.

4) Приводим аргументы, используя речевые клише (Слайд №15).

1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или № предложения). Дается время на самостоятельное написание, выслушиваются варианты, после чего демонстрируется Слайд №16.

2-й  аргумент – из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

     В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей.

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры. Проверяется выполнение задания, после чего демонстрируется вариант написания (Слайд № 17).

5) Работаем над заключением. (Слайд №18).

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. (Слайд № 19).

6) Подводим итоги написания сочинения-рассуждения.

Таким образом, сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части). Демонстрация примера сочинения-рассуждения (Слайд № 20).

5.Заключительный этап урока.

Синквейн. А теперь давайте вместе с вами попробуем:

  1. «Родина»

2.  Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4.  Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

     Лучше нет родного края!

5.  Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину?

     (страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!

Первый пример:

Родина.

Малая, большая.

Родиться, жить, помнить.

Место, где родился человек.

Отечество.

Второй пример:

Родина.

Великая, близкая.

Защищать, восхвалять, любить.

Родина там, где чувствуешь себя свободно.

Отчизна.

Рефлексия.

Ребята, я попрошу вас оценить уровни своей успешности.

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое Родина?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.  К. Паустовского)

а второй —  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

6. Итоги урока. Слово учителя. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!

7. Исполнение песни.

Если ты разумно начал сочиненье,

Если ты решил уже, что и как сказать,

Не забудь, пожалуйста, это очень важно:

Связно и последовательно мысли излагать.

И тогда уж непременно

Всё получится опять,

И хорошее сочинение

Не заставит себя ждать.

Ты имеешь право выразить сомненье,

Или согласишься с автором, как знать.

Нужно очень грамотно, этически корректно

Суть проблемы, поднятой в тексте, передать.

Чтобы сочиненье вышло интересным ,

Приведи примеры жизненней, важней.

Выражайся кратко, точно и логично,

Вспоминай высказыванья мудрые людей/

Ну, а в заключенье сделай общий вывод

Подведи итоги сказанному тут.

Вывод связан с темой и основной мыслью,

Введенье, заключенье рядышком идут.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы

— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

  • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
  • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
  • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
  1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

  1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
  2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

  • проблемы произведения;
  • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
  • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
  • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

  1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
  1. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения


Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

— Автор повествует

— Автор описывает

— Писатель размышляет

— Писатель обращает наше внимание

— Писатель заостряет наше внимание

— Писатель акцентирует внимание читателя на

— Автор подчеркивает

— Писатель утверждает


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Подготовка к сочинению – рассуждению по цитате
 (9.2) из текста
современной писательницы и
поэтессы
И.Селивёрстовой:
«Мама
отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком »

Конспект
2 уроков русского языка в 9 классе

Цель
урока: 
продолжить знакомство
с типом речи рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях
рассуждения,
сформировать у школьников
навыки написания сочинения —  рассуждения на материале публицистического
текста.

Задачи урока:

образовательные:

·        
формировать умение вдумываться
в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения,

·        
формировать
умение     подчинять    
своё     сочинение определённой (основной) мысли,

·        
 умение  
собирать   и   систематизировать материал для сочинения;

развивающие:       

·        
развивать речевую культуру
учеников,

·        
 развивать память учащихся и
умение аргументировать,

·        
развивать умение строить
сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные:
 

·        
воспитывать интерес к предмету,

·        
содействовать развитию умения учащихся общаться
между собой,

·        
помочь учащимся осознать ценность совместной
деятельности,

Тип урока: урок
обучающего сочинения.

Форма
организации познавательной деятельности: 
коллективная,
групповая, в парах, самостоятельная.

Методические приемы:

лингвистическая работа с текстом,
словарная работа.

Оборудование   урока:

 текст
для работы
 из
ОБЗ,
толковый словарь Ожегова, схемы, памятки.

Ход урока

I. Организационный
момент. 

1) Сообщение цели, задач урока.

II. Введение
в тему, формирование мотивации.

Актуализация опорных
знаний. Повторение основных элементов сочинения-рассуждения.

Вопросы для
беседы:

1.      Что такое тема?

2.      Что называется идеей текста?

3.      Как сформулировать тезис в рассуждении?

4.      Как построить рассуждение?

Сколько частей содержит
сочинение – рассуждение?

1. Вступление (зачин)
– сообщаются предварительные сведения

о предмете
рассуждения.

2. Основная часть:

а) формулирование
основного текста;

б) приведение
аргументов как последовательность доказательства тезиса.

3. Заключение-вывод.

        Слово учителя:  по-прежнему в
экзаменационной работе осталась лингвистическая тема, к ней присоединились тема
сочинения по тексту и сочинение на этическую тему с привлечением аргументации
из прочитанного текста и жизненного опыта. Это прообраз сочинения ЕГЭ по
русскому языку.

·        
Давайте
вспомним, что нам известно о сочинении-рассуждении. Чем характеризуется данный
тип текста?

(определенная структура, композиция, тезис,
аргументированность)

    Прежде чем создать собственный текст рассуждение  предлагаю 
сначала проанализировать текст аналогичной структуры  «Все мамы разные» Инны
Селивёрстовой.  Именно на основе этого текста вам предстоит написать
сочинение-рассуждение.                         

( Приложение 1)

III. Знакомство
с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности. 

·        
К
какому типу речи можно отнести данный текст?

·        
Какова
тема текста?

·        
Найдите
тезис, который выдвигает автор. Подчеркните его одной чертой.

·        
Приведите
аргументы, подтверждающие авторскую мысль. Подчеркните их пунктиром.

·        
Найдите
вывод и объясните, как вы его понимаете.

·        
Какие
особенности стиля вы заметили? (сочетание книжной лексики, разговорных
элементов, приметы публицистики, подразумевается диалог с читателем)

·        
Какие
средств выразительности используются для передачи авторской идеи?

IV. Групповая
работа – тезисы.

Первый этап работы над
сочинением – анализ темы и формулирование тезиса.

·        
Как Вы понимаете смысл высказывания из текста?

Чтобы
это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте себе на вопросы:

— что
это значит?


другими словами это что?

— что
на самом деле произошло/происходило?

— в
чем причина описанного?

— что
испытывает герой и почему?

Вопрос
к каждому высказыванию должен быть свой, ведь все зависит от его содержания, но
смысл вопроса должен быть примерно такой. Можно просто перефразировать данный
отрывок синонимичными словами.

Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

Лучше всего разделить сочинение на 4
абзаца: 
1. Вступление, тезис.
2. Аргумент
— пример 1 + комментарий.
3. Аргумент — пример 2 + комментарий.
4. 
Вывод
(по тезису).

Работа по структуре сочинения (в парах)

1.     
ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение.
Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать
сочинение-рассуждение 9.2 очень легко
 — это тезис, который,
безусловно, требует доказательства.

В тезисе заключается тема рассуждения.

При переходе к доказательствам могут
использоваться выражения: 

Докажем это,..

 Это можно доказать так…

 В этом можно легко убедиться..

 Это объясняется следующим..

И вот почему …и др.,

а также вопросительными
предложениями со словами почему, для чего и др
.     (Приложение
2)

2.      АРГУМЕНТЫ
— ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

·     
Какие виды доказательств можно использовать в
сочинении? (дедуктивные: от тезиса к доказательствам;

индуктивные: от примера к тексту;

косвенные: доказательства
от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса;

прямые: ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств).

В
доказательстве 
необходимо использовать   всегда
два аргумента, последовательно соединяемых друг с другом. Каждый из них
приводится из текста. Находите предложения или группы предложений, которые
подтверждают, что произошло именно то или что герой чувствует именно то, о чем
Вы написали в первом абзаце, и указываете их номер.

3.     
КОММЕНТАРИЙ —  пояснение довода,
аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части
любого сочинения-рассуждения. После указания номера Вы должны ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ
(кратко передать содержание выбранного предложения). (Почему Вы выбрали
именно это предложение? Что в нем говорится? Как это
подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?)

В доказательстве аргументы
обязательно должны соединяться 

— вводными словами, наречиями (например,
таким образом, поэтому),

— союзами (поскольку, так как,
ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем,
если),

— речевыми оборотами (из этого
следует, что…; отсюда заключаем, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет
предположить, что…; получается, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…;
доказательством служит…).

При переходе к
аргументу-примеру используются

— вводные слова (например, таким
образом, поэтому)

— союзы (так как, потому что,
благодаря тому что, поскольку)

— речевые обороты (причина состоит
в следующем…; укажем на причины…; это объясняется тем, что…; объяснение
заключается в том, что…; это зависит от…; это связано с тем, что…; это
обусловлено…; является следствием того, что…)  

(Приложение 3)

Следует иметь в виду,
что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных
слов, только по смыслу.

4.     
   ВЫВОД по
тезису, умозаключение  может состоять из нескольких предложений. Он должен
соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Вывод может быть связан с
доказательством посредством:

— вводных слов, наречий (по-моему,
на мой взгляд, по моему мнению, по моему убеждению, как мне кажется, скорее
всего, видимо, поэтому, потому, отсюда, таким образом),

— союзов (поскольку; так как; так
что; если; хотя; несмотря на то, что),

— речевых оборотов (я полагаю,
что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том,
что…; это можно объяснить тем, что…; все зависит от того, что…; это позволяет
предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне
близка мысль о том, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…; я могу с
уверенностью сказать (утверждать), что…; мне хочется сделать вывод о том,
что…).

V. Работа над сочинением.

Чтение исходного текста и задания к
нему: Объясните, как Вы понимаете смысл   
финала
текста: «Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком »

Обращаю внимание учеников на то, что тезис формулируется как простое
двусоставное предложение
, в котором подлежащее  называет тему, а
сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться
. Рекомендую
запомнить: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!

Обращаю внимание учащихся на то, что в своём сочинении они могут
использовать материал изложения!

1 схема
сочинения:

1 абзац

       
Это вступление. Тут закладывается та мысль, которую надо доказывать, а
доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а
Ваше понимание.
Само высказывание в 1 абзац не переписывать.
Начинать сразу с  понимания:

        
Смысл данного высказывания я понимаю так:  … Автор утверждает,
что …  Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.

2 абзац

      
Это первый аргумент. Ищем такое предложение в тексте, которое докажет,
что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет
отвечать на такие вопросы:

·        
почему Вы выбрали именно это предложение?

·        
что в нем говорится?

·        
как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?

 Получается: 
В предложениях  … приводится неоспоримое доказательство того, что …

3 абзац

     Это
второй аргумент. Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.  

4 абзац

       
Вывод. Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об
этом. Можно на этом и остановиться.

      Таким
образом, данное в задание высказывание было интерпретировано верно.

        
А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том,
что именно Вы поняли. Получается:

        
Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о
том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется,  …

Внимание!

     Цитирование или
ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение,
комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.

     
Отмечаю, что фраза «с этим трудно не согласиться» весьма
хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.

2 схема
сочинения:

Алгоритм действий

Результат работы с текстом

1. Определите тему (о чём?).

Материнская
любовь

2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять
смысл текста.

Глаголы:
поддержит, выручит, вздохнет, простит, ограждает, будет переживать,
порадуется.

Имена
существительные: сердце матери, совет, тепло, руки матери.

3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте
основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.

   
Сердце матери способно простить всё своему ребенку. Руки мамы берут на себя
все удары жизни и ограждают нас от невзгод и позволяют быть счастливым.

4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.

Варианты
вступлений:

1)
С вопроса, который позволит сформулировать тезис.

2)
Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ
однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)

3)
Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет
нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста,
т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).

4)
«Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент
художественного произведения.

5)
Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл
предложенного для доказательства тезиса.

1) Какой смысл И.
Селивёрстова   вкладывает в слово «мама»? Давайте найдём ответ на этот
вопрос.

2)  Мама… Что дает она ребенку?
Давайте найдём ответ на данный вопрос.

3) Передо мной текст И.
Селивёрстовой. Автор рассуждает о роли матери в жизни каждого из нас,
утверждая, что  сердце её бездонно и способно простить всё.  

4)
«
Мама
отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком »
.   Так
заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент  художественного
произведения.   И. Селивёрстова   заставляет нас задуматься над тем, кем
является  мама для каждого из нас.

5)
Прочитав текст
И. Селивёрстовой, я
вспомнила слова
 известного поэта Р. Гамзатова, который
в своей поэме провозгласил: «Берегите матерей!»
Удивительно
точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам фрагмента.

5. Найдите в тексте предложения,
подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами.
Назовите номер предложения или процитируйте предложения.

Внимание!
Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда,
когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером
из текста
.

   В тексте мы слышим
авторское отношение к матери. Он считает, что  мамин совет нужен каждому
ребенку (и взрослому тоже!) (4).

  Мне показалась интересной
мысль о том, что  «сердце матери способно простить всё на свете» (7), и «мама
бескорыстно сделает всё для своего ребенка» (26), «она отругает своего
повзрослевшего ребенка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все
хорошие перемены» (28).

6.
Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

Варианты
заключений:

1)
В заключение можно сделать вывод: (пишем какой)…

2)
Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…

3)
Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы  приходим к
выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод)

1) Думаю, мы доказали, что  мама
нужна всегда, в любом возрасте очень важна её поддержка, она «отдаст всё за
то, чтобы ты стал настоящим человеком»

2)
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу:  чтобы дети
были счастливы, чтобы они стали настоящими людьми, мама отдаст всё.

3)
В заключение можно сделать вывод: чтобы мы стали настоящими людьми, мама посоветует,
поддержит, выручит, простит, оградит от невзгод и сделает всё. Нужно дарить
внимание и тепло матерям каждый день и час, потому что  благодарные дети –
лучший подарок для них.

7.
Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

Следует
обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения.

8.
Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.

Требования
к тексту

Кроме
требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду
критериев:


цельность текста, последовательность, связность;


соблюдение орфографических правил;


соответствие пунктуационным нормам;


отсутствие речевых и грамматических ошибок;


фактическая точность написанного текста.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

IV. Рефлексия (итог урока):

Что на уроке для меня было позитивно?

Что на уроке для меня было негативно?

Что мне было интересно?

 Домашнее
задание.

Написать сочинение-рассуждение.

Приложение
1.

(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и
уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё
теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин
совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших
начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и
неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт
украдкой слезу с грустных глаз и… простит тебя.

(6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери
способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия
Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной.
(9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот
момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила
предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе…

(12)А руки матери… (13)Вы задумывались когда-нибудь,
как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны
– добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они самое первое,
что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый  и
удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод  и тревог.
(16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все
неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской
рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни – руки
нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все
тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть
счастливыми.

(19)К
сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и
здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из
родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к
празднику. (21)А мама ждёт!  (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости,
нашей занятости, нашему невниманию.

(23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что
забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло,
нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети –
  лучший подарок для них.

(25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет
мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка.(27)Она будет
переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она
отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и
обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда
маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим
человеком.         (По И. Селивёрстовой. Все мамы разные)

Приложение
2.

Речевые
клише к тезису:

1)   — Действительно…

— Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

— В фрагменте произведения …


Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

 —
Текст заканчивается словами: «…».


На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

 —
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте,
заключается в том, что …


Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…

Автор показывает
формирование внутреннего…


По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая
заключается в следующем:


В этом отрывке автор говорит о том, что…

 —
Смысл данного отрывка я понимаю так: …


В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2)
Свои
слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

— Попробую доказать эту мысль примерами из текста.


Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.


Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

— Докажем эту мысль  на примерах , взятых из текста.

— Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

Приложение
3.

Речевые
клише  к 1 аргументу:

1)-
Во-первых,…


Давайте заглянем в текст. Вот предложение…

— Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

— Проиллюстрировать данную мысль  можно на примере предложения ..
.

— Рассмотрим предложение… В нѐм говорится о том, как…

— Справедливость этого вывода можно доказать на примере …
предложения, в котором автор говорит…

— Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает
наш вывод о том, что…

— Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания,
рассмотрим конкретные примеры…

— Убедимся в этом, обратившись к тексту…

— Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…

— Обратимся к тексту русского писателя…

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению из
текста…

— Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения 
текста…

— В подтверждении собственных выводов  приведу пример из …
предложения прочитанного мною текста…

2)  Комментарий:

— В нём автор говорит …

— Действительно, автор утверждает…

— Таким образом, автор считает…


В данном предложении говорится о…

— Предложение №.. подтверждает мысль о том, что…

Речевые
клише ко 2 аргументу:

1)  — Следующим аргументом может служить пример из …
предложения…

— Далее следует привести пример из … предложения…

— Пример из … предложения может стать иллюстрацией к ….


Во-вторых,…

— Также пример можно найти в предложении № …


Далее
рассмотрим в качестве примера предложение №…


Вот ещё одно предложение…, иллюстрирующее…

2)
Комментарий:


И мы понимаем, что….


Нам открывается …


Мне ясен смысл…


Мы убеждены в том, что…


Это позволяет судить о том, что…


Это говорит о том, что…

Приложение
4.

Речевые
клише к выводу:

1)
Таким образом, …


Итак, …


Можно сделать вывод…


Следовательно…


В итоге можно прийти к такому выводу…


В заключении можно сказать, что…


Обобщая сказанное…


Из этого следует, что…


Подводя итог вышесказанному…


Делая выводы из выше изложенных умозаключений…


Таким образом,  можно сделать вывод, что…


Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…


Таким образом, приведённые примеры  подтверждают мысль… о том, что…


Мы пришли к выводу…


Итак, в заключении мы видим,…


Итак, можно увидеть, что…


В результате размышления мы пришли к выводу о том, что…


Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…


Нам удалось доказать, что…

2)
Комментарий:


Автор убеждает нас в том …


Автор раскрывает перед нами смысл….


Автор приводит нас к выводу…

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

Итоговое сочинение 2021-2022: точная дата проведения, как будет проходить? Темы сочинения, критерии оценки

В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году. Так, школьникам предоставят несколько дней, чтобы выполнить работу. Основным днем написания считается 1 декабря 2021 года. Помимо этого будет два дополнительных дня в 2022 году – 2 февраля и 4 мая.

Какая тематика итоговых сочинений? И как будет проходить его написание для учеников школ в 2021 году?

Как будет проходить декабрьское итоговое сочинение в 2021 году

Учащимся школьных учреждений предоставляется 3 часа и 55 минут для написания развернутого и структурированного итогового сочинения. В 2021 году оно состоится 1 декабря. Школьник имеет право самостоятельно выбрать понравившуюся тему из всех предложенных.

К важным правилам написания следует отнести:

  • соблюдение объема – в сочинении должно быть не меньше 250 слов, иначе ученику поставят «незачет»;
  • работа должна быть написана самостоятельно;
  • в сочинении должны быть указаны аргументы, которыми руководствуется автор.

Также у учеников есть еще два дополнительных дня, когда они смогут сдать сочинение. В 2022 году это 2 февраля и 4 мая.

Какие темы предоставляются ученикам для написания декабрьского сочинения в 2021 году

Обычно тематика предоставляется ученикам на выбор. Школьники заранее знают список литературы, который поможет им как следует подготовиться к аттестации.

На выбор предоставляются следующие темы:

  • преступление и наказание;
  • цивилизация и технологии;
  • книга обо мне;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • дорога в жизни человека.

Ученик должен в полном объеме раскрыть свою точку зрения. Помимо этого необходимо аргументировать свой ответ примерами из литературы. Каждый школьник в зависимости от своих интересов может выбрать ту тему, которая ему ближе.

Основные критерии оценивания итогового сочинения в 2021-2022 году

Итоговое сочинение оценивается по пяти основным критериям. За каждый из них учащийся может получить как «зачет» (1), так и «незачет» (0). Есть два самых главных критерия, если по ним получить 0, то дальше нет смысла проверять сочинение, и школьник получает «незачет».

Основные критерии выглядят следующим образом:

  • Соответствие теме – важно не отклоняться от основной тематики сочинения. Ученики должны следить за тем, чтобы не было подмены понятий, а доказательства и вывод совпадали с тезисом.
  • Использование литературы – для того, чтобы сдать сочинение хорошо, надо привести в качестве аргумента хотя бы один пример из литературы. Можно использовать не только русских классиков, но и мировых авторов. Главное, дать развернутый ответ.
  • Композиция и логика – важно придерживаться основных правил структурирования текста. Он должен содержать вступление, затем основную часть — главное мнение, которое будет доказываться аргументами, доказательства, контраргумент и сам вывод.
  • Письменная речь – если мысль четко прослеживается, то проблем с зачетом не будет.
  • Грамотность – если в сумме на 100 слов будет больше 5 ошибок (пунктуационных, грамматических и т.д.), то будет «незачет». Ученикам разрешено пользоваться орфографическим словарем во время написания сочинения.

Также необходимо следить за тем, чтобы не было много исправлений. Опрятный внешний вид работы будет иметь значение в оценивании.

Читайте также: Локдаун и нерабочие дни с 29 ноября 2021 в регионах России: объявят ли карантин и самоизоляцию до Но

Источник ftimes.ru

Сочинение с тезисом аргументом и выводом пример

Читайте также


Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …


17.11.2021, 21:17

2 123

просмотрa

Подробнее


Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


19.11.2021, 23:02

1 762

просмотрa

Подробнее


Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.


19.11.2021, 22:40

880

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …


17.11.2021, 15:53

501

просмотр

Подробнее


Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …


17.11.2021, 16:42

519

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …


04.09.2021, 16:34

381

просмотр

Подробнее


Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


17.11.2021, 20:25

902

просмотрa

Подробнее


Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …


06.09.2021, 17:30

1 067

просмотров

Подробнее


Основными изменениями введены современные стандарты, когда выпускники нынешнего …


24.11.2021, 15:41

1 202

просмотрa

Подробнее


Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…


28.01.2021, 10:49

2 013

просмотров

Подробнее


В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …


05.10.2021, 07:32

140

просмотров

Подробнее


В Государственной Думе России приняли проект государственного бюджета на 2022 год, а также …


25.11.2021, 22:03

108

просмотров

Подробнее


Процедура прохождения ЕГЭ в 2022 году будет изменена: обязательные предметы …


24.11.2021, 14:44

108

просмотров

Подробнее


Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.


30.08.2021, 18:49

60

просмотров

Подробнее

  • Сочинение с устаревшими словами на любую тему
  • Сочинение с фразеологизмами белая ворона
  • Сочинение с причастиями на любую тему
  • Сочинение с поговорками и пословицами
  • Сочинение с причастными оборотами на тему каникулы