Сочинение с суффиксом щик

Больше других времен года я люблю весну. и это не удивительно. весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее

Больше других времен года я люблю весну. И это не удивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение.
Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и не сравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.
Ночью холодно и морозно, зима не уходит и не сдается без боя. Зато днем весна все больше вступает в свои права. Все меньше становится снега, птицы поют и звонко щебечут, приветствуя весну. Деревья уже просыпаются от зимнего сна. На их ветвях набухли почки, готовы показаться первые листочки. Даже весенний ветер не похож на зимний. Он, хоть еще холодный, но ласковый и пахнет весной.
Для всей природы весной наступает пора обновления. Нужно только очутиться в весеннем лесу, чтобы увидеть, как вокруг пробуждается природа. Легкость и радость здесь ощущается во всем. Первые ласковые солнечные лучи освещают освободившуюся от снега и льда землю. Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями. А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Еще местами земля покрыта талым темным снегом, а эти маленькие и нежные синие цветочки уже пробиваются к свету и теплу, радуя глаз яркими красками. Они упорно тянутся к солнцу даже сквозь прошлогодний снег.
Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
Поистине, весна – самая долгожданная пора. И она непременно приходит вслед за дождливой осенью и холодной, морозной, бесконечной зимой.

2. Время года весна

Пришла весна. Не будет больше низко нависших туч и снегопадов. На чистом голубом небе сияет яркое солнышко. Дни стали заметно длиннее. По утрам еще стоит небольшой мороз, но чем выше поднимается солнце, тем становится теплее и быстрее тает снег. Днем весеннее солнце греет все сильнее, всюду текут ручьи. Весенняя звонкая капель и ручейки – первые вестники весны и приближающегося тепла. А с ним приходит радость и новая жизнь.
С приходом весны весь мир наполняется музыкой. Она приходит на смену зимнему безмолвию и завыванию ветра. Звон капели, журчание ручьев, веселое щебетание птиц – все говорит о наступлении тепла и радостных перемен. Снега с каждым днем становится все меньше. Он исчезает под теплыми солнечными лучами. В воздухе появляется запах весны.
Все люди радуются весне. Им уже надоели снегопады и холода, хочется солнца и тепла. Теперь можно снять тяжелую зимнюю одежду, не опасаясь мороза и вьюги. Но особенно весне рады дети. Как весело играют они под теплыми солнечными лучами, бегают по лужам и пускают кораблики! То здесь, то там звучит веселый детский смех.
С наступлением весны весь мир становится ярким и красочным. Закончилось белое безмолвие. Теперь в мире все станет ярко-зеленым, небесно-голубым и сияющим. Появляются первые листья на деревьях, пробивается первая трава, а в реке отражается голубое небо. Это настоящая весна!

3. Описание весны – сочинение

Многие считают что весна – самое удивительное время года. Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах. Каждый весенний день приближает самое теплое и любимое время года – лето. Наступление весны создает ощущение прихода чего-то нового, удивительного и радостного, поэтому все люди так рады весне.
Идет весна, и мир вокруг становится ярким и лучезарным. Дни становятся заметно длиннее. Количество пасмурных дней уменьшается. Почти каждый весенний день – светлый и солнечный. Снег тает, становясь темным и грязным, оседает, повсюду текут ручьи. С каждым днем таяние снега усиливается и ручьев становится все больше. Над полем, где еще лежит снег, весенним теплым днем стоит густой туман. Это снег тает и испаряется, поднимаясь вверх.
Весной можно наблюдать уникальное природное явление – ледоход. Лед на реках постепенно подтаивает и рыхлеет, затем вспучивается. Наконец он трескается с оглушительным звуком и рассыпается на отдельные льдины, которые подхватываются течением. Множество больших и малых льдин плывут по реке, сталкиваясь и ломаясь, образуя заторы, неся за собой ветки и бревна.
Снег тает, стекая в реку, воды в реке становится все больше. Она уже не может удержаться в своих берегах. Река выходит их берегов и разливается, заливая все окружающие поля и луга. Вода во время разлива покрывает огромную территорию. Это поистине удивительное и величественное зрелище. Ежегодно от разлива рек гибнет большое количество диких и домашних животных, страдают села и деревни. Однако в этом явлении есть и польза для природы. Вода вымывает ил со дна реки, выбрасывая его на окружающие поля. Земля после разлива становится плодороднее. Когда схлынет вода, на обновленной земле буйно разрастаются растения, зеленеют посевы.
Весной все вокруг быстро зеленеет. Первая трава пробивается из земли сразу, как только растаял снег. Она быстро растет, ловя каждый теплый луч солнца.

4. Сочинение-миниатюра – весна (мини, 3 класс)

Вот и прошла зима. Наступила весна. Природа устала от снега и морозов. Она изменилась с первыми лучами солнца. Все вокруг стало веселым и радостным, засияло яркими красками. Все сильнее пригревает солнышко. Снега становится меньше, на земле появляются проталины. Небо стало голубее и ярче, а в воздухе запахло весной. Птицы тоже чувствуют начало весны. Они суетятся и шумят, радуясь долгожданному весеннему теплу. Деревья сбросили снежные одежды и греются на первом весеннем солнце. Но больше всего весне рады дети. Они высыпали на улицу, резвятся и играют, не боясь замерзнуть. Скоро на деревьях появятся первые листочки, трава зазеленеет и наступит настоящая весна.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение на тему весна

Из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ.

«Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. больш..нство, алюмини..вый 
  2. клетч..тый, (начать) снов..
  3. миндал..вый, овлад..вать
  4. попроб..вать, нож..вка
  5. француз..кий, матрос..кий»

1. Внимательно читаем задание; 

2. Определяем часть речи; 

3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную; 

4. Глаголы и другие части речи оставляем на «десерт». Сверяемся с таблицей, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва; 

5. Не забываем об исключениях. 

6. Выписываем номера ответов (от 2 до 4) 

-ОВА-, -ЕВА- 
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- (заведовать — заведую, исповедовать — исповедую) 

ЫВА-, -ИВА- 
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (откладывать — откладываю, рассматривать — рассматриваю) 

-ВА-  
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть, -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. (заливать — залить, преодолевать, преодолеваю — преодолеть)
 

Искл. Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить и суффикс глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть — и производных от них. 

Запомните:

глаголы на -ЯТЬ: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять, лаять, реять, блеять, кашлять;

глаголы на -ИТЬ: драить и клеить.

Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом причастий и деепричастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы. (понадеявшийся, понадеявшись – от понадеяться) 

Важно! Обратите внимание на вид глагола, от которого образовано причастие или деепричастие (склеивающий образовано от склеивать, а не от склеить) 

-ЧИВ-, -ЛИВ- 
Всегда пишется И (заботливый, заносчивый) 

-ИВ-, -ЕВ- 
Под ударением пишется ИВ (красивый, правдивый) 
Без ударения пишется ЕВ (боевой, сиреневый) 

Искл. милостивый, юродивый 

-ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ- 
Пишутся после твердых согласных (деловой, красноватый, деловитый) 

-ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ- 
Пишутся после мягких согласных и ц (вечевой, сиреневатый, глянцевитый) 

-ИСТ-, -ЕСК-, -ЧЕСК- 
Единообразное написание (надрывистый) 

-ЧАТ- 
Всегда пишется а (створчатый, ступенчатый, решетчатый) 

Запомнить: дощатый (от слова доска при помощи суффикса -ат-) 

-ЕНЬК-, -ОНЬК- 
Суффиксы не изменяются, не бывает -иньк-, -аньк- (сухонький, черненький) . 

-ЕНСК-, -ИНСК- 
Суффикс -инск- пишется в прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на -ин, -и(ы), а(я). (Мытищинский, Екатерининский) 
В остальных случаях пишется суффикс -енск- (нищенский) 

Искл.: пензенский, коломенский, пресненский 

-К-, -СК- 
Суффикс -к- пишем, если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ц, ч или имеет краткую форму (немецкий, резкий – резок, мерзкий – мерзок, ткацкий). 
В остальных случаях пишем суффикс -ск- (французский, богатырский)   

(могут чередоваться или быть неизменяемыми) 

-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК 
Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик — пальчика) 
-ЕК- 
Пишем, если при изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек- листочка, платочек – платочка, горошек – горошка) 

-ИНК- 
Пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ина(а) (горошинка-горошина, завалинка – завалина) 
-ЕНК- 
Пишется в остальных именах существительных (вишенка, песенка) 

Искл. Горлинка 

-ИЗН-, -ИН-, 
В этих суффиксах всегда пишется и, не бывает суффиксов -езн-, -ен- (белизна, желтизна, тишина, вышина)

-ИНСТВ- , -ЕНСТВ-
Если ударение падает до суффикса, то пишем Е, если ударение падает после суффикса, пишем И.
(пЕрвенство, большинствО)

-ЕСТВ- 
Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество) 

-ЕЦ- 
В сущ. мужского рода (боец) и В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо) 
-ИЦ- 
В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице) 

-ИЧК- 
В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка (лестница), пуговичка (пуговица)). 
-ЕЧК- 
В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко) 

-ОНЬК- , -ЕНЬК- 
После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька) 
После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька) 

-ЧИК- 
После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик) 
-ЩИК- 
После остальных согласных (банщик, фонарщик) 

Суффиксы существительных со значением лица не меняются

-ИСТ- (шахматист), 
-НИК- (дворник), 
-НАВТ- (космонавт), 
-ЕЦ- (молодец), 
-ЁР- (комбайнёр), 
-ТЕЛЬ- (учитель); 

-ЕН- пишем в разносклоняемых существительных (время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя) 
Например: семени, времени. 

-А- 
В наречиях с приставками из-, до-, с- (изредка, добела, снова) 
-О- 
В наречиях с приставками в-, на-, за- (вправо, наглухо, запросто) 

Буква Ё: 
1) В глагольном суффиксе -ЁВЫВА— (выкорчевывать) 
2) В суффиксах существительных -ЁВК-, образованных от глаголов (ночевка) 
3) В суффиксе -ЁР- существительных (стажёр, дирижёр, ухажёр, монтажёр) 
4) В суффиксах полных и кратких страдательных причастий -ЁНН-, -ЁН— (прекращённый, прекращён) 
5) В суффиксах отглагольных прилагательных -ЁН- и в производных словах (копчёный, тушёный, копчёности, тушёнка) 

Буква О: 
1) В суффиксах существительных -ОК-, -ОНОК-, -ОНК- под ударением (пирожок, порошок, медвежонок, бумажонка, ручонка) 
2) В суффиксах прилагательных -ОВ-, -ОН- под ударением (камышовый, смешон) 
3) В суффиксах наречий под ударением (свежо, горячо) 

Искл. ещё 

  • Решать задание 11
  • Решать варианты ЕГЭ

Тест «Суффиксы
существительных «чик» — «щик»»

№ 1. В каком слове
пишется Щ?

а) буфет…ица; б) груз…ик; в) прессов…ик; г)
объезд…ик.


2. 
В каком слове пишется Ч?

а) развед…ик; б) бакен…ик; в) камен…ик; г)
спор…ик.

№ 3. В каком слове пишется Щ?

а) перебеж…ик; б) вертолёт…ик; в) рассказ…ица;
г) надсмотр…ик.

№ 4. В каком слове пишется Ч?

а) компьютер…ик; б) экскаватор…ик; в) автомат…ик;
г) обман…ик.

№ 5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 

а) стекол…щик; б) бетон…щик; в) домен…щик; г)
смен…щик.

№ 6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 

а) пил…щик; б) кровел…щик; в) барабан…щик; г)
бурил…щик.

№ 7. В каком слове пропущена буква С? 

а) разно…чик; б) сма…чик; в) изво…чик; г)
прика…чик.

№ 8. В каком слове пропущена буква Д? 

а) лё…чица; б) аппара…чик; в) прока…чик; г)
наво…чица.

№ 9. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения
лица? 

а) учётчик; б) трактирчик; в) подписчик; г)
обидчик.

№ 10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет
уменьшительно-ласкательного значения? 

а) баллончик; б) медальончик; в) захватчик; г)
магазинчик.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

г

в

а

в

а

г

б

в

Тест «Суффиксы
существительных «чик» — «щик»»

№ 1. В каком слове пишется Щ? а)
буфет…ица; б) груз…ик; в) прессов…ик; г)
объезд…ик.

№ 2. В каком слове пишется Ч? а)
развед…ик; б) бакен…ик; в) камен…ик; г) спор…ик.

№ 3. В каком слове пишется Щ? а)
перебеж…ик; б) вертолёт…ик; в) рассказ…ица; г) надсмотр…ик.

№ 4. В каком слове пишется Ч? а)
компьютер…ик; б) экскаватор…ик; в) автомат…ик; г) обман…ик.


5. 
В каком слове перед суффиксом пишется Ь?  а)
стекол…щик; б) бетон…щик; в) домен…щик; г)
смен…щик.


6. 
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? а) пил…щик; б)
кровел…щик; в) барабан…щик; г) бурил…щик.

№ 7. В каком слове пропущена буква С? а)
разно…чик; б) сма…чик; в) изво…чик; г) прика…чик.

№ 8. В каком слове пропущена буква Д? а)
лё…чица; б) аппара…чик; в) прока…чик; г)
наво…чица.


9. 
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? а) учётчик; б)
трактирчик; в) подписчик; г) обидчик.

№ 10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет
уменьшительно-ласкательного значения? 
а)
баллончик; б) медальончик; в) захватчик; г) магазинчик.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тест «Суффиксы существительных
«чик» — «щик»»

№ 1. В каком слове пишется Щ? а)
буфет…ица; б) груз…ик; в) прессов…ик; г)
объезд…ик.

№ 2. В каком слове пишется Ч? а)
развед…ик; б) бакен…ик; в) камен…ик; г) спор…ик.

№ 3. В каком слове пишется Щ? а)
перебеж…ик; б) вертолёт…ик; в) рассказ…ица; г) надсмотр…ик.

№ 4. В каком слове пишется Ч? а)
компьютер…ик; б) экскаватор…ик; в) автомат…ик; г) обман…ик.


5. 
В каком слове перед суффиксом пишется Ь?  а)
стекол…щик; б) бетон…щик; в) домен…щик; г) смен…щик.


6. 
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? а) пил…щик; б)
кровел…щик; в) барабан…щик; г) бурил…щик.

№ 7. В каком слове пропущена буква С? а)
разно…чик; б) сма…чик; в) изво…чик; г) прика…чик.

№ 8. В каком слове пропущена буква Д? а)
лё…чица; б) аппара…чик; в) прока…чик; г)
наво…чица.


9. 
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? а) учётчик; б)
трактирчик; в) подписчик; г) обидчик.

№ 10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет
уменьшительно-ласкательного значения? 
а)
баллончик; б) медальончик; в) захватчик; г) магазинчик.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тест «Суффиксы
существительных «чик» — «щик»»

№ 1. В каком слове пишется Щ? а)
буфет…ица; б) груз…ик; в) прессов…ик; г)
объезд…ик.

№ 2. В каком слове пишется Ч? а)
развед…ик; б) бакен…ик; в) камен…ик; г) спор…ик.

№ 3. В каком слове пишется Щ? а)
перебеж…ик; б) вертолёт…ик; в) рассказ…ица; г) надсмотр…ик.

№ 4. В каком слове пишется Ч? а)
компьютер…ик; б) экскаватор…ик; в) автомат…ик; г) обман…ик.


5. 
В каком слове перед суффиксом пишется Ь?  а) стекол…щик;
б) бетон…щик; в) домен…щик; г) смен…щик.


6. 
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? а) пил…щик; б)
кровел…щик; в) барабан…щик; г) бурил…щик.

№ 7. В каком слове пропущена буква С? а)
разно…чик; б) сма…чик; в) изво…чик; г) прика…чик.

№ 8. В каком слове пропущена буква Д? а)
лё…чица; б) аппара…чик; в) прока…чик; г)
наво…чица.


9. 
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? а) учётчик; б)
трактирчик; в) подписчик; г) обидчик.

№ 10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет
уменьшительно-ласкательного значения? 
а)
баллончик; б) медальончик; в) захватчик; г) магазинчик.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тест «Суффиксы
существительных «чик» — «щик»»

№ 1. В каком слове пишется Щ? а)
буфет…ица; б) груз…ик; в) прессов…ик; г)
объезд…ик.

№ 2. В каком слове пишется Ч? а)
развед…ик; б) бакен…ик; в) камен…ик; г) спор…ик.

№ 3. В каком слове пишется Щ? а)
перебеж…ик; б) вертолёт…ик; в) рассказ…ица; г) надсмотр…ик.

№ 4. В каком слове пишется Ч? а)
компьютер…ик; б) экскаватор…ик; в) автомат…ик; г) обман…ик.


5. 
В каком слове перед суффиксом пишется Ь?  а)
стекол…щик; б) бетон…щик; в) домен…щик; г)
смен…щик.


6. 
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? а) пил…щик; б)
кровел…щик; в) барабан…щик; г) бурил…щик.

№ 7. В каком слове пропущена буква С? а)
разно…чик; б) сма…чик; в) изво…чик; г) прика…чик.

№ 8. В каком слове пропущена буква Д? а)
лё…чица; б) аппара…чик; в) прока…чик; г)
наво…чица.


9. 
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? а) учётчик; б)
трактирчик; в) подписчик; г) обидчик.

№ 10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет
уменьшительно-ласкательного значения? 
а)
баллончик; б) медальончик; в) захватчик; г) магазинчик.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тест «Суффиксы
существительных «чик» — «щик»»

№ 1. В каком слове пишется Щ? а)
буфет…ица; б) груз…ик; в) прессов…ик; г) объезд…ик.

№ 2. В каком слове пишется Ч? а)
развед…ик; б) бакен…ик; в) камен…ик; г) спор…ик.

№ 3. В каком слове пишется Щ? а)
перебеж…ик; б) вертолёт…ик; в) рассказ…ица; г) надсмотр…ик.

№ 4. В каком слове пишется Ч? а)
компьютер…ик; б) экскаватор…ик; в) автомат…ик; г) обман…ик.


5. 
В каком слове перед суффиксом пишется Ь?  а)
стекол…щик; б) бетон…щик; в) домен…щик; г)
смен…щик.


6. 
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? а) пил…щик; б)
кровел…щик; в) барабан…щик; г) бурил…щик.

№ 7. В каком слове пропущена буква С? а)
разно…чик; б) сма…чик; в) изво…чик; г) прика…чик.

№ 8. В каком слове пропущена буква Д? а)
лё…чица; б) аппара…чик; в) прока…чик; г)
наво…чица.


9. 
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? а) учётчик; б)
трактирчик; в) подписчик; г) обидчик.

№ 10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет
уменьшительно-ласкательного значения? 
а)
баллончик; б) медальончик; в) захватчик; г) магазинчик.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————-

1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.+

2. Какие из данных существительных относятся к мужскому роду:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;+
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.

3. Какие из приведенных ниже слов имеют форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;+
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.

4. Отметьте разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;+
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.

5. Выберите верный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;+
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.

6. В каком слове перед суффиксом ставится ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик; +
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.

7. Какое из следующих прилагательных не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный; +
Г) маленький;
Д) дорогой.

8. Отметьте правильный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.
А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;
Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; +
В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;
Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.

9. В каком из словосочетаний в прилагательном ставится суффикс –ск-:
А) низ..ий домик.
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык;+

10.Разряды имен прилагательных:
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;+

11. Какой из предложенных вариантов склонения числительного 90 верный?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;+
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.

12. Как склоняется простое порядковое числительное?
А) как дробное числительное;
Б) как собирательное числительное;
В) как имя существительное 3 склонения;
Г) как местоимение;
Д) как имя прилагательное.+

13. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;+
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.

14. Какие из данных глаголов разноспрягаемые?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;+
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.

15. Какие из ниже перечисленных глаголов – безличные?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится+

16. Каким способом можно образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;+
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.

17. Отметьте вариант, где суффикс –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;+
Д) воспит..вать, использ..вать.

18. Какие из ниже перечисленных местоимений не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;+
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.

19. Отметьте притяжательные местоимения:
А) всякий, таков, тот, вас;
Б) ты, сам, самый, каждый;
В) иной, другой, себя, свой;
Г) свой, их, его, этот;
Д) мой, твой, наш, свой.+

20. В каком разрядя местоимений находится только одно слово?
А) неопределенное;
Б) определительное;
В) притяжательное;
Г) возвратное;+
Д) отрицательное.

21. Выберите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей;
Б) (ни) чему;
В) (ни) за что; +
Г) (ни) что;
Д) (ни) сколько.

22. Какое из данных наречий пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.+

23. Выберите вариант, в котором слово пишется слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,+
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.

24. В каком из данных словосочетаний — связь примыкание?
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,+
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.

25. Выберите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн… повелось,
Г) начист.. вымыть,+
Д) слев.. от нас.

26. Слитно пишутся следующие предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,+
Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.

27. В каком варианте слово пишется через дефис?
А) не было (ни)у(кого),
Б) рассказать кое(про)кого,
В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар,+
Д) пришел (ни)с(чем).

28. Выберите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.+
В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение.

29. В каком из предложений предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.+
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.

30. Отметьте частицы, которые пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь,
Б) –бы, -ли, -ка, -то,
В) -нибудь, -ка, либо-, -то,+
Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,
Д) –же, -либо, -бы, -ка.

 (6 класс, автор М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская)

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской обл.

Дата проведения:
21.12.2021 г.

Цель урока: создание оптимальных условий для прочного усвоения учащимися нового
материала

— выделить условия
выбора орфограммы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК (- ЩИК); подведение
обучающихся к выводу о постановке букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (- ЩИК);

— создать алгоритм
действия на основе правила; формировать умение запоминать правило; связывать
условия выбора изучаемой орфограммы мгновенно, в момент письма

совершенствовать умения видеть затруднение; выдвигать предположения,
делать выводы.

— объяснять
постановку букв с проговариванием во внешней речи, переосмыслять материал и
преобразовывать его в другую форму — краткую запись или схему, овладевать
основами самоконтроля; формировать умение работать в группе, в паре,
самостоятельно.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1.Организационный момент. Мотивация.

Цель: способствовать
подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Зовут меня Евгения
Сергеевна.  Рада вас видеть.  Надеюсь на сотрудничество и активность. Итак,
начнём урок..

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на
рабочий лад.

Личностная:
Самоопределение.  Коммуникативная: планирование учебного
сотрудничества.

1
минута

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка
проблемы.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания
эмоциональной обстановки.

-Посмотрите на экран. Кто эти люди? (слайды
2, 3, 4, 5)

 -Что общего в этих словах? (слайд 6)

— Обратите внимание, что все

 слова образуются суффиксальным способом.
Сравните написание слов с произношением. (слайд 8) Что увидели?

-Перед нами возникла проблема. Какая?

Дети определяют
по фотографиям сферу деятельности людей.

Летсплейщик –
человек, который проходит видеоигру и выкладывает видео в Интернет.  (слайд
2)

Татуировщик– это человек, который наносит
постоянные декоративные татуировки, рисунки на теле. (слайд 3)

Подписчик —
человек, который подписан на канал или личную страницу в социальных сетях. (слайд
4)

Переводчик –специалист, занимающийся переводом,
то есть созданием письменного или устного текста на определённом языке. (слайд
5)

Дети находят общее в данных словах. Предполагаемые
ответы учеников:

 (это имена существительные, значение – вид
деятельности, люди определённой профессии, наличие суффиксов –чик,- щик,
произношение суффиксов -чик –щик). (После ответов слайд 7).

Дети сравнивают написание и произношение
слов, обнаруживают орфограмму в суффиксе. (слайд 8)

Дети озвучивают проблему: как узнать, когда -чик,
а когда -щик, потому что при произношении это непонятно.

Коммуникативная:

Умение полно и точно выражать свои мысли, выдвигать
предположения.

Познавательная:

Фронтальная работа с построением логической
цепи рассуждения.

Регулятивная:
соотнесение того, что известно и усвоено, с тем, что еще неизвестно.

4
минуты

3. Определение темы и постановка целей
урока.

— Догадался ли кто-то
из вас, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема? Попробуйте сформулировать
тему нашего урока.

Запишите число,
классная работа, тему урока.

— Чтобы решить
проблему урока, какие цели поставим?

— Где нам могут
пригодиться знания и умения?

(Буквы ч и щ в
суффиксе существительных –чик (-щик) – слайд 9. Записывают число,
классная работа, тему урока в тетради.

Ставят цели к
уроку:

1. Исследовать
языковой материал и вывести правило написания суффикса -чик (-щик) в именах
существительных.

2. Распознавать
существительные с суффиксом -чик (-щик).

3. Научиться
правильно писать существительные с суффиксом –чик (-щик).

4. Расширить
словарный запас. (слайд 10)

— Знания могут
пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов.

Познавательная: предполагает
цель урока, уточняют тему.

Коммуникативная:
коммуникативное взаимодействия.

Регулятивная:
постановка учебной задачи.

3
минуты

4. Проблемное объяснение нового знания. Работа в группах.

Цель: организовать коммуникативное  воздействие для построения нового
способа действия.

5. Работа по учебнику.

6. Преобразование нового материал в
краткую запись -«шпаргалку». Работа в группе.

Цель: преобразование полученной информации, развитие творчества детей.

— Итак, нам
предстоит побывать исследователями и вывести правило написания данных слов. А
чтобы наша работа получилась, будем исследовать в своих группах. (напомнить,
как работать в группе, правила называют дети). 1 ряд-1 группа, 2 ряд-2
группа, 3 ряд-3 группа. Выберите наставника своей группы, который представит
результат работы группы.

 Задание:
найдите слова с заданной орфограммой, оформите записи в карточке красного
цвета. Сделайте выводы по правописанию данных слов. 

Группы, займите
свои места. Приступайте к выполнению заданий.

Проверка.

— Наставник
группы 1, затем 2, 3.

— Вы обратили
внимание после каких согласных пишется суффикс – ЧИК?

— После какой
буквы пишется суффикс – ЩИК?

— Когда пишется
буква ь знак перед –щик (-чик)?  (На слайдах 12,13,14 появляются ответы)

-Какие слова не
вошли в таблицу? Почему? (слайд 15)

-Сравните
полученную информацию с правилом из учебника, стр.158.

-Совпали ваши
предположения?

-Ребята, у меня
есть для вас подсказка и фраза для запоминания правила (слайд 18).

 Задание: Изготовьте «шпаргалку» для шестиклассников своей школы (это
отличное средство запоминания информации).
Для этого преобразуйте
информацию (правило) в алгоритм, рисунок, (изображение на листе А3).
Используйте минимум текста, проявите своё творчество. Определитесь, кто будет
представлять ваш продукт, этого человека мы назовём пиарщиком.

Займите свои
места для работы в группах.

Проверка
работы.
(Один ребёнок из группы представляет свой
продукт).

Ученики называют
правила работы в группе, слушают учителя.

Ученики работают
в группах:

После д-т,
з-с и ж
пишется буква Ч.

— -щик
пишется, если этих букв нет.

Буква Ь перед
суффиксом –чик, -щик только после Л.

Дети зачитывают слова, озвучивают свои предположения.

Стульчик, шкафчик, так как суффикс –чик в
этих словах имеет уменьшительно-ласкательное значение. (ответы детей)

 Ученики читают правило на стр. 158.

Дети делают вывод: их новое знание совпало с
правилом. (слайд 17 — правило)

Дети работают в группах, оформляют кратко,
схематично выведенное ранее правил.

Один ребёнок из группы представляет проект.

Коммуникативная:

слушать и
понимать речь других,

проговаривают
последовательность действий, сотрудничество в группе.

Познавательная:

извлечение
информации из анализа языкового материала.

Преобразовывают
материал в другую форму – краткую запись, рисунок или схему

6 минут

1 минута

6 минут

7.Первичное закрепление. Работа с
текстом.  Работа в паре.

Цель: формирование читательской грамотности, вовлечение в историческое
прошлое, выявление профессий с орфограммой

— Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в
праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии
уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен,
другие получили новое рождение, третьи и вовсе исчезли. Что же представлял
собой рынок труда на Руси?

Задание: вам предстоит
окунуться в прошлое нашей родины и познакомиться с популярными профессиями
(ремёслами) далёких времён. Внимательно прочитайте тексты. Выполните задания
по их содержанию в паре. Подготовьтесь ответить на заданные вопросы.

Фронтальная проверка (слайды 20,21,22).

— Ребята, пока дети читают ответы, вам нужно записать
профессии прошлого, выделить орфограммы.

— Ребята, сохранились ли в наше время такие профессии?
Почему? Как называются?

Слушают учителя.

Работаю в паре. Читают тексты о профессиях
Руси. Выполняют задания по тексту.

Дети называют текст, знакомят с профессией,
отвечают на вопросы.

Записывают слова, выделяют орфограммы.

Познавательная:
знакомство с профессиями прошлого.

Коммуникативная: 
умение выражать мысли при обсуждении задания, выборе правильного ответа.

Регулятивная:.

Контроль, оценка, коррекция.

6 минут

8. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Цель: формировать
умение использовать полученные знания по назначению.

— Чтобы определиться с профессией, пройдёт
ещё много времени, но наверняка вам всем нужно быть грамотными, чтобы стать
хорошими специалистами. Задание: По лексическому значению нужно узнать
профессию, записать в тетрадь, выделить орфограмму.

— Ученики самостоятельно выполняют задание.

— Сличают с эталоном на слайде презентации (слайд
24).

Самооценка ребят.

Личностная: самоопределение.

Регулятивная: контроль в форме сличения способа действия и его результата с
эталоном; коррекция (исправление ошибок).

5 минут

9. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: оценить
результаты собственной деятельности.

— Скажите, вы
поместите знания в чемодан и возьмёте с собой в мир знаний, отправите в
корзину, если знания вам не пригодятся или оставите на рабочем столе, чтобы
ещё лучше изучить эту орфограмму? (слайд 25)

— Обучающиеся высказываются.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:
оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено).

Личностные
УУД:
действие смыслообразования.

1
минута

10. Подведение итогов урока.

Подведем итоги…

Выставление
оценок за урок…

-Достигли ли мы
целей урока?

-Где применим
полученные знания?

Дети слушают учителя, отвечают на вопросы.

1
минута

11. Информация о домашнем задании.

1. Выучить правило — с. 158.
2. Поработать с разными источниками информации, найти и записать профессии будущего
с суффиксом –чик (-щик). (слайд 26)

— Обсуждение и запись домашнего задания

1
минута

(35
минут)

  • Сочинение с переводом по немецкому языку как я провел лето с переводом
  • Сочинение с приставками при пре
  • Сочинение с причастиями на тему вы знакомы
  • Сочинение с современными словами
  • Сочинение с планом смысл названия комедии горе от ума сочинение