Сочинение с причастиями и причастными оборотами про осень

Инфоурок русский язык презентациипрезентация причастие. склонение причастий описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: сила имени и

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация «Причастие. Склонение причастий»

…сила имени и глагола А.С. Пушкин Причастие. Скло...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    …сила имени и глагола А.С. Пушкин Причастие. Скло

    Описание слайда:

    …сила имени и глагола А.С. Пушкин
    Причастие.
    Склонение причастий

  • 2 слайд

    Цели урока:1) повторить… 2) узнать… 3) показать роль… 4) формировать умение

    Описание слайда:

    Цели урока:
    1) повторить…
    2) узнать…
    3) показать роль…
    4) формировать умение находить…

  • 3 слайд

    Наблюдение над материаломЖелтый лист Лист желтеет Лист пожелтел Желтеющий лис

    Описание слайда:

    Наблюдение над материалом
    Желтый лист
    Лист желтеет
    Лист пожелтел
    Желтеющий лист (лист, который желтеет)
    Пожелтевший лист (лист, который пожелтел)

  • 4 слайд

    ПРИЧАСТИЕ – ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА ГЛАГОЛ – ВИД, t, -СЯ, УПРАВЛЯЕТ

    Описание слайда:

    ПРИЧАСТИЕ – ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

    ГЛАГОЛ – ВИД, t, -СЯ, УПРАВЛЯЕТ СЛОВАМИ
    ПРИЛАГ. ? КАКОЙ? ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО Ч., Р., П.
    КАКАЯ?
    КАКОЕ?
    КАКИЕ?
    БЕЛЕТЬ
    БЕЛЕЮЩИЙ
    БЕЛЫЙ

  • 5 слайд

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ Н.t

    Описание слайда:

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
    Н.t -ущ- -ющ- I спр. -ом- -ем-
    бушующий ведомый
    -ащ- -ящ- II спр. -им-
    смотрящийгонимый
    Пр. t
    -ш- -вш- -т- -нн- -енн
    поднявшееся солнце море, освещенное
    луной

  • 6 слайд

    ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ; НАЙДИТЕ ПРИЧАСТИЯ, С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СУФФИК

    Описание слайда:

    ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ; НАЙДИТЕ ПРИЧАСТИЯ, С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СУФФИКСОВ ОНИ ОБРАЗОВАНЫ; ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД И ВРЕМЯ ПРИЧАСТИЙ
    ДО БЛИЖАЙШЕЙ ДЕРЕВНИ ОСТАВАЛОСЬ ЕЩЕ ВЕРСТ ДЕСЯТЬ, А БОЛЬШАЯ ТЕМНО-ЛИЛОВАЯ ТУЧА, ВЗЯВШАЯСЯ БОГ ЗНАЕТ ОТКУДА, БЕЗ МАЛЕЙШЕГО ВЕТРА, БЫСТРО ПОДВИГАЛАСЬ К НАМ. СОЛНЦЕ, ЕЩЕ НЕ СКРЫТОЕ ОБЛАКАМИ, ЯРКО ОСВЕЩАЕТ ЕЕ СКАЗОЧНУЮ ФИГУРУ И СЕРЫЕ ПОЛОСЫ, КОТОРЫЕ ОТ НЕЕ ИДУТ ДО САМОГО ГОРИЗОНТА. ИЗРЕДКА ВДАЛЕКЕ ВСПЫХИВАЕТ МОЛНИЯ И СЛЫШИТСЯ СЛАБЫЙ ГУЛ, ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЮЩИЙСЯ, ПРИБЛИЖАЮЩИЙСЯ И ПЕРЕХОДЯЩИЙ В ПРЕРЫВИСТЫЕ РАСКАТЫ, ОБНИМАЮЩИЕ ВЕСЬ НЕБОСКЛОН.Л.Н.ТОЛСТОЙ

  • 7 слайд

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ Н.t

    Описание слайда:

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
    Н.t -ущ- -ющ- I спр. -ом- -ем-
    бушующий ведомый
    -ащ- -ящ- II спр. -им-
    смотрящийгонимый
    Пр. t
    -ш- -вш- -т- -нн- -енн
    поднявшееся солнце море, освещенное
    луной

  • 8 слайд

    Наблюдение над материаломК беседке вела расчищенная дорожка. К беседке вела р

    Описание слайда:

    Наблюдение над материалом
    К беседке вела расчищенная дорожка.
    К беседке вела расчищенная от снега дорожка.
    К беседке вела дорожка, расчищенная от снега.

  • 9 слайд

    Причастие + зависимое слово = причастный оборот… X, I I. …X, I I,.. I

    Описание слайда:

    Причастие + зависимое слово = причастный оборот
    … X, II.
    …X, II,..
    II X КАКИЕ? ЧЕМ?
    СТОГА, ПАХНУЩИЕ СЕНОМ

    ПАХНУЩИЕ СЕНОМ СТОГА

  • 10 слайд

    ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДИНОЧНЫМИ П

    Описание слайда:

    ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДИНОЧНЫМИ ПРИЧАСТИЯМИ И ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
    МЫ УХОДИЛИ ДАЛЕКО ОТ ДОМА, БРОДИЛИ ПО ЗАРОСШИМ ЧЕРНИКОЙ СУХИМ БОЛОТАМ. В ВОЗДУХЕ КРЕПКО ПАХЛО ПЬЯНЯЩИМ АРОМАТОМ БАГУЛЬНИКА. ПОТОМ ВЫБИРАЛИСЬ НА ЛЕСНЫЕ ПОЛЯНЫ, СПЛОШЬ ПОКРЫТЫЕ ДУШИСТЫМ КЛЕВЕРОМ, БЕЛЫМИ ГЛАЗАСТЫМИ РОМАШКАМИ, ПРИВЕТЛИВО ПОКАЧИВАЮЩИМИ СВОИМИ ГОЛОВКАМИ. ПОТРЕВОЖЕННЫЕ ШМЕЛИ НЕДОВОЛЬНО ВЗМЫВАЛИ ВВЕРХ, НО НЕВЫСОКО.

  • 11 слайд

    Сочинение с причастиями и причастными оборотами про осень

  • 12 слайд

    Сочинение с причастиями и причастными оборотами про осень

  • 13 слайд

    ЗАДАНИЕ: СПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТН

    Описание слайда:

    ЗАДАНИЕ: СПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ; ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.
    БУШУЮЩЕЕ МОРЕ МЧИТ СВОИ СУРОВЫЕ ВОЛНЫ ОСВ…ЩЕННЫЕ (НЕ)ЯРКИМИ, ТР…ВОЖНЫМИ ЛУЧАМИ СОЛНЦА СКРЫТОГО ЗА СТЕНОЙ ТУЧ(?). ЗЛАЯ СТИХИЯ ХОЧЕТ ПОК…ЗАТЬ СВОЮ СИЛУ И ПОДНИМАЕТ ВСЕ ВЫШЕ ЛАВИНЫ ВОДЫ ПЕРЕЛ…ВАЮЩЕЙСЯ ВСЕМИ ЦВЕТАМИ РАДУГИ. СТРАШНО ЗА ЛЮДЕЙ СПАСАЮЩИХСЯ НА ОБЛОМКАХ МАЧТЫ.

  • 14 слайд

    ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМИ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.Образец

    Описание слайда:

    ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМИ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.
    Образец: В реке, которая протекала за нашей деревней, водилось много мелкой рыбы. – В реке, протекавшей за нашей деревней, водилось много мелкой рыбы.
    1) Береза, которую я посадил в нашем палисаднике, сплошь покрылась лимонными листьями.
    2) Облако, которое появилось после полудня у горизонта, скоро превратилось в лиловую тучу.
    3) Дом, который окружал тенистый сад, стоял на горе.

  • 15 слайд

    Причастие + зависимое слово = причастный оборот… X, I I. …X, I I,.. I

    Описание слайда:

    Причастие + зависимое слово = причастный оборот
    … X, II.
    …X, II,..
    II X КАКИЕ? ЧЕМ?
    СТОГА, ПАХНУЩИЕ СЕНОМ

    ПАХНУЩИЕ СЕНОМ СТОГА

  • 16 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1) УЧИТЬ ПРАВИЛО СТР. 102-103; 2) ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ДИФФЕР

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    1) УЧИТЬ ПРАВИЛО СТР. 102-103;
    2) ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ:- НА СРЕДНИЙ И ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ВЫПОЛНИТЬ УПР. 266;- НА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ “МОРЕ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК” , ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЧАСТИЯ И ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ (8-10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение с причастиями и причастными оборотами про осень

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов

Сочинение с причастиями и причастными оборотами про осень

  • Сейчас обучается 339 человек из 65 регионов

Сочинение с причастиями и причастными оборотами про осень

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.

Похожие материалы

  • Презентация к уроку «Действительные и страдательные причастия»

  • Тема «Действительные и страдательные причастия»

  • Конспект «Морфологический разбор причастия»

  • Конспект » Повторение темы «Причастие»»

  • Презентация к уроку «Причастный оборот»

  • Тема : Причастный оборот » (Урок №2)

  • Тема : «Причастный оборот » (Урок №1)

  • Презентация «Признаки глагола и прилагательного у причастия»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448986 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Оборудование:
учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь, 
раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), текст (приложение 2),
презентация Microsoft Office PowerPoint ,  мультимедийное оборудование.

Основные
понятия:
причастие,  действительные и
страдательные причастия, причастный оборот, морфологический разбор причастия.

Межпредметные
связи
:  литература, изобразительное искусство,
музыка .

Используемая
технология
: технология деятельностного метода.

Предварительное
домашнее задание:
повторить теоретические сведения по
теме «Причастие», сделать карту «Причастие».

Внимание! Выделите жирным шрифтом все
моменты в плане урока, где используется предполагаемый метод (обучающая структура,
прием и т.д.)

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов
урока

Обоснование необходимости
этого этапа

Материалы/
IT ресурсы

 2-3 мин

1.Организационный этап

Добрый день, ребята, уважаемые гости! Всеми любимый 7 а класс! В
этом классе всегда царит  хорошее настроение, и это очень помогает нам в
работе. Ребята знают, что особой подготовки к открытому уроку не проводилось.
Единственное – мы поменяли кабинет, чтобы была возможность работать с
презентацией. Новое в нашей работе – это экспертная группа, куда
отобраны лучшие, т.е. те, кто хорошо понял  тему «Причастие» и сразу сдал
зачет по причастию без единой ошибки  на «отлично». Еще 1 новость: сегодня
прозвучит название новой модели исследования, с этим названием мы
встречаемся впервые, но при этом с самого начала нашей совместной работы
пользуемся этой моделью.  Ребята, откройте тетради, запишите число, классная
работа и пропустите строчку для написания новой темы.

 Проверка готовности к уроку,
организация рабочего места.

 Презентация

 6-8 мин

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Экспертная группа проверяет домашнюю работу. Мы дадим им слово в
конце нашей беседы. 1 ученик работает у доски над схемой «Суффиксы
причастий».

Слайд 1

Устная работа с классом. Перед вами слова с пропущенными буквами. Ваша задача прочитать
слово, вставить пропущенную букву и объяснить её написание.

ОсеННий, жЁлтый, дОждливый, яркокрасный.

— О каком времени года идёт речь? Конечно же, осень.  На слайде вы видите пейзаж русского художника  Исаака 
Левитана «Золотая осень»
, написанный в 1895 году. Картина
принадлежит 
Государственной Третьяковской галерее

— Ребята, слова какой части речи перед вами?

— Актуализируем это.  Какая другая часть речи похожа на
прилагательное, но ещё имеет и свойства глагола?

— Молодцы! Продолжаем работать дальше.

— Фронтальная работа с классом (работа со слайдом « 3)

Слайд 2

Обратите внимание на экран. Перед вами 3 словосочетания. Ваша
задача прочитать эти словосочетания.

Ученик читает:

Листва, которая пожелтела

Цветы, которые замерзли

Птицы, которые улетают

 Ученик работает у доски. А теперь замените выделенные конструкции одним словом.  Какими 
частями речи они являются? Докажите, что это причастиеЧто могло
бы случиться с нашей речью, если бы не было причастий?
Вы молодцы!
Выделите у причастий суффиксы.

Речь идет об осени, ребята! Как ни вспомнить Пушкина!

Слайд 3

 (читаю)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Звучал отрывок (октава) из стихотворения  «Осень» А. С. Пушкина, 
написанного осенью  1833 года. Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин
неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения,
творческого подъема и литературных трудов.

 Кстати, на слайде вы видите «Портрет А. С. Пушкина». Так и
называется
 картина русского художника Ореста Кипренского. Портрет был
заказан другом Пушкина,
 Дельвигом .

А Пушкин употребляет причастия в своем стихотворении? (одетые,
отдаленные).
 Каких
причастий здесь не было? (действительных)

 (Выделите у причастий суффиксы, найдите главное  слово,
зависимое слово и задайте вопрос),

(разбираем  словосочетания из стихотворения Пушкина: 1 ученик  
на доске, учащиеся в тетрадях).

У нас работает группа экспертов. Они проверяют
ваши зачетные работы. Результаты проверки они огласят после нашей беседы.
Прошу одного человека из экспертной группы нарисовать на доске карту
причастий. Но учтите, уважаемые эксперты, что это очень ответственная работа.

А теперь составляем  3 словосочетания об осени со включением и
действителных причастий, пишем их в тетрадях, желающие могут написать свое 
словосочетание на доске, если считают его удачным, не забываем разбирать
словосочетания (ученики по очереди выходят к доске и записывают
получившиеся словосочетания
).

Слайд 4

Что такое причастие?

Использование структуры Модель Фрейер.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) — обучающая структура из
сингапурской технологии обучения, помогающая учащимся глубоко понять и
осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо
понятие с разных сторон, записывая его

обязательные и необязательные
характеристики
,

примеры и антипримеры (то, что не может являться

примером).Это сингапурская технология обобщения материала
при этом она использует и рисунки.


image001определение

признаки

примеры

анти примеры

— Вы знаете, что причастие долгое время считали особой формой
глагола. Но потом выяснилось, что оно имеет и признаки прилагательного.
Какие? Причастие разделилось на 2 группы. Какие? Оказалось, что у причастия
могут быть разные суффиксы. Какие суффиксы у действительных причастий в
настоящем времени? в прошедшем времени? Какие суффиксы у страдательных
причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? 

— Как мы узнаем причастия в тексте? (текст на слайде)

— Молодцы!

Теперь о рисунках.
Итак, ребята, мы уже очень многое знаем о причастии. Почти все, не считая
знаний по правописанию причастий.

_Экспертная группа закончила проверку домашней работы.
Слово дается экспертной группе (говорит 1 ученик из экспертной группы)

На каком этапе изучения части речи мы проводим морфологический разбор части речи?

 Подготовка мышления детей и
организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели
действий

 Компьютер,  карточки

www.infourok.ru

 3-4 мин

3. Постановка цели и задачи урока

Создание проблемного вопроса. Листва — какая часть речи? Как
докажете, что это сущ.?
Ребята, вы уже знаете, как выполнять
морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного,
прилагательного, числительного, местоимения, глагола.

Слайд

 Все так же. А сегодня что узнаем? Как думаете, каким образом 
выполняется морфологический разбор причастия? Тема нашего урока – это…  Какую
цель мы с вами ставим на уроке?

Слайд 5

Научиться выполнить морфологический разбор причастия.

Как связана наша тема с тем, что уже изучали? Что такое
морфологический разбор? (научное рассуждение)

Из чего состоит? (тезис, аргументы, вывод)

Что можете сказать о тезисе? (выписывается вместе с
существительным)
Почему? (РЧП зависят от сущ-го)

Каковы аргументы? (вопрос, морфологические признаки,
синтаксическая роль)

Что представляет наибольшую трудность в морфологическом разборе?
(Постоянные и непостоянные признаки)

Сформулируем проблемный вопрос:

Каковы постоянные и непостоянные признаки причастия?

НАПИШЕМ ЭТО НА ДОСКЕ!

Обратимся к учебнику,  с.67.

Познакомимся с планом разбора. Откройте учебники,

Осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний,
способностей или умений

 Презентация, карточки

www.infourok.ru

7-8 мин

4.Первичное усвоение новых знаний

Ознакомьтесь с планом разбора (1 ученик читает план разбора
вслух).

Как связана наша тема с тем, что уже изучали? (порядок разбора тот же)

 Каковы постоянные признаки у причастия? (читаем из учебника)

С какой частью речи они связаны?( с глаголом)

Каковы непостоянные признаки? (читаем из учебника)

С какой частью речи связаны? (с прилагательным)

Формула непостоянных признаков прилагательного? (РЧП)

А от чего зависит РЧП у прилагательного? (От
существительного)

Почему используем признаки прилагательного? ( Причастие имеет
признаки не только прилагательного, но и глагола)

Откройте с.67. Вам дан образец разбора причастия. Вот мы с вами
и познакомились с порядком морфологического разбора причастия.

На слайде перед вами

Первичное усвоение новых знаний  даёт учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала

Презентация

7-8 мин

5.Первичная проверка понимания

— Фронтальная
работа с классом.  Диктую  предложение и записываем это предложение в свои
тетради ( 1 ученик у доски).

Лес, давно уставший от
осени, ждёт снега.

Находим причастие и выполняем его морфологический разбор.

Уставший – причастие.

I.           
лес ( какой?) уставший   
Н.ф. – уставший

Пост.призн.: действ.пр., прош.вр., сов.в.   Непост.призн.: И.п.,
ед.ч., м.р.

III.           
Какой лес? уставший.

Первичная проверка понимания даёт возможность учителю понять,
что узнали дети и над чем ещё предстоит работать

Презентация

карточки

2-3 мин

6.Релаксационная пауза

 Слайд 7

Разграничить этап урока, здоровье сберегающая функция 

Презентация, компьютер

 6-8 мин

7. Первичное закрепление нового материала

Слайд 8

Индивидуальная работа класса

Обратите внимание, перед вами 2 предложения. (ребята читают).

Берёзы покрыты золотой листвой, сверкающей на солнце.

Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

1)Какой частью речи выражены выделенные слова?

2)Что заставляет вас так думать?

Вы будете работать по вариантам. (1, 2 варианты). Ваша задача:
каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор
выделенного причастия. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте.

— Кто выполнил всё верно? — Что необходимо знать при выполнении
морфологического разбора причастия?

Фронтальная работа. Перед вами на листах дан текст, но вся
проблема в том, что в нем пропущены причастия. Восстановите текст, подбирая
подходящие по смыслу причастия.

(На одной из карточек даны слова для справок, которыми, в случае
затруднения, может воспользоваться более слабый ученик).

1)Серое, угрюмое небо. 2)Тяжёлые облака, _____________небо,
низко нависли над землёй. 3)Старые деревья, давно _____________листья, стоят
печальные. 4)Только отдельные берёзки сохраняют свои ________листья,
блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
5)Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей зелёные сосны и
ели, __________холодным воздухом. 6)Земля покрыта сухими листьями,
______________пёстрым ковром. 7)Если тихо в воздухе, то можно услышать на
небольшом расстоянии прыжки зайца и белки. 8)Синицы, не ________на зиму,
подвинулись ближе к тёплому человеческому жилью. 9)Красногрудые снегири,
____________из лесной чащи, появились в садах и огородах. 10)Их приятное
мелодичное пение тихо раздаётся в голых кустах и деревьях. 11)Дрозды
собираются в большие стаи и улетают в сады, куда их манят ягоды бузины,
красные кисти рябины. 12)Вода в реке кажется свинцовой.

Cлова для справок: обложившие, сбросившие, увядшие, освежённые, расстилающимися,
улетающие, выбравшиеся, покрывшие, завявшие, обдуваемые, лежащими,
прилетевшие

 Первичное
закрепление
необходимо для усвоения
детьми нового метода действий

 Карточки

www.infourok.ru

 3 мин

8. Рефлексия.

— Какую цель мы ставили на уроке?

-Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?

— Что было самым интересным на уроке? самым трудным?

— Поставьте себе оценку.

 Осознание
детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных
результатов коррекционной работы

 Лист
самооценки

 2 мин

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 9

Домашнее задание:

 для всех
выучить порядок морфологического разбора  §23;

индивидуальное:

А) составить и записать текст на тему
«Осень»,  выполнить

письменный морфологический разбор 2 причастий;

Б) составить и записать предложения или словосочетания

на тему «Осень» с причастиями или
причастными оборотами; выполнить письменный выполнить морфологический
разбор 2 причастий.

 Домашнее
задание позволяет закрепить изученный материал на уроке

 Презентация

Карта
самооценки.

Перед вами на листах дан текст, но вся проблема в том, что в нем
пропущены причастия. Восстановите текст, подбирая подходящие по смыслу
причастия.

(На одной из карточек даны слова для справок, которыми, в случае
затруднения, может воспользоваться более слабый ученик).

1)Серое, угрюмое небо. 2)Тяжёлые облака, _____________небо, низко
нависли над землёй. 3)Старые деревья, давно _____________листья, стоят
печальные. 4)Только отдельные берёзки сохраняют свои ________листья, блистающие
золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. 5)Ярко
выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей зелёные сосны и ели,
__________холодным воздухом. 6)Земля покрыта сухими листьями,
______________пёстрым ковром. 7)Если тихо в воздухе, то можно услышать на
небольшом расстоянии прыжки зайца и белки. 8)Синицы, не ________на зиму,
подвинулись ближе к тёплому человеческому жилью. 9)Красногрудые снегири,
____________из лесной чащи, появились в садах и огородах. 10)Их приятное мелодичное
пение тихо раздаётся в голых кустах и деревьях. 11)Дрозды собираются в большие
стаи и улетают в сады, куда их манят ягоды бузины, красные кисти рябины.
12)Вода в реке кажется свинцовой.

Cлова для справок: обложившие, сбросившие, увядшие, освежённые,
расстилающимися, улетающие, выбравшиеся, покрывшие, завявшие, обдуваемые,
лежащими, прилетевшие

Диктант на тему причастный оборот 8 класс

Диктант на тему причастный оборот 8 класс

Контрольный диктант и его анализ

(после изучения темы «Причастие»)

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открыл ась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной. Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. За ними слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, Громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху. (120 слов.) (По А. Куприну.)

«2» —
Задания к диктанту
1. Разберите по членам предложения.

1 В.: Перед глазами гостей. II. В.: На одном ее Конце.

2. Укажите состав слов.

1 В.: усыпанная, восьмигранным, освещенной II В.: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые

3. Произведите морфологический разбор причастий.

1 В.: окружившие II В.: замаскированные

4. Озаглавьте текст.

Д/з: 1) повторить орфограммы причастия;

2) упр. 128, 129. После урока анализа и работы над ошибками проверка домашнего задания — упр. 132 (анализ текста — устно); упр. 133 (письменно).

«2» —
ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(7 ч + 2 ч развития речи)

При изучении деепричастий задачей учителя является формирование у учащихся умения выделять в речи деепричастия, отличать их от глаголов и причастий, выработка навыка выделения деепричастий и деепричастных оборотов на письме, из орфограмм основной является правописание не с деепричастиями. При кажущейся простоте темы учитель должен знать, что неверное употребление деепричастий дает большое количество грамматических ошибок: не всегда учащиеся понимают, что деепричастие обозначает добавочное действие того же предмета, действие которого обозначает и глагол; при образовании деепричастий путают вид. («Возвращаясь домой, меня застиг дождь». «Учив уроки, я потратил много времени на математику».) Вместе с тем умение пользоваться деепричастиями необходимо: они делают речь более точной, лаконичной, помогают передать множество действий, избегать однообразия синтаксических конструкций.
Урок 1. ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ

(ДЕЕПРИЧАСТИЕ как ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА).

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Ц е л ь: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.

1. Работа с текстом (записанным или воспроизведенным через проектор на доске).

Тетерев сел на самом вepxy, где сук сосны и сук ели сложились, как

мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин.)

— Объясните орфограммы и знаки препинания.

— Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте.

(Красавец тетерев.) — Определите стиль текста, назовите его приметы. (Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое. Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул. Сравнение: как мостик . )

— Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (Имена прилагательные — эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы — передать действие тетерева.)

I. Объяснение нового материала.

— Какие действия совершает тетерев? (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул; устроившись — устроился на мостике; завидев солнце — завидел солнце; показав белье — показал белье.)

— Являются ли эти слова глаголами? Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них? От каких слов зависят?

! Эти слова обозначают действие, но у них: 1) нет привычных окончаний глаголов, 2) они не изменяются.

Учащиеся сравнивают: устроившись, стал расцветать — устроившись, расцвел, устроившись – расцветает.

Ребята, это д е е п р и ч а с т и е; наша цель — познакомиться с грамматическими особенностями деепричастий.

Вывод 1. Деепричастия не изменяются.

Какое действие главное, основное?

(Устроившись, стал расцветать.)

Вывод 2. Деепричастия — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

— Какое действие главное в последнем предложении? Какие — добавочные? Какова грамматическая основа этого предложения? Как поставить вопрос к деепричастию? Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? — Когда? Как?)

Завидев солнце над болотными, жалкими клочками, подпрыгнул.

(Когда завидел солнце. ) (Что сделав? Когда?)

Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.

— Как называется причастие с зависимым словом?

— Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми словами?

Вывод 4 и правило: деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда в ы д е л я ю т с я за п я т ой.

— Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.

III. Работа с § 30.

— Что еще вы узнали о грамматических признаках деепричастия? (Вопрос ч т о Д е л а я? — несов. Вида, вопрос ч т о сделав? — сов. вида.)

IV. Найдите в тексте причастия и причастный оборот, выпишите их с определяемым словом.

— Почему они не выделяются здесь знаками препинания?

Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями.

Называют деепричастные обороты.

VI. Упр. 135.

Учащиеся должны найти предложение с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопрос задания.

VII. Объяснительный диктант.

Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, СКОJJЬЗНУВ по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. .

Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. (М. Пришвин.)

— Над деепричастиями напишите два вопроса:

1) как к форме глагола (что сделав?);

2) как к члену предложения (как? когда?).

— Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

VIII. ! При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.

— Можно ли сказать?

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А. Чехов.) (Кто подъезжал? Что слетело?) Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне.

Подходя к лесу, мне стало холодно.

Читая строки романа, создается впечатление.

(Кто читает? Что создается?) (Д. Э. Розенталь.)

IX. Упр. 136. (Исправить ошибки — устно.)
Д /з: § 30, 31, с тремя примерами из поэтического текста; упр. 138.

Урок 2. Знаки препинания в предложениях

с деепричастиями и деепричастными оборотами

Цель урока: формирование навыка выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов.

  1. Рассказ о деепричастии с примерами, подобранными из поэтических произведений. (Из стихотворения «Берёзка» С.Есенина, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, «Догорел апрельский светлый вечер» И. А. Бунина.) 2-3 примера записать.

Ямы светят тихою водой,

Журавли, друг друга окликая,

Осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая. (И. Бунин.)

2. Проверка упр. 138 (по цепочке).

II. Синтаксический разбор предложения.

Мерцалов свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип,

занесенных снегом, опустился на низкую садовую скамейку.(А. Куприн.) (Простое, повеств., невоскл., двусост., полное, распр., осложнено однородн. членами и дееприч. оборотом.)

-Когда выделяется запятыми причастный оборот?

-Когда выделяется запятыми деепричастный оборот?

-Выделяется ли одиночное причастие?

-Выделяется ли одиночное деепричастие?

III . Комментированный диктант.

Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывалсн кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цеПJlННСЬ за другие ветки. Кто-то шел по аллее. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил: «Вы позволите здесь присесть?» (А. Куприн.)

(Над деепричастиями пишем вопрос

ч т о с д е л а в? ч т о делая?)

IV. Упр. 141.

V. Учащиеся образуют от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия.

сомневаться (сомневавшийся; сомневаясь);

отдохнуть (отдохнувший; отдохнув, отдохнувши устар.);

снять (снявший; сняв, снявши: Снявши голову, по волосам не плачут);

понять, принять, увидеть, заметить, обидеть.

VI. Упр. 140 (l-е, 2-е предложения — коллективно; 3, 4, 5-е самостоятельная работа).

Упр. 142 (индивидуальные задания на доске).

Д /з: § 30, 31 (свои примеры записать в тетрадь);

УРОК 3. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ
Ц е л ь: познакомить учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами.

1. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами.

Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.

2. Взаимопроверка упр. 139.

3. В это время учащиеся выполняют индивидуальные задания: производят синтаксический разбор предложений, расставляют знаки препинания и вставляют орфограммы.

1) Поб. .жали по деревенск..м улицам бурливые, к. .ричневые, св..ркаlOщие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..ыЙ пух. (А. Куприн.) 2) Впереди обыкновенно бежал свесив набок дли. .ыЙ роз. .выЙ язык белый пудель Арто остриж..ыЙ наподобие льва. у перекрес(?)ков он ост. .навливался и м. .хая хвостом вопросительно оглядывался назад. (А. Куприн.)

II. Запись в столбик глаголов с объяснением их правописания с не.

Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.

III. Объяснение нового материала.

Учитель сообщает тему урока и правило правописания не с деепричастиями.

Учащиеся образуют от данных выше глаголов (см. п. II) деепричастия и записывают их во второй столбик.

IV. Тренировочные упражнения.

Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.

2. Индивидуальные задания на доске: раскрыть скобки, расставить знаки препинания — упр. 146 карточка

1) Гром грохотал (не)переставая. (к. Станюкович.) 2) Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. 3) В саду за окнами (не)умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки. (А. Чехов.) 4) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей полз (не)жалея сил (не)отдыхая. (Б. Полевой.) 5) (Не)помня себя от восторга я побежал домой. (с. Акимов.)
Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя, lасеяли поле, (не)засеяв поле, (не)законченная работа, (не)законченная мною, (не)закончив работу.

Класс в это время записывает под диктовку предложения с графическим комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов.

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую

девочку, как на всякую ползающую тварь.

Ничего не_видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому

чёрному пню. Лось ее и за человека не_считает.

Девочка ползла по болоту, не_поднимая вверх головы. И так она

приолзла к горелому пню. (М. Пришвин.)

Упр. 145. Учащиеся выбирают не с деепричастиями, объясняют правописание слова нетронутая.

Урок 4. ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Ц е л ь: знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.

I. Повторение изученного по вопросам.

— Что называется деепричастием?

— Каким членом предложения являются деепричастия?

— В чем деепричастие сходно с глаголом, чем от него отличается?

II. Объяснение нового материала.

Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид.

(Сообщение темы урока и его цели.)

Работа с материалом § 33. Заполнение таблицы:

Деепричастие

несов. вид -а(-я) что делая? уча

сов. вид что сделав?

III. Тренировочные упражнения.

1.Упр. 148 (устная орфоэпическая работа).

2.Упр. 149 по группам.

1 группа выполняет задание учебника.

2 группа составляет предложения с образованными деепричастиями.

3-я группа составляет текст.

Индивидуальное задание: выписать на доске слова с пропущенными буквами, сгруппировав по орфограммам, обозначить орфограммы и условия их выбора.

3. Из данных на доске слов учащиеся выписывают деепричастия и определяют их вид; затем выписывают глаголы и причастия.

(Не)задумываясь, (не )торопится, (не) бе..ПОКОЯСЬ, (не) навидя, (не)будучи, (не)разб..рается, (не)спеша, (не)несу, (не)сбросив, (не)мог, (не)ра..стилаясь, (не)истовствовать, (не)топча, (не)хочет(?)ся, (не)напуганы, (не )зная, (не )доумевая, (не) покрытые головы, (не) распечата. .ое мною, (не)вида..ыЙ, (не)жалея.

4. Выпишите деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся, определите вид деепричастий, обозначьте суффиксы.

1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок.

В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах . а сам с ноготок!

2) Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему

Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем. (Н.Некрасов.)

Внимание! Действия, добавочное и основное, происходят одновременно.

Д/з: § 33; упр. 151; словарные слова на с. 69-70.

УРОК 5. ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
Ц е л ь: знакомство со способами образования деепричастий совершенного вида, формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.
1. Проверка домашнего задания.

1) Самопроверка упр. 151.

2) Проверка учителем графического обозначения суффиксов деепричастий и деепричастных оборотов.
II. Работа с данным на доске текстом.

Павлик оглянулся. Он был один. Жизнь,успоко..ная его (не)подвижностью, вновь ра. .цвела и зак. .пела вокруг него. Пропл. .вали разн. .цветные, нежно пульсирующие медузы. М. .лькали рыбы, св. .ркая ярк.. красками. Почти (не)слушая зоолога, Павлик с зам..рающ.. сердцем сл. .дил за каждой тенью, появлявш. .ся вдали, в зелен.. сумр. .ке.

— Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните графически выбор орфограммы.

— Выпишите 1) Х, прич. + завис. сл. 2) глаг., деепр. + за-

вис. сл.; 3) деепр. + завис. сл., глаг.

— Определите вид глаголов и деепричастий. Над деепричастием надпишите вопрос к форме глагола (ч т о д е л а я?).

III. Учащиеся образовывают от глаголов, встретившихся в тексте, деепричастия

— Какого вида эти деепричастия?

Запись темы и способа образования деепричастий.

Делается вывод об образовании деепричастий совершенного вида:

Оглянулся – оглянувшись — оглянуться

Расцвела – расцветши – расцвести – с//т — расцвет

Закипела — закипев — закипеть

IV. Чтение § 34.

— Что еще вы узнали об образовании деепричастий совершенного вида? (Могут образовываться с помощью суффиксов -а, -я от основы простого будущего времени.)

V. Тренировочные упражнения.

1. Задание по группам с последующей проверкой.

l-я группа — упр. 152. 2-я группа — упр. 153. 3-я группа — упр. 154.

2. Диктант «Проверяю себя» с обозначением вида и суффиксов деепричастий.

Рыбы-попугаи висели головами вниз, тихо шевеля серовато-фиолетовыми, в нежных красноватых пятнах хвостами, окаймленными белой полосой. Выше Павлик заметил трех крупных рыб, окруженных небольшой стайкой сине-полосатых губанов. Ему показалось, что губаны вцепились в них со всех сторон и хотят разорвать на части. Но, приглядевшись, Павлик закричал, не удержавшись от смеха: «Парикмахерская! Рыбья парикмахерская!»

— Что за мир изображен писателем Г. Адамовым?

(Подводное царство.) — Какое впечатление произвел он на мальчика, опустившегося на дно Саргассова моря в новом скафандре? Вот как пишет автор:

Раскрыв рот от восхищения, забыв и страх и одиночество, Павлик смотрел кругом, ослепленный чудесным зрелищем, машинально отвечая на вопросы зоолога.

— Выпишите из этого предложения деепричастные и причастные обороты с главным словом.

— Обобщите полученные знания о деепричастиях.

Д/з: § 33, 34; упр. 155.

УРОКИ 6, 7. РАЗВИТИЕ РЕЧ И.

СОЧИНЕНИЕ С ОПИСАНИЕМ ДЕЙСТВИЯ
Ц е л ь: показать роль деепричастий в сочинении с описанием действия.

Возможные варианты уроков (по выбору учителя).

1 вариант — сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (Упр. 161).

(См.: Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику 5-6 классов / Сост. М. Т. Баранов.- М., 1986.- С. 219-221.) 2 вариант — сочинение по личным впечатлениям: «Как мы играли в футбол»; «Как мы победили в соревнованиях по . ».

(Использовать в качестве рабочего материала упр. 159, 160.)

3 вариант — изложение с элементами сочинения.

Нынешним летом снова довел ось мне побывать в степном Заволжье. Просторы здесь — глазу упереться не во что. Колыхнется под ветром чуткая нива, замрут на мгновение упругие колосья, и вдруг разом встрепенется и словно ринется к сверкающему горизонту неоглядная шелестящая волна.

На полевой стан угодил я под самый обед. День был жаркий -струилось марево. Под нехитрым навесом рассаживались усталые, запыленные люди. Но разговор шел веселый, с прибаутками и смехом.

Год выдался добрый, и от щедрот его теплела душа.

Поодаль стояли примолкшие комбайны. Но одна машина еще громыхала и, покачиваясь в пыли, грузно волочилась вдоль кромки покоса.

Я зашагал туда. Пока подходил, Владимир Иванович Минаков заглушил мотор и выбрался из кабины. Нет, он не выбрался, он буквально выкарабкался из нее.

Весь почерневший, потный, с головы до ног облепленный колючими ворсинками половы, стоял передо мной смертельно усталый человек.

Без малого сорок лет трудится он на этой краснокутской земле.

— Ну, здравствуйте. — выдохнул он смущенно и шагнул к бочке с водой.

Зачерпнув доверху полуведерный ковш, отпил, не отрываясь, чуть не половину, остальную плеснул на себя. И сразу окутался облачком — это солнце накинулось на влагу, и, казалось, рубаха дымится.

Такая была жара. И в такую вот жару, пообедав торопливо, надо было снова забираться в пышущую огнем кабину и снова весь день напролет крутить под этим ошалелым солнцем до блеска натертый ладонями штурвал.

Так достается хлеб. (И. Тобольский.)

(Текст из книги П. Ф. Ивченкова «Обучающие изложения.

5-9 классы». М., 1995.) Дополнительное задание:

— Какова главная мысль автора?

— Какими изобразительными средствами он пользуется, раскрывая ее? Как использует деепричастные обороты?

— Знаете ли вы, как достается хлеб? Доводилось ли вам видеть труд хлеборобов? Как вы к нему относитесь?

Д/з: § 33, 34; упр. 157; словарные слова на с. 69-73.

УРОК 8. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Ц е л ь: обобщение и систематизация знаний о деепричастии, знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия.

1. Проверка домашнего задания: 1) словарные слова, их значение; с. 69-73; 2) упр. 157.

— Прочитайте пары: причастия — деепричастия из записанных предложений; укажите их вид.

Что роднит причастия и деепричастия? Чем они отлича-

Какие у причастия морфологические признаки? Какие — у деепричастия? Обобщите в таблице:

Причастие: Постоянные:
а) действительное или страдательное б) время в) вид
Непостоянные:

а) полн. — кратк. (страд.) б) род в) число г) падеж

Какой? (Что делающий? Что сделавший?)

Деепричастие:

а) вид б) неизменяемое

Что д е л а я? Что сделав?

II. Морфологический разбор причастия и деепричастия поднявшийся — поднявшись.

III. Учащиеся выписывают из предложений деепричастия, определяют их вид.

1) Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной — всю жизнь. 2) Не давши слова, крепись, а давши, держись. 3) Не бравшись за топор, избы не срубишь. 4) Не учась и лаптя не сплетешь. 5) Поработавши до поту и поешь в охоту. 6) Убегая от дыма, не бросайся в огонь.
— Восстановите пословицы (устно). (Работа в форме игры «Кто больше запомнил!».)

IV. Вопрос классу: какой закон пунктуации заставляют вспомнить причастия и деепричастия? (Выделение запятыми обособление — при определенных условиях.) (См. схемы с. 36, 39.) — Выпишите деепричастия и деепричастные обороты из строф стихотворения И. А. Бунина.

1) И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

2) И ночь тянулась без конца.

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца.

3) Берез веселых хоровод,

Шумя, встречает нас поклоном.
4) Опять привольные поля

Проходят мимо нас кругами,

И хутора и тополя

Плывут, скрываясь за полями.

5) Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись

Две чаши, полные огня.

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы Очами, полными огня.

6) Шумели листья, облетая,

Лес заводил осенний вой.

7) Змея, шурша листвой дубовой,

Зашевелилася в дупле.

И в лес пошла, блестя лиловой

Пятнистой кожей на земле.

V. Анализ предложения, графическое обозначение орфограмм.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

(сложносоч., повеств., невоскл.) — Постройте схему предложения.

[сказ подл], и [подл сказ].

— Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов: промчался, спеша, дыша, читая, навестив.

Обобщите знания о морфологическом разборе деепричастия.

VI. Упр. 156. Конструирование предложений с деепричастиями.

Индивидуальное задание выполняется одновременно: слова с пропущенными буквами двое учащихся записывают на доске с графическим обозначением.

Д/з: § 35; повторить § 23;упр. 162; просмотреть карточки «Мои ошибки».

УРОК 9. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Мысль об опере не покидали Глинку. Он знал, что это будет рассказ о Подвиге, о борьбе русского народа с вероломством, насилием. Жуковский напомнил ему об Иване Сусанине. Глинке вспомнилась «Дума» Рылеева. «Да ведь это законченная драматическая сцена»,- подумал он. С этого все началось.

Лучше всего композитору работалось в Новоспасском. В одной из комнат жили птицы: черноголовки, малиновки и даже соловей. Они хлопотливо щебетали, свободно летая по комнате. Глинка, навещая своих питомцев, слушал их пение, а потом шел к себе и долго-долго играл.

Премьера оперы состоял ась 27 ноября 1836 года.

Успех был невиданный. Глинку поздравляли, обнимали. Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращенные к нему улыбки. Композитор заметил Пушкина. Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружавшими его. (118 слов.) (По В. Россихиной.)

Задания к диктанту.
1. Разберите по членам предложения:

1 вариант: Выходя на вызовы. ; II вариант: Поэт горячо. .

2. Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов.

1 вариант: летая; 11 вариант: навещая.

3. Выпишите 4 слова с разными орфограммами, объясните условия выбора орфограмм.

4. Озаглавьте текст.

(22 ч + 5 ч развития речи)

Наречие — развивающаяся часть речи. Роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. Чем лучше развита устная и

письменная речь наших учащихся, тем больше они употребляют наречий и тем больше подчас допускают ошибок.

Формальный подход учащихся к определению наречия как части речи только по вопросу часто ведет к ошибкам, поскольку в сознании младших школьников вопросы к а к? к а к о й? к ак о в? совмещаются, возникает основание для ошибки в определении слова как части речи.

Само грамматическое значение наречия как части речи, «обозначающей признак действия, качества или предмета» (Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ф. П. Филина.- М., 1979), тоже требует серьезной работы по разграничению наречия и других частей речи: наречия и существительного с предлогом, наречия и имени прилагательного, наречия и деепричастия, наречия и предлога. Трудно осознается учащимися значение «признак признака». Разграничение сравнительной степени качественных прилагательных’ и наречий, полностью совпадающих по форме, возможно только в случае четкого представления о семантических, морфологических и синтаксических признаках наречия.

В практике работы следует обратить внимание учащихся на то, что чаще всего наречие обозначает признак действия, сочетаясь с глаголом, и признак признака, сочетаясь с именем прилагательным или другим наречием.

Особенность наречия как неизменяемой части речи требует умения сопоставлять его с изменяемыми частями речи, уже полностью изученными по программе средней школы. Возможным становится рассуждение «от противного» О наречии как части речи, которая «не обладает категориями ни имени, ни глагола» (Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ф. П. Филина.- М., 1979). Учащиеся убеждаются, что наречие не обладает признаками ни склоняемых, ни спрягаемых частей речи.

Важным моментом в изучении наречия как неизменяемой части речи, в овладении навыками правописания наречий является их словообразование. Например, чтобы выяснить, как пишется по-осеннему в предложении По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья (С. Есенин), учащиеся должны: 1) определить лексическое и грамматическое значение слова, его синтаксическую роль, 2) определить часть речи, 3) выяснить способ образования наречия, выделить приставку и суффикс и лишь после этого выбрать написание наречия через дефис. Состав слова и способ его образования важен и для выбора других орфограмм в наречиях (н и нн В наречиях на -о, -е, буквы о и а на конце наречий с приставками uз-, до-, с- и др.).

Правописание многих наречий основано не на логическом рассуждении, а на запоминании, поэтому учитель должен включать в систему упражнений такие, которые развивают орфографическую память.

Учитель должен выработать у учащихся умение разграничивать наречия, краткие причастия и краткие прилагательные для выбора орфограммы н и нн в наречиях на -о, -е (зерно рассеяно — смотреть рассеянно — девочка рассеянна), отличать наречия от существительного с предлогом (начать сначала — с начала урока, тянется понизу — по низу дома). Изучение этой закономерности правописания наречий предполагает умение учащихся сразу видеть имя существительное как часть речи со всеми грамматическими признаками, умение соотнести имеющиеся знания о существительном с новым Лингвистическим явлением, почувствовать смысловое различие существительного и наречия (начать сначала — снова; с начала урока — есть середина, конец).

Составить диктант по теме «Причастный оборот»?

Идя по лесу, мы заметили как кто — то шуршал в кустах.

Мы не придали этому большое значение, так как у нас были дела поважнее.

Мы были у того самого места, где нам назначили встречу.

Придя туда, мы осмотрелись вокруг.

Было очень темно.

Какой — то визг пронеся во тьме.

Мы переглянулись, не понимая что это было.

Мы увидели какой — то странный свет.

Оказывается, это был лесник, и визг раздавался от его ручного попугая.

Он сказал нам идти за ним.

Переглянувшись, мы пошли за лесником.

Составить 5 предложений на тему «Начало Зимы» с причастными оборотами?

Составить 5 предложений на тему «Начало Зимы» с причастными оборотами.

Составить предложение с причастным оборотом?

Составить предложение с причастным оборотом.

Конспект по теме причастный оборот?

Конспект по теме причастный оборот.

Составте 6 предложений с причастным оборотом и выделить его (причастный оборот)?

Составте 6 предложений с причастным оборотом и выделить его (причастный оборот).

Сочиненее на тему зимние холода употреблия причастные и дееприсастные обороты, 7 предложений?

Сочиненее на тему зимние холода употреблия причастные и дееприсастные обороты, 7 предложений.

Составить 2 предложения с деепричастным оборотом и 2 с причастным оборотом?

Составить 2 предложения с деепричастным оборотом и 2 с причастным оборотом.

3 предложения с причастным оборотом, чтобы причастный оборот был перед главным словом?

3 предложения с причастным оборотом, чтобы причастный оборот был перед главным словом.

Составить любой рассказ на любую тему с причастным оборотом?

Составить любой рассказ на любую тему с причастным оборотом.

Диктант #2Грамматическое задание1)Выделить причастные обороты?

1)Выделить причастные обороты.

2)Выделить деепричастные обороты.

3)Составить схему сложноподчинёненныхпредложений

Помоггите?

Составить 10 предложений с причастным оборотом(тема : весна).

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Составить диктант по теме «Причастный оборот»?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Я люблю природу. Люблю, когда мы всей семьей ходим на озеро. Оно спрятано среди высоченных сосен и елей. Мы едем туда на электричке, а потом долго идем по лесной тропинке пешком, предчувствуя приятный отдых возле зеркальной воды. После таких прог..

Бережки — береж ок. Дятлово — дят ел. Луговое — луг. Сосновый сосн ы. Дубровка дубрав а. Березка берез а. Черемушки черему ха. Ле ной лес. Дачный дач а. Содовая мод п. Поварской повар. Скатертный скатерт ь. Хлебный хлеб. Лосиный Лос ь ос..

Веяло — подчеркиваем двумя чертами, сказуемое Прохладой — подчеркиваем — — — — , это дополнение, выраженно существительным Окна — подчеркиваем пунктиром ( — • — • — • — •), это обстоятельство, выраженно существительным Открытого — подчеркиваем волнис..

Это слова, противоположные по значению.

Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например : «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Дорогие Создатели учебника, мне очень нравятся Ваши упражнения, задания и объяснения различных тем русского языка. Но мне бы хотелось, чтобы учебники стали немного красочнее, тогда бы их можно было бы читать с большим удовольствием. Спасибо за вним..

1. Вариант 1 : одной чертой А, двумя В, С, К Вариант 2 : одной чертой Ю (но не уверена, поскольку там йу), И, двумя Л, Б, Т 2. Вариант 1 : ЛЕ — том ВАсь — ку взЯ — ли на дА — чу. Вариант 2 : Он лЮ — бит спать на ок — Не. 3. Л, В, С (Насколько пони..

В первом предложении ставь + В третьем ставь +.

1. Весна пришла . 2Птмцы поют. 3 Солнышко греет. 4Деревья просыпаются. 5Травка вылезла. 6. Кто показал. Предложения распредилила по цифрам.

Поставь слово «он» к каждому слову, поставь вопрос «что сделать? «к каждому глаголy. Где конец ить — во 2 столбик, где все остальное — в 1ый.

Урок
№ 37

СИНОНИМИКА
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ

И
ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМИ

И
ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Цель:
повторить понятия о сложноподчиненных и простых

предложения
с причастными и деепричастными оборотами; развивать умение правильно и
конструктивно целесообразно выражать собственные мысли

с
помощью синонимических соответствий состав ноподрядных и простых предложений с
причастныко Выми и деепричастными оборотами; с помощью

речево-коммуникативного
дидактического материала воспитывать у школьников уважение к литературной

языка
и культурных достояний родного народа.

Внутрипредметные
связи:

Стилистика:
синтаксическая синонимика; нормы употребления синтаксических средств в
официально-деловом стиле.

Межпредметные
связи’, русский язык.

Тип
урока: урок расширения и углубления знаний и развития

практических
умений.

ТЕЧЕНИЕ
УРОКА

I.
Организационный момент

II.
Ознакомление с темой, целью и задачами урока

Актуализация
опорных знаний

Выборочный
диктант


Выпишите из текста предложения в два столбца: с отделенными

причастными
оборотами в один столбик, деепричастными — во второй. Объясните употребление
знаков препинания.

Было
прозрачное солнечное утро, и молчаливые окружающие о сторы, заботливо устланные
серебристым снежным ковром, так

яснели
напротив Солнца, что аж слепило глаза. Над голубой падью,

над
лиловыми горами, над буйными трущобами стоял ослепительный солнечную ный утро,
играя всеми цветами радуги. Миллиарды жемчужин

мерцали
на всем, излучая маленькие солнца, россыпи и спектры на лапатых листьях дубов и
орешника, на травах, на кви тах, на тысячелетних, укрытых мхом пнях и бревнах.
Из лошадиных

мохнатым
заінеїних ноздрей сизо порскали клубные пары, звонко

180
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень

били
копыта о мерзлую, окаменевшую землю, и лоснящиеся полозья

саней,
весело поскрипывая, игриво затачивались то в одну сторону,

то
в другую. Вдоль дороги болтались пушистые, заваленные снегом

деревья,
выпячивались кусты, похожие на белые копны, тоскливо звенело

на
ветру прошлогодняя сухая ботва, кое-где остро соткнутая из-под

сугробов
(по И. багряному).

IV.
Формирование и совершенствование

практических
умений и навыков

Стилистический
эксперимент-трансформация


Попробуйте переделать простые предложения из предыдущего задания

на
сложные. Какой стилистический оттенок они приобрели после

трансформации?

Самостоятельная
работа с памяткой


Прочитайте памятку. Сделайте выписку-конспект основных

ее
положений.

Памятка

Синонимичными
являются:

*
причастные обороты и придаточное означающее предложение: всех

заинтересовала
информация, которую передали по радио.- Всех заинтересовала информация,
переданная по радио;


обстоятельства, выраженные іменниково-прийменниковими сполучни ками,
дієприслівниками и обстоятельственные придаточные предложения: после

возвращение
с концерта…- вернувшись с концерта…— когда

вернулся
с концерта…

С
целью экономности выражения и точности воспроизведения мысли

в
украинском языке часто употребляют причастные и причастные обороты.

Рекомендации
по их употреблению следующие:


Дієприкметникові обороты заменяют дополнительные подрядные ре ния и позволяют
избежать чрезмерного повторения сполуч ного слова «который».

*
В деловом, научном стилях лучше употреблять простые предложения

с
причастным оборотом, в разговорной речи —

сложноподчиненные
с придаточными признаковыми, поскольку в рядных определительных бліьше выразительно
подчеркивается действие, действует в прикметникових оборотах — признак.


Деепричастные обороты короче и динамичнее, чем анало руют им смысловые формы
обстоятельственных придаточных предложений.

*
Деепричастным оборотом нельзя выразить значение

времени,
причины, условия. Поэтому если надо сохранить смысловой

Стилистика
сложных предложений 181

оттенок
одного из этих типов придаточных предложений, его не следует

заменять
деепричастным оборотом.

*
Не рекомендуется начинать предложение или абзац деепричастными оборотами,
потому что это увеличивает его объем и придает сухой,

трафаретного,
канцелярского звучания всему тексту.

*
Поскольку смысловая близость деепричастных оборотов

к
придаточным предложениям меньше, чем у прилагательных оборотов,

во
время замены — если есть возможность выбора-об этом следует

помнить.

*
Параллельное употребление синонимических структур способствует избеганию
однообразия речи, разнообразит его.

Лингвистическое
коструирование


Выделенные части сложных предложений замените причастными оборотами.
Перестроенные предложения запишите, обороты под чертите. Объясните употребление
знаков препинания.

Образец:
будет встречать нас деревце, что мы посадили в юности.—

Будет
встречать нас деревце, посаженное нами в юности.

1.
Пренебреженная тобою родной язык — словно дубрава, которую снижается щив огонь.
2. Поэт становится корнем леса, который называют народ.

3.
В истории есть личности, о которых люди забыли. 4. Верьте каждому слову,

что
вы от меня услышали


Прочитайте приведенные пословицы. Перепишите, вставляя пропу самыми буквы и
раскрывая скобки. Подберите к представленным предложениям

синонимичные
конструкции с придаточными условия.

Образец.
Не зная брода, не лезь в воду.- Как не знаешь брода,

не
лезь в воду.

1.
Не/знаюч.. брода, не лезь в воду. 2. Не/ро..бив крапе.,

нки,
не / сп..чеш яичницы. 3. Не/нах..лившись, с кр..низменные воды не/

напьешь..сей.
4. Не/обучив в п..люшках, не/научишь., и в подуш ках. 5. М..ясом хвал..т..ся,
ухи не/евши. 6. Не/скуби, не/должен вши.

Речевая
трансформация


Найдите в представленных предложениях обособленное определение. Заме нить эти
обозначения придаточными частями. Запишите на мещенные предложение на
украинском языке, используя при

перевод
слова из справки.

Образец:
в последний месяц произошли события, очень рас строительные Андрея.- В
последний месяц произошли события, что очень

взволновали
Андрея.

1.
Автор благодарит практиков-воспитателей, оказавших по-

182
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень

мощь
в проведении исследования (Р. Буре). 2. Они пошли к мос тика через ручей,
впадавший в реку (К. Паустовский). 3. Окно

моей
комнаты выходило в сад, заросший смородиной, малиной

и
крапивой вдоль* забора (Ю. Казаков). 4. Полосы солнечных

отблесков
от волн, поднятых веслами, мерно** бежали по берегам

(К.
Паустовский). 5. Язык есть самая живая, самая обильная***

и
прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие

поколения
(Кол. Ушинский).


Дополните представленные конструкции. Запишите их. Какой вид подряд них
обстоятельственных образовался? Объясните употребление разделительных

знаков
в образованных предложениях.

1.
Чтобы достичь успеха, …. 2. …, чтобы отшлифовать свой ха рактер. 3. Во имя
того, чтобы стать полезным своему народу ….

4.
Нужно много времени уделять самообразованию для того, чтобы …. 5. Чтобы

наладить
связи между городами-побратимами,…


До образованных предложений подберите синонимичные простые именные конструкции.
Запишите их.

V.
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков


Вставьте пропущенные понятия:

*
причастные обороты заменяются придаточными… (озноб) предложения;


обстоятельства, выраженные іменниково-прийменниковими сполуч никами,
дієприслівниками, и обстоятельственные придаточные предложения

есть…
(синонимичными);

*
чаще всего деепричастные обороты можно заменить подрядными обстоятельствами
времени, причины и… (условия);

*
сложноподчиненные предложения с обстоятельственными цели можно заменить на
простые предложения З… (именниково-предлоговыми кон струкциями).

VI.
Итог урока

VII.
Домашнее задание


Выписать из учебника (биологии, истории, правоведения)

7-8
сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Какие спо лучники
наиболее характерны для этих предложений? Доберите к ним

синонимичные
простые конструкции. Записать их.

1. Какие члены предложения называются обособленными:
а) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого
б) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно +
в) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда оно находится:
а) после определяемого слова +
б) в любом месте предложения
в) перед определяемым словом

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если они находятся:
а) перед местоимением
б) после местоимения
в) в любом месте предложения +

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если они:
а) они имеют добавочное обстоятельственное значение +
б) они распространенные
в) они согласованные

5. Приложения с -как- обособляются, если:
а) как можно заменить “в качестве”
б) всегда
в) как можно заменить так как +

6. Необходимо указать предложение с обособленным определением:
а) Птицы не то спят, не то дремлют
б) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой +
в) оба варианта верны

7. Объясните постановку запятых в предложении: “Кругом было поле, безжизненное, унылое.”:
а) определение обособляется всегда
б) нет верного ответа
в) определение стоит после определяемого слова +

8. Объясните постановку запятой в предложении: “Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.”:
а) определение относится к личному местоимению +
б) определение стоит перед определяемым словом
в) определение обособляется всегда

9. Объясните постановку запятой в предложении: “Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.”:
а) определение стоит перед определяемым словом
б) определение обособляется всегда
в) определение имеет добавочное обстоятельственное значение +

10. Необходимо указать предложение с обособленным приложением:
а) “Солнечный свет разбудил меня.”
б) “Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.” +
в) “Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.”

11. Необходимо указать предложение, в котором перед -как- нужна запятая:
а) “Разумеется (-) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.” +
б) “Он сейчас работает (-) как техник.”
в) нет верного варианта

12. Необходимо указать предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:
а) “Звенящие на ветру стебли высохших трав -покрывают- дикую степь
б) “Полный -раздумья- шел я однажды по большой дороге.” +
в) оба варианта верны

13. Необходимо указать, где нужно поставить запятые в предложении: “Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.”:
а) 1, 3 +
б) 1, 2
в) 2, 3

14. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы.”:
а) обособленное определение, выраженное прилагательным
б) обособленное нераспространённое определение
в) обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами +

15. Необходимо указать тип определения в предложении: “Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати.”:
а) обособленное распространённое приложение +
б) обособленное определение, выраженное прилагательным
в) обособленное распространённое определение

16. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса.”:
а) обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
б) обособленное определение, выраженное причастным оборотом +
в) обособленное нераспространённое определение

17. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами.”:
а) обособленное определение
б) обособленные определения, выраженные причастиями
в) обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными +

18. Необходимо указать тип определения в предложении: “К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов.”:
а) обособленное определение
б) обособленные приложения +
в) обособленные определения, выраженные прилагательными

19. Необходимо указать тип определения в предложении: “Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. “:
а) обособленное нераспространенное приложение
б) обособленное распространённое приложение
в) обособленное нераспространённое определение +

20. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби.”:
а) обособленное определение, выраженное причастным оборотом
б) обособленное несогласованное определение +
в) обособленное определение, выраженное прилагательным

21. Необходимо указать тип определения в предложении: “Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя.”:
а) обособленное распространённое приложение +
б) обособленное несогласованное определение
в) обособленное определение, выраженное прилагательным

22. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки.”:
а) необособленное определение
б) обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами +
в) необособленное приложение

23. Обособленное определение может быть выражено:
а) деепричастным оборотом
б) фразеологическим оборотом
в) причастным оборотом +

24. Какое предложение осложнено обособленным определением (знаки препинания не расставлены):
а) “Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.”
б) “Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.” +
в) “Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.”

25. Какое предложение осложнено обособленным определением (знаки препинания не расставлены):
а) “Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.”
б) “Егор возбуждённо говоря и размахивая руками входил в комнату.”
в) “Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.” +

26. Какое предложение осложнено обособленным определением (знаки препинания не расставлены):
а) “Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчерашний разговор с другом.”
б) “Не жаль мне лет растраченных напрасно.” +
в) “И звёзды слушают меня лучами радостно играя.”

27. Какое предложение не осложнено обособленным приложением (знаки препинания не расставлены):
а) “Звёзды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете?” +
б) “Было начало июля самое весёлое время года.
в) “Тут и меня старика не забыли.”

28. В каком из вариантов ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: “Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой розовой лампадкой.”:
а) 1, 3, 5
б) 1, 2, 4
в) 1, 2, 5 +

29. В каком из вариантов ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: “К медленно угасающему в ночи (1) костру (2) один за другим подходили кони (3) и глядели на нас большими глазами (4) умными и влажными.”:
а) 1, 2, 3, 4
б) 4 +
в) 1, 2, 4

30. В каком из вариантов ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: ” Василий увидел дымок (1) вьющийся из трубы родного дома (2) знакомую зелень берёз (3) осеняющих этот приют (4) и (5) блестевшую между деревьями (6) серебряную полосу Волги.”:
а) 1, 2, 3, 4 +
б) 3, 4, 5, 6
в) 1, 2, 5, 6

  • Сочинение с переводом по немецкому языку как я провел лето с переводом
  • Сочинение с приставками при пре
  • Сочинение с причастиями на тему вы знакомы
  • Сочинение с современными словами
  • Сочинение с планом смысл названия комедии горе от ума сочинение