Сочинение с поговорками и пословицами

Пословицы и поговорки отражают народную жизнь теми словами, которые были в обиходе в момент создания мудрых выражений. например, по фразе

Пословицы и поговорки отражают народную жизнь теми словами, которые были в обиходе в момент создания мудрых выражений. Например, по фразе «мал золотник» можно понять, что время ее появления – начало 17 века, а выражение «сто рублей» из пословицы о друзьях практически наша современница. 

Между пословицами и поговорками есть отличие. Если пословица содержит и признак или действие и сам результат, то поговорка лишь отсылает к ситуации, не давая конечного ответа. Да он и так очевиден. Например, без труда можно понять, что если человек «без царя в голове», то серьезных отношений с ним заводить не стоит. Поговорка направляет, заставляет задуматься, чтобы не ошибиться в жизненном выборе.

Пословица представляет результат того или иного действия или поступка. Утверждение «кто не работает, тот не ест» подсказывает, что только трудом можно прокормиться. Народная мудрость дает ответ, чем закончится несоблюдение правил жизни и деятельности.

Меткие народные выражения сопровождают нас всю жизнь, какой бы сферы деятельности мы не касались. Народная мудрость учит «уму-разуму», доказывает, что «старый друг лучше новых двух», напоминает, что «цыплят по осени считают». Пользуясь своеобразными советами, можно обезопасить свою жизнь от опрометчивых поступков.

Понимание пословиц и поговорок не только дарит каждому  бесценный опыт поколений, но и обогащает речь красивыми речевыми оборотами. Человек, грамотно использующий народную мудрость в повседневном общении, проявляет себя как всесторонне развитый представитель социального пространства.

Развитие общества было бы невозможно без межкультурных связей между поколениями. Люди, еще не умея читать, старались не потерять ценных знаний, приобретенных ими в процессе жизни. Поэтому многовековой опыт человечества в дописьменный период отразился в поговорках и пословицах. Так, знания и опыт трансформировались в народную мудрость устного творчества.

Интерес к народному творчеству среди исследователей появился в 17 веке. В.И.Даль называл пословицы не иначе как «цвет ума народа». Его сборник пословиц и поговорок, вобравший в себя более 30 тысяч изречений, положил начало документированию народного творчества как достояния нации.

Сочинение для 4 класса

Сочинение на тему  «Пословицы и поговорки 4 класс «

Что же такое пословицы и поговорки? Эти два слова ведут в глубокое бытие, то есть откуда и произошли данные.

Раньше в глубокую древность у тогда существовавшего народа не было телевизоров, компьютеров, интернета. И все, что чем занимались люди — это наблюдение за природой, да и собственно их окружение, которые в свою очередь производили на них впечатления.

Плеск рыбы в воде, шум ветра в лесу, различные природные, физические, химические законы. Это в совокупности и дало размышления на тему «Пословицы и поговорки».

Также и наблюдение за людьми, их различные поведения в разных ситуациях, отношения между собой и все тому подобное. Один человек покупает вещь, другой продает.

Хотя раньше и денег как таковых то не было, люди расплачивались все по разному имея то, что у них есть, взамен на более лучшее для себя. И можно было наблюдать, как они торгуются.

К примеру один продает шубу, другой сметану. А покупатель предлагает им, допустим мешок картошки или два, а может быть и три. Так и договаривались.

Возьмем к примеру словосочетание «Терпенье и труд всё перетрут», конечно же все мы его знаем, но сколько смысла в нем!

Допустим люди наблюдали за кораблестроителями в гавани, которые в свою очередь строили различные суда, так как раньше катеров и надувных лодок, то не было.

Но люди усердно трудились и всё создавали своими руками. Конечно же было множество ошибок, но все мы знаем, что не ошибается тот, кто ничего не делает!

Инженера создавали чертежи кораблей, вносили в них множество изменений, производили различные опыты и множество испытаний.

После утверждения всех чертежей и работ, все чертежи с внесенными в них изменениями отдавали изобретателям судов, которые производили шедевры!

Таких примеров великое множество! Многолетние наблюдения народа и дали начало пословицам и поговоркам. Потому что они и есть наша жизнь, отражение ее в различных формах.

Сделал, что хотел с одной стороны, а получилось иначе, с другим ходом развития событий, который вообще не предполагал. Опыт поколений, собравшийся воедино, который не зависит от различных эпох истории, моды разных веков и поколений, а также экономических ситуаций.

4 класс

`

Пословицы и поговорки

Популярные сочинения

  • Литература — Мой любимый урок сочинение

    В школе большое количество различных предметов, но мой самый любимый- это литература. Я очень много читаю с самого детства, поэтому мой выбор пал именно на этот предмет.

  • Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

    В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные

  • Сочинение Онегин и Ленский (сравнительная характеристика 9 класс)

    В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин писал больше чем о просто персонажах, писал больше чем просто интересный сюжет, и писал больше чем о насущных проблемах. Каждое произведения Пушкина

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

Сочинение Умные речи приятно и слушать

В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

На чтение 6 мин Просмотров 1.2к.
Обновлено

Литеровед представляет сочинение по литературе на тему «Русский народ в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором говорится о национальном характере и смысле жизни отдельного человека и народа в целом.

Свой роман «Война и мир» Л. Н. Толстой особенно любил за «мысль народную». Она пронизывает все страницы романа от начала до эпилога. Эта мысль живет в каждой сцене, является мерилом человечности героев. Писатель показывает русский народ как единое целое, наделенное душой, мыслями, философией, противопоставляя его понятию «толпы».

Говоря о русском народе в романе Толстого, сразу вспоминаешь сон Пьера о глобусе. Этот необычный шар, в центре которого был бог, состоял из множества капелек. Они постоянно двигались, сливались друг с другом, увеличивались. Каждая из них отражала бога в большей или меньшей степени. Так русский народ состоит из множества людей, которые занимаются своими делами, двигаются, объединяются, ищут бога и отражают его каждый по-своему. Эти люди составляют единое целое, но каждый из них – это отдельный неповторимый мир.

Русский народ показан глазами любимых героев Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова. Князь Андрей стремился на войну за славой, но нашел там нового себя. Его отправляют на забытую батарею капитана Тушина, чтобы передать приказ об отступлении.  Попав туда, он увидел народ с другой стороны. Тушин поражает его тем, что забывает о себе. Он представляет единое целое со своими солдатами, их объединяет братское начало, они стоят горой друг за друга. И таких Тушиных, оказывается, много вокруг. Во время войны 1812 года князь Андрей уже знает, что победа зависит от народа. Он отказывается от штабной службы. Князь заботится о солдатах, прост в обращении с ними. В этом он близок Кутузову. Солдаты относятся к нему с уважением, гордятся им, называют «наш князь».

Пьер долгое время жил и воспитывался за границей. Приехав в Россию, он знакомится с русской действительностью, с русским народом. Толстой сталкивает Пьера с простыми людьми, в которых тот видит мудрость и правду сущего. Наблюдения за крестьянской жизнью приводят героя к мысли о том, что сила народа в его простоте, естественности. Он видит в простых людях «беспрестанную радость открытия жизни», которая присуща ребенку. Пьер считает, что потеря этого чувства есть самая страшная трагедия человека. Простые неграмотные люди неосознанно впитали в себя мудрость творца. Они живут, сливаясь с мирозданием. В природе нет ничего некрасивого, ни отнять, ни прибавить, так и в русском народе хранится духовная красота.

Изображая народ, Толстой показывает особенности русского национального характера. Писатель наделяет русский народ чувством патриотизма. По его мнению, исход войны 1812 года зависел не от мастерства полководцев, а от народного духа. Толстой подчеркивает единство народа, его отдельных личностей. Писатель показывает два начала в русском характере: воинствующее и мирное. Воинствующее представлено в образе Тихона Щербатого, мирное – в образе Платона Каратаева. Эти герои дополняют друг друга, они словно две стороны одной медали.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в главах, описывающих течение Отечественной войны 1812 года. Он воюет в партизанском отряде Денисова. О его мирной жизни известно немного. В отряде он сначала не играл важной роли, разводил костры, чистил лошадей, был готов выполнять любую работу. Со временем его роль возросла. Он всегда доставлял в лагерь пленных, которые давали нужные сведения. Благодаря его смелости и ловкости, отряд был на шаг впереди противника. Тихон обладает смекалкой, хитростью, большой физической силой. Толстой подчеркивает, как он нужен людям. В образе Тихона автор показал типичные качества русского народа. Русские люди в большинстве своем не боятся трудностей, смелые, бескорыстные. Тихон Щербатый подобен богатырю, который борется с врагами земли русской.

Другое, мирное, начало представляет Платон Каратаев. Внешность Платона примечательна тем, что он был весь круглый. Его руки словно собирались обнять что-то, у него была приятная улыбка и нежность в глазах. Когда он смеялся, зубы «выкатывались» полукругами. На вид ему было больше пятидесяти лет, но фигура отличалась гибкостью, а в волосах не мелькала седина. Круглые морщинки на лице соединялись с выражением юности. Он весь был непосредственный, верный, убедительный. Казалось, что Платон не знает, что такое усталость и болезнь. Весь день герой был занят какими-то делами, он умел делать все. Только вечером он мог позволить себе поговорить с кем-то, попеть, что очень ему нравилось.

Платон делился дорогими воспоминаниями, рассказывал о крестьянской жизни. О солдатской службе говорить не любил. Его речь, наполненная поговорками, пословицами, выражала народную мудрость. Часто Каратаев говорил «противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо». Простые события, о которых он рассказывал, получали оттенок торжественности. Платон и сам любил слушать сказки и «рассказы о настоящей жизни».

Платон не имел привязанностей. Он любил все, что его окружало, но не привыкал ни к чему. Он радовался находкам, но не огорчался от потерь. Окружающие любили его, называли «соколик» или «Платоша». Для Пьера он стал «олицетворением духа простоты и правды». Его жизнь отдельно не имела смысла, она имела значение только внутри общей жизни. Он был частью целого, капелькой того глобуса, который приснился Пьеру.

Мировоззрение Платона имело в своей основе любовь и взаимопонимание, причем сам он об этом не задумывался, он просто жил. Каратаев жил очень просто, находя смысл жизни в самой жизни. Чтобы быть счастливым, нужно верить в бога, ценить вечно изменяющуюся, великую, непостижимую жизнь.

Толстой не идеализирует героев, в его произведении нет оттенков национализма. И все же, описывая высший свет и простой русский народ, он отдает свои симпатии простым людям. О героях из высшего света он судит, исходя из их отношения к народу. «Мысль народная» проходит через все произведение, оттеняя характеры героев. Судьба всех положительных персонажей в итоге связывается с судьбой всей нации.

Толстой показал в романе многообразие народных характеров. Он смог выразить суть русского национального характера. Народные образы отражают смысл жизни человека, которая в основе своей очень проста. Вера в бога и любовь к жизни делают человека сильным и счастливым. К этому выводу автор приводит своих любимых героев, а вместе с ними и читателя.

%D0%94%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%92%D0%BB%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%BC220

Осмеливаюсь предложить вниманию читателей РНЛ, уважаемого сайта, одну из первых своих работ о нем – любимую, опубликованную только в моей книге прозы «Прими мое слово…» (тираж 150 экз.) и в скромной одесской малотиражке. Примите и стихи мои – небольшой триптих Владимиру Далю.

***

Владимир Иванович Даль – выпускник Морского Кадетского корпуса (Кронштадт, 1814-1819), мичман Черноморского флота (Николаев, 1819-1824), лейтенант Балтийского флота (1824-1825).

Студент медицинского факультета Дерптского университета (1825-1829), военный врач, участник русско-турецкой войны, ликвидации эпидемий чумы и холеры (1829-1832); хирург-офтальмолог Санкт-Петербургского военного госпиталя (1832-1833), доктор медицины (1829), автор трудов по народной медицине, гомеопатии.

«Чиновник для особых поручений» Оренбургского военного губернатора (1833-1840), «чиновник особых поручений при министре внутренних дел и секретарь при министре уделов» (Санкт-Петербург, 1841-1849), управляющий Нижегородской удельной конторой (1849-1859).

Член-корреспондент Академии наук по естественному отделению (1838), краевед, этнограф, создатель «Музея естественных произведений Оренбургского края», автор трудов по естествознанию, в том числе, – учебников «Ботаника», «Зоология», создатель Русского географического общества (1845).

Писатель, публицист, сказочник: 145 повестей и рассказов, 62 истории сборника «Солдатские досуги», 106 – сборника «Матросские досуги»; произведения для детей («Первинки»), «Очерки русской жизни», статьи, под псевдонимами «Казак Луганский», «В. Луганский»; пьесы, стихи, проекты и докладные записки…

Собиратель сказок: тысячу передал безвозмездно А. Афанасьеву, народных песен – отослал П. Киреевскому, лубочных картин – собрание передал Публичной библиотеке.

Собиратель пословиц, поговорок, присловий, загадок, примет, поверий, заговоров… К 1848 г. их было собрано более 37 тысяч, пять шестых – результат собственных экспедиционных записей, нигде до него не печатались.

НО – ГЛАВНОЕ! – собиратель слов «живого великорусского языка всея Руси Великой». Не «каженика» – искаженного, но языка, в народе живущего! В течение полувека собраны, растолкованы, снабжены замечательными примерами, взятыми из народной речи, 200 тысяч слов. Значит, при 12-часовом рабочем дне каждый час в течение полувека записывалось и объяснялось одно слово…

Первое слово записал 18-летний мичман по дороге к месту службы в Николаев, последнее – подозвав дочь, перед смертью: «Запиши словечко…»

В. Даль «держал корректуру» первого издания «Словаря»… 14 раз, т. е. вычитал 74 тысячи страниц текста – 4620 печатных листов! А он готовил и второе издание…

«Правка такой книги, как «Словарь», тяжела и мешкотна, а тем более для одной пары старых глаз», – писал он на исходе дней своих.

Немыслимо огромный, фантастический труд – «расселить слова». Да не по алфавиту только: «Самые близкие и сродные речения разносятся далеко врозь и томятся тут и там в одиночестве». Не по общему корню только: «Способ корнесловный очень труден на деле, потому что знание корней образует по себе уже целую науку и требует изучения всех сродных языков».

Владимир Иванович Даль проложил новый путь: «по гнездам», объединив «одного гнезда птенцов»… – Живые слова – живой язык!

Огромный труд по систематизации, снабжению каждого слова пословицами, поговорками, приметами и т.п. Чтобы «заиграло», «заискрилось» живое слово бесконечно любимого языка!

«Его можно читать, как книгу», – говорили о «Словаре» современники. Н.В. Гоголь писал: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет, продвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни».

Великий, беспримерный Подвиг жизни Человека, писавшего: «Человек рожден на труд», любившего повторять: «На этом свете не устанешь, так на том не отдохнешь».

Артистичный, музыкальный, жизнерадостный, «жадный жить и готовый умереть», с доброй иронией, веселым лукавством, юмором человек – В.И. Даль.

Чего стоит его добродушно-насмешливая реакция на избрание «Почетным академиком по отделению филологических наук» за «Словарь»? Сравнение этого звания со званием действительного члена Академии по аналогии «Государь» и «Милостивый государь»!

За «Словарь…» был удостоен также Ломоносовской премии, Константиновской золотой медали, Почетной премии Дерптского университета. Но – «Не на кафтане честь, а под кафтаном».

«Он мог сказать: «Ехеgі mоnumеntum!» (И. Тургенев). Действительных статских советников у России было немало. Даль – один. «В корне, в самом стержне «знающий Россию, не скрывающий «ни дурного, ни хорошего в русском» (Н. Гоголь), бесконечно любящий и верящий в нее: «Я полезу на нож за Правду, за Отечество, за Русское слово, язык!»

И – лез! Неоднократно. Арестован, заключен (сентябрь 1823 – апрель 1824), судим, разжалован в матросы, за… сочинение «пасквиля» – стихов, ставящих под сомнение доблесть и чины, заслуженные в… гостиной. Мичман фрегата «Флора», брига «Мингрелия», «крейсировавших» вдоль берегов Черного моря позволил усомниться, так ли уж до­стойно искать благосклонности адмирала Грейга (командующего Черноморским флотом!), развлекая некую молодую особу? Судимость была снята, – как говорим мы, – ох, и задал бы нам Даль! – лишь в апреле 1859 года, спустя 35 лет! Государь Император всемилостивейше соизволил «не считать дальнейшим препятствием к получению наград… дело «о сочинении пасквилей».

Впрочем, в 1832 году Даль побывал «в кутузке» еще раз, но только сутки, за… «Русские сказки, из предания народного изустно на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные». Сам император, якобы, сличал сказки и кочующий по столице «пасквиль», после чего указал с укоризною «молодцам» из III отделения: «Разве вы читать не умеете, разве вы сами не могли видеть, что одно написано даровито, другое безграмотно».

«Никак не приноровишься к поведенции в этой заведенции: «не дотянешь – бьют, перетянешь – бьют». «А царь, что медведь: дуги гнет, гнет – не парит, переломит – тужит»… И многое еще – в тех сказках, подаренных А.С. Пушкину. В ответ – «Сказка о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин», и завет: дать «русское раздолье языку нашему не только в сказках» – «…а что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Друг Даль, доктор Даль – рядом с Пушкиным в последнюю ночь, утро… Совсем недавно, справив новый сюртук, поэт говорил: «Какова выползина? В этой выползине я такое напишу, что и ты не охаишь, не найдешь ни одной французятины!» Понравилось новое слово, означающее шкурку, сбрасываемую змеей. «И выползину возьмешь себе», – завещал он сюртук, в котором стрелялся…

Да, он, Даль, владевший немецким, французским, латынью, болгарским, сербским, польским, украинским, белорусским, татарским, башкирским, казахским, – в русском языке не терпел «французятины» – иностранщины…

Познал цензурные гонения и сборник пословиц и поговорок. Готовый в 1853-м, сборник напечатан лишь в пореформенные годы, с таким «далевским» эпиграфом: «Пословица – несудима!»

НЕ В СИЛАХ терпеть армейских безобразий, надругательств, воровства, очковтирательства В.И.Даль подает в отставку, и, покончив с военно-морской службой, становится врачом.

Но Врач, Человек Владимир Даль не может терпеть, когда в Адрианополе 10 тысяч больных и раненых – без кроватей, разумеется, и без нар… И соломки-то почти нельзя было достать, а ноябрь пришел…»; когда «нельзя накормить каждый день больных досыта горячим да подать им вволю воды напиться». Разве не достаточно, что «тысяче, другой раненых, которыми покрылось поле» «на первую ночь ложем служила мать-сыра земля, а кровом небо»? Не с чужих слов знает: «…толкался и сам между ранеными и полутрупами, резал, перевязывал, вынимал пули с хвостиками, мотался взад вперед, поколе наконец совершенное изнеможение не распростерло меня, среди темной ночи, рядом со страдальцами»!

Однажды он и мост «спешно навел через Вислу», обеспечив переправу отряда, а затем, «с опасностью для жизни», лично мост разрушил, за что получил орден и… выговор – де, не своим делом занялся!

И того не мог терпеть ординатор С.-Петербургского военного госпиталя, что воровство в нем было «не ночное, а дневное»; «разъеденных гнойными бубонами брюшных стенок» из-за применения «вонючих тряпок, снятых с ран», «разносящих гнилокровие» (и этот «перевязочный материал» еще и продавался «госпитальным начальством»!); перепродажи «на сторону» лекарств и прочего, что так ярко описал далев однокашник Н.И. Пирогов!

«ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОДИН – хоть будь он разминистр?» – писал В.И. Даль, – «Писать бумаги мы называем дело делать, а оно-то промеж бумаги и проскакивает, и мы его не видим в глаза».

«Я бы желал жить подальше отсюда – на Волге, на Украйне или хотя бы в Москве», – это пишет «правая рука» всесильного министра! «Невидимка» для искателей мест и наград, о ком в столице говорили: «Несносно честный и правдивый».

Уезжает «на волю» – управляющим Нижегородской удельной конторой, в ведении которой были 37 тысяч удельных крестьян. Его Превосходительство строит больницу для крестьян, училище для крестьянских девочек. И в зной, и в стужу трясется в колымаге, объезжая села и деревни, защищая, восстанавливая правду, взыскивая с виновных.

Доктор Даль накладывает повязки, рвет зубы, вскрывает нарывы, оперирует, раздает лекарства. Разумеется, – бесплатно…

«И до всякого-то, братцы, до крестьянского дела какой он дотошный. Там борону починил, да так, что нашему брату и не вздумать, там научил, как сделать, чтобы с окон зимой не текло да угару в избе не было, там лошадь крупинками своими вылечил…»

Материнский завет Даль исполнил: «Надо зацеплять любое знание <…>, никак нельзя сказать наперед, что в жизни пригодится».

Но вот осенью 1859 года Владимир Даль, уволенный в отставку, пишет нижегородскому губернатору:

«Дело сталось! Я побежден… и изгнан – но не завидую славе победителя. Не верьте льстецам, которые будут оправдывать перед Вами дело это – и не верьте словам своим, если станете в свое утешение ободрять таких людей…

Не верьте и тому, будто Вы изгоняете меня за грубость мою: это один предлог. Всякая правда груба: это не прямой луч, а кривая рогатина, которой друг не боится, а боится недруг… Притом здесь следствие берется за причину. Дело не началось грубостью, а кончилось ею.

Чиновники Ваши и полиция делают, что хотят, любимцы и опричники не судимы, произвол и беззаконие господствуют нагло, гласно… В таких руках закон – что дышло: куда хочешь, туда и воротишь… Вот почему прямым, честным и добросовестным людям служить нельзя. Их скоро не будет при Вас ни одного».

«Рассудит нас народ, который правду слышит чутьем, – заканчивает это, потрясшее меня много лет тому назад, письмо Владимира Даля. И – совсем «добило»: «Если б Вы могли постигнуть, какое святое чувство Вы разорили во мне и попрали ногами, Вы бы призадумались и пожалели».

Потом, и до конца, – Москва. Работает «до изнеможения, иногда до обмороков», над «Словарем», для составления которого, не будь Даля, «потребовалась бы целая академия и целое столетие» (П. Мельников-Печерский).

…Мы восхищаемся Возрождением, «энциклопедистами», а знаем ли В.И. Даля? Рожденного 10 ноября 1801 года в местечке Лугана (Лугань) Славяно-сербского уезда Екатеринославской губернии (ныне – город Луганск). Сына Иоганна Христиана (Ивана Матвеевича) Даля – «из датских офицерских детей».

Отец работал при библиотеке Екатерины II, оставил «спокойную и хлебную должность» для медицины. С марта 1792 г. удостоен права врачевания в России, в частности, был главным доктором и инспектором Черноморского флота в Николаеве, где рос В.И. Даль. 14 декабря 1799 г., согласно прошению и по Высочайшему повелению, был приведен к присяге и стал гражданином Государства Российского:

«Отец мой выходец, а мое отечество Русь. <…> И зыбка, и могила, и дом, и домовина, <…> хлеб насущный, вода животворная».

Крупнейший лексикограф, диалектолог, фольклорист, этнограф В.И. Даль настаивал:

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Владимир Даль из 71 года 20 прожил на Украине, свободно владел украинским языком, не только сам, но и дочери его любили петь украинские песни. Работал над украинским словарем. Учил: «Хуже всего то, что и тут и там является нетерпимость, уверенность в святости своей, в избранничестве своем и ненависть к разномыслящим».

«Не будет добра, коли меж своими вражда»; «С людьми мирись, а с грехами бранись»; «Где лад, там и клад», – да услышим мы мудрость народную, сохраненную для нас великим сыном земли Русской – Владимиром Ивановичем Далем! Да будет она несокрушима, не размыта никаким половодьем, не взорвана злобным невежеством!

20 сентября 1997

Post scriptum

«Россия – это обетованная страна всех иноземцев – обладает чрезвычайно важным и совершенно особенным свойством, которым едва-ли может похвалиться другая европейская страна. Настежь открывая двери всякому доброму и недоброму гостю из-за границы, радушно встречая каждого и давая ему полную возможность кормиться и наживаться за свой счет, Россия не каждого иноземца привязывает к себе, привлекает заглянуть поглубже в среду русской жизни, не каждому открывает ту сокровищницу глубоких дум, сильного, горячего чувства и богатой, широко и высоко парящей мысли, которая часто, по меткому выражению поэта, скрывается под покровом «наготы ее смиренной». Но зато уж если иноземцу удастся заглянуть в эту сокровищницу, если удастся постигнуть глубоко скрытый, точный смысл русской народной жизни – он перестает быть чуждым России, он остается в ней жить навсегда, остается верен ей до гроба и предан до гроба, требует, чтобы и прах его покоился непременно в русской земле, примиряется даже со всеми невзгодами и несовершенствами русской жизни, одним словом, становится более русским, нежели сами русские».

О Владимире Дале эти строки П.Н. Полевого, русского литературоведа и переводчика, автора исторических романов. Об «иноземце по фамилии и по происхождению, по роду и племени, но истинно русском человеке, по той горячей, беспредельной преданности русскому народу и русской земле…»

ВЛАДИМИРУ ДАЛЮ

1

Швеция, Дания,
К вам на свидание
Русский гардемарин.
Прием королевский
Владелицы шведской:
«Даль Скандинавии сын!»

Принц Эльсинора
По-датски с укором:
«Родной надо знать, поди?..»
Он по-французски:
«Но ведь я русский!»
Шестнадцать… Словарь впереди.

Многое далее:
Мужество Далево,
«Труд жизни смысл один!»
Всё превозможет,
Книгу книг сложит
Верный России сын.

2

Есть простые слова:
Глубь, ширь, даль…
А еще имя славное Даль!
Неисчерпной Руси
Богатырь.
Словочерпий
Из глуби в ширь.

3

Ох, попадись вы Далю,
Небо с овчинку б видали!..

15 сентября 1997

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

«Поговорка-цветочек, пословица-ягодка».

Игровое занятие для детей обучающихся по адаптированным программам.

Подготовила воспитатель Шукшина С. Т.

Цель: Воспитание познавательного интереса воспитанников к устному народному творчеству.

Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию развитию и обогащению речи за счёт употребления пословиц.

Развивающая: Развивать память, образное мышление, творческое воображение, тренировать память, способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: Презентация, карточки с заданиями, аудиозапись русских народных песен.

Ход

  1. Организационный момент.

а) Звучит аудио запись с русскими народными песнями.

б) На экране презентация.

2. Вступительное слово. Сообщение темы.

— Ребята, наше занятие посвящено русским народным пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы нашего народа. На уроках чтения, вы уже познакомились с этим жанром устного народного творчества. Я предлагаю принять активное участие в различных конкурсах, которые дадут возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности, познакомиться с новыми пословицами и расширить свой кругозор.

Наше занятие называется «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка». А почему так говорят в народе? (ответы детей)

— Конечно, в пословицах и поговорках содержится настоящая кладезь мудрости.

— А что называется пословицей и поговоркой? На этот вопрос мы попросим ответить ребят.

Дети:

1.Пословица – это жанр устного народного творчества, краткая образная речь, в которой есть какое – то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает.

  1. Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе и не является полной пословицей. Например: «легок на помине», « явился не запылился».

— Многие пословицы появились ещё тогда, когда не было письменности. Они сопровождают нас с древних времён. Мудрые пословицы помогают оценить свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Люди с уважение относятся к пословицам. Предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм «Пословицы и поговорки», он может вам помочь в соревновании.

Игра – соревнование.

— А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки?

Для этого нам нужно создать две команды: «Умники» и «Мудрецы». Команды будут участвовать в состязаниях и за правильные ответы получать жетоны. В конце нашей игры мы подсчитаем количество жетонов и узнаем победителя. Итак, начинаем!

Задание 1. На экране название «Птица сильна крылами, а человек дружбой» — так гласит русская пословица. А как вы её понимаете?

— Одной команде я даю карточки с началом пословицы, а другой с продолжением. Одни начинают, а другие продолжают.

1 команда

Сам погибай, а … (товарища выручай)

Нет друга – ищи, а нашёл…. (береги)

Старый друг лучше … (новых двух)

Человек без друзей, что … (дерево без корней).

2 команда

Друзья познаются в … (беде)

Дружба дружбой, а … (служба службой).

С кем поведёшься, от того и …(наберёшься).

Ищи товарища лучше себя, а не … (хуже себя).

Задание 2. « Собери пословицу»

-Ребята, у вас на партах лежат по два конверта. В первом конверте начало пословицы, а во втором конец. Вам надо правильно собрать пословицы. Жетон за правильное составление

Команда «Умники»

1. Волков бояться – (в лес не ходить)

2. Старый друг – (лучше новых двух)

3. Не плюй в колодец – (пить придется)

4. Готовь сани летом – (а телегу зимой)

5. Терпение и труд – (всё перетрут)

6. Поспешишь – (людей насмешишь)

7. По одёжке встречают – (по уму провожают)

8. У кого что болит – (тот про то и говорит)

9. Повторенье – (мать учения)

10. Сделал дело – (гуляй смело)

Команда «Мудрецы»

1. На безрыбье – (и рак рыба)

2. Что посеешь – (то и пожнёшь)

3. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

4. Маслом каши (не испортишь)

5. Что написано пером – (не вырубишь топором)

6. После драки – (кулаками не машут)

7. Делу время – (потехи час)

8. Ученье – свет – (а неученье – тьма)

9. С кем поведёшься – (от того и наберешься)

10. Не ищи сто рублей – (а ищи сто друзей)

Танцевальный конкурс.

Предлагаю командам отдохнуть и потанцевать. Но, и танцевать вы будете, соревнуясь, проверяя вашу внимательность.

Из каждой команды 3 человека выходят на середину комнаты. Повторяйте движения за мной. (звучит мелодия)

Задание 3. «Ошибка наборщика».

Помогите исправить ошибки, которые допустил наборщик в типографии.( задания для команд одинаковое)

— Не жило бы счастья, да ненастье помогло. (не было бы счастья, да несчастье помогло)

— Слезами морю не поможешь. (слезами горю не поможешь)

— Счастье не в воздухе бьётся, а судом достаётся. (счастье не в воздухе бьётся, а судьбой достаётся)

(за правильный ответ — жетон)

Задание 4. «Как много вы знаете пословиц?»

Задание : дополнить пословицы недостающими словами

Карточка №1

1. ….не тётка (голод)

2. Мели, …., твоя неделя (Емеля)

3. Молчание — ….согласия (знак)

4. Старость не……. (радость)

5. А…..просто открывался (ларчик)

6. Береги…..смолоду (честь)

7. Новый…..чисто метёт (веник)

8. Слышал….., да не знает, где он (звон)

9…….рыбака видит издалека (рыбак)

Карточка №2

1……дороже денег (уговор)

2. Под лежачий……вода не течёт (камень)

3. Своя…..не тянет (ноша)

4. Кто старое помянет, тому….вон (глаз)

5. На ловца и …..бежит (ловца)

6. Один в поле не…. (воин)

7. Повторенье-…..ученья (мать)

8. На воре….горит (шапка)

9. …..не без добрых людей (мир)

Задания закончились, наша игра подошла к концу. Сегодня вы не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. Какая русская пословица гласит об этом? Правильно, «Один в поле не воин».

Подсчёт жетонов.

— Давайте посмотрим, какая команда лидирует в соревнованиях Мудрецы или Умники?

Заключительное слово.

— Пословицы – это мудрый совет, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И мы должны – беречь нашу речь и украшать её пословицами и поговорками. Уважать мудрость наших предков!

  • Сочинение с тропами и фигурами речи
  • Сочинение с причастными оборотами на тему природа
  • Сочинение с крылатыми выражениями 5 класс
  • Сочинение с использованием троп
  • Сочинение с ошибками для исправления учеником