Сочинение с николаем максимычем путохиным приключилась беда сочинение

Прочитайте текст и выполните задания a28 a30; b1 b8;c1. 1 с николаем максимычем путохиным приключилась беда. 2 он

%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%258D

Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 –
B8;C1.

(1) С Николаем
Максимычем Путохиным приключилась беда. (2)

Он внезапно
получил отставку по службе. (3) Потрясенный

свершившейся
несправедливостью, этот добропорядочный человек,

презиравший
прежде алкоголь, невзначай напился пьян и, забыв

про все на
свете, ровно пять дней и ночей сидел в трактире.

(4) Придя в себя
и устыдившись, Николай Максимович

направился домой.
(5) Он заранее придумывал фразы, какими он

ответит жене.
(6) Он вообразил себе горящее, негодующее

лицо,
заплаканные глаза, поток жгучих фраз, и тотчас душу

наполнило
малодушное чувство страха,

знакомое
школьникам.

(7) «Э, все
равно! – решил он, дернув у своей двери за звонок. (8)

– Что будет, то
будет! (9) Коли невыносимо станет, уйду из дома. (10)

Выскажу ей все и
уйду куда глаза глядят». (11) Когда он вошел к себе, жена

Маша стояла в
передней и с вопросом глядела на него.

(12) «Пусть
она начинает», – подумал он, взглянув на ее бледное

лицо и
нерешительно снимая калоши. (13) Но она не начинала… (14) Он вошел в

гостиную, потом
в столовую, а она все молчала и глядела

вопросительно.

(15) «Пущу
себе пулю в лоб! – решил он, сгорая со стыда. (16) –

Не могу

дольше терпеть! (17) Сил нет!»

(18) Минут пять ходил он из угла в угол, не решаясь заговорить,

потом быстро подошел к столу и написал карандашом на

газетном листе:

«Получил
отставку». (19) Жена прочла, взяла карандаш и написала: «Не

нужно падать
духом». (20) Он прочел и быстро вышел, но не из

дома, а… к
себе в кабинет.

(21) Немного
погодя Маша сидела возле него и утешала.

(22) –
Перемелется, мука будет – говорила она. (23) – Будь

мужчиной и

не кисни… (24)
Бог даст, перетерпим эту беду и найдем место

получше.

(25) Он слушал,
не верил своим ушам и, не зная, что

отвечать, как
ребенок, заливался счастливым смехом. (26) Жена покормила его,

подогрела воду,
умыла и уложила в постель. (27) На другой день он,

бодрый и
веселый, искал место, а через неделю нашел его…

(28) Пережитая
беда многое изменила в нем. (29) Когда он

Видит нетрезвых,
бездомных, опустившихся людей, то уже не

смеется и не

осуждает, как
прежде. (30) Он любит подавать милостыню нищим

и часто

говорит: «Порок
не в том, что мы порой оказываемся на дне, а в

том, что не
поднимаем падших».

(31) Может быть,
он и прав.

(По А.П.
Чехову*)

*Антон Павлович Чехов (1860–1904)
– всемирно известный

русский
писатель, автор рассказов, повестей и пьес.

A28
Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1)
Маша обычно встречала мужа, вернувшегося со

службы,скандалом.

2)
Путохин нередко возвращался со службы нетрезвым.

3)
Николай Максимыч после того, как его уволили со

службы,перестал
подавать нищим.

4)
История с увольнением многое изменила в душе Путохина.

A29
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11 – 14?

1)
описание и рассуждение

2)

A30
Укажите предложение, в котором используется

фразеологизм.

1)6   2)14   3)25   4)29

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в

бланке ответов №1 справа от номера задания (B1–B8),

начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру

пишите в отдельной клеточке в соответствии с

приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при

перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую

ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов
пробелы

не используются.

Ответы к заданиям B1 – B7 запишите цифрами.

B1
Из предложения
3 выпишите слово,образованное приставочным способом.

Ответ:

B2
Из предложений 12 – 13 выпишите все частицы.

Ответ:

B3
Из предложения
6 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

Ответ:

B4
Среди предложений 5 – 11 найдите сложное предложение, в состав которого
входит односоставное безличное.

Ответ:

B5
Среди предложений 25 – 30 найдите предложение с обособленным
определением.

Ответ:

B6
Среди предложений 3 – 10 найдите сложноподчинённое с придаточным
определительным.

Ответ:

B7
Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое

соединяется с
предыдущим при помощи указательного местоимения.

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе

текста, который вы анализировали, выполняя задания

А28– А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности

текста. Некоторые термины, использованные в

рецензии,

пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,

соответствующие номеру термина из списка. Если вы

не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте

пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они

записаны вами в тексте рецензии на месте

пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера

задания B8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры

при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую

ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов
пробелы

не используются.

B8
Рассказывая читателю историю Путохина, А.П.

Чехов
использует целый ряд приемов,

служащих
для выражения внутреннего мира

героев.
В синтаксисе

текста
обращают на себя внимание_____________

(предложения
8, 16, 17), а также___________________

(предложения
6, 26).

Среди
лексических средств выразительности в

тексте

можно
отметить, во-первых, __________

(предложения

10,
22, 25), а во-вторых, __________: «горящее

лицо»,

«жгучие
фразы» (предложение
6).

Список
терминов :

1)
ряды однородных членов

2)
фразеологизмы

3)литота

4)
развернутая метафора

5)эпитет

6)
вводные конструкции

7)
сравнительные обороты

8) восклицательные

9)
разговорная и просторечная лексика

Ответ:

Часть
3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк
ответов

№2. Запишите сначала номер задания C1, а затем

напишите сочинение.

C1
Напишите сочинение по прочитанному

тексту.

Сформулируйте и
прокомментируйте одну из

проблем,поставленных
автором текста (избегайте

чрезмерного цитирования)

Сформулируйте
позицию автора. Напишите, согласны или

не согласны вы с
точкой зрения автора прочитанного

текста.
Объясните почему. Свой ответ аргументируйте,

опираясь на
знания, читательский, жизненный опыт

(учитываются
первые два аргумента).

Объём сочинения
— не менее 150
слов.

Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по

данному тексту),
не оценивается.

Если сочинение
представляет собой пересказанный

или полностью
переписанный исходный текст без каких бы

то ни было
комментариев, то такая работа оценивается

нулём баллов.

Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым
почерком.


Ответы:



А28-4

А29-2
А30-3


В1-несправедливостью
В2-пусть,не
В3-тотчас наполнило
В4-9
В5-27
В6-5
В7-3
В8-8,1,2,5


Проблема моральной помощи и поддержки человеку в трудную минуту.

   Ñ Íèêîëàåì Ìàêñèìû÷åì Ïóòîõèíûì ïðèêëþ÷èëàñü áåäà,
îò êîòîðîé øèðîêèì è áåñïå÷íûì ðîññèéñêèì íàòóðàì òàê æå íå ñëåäóåò çàðåêàòüñÿ,
êàê îò òþðüìû è ñóìû: îí íåâçíà÷àé íàïèëñÿ ïüÿí. Òàê ñëó÷èëîñü. Äà.
È â ïüÿíîì îáðàçå, çàáûâ ïðî ñåìüþ è ñëóæáó,
ðîâíî ïÿòü äíåé è íî÷åé øàòàëñÿ ïî çëà÷íûì ìåñòàì, íå æàëåÿ íîã.
Îò ýòèõ áåñïóòíî ïðîâåäåííûõ ïÿòè ñóòîê â åãî ïàìÿòè óöåëåë îäèí òîëüêî ïîõîæèé íà êàøó
ñóìáóð èç ïüÿíûõ ðîæ, öâåòíûõ þáîê, áóòûëîê è äðûãàþùèõ íîã.
    Îí íàïðÿãàë ñâîþ ïàìÿòü è äëÿ íåãî ÿñíî áûëî òîëüêî, êàê âå÷åðîì, êîãäà çàæèãàëè ôîíàðè,
îí çàáåæàë íà ìèíóòêó ê ñâîåìó ïðèÿòåëþ ïîãîâîðèòü î äåëå,
êàê ïðèÿòåëü ïðåäëîæèë âûïèòü ïèâà — ðÿäîì, íå âäàëè.
Ïóòîõèí âûïèë ðÿäîì ñòàêàí, äðóãîé, òðåòèé.
Ïîñëå øåñòè áóòûëîê ïðèÿòåëè îòïðàâèëèñü ê êàêîìó-òî Ïàâëó Ñåì¸íîâè÷ó;
ýòîò ïîñëåäíèé óãîñòèë êîï÷¸íûì ñèãîì è ìàäåðîé.
Êîãäà ìàäåðà áûëà âûïèòà, ïîñëàëè çà êîíüÿêîì êîãî-òî, êîòîðûé âçÿë äåíüãè è âûïàëèë: ëå÷ó. 
   Äàëüøå áîëüøå — è äàëüíåéøèå ñîáûòèÿ çàâîëàêèâàþòñÿ òóìàíîì,
ñêâîçü êîòîðûé Ïóòîõèí âèäåë ÷òî-òî ïîõîæåå íà ñîí, ïðèøåäøèé êàêèì-òî îáìàíîì:
ëèëîâîå ëèöî êàêîé-òî øâåäêè, âûêðèêèâàâøåé ôðàçó: «Ìóæ÷èíà, óãîñòèòå ïîðòåðîì!»,
äëèííóþ òàíöåâàëüíóþ çàëó ñ íåâûñîêèìè ïîòîëêàìè, ïîëíóþ äûìà è ëàêåéñêèõ ðîæ,
ñåáÿ ñàìîãî, çàêëàäûâàþùåãî áîëüøèå ïàëüöû ðóê â æèëåòíûå êàðìàíû
è îòêàëûâàþùåãî íîãàìè ÷¸ðò çíàåò ÷òî. È äàëåå ÷òî æ?
   Äàëåå îí âèäåë, êàê âî ñíå, íåáîëüøóþ êîìíàòêó,
ñòåíû êîòîðîé óâåøàíû ëóáî÷íûìè êàðòèíàìè è æåíñêèìè ïëàòüÿìè, ñîçäàþùèìè òåìíîòó.
Ïðèïîìèíàë îí çàïàõ ðàçëèòîãî ïîðòåðà, öâåòî÷íîãî îäåêîëîíà è ãëèöåðèíîâîãî ìûëà è ÷åðíîòó.
Íåñêîëüêî ÿñíåå âûäåëÿëàñü èç ñóìáóðíîé êàøè êàðòèíà ïðîáóæäåíèÿ ñ ÷åì-òî íåïëåíèòåëüíûì —
ïðîáóæäåíèÿ òÿæ¸ëîãî, ñêâåðíîãî, êîãäà äàæå ñîëíå÷íûé ñâåò êàæåòñÿ îòâðàòèòåëüíûì.
   Îí ïîìíèë, êàê, íå íàéäÿ ó ñåáÿ â êàðìàíå ÷àñîâ è ìåäàëüîíîâ, â ÷óæîì ãàëñòóêå,
ñ ïüÿíîé òÿæ¸ëîé ãîëîâîé îí ïîòîðîïèëñÿ íà ñëóæáó.
Êðàñíûé îò ñòûäà, äðîæà îò õìåëüíîé ëèõîðàäêè, ñòîÿë îí ïåðåä íà÷àëüñòâîì,
à íà÷àëüñòâî, íå ãëÿäÿ íà íåãî, ãîâîðèëî ðàâíîäóøíûì ãîëîñîì, áóäòî òâîðèëî âîðîæáó:
     Íå òðóäèòåñü îïðàâäûâàòüñÿ… è ðóê íå íóæíî öåëîâàòü…
ß äàæå íå ïîíèìàþ, çà÷åì âû ïîáåñïîêîèëèñü ïîæàëîâàòü!..
×òî âû ó íàñ áîëüøå íå ñëóæèòå, ýòî óæå ðåøåíî-ñ…
Íàì íå íóæíû òàêèå ñëóæàùèå è âû, êàê òîëêîâûé ÷åëîâåê, ïîéì¸òå ýòî… äà-ñ! Ãîâîðþ âñåðü¸ç.
Ýòîò ðàâíîäóøíûé òîí, îñòðûå, ïðèùóðåííûå ãëàçà íà÷àëüñòâà è äåëèêàòíîå ìîë÷àíèå òîâàðèùåé
ðåçêî âûäåëÿëèñü èç ñóìáóðà è óæå íå ïîõîäèëè íà ñîí èç ñòàðèííîé áûëèíû âÿùåé.
     Ìåðçêî! Ïîäëî! Êàê ìíå íåëåãêî! –
áîðìîòàë Ïóòîõèí, âîçâðàùàÿñü äîìîé ïîñëå îáúÿñíåíèÿ ñ íà÷àëüñòâîì. —
È îñðàìèëñÿ, è ìåñòî ïîòåðÿë… Ïîäëî, ãàäêî! Âñ¸ êàæåòñÿ òàê äàëåêî!
    Îòâðàòèòåëüíîå ÷óâñòâî ïåðåãàðà íàïîëíÿëî åãî âñåãî,
íà÷èíàÿ ñî ðòà è êîí÷àÿ íîãàìè, êîòîðûå åëå ñòóïàëè, íå ÷óâñòâóÿ íè÷åãî.
Îùóùåíèå «íî÷åâàâøåãî âî ðòó ýñêàäðîíà» òîìèëî âñ¸ åãî òåëî è äàæå äóøó.
Åìó áûëî è ñòûäíî, è ñòðàøíî, è òîøíî. Ñîñòîÿíèå  – êàê áóäòî óæå íå äûøó.
    Õîòü çàñòðåëèòüñÿ â ïîðó! — áîðìîòàë îí. — È ñòûäíî è çëîáà äóøèò.
Íå ìîãó èäòè! Âåðèøü, Åëèñåè÷?
     Äà, ïëîõàÿ èñòîðèÿ! — ñîãëàøàëñÿ ñîïðîâîæäàâøèé åãî ñîñëóæèâåö Ô¸äîð Åëèñåè÷.
     Âñ¸ áû íè÷åãî, íî âîò ÷òî ñêâåðíî: ìåñòî ïîòåðÿë! Ýòî õóæå âñåãî, áðàò.
Áåç ðàáîòû – êàê áåç âîëè!
Ñòðåëÿòüñÿ â ïîðó.  Áîæå ìîé, à ãîëîâà… ãîëîâà! — áîðìîòàë Ïóòîõèí,  ìîðùàñü îò áîëè. —
Òðåùèò, òî÷íî ëîïàòüñÿ õî÷åò. Íåò, êàê õî÷åøü, à ÿ çàéäó â òðàêòèð îïîõìåëèòüñÿ. Çàéä¸ì!
    Ïðèÿòåëè çàøëè â òðàêòèð òåì æå íåâåäîìûì çàãàäî÷íûì  ïóò¸ì.
   È êàê ýòî ÿ íàïèëñÿ, íå ïîíèìàþ! — óæàñàëñÿ Ïóòîõèí ïîñëå âòîðîé ðþìêè. —
Ãîäà äâà â ðîò íè êàïëè íå áðàë, çàðîê æåíå äàë ïåðåä îáðàçîì… ñìåÿëñÿ íàä ïüÿíèöàìè
è âäðó㠖 âñ¸ ê ÷¸ðòó! Íè ìåñòà, íè ïîêîÿ! Óæàñíî! Ñòûäíî ïðåä âñåìè çíàêîìûìè ëèöàìè!
   Îí ïîêðóòèë ãîëîâîé è ïðîäîëæàë:
Èäó äîìîé, òî÷íî íà ñìåðòíóþ êàçíü. Íå æàëêî ìíå íè ÷àñîâ, íè äåíåã, íè ìåñòà, íè îçîðñòâà.
ß ãîòîâ ìèðèòüñÿ ñî âñåìè ýòèìè ïîòåðÿìè, ñ ýòîé ãîëîâíîé áîëüþ, ñ íîòàöèåé íà÷àëüñòâà,
íî îäíî ìåíÿ òðåâîæèò: êàê ÿ ñ æåíîé âñòðå÷óñü? ×òî ÿ ñêàæó åé?
Äîìà íå íî÷åâàë ïÿòü íî÷åé,
 âñ¸ ïðîïèë è îòñòàâêó ïîëó÷èë… ×òî ÿ ìîãó ñêàçàòü åé?
    Íè÷åãî, ïîáðàíèòñÿ è ïåðåñòàíåò!
    ß äîëæåí ïîêàçàòüñÿ åé òåïåðü îòâðàòèòåëüíûì, æàëêèì. Ìíå åù¸ õóæå ñòàíåò.
Îíà íå âûíîñèò ïüÿíûõ ëþäåé è, ïî å¸ ìíåíèþ, âñÿêèé êóòÿùèé ïîäë… È îíà ïðàâà…
Ðàçâå íå ïîäëî ïðîïèâàòü êóñîê õëåáà, ïðîêó÷èâàòü ìåñòî, êàê ÿ ýòî ñäåëàë? Ýõ, ãîëîâà!
    Ïóòîõèí âûïèë ðþìêó, çàêóñèë ñîë¸íîé áåëóæèíîé è çàäóìàëñÿ.
Çàâòðà, çíà÷èò, ïðèä¸òñÿ øàãàòü â ññóäíóþ êàññó, — ñêàçàë îí ïîñëå íåêîòîðîãî ìîë÷àíèÿ, —
ìåñòà ñêîðî íå íàéä¸øü,
ñòàëî áûòü, ãîëîäóõà ïðåïîæàëóåò ê íàì âî âñ¸ì ñâî¸ì âåëè÷èè… À êàê òåïåðü ðàáîòó íàéä¸øü?
À æåíùèíû, áðàòåö òû ìîé, âñ¸ ìîãóò ïðîñòèòü òåáå — è ïüÿíóþ ðîæó, è èçìåíó, è ïîáîè,
è ñòàðîñòü, íî íå ïðîñòÿò îíè òåáå áåäíîñòè. Áåäíîñòü – ýòî ñ ãîëîäîì áîè!
 èõ ãëàçàõ áåäíîñòü õóæå âñÿêîãî ïîðîêà.
Ðàç ìîÿ Ìàøà ïðèâûêëà åæåäíåâíî îáåäàòü, òî õîòü óêðàäü, à ïîäàâàé åé îáåä,
 òðåáóåò ïðÿìî ñ ïîðîãà!
«Áåç îáåäà, ãîâîðèò, íåëüçÿ; íå òàê ìíå åñòü õî÷åòñÿ, êàê îò ïðèñëóãè ñîâåñòíî».
Äà, áðàò… ß ýòèõ áàá ïðåêðàñíî èçó÷èë… Ïîâñåìåñòíî!
Ïÿòèäíåâíîå áåñïóòñòâî ïðîñòèòñÿ ìíå, íî ãîëîäóõà íå ïðîùàåòñÿ. Ìíå ýòî èçâåñòíî.
     Äà, ãîëîâîìîéêà áóäåò âàæíàÿ… — âçäîõíóë Ôåäîð Åëèñåè÷. –
Îíà ðàññóæäàòü íå áóäåò… Ðàññóæäàòü —  íå å¸ äåëî.
Åé íåò äåëà äî òîãî, ÷òî ÿ ñîçíàþ ñâîþ âèíó, ÷òî ÿ ãëóáîêî íåñ÷àñòëèâ… Êàêîå åé äåëî?
Æåíùèíàì íåò äî ýòîãî äåëà, îñîáëèâî åñëè îíè çàèíòåðåñîâàíû…
×åëîâåê ñòðàäàåò, çàäûõàåòñÿ îò ñòûäà, ðàä ïóëþ ïóñòèòü ñåáå â ëîá, íî îí âèíîâàò,
îí ñîãðåøèë è åãî áè÷åâàòü íóæíî. Æåíùèíû âñåãäà áè÷åâàòü ìóæèêà çàèíòåðåñîâàíû!
È õîòü áû îíà õîðîøî âûáðàíèëàñü èëè ïîáèëà, íî íåò,
îíà âñòðåòèò òåáÿ ðàâíîäóøíî, ìîë÷à, íåäåëþ öåëóþ áóäåò êàçíèòü òåáÿ
ïðåçðèòåëüíûì ìîë÷àíèåì äàæå â âîñêðåñåíüå â îáåä,
ÿçâèòü, äîíèìàòü æàëêèìè ñëîâàìè…
Ìîæåøü ñåáå ïðåäñòàâèòü ýòó èíêâèçèöèþ íàä íàìè, ìóæèêàìè.
     À òû ïðîùåíèÿ ïîïðîñè! — ïîñîâåòîâàë ñîñëóæèâåö. – Ñêàæè: íåò â ìèðå áåçãðåøíûõ.
     Íàïðàñíûé òðóä… Íà òî îíà è äîáðîäåòåëüíà, ÷òîá íå ïðîùàòü ãðåøíûõ.
    Èäÿ èç òðàêòèðà äîìîé, Íèêîëàé Ìàêñèìû÷ ïðèäóìûâàë ôðàçû,
êàêèìè îí îòâåòèò æåíå â ýòîò ðàç.
Îí âîîáðàæàë ñåáå áëåäíîå, íåãîäóþùåå ëèöî, çàïëàêàííûå ãëàçà, ïîòîê ÿçâèòåëüíûõ ôðàç
è åãî äóøó íàïîëíÿëî ìàëîäóøíîå ÷óâñòâî ñòðàõà, çíàêîìîå øêîëüíèêàì íå ðàç.
   «Ý, ïëåâàòü! — ðåøèë îí, ä¸ðíóâ ó ñâîåé äâåðè çà çâîíîê. — ×òî áóäåò, òî áóäåò!
Íè÷åãî òåïåðü íå âåðí¸øü íàçàä.
Êîëè íåâûíîñèìî ñòàíåò — óéäó. Âûñêàæó åé âñ¸ è óéäó êóäà ãëàçà ãëÿäÿò».
    Êîãäà îí âîø¸ë ê ñåáå, æåíà Ìàøà ñòîÿëà â ïåðåäíåé è âîïðîñèòåëüíî ãëÿäåëà íà íåãî.
«Ïóñòü îíà íà÷èíàåò», — ïîäóìàë îí, âçãëÿíóâ íà å¸ áëåäíîå ëèöî è íåðåøèòåëüíî ñíèìàÿ êàëîøè.
Íî îíà íå íà÷èíàëà… Îí âîø¸ë â ãîñòèíóþ, ïîòîì â ñòîëîâóþ, à îíà âñ¸ ìîë÷àëà
è ãëÿäåëà âîïðîñèòåëüíî òî íà íåãî, òî íà åãî êàëîøè.
    «Ïóùó ñåáå ïóëþ â ëîá! — ðåøèë îí, ñãîðàÿ ñî ñòûäà. — Íå ìîãó äîëüøå òåðïåòü! Ñèë íåò!»
Ìèíóò ïÿòü õîäèë îí èç óãëà â óãîë, íå ðåøàÿñü çàãîâîðèòü,
ïîòîì áûñòðî ïîäîø¸ë ê ñòîëó è, êàê áû íà å¸ ìîë÷àíèå â îòâåò,
íàïèñàë êàðàíäàøîì íà ãàçåòíîì ëèñòå: «Êóòèë è ïîëó÷èë îòñòàâêó».
Æåíà ïðî÷ëà, âçÿëà êàðàíäàø è íàïèñàëà: «Íå íóæíî ïàäàòü äóõîì – ìîé ñîâåò».
Îí ïðî÷¸ë è áûñòðî âûøåë ê ñåáå â êàáèíåò.
     Íåìíîãî ïîãîäÿ æåíà ñèäåëà âîçëå íåãî è óòåøàëà,
âåäü çàñòðåëèòüñÿ áûëî áû íå ëó÷øå. Òîãäà áû ïîëãîðîäà á ïðèáåæàëî!
Ïåðåìåëåòñÿ, ìóêà áóäåò, — ãîâîðèëà îíà. — Áóäü ìóæ÷èíîé è íå êèñíè…
Áîã äàñò, ïåðåòåðïèì ýòó áåäó è íàéä¸ì ìåñòî ïîëó÷øå. Ìåñò-òî ïîëíî, òîëüêî ñâèñòíè.
    Îí ñëóøàë, íå âåðèë ñâîèì óøàì è, íå çíàÿ, ÷òî îòâå÷àòü,
êàê ðåá¸íîê, çàëèâàëñÿ ñ÷àñòëèâûì ñìåõîì, íå æåëàþ áîëüøå ìîë÷àòü.
   Æåíà ïîêîðìèëà åãî, äàëà îïîõìåëèòüñÿ è óëîæèëà â ïîñòåëü.
Íà äðóãîé äåíü îí, áîäðûé è âåñ¸ëûé, èñêàë óæå ìåñòî, à ÷åðåç íåäåëþ íàø¸ë åãî. Ïåðåæèòàÿ èì áåäà ìíîãîå èçìåíèëà â í¸ì. Õî÷åøü — âåðü, õî÷åøü — íå âåðü,
íî êîãäà îí âèäèò ïüÿíûõ, òî óæå íå ñìå¸òñÿ è íå îñóæäàåò, êàê ïðåæäå, ëèøü èõ óâèäàâ.
Îí ëþáèò ïîäàâàòü ìèëîñòûíþ ïüÿíûì íèùèì è ÷àñòî ãîâîðèò, è îí â òîì ïðàâ:
ïîðîê íå â òîì, ÷òî ìû íåïðàâèëüíî ïüÿíñòâóåì, à â òîì, ÷òî íå ïîäíèìàåì ïüÿíûõ.
Ìîæåò áûòü, îí è ïðàâ.
______
À.Ï. ×åõîâ. Áåäà.
Ñ Íèêîëàåì Ìàêñèìû÷åì Ïóòîõèíûì ïðèêëþ÷èëàñü áåäà, îò êîòîðîé øèðîêèì è áåñïå÷íûì ðîññèéñêèì íàòóðàì òàê æå íå ñëåäóåò çàðåêàòüñÿ, êàê îò òþðüìû è ñóìû: îí íåâçíà÷àé íàïèëñÿ ïüÿí è â ïüÿíîì îáðàçå, çàáûâ ïðî ñåìüþ è ñëóæáó, ðîâíî ïÿòü äíåé è íî÷åé øàòàëñÿ ïî çëà÷íûì ìåñòàì. Îò ýòèõ áåñïóòíî ïðîâåäåííûõ ïÿòè ñóòîê â åãî ïàìÿòè óöåëåë îäèí òîëüêî ïîõîæèé íà êàøó ñóìáóð èç ïüÿíûõ ðîæ, öâåòíûõ þáîê, áóòûëîê, äðûãàþùèõ íîã. Îí íàïðÿãàë ñâîþ ïàìÿòü, è äëÿ íåãî ÿñíî áûëî òîëüêî, êàê âå÷åðîì, êîãäà çàæèãàëè ôîíàðè, îí çàáåæàë íà ìèíóòêó ê ñâîåìó ïðèÿòåëþ ïîãîâîðèòü î äåëå, êàê ïðèÿòåëü ïðåäëîæèë âûïèòü ïèâà… Ïóòîõèí âûïèë ñòàêàí, äðóãîé, òðåòèé… Ïîñëå øåñòè áóòûëîê ïðèÿòåëè îòïðàâèëèñü ê êàêîìó-òî Ïàâëó Ñåìåíîâè÷ó; ýòîò ïîñëåäíèé óãîñòèë êîï÷åíûì ñèãîì è ìàäåðîé. Êîãäà ìàäåðà áûëà âûïèòà, ïîñëàëè çà êîíüÿêîì. Äàëüøå áîëüøå — è äàëüíåéøèå ñîáûòèÿ çàâîëàêèâàþòñÿ òóìàíîì, ñêâîçü êîòîðûé Ïóòîõèí âèäåë ÷òî-òî ïîõîæåå íà ñîí: ëèëîâîå ëèöî êàêîé-òî øâåäêè, âûêðèêèâàâøåé ôðàçó: «Ìóæ÷èíà, óãîñòèòå ïîðòåðîì!», äëèííóþ òàíöåâàëüíóþ çàëó ñ íåâûñîêèìè ïîòîëêàìè, ïîëíóþ äûìà è ëàêåéñêèõ ðîæ, ñåáÿ ñàìîãî, çàêëàäûâàþùåãî áîëüøèå ïàëüöû ðóê â æèëåòíûå êàðìàíû è îòêàëûâàþùåãî íîãàìè ÷¸ðò çíàåò ÷òî… Äàëåå îí âèäåë, êàê âî ñíå, íåáîëüøóþ êîìíàòêó, ñòåíû êîòîðîé óâåøàíû ëóáî÷íûìè êàðòèíàìè è æåíñêèìè ïëàòüÿìè… Ïðèïîìèíàë îí çàïàõ ðàçëèòîãî ïîðòåðà, öâåòî÷íîãî îäåêîëîíà è ãëèöåðèíîâîãî ìûëà… Íåñêîëüêî ÿñíåå âûäåëÿëàñü èç ñóìáóðíîé êàøè êàðòèíà ïðîáóæäåíèÿ, òÿæåëîãî, ñêâåðíîãî, êîãäà äàæå ñîëíå÷íûé ñâåò êàæåòñÿ îòâðàòèòåëüíûì…Îí ïîìíèë, êàê, íå íàéäÿ ó ñåáÿ â êàðìàíå ÷àñîâ è ìåäàëüîíîâ, â ÷óæîì ãàëñòóõå, ñ ïüÿíîé òÿæåëîé ãîëîâîé îí ïîòîðîïèëñÿ íà ñëóæáó. Êðàñíûé îò ñòûäà, äðîæà îò õìåëüíîé ëèõîðàäêè, ñòîÿë îí ïåðåä íà÷àëüñòâîì, à íà÷àëüñòâî, íå ãëÿäÿ íà íåãî, ãîâîðèëî ðàâíîäóøíûì ãîëîñîì:— Íå òðóäèòåñü îïðàâäûâàòüñÿ… ß äàæå íå ïîíèìàþ, çà÷åì âû ïîáåñïîêîèëèñü ïîæàëîâàòü!.. ×òî âû ó íàñ áîëüøå íå ñëóæèòå, ýòî óæå ðåøåíî-ñ… Íàì íå íóæíû òàêèå ñëóæàùèå, è âû, êàê òîëêîâûé ÷åëîâåê, ïîéìåòå ýòî… äà-ñ!Ýòîò ðàâíîäóøíûé òîí, îñòðûå, ïðèùóðåííûå ãëàçà íà÷àëüñòâà è äåëèêàòíîå ìîë÷àíèå òîâàðèùåé ðåçêî âûäåëÿëèñü èç ñóìáóðà è óæå íå ïîõîäèëè íà ñîí…— Ìåðçêî! Ïîäëî! — áîðìîòàë Ïóòîõèí, âîçâðàùàÿñü äîìîé ïîñëå îáúÿñíåíèÿ ñ íà÷àëüñòâîì. — È îñðàìèëñÿ è ìåñòî ïîòåðÿë… Ïîäëî, ãàäêî!Îòâðàòèòåëüíîå ÷óâñòâî ïåðåãàðà íàïîëíÿëî åãî âñåãî, íà÷èíàÿ ñî ðòà è êîí÷àÿ íîãàìè, êîòîðûå åëå ñòóïàëè… Îùóùåíèå «íî÷åâàâøåãî âî ðòó ýñêàäðîíà» òîìèëî âñ¸ åãî òåëî è äàæå äóøó. Åìó áûëî è ñòûäíî, è ñòðàøíî, è òîøíî.— Õîòü çàñòðåëèòüñÿ â ïîðó! — áîðìîòàë îí. — È ñòûäíî è çëîáà äóøèò. Íå ìîãó èäòè!— Äà, ïëîõàÿ èñòîðèÿ! — ñîãëàøàëñÿ ñîïðîâîæäàâøèé åãî ñîñëóæèâåö Ôåäîð Åëèñåè÷. — Âñ¸ áû íè÷åãî, íî âîò ÷òî ñêâåðíî: ìåñòî ïîòåðÿë! Ýòî õóæå âñåãî, áðàò… Èìåííî ñòðåëÿòüñÿ â ïîðó…— Áîæå ìîé, à ãîëîâà… ãîëîâà! — áîðìîòàë Ïóòîõèí, ìîðùàñü îò áîëè. — Òðåùèò, òî÷íî ëîïàòüñÿ õî÷åò. Íåò, êàê õî÷åøü, à ÿ çàéäó â òðàêòèð îïîõìåëèòüñÿ… Çàéäåì!Ïðèÿòåëè çàøëè â òðàêòèð…— È êàê ýòî ÿ íàïèëñÿ, íå ïîíèìàþ! — óæàñàëñÿ Ïóòîõèí ïîñëå âòîðîé ðþìêè. — Ãîäà äâà â ðîò íè êàïëè íå áðàë, çàðîê æåíå äàë ïåðåä îáðàçîì… ñìåÿëñÿ íàä ïüÿíèöàìè, è âäðó㠗 âñ¸ ê ÷¸ðòó! Íè ìåñòà, íè ïîêîÿ! Óæàñíî!Îí ïîêðóòèë ãîëîâîé è ïðîäîëæàë:— Èäó äîìîé, òî÷íî íà ñìåðòíóþ êàçíü… Íå æàëêî ìíå íè ÷àñîâ, íè äåíåã, íè ìåñòà… ß ãîòîâ ìèðèòüñÿ ñî âñåìè ýòèìè ïîòåðÿìè, ñ ýòîé ãîëîâíîé áîëüþ, ñ íîòàöèåé íà÷àëüñòâà… íî îäíî ìåíÿ òðåâîæèò: êàê ÿ ñ æåíîé âñòðå÷óñü? ×òî ÿ ñêàæó åé? Ïÿòü íî÷åé äîìà íå íî÷åâàë, âñ¸ ïðîïèë è îòñòàâêó ïîëó÷èë… ×òî ÿ ìîãó ñêàçàòü åé?— Íè÷åãî, ïîáðàíèòñÿ è ïåðåñòàíåò!..— ß äîëæåí ïîêàçàòüñÿ åé òåïåðü îòâðàòèòåëüíûì, æàëêèì… Îíà íå âûíîñèò ïüÿíûõ ëþäåé, è, ïî åå ìíåíèþ, âñÿêèé êóòÿùèé ïîäë… È îíà ïðàâà… Ðàçâå íå ïîäëî ïðîïèâàòü êóñîê õëåáà, ïðîêó÷èâàòü ìåñòî, êàê ÿ ýòà ñäåëàë?Ïóòîõèí âûïèë ðþìêó, çàêóñèë ñîëåíîé áåëóæèíîé è çàäóìàëñÿ.— Çàâòðà, çíà÷èò, ïðèäåòñÿ øàãàòü â ññóäíóþ êàññó… — ñêàçàë îí ïîñëå íåêîòîðîãî ìîë÷àíèÿ. — Ìåñòà ñêîðî íå íàéäåøü, ñòàëî áûòü, ãîëîäóõà ïðåïîæàëóåò ê íàì âî âñåì ñâîåì âåëè÷èè… À æåíùèíû, áðàòåö òû ìîé, âñ¸ ìîãóò ïðîñòèòü òåáå — è ïüÿíóþ ðîæó, è èçìåíó, è ïîáîè, è ñòàðîñòü, íî íå ïðîñòÿò îíè òåáå áåäíîñòè.  èõ ãëàçàõ áåäíîñòü õóæå âñÿêîãî ïîðîêà. Ðàç ìîÿ Ìàøà ïðèâûêëà åæåäíåâíî îáåäàòü, òî õîòü óêðàäü, à ïîäàâàé åé îáåä. «Áåç îáåäà, ñêàæåò, íåëüçÿ; íå òàê ìíå åñòü õî÷åòñÿ, êàê îò ïðèñëóãè ñîâåñòíî». Äà, áðàò… ß ýòèõ áàá ïðåêðàñíî èçó÷èë… Ïÿòèäíåâíîå áåñïóòñòâî ïðîñòèòñÿ ìíå, íî ãîëîäóõà íå ïðîùàåòñÿ.— Äà, ãîëîâîìîéêà áóäåò âàæíàÿ… — âçäîõíóë Ôåäîð Åëèñåè÷.— Îíà ðàññóæäàòü íå áóäåò… Åé íåò äåëà äî òîãî, ÷òî ÿ ñîçíàþ ñâîþ âèíó, ÷òî ÿ ãëóáîêî íåñ÷àñòëèâ… Êàêîå åé äåëî? Æåíùèíàì íåò äî ýòîãî äåëà, îñîáëèâî åñëè îíè çàèíòåðåñîâàíû… ×åëîâåê ñòðàäàåò, çàäûõàåòñÿ îò ñòûäà, ðàä ïóëþ ïóñòèòü ñåáå â ëîá, íî îí âèíîâàò, îí ñîãðåøèë, è åãî áè÷åâàòü íóæíî… È õîòü áû îíà õîðîøî âûáðàíèëàñü èëè ïîáèëà, íî íåò, îíà âñòðåòèò òåáÿ ðàâíîäóøíî, ìîë÷à, íåäåëþ öåëóþ áóäåò êàçíèòü òåáÿ ïðåçðèòåëüíûì ìîë÷àíèåì, ÿçâèòü, äîíèìàòü æàëêèìè ñëîâàìè… Ìîæåøü ñåáå ïðåäñòàâèòü ýòó èíêâèçèöèþ.— À òû ïðîùåíèÿ ïîïðîñè! — ïîñîâåòîâàë ñîñëóæèâåö.— Íàïðàñíûé òðóä… Íà òî îíà è äîáðîäåòåëüíà, ÷òîá íå ïðîùàòü ãðåøíûõ.Èäÿ èç òðàêòèðà äîìîé, Íèêîëàé Ìàêñèìû÷ ïðèäóìûâàë ôðàçû, êàêèìè îí îòâåòèò æåíå. Îí âîîáðàæàë ñåáå áëåäíîå, íåãîäóþùåå ëèöî, çàïëàêàííûå ãëàçà, ïîòîê ÿçâèòåëüíûõ ôðàç, è åãî äóøó íàïîëíÿëî ìàëîäóøíîå ÷óâñòâî ñòðàõà, çíàêîìîå øêîëüíèêàì.«Ý, ïëåâàòü! — ðåøèë îí, äåðíóâ ó ñâîåé äâåðè çà çâîíîê. — ×òî áóäåò, òî áóäåò! Êîëè íåâûíîñèìî ñòàíåò, óéäó. Âûñêàæó åé âñ¸ è óéäó êóäà ãëàçà ãëÿäÿò».Êîãäà îí âîøåë ê ñåáå, æåíà Ìàøà ñòîÿëà â ïåðåäíåé è âîïðîñèòåëüíî ãëÿäåëà íà íåãî.«Ïóñòü îíà íà÷èíàåò», — ïîäóìàë îí, âçãëÿíóâ íà åå áëåäíîå ëèöî è íåðåøèòåëüíî ñíèìàÿ êàëîøè.Íî îíà íå íà÷èíàëà… Îí âîøåë â ãîñòèíóþ, ïîòîì â ñòîëîâóþ, à îíà âñ¸ ìîë÷àëà è ãëÿäåëà âîïðîñèòåëüíî.«Ïóùó ñåáå ïóëþ â ëîá! — ðåøèë îí, ñãîðàÿ ñî ñòûäà. — Íå ìîãó äîëüøå òåðïåòü! Ñèë íåò!»Ìèíóò ïÿòü õîäèë îí èç óãëà â óãîë, íå ðåøàÿñü çàãîâîðèòü, ïîòîì áûñòðî ïîäîøåë ê ñòîëó è íàïèñàë êàðàíäàøîì íà ãàçåòíîì ëèñòå: «Êóòèë è ïîëó÷èë îòñòàâêó». Æåíà ïðî÷ëà, âçÿëà êàðàíäàø è íàïèñàëà: «Íå íóæíî ïàäàòü äóõîì». Îí ïðî÷åë è áûñòðî âûøåë… ê ñåáå â êàáèíåò.Íåìíîãî ïîãîäÿ æåíà ñèäåëà âîçëå íåãî è óòåøàëà:— Ïåðåìåëåòñÿ, ìóêà áóäåò, — ãîâîðèëà îíà. — Áóäü ìóæ÷èíîé è íå êèñíè… Áîã äàñò, ïåðåòåðïèì ýòó áåäó è íàéäåì ìåñòî ïîëó÷øå.Îí ñëóøàë, íå âåðèë ñâîèì óøàì è, íå çíàÿ, ÷òî îòâå÷àòü, êàê ðåáåíîê, çàëèâàëñÿ ñ÷àñòëèâûì ñìåõîì. Æåíà ïîêîðìèëà åãî, äàëà îïîõìåëèòüñÿ è óëîæèëà â ïîñòåëü.Íà äðóãîé äåíü îí, áîäðûé è âåñåëûé, èñêàë óæå ìåñòî, à ÷åðåç íåäåëþ íàøåë åãî… Ïåðåæèòàÿ èì áåäà ìíîãîå èçìåíèëà â íåì. Êîãäà îí âèäèò ïüÿíûõ, òî óæå íå ñìååòñÿ è íå îñóæäàåò, êàê ïðåæäå. Îí ëþáèò ïîäàâàòü ìèëîñòûíþ ïüÿíûì íèùèì è ÷àñòî ãîâîðèò:— Ïîðîê íå â òîì, ÷òî ìû ïüÿíñòâóåì, à â òîì, ÷òî íå ïîäíèìàåì ïüÿíûõ.Ìîæåò áûòü, îí è ïðàâ.

© Copyright: Ñåðæ Ïüåòðî, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221090201103

Ðåöåíçèè

%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%258D+%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580http://ansabansab.blogspot.ru/2012/07/blog-post_24.html

Сочинения на ЕГЭ по литературе имеют огромное значение в
оценке знаний учащихся.  Всего на экзамене вы должны написать
пять сочинений
(заданий с развернутым ответом), к каждому из которых
предъявляются свои требования, заложенные в «Критериях проверки и оценки
выполнения заданий с развернутым ответом»
.

По объему сочинения
С1 и С3 должны состоять из 5 — 10 предложений. Но этот объем  условный, так как на первое место ставится
содержательность работы: умение точно формулировать свои мысли, понимать
специфику задания, выдвигать необходимые тезисы, приводить аргументы и делать
выводы. В работе должны отсутствовать фактические ошибки, то есть вам
необходимо правильно назвать автора произведения или его героя, не исказить те
или иные факты в своих рассуждениях. Если все, что написано выше, будет
присутствовать в вашей работе, вы получите за каждое сочинение четыре первичных
балла.

Развернутые ответы, включенные в задания С2 и С4, также
оцениваются одинаково. Они должны быть по объему такие же, как сочинение С1 и
С3. В этих работах  учащимся необходимо
ответить на поставленный вопрос, приведя примеры из текста. В сочинении должны
быть указаны произведения не менее двух авторов или два произведения одного
писателя
, в творчестве которых нашла отражение данная проблема или названный
мотив, художественный прием и т.д. Абитуриенту необходимо показать умение
приводить аргументы и делать выводы, не допуская фактических ошибок. При
соблюдении этих условий развернутые ответы  будут оценены пятью первичными баллами.

Пятнадцать баллов можно получить за развернутый ответ С5.
Объем этого сочинения рекомендован не менее двухсот слов, но и при ста
пятидесяти словах работа еще будет проверяться, хотя количество баллов  уменьшится. Самое важное в этом сочинении для
экзаменуемого –  обнаружить понимание
проблемы, предложенной в вопросе, продемонстрировать умение формулировать свое
мнение с учетом позиции автора, выдвигать тезисы и находить аргументы,
подтверждающие их. Если этого в сочинении не будет, то оно не подлежит
дальнейшей проверке и оценивается нулем баллов. Для написания сочинения С5
важно и владение  теоретико-литературными
знаниями
. 3-5 терминов, которые вы впишите в свое рассуждение, принесут вам
дополнительно три балла.
Важно помнить и то, что эта работа требует
цитирования, краткого пересказа содержания произведения, необходимого для
доказательства собственных суждений. Учитывается в этом сочинении логичность и последовательность  рассуждений, наличие или отсутствие речевых
ошибок.

Важно помнить экзаменуемым и то, что орфографические и
пунктуационные ошибки во всех заданиях на ЕГЭ по литературе не проверяются, но
все-таки необходимо стремиться писать грамотно.

В задании С5 от вас требуется дать развёрнутый ответ на один
из трех проблемных вопросов, связанных с конкретными литературными
произведениями разных эпох. Одно произведение относится к XVIII – первой
половине XIX в., второе – ко второй половине XIX в., третье – к периоду с
1890-х гг. до 1970-х гг.Что должно быть в вашем тексте и чего следует
избегать:

1.В сочинении должна быть раскрыта тема и четко
прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный
вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о произведении.

Вспомните Л. Толстого: «Чтобы произведение было хорошо, надо
любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я любил мысль
семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную». Даже в столь масштабных
произведениях основная мысль – одна. Вы же пишете мини-текст. Не перегружайте
его не относящимися к делу подробностями.

2.В сочинении должен быть изложен традиционный (то есть
общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы можете
изложить свою позицию или солидаризироваться с неким исследователем-«бунтарём»,
но лишь после того, как покажете знание «стандартной» версии.

Например, рассуждая об открытом финале «Евгения Онегина», вы
можете упомянуть предположение В. Набокова о том, что Пушкин намекал на
возможность самых разных поворотов в истории Онегина и Татьяны, однако базовым
в вашем мини-сочинении должно стать общепринятое мнение: герой потерял любимую
женщину навсегда.

3.Сочинение должно быть логичным по форме и доказательным
по содержанию
. Каждый абзац должен работать на доказательство главного тезиса
по принципу «от очевидного – к неочевидному».

Не следует излишне увлекаться характеристиками героев или
описаниями перипетий сюжета. Правильный ответ на вопрос должен быть основан на
анализе, а не на пересказе
.

Помните, что композиция сочинения должна включать
содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и
содержательное заключение. При этом все части сочинения должны быть связаны
между собой.

4.Не забудьте подтвердить каждый тезис своего сочинения
цитатой – прямой или косвенной.

Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Во-первых,
потому что в них легко ошибиться, а во-вторых, потому что цитата – всего лишь
подтверждение, а не замена вашей мысли. Однако без постоянных апелляций к
тексту произведения в сочинении не обойтись.

Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её
своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и
драматических произведений; лирику пересказывать нельзя!

5.Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный
вариант литературоведческого исследования, и владение базовыми понятиями этой
академической дисциплины необходимо.

6. В идеале сочинение должно быть написано литературным
языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок. В сочинении
равно недопустимы категоричность, патетика, чрезмерная эмоциональность,
канцеляризмы, штампы и панибратское обращение с великими (никаких «Александр
Сергеевич» и «маленький Саша» – только «А.С. Пушкин», «автор», «поэт»).

Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать
чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение текстом
произведения, показать теоретико-литературные знания и проявить свою
грамотность.

http://www.noisette-software.com/primer-sochineniya-ege-po-literature-s-kommentariem-ekzamenatora/

http://5litra.ru/other/951-sopostavlenie-tem-prozy-s2-v-ege-po-literature.html

С Николаем Максимычем Путохиным приключилась беда, от которой широким и беспечным российским натурам так же не следует зарекаться, как от тюрьмы и сумы: он невзначай напился пьян и в пьяном образе, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам. От этих беспутно проведенных пяти суток в его памяти уцелел один только похожий на кашу сумбур из пьяных рож, цветных юбок, бутылок, дрыгающих ног. Он напрягал свою память, и для него ясно было только, как вечером, когда зажигали фонари, он забежал на минутку к своему приятелю поговорить о деле, как приятель предложил выпить пива… Путохин выпил стакан, другой, третий… После шести бутылок приятели отправились к какому-то Павлу Семеновичу; этот последний угостил копченым сигом и мадерой. Когда мадера была выпита, послали за коньяком. Дальше больше — и дальнейшие события заволакиваются туманом, сквозь который Путохин видел что-то похожее на сон: лиловое лицо какой-то шведки, выкрикивавшей фразу: «Мужчина, угостите портером!», длинную танцевальную залу с невысокими потолками, полную дыма и лакейских рож, себя самого, закладывающего большие пальцы рук в жилетные карманы и откалывающего ногами чёрт знает что… Далее он видел, как во сне, небольшую комнатку, стены которой увешаны лубочными картинами и женскими платьями… Припоминал он запах разлитого портера, цветочного одеколона и глицеринового мыла… Несколько яснее выделялась из сумбурной каши картина пробуждения, тяжелого, скверного, когда даже солнечный свет кажется отвратительным…

Он помнил, как, не найдя у себя в кармане часов и медальонов, в чужом галстухе, с пьяной тяжелой головой он поторопился на службу. Красный от стыда, дрожа от хмельной лихорадки, стоял он перед начальством, а начальство, не глядя на него, говорило равнодушным голосом:

— Не трудитесь оправдываться… Я даже не понимаю, зачем вы побеспокоились пожаловать!.. Что вы у нас больше не служите, это уже решено-с… Нам не нужны такие служащие, и вы, как толковый человек, поймете это… да-с!

Этот равнодушный тон, острые, прищуренные глаза начальства и деликатное молчание товарищей резко выделялись из сумбура и уже не походили на сон…

— Мерзко! Подло! — бормотал Путохин, возвращаясь домой после объяснения с начальством. — И осрамился и место потерял… Подло, гадко!

Отвратительное чувство перегара наполняло его всего, начиная со рта и кончая ногами, которые еле ступали… Ощущение «ночевавшего во рту эскадрона» томило всё его тело и даже душу. Ему было и стыдно, и страшно, и тошно.

— Хоть застрелиться в пору! — бормотал он. — И стыдно и злоба душит. Не могу идти!

— Да, плохая история! — соглашался сопровождавший его сослуживец Федор Елисеич. — Всё бы ничего, но вот что скверно: место потерял! Это хуже всего, брат… Именно стреляться в пору…

— Боже мой, а голова… голова! — бормотал Путохин, морщась от боли. — Трещит, точно лопаться хочет. Нет, как хочешь, а я зайду в трактир опохмелиться… Зайдем!

Приятели зашли в трактир…

— И как это я напился, не понимаю! — ужасался Путохин после второй рюмки. — Года два в рот ни капли не брал, зарок жене дал перед образом… смеялся над пьяницами, и вдруг — всё к чёрту! Ни места, ни покоя! Ужасно!

Он покрутил головой и продолжал:

— Иду домой, точно на смертную казнь… Не жалко мне ни часов, ни денег, ни места… Я готов мириться со всеми этими потерями, с этой головной болью, с нотацией начальства… но одно меня тревожит: как я с женой встречусь? Что я скажу ей? Пять ночей дома не ночевал, всё пропил и отставку получил… Что я могу сказать ей?

— Ничего, побранится и перестанет!..

— Я должен показаться ей теперь отвратительным, жалким… Она не выносит пьяных людей, и, по ее мнению, всякий кутящий подл… И она права… Разве не подло пропивать кусок хлеба, прокучивать место, как я это сделал?

Путохин выпил рюмку, закусил соленой белужиной и задумался.

— Завтра, значит, придется шагать в ссудную кассу… — сказал он после некоторого молчания. — Места скоро не найдешь, стало быть, голодуха препожалует к нам во всем своем величии… А женщины, братец ты мой, всё могут простить тебе — и пьяную рожу, и измену, и побои, и старость, но не простят они тебе бедности. В их глазах бедность хуже всякого порока. Раз моя Маша привыкла ежедневно обедать, то хоть украдь, а подавай ей обед. «Без обеда, скажет, нельзя; не так мне есть хочется, как от прислуги совестно». Да, брат… Я этих баб прекрасно изучил… Пятидневное беспутство простится мне, но голодуха не прощается.

— Да, головомойка будет важная… — вздохнул Федор Елисеич.

— Она рассуждать не будет… Ей нет дела до того, что я сознаю свою вину, что я глубоко несчастлив… Какое ей дело? Женщинам нет до этого дела, особливо если они заинтересованы… Человек страдает, задыхается от стыда, рад пулю пустить себе в лоб, но он виноват, он согрешил, и его бичевать нужно… И хоть бы она хорошо выбранилась или побила, но нет, она встретит тебя равнодушно, молча, неделю целую будет казнить тебя презрительным молчанием, язвить, донимать жалкими словами… Можешь себе представить эту инквизицию.

— А ты прощения попроси! — посоветовал сослуживец.

— Напрасный труд… На то она и добродетельна, чтоб не прощать грешных.

Идя из трактира домой, Николай Максимыч придумывал фразы, какими он ответит жене. Он воображал себе бледное, негодующее лицо, заплаканные глаза, поток язвительных фраз, и его душу наполняло малодушное чувство страха, знакомое школьникам.

«Э, плевать! — решил он, дернув у своей двери за звонок. — Что будет, то будет! Коли невыносимо станет, уйду. Выскажу ей всё и уйду куда глаза глядят».

Когда он вошел к себе, жена Маша стояла в передней и вопросительно глядела на него.

«Пусть она начинает», — подумал он, взглянув на ее бледное лицо и нерешительно снимая калоши.

Но она не начинала… Он вошел в гостиную, потом в столовую, а она всё молчала и глядела вопросительно.

«Пущу себе пулю в лоб! — решил он, сгорая со стыда. — Не могу дольше терпеть! Сил нет!»

Минут пять ходил он из угла в угол, не решаясь заговорить, потом быстро подошел к столу и написал карандашом на газетном листе: «Кутил и получил отставку». Жена прочла, взяла карандаш и написала: «Не нужно падать духом». Он прочел и быстро вышел… к себе в кабинет.

Немного погодя жена сидела возле него и утешала:

— Перемелется, мука будет, — говорила она. — будь мужчиной и не кисни… Бог даст, перетерпим эту Беду и найдем место получше.

Он слушал, не верил своим ушам и, не зная, что отвечать, как ребенок, заливался счастливым смехом. Жена покормила его, дала опохмелиться и уложила в постель.

На другой день он, бодрый и веселый, искал уже место, а через неделю нашел его… Пережитая им беда многое изменила в нем. Когда он видит пьяных, то уже не смеется и не осуждает, как прежде. Он любит подавать милостыню пьяным нищим и часто говорит:

— Порок не в том, что мы пьянствуем, а в том, что не поднимаем пьяных.

Может быть, он и прав.

Работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ посвящено много статей, содержащих ценные методические рекомендации; в помощь учителю коллегами создано большое количество презентаций к уроку, связанных с объяснением этого материала детям. И каждый учитель, ориентируясь на уже прочитанное, известное, все равно создает собственный вариант алгоритма работы со старшеклассниками и собственную презентацию с опорой на имеющийся опыт. Мы предлагаем свой вариант работы по подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ с учетом особенностей, связанных с желанием сделать эту работу максимально эффективной, с желанием уплотнить урок, сделать подготовку учеников к такому виду работы более интенсивной, а саму работу интересной.

Хотелось бы сразу оговориться, что провести такую работу за 45 минут можно только с хорошо подготовленными к работе в группе детьми, для которых эта работа привычна, поэтому ученики быстро ориентируются при распределении обязанностей, умеют контролировать свое время и работать быстро, не отвлекаясь. Если же вы находитесь на первых этапах обучения детей такой форме работы, то 45 минут будет недостаточно – попробуйте спаренные уроки (1,5 часа). В нашем случае урок (45 минут) был проведен с детьми, подготовленными к работе в группе (конец года в 10 классе).

Цели и задачи урока:

  • продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;
  • продолжить работу по подготовке учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
  • повторить основные структурные элементы сочинения-рассуждения;
  • учить формулировать мысль, убедительно аргументировать её;
  • развивать умение логично, грамотно излагать мысль;
  • формировать коммуникативные навыки и умения, умения работать в группе;
  • воспитывать умение слушать друг друга, учитывать мнение другого.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, тексты на каждого ученика.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (10 минут). Презентация (1 слайд)

Актуализация

Мы с вами с начала 10-го класса начали работу по подготовке к написанию части С, познакомились со структурой работы и написали несколько пробных сочинений, но они далеко не совершенны, а значит, работа по анализу текста требует значительных усилий и времени. И чем больше текстов будет проанализировано и прокомментировано нами, тем в большей степени мы будем подготовлены к такому виду работы, как сочинение в формате ЕГЭ.

Напоминаю, что на одном уроке мы могли проанализировать только один текст. Сегодня же мы поработаем с тремя текстами, и надеюсь, что ценность нашего урока будет определяться большей его эффективностью и интенсивностью.

Я предлагаю вам поработать в группах (их будет три), и каждая группа будет работать со своим текстом. Работа в группе предполагает помощь всех каждому, и чем активней каждый из вас будет работать, тем быстрее, эффективнее и интенсивнее пройдет наша встреча, итогом которой будет знакомство с тремя разными текстами и написание трех сочинений в формате ЕГЭ (естественно, черновых вариантов).

Презентация 2 слайд. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, коротко напомню вам структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Вам нужно: сформулировать проблему, прокомментировать ее, сформулировать позицию автора, согласиться или не согласиться с автором, выразить свое отношение по проблеме, привести два аргумента и сделать вывод.

3 слайд. Напоминаю, что проблема – это вопрос, требующий решения, ответа, и о том, что проблема может быть сформулирована через определение (проблема какая), проблема + сущ. в Р.п. или с помощью вопроса.

4 слайд. Приемы включения в текст могут быть различны: например, «автор размышляет над проблемой…», «В тексте поднимается проблема…». Или вы формулируете проблему с помощью вопроса.

5 слайд. Затем вы должны прокомментировать эту проблему, т.е. ответить на вопросы: «Как, на каком материале автор раскрывает проблему?» «На чем заостряет внимание?»

6 слайд. Затем необходимо сформулировать позицию автора, пользуясь возможными клишированными, шаблонными элементами (творческий подход — в 11 классе): «Говоря о проблеме…,автор дает понять, что…» или

«Автор текста не скрывает своего отношения к…».

Или если в тексте присутствует оценочность при выражении авторской позиции, то возможно «это …вызывает сочувствие/возмущение/осуждение автора текста».

7 слайд. Переход к основной части также может быть оформлен с помощью следующих включений: «Трудно не согласиться с позицией автора, ведь…». Или: «Я готов разделить точку зрения автора…», «Мне близка позиция автора…», «Позиция автора понятна…»

Если вы не во всем согласны с автором, то возможно такое оформление: «Позиция автора вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, (и вы формулируете точки согласия с автором)…С другой – (и вы определяете аспекты, по которым выражаете несогласие)».

8 слайд. Ваше согласие/ несогласие можно включить словами: «Действительно, эта проблема волнует/ заставляет задуматься/ не может оставить равнодушным/ задевает душу каждого/ не кажется мне злободневной, важной…»

Не забудьте воспользоваться вводными словами «На мой взгляд,…В самом деле,…Разумеется,…Безусловно…». Если вы подобрали аргумент из художественной, публицистической и научной литературы, можно воспользоваться следующими фразами включения: «Аналогичное отношение к …встречается в книге/ статье…», «Подобные поступки совершают герои…»

9 слайд. Напоминаю о видах аргументов: это ваш личный жизненный опыт, факты истории, материал телевизионных передач и особую ценность имеют аргументы из читательского опыта.

10 слайд. Не забудем написать заключение, которое может быть по форме риторическим вопросом или риторическим восклицанием, возможен призыв к действию, или вы используете такой прием, как «ход в будущее», т.е. что будет, если…Или приведете слова известных людей, или воспользуетесь народной мудростью.

Конкретизация задачи

Итак, мы располагаем 15 минутами, когда вы сообща выполните работу – напишите черновик сочинения и представите на наш суд. Затем один представитель группы познакомит всех с текстом и черновым вариантом сочинения. Вы сможете оценить три варианта, дать свой комментарий. Приступайте к работе.

Для учеников, с которыми проводился урок, работа в группе привычна. Дети перед началом работы сами выбирают координатора группы, который организует работу в своей команде. Поиск проблемы, конечно же, осуществляется сообща. Дети выбирают одну из проблем текста, формулируют ее, а затем координатор распределяет обязанности среди учеников группы: 2-3 — сообща пишут комментарий (например, один отбирает факты для комментария, второй записывает, третий редактирует); 2-3 – формулируют позицию; 2-3 подыскивают и записывают аргументы; кто-то, послушав черновой вариант полученного, быстро набросает вступление и заключение. Редактирование должно быть незначительным из-за отсутствия достаточного количества времени. Учитель может оставить открытым 2-ой слайд со структурой работы во время работы учащихся.

2. Работа в группах (15 минут).

Это время напряженной работы учащихся, т.к. перед ними стоит довольно трудная задача – уложиться в отведенные 15 минут и при этом создать вариант, пусть и черновой, сочинения в формате ЕГЭ.

3. Отчет групп (15 минут) предполагает:

а) чтение текста (2 минуты) – к этому моменту у каждого учащегося имеются все три текста;
б) чтение черновика (3 минуты). Чтение поручаем представителю группы.

Если вы проводите занятие продолжительностью 1,5 часа, уместно и полезно после каждого варианта прочтения чернового варианта запустить этап широкого обсуждения по вопросам: верно ли сформулирована проблема? удачен ли комментарий? что необходимо добавить к написанному? по сформулированной ли проблеме определена позиция автора? какие еще аргументы можно было привести в доказательство своих рассуждений? какие речевые ошибки и недочеты были отмечены вами? и т.п.

4. Подведение итогов и домашнее задание:

Итак, мы с вами проанализировали 3 текста, прослушав три возможных варианта сочинения-рассуждения части С в формате ЕГЭ. Надеюсь, что при выполнении подобной работы в будущем вы учтете ошибки, допущенные при написании черновика сочинения.

А оценки получит каждый из вас, когда дома в рабочей тетради оформит один из вариантов сочинения на выбор: или тот, над которым вы работали сообща (отредактируйте с учетом замечаний), или, если вам понравился текст, над которым работали дети других групп, напишите сочинение-рассуждение по нему. Предоставляю вам свободу выбора. Соотнесите свой выбор со своими возможностями. Удачи!

Подобная работа, как и любая работа в группах, позволяет учителю решить проблему дефицита урочного времени и дает возможность детям поработать с большим количеством текстов, а значит, и попыток формулирования проблемы, позиции, поиска аргументов. Обычно работа по написанию сочинения в формате ЕГЭ проходит фронтально. Если это устная работа, то работают, как правило, отдельные ученики, одни и те же. И без особого удовольствия оформляют письменно, будь то часть сочинения (проблема, комментарий, позиция) или полный вариант работы (+ аргументы). Групповая форма работы позволяет решить не только учебные задачи, но и воспитательные: формировать умения работать в группе, умение слушать друг друга, учитывать мнение другого, координировать работу группы, брать на себя ответственность при принятии решения и т.п.

Использованная литература

  1. Как успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе.// В помощь выпускникам и родителям. Окружной методический центр ЦАО. Составители: Карпова И.И., Глухова С.В., Мухина Н.Н., Панова Ю.А., Москва, 2009.
  2. Материалы сайта https://urok.1sept.ru

Приложение

Можно воспользоваться текстами из любой тренировочной или диагностической работы предыдущих лет (мы поступили именно так).

Текст 1.

С Николаем Максимычем Путохиным приключилась беда. Он внезапно получил отставку по службе. Потрясенный свершившейся несправедливостью, этот добропорядочный человек, презиравший прежде алкоголь, невзначай напился пьян и, забыв про все на свете, ровно пять дней и ночей сидел в трактире.

Придя в себя и устыдившись, Николай Максимович направился домой. Он заранее придумывал фразы, какими он ответит жене. Он вообразил себе горящее, негодующее лицо, заплаканные глаза, поток жгучих фраз, и тотчас душу наполнило малодушное чувство страха, знакомое школьникам.

«Э, все равно! – решил он, дернув у своей двери за звонок. – Что будет, то будет! Коли невыносимо станет, уйду из дома. Выскажу ей стояла в передней и с вопросом глядела на него.

«Пусть она начинает», – подумал он, взглянув на ее бледное лицо и нерешительно снимая калоши. Но она не начинала… Он вошел в гостиную, потом в столовую, а она все молчала и глядела вопросительно.

«Пущу себе пулю в лоб! – решил он, сгорая со стыда. – Не могу дольше терпеть! Сил нет!» Минут пять ходил он из угла в угол, не решаясь заговорить, потом быстро подошел к столу и написал карандашом на газетном листе: «Получил отставку». Жена прочла, взяла карандаш и написала: «Не нужно падать духом». Он прочел и быстро вышел, но не из дома, а… к себе в кабинет.

Немного погодя Маша сидела возле него и утешала.

– Перемелется, мука будет – говорила она. – Будь мужчиной и не кисни… Бог даст, перетерпим эту беду и найдем место получше.

Он слушал, не верил своим ушам и, не зная, что отвечать, как ребенок, заливался счастливым смехом. Жена покормила его, подогрела воду, умыла и уложила в постель. На другой день он, бодрый и веселый, искал место, а через неделю нашел его…

Пережитая беда многое изменила в нем. Когда он видит нетрезвых, бездомных, опустившихся людей, то уже не смеется и не осуждает, как прежде. Он любит подавать милостыню нищим и часто говорит: «Порок не в том, что мы порой оказываемся на дне, а в том, что не поднимаем падших».

Может быть, он и прав.

(По А.П. Чехову)

Текст 2.

Когда Л.Н.Толстой обрушил свой гнев на пустое «искусство ради искусства» и в пылу идеологической полемики сгоряча отнес к искусству такого рода пейзажную живопись, И.Е.Репин, возражая, решительно опроверг его. Пейзажи дороги нам не только потому, считал он, что верно изображают природу, но и потому, что в них отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты.

Действительно, лучшие отечественные художники-пейзажисты своим творчеством опровергли точку зрения Толстого. Кто может усомниться, что со времен Ф.А.Васильева русский пейзаж будит в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, по словам И.Н.Крамского, «лучше, добрее, здоровее»! А разве не здесь дышит настоящее мастерство и разве не в этом состоит главная цель искусства?

Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель И.И.Шишкин. Оба художника по-разному проявили свое «личное отношение» к природе, и каждый выразил собственное понимание ее красоты, которое со всей полнотой воплотилось в творчестве. «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, — писал Крамской. – Я думаю, что он единственный у нас человек, знающий пейзаж. Причем знающий его самым ученым образом».

Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. Его ясные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих рощ, шумных дубравах и бескрайних полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности. Мы можем только удивляться той безупречной верности, с какой он изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зеленой траве-мураве…

Да, в его медленном, неторопливом и ясном повествовании почти не проявилось то, что Крамской образно называл «стрункой души, которая могла бы обращаться в песню». Трудолюбивый Шишкин был прозаиком русского пейзажа, Васильев, чуткий и лиричный, стал его поэтом.

При этом искусство каждого из них никогда нельзя было назвать «пустым и бессодержательным», каждый из авторов по-своему передавал любовь к родной земле. Творчество каждого из них в полной мере подтвердило правоту Репина и ошибочность позиции Толстого.

 (По Л.Н.Волынскому)

Текст 3

Чем архитектура отличается от простого строительства? Вы скажете: конечно, красотой! Но можно ли измерить степень красоты, выразить ее математически или словесно? Нередко это кажется невозможным даже специалистам. Но все-таки попытаемся определить, из чего складывается красота в архитектуре.

Многие столетия знаменитая церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. Небогатая скульптурным убранством, она незатейлива по композиции. Но увидишь ее облик хоть раз – и забыть такую красоту невозможно. Где, в чем секрет? В верно найденных пропорциях – соотношении ширины и высоты, отдельных частей и целого. Именно благодаря этим правильно выбранным пропорциям церковь кажется такой легкой, изящной.

Совсем другое впечатление производит Дмитриевский собор во Владимире. Он не кажется тяжеловесным и неуклюжим, несмотря на внушительные здания. Этому способствует великолепный скульптурный декор, сплошь покрывающий фасад. Вот почему даже огромные здания, которые имеют правильно выбранный внешний декор, но и необычную внешнюю композицию: восемь малых куполов толпой обступили большой, центральный. Лики красоты неповторимы, и каждый по-своему прекрасен.

Цвет роднит архитектуру с живописью и скульптурой. Древние греки, придавая цвету огромное значение, раскрашивали даже благородный мрамор своих статуй. В русском обществе отношение к цвету менялось: владимирские храмы 12 века и московские 14 — 16 века были белыми, а в 16 веке архитектурные сооружения уже выглядели по-иному: традиционным стало сочетание красного и белого. На фоне красных кирпичных стен нарядно смотрелись белокаменные резные украшения – порталы входов, наличники окон, карнизы, колонны. Позже, в 17 веке, храмы и дворцы украшали изразцами.

Не последнюю роль в архитектуре играет умение мастера придать своему произведению выразительный облик. Луковичные главки русских храмов были видны издалека, похожие по силуэту на пламя свечи. В 16 веке на Руси стали строить шатровые церкви. Привычный облик храма изменился, стал похож на устремленную ввысь ракету.

Так из целого ряда составляющих: соотношения пропорций, деталей внешнего декора, архитектурной композиции, цвета – складывается неповторимая красота памятника зодчества.

 (По Ю.С.Рябцеву)

  • Сочинение с крылатыми фразами 5 класс
  • Сочинение с использованием фразеологических оборотов
  • Сочинение с новыми словами
  • Сочинение с него начинается родина
  • Сочинение рылов в голубом просторе 3 класс презентация